автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Феноменологическое религиоведение М. Элиаде

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Михельсон, Ольга Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Феноменологическое религиоведение М. Элиаде'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Михельсон, Ольга Константиновна

Введение

Глава первая

М. Элиаде и традиция феноменологического религиоведения

§ 1. М. Элиаде и описательная феноменология религии

§ 2. М. Элиаде и классическая феноменология религии

§ 3. М. Элиаде и герменевтическая феноменология религии

Глава вторая

Методологические принципы и теоретические основания феноменологического религиоведения М. Элиаде

§1. Концепция кото ге^ювив

§ 2. Категория Священного

§ 3. Теория мифа

§ 4. Концепция ритуала

§ 5. Интерпретация религиозного символизма

§ 6. Концепция паттернов

§ 7. История религий М.Элиаде

Глава третья

Идеи М. Элиаде и дальнейшее развитие науки о религии

§ 1. Проблема редукционизма

§ 2. История религий М. Элиаде и теология

§ 3. История религий М. Элиаде и его понимание свободы

§ 4. Новый гуманизм и диалог Востока и Запада

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Михельсон, Ольга Константиновна

Актуальность диссертационного исследования. Традиции феноменологического религиоведения - одного из магистральных направлений религиоведческой мысли конца XIX и всего XX столетия -остаются недостаточно исследованными в России. Идеи феноменологического религиоведения, популярные в нашей стране до революции, оказались забытыми на протяжении долгих лет, полностью отвергнутыми и вытесненными в советский период. Отечественная наука лишь в последние годы стала вновь обращаться к феноменологии религии как к особому направлению в изучении религии.1

Религиоведение Мирчи Элиаде представляет собой блестящее продолжение феноменологической линии в исследовании религий, зародившейся еще в XIX веке и продолжающей сохранять свое влияние до сих пор. Воззрения Элиаде, его идеи и важнейшие методологические принципы были сформированы в русле трудов Н. Зедерблома, Г. Ван дер Леува и И. Ваха. Предложенная им концепция своеобразного понимания истории религий, предполагает не только синтез феноменологии, герменевтики и сравнительного религиоведения, но и поднимает религиоведение до философского осознания онтологических и экзистенциальных вопросов человеческого бытия, предлагая пути выхода из кризиса современной западной цивилизации. В последние годы работы М. Элиаде активно публикуются в нашей стране, но, несмотря на их доступность, оснащенность «преде-» и «после-» словиями, его вклад в религиоведение еще не стал предметом специального анализа. Данное исследование представляется особенно своевременным на фоне методологической размытости современной отечественной науки о

1 Шахнович М.М. Сравнительный метод в феноменологическом религиоведении // Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001; Она же. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellance Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. СПб., 2001; Красников А.Н. Современная феноменология религии // Религиоведение, № 2, 2002. религии. Утратив привычные марксистские подходы к изучению религии, большинство российских исследователей оказалось в методологическом вакууме, отказавшись как от каких-либо систематизирующих приемов, так и от попыток осмысления и объяснения религиозных феноменов, и таким образом, сводя свои работы к описанию. Между тем, в настоящее время в мировой науке существует целый ряд различных методологических школ и подходов к исследованию религий. Одним из самых популярных и востребованных является феноменологический подход. Кроме того, анализ идей Элиаде представляется необходимым в контексте возросшего в нашей стране интереса к эзотерике и так называемому «традиционализму». Некоторые приверженцы этого

•у направления причисляют к нему и Элиаде. В этой связи кажется актуальным и необходимым разъяснение проблем отношения Элиаде к ценностям традиционной культуры. В других странах интерес к его наследию также не угасает, он остается одним из наиболее популярных и влиятельных философов и историков религии XX века. В 2000 году, в Лондоне прошел международный конгресс, посвященный рассмотрению его творческого наследия.

Состояние исследования проблемы. В отечественной историографии, к сожалению, отсутствуют специальные труды, посвященные комплексному анализу методологических и теоретических принципов феноменологического религиоведения Мирчи Элиаде, хотя еще в 70-годы прошлого века его идеи впервые стали использовать в своих исследованиях в области архаической культуры представители Московско-тартусской школы3. М. Элиаде лишь упоминается как один из видных современных феноменологов религии в редких работах,

2 См. например: Мирна Элиаде: ученый, мистик, экстремист, писатель \\ Сетевой ресурс русских националистов newrussia.by.ru).

3 См.: Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотнесенных с концепцией «мирового дерева»// В кн.: Труды по знаковым системам, т.5. Тарту, 1971; Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1980; Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд)//Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982. См. также: Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976;. Ревуненкова Е.В. Проблема шаманизма в трудах М. Элиаде // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1976. С. 241-258. посвященных методологическим проблемам религиоведения, или в изданных за последние 15 лет учебниках по религиоведению4. Начиная с конца 80-х годов, на русский язык было переведено значительное количество трудов Элиаде. Первый сборник работ М. Элиаде, увидевший свет в нашей стране, был снабжен предисловием Н.Я.Дараган, в котором Элиаде подвергался значительной критике, прежде всего за концепцию «страха перед историей»5. В 1994 году в России был опубликован программный труд М. Элиаде «Священное и мирское», к которому был придан краткий перечень его основных трудов6. Через год вышла в русском переводе его работа «Аспекты мифа»7. Это издание было снабжено послесловием Е. Строгановой, благодаря которому читатель мог познакомиться как с биографией ученого, так и с кратким освещением его концепции мифа. C.B. Пахомов в 1999 году снабдил переведенный им труд М. Элиаде «Йога: бессмертие и свобода» предисловием, описывающим подход Элиаде к исследованию йоги8. Русские переводы трудов М. Элиаде «Очерки сравнительного религиоведения» и «История веры и религиозных идей»9 сопровождаются краткими послесловиями В.Я. Петрухина. Самая значительная аналитическая работа о М.Элиаде на русском языке - предисловие H.JI. Сухачева «Феномен духа и космос Мирчи Элиаде», написанное к сборнику «Азиатская алхимия»10. Остальные работы М. Элиаде издавались в России без каких-либо дополнительных предисловий и

4См.: Кимелев 10.А. Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор. М., 1990. С. 15; Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. С. 35; Гараджа В.И. Религиоведение. М„ 1995. С.67-68; Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2001. С. 397, 403. 411, 421-423, 477-478; Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб. 1997. С. 11.

5 Дараган Н.Я. Очерк жизни и творчества Мирча Элиаде// Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М„ 1987. С.3-26.

6 Кратая библиография (Сост. H.K. Гарбовский)//Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 140-144.

7 Строганова Е. Мирча Элиаде// Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С.202-225.

8 Пахомов C.B. Элиаде и йога (Научи, ред. Е.А.Торчинов) //Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999. С.5-57.

9 Петрухин В.Я. Послесловие//Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С. 421-427; Он же. Послесловие // Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2001. С.448-449; Он же. Послесловие // Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том И. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. M., 2002.С.483-486.

Сухачев Н. Л. Феномен духа и космос Мирчи Элиаде // Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998. С. 5-37. послесловий, и, к величайшему сожалению, далеко не всегда в удачных переводах.

Разительным образом отличается ситуация с изучением творческого наследия Элиаде на Западе. Его теоретическое наследие служит предметом обсуждения и критики таких авторов как Ш. Арвинд, Р. Байард, И. Бабур, У. Бианки, К. Бликер, X. Бьезайс, Д. Чайдестер, В. Элзи, Т. Фокетт, Дж. Фэнтон, Т. Годлав, Дж. Харт, Л. Хонко, Дж. Китагава, С. Лэйкок, Ч. Лонг, А. Олсон, Д. Полз, Т. Райба, Р. Сигал, Н. Смарт, У. Смит, И. Стренски, Г. Уэкмен и др. Существует значительная традиция изучения религиоведения М. Элиаде, вышел целый ряд трудов, целиком направленных на освещение и объяснение его идей. Наиболее известные из них - работы Г. Дадли, А. Дугласа, А. Барбоса да Сильва и Б. Ренни11. Книга Гилдорда Дадли имеет характерное название: «Религия на суде. Мирча Элиаде и его критики»12, а ее первая глава называется «Элиаде и вооруженная история религий». Подобные заголовки не случайны. Дадли сравнивал полемику между различными направлениями и школами науки о религии с полем битвы. По мнению автора, воззрения и методология Элиаде подверглись серьезному нападению, но он сам, в свою очередь, атаковал концепции и теоретические положения своих критиков и выиграл «битву». Монография Аллена Дугласа13 посвящена рассмотрению методологических принципов изучения религий, предложенных М. Элиаде. Дуглас пришел к выводу, что воззрения М. Элиаде можно назвать «новой философской антропологией».

Таким образом, несмотря на видимое обилие изданных в России работ М. Элиаде, анализ теоретических положений его религиоведческой концепции является недостаточным и требующим специального исследования Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. London, 1982; Rennie B. S. Reconstructing Eliade: Making Sense of Religion. New York, 1996.

12 Dudley G. Religion on trial: Mircea Eliade and His Critics. Philadelphia, 1977.

13 Douglas A. Structure and Creativity in Religion. Hermeneutics in Mircea Eliade's Phenomenology and New Direction. Paris-The Hague- New-York, 1978.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной диссертационной работы является исследование феноменологического религиоведения М. Элиаде, выявление его идейных оснований, методологических принципов и теоретических положений. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

1. определить место религиоведения Элиаде в общей традиции феноменологического изучения религии, проследив его идейные и методологические истоки в описательной феноменологии религии, классической феноменологии религии и герменевтической феноменологии религии;

2. выявить методологические принципы религиоведения Элиаде, рассмотрев его отношение к проблеме редукционизма, особенности его подхода к анализу священного, мифа, ритуала и религиозного символизма;

3. проанализировать содержание и теоретическое значение введенных им в религиоведение концепций и понятий: homo religious, иерофания, паттерн;

4. показать значение истории религий Элиаде как основания для созданной им концепции Нового гуманизма.

Источники диссертационного исследования. Диссертация написана на основе изучения двух групп источников:

1. научные труды Элиаде, а также его художественные произведения, дополняющие и иллюстрирующие его научную концепцию;

2. сочинения философов, оказавших влияние на воззрения Элиаде, и сочинения других представителей феноменологического религиоведения, а именно: И. Ваха, В. Дильтея, Г.Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Н. Зёдерблома, Э. Кассирера, Б. Кристенсена, Г. ван дер Леува, Э. Лемана, Р. Отто, П. Рикёра, К. Тиле, П. Тиллиха, Ф. Хайлера, П. Шантепи де ля Соссе, М. Шелера, К.Г. Юнга.

Методологические основания диссертационного исследования. Методология исследования базируется на принципах объективности и комплексного анализа поставленных проблем. В основу исследования положен метод аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, и предполагающий терминологический, сравнительный и сопоставительный анализ, способствующий реконструкции феноменологического религиоведения Элиаде, поиску его идейных предшественников и определению перспектив применения в дальнейшем развитии религиоведческой науки.

Научная новизна исследования. Представленная диссертация -первое в отечественной историографии комплексное исследование, рассматривающее основные методологические и теоретические основания феноменологического религиоведения Элиаде. В диссертации:

1. определяются теоретические источники воззрений Элиаде и место его концепции в истории феноменологического изучения религии;

2. выявляется новое осмысление Элиаде важнейших религиоведческих понятий (мифа, ритуала, символа, священного) и анализируется содержание введенных им новых категорий науки о религии и новых методологических принципов изучения религии;

3. исследуются религиоведческие основания его гуманистического проекта - концепции Нового гуманизма.

Основные выводы, выносимые на защиту: 1. М. Элиаде создал свою «историю религиозных идей», опираясь на философию символических форм Э. Кассирера и юнгианский психоанализ и положив в ее основание методологию феноменологического религиоведения.

2. Вместо линейного описания религиозных феноменов М. Элиаде предложил своеобразную «продольную структуру» религиозного, выделяя в нем основные модели - паттерны. Этот метод, по его мнению, должен был способствовать свободному от эволюционизма одновременному анализу «высших» и «низших» форм религии.

3. Целью истории религий М. Элиаде является не просто описание определенных феноменов духовной жизни, типов религиозного поведения, символики и мифов, а - понимание их значения.

4. Концепция homo religiosus - важнейшее теоретическое и методологическое положение религиоведения М. Элиаде. Интерес Элиаде к вопросам религии имел для него не только научно-практический, но и философско-аксиологический характер.

5. В основе концепции Нового гуманизма Мирчи Элиаде лежит идея возможности установления диалога между религиями на основе общего глубинного содержания. Призыв Элиаде к восприятию традиционной культуры следует понимать как попытку нивелировать трагический разрыв между сакральным и профанным, свойственный современному миру и человеку.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, а также в учебно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам философии религии, феноменологии религии, религиоведения и культурологии.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях автора (общим объемом 2,4 п. л.).14 Результаты исследования были освещены автором на конференциях «Христианская культура на пороге третьего тысячелетия» (СПб., 2000) и «Образ рая: от мифа к утопии» (СПб., 2002), а также на теоретическом семинаре. На основе материалов исследования соискатель подготовила курс лекций по дисциплине «Феноменология религии», который читает на факультете социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена.

14 См. Михельсон О. К. История религий и новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение, М.Благовещенск, 2002. № 4. С. 52 - 72; Михельсон О. К. Мирна Элиаде. Религиозная культура и современность // Материалы научной конференции «Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПб., 2000. С. 95 - 98; Элиаде М. Структура символов (фрагмент) // Метафизические исследования: Религия, СПб., 1999. № 10, С. 141-151 (Перевод и ком. Михельсон О. К.).

Диссертация обсуждена на кафедре философии религии и религиоведения СПбГУ и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определена поставленными задачами исследования и опирается на проблемно-исторический принцип изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феноменологическое религиоведение М. Элиаде"

Заключение

Мирча Элиаде занял достойное место среди классиков науки о религии, наряду с Фридрихом Макс Мюллером, Эдвардом Тайлором, Джеймсом Фрезером, Эмилем Дюркгеймом, Клодом Леви-Строссом, Жоржем Дюмезилем и др. Элиаде удалось воссоздать цельную систему «философии» архаического человека, выделив основные принципы его мироощущения и мировоззрения. На основе своих теоретических изысканий, ученый предположил, что современный человек остается homo religiosus. Критически оценив нынешнее состояние западной культуры с ее нервозностью, страхами и кризисами, Элиаде указал на своевременность диалога между «традиционным» Востоком и «техногенным» Западом, основав на этом диалоге концепцию Нового гуманизма.

Мир в интерпретации Элиаде - это не множество принципиально различных культур, противопоставленных друг другу, а - единая культура всего человечества, проявляющаяся в многообразии, основанная на единстве человеческого духа. Поэтому, оказавшись в экзистенциальном кризисе, секуляризованный и «расколдованный» Запад может найти выход, вернувшись к опыту, сохраненному восточными и традиционными культурами, к опыту «архаического человека». Творчество Элиаде - это поиски оптимального разрешения проблем современной культуры через опыт и «философию» человека традиционного общества.

В своем постоянном стремлении «дойти до самой сути» Элиаде выработал оригинальный метод исследования, сложившийся из нескольких традиций. С одной стороны, в его подходе можно четко проследить влияние так называемой сравнительной науки о религии рубежа девятнадцатого и двадцатого веков, ставшей предвестницей феноменологического религиоведения. С другой, мы вправе говорить о серьезном влиянии классической феноменологии религии, и косвенно -феноменологической философии. Изыскания Элиаде представляют собой блестящее продолжение традиции феноменологического религиоведения, зародившейся еще в XIX веке и продолжающей сохранять свое влияние до сих пор.

Значительную роль в формировании концепции Мирчи Элиаде сыграла «сравнительная наука о религии» Иоахима Ваха, использующая герменевтические приемы, а также герменевтика Поля Рикёра. Кроме того, в воззрениях Элиаде ясно усматривается наследование традиции символической философии Эрнста Кассирера и психоанализа Карла Густава Юнга. Элиаде разработал свой метод исследования религии, положив в его основание методологию феноменологического религиоведения. Опираясь на философию символических форм Кассирера и юнгианский психоанализ, он создал свою, феноменологическую, «историю религиозных идей». Полагая герменевтику: «единственно возможным разумным ответом человека Запада на требования современной истории»,280 Элиаде в своей истории религий стремился к раскрытию герменевтического смысла феноменов религиозной жизни.

Элиаде выделил два основных правила изучения религий: тщательный отбор анализируемых источников и их доскональное исследование и знание; рассмотрение космологических представлений как исходной точки исследования. Вместо линейного ряда описания феноменов он вычленил своеобразную «продольную структуру» религиозного, выделяя в нем основные категории паттерны. Этот метод, по его мнению, должен был способствовать одновременному, свободному от эволюционизма, анализу «высших» и «низших» форм религии.

Согласно Элиаде, непременным условием исследования религий должен стать принцип историзма. Элиаде признавал необходимость внимательного рассмотрения исторического контекста того или иного исследуемого явления, его места в духовной и социальной жизни человека. Поэтому свой м етод религиоведения Элиаде безусловно определял как исторический. Но конечной целью истории религий Элиаде является не просто описание определенных феноменов духовной жизни, типов религиозного поведения, символики и мифов, а понимание их значения. Причем, согласно Элиаде, это значение оказывается не исключительно религиозным, но также социальным, психологическим, экономическим, историческим и т. д., то есть обще культурным. В этом смысле религия для Элиаде выступает как основа культуры.

Некоторый скепсис Элиаде в его размышлениях об истории вызван не отрицанием последней, а отрицанием безусловного приоритета конкретно линейной истории современного человека над представлениями об истории (или, вернее, отсутствием четких о ней представлений) человека традиционного общества. Элиаде не был переполнен ностальгией по целостному циклическому времени, каждым своим кругом конституирующему illud tempus, которую ему приписывают многие оппоненты.

Интерес к вопросам религии Элиаде имел не только научно-практический, но и философско-аксиологический характер. Концепция homo religiosus - важнейшее теоретическое и методологическое положение религиоведения Элиаде. В этом он проявил себя как наследник и продолжатель предшествующего феноменологического и психологического изучения религии, утверждая личный религиозный опыт центральным объектом исследования.

Миф, согласно Элиаде, является «историей» архаического человека. В сознании человека как homo religiosus преодолевается страх перед смертью и страх перед историей, благодаря представлению о циклическом воспроизведении творения. Основой для ритуальных и других значимых действий выступает космогонический миф. Ритуал воспроизводит космогоническую модель, выступающую в качестве

2S0 См. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 8. архитипического образца. Акт творения, таким образом, становится парадигмой действий homo religious. Человек всегда стремиться конституировать свое пространство и время согласно космогонической архетипической модели. Символ и иерофания также вытекают из космогонических представлений.

Важнейшим положением религиоведения Элиаде выступает противопоставление сакрального и профанного в мифологическом сознании и в культуре. Своеобразными элементами, связующими сакральный и обыденный пласты бытия, по его мнению, выступают иерофания и символ, с помощью которых Священное реализует себя в обыденном, несмотря на то, что при этом оно самоограничивается. Человек приобщается к священному в ритуале. Элиаде подчеркивал, что воспринимает весь многообразный материал религиозного как ряд иерофаний - проявлений Священного. Их анализ он осуществлял посредством классификации, основанной на паттернах.

Элиаде многократно подчеркивал нередуцируемость опыта Священного, а следовательно, и нередуцируемость всех явлений, связанных с этим опытом, то есть практически всех явлений религиозной жизни. Элиаде подразумевал, что у каждого человека изначально присутствует опыт сакрального, поэтому, притом, что любая попытка определения религии оказывается неполной, человек интуитивно «понимает» религиозное. С другой стороны, основываясь на феноменологическом эпохе - «воздержании от суждения», Элиаде требовал воздерживаться от каких-либо оценочных суждений в отношении анализируемых явлений религиозного. Он был также резким противником позиции рассмотрения изучаемых явлений «свысока». Элиаде выступал как антиредукционист. Объединяя различные проявления религиозного в единые структурные модели - паттерны, Элиаде, отчасти их редуцировал, но в том лишь смысле, что сводил их в нечто единое, находя общие основания и структурно-функциональное единство.

Одной из существенных особенностей религиоведения Мирчи Элиаде является идея возможности установления диалога между религиями, свойственная феноменологическому изучению религии в XX веке в целом. Элиаде выступил как один из идеологов сотрудничества истории религии и теологии. Понимание Элиаде задач истории религий сформировалось во взаимодействии с интерпретацией истории религии в «теологии культуры» Пауля Тиллиха.

Обращение к истории религий означало для Элиаде поиск пути к раскрытию духовной свободы. С его точки зрения, принцип ее обретения - один из основополагающих принципов большинства религиозных традиций. История религий для М. Элиаде является не просто религиоведческой дисциплиной, а своеобразной философской антропологической системой, центральным вопросом которой выступает рассмотрение человека и его жизненного мира, и где онтологическая и экзистенциальная проблематика играют существенную роль. Он онтологизировал понятие истории религий, сделав ее философским основанием концепции Нового гуманизма. В Новом гуманизме Элиаде усматривал необходимый выход из мировоззренческого тупика, в который зашла западная цивилизация. Призыв Элиаде к восприятию традиционной культуры следует понимать как попытку современного человека посредством обращения к этой культуре «обрести самого себя», нивелировать трагический разрыв между сакральным и профанным, прийти в гармонию с собственным внутренним миром.

 

Список научной литературыМихельсон, Ольга Константиновна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Источники:1. Сочинения М. Элиаде:1. Научные труды:

2. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998. С.604.

3. Аспекты мифа. М., 1995. С.238.

4. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2001. С.461

5. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2003. С. 451.

6. Инициация //Нация, М., 1996. № 2. С. 14-29.

7. Йога: бессмертие и свобода. СПб, 1999. С.408.

8. Король и коронация // Элементы, М., 1996. № 8. С. 6-21.

9. Космос и История. М., 1987. С. 238.

10. Космическое обновление // Конец света, (ред.) Дугин А. М., 1998. С.159-177.

11. Ю.Мефистофель и андрогин. СПб., 1998. С. 374.

12. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998. С. 249.

13. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 285.

14. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М., 2002. С. 221.

15. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1995. С. 488.

16. Религии Австралии. СПб., 1998. С. 318.

17. Священное и мирское. М., 1994. С. 142.

18. Словарь религий, обрядов и верований. СПб., 1997. С. 411.

19. Структура символов (фрагмент) // Метафизические исследования: Религия, СПб., 1999. № 10, С. 141-151 (Перевод и ком. Михельсон О. К.).

20. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. СПб., 1999. С.356.

21. Трактат по истории религий. В 2 т. СПб., 2002. С. 269, 251.

22. Шаманизм. К., 1998. С. 347.

23. Cultural Fashions and History of Religions. // The History of Religions. Essays on the Problem of Understanding. Chicago, 1667. Pp. 21-38.

24. From Primitives to Zen. A Thematic Sourcebook on the History of Religion. L., 1967. P. xxv, 645.

25. History of Religions and a New Humanism // History of Religions. Chicago, Vol. 1, 1961. № 1. P. 25-74.

26. A History of Religious Ideas. Vol. I-III, Chicago, 1978-1980. P. 346, 354, 329.

27. Methodological Remarks on the Study of Religious Symbolism // The History of Religions. Essays in Methodology. Chicago, 1959. Pp. 86-107

28. Myth and Reality. New-York, 1968. P. 123.

29. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions. Chicago-L., 1976. P. 149.

30. The Sacred and the Modern Artist. Chicago, 1965. P. 97.

31. The Two and the One. Chicago, 1965. P. 114.

32. The Quest. History and Meaning in Religion. Chicago-L., 1969. P. 106.

33. Художественные произведения:

34. Гадальщик на камешках. СПб., 2000. С. 510,

35. Девица Кристина. М., 2000. С. 233.

36. Загадка доктора Хонигбергера // Согласия, М., 1994. № 3 (28). С. 9-86.

37. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анре Роке // Иностранная литература, М., 1999. № 4. С. 151-208.

38. Майтрейи. СПб., 2000. С. 301.

39. Под тенью лилии. М., 1996. С.855.

40. Почему я верю в победу легионерского движения // Царский опричникъ, М., 2001. № 19. С. 12-28.

41. Три эссе // Иностранная литература, М., 2002, № 5. 111-173.

42. У цыганок // Иностранная литература, М., 1989, № 8. 56-89.

43. Человек без судьбы // Иностранная литература, М., 1999, № 4. 48-91.

44. Autobiography. Journey East, Journey West: 1907-1937. Chicago, 1981. P. 348.

45. Journal 1957-1969. New-York, 1977. P. 294.1. Дополнительные источники:

46. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 421.

47. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 700.

48. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2002. С.317.

49. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. С.332.

50. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1999. С.315.

51. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, М.,1988. № 4. С. 115-147.

52. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. С. 274.

53. Зёдерблом Н. Становление веры в Бога // Мистика, религия, наука. М., 1998. С.232-313.

54. Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С.472.

55. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 т. М СПб., 2002. С. 397.

56. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 302.

57. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 411.

58. Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 144-196.

59. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 471.

60. Тиллих П. Систематическая теология. М.-СПб., 2000. В 2-х т. С. 396, 251.

61. Шантепи де ля Соссе П. Иллюстрированная история религий. Т. 1. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992. С. 411.

62. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. С. 230.

63. Шелер М. Феноменология и теория познания // Избранные произведения. М., 1994. С. 398.

64. Юнг К. Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии \\ Архетип и символ. М., 1991. С. 233-264.

65. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. М., 1998. С.13-102.

66. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М, 1991. С. 95-128.

67. Юнг К.Г. Психология и религия // Архетип и символ. М., 1991. С. 129202.

68. Юнг К.Г. Йога и Запад // Архетип и символ. М., 1991. С. 223-232.

69. Chantepi de la Sosseie P. Manual of Science of Religion // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 73-86.

70. Heiler F. Prayer// Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 461-483.

71. Heiler F. The Manifestations and Essence of Religion // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 484-499.

72. Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. London, 1963. Pp. 305.

73. Kitagawa J. M. Humanistic and Theological History of Religions with Special Reference to the North American Scene // Numen, Leiden, 1980. V. XXVII. Pp. 199-219 .

74. Kitagawa J. Religion in Japanese History. New-York London, 1966. P. 211.

75. Kristensen B. The Meaning of Religion // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 391398.

76. Leeuw van der G. Introduction to Theology // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 409-412.

77. Leeuw van der G. On Phenomenology and Its Relation to Theology // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of

78. Research. Paris, 1973. Pp. 406-409.

79. Leeuw van der G. Religion in Essence and Manifestation. A Study in Phenomenology // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. 412-425.

80. Leeuw van der G.Sacred and Profane Beauty // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 425-429.

81. Leeuw van der G. Some Recent Achievements of Psychological Research // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. P. 399-406.

82. Lehmann E. Lehrbuch der Religionsgeschichte // Chantepie de la Saussauye, 4 Anl, Tubingen, 1925. S. 3-47.

83. Otto R. The Idea of the Holy // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 432-445.

84. Otto R. Religious Essays // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 447-459.

85. Pettazzoni R. Essays on the History of Religions. Leiden, 1954. 639-657.

86. Ricoeur P. The Problem of the Double-Sense as a Hermeneutic Problem and as a Semantic Problem // Myths and Symbols. Studies in Honour of Mircea Eliade. Ed. by Kitagawa. J., Long Ch., Chicago-London, 1969. Pp. 63-79.

87. Sederblom N. The Living God: Basal Forms of Personal Religion // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp.381-389.

88. Scheler M. Zur Idee des Menschen // Vom Umsturz der Werte. Abhandlungen und Aufsätze. Bern, 1955. S. 24-69.

89. Tillich P. My Travel Diary: 1936 Between Two Worlds. New-York, 1970. P. 311.

90. Wach J. The Comparative Study of Religions. Chicago, 1958. Pp. 486-498.

91. Wach J. The Meaning and Task of the History of Religions // The History of Religions. Essays on the Problem of Understanding. Chicago- London, 1967. Pp. 1-19.

92. Wach J. Sociology of Religion. Chicago, 1946. P. 479.

93. Wach J. Types of Religious Experience // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 498520.1. Исследования:

94. Александреску С. Диалектика фантастического // Под тенью лилии. М., 1996. С. 5-38.

95. Воробьева М. В. Мирча Элиаде и его время // Бог, человек, мир. Материалы ежегодной научной конференции Религиоведение, философия, богословие. М., 2001. С. 17-21.

96. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1995. С. 307.

97. Гараджа В. И. Социология религии. М., 1996. С.237

98. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.320

99. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 270.

100. Кимелев Ю. А. Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор. М., 1990. С. 98.

101. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. С.125.

102. Кимелев Ю. А. Философия религии. М., 1998. С.423.

103. Ковалева И. Ф. Повествование, образ и имя // Литературное обозрение, М., 1995. № 3. С. 27-48.

104. Кошарный С. А. Критика теоретических основ современной философской герменевтики (В. Дильтей и Э. Гуссерль). Автореферат на соиск. у.ст. к.ф.н. Киев, 1988. С. 24.

105. Красников А.Н. Современная феноменология религии // Религиоведение, М.- Благовещенск, 2002. № 2. С. 49-58.

106. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос, М., 1999. № 10 (20). С. 43 88.

107. Лелеков Религия // Философская энциклопедия под ред. Константинова Ф. В. М., 1967. Том IV. С. 207-229.

108. Марков Б. В. От феноменологии сознания к аналитике телесного бытия // Очерки феноменологической философии. СПб., 1997. С. 4-65.

109. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. С.406.

110. Мёкль X. «Символическая выразительность» -феноменологическое понятие? Об отношении философии символических форм Эрнста Кассирера и феноменологии Эдмунда Гуссерля //Логос, М., 1994. (06). С. 127 143.

111. Михельсон О. К. История религий и новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение, М.- Благовещенск, 2002. № 4. С. 52 72.

112. Михельсон О. К. Мирча Элиаде. Религиозная культура и современность // Материалы научной конференции «Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПб., 2000. С. 95 98.

113. Молчанов В. Герменевтика и традиция // Логос, М., 1999. (11). С. 3 10.

114. Молчанов В. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос, М., 1999. № 10 (20). С. 16 — 28.

115. Осипов Г. Мирча Элиаде и вечное возвращение // Finis Mundi, M., 2002, №5. С. 17-30.

116. Пахомов С. Элиаде и йога // Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999. С. 5-57.

117. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999. С. 96.

118. Ревуненкова Е. В. Проблема шаманизма в трудах М. Элиаде // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Ленинград, 1976. С. 241-258.

119. Романова А. П. Феноменологическое направление в современной западной социологии религии. Автореферат на соискание у. ст. к.ф.н. М., 1982. С. 18.

120. Свасьян К. А. Философия символических форм Э. Кассирера. Автореферат на соискание у. ст. д.ф.н. Ереван, 1989. С. 32.

121. Слинин Я. А. Возникновение философии Хайдегера из феноменологии Гуссерля //Очерки феноменологической философии. СПб., 1997. С. 66-112.

122. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Ленинград, 1976. С. 180.

123. Сухачев Н. Л. Феномен духа и космос Мирчи Элиаде // Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998. С. 5-37.

124. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотнесенных с концепцией «мирового дерева» // В кн.: Труды по знаковым системам, т.5. Тарту, 1971. С. 68-91.

125. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982. С. 4-35.

126. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997. С.382.

127. Фрик Г. Сравнительное религиоведение // Мистика, религия, наука. М., 1998. С. 314-331.

128. Шахнович М. М. Сравнительный метод в феноменологическом религиоведении // Компаративистика. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2001. С. 78-93.

129. Шахнович М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellance Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. СПб., 2001. С. 43-67.

130. Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994. С.571.

131. Arvind Sh. What is Reductionism? // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 127-142.

132. Baird R. D. Category Formation and the History of Religions. The Hague-Paris, 1971. P. 178.

133. Baird R. D. Interpretative Categories // On Method in the History of Religions. Middletown, 1968. Pp. 48-67.

134. Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. London, 1982. P. 471.

135. Barbour I. G. Myths, Models, and Paradigms. A Comparative Study in Science and Religion. New-York-London, 1974. P. vi, 198.

136. Bianchi U. The History of Religions, Leiden, 1975. P. 228.

137. Biezais H. Typology of Religion and the Phenomenological Method // Science of Religion. Studies in Methodology. Paris-The Hague, 1979. Pp.143-161.

138. Bleeker C. J. Comparing the Religio-Historical and Phenomenological Methods //Numen, Leiden, 1971. V. XVIII. Pp. 161-172.

139. Bleeker C. J. The Contribution of The Phenomenology of Religion to the Study of the History of Religions // Problems and Methods of the History of Religions // Studies in the History of Religions. Leiden, 1972. Pp. 45-79.

140. Bleeker C. J Die Phanomenology der Religion // The Rainbow. A Collection of Studies in the Science of Religion. Leiden, 1975. Pp. 30-42.

141. Bleeker C. J. Methodology and the Science of Religion // The Rainbow. A Collection of Studies in the Science of Religion. Leiden, 1975. Pp. 4-11.

142. Bleeker C. J. The Phenomenological Method // Numen, Leiden, 1959. V. VI. Pp. 96-112.

143. Bleeker C. J. The Religio-Historical and Theological Method // The Rainbow. A Collection of Studies in the Science of Religion. Leiden, 1975 Pp. 12-29.

144. Campbell J. The Masks of God: Primitive Mythology. Harmonds-worth, 1982. P. 291.

145. Chidester D. The Poetics and Politics of Sacred Space: Towards a Critical Phenomenology of Religion // From the Sacred to Divine. Ed. by Tyminiecka Anna-Teresa. The Netherlands, 1994. Pp. 211-232.

146. Cox J. L. Expressing the Sacred. An Introduction to the Phenomenology of Religion. Harare, 1992. P. 172.

147. Desroche H. Jacob and the Angel: an Essay in Sociologies of Religion. Amherst, 1973. P. xiv, 187.

148. Douglas A. Structure and Creativity in Religion. Hermeneutics in Mircea Eliade's Phenomenology and New Direction. Paris-The Hague-New-York, 1978. P. 318.

149. Dudley G. Religion on trial: Mircea Eliade and His Critics. Philadelphia, 1977. P. 345.

150. Edie J. Edmund Husserl' s Phenomenology. Bloomington -Indianapolis, 1987. P. xviii, 150.

151. Elzey W. Mircea Eliade and a Battle against Reductionism // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 8297.

152. Fawcett T. The Symbolic Language of Religion. Minneapolis, 1971. P. 288.

153. Fenton J. Y. Reductionism in the Study of Religions // Soundings, 1970. № l.Pp. 58-73.

154. Godlove T. F. The Instability of Religious Belief: Some Reductionistic Pressures // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 48-76.

155. Hart J. An Overview of Phenomenological Theology // Essays in Phenomenological Theology. Ed. Laycock S. New-York, 1986. Pp. 168239.

156. Hart J. A Precis of an Husserlian Phenomenological Theology // Essays in Phenomenological Theology. Ed. Laycock S. New-York, 1986. Pp. 9168.

157. Honko L. Science of Religion. Studies in Methodology. Paris-The Hague, 1979. P. xxix, 629.

158. Hubbeling H. Divine Presence in Ordinary Life: Gerardus van der Leeuw's Twofold Method // Lectures on History of Religion. Amsterdam, 1986. P. 47.

159. Idinopulos T. A. Must a Professor of Religion Be Religious? Comments on Eliade's Method of Inquiry and Segal's Defence of Reductionism // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 62-81.

160. James E. O. The History, Science, and Comparative Study of Religion. New-York, 1986. P. 237.

161. Jordan L.H. Comparative Religion. It's Genesis and Growth. Atlanta (reprint), 1986 (originally publ. Edinburg. 1905). P. 418.

162. Joserhddams C. Smart N. Religion // The New Encyclopaedia Britannica. Encyclopeadia Britannica. London, 1994. Pp. 307-314.

163. Laycock S. W. Toward an Overview of Phenomenological Theology // Essays in Phenomenological Theology. Ed. Laycock S. New-York, 1986. Pp. 1-22.

164. Long Ch. H. Silence and Signification. A Note on Religion and Modernity // Myths and Symbols. Studies in Honour of Mircea Eliade. Ed. by Kitagawa. J., Long Ch., Chicago-London, 1969. Pp. 141-152.

165. Mercur D. Reductions of a Working Historian // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp.220-236.

166. Nilsson M. P. Letters to Professor Arthur D. Nock (fragment) // Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris-The Hague, 1973. Pp. 508-523.

167. Olson A. M. Phenomenology, Religious Studies, and Theology // From the Sacred to Divine. Ed. by Tyminiecka Anna-Teresa. The Netherlands, 1994. Pp. 335-347.

168. Olupona J.K. Kingship, Religion, and Rituals in a Nigerian Community. A Phenomenological Study of Ondo Joruba Festivals. Stokholm, 1994. P. 195.

169. Pals D. L. Explaining, Endorsing, and Reducing Religion: Some Clarifications // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 183-197.

170. Parrinder G. Mysticism in the World's Religions. London, 1976. P. 411.

171. Penner H. H. Myth and Ritual // On Method in the History of Religions. Middletown, 1968. Pp. 23-57.

172. Petterson O., Akerberg H. Interpreting Religious Phenomena. Stockholm, 1981. P. 322.

173. Popescu M. Eliade and Folklore // Myths and Symbols. Studies in Honour of Mircea Eliade. Ed. by Kitagawa. J., Long Ch., Chicago-London, 1969. Pp. 81-90.

174. Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore-London, 1987. P. x, 302.

175. Pummer R. Recent Publications on the Methodology of the Science of Religion//Numen, Leiden, 1975. V. XXII. Pp. 161-183.

176. Pummer R. Religionswissenschaft or Religiology // Numen, Leiden, 1972. V. XIX. Pp. 110-129.

177. Rudolph K. Historical Fundamentals and the Study of Religion. New-York: Macmillan, 1985. P. xiii, 123.

178. Ryba T. Are Religious Theories Susceptible to Reduction? // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 1542.

179. Ryba T. The Idea of the Sacred in the Twentieth Century Thought: Four Views // From the Sacred to Divine. Ed. by Tyminiecka Anna-Teresa. The Netherlands, 1994. Pp. 21 -41.

180. Saliba J. A. "Homo Religiosus" in Mircea Eliade. An Anthropological Evaluation. Leiden, 1976. P. vi, 210.

181. Segal R. Are Historians of Religion Necessarily Believers? // Religion and the Social Sciences: Essays on the Confrontation, Brown Studies in Religion. Atlanta, 1989. № 3, Pp. 37-63.

182. Segal R. A. In Defense of Reductionism // Religion and the Social Sciences: Essays on the Confrontation, Brown Studies in Religion. Atlanta, 1989. №3, Pp. 5-36.

183. Segal R. A. Reductionism in the Study of Religion // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. P. 4-15.

184. Sharp J. R. Comparative Religion, a History, London, 1975. P. 208.

185. Smart N. Beynd Eliade: the Future in Theory in Religion // Numen, Leiden, 1978. V. XXV. Pp. 18-47.

186. Smart N. Concept and Empathy. Essays in the Study of Religion. London, 1986. P. xi, 246.

187. Smart N. The Phenomenon of Religion. New-York, 1973. P. v, 157.

188. Smart N. The Religious Experience of Mankind. New-York, 1976. P. xii, 576.

189. Smart N. Scientific Phenomenology and Wilfred Cantwell Smith's Misgivings. New-York, 1978. P. 105.

190. Smart N. The world's Religions. Cambridge, 1989. P. 576.

191. Smith M. Historical Method in the Study of Religion // On Method in the History of Religions. Middletown, 1968. Pp. 1-22.

192. Smith W. C. Towards a World Theology. Faith and the Comparative History of Religion. Birmingham, 1981. P. 417.

193. Strenski I. Four Theories of Myth in twentieth-century history: Cassirer, Eliade, Levi-Strauss, and Malinowski. Iowa City, 1987. P. vii, 234.

194. Strenski I. Reduction without Tears // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden., 1994. Pp. 95-107.

195. Thomas J. J. A. Mircea Eliade and the Dialectic of the Sacred. Philadelpia, 1963. P. 239.

196. Waardenburg J. Reflections on the Study of Religion. Including an Essay on the Work of Gerardus van der Leew // Numen, Leiden: Brill, 1978. V. XXV. Pp. 47-76

197. Waardenburg J. Religionswissenschaft in Continental Europe, Excluding Scandinavia // Numen, Leiden: Brill, 1976. V. XXIII. Pp. 219239.

198. Waardenburg J. View on a Hundred Years' Study of Religion //Classical Approaches to Study of Religion: Aims, Methods, and Theories of Research. Paris, 1973. Pp. 3-79.

199. Weckman G. Reduction in the Classroom // Studies in the History of Religions: Religion and Reductionism. Leiden, 1994. Pp. 211-219.

200. Widengren G. Mircea Eliade. Sixty Years Old. New-York, 1967. P. 96.roc /1. БПБЛИО''■ ' , ,2.\Ы-Ч \ - <оЪ