автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Феномен женского в теологии гностицизма и его влияние на христианскую софиологию: религиозно-философский анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен женского в теологии гностицизма и его влияние на христианскую софиологию: религиозно-философский анализ"
ПЕЧЕНКИН Андрей Андреевич
ФЕНОМЕН ЖЕНСКОГО В ГНОСТИЦИЗМЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСКУЮ СОФИОЛОГИЮ: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.14 -Философия религии и религиоведение
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Тула - 2011
-1 ДЕК 2011
005002880
Диссертация выполнена на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова ФГБОУ ВГТО «Тульский государственный педагогический у ниверситет им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Назаров Владимир Николаевич
доктор философских наук, профессор Арапов Александр Владиленович
кандидат философских наук Серегин Максим Евгеньевич
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Защита диссертации состоится « 23 » декабря 2011 года в 13.00 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.270.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата философских наук при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет имени JI.H. Толстого» по адресу: г. Тула, просп. Ленина, 125, корп. 3, ауд. 96.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»: http://tsput.ru Автореферат разослан » ноября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Е.Д. Мелешко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования связана с теоретическими исследованиями данной проблемы и современной социокультурной ситуацией.
Актуальность исследования определяется теми социально-политическими изменениями в обществе, которые связаны с процессами эмансипации. Данные процессы связаны с экономическим, социальным и политическим развитием общества, демократических процессов. Глобализация как особенность современной парадигмы культуры усугубляет трансформацию традиционных ценностей, мотивируя направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обуславливая эгоистические цели, связанные с гедонистическими ценностями, сужая естественные и природные особенности. Эти тревожные симптомы культуры - одна из животрепещущих проблем современности, так как очень часто гендерные процессы принимают уродливые, противоестественные формы. В силу этого необходимы теоретические исследования, религиозно-философская составляющая которых займет свое место, раскрывая не только социально-функциональные особенности равенства полов, но и обосновывая их с религиозной и культурной позиции, что, в отличие от ислама и иудаизма, всегда присутствовало в христианской культуре. Данный тезис подтверждается исследованием генезиса образа женского в христианстве.
В то же самое время актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена потребностью раскрытия истории христианства, подкрепленное интердисциплинарным анализом, что дает возможность выявлять истоки возникновения и закономерности формирования христианского учения. Проблема образа женского в христианстве связана с анализом процессов, положивших начало развитию мифологемы Софии в христианстве. Это теоретическое положение представляется нам актуальным, так как исследуется проблема совокупного анализа становления и развития христианской
софиологии на основе анализа источников иудейской культуры, раннехристианских, гностических учений. Актуальной теоретической проблемой является исследование гностицизма в рамках влияния христианства на массовую культуру (Умберто Эко, Пауло Коэльо, Дэн Браун). Актуальность настоящего диссертационного исследования гностицизма дает возможность рассмотреть историю становления христианских догматов в их неразрывной исторической связи с «ересями».
Степень разработанности темы.
Проблема комплексного анализа генезиса образа женского в христианской культуре - тема относительно новая как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, нет комплексных исследований, посвященных указанной проблематике. Большинство работ, использованных в качестве источников, ориентированы в основном на конкретные области научного знания: теологию, историю, философию, лингвистику, социологию, культуру, этику.
Труды по анализу гностицизма как учения представлены работами современных исследователей (Родин Е.В., Слобожанин A.B.).
В диссертации рассматривается работа католического священника Томаса Шипфлингера «София-Мария, целостный образ творения», в которой представлена оригинальная софиологическая концепция. Т. Шипфлингер проводит анализ восточной и западной христианской традиции, рассматривает выражение софиологической традиции в искусстве, в трудах христианских мистиков. Ценность его работы в том, чтобы универсализировать образ женского: от мифологемы Софии христианства, к более широкому понятию образа божественного женского. Это позволило автору проанализировать индуизм, буддизм, даосизм и новые религиозные движения на предмет выделения в них универсального божественного женского. Наибольшей заслугой Т. Шипфлингера явилось то, что он создал кросскультурное исследование христианской софиологии и, следуя принципу универсализма, развил идеи мифологемы Софии, обозначив их в других
культурах, опираясь на идею о существовании Мировой Души1. Ввиду глобальности замысла о.Т. Шипфлингера, данная работа представлена как стратегия исследования. Главная ценность исследования - в систематизации представлений о Софии.
Следует выделить труды по библеистике, истории раннехристианской церкви и письменности, истории гностицихна и труды по софиологии.
В проведенном исследовании большое внимание было уделено трудам по библеистике, так как без анализа книг Библии, в которых упоминается образ Софии, исследование было бы невозможным. В качестве исследователей, чьи научные труды были использованы в работе, следует выделить: М. Мецгера, X. Юнкера, Р. Юрген, Н. Райта, У. Брюггемана, М. Поснова, Н. Никольского, В. Рыбинского, П. Савваитова, И. Крывелева.
В диссертационном исследовании рассматривалось большое количество трудов по истории раннехристианской церкви и письменности, связанных с проблемой эволюции мифологемы Софии от иудаизма к христианству в трудах: А. Гарнака, С.Дж. Холла, Г. Флоровского, К. Керна, А. Спасского, А. Карташева, И. Мейендорфа, В. Соловьёва, В. Болотова, Л. Карсавина, В. Бычкова, А. Цуркана.
В диссертационном исследовании были использованы труды по истории раннего христианства (М.К. Трофимова, И.С. Свенцицкая, Е.В. Афонасин, A.B. Дьяков, Г. Йонас, К. Рудольф), раскрывающие процессы становления догматов, которые неразрывно связаны с историей развития софиологических идей.
Находки гностических рукописей в Египте в XX веке заметно стимулировали интерес исследователей и сделали возможной непосредственную работу с первоисточниками. В основном современные исследования рукописей сконцентрированы на лингвистическом анализе, а также на аналитике отдельных произведений, без расширенного соотнесения с культурно-исторической ситуацией. Большая часть работ
' Шипфлингер Т. София-Мария, целостный образ творения. М., 1997. С. 397.
исследователей гностицизма имеет своей целью определить сущность гностицизма или соотношение гностицизма с различными традициями (христианство, неоплатонизм, буддизм, иудаизм). Объем информации о гностической философии, в особенности после раскопок библиотеки Наг-Хаммади, достаточно велик, хотя достаточно фрагментирован.
Труды по исследованию софиологии связаны с именами русских религиозных философов: Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского.
В диссертационном исследовании рассматривается работа А.Ф. Лосева «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития», в которой дано расширенное описание феномена Софии, однако в данной работе нет попытки сравнить женский образ ересиологов с найденными коптскими трактатами, не проводится анализа влияния на христианство идей гностицизма.
Нами был проанализирован ряд статей С.С. Аверинцева, в которых София рассматривалась в рамках христианского богословия, искусства и творчества западноевропейских мистиков, акцент данных работ был сосредоточен на филологических характеристиках, не упоминалось о причине появления персонифицированной мифологемы Софии.2
В.Н. Назаров анализирует софиологию с позиций религиозно-философских оснований, полагая, что образ Софии выступает не в форме абстрактного понятия, но в живом, интимно-личностном образе, оставаясь выражением абсолютного3, что коррелируегся с позицией о.Т. Шипфлингера, о единстве Софии с универсумом и человеком4.
Объектом исследования является христианская софиология.
Предметом исследования феномен женского в гностицизме.
Целью настоящего исследования является анализ генезиса христианской софиологии в ее связи с гностическим наследием.
2 См.: Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь. Киев., 2000, С. 159-161
5 См.: Назаров В.Н. Феноменология мудрости. Тула., 1993. С. 80
4 Шипфлингер Т. София-Мария, целостный образ творения. М., 1997. С. 397.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Анализ ветхозаветных источников, упоминающих Премудрость и их анализ.
2. Выявление позиции богословов раннехристианского периода по вопросу соотношения Софии и Божественного в раннем христианстве.
3. Анализ богословских источников с I в. н.э по VII в. н.э., формировавших ортодоксальную христианскую софиологию.
4. Исследование основных особенностей гностицизма как религиозного феномена.
5. Анализ трудов христианских ересиологов и гностических учений и выявление значения образа женского для космологической структуры гностицизма.
6. Определение специфики гностической интерпретации образа женского.
7. Определение влияния гностицизма на ортодоксальную софиологию.
Теоретические источники исследования основывались на оригинальных гностических текстах библиотеки Наг-Хаммади; трудах христианских ересиологов (Иринея Лионского, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Св. Иустина Мученика); трудах богословов раннехристианской эпохи (Филона Александрийского, Феофила Антиохийского, Оригена, Афонасия Великого, Ария, Аврелия Августина, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина); текстах Ветхого и Нового Завета.
В диссертации были использованы исследования русских религиозных философов (B.C. Соловьева, Л.П. Карсавина, В.В. Болотова, А.Ф. Лосева), протестантских теологов (А. Гарнака, Р. Липсиуса), научные и научно-философские исторические и лингвистические работы (М. Поснова, Г. Йонаса, М.К. Трофимовой, И.С. Свенцицкой и ДР-)-
В качестве дополнительного материала использовались различные публикации по данной тематике в научных и публицистических изданиях, материалы научно-практических конференций и ресурсы Интернета.
Методологической основой исследования являются методы системности, сравнения, историзма, диалектического анализа, текстологического анализа, объективности.
Системный метод определяет механизмы взаимодействия разнородных элементов внутри гностической системы.
Для выделения специфики гностической религии используется сравнительный метод, который раскрывает место гностицизма среди современных ему религиозных учений.
В диссертационном исследовании используется метод контекстуального и текстологического анализа при работе с апокрифическими первоисточниками, а также метод диалектического анализа, позволяющего выявить специфические категории религиозно-философского учения гностиков.
Новизна диссертационного исследования заключена в целостном анализе и реконструкции мифологемы Софии. Проведен анализ гностицизма, в результате которого определены особенности гностической софиологии, установлено его влияние на становление христианской софиологии.
Теоретическая значимость.
В работе рассмотрен генезис и развитие мифологемы Софии в христианской культуре, а также выявлена специфика описания образа женского в теологии гностицизма, рассмотрены характеристики и особенности влияния гностицизма на ортодоксальную христианскую софиологию.
Практическая значимость работы.
Положения и выводы исследования могут быть использованы в качестве материалов для лекций и семинарских занятий по дисциплинам философии и религиоведению, истории античной философии.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертационном исследовании установлено, что теология Премудрости была основана на экзегетическом анализе Священного Писания, (Ветхий и Новый Завет). Ограничение Премудрости актом творения мира лишь функциональной стороной выражения Бога в мире, приравнивание Премудрости к тварным энергиям характерно для христианского ортодоксального богословия.
2. Установлено, что разработка христианской софиологии происходила под влиянием теоретических положений софиологии гностицизма.
3. Определено, что в ряде гностических направлений ключевым элементом является образ женского, посредством которого строится специфическая космология, эсхатология и теодицея.
4. Установлено, что в рамках гностических систем, образ женского идентичен мужскому, принцип «спасения» концентрируется в духовном объединении мужского и женского.
Апробация работы. Положения и результаты исследования были подтверждены апробацией на методологическом семинаре молодых ученых, аспирантов и магистрантов кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии и им. A.C. Хомякова ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. JI.H. Толстого», на научно-практических конференциях ППС, аспирантов, соискателей и магистрантов ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. J1.H. Толстого».
Апробация научного материала и полученных выводов была осуществлена:
- в рамках публикаций научных статей;
- в ходе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях ППС, аспирантов, соискателей и магистрантов ТГПУ им. JI.H. Толстого в 2007-2011 гг., Первых Молодежных Хомяковских Чтениях в 2009 году.
Ряд положений диссертации был представлен автором в форме доклада на «3-ем международном коллоквиуме памяти катаризма» (Мазамет, Франция, 16.05.2009).
Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии и им. A.C. Хомякова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого».
Структура работы обусловлена целями, задачами, методологией исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи работы, ее теоретико-методологические основы, определяется теоретическая новизна, а также теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Первая глава - «Христианское понимание принципа женского е образе Премудрости Божией» посвящена рассмотрению вопроса о генезисе Софии-Премудрости Божией как образа, олицетворяющего принцип женского в рамках христианской ортодоксальной традиции. В главе проводится анализ зарождения представлений о Премудрости в текстах Священного Писания, фрагментов, прямо или опосредованно, характеризующих Премудрость, а также рассматриваются теологические разработки раннехристианских авторов. В главе анализируется вопрос становления христианской софиологии для того, чтобы показать, насколько гностическая софиология уникальна и, в то же время, какое влияние она оказала на развитие мифологемы Софии в христианском мире.
В параграфе первом «Возникновение и развитие образа Премудрости Божией в Ветхозаветной традиции» проводится анализ Ветхозаветной традиции понимания Премудрости Господа на основе текстологического (Ветаий Завет) и исторического наследия. Рассмотрение Ветхозаветной традиции, предшествующее христианской
теологии необходимо потому, что христианская ортодоксальная культура возводит свою софиологию непосредственно к основаниям в Святом Писании (и, прежде всего, к ветхозаветной традиции), что дает ортодоксальному богословию определенное право заявлять об аутентичном образе христианской Софии. По этой причине необходимо проанализировать в первую очередь ортодоксальную версию появления образа Женского в лице Премудрости Божией, через рассмотрение
текстов Ветхого Завета.
Анализ проводится на примере текстов христианского Ветхого Завета. Это связано с тем, что идея Премудрости Божией была раскрыта в специфическом учении каббалистов в более позднюю эпоху, чем в христианстве.
Основными книгами Ветхого Завета, описывающими в той или иной степени образ Премудрости, являются: Книга Притч, Книга Иова, Книга Екклесиаста, Книга Иисуса, сына Сирахова (далее Книга Сираха), Книга Премудрости Соломона. (Книга Премудрости Соломона и Книга Сираха
являются второканоническими).
По стилю повествования к указанным выше книгам можно добавить еще две - Псалтырь и Песнь Песней. Однако выделение софиологического содержания в них является результатом пристрастного герменевтического рассмотрения, так как здесь нет явного указания на существование и атрибуты Божественной Премудрости, как в указанном
выше корпусе книг.
В параграфе рассматриваются данные источники с целью определения их софиологического содержания. Проанализированы изменения, связанные с представлением о Премудрости, которые отчетливо проявились в иудаизме в течение определенного промежутка времени. В параграфе рассмотрена и выявлена тенденция к эволюции понимания Мудрости как особого свойства Бога (книга Иова и Экклесиаста) до представления Мудрости как достаточно индивидуализированной сущности (гл. 8 книги Притч Соломона книга Премудрости Соломона).
Таким образом, по результатам анализа источников, постулируется обоснованный вывод о том, что Корпус книг Премудрости явился фундаментом для будущей христианской софиологии. Однако в диссертационном исследовании подчеркивается, что даже в книге Притч Соломона окончательной персонификации образа Премудрости не обнаруживается, различные фрагменты произведения по-разному представляют Премудрость. Только в неканонической книге Премудрости Соломона намечается некий сдвиг в сторону акцентирования специфики Премудрости «в ее действии в мире», а также ее описания в облике «невесты» и «возлюбленной».
Таким образом, в параграфе мы приходим к следующему выводу: в ветхозаветной традиции из всех текстов, упоминающих Премудрость Божию, выработка персонифицированного образа происходит лишь в главе VIII книги Притч Соломона и во второканонической (не включенной в канон) книге Премудрости Соломона. Стоит признать, что указанные тексты вполне оправданно давали основания для развития в рамках христианства собственной софиологии.
Однако степень разработанности образа Софии в христианстве значительно превосходит те границы, которые зафиксированы в Ветхом Завете, В Ветхозаветном наследии большинство текстов говорит о Премудрости, как безличном свойстве Бога и только гл.8 кн. Притч указывает на нечто большее, однако единственной главы этого источника недостаточно для понимания того, почему с I по IV вв. вопрос о Софии-Премудрости в раннем христианстве затрагивается и теоретически углубляется, даже на фоне арианских и христологических споров.
В параграфе втором «Проблема софиологии в эпоху раннего христианства (I-II век)» анализируется текст Нового Завета, а также тексты раннехристианских богословов, в трудах которых рассматривалось соотношение Софии и Бога.
Рассматривая Новый Завет, мы приходим к выводу, что однозначно выработанной и конкретно указанной по тексту традиции понимания Премудрости в Новом Завете не обнаруживается. Образ и ее восприятие
есть продукт дальнейшего, послеапостольского, периода развития христианского богословия.
Изречений в Новом Завете, касающихся или, в той или иной степени, упоминающих Премудрость в целом незначительно. Все они носят аллегорический характер, а в рамках софийного христианского учения являются продуктом экзегетического анализа, связанного с предшествующим описанием Премудрости в книгах Ветхого Завета.
Нами был проанализирован текст Нового Завета, в результате чего сделан вывод: ссылки на Премудрость носят не персонифицированный характер, являются указанием на мудрость и всеведение Господа.
В данном параграфе диссертационного исследования проанализированы труды авторов эпохи раннего христианства (с I века н.э.), а именно: Филона Александрийского, Феофила Антиохийского, Климента Александрийского, Иринея Лионского.
В заключение параграфа, подводя итог рассмотрению вопроса Софии-Премудрости в эпоху раннего христианства, можно констатировать отсутствие персонализированных представлений о Софии. Более того, мы установили, что Премудрость рассматривается как достаточно законченный образ, выражающий Божественное, согласно принципам строгого монотеизма, причем основой христианского понимания Премудрости явились работы Филона Александрийского.
В параграфе показано, что в раннем христианстве выделились две традиции понимания Премудрости:
- в соотношении с Логосом
- в соотношении со Святым Духом.
В результате проведенного в параграфе анализа нами определено, что авторы раннего христианства, в силу определенных исторических и социокультурных условий, связанных с перманентным идеологическим давлением со стороны Римской Империи, а также борьбой с гностицизмом и митраизмом, фактически не создали концепцию Премудрости.
Путь, намеченный ранними апологетами в понимании образа Софии, а именно приравнивание Премудрости к идее Энергии, представляется наиболее ортодоксальным.
В параграфе третьем «Образ Софии в христианской ортодоксальной теологии» анализируется христианское учение, начиная с третьего века: в это время была принята определенная ортодоксальная интерпретация Премудрости. Нами подчеркивается, что именно с этого периода начинается этап становления христианской традиции Софиологии. В параграфе рассмотрены труды тех богословов, которые, так или иначе, затрагивали идею Премудрости.
В параграфе анализируется частные богословские представления следующих христианских теологов; Оригена, Афанасия Великого и Ария, Аврелия Августина, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита (псевдо) и Иоанна Дамаскина.
В результате проведенного анализа определено, что к 750 году от Рождества Христова в вопросе Премудрости со времен Климента и Оригена существенных изменений не произошло.
Ортодоксальная традиция полагала, что Премудрость есть атрибут Бога, отождествленный с Логосом. В диссертационном исследовании персонифицированного отношения к Софии выявлено не было.
В параграфе рассмотрены наиболее весомые положения ортодоксальных авторов о Премудрости, начиная с третьего и кончая восьмым веком. Установлено, что ни в одном из трудов богословов Премудрость не выражена в персонифицированном виде, а, тем более, в образе женского. Завуалированный гностицизм Климента и Оригена, а также зачатки мистико-личностного отношения к Богу в трудах Августина и Дионисия, не дают оснований утверждать, что образ Софии в рамках христианского ортодоксального богословия может проявляться в образе человеческого, личностно. Однако, данные богословы, раскрыв эту идею, определили новые возможности и пути ее развития.
Во второй главе «Образ Женского (Премудрости) в теологии гностицизма эпохи раннего христианства» анализируется софиология
гностических учений. Цель данной главы - показать влияние образа женского в гностицизме на христианскую софиологию.
В параграфе первом «Происхождение и основные черты гностицизма» рассматривается феномен гностицизма в его генезисе и связи с культурными традициями эпохи. В параграфе отмечается, что ключом к пониманию развития «гностического» наследия является, прежде всего, понимание культурно-социальных основ, обусловивших возможность его возникновения.
В параграфе рассматриваются различные позиции исследователей и определяется, что на возникновение и развитие гностицизма повлияли социокультурная среда эллинизма. Эллинская культура совместила в себе греческую философию, языческие мистериальные культы ближнего востока, иудаизм и религиозные учения Индии. Гностицизм как культурно-историческое явление - выражение определенной эпохи и культуры. Понимание текстов, фрагментов и самого явления гностицизма возможно только при условии осознания особенностей эпохи, а также социокультурных и общественных условий, определивших особенности творений гностических авторов. В связи с этим рассматривается позиция Э. Дюркгейма, утверждавшего, что «...религия есть продукт социальной среды».5
В параграфе указывается, что до сих пор не существует подлинных гностических текстов, содержащих описание истории этого движения, что представляет определенные трудности в исследовании происхождения и развития данного явления. Данный пробел восполнен нами посредством анализа первоисточников христианских апологетов, исследования взаимосвязей и отношений гностических школ к другим движениям, что дает возможность реконструировать историю его развития. Однако значительная часть, особенно ранний период, остается малоизученной.6 Это связано с тем, что общественная жизнь Римской
5 Дюркгейм Э. Социология. Е£ предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - С. 352.
' См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. - М., 1992.
Империи характеризуется значительным уровнем социальной мобильности, что обусловило смешение традиционных и новых идей, в силу чего невозможно дать строгую классификацию гностических учений. Поэтому в параграфе гностицизм рассматривается в его историко-философской перспективе. В заключении, нами делается вывод о неоднозначности развития гностицизма, показывается, что определить истоки гностицизма не удалось ни одному исследователю.
В параграфе втором «Образ и место женского принципа в гностической теологии» определяется:
1. Место образа женского в теологии гнозиса на основе данных ересиологов.
2. Мифологема женского в теологической системе гностиков на основе аутентичных текстов.
Фактологическим материалом для раскрытия обозначенной темы послужили тексты христианских ересиологов, а также оригинальные тексты коптских рукописей из библиотеки Наг-Хаммади.
В параграфе проводится анализ следующих (софийных) гностических учений: Симона Мага, Валентина, офитов.
Так же в указанном параграфе рассматриваются аутентичные тексты из библиотеки Наг-Хаммади: Гром-Совершенный Ум, Ипостась Архонтов, Происхождение Мира, Троевидная Протенойя.
На основе анализа, как самих гностических учений, так и оригинальных текстов, найденных в Наг-Хаммади, установлено, что классифицировать принадлежность текстов к известным течениям гностицизма невозможно. В первую очередь это связано с аморфностью самого гностицизма.7 Система гностических течений, известная нам на сегодняшний день, базируется на фрагментированных и неполных данных. По этой причине нельзя разделять четкими границами разные течения гностицизма. Это в полной мере подтверждается текстами из Наг-Хаммади.
7 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. - М 1992. С. 255.
То же самое вполне определенно можно сказать и о гностическом женском мифе. Если в трудах апологетов намечается некое подобие четкой классификации направлений в софиологии гнозиса, то оригинальные тексты, наоборот, размывают это теоретическое деление. Поэтому в диссертационном исследовании нами проведен анализ путем синтетического рассмотрения образа женского в гностицизме, исходя из предпосылок взаимовлияний различных течений друг на друга.
Проанализированные в параграфе тексты устанавливают значимость женского образа для гностицизма, что подтверждается трудами апологетов христианства. В оригинальных гностических текстах раскрываются те стороны гнозиса, благодаря которым женское начало приобретает возвышенный статус.
В параграфе анализируются как аутентичные тексты, так и критические, в результате чего определяется значение образа женского в учении гностицизма.
В параграфе третьем «Специфика гностического понимания Премудрости» определяются специфические черты софиологии гностицизма и раскрывается его влияние на дальнейшее развитие христианского богословия.
В параграфе анализируется гностическая модель понимания Бога, Зла, «активность» Софии, роль мужского начала.
В параграфе устанавливается, что основой специфической «космологической» модели гностицизма является образ Софии, рассматриваемый как образ, одновременно обладающий совершенствами и несовершенствами. София в учении гностиков предстает в развитии: от чистой божественности до поглощения ее материей. При этом формально София в различных ипостасях остается неизменной, а именно абсолютным божеством в его полном единстве с чисто человеческими несовершенствами.
В параграфе определяется, что благодаря выявлению образа гностической Софии, вопрос теодицеи решается в пределах христианского монотеизма.
Анализ текстов показал, что в гностицизме (учения Валентина и офитов) отсутствуют метафизические основания дихотомии мужского и женского, активного и пассивного.
В параграфе установлено, что в софиологии гностицизма отсутствует также дихотомия - «добро» и «зло». В онтологии гностицизма следует выделять три стороны: абсолютное зло, правителя материального мира (пример, архонт Сафаов), Всеблагое Начало (София как его часть, действующая в мире).
В параграфе показано влияние гностицизма на христианских философов. Нами установлено, что на учения Климента Александрийского и Оригена повлияли гностические мотивы образа Софии, их труды являются наиболее близкими к гностицизму идейно: именно в них находит свое развитие персонифицированный образ Софии. Софиология Климента и Оригена не была доведена до логического завершения и осталась незаконченной.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы.
Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций автора:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Неортодоксальное прочтение пролога Евангелия от Иоанна // Научные ведомости БелГУ. - Серия «Философия. Социология. Право». - Белгород: Изд-во БелГУ, 2011.- Вып.15 - С. 312-319 (0,5 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов и докладов научно-практических конференций:
2. Религиозный компонент в программе среднего образования // Образование в современном мире: материалы Международной
научно-практической конференции: В 2 т. - Тула: Изд-во ТГТГУ им. Л.Н. Толстого. 2009. - Т. 2. - С. 106-108 (0,19 п.л.)
3. Вопрос Софии в русской философии // I молодежные Хомяковские чтения: Тула: Изд-во «Ясная поляна», 2010. -С. 307-310 (0,25 п.л.)
4. Физико-математические концепции Н.Л.Козырева и их соотношение с христианской теологией // Исследовательский потенциал молодых ученых: сборник материалов V региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых: - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011- С. 216-219 (0,25 п.л.)
5. Les fondements de la lecture cathare du prologue de l'Evangile de Jean (в соавторстве) H 1209-2009 cathares: une histoire à pacifier? actes du colloque international tenu à Mazamet. Théologie et ecclésiologie de la dissidence - France, Mazamet, 2009 -C. 171- 179 (0,56 п.л.)
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. И. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Формат 60x90/16. Бу мага офсетная. Печать трафаретная. Усл. меч. л. 1,5. Тираж 100 экз. 'Заказ 11/105.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Печенкин, Андрей Андреевич
Введение.
Глава 1. Христианское понимание принципа Женского в образе
Премудрости Божией.
§ 1. Возникновение и развитие образа Премудрости Божией в Ветхозаветной традиции.„.
§2.Проблема софиологии в эпоху раннего христианства (1-П век).
§3. Образ Софии в христианской ортодоксальной теологии.
Глава 2. Образ Женского (Премудрости) в теологии гностицизма эпохи раннего христианства.
§1. Происхождение и основные черты гностицизма.
§2. Образ и место женского принципа в гностической теологии.
§3. Специфика гностического понимания Премудрости.
Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Печенкин, Андрей Андреевич
Актуальность исследования связана с теоретическими исследованиями данной проблемы и современной социокультурной ситуацией.
Актуальность исследования определяется теми социально-политическими изменениями в обществе, которые связаны с процессами эмансипации. Данные процессы связаны с экономическим, социальным и политическим развитием общества, демократических процессов. Глобализация как особенность современной парадигмы культуры усугубляет трансформацию традиционных ценностей, мотивируя направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обуславливая эгоистические цели, связанные с гедонистическими ценностями, сужая естественные и природные особенности. Эти тревожные симптомы культуры - одна из животрепещущих проблем современности, так как очень часто тендерные процессы принимают уродливые, противоестественные формы. В силу этого необходимы теоретические исследования, религиозно-философская составляющая которых займет свое место, раскрывая не только социально-функциональные особенности равенства полов, но и обосновывая их с религиозной и культурной позиции, что, в отличие от ислама и иудаизма, всегда присутствовало в христианской культуре. Данный тезис подтверждается исследованием генезиса образа женского в христианстве.
В то же самое время актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена потребностью исследования истории христианства, подкрепленное интердисциплинарным анализом, что дает возможность выявлять истоки возникновения и закономерности формирования христианского учения. Проблема образа женского в христианстве связана с анализом процессов, положивших начало развитию мифологемы Софии в христианстве. Это теоретическое положение представляется нам актуальным, так как исследуется проблема совокупного анализа становления и развития христианской софиологии на основе исследования иудейской культуры, раннехристианских источников, гностических учений. Актуальной теоретической проблемой является исследование гностицизма в рамках влияния христианской культуры на массовую культуру (Умберто Эко, Пауло Коэльо, Дэн Браун). Актуальность настоящего диссертационного исследования гностицизма дает возможность рассмотреть историю становления христианских догматов в их неразрывной исторической связи с «ересями».
Степень раз работанности темы.
Проблема комплексного анализа генезиса образа женского в христианской культуре - тема относительно новая как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях, нет комплексных исследований, посвященных указанной проблематике. Большинство работ, использованных в качестве источников для исследования, ориентированы в основном на конкретные области научного знания: теологию, историю, философию, лингвистику, социологию, культуру, этику. Труды по анализу гностицизма как учения представлены работами современных исследователей (Родин Е.В., Слобожанин A.B.)
Отдельно стоит отметить труд католического священника Томаса Шипфлингера «София-Мария, целостный образ творения», в которой приводится оригинальная софиологическая концепция. В своем труде Т.Шипфлингер проводит анализ восточной и западной христианской традиции, рассматривает выражение софиологической теологии в искусстве, а также в трудах христианских мистиков. Кроме этого, в его книге делается попытка универсализировать образ женского, перейдя от мифологемы Софии христианства, к более широкому понятию образа божественного женского, что позволило автору проанализировать индуизм, буддизм, даосизм и новые религиозные движения на предмет выделения в них универсального божественного женского. Трудов, по данной тематике с подобным всесторонним исследованием не существует. Наибольшей заслугой Т.Шипфлингера явилось то, что он, даже являясь католическим священником, создал действительно кросскультурное исследование о христианской софиологии и, следуя принципу универсализма христианства, распространил влияние мифологемы Софии на другие культуры, постулируя существование Мировой Души1. Однако, следует отметить, что, ввиду глобальности замысла о.Т. Шипфлингера, в его исследовании многие выводы должным образом не доказываются, оставляя впечатление того, что выпушенная им книга явилась скорее планом его исследования, чем законченной работой. Но в любом случае Т. Шипфлингер провел колоссальную работу по систематизации представлений о Софии. Учитывая, что о мифологеме Софии имеются лишь работы или христианских богословов, которые опираются только на церковную традицию, или светских ученых, которые оперируют только культурным наследием, Т. Шипфлингер смог соединить в одном исследовании и теологию, и культурный анализ.
Следует выделить труды по библеистике, истории раннехристианской церкви и письменности, истории гностицизма и труды по софиологии.
В проведенном исследовании большое внимание было уделено трудам по библеистике, так как без совокупного анализа книг Библии, в которых упоминается образ Софии, исследование было бы невозможным. В качестве исследователей, чьи научные труды были использованы в работе, следует выделить: М. Мецгера, Х.Юнкера, Р. Юрген, Н.Райта, У. Брюггемана, М. Поснова, Н. Никольского, В. Рыбинского, П. Савваитова, И. Крывелева.
Большое количество трудов по истории раннехристианской церкви и письменности, рассматривающих эволюцию мифологемы Софии при переходе иудейского наследия в христианскую традицию были
1 Т.Шипфлингер, София-Мария- целостный образ творения. М., 1997.С.397 использованы в диссертационном исследовании. Важное место было уделено трудам следующих исследователей: А.Гарнака, С.Дж Холла, Г. Флоровского, К. Керна, А. Спасского, А. Карташева, И. Мейендорфа, В. Соловьёва, В. Болотова, JT. Карсавина, В. Бычкова, А. Цуркана.
В диссертационном исследовании были использованы труды по истории раннего христианства (М.К. Трофимова, И.С. Свенцицкая, Е.В. Афонасин, А.В. Дьяков, Г. Йонас, К.Рудольф), раскрывающие процессы становления догматов, которые неразрывно связаны с историей развития идей. Находки гностических рукописей в Египте в XX веке заметно стимулировали интерес исследователей и сделали возможной непосредственную работу с первоисточниками. В основном современные исследования рукописей сконцентрированы на лингвистическом анализе, а также на аналитике отдельных произведений, без расширенного соотнесения с культурно-исторической ситуацией. Большая часть работ исследователей гностицизма имеет своей целью определить сущность гностицизма или соотношение гностицизма с различными традициями (христианство, неоплатонизм, буддизм, иудаизм). Объем информации о гностической философии, в особенности после раскопок библиотеки Наг-Хаммади, достаточно велик, однако сильно фрагментирован.
Труды по исследованию софиологии связаны с именами русских религиозных философов: Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского.
В диссертационном исследовании рассматривается работа А.Ф. Лосева «История античной эстетики итоги тысячелетнего развития», в которой дано расширенное описание феномена Софии, однако, следует подчеркнуть, что в данной работе нет попытки углубить и сравнить женский образ ересиологов с найденными коптскими трактатами, не проводится анализ влияния на христианство гностицизма.
Нами был проанализирован ряд статей С.С. Аверинцева, в которых София рассматривалась в рамках христианского богословия, искусства и творчества западноевропейских мистиков, акцент данных работ был сосредоточен на филологических характеристиках, не упоминалось о причине появления персонифицированной мифологемы Софии.2
В.Н. Назаров анализирует софиологию с позиций религиозно-философских оснований, полагая, что образ Софии выступает не в форме абстрактного понятия, но в живом, интимно-личностном образе, оставаясь выражением абсолютного3, что коррелируется с позицией о.Т. Шипфлингера, о единстве Софии с универсумом и конкретным человеком4.
Объек том исследования являются гностические учения первых веков н.э.
Предметом исследования является образ женского в гностицизме.
Целью настоящего исследования является анализ генезиса христианской софиологии в ее связи с гностическим наследием.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Анализ ветхозаветных источников, упоминающих Премудрость и их анализ.
2. Выявление позиции богословов раннехристианского периода по вопросу соотношения Софии и Божественного в раннем христианстве.
3. Анализ богословских источников с I в. н.э по VII в. н.э., формировавших ортодоксальную христианскую софиологию.
4. Исследование основных особенностей гностицизма как религиозного феномена.
2 См.: Аверинцев С.С София-Логос. Киев, 2000. С. 159-161
3 См.: Назаров В.Н. Феноменология мудрости. Тула. 1993. С. 80
4 Т.Шипфлингер, София-Мария- целостный образ творения. М., 1997.С.397
5. Анализ трудов христианских ересиологов и гностических учений и выявления значения образа женского для космологической структуры гностицизма.
6. Определение специфики гностической интерпретации образа женского.
7. Определение влияния гностицизма на ортодоксальную софиологию.
Теоретические источники исследования основывались на оригинальных гностических текстах библиотеки Наг-Хаммади; трудах христианских ересиологов (Иринея Лионского, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Св. Иустина Мученика); трудах богословов раннехристианской эпохи (Филона Александрийского, Феофила Антиохийского, Оригена, Афонасия Великого, Ария, Аврелия Августина, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина); текстах Ветхого и Нового Завета.
В диссертации были использованы исследования русских религиозных философов (В. С. Соловьева, Л. П. Карсавина, В. В. Болотова, А. Ф. Лосева), протестантских теологов (А. Гарнака, Р. Липсиуса), научные и научно-философские исторические и лингвистические работы (М. Поснова, Г. Йонаса, М. К. Трофимовой, И. С. Свенцицкой и др.).
В качестве дополнительного материала использовались различные публикации по данной тематике в научных и публицистических изданиях, материалы научно-практических конференций и ресурсы Интернета.
Методологической основой исследования являются методы системности, сравнения, историзма, диалектического анализа, текстологического анализа, объективности.
Системный метод определяет механизмы взаимодействия разнородных элементов внутри гностической системы.
Для выделения специфики гностической религии используется сравнительный метод, который раскрывает место гностицизма среди современных ему религиозных учений.
В диссертационном исследовании используется метод контекстуального и текстологического анализа при работе с апокрифическими первоисточниками, а также метод диалектического анализа, позволяющего выявить специфические категории религиозно-философского учения гностиков.
Новизна диссертационного исследования заключена в целостном анализе и реконструкции мифологемы Софии. Проведен анализ гностицизма, в результате которого определены особенности гностической софиологии, установлено его влияние на становление христианской софиологии.
Теоретическая значимость
В работе рассмотрен генезис и развитие мифологемы Софии в христианской культуре, а также выявлена специфика описания образа женского в теологии гностицизма, рассмотрены характеристики и особенности влияния гностицизма на ортодоксальную христианскую софиологию.
Практическая значимость работы.
Положения и выводы исследования могут быть использованы в качестве материалов для лекций и семинарских занятий по дисциплинам философии и религиоведению, истории античной философии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В диссертационном исследовании установлено, что теология Премудрости была основана на экзегетическом анализе Священного Писания, (Ветхий и Новый Завет). Ограничение Премудрости актом творения мира лишь функциональной стороной выражения Бога в мире, приравнивание Премудрости к тварным энергиям характерно для христианского ортодоксального богословия.
2. Установлено, что разработка христианской софиологии происходила под влиянием теоретических положений софиологии гностицизма.
3. Определено, что в ряде гностических направлений ключевым элементом является образ женского, посредством которого строится специфическая космология, эсхатология и теодицея.
4. Установлено, что в рамках гностических систем, образ женского идентичен мужскому, принцип «спасения» концентрируется в духовном объединении мужского и женского.
Апробация работы. Положения и результаты исследования были подтверждены апробацией на методологическом семинаре молодых ученых, аспирантов и магистрантов кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения теологии и им. A.C. Хомякова ТГПУ им. JI.H. Толстого, на научно-практических конференциях ППС, аспирантов, соискателей и магистрантов ТГПУ им. JI.H. Толстого.
Апробация научного материала и полученных выводов была осуществлена:
- в рамках публикаций научных статей;
- в ходе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях ППС, аспирантов, соискателей и магистрантов ТГПУ им. JI.H. Толстого в 2007-2011 гг., Первых Молодежных Хомяковских Чтениях в 2009 году.
Ряд положений диссертации был представлен автором в форме доклада на «3-ем международном коллоквиуме памяти катаризма» (Мазамет, Франция, 16.05.2009).
Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения теологии и им. A.C. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.
Структура работы обусловлена целями, задачами, методологией исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен женского в теологии гностицизма и его влияние на христианскую софиологию: религиозно-философский анализ"
Заключение
В ходе исследования с учетом решения поставленных цели и задач удалось прийти к определенным выводам.
В ходе исследования Ветхозаветной традиции понимания Софии(Хокмы) мы пришли к заключению, что в большинстве текстов Премудрость рассматривается не персонифицированно, и тем более не как гипостазированная божественная сущность, а скорее как некий атрибут, присущий Богу, и выражающийся в его действии в мире. В ветхозаветной традиции из всех текстов, упоминающих Премудрость Божию, выработка некоего персонифицированного образа происходит только в главе VIII книги Притчей Соломона и во второканонической (не включенной в канон) книге Премудрости Соломона. Необходимо признать, что указанные тексты вполне оправданно давали основания для развития в рамках христианства собственной софиологии, однако, степень разработанности образа Софии в христианстве значительно превосходит тот предел, который дает Ветхий Завет, указывая тем самым на существенное влияние идей извне.
В ходе рассмотрения Новозаветной традиции описания Софии мы пришли к выводу, что изречений в Новом Завете, касающихся или, в той или иной степени, упоминающих Примудрость Господа, очень мало. Все они носят аллегорический характер, и их понимание в рамках софийного христианского учения есть продукт экзегетического анализа, связанного во многом с предшествующим описанием Премудрости в книгах Ветхого Завета. Ссылки на Премудрость носят не персонифицированный характер и являются скорее указанием на мудрость и всеведение Господа, чем на его воплощение в Софии. И теология Премудрости была основана не на тексте Нового Завета, а на экзегетическом анализе Священного Писания, т.е. Ветхого и Нового Завета, конкретным философом-теологом.
В процессе анализа наследия раннехристианских авторов мы отметили возникновение двух традиций понимания Софии:
1. идентификация ее со Святым Духом.
2. идентификация ее с Логосом (Христом).
В целом, раннее христианство, находившееся в ту эпоху не только под постоянным давлением со стороны Римской Империи, но и в состоянии борьбы с гностицизмом, не занималось выработкой какой-либо особой теории о Премудрости, так как раскрытие этой теории привело бы скорее к потенциальному гностицизму, со свойственным ему эзотеризмом персонификацией образа Софии-Премудрости, чем к положительно ортодоксальному богословию. Путь, намеченный ранними аполегетами в вопросе Софии, представляется наиболее ортодоксальным. Ограничение Премудрости лишь функциональной стороной выражения Бога в мире, приравнивание Премудрости к идее Энергии - наиболее оптимальный путь в рамках христианского ортодоксального богословия.
В ходе анализа текстов ортодоксальных авторов мы отметили, что Ориген, прекрасно осведомленный о гностицизме, достаточно пространно рассуждает о Премудрости, описывая ее свойства, но в итоге повторяет, что все им сказанное в полной мере относится к Логосу. Ориген создал предпосылки для будущего понимания Софии близкого к ипостасному, что неумолимо приводит к завуалированному гностицизму, размывая строгий монотеизм, высказанный в формулах Вселенских Соборов.
Так же мы рассмотрели самые важные мнения Отцов Церкви и ведущих христианских богословов относительно Премудрости, начиная с третьего и кончая восьмым веком. Определено, что Премудрость ни у одного богослова не выражена в персонифицированном виде, а тем более в образе Женского. Завуалированный гностицизм Климента и Оригена, а также зачатки мистико-личностного отношения к Богу в трудах Августина и псевдо-Дионисия, ни в коей мере не дают оснований говорить о Софии в рамках христианского ортодоксального богословия как о личности. Однако, Ориген и Аврелий Августин, оставив вопрос Премудрости недоработанным, открыли возможность будущим богословам, «прикрываясь» трудами Отцов Церкви, развивать свои учения о Софии.
Однако, несмотря на противоречия с ортодоксальным христианством, идея персонифицированной Премудрости, Женского «воплощения» божества, остается в христианской культуре. И для того, чтобы понять, с чем связан образ Софии, которую мы видим, прежде всего, в трудах более позднего периода христианской истории, чем эпоха Вселенских Соборов, мы рассмотрели теологию гностицизма.
В ходе рассмотрения аутентичных гностических текстов и трудов ересиологов, мы показали, насколько глубоко была разработана идея женственности в теологии гностицизма уже в первые века развития христианства. На основе проведенного анализа нами были обобщены и утверждены выводы о том, что фактически именно через гностический образ Софии был поднят и решен вопрос об «исхождении» Зла не от Бога в пределах монотеистической религии. Мы увидели, что София гностицизма -во многом соответствует пониманию Христа в ортодоксальной культуре, так как она понималась как божественное, соединенное с миром.
Таким образом, можно вывести основные характеристики образа Софии, раскрывающегося в гностической теологической системе:
1. София воспринимается в гностических системах, прежде всего, как таинственный, мистический образ.
2. София в теологии гнозиса предстает неоднозначно: с одной стороны падшая и единая с материей, а с другой □ как первоначало космоса.
3. София в учениях гностиков сочетает в себе и божественную, и человеческую природу.
4. Специфика гностической философии заключается в том, что в этих учениях София раскрывает себя, прежде всего, как живая личность, со своими страхами, стремлениями, страстью и печалью. София гнозиса - это не атрибут, функция или непостижимая сущность Бога.
Таким образом, в результате анализа Священного Писания, а также ортодоксальной теологии в трудах значимых удалось выявить только намеки на возможное трактование Софии в качестве персонифицированной личности. Однако даже все вместе взятые тексты Писания и труды богословов в ортодоксальной христианской и иудейской культуре не дают бесспорных оснований заявлять о понимании Премудрости как личности.
В итоге, в ходе раскрытия особенности гностической Софии, стало понятно, что на Климента Александрийского и Оригена колоссальное влияние оказали гностические мотивы образа гностической Премудрости. Естественно, никто из церковных отцов не был столь недальновиден, чтобы попытаться принять гностические идеи. Но отказаться от столь разработанной идеи Премудрости христианское богословие не смогло. Образ Софии, показанный в Ветхом Завете, медленно, но неизбежно с течением времени все более приобретал легкие оттенки гностических мифов о ярко выраженной индивидуальности. Не будет ошибкой сказать, что уже с середины пятого века, время появления корпуса псевдо-Дионисия, ортодоксальная София начинает все более восприниматься в качестве мистической, таинственной божественной силы, все более приоретая персонифицированные черты. К середине седьмого века София получает яркое выражение в искусстве Византии: в иконографии и архитектуре.
Однако богословских оснований наделять ортодоксальную Премудрость личностными качествами нет никаких. Подтверждением этому выводу может служить тот факт, что за всю эпоху Вселенских Соборов вопрос о Софии не был поднят на соборное обсуждение. Будет правильным отметить, что персонифицированной Премудрости в ортодоксальном иудаизме и христианстве нет.
Но если в иудаизме София, так или иначе, выражена в притчах Талмуда и мистике Каббалы, что не влияет никак на культ, то в христианстве тема Софии слишком «опасна». И так называемая «христианская» София, наделенная личностными качествами и женственностью, не существует как догмат. Можно говорить о Софии христианских теософов и мистиков, способных возвышаться над рамками догматов, но не о «четвертой ипостаси» Софии. Женственность и личность в образе христианской Премудрости были привнесены из мифопоэтического софио-гностицизма.
Таким образом, в результате рассмотрения генезиса образа Софии в христианской ортодоксальной и неортодоксальной культуре, мы имеем право заявить, что возникновение персонифицированной Софии в искусстве, в христианской религиозной философии, а также в трудах позднейших богословов и философов носит сильнейший отпечаток гностических, построений, так как в рамках ортодоксии, возникновение Софии как самостоятельной персонифицированной сущности не возможно.
Список научной литературыПеченкин, Андрей Андреевич, диссертация по теме "Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология"
1. Аллоген. Пер. А. Мома. URL: http://apokrif.fullweb.ru/naghammadi/allogen.shtml
2. Деяния Симона Волхва. URL: http://tower.vlink.ru/study/actssimon.shtml
3. Вторая гностическая молитва без названия. URL: http://tower.vlink.ru/gnost/gnostmolitva2. shtml
4. Гипсифрона. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/hips.htm
5. Полезная история Петра Сицилийского: осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии. / Бартикян Р. М. Источники по изучению павликианского движения. Ереван, 1961.
6. Гром. Совершенный Ум. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/grom.htm
7. Евангелие Филиппа / Апокрифические евангелия. М., 2003.
8. Евангелие от египтян. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/ev-eg.htm
9. Евсевий Кесарийский. Церковная История. М., 1993. Ю.Зостриан, пер. с коптского А. Мома. URL:http://tower.vlink.ru/naghammadi/zostrian.shtml11.Ипостась Архонтов. URL:http: //www. to wer. vi ink. ru/naghammadi/archonts. htm
10. Св. Ириней Лионский. Творения. М., Благовест, 1996.
11. Кефалайа. Коптский манихейский трактат. М., 1998.
12. Карсавин Л.П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид). URL: http://gnosis.newmail.ru/karsavin.htm
13. Кристина Пизанская. Книга о «Граде женском». М., 1991.
14. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1995.
15. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя / Сост., пер., предисл. и коммент. А. П. Скогорева. -Издательство: Алетейя, 2000.
16. Евсевий Памфил. Церковная история. Москва, 1993.
17. Ренан Э. Апостолы. М., 1992.
18. Мысль Нории, Библиотека Наг-Хаммади. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/noria.htm
19. Норея. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/noria2.htm220 происхождении мира. URL:http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/world.htm
20. Опровержение ереси манихеев. URL: http://gnosis.newmail.ru/peter.htm24.Новый Завет. М., 1995.
21. Осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии/ЛГностики, или о «лжеименном знании». Киев, 1997.
22. Пистис София// Перевод А. Мома. URL: http://tower.vlink.ru/gnost/
23. Климент А. «Педагог». Москва: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. 290 с.
24. Плотин. Против гностиков. URL: http://www.theosophy.ru/lib/ennead29.htm
25. Синодик болгарской церкви о Соборе 1211 г. против богомилов//Хрестоматия по истории южных и западных славян. Минск, 1987.
26. Тайная книга // Наука и религия №4. М., 1992.
27. Толкование о душе. URL: http://www.tower.vlink.ru/naghammadi/aboutsoul.htm32.Троевидная Протенойя.
28. URL:http://www.tower. vlink.ru/naghammadi/proten.htm3 3. Фрагмент о путешествии души. URL: http://tower.vlink.ru/gnost/putd.shtml
29. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tubingen, 1931.
30. Hippolytus of Rome. The refutation of all heresies. URL: http://philos.nsu.ru/rus/classics/ref.htm
31. The Apostolic Fathers By J. B. Lightfoot, London: Macmillan and Co., Published 1889.
32. The Inquisitor's Manual of Bernard Gui // Readings in European. History, Boston, 1905.
33. Коптский манихейский трактат. URL: http://monotheism.narod.ru/gnosticism/kephalaia.htm
34. Евангелие Филиппа // Апокрифические евангелия М., 2003.42.Библия. М., 2001.
35. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001
36. Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской. СПб: Издательство Чернышева, 1993, 316 с.1. Литература
37. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. 688 с.
38. Афонасин Е.В. Валентин и его школа. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001. 304 с.
39. Болотов В.В. История древней Церкви. М., 1994. 767 с.
40. Болотов. В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Том 1. М., 1999. 565 с.
41. Трофимова М.К. Гностическая проблема в современной культуре Запада / Культура и искусство античного мира. ГМИИ им. A.C. Пушкина. Материалы научной конференции (1979). М.,1980.
42. Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского исследования. URL: http://diakoff.kurskzerno.ru/monographia.htm
43. Назаров В.Н. Введение в теологию.М.,2001.
44. Назаров В.Н. Введение в эзотерику. М.,2002.
45. Назаров В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993.
46. Дьяков A.B. Гностицизм как религия и философия.1ЖГ: http://diakoff.kurskzerno.ru/
47. Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия.Москва,2003.
48. Евсевий Кесарийский. Церковная История. М., 1993.57.3ибер.Д. Эон «Барбело» в «Зостриане» и связанных с ним трактатах. URL: http://nahash.pochtamt.ru/sieber.html
49. История гностицизма. URL: http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS-l.html
50. Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб., 1998.
51. Карсавин Л.П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид) /Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994.
52. Логинов А. Учение о спасении Климента Александрийского. URL: http://theotherside.hut.ru/Lib/ClemensA.htm
53. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Мн., 2007.
54. Мома А. Немного о Пистис Софии. URL: http://tower.vlink.ru/study/moma2.shtml
55. Мома А. Заметки о гностических книгах Иеу. URL: http://tower.vlink.ru/study/momal.shtml
56. Пантелеев А.Д. В поисках исторического Валентина.ТЖЬ: http://tower.vlink.ru/study/valentin.shtml
57. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквией -1054г.). Брюссель, 1988.
58. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
59. Робинсон Д.М. «Три стеллы Сифа» и гностики IlnoTHHa.URL: http://tower.vlink.ru/study/robinson-gnostplot.shtml
60. Свенцицкая И.С.,. Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. М.,1989.
61. Светлов Р. Идея другого в гностицизме. URL: http://svetlov-r v. by. ru/i de agno st. htm
62. Трофимова M.K. Из истории гностической интерпретации. Гностицизм «Пистис Софии». М., 1996. URL: http://proroza.narod.ru/Trofimova.htm
63. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
64. Трубецкой С.Д. Учение о логосе в его истории. URL: http ://gnosis.newmail.ru/tr.htm
65. Гарнак А. Из истории раннего христианства. Москва, 1907 г.
66. Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Москва, 1877.
67. Малицкий П.И. История христианской церкви. Тула, 1912 г.
68. Смирнов Е. История христианской церкви. Петроград, 1915 г.
69. Афонасин E.B. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. Новосибирск, 1999.
70. Афонасин Е.В. Валентин и его школа. Фрагменты и свидетельства URL: http://philos.nsu.ru/rus/classicsA^alentin.htm
71. Бородай Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина // Вопросы философии. 2000. - № 10.
72. Бровкин Е.А. Богомилы древней Руси. Гомель, 2000.
73. Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского исследования. URL: http://diakoff.kurskzerno.ru/monographia.htm
74. Дьяков A.B. Гностицизм как религия и философия. URL: http://diakoff.kurskzerno.ru
75. История гностицизма. URL: http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS-l.html
76. ЙонасГ. Гностицизм (гностическая религия). СПб., 1998.
77. Кестер Г. Гностические писания, как свидетельства традиции изречений URL: http://nahash.pochtamt.ru/kest.html
78. Генри Л. История инквизиции в средние века. СПб, 1999.
79. Логинов А. Учение о спасении Климента Александрийского/ URL: http://theotherside.hut.ru/Lib/ClemensA.htm
80. Мома А. Немного о Пистис Софии. URL: http://tower.vlink.ru/study/moma2.shtml
81. Мома А. Заметки о гностических книгах Иеу/ URL: http://tower.vlink.ru/study/momal.shtml91.0сокин Н. История альбигойцев и их времени. М., 2000.
82. Пантелеев А.Д. В поисках «исторического Валентина». URL: http://tower.vlink.ru/study/valentin.shtml
83. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей -1054г.). Брюссель, 1988.
84. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним.Киев, 1917.
85. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. 336 с.
86. Свенцицкая. И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.
87. Светлов Р. Идея другого в гностицизме. URL: http://svetlov-rv.by.ru/ideagnost.htm
88. Трофимова М.К., Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры // РАН. Ин. философии. Центр по изучению немецкой философии и социологии. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 254-265.
89. Трофимова М.К. Из истории гностической интерпретации. Гностицизм "Пистис Софии" // статья из сборника: "Знание за пределами науки". М., 1996.URL: http://proroza.narod.ru/Trofimova.htm
90. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
91. Джон Ф.Нэш «София: гностическое наследие». URL: http://castalia.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=572
92. Хосроев A.JI. Александрийское христианство. М., Наука, 1991.
93. F. Wisse. The Use of Early Christian Literature as Evidence for Inner Diversity and Conflict. // C.W. Hedrick and R.Hodgson, (eds). Nag Hammadi, Gnosticism & Early Christianity. In memory of George W. MacRae. Peabody, Massachusetts: Hendrickson, 1986.
94. Гностики, или «о лжеименном знании»//под ред. С.И. Ефремова,-Киев,1996.
95. В.И. Исаев. Декларация правового нигилизма: гностический миф// Право и жизнь № 31 .М.,2000.
96. C.B. Лёзов. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.
97. Дж.Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М., 1997.
98. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1998.
99. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.
100. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. M., 1992.
101. Мансуров С. Очерки из истории Церкви. URL: http://mystudies.narod.ru/library/m/mansurov/history/mans092.htm
102. G. Scholem. Jaldabaoth Reconsidered. // Mélanges d'histoire des religions offerts à Henri-Charles Puech. Paris, 1974.
103. Duvernoy Jean. La religion des cathares; L'Histoire des cathares, Toulouse, 1978.
104. И. Иеремиас. Богословие Нового Завета. M., 1999
105. Карсавин JI.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994.
106. Мацух Р. Мандеи: история, литература, религия. СПб., 2002.
107. Аверинцев С.С София Логос. Словарь. Киев., 2000. С. 159161.
108. Harnack. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Eine Monographie zur Geschichte der Grundlegung der katholischen Kirche. Leipzig, 1924.
109. Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб., 2001.
110. Смагина, Е.Б. Происхождение христианской версии биографии Мани. Всесоюзная ассоциация востоковедов. Институт востоковедения. 4-я всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т.1: История, источниковедение, историография. М., 1986.
111. E.H. Kaden. Die Edikte gegen Manichaer von Diokletian bis Justinian. Basel, 1953.
112. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. T. I. 5. Tubingen, 1931.
113. Quispel G. Vallentinian Gnosis and Apocryphon of John . The Rediscovery of Gnosticism. Vol. I. The School of Valentinus. Leiden, 1980.
114. АфонасинЕ.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. Новосибирск, 1999.
115. Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии №4. М., 2000.
116. Слободнюк С.JI. Древний гностицизм и русская литература. СПб., 1998.
117. Шохин В.К. Гностицизм , гносис, теософия: проблемы религиоведческой компаративистики . М., 1998.
118. Шипфлингер Т. София-Мария, целостный образ творения. М., 1997. 397 с.
119. Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте (На материале коптской библиотеки из Наг Хаммади). М., 1997.
120. Светлов Р. В. Античный платонизм и александрийская экзегетика- СПб., 1991.
121. Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879.
122. Соловьев В. С. Гностицизм // Собрание сочинений. Т. 9 (дополнительный). СПб., 1907.
123. Lipsius R. A. Die Quellenkritik des Epiphanios. Wien, 1865.
124. HarnackA. Lehbuch der Dogmengeschichte.- 1886.
125. Владимиров А. Апостолы: гностико-эллинские истоки христианства. М.: Беловодье, 2003. 582 с.
126. Гайденко П. П. Искушений диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С.75-93.
127. Козырев А. П. Соловьев и гностики М.: Изд. Савин С. А., 2007.544 с.
128. Стефанов П., Ялдаваот: История и учение гностической религии. София, 2008. 504 с.
129. Гусейнов А. А. Античная этика. М. 2003.
130. Гарнак А. История догматов // Сб.: Раннее христианство. В двух томах. Т.2. -М. -2001.
131. Мецгер, Брюс М. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала: М.: Библейский-богослов. ин-тсв. апостола Андрея, 1996.
132. В.Н.Лосский. Догматическое богословие. М., 1991.
133. Данн Дж . Д. Единство и многообразие в Новом Завете : Исследование природы первоначального христианства . М.: ББИ, 1997.