автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Феномен религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры"
На правах рукописи
Я
и
Тулинова Галина Владимировна
ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
005058967
16 МАЙ 2013
Белгород —2013
005058967
Работа выполнена на кафедре философии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Научный руководитель Официальные оппоненты:
Ведущая организация
Климова Светлана Мушаиловна
доктор философских наук, профессор
Соловьев Александр Васильевич
доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»,
профессор кафедры культурологи
Попова Ольга Викторовна
кандидат философских наук ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», доцент кафедры изобразительного искусства
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Защита состоится 31 мая 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.0015.05 по философским паукам при ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» по адресу: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 78.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (308015, г. Белгород, ул. Победы, 85).
Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ (http://vak.ed.gov.ru), на сайте Белгородского государственного национального исследовательского университета (http://www.bsu.edu.ru) 30 апреля 2013 г.
Автореферат разослан «30» апреля 2013 года.
Учёный секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент
Т.И. Липич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современная молодежь, являясь наиболее быстро обновляющимся слоем общества, оказалась на перепутье - в ситуации социокультурного и экономического кризиса российского общества, когда прежние ценности девальвированы, а новые динамичны и пока еще неустойчивы.
В первое десятилетие XXI века кардинально изменились поведенческие и культурные установки, в том числе и в сфере конфессиональных н субкультурных отношений. Сложность ситуации связана с противоречивыми тенденциями к глобализации и одновременно к национальной самобытности. Молодежь становится индикатором негативных и позитивных настроений в этом процессе. Особым субкультурным слоем, обладающим собственными характеристиками, знаниями, манерой поведения, сленгом, идеалами, ценностными установками, в том числе и в религиозной сфере, является современное студенчество. При этом студенчество является относительно однородной социальной структурой и имеет сходные с остальной молодежью позиции и стремления, а также ментальные характеристики.
Студенческая субкультура выступает одним из ведущих звеньев в трансляции, сохранении и развитии общекультурных ценностей, поэтому изучение специфики ее релипюзно-мнфологической ментальности важно для понимания не только молодежной субкультуры, но и культуры общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Аналитика научной литературы является теоретической основой исследования и включает обзор работ, содержащих классические и новейшие теоретические разработки, методы исследования, применяемые в контексте философско-религиоведческого, социологического, культурологического и феноменологического анализа религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры.
Исследование молодежной культуры и субкультуры имеет свою историю, сложившуюся методологию, категориальный аппарат. Соцгшлыю-фалософские
и философско-кулътурологические аспекты молодежной проблематики занимают центральное место в работах С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, Д.В. Ольшанского, A.B. Соколова. Социология молодежи XX века исследована в трудах Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, Л.Г. Костюченко, А.И. Кравченко. Проблемы молодежи советского периода исследованы в работах И.И. Акинчица, К.В. Арсенкина, И.В. Бестужева-Лады. Изучению ценностных ориентации молодежи в рамках социологии духовной жизни посвящены работы В.П. Бабинцева, И.Г. Мордасовой, Т.И. Морозовой, З.К. Селивановой, Г.А. Чередниченко. Особенности современной молодежной субкультуры как автономного и целостного образования внутри господствующей культуры исследовались такими зарубежными и отечественными учеными как М. Брейк, A.C. Запесоцкий, A.A. Козлов, Ю.А. Левада, С.И. Левнкова, А.Л. Маршак, К.Г. Мяло, Е.А. Омельченко, Э. Фромм.
Можно указать на ряд разнообразных подходов в изучении молодежи как особого феномена: ролевой, субкультурный, конфликтологический и др. Ролевой и конфликтологический подходы (отраженные в работах Р. Бенедикта, Б. Малиновского, Э. Шпрангера, позднее Ш. Эйзеннггадта и др.) опираются на понятие «молодость» как период становления человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом. На этом фоне субкультурный подход (работы М. Мида, Т. Парсонса, Т. Роззака, Ч. Рейча) — один из базовых в данной работе — описывает «молодежь» как особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, мышления, стилем поведения, культурными нормами и ценностями. Современный интегративный подход позволяет провести поколенческий анализ молодежи. К. Манхейм, позднее Л. Розенмайр, Г. Шельский изучают молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений, здесь на первый план выходит социальная функция молодежи.
Опираясь на структурный подход, выделяют три основных направления исследования молодежи: разработка проблем рабочей молодежи, учащейся
молодежи, молодежного движения (работы Ю.Р.Вишневского, Ю.А. Зубок,
A.И.Ковалевой, В.А. Лукова, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко).
Ценным для данной темы является культурно-семиотический подход в изучении молодежных субкультур, представленный в трудах A.A. Ветрова, С.Т. Махлиной, Н.Б. Мечковской, К.Д. Скрипника, Ю.С. Степанова, Т.Е. Щепанской.
Центральной в исследовании стала тема репрезентации религиозности и ментальноста, с точки зрения ряда аспектов. Фундаментальные труды по социологии религии и религиоведению отечественных ученых - В.И. Гараджн,
B.И. Веремчука, М.П. Мчедлова, Ж.Т. Тощенко, Д.М. Угриновича, И.II. Яблокоиа легли в основу методологии и концептуализации работы. Различным аспектам изучения религиозного опыта в социально-гуманитарных науках посвящены труды Е.И. Аринина, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелева,
C.М. Климовой, А.Н. Красникова, P.A. Лопаткина, С.Д. Лебедева,
A.A. Панченко, MIO. Смирнова, В.Ф. Филатовой, Е.С. Элбакяна. Нетрадиционные религии исследованы в работах Е.Г. Балагушкпна, К. Каариайнена, И.Н. Налетовой, Л.Н. Митрохина, Ю.В. Рыжова, С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана; синкретическому характеру религиозности различных субкультур посвящены работы U.C. Гуревича, О.Н. Римской, Т.А. Сережко, Л.В. Хирьяновой; вопросам определения критериев религиозности населения России посвящены исследования Л.М. Воронцовой, Р.Н. Лункина, Ю.Ю.Синелиной, В.Ф. Чееноковой; проблеме религиозно-мифологического, обрядового сознания молодежи - статьи H.A. Кобзевой, З.И. Пейковой, В.В. Юдина; религиозной ситуации современного российского общества - работы В.П. Баранникова, A.A. Возьмителя, Е.А. Кублицкой, И.Н. Лавриковой, ILA. Митрохина, В.А. Фортунатовой и другие. Особое внимание в работе уделено понятию «субкультурных религий», введенному
B.П. Римским и О.Н. Римской, которое позволяет их объяснить в сопоставлении с понятиями «новая религиозность», «социальная мифология», в том числе и в контексте анализа молодежных субкультур.
Различным аспектам ментапьности, мифа и религии, современной мифологии посвящены труды С.С. Аверинцева, Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, АЛ. Гуревича, П.С. Гуревича, Ф. Деекола, Г.В. Драча, Ж. Дюби, Э. Кассирера, Ф.Х. Кесснди, JI. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Ж. Ле Гоффа, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, И.Н. Лосевой, Ю.М. Лотмана, Б. Малиновского, Е.М. Мелетинского, О.В. Поповой, В.П. Римского, Б.А. Успенского, О.М. Фрейденберга, В.А. Шкуратова, У. Эко, М. Элиаде, К. Юнга.
Проблемам философского анализов религиозного сознания современной студенческой и молодежной субкультуры, ее ценностным ориентациям посвящен ряд диссертационных исследований A.B. Аникиной (2008); Е.А.Большакова (2006); Е.А. Колякиной (2008); К.С. Курганского (2006); Д.С.Леденцова (2007); В.В. Моисеевой (2009); О.Н. Римской (2011); Л.В.Шабанова (2007) и др. Особенностью данных исследований является выделение критериев религиозности и рассмотрение современных проявлений религиозности в региональной, студенческой или иной молодежной субкультурной среде.
1 Эмпирической базой явились информационные ресурсы системы Интернет, результаты социологических, культурологических и других исследований ценностных ориентаций студенческой молодежи отечественных и зарубежных авторов; данные полевых исследований, проведенных, в том числе, с участием диссертанта с 2006 по 2012 гг. среди студентов средгшх и высших учебных заведений Центрально-Черноземного региона.
Объектом исследования выступает студенческая субкультура.
Предмет исследования — религиозно-мифологическая менталыгость современной студенческой субкультуры.
Целыо диссертации является социокультурный анализ динамики и специфики феномена религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры.
Достижение поставленной цели осуществлено посредством решения нескольких взаимосвязанных задач:
1. Теоретико-методологический анализ соотношения понятий «религиозно-мифологическая ментальность» и «современные молодежные субкультуры».
2. Репрезентация религиозно-мифологической ментальности как элемента социальной мифологии, а также с точки зрения синкретически-атрибутивных параметров студенческой субкультуры.
3. Типологизация ментальных особенностей религиозно-мифологического сознания современного студенчества.
4. Выявление взаимосвязи религиозно-мифологической ментальности студенческой субкультуры с современными социокультурными процессами.
Теоретико-методологические основы исследования. Работа носит междисциплинарный характер, поэтому в ней были использованы:
- общефилософские методы исследования (анализ, синтез, обобщение и
т.д.);
- системный анализ, обеспечивающий комплексность и широту охвата предмета исследования, а также позволяющий уточнить определение «религиозно-мифологической ментальности» и выработать адекватную методологию его изучения;
- метод социокультурного анализа, позволяющий культурные, политические и прочие элементы общественного целого рассмотреть в едином социальном и культурном пространстве;
- философско-религиоведческий подход, подразумевающий непредвзятый анализ феномена религии, с точки зрения общефилософского, социокультурного и историко-культурного контекстов;
- субкультурная методология, которая рассматривает общество как совокупность субкультурных напластований, обладающих собственными религиозно-мировоззренческими особенностями, в зависимости от метрических, социальных, семиотических и других характеристик;
— метод компаративистского анализа, заключающийся в сравнении исследуемых (молодежной) культуры и (студенческой) субкультуры для выявления универсальных принципов и установок, а также с целью нахождения различий, свидетельствующих о самобытности каждой рассматриваемой культурной традиции;
— методы этнокультурологии (полевого сбора, обработки и обобщения информации), изучающие культуру с учетом национального самосознания и помогающие научно осмыслить роль религиозных процессов в России на современном этапе, дающие научное объяснение неразрывной связи религии и традиционной культуры;
— методы социологического опроса (анкетирование, интервьюирование), позволившие выявить закономерности в изучении религиозного сознания молодежной субкультуры и осуществить сравнение с аналогичными исследованиями.
Научная новизна состоит в обосновании синкретического характера религиозно-мифологической ментальности как разновидности современной социальной мифологии, заключающегося в смешении традиционных религиозных верований и нетрадиционных (в рамках субкультуры) обрядов н поверий, бытующих в современной студенческой субкультуре; а также в философско-культурологическом анализе принципов дифференциации и типологизации религиозно-мифологической ментальности современной студенческой молодежи.
Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими полученными результатами:
1. Проведен теоретико-методологический анализ и рассмотрено соотношение понятий «религиозно-мифологическая ментальность» и «студенческая субкультура», заключающееся в специфическом восприятии и воспроизводстве молодежью системы религиозных убеждений и ценностей в повседневной жизнедеятельности.
2. Определены синкретически-атрибутивные параметры религиозно-мифологической ментальности современных молодежных субкультур на
примере студенчества, заключающиеся в особенной маркировке приоритетов, событий; отсутствии религиозной интернорнзацни ценностей и норм; специфических способах минимизации рисков н др., связанные с характеристиками социальной мифологии общества в целом и специфическими молодежными ментальными установками.
3. Осуществлена концептуализация и дана типологизация религиозно-мифологической меитальности в современных молодежных субкультурах, представленная через систему знаний (ортодоксальных и неортодоксальных), характер веры, убеждения, ментальные установи! и специфически студенческие представления; выделены основные типы меитальности: научно-материалистический, конфессиональный, симбиотический, индифферентный, экстремальный.
4. Исследовано проявление религиозно-мифологической меитальности студенческой молодежи, обусловленное уникальными особенностями развития конфессиональных и неконфессиональных религиозных структур в современной России.
Положения, выпосимыс на защиту:
1. Религиозно-мифологическая ментальность студенческой молодежи, являясь типом более широкой — социальной мифологии, представляет собой совокупность представлений, установок, взглядов данной субкультуры, важнейшей составляющей которых является синкретизм, отсутствие четкой дифференциации религиозного и нерелигиозного содержания догм, учений, смешение мистических и фантасмагорических переживаний веры, иррационального и рационального, связь религиозности со студенческой семиосферой, соединение студенческих мифов с социально-мифологическим настроением, архаическими суевериями, характерными для всех людей. В качестве элементов семиосферы данной субкультуры выступают: студенческий сленг, символы, традиции, фольклор, фиксирующий мифы, поверья и обряды, бытующие в студенческой среде вузовского кампуса, через которые некритически проявляется в том числе и религиозно-мифологическая ментальность студентов.
2. Синкретически-атрибутивные параметры религиозно-мифологической менталыюстн современных молодежных субкультур на примере студенчества включают: маркировку событий, обуславливающих всплеск религиозно-мифологических переживаний в сессионный период; маркировку переживаний, рисков, конфликтных ситуаций; отсутствие религиозной иитериоризации ценностей и норм; поиск специфических способов минимизации рисков, связанных с характеристиками социальной мифологии общества в целом п специфическими молодежными ментальными установками. Синкретизм и эклектизм вытекает из самой природы молодежной субкультуры, которая, с одной стороны, не имеет устойчивых знаний и убеждений и легко становится объектом манипулирования. С другой стороны, студенчество — наиболее образованная часть молодежи, обладает собственным мнением и склонностью к принятию нестандартных решений, в том числе и в области мировоззренческих предпочтений и религиозной веры.
3. Концептуализация религиозно-синкретической ментальности студенческой субкультуры состоит в смешении традиционных культурно-религиозных установок и нетрадиционных взглядов, бытующих в современной студенческой субкультуре. Типологизация религиозно-мифологической ментальности студенческой молодежи обобщает систем}' знаний (ортодоксальных и неортодоксальных), характер веры, убеждения, ментальные установки и специфически студенческие представления и делится на следующие типы: I. Научно-материалистический тип отражает приверженность к материалистическому или атеиспгческому мировоззрению, «вер}'» в объективность научного знания, усваиваемого в ходе получения образования; 2. Конфессиональный тип, главными ценностями которого являются вероисповедные и церковные ценности; 3. Симбиотическш тип ментальности без противоречий соединяет миф и реальность, науку и религию, языческие и ортодоксальные взгляды. 4. Индифферентный тип характеризуется безразличием к догматической или содержательной стороне религии, тип «флюгера», готового примкнуть к любому вероучению, и в тоже время
приспособленца, зачастую усматривающего в «вере» источник для собственного карьерного роста; 5. Экстремальный тип религиозно-мифологической ментальности характеризуется склонностью к эксперименту, новаторству, желанием все испробовать - от наркотиков до утонченных религиозно-философских учений, от терроризма до сектантства; религия и вера здесь - объект экстрима и способ самоутверждения. Данная типология лишь указывает на тенденции ментальных установок студенческой молодежи, в чистом виде проявляется редко.
4. Религиозно-мифологическая ментальность студенческой субкультуры во многом является результатом проявления современной социальной мифологии и тех противоречий, которые происходят в современном обществе. Они связаны, прежде всего, с двойственной ролью религии, которая с одной стороны, стала выполнять функцию духовно-культурного буфера по возрождению духовного климата, а с другой, выступать в качестве социального института, стремящегося к управлению, в том числе и чувствами людей. Это отразилось в противоречии между формальной и неформальной религиозностью молодежи, в том числе, и на уровне студенческой субкультуры. Примерами нетрадиционной религиозной ментальности студенческой субкультуры являются склонность к псевдо-эсхатологизму и псевдо-апокалиптизму в восприятии действительности, религиозный синкретизм, фэшн-мания, увлечение мистицизмом, оккультизмом, суевериями и магией.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.
Ключевые положения, обобщения и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе философской, культурологической, социологической и религиоведческой направленности.
Научная и практическая значимость исследования важна для разработки образовательных и духовно-нравственных программ воспитания молодежи (например, вузовских курсов «Культурология», «Социология молодежной
культуры», «Теория и история культуры»). Изучение религиозно-мифологической менталыгости современного студенчества, может стать серьезным вкладом в представление о мировоззрении российского студенчества в настоящее время. Опираясь на результаты данной работы, можно составить прогнозы социального и духовного развития студенческой молодежи в будущем. Рассмотрение религиозно-мифологической менталыюсти молодежи, анализ текущего состояния студенческой субкультуры представляет теоретическую значимость при разработке Закона о поддержке молодежи в Белгородской области, активно обсуждающегося в региональных вузах, а также на федеральном уровне при формировании концепции молодежной политики, модернизации образования, при выборе направлений духовно-воспитательной работы в молодежной среде.
Личный вклад автора состоит в актуализации, постановке и обосновании проблемы религиозно-мифологической ментальности как характерного феномена современной студенческой субкультуры. Автор участвовал в планировании исследования; проведении опроса респондентов методом анкетирования; обработке полученных данных; формулировке новизны, задач, цели и положений, выносимых на защиту; а также выводов, которые были получены в ходе диссертационного исследования. Авторскими являются созданная типология и прогнозирование дальнейших разработок исследования.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается теоретико-методологическим! положениями, адекватностью избранных методов исследования, проверкой эмпирических данных, репрезентативностью полученных результатов.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2004-2006); Международной научной конференции студентов и аспирантов «Харьковские студенческие философские
чтения» (Харьков, 2007-2011); Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007-2011); на Всероссийской научно-практической конференции «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Приморские образовательные чтения», посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия, участие в рамках Молодежной конференщш «Религия. Культура. Человек» (Владивосток, 2007, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Духовное возрождение России» (Губкин, 2007, 2009); Международной научно-практической конференции «Восприятие космоса и истории в миросозерцании русского православия» (Белгород, 2007); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь в начале нового столетия» (Губкин, 20082011); III Всеросстшском социологическом конгрессе «Соцнолопи и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва, 2008); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь в начале нового столетия» (Губкин, 2008-2011); на Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров» (Белгород, 2009-2012); в работе научных школ: Всероссийской научной школы для молодых ученых «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009); Кирилло-Мефодиевской научной школы «Духовные истоки русской философии» (Саратов, 2010); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и научно-технический прогресс» (Губкин, 2011, 2012); Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей» (Жировичи, 2010); Международной конференции «Проблемы современного общества глазами молодежи» (Ставрополь, 2010); Всероссийской научно-практической конференции: «Ценностные ориентации студенческой молодежи в свете духовно-нравственных и культурных традиций российского общества» (Белгород, 2010); Научно-практической конференции памяти
А.О. Крыштановского (Москва, 2011, 2012); Всероссийской молодежной конференции «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» (Белгород, 2011); IV Очередном Всероссийском социологическом конгрессе (Уфа, 2012); Международной научной конференции «Императивы творчества и гармонии в проектировании человекомерных систем» (Минск, 2012).
С 2009 по 2011 годы по теме диссертации проводилась работа в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», в рамках реализации мероприятия № 1.3.2. Проведение научных исследований целевыми аспирантам! (госконтракт № П-87 от 07.04.2010 г.) по теме «Динамика и особенности проявления религиозности в современной молодежной (студенческой) субкультуре: социокультурный анализ» под руководством диссертанта. Также положеыи диссертации апробировались в ходе работы по государственному контракту № П-861 от 18.08.2009 г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» по теме «Философско-религиоведческнй и феноменологический анализ духовно-религиозной специфики современного общества» в качестве исполнителя под руководством доктора философских наук, профессора С.М. Климовой. Представленные отчеты были одобрены экспертами Министерства образования и науки РФ. В 2013году диссертант являлся исполнителем в проекте, выполняемом в рамках государственного задания Министерства образования и науки на оказание услуг по теме «Комплексный анализ религиозного опыта современных россиян: научное противодействие националистически-религиозному экстремизм)?» (2012-2014 гг.).
Результаты диссертационного исследования представлены автором в 29 публикациях общим объемом 10 печатных листов, из них 3 — в рецензируемых журналах из Перечня ВАК РФ.
Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографичесюш список.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы; обозначается степень научной разработанности исследуемой проблемы; определяется объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи; формулируется теоретико-методологическая основа диссертации, научная новизна; излагается теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, основные выводы и положения, выносимые на защиту; описываются сведения об апробации и структуре диссертационного исследования.
В первой главе «Студенческая субкультура: методология исследования и специфика ментальных оснований», включающей два параграфа, рассматриваются общетеоретические аспекты проблемы, раскрывается методология исследования, приводится терминологическая н библиографическая аналитика.
Первый параграф «Религиозно-мифологическая менталъность и современные молодежные субкультуры: к интерпретации понятий» посвящен рассмотрению и обозначению ключевых подходов к исследованию понятий «религиозно-мифологическая менталъность» и «современные молодежные субкультуры».
Для данного исследования ключевым является феномен молодежной субкультуры, с которым связан круг вопросов, идей, теорий, предположений, позволяющих начать его целенаправленное изучение, анализ и описание. В отечественной литературе разведены понятия «молодежная культура», включающая понятие «культура для молодых», и «молодежная субкультура», в понимании которой отражены ориентации на самореализацию, самоидентификацию, выработку социальных ролей и статуса молодежи; переоценка ценностей, характерная для юношеского возраста; повышение активности молодежной группы; осознание и утверждение молодежных групп в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума); наличие характерных атрибутов: символики, языка, ценностей, норм поведения, иерархии, увлечений, фольклора и т.д.
«Молодежная субкультура» - особая форма организации молодых людей, определяющая свой стиль жизни, поведения, мышления, отличающаяся своими обычаями, ритуалами, нормами, ценностями и стереотипами; студенчество — социально-демографическая группа, характеризующаяся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением, социально-психологическими особенностями и т.д. Исходя из того, что вся современная молодежь, так или иначе, вовлечена в образовательный процесс, мы четко разделяем понятия «студенчество», «молодежь», «учащиеся», рассматривая «студенчество» как узкое субкультурное понятие.
Студенческую субкультуру отличают следующие характеристики: замкнутость, инициализация, переходность социального статуса, подчиненность, несамостоятельность, иерархичность, обрядовость, символичность, обладание собственной семиосферой: сленгом, фольклором, и ритуалами. Многие крупные учебные заведения имеют свой собственный устав, символику (герб, гимн), язык, территорию, структуру, домовый храм и т.д. В качестве специальных знаковых элементов студенческой субкультуры выступают студенческий сленг, традиции и фольклор, фиксирующие мифы, поверья н обряды, бытующие в студенческой среде вузовского кампуса, в которых в синкретичном виде проявляется и религиозно-мифологическая ментальностъ студентов, являющаяся типом более широкой - социальной мифологии.
Феномен религиозно-мифологической ментальности в отличие от религиозного сознания, понимаемого как причастность к определённым религиозным идеям и ценностям и принадлежность к определённой религии (вере) и религиозной группе, более широкое обобщенное понятие, включающее как традиционное религиозное, так и нетрадиционное мифологическое мышление, рациональные и иррациональные представления. Психология относит к «ментальности» не только сознательные, но и бессознательные черты. Термин «ментальностъ» в научный оборот ввел Л. Леви-Брюль,
создатель теории первобытного «пралогического» мышления. Позднее К. Юнг сравнивал «примитивное» мышление с архетипами бессознательного. Ж. Дюби описывал ментальность как систему образов и представлений, которые в разных группах «сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей», а также отмечал, что нос1ггелем подобной системы представлений выступает система образования. Исследователи Ю.Ю. Булычев, М.М. Громыко, A.B. Петровский рассматривают различные типы менталыюсти (религиозной, этнической и т.д.) как части менталитета.
Студенчество, как и общество в делом, соединяет в «целое» своего мировоззрения процессы секуляризации и глобализации и одновременно национальной самобытности, формирования новой мифологии. В поисках границ религиозного и мифологического отметим, что молодой человек воспринимает свое жизненное пространство сквозь призму повседневности, в которой собственно и формируются многие формы «современного мифологического сознания» (О.Н. Римская, В.П. Римский).
Таким образом, спецификой мифологической ментальности студенческой субкультуры являются характеристики алогичности, отсутствие детерминистских связей, эффективность и некритичность, соденинение чувственности и образности, суеверия и синкретизма. То есть, для описания религиозно-мифологической менталыюсти субкультуры современной студенческой молодежи необходимо описать максимальное число конкретных черт и особенностей данного феномена, в то же время, имея в виду их соотношение с материнской (традиционной) культурой, в рамках которой прививаются ценности современной российской молодежи.
Второй параграф «Синкретически-атрибутивные параметры религиозно-мифологической ментальности в студенческой субкультуре» дает репрезентацию религиозно-мифологической ментальности в контексте социокультурных характеристик современных молодежных субкультур на примере студенчества.
Современная студенческая субкультура рассмотрена как специфический социокультурный континуум, один из идентификационных срезов которого представляет собой особую форму религиозно-мифологической ментальности, преломленную в студенческом сознании через систему различных мифов, обрядов и поверий, бытующих в этой субкультуре, и молодежной среде в целом, в виде синкретичных поведенческих атрибутов. Это позволяет за общим характером этноконфессиоиальиой ментальности увидеть вариативность интерпретаций религиозиого сознания, выделить специфические типы религиозности и мифологичности в студенческой субкультуре. Облик современного студенчества в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, уровня воспитания и образованности.
Таким образом, синтетически-атрибутивные черты представляют собой слияние несопоставимых образцов мышления, являющихся устойчивыми и отличительными признаками феномена религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры. К ним относятся: маркировка событий, обосновывающаяся приоритетом обучения, что концентрирует напряженность религиозно-мифологической ментальности в зависимости от периода обучения (сессионный и межсессионный); другими основаниями всплеска религиозно-мифологических переживаний становятся религиозные праздники, памятные даты, личностные переживания, риски, конфликтные ситуации; отсутствие религиозной интериоризации ценностей и норм; получение большей самостоятельности и свободы как способ признания собственного высокого статуса, что предполагает индивидуализацию религиозно-мифологического опыта студентов; механизмы эффективной организации жизни в студенческой субкультуре, которые способствуют слиянию в повседневности как религиозных, так и собственных мифологических представлений.
Синкретически-атрибутивные характеристики студенческой субкультуры - параметры, органично присущие данной субкультуре и ментальности, вытекают из самой функциональной природы молодежной субкультуры. Таким
образом, синкретична сама студенческая среда, которая динамично впитывает разные веяния и моду, не имеет устойчивых знаний и убеждений и легко становится объектом манипулирования, в том числе и с точки зрения разного рода духовных и идеологических навязываний. Студенческая субкультура, составляющая наиболее образованную часть молодежи, несмотря на официальные установки, эклектична и имеет диверсификационные проявления, представления и установки, которые институционально не организованы н могут совмещать в гносеологическом и онтологическом плане разные концепты.
Современная студенческая молодежь находится в поле двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это тенденции повышения популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой стороны, студенчество — наиболее образованная часть молодежи, обладает собственным мнением и склонностью к принятию нестандартных решений, в том числе и в области мировоззрения и религиозной веры.
Как мы уже отмечали, современная мифология стала элементом повседневности, и студенческая ментальность, так или иначе, отражает черты современной социальной мифологии.
Во второй главе «Динамика и специфика религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры» представлена концептуальная модель религиозно-мифологической ментальности студенческой субкультуры и ее типолошзацня.
В первом параграфе «Типологикщия и концептуализация религиозно-мифологической ментальности в современной студенческой субкультуре» определены критерии типологизации ментальных особенностей религиозно-мифологического сознания современного студенчества и осуществлена концептуализация, связанная с осознанием специфических молодежных рисков.
Такими рисками являются: риски воспроизводства жизненных сил, риски неопределенности жизненного старта, риски возможности самореализации,
риски ценностно-нормативной неопределенности, риски утраты идентичности. Спецификой психологических рисков студенческой молодежи как особой субкультурной группы является ощущение неустойчивости, неуверенности в собственных культурных ценностях и приоритетах, стремление к самоидентифшсации в существующей социокультурной среде. Данные риски выступают предпосылкой обращения к религиозности в качестве средства их минимизации.
Концептуализация религиозно-синкретической менталыюсти студенческой субкультуры состоит в смещении традиционных культурно-религиозных установок на этническую и конфессиональную идентичность и соединении нетрадиционных взглядов, фольклора, мифов, бытующих в современной студенческой субкультуре, так или иначе отражающих особенности современной социальной мифологии, рациональные и иррациональные элементы мировоззрения студентов, знания и представления, уровень их образованности.
Для студенческой субкультуры характерно самостоятельное толкование религиозно-догматических норм и многообразие способов выстраивания отношений с религиозными структурами. Для студентов зачастую вера является результатом синкретичности мышления и многообразия ментальных установок, слабо связанных со знанием догматики или обрядово-поведенческими элементами религиозного сознания.
Типологизация религиозно-мифологической ментальное™ студентов обобщает систему знаний (ортодоксальных и неортодоксальных), характер веры, убеждения, ментальные установки, обрядовые практики (посещение служб), и специфически студенческие представления о сути и специфике религиозного сознания, поведения, установок и прочих атрибутов. Отмеченные нами социальные, культурные и мировоззренческие тенденции ценностно-поведенческого мира студента могут быть выражены в соответствующих ментальных типах (см. Положения, выносимые на защиту). Данная типология лишь указывает на тенденции ментальных установок студенческой молодежи.
Проведенный социокультурный анализ позволил выделить и описать следующие параметры типологизации религиозности студенческой субкультуры: «ортодоксальность - толерантность», «православие — инославие», «новационность - консерватизм», «единичность - множественность», «воцерковленность — формальная обрядовость», «вера - обрядоверие (суеверие)» и др., своеобразно преломленные в синкретизме.
Синкретизм, определяемый как «состояние религиозного явления, характеризующееся невыделенностью качественно различных элементов или их смешением во внутренне противоречивую систему» (А.П. Забияко) или «процесс соединения, слияния различных религиозных элементов, верований и культов» (Н.С. Капустин), в студенческой субкультуре выражается в соединении следующих религиозно-мифологических признаков: веры в Бога и в прочие сверхъестественные реалии, в колдовство и магию, в загробную жизнь и реинкарнацию; формального признания основных положений (догматов) того или иного религиозного вероучения; и одновременно веры в собственную — мифологию и фольклор, специфическую студенческую знаково-символическую атрибутику (вера в Халяву, зачетку, пятаки, культовые места и пр.).
Во втором параграфе «Рслигиото-мифологаческая менталыюсть студенческой субкультуры в контексте сощюкулътурнон специфики современной России» выявлены специфические черты религиозного сознания студенческой молодежи, обусловленные уникальными особенностями протекания социокультурных процессов в современной России.
За последние 20 лет неоднократно проводились исследования, ставящие своей целыо определение тенденций религиозности в молодежной среде. Выявленная нами типология позволяет заметить специфически студенческий аспект религиозно-мифологической менгальности: экстремизм и безразличие, с одной стороны, колебания, неофитство, с другой. Важно, что для многих студентов религия стала моделью карьерного роста, что указывает на прагматические характеристики менталыгости студенческой субкультуры.
В представлениях студенческой молодежи выражен процесс активной трансформации традиционного религиозного вероучения, происходит нарастание мировоззренческой неопределенности и эклектики на уровне массового сознания. Процессы религиозной мутации в студенческой среде усиливаются наличием нетрадиционной религиозности - «одного из характерных явлений современной духовной жизни» (П.С. Гуревич).
Проявления религиозно-мифологической ментальное™ студенческой субкультуры во многом являются отражением механизмов современной социальной мифологии, вышедшей на уровень повседневности, и тех противоречий, которые происходят в современном обществе. Они коррелируются, прежде всего, двойственной ролью религии, которая, с одной стороны, стала выполнять функцию духовно-культурного буфера по возрождению духовного климата, а с другой, выступает в качестве социального института со всеми характерным! элементами. С этим связано противоречие между формальной и неформальной религиозностью молодежи, обусловленное в том числе и специфическими ментальными чертам! студенческой субкультуры; знаниями, полученными в вузе; религией, которая становится необходимым компонентом мировоззрения; а также собственной фольклорно-мифологической студенческой средой, симбиотически встраиваемой в мировоззрение. Такая позиция вписывается в структуру постмодернистской культуры восприятия действительности, поскольку ориентируется на принцип минимизации усилий и максимальной комфортности в соблюдении религиозных догм.
Студенческая субкультура, выросшая из мифологичности, и зачастую, подпитываемая суеверной обрядовостью семейных традиций, а также имея собственную специфически студенческую систему ритуалов, обладает характерной магичностыо ментальное™. Магическими по существу являются все формы студенческой субкультурной инициализации (которые сопоставимы с обычаями первобытного общества), среди которых можно выделить: собственно инициальные обряды (посвящение в студенты первокурсников,
сопровождающееся клятвами, наделением статуса фетиша студенческого билета и зачетки); сессионные обряды (самый распространенный «ловля Халявы»); студенческие «молитвы» (сессионный фольклор и др.); почитание университетских символов (чаще всего мифических существ, покровителей ВУЗа, обозначенных в эмблеме, либо в скульптурном памятнике; особой сакраментальностью наделяют святых ангелов); традиции экватора (середина обучения); обряды выпускного вечера (главным событием становится вручение диплома, выполнение разнообразных традиций и обрядов, схожих только в самых общих чертах, но в каждом ВУЗе, местности, имеющих свои особенности) и т.п. Также студенческая субкультура имеет целый комплекс специфических суеверий.
Поскольку студенчество представляет собой потенциал будущего социокультурного развития российского общества, на его примере можно отчетливо выявить тенденцию расширения религиозной идентичности до уровня культурного самоопределения, что явилось следствием ценностного и идейного вакуума в постсоветском обществе.
В заключении подводятся итога диссертационного исследования, формулируются основные выводы, показывается их практическая значимость, и намечаются перспективы дальнейшего развития проблематики исследования.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора Публикации в журналах из списка ВАК
1. Мартынова (Туликова), Г.В. Уровень и характер религиозности студенческой молодежи БелГУ в переходный период (размышления по результатам анкетирования) / С.М. Климова, Г.В. Мартынова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - № 9 (40), вып. 2. - С. 222-246 (1,6 п.л. / 0,8 п.л.).
2. Мартынова (Тулинова), Г.В. «Студенческие поверья и обряды»: социологические и культурологические аспекты анализа религиозно-магического сознания студентов БелГУ / С.М. Климова, Г.В. Мартынова, В.Н. Мусолов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. -№ 4(44), вып. 3. - СД58-169 (0,75 п.л. / 0,25 п.л.).
3. Тулинова, Г.В. Динамика и особенности проявления религиозности в современной студенческой субкультуре: социокультурный анализ / Г.В. Тулинова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2011,- Вып. 1. - С. 30-3 8 (0,5 п.л.).
Статьи и материалы докладов
4. Мартынова (Тулинова), Г. Религиозные ориентации современной молодежи / Г. Мартынова // VII Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. - С. 256-258 (0,3 пл.).
5. Мартынова (Тулинова), Г.В. Духовные ориентиры современной студенческой молодежи (по результатам социологического исследования в БелГУ) / Г.В. Мартынова // Духовное возрождение России: Сборшнс докладов Всерос. науч.-практ. коцф. - Губкин: ИП Уваров В.М., 2007. - С. 149-153 (0,5 п.л.).
6. Мартынова (Тулинова), Г.В. Отношение к религии студенческой молодежи (социологические заметки) / С.М. Климова, Г.В. Мартынова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — М.: ВЦИОМ. - № 3[83]. - июль-сентябрь. - 2007. - С. 94-99 (0,6 п.л. / 0,3 пл.).
7. Мартынова (Тулинова), Г.В. Специфика сознания молодежной субкультуры: основные проблемы, противостояния и конфликты / Г.В. Мартынова // IV Иоасафовские чтения. - Белгород, 2007. - С. 169-175 (0,7 п.л.).
8. Мартынова (Тулинова), Г. Ценностные и религиозные ориентации студентов / Г. Мартынова // Вестник СНО: сб. студ. науч. работ / отв. ред. В.В. Гончарова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - Ч. 2 - С. 144-149 (0,4 п.л.).
9. Мартынова (Тулинова), Г. Духовные ориентиры студенческой молодежи / Г. Мартынова // Тезисы докладов и выступлений на П1 Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» / Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - М., 2008. - Режим доступа: http://ww.isras.ru/abstract_bank/1209986591 .pdf (0,2 п.л.)
10. Мартынова (Тулинова), Г.В. Студенческие поверья и обряды: социологические и культурологические аспекты / С.М. Климова, Г.В. Мартынова, В.Н. Мусолов // Мониторинг общественного мнения [Электронный ресурс]. - М.: ВЦИОМ. - Кч 5[93]. - сентябрь-октябрь. 2009. - Режим доступа: http://wciom.ni/mdex.php?id=1429 (0,6 п.л./0,2 п.л.).
11. Тулинова, Г.В. Магическое сознание как часть религиозного мировоззрения студенчества / Г.В. Тулинова // Духовное возрождение России: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Губкин: ИП Уваров В.М., 2009. -С. 116-120 (0,4 пл.).
12. Мартынова (Тулинова), Г.В. Состояние религиозного сознания молодежи (на примере БелГУ) / Г.В. Мартынова // Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире: материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов,
аспирантов и студентов, г. Белгород 9-10 апреля 2009 г. / Под ред. доц. С.Н. Борисова, доц.
B.Е. Пенькова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - С. 89-92 (0,4 пл.).
13. Туликова, Г. Динамика и специфика религиозности в среде студенческой молодежи / Г. Тулинова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» [Электронный ресурс] / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/25.htm (0,2 п.л.).
14. Тулинова, Г.В. Анализ специфики религиозного сознания современной студенческой молодежи / Г.В. Тулинова // VII Харьковские студенческие философские чтения. Сборник тезисов докладов участников Международной науч. конференции студеотов и аспирантов - Харьков, ХНУ им. В.Н. Каразина, 2010. - С. 146-147 (0,2 п.л.).
15. Тулинова, Г.В. Религиозный синкретизм студенческой субкультуры / Г.В. Тулинова // Материалы первой международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы современного общества глазами молодежи». - Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. -
C. 324-326 (0,2 п.л.).
16. Тулинова, Г.В. Современные аспекты религиозного мировоззрения студенчества / Г.В. Тулинова //' Паука и молодежь в начале нового столетия: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сост. Т.С. Таничева, А.П. Гаевой, В.М. Уваров [и др.]. - Губкин: ИП Уваров В.М., 2010. -С. 102-106 (0,4 п л.).
17. Тулинова, Г.В. Суеверие или современная «духовность» / Г.В. Тулинова // Ценностные ориентации студенческой молодежи в свете духовно-нравственных традиций российского общества: материалы региональной научно-практической конференции / под ред. М.С. Жирова, Е.С. Мозговой. - Белгород: БелГУ, 2010. - С. 205-207 (0,2 пл.).
18. Тулинова, Г.В. Ценностные ориентации и религиозный синкретизм белгородских студентов / Г.В. Тулинова // Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М.В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. - Минск: Беларус. навука, 2010. - С. 327-329 (0,2 п.л.).
19. Тулинова, Г.В. Формирование духовно-нравственной культуры населения на территории Губкинского городского окрута Г.В. Тулинова, В.М. Геращенко // Интеллектуальный потенциал поколений в социально-гуманитарном знании: Сборник докладов международной науч.-практ. конф. «Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе» / Сост.: Жирякова С.Н., Гаевон А.П., Абрамова Т.В. [и др.]. - Губкин: ООО «Айкью», 2010. -С.186-189 (0,2 пл. / 0,1 пл.).
20. Тулинова, Г.В. Потенциал изучения религиозности современной студенческой субкультуры в социокультурном аспекте / Г.В. Тулинова // VIII Международная научная конференция студентов и аспирантов «Харьковские философские чтения». Сборник тезисов докладов. - Харьков, ХНУ им. В.Н. Каразина, 2011. - С. 122-123 (0,2 пл.).
21. Тулинова, Г.В. Типологизация религиозности молодежной субкультуры / Г.В. Тулинова // Национальная философия в контексте современных глобальных процессов: материалы международной научно-практической конференции, 16-17 декабря 2010 г. / науч. ред. совет: A.A. Лазаревич [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. - Минск: Право и экономика, 2011. - С. 579-581 (0,2 п.л.).
22. Тулинова, Г.В. Принципы типологизации в изучении религиозности современных студентов / Г.В. Тулинова // Социологические методы в современной исследовательской практике [Электронный ресурс]: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / Огв. ред. и вступит, ст.
O.A. Оберемко; НИУ ВШЭ, ИС РАН, РОС. М.: НИУ ВШЭ, 2011. - С. 396-401. - Режим доступа: http://soc.hse.ru/news/351I0414.html (0,5 п.л.).
23. Тулинова, Г.В. Духовно-религиозное сознание студенческой молодежной субкультуры / Г.В. Тулинова // Материалы Международного молодежного научного форума «JIOMOHOCOB-2011» [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1424/14834_ 23d4.pdf (0,2 п.л.).
24. Тулинова, Г.В. Миссия к молодежи: анализ духовно-религиозного состояния современной молодежи / Г.В. Тулинова // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сост. Т.В. Абрамова, А.П. Гаевой, В.М. Уваров [и др.]. -Губкин: ИП Уваров В.М., 2011. - Часть II. - С. 147-150 (0,3 п.л.).
25. Тулинова, Г.В. Динамика проявления религиозности в современной студенческой субкультуре / Г.В. Тулинова // Всероссийская молодежная конференция «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности»/ г. Белгород, 8-10 сентября 2011 г.: Материалы докладов и выступлений. -Белгород: НИУ «БелГУ», 2011. - С. 376-379 (0,3 пл.).
26. Тулинова, Г.В. Особенности религиозности современных студентов / Г.В. Тулинова // Россия 2030 глазами молодых ученых: Материалы III Всероссийской научной конференции (Москва, 26 апреля 2012 г.). Сборник. - М.: Научный эксперт, 2011. -С. 392-397 (0,4 пл.).
27. Тулшюва, Г.В. Религиозное сознание современной студенческой субкультуры: вопрос типологизации / Г.В. Тулинова // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. - М.: РОС, 2012. -С. 4807-4813. - Режим доступа: http'J/\vww.ssa-rss.ru/files/File/congress2012/part29.pdf (0,5 п.л.).
28. Тулинова, Г.В. Философско-религиозный анализ специфики религиозного сознания современной студенческой молодежи / Г.В. Тулинова, С.М. Климова // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов междунар. науч.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых/ Сост. Е.С. Быкова, А.П. Гаевой, О.В. Золотарев [и др.] - Губкин: ООО «Айкью», 2012. - С. 658-661 (0,4 п.л./0,2 п.л.).
29. Тулинова, Г.В. Религиозность современных студентов в трансформирующемся обществе / Г.В. Тулинова // Современная социология - современной России: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / НИУ ВШЭ; РОС; СоПСо. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - С. 471-479 (0,9 п.л).
f/олгтнсапо в печать 25.04.2013. Гарнитура Times New Roman Формат 60x84/16. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 180. Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в ИД «Белгород» НИУ «БелГУ» 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85
Текст диссертации на тему "Феномен религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры"
На правах рукописи
Тулинова Галина Владимировна
ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
24.00.01 - Теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Климова Светлана Мушаиловна
Белгород - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................3
Глава I. Студенческая субкультура: методология исследования и специфика ментальных оснований.....................................................................18
1.1. Религиозно-мифологическая ментальность и современные молодежные субкультуры: к интерпретации понятий ................................................................18
1.2. Синкретически-атрибутивные параметры религиозно-мифологической ментальности в студенческой субкультуре ...........................................................46
Глава II. Динамика и специфика религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры................................67
2.1. Типологизация и концептуализация религиозно-мифологической ментальности в современной студенческой субкультуре....................................67
2.2. Религиозно-мифологическая ментальность студенческой субкультуры в контексте социокультурной специфики современной России ............................93
Заключение.............................................................................................................114
Библиографический список................................................................................122
ВВЕДЕНИИ
Актуальность исследования. Современная молодежь, являясь наиболее быстро обновляющимся слоем общества, оказалась на перепутье - в ситуации социокультурного и экономического кризиса российского общества, когда прежние ценности девальвированы, а новые динамичны и пока еще неустойчивы.
В первое десятилетие XXI века кардинально изменились поведенческие и культурные установки, в том числе и в сфере конфессиональных и субкульгурных отношений. Сложность ситуации связана с противоречивыми тенденциями к глобализации и одновременно к национальной самобытности. Молодежь становится индикатором негативных и позитивных настроений в этом процессе. Особым субкультурным слоем, обладающим собственными характеристиками, знаниями, манерой поведения, сленгом, идеалами, ценностными установками, в том числе и в религиозной сфере, является современное студенчество. При этом студенчество является относительно однородной социальной структурой и имеет сходные с остальной молодежью позиции и стремления, а также ментальные характеристики.
Студенческая субкультура выступает одним из ведущих звеньев в фансляции, сохранении и развитии общекультурных ценностей, поэтому изучение специфики ее религиозно-мифологической ментальности важно для понимания не только молодежной субкультуры, но и культуры общества в целом.
Степень научной разработанное!и проблемы. Аналитика научной литературы является теоретической основой исследования и включает обзор работ, содержащих классические и новейшие теоретические разработки, методы исследования, применяемые в контексте философско-религиоведческого, социологического, культурологического и феноменологического анализа религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры.
Исследование молодежной культур!,! и субкультуры имеет свою историю, сложившуюся методологию, категориальный аппарат. Социально-философские и философско-культурологические аспекты молодежной проблематики занимают
центральное место в работах С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, Д.В. Ольшанского, A.B. Соколова'. Социология молодежи XX века исследована в грудах 10.Г. Волкова, В.И. Добренькова, Л.Г. Костюченко, А.И. Кравченко2. Проблемы молодежи советского периода исследованы в работах И.И. Акинчица, К.В. Арсенкина, И.В. Бестужева-Лады3. Изучению ценностных ориентации молодежи в рамках социологии духовной жизни посвящены работы В.П. Бабинцева, И.Г. МордасовоП, Т.И. Морозовой, З.К. Селивановой, Г.А. Чередниченко1. Особенности современной молодежной субкультуры как автономного и целостного образования внутри господствующей культуры исследовались 1акими зарубежными и отечественными учеными как М. Брейк, A.C. Заиесоцкий, A.A. Козлов, Ю.А. Левада, С.И. Левикова, А.Л. Маршак, К.Г. Мяло, Е.А. Омельченко, Э. Фромм\
1 Иконникова С.Н. Социология молодежи: проблема воспитания духовного облика (в помощь лекюру). М„ 1985; Ильинский И.М. Молодежь и молодежная полшика. Философия. Исюрия. Чеория. М.. 2001; Лисовский 13.Т. Духовный мир и ценностью ориешации молодежи России. СПб.. 2000; Ольшанский Д.В. Психолошя. СПб.. 2001; Соколов Л. Мсюды печения neimoci-Н1>1х ориешаций с]\дснчсс1ва Библиосфера 2006 № 1. С. 40-42.
"" Волков Ю.Г.. Добреньком В.11. Социоло! ия молодежи. Роств-на-Дон). 2001; Коспоченко Л.Г. Социология молодежи: учеб. для вуюв. СПб.. 2005: Кравченко Д.И. Социология: уч. пособие. М.. 2002.
1 Акинчиц И. И. Поросль oipeданной вепш (о релишошом секгашстс и молодежи). Л.. 1985; Арсенкин В. К. Крите религиозной и и молодежь (меюдологические аспекмы исследования). М.. 1984; Бес1>жев-Лада 11.13. Мир нашею иинра. М., 1986.
1 Бабинцев В.II. Самоор!атпания и «аюмизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социол. исслед. 2010. № 1. С.109-115; Мордасова И.Г. Системный подход к печению ценное i пых ориешаций молодежно! о социума // Соцнально-i умани i арные исследования: теоретические и практические аспекты. Саранск, 2004. Вып. 4. С. 57-60; Морозова 1.И. Регулирование процессов самоор! ашпапии молодёжи в социокультурном ирос i ране i вс peí иона: mohoi рафия. Белгород. 2012; Селиванова З.К. Смысложпчненпые ориешации подросi-ков // Социол. исслед. 2001. №2. С.87-92; Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориешации и жи'.ненные нут (оньп социологического исследования). СПб.. 2004. " Брейк М. Субкулы\ра неформальной молодежи // Социол. исслед. М.. 1991. № 7. С. 28-29; Заиесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: проблемы пндивпдуалиищии и социально-культурной интеграции. СПб.. 1996: Неформальный молодежные еообщеава Санкд-Heiep6)pra: i сорим, пракшка. методы профилакд ики жефеми ?ма / под ред. A.A. Козлова. СПб.. 2008; Левада Ю.А. Jlei ко ли бып, молодым? // Знание-сила. 2004. № 5. С. 15-38; Левикова С.И. Молодежная кулыура. М.. 2007; Маршак А.Л. Социоло! ия. М.. 2002: Мяло К.'Г. Время выбора: молодежь и общее то в поисках альтернанты. М.. 1991; Омельченко L.A. Молодежные кулыуры и с\бк\лы>ры. М.. 2000; Фромм О. Аиаюмия человеческой десфукшвност. М.. 1994.
Можно указать на ряд разнообразных подходов в изучении молодежи как-особого феномена: ролевой, субкультурный, конфликтологический и др. Ролевой и конфликтологический подходы (отраженные в работах Р. Бенедикт, Б. Малиновского, Э. Шпрангера, позднее ILI. Эйзенштадта и др.6) опираются на понятие «молодость» как период становления человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом. На этом фоне субкультурный подход (работы М. Мид, Т. Парсонса, Ч. Рейча, Т. Роззака7) - один из базовых в данной работе -описывает «молодежь» как особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, мышления, стилем поведения, культурными нормами и ценностями. Современный интегративный подход позволяет провести поколснческий анализ молодежи. К. Манхейм, позднее J1. Розенмайр, Г. Шельский8 изучают молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений, здесь на первый план выходит' социальная функция молодежи.
Опираясь на структурный подход, выделяют три основных направления исследования молодежи: разработка проблем рабочей молодежи, учащейся молодежи, молодежного движения (работы 10.Р. Вишневского, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.И. Чуирова, В.Т. Шапко)9.
6 Бенедикт Р. Психологические типы в кулыурах Юю-Запада США //Антология исследовании кулыуры. М.: Универси 1смская книга, 1997: Малиновский Б.К. Научная юория культуры. М.. 2005: Шпрапгср Э. Психология юношеского вофаста // Педология юиосш. М.. 1931: Эйзенпиадт 111. Революция и преобразование обществ: Сравни iе.чьиое изучение цивилизаций. М.. 1999.
7 Мид М. Культура и мир декчва / coci. И.С. Кон. - М.: Наука. 1988: Парсонс Т. CucieMa современных общее I в. М.: Асиекч-Пресс. 1997: Reich Ch. The Greening of America: 1'he Coming of a New Consciousness and the Rebirth of a Future. N.Y.: Random House. 1970: Roszak Th. The Making of a Counter Culture: Reflections on the 1 eehnocratic Society and Its Youthful Opposition. New York: Doubleda\ & Compan}. Inc.. Garden Citv. 1969.
x Манхейм К. Диапин нашего времени. М.. 1994: Rosenma\r К. Introduction: nouvelles orientationsn theoriques de la sociologie de la jeunesse // Re\ ue internationale des sciences sociales. Paris.1972: Schclsky 11. Die skeptische Generation: Kine So/iologie dcr Deutsche» .lugend. 4. Aull. Dusseldorf. 1960.
4 Вишневский Ю.Р.. Ковалева A.M., Луков В.А.. Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.. 2000: 3\бок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.. 2003: Социальные и кулыхрные ценноепше ориешации российской молодежи: icopeiические и эмпирические исследования от. ред. Вал. А. Л\ков: На\ч. .\ionoip. М.. 2007: Чупров В.И. Социология молодежи па рубеже своего фидцатилешя // Соцпол. исслед. 1994. № 6. С. 55.
Ценным для данной юмы является культурно-семиотический подход в изучении молодежных субкулыур, представленный в трудах A.A. Ветрова, С.Т. Махлиной, 11.Б. Мечковской, К.Д. Скрипника, Ю.С. Степанова, Т.Б. Щепанской'0.
Центральной в исследовании стала тема репрезентации религиозности и ментальности, с точки зрения ряда аспектов. Фундаментальные труды по социологии религии и религиоведению отечественных ученых - В.И. Гараджи,
B.И. Веремчука, М.Г1. Мчедлова, Ж.Т. Тощенко, Д.М. Угриновича, H.H. Яблокова11 легли в основу методологии и концептуализации работы. Различным аспектам изучения религиозного опыта в социально-гуманитарных науках посвящены труды Е.И. Аринина, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелева,
C.М. Климовой, А.Н. Красникова, P.A. Лопаткина, С.Д. Лебедева, A.A. Панчепко,
| о
М.Ю. Смирнова, В.Ф. Филатовой, Ii.С. Элбакяна Нетрадиционные религии исследованы в работах 12.Г. Балагушкина, К. Каариайнена. И.Н. Налетовой,
10 Bei рои A.A. Семиошка и ее основные проблемы. М.. 1968; Махлина С.Г. Семиотика кулы>ры п искусства. Словарь-справочник. СПб.. 2003; Мечковская H.H. Социальная лшпвиешка. М.. 1996; Скрипппк К.Д. Семиошка: Философия. Лошка. Диалок Р.-на-Д.: РИО РФ РТА. 2000: Степанов 10.С. Язык и меюд. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры. 1998: Щепанская 1.Ь. Система: ickcii>i и фадиции субкультуры. М.: ОГИ. 2004.
" Гараджа В.11. Coiuiojioi ия релшии. М.. 1996: Веремчук В.М. Comiojioi ия религии: уч. пособие для студ. в\ iOB. М.. 2004: Мчедлов М.П. О релшиошосш молодежи // Социол. иеслед. 1998. №6. С. 107-1 1 1: Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.. 2005; Угринович Д.М. Введение в релш поведение. М.. 1985. С. 127; Яблоков И.Н. Релш поведение: уч. пособие и словарь-минимум по религиоведению. ML. 1998.
|2Аринин F..И. Религиозная антропология. Владимир. 2005: Забияко А.11. Категория святости. Сравшпельное исследование лингворелигио'шых традиций. М.. 1998: Кимелев Ю.А. Философия релш пи: Систематический очерк. М.. 1998: Климова С.М. Феноменология святости и стра-с I ност Ii в русской философии кулыуры. СПб.: Алетейя. 2004; Красников A.11. Тенденции современного релш поведения // Религиоведение. 2001. №1: Лопаткин P.A. Конфессиональный поргрег России: к характеристике современной религиозной ситуации. М.. 2001; Лебедев С.Д. Релш иознос! ь: в поисках «р\бикона» // Социол. исслед. 2005. №3: Панчепко A.A. Хри-сювитина и скончеспю: фольклор и градициоиная культ)ра русских мистических сект. М.: ОГИ. 2002: Смирнов М.Ю. Религиозно-мифологический комплекс в российском общееiвенном сознании: историко-социоло1 ическое исследование: Дис. ... док юр. социол. наук. СПб. 2006. 364 е.: Филаюва В.Ф. Машческий дискурс: монот рафия. Воронеж. 2010: Элба-кян Н.С. Релш иозиый фактор в современной России // Релш поведение. 2002. №1.
Л.I I. Митрохина, Ю.В. Рыжова, С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана13; синкретическому характеру религиозности различных субкультур посвящены работы П.С. Гуревича, О.I I. Римской, Т.А. Сережко, Л.В. Хирьяновой1'; вопросам определения критериев религиозности населения России посвящены исследования Л.М. Воронцовой, Р.Н. Лункина, IO.IO.Синелиной, В.Ф. Чесноковой15; проблеме религиозно-мифологического, обрядового сознания молодежи - статьи H.A. Кобзевой, З.И. Пейковой, В.В. Юдина16; религиозной ситуации современного российского общества - работы В.П. Баранникова, A.A. Возьмителя, Е.А. Куб-
I 7
лицкой, H.H. Лавриковой, H.A. Митрохина, В.А. Фортунатовой и другие. Особое внимание в работе уделено понятию «субкультурных религий», введенному
" Балагушкин К.Г. I (смрадиционныс релшии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1. М.. 1999; Каариайнен К., Фурман Д.Ii. Религиозная скюилизация: ошошение к религии в современной России// Свободная мысль-ХХ1. 2007. № 3. С. 19-32: I 1алеюва И.11. «Новые православные» в России: тип или стереопш религиозное!и // Социол. исслед. 2004. № 5. С. 130136: Мшромш J1.11. Религиошая ситуация в современной России // Социол. исслед. 1995. № 1 1: Рыжов 10.В. Ignoto Deo: Новая религиозное i ь в культуре и искусстве. М.. 2006: Филатов С.Б. Статистика российской религиозное!и: Магия цифр и неодпошачиая реальность // Социол. исслед. 2005.№ 4. С.35-45.
u Гуревич U.C. Субкуль г) ра // Культурология. XX в. Словарь. СПб.: Универси reí екая книга. 1997: Римская O.II. Превращенные формы самосознания молодежи в субкультурных формах религиозиосш // На\чные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. Белгород: Изд-во БелГУ. 2007. № 9 (40). вып. 2. С. 247-252: Сережко Т.А. Народная pe.uiii иозность в современной крестьянской субкультуре: Дне. ... канд. филос. наук. Белгород. 2010: Хирьянова JI.B. Старообрядческая субкультура в современном российском обществе: Дне. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009.
b Воронцова JI.M.. Филаюв С.Б., Фурман Д.К. Релшия в современном массовом сознании // Социол. исслед. 1995. №11. С. 81-91: Лункин P.II.. Филатов С.Б. Статистика российской религиозности: Магия цифр и неоднозначная реальное i ь // Социол. исслед. 2005. № 4. С. 35-45: Синелина 10.10. О критериях определения религиозное i и населения // Социол. исслед. 2001. №7. С. 89-95; Чсснокова В.Ф. Процесс воцерковлепия населения в России (сравнение двух исследований 1992 и 2000 it.). M.. 2000.
16 Кобзева H.A. Особенное i ь религиозности счудепюв (IIa примере православия) // Социол. исслед. 2006. №10. С.143-146: Пейкова З.И. Религиозный nopipei будущего сгудеша // Высшее образование в России. 1999. № 5. С. 89-95: Юдин В.В. Религиозное поведение и верования православной молодежи могилевщины // Социол. исслед. 2006. № 10. С. 48.
17 Баранников В.П. Динамика религиозности в информационном общее use // Социол. исслед. 2004. №9. С. 104: Возьмитель A.A. Религиозная ситуация в общее те и актуальные вопросы ее изучения // Миссионерское обозрение. 2008. №3 (149). С. 23-28: Лаврикова M.II. Молодежь: oí ношение к смерш // Социол. исслед. 2001. № 4. С. 134-136; Митрохин H.A. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.. 2004; Фортунатова В.А. I (олисемантичностт, категориальной аруктуры православного сознания // Православная духовность в прошлом и настоящем. I I. Новгород, 2003. С. 140-148.
В.П. Римским и О.Н. Римской18, которое позволяет их объяснить в сопоставлении с понятиями «новая религиозность», «социальная мифология», в том числе и в контексте анализа молодежных субкультур.
Различным аспектам ментальности, мифа и религии, современной мифологии посвящены труды С.С. Аверинцева, Р. Барта, М.М. Бахтина, Я.Э. Голосовкера, А .Я. Гуревича, П.С. Гуревича, Ф. Дескола, Г.В. Драча, Ж. Дюби, Э. Кассирера, Ф.Х. Кесеиди, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Ж. Ле Гоффа, М.А. Лифшица, А.Ф. Лосева, И.Н. Лосевой, Ю.М. Лотмаиа, Б. Малиновского, Е.М. Мелетииского, О.В. Поповой, В.П. Римского, Б.А. Успенского, О.М. Фрейденберга, В.А. Шкуратова, У. Эко, М. Элиаде, К. Юнга19.
Проблемам философского анализов религиозного сознания современной студенческой и молодежной субкультуры, ее ценностным ориентациям посвящен ряд диссертационных исследований A.B. Аникиной (2008); ILA. Большакова (2006); Е.А. Колякиной (2008); К.С. Курганского (2006); Д.С. Леденцова (2007);
18 Римская О.И.. Римский В.II. Феномен субкультурных религии. Монография. 2012.
|1)Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.. 1980. 'Г. 1. С.110-111: Нарт Р. Мифологии. М. 1996; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е нчд. М.: Худ. Лит.. 1990; Голоеовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа. СПб.. 2010; Гуревич Д.Я. Проблема менталыюстей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М.. 1989; Гуревич U.C. Социальная мифология. М.. 1983; Дескола (I). По ту строну природы и культуры. M.: HJIO. 2012; Драч Г.В. Рождение античной философии и начало анфонологической проблематики. М.: Гардарика. 2003. 318 е.; Duby G. L'Histoire des mentalités// L'Histoire et ses méthodes. Paris. 1961; Касспрер Э. Избранное. Опыт о человеке. M.. 1998; Кесеиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.. 1972; Леви-Брюль JI. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви Стросс К. Структурная антропология. М.. 2001; Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992; Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М.. 1979; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Кулыура М. 1991; Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию. // Вопросы философии 1992. №7; Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. T.I: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин. 1992; Мелетинский L.M. Поэтика мифа. М.. 1976; �