автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Феномен тишины в живописи

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Барсукова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Феномен тишины в живописи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен тишины в живописи"

На правах рукописи

005003221

Барсукова Татьяна Владимировна

ФЕНОМЕН ТИШИНЫ В ЖИВОПИСИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ ; диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

-1 ДЕК 2011

Челябинск - 2011

005003221

Работа выполнена на кафедре теории и истории искусства ФГА'ОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный руководитель

Официальные оппонента

доктор философских наук, профессор кандидат искусствоведения Костерина Алла Борисовна

доктор культурологии, профессор Мурзнна Ирина Яковлевна

кандидат искусствоведения, доцент Деменова Виктория Владимировна

Ведущая организация

ФГ БОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры,, искусств и социальных технологий»

Защита состоится «15» декабря 2011 г. в 14.00 часов на заседании объединенного совета ДМ 210.020.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 09.00.13 и 24.00.01 при ФГ БОУ ВПО «Челябинская государственная академия. культуры и искусств» по адресу: 454091 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, ауд. 206 (конференц-зал). .

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Автореферат разослан 15 ноября 2011 года -

Ученый секретарь

диссертационного совета /у^х

кандидат культурологии, доцент Ю. Б. Тарасова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема , звуковой агрессии ' становится острейшей проблемой современности, проблемой выживания, человечества в техногенную эпоху. Все меньше на планете остается тишины и спокойствия, необходимых .' человеку с физической,. психологической и духовных точек зрения. По словам И.А.Илыша, «шум выманивает человека из

его духовного убежища, из ¡его сосредоточенности, вызывает его оттуда.

раздражает, связывает, так что он живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Шум перекрывает все:, во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия.. Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии...»

Воистину, тишина является единственной настоящей роскошью XXI века, она . пронизывает собой все и проявляет свою загадочную сущность во всех сферах; человеческой жизнедеятельности. Ценность тишины заключается в том, что она принимает форму всего, с чем соприкасается, но при этом сохраняет свою, собственную целостную природу, которую можно не только ощущать, но также/"слышать" -и "видеть" через определенные явления, образы и знаки природа, которые, своим сакральным совершенством наполняют мир духовными состояниями и смыслами. В связи с этим существует возможность изучать феномен тишины с различных точек зрения: философско-эстетической, религиозной, культурологической, искусствоведческой, психологической, экологической и др. [

Актуальность изучения тишины на. материале живописи обусловлена . следующими обстоятельствами:

Во-первых, тишина является структурным элементом не только живописи, но и практически. любого вида искусства (театра, кино, поэзии, архитектуры, музыки и др.), становясь компонентом конкретной знаковой системы. Каждый вид искусства, используя индивидуальные срв-дства для создания образов; вырабатывает свою собственную символику цшщны. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть тишину в пространстве художественного творчества, ' • 1

Во-вторых, живопись как. выразительная форма бытия, является образно-символическим отражением смыслов, бытия (нравственных, поэтических, религиозных, философских и. др.). По этой причине тишину в живописи невозможно изучать без взаимосвязи с религией и философией.

В-третьих, тишина в живописи, являясь незримым слоем произведения, выражается через созданные художником видимые формы; которые способны передавать различные состояния и настроения, степени молчания, тишины и звучания. В связи с этим представляется необходимость рассмотрения тишины через визуально- знаковую символику изобразительных средств.

1 Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Ильин И. А. соч. в Ют. Т;3 -М.: Русская гнига, 1994. С. 121.

В-четвертых, интерес современности к забытым религиозным истинам и к духовно-нравственным аспектам творчества позволяет рассматривать тишину в живописи как результат глубинных мировоззрений художника, а также как отражение национального мировосприятия, мироощущения и миро-чувствования, в чем проявляется духовная самобытность культуры. Любая кулыура по-своему уникальна, своеобразна, и соответственно образ тишины в живописи различных культур отличается. своей спецификой. Это дает возможность ' осуществить сравнительный ' анализ проявлений тишины в худокественных культурах разных стран.

Степень научной разработанности темы. Феномен тишины, в отличие от молчания, пустоты, безмолвия , не получил достаточного осмысления е философских и культурологических исследованиях. В искусствознании тема тишины раскрывается, только, на" материале музыки (диссертация И. М. Некрасовой «Поэтика тишины в отечественной музыке 70-90х г. XX в.»). Научные публикации, в которых рассматривается феномен тишины в живописи, отсутствуют. По этой: причине теоретическа1Я база исследования опирается в основном на отдельные мысли, упоминания, высказывания и наблюдения философов, историков, теософов и \ искусствоведов, косвенно затрагивающих проблему тишины. связи с этим определились основные концепции' исследования природы тишины: философская, религиозная и искусствоведческая.

Исследование тишины в философии античности опирается на нравственно-этические идеалы. Философы античности рассматривали, созерцательную акустику тишины через Космос и природу, обозначив самое большое количество значений, имеющих отношение к тишине, таких как: «самопознание» (Фалес); «первоначало — апейрон», воздушная природа души «архэ - первичная инстанция», рождающая природу многообразия вещей (Анаксимандр); акустика и астрономия числа как единая самосущая субстанция (Пифагор и пифагорейцы); единое и непрерывное бытие . (Ксенофан); созерцательная, безмолвная добропорядочность «калокагатия», поэтика природы (Парменид); абсолютный и непрерывный, атомный космологический континуум и пустота (Парменид); «атараксия» (безмятежность, невозмутимость, душевный покой (Демокрит, Эпикур); мыслительно-интуитивное углубление в космос, видимое обнаружение невидимого (Анаксагор); София -мудрость (Аристид); человеческое сознание реальности как достояние космоса,. бесконечный предел становления вещи (Платон); умозрение как начало познания, материя - небытие - идеальное начало идеи и формы, образное и божественное начало каждой вещи (Аристотель).

• Тишйна Средневековья характеризуется философами как созерцательное переживание человеком незримой, но существующей, единой Личности Бога. Афанасий Алексавдрийский' считал, что «человек был создан по подобию божьему созерцателем, ум которого покбился на знании сущего». По словам св. Августина, «неуспокоенность человека, заканчивает свое смятение в Боге». Тйшина по Августину - это. экстаз, промежуточное состояние между сном и

смертью, при котором душа, оторвавшись от телесных чувств, воспаряет к Богу, сущность которого Абсолютная Вечность, Мировая Душа.

Эпоха Возрождения рассматривается в философии как начало светской чувственности. Тишина этого времени выражается как созерцание красоты проявленного духа в видимых материальных творениях божьих (А.Ф. Лосев).

Философская концепция тишины Нового времени основывается уже не на созерцании божественной красоты мира, а на самосозерцании индивида, гения

экспериментов. Рационализм уводит человека в мир опытов, доказательств и

теоретических объяснений. Человек Нового времени, по мнению Р. Гвардини, «начинает терять точку опоры» и в нем зарождается чувство «оставленности», «бездомности». По В.Ф. Шеллингу, «Новый мир начинается с того, что челот век отрывается от природы, чувствует себя покинутым».

Тишина философии модернизма, выражаясь через нигилистическое отношение человека к миру и к самому себе, представляется «самостным тотальным одиночеством, нулевой степенью инаковости» (у Э. Левинаса). Тишина шизофрении как чувство угнетенности, оторванности от всех социоструктур (у Ж. Делеза). Самоотвержение Ж. Батая, своим стремлением «не хотеть больше быть всем» и «похоронить мысль заживо» напоминает философско-религиозные концепции Востока. Восточный смысл уединения по М. Хайдеггеру состоит в том, что в одиночестве «каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру».

Философы постмодернизма, оказывая сильнейшее влияние на искусство, считали, что цель современной живописи заключается в представлении нечто непредставимого, немыслимого и выражения того, «что нельзя увидеть» (Ж. Лиотар). Анализируя творчество пост-культуры, современный теоретик искусства, Н. А. Хренов, считает, что художник XX века «ощущает потребность с помощью чувственной формы видимых вещей выразить то, что непосредственно выразить невозможно, т.е. сверхчувственные ценности».

Аналогичные предположения освящаются в трудах В. В Бычкова, В.Д. Диденко, А. Л. Казина, Н. Б. Маньковской, М. В. Михайловой, и др.

Тишина в русской философии представляется как торжество истины, добра и красоты, отражается в темах сострадания, любви и веры. Смыслами тишины у С. Соловьева наполнены идеи преображения, одухотворения, воплощения «откровений высшей жизни», создания «вселенского духовного организма»2. Тишина у П. Флоренского - это такое «состояние духа, при котором открываются двери горних миров», у С. Франка - сфера «непостижимого». Дух тишины таится в «художественном созерцании» И. Ильина, «софийной красоте» С. Булгакова, «выразимой невыразимости» А. Лосева, в «метаисторическом озарении» Д. Андреева.

Тишина как форма философско-религиозного мировоззрения буддизма, даосизма и дзэн-буддизма рассматривается через такие понятия как медитация, нирвана, пустота, небо, ничто, созерцание, гармония и др. В этом аспекте

2 Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения - М.: Беловодье, 2005, С. 38.

5

использовались труды философов, теософов, историков и представителей отечественного востоковедения: Г. М. Бонгард-Левина, Л. С. Васильева, Г. Д. Гачева, Т. П. Григорьевой, В. Е. Кемерова, В. В. Малявина, А. А. Маслова, А. Меня, Ю. В. Мизуна, В. В, Налимова, Н. К. Рериха, Е.И. Рерих, В. Н. Топорова, Е. А. Торчинова, Н. В. Абаева, А. А. Накорчевского, Ю. К. Шуцкого, а также зарубежных исследователей: Ян-Чжу, Р. Штайнера, Д.Т. Судзуки, Шри Ауробиндо, А. Швейцера, Джидду Кришнамурти, М. Элиаде, Син-Юня, Ошо Раджница, Далай-Ламы, X. И. Дейви, Д. Чаттопадхми, Фэн-Ю-ланя и др.

Тишина священнобезмолвия в православном исихазме выявляется в трудах Макария Египетского, св. Исихия Синайского, Иоанна Лествйчника, Григория Синаита, Григория Паламы, Нила Сорского, св. Феофана Затворника, прот. В.В. Зеньковского, архимандрита Софрония, прот. Г.В. Флоровского, арх. Киприана, прот. А. Шмемана, И. Мейендорфа, Петра (Пиголя), А. Меня, игумена И. Экономцева, а также философов Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С. С.Аверинцева, С. С. Хоружего, О. Г. Ульянова, А. С. Ригина и др.

Искусствоведческий блок включает в себя источники, которые в той или иной мере способствовали выявлению особенностей тишины в художественном творчестве и, в частности, в живописи. Искусство Китая и Японии исследовали Го-Жо-сюй, А. Бенуа, Ю.М. Лотман, В. В. Малявин, Н. А. Виноградова, Н. С. Николаева, Е. В. Завадская, Т. П. Григорьева, А. М. Кантор, Ю. М. Лотман, В.В. Малявин, К. Ф. Самосюк, Д.Т. Судзуки, Н. С. Сычева, Е. Медкова, Дж. Роули и др.

Выявлению особенностей тишины в религиозной и светской живописи Западной Европы способствовали исследования таких авторов как И. Тэн, Б. Беренсон, Б. М. Бернштейн, М. Дворжак, X. Зедльмайр, У. Эко, Р. Лонги, Дж. К. Арган, Д. де Вое, Д. Арасс, А. В. Степанов, Н. С. Николаева, И. Е. Данилова, Н. Н Никулин, Н. А. Смирнов, М. Н. Соколов, М. И. Свидерская, К. М. Долгов, В. Н. Лазарев, В. Г. Власов, А. В. Камчатова, В. А. Крючкова, Н. Н. Никулин, В. Н. Прокофьев, В. Л. Глазычев, Д. Э. Харитонович и др.

Тишина в русской православной иконописи является отражением религиозных исихастских традиций и выражается через покой, созерцание, умозрение, смирение, покаяние, умиротворение и др. Духовный и символический мир русской иконописи исследовали М. В. Алпатов, М. М. Аленова, Н. А. Барская, В. Г. Брюсова, С. Н. Булгаков, В. В. Бычков, Г. М. Лихачев, А. Ф. Лосев, А. С. Преображенский, Н. В. Покровский, О. В. Соддатенкова, Н. М. Тарабукин, Е. Н. Трубецкой, Л. А. Успенский, П. А. Флоренский и др.

На определение самобытности тишины в русской светской живописи с точки зрения духовных и образных исканий художников повлияли исследования: М. В. Алпатова, А. Н. Бенуа, Н. И. Беспалова, А. Г. Верещагиной, О. П. Вороновой, А. Г. Габричевского, П. П. Гайденко, М. Германа, С. П. Дягилева, Р. С. Кауфман, Е. И. Кириченко, О.Я. Кочик, Ф. С. Мальцевой, Д. С. Мережковского, М. Г. Неклюдовой, М. В. Нестерова, К. С. Петрова-Водкина, Е. И. Поляковой, Г. Г. Поспелова, Н. К. Рериха, А. А. Русаковой, А.

А. Рылова, Д. В. Сарабьянова, В. В. Стасова, Г, 10. Стернииа, П. К. Суздалева, . Н. О. Тамручи, В. С. Турчина, А. А. Федорова-Давыдова, !!. Д.Этгингера, Т. В. Юденковой, и др. : ■ ' ■ '...

Для обоснования тишины в живописи XX века использовались работы следующих авторов: С. С. Аверинцева, Р. Барта, М. М. Бахтина, В. В. Бычкова, В; В. Ванслова, В. В. Вейдле, Ф.Гватгари, М. Ю. Германа, Т. Горячевой, Г. Б. Зайцева, В. В. Кандинского, Н. В. Ковтун, Ю. М. Лотмана, К. С. Малевича, Н. Б. Маньковской, X. Ортега-и-Гассета, В. И. Раздольской, Г. Рида, Д. В. Сарабьянова, М. Н. Соколова, О. Тарасова, В. Турчина, Н. А. Хренова, А. Худошина, А. Д. Чегодаева, У. Эко, Т. С. Юрьевой, А. К. Якимовйча, М. Ям польского, и др. .

Объект исследования — живопись как феномен культуры. Предмет исследования — образно-символические проявления тишины в живописи.:

Цель работы: . сравнительный. анализ выразительных особенностей тишины в живописи Китая, .Японии, Западной Европы и России. Задачи:

— рассмотреть феномен тишины в природе, жизни человека и в искусстве;

- проанализировать философско-религиозное понимание тишины;

- определить роль тишины в художественном творчестве;

— исследовать специфику выражения тишины в живописи;

- выявить символику тишины в живописи Китая и Японии;

— раскрыть особенности тишины в религиозной и светской живописи Западной Европы;

: - исследовать образ тишины в православной иконописи и живописи . России;- .

--выявить значения тишины «новой сакральности» в живописи посткультуры. '

Методологические и теоретические основы исследования

определяются спецификой научной проблемы, целью и задачами исследования. Они предполагают применение разнообразных исследовательских приемов и рассмотрения с позиций разных научных методов.

Основными методами, применяемыми в данном исследовании, являются: эмпирический, сравнительно-исторический и логико-смысловой метод познания, сформулированный П, Сорокиным, сущность которого состоит в нахождении основного принципа : (основания), пронизывающего все компоненты, придающего смысл и значение каждому из них и создающего из

хаоса разрозненных' фрагментов космос. В . данной работе таким основанием

является тишина как эстетическая репрезентация в живописи.

Процесс осмысления символических значений тишины, выявляемых в природе, жизни, человека, религии, философии и искусстве предполагает использование культурологического подхода. Для рассмотрения проявления тишины в творчестве и образно-символических значений тишины в живописи, с точки зрения ■ художественной специфики и духовности использовались

философско-эстетический, философско-религиозный и историко-искусствс ведческий подходы (история живописи, философии и религии), представ ленные в работах; В. В. Бычкова «Эстетическая аура бытия», «Художественны; апокалипсис культуры», H.A. Хренова «Образы- великого разрыва», A.<t . Лосева «Эстетика Возрождения», М. Эппггейна «Слово и молчание в русско] культуре», А. Л.. Казина «Философия искусства в русской, и европейско] духовной традиции», И.А. Ильина «Одинокий художник», «Талант ] творческое созерцание», Е. И. Трубецкого «Два мира в древнерусской иконописи», П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины», А. Меня «История религии», А. Швейцера «Христианство и мировые религии», С.С. Хоружего «Диптих безмолвия», М.В. Алпатова «Древнерусская иконопись», X. Зеддьмайра «Искусство и истина»- В,В- Малявина «Духовный опыт Китая>: Т.П. Григорьевой «Японская художественная традиция», В.А. Крючково! «Символизм в изобразительном искусстве», НС. Николаевой «Япония-Европа. Диалог в искусстве»,. A.B. Степанова «Искусство Эпохи Возрождения», М.Ю. Германа «Модернизм»^ Т.С. Юрьевой «Эндрю Уайет».

Элементы научной новизны данного исследования заключаются в следующем: ■

L Тишина в исследовании впервые осмыслена как духовно эстетический феномен, в. символической форме представляющий co6öi многообразие значений и смыслов в актах.субъективного мировосприятия и переживания; выявлена специфика тишины, имеющая отношение к природе, жизни человека и к искусству.

2. Рассмотрены религиозно-метафизические концепции, в которых тишина понимается как одухотворенная форма переживания «божественных, человеческих и природных обстояний» (И.А. . Ильин). Тишина в философии i религии становится символом Божественного Первоначала.

3. Определено значение духовного смысла тишины в художественном процессе; выявлено, что тишина художественного процесса на разных этапах его осуществления выражается в виде момента предвосхищения образа, созерцания, наблюдения, размышления, уединения, очарованности, служения, растворения художника в мире прекрасного; в связи с этим, рассмотрена тишина художника, тишина в произведении искусства и.тишина зрителя.

4. Выявлена специфика выражения тишины, в живописи, представленная совокупностью: изобразительных и композиционных средств (форма, конструкция, свет, тень, цвет, пропорции, воздушное пространство, тон, полутон, ритм и др.); неизобразительных средств (использования

символа, аллегории, художественных тропов и Т.Д.) и индивидуального ВИДеНИ:

художника,, выражающегося в создании: собственной стилистики, манеры изображения, авторского почерка. '-:..-.'

5. Выявлена символика тишины в. традиционной китайской и японской живописи, обусловленная религиозно-метафизическими традициями

. даосизма и дзен-буддизма. Тишина в этой живописи представлена как медитативный отпечаток духовно-созерцательной деятельности художника,

расшифровывающего смыслы бытия через знаки природы.

6. Определены особенности религиозной живописи Западной Европы, выражающие тишину надстояния идеализированного бого-человека над.миром в итальянской живописи и тишину предстоящи земного человека перед естественной божественной данностью в живописи художников нидерландской школы. Для тишины в светской живописи Западной Европы характерно переживание человеческих состояний в различных моментах бытия.

7. Рассмотрены состояния тишины в православной иконописи, выражающей идеациональный (бого-духновенный) характер православной веры. Раскрыта самобытность тишины в русской светской живописи как состояние мистического духовного психологизма и причастности к сокровенному.

8. Определена характерная особенность тишины в живописи посткультуры, которая является Отражением идей авангардизма, модернизма, сюрреализма, демократического реализма и других направлений XX века. Выявлены типологические состояния тишины «новой сакральносги», выражающиеся через систему «новых художественных кодов» и формирующие образы пустоты, отрешенности; депрессивности, неприкаянности, драматизма человеческого существования.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов, в проведении семинаров и практических занятий по курсам «Культурология», «Религиоведение», « История искусства». Данный материал может быть продолжен в исследованиях по различным видам и жанрам искусства,: а также при изучении, творчества отдельных художников, скульпторов, архитекторов, режиссеров театра и .кИно, и др. Основные положения и результаты работы могут быть использованы в практических, спецкурсах по дизайну, графике, живописи, монументальной росписи и др.

На основе материалов диссертационного исследования автором разработаны программы и лекционные материалы по дисциплинам «Живопись», «Графика», «История искусства».

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии и кафедре истории и теорий искусства Российского государственного профессионально-педагогического университета. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» (Шадринск, 2008); «Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства» (Екатеринбург, 2010); «Полифония культур как креативная основа художественного образования», Екате]эинбург, 28-29 октября 2010 г.; «Креативные основы художественного • образования, Екатеринбург, 28-30 марта 2011г. '

Положения, выносимые на защиту:

1, Определена уникальность тишины, которая состоит в том, что она являет собой тотальность, многомерность, многозначность, вездесущность и всеучастие, она Оккупирует собой все многообразие мира. Тишина, видимая и

. невидимая, , ощущаемая и неощущаемая (физически), слышимая и беззвучная, имеет воплощение в. природе, обыденной жизнедеятельности, философии, религий и в искусстве. Тишина в природе определена как естественная необходимая форма бытия, не принадлежащая человеку, как некий надличностный и иадвремениой, покоящийся сам в себе мир, соотносимый с понятиями пустота, ничто, вечность, гармония, абсолют, космос, вселенная и др. Тишина в жизни человека как состояние внешнего и внутреннего покоя. Тишина в искусстве является элементом знаковой системы того или иного способа художественного творчества и имеет самое большое количество смыслов.

2. Анализ философских концепций позволяет сделать выводы, что в античности тшцина проявляется как пространство созерцающего духа, нравственно-этический космос. Тишина Средневековья - сверх-категориальное трансцендентное бытие в Едином. Эпоха Возрождения сформировала тишину чувственно-эстетического созерцания мира. Тишина философии модернизма -сверх-чувственная интроспекция, отражающая идеи «интуитивизма, герме-тизма, фрейдизма, мистико-религиозных и оккультных течений» (В. Бычков). Тишша в русской философии— творческое созерцание духовности бытия.

Сравнительный- анализ религиозных- духовных практик (индуизма, буддизма, исихазма) показывает различные способы познания Божественной истины, а также общность в целях .духовного самосовершенствования и стремления к гармонии. Поиск высшего смысла в индуизме осуществляется через Медитацию, различные формы отшельничества и через абсолютное . ■ очищение, освобождение и опустошение разума в нирване. В китайском даосизме через, медитативное растворение с природой и пустотой Дао, в японском дзэн-буддизме через созерцание изменчивой красоты! природного мира. В православном исихазме через безмолвное молитвенное общение с Богом. Общими качествами тишины всех трех религий является идея духовного восхождения, стремления к просветлению, прозрению, очищению и к состоянию Чистого бытия.

3- ■ Анализ художественного творчества, Показывает, что тишина является источником и соучастником творческого пути, выражается в моментах вдохновения, созерцания, восхищения, проникновения, прозрения и т.д. Творческий путь, в своем стремлении постичь суть вещей, проникнуть в . глубинные смыслы бытия, в чем-то близок пути религиозных исканий.

Тишина в произведении искусства - состояние статичного: равновесия, застывшей вечности, «мироостановленноста» (X. Зедльмайр), гармоничное единство всех элементов изображения, целостность и глубина содержания.

Тишина зрителя - экстатическое созерцательное погружение в. произведение искусства, поиск расшифровки смыслов, откровение, прозрение и т.д.

4. Выразительность, тишины в живописи является результатом индивидуальной манеры художника, которая в свою очередь состоит из целого ряда (визуальных и невизуальных), изобразительных, композиционных и ассоциативно-образных элементов. .. Основным визуальным средством выражения тишины является художественная форма, как образно -символическая интерпретация смысла, идеи. Тишина формы состоит в ее обособленности, отстраненности от других форм, в ее самосуществовании, самозначимости, в божественной единственности и неповторимости. Все остальные средства выразительности (визуальные и невизуальные) подчиняются целостности формы, способствуют выявлению совершенства формы (колористического, материального, пластического).

5. Сравнительный анализ тишины в живописи показывает, что религиозно-философская направленность на осмысление и переживание бытия стимулировала небывалый расцвет художественной культуры различных эпох, и народов. Тишина японской и китайской живописи - это созерцательно-иррациональный знак мира. Иконографичное отражение не природы как таковой, а духа природа.. Человек в китайской живописи стоит, ниже природы, в японской живописи человек и природа одно целое; Выразительными, средствами воплощения тишины в живописи являются . символические каноны; отражающие идею. Пустоты Дао. Тишина в китайской живописи выражается через незаполненные изображением . участки, которые символически выводят естественные формы природьг из пустоты, и одновременно возвращают. их в пустоту. Японская живопись воплощает тишину философского раздумья о красоте и гармонии. Отличительными признаками японской живописи является символическое отождествление изображения с человеческими сущностями.

6. Анализ произведений западно-европейской живописи показывает, что религиозная живопись художников итальянской школы выражает тишину идеализированного мира, рафинированной устойчивой материи, упорядоченной, математически-вычерченной статики пространства. Выражается в монументальной обобщенной цельности, материальной плотности и колонноподобной (Р. --Лонги) статуарности фигур, в состоянии застывшей отрешенности лиц, в монолитном архигектонизме. Нидерландская религиозная живопись выражает тишину предстояния человека перед Богом. В отличие от итальянской живописи в картинах нидерландцев отсутствует идеализированная телесность фигур и равнодушие к деталям. Тишина ощущается через исключительную «сделанность» и материальность всех . элементов изображения, это тишина магической реальности, отражающей идею «нового благочестия», по которой Бог пребывает во всех земных вещах. Светская живопись Западной Европы,, соединяя в себе религиозные и гуманистические идеи, воплощает тишину счастья и полноты жизни (реальной и вымышленной),1 чувственно-эстетической зрелищности в самых разно-образных .темах и. сюжетах. ■ ...

7. Русская иконопись в отличие от телесной архитектоничностй итальянской живописи, естественной реалистичности Нидерландцев, создает тишину мира заоблачного, бестелесного . и призрачного, невесомого и ускользающего. Тишина в; русской иконе - это пространство мира горнего. Не живые люди, а святые, ангелоподобные существа, не лица, а лики, не стоят на земле, а парят, зависают в завоздушном небесном пространстве.

Тишина русской светской живописи в отличие от европейской тишины, полноты бытия — это тишина не присутствия в бытии, тишина сокровенного ожидания. Отличается от безжизненной отрешенности западно-европейской живописи самобытной поэтичностью, задушевностью,, прозаической сентиментальностью, непосредственностью й грустью. Русская живопись в целом, сформировала тишину духовного психологизма, который в западной живописи практически отсутствует.

8. Тишина в живописи пост-культуры выражается через новые формы, вызывает другие ощущения. Идеи «новой сакральности» воплотили в авангардной живописи тишину — «пустыни небытия», «супрематического нуля» (К. Малевич) путем создания чистого цвета, лишенного материальной предметности. Тишина в живописи модернизма - это сверх-иррациональное отторжение, выражается через идеи одиночества, замыкания, отчуждения.

. Живопись сюрреалистов - тишина . параллельных миров, иных уровней . «подсознания и сверхсознания» (В. Бычков). В отличие от беспредметной тишины авангардистов, тишина сюрреалистов.состоит в новой за-поэтической, . за-ассоциативной и за-иррациональной созерцательности. V

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, . списка литературы,, иллюстративных приложений. Библиография включает 260 наименований. Объем работы составляет 170 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении дается обоснование актуальности темы исследования, характеризуется степень теоретической разработанности проблемы, определяются методологические и теоретические основания исследования, формулируются цели и задачи работы, излагаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формы апробации основных результатов, структура работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основания изучения феномена тишины в художественной культуре» раскрываются сущностные особенности феномена, тишины в' природе^ жизни челорека,: философии, религии и искусстве. В соответствии с этим обозначается многообразие . типологических.характёристик тишины.

В параграфе 1.1. «Феномен тишины в природе, жизни человека и в искусстве» раскрывается значимость тишины как духовно-эстетического явления в культуре, рассматривается многогранная природа тишины, отражающая все стороны бытия, выявляются основные свойства и . характеристики тишины. . ■ .

Семантика тишины включает в себя большое количество аналогий и тождеств, таких как: молчание, созерцание, безмолвие, покой, уединение, одиночество, смирение* отчуждение, тихость, кротость, скромность, и мн. др., которые соизмеримы с человеческим участием. Тишина как особый мир не принадлежащий человеку, определяется как некая самодостаточная вневременная сущность, ауратическое за-пространство, вмещающее в себя смыслы пустоты, ничто, вечности, гармонии, абсолюта, космоса, вселенной, и др.

Уникальность тишины состоит в том, что она, вбирая в себя сущностные особенности всех вышеперечисленных понятий, стоит над этими понятиями. Они все являются частью целостного организма тишины.

Тишина в искусстве является символическим образным элементом художественного воплощения и имеет самое большое количество смыслов. Метафизическая природа музыки, архитектуры, театра, кино, живописи, литературы, поэзии создает невероятное количество характеристик тишины (звучащих, пластических, ритмических, визуальных, психологических, содержательных и др.). Однако, если для музыки, театра, поэзии, кино, т.е. для акустических видов искусства, тишина в целом естественна и органична, то для живописи, которая в принципе беззвучна и бессловесна, тишина выражается через изобразительные, визуальные элементы. Если связь тишины и речи, тишины и музыки самоочевидна, то гораздо сложнее рассуждать о живописной сущности тишины. Живопись, . пытаясь выразить невыразимое, учит нас искусству видения тишины.

В параграфе 1.2. «Религиозно-метафюические концепции тишины» рассматриваются понятия и состояния, представленные в философско-религиозной мысли.

Тишина в философии и религии понимается не как отсутствие звуков, но как одухотворенная форма переживания «божественных, человеческих и природных обсТоянии» (И.А.' Ильин), способствующая восприятию, прозрению, и.постижению скрытых'от внешнего взора значений и смыслов. Исследование философией таких понятий как: молчание, созерцание, безмятежность, безмолвие, покой, опустошение, бытие и небытие, вечность, вселенная космос, мир, красота, душа, истина и др, имеет непосредственное отношение к тишине. Тишина в философии и религии, как таинственный непознаваемый объект становится символом Божественного Первоначала. Тишина Первоначала противопоставляется хаосу,, тьме, бездне, пустоте и олицетворяет начало порядка и гармонии в мире.

Рассмотрение тишины в духовных практиках (буддизм, даосизм, дзэн-буддизм, исихазм) свидетельствует о духовной силе тишины, которая олицетворяется с живой энергией. В. буддистской медитации тишина определяется как «энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него» (И. Мейендорф). Эта тишина «мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, момента мгновения», когда ничто в человеке не удерживается, все постоянно (Ошо). В эти мгновения постоянства, безмолвия человек постигает «тайну бытия этой

жизни, этого существования».. В китайской философии Пустота Дао, по мнению Лао-цзы, «является информационным полем, которое пронизывает всю Вселенную и творит все сущее из небытия». Человек, погружаясь в Пустоту Дао «сочетает в себе движение и покой, наполненность ощущений и самоочищение до полной пустоты»3.

В православном исихазме Г. Палама и вслед за ним исихасты утверждают, что «Энергии Бога пронзают сей мир, то есть исихасты зрят несотворенное и невещественное излучение Бога»4. Результатом процесса обожения по догмату Г. Паламы, является соединение человека с Богом в энергиях Бога или благодати. «Энергия божественной благодати в сподвижнике начинается с трансцендированности (чувства вневременности и внесуществен-ности) и с феномена сверхприродного созерцания нетварного (Божественного Фаворского Света)»5.

В параграфе 1.3. «Тишина как . источник художественного творчества» определяется значение духовного смысла тишины в художественном процессе.

Тишина художественного процесса на разных этапах его осуществления выражается в виде момента предвосхищения образа, созерцания, наблюдения, размышления, уединения, очарованности, служения, растворения художника в . мире прекрасного. Тишина ухода состоит из отрицания и забывания художником своей сущности, что приводит к погружению в мир окружающий. Художник, по причине поиска сути явлений, обязан быть существом сторонним, отстраненным, правдочувственным и преклоненным^

Тишина произведения искусства заключается в том, что истинное произведение искусства становится не частью художника, а частью Бога, она вбирает в себя всю сущность божественной природы, космоса, и через художника являет чувство прекрасного зрителю. Художник всего лишь посредник, служитель, поэтому истинная . картина - это проповедное откровение миру Бога (И.А. Ильин). Тогда она становится вечной, завершенной и наполнена божественной тишиной. «Благодаря истинному художнику процесс творения достигает статического.конечного состояния... свободного от времени, когда в произведении искусства уже ничто нельзя изменить, не нарушив достигнутого равновесия, вызывающего покой и гарантирующего продолжение» (X. Зедльмайр).

Тишина зрителя заключается в особом апофатическом погружении в таинство нового созданного мира.

В параграфе 1.4. «Выразительность тишины' в живописи» рассматриваются различные изобразительные и неизобразительные средства, способствующие отражению тишины. Выразительная сторона тишины в живописи представляется совокупностью: 1) изобразительных и компо-

3 Мизун. Ю.в. Тайны богов и религий - М.: Вече; 1999! С.298.

* Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. М.'. Республика, 2001, С. 219.

Хоружий С.С. «Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравйительной перспективе. // Вопр. философии. 1999. №3! С. 81,

зиционных средств (форма, конструкция, свет, тень, цвет, пропорции, воздушное пространство, тон, полутон, ритм, и др.); 2) неизобразительных -использования символа, аллегориии • и художественных тропов, дающих возможность соединять в картине элементы несоедимые в действительности. Метафора,. ;метонимия, иносказание, сравнение, олицетворение и другие способы переноса смысла, позволяют художникам соединять в своих произведениях, реальность с фантазией, где. «вымышленное сплавляется с действительным, духовное материализуется, а материальное, одухотворяется»6; 3) индивидуального ■ видения художника, выражающемся в создании собственной стилистики, манеры изображения, авторского почерка.

Таким образом, , выразительность тишины в живописи состоит из целого ряда выразимых и невыразимых элементов, и исходит из поля картины, как иллюзорного, материального и нематериального пространства, неодушевленного и одушевленного одновременно. Пространства, которое с одной стороны несет функцию искусственного. предмета, предназначенного для оформления стены, а с другой, является необъяснимой интеллектуальной игровой технологией, видимым, мнимым и философско-эстетическим продуктом использования. .

Во второй главе «Эстетическая репрезентация тишины в живописи» исследуются особенности проявлений тишины в живописи как формы отражения традиционных культурных тенденций и индивидуальных личностных мировоззрений художников.

Анализ художественных произведений различных по содержанию, композиционному строю и степени выразительное™, дает все основания заключить, что тишина в живописи художников разных эпох - это символический отпечаток философских, религиозных, традиционных и социальных мировоззрений, составляющих в целом культурное наследие.

В параграфе 2.1. «Символика тишины в живописи Китая и Японии» осуществлен сравнительный анализ тишины в традиционной китайской и японской живописи, которая рассмотрена во взаимосвязи с религиозными основами даосизма и дзэн-буддизма.

Тишина китайской живописи начинается с внутренней тишины художника,, который, через медитацию <спостигал сокровенный закон естества мира (Дао),, обретал покой души и понимание природы вещей»7. Пустота в китайской философии - это великое Ничто и Абсолютное все. «Лишь пустота, как нейтрально-неопределенная среда, может породить любую форму, любое движение. Она приемлет все (отсюда и другое определение Дао-Единое), и в то же время ни на чем не настаивает, ничего не утверждает. Поэтому всякий предмет в китайской эстетйко-философской традиции был ценен тем, что за ним символически прогревалась пустота Дао»8. Философия тишины

® Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. -М.: Советский художник, 1983. С.269.

Медкова Е. В сравнении с европейской живописью // Искусство. 2009. №5.С.4. Режим доступа: тто.ай/! 8ер1етЬег.ги/ие\¥_агйс1е;рЬр?1<1=200901511

МасловАА. Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы С.208.

древнекитайского искусства рассматривается на примере, традиционного Жанра пейзажа «горы-воды», символизирующего два ррганизующих начала инь и ян (женское и мужское). Тишина в традиционной живописи Китая является отражением практической сущности Дао, которое воспитывало в художниках трансцендентное погружение в символичность природы.

Выразительными средствами воплощения тишины в живописи являются символические каноны, отражающие идею Пустоты Дао: параллельная перспектива (взгляд сверху), минимализм цвета, недосказанность изображения, поэтическое сопровождение, тонкость и изящество линий и пятен, отсутствие объемности, природное естество форм и отсутствие значимости человека.

Тишина японской культуры и искусства начинается с учения дзэн, которое ставило во главу идею «пустоты», «ничто» и «недеяния». Так или иначе, тишина дзэн проявляет себя в характере и во всех проявлениях жизни японцев - умение переключаться, как бы уходить в себя, в зависимости от ситуации - и этому их учит традиционное искусство: живопись, поэзия, чайная церемония, сады, икебана. Все эти искусства помогают эстетическому контакту японцев с природой, как способом постижения мира.

Тишина японской живописи, это в первую очередь отказ от утверждения самоценности зрительной оболочки предметного мира, который подразумевает некое иносказание-метафоричность и символичность изображения. Тем самым создается установка на его, неоднозначность: не просто пейзаж, не просто цветы, а нечто более общее и более значительное. Таким образом, всегда подразумевалось, что за телесно-предметным, явленным сокрыто духовное, сокровенное. Отличительной особенностью тишины японского философского мировоззрения является отсутствие, не-пребывайие в «ничто». Отказ от самого себя, от привязанности и одержимости к стремлениям и уважение природного мира, создает тишину в. себе и в живописи. Мгновенность,, ощущение воздушности собственного бьггая создает тишину Недосказанности. Суть японского дзэн - «Ничто». Сопоставление себя с ничто образует внутреннее спокойное состояние. Тишина в японской живописи - знак пребывания в «ничто», потому что все мгновенно сменяется. В живописи японцев тишина создается композиционным минимализмом,' диагональностью (текучестью) и фрагментарностью изображения. Фрагмент символизировал частицу чего-то, выхваченную из «Ничто».

В параграфе 22. «Особенности тишины в религиозной и светской живописи Западной Европы» рассматривается многообразие характеристик тишины в живописи Европы. Основу религиозной живописи составляют итальянская и нидерландская школы. Религиозная европейская школа, в отличие от китайской и японской традиций, выстраивает совершенно иную модель тишины. Идеацианальности природы противопоставляется идеализация бого-человека; цветовому минимализму, поэтической символичности и недосказанности противопоставляется цветовая, насыщенность, телесная, объемная, предметная плотность и материальность. ..Отсутствию или

незаметности человека в природной стихии противопоставляется отсутствие природы и абсолютное надстояние человека над природой.

Тишина итальянской религиозной живописи — символ идеализированного величия неземного мира - обители «боголюдей», взирающих своим исполинством на мир земной. Тишина ощущается в обобщении идеальных форм и типологических характеристик, при котором основной задачей считается выявление главного, а второстепенное не важно. Такой принцип изображения создает ощущение тишины застывшего величия, снисходительной отрешенности, монументальной статики, исключительной сверхчеловеческой образной мощи.

Тишина нидерландской картины в целом - это . пробуждение неземных чувств у молящихся. Современный аналитик искусства А. В. Степанов называет нидерландскую живопись «психотропным средством, к которому тянутся люди, обделенные способностью видеть высшую красоту». Композиционная структура нидерландской живописи не рассчитана математически как у итальянцев, но обладает совершенством пропорций, которые соединяют мельчайшие, средние и крупные размерные звенья, создавая тем самым гармонию единения всех элементов, где нет второстепенного, Важна любая мелочь как дополнение и отражение целого. Тишина восприятия такой живописи заключается в погружений разглядывания естественных разновеликих знаков, вечности. В отличие от итальянской школы, нидерландскую живопись можно рассматривать и созерцать только с близкого расстояния, а не издалека. Нидерландский Бог близок и досягаем, а не отдален на расстояние как у итальянцев. Зритель не сражен и покорен неземным величием, а является участником событий, он рассматривает нидерландскую живопись так, «как будто читает книгу божественных истин» (A.B. Степанов).

Ощущение тишины в западно-европейской светской живописи - результат освобождения художественного мировоззрения от религиозных правил. Протестантские движения и философское (новое) чувствование мира повлияли на возможность выхода творческой мысли за пределы храмов и монастырей. Живопись вышедшая на улицы, во дворы, заглянувшая в дома простых людей, задышала воздухом тишины реальной жизни. Ощущение свободы вылилось в отражение всех жизненных событий и явлений. Естественная красота жизни находит тишину в пейзажном и бытовом жанре. По новому сложилось и обращение к традициям забытого прошлого, как возможности возвращения к корням искусства. Художественные движения классицизма, романтизма, и символизма создают тишину воспоминания о. героическом и забытом агатном. Тишина городской жизни, домашнего уюта, светской полноты бытия находит отражение в голландской.и немецкой живописи. Тишина классической поэзии,-литературнь1Х. сказаний, народньк легенд воплощается в живописи немецкого бидермайера и английских прерафаэлитов. Тишина религиозного мистического реализма ощущается в романтических и. аллегорических пейзажах.

В параграфе 2.3 «Образ тишины в православной иконописи и живописи России» выявляются отличительные особенности тишины в ■ православной иконописи и русской живописи.■

Тишина православной иконописи в отличие от итальянских и нидерландских мастеров состоит в создании, иного . (потустороннего) канонизированного мира. Иконопись выражает. идеациональнЫй (богодухно-венный) характер православной веры. Иконопись воссоздает тишину мира горнего (занебесного), в то время как религиозная живопись Запада отличается идеалистически-чувственным стремлением и воплощает небесную идею через человека. Отличительными признаками иконописи является то, что тишина иконы это тишина лика, а не лица, духа,, а не души.

Ощущение тишины в русской иконописи заключается в призрачности и невесомости всей видимой картинной обстановки. В утонченной прозрачности обликов - духов, которые не объемны и телесны, а невесомы и ускользаювди; в окружающем пространстве завоздушного мира, не земного вычерченного, а небесного летящего. Все объекты иконы символически растворяются в заоблачности, цвета сияют и звучат небесной тишиной. Весь мир изображения иконы не абсолютный величественный по красоте и величию, а другой, абсолютно божественный, ангельский, святой, смиренный. Это мир тишины духовного упования. «Неподвижные или .застывшие в позе поклонения пророки, апостолы и святые, собравшиеся вокруг Христа, "камня живого, человеками отверженного, но Богом избранного", в этом предстоянии как бы сами превращаются в "камни живые, устрояющие из . себя дом духовный"» (Е. Трубецкой). Н. М. Тарабукин в статье «Философский смысл иконы» называет Иисуса Христа начальником тишины, а тишину -«мелодией иконописи».

Тишина русского пейзажа является отражением контрастности и необъятности русской земли, которая зародила в русской дуще характер широты и созерцательности природного богатства. Русская светская живопись в отличие от Западно-Европейской всегда- тяготела к духовному неизведанному, мучительно-трогательному.. Если в Европе устанавливался принцип трезвого прагматизма, чистоты , определенных результатов, то в России сохранялся принцип чувствительного ожидания, сравнения, созерцательного наблюдения хода истории. В русской ментальное™ отсутствовало западно-европейское стремление прочно утвердиться на земле, они не подвержены фанатичной привязанности к удобству и Порядку. Тишину русского народа отличает космологическое неприсутствие в бытии.

Русская живопись создает новые оттенки тишины. Тишину элегии, печали и невозможности вернуться в забытое прошлое воплощает В. Э. Борисов- Мусатов, тишину сказочного плача символизирует своим творчеством М. А. Врубель, тишину поиска истины, вечного вопроса, психологических мучений, религиозного ожидания олицетворяют И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. А. Иванов. Новым, более оптимистическим смыслом тишины, пронизаны работы К.Ф. Богаевского, Н.К. Рериха, П.В. Кузнецова, А.Н. Бенуа и многих других российских художников: В .них ощущается тишина сакральной

космичности природы и Божественного света, тишина зачарованной театральности и мечтательной эйфории. В целом, русская живопись в ее таинственном многообразии, всегда несла в себе тишину самозабвенного предчувствия необъяснимого, тишину тоски по неизвестному.

Тишина в русской живописи является отражением духовно-нравственных идей русского идеализма, в основу которых были положены идеи русской природы и святоотеческий патриотизм. Образный синтез тишины русской живописи составляют духовно-эстетические стремления и противоречивость исканий. Жанровая живопись развивала идею Природа-Бог-Человек практически во всех направлениях и стилях.

В параграфе 2.4. «Тшпппа «новой сакральности» в живописи посткультуры» рассматриваются состояния тишины, сформированные новыми изобразительными направлениями XX века.

Послеромантическое (современное искусство) отличается от всех предыдущих периодов созданием новой визуальной реальности, основанной на индивидуальном отношении художников к действительности.

Чувственная идеализация западно-европейского искусства и тяготевшая к сокровенному русская живопись, отличающиеся друг от друга степенью духовности, воссоединились в идее конструирования нового мира. Развитие цивилизации способствует потере национальных признаков. Конгломерат течений, стилей, школ и направлений, порой совершенно противоположных во взглядах, сформировал единую задачу - перестроить все, что было. Художники авангардных идей, откликаясь на разворачивающееся убыстрение современности, подобно инженерам и изобретателям стали запускать "конвейеры" самовыражений и «внутренних опытов». Такое де-новаторство искусства, заменило лирику на механику, символ на знак, содержание на анализ, духовный поиск на технический эксперимент. Тишина авангардизма заключается в идее создания чистых нематериальных элементов и ощущается в обобщенных плоскостных колористических выражениях. К. Малевич, считая, что искусство, расставшись с миром образов и представлений, вошло в «ничто», «за нуль бытия», называет черный квадрат «голой иконой», «пустыней небытия».

Тишина модернистских сюрреалистических направлений в живописи заключается в мистико-религиозном и оккультном герметизме (В. Бычков) в «безмолвствующем горизонте стилей» (Р. Барт), в «одиночестве говорящих вещей» (Ж. Батай). Живопись сюрреалистов погружает зрителя в тишину «самобытных, параллельных миров, в иные уровни метафизической реальности» (В. Бычков). В отличие от авангардистов, тишина метафизического сюрреализма состоит в новой за-поэтической, за-ассоциативной и за-иррациональной созерцательности.

Исключение из правил составляют единичные художники в чьем творчестве отражается сопереживание духовности: в демократическом реализме Э. Хоппера, Э. Уайета, Р. Кента; в тоске по первобытному, историзму у Д. Краснопевцева; в абстрактном иератизме М. Шварцмана и др.

Пост-культуру, в целом, В. В. Бычков называет «хаосом, бездной в онтологическом смысле». Но тем не менее, сложившаяся ситуация в постживописи полностью отражает лозунг Ж. Делеза и Ф. Гватгари: «философия, наука и искусство требуют от нас прорывать небосвод и погружаться в хаос. Только такой ценой мы сумеем его победить». Для такой, по их мнению, борьбы с хаосом «нужны все время новые художники, чтобы делать новые разрезы, осуществлять необходимые разрушения -...чтобы тем самым возвращать ту новизну, которая недоступна для коммуникации и которую люди уже разучились видеть».

В заключении подводятся основные итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего развития проблемы.

Список работ отражающих тему диссертации:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных

ВАК:

1. Барсукова Т.В. Образ тишины в православной иконописи / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, № 1(4), 2010. С. 108-112. (0,4 п.л.)

2. Барсукова Т.В. Метафизика паузы в художественно-творческой игре / Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, выпуск 19 № 31(212), 2010. С. 68-73. (0,5 пл.)

Другие публикации:

3. Барсукова Т.В. Образ тишины в религии и живописи: монография. -Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2010.128с.

4. Барсукова Т.В. Выразительный лик тишины в живописи. / Креативные основы художественного образования: материалы Междунар. науч.-практ.конф., Екатеринбург, 28-30 марта 2011 г. /ФГАОУ ВПО Рос.гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. С.12-18.

5. Барсукова Т.В. Полифония тишины в живописи / Полифония культур как креативная основа художественного образования: материалы Междунар. науч.-практ.конф., Екатеринбург, 28-29 октября 2010 г. / под ред. А.Б. Костериной; Рос. гос. проф. пед. ун-т, Екатеринбург 2010. С. 10-14.

6. Барсукова Т.В. Тишина как духовная основа художественного творения / Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства. Материалы Международной научно-практической конференции.-Екатеринбург, 24-25 марта 2010 г. / под. ред. А.Б. Костериной; Рос.гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. С. 12-18.

7. Барсукова Т.В. Три способа интерпретации натуры на занятиях рисунком и живописью [выразительные средства формирования художественного образа] / Вопросы художественного образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2001. С.23-29.

8. Барсукова Т.В. Творческое развитие личности на занятиях по живописи [внутренняя специфика. художественного творчества] / Художественное образование как важнейший фактор личностного. Эстетического и

профессионального развития человека: Сб, ст. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. С. 12-13.

9. Барсукова Т.В. Художественное мышление - фактор развития творчества студентов на занятиях живописью и композицией [метафизическая сущность творчества] / Художественное образование как важнейший фактор личностного. Эстетического и профессионального развития человека: Сб. ст. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. Пед. ун-та, 2004. С.13-18.

10. Барсукова Т.В. Идейно - тематическое проникновение в натуру как средство формирования художественного мышления [созерцающая роль .творчества] / Вопросы художественного образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. вып.2. С.7-12.

11.. Барсукова Т.В. Композиционная схематизация - основополагающий этап профессионального стилеобразования [становление индивидуального видения мира] / Педагогические проблемы современного дизайна и искусства: Сб. науч. ст. ГОУ ВПО Рос. гос. проф. пед. ун-т, Екатеринбург 2003. Вып. 1. С. 17-19. ■.

12. Барсукова Т.В. метод аналитического преобразования формы в рисунке - основа . развития дизайнерского мышления [пластическая выразительность формы] / XXI век - век дизайна:.материалы 2-й Всерос. науч. пракг. конф., Екатеринбург, 29-30 ноября 2007 г. ГОУ ВПО Рос. гос. проф. пед. ун-т, Екатеринбург 2008. С. 32-38.