автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Феномен peregrinatio и его преломление в раннеирландской литературной традиции

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Прокофьев, Филипп Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Феномен peregrinatio и его преломление в раннеирландской литературной традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен peregrinatio и его преломление в раннеирландской литературной традиции"

На правах рукописи

ПРОКОФЬЕВ Филипп Дмитриевич

Феномен ре^ппаНо и его преломление в раннеирландской литературной традиции

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (средние века)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

«иои07б10

Москва-2011

1 2 ЯНВ 2012

005007610

Работа выполнена в Секторе социальной антропологии Института всеобщей истории Российской академии наук

Научный руководитель:

кандидат исторических наук БОНДАРЕНКО Григорий Владимирович

Официальные оппоненты:

Ведущая организация - Институт мировой культуры МГУ

седании диссертационного совета Д 002.249.01 при Институте всеобщей истории Российской академии наук по адресу: 119334, Москва, Ленинский проспект, 32А.

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института всеобщей истории РАН.

Автореферат разослан «_»__2011 г.

доктор филологических наук МИХАЙЛОВА Татьяна Андреевна

кандидат исторических наук ГИМОН Тимофей Валентинович

Защита состоится «_»

2012 г. в_часов на за-

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Peregrinatio pro Dei amore («странствие ради любви к Господу»), известный по историографии тип peregrinatio, который традиционно ассоциируется с Ирландией, не представлял собой общепринятого варианта паломничества, предполагающего путешествие к некой христианской святыне. Это не было странствие к сакральному центру, где произносились молитвы, а затем пилигрим возвращался домой. Под формулой peregrinatio pro Christo исследователи понимают добровольное изгнание, оставление дома, своего социального окружения.

Феномен ирландской peregrinatio представляется одним из ключевых для понимания своеобразия ирландской или, даже шире, островной церкви в целом. Повышенное внимание к нему объясняется тем, что комплекс ключевых вопросов, связанных с этим явлением, лежит в основе решения целого ряда важнейших историографических проблем (понимания природы и сущности ирландского аскетизма, формирования этически окрашенных представлений о пространстве, рассмотрения образа «чужого» и отношения к иноземцам в раннесредневековой Европе, распространения христианства и взаимодействия миссионеров с римскими патронами и др.).

При этом зачастую обсуждение важнейших тем для истории и культуры раннесредневековой Ирландии проходит при априорном вынесении самого явления peregrinatio за скобки. Разрабатывая тесно соприкасающиеся или более частные сюжеты, исследователи не углубляются в историю развития, меняющееся восприятие, терминологическое определение самого предмета, оперируя более общими представлениями о нем. В этой связи актуальной задачей современной историографии становится комплексное изучение процесса зарождения и эволюции феномена в контексте культурной и социально-политической истории раннесредневековой Ирландии.

Хронологические рамки исследования - работа охватывает достаточно большой период времени, называемый в ирландской историографии «раннехристианским» - приблизительно V-X вв. с экскурсами в XI-XII вв.

Объектом исследования является раннесредневековый феномен ирландской peregrinatio. Феномен рассматривается в совокупности его теоретического и практического аспектов, отраженных в письменных памятниках как на латинском, так и на раннеирланд-ском языке.

Предметом исследования служит процесс конституирования феномена peregrinatio как идеи и как явления на протяжении V-XII

столетий, его место в истории ирландской церкви в раннее средневековье и идеалистический образ, сложившийся в литературной традиции.

В исследовании уделяется внимание не только рецепции терминологии реге&тМю и практики аскетического «странствия» на ирландской почве, но и общему контексту возникновения произведений, которые относятся к жанру ттгата («плаваний») и близких к ним церковных легенд, рассказывающих о странствиях святых, в связи с уникальным ирландским феноменом реге&таНо. Исследование как «плаваний» ирландских святых, так и светских трудов, составляющих общую традицию, способно дать новое понимание специфики тех многочисленных географически засвидетельствованных перемещений ирландских регент, о которых мы знаем как по богатому письменному, так и археологическому материалу. Наши знания о практике подобных перемещений расходятся с представлениями о теоретической базе реге&тайо, представленной в отрывочных и разноплановых фрагментах многообразной церковной литературы. Именно понимание этих теоретических основ и их соотношение с предпринимаемыми одновременно морскими путешествиями в океан и на континент частично открывается в «плаваниях».

Методология исследования. Методологическую основу исследования определяют принципы культурной и исторической антропологии, заключающиеся в комплексном изучении явления во всей его целостности, использовании междисциплинарного инструментария, акцентировании ракурса на ментальных установках ирландского монашества как для понимания практики феномена, так и для литературной подачи информации, с ним связанной. Решение поставленных задач зависит от применения сравнительно-исторического подхода, источниковедческого и терминологического анализов источников.

Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть эволюцию реге&таНо как явления и как идеи через призму того, что подавляющее большинство имеющихся в нашем распоряжении источников являются позднейшей рефлексией на этот феномен. Все рассуждения исследователей о природе этого явления во многом построены на домыслах и догадках, а не на информации источников. Мы можем с приблизительной точностью определить ареал странствий монахов, средства их передвижения, маршруты, которыми они пользовались, примерный образ их жизни в «местах странствий». Но основополагающие принципы для понимания феномена реге^гтайо в том виде, в котором он сложился в Ирландии, нам не доступны. Именно поэтому в заглавие

работы вынесено очень важное словосочетание «преломление в литературной традиции», ибо то, с чем мы имеем дело при анализе ирландской peregrinatio, прежде всего, основывается на информации нарративных источников, предлагающих искусственные идеологические конструкции, которые сложились тогда, когда реальная историческая peregrinatio становилась делом далекого прошлого. Последующее идеализирующее peregrinatio осмысление и определило отношение к этому институту в историографии, которая изображает его как основу аскетических представлений раннеирланд-ского монашества, остающуюся статичной на протяжении всего раннего средневековья. Поэтому кажется верным различать феномен peregrinatio как историческое явление и как литературный мотив.

В соответствии с поставленной целью в диссертации предстояло решить следующие исследовательские задачи:

1. Исследовать понимание терминологии peregrinatio в письменной традиции рассматриваемого времени (от V до X вв.).

2. Изучить черты архаического общества и восприятие в нем изгнанников.

3. Выделить, какие особенности существовали у ирландской формы peregrinatio, и почему она пользовалась такой популярностью.

4. Проследить процесс конституирования peregrinatio, а затем паломничества как автономного явления и отметить его эволюцию как литературного феномена.

Источниковую базу исследования составляет широкий материал, включающий в себя разные типы опубликованных произведений на раннеирландском и латинском языках.

Правовые тексты. Большая часть из корпуса законодательных трактатов (восходящих к VII-IX вв.) была впервые издана с параллельным переводом в собрании «Древних законов Ирландии», выходившем в свет в 1865-1901 гг. В 1978 г. Бинчи выпустил масштабное дипломатическое издание всех известных раннеирланд-ских законодательных текстов без перевода, озаглавленное им «Corpus Juris Hibernici». Данный труд подтолкнул многих исследователей к изучению ирландского права, и в настоящее время продолжается публикация законодательных памятников такими учеными, как Чарльз-Эдварде и Ф. Келли, Д. Кэри и К. МакКон. Кроме вышеописанных текстов по гражданскому праву, также в работе используются и так называемые «тексты мудрости»: прежде всего, это «Поучения Кормака», «Завещание Моранна» и «Древние изречения Фиталя». Широко используются мной также и памятники канонического права: «Саш Adomnain» и «Саш

Domnaig» - тексты, посвященные социальным проблемам, но явно инспирированные церковью.

Нарративные источники. Законодательные источники дополнены богатым саговым материалом, который, как традиционно считается, также восходит к периоду VII-X веков. Типы изгнанников и изображение «изгойства» в литературной традиции рассмотрены с привлечением широкого спектра саговых источников (в том числе материалов, входящих в уладский цикл, саг мифологического цикла и историю «Безумие Суибне»).

Покаянные книги. Вторая часть построена на анализе источников церковного происхождения, восходящих к периоду V-VII вв. Так как я пытаюсь восстановить последовательное проникновение социальной практики изгнания в область церковного права и его трансформацию в паломничество, то прибегаю к текстам покаянных книг, таких, как «Первый синод святого Патрика», датируемый серединой VI в., «Пенитенциалий Финиана», восходящий к концу VI столетия, «Пенитенциалий святого Колумбана» (начало VII в.), Пенитенциалий, приписываемый Куммеану (сер. VII в.).

Агиографические сочинения. Законодательные источники подкрепляются и фрагментами из всевозможной церковной литературы. Так использованы знаменитая «исповедь» святого Патрика и его письмо к Коротику, датируемые V в., а, кроме того, и работы святого Колумбана (ок. 543-615) - дошедшие до нас послания и проповеди. Важно отметить также и использование трудов Беды Достопочтенного (ок. 673-735), особенно, его «Церковной истории англов», в которых представлен отстраненный и достаточно сведущий взгляд на Ирландию и жизнь британских «странников». Важнейшими источниками для периода VI-VII вв. предстают континентальные жития ирландских странников, среди которых я использовал «Житие святого Колумбана», составленное Ионой из Боббио, и «Житие святого Фурсы», восходящие к VI и VII вв. соответственно. Первые жития ирландского происхождения датируются лишь VII в.: это четыре текста, два жития св. Патрика, составленных Мурьху и Тиреханом, а также труды Адамнана {Vita Columbani) и Когитоса (Vita Brigitaé).

В главах третьей части, посвященных céli Dé, «клиентам Господа», автор, в основном, опирается на нравоучительные тексты этого аскетического направления, изданные Гвинном: «Правило Таллахта», где содержатся само «Правило», а также «Поучения Майль-Руаня» и «Монастырь Таллахта», «Правило Альбе из Эм-ли» и «Древнеирландский пенитенциалий», принадлежащий IX в., а потому, скорее всего, также имеющий отношение к деятельности

«калди». Для лучшего понимания тех плаваний, которые мы имеем сейчас, привлекается и восходящая к эпохе «калди» литашпо ирландских святых peregrini.

В целом, третья часть построена на сопоставительном анализе фрагментов морских путешествий и странствий, которые описываются либо в текстах «плаваний», либо в ирландской агиографии.

Важнейшее место в источниковедческой базе этой части занимает агиографическая традиция. Некоторые латинские жития сохранились в континентальных рукописях, но большая их часть известна по трем огромным компиляциям XIII-XIV вв.: Codex Kil-kenniensis, представленный двумя копиями в Дублине, Codex In-sulensis, два манускрипта в Оксфорде, и Codex Salmanticensis - в Брюсселе. Ирландские жития дошли до нас в еще более поздних рукописях: Лисморской книге и ряде других манускриптов, опубликованных Пламмером. Из-за сложностей с датировкой всего этого корпуса текстов жития использовались мной только для подкрепления того или иного положения, известного по другим более достоверным источникам. Важнейшую роль при написании третьей части сыграли тексты так называемой группы «житий О'Донахью», которая дошла до нас в рукописи XIV в., но, как показали исследования, восходит к VIII столетию.

Помимо фрагментов путешествий, упоминаемых в житиях, источниками для написания третьей части послужили и литературные произведения, принадлежащие к жанру «плаваний»: «Плавание Майль-Дуйна» (IX в.), «Плавание братьев О'Корра» (XI в.) и «Плавание Снегдуса и МакРиагла» (X-XII вв.), и тесно связанное с «Плаванием Брана» «Приключение Конлы» (VII в.).

Степень научной разработанности проблемы. История изучения peregrinado может быть логичным образом разделена на несколько тематических блоков: это изучение географии исторических странствий монашества в связи с анализом текста «Плавания святого Брендана», изучение текстов ирландских «плаваний» и изучение явления peregrinado, тесно связанного с любым аспектом истории первоначальной ирландской церкви.

Первые две темы ярко выражены в дискуссии, посвященной проблеме образности некоторых произведений как ирландского эпоса, так и латинской литературы (immrama и navigaíiones), связанных с практикой морских путешествий ирландского монашества.

Наиболее известна полемика, в последний свой период принявшая форму противостояния так называемых нативистов и антинативистов. Нативисты (Д. Бинчи, П. Мак Кана), как правило, исходят из положения о дохристианском, индоевропейском, происхождении сюжетов и образов плаваний в Иной Мир кельтов;

антинативисты (Дж. Карни, К. Мак Кон) отстаивают тезис о сугубо христианском, аллегорическом характере образности заморской реге^тайо.

Знаковым моментом в современной истории изучения реге^п-паНо как исторического явления и литературного феномена стала вышедшая в 1976 году статья Чарльза-Эдвардса. Автор на основе юридических трактатов, житий и покаянных книг VII века вывел феномен ирландской формы реге^гтайо из природы ирландского архаического общества и связал его с переосмыслением пенитен-циальной традиции. Проблема исследования реге^таНо до этой работы Т. Чарльз-Эдвардса состояла в том, что им занимались либо континентальные авторы на основе континентальных же источников, либо церковные иерархи, которые видели свою цель в прославлении своих предшественников и позитивистском изложении этих «странствий».

Нужно отметить, что на начальном этапе среди континентальных исследователей также преобладали деятели церкви. Среди них выделяются труды отца Арнольда Ангенендта, который стал, по существу, первым, кто попробовал проанализировать сущность ирландского «странствования», при этом акцентируя внимание на пресловутом аскетизме «кельтской церкви». Он постарался выделить отличия ирландской, а, вернее, островной формы реге^таНо от континентальных примеров и проследить влияние ирландской церкви на оформление этого явления на континенте. При этом он, как и его предшественники (X. фон Кампенхаузен, М. Кох, К. Ха-ук), развивает тезис об отождествлении идеала реге&тайо с паломничеством в Рим.

Одним из существенных недостатков трудов Ангенендта является то, что он пытается рассмотреть феномен реге^таНо фактически с позиций современного верующего человека. Он не видит эволюции явления, того, что на начальном этапе оно не соотносится с религиозной практикой, и до конца не осознает различие таких источников, как «Плавание святого Брендана» и, скажем, посланий Колумбана, которым он доверяет совершенно одинаково.

Впервые на эту проблему обратила внимание К. Хьюз, которая выделила кардинальное изменение в теории и практике регента-Но на протяжении раннесредневекового периода. Автор указала, что, несмотря на присутствие множества исторически достоверных деталей в описании подобных странствий, сама концепция реге^г-паНо как таковая рождается в литературной обработке и не соответствует времени совершения плаваний. Истории о «плаваниях» и агиографические сочинения появляются уже в УШ-ГХ столетиях, когда в церковной идеологии торжествует идеал ШаЬПИая, а пото-

му имеют лишь отдаленное отношение к самим «странствиям», восходящим к «золотому веку святых».

Показательна следующая проблема, касающаяся географической основы самого знаменитого ирландского по происхождению произведения средневековья - повести о плавании св. Брендана. В изучении это памятника можно выделить две историографические тенденции: историко-географическую, занятую поисками реальной географической основы путешествия, и историко-филологическую, утверждавшую в рамках произведения приоритет основы литературной. На раннем этапе эти тенденции могли уживаться в рамках одного и того же исследования. Со временем можно говорить об исчезновении первой тенденции и трансформации историко-филологической традиции изучения повести, акценты в которой сместились с проблемы литературного генезиса образов «Плавания» на исследование ее создателей и первых читателей.

Хотя разнообразные аспекты изучения реге^таИо становились темой для международных коллоквиумов в Дублине в 1977, 1984 и 2001 г., в Тюбингене в 1982 г. и в 1987 г., нужно выделить такую закономерность: английские, американские и ирландские исследователи довольно неохотно привлекают континентальный материал, в большинстве своем используя только «Житие Колумбана», тогда как французские и немецкие авторы, напротив, работают с континентальными источниками, упуская из виду тексты ирландского происхождения. Исследователи европейской истории в большей степени интересуются степенью влияния ирландских паломников в англосаксонской Англии, франкской Галлии, Италии, рассматривают жизненный путь многих известных ирландских «странников», их существование в чуждой этноязыковой среде и взаимоотношения с римскими патронами, успешности их миссионерской деятельности на территории за Рейном, но не проблемой реге^ппайо.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии появляется специальное конкретно-историческое исследование, посвященное рассмотрению феномена реге^таНо как явления и идеи. На широчайшем материале, включающем практически все опубликованные источники по истории раннесредневековой Ирландии, делается попытка рассмотреть сущность этого феномена, понять, какой смысл вкладывался в терминологию реге^гпШю в разные периоды, проследить, каким образом терминология начинает связываться с понятиями аскетической сакральности, и как нейтральный термин постепенно становится определением для аскетиче-

ской рецепции практикуемого в ирландском социуме изгнания, становясь неотъемлемым атрибутом святости.

В результате проведенного анализа

- выявляется терминология реге&таио в сочинениях ирландского монашества (У-ХН вв.);

- реконструируется история развития рггщппаИо как исторического явления и теоретического конструкта;

- ставится вопрос о факторах, оказавших влияние на формирование явления в сугубо ирландском виде;

- определяется значение реге^г'тайо для создания образа святого в поздней агиографической традиции.

Практическая значимость исследования. Положения и материалы диссертации могут использоваться при подготовке обобщающих работ по истории средневековой Ирландии и истории церкви в раннее средневековье, чтении общего курса лекций по истории церкви и европейского монашества, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории христианства и церкви, а также для дальнейших научных исследований в этих областях.

Апробация исследования. Диссертация была выполнена и обсуждена в Центре культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН. Отдельные аспекты исследования были представлены в виде научных докладов в рамках семинара «Кельтские регионы в Средние века» (МГУ, 2003 г.), в Центре культурной и исторической антропологии, на Межвузовской научной конференции «Путешествие как историко-культурный феномен» (Институт всеобщей истории РАН, 14-15 мая 2008 г.) и конференции «Молодые кельтологи - 2» (МГУ, 2009 г.). Основные положения диссертации нашли отражение в четырех научных работах.

Структура диссертационной работы. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу. Она состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь делятся на подглавы, заключения и списка источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, научная новизна и хронологические рамки исследования, определен объект и предмет исследования, формулируются цели, задачи, методы исследования, дается характеристика источников и историографии темы.

Первая часть «Пространственная картина мира и отношение к внесоциальньм элементам в раннесредневековой Ирландии» сосредоточена на социальном фоне возникновения реге^таНо и

предпосылках для ее популярности в раннехристианском обществе. Целью этой части является продемонстрировать, как соотносятся общая картина мира ирландцев, их отношение к чужакам с развитием института реге^таНо. Часть состоит из трех глав.

В первой главе «Основы ирландского общества» рассказывается о том, как именно «функционировало» раннеирландское общество, и какие базовые законы определяли его существование, и выделяются предпосылки для популярности института реге^таНо и, в целом, те черты, которые обозначили природу этого феномена в раннехристианском обществе.

В этой главе показано, что нельзя говорить о полной изолированности королевств и о том, что сообщение между населением разных туатов начиналось не только в том случае, когда их короли приносили клятву личной верности высшему правителю. С одной стороны, границы между туатами довольно условны: ведь несколько королевств почти всегда были объединены в более крупное образование, основанное на родственных связях, но, с другой, именно кровнородственные связи обуславливали более естественную «закрытость» большой семьи и предопределяли враждебное отношение к тем, кто расставался со своим родом.

Во второй главе «Типология изгнанников и юридическое восприятие «изгойства» рассматриваются разные типы изгоев, которые предусматривает ирландское законодательство. Изгойство становится одним из самых суровых видов наказания в архаическом обществе: законодательные нормы раннесредневековой Ирландии способствуют превращению человека, совершившего некие тяжкие преступления против общества, в абсолютно бесправного изгнанника, которому не разрешалось осквернять землю монастырского острова своим присутствием на ней. Это желание предотвратить появление преступника может помочь логически объяснить причину использования изгнания из Ирландии в качестве наказания за самые серьезные проступки. Такое изгнание не было просто мерой наказания, но, в сущности, зиждилось на религиозных представлениях: преступник, будучи пораженным злым духом, считался потенциальной причиной всех бед для той земли, на которой он находился. Подобное понимание наказания за проступок, выражающееся в изгнании и обусловленное особенностями архаичного древнеирландского права, получило дальнейшее развитие, оказав существенное влияние на систему пенитенциаль-ного наказания в ирландской церкви и концепцию реге^гтаИо.

В третьей главе «Восприятие «изгойства» в нарративных памятниках: «мудрость изгоя» говорится не только о встречающихся в законодательных текстах типах изгоев, но и об изгнанниках ли-

тературных. Каждому виду выделяемых героев посвящена отдельная часть: «Сага об изгнании сыновей Уснеха»: изгнание как 1о-inges», рассматривающая классический литературный сюжет «изгнания»; «Изгнание-и-возвращение: изгнание как инициация правителя или героя», в которой анализируется мотив изгнания как неотъемлемая часть образа героя и правителя; «Изгнание Фергуса: участь посредника», посвященная фигуре Ферхуса Мак Ройха, который занимает промежуточное положение изгнанника и благодаря этому получает сверхъестественные способности; и «Изгнание Суибне: «мудрость изгоя», рассматривающая феномен изгнания короля Суибне.

Данный ракурс позволяет сделать два вывода: с одной стороны, изгнание в традиционном обществе символизировало смерть, и статус изгоев был неимоверно низок, с другой, в литературе оно было связано с обретением дополнительных способностей. Через изгнание, отторжение от общества изгнанники приобретали пограничный статус, который наделял их властью или высшими способностями, а в случае с историей о «Безумии Суибне» приподнимал изгоя до уровня, сопоставимого со статусом христианского святого.

Во второй части «Конституирование peregrinatio в Ирландии VI-VII вв.» внимание сосредоточено на понимании терминологии pereginatio. Здесь прослеживается, как адаптируется значение термина на ирландской почве из-за особенностей местной социальной среды до конца VII в. Само понятие peregrinatio в это время еще не ассоциируется с религиозной практикой и не приобретает соответствующей коннотации. До VII в. peregrinatio может относиться к любому жителю Ирландии, пребывающему на чужбине (то есть за пределами своего туата, а даже не острова), вне зависимости от мотивации или причин, заставивших его покинуть родные края. Агиографы, хотя часто прибегают к терминологии peregrinatio, не выделяют этот термин среди атрибутов святости их героя и используют его для того, чтобы обыграть тесную ассоциацию между физическим «странствием на чужбине» и восходящим к библейским аллегориям пониманием peregrinatio как нахождения вдали От небесной родины (patria). Лишь законодательные источники воздают хвалу аскетам, называемым deorad Dé, «Божьими изгнанниками», власть которых как носителей божественной воли основывалась не на процессе «странствовании», но на отделении от общества. Вне зависимости от мотивации, стоящей за действиями человека, который отрекается от своего социального статуса, и, что еще важнее, независимо от тех обстоятельств, которые сопутствовали его переходу в состояние peregrinus, это отречение в вос-

приятии ирландцев гарантировало ему обретение высшего статуса. Это могли быть не только религиозный подвиг или миссионерская деятельность, но даже преступление. Совершенный грех превращался тем самым во благо, поскольку заставлял изгоя уйти от мирской жизни.

В первой главе этой части «Peregrinado, peregrinus, peregrina: терминология peregrinado и словоупотребление в раннесредневе-ковой Ирландии» анализируется словоупотребление слов peregrinado, peregrinus, peregrinan (вместе с производными) и прослеживается их последовательная адаптация на ирландской почве с выделением особенностей местной социальной среды. Делается попытка выявить изменение лексического значения слов, имеющих непосредственное отношение к эволюции восприятия peregrinado как явления, и определить, какие дополнительные характеристики они приобретают в раннехристианской Ирландии и какие вариации словоупотребления можно выделить на ирландском материале.

Понимая светский правовой исторический фон, вполне возможно оценить, в какой степени значительные усилия британских миссионеров в Ирландии на протяжении V и VI столетий, жесткая дисциплина, налагаемая епископами ирландской церкви VI в., подкрепленная подобной идеологией, способствовали росту ирландской традиции peregrinado.. Благодаря идеям, имманентно заложенным в основе этой организации, peregrinado являлась наиболее понятной формой аскетического самоотречения, доступного ирландцам.

Вместе с тем эти же черты обусловили и восприятие терминологии peregrinado на раннем этапе средневековой истории. В отличие от континентальной литературы, связывающей словарь ветхозаветной традиции странствия Авраама и израильтян и новозаветной традиции аллегорического странствия с аскетическими странствиями или, в целом, с монашеской жизнью, в ирландских текстах слова peregrinado, peregrinus и peregrinan используются в гораздо более широком контексте. В самой Ирландии V-VII вв. не существовало достаточно строго сформулированной и оформившейся традиции peregrinado pro Dei атоге как некой стези, одного из путей к спасению, который осознанно выбирал монах. Парадоксальным образом, восприняв те же библейские традиции, ирландское монашество в дошедших до нас работах этого периода не только не представляет peregrinado (термин) как один из видов деятельности, особенно приятной Господу, но и вообще не связывает его с аскетическим подвижничеством.

Во второй главе «Институт déorad Dé и peregrinado как аскетическое самопожертвование: святой Колумбан» рассматривается

статус и особенности положения, которым пользовались peregrini в самой Ирландии, и делается попытка выделить основные черты, определяющие это положение, и проанализировать причины массового исхода ирландских «странников». На основе агиографического материала можно сделать вывод, что отделение святого человека от общества и являлось той хрупкой базой, на которой основывалась его власть как носителя божественной воли.

В третьей главе «Peregrinatio и миссионерство: Святой Фур-са» прослеживается корреляция понятий peregrinatio и миссионерство. Анализ словоупотребления и примеры миссионерской деятельности среди ирландских «странников» развенчивают миф о противопоставлении peregrinatio и миссионерства в ирландской традиции, особенно важный в свете существования стереотипных представлений о роли ирландского миссионерства в истории ран-несредневекового христианства. В ирландских источниках ни peregrinatio, ни opera apostólica не фигурируют как определенные, выделенные, четко сформулированные виды монашеского труда. Peregpinatio сохраняет свое первоначальное значение «пребывания на чужбине», не наделенное каким-либо дополнительным смыслом, а потому может включать, а может и не включать в себя миссионерскую деятельность. Человек мог быть peregrinus и без всякого намерения не только осуществлять проповедование язычникам (что легко подтверждается тезисом, по которому ирландец был peregrinus, никогда не покидая пределов Ирландии), но и, в принципе, предпринимать potior peregrinatio не по своей воле.

В четвертой главе «Типы ирландских peregrini: принудительная peregrinatio Колумкилле» как раз идет речь о подобных типах peregrini. Многочисленные примеры из латинских и раннеирланд-ских источников показывают, что довольно часто путем покаяния и «странствия» на чужбине статус преступника менялся коренным образом, приближаясь к статусу святых или почитаемых членов христианской общины. С одной стороны, пенитенциальная практика, по существу, не отличалась от практики аскетической; с другой, аскетические идеалы не были ограничены монастырями, но распространялись и на основную сферу деятельности церкви - на мирян. Пенитенциальная дисциплина в Ирландии не изображалась в отрицательном смысле, как наказание за совершенные проступки, но, напротив, как один из видов страдания за Христа, ведущий их к вечной жизни. И монахи, и кающиеся, и прибывающие на Иону с желанием стать ближе к Богу могут фигурировать как peregrini. Но не наименование peregrini определяет их спасение, их статус в обществе и дальнейшую судьбу. Сущность изменения статуса заложена не в «странствии» и не в пребывании на чужби-

не, но в искреннем раскаянии (в случае тех, кто совершает пени-тенцию) или в преданной службе Господу (для монахов).

Наконец, в третьей части «Peregrinarte в литературной традиции» анализируется, как с течением времени видоизменяются как теория, так и практика паломничества в Ирландии. Здесь прослеживаются литературные традиции, существовавшие в эпоху céli Dé, с движением которых связывается создание обширного корпуса легенд о плаваниях. Важно уточнить, что выделить эволюцию идеи не представляется возможным, и разные типы peregrinatio как покаянного странствия, аскетического странствия или паломничества в Рим существуют параллельно.

Эта часть распадается на несколько связанных общей тематикой, но самостоятельных глав:

Во вступлении «Céli Dé и концепция peregrinatio в конце VIII-IX вв.» рассматриваются изменения теоретической базы нового направления в ирландской церкви, когда в трудах идеологов происходит разрыв между двумя идейными пластами: традицией непосредственно физического странствия и изображения peregrinatio в литературных произведениях и теоретических работах. Если к концу VII в. peregrinatio могла обозначать пребывание на чужбине совершенно любого человека, то именно в период расцвета céli Dé формируется ее тесная взаимосвязь с аскетической или пенитенци-альной практикой. Парадоксальным образом получается, что фактическая гибель практики аскетического странствования дает одновременный толчок к созданию связанной с ним мифологии и оформлению его в работах этого периода как peregrinatio pro Dei amore.

Во второй главе «Herimus in Ociano\ океан и святость» рассматривается ирландское восприятие Океана и делается попытка объяснить, почему ирландские монахи отождествляют острова с пустошью своих ближневосточных коллег, каким образом эта особенность оформляется в литературе и почему впоследствии такие странствия (тогда называемые navigationes/immrama) начинают соотноситься с понятием святости. Для ирландцев, насколько об этом можно судить по тем источникам, которые у нас есть, было характерно, во-первых, восприятие моря как некоего пространства, на котором проявлялось величие чудес Господа, чудес, приводящих человека к смирению и созерцательному идеалу, а, во-вторых, как места покаяния, доступного каждому индивидууму.

Пенитешщальная, очистительная ипостась представлений о морской стихии была непосредственно связана одновременно как с добровольным изгнанием монашеских peregrini, так и с вынужденным изгнанием преступника (deoraidecht). Подразумевалось,

что любой грех возможно простить, но для этого его необходимо искупить (в том случае если прощения нельзя было просто купить), через очищение такими экстремальными методами наказания, как этот. При этом в случае искупления почет ожидал как святого, так и подвергающегося наказанию с целью спасения души, избавляющегося от своих грехов в странствии на утлом суденышке, суровой жизни на крошечных островах или же вечной peregrinado pro Christo.

В третьей главе «Peregrinado в качестве пенигенциальной практики» прослеживается развитие этого сюжета в средневековой литературе и осуществляется попытка определить, насколько использование тематики пенитенциального странствия может свидетельствовать об архаичности тех или иных фрагментов агиографических текстов.

В подглаве «Peregrinado как пенитенция в латинской поэзии» сопоставление поэтических произведений, посвященных изгнанию Колумбы, с ирландскими текстами, плаваниями, агиографическими текстами и пенитенциалиями, позволяет утверждать, что peregrinado как покаяние и изгнание является элементом, укоренившимся и неизменно присутствующим как в латинской, так и ирландской литературе на протяжении всего раннего Средневековья. При анализе источников не всегда легко определить, восходит ли тот или иной фрагмент к архаической традиции или же представляет собой позднюю эволюцию. Хотя peregrinado изначально представляет собой искупительное странствие, странствие как покаяние, в литературных источниках она не всегда предстает элементом более ранним, ведь в позднейший период идет возвращение к первоначальному пониманию peregrinado. Но при этом мы имеем дело не с поступательным развитием концепции peregrinado. Понимание пенитенциальной сущности этого явления прослеживается на протяжении VI-XII столетий и получает многообразное преломление в литературной традиции.

Во второй-четвертой подглавах рассматриваются тексты трех «плаваний» (Immram curagh Майе Dúin, Immram На Corra и Immram Snégdusa 7 Mac Riagla). Сравнение пенитенциальных плаваний из этих историй с большой долей уверенности можно говорить о том, что к XI столетию литературная традиция тесным образом связывает заморские путешествия покаянного характера с идеей святости.

В четвертой главе «Восприятие Рима и эволюции концепции peregrinado в средневековой агиографии» анализируется искусственное разграничение современных ученых между peregrinado, странствием и паломничеством и показывается, как ввдоизменяет-

ся образ Рима в ирландской литературе на протяжении раннего средневековья, каким он предстает в агиографической традиции, и как появление стандартного паломничества соотносится с изменениями описания Рима. Путешествие в Рим может быть мотивировано по-разному: святой мог стремиться к святому престолу для получения папского разрешения на миссионерскую деятельность или для приобретения должного образования, или по любой другой причине. Но на ирландском материале доказывается, что мотивация и природа странствия не относятся к сущности peregrina-tío, ведь акцент делается на самом факте оставления родины, а не мотивах или направлении (будь-то Рим, Тур или какое-то другое место).

Наконец, в пятой главе «Концепция peregrinatio pro Dei атоге» рассмотрен ирландский феномен «странствия ради Христа» и на основе текстологического сопоставления показано, как понятие peregrinatio приобретает религиозную коннотацию. Складывается впечатление, что во второй половине VIII века термин peregrinatio связывается с паломничеством/путешествием в Рим. Вместе с тем для обозначения традиционного для Ирландии странствия/путешествия на острова начинает использоваться или продолжает использоваться по аналогии с пенитенциалиями термин exilium. В более поздний период слово peregrinatio вновь приобретает более широкое значение, но теперь оно уже тесно связывается с религиозным подвигом. Вместе с этим некоторые авторы пытаются объяснить или уточнить, что именно подразумевается под peregrinatio, и поэтому, заменяя слово exilium, вводят дополнительные определения к peregrinatio - pro Deo/pro Christo и т.д., что отсутствовало в путешествиях VI-VII вв.

В заключении диссертации сформулированы выводы, полученные в результате исследования. Хотя с течением времени различные понимания peregrinatio сохраняются в литературе, и каждая тенденция имеет свое развитие, любая интерпретация начинает связываться с пониманием христианской сакральности, которая ниспадает на тех, кто предпринимает «странствие». Хотя сама религиозная практика и берет свое начало от аскетического переосмысления изгнания из церковной общины и пенитенциальной практики, в дальнейшем различные варианты peregrinatio (как аскетического подвига, вынужденного изгнания или миссионерской практики) сосуществуют и не противоречат друг другу. На раннем этапе это происходит потому, что терминология еще не приобретает специфической окраски и означает лишь «пребывание на чужбине»; на более позднем - из-за того, что любой тип «странствия» становится гарантом искупления грехов, внутреннего перерожде-

ния и, в конечном счете, обретения святости (вне зависимости от степени греха или лишь его номинальном присутствии (в случае аскетов).

Подобный подход позволяет рассмотреть хронологию складывания «концепта ирландской peregrinatio» или, другими словами, формирования его образа в культуре. И оказывается, что образ peregrinatio в наиболее систематической, идеализированной форме обнаруживается не в ранних латинских житиях VII в., но в ирландских житиях X-XII вв.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах

Статьи в ведущих научных журналах и изданиях, рецензируемых ВАК:

1. Прокофьев Ф.Д. Peregrinatio в Океане: аллегория и реальность в "Плавании святого Брендана» // Одиссей 2009. Человек в истории. М„ 2010. С. 24-42.

2. Прокофьев Ф.Д. Рецензия на кн.: Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2007 // Средние века. Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. М., 2008. Вып. 69 (2). С. 202-212.

Другие статьи:

3. Прокофьев Ф.Д. Изгнание Фергуса: участь посредника // Macgnimrada. Кельты: язык, поэтика, мифология, история: Материалы конференции: Молодые кельтологи - 2. М., 2009. С. 35-41.

4. Прокофьев Ф.Д. Типология изгнанников и юридическое восприятие «изгойства» в древнеирландской юридической традиции // Атлантика: Записки по исторической поэтике. Вып. IX. М., 2011. С. 50-70.

Зак. №573Объем 40 п.л. Тир.^О экз. ИВИ РАН, Ленинский пр-т, 32-а

 

Текст диссертации на тему "Феномен peregrinatio и его преломление в раннеирландской литературной традиции"

6112-7/511

Институт Всеобщей Истории Российской Академии Наук

Прокофьев Филипп Дмитриевич

Феномен реге^ппайо и его преломление в раннеирландской литературной

традиции

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание научной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель-кандидат исторических наук, с.н.с. Бондаренко Г.В.

Москва 2012

Оглавление

Введение.......................................................................................4

1.1. Проблематика исследования...........................................................4

1.2. Историография...........................................................................7

1.2.1. "Nauigatio sancti Brendan?' как историческое плавание.............................7

1.2.2. Начало текстологического изучения «плаваний»...............................17

1.2.3. Нативисты и антинативисты.......................................................24

1.2.4. Противоречия immrama......................... ......................................40

1.2.6. История изучения peregrinatio и новейшие тенденции..........................50

1.3. Задачи и структура.....................................................................66

1.4. Источники............................... ...............................................69

Часть 1. Пространственная картина мира и отношение к внесоциальным элементам в раннесредневековой Ирландии...........................................82

1.1. Основы ирландского общества.......................................................82

1.2. Типология изгнанников и юридическое восприятие «изгойства».............92

1.3. Восприятие «изгойства» в нарративных памятниках: «мудрость изгоя»......122

1.3.1. «Сага об изгнании сыновей Уснеха»: изгнание как loinges.....................123

1.3.2. Изгнание-и-возвращение: изгнание как инициация правителя или героя..........................................................................................129

1.3.3. Изгнание Фергуса: участь посредника..........................................144

1.3.4. Изгнание Суибне: «мудрость изгоя».............................................162

1.4. Заключение............................................................................170

Часть 2. Конституирование peregrinatio в Ирландии VI-VII веков...................175

2.1. Peregrinatio, peregrinas, peregrina: терминология peregrinatio и словоупотребление в раннесредневековой Ирландии.........................................................175

2.2. Институт déorad Dé и peregrinatio как аскетическое самопожертвование: святой Колумбан....................................................................................229

2.3. Peregrinatio и миссионерство: Святой Фурса.......................................239

2.4. Типы ирландских peregrinv. принудительная peregrinatio Колумкилле..........248

2.5. Заключение............................................................................263

3. Peregrinado в литературной традиции.................................................268

3.1. Вступление. Céli Dé и концепцияperegrinatio в конце VIII-IX вв...............268

3.1.1. Формирование концепции peregrinatio и амбивалентное изображение этого феномена....................................................................................268

3.1.2. Литания святых peregrini («Литания Оенгуса») и литературное преображение действительности.......................................................282

3.1.3. Теория Хьюз........................................................................295

3.2. Herimus in Ociano: океан и святость...................................................299

3.3. Peregrinatio в качестве пенитенциальной практики...............................343

3.3.1. Peregrinatio как пенитенция в латинской поэзии.................................345

3.3.2. Immram curagh Maíle Dúin............................................................355

3.3.3. Immram Ua Corra.....................................................................363

3.3.4. Immram Snégdusa 7 Mac l&iagla........................................................370

3.4. Ad limina apostolorum: восприятие Рима и проблема эволюции концепции peregrinatio в средневековой агиографии................................................381

3.5. Концепция peregrinatio pro Dei amore..................................................409

4. Заключение: peregrinatio и святость....................................................431

Библиография..............................................................................453

Введение

1.1. Проблематика исследования

Феномен ирландской рещппаИо представляется одним из ключевых для понимания своеобразия ирландской или, даже шире, островной церкви в целом1. Повышенное внимание к нему объясняется тем, что комплекс ключевых вопросов, связанных с этим явлением, лежит в основе решения целого ряда важнейших историографических проблем (понимания природы и сущности ирландского аскетизма, формирования этически окрашенных представлений о пространстве, рассмотрения образа «чужого» и отношения к иноземцам в раннесредневековой Европе, распространения христианства и взаимодействия миссионеров с римскими патронами и др.).

Аскетическое странствие, которое было воспринято с большим энтузиазмом в Ирландии, естественно, не является исключительно ирландским феноменом. Истоки его уходят глубоко в древнюю историю ранней христианской церкви, когда сирийские, иудейские и египетские отцы удалялись от сует мирской жизни в пустыни Восточного Средиземноморья для того, чтобы проводить свои жизни в самосозерцании и молитвах. Этот истовый аскетизм, проникший в Ирландию то ли из Галлии через Аквитанию, то ли из Северной Испании или напрямую из Восточного Средиземноморья2, получил широкое распространение на острове, сформировав явление, условно называемое «отшельнической реформой»3. Надо подчеркнуть, что данный термин не совсем адекватен, ведь в данном случае «отшельники» нередко составляли

1 Из-за этого в исследованиях, посвященных peregrinatio, авторы стремятся подчеркнуть или, напротив, опровергнуть стереотип исключительного положения ирландцев, основанный еще на средневековой легенде об ирландской книжной образованности и невероятной строгости их монашеской аскезы (Duft J. Iromanie-Irophobie. Fragen um die frühmittelalterliche Irenmission, explifiziert an St.Gallen und Alemannien // Zeitschrift ßr Schweizerische Kirchengeschichte, 50 (1956), S. 241-262. Из работ, подчеркивающих превосходство ирландцев, отмечу последнюю и наиболее известную - Cahill Т. How the Irish saved civilization: the untold story of Ireland's heroic role from the fall of Rome to the rise of medieval Europe. Dublin, 1995, а также, на мой взгляд, самую авторитетную - Bieler L. Ireland, harbinger of the Middle Ages. Oxford, 1963 / Bieler L. Irland, Wegbereiter des Mittelalters. Ölten, 1963.

2 Диллон M., Чедвик, H.K. Кельтские королевства. СПб., 2002, с. 214.

3 Там же, с. 215.

определенную общность внутри монастыря или же находились в пределах его юрисдикции, а приверженцы более жесткого аскетизма жили в одиночестве или небольшими группами на удаленных морских островах или в уединенных местах. Многие из них предпринимали путешествия не только на острова (в том числе и в Исландию), но и на континент, занимаясь как миссионерской деятельностью, так и просто «скитаясь» по земле. Самыми известными «странниками» были святой Колумба (ирл. Колумкилле), который поселился в северной части Британии и основал знаменитый монастырь на острове Иона, и святой Колумбан, отправившийся на континент. Сотни других ирландцев последовали за ними, в результате чего рещппайо и составила неотъемлемую часть представлений об «острове святых». Характерно, что даже сам термин рещппш в континентальной источниковой традиции раннего средневековья

4

часто означал именно ирландского монаха .

Важно отметить, что у нас практически нет сколько-нибудь достоверной информации об этих путешествиях. Все рассуждения исследователей о природе этого явления во многом построены на домыслах и догадках, а не на информации источников. Мы можем с приблизительной точностью определить ареал странствий монахов, представить средства их передвижения, маршруты, которыми они пользовались, и то, примерно как они жили в местах «странствий». Но основополагающие принципы для понимания феномена рещппайо в том виде, в котором он сложился в Ирландии, нам не доступны. Именно поэтому в заглавие работы я вынес очень важное словосочетание «преломление в литературной традиции», ибо то, с чем мы имеем дело при анализе ирландской рещппайо, прежде всего, основывается на информации нарративных источников, предлагающих искусственные идеологические конструкции, которые сложились тогда, когда реальная историческая рещппайо становилась делом далекого прошлого. Именно поэтому мне кажется верным

4 Rekdal J.E. The Irish Ideal of Pilgrimage as Reflected in the Tradition of Colum Cille // Proceedings of the 3rd Symposium of Societas Celtologica Nordica held in Oslo, 1-2 November 1991 / Ed. A. O Corrâin, assisted by J.E. Rekdal. Uppsala, 1994, p. 67.

различать феномен рещггпайо как историческое явление и как литературный мотив.

Богатейшая традиция скитаний и особенно морских путешествий послужила основой для формирования комплекса рассказов о заморских плаваниях, который занимает одно из важнейших мест для понимания раннеирландской литературной истории. Эти небольшие да и не очень многочисленные произведения в течение долгого времени были и остаются и по сей день объектом оживленной историографической дискуссии. Полемика связана с изучением устного/письменного происхождения текстов, а также попытками доказать, являются ли эти произведения частью автохтонной традиции и изображают некое подобие загробного мира, дошедшие до нас осколки древнеирландской космологической картины мира, или возникли в монастырях уже в историческое время под влиянием христианства и классической литературы. Исследователи новейшего времени (принадлежащие к направлениям «нативистов» или «антинативистов») сконцентрировали свои усилия не столько на изучении самих текстов, истории их возникновения или связи изображаемых в них ситуаций со средневековыми реалиями, сколько на том, чтобы доказать оппонентам, что данные истории представляют собой либо кельтский вариант «Книги мертвых», либо, напротив, дают наиболее достоверное свидетельство зависимости обширной раннеирландской литературы от трудов классических авторов и раннесредневековых деятелей церкви.

Данные подходы по целому ряду причин не представляются продуктивными и не дают убедительного ответа на целый ряд вопросов, ведь очень часто одни и те же фрагменты текстов получают диаметрально противоположную интерпретацию. Исследователи совершенно игнорируют важную проблему средневековых представлений о прошлом, пускай, и не столь отдаленном, и упускают из виду то, в какой степени окружающий мир, а вернее его видение, отражается в литературе. Ведь независимо от различного происхождения элементов нарративная традиция была создана именно в средневековый период

ирландской истории авторами, интересующимися как прошлым, так и его применением к настоящему.

Исходя из этого, в данном исследовании я намерен уделить внимание общему контексту возникновения произведений, которые относятся к жанру гттгата («плаваний») и близких к ним церковных легенд, рассказывающих о странствиях святых, связав эти истории с уникальным ирландским феноменом peregrinado, несомненное влияние которого несут на себе эти работы. При этом, как мне кажется, исследование как «плаваний» ирландских святых, так и светских трудов, составляющих общую традицию, способно дать новое понимание специфики тех многочисленных географически засвидетельствованных перемещений ирландских peregrini, о которых мы знаем как по богатому письменному, так и археологическому материалу. Наши знания о практике подобных перемещений расходятся с представлениями о теоретической базе peregrinado, представленной в отрывочных и разноплановых фрагментах многообразной церковной литературы. Понимание этих теоретических основ и их соотношение с предпринимаемыми одновременно морскими путешествиями в океан и на континент частично открывается в «плаваниях». Несмотря на связь с более древними жанрами ирландской литературы, эти тексты утверждают христианские идеалы спасения и вечной жизни, рассказывают о существовании Земного Рая и приближающемся Судном Дне, иными словами представляют собой неотъемлемую часть средневекового христианского мировоззрения. 1.2. Историография

1.2.1. "Nauigatio sancti Brendan? как историческое плавание

Изучение «Плавания святого Брендана» в зарубежной историографии началось почти четыре столетия назад, когда в 1622 и 1639 гг. вышли в свет две работы архиепископа Арма Джеймса Ашера. Тот характеризует текст как содержащий «невозможные, невероятные, безграмотно сочиненные и чудовищные глупости»5. Во второй книге Ашер попытался вычленить из

5 Usher James [Usserius, Jacobus]. An Epistle concerning the Religion Anciently Professed by the Irish and Scottish. Dublin, 1622; переиздано под названием: A Discourse of the Religion Anciently Professed by the Irish and British. London, 1631, p. 26-7.

историй, почерпнутых из самых разных манускриптов в дублинской библиотеке Тринити Колледжа и монастыре Килкенни, некое историческое зерно и рассказать о Брендане как об историческом персонаже, основавшем множество монастырей в разных частях Ирландии6, а также в Лланкарване7 и умершем в возрасте 93 лет в Энахдуне (Аннахдауне) приблизительно в 571 или 583 гг8. Атттер также уделяет внимание острову св. Брендана9, семилетнему путешествию10, о котором рассказывает легенда, и «Правилу св. Брендана»11.

Через двести лет после первой работы Ашера Джон Лэниган в своей «Церковной истории Ирландии» также упоминает одного из самых почитаемых святых Ирландии, говоря, что, «хотя повествования о плаваниях наполнены легендами, все же нужно признать, что Брендан вместе с другими монахами отправился на запад в поисках некоего острова или страны, о существовании которых слышал»12. Собственно, в этой работе впервые и проявляется тенденция видеть в агиографических легендах о Брендане зашифрованный рассказ о путешествии в таинственную страну, в которой данный автор склонен видеть Арморику, а потому объяснять Айлех как Алет (/\lectum). Тенденция к такому восприятию была выражена достаточно отчетливо в Средневековье, ведь остров св. Брендана присутствовал на многих географических картах, и очень многие путешественники предпринимали попытки достигнуть этой таинственной земли13.

6 Usher J. Britannicarum ecclesiarum antiquitates: quibus inserta est pestiferae adversus Dei gratiam a pelagio Brittano in ecclesiam inductae haereseos historia. Dublin, 1639; 2nd ed., London and Dublin, 1687, p. 471.

7 Ibid., p. 277.

8 Ibid., p. 278.

9 Ibid., p.451.

10 Ibid., p.494.

11 Ibid., p.476.

12 Lanigan, J. An Ecclesiastical History of Ireland, from the First Introduction of Christianity among the Irish to the Beginning of the 13th c., 4 vols. Dublin, 1822, p. 29.

13 Methewson K. St Brendan's Mythical Isle and Toponymic Drift: from Iceland to Ecuador // Atlantic Visions / Ed J. De Courcy Ireland and D. Sheehy, p. 51-60; Johnson D. Phantom Isles of the Atlantic. Fredericton, 1994, p. 175-206; Manfredi V. Le Isole Fortunate: topografk di un mito. Rome, 1996, p. 229.

Уже в середине XIX в. появились противники подобной умозрительной теории. В 1836 г. в работе, посвященной истории географической науки, Александр фон Гумбольдт, разбирая феномен Счастливых Островов, останавливается и на легенде Брендана и приходит к выводу, что «Плавание» не представляет какого-либо интереса для историка географии14. Однако у более поздних географов, по словам Эспозито, не было его «знаний и проницательности»15, и во второй половине XIX в. выходит множество работ, авторы которых предпринимают разнообразные попытки географически локализовать маршрут исторического странствия, стоящего за «Плаванием св. Брендана». Все подобные доказательства основываются на двух подходах: прежде всего, так называемая «история исследования» ("exploration history"), затрагивающая претензии на первое открытие Нового Света, в парадигме которой Брендан выступает «ирландским Колумбом». Второй - «гипер-диффузионистский» подход - пытается представить ирландцев среди самых разных народов, якобы оказавших влияние на автохтонную культуру Канады и Америки16. Ни один из этих подходов не уделяет никакого внимания социальной основе открытия Америки.

Одна из первых таких работ принадлежит М. Авезаку. Пересказывая легенду о Брендане и упоминая фигуру св. Мало17, он уделяет внимание и острову святого Брендана, которым, по его мнению, является Тенерифе18. Одновременно вопросом начинают интересоваться и многие другие географы,

14 Von Humboldt Alexandre de. Examen critique de l'histoire de la géographie du nouveau continent et des progrès de l'astronomie nautique aux quinzième et seizième siècles, 5 vols. Paris, 1836-37, vol. 2, p. 163-173.

15 Esposito M. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani // Celtica 5 (1960), p. 192, n. 3.

16 Наиболее полную библиографию подобных работ см.: Fingerhut E.R. Who Fisrt Discovered America? A Critique of Writings on Pre-Columbian Voyages. Claremont, 1984, p. 11-29; Idem. Explorers of Pre-Columbian America? Claremont, 1994.

17 Avezak M.A.P. d'. Les îles fantastique de l'océan occidental au moyen-âge. Paris, 1845, p. 3-9.

'8 Ibid., p. 9-16.

в частности, в 1876 г. выходит книга Бевуа19, посвященная открытию Нового Света ирландцами. Данное произведение знаменательно, прежде всего, тем, что впервые четко формулируется точка зрения, согласно которой ирландские монахи (и Брендан) выступают первооткрывателями Америки. Во-вторых, автор впервые привлекает достаточно серьезные источники (например, "De Mensura Orbis Terrae" Дикуила и исландскую "Landnámabók') для более обстоятельного доказательства своей концепции. Книга получает негативный отзыв в печати20, что, впрочем, не уменьшает число сторонников концепции открытия Америки именно ирландцами. Рецензия раскрывает, пожалуй, главную проблему подобных исследований: они затрагивают вопрос, могли бы древние народы пересечь Атлантику и, отвечая положительно, считают это самим по себе доказательством того, что труды, подобные «Плаванию», выступают своего рода судовым журналом такого путешествия. Похожий подход нашел свое отражение и в работах географа Бэбкока, в которых тот размышляет об открытиях Брендана — локализуемых как группа островов Мадейра у северо-западных берегов Африки21 — и о влиянии этих открытий на картографию средних веков на основе таких карт, как "Fortunatae Insulae sex sunt Insulae sancti В rendant' (the Hereford Map, с. 1275) и "Insulae for