автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен странничества в русской культуре

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Фаленкова, Евгения Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Феномен странничества в русской культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен странничества в русской культуре"

На правах рукописи

ФАЛЕНКОВА Евгения Владимировна

ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале творчества Л. Н. Толстого)

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры (философские науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

0 М;0Ч ¿и/3

Тюмень 2013

005060832

Работа выполнена на кафедре философии и истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»

Защита состоится «25» июня 2013 года в 9-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.274.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (625003, Тюмень, ул. Республики, д. 9, ауд. 211).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского Государственного Университета.

Автореферат разослан «_» мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Ведущая организация:

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, доцент Коркунова Ольга Владимировна доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», профессор кафедры культурологии, философии и социальных наук Бурханов Рафаэль Айратович доктор философских наук, профессор, НОУ ВПО «Гуманитарный университет» (г. Екатеринбург), проректор по научной работе Мясникова Людмила Анатольевна ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

кандидат философских наук, доцент

А.И. Павловский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном мире благодаря кардинальным техническим и социальным переменам человек получил большую возможность для перемещения. Сегодня человек перемещается с различными целями, но одновременно с этим странствие продолжает оставаться способом преодоления духовной и культурной разобщенности человеческого бытия, его разорванности во времени и пространстве, формой поиска духовных ориентиров, смысла жизни. В современном обществе мы наблюдаем, как сильно интенсифицируются духовные поиски человека. Примером может служить стремление человека прикоснуться к истокам своей культуры, закрепленной в ее религиозной традиции, восстановить забытые формы самоидентичности — к каковым относятся паломничество и странничество.

Исследования, раскрывающие специфику феномена паломничества, возрождение которого сегодня происходит, ведутся достаточно активно. В то же время, часто исследователи не разводят понятия «паломничество» и «странничество», что приводит к их противоречивой оценке. Необходимо обозначить границы феномена странничества и показать насколько данное явление самобытно. В русском странничестве современный человек может увидеть основания собственного религиозного и духовного поиска, оценить уникальность русской духовной культуры.

Странничество передает самостоятельные оригинальные формы самоидентичности личности. Оно воспринималось русским сознанием как духовное состояние человека, дающее преемственность с подвигами первых христиан, подражающих Христу, который учил предаться воле Божьей и «искать прежде Царства Божия и правды Его» [Мф., 19:34] и наставлениями апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые оказали гостеприимство Ангелам» [Евр.13:2]. Странничество заняло особую нишу в

социально-культурной жизни общества и поддерживалось религиозной ментальностью.

В современном мире странничество как форма духовного поиска человека вновь актуализируется. Диалектика социально-экономической и культурной стабильности и нестабильности создает благоприятную почву для странничества. Для российского общества это актуально в связи с тем, что человек при переходе из советского в постсоветское общество, потеряв устои своей жизни, заново ищет ценностные ориентиры для жизни.

Странничество как социокультурное явление является объектом изучения практически всех наук о человеке и обществе. Понятие пути предстает в качестве универсального, так как передает сущность всего бытия — его непрерывное движение. Вместе с тем, концепт пути, приобретая с течением времени новые смыслы, может получать своеобразное преломление в сознании отдельного индивида. В плане исследования важно выявить именно эту специфику перемещения человека, увидеть в ней связь с его религиозными и духовными исканиями, культурными ценностями, постижением человеком смысла жизни.

В диссертационной работе на материале творчества Л. Н. Толстого (в большей степени это труды позднего периода) феномен странничества рассматривается сквозь призму духовных религиозных исканий человека. Исследуя феномен странничества в этом ключе, мы видим, что данное явление предстает как философская проблема влияния духовного процесса на жизнь человека, поиска им смысла жизни. В творчестве Л. Н. Толстого мы находим одну из многообразных форм существования философии, когда философские мысли реализуются через художественные образы и публицистические произведения. Эта форма философствования соответствует традиции русской философской мысли XIX века (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.)

Философско-культурологический подход к анализу творчества Л. Н. Толстого позволяет на материале его произведений исследовать интенцию экзистенциального сознания человека, построить модель странничества как

4

целостную концепцию пути человека к постижению смысла жизни. При этом выявляется обусловленность странничества социокультурными процессами, его историческая, религиозная, философская и культурологическая интерпретации.

Степень разработанности проблемы. Странничество, как интенция духовного поиска и элемент религиозной культуры имеет широкое системное и целостное осмысление. История постановки вопроса берет начало в патристике и богословии. Патриотическая литература наряду с вероучением текстов Нового Завета, становится главным источником и проводником этих идей на русской почве.

Проблема трансцендентного знания и духовного странничества разрабатывается в трудах Григория Паламы, Антония Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина. Здесь же назовем «Душеполезные поучения» преподобного Дорофея, учения о душе и духовной сути человека Иоанна Дамаскина, святителя Василия Великиго, Иустина Философа.

С первой половины XIX века и вплоть до середины XX столетия к проблеме странничества в миру и странничества как пути к Богу обращаются святые отцы и богословы: Паисий Святогорец, святитель Феофан Затворник, архиепископ Иннокентий (Борисов), архиепископ Никон (Рождественский), преподобный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, архиепископ Иоанн (Шаховской), архиепископ Василий (Родзянко).

С середины XX столетия к постановке вопроса о странничестве как проблеме религиозно-философского содержания обращаются И. Мейендорф, Г.Флоровский, И. М. Концевич, Г. П. Федотов.

Вопрос о странничестве как религиозно-духовной составляющей жизни человека в советской научной литературе не поднимался. Однако путем анализа древнерусских текстов, лубков, преданий такие исследователи как Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю. М. Лотман, И. Я. Фроянов, А. М. Панченко, Б. А. Романов интерпретировали важнейшие источники знания о странничестве. Труд священника Сергия Сидорова «О странниках русской земли» представляет собой

5

уникальное исследование, где представлен целостный обзор русского странничества.

В последние десятилетия значительные результаты достигнуты в области исследования философско-религиозных оснований русской культуры (Б. В. Емельянов, Ю. В. Лебедев, Е. И. Анненкова, В. А. Воропаев, С. А. Гончаров, М. М. Дунаев, священник Геннадий (Беловодов). Однако тема странничества, которая привлекает внимание ученых практически всех областей гуманитарного знания (философов, культурологов, религиоведов, социологов, историков, филологов), применительно к творчеству Л. Н. Толстого так и не получила должной и глубокой разработки.

Исследование феномена странничества на материале творчества Л.Н.Толстого интересно, прежде всего, масштабностью его личности и наследия. У него мы находим объемное осмысление данного феномена. Во-первых, через многообразие образов странников в его художественных произведениях. Во-вторых, через личные искания Л. Н. Толстого, который прошел свой путь странника. Кроме того, творчество Л. Н.Толстого имело большой общественный резонанс, что позволяет проследить духовные искания его современников.

К оценке творчества Л. Н. Толстого в аспекте странничества обращались русские религиозные философы (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев, С. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев) и художники слова (Н. С. Лесков, И. А. Бунин, А. П. Чехов). В их фокусе внимания были религиозные, антропологические, социально-философские построения Л. Н. Толстого.

Во второй половине XX столетия был проведен философский анализ текстов писателя, направленный на исследование мотивов духовного поиска смысла жизни героями его произведений, их «уход» в правдоискательство (В. Ф. Асмус, Д. Ю. Квитко, И. Б. Мардов, K.M. Ломунов, А. А. Гуссейнов, Б. М. Эйхенбаум, Н. С. Козлов, А. С. Полтавцев).

Оценка «движений души» героев Л. Н Толстого, начиная с Н. Г. Чернышевского, давалась в большей степени в аспекте социальности идей

мыслителя, затем этот подход был развит В. И. Лениным в статье «Лев Толстой как зеркало русской революции».

Анализ поиска героями Л. Н. Толстого смысла жизни осуществлялся с позиций социологического подхода (Т. С. Георгиева, В. Н. Фролов, В. И. Рачин, И. В. Чуприна, П. П. Громов, П. В. Вилькошевский и др.), без учета опыта погружения писателя в православную церковную мысль.

Тема странничества уступала анализу философско-художественного наследия Л. Н. Толстого в аспекте праведничества (А. Б. Тарасов, А. Г. Городецкая, Е. В. Николаева), идей непротивления злу насилием (Б.В. Емельянов, Е. Д. Мелешко, И. А. Белая, Чэнь Бин), исканий героев писателя (Л. А. Мясникова, Е. Н. Куприянова, В. Б. Легонькова, Ким Чан Сам, Д. А. Абдулина), религиозной антропологии (Ли Со Ен, Г. А. Попов, М. Ю. Белянин). Современная исследовательская мысль прибегает к философскому и культурологическому анализу исканий героев Л. Н. Толстого, но зачастую проецирует их на уход самого писателя (И. Виноградов, Е. Д. Мелешко, В. В. Заманская).

Анализ темы странничества в творчестве Л.Н. Толстого обусловил необходимость обращения к проблемам духовности в философской антропологии (О. В. Коркунова), духовных истоков русской культуры (Д. С. Лихачев, Л. А. Шумихина, М. Г. Неклюдова), отношения к сокровенному в культуре (В. Г. Богомяков), осмысления понятий «вера», «дух», «душа», «смысл жизни» (Д. В. Пивоваров).

Феномен странничества исследуется в науке многогранно. Однако, оценка имеющейся литературы позволяет сделать заключение: тема странничества, несмотря на то, что в различных вариациях присутствовала в крупных работах как дореволюционного, так советского и постсоветского времени о раннем и позднем этапах творчества Л. Н. Толстого (Н. А. Бердяев, Н. Н. Страхов, Н. Н. Гусев, В. В. Розанов, И. Б. Мардов, Г. Я. Галаган, А. А. Гусейнов, Я. Лаврин, А. Б. Тарасов, Г. А. Попов) целостного и углубленного рассмотрения не получила. Данный факт обусловил необходимость исследовать феномен странничества на материале творчества Л. Н. Толстого как концепцию духовного поиска человеком смысла

7

жизни, осознанного отношения человека к жизни через выбор поступков и ценностных ориентиров.

Объект исследования — феномен странничества в русской культуре. Предмет исследования — концепция странничества как интенция духовных поисков человека на материале философско-художественных произведений Л. Н.Толстого.

Цель работы — раскрыть смысловое содержание феномена странничества в философско-культурной жизни России сер. XIX - нач. XX вв. на примере философско-художественной концепции Л. Н. Толстого. Задачи:

1) рассмотреть сущность феномена странничества и его эволюцию в историко-философском аспекте развития культуры России. Проанализировать своеобразие трактовки странничества Л. Н. Толстым.

2) проследить путь духовного странника на основе философско-религиозных исканий Л. Н.Толстого;

3) обозначить образы-концепты странников Л. Н. Толстого с учетом их эволюции от раннего периода творчества к позднему периоду как пути духовного развития человека;

4) определить смысловое значение ухода героя-странника как интенцию его экзистенциального самосознания;

5) раскрыть стратегию пути странника, представленную в произведениях Л.Н. Толстого, как модель духовного странничества;

6) выявить влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на религиозные, культурные, нравственные ориентиры российского общества кон. XIX - нач. XX вв.

Теоретико-методологическая основа работы. Исследование строится на принципе единства исторического и логического, позволяющего видеть процесс становления явления в динамике и системности. При интерпретации явления странничества на материале произведений Л. Н. Толстого использовался метод герменевтики.

Комплекс методов (историко-генетический, сравнительно-типологический, структурный в сочетании с компаративистским подходом к ранним и поздним текстам Л. Н. Толстого в сочетании с биографическим и социокультурным анализом) использовался с целью всестороннего анализа и последовательного изложения модели странничества у Л.Н. Толстого как концепции духовного развития человека и раскрытия уникальности позиции мыслителя.

Источниковую базу исследования составляют: 1) работы, посвященные изучению странничества как пространственного перемещения в различных социальных сообществах (А. В. Шляков, А. В. Мозговой, И. В. Моклецова); 2) работы, акцентирующие внимание на значимости оценки странничества исключительно как духовного феномена, отличного от любого рода путешествий. Эти ученые считают, что исследование странничества в этом ключе позволяет по-новому увидеть и оценить уникальность русской культуры (Р. А. Бурханов, Л. А. Мясникова, И. П. Смирнов, В. Сенкевич, иеромонах Серафим (Парамонов), А. П. Семенюк, В. Котельникова, В. И. Авдеев, Г. Д. Гачев), исследовать специфику религиозности человека (П. В. Власов, Е. А. Гаричева, С. Ю. Житенев, Д. Н. Дианов); 3) произведения Л. Н. Толстого; 4) справочные и периодические издания, архивные материалы конца XIX — начала XX вв. (многие в научный оборот вводятся впервые).

Научная новизна исследования

- Прослежена эволюция феномена странничества в русской культуре вплоть до начала XX в. Выявлено, что странничество изначально возникло в русле православной религиозной культуры, ко второй половине XIX века приобрело светский характер, а к началу XX столетия странничество фактически становится объектом философского осмысления.

- Обозначены виды странничества (духовное странничество, духовное скитальчество, странничество «в миру»), позволяющие прояснить границы данного феномена. Особое внимание уделено анализу духовного странничества.

- Впервые определена и систематизирована типология образов-концептов

странников в личностно-творческой интенции Л. Н. Толстого. Выявлены

9

пространственные координаты движения странников в художественно-философской картине мира писателя.

- Определено, что феномен странничества рассмотрен JI. Н. Толстым в двух формах: 1) философско-художественных произведениях; 2) публицистике, дневниках. Это позволяет говорить о многогранном и многоаспектном осмыслении им этого феномена. В качестве этапов осмысления JI. Н. Толстым феномена странничества в работе выделены:

• этап художественной деятельности (1852 — 1878);

• этап богоискательства и реформаторства (1878 - 1887);

• этап богостроительства (1887 - 1910). -

- На материале художественно-философских произведений JI. Н. Толстого впервые исследована проблема экзистенциального самосознания странника. Данный аспект исследования творчества отечественного мыслителя, в особенности позднего периода (1878-1910 гг.), когда анализ художественных произведений дополняется анализом публицистики, его дневников и писем, позволяет нам говорить о предвосхищении Толстым положений философии экзистенциализма.

— Нами введено понятие «стратегия пути», позволяющее определить границы целей и этапы движения странника: падение — преображение — воскресение. В результате раскрывается диалектика духовной жизни странника, и ее влияние на его повседневную жизнь.

— Определено, что проблема странничества как пути духовного осмысления человеком своего душевного естества, представлена в творчестве JI. Н. Толстого в двух параллельных срезах: дневниках и собственно художественно-философских произведениях. Это показывает, что в своем собственном пути духовного странничества Л. Н. Толстой все время выходил за границы личного опыта, расширяя его за счет художественных образов странников. Описывая различные версии выбора ими стези жизни, художник осмысливал различные варианты пути странника.

- На уникальных архивных материалах, материалах периодической печати сер. XIX - нач. XX вв., тайным дневникам, неизвестным ранее воспоминаниям и частной переписке с друзьями нами проанализировано влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на самосознание современников, их духовное развитие и ценностные ориентиры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен странничества является неотъемлемым компонентом русской культуры. Он сложился в русле христианской православной традиции. Его понимание прошло определенную эволюцию. Изначально странничество определялось в рамках религиозной традиции. К середине XIX века, в связи с интенсивными духовными поисками в русском обществе, трактовка этого явления приобрела светский характер. К началу XX в. феномен странничества получил философское осмысление, что нашло отражение в трудах крупных представителей русской философской мысли кон. XIX — первой половины XX вв.

2. Л. Н. Толстой осмысливал феномен странничества в русле действующей

культурной традиции своего времени. Путь осмысления писателем странничества

начался со светской трактовки этого феномена, что нашло отражение в его

художественных произведениях раннего периода. Впоследствии, перейдя к

размышлениям религиозно-философского содержания, мыслитель углубил свое

понимание странничества в русле богоискательства, о чем свидетельствуют его

поздние художественные произведения, публицистика, дневники. Его путь

духовного странничества на стадии богоискательства был самостоятельньм. Он

связал устремленность к Богу с обретением смысла жизни. В трактовке Л. Н.

Толстого целью богопознания является не забота о том, что будет с душой

человека после смерти, а правильность земной жизни в виде благих дел и

единения душ людей. Понимание этого подвигло Толстого на собственную

трактовку священных текстов и оценке с этих позиций церковных обрядов. Как

следствие, на стадии богостроительства он пошел по пути реформации, что

привело к разрыву с Русской Православной Церковью. В соответствии с этим мы

выделяем этапы эволюции в осмыслении Л. Н. Толстым странничества:

11

— этап художественной деятельности (1852 — 1878);

— этап богоискательства и реформаторства (1878 - 1887). «Исповедь», «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий»;

— этап богостроительства (1887 - 1910). «О жизни», «Религия и нравственность», «Христианское учение», «Путь жизни».

3. Особенностью духовного странничества, представленного в творчестве JI.H. Толстого, является то, что оно предстает в двух формах: 1) в философско-художественных произведениях, где через образы-концепты автор прослеживал разные варианты духовного странничества; 2) Л. Н. Толстой вел интенсивные личные духовные искания. О чем свидетельствуют, прежде всего, его тайные дневники и переписка с друзьями. Это позволило ему более полно осмыслить феномен странничества. В результате Л. Н. Толстой создал собственную концепцию странничества, используя понятия, которые впоследствии приобрели статус категорий в философии экзистенциализма.

4. Л. Н. Толстой создает модель странничества в виде стратегии пути странника. Этот путь начинается с «ухода» героя, чем он «сообщает» об абсолютном неприятии окружающей его действительности и проходит через следующие стадии: падение (как потеря человеком смысла жизни) — преображение (как поиск его) — воскресение (как обретение смысла жизни). Каждый этап открывает герою последующую цель его странствия, что обеспечивает динамику его духовного развития.

5. Оригинальная концепция духовного странничества Л. Н. Толстого, в которой выражены идеи духовного братства, духовного единства людей, повлияла на развитие самосознания его современников, что показано в диссертационной работе на уникальном архивном материале, который приобщается к анализу темы впервые.

Научно-практическая значимость исследования. Исследование феномена странничества в художественно-философских произведениях Л. Н. Толстого, позволяет раскрыть взаимосвязь религиозной, исторической,

12

политической, культурной сторон общественной жизни России XIX века, понять духовные искания человека того времени, что имеет значимость для понимания процессов, происходящих в современном российским обществе.

Разработка данной темы важна для понимания значимости и путей развития нравственности и духовности человека — актуальной проблемы современного российского общества.

Материал диссертационного исследования может быть использован в педагогической практике, в лекционных курсах и семинарских занятиях по этике, русской религиозной философии, социальной философии, культурологии, а также для разработки специальных курсов, посвящённых изучению духовно-культурного наследия выдающегося деятеля отечественной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях: «Духовно-нравственные основы русской культуры» (Кострома, 2007), «Провинциальный анекдот» (Шуя, 2007), «Потаённая литература» (Иваново, 2007), «Молодая наука» (Шуя, 2007, 2008, 2009), «Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: материалы VI региональной краеведческой конференции» (Кинешма, 2008), «Фантастический реализм» (Екатеринбург, 2009), «Антикризисный потенциал традиции» (Шуя, 2009), международная научно-техническая конференция «Транспорт XXI века: исследования, инновации, инфраструктура» (Екатеринбург, 2011), VI всероссийский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы из 240 наименований. Общий объем работы составляет 151 страница.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении содержится обоснование актуальности заявленной темы и краткая характеристика степени ее разработанности; формулировка цели и задач, раскрывается научная новизна, определяется методология, теоретическая и практическая значимость, сообщается об апробации ключевых идей диссертации.

В первой главе «Феномен странничества в философско-культурной жизни России и особенности его трактовки Л. Н. Толстым» содержится анализ понятийного материала, представленного философским, культурологическим, историческим, религиоведческим, филологическим пластами знания, позволяющего подойти к системному исследованию странничества. Даны сущностные характеристики явления, раскрыты особенности феномена странничества, представленные в русской культуре.

В параграфе 1.1. «Феномен странничества и его смысловое выражение в русской культуре» исследовано формирование феномена странничества в русском социокультурном пространстве, начатое с утверждения православного вероисповедания на Руси. Определено, что основа понимания странничества заключена в религиозной культуре, о чем свидетельствует характер первых источников (тексты Нового Завета), упоминающих о необходимости страннолюбия, странноприимства, само значение слов «странник», «странничество».

Странничество представлено как образ жизни человека, мотивированный его религиозным (христианским) мировоззрением, центральное место в котором занимают духовные (Евангельские) ценности. Следуя наставлениям, которые дает апостолам Христос «... ничего не брать в дорогу... обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6:8-9) странник закрепляет их в своей душе, приравниваясь к ученикам Христа. Смысл жизни странника в дословном исполнении Заветов Христа.

Дан сравнительный анализ странничества с такими явлениями как

паломничество, скитальчество, бродяжничество и тунеядство, что позволило

выявить специфические черты феномена, а также его особый вид - духовное

14

странничество. Духовное странничество представляет собой сложное явление, которое с одной стороны, выражает духовную жизнь человека, с другой -характеризует человека как временного земного гостя и ставит определенные условия его возвращения «Домой».

Выделены виды духовного странничества: монашество (схимничество, иночество); отшельничество (пустынничество, затворничество, молчальничество); странничество «в миру».

Рассмотрена эволюция понимания странничества. Она начинается с ранних этапов формирования русской религиозной культуры. Во второй половиной XIX века явление приобретает светский характер, что отражается в творчестве всех видных литераторов того времени (Н. С. Лесков, Ф.М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький). К началу XX столетия странничество становится объектом философского осмысления. Постановка вопроса о духовном странничестве встречается в трудах К. Леонтьева, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, С. Н. Трубецкого и др. При этом видно, что философы абстрагируются от интерпретации духовного странничества в религиозном аспекте, не подразумевают под данным явлением ни монашеское, ни отшельническое житие.

Доказано, что в русской философии середины XIX - начала XX вв. странничество представлено как духовный феномен, присущий представителям различных слоев общества и выражающий черты русского характера: поиск правды, устремленность вдаль (H.A. Бердяев), праведность, стремление к святости (К. Леонтьев), «святая душа» (В. В. Розанов).

Обозначен культурно-исторический контекст, на фоне которого Л. Н. Толстой ведет свои духовные поиски, осмысливая феномена странничества.

В параграфе 1.2. «Образы-концепты странников в произведениях Л. Н. Толстого» дана типология образов-концептов странников на разных этапах творчества Л. Н. Толстого. Определено значение странничества в личностно-творческой интенции мыслителя. Обозначена тема «ухода» странника.

Прослежена эволюция толстовских образов-концептов. Установлено, что на разных этапах творчества автор воплощает разнообразные типы героев. Они различны по возрасту, социальному статусу, уровню знаний, степени нравственности, но у всех есть общая черта — они ищут свое место в жизни, желают познать цель своего пути в этом мире.

В раннем творчестве (1852-1878) в образах-концептах доминируют представления художника о правде, общественном благосостоянии, идеальной жизни. В этот период страннические мотивы Л. Н. Толстого созвучны общепринятым представлениям того времени о странниках как людях высокой нравственности, борцах за правду.

В поздний период творчества, начало которого в нашем исследовании обозначено 1878 г., приоритеты Л. Н. Толстого трансформируются в новом направлении. Понятия «религиозность», «духовность», «духовный закон», «душа», «Бог» привходят в художественное сознание мыслителя и, как следствие, привносят в образы-концепты новые черты.

В этот период в творчестве Л. Н. Толстого заметны традиции духовного странничества первых веков христианства, где служение людям и Богу - суть одно и то же, где понятие «нравственность» не существует без понятия «Бог», где отречение от мирской жизни, строгий пост являются подвигом аскезы. Через путь добровольных лишений и телесных страданий, по замыслу автора, духовное начало человека освобождается от плоти, и герой способен осознавать не только внешний, но и свой внутренний мир.

Странник постигает опыт богообщения и приходит к осознанию того, что смысл жизни нельзя обрести отдельно от других людей, так как именно через людей Бог проявляет свою волю и свою любовь по отношению к нему — «нищему» и «одинокому» духовному скитальцу (например, «Чем люди живы» (1881), «Где любовь там и Бог» (1885). Личнодуховные искания странников приводят их к пониманию единства душ всех людей, что позволяет им давать собственную интерпретацию христианского вероучения.

Реформаторство и богостроительство у Л. Н. Толстого заключается в синтезе законов христианства. Их реализацию в жизни воплощают образы-концепты странников. Уникальность этих образов в том, что писатель в художественной, а не теоретической форме передает наиважнейшие основы жизни человека, его целостность, к которым сам пришел через длительный путь исканий.

Образ странника у позднего Л. Н. Толстого выражает как осознание человеком своего внутреннего мира, так и воплощение своих ценностей в повседневной деятельности. Он предстает возможным идеалом человека, постигшим цель своей жизни.

В параграфе 1.3. «Религиозно-философские искания Л. Н. Толстого как путь духовного странничества» раскрыт путь религиозно-философских исканий самого Л. Н. Толстого.

Духовное странничество самого Л. Н. Толстого — это путь религиозных и философских размышлений о смысле жизни, который зафиксирован в его дневниках, публицистике, художественных текстах.

К периоду написания «Исповеди» (1882), искания мыслителя развиваются в аспекте духовного странничества. Л. Н. Толстой ищет приложение понятий «духовность», «духовный закон», «религиозность» к реальной жизни, которая, по его убеждению, «и есть жизнь истинная». Именно в этот период, который мы обозначили как этап богоискательства и реформаторства (1878 - 1887), Л. Н. Толстой определяет свой религиозно-философский поиск. Он заканчивает работу над главным произведением нового этапа («Исповедь») и выводит постулат, который в разных формах, сохраняя свой смысл, будет воплощаться во всем последующем творчестве - «Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога».

На этапе богостроительства Л.Н.Толстой формулирует свое понимание основных целей христианского учения и пробует воплотить их в жизни. В художественных произведениях истинное христианство читателю «передают» странники («Отец Сергий» (1890 - 1898), «Мать» (1891), «И свет во тьме светит»

17

(1900), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905). В философско-теоретической форме Л. Н. Толстой излагает свою позицию в трудах «О жизни» (1887), «Царство Божие внутри вас» (1893), «Верьте себе» (1907), «Учение Христа» (1908).

Прослежен путь духовного странничества Л. Н. Толстого. Этот путь лежит через познание себя и достигается посредством личного опыта, духовных и телесных страданий, ухода. Духовное совершенствование становится путем богопознания, а этап богостроительства превращает Л. Н. Толстого в оригинального религиозного ¡мыслителя.

Во второй главе «Проблема экзистенциального самосознания странника в творчестве JI. Н. Толстого» исследована проблема самосознания странника, его мировосприятия, уникальность духовного опыта, что прослеживается в работах позднего периода творчества Л. Н. Толстого.

В параграфе 2.1. «Уход как выражение экзистенциального самосознания странника» раскрыто, что путь странничества у Л. Н. Толстого - это не только путь духовных размышлений, но и апробация на опыте своего душевного естества. Автор показывает, что пространственное перемещение странника обусловлено пониманием невозможности добиться независимости от общества, находясь в нем. Поэтому путь странника начинается с «ухода» как разрыва со своей социальной средой. Целью пространственного перемещения странника становится поиск такого места (в прямом значении слова), где у человека не будет противоречий между внутренним духовным миром и воплощением жизненных установок и ценностных ориентиров в деятельности. Например, отец Сергий территориально перемещается не единожды — монастырь - скит - к людям; старец Федор Кузмич сначала уходит в скит, затем к людям.

Причины «ухода» странника, как мы показываем, скрыты в его

экзистенциальном самосознании. Понимание этого процесса Л. Н. Толстым

предвосхищает многие положения философии экзистенциализма. Это показывает

анализ его поздних произведений посредством наложения концептуальной сетки

экзистенциализма, который позволил прийти к следующим заключениям:

18

- Л. Н. Толстой на интеллектуальном и художественном уровне предвосхищает экзистенциальный анализ существования человека;

- В поздних произведениях автор вводит понятия: «тревога», «духовная тошнота», «отчаяние», «отчуждение», «безнадежность», «страх» (в экзистенциализме таковые становятся философскими категориями), через которые раскрывает характерные признаки самосознания героев-странников;

- Экзистенциальное самосознание выделяет героя-странника среди иных персонажей. Ставя перед самим собой вопрос: насколько разумным будет поддержание тех «пограничных условий», которые есть, он предпринимает попытку вырваться из них различными путями;

- В произведениях Л. Н. Толстого экзистенциальное мировосприятие проявляется как эмоциональная составляющая самосознания героя, его душевный настрой и рефлексия жизни;

Определено, что индивидуализм Л. Н. Толстого определяет собственную систему познания смысла жизни. Поиск идеала, которым для мыслителя становится Бог, побуждают его к созданию образов, уходящих из внешнего мира в поисках мира горнего. Сам уход и то значение, которое автор вкладывает в него, показывает, что через страдания, отречение от привязанностей человек становится подлинно свободным и способен постичь смысл жизни.

Доказано, что акцентируя внимание на внутренней рефлексии Л.Н. Толстой показывает ее значимость в становлении героя-странника.

В параграфе 2.2. «Стратегия пути» странника как модель духовного развития человека» раскрыт путь странника. Он разделен на ряд этапов: падение - преображение - воскресение. Преодоление каждого из этапов открывает герою последующую цель его странствия.

Эту модель можно обозначить как «стратегия пути» странника. Автор показывает, что только в процессе движения странник формирует цель своего пути.

Важную роль в поздних произведениях Л. Н. Толстой отводит проблеме падения как состоянию греховности человека, заостряет внимание на социальных и индивидуальных причинах низвержения личности.

Борьба человека с условиями духовного падения, «сформированными и узаконенными», по мысли Л.Н. Толстого, светскими и политическими условиями жизни общества, — такова основная тема творчества мыслителя кон. XIX — нач. XX вв. Именно она стоит в центре его художественных, публицистических и философско-религиозных трудов. Автор с особой кропотливостью описывает условия, при которых совершается падение человека: социальное неравенство, существование армий и тюрем, невежество, необразованность крестьянства.

В параграфе показана самостоятельность позиции Л.Н. Толстого. В это время в русской культуре вопрос о причинах и следствиях падения человека ставился всеми видными художниками слова (Н. А. Островский, А. Н. Некрасов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) и философами (Н. А. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, В. В. Розанов, И. А. Ильин). Наш сравнительный анализ показывает, что проблема ставилась в разных интерпретациях и, соответственно, пути решения ее предлагались различные: падение как духовная деградация личности; как нравственное и моральное оскудение души человека; как религиозный кризис веры.

Л. Н. Толстой ставит проблему острее, нежели кто-либо из его современников. Дело в том, что первоисточником проблемы он называет религиозный кризис. Этот кризис обусловлен, по мнению Л. Н. Толстого, сознательным «утаиванием» государством и Церковью Истины, переданной людям христианским учением. Сокрытие властью Истины приводит народ к нравственной и духовной гибели, — считает он. Человек, способный преодолеть кризис, то есть самостоятельно открыть для себя и окружающих людей Истину христианства - странник. Условие преодоления кризиса - движение к Богу. Знания, помогающие это сделать, содержаться в религиозных текстах, изучению которых Л.Н. Толстой уделил колоссальное количество времени и сил.

Так как падение героя Л. Н. Толстого происходит по причине религиозного кризиса, его духовное преображение, так же носит религиозный характер.

Сравнивая мотивы преображения героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, мы видим, что у обоих авторов преображение зависит от обращения героя к Евангельским текстам. И у Л. Н. Толстого, и у Ф. М. Достоевского без Бога нет морали. У Ф. М. Достоевского преображение осуществляется через божественную личность Христа, что делает человека свободным, а у Л. Н. Толстого преображение это еще не обретение смысла жизни. Это показано им на примере монастырской жизни отца Сергия («Отец Сергий»).

Заключительный этап странствования своего героя Л. Н. Толстой видит в его духовном воскресении. Воскресение у Л. Н. Толстого - это обретение духовной свободы, познание смысла своего земного предназначения. «Воскресший» герой подлинно свободен потому, что не подчинен внешним обстоятельствам и мирским ценностям, приносит себя в жертву ради других, способен бескорыстно служить высшим идеалам.

Духовно-религиозный путь странника (от падения к воскресению), представленный писателем, уникален.

В параграфе 2.3. «Влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на самосознание современников» исследовано влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на формирование и развитие самосознания его современников. Идея духовного странничества, стратегия пути героя к Идеалу, богоискательство и богостроительство Л. Н. Толстого были восприняты его современниками, хотя и двойственно, но как открытие нового уровня понимания религии, истории, искусства, человека.

В данном параграфе мы исследуем тот временной период, когда религиозно-философские и художественные тексты Л. Н. Толстого оказывали колоссальное влияние на самосознание читателя, жившего в одно время со своим автором. Тогда давление со стороны Церкви и государства во многом лишь подогревало интерес к личности и произведениям мыслителя. В своем исследовании мы опирались на архивные материалы, такие как дневники,

21

записные книжки, письма (не подвергавшиеся цензуре, рецензиям, правкам) как приверженцев, так и противников идей отечественного мыслителя.

Религиозный поиск JI. Н. Толстого стал квинтэссенцией духовных, нравственных, религиозных ориентиров целой эпохи. Призыв яснополянского философа к осуществлению самых естественных поступков, не требующих мудрствования, получил мощную поддержку со стороны общественности. Мотивы странничества, как устремленности к новой реальности, в которой стираются противоречия между внутренним и внешним миром героя, «путь» знакового героя, духовно возвышающий его, при этом подкрепленный примером самого мыслителя не мог не отозваться в душах людей мощным импульсом к развитию их сознания.

В Заключении содержатся основные выводы по диссертационному исследованию, намечаются перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ:

1. Лебедева, Е.В. Диалектика души странника в творчестве позднего Л.Н.Толстого / Е.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009.-№ 2. -С. 312-315.-0,4.

2. Фаленкова, Е.В. Л.Н. Толстой как предшественник экзистенциализма / Е.В. Фаленкова // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 23. -Философия Социология Культурология. - Челябинск,2012.-№ 4 (258). - С. 126-131.-0,6.

3. Фаленкова, Е.В. Феномен духовного странничества в творчестве Л.Н. Толстого и культурно-философском контексте сер. XIX - нач. XX вв. / Е.В. Фаленкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - Пенза, 2012.-№ 1(21). - С. 40-46 - 0.5.

Научные работы, опубликованные в других изданиях:

4. Лебедева, Е.В. О духовных исканиях графа Л.Н. Толстого / Е.В. Лебедева // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. науч. статей. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 4.1 - С. 139-146. - 0,7.

5. Лебедева, Е.В. Образ странника, мудреца и мятежника в повести Л.Н. Толстого «Записки покойного старца Федора Кузмича» / Е.В. Лебедева // Малые жанры: Теория и история: Сб. науч. ст. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2007. - С. 199-206. - 0,7.

6. Лебедева, Е.В. Восприятие мятежного духа Л.Н. Толстого в шуйском общественном сознании / Е.В. Лебедева // Провинциальный анекдот: чтения по религиозной казуальной истории: Сб. науч. статей. - Шуя,2008. - Вып. VI. - С. 39-45.-0,6.

7. Лебедева, Е.В. Странничество как социокультурный феномен / Е.В. Лебедева // Шуйская сессии студентов, аспирантов, молодых учёных: Сб. трудов межвузовской науч.- метод, конф. - Шуя - Иваново: Изд-во ГОУ ВПО «ИПТТУ», 2008.-С. 78-80.-0,2.

8. Лебедева, Е.В. Катастрофа и воскресение человека в творчестве позднего Л.Н. Толстого / Е.В. Лебедева // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Матер, межвузовской науч. конф.(У областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области». - Иваново - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - С. 144-146. - 0,2.

9. Фаленкова, Е.В. Компетентность специалиста-транспортника в работе с новой категорией граждан (паломниками) [Электронный ресурс] / Е.В. Фаленкова // Транспорт XXI века: исследования, инновации, инфраструктуры. - Екатеринбург, 2011. - Вып. 97 (180). - Т.1. - С. 687 - 691 [Электронный ресурс].

10. Фаленкова, Е.В. Оценка современниками текстов позднего Л.Н. Толстого в религиозно-философском контексте / Е.В. Фаленкова // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Матер. VI Российского философского конгресса. - Нижний Новгород, 2012. - Т. I - С. 404. - 0,1.

Подписано к печати 21.05.2013 г. Формат бумаги 60 х 84 1/6 Объем усл. печ. л. 1,5 Тираж 130 экз._Заказ 85_

Издательство УрГУПС, 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

 

Текст диссертации на тему "Феномен странничества в русской культуре"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНО ДОРОДНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Фаленкова Евгения Владимировна

ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале творчества Л. Н. Толстого)

Специальность: 24.00.01 - Теория и история культуры (философские науки)

На правах рукописи

04201360501

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент Коркунова О.В.

Тюмень - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава 1. Феномен странничества в философско-культурной жизни России и особенности его трактовки Л. Н. Толстым

§1.1.Феномен странничества и его смысловое выражение в русской культуре 14

§ 1.2.Образы-концепты странников в произведениях Л. Н. Толстого.....................34

§1.3.Религиозно-философские искания Л. Н. Толстого как путь духовного странничества................................................................................................................55

Глава 2. Проблема экзистенциального самосознания странника в творчестве Л. Н. Толстого

§2.1. Уход как выражение экзистенциального самосознания странника...............73

§2.2. «Стратегия пути» странника как модель духовного развития человека.......91

§2.3.Влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на самосознание современников.............................................................................................................110

Заключение..................................................................................................................129

Библиография

133.

-3 -Введение

Актуальность исследования. В современном мире благодаря кардинальным техническим и социальным переменам человек получил большую возможность для перемещения. Сегодня человек перемещается с различными целями, но одновременно с этим странствие продолжает оставаться способом преодоления духовной и культурной разобщенности человеческого бытия, его разорванности во времени и пространстве, формой поиска духовных ориентиров, смысла жизни. В современном обществе мы наблюдаем, как сильно интенсифицируются духовные поиски человека. Примером может служить стремление человека прикоснуться к истокам своей культуры, закрепленной в ее религиозной традиции, восстановить забытые формы самоидентичности - к каковым относятся паломничество и странничество.

Исследования, раскрывающие специфику феномена паломничества, возрождение которого сегодня происходит, ведутся достаточно активно. В то же время, часто исследователи не разводят понятия «паломничество» и «странничество», что приводит к их противоречивой оценке. Необходимо обозначить границы феномена странничества и показать насколько данное явление самобытно. В русском странничестве современный человек может увидеть основания собственного религиозного и духовного поиска, оценить уникальность русской духовной культуры.

Странничество передает самостоятельные оригинальные формы самоидентичности личности. Оно воспринималось русским сознанием как особое духовное состояние человека, дающее преемственность с подвигами первых христиан, подражающих Христу, который учил полностью предаться воле Божьей и «искать прежде Царства Божия и правды Его» [Мф., 19:34] и наставлениями святого апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» [Евр.13:2].

Странничество некогда заняло особую нишу в социально-культурной жизни общества и поддерживалось религиозной ментальностью.

В современном мире странничество как форма духовного поиска человека вновь актуализируется. Диалектика социально-экономической и культурной стабильности и нестабильности создает благоприятную почву для странничества. Для российского общества это актуально в связи с тем, что человек при переходе из советского в постсоветское общество, потеряв устои своей жизни, заново ищет ценностные ориентиры для жизни.

Странничество как социокультурное явление является объектом изучения практически всех наук о человеке и обществе. Понятие пути предстает в качестве универсального, так как передает сущность всего бытия - его непрерывное движение. Вместе с тем, концепт пути, приобретая с течением времени новые смыслы, может получать своеобразное преломление в сознании отдельного индивида. В плане исследования важно выявить именно эту специфику перемещения человека, увидеть в ней связь с его религиозными и духовными исканиями, культурными ценностями, постижением человеком смысла жизни.

В диссертационной работе на материале творчества Л. Н. Толстого (в большей степени это труды позднего периода) феномен странничества рассматривается сквозь призму духовных религиозных исканий человека. Исследуя феномен странничества в этом ключе, мы видим, что данное явление предстает как философская проблема влияния духовного процесса на жизнь человека, поиска им смысла жизни. В творчестве Л. Н. Толстого мы находим одну из многообразных форм существования философии, когда философские мысли реализуются через художественные образы и публицистические произведения. Эта форма философствования соответствует традиции русской философской мысли XIX века (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.)

Философско-культурологический подход к анализу творчества Л. Н. Толстого позволяет на материале его произведений исследовать интенцию экзистенциального сознания человека, построить модель странничества как

целостную концепцию пути человека к постижению смысла жизни. При этом выявляется обусловленность странничества социокультурными процессами, его историческая, религиозная, философская и культурологическая интерпретации.

Степень разработанности проблемы. Странничество, как интенция духовного поиска и элемент религиозной культуры имеет широкое системное и целостное осмысление. История постановки вопроса берет начало в патристике и богословии. Патристическая литература наряду с вероучением текстов Нового Завета, становится главным источником и проводником этих идей на русской почве.

Проблема трансцендентного знания и духовного странничества разрабатывается в трудах Григория Паламы, Антония Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина. Здесь же назовем «Душеполезные поучения» преподобного Дорофея, учения о душе и духовной сути человека Иоанна Дамаскина, святителя Василия Великиго, Иустина Философа.

С первой половины XIX века и вплоть до середины XX столетия к проблеме странничества в миру и странничества как пути к Богу обращаются святые отцы и богословы: Паисий Свято горец, святитель Феофан Затворник, архиепископ Иннокентий (Борисов), архиепископ Никон (Рождественский), преподобный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, архиепископ Иоанн (Шаховской), архиепископ Василий (Родзянко).

С середины XX столетия к постановке вопроса о странничестве как проблеме религиозно-философского содержания обращаются И. Мейендорф, Г.Флоровский, И. М. Концевич, Г. П. Федотов.

Вопрос о странничестве как религиозно-духовной составляющей жизни человека в советской научной литературе не поднимался. Однако путем анализа древнерусских текстов, лубков, преданий такие исследователи как Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю. М. Лотман, И. Я. Фроянов, А. М. Панченко, Б. А. Романов интерпретировали важнейшие источники знания о странничестве. Труд священника Сергия Сидорова «О странниках русской земли» представляет собой

уникальное исследование, где представлен целостный обзор русского странничества.

В последние десятилетия значительные результаты достигнуты в области исследования философско-религиозных оснований русской культуры (Б. В. Емельянов, Ю. В. Лебедев, Е. И. Анненкова, В. А. Воропаев, С. А. Гончаров, М. М. Дунаев, священник Геннадий (Беловодов). Однако тема странничества, которая привлекает внимание ученых практически всех областей гуманитарного знания (философов, культурологов, религиоведов, социологов, историков, филологов), применительно к творчеству JI. Н. Толстого так и не получила должной и глубокой разработки.

Исследование феномена странничества на материале творчества Л.Н.Толстого интересно, прежде всего, масштабностью его личности и наследия. У него мы находим объемное осмысление данного феномена. Во-первых, через многообразие образов странников в его художественных произведениях. Во-вторых, через личные искания Л. Н. Толстого, который прошел свой путь странника. Кроме того, творчество Л. Н.Толстого имело большой общественный резонанс, что позволяет проследить духовные искания его современников.

К оценке творчества Л. Н. Толстого в аспекте странничества обращались русские религиозные философы (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев, С. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев) и художники слова (Н. С. Лесков, И. А. Бунин, А. П. Чехов). В их фокусе внимания были религиозные, антропологические, социально-философские построения Л. Н. Толстого.

Во второй половине XX столетия был проведен философский анализ текстов писателя, направленный на исследование мотивов духовного поиска смысла жизни героями его произведений, их «уход» в правдоискательство (В. Ф. Асмус, Д. Ю. Квитко, И. Б. Мардов, K.M. Ломунов, А. А. Гуссейнов, Б. М. Эйхенбаум, Н. С. Козлов, А. С. Полтавцев).

Оценка «движений души» героев Л. Н Толстого, начиная с Н. Г. Чернышевского, давалась в большей степени в аспекте социальности идей

мыслителя, затем этот подход был развит В. И. Лениным в статье «Лев Толстой как зеркало русской революции».

Анализ поиска героями Л. Н. Толстого смысла жизни осуществлялся с позиций социологического подхода (Т. С. Георгиева, В. Н. Фролов, В. И. Рачин, И. В. Чуприна, П. П. Громов, П. В. Вилькошевский и др.), без учета опыта погружения писателя в православную церковную мысль.

Тема странничества уступала анализу философско-художественного наследия Л. Н. Толстого в аспекте праведничества (А. Б. Тарасов, А. Г. Городецкая, Е. В. Николаева), идей непротивления злу насилием (Б.В. Емельянов, Е. Д. Мелешко, И. А. Белая, Чэнь Бин), исканий героев писателя (Л. А. Мясникова, Е. Н. Куприянова, В. Б. Легонькова, Ким Чан Сам, Д. А. Абдулина), религиозной антропологии (Ли Со Ен, Г. А. Попов, М. Ю. Белянин). Современная исследовательская мысль прибегает к философскому и культурологическому анализу исканий героев Л. Н. Толстого, но зачастую проецирует их на уход самого писателя (И. Виноградов, Е. Д. Мелешко, В. В. Заманская).

Анализ темы странничества в творчестве Л.Н. Толстого обусловил необходимость обращения к проблемам духовности в философской антропологии (О. В. Коркунова), духовных истоков русской культуры (Д. С. Лихачев, Л. А. Шумихина, М. Г. Неклюдова), отношения к сокровенному в культуре (В. Г. Богомяков), осмысления понятий «вера», «дух», «душа», «смысл жизни» (Д. В. Пивоваров).

Феномен странничества исследуется в науке многогранно. Однако, оценка имеющейся литературы позволяет сделать заключение: тема странничества, несмотря на то, что в различных вариациях присутствовала в крупных работах как дореволюционного, так советского и постсоветского времени о раннем и позднем этапах творчества Л. Н. Толстого (Н. А. Бердяев, Н. Н. Страхов, Н. Н. Гусев, В. В. Розанов, И. Б. Мардов, Г. Я. Галаган, А. А. Гусейнов, Я. Лаврин, А. Б. Тарасов, Г. А. Попов) целостного и углубленного рассмотрения не получила. Данный факт обусловил необходимость исследовать феномен странничества на материале творчества Л. Н. Толстого как концепцию духовного поиска человеком смысла

жизни, осознанного отношения человека к жизни через выбор поступков и ценностных ориентиров.

Объект исследования - феномен странничества в русской культуре. Предмет исследования - концепция странничества как интенция духовных поисков человека на материале философско-художественных произведений Л. Н.Толстого.

Цель работы - раскрыть смысловое содержание феномена странничества в философско-культурной жизни России сер. XIX - нач. XX вв. на примере философско-художественной концепции Л. Н. Толстого. Задачи:

1) рассмотреть сущность феномена странничества и его эволюцию в историко-философском аспекте развития культуры России. Проанализировать своеобразие трактовки странничества Л. Н. Толстым.

2) проследить путь духовного странника на основе философско-религиозных исканий Л. Н.Толстого;

3) обозначить образы-концепты странников Л. Н. Толстого с учетом их эволюции от раннего периода творчества к позднему периоду как пути духовного развития человека;

4) определить смысловое значение ухода героя-странника как интенцию его экзистенциального самосознания;

5) раскрыть стратегию пути странника, представленную в произведениях Л.Н. Толстого, как модель духовного странничества;

6) выявить влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на религиозные, культурные, нравственные ориентиры российского общества кон. XIX - нач. XX вв.

Теоретико-методологическая основа работы. Исследование строится на принципе единства исторического и логического, позволяющего видеть процесс становления явления в динамике и системности. При интерпретации явления странничества на материале произведений Л. Н. Толстого использовался метод герменевтики.

Комплекс методов (историко-генетический, сравнительно-типологический, структурный в сочетании с компаративистским подходом к ранним и поздним текстам Л. Н. Толстого в сочетании с биографическим и социокультурным анализом) использовался с целью всестороннего анализа и последовательного изложения модели странничества у Л.Н. Толстого как концепции духовного развития человека и раскрытия уникальности позиции мыслителя.

Источниковую базу исследования составляют: 1) работы, посвященные изучению странничества как пространственного перемещения в различных социальных сообществах (А. В. Шляков, А. В. Мозговой, И. В. Моклецова); 2) работы, акцентирующие внимание на значимости оценки странничества исключительно как духовного феномена, отличного от любого рода путешествий. Эти ученые считают, что исследование странничества в этом ключе позволяет по-новому увидеть и оценить уникальность русской культуры (Р. А. Бурханов, Л. А. Мясникова, И. П. Смирнов, В. Сенкевич, иеромонах Серафим (Парамонов), А. П. Семенюк, В. Котельникова, В. И. Авдеев, Г. Д. Гачев), исследовать специфику религиозности человека (П. В. Власов, Е. А. Гаричева, С. Ю. Житенев, Д. Н. Дианов); 3) произведения Л. Н. Толстого; 4) справочные и периодические издания, архивные материалы конца XIX - начала XX вв. (многие в научный оборот вводятся впервые).

Научная новизна исследования

- Прослежена эволюция феномена странничества в русской культуре вплоть до начала XX в. Выявлено, что странничество изначально возникло в русле православной религиозной культуры, ко второй половине XIX века приобрело светский характер, а к началу XX столетия странничество фактически становится объектом философского осмысления.

- Обозначены виды странничества (духовное странничество, духовное скитальчество, странничество «в миру»), позволяющие прояснить границы данного феномена. Особое внимание уделено анализу духовного странничества.

- Впервые определена и систематизирована типология образов-концептов странников в личностно-творческой интенции Л. Н. Толстого. Выявлены

пространственные координаты движения странников в художественно-философской картине мира писателя.

- Определено, что феномен странничества рассмотрен Л. Н. Толстым в двух формах: 1) философско-художественных произведениях; 2) публицистике, дневниках. Это позволяет говорить о многогранном и многоаспектном осмыслении им этого феномена. В качестве этапов осмысления Л. Н. Толстым феномена странничества в работе выделены:

• этап художественной деятельности (1852 - 1878);

• этап богоискательства и реформаторства (1878 - 1887);

• этап богостроительства (1887- 1910).

- На материале художественно-философских произведений Л. Н. Толстого впервые исследована проблема экзистенциального самосознания странника. Данный аспект исследования творчества отечественного мыслителя, в особенности позднего периода (1878-1910 гг.), когда анализ художественных произведений дополняется анализом публицистики, его дневников и писем, позволяет нам говорить о предвосхищении Толстым положений философии экзистенциализма.

- Нами введено понятие «стратегия пути», позволяющее определить границы целей и этапы движения странника: падение - преображение - воскресение. В результате раскрывается диалектика духовной жизни странника, и ее влияние на его повседневную жизнь.

- Определено, что проблема странничества как пути духовного осмысления человеком своего душевного естества, представлена в творчестве Л. Н. Толстого в двух параллельных срезах: дневниках и собственно художественно-философских произведениях. Это показывает, что в св