автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Феномен зависти
Текст диссертации на тему "Феномен зависти"
» л о / Л
'А Ч ~ ' <2 / ^
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА
На правах рукописи УДК 17: 159. 942
СТУПЕНЬКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ФЕНОМЕН ЗАВИСТИ: ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.05 - «Этика»
Научные руководители:
Доктор философских наук, профессор
В.И. Кемкин
Доктор философских наук, профессор Р.И. Александрова
диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
САРАНСК 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЗАВИСТЬ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.............................................................13
§ ¡.Становление и первоначальное развитие зависти в античной культуре... 13
§ 2. Зависть и моральная символика, аллегория.....................................38
§ 3. Категория зависти в западноевропейской философии.........................58
ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РУССКОГО ПОНИМАНИЯ ЗАВИСТИ................................................91
§ 1. Духовно-нравственное своеобразие российской философии
зависти.........................................................................................91
§ 2. Православное богословие и проблема зависти.................................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................131
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современное общество с его экономическими, социальными, политическими и духовными проблемами, кроме того характеризуется преобладанием научно-технического знания над знанием гуманитарным. Приоритетное влияние техники, рационализма во всех областях деятельности человека определяет жизненный уклад и процесс самоидентификации людей в обществе, идеализирующем бесстрастность и бесчувственность. Даже из психологии, учения о душе, сегодня пытаются изъять понятия страсти и чувства, заменяя их на такие точные с естественнонаучной точки зрения определения как эксперимент, статистика и математическая закономерность.
Создается впечатление, что люди уже почти не способны на спонтанное выражение чувств, они опустошены, безразличны ко всему. Личность человека превратилась в застывший «панцирь характера», ограничивающий ее изнутри и извне. Потеряв связь со своими чувствами, большинство людей поступают рационально, мыслят прагматично. Они делают то, что требует от них общество, лозунг которого - бесстрастный человек в бесстрастном мире, находящийся в состоянии душевной стагнации, страдающий от внутренней опустошенности.
Рационально настроенные сторонники технического прогресса не учитывают всех факторов, определяющих человеческую жизнь. Они упускают из виду одно важное обстоятельство: существование влечений, врожденной страстности человеческой личности.
Страстность характеризует человека не меньше, чем интеллект, убеждения и речь. Эмоции и чувства способствуют метаморфозам человеческого бытия, наполняют существование смыслом. Стыд и гордость, злобность и доброжелательность, уважение и зависть составляют позитивные и негативные компоненты нравственной жизни личности и общества. Именно взаимодействие этих сил
в значительной мере определяет структуру характера и судьбу как отдельного человека, так и общества.
В историческом плане эти качества проявляются неравномерно, в зависимости от социально-политической и экономической ситуации, влияют на гуманизацию и дегуманизацию культуры.
Наблюдая за современными нравами, нельзя не заметить, что значительное место в общественной и частной жизни человека занимает зависть, которую некоторые исследователи именуют «базовой антропологической категорией». Нравственно-психологическая ситуация нашего времени как никогда ранее способствует усилению этого чувства. На наш взгляд, данное обстоятельство объясняется рядом причин.
Во-первых, ориентация на потребительство, характерная для современного общества, не может не сопровождаться завистью, которая со все прогрессирующей силой вовлекает человека в «гонку потребления».
Во-вторых, обострение социальных, экономических различий между людьми активизирует зависть к богатству, власти, материальному благополучию, социальному положению, авторитету, физической привлекательности и т.д.
В-третьих, зависть всегда направлена на то, чего индивид лишен. Человек не может обладать всеми материальными ценностями и положительными качествами. Поэтому неизменной причиной для зависти служат личностные качества, такие, как красота, ум, здоровье, физическая привлекательность, интеллигентность и др.
Можно предположить, что завидовать стало нормой, а зависть обретает одновременно характер морального чувства и ценностной ориентации, прочно занимая отведенное ей регламентирующее место в нравственной культуре нашего общества.
Зависть более универсальна, чем принято полагать, и для того чтобы определить ее наличие, требуется своеобразная «демаскировка», призванная разо-
блачить искусно завуалированную страсть. Поэтому назрела необходимость в целостном этико-философском анализе категории зависти, что и обусловило выбор темы исследования: «Феномен зависти: этико-философский анализ».
Для глубокого проникновения в сущность изучаемого явления представляется необходимым является обращение к опыту прошлых эпох, анализ специфических основополагающих философских, этических идей, универсальных тенденций для развития культуры. В диссертации рассматривается взаимовлияние западноевропейской и отечественной философских традиций, определяется вклад каждой из них в историю учения о данном предмете.
Актуальность исследования определяется еще и тем, что изучение феномена зависти, возникающего на стыке различных срезов человеческого бытия, дает нам новые возможности для понимания сущности личности (мотиваций поведения, структуры потребностей и т. д.). На фоне изменений общественной жизни, кризиса гуманизма и поведенческих установок, особенно в последнее время, необходимо иметь представление о глубочайших духовных и метафизических основах личности.
Степень научной разработанности данной темы.
Анализ гуманитарного знания свидетельствует о том, что проблема зависти практически не исследована. На наш взгляд, это связано не столько с узостью экспериментальной базы, сколько с ограниченной возможностью адекватно осветить все бесконечное разнообразие форм выражения и проявления открытой и в особенности латентной зависти. В суждениях представителей философии, этики, богословия, психологии и литературоведения присутствуют часто противоположные позиции, что во многом обусловлено как различными подходами к данной проблеме, так и сложностью самого понятия «зависть», его многофункциональностью и неоднозначностью. Автор, отдавая себе отчет в том, что невозможно восполнить все пробелы, намечает лишь некоторые пути изучения данного явления.
Автор работы опирался на идеи, содержащиеся в обширной научной и художественной литературе, в определенной части принимая их. Они явились одной из отправных точек исследования, хотя и не всегда в прямой, непосредственной форме.
Для западноевропейской и отечественной культурной традиции обращение к данной тематике было характерно в основном в эпосе, художественной и богословской литературе. Можно предположить, что проблема зависти была объектом художественно-этической и религиозной формы осмысления природной сущности человека и его бытия.
Разработки отечественных этиков относительно становления нравственности позволили рассматривать гипотезу происхождения зависти в рамках морали. Это труды Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, В.А.Блюмкина, Г.Г.Ганжина, Б.О.Николаичева, Ю.А.Шрейдера (37-39,168) и др. Особый интерес представляют фундаментальные исследования происхождения морального зла, проведенные А.П.Скрипником и В.Ш.Сабировым. (136,131)
Среди немногочисленных работ, посвященных анализу отдельных аспектов зависти (нравственно-психологического, социально-нравственного, фило-софско-этического), следует отметить публикации отечественных и зарубежных авторов: Ж.Б.Ф.Дескюрэ, Е.В.Золотухиной-Аболиной, П.Куттера, К.Муздыбаева, А.Ю.Согомонова, С.Ю.Степанова, М.Фридмана, Б.Сандерса (46,60,76,105,138,139,145,156,178), в которых рассматривается влияние феномена на личность человека в аспекте межличностных отношений. Такой подход полностью оправдан, так как это нравственно-психологическое и социальное явление многогранно и многофункционально. Именно это направление представляет широкое поле деятельности для научного поиска.
Анализ этической и психологической литературы советского периода выявил отсутствие планомерного подхода к изучению данной проблемы. Встречаются лишь единичные (понятийные) упоминания о феномене зависти. В одних источниках он определяется как враждебное чувство досады («Словарь по
этике», словарь В.И.Даля (137,40)), в других - как отрицательное эгоистическое чувство (Л.Гринберг, И.С.Кон, А.Н.Лук (35,71,87) или как аморальное чувство, которое не одобряется (П.М.Якобсон), чувство неприязни («Российская педагогическая энциклопедия» (129)), наконец, как мотивация достижения благ (словарь «Психология» (123)).
Указанные определения, несомненно, обладают достоинствами, но для них характерно выделение лишь отдельных сторон (аспектов) этого чувства. В них существенно принижена интенсивность воздействия зависти, а поведенческие ее проявления часто просто не учтены.
Не изменилась ситуация и в настоящее время. Данная тематика нашла отражение лишь в отдельных статьях публицистических и научных изданий (работы Е.В.Золотухиной-Аболиной, К.Муздыбаева, С.Ю.Степанова (60,105,145)).
Особого внимания заслуживают исследования А.Ю.Согомонова (138,139), посвященные социально-нравственной природе зависти. К сожалению, проблема не получила дальнейшего развития в его научной деятельности.
Отсутствие специальных исследований, в том числе содержащих развернутый этико-психологический анализ феномена зависти, стало причиной того, что автору диссертации пришлось привлечь источники различного рода: словари, литературные произведения, философские и психологические труды.
Автор данного исследования, во-первых, опирался на идеи, содержащиеся в литературных памятниках античности с использованием мифологических сюжетов Гомера, Пиндара, Эсхила, Софокла, а также в произведениях авторов, не придерживающихся этой традиции - Фукидида, Еврипида, Аристофана и др. Избранная тематика прослеживалась и в творчестве выдающихся мыслителей древности - Аристотеля, Платона, Плутарха.
Во-вторых, анализируя зависть в рамках моральной аллегории, автор обращался к исследованиям С.С.Аверинцева, Ж.Батая, О.Л.Вайнштейна, Вяч.Иванова, А.Ф.Лосева, А.Майкапара, Г.Г.Майорова, М.К.Мамардашвили,
Д.Норман, Дж.Холла, Б.Сандерса и др. (1, 9, 20, 61, 62, 83, 84, 90, 92, 94, 95, 109, 160, 178).
В-третьих, источники представлены работами западноевропейских мыслителей XVII-XVIII вв., в которых предпринята попытка рационального объяснения сущности зависти: философскими трудами Ф.Бэкона, К.Гельвеция, Т.Гоббса, Р.Декарта, И.Канта, С.Кьеркегора, Ф. де Ларошфуко, Дж.Локка, Б.Мандевиля, Б.Спинозы, А.Шопенгауэра, (18, 19, 23, 31, 42, 43, 64-67, 77, 78, 79, 82, 96, 142, 143, 164, 165).
К сожалению, русские философы фактически обходили эту тему. Она отсутствует в материалистической линии, а у религиозно ориентированных мыслителей (С.Н.Булгакова, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского (16,17,46-48,63,85,86)) можно встретить лишь отдельные замечания, касающиеся данной проблемы. Тем не менее она занимает определенное место в отечественной художественной литературе конца XVII - середины XIX в., в частности, в творчестве А.Кантемира, В.Нарежного, А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина (68,69,106,125-127,135). В поле зрения оказались работы Ф.Д.Батюшкова, М.О.Гершензона, Е.А.Маймина, Д.С.Мережковского, В.В.Розанова, Вл.Соловьева, С.Л. Франка, и др. (25,91,99,128,140,154,155).
Кроме того, намечая контуры традиционного христианского святоотеческого учения о зависти, автор исследования анализировал творения И.Златоуста, К.Туровского, Т.Задонского, Дм.Ростовского, Святителя Феофана Затворника, И.Кронштадского и др. (57-59,55,130,56).
Цели и задачи диссертационного исследования.
Цель данного исследования - сравнение различных аспектов феномена зависти в историко-философском контексте путем анализа основных философских традиций, в частности - западноевропейской и российской.
В связи с этим диссертантом ставятся следующие задачи:
1. Выявление основных методологических и теоретических подходов в философском осмыслении зависти.
2. Раскрытие психологического, социального, этического аспектов зависти в их взаимосвязи: их оценки в разных культурно-исторических традициях и философско-этических концепциях.
3. Выделение основных этапов становления и развития феномена зависти.
4. Раскрытие особенностей понимания зависти в российской философской традиции.
5. Определение роли зависти в поведении человека и ее влияния на личность и окружающих.
6. Сопоставление зависти с другими этическими категориями (ревность, гордость, злорадство и т. п.) и выявление ее специфических особенностей.
Теоретическая база.
Феномен зависти характеризуется разноречивыми теоретическими подходами к его осмыслению - от религиозно-мистических, рассматривавших зависть в качестве основного нравственного зла и смертного греха, до рационально-утилитарных. Это многообразие объясняется многоаспектностью зависти, ее многофункциональностью и разнообразием форм проявления. Тем не менее мы можем обозначить профилирующие подходы к указанной проблеме, которые использованы в качестве научно-теоретической базы.
Прежде всего - лингвистико-филологический подход. Любое явление в жизни человека - отрефлексированное, вербально оформленное - несет в себе смысл. Смысловое содержание зависти многоаспектно, а ее трактовка в разных философских концепциях своеобразна и отлична от других.
Этико-философский подход включает различные концепции зависти: во-первых, христианскую (религиозную); во-вторых, рационалистическую (основанную на психологическом подходе) и, наконец, в-третьих, иррационалисти-ческую. Особо отметим понимание зависти в немецкой классической и русской религиозной философии, в чьих рамках были обозначены и разработаны системы морали.
Кроме того, теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, в которых нашли отражение вопросы общей теории морали, основные тенденции ее исторического развития, проблемы становления и развития этических категорий. В этой связи следует отметить работы Р.Г.Апресяна, Р.И.Александровой, А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко, В.Ш.Сабирова, А.П.Скрипника, А.Ю.Согомонова, Ю.А.Шрейдера (37 - 39, 2, 49, 131, 136, 138, 139, 168). 156,76).
В качестве теоретических психологических оснований использованы исследования В.К.Вилюнаса, С.Н.Кона, П.Куттера, М.Фридмана (21, 71, 76, 156).
Методологическая база.
Методологическую основу данной работы составляют:
• принцип философского плюрализма, предусматривающий комплексное исследование проблемы зависти как многоаспектного явления истории культу- . ры;
• принцип ценностного детерминизма, объясняющий причинную обусловленность возникновения зависти.
В качестве методологических оснований выступают:
• метод сравнительного анализа философско-этических концепций, выявляющий динамику различных подходов к объекту исследования и позволяющий структурировать материал;
• аксиологический метод исследования, способствующий раскрытию смысла и значения феномена зависти в истории культуры;
• метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие представлений о зависти во времени;
• метод интерпретации, направленный на углубление сущностного понимания феномена зависти;
• метод психологического анализа, позволяющий раскрыть психологию природы зависти.
и
В методологическом плане важно рассматривать явление и выражающее его понятие (в данном случае «зависть») во всем богатстве: во-первых, конкретно-исторического, во-вторых, - проблемно-содержательного смыслов.
Научная новизна диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в последовательном сравнительном философско-этическом и психологическом анализе феномена зависти, раскрытии ее влияния на все сферы человеческого бытия.
В исследовании зависть рассматривается с позиции западноевропейской и отечественной традиций, которые взаимовлияют и взаимодополняют друг друга. Подчеркивается, что классическая западная философия ориентирована на гносеологическую проблематику и систему доказательного рационалистического знания - истину. В отличие от нее русская философская мысль, движимая идеей постижения смысла цельного бытия, живет интуициями, опирается