автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Феномен времени в лирике Серебряного века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лесная-Иванова, Ирина Сергеевна
Человек и время в яирюсе Серебряного века
1.1. Восприятие времени поэтами Серебряного века
1.2. Экзиетшпдальное время в поэзии Серебряного века.
Глава П
Преодоление ршделенноети времен в лирик® Серебряного века.
2.1. Тртсформщияисторичсского времени во время художественное и экзистенциальное.
2.2. Дуализм настоящего.
2.3. Преодоление ирреальности будущего в сознании поэтов Серебряного века.
2.4. Диалектическое единство штга и вечности.
Глава III
Проблема обратимости времени в поэзии Серебряного века.
3.1, Движение времени по спирали в лирике Серефяного века
3.2. Циклическое и векторное время в поэзии Серебряного века
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Лесная-Иванова, Ирина Сергеевна
Акчуальнсметъ темы
Явления мира содержат преходящие и вечные ценности. Сттаминутная злободневная актуальность преходящего не может сравниться с актуальностью вечного. Во все века человек задумывался о времени, т.к. будучи живым существом, он должен был ".вписаться во всеобщий закон, (.) только благодаря приспособлению к просгранственно-временньш взаимодействиям жизнь могла созфаниться на нашей пишете".2
Познать сущность времени, овладеть им, сделать из "вещи в себе" "вещью цця себя", означало бы кардинально улучшить свою жизнь, продать ее, быть может, обрести бессмертие изменить в лучшую сторону взаимосвязи, между миром и человеком.
Несмотря на то, что интерес к проблеме времени существовал всегда, шла даже определенная эволюция представлений человека о времени» в XX веке вопрос о том, что есть время, встал особенно остро. Интерес к феномену времени стали проявлять представители самых различных наук - философы и логики, физики и биологи, социологи и психологи, лингвисты и литературоведы, историки и пашпяхн. "Непосредственным толчком к росту такого интереса послужили коренные изменения в научной картине мира, происшедшие в связи с созданием теории относительности, а также релятивистской космологии и квантовой механики".2
Учитывая важность разрешения проблемы времени для человечества, ученые решили в 1966 году создать Международное общество по изучению времени, а саму науку о времени выделить в отдельную отрасль и назвать хронософией.3
Создание теории относительности, "познание бесконечности макромира"4 дало возможность классификации времени, оперирования учеными со временем физическим» биологическим, космическим, временем художественной литературы, социальным и т.д. Познание "бесконечности микромира (открытие Кюри радиоактивности)5 дало поле исследований мгновения как духовного зона.
1 Анохин П.К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности. Вопросы философии,, 1879, №6. С Л
3 Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986.
3 О структуре, задачах и деятельности Общества см. в статье Ю.5, Молчанова 'Труды ^Международного общества по научению времени"". (Вопросы философии, 1977, №5. С.159-166).
4 Шахматова E.S, «т. "Мистика востока в культуре Серебряного веке в России" в кн. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Праве. Политология. % 1М. 28S8. -С. 85.
L Шахматове Е.В. ст. *Мистика востока Серебряного века России" книге Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. Met М. 2000.- СМ.
Прорыв психологии в область подеошательного"! повлек за собой интерес к экзистенциальному времени.
В нашей стране, как представляется автору данной работы, не только новые научные открытая; но и социальные изменения; перестройки в сознании и мышлении общества (сначала коммунистические, марксистско-ленинские, а затем западные демократические) усилили остроту восприятия времени, оценку и переоценку исторических явлений как временных вех.
В этом пиане обращение к проблеме восприятия и отражения времени в культуре Серебряного века далеко не случайно. Нельзя не согласиться с философом Л. А. Колобаввой, утверждающей, что "миросозерцание личности, психологическая атмосфера рубежа веков . родственны предчувствиям и тревогам сегодняшнего дня: это ощущение глубочайшей исчерпанности предыдущей эпохи, . чувство приближающегося исторического возмездия, надежды на спасение."
Проблема выбора философии, культуры, помогающей личности укрепиться в прсстртнс-твенно-временном континууме стоит остра и неоднозначно. С тревогой отмечают культурологи и философы, что в мире возрастает число сторонников прагматизма, растет гонка за материальными ценностями* обесцениваются достижения духа,- литература, искусство, наука и даже самый человеческий язык, который, как писал Хайдегер в книге 4"Бытие и время?5, теряет свою вдутреннюю форму, становится лишь средствам передачи информации.
Личностей стремятся превратить в биороботов, выполняющих некие функции, в искусстве личность художника подменяется личиной, имиджем, за которым - пустота, готовность принять любую форм)' в угоду рыночной конъюнктуре2. Все эти опасности предвидели такие крупные философы Серебряного века, как: Н. А.Бердяев, П. А.Флоренский, В.Иванов, предлагавшие спасительные для общества пути обращения к Богу, сотворчеству с Всевышним. Так, например, Н. Бердяев считал что самообману позитивизма и человекобожия "должна быть противопоставлена светоносная религиозная мысль, . откровение в человеке Софии - Божественной Премудфости"*
В. Иванов, предвидя в середине и конце 20 века процесс обезличивания людей, в статье "Легион и соборность", проводил четко различие между этими
1 Шахматова Е.В. ст. "Мистика востока Серебряного века России" книге Вестник университета. Философия. История, Культурология. Право. Политология. №1М. 2000 С. 05.
1 Подробно о личности в условии рынка смотри в статье В В. Кортунов для «Масса для социума. Проблемы рыночно ориентированной личности. В сборнике Экономике. Политике. Культура. Выпуск третий издательский центр научно исследовательских про грамм -М.1888 двумя явлениям говоря: "Если легион есть организация обезличенных, спещгализированных личностей, кооперация функций, то идеал соборности есть, напротив, идеал такого соединения, где соединяющиеся личности достигают совершенного раскрытия и определения своей единственной л неповторимой сущности, своей делокупной творческой свобода,1"
В наше время, когда в России идет возвращение к религии, эта мысль великого философа весьма актуальна, как актуален и весь духовный настрой культуры Серебряного века - эпохи "упоительных соблазнов и утопий, притязаний человека на верховенство в иерархии ценностей мирового порядка'1' и одновременно острейшей и сильнейшей "борьбы за Логос", переориентации отечественной культуры на религиозный тип творчества, "поиск Бсага, Творца как Истины, Пути и жизни"2. Актуальна и сама сложность неоднородность ориентаций человека в пространстве и времени, пре дставленная культурой Серебряного века. Ярко выраженное противоречие ""'между зарождающейся соборностью и тгдишздуализмом" продолжает существовать и сегодня; в третьем тысячелетии на новом этапе возвршщЕеггся взлеты культуры Серебряного века и ее провалы в бездны. Отнюдь не блестящей итог развития культуры указанного века, когда творчество и служение истине, выработка и обогащение стиля уступают место манипулированию "осколками бытия", сегодня наблюдается в массовом масштабе.
Но вместе с этим у культуры Серебряного века есть и другой итог, который современному культурному обществу необходимо повторить на новом уровне. Это совмещение в едином времени единой культуры лучших достижений нескольких времен и культур, создание "Тюлккультурното синтеза. ссКультура Серебряного века ассимилировала классическое совершенство античности, духовные ценности православной мысли, готическое умозрение средневековых черт ренессансног© сознания"3, был создан поликультурный синтез, основополагающие идеи которого - "жизнь личности как подвиг, творчество как литургия, культура как религия"*. Вся борьба за ценностную ориентацию личности в пространстве и времени, все фшгософско-культургаые проблемы эпохи Серебряного века воскресли на новом уровне и потребовали нового взгляда, нового разрешения и простейшего напоминания о себе. Об актуальности изучения наследия Серебряного века писала и Елена Иваницкая в статье "Спор о Серебряном веке" в 1989 г. Исследовательница считала, что Л А Холобаева Концепция личности в русской литературе в конце 13-20 веков. - С. 132.
2 Таи же. - С. 7.
3 Там я®. - С. 94. критики то неоправданно восхваляли поэтов, то тенденциозно очерншш их, Е.йвагащкая также делала вывод: "От романтизации Серебряного века" . порт переходить к его критической истории, от рошнтизации и от очернения".1
Степень разработанности проблемы.
Диссертация "Феномен времени в лирике поэтов Серебряного века" предполагает объединение шггературоведческих, культурологаческих, философских, эстетических, псгоажогическнх знаний.
Существуют религиозные и нерелигиозные концепции времени. В религиозных концешщял; в частности в христианстве, время есть нечто производное от божественного разума и воли, весь характер протекания времени для людей на Земле, все его свойства определяются Богом, а открываются лишь людям богоизбранным, пророкам и теургам. Для общественного строя атеистов существует концепция времени, базирующаяся на философии диалектического материализма. Для диалектической системы «время одномерно, асимметрично и необратимо».2 Но не все учёные сегодня придерживаются этой точки зрения. Автор диссертации совершенно согласна с А.М .Моетепанешсо, который поставил под сомнение само понятие универсатаности свойств времени. Сами позиции диалектического материализма, на взгляд автора диссертации, после краха социалистической системы пошатнулись, т.к общество активно стало возвращаться к религии, обращение к которой подразумевает, что и самый основной вопрос философии о том, что первично, материя или сознание, надо вновь пересмотреть, что влечёт за собой пересмотр и всех философских категорий,
В этом плане интересно вспомнить, как относились ко времени в домарксистской философии. «В домарксистской философии время рассматривалось как внешнее условие бытия материл, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от процессов © мире.» Так, нащдамер, Ньютон различал абстрактное время, как внешнее условие бытия и - относительное время, выражающее щттельлсютъ конкретных состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодических процессов (цикл вращения Земли вокруг Солнца,. колебания маятника). Подобное толкование времени господствовало в естествознании и натурфилософии 17-19 в. Ему противостояло понимание времени как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах, Дидпо, Е. Иваннцкзя "Спор о Серебряном в«»", "Новый мир" 1§8§ Ns 1. С. IBS.
3 Философский энциклопедический словарь, 2-е издание под ред. ВМСмолкина. Издательство к Советская энциклопедия». J9S9. С. ?0f.
Чернышевский). В геологии и различных системах объективного идеализма время рассматривалось как преходящая и конечная форма бытия вещей и противопоставляюсь вечности, присущей Богу или абсолютному духу, (Платон, Августин, Фома Аквинсжий, Гегель, неотомизм). В субъективно» идеалистических концепциях время толковалось как форма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Берли, Юм, эмпириакритицизм), как априорная форма чувственного созерцания (Кант), как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного «я» (экзистенциализм).1 Таким образом, само описание времени и его свойств зависит от философской системы, в русле которой мыслит пишущий. Автор диссертации считает, что во всех указанных выше системах есть рациональное зерно, а все их истины лишь относительны.
К тому же автор диссертации описывает не своё видение времени, а видение времени поэтами Серебряного века. Эти люди в большинстве были религиозны, придерживались философии идеализма, которая весьма оригинально считалась с достижением естественных наук. Хотя поэты и отражали в стихах некоторые существенные свойства перцезттуальнощ социального (исторического), космического, биологического времени, было бы не совсем верно отождествлять метафорическое, поэтическое изображение времени с какими-либо философскими теориями, т.к наука и искусство при обидах порой результатах к цели идут разными путями «Мы не учёные, мы другими методами систематизируем (к.м) явления», - писал АБлок. Поэтому при описании перцептуальнощ экзистенциального времени в поэзии Серебряного века мы позволили себе и прямые цитаты самих стилю®, и соединение философского взгляда с люгературоведдеским. Такова специфика предмета исследования.
Задача определить сущность времени стояла и п^>ед древними, и перед современными философами. Принято выделять два подхода к изучению сущности времени; линия Платона (теория абсолютного времени)* и линия Аристотеля (теория относительного времени). Обе теории решают вопрос об отношении времени к реальным процессам, но противоположено друг другу. По Платону, время является условием любого процесса, оно не зависимо от конкретных процессов, есть абсошгаяая вюшчнна, ужтрядочившопий элемент Вселенной. По Аристотелю, время связано со структурой реальных процессов изменения и поэтому не существует «вне» этих процессов. Оно не абсолютно, а
1 Философский энциклопедический словарь, 2-е издание под ред. ВМ.Смолхмна. Издательство «Советская энциклопедия.?. 1081. С. 161. относительно. Прнбшшается к позиции Аристотеля и Лейбниц, определяющий время как порядок последовательности, считающий, что мгновение в отрыве от вещей - ничто. Среди поэтов Серебряного века было распространено учение о божественной сущности времени, но Христианские представления о времени переплетались с учениями Платона и Лейбница. В философии линии Платона и Аристотеля обычно рассматривались как антимонии, но автор диссертации разделяет точку зрения А.М.Мостепаненко,, предложившего рассматривать эти две линии как единство и борьбу противоположностей двух сторон времени.
Доктор философских наук А.М .Мостепаненко внёс существенный вклад в разработку вопроса феномена времени. Основными трудами этого философа о времени являются книги: «Проблема универсальности основных свойств пространства и времени», «Пространство и время в макро- мвго- и микромире», «Чешрбхмерность пространства и времени». А.М.Мостепаненко большое внимание удаляет формированию понятий феномена времени. Для нахшй диссертации очень важно определение перцентуального времени, т.к именно этот вид времени, в основном; является предметом нашего исследования. По мысли А.М .Мостепаненко, «перцептуальное время - это время, относящееся к сфере восприятия внешнего мира отдельным индивидуумом».1 Перцептуальное время не всегда в точности соответствует реальному времени. В течение нескольких мгновений мы можем воспринимать одновременно множество событий нашей жизни, для совершения которых в действительности потребовалось бы несколько лет.*
Сам термин «перцептуальное время» вв&и в обращение еш£ сам Рассел Бертран в конце ХЗХ века. Близко подошли к описанию перцептуального времени Кант и Августин, но эти философы не использовали данного термина. Как связано перцептуальное гремя с реальным1? А.М.Мостепаненко, полемизируя с Кантом, считавшим, что время лишь форма чувственного созерцания и, Августином, считавшим, что «время в глубинах собственной души»** опровергает субъективную теорию времени, указывая что реальное время существует, но вступает с перцептуальным в весьма сложные отношения. Философ посвящает целые главы биологическому и социальному времени, указывая их связь с перцептуальным временем. Биологическое время он определяет как «время темпа временных процессов в организме, определяемое биологическими часами».*** Социальное время определяется А.М .Мостепаненко вслед за Дюркгеймом как «время, общее социальной
5 Мвстепаненко АМ Проблема универсальности основных свойств пространстве и времени. ~ Л,, Наука. 1668. - С. 5. группе:»^ Автор диссертации считает, что здесь лучше уточнить понятие социального времени, определить его как время общих для социальной группы исторических событий, социальных процессов в обществе. Рассказывая о связи социального времени с лерцептуальньш, учёный подчёркивает, что если «социальное пространство и время считать синтезом индивидуальных пространств и времён, то при таком подхода надо учитывать, как то, что общественное пространство и время освобождается от искажений, вносимых в него яичным восприятием, так и то, что на него начинают влиять социальные факторы».2 На этом основании многие учёные выдвигают гипотезу о том, что «различные человеческие цивилизации, по-видимому, по-разному воспринимали время и пространство». * Этой мысли придерживаются Мостепаненко А,М, Трубников , Коган . Учёные в своих работах показывают, что в разные в©ка у разных народов восприятие времени было не только сходно, но и имело некоторые специфические свойства.
В природе существует множество различных временных форм, каждая из которых обладает качественным аспектом.
Автор данной диссертации также придерживается мнений указанных выше учёных и даже считает, что изучение перцептуального, социального и художественного времени специалистами родной страны и специалистами иноземными даёт далеко не тождественные результаты, что отчётливо видно при сравнении концепций мировоззрения поэтов Серебряного века, предлагаемых французскими учёными и концепций национальных. Наряду с проблемой восприятия времени, как отд ельным индивидуумом, так и целыми социальными группами, философы издавна ставили проблему универсальности свойств времени, к которым относятся упорядоченность, однонаправленность, одномерность. АМ.Мостепаненко указывает, что «времени присущ линейный порядок». Но это не означает, что времени в принципе не может быть присущ и нелинейный порядок. Рейхенбах показал, что упорядоченность времени не связана с выделением определённого направления времени. «Упорядоченность времени лишь означает, что направление одной причинно-временной свжи задаёт направление всех причинных связей. Если заменить направление всех причинных связей в причинной сети на обратное, упорядочненность времени не нарушается».** Автор диссертации также полностью согласен с мнением Мостепаненко А.М, который пишет: «Нет серьезных оснований дгся
1 Мостепаненко AM Проблема универсальности свойств пространства и времени. Наука, -Я.,
1968.
3 Мостепаненко AM. Проблема универсальности свойств пространства и времени. Наука. -Л., J 969. утверждения, что наличие обратного течения времени противоречило бы основным законам природы, т.к большая часть известных нам законов природы обратима.»2 Полемизируя с Мезшхиньш, выюдащим гипотезу необратимости времени из закона повышения энтропии, А.М.Мостепаненко указывает, что учёные Лошмид, Цимерло и Пуанкаре сформулировали так называемый «парадокс обратимости», в результате чего сильно поколебались представления философ® о направленности времени.*
Наша диссертация рассматривает, как в лирике и в сознании поэтов Серебряного века отразились и векторная и циклическая теория, и теория развития времени по спирали. Концепцию циклического времени в культуре разрабатывал и учёный В.В.Иванов в статье «Категория времени в искусстве и культуре». Он считает, что «такие архаические культуры, как например, туземные, австралийская и древнейшая китайская, характеризукяся наличием,; времени 2-х типов: циклического, ритуального и мифологического. Само мифологическое время может оказаться циклическим.»Учёный рассматривает формулы времени, предполагаемые В.Хяебншсовьщ, связывает их с предстшгениями о циклах в Греции и в Египте. Ранние греческие представления о временных: циклах оказываются по своим источникам связанными с учением о двоичной классификации всего сущего, следы которой удаётся найти у Пифагорейцев и Гераклита.*** В.Хлебников делает вывод, что время обратимо: «Вот он пароход времени, вращает около своей оси колесо рождений, и старая спица мелькает под новыми именами: Будда, Иисус, Савонарола.»**** В.В.Иванов подчёркивает также, что обратимо ньютоновское время. Из сказанного выше автор диссертации делает вывод о том, что такое свойство времени» как обратимость зависит от того, в какой системе происходит развитие мирового процесса. Непрерывно ли, дискретно движение времени'? Автор диссертации описывает дискретное время, отражённое в лирике поэтов Серебряного века, и отношение лириков к этому явлению. В философии концепция дискретного течения времени разрабатывалась и в древние, и в средние века, и в наши дни. Сторонниками её были Джордано Бруно, Демокрит, Лейбниц, Пьер Гассенди. Вяпьцев посвятил этой концепции целую книгу «Дискретное пространство и время». А.М.Мостепаненко также считает, что время течёт дискретно, что подтверждает и развитие физики, в частности, квантовая теория Н.Бора. Задавались философы н вопросом, является ли универсальным свойством времени одномерность. Кант считая, что существует
1 Мостепаненко АМ Проблеме универсальности основных свойств времени. Наука. -Л. 1969. - С. 127. множество пространств и времён, Автор диссертации согласна с мнением философа Абраменко, который считал, что нам лишь кажется, что время одномерно, Философ интересно объясняет стремление к наделению времени таким свойством; как многомерность: «Большая часть попыток ввести многомерное время связана со стремлением объяснить некоторые загадочные явления психической жизни, не укладывающиеся в обычные представления (например, феномены воображения, грезы, сновидения, галлв^гщнации, пре днидения).»1
Известно, что толчком для возникновения таких гипотез явились работы Бредяи. Проблемой многомерного времени в психологическом аспекте занимались Данн, выдвинувший идею бесконечно многомерного времени, Добб, выдвинувший гипотезу «двумерного комплексного времени» А.М .Мостепененко утверждает, что «идея множественности пространств и времён не является чисто спекулятивной. Она выдвигается самим развитием физики и космологии».3
Автор диссертации также считает, что в природе существует множество ростршственно-временных форм, каждая из которых обладает своими свойствами, что само время имеет несколько изменений и описывает отражение этого свойства в лирике поэтов Серебряного века. Интересно, что против множественности времён выступал Антонин Куинтси, который считал, что «множественность времён вступила бы в противоречие с тождеством личности субъекта, привела бы к раздвоению личности».* Актер диссертации считает, что в 20 веке произошло массовое раздвоение личности, утверждение «я» есть «я» поколебалось, человек стал нетождественен самому себе. Чтобы изучить восприятие времени у людей, которые страдают раздвоением личности, необходимо ввести понятие множественности времён. Само же понятие времени так многогранно, что имеет множество классификаций.
Мы, основываясь на разработанной нами модели и опираясь на ха^жктеристжеи эстетического в художественном произведении, считаем, что время проявляется здесь следропщм образом.
1. Сквозь произведение время «просвечивает» через несколько слоев. Первый - это объективное время, на котором основано понимание самого произведения. Второй - субъективное время автора, которое он организовывает через структуру произведения. Третий - время героев произведения. Четвёртый -субъективное время читателя, занимающего собственное время на знакомство с
1 Мостепененко АМ Пространство и время в микро-, макро-, мега-ммре.
2 Мостепаненко АМ Пространство и время в микро-, макро-, мега-мире. - С. 156. произведением. Пятый - социальное время, которым «обросло» произведение за время своего существования. И, наконец, шестой - понимание времени в тексте произведения и времени жизни произведения самим читателем. Таким причудливым образом проявляется связь «человек - социальная общность - человечество», превращенная в связь «автор - герой - бытие произведения (текст) - читатель». Время, таким образом, играет здесь роль общих координат взаимодействия произведения с миром. Таким образом, субъектом бытия времени здесь выступают все участники взаимодействия, в том числе и само произведение.
Все возникающие образы времени в художественном произведении обращены к Вечности через исторические и культурные смыслы. Прямые обращения ко времени в произведении только усиливают эту линию. Таким образом, масштаб времени в произведении (и самого произведения) обусловлен стремлением к Вечности, к «бесконечному времени». Нас интересует второй тип времени в сочетании с первым, объективно - субъективное время, т.е. социальное время и личностно-психолотческое, которым измеряют своё бытие народы, нации и индивидуумы.
В продолжение идей К. А. Альбухановой-Славской, В.Я.Ляудис и Н.СГильмановой мы предлагаем выделить такое личностное качество, как осмысленное отношение ко времени. Оно означает:
1) включение не только личностного, но и социального времени в смысловые ценности; 2) осознанное обращение к способу организации времени своей жизни, а также к иным временам, эпохам жизни общества, человечества, культуры, истории; 3) готовность и способность «подчинять» время; преодолевая противоречия, а не быть рабом обстоятельств, что означает активное, целенаправленное волевое поведение во времени, развитая личность способна не подчиняться его ходу, а регулировать его и быть «хозяином положения», отвечать на «вызов» времени, заставлять себя определённым образом действовать в интересах ценного для неё времени (на что способны обладатели метапамяти), что напрямую соответствует определённому типу структурно- функциональной организации хронотипа и формы метапамяти и в связи с этим служит определённым ожазагтелем развитости личности. Это предположение можно проверить, равняв го с уровнем самореализации личности.
На материале лирики поэтов Серебряного века мы иссяеяуем, как происходит у индивидуумов осмысление времени, его оценка.
Работая над проблемой времени, ученые конкретизировали и разложили на частные значения само понятие времени. Классификаций времени сегод ня в науке достаточно много. Доктор медицинских наук Моисеева в книге "Время вне нас и время внутри нас" освещает этот вопрос следующим образом. Существует множество классификаций типов времени, например, "время космическое, геологическое, эволюционное, биологическое, историческое, физическое".
Классификация типов времени, история возникновения и характеристика отдельных понятий в системе классификаций дается и кандидатом филологических наук Н. Диденко в диссертации «Время в музыке».
Н.Диденко особо выделяет экзистенциальное время, использует классификацию времени практически, описывая время в музыкальных произведениях. Вслед за нею и мы практически применяем такие понятия, как: космическое время, экзистенциальное время, историческое время при анализе лирики поэтов Серебряного века.
При разборе поэмы А. Ахматовой 'Текшем" мы вводим еще антитезу: время земное - время библейское. Специфика объекта исследования -художественные произведения - требуют осветить еще ряд понятий, а именно: время художественное, время авторское, время историческое.
Вопрос об авторском времени в литературе рассматривался многими учеными. Лосев А.Ф. изучает античные концепции времени. Лихачев Д. С. рассматривает художественное и историческое время древнерусской литературы. Пишет о художественном времени и М.М.Бахтин. "По мнению Бахтина, связь исторического времени с жизнью героев возникла в жтгерагуре 19 века. Понятие историческое время" М.М.Бахтин понимает неоднозначно: всякая эпоха - часть последовательно развивающего времени, его движения.
Можно говорить об историческом времени, как эпохе переломной, имеющей серьезное значение в развитии народа, человека,,, Связь времени лирического и самого поэта с историческим временем является формой выражения сознания вечности. Это и есть то зеркало, в котором отражается эпоха".1
В литературе художественное время и историческое весьма сложно взаимод ействуют. Калеша Алина, кандидат филологических наук, отмечает, что "художественное время определяется исторически. Оно связано с общественным и эстетическим сознанием и формируется в процессе развития литературы".2 С одной стороны, художественное время несет на себе отпечаток эстетики эпохи, а
1 Калеша А. Человек и время в поэмах А. Блока. - М. 1989. - С. 9.
2 Калеша А Человек и время в поэмах А Блока. - М., 1886. - С. 3. с другой - это выражение тгчности самого автора. Литературное произведение -это своеобразная Вселенная, сотворенная автором и имеющая свое пространство и время. "Художник, предлагая творческое решение жизненных коллизий, строит и новое - концептуальное - пространство и время, становящееся формой существования авторской идеи".1 По мнению Гея Н.К., произведение оказывается "преобразователем" реального времени.
В .Н.Чередниченко определяет художественное время так "Художественное время: психически переживаемое (ощущаемое, воспринимаемое, представляемое) время всячески значимых событий, локалшируюпшхся в литературной действительности, перцептуальное время литературных событий, чувственное время литературных событий.3"
В каждую эпоху времени художественного произведения были присущи свои особенности, С одной стороны, это явление было связано в изменением представления людей о времени в конкретные эпохи3. А с другой - с внутренними особенностями самих художественных произведений и мироощущением их авторов.
Д.С.Лихачев тонет: "Особенностями произведений новой литературы являются: субъективность времени, взгляд на прошлое из авторского настоящего, своеобразная обратная перспектива времени, обусловленная появлением индивидуализированной авторской личностям.4
По мысли ученого, яркий пример данному явлению - "Житие Аввакума".
Внутренняя последовательность событий более важна дня автора "Жития", что позволяет говорить о субъективном восприятии времени в его произведении: несмотря на личное бытие, сам Аввакум ведет отчет событий от своей жизни, заставляя время то 'Извращаться назад, то забегать вперед'*.5 Д.С.Лихачев оперирует понятием перспектива времени. "Это потребность, ведя повествование, не забывать и о том моменте, в котором находится пишупщй' .' Перспектива времени появляется тогда, когда автор, подобно Аввакуму, "выражает свое нынешнее отношение к прошлому, прощает своих прошлых мучителей, сейчас благословляет своих прошлых страдальцев 7 и т.д. В отличие от литературы времени средневековья, в литературе новой, в частности в
1 Калеша А Человек и время в поэмах А Блока. - М., 1686. - С. в.
2 Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. - Тбилиси. 1988. - С. 87.
3 Подробная информация об изменениях представления о времени в книге.
4 Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени. - Л.: Художественная литература, Л. отдел, 1078. - С. 338.
3 Лихачев Д.С. Слово о полку Игоре» и культура его времени. -Л.: Художественная литература, Л. отдел, 1978. - С. 200.
6 Лихачев Д.С. Поэтика русской литературы. - Л.: Художественная литература, 1071. - С. 333.
7 Лихачев Д.С. Поэтика русской литературы. - Л.: Художественная литература, 1971. - С. 334.
Жиотг', время несет и мораиьно-нравственнук>, идеологическую функцию: настоящее вершит суд над прошлым. Появляется и более четкая связь с будущим. Все "Житие" пропитано ожиданием конца, смерти, предстоящего еще более страшного мучения. Настоящее зыбко. Аввакум ждет не только конца для себя, но и наказание дня одних, награды для других. Прошлое. обращено не только к настоящему, но . в конечном счете - к будущему. События, самые обыденные, совершаются "под знаком вечности" и под знаком грядущего Страшного суд а".1
Отчасти такую эмоциональную окраску авторского времени, мы увидим и у поэтов Серебряного века, в частности: А Блока, АБелого, В.Иванова» ВБрюсова, А. Ахматовой. Сходство с А. А. Ахматовой вызвано тем, что сама эпоха начала 20 века в представлении о времени, уходила корнями в христианские эсхатологические концепции, разработанные еще в средние века. Не только Д.С.Лихачев и Н.Н.Трубников, но и другие исследователи описывали изменение восприятий времени людей разных эпох Так, Л.Коган пишет, что в средние века время принадлежало Богу, люда не умели ценить его, а сейчас нарастает ритм, скорость.
На наш взгляд , в средние века люди, хотя не умели ценить время, считая, что оно принадлежит Богу. Это время было насыщено моральнскэтичвсют смыслом.
Ведь жизнь людей во многом имела смысл как урок, данный Богом, конец земного времени и качало существования в новой пространственно - временной системе загробного мира предполагал некую жизнь в дух», соблюдение нравственно - этических норм, богатство духовного общения.
Для символистов — соловьенцев, - пишет З.Гиштиус, - речь все-таки шла о "земном воплощении вневременного в формах пространства и времени. Апокалиптическая формула поэтому истолковывалась младшими символистами как желаемое исчезновение старого мира с его старыми временами, сотворение же "новой земли и нового неба4 представлялось в формах нового пространства и нового времени".2 'ОКизнерадосшый пафос символизма ярко выразился в мифе о теургическом творчестве", которое призвано соединить все, что властью времени было разделено и подорвано. Иначе говоря, исходя из Библии, поэты Серебряного века шли не к покорности к Богу, а к некоей «критике существующего пространства и времени, к попытке создания альтернативного
1 Лихачев Д.С. Поэтика русской литературы. - Я.: Художественная литература, 1971. - С. 338.
2Минц. Случившееся и ere смысл в стихах о Прекрасной Даме А. Блоке (Блоковский сборник). - Б.
Тарту, 1885. - С .8. бытия и человека, в нем, что выразилось отчасти и в богоискательстве, создало теорию о богочеловеке, чшювекобожии, Софии как Души Мира,» - пишет Яковлева Е.С. в книге "Фрагменты русской языковой картины мира"
Таким образом, представления поэтов Серебряного века, хотя и имеют под собой средневековую христианскую основу, очень далеко ушли от средневековья, качественно изменились, что совпало с общей тенденцией изменения отношения ко времени в разные эпохи.
Например, поэты Серебряного века и исследующие их литературоведы четко показывали., что эсхатология средних веков, восприятие времени как Апокалипсиса в Библии и восприятие будущего как Апокалипсиса в Серебряном веке отнюдь не тождественны.
Время несло символическое значение, конечность жизни человека во времени рассматривалась как наказание за первородный грех, а воскрешение и бесконечность жизни в загробном мире как награда за добрые и нравственные дела, юру, чистоту помыслов, стремление искупить грехи рода человеческого. Идущее из средневековья отношение ко времени мы видим в лирике А, Ахматовой.
Как тонкий барометр духа времени А.Ахматова уловила разницу между восприятием времени христианином сре дних веков и современным человеком 20 века. Она в стихах и в письмах говорила о бесе скорости. Это явление, отраженное поэтессой на образно-художественном уровне, научно зафиксировал Л.Н.Коган в книге ''Человек и его судьба". Ученый наблюдает тенденцию к ускорению ритма времени, с тревогой замечает, что уплотнение социального времени, его растущая концентрация сказывается и на изменении общения с миром. Он приводит в качестве подтверждения своей мысли слова: "У нас не хватает времени общаться, ходить друг к другу в гости, любоваться закатами и восходами5'3.
Отношение ко времени характеризует отношение к миру, изучение такого отношения есть путь к возрожд ению духовности общества. Можно ли изменить ситуацию? Конечно! Важно выбрать ценностную ориентацию, определить для себя систему ценностей и следовать ей. Верующие люди не пренебрегают человеческим во имя сверхчеловеческого; любовью, дружбой, общением во имя славы или карьеры, не пренебрегают Богом во имя личного преуспеяния.
Таким образом, по мысли, Н.Н.Трубникова в книге "Время человеческого бытия" не только у разных культур {»зное представление о времени, но разное
1 Быстрое А. Время в лирике А Белого. -М,: Педагогика, 1836. - С. 15.
3 Коган Л .Н. Человек» его судьба. -М.: Мысль. 1988. - 0.123. оно даже внутри одной и той же культуры в одни и те же периоды ее существования.1
Это явление мы опять-таки будем наблюдать, исследуя феномен времени в лирике Серебряного века
Философия всех поэтов Серебряного века, от выражающих позиции крайнего индивидуализма (В.Брюсов) или служения целям высшего мира (А,Блок, А,Белый, В.Иванов) до позиций МВатошика, считавшего главными ценностями на земае человека и человеческую жизнь, объединяется попыткой решить проблему общения человека с миром и Богом в условиях, когда само время препятствует этому.
В центре либо человек, либо человек опять-таки и Бог, либо человек и мир. Иначе говоря, вся философия поэтов Серебряного века пронизана личным началом, проблема времени решается через взаимоотношение между миром я Богом.
Касаясь вопроса о художественном времени в лирике поэтов Серебряного века, мы помним, что художественное время словесного произведения - это совершенно особое время, отличное от времени биологического, культурного, исторического. В лирических произведениях 20 века, в стихах индивидуальных типология временных соотношений гораздо сложнее, чем в стихах 19 века. Исследователь В.И.Чередниченко делает интересное открытие, анализируя структуру временных соотношений в лирике: "Если классическая лирика дает нам самые разнообразные типы временных отношений, то лирика 20 века модернистского толка с ее культом самоценного слова разрушает причинно-следственные связи в стихе, разрушая тем самым временные отношения. Это можно наблюдать у символистов, футуристов, акмеистов".
Разрушение временных связей наблюдается у поэтов Серебряного века, как-то: А.Блока, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Белого, Это явление связано с особой эстетикой и стилем поэтов. На первый план выступает не изображение действительности как самоцель, а изображение через действительность своего мироощущения, мирочувствия, мировидения, мировоззрения, сознания зачастую рефлексирующего, раздробленного, высвечивающего действительность избирательно, под свое "Я". "Выразить свои переживания; которые суть и единственная реальность, доступная нашему сознанию - вот, что было задачей художника", - отмечает В.Брюсов в 1905 году, реализуя применительно к художественному творчеству гносеологическую установку символизма"".2
1 Трубников H.H. Время человеческого бытия. -М. Наука, 1987. - с.136. 3 Фомин АЮ. Античные мотивы в поэзии В.Я. Брюсова. -М., 1992. - С. 48.
Сознание поэтов XX века не только разорвано, растревожено стремительным развитием действительности. Разорваны "цепи и звенья", в памяти возникают то провалы, то просветы, высвечивающие необыкновенно отдаленные от 20 века временные пласты, трактуемые по — новому, древность и вся история человечества останавливается, время вращается вхолостую, отражает в лирике трагизм и безвыходность в восприятии мирт:1.
Кадета Алина свидетельствует: "В конце прошлого - начале нашего века распространен был мотив бессмысленности времени, отсутствия движения вперед — а только кружение вхолостую, бесплодное вращение по кругу, как это сказано в известном стихотворении А Блока 'Ночь, улица, фонарь» аптека". «Углубление общественного самосознания на определенном историческом этапе; становившееся из смутного четким стремление дать отчет о происходящем, ответить на вопрос, что же такое время, не раз возвращавшее и навсегда отнятые ценности, привели постепенно к утрате непосредственного ощущения течения времени, к реконструкции которого (неряду с абсолютизацией угреты) стремится искусство нового времени (импрессионизм, о литература "потока сознания")» . Даже если художники слова выражают в творчестве философскую концепцию, например, идею теургического служения Душе Мирт Софии, они понимают ее глубоко индивидуально, фактически выражают себя через свою философскую концепцию. Самовыражение -отличительная черта поэтов Серебряного века. С другой стороны, самоценным становится и само слою. Оно не только сред ство, как было в лирике 19 века, но и сама цель. В.Иванов, АБелый, АБлок разрабатывают теорию символов. В образе символа преодолено время в земном понятии. Кандидат философских наук АБыстров, исследуя время в лирике А. Белого, пишет: "Символ имеет свое место во временном процессе, но вместе с тем он отвлечен от времени как некое "окно в вечность"." Новое отношение к миру, новая идейно-эстетическая концепция потребовали и нового словесного оформления. Призвание символа соединить вечное с его пространственно - временными проявлениями проистекает из нового отношения поэтов - символистов ко времени: "Время творится свободным актом, но оно же добровольно преодолевается: Время возникает как импульс к воссозданию "организма" (в пределе к одухотворению материи и воплощению духа). Существует множество концепций философского понимания времени поэтов Серебряного века, их художественного воплощения в
1 Кал вша Алана. Человек и время в поэмах А Блока. - М., 1888. - С. 8.
5 Капеша Алина. Человек и время в поэмах А.Блока. - М., 1699. - С. б.
3 Быстрое А. Время в лирике А. Белого. -М, Педагогика, 1986. - С. 13. лирике. Сами поэты выступали теоретиками времени и в стихах и в статьях, что отмечено многими учеными. К.Бальмонт - теоретик пытается осмыслить категорию времени в целом ряде стихов, с характерным названием ("Часы", ''Маятник", "Память", ""Безумный часовщик").1 М.Волошин касается проблемы времени в произведениях: "Аполлон и мышь", "Театр и сновидение", "М. Нагомвдон".
Сосудом, хранящим время, по мысли Волошина, оказывается сам человек: "Мозг человека — это длинный свиток, на котором записана нестираемыми знаками вся история человечества".2
Наше "Я" - свиток. Наше тень - летопись мира. Оно есть точный отпечаток всей нашей эволюции во вселенной".3
Весь трепет жизни, всех веков и рте живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас".4
Поэтому, раскрывая себя, самореализуя себя в творчестве, человек косвенно отражает все типы времени от биологического и эволюционного до космического, исторического и экдастенциальнош. Поэтов Серебряного века, а вслед за ними и их исследователей, волнуют такие касающиеся феномена времени проблемы, как: миг и вечность, человек и время, возможность создания альтернативного времени и пространства д ля человечества, настоящее, будущее, прошедшее как категория времени, создание образов времени в лирике. Все эти проблемы взаимосвязаны.
Но и в литературоведении и в философии практически нет исследований, показывающих взаимосвязь этих проблем, а тем более сопоставления и обобщения представлений о времени Серебряного века у разных авторов.
Попытка дать цельную картину психологии времени отношений в лирике Серебряного века, сравнение Серебряного и Золотого века осуществлены в работе В,И.Чередниченко "Типология временных отношений в лирике". Но данный ученый избрал лингвистические и шстературоведческие аспекты рассмотрения проблемы. Концептуально - литератур^дческий аспект исслед ования мы видим в труде Л. А.Колобаевой '"Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX веков".
Но, несмотря на то, что исследовательница многогранно описала культуру Серебряного века и представление ее представителей о роли личности, само
1 Быстрое А Время в лирике А Белого. - М., Педагогика, 198$. - С. 32,
I Волошин М. Магия творчества: о реализме русской литературы. - Весы, 1804. - N«11. С. 5.
3 Волошин М. Театр и сновидение. -М.; Маски, 1912/1813. - №5.С. 1-2,
4 Волошин М. Дом поэта. Сновидения. -М: Педагогика, 1988. - О. 393. кзшшоотношение личности и времени описано весьма мало, т.к. цель работы иная.
Многогранно подставлены оценки критиками эпохи "Серебряного века" в статье Е.Иваницкой "Спор о Серебряном веке": "Эпоха предтечи большевизма -сатанизма" (Непомкяпщй) и "Эпоха самоотдачи во имя идеалов жизнетворчеетва" (С.Носов).1 Но в целом автор не ставила целью описать отношение самих поэтов Серебряного века по времени.
Достаточно информации о восприятии символистами будущего времени как революции в Духе, а настоящего времени как времени синтеза искусств содержится в книге АИ.Мазаева "Проблема синтеза искусств в эстетике русского с1Шволизма".
Среда работ, которые непосредственно касаются времени в лирике Серебряного века, хочется выделить труда А,Быстрова "Время в лирике А Бе л ого", Калеш Алины "Время в поэмах А. Блока", О.В.Симчвнко "Категория памяти в лирике А.Ахматовой", А.Ю.Фомин "Античность в лирике ВЯ.Брюсава>\ Тем не менее, как видно уже по названиям данных работ, попытки создать труд» дающий обобщенную картину отношения поэтов Серебряного века ко времени в фидософско-ллтературоведческом аспекте еще не было. Трудность этой работы заключается не только в большом объеме материала, но и в проблеме ад екватности восприятие поэтами Серебряного века времени н соответственно описания отражения авторских восприятий в лирике.
Поскольку мы избрали концептуальный подход к теме нашей диссертации, когда анализу подвергаются те или иные суждения автора по проблем» времени и их отражение в тексте, особое внимание мы должны уделить проблеме отражения художественного слова в мозгу воспринимающего его человека и проблеме психологии восприятия времени человеком в целом.
Адресат может приписать художественному времени ряд фуншдай* не предусмотренных отправителем (автором). Вероятность расхождения в восприятиях между отправителем и адресатом тем больше, чем больший промежуток физического времени их разделяет.**/
Таким образом, отражение основных сущностей объекта исследования не может быть тождественным, но может быть адекватным в большей или меньшей степени. Оно зависит от исторического времени, в которое живет сам исследователь, его мировоззрения, идеологии, мировидения, даже темперамента.
1 Е.Иваницкая Хлор о Серебряном веке" "Новый мир" 1Ш № 1. С. 2*0.
3 Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. - Тбилиси, 1988. - С. 28. типа нервной системы, - событий яичной жизни, изученных философских концепций, избранных методологических подходов.
Проблеме психологических процессов восприятия времени и отражения этого восприятия в художественных произведениях посвящено множество научных исследований.
Поэтому мы не можем обойтись без краткой характеристики трудов психологов о психических процессах восприятия времени,
Существенный вклад в развитие проблемы восприятия времени внёс Бергсон А., исследовавший взаимодействия времени в сознании индивидуума и времени объективного мира. В работе «Сновидение» Бергсон А. исследовал, как осуществляется процесс взаимодействия восприятий и воспоминаний в состоянии сна В лирике поэтов Серебряного века очень много описаний воскрешения прошлого в снах. Исследование психологических состояний прошлого, настоящего и будущего дано в работе «Материи и памяти».
Бергсон А. обращается к исследованию психологических состояний прошлого, настоящего и будущего. Настоящее, - пишет он, - это «актуальное состояние моего становления, то в моей длительности, что находится в стадии оформления и осуществления».1 Актуальность настоящего сосредоточена в актуальном состоянии тела, это есть сама материальность Бергсон А, делает вывод, что настоящее по природе своей сенсомогорно. Но, вместе с тем, настоящее - это и восприятие непосредственного прошлого, и детерминация непосредственного будущего, то есть непосредственно наступающего, ближайшего действия. Из прошлого извлекаются при этом те образы, которые могут содействовать этому будущему действию; именно они представляют собой образы - воспоминания. Чистое же» бездействующее воспоминание, не актуализированное до поры с какой-либо практической целью, не имеет связи с настоящим и не осознаётся.
С последним высказыванием Бергсона А. автор диссертации не согласна, так как порой у людей творческого типа чистое воспоминание, бессознательное воспоминание, захлёстывает человека помимо его воли, что особенно ярко можно наблюдать на примере лирики А.Ахматовой. Сам Бергсон А. делает поправку на людей творческих в работе «Сновидения и люди искусства».
Они воспринимшот не дня того только, чтобы действовать; они воспринимают, чтобы воспринимать, - из-за нечего, из-за удовольствия. Известной стороной своего существа, сознанием ли или своими чувствами они рождаются оторванными; и, смотря потому, касается ли эта оторванность того
1 Бергсон А Материи и памяти. ,'АБергсои. Собр. соч. в 4-х томах. -М., 1892, - т. 1., с. 247. или иного их чувства зши их сознания» они будут живописцы или скульпторы, музыканты или поэты».1 Но именно сознание этого типа, восприятия времени людьми творческими мы и исследуем в данной диссертации. Не согласна автор диссертации и с положением Бергсона А. о необратимости психического времени. Именно длительность, конкретное время - это «ткань психологической жизни», утверждает Бергсон А. и дальше делает очень важную ремарку: «К тому же, не бывает ткани более прочной, более субстанциальной. Длительность -это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперёд, Но если прошлое растёт беспрерывно, то оно и сохраняется бесконечно».'' Прошлое не исчезает, оно живёт в нас всегда, и наш характер есть «экстракт истории, прожигой нами с рождения», а сама личность непрерывно строится из накопленного опыта и новых впечатлений. Поскольку личность меняется каждое мгновение, ни одно состояние в ней не может повториться, даже если обстоятельства их появления будут схожими. А потому наша длительность необратима и постоянна творит саму себя.
В данном высказываний не учитываете^ что творящая сама себя вола может целенаправленно возвращать личность к прежним образам и состояниям, творить себя, бывшего когда-то. В искусстве это явление называется возвращением к самому себе. Б лирике поэтов Серебряного века оно зафиксировано неоднократно, в результате чего автор диссертации придёт к выводу, что перцелтуальное время, экзистенциальное время н шире - время субъективное обратимо, но, конечно, имеет место вопрос о степени обратимости.
Тем не менее, груды Бергсона А. очень значительны ддя исследования феномена времени, т.е. учёный фактически создал «философию психологии», философию восгфижгия психических процессов, предложил новую модель сознания, в которой в сознании «выделяется множество уровней», и в центре оказывается «чувствующее, всшзуютцееся сознание», требующее иных» чем прежде способов познания.3 Учёный указал на существование психического настоящего и пропетого. О психическом восприятии времени писали и ¿другие учёные.
1 Бергсон А Собр. Соч. в 5-ти томах, - СПб., 1913-1914. - т. 4, С. 13.
3 Бергсон А. Творческая эволюция.-М., 1388, С. 42.
3 Статья Блауберг И.И. АБергсои о временной организации сознания. См. в журнале Mtp
RAUVAIIAniU Ufl 4 Oftft< Л К 4 llliFIAV.IIVI rtn »9» I . «VV I. ~ V. Jl.
На существование психического настоящего указывается в книге "Экспериментальная психология4 в статье Фресса "Восприятие и оценка времени".
Психическое настоящее, с точки зрения современной психологии, - это интервал, вюпочаюпщй часть прошедшего и часть будущего,5 Этой проблеме большее внимание уделил Дж. Уитроу, которому принадлежит од но из наиболее удачных определений психического настоящего: "Область и содержание психического настоящего зависят от фокусировки нашего внимания, но оно может охватывать как первичные образы памяти, так и непосредственные предчувствия (ехрес1айога) или предощущения (ргесер&опв)/ Подытоживая наблюдения; исследователь пишет: "Таким образом, наше психическое настоящее. должно рассматриваться как продукт со сложным строением. Оно внутренне соотносится с нашим прошлым, так как зависит от нашей непосредственной памяти, но оно также определяет наше отношение к непосредственному будущему".3
Отношение поэтов Серебряного века к настоящему, его восприятие, как мы увидим в диссертации, весьма противоречиво. Диапазон оценки настоящего очень широк. От сведения ценности настоящего к нулю: "Прошлое страстно гляштся грядущее. Нет настоящего. Жалкого нет".(А.Блок ''Художник"). До понимания всей ценности настоящего момента, мига как едгшственной связи мира иллюзорного и реального. Коснулись ученые и психологи и восприятия человеком прошедшего времени; интересные выводы об этом содержатся в статье Л.Н.Когана "Время в жизни человека".
Для понимания нашей работы важна мысль Л.Н.Когана о том, что люди не воспринимают прошлое стандартно, как бы ни хотелось этого идеологам тех или иных политиков. "Люда часто оценивают события прошлого по тому, насколько они коснулись их",4
Л.Н.Коган подчеркивает, что социальное время и время в индивидуальной жизни не совпадают ни в оценках, ни в психологическом восприятии.
Из текста Л.Н.Когана можно сделать вывод, что прошлое время как цепь событий, случившихся когда - то, и прошлое время как кинопленка, скрученная в нашей памяти, не тожд ественны, т.к. на кинопленку памяти накладываются эмоции, ощущения, оценочное восприятие человеком прошедших событий, ассоциаций с другими прошлыми событиями. Таким образом, память - это Втер ЯМ Психологические процессы, Т. 3,-М,: Наука, 1978. - С. 22,245,281,
3 УитроуДж. Естественная философия времени. -М.: Наука, 1376. - С. 103.
3 Уитроу Дж. Естественная философия времени.-М.; Наука, 1976. - С. 108-109,102-107,399-400.
4 Коган Л.Н. Статья "Время в ямзии человека". - М.: Мысль, 1988. - С. 111. углубленное прошлое время, Borr как об этом пишет Коган: "отделять реальные факты от вымышленных, как правило, нелегко. События случаются в пространстве и во времени., нашшдавшотся на другие, запомнившиеся факты, непосредственно к данному случаю не относящиеся". Л.Н.Коган переносит в философское исследование о времени термины и психологии, говоря, что в памяти происходит расширение и обогащение прошлого, при котором "не только прошлое воздействует на настоящее, но и настоящее на прошлое. Речь идет о феномене, называемом в психологии "под^фегошниез^1 по аналогии или по контрасту. События настоящего по сходству или по контрасту вызывают в памяти образы прошлого, казалось бы уже давно л прочно забытые нами".1
Именно так, нетождественно бывшим событиям» но адекватно им воспринимала и отражала в лирике прошлое время А.Ахматова.
В лирике Анны .Андреевны образно, художественно сильно отражено психолого-социальное художественное время. Мы употребляем объединенный термин, т.к. еще Л.Н.Коган связал психологическое время с социальным, показав, что оно "опосредованно практической деятельностью и социальным опытом личности".2 Субъективность психологического времени, по мысли Л.Н.Когана, происходят от того, что время отражается в сознании того или иного человека, а объективность из того, что психологическое время отражает собой физическое.
Но, по мысли автора диссертации, равновесие между субъективным временем и отраженным временем существует далеко не всегда. Иногда оно может нарушаться и нарушение доходит до такой степени, что исторический процесс, либо социальное время, либо время жизни человека, какой - либо группы могут быть отражены неадекватно, хотя и творчески сильно, образно, художественно.
На мой взгляд, феномен времени в поэзии Серебряного века заключается отчасти и в том, что эта культура не столько отражала, сколько создавала свое время внутри себя, производя некое действие, подобное действию оркестра, который, несмотря на различие инструментов в нем, и благодаря этому различию, играют единую симфонию. Эту мысль косвенно подтверждают и наблюдения. Л. А-Колобаевой: "О культуре Серебряного века можно говорить
1 Коган Л .Н. Время е жизни человеке. - М.: Мысль, 1888. - С. 111. - Коган Л.Н. Время в жизни человека. - М.: Мысль, 1388. - С. 112. как о гигантской ''гаперяичностзГ, -это тршсличностное образование1"
К моменту создания диссертации уже были пересмотрена сама временная протяженность, стоящая за названием Серебряный век. Впервые это название предложил философ Н. А.Бердяев, затем оно прозвучало в статье Николая Оцупы "Серебряный век русской поэзии" и позднее в книге Сергея Маковского "На Парнасе Серебряного века?' (1962). Начало Серебряного века исследователи бесспорно относили к рубежу 19-20 столетий,, а определение финала вызывало споры. Большинство литературоведов, например: Вадим Крейд, Татьяна Бэк, считали» что Серебряный век кончился в 17 году, т.к. "хотя люди и остались., характерная атмосфера эпохи. . сошла на нет."'' Автор данной диссертации придерживается мнения тех исследователей^ которые считают» как Л. А.Колобаева, что термин "Серебряный век'. постепенно "стал использоваться, как обозначение всей культурной России в начале века" Пережив 1917 год, многие поэты продолжали мыслить и творить, из хшого времени описывать ушедшую эпоху, раскрывая новые ее грани. Поэтому я считаю, что "расширенное понимание термина, закрепилось в историко» литергггуроведческой практике" совершенно справедливо.
1 Л А, Колобаева Концепция личности в русской литературе 9 конце 19-20 веков - с, 9С.
2 Оцуп Н. Серебряный век "Русской поэзии" в книге: Оцуп Н., Океан времени стихотворение. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания о писателях. С,- П., Ю<ЮБ, 1334. С. 556.
- Л А Колобаева Концепция личности в русской литературе в конце 13-20 веков - О. 86.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен времени в лирике Серебряного века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Поэты Серебряного века в центр творчества н мира в целом ставят человека, его самовыражение, поэтому они изображают не столько время; отбрасывая свою личность, как это догая, например, Гомер, сколько себя во времени через изображение прошлого, будущего и настоящего, они раскрывают свою шогему ценностей, отношение к реальному положению вещгй в мире и конструирувзт шфопордщж, когорий, по их мнению, является наиболее совершенным Наиболее совершенным является миропоряжж, в котором человек находится не только в гармоник, но и в сотворчестве с богем, не переживает трагедий конечности времени своего существования или отдельных этапов жизненного пути, не мучится от разорванности сфер пространства, разделяющего души близких и любимых. Этот миропорядок, по мысли большинства поэтов, невозможен на Земле, следовательно, отношение их по времени идеачк'зировано.
2. Все поэты, не исключая близкого к атеизму Г. Иванова, в вопросе о времени были идеалистами, воспргнишпи время как нечто данное свыше, земное время как нечто производ ное от небесного.
3. Несмотря на то, что земное время было производным, отраженным от космического, объективного, его воплощения и наполнения событийной и духовной сущностью на Земле были неадекватны идеалу, зависели от уровня состояния душ земных людей, их поступков, воль, желаний, т.е. калейдоскоп истории создавался и сверху и снизу соединением объективного и субъективного начала, что на каждом этапе развития человечества давало специфическую картину наполнения исторического, социального, биологического и экзистенциального вре&ени:
4. Почти все поэты начала XX века не могли прижиться в мире капитала, бюргерства, где правит мвркантзшьньзй дух. Как антитеза времени капитализма в их творчестве появляется изображение дворянского быта, времени дворянства, при этом эстетика д ворянского быта: веши, картины, книги - воспринимаются порой как символ духовности, верности, идеалам дружбы, любви, чести, некоей субстанции отношений, напрямую не зависящей ни от денег, ни от подлости, ни от изворотливости, стремящегося добиться благ человека Отчасти дворяне имели згу возможность, т.к. были изначально обеспечены. Некоторые поэты Серебряного века, например, А. Блок, позволяли себе критиковать свое время, желая гибели их п^юдившгго слоя и круга, но будучи выходцами т щюшлого, все же не могли осуществить до конца разрыв с той почвой, которая питала корни их поэзии. Поэтам начата XX века было дорого пропетое как чистый исток, начало любви, дружбы, веры, семьи, единения с миром в творчестве и жизни. Положительное, доброе, христианское человеческое прошлое поэты стремились воскресить, переносить из &шого в будущее идеальное начало = Христа и ею гармонию Мира, соединенна с Космосом, Критикуя пропггое, мечтая о революции, ежи представляли революцию не как явление социальное, а прежде всего, как революцию, в ходе которой должны произойти эволвжщонные измзнения духа и души человека и обнрегва. О том, что переход власти в руки народа, не есть конец истории, а есть ее натщ писаяи и А. Блок и 3. Гиппиус, правда, с противоположным пафосом: А Блок восторженно, стаишклично, признавая за народом право на возмездие, 3. Гиппиус злоСжо^ испуганно, желая: лучшего; веря в Россию, но мечтая загнать стадо народное опять в хлев, где, по мысли поэтессы, и было его настоящее историческое место. В. Иванов воспринимал револвщшо философски, как человек религиозный. Он считал, что соотношение сил качественно не измвнились: народ не получил прав, а только другая группа людей пришла к власти, само же происходящее рассматривал как разгул бесовских сил, прорыв Сатаны из Бездны к земной власти, состояние людей, творящих историческое действие, не считал здравым. Близко к В. Иванову стоял и М.Волопжн, развивая мысль Ф.М.Достоевского о трихинах, которые вселились в людей, лишили их души и разума, заставили ради самоутверждения и идей добра, справедливости, убивать себе подобные; насиловать и калечить их души. Тем не »©нее все происходящее, по мысли М. Волошина, как и других поэтов Серебряного века, было непредотвратимо, имело аналоги в прошлом. Дух истории, стихия, взрыв стихий - вот как объясняли поэты Серебряного века щюисходщцие революционные события В хаосе они ожидали возрождения Лотоса, восстановления христианских и шире божественных начал в мирт. Революция заставила многих поэтов начала XX века эмигрировать либо физически, либо духовно. Явлением прошлого времени стана Россия дореволюционная. Отношение к этому явлению было не так просто, как порой представляли советские литературоведа. Часто поэты, оставшиеся на Родине физически, духовно бкши вынуждены в стихах умалчивать о прошлой, доболыпевицкой России, адаптироваться к новой среде и идеологии, оказывались иностранцами в своей же кардинально менявшейся стране, что отчасти сходно с перестроечным и после перестроечным периодом. Изредка в лирике поэтов Серебряного века прорывается мысль о том, что они живут не своей жизнью, в частности, об этом говорила в лирике- А. Ах&азгова: "Мне подашннли жизнь. Меня, как реку, суровая эпоха повернула". Эмиграции же внешней не всегда соответствовала внутренняя эмиграция духа. Для поэтов -эмигрантов характерна борьба мгжду кфдинально щхшшопшожными чувствами по отношению к оставшейся в прошлом добольшевицкой России. Это и демонстративное желание забыть свою страну и подсознательное воскрешение в памяти образцов прежней России, тяга к ней, интерес к тому, что происходит в стране в их отсутствие., желание вернуться в Россию хотя бы стихами. Эту эмиграцию поэтов начала XX века надо отличать от тех эмиграции» которые происходят не столько вынуждено, сколько в поисках большей славы или больших денег, когда эмиграции физической внешней соответствует и эмиграция внутренняя и, свое прежде родное, прошлое становится чуждям и чужим; а чужое - родным и прятанным, своим Категория прошлого в лирике поэтов Серебряного века била связана с темой ответственности за все происходящее. Эта связь явственно прослеживается в стихах А. Ахматовой, Э. Гиппиус, Герои прошлого» идеалы прошлого - мерило, повесть лирических героинь и самих поэтесс. Но не у всех поэтов начала. XX века, прошлое, лучшее в прошлом, является домом Совести. Б частности* в лирике Н. Брюсова проповедуется служение сразу двум, превышающим человека силам. Богу и Дьяволу» но уже сам вопрос о Боге и Дьяволе есть начало, путь, который неизбежно приводит к проблеме совести в прошлом настоящем и будущем и космическом времени.
Поэты Серебряного века стремятся одухотворить прошлое, изображая вещи, несущие память о сугубо личных или исторических событиях, и сами стихи, в которых запечатлен образ души или же состояние души поэтов в тог или иной период времени, образ Самого социального времени.
Сознание поэтов начала XX века многослойно: оно вмещает все измерения времени не в линейной, а просгрансхвенно-мнсгогранной форме. Так, например, прошлое существует для поэтов начала XX века параллельно с настоящем, за картиной мира настоящего» мир прошлого» узнают его по многий ничего не говорящ им непосвященным людям примерам
В лирике поэтов начала XX века выражается протест прошв уничтожения прошлого, которое дорого их сердцу, сопротивление разрушающей работе времени,
Б этом плане поэты Серебряного века ярко, монро, продолжили дало своих првдшествешшков, ибо, как сказал учвный В.В.Иванов, «в какой-то мере вся человеческая культура до сих пор остаётся протестом прошв смерти и разрушения, . прошв шгропт». По мере увежсчшияр^льносш этого греющего разрушения всё более значительными должны стать и усилия, ему противостоящие. В этом и состоит главное объяснение той роли, которая в современной культуре, в частности; в искусстве, отведена проблем времени. Сам? существование времени такие поэты, как: А. Ахматова, В. Иванов «расценивают как наказание за первородный грех Разъединение людей во времени и пространстве, деление времени на прошлое, настоящее, будущее - все это присутствует на Земле, но не в раю, где космическое время едино и бесконечно.
Оптимизм же поэтов начала XX века заключается в том, что в гибели прошлого они видят переход материального в нематериальное, несмотря на то, что материал уничтожается в прежних формах идет высвобождение Духа, который пройдет бесконечное число жизней.
С проблемой прошлого связана проблема возврата, сбршзшости-необрагимости времени.
Идея возрождения времени пронизывает всю поэзию Серебряного века. Возвращается, во-первых, экзистенциальное время как продукт действия дупш и памяти, во-вторых, историческое время как поле битвы тьмы и света, в-третьих, возврат пртсминания о душе, обличьях и судьбах души в прсаплых мирах. Идеи возвращения имеют в лирике поэтов Серебряного века, во-первых, философию Платона, во-вторых, религию буддизма, которую поэты начала XX века, особенно Л.Н. Гумилев, восприняли и отразили не столько как веру, сколько как явление культуры и йвтериан для творчества в стихах и философии. Часто в лирике поэтов Серебряного века возникает мотив кружения времени без приращения смысла -это, как правило, выражение пессимизма, депрессивных состояний поэтов, утративших на время дар провидешщ потерявшее связь с Космосом и, следовательно, свой статус проводников божественных идей.
Идее щклического времени прстивопоставлена идея векторного времени, наиболее пессимистичное воплощение идея векторного времени находит у Г. Иванова, который рассматривает путь человека как необратимое движете к смерти и дальнейшее, через смерть воскрешение души в ином облике или теле, что лишается смысла, если мир необратимо движется к своей габели в целом Возвратить и остановить время может изображение мгновения или ряда мгновений Мгновение в лирике поэтов начала XX века - это не просто единица времени, а духовный эон. Во мгновении осуществляется переход интеллекта и души на индивидуальный новый качественный уровень, если это мгновение творческое. Мгновение - это не предельно малая единица вечности. Оно содержит в себе еще меньшие элементы, подобно тому, как атом содержит нейтроны, нейтрино и другие составляющие. Это по сути микрокосм в макрокосме, потенциальная возможность воссоздания из точки мгновения целой каршны мира Через наполнение мгновений идет эволюция мира и человека. Цель эволюции человека - приближение к Христу. Вечность, понимается поэтами Серебряного века по-разному в связи с тем. что различно су&ьекшшое наполнение мгновений. Через мгновение осуществляется связь духовного и артериального: мгновение двулико: оно принадлежит миру материи и миру чувств, мыслей, сикмшутнсму и вечному. Одной из важнейших особенностей к изображению мгновения в лирике поэтов начала XX века является импрессионистичесвий подход: изображается не само объективное мгновение, но, в основном, свое состояние от мгновения, что еще сильнее все многообразие объективного мира. К теории мгновения подходы у поэтов Серебряного века диаметрально противоположные. Например, псеты-снмволисты видят мгновение как нечто актуально бесконечное, стремящееся растянуться в вечность, а М. Волошин предупреждает: "Продленный миг есть ложь".*
Парадоксально, что хотя поэты начала XX века гакое огромное внимание уделяют философии и изображению мгновения, к настоящему времени они относятся часто пренебрежительно, считая; что это нечто не сложившееся, не сформировавшееся еще, какой-то текущий период, в котором прошлое еще не погибла а будущее не родилось. Но ведь тем и ценно настояние время; что в нем гибнет прошлое и рождается будущее. Это постепенно начинают понимать поэты Серебряного века, уделять изображению настоящего момента все больше внимания, что особенно ярко прослеживается в лирике М, Волошина,
Будуаре время в изображении поэтов Серебряного века проходит несколько циклов. Провидение будущзго поэты начала XX века считают миссией теургов, пророков, к числу которых причисляют себя В целом поэты Серебряного века не сомневаются в истинности своих пророчеств. Лишь в поэме 'Без героя" А. Ашаговой и ряде стихов А Белого возникает тема лжепророчвства как следствие безумия. А ведь действительно, не все списания будущего, созданного поэтами начала века, мы можем шблюдата в конце 20 века. Так, например, к счастью* пророчество о близком Апсягалшгсисе, трактуемом в стиле неозфистиэнства, еще не сбылось. Надо сказать, что уже сам? поэты Серебряного века почувствовали некую натянутость этой темы. Например, А Блок, который связывал гибель мира и его возрождение с Мировой Душей, в дальнейшем меняет акценты с философии на политику и социологию, начинает связывать Апокалипсис с гибелью мира довольных и сытых.
А Белый высмеивая пророчества не только о конце Света, но и явление поэтов в образе Христа в стихах: "Жертва вечерняя", "Дурак", "Лжепророк". Не отход ит от темы Апокалипсиса А Ахматова, но ее списание грядущего конна света ортодоксально христианское. В отличив от А Белого и А. Блока, поэтесса не привносит в эту тему ни философии. Пдатша, ни философии Соловьева, не пытается трактовать образы Библии в новом смысле, хотя не всегда, использует именно библейские образы дня своих лредаказаний. В терние всего своего творчества она напоминает читателю о знаках, указывающих читателю на приближение Страшного Суда, но не подчеркивает, что близкий Конец Света - это середина или начало именно двадцатого века. Поэты начала XX века пытаются провидеть туманную даль грдцутщго. Они наполняют неизвестное содержание будущего различными смыслами, которые часто развиваются один из другого. Особенно четко развитие и взаимосвязь разного содержания будущего можно проследить в лирике А. Блока» для которого сначала неизвестный знак зари наполняется вестью о явлении Софт затем предвещает гибель самодержавия, становится символом любви как обновления, знаменует революцию как новый период истории, на котором хаос должен переплавляться в высшую гармонию, грядущее воскрешение Христа
В-третьих, само прсшдение будущего, взятое как отдельное явление вне всей цепи отдельных прозрений, может являться многозначным. Существуют, например, различные трактовки поэмы А. Блока "12", среди которых выделяется версия критика Пьяных, считающего, что красногвардейцы изгоняют Христа, направляемые Сатаней. А. Белый в стихотворении "Развалы" видел в будущем обезличивание людей. В стихотворении "Карма" отходил он от христианства, рисовал будущее, исходя из буддийских религий. Еще многовариашнее представлено будущее в лирике В. Брюсова. В стихотворении "К счастлижЕм" будущее описано как земной рай, в котором живут равноправные граждане, вкусившие свободу, равенство, красоту знание, вечное веселье. Несмотря на то, что множество описаний в стихотворении совпадает с библейскими, люди там не рабы Господа, а его друзья. Стихотворение "Грядущие гунны", напротив, представляет из себя антиутопию, предсказание эпохи нового варварства, уничтожающего сначала плоди культуры, а потом и цивилизации. Приветствие грядущим гуннам звучит в нем весьма двусмысленно, не исключает возможность ироничного прочтения. Поэт явно на стороне мудрецов = хранителей древних тайн и иежн, которые в период разрушения готовы унести свои книги в пешеры и сохранить до периода возрождения культуры. Третья линия видения будущего В. Брюсовым Апокалиптическая. Она выражена в стихотворении "Конь Блед". Сюдволшса Конца Светатам библейская, а эпизод с блудницей, которая с радостью бросилась к коню, и сумасшедцшм. предрекающим гибель, - плод фантазии автора Четвертая линия видения А. Брюсовым - это будущее неизвестное, отраженное в стихотворении "Фонарики". В этом стихотворении рассказ о будущем - это соединение истории и фантастики, Поэты Серебряного века, кроме влияния христианской религии, подверглись еще и влиянию буддийских религий, которые были восприняты ими не как вера, но как факты, явления общечеловеческой культуры. Отсюда два типа стихотворений в их лирике: одни стихи - продукты христианской веры, другие стихи - отзвуки иных вероисповеданий. Особенно ярко это явление можно наблюдать в лирике Н С, Гумилева, который изображает будущее и в стиле христианских догматов и через буддийские религии.
В стихотворении "Я верил, я души" Н.С. Гумилев видит себя в будущем в образе колокольчика, звенящего в Китае. Это отражение мысли о переселении душ в других животных и в предметы, В большинстве же стихов о будущем Н.С. Гумилев рисует восхождение в рай своей души (см., например, стихи: "Я и вьх\ "Рай"). В отличие от В. Брюсова, А Блока и А Белого, Н.С. Гумилев не рассматривает проблему будущего для всего человечества, ограничиважь собой как представителем человеческого рода. Это связано с тем, что Н.С. Гумилев уверен в том, что ничего подобного раю на земле нельзя создать. Интересно, что поэт, в отличие от Блока, уверен в том, что ш достоин рая, поэтому представляет свое будущее весьма опшмисшчно. Оптимизм Н.С. Гумилева в вопросе о личном будущем можно протившоставигь пессимизму Г. Иванова. Г. Иванов песшшисгичвски смотрит не только на мир, но и на религию в целом, представлял Бога рашодуишым к истории цивилизации существом, которого отсутствие помощи людям приведет к полному одиночеству. Порой этот поэт близск к атеизму.
Неудивительно, что в тряпущем он изображает мир как вечную ночь, которая наступит после атомной войны или другой какой-либо катастрофы» или естественной смзрги. Крайний пессимизм Г. Иванова порой перекликается с депрессивными стихами А Блока "Голос из хора5, "Сквозь серый дь:ш?\ "Ответ Вл. Бестужеву", трактовкой поэмы "12", предложенной Пьяных. Но существенная разница состоит в том, что концепция А. Блока в целсм жизнеутверждшщая, а концешщя будущего Г. Иванова почти полностью трагическая. Тем ж менее и в ней наблюдаются просветы, связанные с признанием поэтом Христиансксй веры (см. стих "Если все» для чего мы росэш").
Близка к поэтам-символистам: А Белому, А Блоку. В. Брюсову и поэтесса 3. Гиппиус. Поэзия ее обращена в будущее. Точно так же, как и у А Блока, стихи 3. Гиппиус проходят эволющоо веры в то, что несмотря на все кровавые войны и беспредел Россия воскреснет, но 3. Гиппиус считает, что это воскрешение будет не для всех. Так же светло и штимистично видит будущее и В. Иванов, который считает, что страна пройдет период власти Антихриста, но вериг, что Сатана будет побежден. В. Иванов наиболее четко выразил мысль о шц что преобразование хаоса в гармонию с революцией не заканчивается, а только начинается, обосновывая это отчасти тем, что хотя пршзсшш дае революции 1905 и 1917 гг., цель их - власть народа, не достигнут: народ по-прежнему внизу, сверху его угнетают, но друте силы. Отношение к революции 1917 год а у поэтов начала XX века, таким образом, было таково, что ни те, кто щюклижл ее (3, ПтгшусХ ни те, кто прославил революцию (А. Блок) не считали ее итогом развития. Все поэты Серебряного века мечтали о революции, но не как о смене политического строя. Они не били ни политиками, ни орудием в руках политиков, не расклеивали листовое не звали на баррикады. Эти люди мечтали о революции человеческого духа, рождении богочеловека, который в сотворчестве с Господом создает мир, а стихи их использовали и белые, и красные, использовали утилитарно для привлечения людей к своей идеологии, закрывая глаза на го, что представления о революции у этих поэтов были идеальными. То, чш произошло в реальности, породило в сердцах этих поэтов угас, но они отразили свое время как зеркало отражает облик человека, создали поэтико-исторические документы, по которым можно представить как эпоху, гак и образ, строй души и мыслей людей, живших в тот период Особенно объективно отражено историческое время в лирике М. Волошина.
Поэты начала XX века подходят к мысли о том, что время многомерно, имеет 3, если не 4, измерения. В д анном случае их выводы совпадают с мнениями учёных-философов, разрабатывавших концепцию многомерности времени. Они умело изображают в одном произведении несколько временных пластов, порой вставая над временем; давая все пласты параллельно друг дату и одновременно, ощущая и раскрывая связь и взаиьшпршикновение прошлого, настоящего, будущего, космического, земного, исторического и экзистенциального времени.
В данной диссертации мы лишь наметши пути исследования каждой проблемы в творчестве отдельных поэтов и составили, как решать проблему феномена времени в лирике поэтов Серебряного века. В дальнейшем эту тему можно продолжать, расширяя персоналии поэтов начала XX века или же углубляя уже намеченную канву, сделанную на основе творчества указанных выше поэтов» обогашря ее новыми архивными данными, идеями, проблеа©мя, оригинальными решениями уже данных проблем. Надеемся, что тема "Феномен времени в лирике поэтов Серебряного века" будет продолжена новыми исследователями.
Список научной литературыЛесная-Иванова, Ирина Сергеевна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Абрамова И. А. Мшссимшшан Волошин - 1920-е годи. Поэзии и позиции: Дне. канд. фил. наук - М., 1994.
2. Алекова Е. А Поэзия Георгия Иванова в периоды эмиграции (проблемы творческой эволюции) М., 1994.
3. Анненский И. Книга отражений. Бальмонт лирик // Анненский Ин, избранное. -М. Правда, 1988.
4. Анненский И. Вторая книга отражений изнанка поэзии. М.: Правда, 1987.
5. Антокольский П.Г. Образ времени в поэзии Пушкина, (заметки и наблюдения.) В книге: В мире Пушкина сборник статей. - М. 1974.
6. Арефьева Н.Г. Античные мотивы Н. А Волошина: Дне. кан. фил. наук. -М,5 1999.
7. Аскин Я,Ф. Проблемы времени: ее философское истолкование Мл Мысль., 1922,
8. Асмос В.Ф. Философия и эстетика русского символизма. /У Литературное наследство т. 27, 28 Л., 1937.
9. Ахматова А. Избранное М.: Художественная литература,, 1974.
10. Ахматова А. Избранное М.: Художественная литература., 1977.
11. Ахматова А В то время я гостила на земле. М.; Космополит., 199 Г.
12. Ахундов ИД. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива, М.: Наука, 1982,
13. Бабушкин С. А Пространство и время художественного образа: автореф. дис. . канд. философ, наук. Л., 1971.
14. Бальмонт К. Стихи. С.П.б.: Диамант., 1997.
15. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете.- В кн. К.Н.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство., 1979.
16. Белый А Апокалипсис в русской поэзии // Белый А "Лук зеленый в книге статей" // М,: Альцеона., 1910.
17. Белый А Гнасомалия Томск., 1994.
18. Белый А Критика. Эстетика. Теория символизма, т. т. 1,2 -М.: Искусство., 1994.
19. Белый А. Линия, круг, спираль символизма. Журнал: Труды и дни ЖНе 4,5 М., 1912.20. 20 Белый А. Лирика. Ростов на Дону: Феникс., 1996,21:22,23.24,25,26.27,28.31.