автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Одиночество как социокультурный феномен

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Фаррахов, Айрат Фансафович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Одиночество как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Одиночество как социокультурный феномен"

На правах рукописи

........ / '

Фаррахов Айрат Фансафович

ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

'27 НОЯ 2014

Краснодар- 2014 005556012

005556012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент

Тихонов Геннадий Михайлович

Официальные оппоненты: Рогова Евгения Евгеньевна

доктор философских наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», • доцент кафедры организационной и -прикладной психологии

Зорин Александр Львович доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Краснодарский .. государственный университет культуры и искусств», профессор кафедры философии и политологии Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Ижевская

государственная сельскохозяйственная академия»

Защита состоится 30 декабря 2014 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128).

С Диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского университета МВД России и на сайте по адресу: http://www.krdu-mvd.ru. Автореферат разослан «_»_2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Ф^ Е.М. Куликов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одиночество, как и общность с другими людьми являются частью человеческого существования. Этот феномен имеет противоречивую и многоуровневую характеристику. Его сложность обуславливается самой сущностью существования человека. Хотя, с одной стороны, человек является существом общественным, по Аристотелю1 он «гооп роННкоп», имеющий потребность в единении с социумом, однако, с другой стороны, он субъект рефлектирующий, индивид, испытывающий потребность в индивидуализации и автономии. Согласно исторической перспективе социального развития человека, потребность в постоянном общении с другими людьми закрепилась в человеке филогенетически. Вследствие этого потеря общения представляется для индивида серьезной проблемой.

Традиционно одиночество понимается как негативное явление и противопоставляется общности. Сложности начинаются уже с определения данного феномена. В чем разница между добровольным уединением и невольной изоляцией? Что есть одиночество: социальная болезнь или нормальное явление? Существующие теоретические воззрения вступают в противоречивые отношения и до настоящего времени не выработана единая модель, которая позволила бы объяснить все появляющиеся противоречия.

Однозначное понимание данного феномена, как положительного или отрицательного фактора, происходит из-за предпочтения той или иной модели одиночества. Например, представители психодинамической и феноменологической модели трактуют одиночество как негативный, патологический феномен, который нужно подвергать терапии, как клиническую проблему. И наоборот, имеет место переоценка самодостаточности и независимости человека в качестве творца себя самого, людьми, ориентирующимися на модель «автономного субъекта».

1 Аристотель. Сочинения в четырех томах. - М.: Мысль, 1984.

С точки зрения философов-экзистенциалистов, одиночество понимается как необходимый элемент существования человека, обеспечивающий его личностное развитие. Оно изначально имманентно каждому человеку, универсально и присутствует в самой структуре личности. Способность быть одному, наличие самодостаточности личностного бытия является основным условием для социального признания, что помогает достичь значимых социальных результатов. Однако в такой же степени важным является опыт социальных контактов и принадлежности к общности, что может быть, в свою очередь, главным условием для формирования способности к автономии и умению полагаться только на самого себя.

В последнее время появилось много работ, посвященных исследованию данного феномена. Это занимает умы представителей различных направлений научного знания: философии, психологии, психиатрии, социологии. Рассмотрение одиночества с точки зрения философии предполагает выяснение происхождения, причин и сущности этого феномена. Важным в этом отношении является принцип дополнительности, что дает возможность изучать области деятельности человека наиболее системно, в данном случае раскрыть функции и сущность одиночества.

В современной науке, в рамках исследования данного феномена имеется несколько теоретических подходов, каждый из которых указывает на определенные стороны одиночества. Отсюда появляется необходимость уточнения теоретической базы каждого из этих подходов и определения отличия одного от другого. Кроме того, многим работам характерно использование концептуально сокращенной версии понимания феномена одиночества, которое, как правило, определяется только опытом разрыва или утраты социальных взаимоотношений, что сужает понимание феномена одиночества еще больше. Недостаточно внимания уделяется тому факту, что феномен одиночества как экзистенциальный опыт и антропологический модус каждого индивида является комплексным конструктом.

Выбор темы данной работы обусловлен актуальностью и недостатком теоретической обоснованности рассматриваемых вопросов.

Степень разработанности темы. Теоретическая, художественная и религиозная рефлексия одиночества занимала умы философов с древности. Еще в античности эта тема была отражена классиками философской мысли, такими как Платон и Аристотель, Сенека, Марк Аврелий и Конфуций. В более поздний период она освещалась в трудах Г. Гегеля, Э. Гуссерля, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Б. Паскаля, Г. Topo, И. Фихте, которые послужили базой для дальнейших трудов философов, в том числе и экзистенциалистов. Большое внимание проблеме одиночества уделялось Н. Бердяевым, А. Камю, Ж.-П. Сартром, считавших, что одиночество является нормальным явлением жизненных обстоятельств человека. Такие ученые, как Б. Миюскович и И. Ялом указывали на психологическое и метафизическое одиночество человека, которое определяется тем, что человек есть единственное существо, осознающее самого себя.

Некоторые исследователи достаточно глубоко характеризуют основные признаки одиночества, различая:

- положительное и отрицательное переживание (И.Б. Лотц),

- внешнее и внутреннее (Г. Кольбель),

- первичное и вторичное (Х.Д. Витцлебен),

- эмоциональное и социальное (P.C. Вейс),

- патологическое и экзистенциальное (Д. Гаев),

- психологическое и метафизическое (Б.Л. Миюскович).

В конце двадцатого века в философской литературе были опубликованы работы JI.A. Пепло и Д. Перлмана, где указывается на фактор познания, который опосредует связь между недостаточной социальностью и чувством одиночества. Ими вводятся когнитивная модель, описывающая одиночество как субъективный феномен.

Среди авторов отечественных обобщающих исследований по проблеме феномена одиночества можно назвать таких ученых как Н.П. Романова, Ю.М. Швалб, В.И. Лебедев, О.В. Данчева.

А.Г. Амбрумова и В.И. Лебедев считают одиночество негативным феноменом, патологией и клиническим фактором.

Отдельное место в концептуализации феномена одиночества занимает психодинамическая модель Винникота. Ученый рассматривал этот феномен как позитивное явление. По его мнению, духовно зрелый человек определяется наличием способности к одиночеству. Ясперс считает, что одиночество необходимо для установления подлинной коммуникации. Такой же точки зрения придерживается российский исследователь В.А. Кувакин, аргументируя свой взгляд на одиночество как на позитивное явление. Подобным образом, Л.П. Гримак, рассматривая одиночество с точки зрения психологии, считает, что для правильной работы организма человека и его психики абсолютно необходимо время от времени быть в полном одиночестве. A.A. Артамонова видит в одиночестве возможность позитивного личностного развития.

Такие отечественные ученые, как Ж.В. Пузанова и В.И. Курашов внесли свой вклад в социобиологические трактовки одиночества. Экзистенциальные исследования одиночества представлены такими отечественными учеными как A.C. Гагарин и Д.Б. Демидов.

Значительный вклад в исследование проблемы одиночества в социально-психологическом аспекте внес современный ученый Н.В. Хамитов, который является представителем психоаналитической философии. Тем не менее, из всего многообразия трактовок феномена одиночества, можно выделить два основных подхода. С одной точки зрения одиночество есть врожденное качество, поэтому исследуются биологические основы одиночества. Целью является подтверждение связи чувства одиночества и отдельных районов головного мозга.

С другой точки зрения, одиночество есть свойство, приобретенное человеческим обществом в процессе своего развития. Это вызывает изучение социальных основ одиночества и поиск доказательства связи одиночества и дефицита социальных взаимоотношений. На этом основании была сформулирована социологическая модель, которую представляют такие исследователи как Д. Рисмен, С. Боуман, П. Слейтер. Российские исследователи, такие как B.C. Барулин, Е.И. Голохова, Н.В. Панина описывают процесс объективации духовного потенциала личности и интенций духа. Это находит свое отражение в содержании социокультурного поля, в стремлении человека к общности и социальным контактам.

Немаловажный вклад в изучение феномена одиночества посредством его взаимосвязи с общением внесли М.С. Каган и A.A. Бодалев.

Существенным для понимания демографических характеристик опыта одиночества являются педагогические и психологические исследования. Так, проблемам одиночества в геронтологическом аспекте посвящена работа P.C. Яцемирской и И.Г. Беленькой. Авторы исследовали экономические и социальные аспекты одиночества в старости и юности.

Классические зарубежные исследования проблемы одиночества опубликованы в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е. Покровского. Этот сборник представляет монографическую целостность, так как работы зарубежных ученых не только объединяются в единую проблематику, но и имеют структурированное, логическое единство. В сборнике представлены социально-психологические, философские и социологические подходы к изучению феномена одиночества. По мнению Покровского, одиночество всегда будет сопровождать человека, как и его социальное бытие.

Ф.Г. Майленова, практикующий психолог и консультант, также рассматривает одиночество как экзистенциальный феномен и указывает на невозможность преодоления одиночества. Автор предлагает учиться считать одиночество составной частью нашей жизни.

Такие исследователи как С.Г. Корчагина, Г.М. Тихонов и Л. Примаков, изучают возможность терапии одиночества, вследствие чего главной частью их научных изысканий является исследование схемы социальных взаимодействий индивидов и одиноких людей в частности. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома, Г.В. Залевского, Н.В. Шитовой и др.

Принимая во внимание анализ содержания и степень разработанности темы исследования, приходим к выводу, что существует значительный пласт различной социально-философской, социологической и психологической литературы, которая дает определенные представления о феномене одиночества в современном обществе. Тем не менее, эта информация в имеющемся виде фрагментарна, а также несоизмерима по многим параметрам.

Таким образом, несмотря на то, что проблема социально-философского исследования одиночества в современном обществе находится в поле зрения зарубежных и отечественных ученых, однако решение этой проблемы далеко не закончено. Это позволяет говорить о существовании значительной исследовательской лакуны. Такими соображениями определяется обращение к данной теме.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование одиночества как социокультурного феномена, его концептуализации и практического проявления в современном обществе.

Выполнение поставленной цели реализуется посредством следующих задач:

1. Представить феномен одиночества как предмет социально-философского знания;

2. Рассмотреть различные теоретические модели одиночества, сложившиеся в социально-философской отрасли научного знания.

3. Разработать методологический конструкт исследования феномена одиночества в современном обществе;

4. Выявить индивидуальные детерминанты одиночества в современном обществе;

5. Выявить общественные детерминанты одиночества в современном обществе;

6. Раскрыть амбивалентную природу одиночества в современном обществе.

Объектом исследования является одиночество как социокультурный феномен.

Предметная область представлена исследованием механизма возникновения и проявления одиночества как социокультурного феномена в современном обществе.

Гипотезой исследования выступает предположение, что основными фактами существования человека является как общность, так и разъединенность с другими. Одиночество можно назвать контрапунктом общности. Оно является такой же человеческой потребностью для удовлетворительного существования, как и общность. Конструктивное общение (совместное пребывание) предполагает индивидуальную способность быть одному. Тем самым одиночество понимается не только как патологическое явление, но и как необходимый элемент существования человека. Одним из ключевых условий успешного изучения этого феномена является преодоление концепции «дефицита», где одиночество рассматривается как результат недостатка социальных связей.

Теоретические и методологические основы диссертации. Основным инструментом, используемым в исследовании изучаемого феномена, является диалектика, которая указывает на взаимосвязь и единство категорий. Метод альтернатив, общая идея которого сформулирована К. Поппером2, представляет собой диалектический подход в научном исследовании, предполагающий взаимоотрицание и взаимополагание

2 Поппер К. Что такое диалектика? / Пер. с англ. Г.А. Новичковой // Вопросы философии. - 1995. -№1 .-

С.118-138.

альтернатив, что позволяет выяснить проблему одиночества, учитывая два разреза человеческого бытия: индивидуального и социального. Данная работа выполнена в рамках диалектического подхода, основываясь на идеях таких российских ученых как Д.В. Пивоваров и К.Н. Любутин'. Герменевтический метод используется по причине сложной, противоречивой, часто не понятной для рационального осмысления содержания феномена одиночества. Активным идеологом герменевтического метода можно назвать Вильгельма Дильтея. Ученый указывал на понимание событий путем личностного сопереживания. Он выдвинул концепцию, где герменевтика рассматривается как методологическая база для гуманитарных наук. Основную роль играет тезис: «Природу мы объясняем, а человека мы понимаем»4. Ф.Д. Шлеймахер и Ф. Шлегель представили этот метод как искусство понимания чужой индивидуальности5. М. Хайдеггер и Г. Гадемер обосновали герменевтику не просто как метод, но и как учение об экзистенции человека6.

Большое значение представляют для нас эмпирические данные и их обобщения, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых. Среди них можно выделить таких ученых как А.Г. Амбрумова, Ж.В. Пузанова, Е.Е. Рогова, Н.П. Романова, К.И. Кутрона, P.C. Вейс и др.'

'Пивоваров Д.В, Язык религии. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2006; Любутин K.H. Синтетическая теория идеального. Екатеринбург, 2000.

'Диль-гсй В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

5Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлеймахер. М.:1989. - 160с; Шлегель ФУ/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб: 1890-1907. 'Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем.; Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - 621 с.

Гадемер Г.Г. Истина н метод / пер. с нем.; общ.ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с. В. Кузнецов. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. - М.: 1999. 'Амбрумова А-Г. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. -Т. 6. - № 3;

Пузанова Ж.В. Одиночество и общение (философско-социологичесюш аспект) Текст: автореферат дне. канд. философских наук /Ж.В. Пузанова. М.: 1995;

Рогова Е.Е. Проблемная область одиночества в современном обществе // Общество: полигика, экономика, право. -2010. - №1;

Романова Н.П. Одиночество: введение в проблему Текст. / Н.П. Романова, B.C. Дробышевский. М.: МПУ, 2003;

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Показано, что одиночество как предмет социально-философского знания имеет экзистенциальную основу, являясь извечным спутником человечества. Как экзистенциальное явление, оно уходит корнями в глубинные пласты человеческого сознания и только отчасти проявляет себя в различных формах на поверхности социального бытия. Следовательно, оно ожидаемо и изначально имманентно человеку.

2. Рассмотрены различные модели одиночества, на основании чего был сделан вывод, что одиночество является субъективным феноменом, которое не обязательно связано с физической изоляцией и имеет амбивалентную природу. Обобщение целого ряда существующих моделей послужило ключом к пониманию многих важных разрушающих личность явлений, которые связаны с одиночеством.

3. Разработан методологический конструкт исследования одиночества на основе диспозиционной модели, которая описывает не только ситуативные или личностные детерминанты поведения и переживания, но также и модус «принятия позиции», отображающийся в модели благодаря процессу оценивания, что позволяет ввести категорию одиночества в теорию личности.

4. Выявлены индивидуальные компоненты одиночества, такие как низкая социальная компетенция, личностные качества, демографические аспекты, особенности мышления (когнитивной перцепции), излишняя стандартизация действий, ожидание последствий, тенденция к систематизации своих представлений, физическая непривлекательность.

5. Раскрыты и осмыслены общественные детерминанты одиночества, такие как социальная дистанция между различными профессиональными группами, горизонтальная и вертикальная мобильность, развод, современные технические преобразования, безработица,

Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации Текст. / Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989;

Вейс P.C. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

11

урбанизация.

6. Выявлено, что одиночество представляет собой сложное, неоднородное явление, которое может влиять как положительно, так и отрицательно на человека. Доказано, что существует разница между добровольно принятым уединением и вынужденным одиночеством. Обосновано, что восприятие индивидом своего состояния определяет то, как человек переживает свое одиночество.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В современной философии существует две позиции, призванные ответить на вопрос: является ли одиночество извечным спутником человека или оно возникло на определенном историческом рубеже. Одна из них связывает одиночество с появлением индустриального общества, а также процессом урбанизации. Согласно другой позиции одиночество является вневременным и универсальным феноменом общественного бытия. Если принять во внимание, что появление социума, как определенной солидарности подразумевает восприятие и рефлексию не только существования общности, характерной социуму, но также ее отсутствия, то феномен одиночества будет являться базовым универсальным компонентом, который может видоизменяться в процессе истории, но никогда не прекращающим свое существование в человеческом обществе. Как материальное благополучие человека может подразумевать потенциальную возможность материального неблагополучия, таким же образом вся полнота социального общения имплицитно связана с невозможностью установления последнего или его потерей. Восприятие недостатка общения является основной составной частью содержания одиночества. Следуя данному объяснению, одиночество трактуется как экзистенциальное явление, которое коренится в глубине сознания индивида и только отчасти проявляет себя в той или иной форме в жизни человека.

2. На основе сравнения альтернативных теоретических моделей одиночества, а именно: психодинамической модели, социологической модели, экзистенциальной модели, феноменологической модели, интеракционисткой модели, общесистемной модели, когнитивной модели, интимистской модели, когнитивно-бихевиористской модели выстраивается следующий вывод: данные модели каждая сама по себе, имеет односторонний характер. Одиночество считается патологией и оценивается как негативное состояние представителями двух моделей: ПСИХОДИНаМИЧеСКОЙ И феноменологической. С ними не согласны представители экзистенциальной модели, для которых одиночество является необходимым элементом существования человека, помогающий его развитию. Представители остальных моделей считают природу одиночества нормальной. При этом ученые, представляющие социологическую модель, ставят ударение на ее нормативной природе, понимая феномен одиночества как следствие нормативного социального давления. Что касается причин, обуславливающих одиночество, то следует отметить, что большинство специалистов обнаруживают их в настоящем. По их мнению, они коренятся как в личности, так и в обществе. Только представители психодинамической модели объясняют одиночество влиянием ранних детских переживаний. На наш взгляд, более разработанными являются когнитивный подход и экзистенциальная модель, которые стали благоприятной базой и способствовали появлению других исследований, включая предлагаемую диспозиционную модель одиночества.

3. Методологический конструкт данного исследования одиночества как социокультурного феномена в современном обществе опирается на синтез экзистенциального и когнитивного подходов. Антропологическое взаимодействие социального и индивидуального полей в реальной жизни генерирует психическую динамику, которая выявляет себя на двух уровнях существования: «физическом», означающим физическую общность или раздельность, и «психическом», характеризующимся связностью с другими

или предоставленностью самому себе. Предлагаемая диспозиционная модель учитывает первостепенность когнитивных процессов, так как посредством процесса оценивания модель позволяет соединить психический и физический уровень бытия. Таким образом, модель описывает переживания, которые представляются как различные модусы общности, уединения или одиночества. В ее рамках одиночество определяется как переплетение психических процессов на деятельностном, эмоциональном и когнитивном уровне.

4. В числе выявленных индивидуальных детерминант одиночества наиболее значимыми являются: социальный статус человека, негативная самооценка, дефицит в области социальных компетенций. Индивидуальные факторы, вызывающие одиночество, являются причинами, а не следствием одиночества. Слабые социальные компетенции являются основной причиной одиночества. На основании этого делается вывод, что чем ниже социальная компетенция индивида, то есть, чем ниже его способность коммуницировать со своим окружением, тем больше вероятность наступления чувства одиночества. На одиночество могут влиять также личностные качества, демографические аспекты, особенности мышления, излишняя стандартизация действий, ожидание последствий, тенденция к систематизации своих представлений, физическая непривлекательность.

5. Обществу XXI века характерно стремительное усложнение процессов в культурной, социальной и экономической сферах. Среди общественных детерминант одиночества следует выделить следующее: социальная дистанция между различными профессиональными группами; посменный рабочий график, затрудняющий социальные взаимоотношения; безработица, вследствие которой происходит утрата социальной роли индивида; повышенная мобильность, так как частые переезды негативно действуют на установление близких, доверительных отношений; чрезмерный индивидуализм, ведущий к разрушению не только больших социальных групп - слоев, сословий и классов, но также семьи; современные

технические преобразования, происходящие в обществе и меняющие характер взаимоотношений между людьми.

6. В литературе, истории, искусстве и социологических опросах одиночество оценивается по-разному. Одни исследователи считают одиночество негативным состоянием, разрушающим личность, в то время как другие видят в одиночестве творческое, желанное, активное начало, необходимое для рождения полноценного внутреннего мира человека. Если первые используют для описания одиночества такие прилагательные как: тяжкое, пугающее и вынужденное, то вторые называют его естественным, природным и экзистенциальным явлением. Следовательно, если считать эти точки зрения как две стороны одного и того же процесса становления микромира человека, то это значит, что феномен одиночества, имея двойственную природу подчас оборачивается деструктивным, а порою творческим или свободным началом личности. Таким образом, изобилие, недостаток или особенности социальных связей не вызывают у человека состояния одиночества автоматически. Одиночество возникает в зависимости от реакции внутреннего мира человека на эти связи, отталкивающие или наоборот, привлекающие его, которые могут соответствовать или не соответствовать потребностям индивида и его социальной роли.

Теоретическая и практическая значимость работы. Практическое значение данного диссертационного исследования можно определить возможностью использования полученных выводов и результатов для работы в социальной сфере, для оказания практической терапевтической помощи людям, страдающим тяжелой формой одиночества. Благодаря научному поиску, надеемся, удастся разработать соответствующие организационные и терапевтические меры прикладного значения в таких областях как социальная работа, медицина и благотворительность. Так как проблема одиночества является пограничной, то некоторые выводы могут быть полезными для социальных работников, социологов, психологов и психиатров. Практическое значение работы также связано с возможным

применением результатов исследования для формирования социологических исследований в здравоохранении. Материалы диссертации можно использовать в вузах для составления курсов и в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология и психология.

Теоретическое значение данной работы определяется направленностью ее структуры и логики на исследование недостаточно проработанных концептуально-теоретических моделей одиночества. Методологические наработки могут быть применены в дальнейших исследованиях одиночества как социального феномена.

Апробация исследования. Главные результаты диссертационного исследования были опубликованы в ряде статей в рецензируемых ВАК и РИНЦ печатных изданиях, а также в международных заочных научно-практических конференциях «Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика» (г. Воронеж, январь 2014г.), «Наука, инновации и образование в современных АПК» (г. Ижевск, февраль 2014г.).

Общее количество статей 22, из них 12 статей из перечня ВАК Минобрнауки России. Общий объем публикаций 6,2 пл.

Результаты данного научного исследования были применяемы в учебной и воспитательной деятельности на базе Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы и заключение. Работа изложена на 141 странице. В список литературы вошло 212 источников.

Основное содержание работы

В ведении описана актуальность, объект, предмет и задачи исследования, а также определяется научная новизна данной работы, излагаются основные полученные результаты.

В первой главе «Теоретическое многообразие подходов в исследовании одиночества» приводится дифференциация различных моделей одиночества, исследуется специфика этого феномена и причины его возникновения на основе различных теоретических подходов. Результатом исследования явилось создание диспозиционной модели.

В параграфе 1.1 «Феномен одиночества как предмет социально -философского знания» констатируется, что одиночество не менее значимо, чем общность.

Философское осмысление феномена одиночества уходит корнями в глубокую древность. Пройдя длительную историю, оно развивалось и осмыслялось, показывая общий уровень знаний о мире, согласно каждой исторической эпохе. С возрастанием этого уровня понятие одиночества становилось более содержательным. В осмыслении одиночества наибольший вклад по праву принадлежит философам экзистенциального толка.

Ученые разных философских направлений сходятся в том, что вариации одиночества бесконечны. В основном в научных изысканиях прослеживаются два основных мнения. Одни считают одиночество деструктивным и негативным переживанием, в то время как другие, напротив, доказывают, что оно является необходимым элементом экзистенции человека, выполняющим положительную функцию связи между людьми. Ясперс, например, пишет, что для подлинной коммуникации, требуется противопоставить себя не только другим, но и своему миру. Для того, чтобы человек мог вступить в «подлинную коммуникацию» следует стать одиноким, так как «коммуникация есть общение одиночек»8.

Размышляя о данном феномене, Бердяев высказал мысль, что каждый человек обладает священным правом на одиночество, так как именно благодаря моменту одиночества происходит рождение личности, ее

* Богомолов А С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.:1969. С.343.

17

самосознания и уникальности9. Поскольку отношения «меня» и «другого» всегда конфликтны, следовательно, невозможно вести речь о какой-либо «общности». Анализируя самые обычнее примеры «общности» индивидов, Сартр приходит к выводу, что солидарность с так называемой «общностью» всегда иллюзорна и поверхностна, в виду того, что чувство одиночества присуще человеку внутренне. А поэтому, одиночество следует рассматривать в качестве неустранимой формы индивидуального, а, следовательно, и социального бытия10.

Ситуация изоляции является стрессовой и экспериментальной для индивида настолько, насколько он сам воспринимает ее таковой. Изолированные индивиды могут получать удовольствие от уединения, вместо чувства обделенности они обретают благодатную возможность для саморазвития, восстановления себя, своей самости. Более того, потребность побыть одному, уединиться имеет физиологические основания. Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение в целях их переработки. Л.П. Гримак утверждает, что для нормального функционирования организма и психики человеку абсолютно необходимо периодически оставаться в полном одиночестве." Поэтому, устранение одиночества не только не целесообразно, но и пагубно для человека. Это вступает в противоречие с обыденным пониманием одиночества как единственного негативного явления, которое мешает социальным контактам.

Таким образом, можно сказать, что одиночество изначально имманентно человеку и, более того, необходимо для его существования. Оно происходит из онтологической отделенности человека от мира. На возникновение данного феномена оказывают влияние социальные, психологические и личностные факторы.

' Бердяев H.A. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. - Париж: YAMCA Press, 1934. -480 с.

10 Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 324.

11 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: 1987. - 250с.

Экзистенциальная трактовка одиночества обладает достаточным эвристическим потенциалом для дальнейших исследований и может служить хорошей научной базой для практической деятельности психологов, педагогов и различных социальных работников.

В параграфе 1.2 «Теоретические модели одиночества» автор представляет многообразие теоретических подходов к изучению данного феномена посредством анализа существующих моделей:

1. Психодинамическая модель. Согласно этой модели одиночество есть негативный феномен. Причиной его возникновения служат изменения внутри самого индивида. Одной из таких причин является недостаточная социализация, имевшая место в детстве человека. Одиночество трактуется как патология.

2. Социологическая модель. Данная модель объясняет одиночество как следствие давления общества и влияния социокультурных факторов. Пытаясь адаптироваться к социокультурным структурам и нормам, человек теряет собственную идентичность. Это приводит к чувству одиночества. Природа одиночества связывается с ситуацией взрослого человека. Одиночество рассматривается не как патология, а как общий социальный признак, хотя и оценивается отрицательно.

3. Феноменологическая модель. Основная черта этой модели состоит в том, что она учитывает вход одинокой личности в социальное поле, однако фокусируется на объяснении факторов внутри самой личности. За человеком признается опыт одиночества, при этом говорится о влиянии общества. Одиночество является чувством, для которого характерен отрыв от своей идентичности, а также феноменологическим несоответствием представлений о своем «Я». Одиночество является патологией и кроется в настоящем.

4. Интеращионистская модель. Одиночество делится на эмоциональное и социальное. Внимание акцентируется на концепции недостатка социальных или эмоциональных связей. Причиной социального одиночества является

недостаток чувства единения, дружеских связей, возможности общения в соответствующей социальной группе. Эмоциональное одиночество вызвано дефицитом доверительных отношений к конкретной личности. Одиночество имеет клиническую природу, хотя считается нормальным явлением. Причины находятся как в ситуации, так и в личности. Тем не менее, основным фактором считаются ситуативные корреляты.

5. Общесистемная модель. Для оценки феномена одиночества принимается во внимание реакция среды. Проводится анализ одиночества на многофакторной основе. Одиночество предстает как адаптивный механизм обратной связи, который помогает индивиду поддерживать личностные взаимоотношения на оптимальном уровне. Данный подход позволяет сделать подсчет имеющегося и желаемого уровня взаимоотношений, а также проблем, стоящих на пути этих контактов. Одиночество рассматривается как отклонение от существующего равновесия социального и психического самочувствия, при этом утверждается, что одиночество не является патологией. Одиночество устранить невозможно, так как оно есть непосредственный механизм обратной связи, необходимый для благополучия личности.

6. Когнитивная модель. Одиночество представляется как субъективный феномен, как несоответствие достигнутого и желаемого уровня межличностных взаимоотношений. Фактор познания обуславливает связь между ощущением одиночества и дефицитом социальности.

Одиночество считается вполне нормальным, а не патологическим явлением. Оно является следствием субъективной, когнитивной оценки социальных связей, вследствие чего изучение одиночества концентрируется, прежде всего, на способствующих одиночеству детерминантах. Особенности переживания одиночества являются результатом понимания его причин. Существенное преимущество заключается в том, что положения данной модели подтверждаются эмпирически. Причинами одиночества считаются личностные и ситуативные факторы.

7. Интимистская модель. Одиночество является следствием взаимодействия личностных и социальных факторов и происходит от ощущения потери социальных связей. Зависимость от центральной личности вызывает одиночество. Эти выводы проверяются эмпирически, несмотря на то, что в основании теоретического положения лежит не клиническая практика, а когнитивная теория. Одиночество считается нормальным опытом в условиях сплошной авторизации общества. Причины одиночества находятся в настоящем.

8. Когнитивно-бихевиористская модель. В данной модели одиночество считается отсутствием или воображаемым дефицитом желаемых взаимоотношений, которое сопровождается симптомами психологического расстройства. В том случае, если эти симптомы не отмечаются, личность не считается одинокой, даже в условиях физической изоляции. Модель дифференцирует одиночество как преходящее, ситуативное и хроническое. Данная модель разрабатывалась на основе клинических наблюдений. Одиночество считается многоуровневым феноменом.

9. Экзистенциальная модель. Одиночество не является патологией. Оно свойственно человеку с момента его появления и соединено с самосознанием индивида, с его уникальностью, являясь важной составляющей сущности человека, без которого нет смысла в человеческой жизни и возможности развития личности. Так как борьба с одиночеством невозможна, то и нет надежды, что какие-либо близкие отношения могут устранить его полностью. Тем не менее, существует возможность облегчить иго одиночества, «приручив» его и используя качества этого феномена в конструктивных целях.

Таким образом, одиночество как социальный феномен по-разному оценивается представителями теоретических подходов. Так как большинство из них основываются на практической клинической практике, одиночество рассматривается как патология. Этого взгляда придерживаются

представители феноменологической и психодинамической модели. С этим не согласны представители экзистенциальной и когнитивной модели, утверждающие, что одиночество является неотъемлемой частью существования человека, которое способствует его развитию. Согласно их взглядам одиночество — это необходимый элемент человеческой экзистенции и универсальная структура человеческого сознания.12 Исследователи, представляющие другие теоретические .модели, считают природу одиночества нормальной. Например, по мнению представителей социологической модели, одиночество является следствием давления общества на внутренний мир личности.

Относительно причин одиночества большинство ученых полагает, что их следует искать как в обществе, так и в личности, кроме представителей психодинамической модели, которые акцентируют внимание на результате ранних детских явлений.

Основными параметрами, по которым оценивается теория, считаются ее эмпирическое подтверждение и практическая значимость. В более полной мере, соответствующей этим критериям, на наш взгляд, является когнитивная модель, которая послужила основанием для формирования диспозиционной модели.

Несмотря на большое количество определений феномена одиночества можно выделить три основных пункта:

1. Одиночество ощущается как недостаток социальных взаимодействий.

2. Одиночество считается субъективным феноменом, причем это не всегда характеризуется реальной физической или социальной изоляцией.

3. Одиночество имеет амбивалентную природу, и может оцениваться как положительно, так и отрицательно.

"фаррахов А.Ф. Одиночество как универсальна« структура человеческого сознани* // Вестник Удмуртского государственного университета: электронный научный журнал. - 2013. - №3 [Электронный ресурс]. Систем. Трсбовани«: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://vestnik.udsu.ru (дата обращении 01.07.2013).

В параграфе 1.3 «Методологический конструкт исследования феномена одиночества в современном обществе» предложен авторский методологический конструкт. Рассмотрение девяти моделей одиночества способствовало созданию собственной понятийной модели, в которой главным элементом является когнитивная составляющая. Названная «диспозиционной» (от англ. to be disposed to, то есть быть расположенным или иметь склонность к чему-либо) модель предлагает более точное концептуальное описание уровней одиночества благодаря широкому охвату психических и физиологических процессов, а также изучения взаимодействия ситуативных и личностных факторов. Внимание акцентируется на взаимодействии индивидуальных, социокультурных и ситуативных признаков, влияющих на индивида.

Определение формы физической раздельности в модели происходит многосторонним способом. При этом речь идет о типичных характеристиках одиночества. Формой переживания может быть результат взаимодействия процесса оценивания касательно психического и физического уровня бытия. В модели это обозначается в виде модусов, которые указывают на общие характерные феномену атрибуты. Согласно содержанию общие признаки находятся в вариативности.

Модусы с 1 по 4 указывают на формы физической раздельности. Модусы с 5 по 8 отображают формы общности. Данное место модели указывает на развитие одиночества в условиях совместного пребывания. Оценивание физического и психического уровня бытия определяет разные формы в переживании общности. Модель подчеркивает взаимодействие индивидуальных, общественных и ситуативных признаков и их воздействие на индивида.

Итак, одиночество появляется как выражение дезинтеграционных процессов внутри личности. В противоположность этому модусы, для которых характерно положительное оценивание одиночества в форме физического уединения, можно трактовать как результат интеграционных

процессов относительно внутренних и внешних психических признаков. Представленный нами конструкт описывает не ситуативные и личностные детерминанты поведения и переживания, а диспозиционный модус принятия позиции, то есть отношения к переживаемому. Когнитивный процесс оценивания ситуации является основным определителем восприятия феномена либо как ощущения угнетающего одиночества или благоприятного уединения. В рамках данной диспозиционной модели, разработанной на основе взглядов на одиночество, таких ученых как: Д. Гаев,13 Г. Кольбель,14 P.C. Вейс,15 Д. Перлман и Л.Э. Пегою,16 С.Е. Кутрона,17 Д.И. Янг18, одиночество определяется нами как слияние психологических процессов на эмоциональном, когнитивном и деятельностном уровне.

Таким образом, диспозиционная модель описывает модусы принятия той или иной позиции индивида. Отличительной чертой данного конструкта является его трехуровневая структура, учитывающая не только ситуативные и личностные детерминанты поведения, но и их взаимодействие на фоне оценивания индивидом своего переживания. При помощи этой модели становится возможным объяснение переживания общности или разъединенности, субъективно ощущаемой индивидом. Одиночество определяется нами как слияние психических процессов на деятельностном, эмоциональном и когнитивном уровне. Поэтому одиночество можно считать реальным феноменом, появляющимся в результате взаимодействия характерных черт внутреннего мира личности и окружающей ситуации.

1 'Гаев Д. Психология одиночества. - М: Мысль, 1976.

"Kolbcl G. Uber die Einsamkeit. Vom Ursprung, Gestaltwandel und Sinn des Einsamkeitserlebens. - München:

Reinhardt. - I960.

"Вейс P.C. Вопросы изучения одиночества /У Лабиринты одиночества. - M.: Прогресс, 1989. С. 114 -128. 1вПерлман Д. Теоретические подходы к одиночеству Текст. / Д. Перлман, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М.: Прогресс, 1989. -С. 152-168.

"Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации Текст. // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. М.: Прогресс, 1989. - С. 384—410.

1аЯнг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и е€ применение // Лабиринты одиночества. - M.: Прогресс, 1989. - С.552-593.

Вывод по 1 главе:

С экзистенциальных позиций одиночество и общность являются неотъемлемыми элементами человеческой экзистенции. Они сопутствуют человеку всю жизнь. Одиночество, как контрапункт общности, рождается во внутреннем мире человека в связи с его онтологической отделенностью.

Обзор девяти моделей одиночества позволил сделать несколько сравнительных обобщений. В каждой из этих моделей одиночество рассматривается и оценивается по-разному: от патологии до полезного фактора, способствующего развитию личности. Что касается причин его возникновения, следует сказать, что большинство исследователей видят их как в самой личности, так и в обществе.

Наиболее разработанной, по нашему мнению, являются экзистенциальный и когнитивный подходы, которые и послужили основанием для формирования диспозиционной модели, которая, в отличие от других моделей, в более полной мере учитывает взаимодействие когнитивных процессов на индивидуальном, социокультурном и ситуативном уровне.

Таким образом, одиночество — это социальный феномен, источником которого служит сопряжение характерных черт внутреннего мира личности и окружающей ситуации.

Во второй главе «Влияние индивидуальных и общественных детерминант на переживание одиночества в современном обществе» раскрывается эмпирический аспект научных наблюдений детерминант одиночества. Их изучение позволяет увидеть его появление, признаки и обратную связь в механизме социального взаимодействия.

Параграф 2.1 «Индивидуальные детерминанты одиночества» посвящен выявлению индивидуальных детерминант одиночества.

Автор выясняет взаимосвязь между одиночеством и социальной изоляцией. Исследуя количественный и качественный аспекты одиночества,

он выделяет важность именно качественной составляющей социальных взаимоотношений.

Одиночество можно характеризовать как опыт утраты социальных отношений и связей внутреннего мира человека. Одиночество не обязательно отождествляется с физической изолированностью человека, очень часто индивид может быть одиноким не в условиях физической изоляции, а в окружении его семьи, близких друзей, а также коллег по работе.

Раскрывая взаимодействие между одиночеством и личностными качествами, автор приходит к выводу, что людей, страдающих одиночеством, часто отличает:

- концентрацгм на собственном внутреннем пространстве - если одинокий индивид испытывает умеренное сосредоточение на себе, то увеличивается вероятность того, что он предпримет адаптационные шаги для преодоления данной ситуации. Если же сосредоточенность на себе превышает такую предельную величину, которая зависит от ситуативных и специфических для каждого индивидуума факторов, то повышается риск ощущения одиночества.

- низкая самооценка - чем ниже самооценка индивида, тем меньше его социальная компетенция и тем выше вероятность наступления одиночества.

-низкий уровень социальной компетенции- то есть чем ниже способности индивида коммуницировать со своим окружением, тем больше вероятность наступления чувства одиночества.

Все это выражается в неумении успешно реализовать собственные цели и планы в области интерактивного взаимодействия и способствует появлению одиночества.

На одиночество могут также влиять:

- демографические аспекты - чем моложе личность, тем выше вероятность появления чувства одиночества. Если лицо женского пола испытывает удовлетворение от качества своих диадических контактов, то вероятность наступления одиночества уменьшается.

- социально-структурный компонент - необходимо заметить, что сила проявления одиночества может варьироваться в зависимости от принадлежности человека к определенной этнической группе. Еще одним социально — структурным признаком, с которым часто коррелирует одиночество, является уровень доходов человека. Эмпирические исследования говорят о прямой зависимости между социально-экономическим статусом человека и чувством одиночества. Менее одинокими оказались респонденты с высоким доходом и уровнем образования19.

-особенности мышления - чем дольше у индивида длится одиночество, тем выше вероятность того, что он будет действовать в рамках внутренней каузальной атрибуции.

- когнитивная перцепция - чем сильнее индивид изолирован в качественном отношении и чем сильнее его когнитивные искажения, например, произвольные заключения, избирательные обобщения, тем больше вероятность появления чувства одиночества.

-ожидание последствий - чем выше индивид оценивает вероятность негативной реакции партнера по отношению к себе, чем чаще индивид мыслит в категориях поражения и отказывается верить в собственные силы, тем ниже его социальная компетенция и тем вероятнее наступление чувства одиночества.

Обобщая эмпирические факты, автор делает предположение, что дефицит в области социальных компетенций является центральной причиной одиночества и приходит к выводу, что подобные особенности одиноких людей скорее являются причинами, чем следствием нарушений между ними.

Параграф 2.2 «Общественные детерминанты одиночества» посвящен исследованию общественных детерминант одиночества. Обществу XXI века характерно стремительное усложнение процессов в культурной, социальной

" Краснова О.В. Одиночество пожилых людей: тендерные и другие аспекты Текст. / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. — 2006. № 1 (33), весна. - С. 64-85.

27

и экономической сферах. Проблема одиночества актуальна и для современного российского общества. В наше время все больше людей испытывает одиночество в силу влияния различных тенденций, имеющих место в современной культуре. Страдающие одиночеством люди теряют некоторые положительные человеческие качества и духовные ценности, что может привести к деградации личности и, соответственно, к деградации общества. Одиночество выражается в переживании разрыва связей с другими людьми и с собственным Я. Его особенности зависят от породивших его причин.

Одиночество связано со сложными процессами, происходящими в культурной, социальной и экономической сферах. Автор считает, что одиночество и социальная изоляция являются проблемой, характерной, как правило, для современного информационного общества. К общественным детерминантам автор относит:

- социальную дистанцию между различными профессиональными группами - сама социальная дистанция характеризуется через категорию престижа. Поэтому, чем больше социальная дистанция между группами внутри социальной структуры, тем выше вероятность того, что индивид в такой общественной системе будет чувствовать себя одиноко.

- посменный рабочий график - не исключено, что в процессе технической модернизации число индивидов, работающих посменно, будет увеличиваться, что в силу объективных причин приведет к социальной изоляции. Из-за фактора времени люди будут «выбиты» из привычной жизни, не смогут полноценно осуществлять свою социальную активность, сузят круг друзей и знакомых, изменят свой досуг.

- безработицу - было доказано, что утрата социальной роли у безработного, а также потеря заработка, уважения и внимания со стороны ближайшего окружения, являются причинами одиночества.

- повышенную мобильность - известно, что частые переезды негативно действуют на установление близких, доверительных отношений.

- чрезмерный индивидуализм - широкое распространение одиночества связано с ориентированной на конкуренцию систем ценностей.

- современные технические преобразования - меняют характер взаимоотношений между людьми, препятствуют их полноценному общению. Последствия введения компьютерных и робототехнических технологий привели некоторых авторов к убеждению, что техническая коммуникация вытесняет социальную коммуникацию20.

- урбанизация - существует взаимосвязь урбанизации и одиночества. Была установлена консистентная корреляция между величиной города и размером социальной изоляции.

Таким образом, чем выше уровень социальной дистанции внутри общества, чем больше безработных и лиц, занятых в сфере посменного труда, чем больше лиц, вынужденных сменить свое географическое положение в силу объективных обстоятельств, чем выше квота разводов и сильнее конкурентное мышление, тем выше вероятность наступления одиночества.

В параграфе 2.3 «Амбивалентная природа одиночества» осуществляется содержательный анализ отражения феномена одиночества в различных формах общественного сознания, таких как литература, религия и философия.

Автор привлекает гегелевскую теорию рефлексии для конструирования обобщенной онтологической модели феномена одиночества, реально показывающую динамику его возникновения. Концепция противостояния нечто с иным привлечено автором как описание генезиса нового качества, в данном случае одиночества. Граница нечто определяет его сущность и

20Рогова Е.Е. Одиночество в условиях современного общества в социуме: монография. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2012. - 290с; Рогова Е.Е. Нарастание одиночества в результате разрушения традиционных социальных форматов в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - №4. — С.5-12; Ениколопов С.Н. Специфика агрессии в Интернет - среде / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецов, Н.П. Цибульский, Н.В. Чудова // Психологический журнал. - Том 27. -2006. - №6. - С. 65-72.

качество. Нечто противостоит иному в своем внутреннем пространстве и ведет своеобразную борьбу с внешним миром. Однако, при этом, любое нечто стремиться, увеличив свои границы, проникнуть в другое.

Основываясь на этом рассуждении, можно предположить, что одиночество является результатом интерференции двух качеств: субъект -объект, что возникает в результате впускания и отталкивания от себя другого. Духовное одиночество бывает избранным сознательно и добровольно, являясь реакцией, на идущее извне отражаемому индивидом содержанию. В таком случае другое становится его внутренним. Одиночество, приносящее человеку страдание, является реакцией отталкивания самосознанием не желаемого извне содержания. Это является предпосылкой возникновения одиночества из-за свойственной другому угрозы лишить нечто его самости. Иными словами, одиночество можно выразить как беспокойство за утрату самостоятельного качества, то есть нечто представляет собой пассивную субстанцию, подчиняясь иному.

Взаимодействие нечто и иного приводит к объективному реальному процессу взаимного отражения, называемому рефлексией. Отражение противоположностей является единством тождества и разности. Данное взаимодействие рождает новое качество, являющееся диалектическим тождеством взаимодействия противоположностей, которые вначале были внешними.

Основываясь на теории рефлексии, приходим к выводу, что одиночество является особым процессом нечто, которое пытается сохранить свою индивидуальность, соотнося потенцию самобытия против сил инобытия, противостоящим нечто. И в зависимости от характеристики происходящего дисбаланса с внешним, нечто переживает либо состояние вынужденного одиночества, или благоприятно принятого.

Отмечается, что переживание одиночества является сложным и многоуровневым явлением, появление которого вызвано взаимодействием

общественных, социально-психологических и индивидуально-личностных факторов.

На протяжении всей истории человечества в большинстве культур перед человеком возникает вопрос: как избавится от отделенности, как добиться единства, как преодолеть границы своей индивидуальной жизни и прийти к единению. Ответом на этот вопрос, как и на проблему бытия человека, можно считать любовь. Человек способен создавать и практиковать любовь. Только так он сможет преодолеть свое одиночество. Так или иначе, данное положение отмечено во всех мировых религиях. Уход от мира, отшельничество, обращение к Богу внутренне согласуются с идеей ухода от «коммунальной повседневности».

Таким образом, амбивалентная природа одиночества, с одной стороны, может быть гнетущим, деструктивным началом, а с другой стороны служить творческому началу личности. Основываясь на гегелевской теории рефлексии, указывающей на механизм возникновения качества посредством диалектического взаимодействия противоположных друг другу сфер бытия, был сделан вывод, что одиночество - это особый процесс соотношения самобытия и инобытия с целью сохранения нечто. Характеристика дисбаланса влияет на качество одиночества, переживаемое самобытием. Оно бывает вынужденным или благоприятно принятым.

Таким образом, во-первых, индивид может испытывать одиночество, как переживание негативное, вынужденное или позитивное благоприятное. Это зависит от характера происходящего дисбаланса со средой, окружающей человека.

Во-вторых, одиночество может благоприятно влиять на раскрытие творческого потенциала человека в науке, искусстве и религии. Оно является катализатором духовного поиска, создавая в человеке желание познания

божества, «стремление к которому помогает индивиду преодолеть состояние одиночества»21.

И в-третьих, уединение можно рассматривать как средство защиты, так как это подразумевает укрепление духовного потенциала человека, а также его творческое и социальное возмужание, которое так необходимо для полноценной духовной жизни.

Выводы по второй главе:

Среди общественных детерминант одиночества обнаружены: социальная дистанция между различными профессиональными группами, посменный рабочий график, безработица, повышенная мобильность, чрезмерный индивидуализм, технические преобразования. В числе выявленных индивидуальных детерминант одиночества наиболее значимыми являются: социальный статус человека, негативная самооценка, дефицит в области социальных компетенций. Индивидуальные факторы, вызывающие одиночество являются причинами, а не следствием одиночества. Слабые социальные компетенции являются основной причиной одиночества. На основании этого делается вывод, что чем ниже социальная компетенция индивида, то есть, чем ниже его способности коммуницировать со своим окружением, тем больше вероятность наступления чувства одиночества. На одиночество может влиять также личностные качества, демографические аспекты, особенности мышления, излишняя стандартизация действий, ожидание последствий, тенденция к систематизации своих представлений, физическая непривлекательность.

Таким образом, феномен одиночества имеет амбивалентную природу, обладая как отрицательными, так и положительными факторами, являясь необходимой частью духовного мира человека.

21 Августин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 93-109. — 752 с.

В заключении систематизируется итог проведенного диссертационного исследования, формулируется основной вывод и определяется перспектива для дальнейшего исследования поставленных проблем.

Основные положения и результаты диссертации отражены в публикациях автора:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Фаррахов А.Ф. Образ одинокой личности // В мире научных открытий. Серия: Гуманитарные и общественные науки- 2013. - №5.4. -С.156-163. - 0,5 пл..

2. Фаррахов А.Ф. Социальные факторы, вызывающие чувство одиночества у молодых людей // А.Ф. Фаррахов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. Серия: Гуманитарные и педагогические науки. - 2013. - № 3 (79). - С. 168-173.-0,37 пл..

3. Фаррахов А.Ф. Объяснение причин одиночества // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. — 2013. -№5 ['Электронный ресурс]. URL: http: // journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/16 (дата обращения: 27.06.2013). - 0,25 пл..

4. Фаррахов А.Ф. Взаимосвязь одиночества и аномии // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова.-2013.-№ 2.-С. 180-181.-0,12 пл..

5. Фаррахов А.Ф., Волменских Е.В. Жестокость и одиночество как модусы человеческого существования // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. -2013.-№ 3.-С. 150-151.-0,12 пл..

6. Фаррахов А.Ф. Порочный круг одиночества // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 30. - С. 94 - 97. -0,25 пл..

7. Фаррахов А.Ф. Феномен одиночества: каузальный аспект // Аспирантский вестник Поволжья № 7-8,2013, с.43-48. - 0,37 пл..

8. Фаррахов А.Ф. Социальные последствия одиночества // Вестник Адыгейского государственного университета. №3, 2013, с.54-59. - 0, 37 пл..

9. Фаррахов А.Ф. Валидность измерения одиночества // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т3.№1 (72) С.236-238. - 0,19 п.л..

10. Фаррахов А.Ф. Социальные факторы, способствующие появлению одиночества у пожилых людей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (80). - С.183-187. - 0,3 пл..

11. Фаррахов А.Ф. Феномен одиночества: Геронтологический аспект // Современные исследования социальных проблем. -2013.- №9 (29).-с. 11.-0,25 пл..

12. Фаррахов А.Ф. Ситуативные и личностные факторы одиночества // Вестник Оренбургского государственного университета — 2014. - № 4 (165) - с.264-266. - 0,18 пл..

Статьи в других изданиях:

1. Фаррахов А.Ф. Одиночество. Коммуникация. Общение // Наука Удмуртии. -2013. - №4.- С. 50-58.-0,56 пл..

2. Фаррахов А.Ф. Одиночество как универсальная структура человеческого сознания // Вестник Удмуртского государственного университета: электронный научный журнал. - 2013. - №3 [Электронный ресурс]. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://vestnik.udsu.ru (дата обращения 01.07.2013). - 0,25 пл..

3. Фаррахов А.Ф. Моральное одиночество // Наука Красноярья. -2013.-№ 3. - С. 88-94. - 0,43 пл..

4. Фаррахов А.Ф. Позитивная форма одиночества как фактор творческой энергии гения // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 68-70. - 0,18 пл..

5. Фаррахов А.Ф. Самоизоляция как фактор одиночества И Наука Красноярья. -2013. - № 2. - С. 74-80. - 0,43 пл..

6. Фаррахов А.Ф. История религиозной и философской рефлексии одиночества // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2013.-№ 1,-С. 33-36.-0,25 пл..

7. Фаррахов А.Ф. Компенсаторная функция религии: защита от одиночества // Поволжский педагогический поиск -2013. - №1. - С.182-184. -0,25 пл..

8. Фаррахов А.Ф. История религиозной и философской рефлексии одиночества // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2013, - № 2. - С. 50-54. - 0,3 пл..

9. Фаррахов А.Ф. Религиозное осмысление одиночества // международная заочная научно-практическая конференция «актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика». - 2014.-№1. — с.304-308. —0,3 пл..

10. Фаррахов А.Ф. Факторный анализ коррелятов одиночества // Наука, инновации и образование в современных АПК: Материалы международной научн-пракг.конф. 11-14 февраля 2014, Ижевск. - Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. - Том 2. - С.3-5. - 0,18 пл.

В редакции автора

Подписано в печать 11.11. 2014. Усл. печ. л. 2,1. Заказ № 321. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ. 426069, Ижевск, Студенческая, 7