автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Феномен веры в русской религиозной философии конца XIX - XX веков

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сарапулов, Евгений Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Феномен веры в русской религиозной философии конца XIX - XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сарапулов, Евгений Владимирович

Введение 3

Глава 1. Аксиологическая проблематика феномена веры

§ 1. Ценностная специфика понятия веры в русской языковой практике 13

§ 2. Особенности взаимодействия веры и морали в современных 24 отечественных исследованиях

§ 3. Становление и развитие понятия «вера» в русской религиознофилософской традиции (этический аспект) 42

Глава 2. Статус веры в философии В. С. Соловьева 71

§ 1. Моральная ценность веры в экзистенциальном бытии 73 - 84 человека

§ 2. Роль веры в процессе предметного познания 84

§ 3. Вера как средство разрешения этических проблем 93

Глава 3. Философско-этическое осмысление веры И. А. Ильиным 107

§ 1. Вера как ценностный ориентир 109

§ 2. Этическая характеристика интенциональности веры 120

§ 3. Этическая ценность веры в социальном аспекте 129

Заключе1Ар|е 147

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Сарапулов, Евгений Владимирович

Актуальность диссертационного исследования

Современная ситуация в мире характеризуется принципиальной непредсказуемостью будущего, утратой привычных ориентиров, целей и смысла жизни, нравственной деградацией, межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Все это является показателем тех процессов, которые скрыты в малозаметных сдвигах в сознании людей, их вере, духовной, нравственной и моральной переориентации. Данные процессы сегодня становятся предметом пристального внимания философов, ученых, социологов, политиков, психологов и т. д., особенно если согласиться с тем, что «вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое так лишено почвы под ногами, как нынешнее. Любой выбор представляется нередко одинаково невыносимым. Человеку все чаще приходится принимать решения, опираясь на веру в то, что то или иное решение, будет верно, надежно и т. д.». (169, С. 5)

Особого рассмотрения в этом смысле требует этический аспект феномена веры, поскольку последняя выступает универсальной ценностью человеческой культуры, и, имея «в мире ценностных ориентации человека непреходящее значение» (104, С. 195), наряду с другими ценностями, объединяет людей в макро- и микросоциальные общности. (См.: 175, С. 35 - 36)

Актуализация данного феномена возрастает в эпоху бурных перемен, поэтому не случайно русские религиозные философы поставили проблему веры как одну из главных в конце XIX - начале XX вв. По этой же причине вполне закономерным является обращение отечественных ученых к проблеме веры в настоящее время. Отечественные исследователи второй половины девяностых годов XX столетия В. Г. Безносов, Е. А. Евстифеева, О. В. Ивановская фиксируют возрастание роли веры на всех уровнях социальной жизни и ее высокий ценностный статус. (91, 101, 157)

Перед лицом глобальных проблем все более отчетливо осознается необходимость целостного подхода (См.: 148, С. 6, 26, 35), который обязательно включает в себя категории веры, морали и нравственности, и который мы встречаем у русских религиозных философов конца XIX - XX вв. Для нашего исследования философская традиция русского духовного ренессанса представляется очень важной. поскольку в ней вера, мораль и нравственность, их соотношение и взаимодействие становятся предметом особо интенсивных размышлений в контексте решения духовных, этических, социальных проблем и противоречий, предвосхитивших современный общечеловеческий кризис. Этот кризис коренится в самом человеке и связан с неправильной трактовкой им своего положения и места в мире (См.: 69, С. 11). При этом человеком руководит страх потери наличного относительного благополучия, и поэтому он не способен осуществлять более глубокое и содержательное самопознание через негативные формы своего существования. (173, С. 152- 153)

Обращение к русским религиозным философам актуально потому, что они указывали на необходимость веры в абсолютные нравственные ценности как пути выхода из кризисов. Особый акцент они ставили на специфике отношений субъекта и объекта веры, где объект, как правило, определяет поведение, образ мыслей, цель, смысл существования и ценности субъекта. В контексте соотношения веры с абсолютными этическими ценностями позиции русских религиозных философов и современных исследователей в этом плане имеют точки соприкосновения. Например, сегодня существует мнение, что «подлинные моральные ценности обладают абсолютным характером» (100, С. 42), а за верой признается важная позитивная роль ориентира на абсолютные ценности, на Идеал. (См.: 91, С. 102 - 111; 101, С. 3 - 60; 105, С. 67; 159, С. 118-134)

Эти позиции ученых исходят из противоречий, среди которых (в аспекте избранной темы исследования) наиболее значимыми нам представляются следующие:

• с одной стороны, стремление человека к самореализации через созидание, строение веры, а с другой стороны - уклонение от этого процесса, ибо созидание и строение веры предполагает ответственность, которую человек не желает на себя брать;

• вера предполагает глубокий и серьезный процесс размышления, «сердечного вчувствования» (30, С. 373 - 417) в ее предмет, однако человек в вопросах веры чаще действует на основе шаблонов и стереотипов, как правило, не являющихся плодом его личного поиска, глубокого анализа и исследования;

• увеличение числа людей, считающих себя верующими - и падение нравственности в современном обществе;

• естественная потребность верить (доверять) - и в то же время отсутствие практического доверия во взаимоотношениях между людьми на разных социальных уровнях;

• вера обладает способностью стимулировать творческое движение, ориентировать на моральные ценности и содействовать нравственному совершенствованию, тем не менее, она же служит средством для ухода от реальности, формирования иллюзий, на которые можно смотреть как на отклонение от развития. (См.: 79, С. 38)

Данные противоречия позволяют определить круг проблем: 1) соотношение веры. Абсолюта, морали и нравственности; 2) взаимоотношение и взаимовлияние субъекта и объекта веры в этическом аспекте; 3) зависимость веры от моральных, нравственных и социально-психологических характеристик ее субъекта.

В свете этих противоречий и проблем, связанных с этическим аспектом феномена веры, рассуждения и выводы русских религиозных философов указанного периода представляются в высшей степени актуальными. Попытка осмысления перечисленных выше противоречий и проблем, а также поиск путей их разрешения в большой мере повлияли на выбор исследования этической ценности феномена веры именно в рамках русской религиозно-философской традиции. На примере философии В. С. Соловьева и И. А. Ильина в диссертации исследовалось решение обозначенных вьппе противоречий и проблем этими мыслителями. Выбор данных философов обусловлен значительным вкладом, который они внесли в разработку ценностно-этического аспекта веры, исследуя этот феномен в контексте общечеловеческом, национальном и личностном. Актуальность воззрений В. С. Соловьева и И. А. Ильина обусловлена тем, что в центре внимания их нравственной стоит человек и его мир ценностей, где вера в качестве этической ценности выступает одной из главных.

Немаловажное значение имеет то, что Соловьев стоял у истоков возникновения русского религиозного ренессанса, а творчество Ильина совпало с периодом расцвета этого самобытного и яркого явления русской философии.

Что касается Соловьева, то в современных условиях, когда наука оказалась перед непростыми социальными, экологическими и нравственными проблемами, когда начался переход к мировоззренческому плюрализму, а религия стала возвращаться в общество, учение мыслителя о цельном знании вновь начинает приобретать особую актуальность. Его идея всеединства, куда обязательно входят такие ее составные, как вера и нравственность, становится все более актуальной в современном мире, когда поиск единства и согласованности действий, позиций, взглядов и отношений в масштабе всей планеты сегодня не просто необходим, но является жизнеопределяющим. (145, С. 149 - 161) Исследовательский интерес ценностно-этического аспекта веры в трудах Вл. Соловьева вызывают его нравственные рассуждения, «апология добра», где этическая ценность веры с гуманистических позиций имеет большое значение, поскольку феномен веры выступает неотъемлемым элементом в «нравственной философии» Соловьева, а потому имеет глубокий нравственный смысл, и, наряду со свободой и моральной ответственностью, определяет пути человеческого совершенствования. Идея Соловьева о необходимой, но в то же время гибкой корреляции человеческой практики, мысли и веры предполагает не только веру в Бога, но и веру в достоинство человека, и мыслится им в качестве одного из образующих принципов Бытия как такового. Бытия всеединого. Бытия, животворимого непрерывными, хотя и сложными процессами Богочеловеческой и межчеловеческой коммуникации.

Если Владимир Соловьев предвосхитил многие проблемы современного кризиса, то Иван Ильин, став его живым свидетелем, попытался дать глубокий анализ этому кризису. Одним из итоговых трудов в этом отношении, по словам Н. П. Полторацкого, был труд Ильина «Путь духовного обновления», где он «указывал на то, что существуют вечные основы духовного бытия, которые современному человеку необходимо вновь постигнуть и вновь осуществить в земной его жизни». (138, С. 26) Среди этих основ наиболее важными выступают: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Ценностно-этический аспект веры в контексте указанных основ заключается в том, что Ильин предлагал современному человеку, прежде всего, не просто верить, но научиться веровать на основе свободы и любви, причем не вопреки разуму, а вместе с разумом. Вера в его трудах представлена во всех вопросах духовной, культурной и социальной жизни. Социальный аспект веры в контексте понятий нравственности, ответственности за моральный выбор, нации, государства, патриотизма, права, власти и т. п. постоянно присутствует в рассуждениях, анализе и выводах Ильина. Все это послужило основанием для исследования ценностно-этического аспекта феномена веры в философском наследии русского мыслителя.

Кроме того, Ильин наряду с Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, И.О. Лосским и П. Б. Струве, вобрав в себя все положительные результаты работы русской мысли XIX столетия и развития их в начале XX века, тем самым стал енде ближе к решению таких современных проблем, как проблема прогресса и нравственного совершенствования, проблема цивилизации и культуры, знания и веры, судьбы религии и церкви, экуменизма, свободы и принуждения, личности и общества, государства и права, и т. д.

Степень разработанности проблемы.

Ценностно-этический аспект феномена веры в наследии русской религиозной философии вплоть до девяностых годов XX столетия оставался практически неисследованным. Надо заметить, что вообще аксиологическая и этическая проблематика феномена веры, как такового, стала предметом анализа только с середины девяностых годов XX века. В период же 60-х - начало 80-х годов вера осмысливается исключительно как религиозный феномен и основное внимание исследователей сконцентрировано на ее психологической характеристике. Вера более расценивается как чувство, нежели как элемент познавательного процесса (С. И. Иваненко, А. К. Козырева, В. И. Носович, К. К. Платонов, Ф. А. Хомутовский, Г. И. Шехтерман, В. Н. Щедрин, В. Г. Яковлев). В ряде работ веру трактуют как предварительную ступень к формирующемуся, основанному на знании убеждению. И в этом смысле она выступает как смысловая основа всякой деятельности. Благодаря вере-убеждению знание становится личным достоянием (С. Н. Малеев, А. Д. Назаров, В. П. Соболев, Г. В. Щербакова).

С середины 80-х гг. все более четко начинают разграничивать религиозную и нерелигиозную веру. Вера рассматривается не с точки зрения борьбы идеологий, а в контексте общечеловеческих ценностей и культуры в целом. В то же время подавляющее большинство работ, посвященных вере не только как религиозному феномену, представляют собой гносеологический анализ, в контексте которого выделяются различные аспекты рассмотрения веры: аксиологический (вера придает отвлеченному характеру знания ценностную окраску), праксеологический (вера задает определенную направленность деятельности), деятельностный (вера, переводя знание в личное убеждение, стимулирует деятельность) и пр. (М. Т. Андрюшенко, И. Е. Воронянский, Е. А. Евстифеева, О. В. Ивановская, Р. А. Лошаков, Е. Н. Пименова, И. В. Плотинская, И. А. Полякова, А. В. Романов, М. П. Стати, А. И. Шафоростов, Н. Н. Ярыгин).

Вопросы ценностных аспектов феномена веры затрагивали и такие отечественные ученые и исследователи, как Ш. А. ААйашвили, Б. С. Гершунский, Ю. А. Кимелев, К. Муздыбаев, С. А. Нижников, ВГА. Разумный, Т. П. Скрипкина, Е.

A. Степанова, В. Л. Петрушенко и Г. В. Щербакова, Д. М. Угринович, В. Ф. Шаповалов, В. И. Шердаков. \а

Однако несмотря на то, что сегодня возрастает исследовательский ийтерес к феномену веры, вне поля зрения остается его нравственная проблематика, анализ специфики ценностно-этического аспекта веры, присущего русской нации, менталитету русского народа. В этом смысле исследование Н. С. Дорониной «Проблема веры. Этический аспект: (И. Кант и русская философия всеединства)» является одним из первых, в котором автор более всего приблизился к осмыслению данной проблемы.

В последнее десятилетие XX века явно возрос интерес к русской философии вообще и к ее религиозной традиции в частности. Для нашего исследования оказались полезными труды В. Г. Безносова, А. И. Бродского, А. П. Желобова, А. Ф. Замалеева, Корольков А. А, С. А. Нижникова, Е. А. Овчинниковой, В. Л. Соболева. Также следует особо отметить монографический труд С. А. Нижникова «Метафизика веры в русской философии» (125), в котором автор впервые аналитически и оценочно рассмотрел религиозность и мистичность русской философии именно в перспективе веры, обретающей гносеологический статус. Однако в данной монографии анализ веры как ценностно-этического феномена в русской религиозно-философской традиции представлен лишь фрагментарно.

Для решения поставленных в диссертации задач полезными оказались работы

B. В. Колесова (110, 111), Ю. С. Степанова (164), где они проводят частичный анализ различных слов, понятий и социальных терминов, на основании которых можно проследить некоторые особенности восприятия веры, присущие менталитету русского народа.

Несмотря на достаточно большое количество работ по философии В. С. Соловьева и И. А. Ильина, мы не обнаружили отдельных исследований, специально посвященных анализу ценностно-этического аспекта феномена веры. Поэтому для исследования определенную ценность представляют работы, рассматривающие философское наследие Соловьева, Е. М. Глуховой, С. А. Душиной, А. А. Захаровой, Лилианы Киейзик, О. С. Пугачева, С. Б. Роцинского, М. 3. Стрельцова, а также исследования С. М. Бабинцева, И. Б. Булгак, Н. И. Герасимовой, В. Д. Губина, Д. П. Ерисова, Ю. А. Закунова, А. А. Королькова, Д. А. Сысуева, В. А. Цвык, в которых они в той или иной мере касаются вопросов места и роли веры в философии Ильина.

Таким образом, выяснив, что в современной отечественной литературе проблема ценностно-этического аспекта феномена веры в русской религиозной философии не получила должного освещения, мы предприняли попытку отчасти восполнить этот пробел.

Объектом диссертационного исследования является русская религиозная философия конца XIX - XX веков.

Предметом исследования является ценностно-этический аспект феномена веры в философии Соловьева и Ильина.

Цель диссертации - исследовать веру как ценностно-этический феномен в рамках русской религиозно-философской традиции.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач;

1) Рассмотреть некоторые подходы к анализу слова и понятия «вера».

2) Исследовать этический аспект феномена веры в русской религиозной философии, а также особенности взаимодействия веры и морали в современных отечественных исследованиях.

3) Определить статус веры в философии В. С. Соловьева через выявление моральной ценности веры в экзистенциальном бытии человека и анализ веры как средства разрешения этических проблем.

4) Раскрыть специфику философско-этического осмысления веры И. А. Ильиным на основе анализа веры как ценностного ориентира, этической характеристики интенциональности веры и выявления этической ценности веры в социальном аспекте.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен веры в русской религиозной философии конца XIX - XX веков"

Заключение

Исследование ценностно-этического аспекта феномена веры в рамках русской религиозной философии конца XIX - XX вв. нами было проведено на примере философии В. С. Соловьева и И. А. Ильина.

Сравнительное сопоставление различных значений слова «вера» и ее понятий позволило выявить особенности данного явления в национальной и общей картине мира. Сравнительный динамический анализ характеристик слова «вера», начиная с XI века, вплоть до XVIII века позволяет говорить о том, что первое значение слова «вера», как правило, связывали с «доверием», «истинной», «правдой», с тем, чему можно верить. Начиная с XVIII - XIX веков, представление о вере все более соотносится с такими качествами как «убежденность», «убеждение», «уверенность». На сегоднящний день вера в национальной картине мира зафиксирована как «твердая убежденность», «уверенность в исполнении ожидаемого». (См.: 154, С. 105 - 106)

В результате анализа слова «вера» появились основания предположить, что в менталитете русскоязычного этноса с древних времен вплоть до наших дней как бы на втором плане, на не вполне осознаваемом уровне, сохраняется представление о вере как ценностно-этическом явлении. Доказательством тому могут служить, по крайней мере, два момента:

1) Значения, данные в соответствующих словарях, дополняющие первое (доверие, уверенность, убеждение), основное значение слова «вера», - это «верность», «честность», «добросовестность», «твердое убеждение в чьей-либо честности, твердости, добрых намерениях и т. п.», «доверие», «уверенность в положительных качествах, достоинствах и т. п. кого-либо»;

2) Представление о вере как «обещании», «заверении», «присяге», «клятве» присутствовало в менталитете русского народа до 19 - начала 20 века. Затем оно как бы ушло из сознания русского человека, но, оставаясь на неосознанном уровне, давало о себе знать в тяжелые для жизни страны времена.

Рассмотрение понятия веры позволило зафиксировать единое понимание ценностных значений концепта веры в следующих положениях:

• вера - это ценность, она выступает необходимым элементом жизнедеятельности человека и общества, их полноценного функционирования, особенно в области коммуникации, взаимодействия, взаимопонимания, взаимовлияния, причем не только на уровне социума, но и в духовных вопросах;

• вера, как правило, представляется в ее взаимосвязи с феноменом истины. В таком случае речь идет о вере как «убежденности», «убеждении», «уверенности»;

• вера - это ценностное отношение, что особенно явно прослеживается в контексте вопросов, связанных с моралью и нравственностью, чаще всего имеющих место в аспекте феномена «доверие»;

• вера взаимосвязана с сознанием, разумом. Девяностые годы XX столетия, в частности, характеризуются тем, что вера и разум стали трактоваться как взаимодополняющие категории человеческого бытия;

Кроме того, существуют различные представления о ценностном значении веры: и вера религиозная, в отличие от нерелигиозной, наделяется статусом высшей нравственной ценности; за этим видом веры признают основу нравственности, так как она есть способность, данная Богом, дар Божий для решения всех земных и духовных задач. Однако подобную точку зрения разделяют в основном богословы и религиозные философы; и нерелигиозная вера трактуется как некая автономная сущность, автономный психический феномен; и нерелигиозная вера чаще всего рассматривается в качестве этической категории морали, когда она выступает в форме «доверия»; и позиция, по которой вера является универсальным феноменом человеческой культуры, не является пока общепризнанной, хотя определенные стремления к этому становятся все более явными. До сих пор еще присутствует конфронтация в понимании религиозной веры: является ли она объективным феноменом или субъективным? Сторонники религиозной веры воспринимают ее как здравую, рассудительную убежденность, достаточно объективный феномен, поскольку гарантия дана Богом (Абсолютом, Творцом). Представители другого «лагеря» усматривают в религиозной вере доминирование субъективного момента, иррационального, а в недавнем прошлом и слепого, фанатичного подчинения объекту, божеству.

В результате проведенного нами анализа, мы полагаем, что решение различных проблем, связанных с ценностной спецификой веры, необходимо решать в контексте тех объектов, на которые она направлена, а также в контексте субъект-объектных отношений той или иной веры. Сама по себе «вера» не есть нечто «хорошее» или «плохое». Человек может использовать ее как во благо, так и во зло. Ее этическая ценность, место и роль в вопросах морали и нравственности зависит, в первую очередь, от сущности объекта и, во вторую очередь, от особенностей субъекта (в основном это социально-психологические характеристики, а также специфика восприятия, понимания и практической реализации положений, правил, заповедей и т. п. соответствующей веры).

Анализ соотношения веры и морали в контексте рассмотрения феномена веры в современных отечественных исследованиях в определенной мере подтвердил наше предположение. В частности было обнаружено очевидное признание значительной роли феномена веры в этике. В этом смысле этическая ценность веры тем выше, чем выше благо, на которое она ориентирует. Кроме того, существует точка зрения на веру и мораль как взаимно дополняющих друг друга. Мораль при содействии веры становится реальной силой нравственного совершенствования личности в ее практической жизни.

Обзорный анализ становления понятия веры в русской религиозно-философской традиции позволил сделать некоторые выводы. Начало зарождения философской рефлексии феномена «вера» связано с возникновением христианского вероучения на территории Руси. Осмысление веры происходило в начале под доминирующим влиянием восточного христианства, особенностью которого являлось принятие догматических истин, не могущих быть адекватно выраженными в рациональной форме, что, в свою очередь, согласно православному учению, предполагает обращение не столько к разуму человека, сколько к его сердцу. Все это отражалось на специфике осмысления веры в среде отечественных мыслителей, которые не пренебрегали разумом в вопросах веры, но отводили ему второстепенное место. Ситуация стала меняться после преобразований Петра I, и уже в период Просвещения все чаще стали оспариваться доминирующие позиции веры, что естественно отражалось на представлениях о взаимосвязи веры, разума и морали, их соотнесенности друг с другом. Проблема соотношения веры и разума решалась поразному. Одни считали разум более важным, другие - веру, третьи пытались выявить их диалектическую взаимосвязь.

Дискуссии по данным вопросам наибольшего накала достигли в XIX веке, что послужило одной из главных причин возникновения русского религиозного ренессанса, в рамках которого феномен веры характеризуется следующими особенностями:

• вера является жизненно-важной этической ценностью, однако это осознание приходит в процессе научения вере с целью воспитания ответственного отношения к вопросам веры; однако само научение вере не делает человека верующим, многое зависит от личного поиска, сердечного стремления к Богу, причастности к Церкви и практического воплощения веры посредством свободного акта любви по отношению к ближним;

• статус веры выше статуса разума, но факт их единства в процессе познания и нравственного совершенствования выступает важным условием человеческого существования и гармоничного развития как отдельной личности, так и общества в целом; отвергается «автономия разума», а не разум как таковой;

• национальные особенности восприятия и понимания веры обнаруживаются в том, что русский народ ищет в вере такого знания и такого догмата, которое принимается только при условии обязательства, обещания или клятвы - иначе исполнить его невозможно; это свидетельствует о деятельностном аспекте веры в менталитете русского народа;

• в представлении русских доминирует ассоциативная связь веры со свободным актом «сердечного знания», где нет произвола, но имеет место своя «закономерность»; «сердце» более тесно связано с верой, нежели разумом, и именно на основании «сердечного созерцания», «сердечной устремленности» начинается та интимная, невидимая связь с Богом, где нравственное оправдание веры видится во взаимосвязи не просто с Богом, но с Богом как Правдой, Богом как Добром, как Святостью, Верностью и т. п., что в свою очередь обусловливает доверие к миру со стороны человека, его уверенность в осмысленности мира и убеждении в том, что мир способен воплощать в себе добро.

Осмысление веры В. С. Соловьевым и И. А. Ильиным происходило в рамках отечественной философской традиции. Однако следует отметить особенности понимания этической ценности веры данными философами.

В творчестве Соловьева вера обладает моральной ценностью, поскольку она удостоверяет человеческое существование, участвует в разрешении вопросов оправданности человеческих интенций, оправданности его деятельности, его нравственности, морального поведения и основных целей в жизни. Вера, в представлении Соловьева, должна быть основана на признании объективного (вселенского - никак не меньше) значения добра, через что утверждается ее абсолютная этическая ценность. Это находит свое выражение в идеале как одной из форм Абсолюта, где моральная ценность проявляется посредством экзистенциальной веры в сверхсмысл, что делает человека гораздо более жизнеспособным и нравственно устойчивым, нежели при отсутствии подобной веры.

Вера в экзистенциальном бытии человека, по Соловьеву, проявляет свою моральную ценность в том, что она помогает человеку различать его «нравственно-экзистенциальную подлинность», ориентируя на трансценденцию, которая реально присутствует и открывается в мире, как самооткрывающееся Добро. Соловьев, в отличие от экзистенциалистов, не замыкается на их антропоцентричной структуре, сконцентрированной исключительно на человечестве. Моральная ценность веры у него намного шире, поскольку он не отделяет религию, занимаюп1уюся вопросами смысла жизни индивида, от веры в осмысленность космоса и природы.

Анализ веры в процессе предметного познания показал, что вера, согласно Соловьеву, должна быть добродетельной для того, чтобы выступать действительным средством познания и нести в себе реальную познавательную и этическую ценность. Однако таковой вера будет являться только в том случае, если она отвечает следующим требованиям: 1 Действительность предмета веры, 2) достоинство предмета веры, 3)достойное отношение веры к действительному и достойному предмету. Подобная вера-добродетель, в сочетании с совестью, свободой и любовью, также способна быть эффективным средством в решении этических проблем.

Анализ осмысления веры в работах Ильина позволил убедиться в том, что вера в качестве ценностного ориентира присутствует в жизни каждого человека, поскольку верят все. Специфика ее ценностной ориентации зависит от нескольких факторов: от сущности и содержания объекта или предмета, на который она направлена; от духовного (отношение к религии, сверхестественному, Богу), психологического (индивидуальные особенности) и нравственного состояния субъекта; от специфики субъект-объектных отношений; от социокультурных условий, в которых находится индивид.

Независимо от отношения человека к вере, даже при условии ее отвержения, она в любом случае будет его ориентировать на те или иные ценности, поскольку являясь врожденным элементом внутреннего мира человека, она, по словам Ильина, есть «главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.» (21, С. 43)

Будучи ценностным ориентиром, вера в ходе процесса социализации индивида, поиска и обретения им смысла жизни, а также социальной адаптации взаимодействует с такими категориями, как объект (факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности, выступающие в виде возможности), субъект (индивид, социальная группа, общество в целом), интенциональность, экзистенция, сущее, должное, цель, смысл, нравственные нормы, моральные ценности, идеал. Абсолют и т. д. В ходе исследования мы выяснили, что ценность веры заключается не только в ее способности отражать объект, но главным образом она отражает аксиологическое отношение субъекта к нему, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности, интересы.

Вера в философии Ильина не есть какое-то моментальное состояние ума или сердца, поэтому ее способность ориентировать на определенные ценности достаточно устойчива. Способность веры ориентировать на значимое, ценностно-достойное проявляется при условии, если она вовлекает в свой процесс всего человека целиком -его волю, разум, чувства, посгупки и т.д., постоянно имея перед собой объект или предмет веры, что предполагает интенциональность как свойство веры.

У Ильина этическая ценность веры в социальном аспекте обусловлена ее морально-нравственной силой, поскольку она выступает главным и ведущим тяготением человека, определяющим его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки. Кроме того, ориентируя как отдельного человека, так и общество в целом на высшие ценности, вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. В форме доверия она помогает установлению

Нравственных отношений между людьми, что служит основанием для взаимного уважения и принятия друг друга. В этом также проявляется ее способность исполнять коммуникативную и оценочную функции.

Этическая ценность веры обнаруживается в социальном контексте правосознания и правовых отношений в форме взаимного доверия друг другу, что, по Ильину, является основанием частного и публичного правоотношения, правопорядка и политического существования. Вера и доверие - один из основных источников политического (общественного) мнения, важный фактор, определяющий нравственную атмосферу в обществе. Этическая ценность веры в том, что она, как моральная сила и основа доверия, образует идеальное, духовное пространство социума, оказывая влияние на этические и моральные оценки, социально-психологическое пространство настроений, гражданских позиций в социальном взаимодействии людей друг с другом.

В процессе исследования мы выявили зависимость упадка веры в отдельно взятой семье и общества в целом. Отсутствие веры и доверия между членами семьи и в целом в межличностных отношениях служит поводом к утрате веры в себя, в свои добрые силы, сокрытые в глубине души. Это, в свою очередь, порождает недоверие к другим людям, событиям или явлениям. Доверяя же другим и самим себе, мы фиксируем их и свою ценность. Актуальность и действительную этическую ценность любого вида веры можно обнаружить в процессе ее анализа как акта (то, как человек верует); содержания соответствующей веры (то, во что верует); и, наконец, предмета, на который она направлена (его действительность и достоинство).

Таким образом, исследуя философско-этическое осмысление веры Ильиным, мы убедились в универсальной и непреходящей ценности веры, где ее этический аспект более полно раскрывается в контексте предметной веры как «созерцающего сердца», как взаимопроникновение личности с предметом ее веры. Этическая ценность веры в том, что она, как морально-нравственная сила и основа доверия, образует идеальное, духовное пространство социума, оказывая влияние на моральные оценки, моральный выбор, нравственные действия и поступки, а также социально-психологическое пространство настроений, гражданских позиций в социальном взаимодействии людей друг с другом.

Вера является универсальным феноменом и универсальной ценностью. Она занимает одно из ведущих мест в системе этических ценностей, выступая не только ценностным ориентиром, но и смыслообразующим фактором, тем самым становясь способной определять человеческую деятельность, его моральный образ жизни. Каждый человек обладает врожденной потребностью верить, поэтому он должен научиться реализовывать данную потребность практически. Если подобное научение происходит, то он приобретает способность верить. Процесс социализации, самообразования, самовоспитания, духовного и нравственного совершенствования личности предполагает глубокое осмысление феномена веры.

Сущность веры открывается перед нами как конкретное состояние психики, души человека, характерными особенностями которого в аспекте веры являются: понимание человеком направленности (интенции) веры и ее ценности; сознательные, волевые усилия человека в процессе становления отношений с объектом веры, которые, как мы понимаем, должны основываться на принципах соответствия и последовательности, на нравственных обязательствах двух сторон, которые находят свое отражение в форме договора, присяги, клятвы, верности.

Вера - это универсальная ценность и средство познания, это система осознанного ценностного отношения человека к себе, к окружающему миру, к объекту или предмету веры, это сформированная моральная позиция, взгляд, убеждение человека или группы людей. Вера - это взаимосвязанный акт, по крайней мере, трех основных составляющих человека как личности: разума, воли и чувств. Она является одним из главных средств формирования личности.

На основании анализа слова и понятия «вера» в русской языковой практике, анализа становления веры в русской религиозной философии, а также исследования особенностей взаимодействия веры и морали в современных отечественных исследованиях был сделан вывод о том, что феномен веры играет значительную роль в этике. В ходе исследования также подтвердилось предположение, что в менталитете русскоязычного этноса ценностно-этический аспект веры является доминирующим.

 

Список научной литературыСарапулов, Евгений Владимирович, диссертация по теме "Этика"

1. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения. - М.: Москва, 2000. - 544 с. - (Пути русского имперского сознания).

2. Бакунин П. Основы веры и знания. СПб., 1886. - С. 5 - 298.

3. Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. СПб.: Наука, 1992. 461 с. (Серия «Истоки отечественной мысли»).

4. Бердяев Н. А. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. - 624 с.

5. Бердяев Н. А. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. А. В. Гулыги. М.: «Раритет», 1994. - 416 с.

6. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607 с.

7. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

8. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.

9. Введенский А. // Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврющина. М.: Издательская группа «Прогресс - Культура», 1994. -592 с.

10. Ю.Выщеславцев Б. П. Этика преображенного эроса / Вступ. ст., сост. и комент.

11. Сапова В. В. М.: Республика, 1994. - 368 с. П.Джеймс Уильям Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - 518 с.

12. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Москва, «Канон», 1997. -560 с.

13. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с. Н.Ильин И. А. Путь к очевидности: Сборник. - М., «Республика», 1993. - 430 с.- (Мыслители XX века).

14. Ильин И. А. О грядущей России // Наука и религия. 1994. № 5.

15. Ильин И. А. Наши задачи. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992.

16. Ильин И. А. О православии и католичестве // Наши задачи. Т. 1. Кн. 1. М.: МП «Рарог», 1992. - 344 с.

17. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2-х т. Т. 2. -М.:МП«Рарог», 1992.

18. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Т. 2. Кн. 2. М.: МП«Рарог», 1992.-271 с.

19. Ильин И. А. Церковь и жизнь // Наши задачи. Т. 2. Кн. 2. М.: МП «Рарог», 1992.-271 с.

20. Ильин И. А. Родина и мы. Статьи. Смоленск «Посох», 1995. - 512 с.

21. Ильин И. А. О вере // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. - 400 с.

22. Ильин И. А. О любви // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

23. Ильин И. А. О свободе // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

24. Ильин И. А. О семье // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. -М., 1993.

25. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. - С. 39 - 284.

26. Ильин И. А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. - 592 с.

27. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994.-С. 149-415.

28. Ильин И. А. Понятие о законе и праве // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994.

29. Ильин И. А. О русской культуре // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. - С. 373 - 620.

30. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. -М.: Русская книга, 1998. 608 с.

31. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. - 576 с.

32. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. - 496 с.

33. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. - 719 с.

34. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. - 457 с.

35. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., Изд. пол. лит-ры, 1991. -368с.

36. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, Центр, типография, 1913.-93 с.

37. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. СПб.: Магик-Пресс, 1995. - 145 с.

38. Соловьев Владимир О христианском единстве. М.: «Рудомино», 1994. - 335 С.Соловьев В. С.

39. Идолы и идеалы // Смысл жизни в русской фийософии. Конец XIX начало XX века. СПб.: «Наука», 1995.-382 с.

40. Соловьев В. С. Чтение о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из трех разговоров: "Краткая повесть об Антихристе". СПб.: Худож. литература, Санкт-Петербургское отделение, 1994. - 528 с.

41. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. -М.: Мысль,1988. 892 с.

42. Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - С. 531 -800.

43. Соловьев Вл. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Издательство «Правда», 1989. -688 с.

44. Соловьев В. С. Безусловное начало нравственности // Сочинения в 2 т. 2-е издание. Т. 1. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1990. - С. 246 - 547. - (Филос. наследие. Т. 110).

45. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.-С. 596-759.

46. Соловьев В. С. Нравственная философия как самостоятельная наука // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. - 892 с.

47. Соловьев В. С. О добродетелях // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. - С. 183-206.

48. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философии // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. - 894 с.

49. Соловьев В. С. Религиозное начало в нравственности // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: «Мысль», 1990. - С. 160 - 181.

50. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека // Сочинения. В 2 т., Т .2 М., 1990. - 822 с.

51. Соловьев В. С. На пути к истинной философии // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.-С. 336-350.

52. Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М., - 486 с.

53. Соловьев В. С. Философский словарь. Росто-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. -464 с.

54. Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс -Культура», 1994. - 592 с.

55. Трубецкой С. Н. Пути Евразии М.: Русская книга, 1992.

56. Федоров Н. Ф. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. С. Г. Семеновой. М.: Раритет, 1994. - 416 с. (Библиотека духовного возрождения).

57. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1990. - 812 с.

58. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., Республика, 1992. - 511 с.

59. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608 с.

60. Хомяков А. С. Семирамида // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 1 М.: Московский философский фонд; Изд-во «Медиум», 1994. - 589 с.

61. Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М. : Московский философский фонд; Изд-во «Медиум», 1994. - 476 с.

62. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений в двух тома. Т. 1. М.: Наука, 1991. -789 с.

63. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Авт. предисловия Н. Б. Иванов. Л.: Издательство Ленинградского университета,1991. 216 с. - (История русской культуры).

64. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс; Гнозис,1992. -3 04 с.

65. Шестов Л. Solo fide только верю. - Paris, 1996. -Исследования:

66. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. - 158 с.

67. Альбов А. П. и др. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб.: Алетейя, 1997. - 398 с.

68. Апухтина Н. Г. Ускоренность современного глобально-экологического мышления в отечественной мыслительной традиции // Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы:

69. Материалы III Всерос. науч. заоч. конференции. Екатеринбург, 2000. - С. 9 -14.

70. ТО.Бабинцев С. М. Историософские идеи И. А. Ильина в контексте его религиозной метафизики: Дисс. канд. филос. наук. М., 1996. - 211 с.

71. Бахтин М. П. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности и проблема выбора духовного пути в современной России. Санкт-Петербург, 2000.-303 с.

72. Безносов В. Г. Ф. М. Достоевский и нравственная философия в России конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - СПб., 1995 - 30 с.

73. Берлин Исайя Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. № 5. - С. 51 -62.

74. Библия (синодальный перевод). -М.: Изд-во «СЕП» и «СМИ», 1987. 1499 с.

75. Бойков В. Ф. Соловьиная песнь русской философии. / Вл. С. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество В. Соловьева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2000. - 895 с. (Серия «Русский путь»).

76. Бондаревская Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Ростов-на-Дону, 1992.

77. Борисов А. Г. Философия, религия и вера в духовной жизни студенчества. -Саратов: СГПИ, 1997. 40 с.

78. Бородин Ф. М. Социальный конфликт сквозь культуру // Мир России. М.: Высщая школа экономики. Том 8. - № 1 - 2. - 1999 (21-22). - С.

79. Братусь Б. С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988. 301 с.

80. Бродский А. И. В поисках действительного этоса: Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. - 152 с.

81. Букин В. Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Философско-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. - 164 с.

82. Вехи из глубины / Приложение к журналу «Вопросы философии» М.: Правда, 1991.-608 с.

83. Гаврющин Н. К, Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. М., 1994. -№ 1.-С. 65-68.

84. Герасимова Н. И. Проблема веры в «Философии свободы» Н. Бердяева (методологический аспект) // Русская философия и духовная культура современности: Тезисы к республиканской научно-теоретической конференции, книга 1. Иркутск: ИГПИИЯ, 1991. - С. 34 - 36.

85. Герц1унский Б. С. Философия образования. М., Московский психолого-социальный институт. Изд-во «Флинта», 1998. - 432 с.

86. Губин В. Д. Проблема веры в религиозной философии С. Л. Франка // Русская философия и духовная культура современности: Тезисы к республиканской научно-теоретической конференции, книга 1. Иркутск: ИГПИИЯ, 1991. - С. 42-43.

87. Доронина Н. С. Проблема веры. Этический аспект: (И. Кант и русская философия всеединства). Дисс. канд. филос. наук. СПб., 2000. - 172 с.

88. Дубровский Д. И. Обман. М.: Рэй, 1994.

89. Душина С. А. Проблема нравственного идеала в философии В. С. Соловьева: Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1998. - 128 с.

90. Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. -СПб.: «Наука», 1998. 512 с.

91. Евстифеева Е. А. Феномен веры. Диссертация докт. филос. наук. Тверь, 1995. - 199 с.

92. Желобов А. П. Нравственный идеал как объект этического исследования: Автореф. канд. филос. наук. Л., 1981.-23 с.

93. Жикаренцев В. В. Жизнь без границ: Нравственный закон. СПб.: Золотой век: Диамант, 1999.-239 с.

94. Иванов В. Г. История этики средних веков. Л.: Издательство ЛГУ, 1984. -279с.

95. Иванов В. Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; № 8). М.: Знание, 1991. - 61 с.

96. Ивановская О. В. Вера в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза: Дисс. канд. педаг. наук. Волгоград, 1996. - 206 с.

97. Исупов К. Г. Место Вл. Соловьева в истории представлений о богочеловечестве // Возрождение русской религиозно-философской мысли. -СПб.- 1993.-С. 6-8.

98. Каариинен К. Моральный кризис или безнравственное общество? Система ценностей в России после падения коммунизма // Россия и современный мир 3(20). М., 1998. - С. 120 - 126.

99. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

100. Карпунин В. А. Онтологический аргумент // ЛОГОС Разум Духовность Традиции.-Л. : ЛГУ. -1 99 1.-С. 118-134.

101. Кельзен Ганс Чистое учение о праве Ганса Кельзена: К ХШ конгр. Международная ассоциация правовой и социальной философии (Токие 1987). Сб. пер. / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович. М.: ИНИОН, 1987. -Вып. 1.- 195 с.

102. Киейзик Лилиана. Культурологические идеи Вл. Соловьева: Дисс. д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 1998. - 221 с.

103. Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский Дом «Nota Bele», 1998. - 424 с.

104. Козырева А. К. Природа веры // Учен. зап. пед. инст. им. Герцена. Философские исследования. Л., 1968. - С. 152 - 171.

105. ПО. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова.». СПб.: «Златоуст», 1999. - 364 с.

106. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. - 326 с. (Серия «Филология и культура»).

107. Косых М. П. Диалектика «сущего» и «должного» в этике: Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб., 1996. - 27 с.

108. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998.

109. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. -1992. JNo 7.-С. 45-63.

110. Лапина Н. Л. Генезис морального суждения: Дисс. канд. филос. наук. -СПб., 2000.-160 с.

111. Ларошфуко Ф. Д. Мемуары Максимы. Перевод. Изд. подгот. А. С. Бобович и др. - Л.: «Наука», Ленингр. отд-ние, 1971. - 280 с.

112. Лики морали: введение в этику. / Учебно-научное пособие. Редакционная коллегия: В. Л. Обухов / отв. редактор / В. П. Сальников, Г. В. Стельмашук. СПб.: ТОО «Ривьера», 1996. - 189 с.

113. Льюис К. С. Любовь Страдание Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ.- М.: Республика, 1992. 243 с.

114. Марков Б. В., Пигров К. С. Философия. СПб.: Знание, 1996. - 96 с.

115. Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. -М.: Прометей, 1990. С.15 - 157.

116. Мочульский К.В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение // Вл.С.Соловьев: pro et contra Личность и творчество В. Соловьева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2000. - 895 с. (Серия «Русский путь»).

117. Мушенок Н. И. Религиозная вера нравственный источник российского менталитета // Российское сознание: психология, культура, политика. - Самара.- 1997.-С. 141-143.

118. Назаров А. Д. Вера как философско-социологическая проблема: Дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1977. - 162 с.

119. Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии: Монография. М.: Изд-воРУДН,2001.-355 с.

120. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.

121. Овчинникова Е. А. Русская этика эпохи просвещения // Всероссийская научная конференция. Русская философия: преемственность и роль в современном мире.Ч. 1. СПб., 18 - 21 мая 1992 г. - С. 47 - 48.

122. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?: Сборник: Перевод. / [АН СССР, Ин-т философии]. М.: Наука, 1991. - 403 с.

123. Остроухова Л. Ф. Проблема веры в 20 веке // Философия ценностей. -Курган.- 1998.-С. 67-68.

124. Перов Ю. В. Судьбы моральной философии // Логос. РАЗУМ ДУХОВНОСТЬ ТРАДИЦИИ. Л., 1991. - С. 60 - 77.

125. Петрушенко В. Л., Щербаков Г. Н. Вера в духовном мире личности. Львов, 1989.-95 с.

126. Печурина О. А. Проблема «вера разум» в философской традиции духовных академий // Всероссийская научная конференция. Русская философия: преемственность и роль в современном мире.Ч. 1. - СПб., 18-21 мая 1992 г.-С. 54-56.

127. Пигалев А. И. «Вера» // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга: ООО «Алетейя», 1998. - С. 107 - 110.

128. Пигров К. С. Техника и космический смысл человеческого бытия. // Материалы международной научной конференции 29 июня 1 июля 1999 года: Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. - СПб.: Издательство «Нестор», 1999. - С. 67 - 73.

129. Политология: Энцикл. слов / Аверьянов Ю. А. и др. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.-431 с.

130. Полторацкий П. П. «Иван Александрович Ильин» К столетию со дня рождения, 1883 1983. // Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара 9-10 апреля 1993г. - СПб., 1993. В 2-х частях - Ч. 1. С. 26-38.

131. Пугачев О. С. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении В. С. Соловьева: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1993. 149 с.

132. Равицкий А. Д. Философия В. С. Соловьева и выработка глобальной стратегии человечества // Философия в системе духовной культуры на рубеже 19 века. Курск, 1997. - С. 81 - 84.

133. Разумный В. А. Введение в сравнительное вероучение // Педагогика. 1999. -№2.-С 103 -110.

134. Рашковский Е. Б. Современное мирознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. №6. - 1997. - С. 92 - 106.

135. Романова Л. А. Соотношение веры и разума в педагогическом наследии В. В. Зеньковского // Образование и педагогическая мысль российского зарубежья, 20-50-е годы 20 века. Саранск. - 1997. - С. 43 - 45.

136. Росенко М. П. и др. Основы этических знаний. / Оформление обложки А. Олексенко, С. Шапиро. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 256 с.

137. Роцинский С. Б. Владимир Соловьев и западная мысль: критика, примирение, синтез. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 176 с.

138. Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б. В. Емельянов Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 397 с.

139. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - 624 с.

140. Сагатовский В. Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). -СПб., ООО «Издательство «Петрополис»», 2000г. 148 с.

141. Сарапулов В. А. Дидактика: теория и практика обучения. Учебное пособие. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2000. - 288 с.

142. Святитель Григорий Богослов Собрание творений. В 2-х томах. Репринтное издание. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 683 с.

143. Сербиненко В. В. Вл. С. Соловьев. М.: НИМИ: Антиква, 2000. - 327 с. -(Серия «Эрудит»: Русская философская мысль).

144. Скворцов Л. В. Гуманитарное знание на пороге третьего тысячелетия: рубеж новой духовности // Россия и современный мир 2(27), М. - 2000. - С. 5 - 22.

145. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2000. - 264 с.

146. Словарь современного русского литературного С 48 языка: В 20т. / АН СССР. Ин-трус. яз., 1991, Т. 2: В. 1991.

147. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981.

148. Смирнов Л. А. Вера в мировоззренческом убеждении // Природа истины в социальном познании. Калинин, Калинин, гос. ун-т. - 1985. - С. 68 - 77.

149. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века. / Сост. В. Г. Безносов, вступ. ст. А. Ф. Заамалеев. - СПб., 1995. - 382 с.

150. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. -М.: Прогресс. Культура, 1994. 591 с.

151. Соболев В. Л. Вера и ее социокультурное пространство: Дисс. д-ра филос. наук. -М., 1997.-289 с.

152. Соловьев Э. Ю. Знание, вера и нравственность // Наука и нравственность. -М.: Политиздат, 1971. С. 198-213.

153. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. - 397с. - С. 191 - 219.

154. Стельмашук Г. В. Русская философия и культура: Уч. пособие СПб.: ЛГОУ, 1999.-37 с.

155. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

156. Степанова Е. А. Постижение веры. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998.-252 с.

157. Сысуев Д. А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина: Дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1996. - 162 с.

158. Уваров М. С. «Архитектоника исповедального слова». Научное издание. -СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. 256 с.

159. Угринович Д. М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. - С. 109 -132.

160. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1993.-349 с.

161. Франки В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-367 с.

162. Хевеши М. А.Структура философских наук. Нигилизм и его роль и влияние в 20 веке. // Философские науки. №1. - 1998. - С. 64 - 76.

163. Цвык В. А. Проблема борьбы со злом в философии И. А. Ильина: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1995. 144 с.

164. Чечулин А. В. Негативная антропология: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 160 с.

165. Шадже А. Ю. Национальные ценности: Социально-философский анализ: Дисс. д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 1997. - 294 с.167

166. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От ьслассики к современности: Учебное пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 576 с.

167. Шапошников Л. Е. Православие и русская философия // Всероссийская научная конференция. Русская философия: преемственность и роль в современном мире.Ч. 1. СПб., 18 - 21 мая 1992 г. - С. 7 - 10.

168. Шафоростов А. И. Внерелигиозная вера как фактор формирования и самовыражения личности: Дисс. канд. филос. наук. Иркутск, 1997. - 163 с.

169. Швейцер А. Культура и этика М.: «Прогресс», 1973. - 343 с.

170. Шердаков В. Н. Иллюзия добра Моральные ценности и религиозная вера. -М.: Политиздат, 1982 287 с.

171. Шрейдер Ю. А. Этика. М.: Текст, 1998. - 271 с.

172. ПАербакова Г. Н. Логико-гносеологический анализ соотношения истины и веры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Львов: Львов.гос.ун-т, 1986. - 42с.

173. Щ,ербаков Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского .университета, 1986. -176 с.

174. Этика: Учебник / Под общей редакцией А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. -М.: Гардарики, 1999. 496 с.

175. Ярыгин Н. Н. Вера как феномен познающего сознания: Дисс. канд. филос. наук. Вятка, 1995. - 114 с.

176. Ясперс К. Истоки истории и ее цель: (В 2 вып.) М.: ИНИОН, 1991. -Вып. 1 -215 с.