автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Глазков, Александр Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера'

Текст диссертации на тему "Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера"

Российский университет дружбы народов

Глазков Александр Петрович

ОДИНОЧЕСТВО DASEIN В "БЫТИИ И ВРЕМЕНИ" М.ХАЙДЕГГЕРА

09.00.03 - история философии

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение, „„„„.. „..„„„„„„„.„„„„„..„„„„„„„„ .„..„„„„„„......„„„.„„„„„„„„„.„.„..„„„„.„„„„„„„. „„..„„..„3„„

Глава 1. Философский язык используемый Хайдеггером в

трактате "Бытие и время" .„..„„.„„„.„..„.„„..„.„.„.„„..„..„„„.„..„„..„„..„„„„.„„„„„..„„25

§1. Терминологические шяшикации приоритетности вопроса о бытии......................26

§2. Человек как Dasein...........................................................................................................29

§3. Экзистенция и экзистендиональность..........................................................................33

§4. Феноменология как метод: Гуссерль и Халдепгер.....................................................36

Глава 2. Одиночество в экзистенциальных структурах повседневности „„„„„„„„„„„„„.„„.„„„„.„„„„„„.„„„„„.„„„„„„„„„„..„„„„„„„„„„„.„„„„„„„„„о„„.„„„„„„„„44

§1. Одиночество бытия-в-мире каж модус со-бытия ......................................................44

§2. "Быше-в" и тема одиночества ......................................................................................50

§3. Уединяющее расположение ужаса и забота...............................................................58

Глава 3. Одиночество и открытость бытия ..„...„„„„„„„....„„„„..„„....„„„„.„„....„„„„„„.67

§ 1. Бытие-к-смерти и одиночество......................................................................................67

§2. Совесть каж свидетельство собственной способности быть.....................................74

Глава 4. Одиночество и экзистенциальные структуры временности „„„..„„„„„„„.„„„.„..„„„„„.„.„.„..„„„„„„„„....„.„„„„„.....„..„..„.„...„.„„„„„„„.„.„.„„„=.„„=».....8,0

§1. Временность и одиночество...........................................................................................80

§2. Временность как единство абсолютного и относительного одиночества .................................................................................................................................83

Заключение „„„.„„..„......„....„„.„ „„„„.. „„„„„..„„„„„„„...„„„„„.„.„„.„„„„„„„..„ „„„„„......„„„„. 93

Список используемой литературы ...„„„.„„„„„.......„„.„„.„....„„„„.„„.„„.„„..„.„...„...„..„„„„103

Введение.

Актуальность темы исследования и постановка проблемы.

Одиночество - непреходящая тема размышлений человека на протяжении всей его истории. Это постоянство свидетельствует о том, что одиночество является одной из существенных характеристик бытия человека, имеющей влияние на всю его жизнь. Весь спектр его жизнедеятельности несет на себе отпечаток этого влияния. В разные времена одиночество воспринималось по разному. Наибольшую остроту тема одиночества приобрела в современную эпоху. В результате бурного развития промышленного производства, в первую очередь в Европе и Северной Америке, произошел невиданный слом привычного уклада жизни. Как следствие этого подавляющее большинство населения было втянуто в систему товарно-денежных отношений с ее все ускоряющимся развитием техники и ритмом жизни. Огромные массы людей пришли в движение. Все это породило ситуацию, когда одиночество как некое неопределенное ощущение (настроение) стало захватывать все большее количество людей. В настоящее время, значительная часть общества испытывает это чувство' которое воспринимается как негативное, трагическое, мешающее нормальной жизни. Более того, одиночество в настоящее время некоторые ученые сравнивают с эпидемией. При этом чувство, ощущение одиночества возникает не обязательно, когда человек фактически одинок. С жалобами на одиночество обращаются и люди внешне вполне благополучные, имеющие семью, работу, стабильный социальный статус, устойчивый круг друзей. Об одиночестве заговорили не только богословы, поэты и философы. Одиночество из темы досужих рассуждений, поэтических и философских сентенций превратилось в общественную проблему. Изучать явление одиночества принялись и специальные научные дисциплины, такие как психология и социология. Одиночество стало проблемой, бросившей вызов научному знанию, и эта проблема потребовала своего изучения и выработки решения по правилам уже науки, то есть с созданием и разработкой собственного научного аппарата. Как результат: начиная с середины пятидесятых - начала шестидесятых годов XX века все больше и больше специальных исследований, публикаций, посвященных одиночеству, стали появляться в различных научных обозрениях на Западе.

Однако, несмотря на усилия научного сообщества, одиночеству как явлению до сих пор не дано исчерпывающее объяснение. Неудача в объяснении этого явления наводит на мысль, что одиночество как явление нашей повседневной жизни, само по себе выходит за пределы повседневности и не поддается точному расчету или определенному исчислению. Исчислению и определенной систематизации поддается разве что сфера проблемности одиночества, его видимой яв-ленности, его фактичности.

Изучение одиночества в настоящее время идет вглубь проблематики. К объяснению философских аспектов одиночества привлекаются такие философы, как Гегель, Маркс, Гуссерль, Бубер. Было выяснено, что одиночество сложное, многоликое и многообразное явление, что, насколько сложна и разнообразна жизнь человека, настолько, соответственно, он подвержен одиночеству или, точнее, одному из образов одиночества. Насколько сложен и расколот человек, настолько он и подвержен одиночеству соответственно своей сложности. Помимо этого одиночество было определено также и как многомерное явление, то есть имеющее не одно измерение, а столько, сколько их имеется в человеке. Измерения одиночества совпадают с измерениями человека, человеческого бытия.

В связи с вышеизложенным представляется, что специализированные науки о человеке, исследующие определенный сектор человеческой жизнедеятельности, при рассмотрении проблематики одиночества имеют, как правило, специальную направленность. Само слово "одиночество" многозначно, поэтому необходимо учитывать различия между словом "одиночество", которое как термин используют науки психология и социология и словом "одиночество", встречающееся в литературе, философии и просто в обыденной жизни. Одно и тоже слово имеет разную смысловую и эмоциональную окраску. И если в повседневной жизни словом "одиночество", как правило, выражают эмоциональное настроение в какой-то момент жизни, то под словом одиночество в научной сфере подразумевают более или менее точный научный термин (одиночество прежде всего как определенная проблема), который имеет свои границы и фиксированную смысловую направленность. Поэтому в работах, посвященных проблематике одиночества, несмотря на соблазн, недопустимо смещение различных смысло-

вых оттенков слова "одиночество". О каждом из этих смыслов необходимо, на наш взгляд, говорить отдельно, прослеживая структурные связи только с одним определенным смыслом и ни с каким иным. Это, в первую очередь, относится к попыткам философского осмысления как проблемы одиночества, так и одиночества как такового. Необходимо проводить четкую границу при изучении одиночества: существует одиночество как таковое и одиночество как проблема.

Одиночество как таковое существовало и существует всегда, одиночество как проблема возникает время от времени. Как писал в своей известной книге М. Бубер: "Те периоды истории духа, в которых антропологическая мысль и поныне видит неисчерпаемый кладезь опыта, были временем, когда человеком владело чувство острого одиночества; тогда-то и нашлись среди людей самые что ни на есть одиночки, чья мысль дала наиболее зрелые плоды. ... В истории человеческого духа я различаю эпохи обустроенности (ВеЬашШек) и бездомности (Hauslosigkeit)." 1 Одиночество как всякая проблема также требует своего объяснения и решения на философском уровне. В рамках тематики одиночества как философской проблемы существует также необходимость рассмотреть одиночество вообще, почему оно есть, иными словами, в чем его суть, а не только почему оно возникло, то есть стало существовать как проблема.

В свете сказанного, требуется предварительно отделить философское понимание одиночества от того, какое оно имеет его в психологии и социологии, а в рамках уже философского подхода обозначить различие по рубежу одиночества как проблемы и одиночества как такового.

Прежде всего, необходимо выделить одиночество как термин, употребляющийся в психологии и тем более в психотерапии. То, что рассматривает психология, - это душевное состояние человека, то есть некое переживание, и оно будет рассматриваться как аномалия в поведении, могущая привести к душевному расстройству, длительное пребывание в котором ведет к разрушению личности и появлению неврозов. Одиночество здесь - не мимолетное настроение и, тем более, не уединение, а устойчивое болезненное состояние личности.

1 Бубер М. Проблема человека//Два образа веры. -М.: Республика, 1995. - СС. 164-165.

В социологии одиночество - показатель социального статуса человека, его непринадлежности к той или иной социальной группе. Одиночество характеризует человека как агента в системе социальных отношений, а также указывает на степень насыщенности и устойчивости этих отношений. Одиночество здесь снова рассматривается как негативный фактор, как дефективный модус социальных связей личности.

Несмотря на всю разницу в определениях и дифференцированностъ подходов общее для них всех формулируется в трех аксиомах: " 1. Одиночество коренится в дефиците социальных связей личности; 2. Одиночество представляет собой субъективное состояние, не всегда совпадающее с объективной социальной изолированностью; 3. Состояние одиночества воспринимается личностью негативно и порождает страдание."2 Как видно из вешеприведенного текста, при четко сформулированном определении одиночества как социально-психологической проблемы наблюдается отсутствие сущностного определения одиночества, то есть сущности самого одиночества. Проблематика многообразия проявлений одиночества - становится объектом самого пристального и тщательного анализа. Однако постижение того, что стоит за этими проявлениями, то есть одиночества как такового выходит уже за рамки возможностей специальных методов исследований.

В этой связи особую значимость приобретает философский подход к проблеме одиночества. Философия - наука особого рода. Ее цель - познания самой сути явлений. В данном случае, при рассмотрении философского подхода к проблеме одиночества, преобладать будет антропологический подход, а к одиночеству как таковому - онтологический. Отличия в этих подходах могут быть обозначены по границе самой проблематики. Онтологический подход предполагается темой исследования одиночества как такового, вне его прямой связи с социальной окружающей средой и психологическим переживанием. Преимущественным здесь будет вопрос: в какой смысловой связи состоит одиночество и бытие? На основе раскрытия этой связи и возможно определить сущность самого

2 Цнт. по Пузанова Ж.В. Философско-социологические подходы к проблеме одиночества: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук / - М., 1995. - С. 4.

одиночества, то есть, определить онтологический статус одиночества как такового. Одиночество неотделимо от человека, поэтому естественно стремление найти ключ к разгадке этого феномена в самом человеке. Задача онтологического подхода состоит в том, чтобы в центре логических связей поставить само одиночество, а не человека. Человек как сущее в таком случае будет подчиненным логическим моментом в рассмотрении сущности одиночества. При философском подходе то, к чему человек как сущее может быть логически поставлен в подчиненность есть бытие, так как оно исходно предшествует сущему. Таким образом, сама постановка вопроса переводится в иную, не антропологическую, плоскость: не человек в своей целостности, где одиночество будет неизбежно фигурировать как проблема, имеющая своим источником нарушение данной целостности, а человек в своем отношении к бытию, то есть к тому, что предшествует самому человеку. В этом случае одиночество будет рассматриваться в своем сущностном, онтологическом статусе, как момент, находящийся в структуре соотношения бытие-человек.

Таким образом, представляется актуальным углубиться в вопрос об одиночестве чтобы, выяснив сущностные подходы, раскрыть или попытаться раскрыть хотя бы некоторые стороны этой неисчерпаемой загадки-тайны. Кроме того, в отечественной научной литературе по одиночеству, изучение которого на данный момент находится на стадии становления, философский подход не нашел еще должного места. В появляющихся исследованиях и публикациях философский аспект проблемы одиночества носит как правило констатирующий характер, не раскрывающий саму суть философского взгляда на одиночество.

В данной работе предлагается попытка рассмотреть сущность одиночества (как его видит в "Бытии и времени" М. Хайдеггер), следуя путем экзистенциального анализа Dasein. Такая попытка может расширить философское видение сути и смысла одиночества, позволит перевести анализ проблематики одиночества на путь его онтологического рассмотрения.

В настоящее время в нашей стране интерес к творчеству М. Хайдеггера неуклонно растет. Появляются работы, анализирующие многогранное наследие этого безусловно выдающегося философа XX в. В тоже время его рассуждения,

касающиеся одиночества в контексте проблематики Dasein и в частности в его одном из основных трудов "Бытие и время", не нашли еще пока должного внимания. Одиночество Dasein так, как оно философски обозначено-исследовано в этой работе, пока еще не стало темой специального изучения. Это замечание касается как тех исследований, для которых проблематика одиночества является центральной темой философского (социально-философского) научного поиска, так и тех, для которых изучение философского наследия М. Хайдеггера входит в сферу исследовательских интересов. Таким образом данная диссертация является одной из первых попыток выделить тему одиночества на этом пути.

Степень разработанности проблемы. Заявленная тема диссертации не предполагает подробного анализа всей литературы об одиночестве, кроме того, такой подробный систематически-информационный анализ уже проведен в диссертациях Ж.В. Пузановой и Л.И. Старовойтовой, однако, все же необходимо в общих чертах обрисовать ситуацию, сложившуюся в отечественном философском изучении одиночества на настоящий момент. Кроме того, к этому обязывает некое двойственное положение автора диссертации имеющего целью разъяснение не только проблематики Dasein, но и тему философского анализа одиночества, так как тема вынесенная в название работы, касается также исследования одиночества как философской проблемы.

Нельзя сказать, что о философском подходе к проблеме одиночества и одиночестве как таковом в отечественной литературе не упоминали совсем. Долгое время одиночество как проблема в отечественной литературе рассматривалась как специфическое проявление западного образа жизни. В отдельных исследованиях и публикациях, посвященных одиночеству как явлению и соответственно одиночеству как теме в философских построениях, особо подчеркивалось, что одиночество возможно только при буржуазном образе жизни. Так А.И. Титаренко писал: "Проблема одиночества давно выступает в западной культуре как нравственно-психологическая проблема №1 ."3 По идеологическим причинам проблема одиночества не распространялась на советское общество, и проблема-

3 Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. -М.: Политиздат, 1984. - С.

20.

тика одиночества вообще не являлась актуальной темой, требующей пристального внимания. Исключение составляли исследования психологов, посвященные экстремальным проявлениям одиночества, как вынужденной изоляции, неполной семье и т.п. При констатации социально-классовых предпосылок одиночества философский подход к одиночеству нес на себе исключительно идеологическую нагрузку идейной борьбы с западным образом жизни, переживавшим затяжной кризис. В этом же ключе рассматривались и философские сочинения в той или иной степени затрагивавшим проблематику одиночества. Ситуация изменилась с конца восьмидесятых годов. Об одиночестве заговорили как о явлении присущем не только Западу, но и нашему обществу. Особую роль, стимулировавшую повышенный интерес к проблематике одиночества, сыграло появление в печати сборника "Лабиринты одиночества'"^ в котором были собраны тексты западных, в основном американских ученых, в трудах которых анализировались различные аспекты, в том числе и философские, темы одиночества. Данная публикация, а также статья Н.Е. Покров�