автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Спыну, Лариса Михайловна
Между художником и мыслителем, романистом и Философом. 15
§ 1 «Если хочешь быть философом, пиши романы». 15-
§ 2 Выбор способа философствования перед лицом культурно-исторической реальности. 26-
§ 3 От логики мысли к логике поведения. Философия моральной необходимости поступка. 42
§ 4 Гуманизм нормы'и согласия против тотальности единства. 58-
Глава П. Философия абсурда. Абсурд как постулат сомнения и побуждение к его преодолению. 67 -
§ 1 Троичная структура драмы человеческого существования.
Абсурд как персонаж этой драмы. 67 -
§ 2 Безысходное присутствие абсурда. Император и конторский служащий как «посторонние». 75
§ 3 Экзистенциально-стоическое смирение и счастье Сизифа. 79-
§ 4 Прометеевское искушение отрицанием абсурда.
Метафизика «бунтующего человека». 84
Глава Ш. Религиозно-этический аспект философии абсурда. 93
§ 1 Отношение А. Камю к христианству. Теодицея и христология. 93
§ 2 Мысли А. Камю о Боге в контексте протестантской теологии. 105
§ 3 От религии к морали: «Этика человеческой солидарности». 111
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Спыну, Лариса Михайловна
Актуальность темы исследования. Творчество А.Камю уверенно и безоговорочно вошло в предметную область историко-философских интересов и теоретических исследований; в эволюции и судьбах европейской мысли его философский опыт впечатляет своеобразием слова, нравственного поиска, мыслительного дискурса и занимает устойчивое и почетное место в философском календаре минувшего столетия; по объему литературы, посвященной личности и философии А.Камю, он сопоставим с заглавными фигурами мировой философии. Казалось бы, комплекс воззрений французского писателя и мыслителя полностью освоен, прокомментирован и окончательно определен в своем составе и концептуальных границах; осталось только сохранить в историко-философской памяти его наследие и то воздействие, которое последнее оказало на европейскую интеллектуальную и художественную жизнь XX в. И тем не менее наши философские обязательства по отношению к творчеству А.Камю, как мне представляется, не исчерпываются литературной и философской памятью, в особенности учитывая ощущение символической недосказанности, с каким прочитываются его сочинения, и обусловленную этим проблематичность адекватного понимания и истолкования того, что закрепляется памятью.
В самом деле, уже при первом знакомстве с философией А.Камю и ее отражением в литературно-философской критике озадачивает одно обстоятельство, которое неискушенному наблюдателю может показаться недоразумением или фикцией: широта внимания к миросозерцанию философа заметно уступает точности, однозначности и оценочной однородности суждений критиков о сущности и целевых установках, специфике и конститутивных основаниях его философии. Такое несоответствие - более чем недоразумение или фикция; оно свидетельствует о драматизме ситуации, в которой оказался философ, отошедший от традиционных канонов философствования, но еще не нашедший себя в нормативных пределах философии, какой она представлялась ему в перспективе его интуитивного («имагинативного») видения. Образ философской доктрины А. Камю, при всей его притягательности для читателя или профессионального аналитика, остается зыбким, изменчивым и многоликим и до сих пор не поддается убедительной и приемлемой квалификации в терминах историко-философского знания. Интуиция того, что в случае с А.Камю мы имеем дело с бесспорным философом, преобладает над всякими попытками рационально-утвердительно транскрибировать ее и аттестовать мировоззрение философа в качестве философского.
Другими словами, существование философии А.Камю - это факт, не подлежащий сомнению, но что мы имеем в виду, говоря о ней, - это для нас пока что загадка, ждущая разрешения и призывающая нас к обновленному и, возможно, неожиданному для нас пониманию заветных чаяний «абсурдно» мыслящего философа. Когда швейцарский историк философии Пьер Нгуен-Ван-Гуй заметил, что Камю остается «широко известным, но мало понятым»1, он хотел не только подчеркнуть персональную самобытность умозрения Камю, ускользающего от общепризнанной транскрипции, но и призвать коллег по историко - философскому цеху к пытливому и беспристрастному преодолению этого «недоразумения». Пока что об успехах в этом направлении судить рано. При всей необъятности литературы за последнее полстолетие, посвященной изучению и интерпретации творчества французского философа, приходится констатировать, что целостный облик его философии,
1 Nguyen-Van-Huy, Pierre. La metaphysique du bonhcur chez Albert Camus. Neuchanel: A la Baconniere, 1962. P.23. максимально приближенный к её идентичности, до нынешнего дня остается искомой величиной и потому нуждается в методологических и концептуально - систематических разысканиях.
Предлагаемое для защиты диссертационное исследование как раз и представляет собой посильный опыт приближения к идентичности системы идей, убеждений и интуиций, именуемых философией А.Камю.
Степень разработанности проблемы. Философские работы, посвященные творчеству А. Камю, можно разделить на тематические группы: общий философский подход; теологические исследования; политологические исследования; сравнительная философия. При этом следует оговориться, что данная классификация исследовательской литературы по Камю является достаточно условной, поскольку все исследования, так или иначе, связаны с рассмотрением абсурда и бунта как понятий и смысловых концептов -художественных, эстетических или метафизических. Среди работ отечественных исследователей следует отметить книги С.Великовского, Е.П. Кушкина, разделы в книгах и учебниках К.М Долгова, А.Ф.Зотова и Ю.К.Мельвиля, В.Н. Кузнецова и рад статей. В работах С.Великовского и Е.П.Кушкина рассматривается эволюция мировоззрения французского писателя и философа-гуманиста. В их трудах привлекает внимание глубокий литературоведческий анализ произведений французского мыслителя, детальное рассмотрение идейных истоков и влияний, в той или иной степени определивших стиль его мировоззрения. В исследованиях А.Ф.Зотова, Ю.К.Мельвиля и В.М. Кузнецова философская эволюция Камю рассматривается как в широком историко-философском контексте, так и в связи с его художественным творчеством, при этом особо подчеркивается так называемый индивидуализм Камю, а также попытки его преодоления в «Чуме» и «Бунтующем человеке». Следует отметить, что при всем профессионально добротном анализе философии А.Камю в этих публикациях (с точки зрения философской фундированности базовых понятий и детального изучения первоисточников), они в определенной степени идеологически тенденциозны. И, тем не менее, начало исследовательского интереса к наследию А.Камю было положено. В этой связи хотелось бы выделить превосходную монографию К.М. Долгова «От Киркегора до Камю», в особенности один из ее разделов. Символично уже название этого раздела, раскрывающего горизонт авторского видения проблемы: «Альбер Камю -главная сила культурного поля современности». Автор справедливо подчеркивает, что Камю принадлежит к той плеяде мыслителей, «которых трудно отнести к какому-либо определенному направлению или течению философской мысли, они остаются сами по себе, ни на кого не равняясь, л никому не подражая, со всеми вступая в бесконечный спор» . К.М. Долгов сделал довольно успешную попытку рассмотреть творчество Камю системно: как писателя, эстетика и философа. Особенно плодотворной представляется постановка К.М. Долговым проблемы абсурда в системе «бунт - абсурд -бунт».
По сравнению с немногочисленными русскоязычными исследованиями философии Камю работы, посвященные его творчеству на западноевропейских языках, практически необозримы. Если попытаться в целом дать общую оценку этим исследованиям, принимая во внимание их разнонаправленность, разнородность как с точки зрения методологии исследования, так и с точки зрения проблемного подхода к
2 Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. С.344. полифоническому» творчеству Камю, то их объединяет то, что большая часть из них не столько систематична, сколько тематически выборочна, что оправдывается их исследовательской установкой. Так, католический ученый Б. Эст3 в своей работе «А.Камю или человек в поисках морали» пытается рассмотреть проблему нравственных ценностей философии Камю сравнительно с христианской. В то время как швейцарский исследователь Нгуен-Вай-Гуй4 в своих психоаналитических исследованиях рассматривает философию Камю в контексте устремленности его героев к счастью. Известный французский исследователь Анна Балакян5 предпочитает рассматривать драматические связи между «отчуждением» и «потребностью в отношениях» - двумя важными составляющими философии Камю. По ее мнению, онтология мысли Камю раскрывает картину обыденной социально-этической стороны действительности, трансцендирующей за собственные пределы. Камю находит ее в вечном круговороте солнца, моря, ветра и пляжа. Эти элементарные составляющие, к которым необходимо добавить климатическую пару «жара-влажность», не просто некие застывшие аллегории, а изменяющиеся символы, которые показывают уязвимость человеческого бытия, неустанное напряжение между отчуждением и потребностью человека в отношениях.
Другой исследователь творчества Камю Джерри Куртис6 в своей статье «Об антиэкзистенциализме Камю» рассматривает его критические
3 East.Bemard. Albert Camus. Philosophe pour les classe terminates. - P: Balland, 1970.
Nguyen-Van-Huy, Pierre. La metaphysique du bonheur chez Albert Camus. Neuchanel: A la Baconniere, 1962.
5 Balakian, Anna. «Alienation and aridity: The climatic correlative in Camus' writigs»; W.T.Zyla et W.M. Aycock,
Proceedings of the Comparative Litterature Symposium, Albert Camus'Litterary Milieu: Arid Lands (Lubboock
Texas\,Texas Technological University), 1976. P.37-51.
6Curtis, Jerry. Albert Camus as anti-existentialist.Kentuky Romance Quarterly, XXII, 1975. P.l 11-23. высказывания по поводу экзистенциализма и поднимает вопрос о «прыжке» (или «скачке») и «философском убийстве». Д. Куртис вполне обоснованно обращает внимание на важность «отсутствия надежды» у Камю. Следует добавить, что, если Камю не является экзистенциалистом в каноническом смысле этого слова, то он остается философом существования; именно это и отличает его от Ж.-П. Сартра, Гегеля, Маркса, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и т.д. в той мере, в какой некоторые из них обращаются непосредственно к категории будущего, ибо сам автор «Бунтующего человека» отдает предпочтение категории «бытия настоящего». Камю неоднократно указывал на дух спортивных состязаний, как на один из основных побудительных мотивов его мысли и прежде всего морали. К этому вопросу неоднократно обращался И.Уолкер, который изучал понятия «завоевания победы» и «духа борьбы» как предпосылку и источник языка Камю. «Двойной символизм спорта, предстающий одновременно как моральный запрет, так и дозволенность» и предполагающий потребность пари (состязания), позволил Камю сформулировать своё понимание как этики общественных отношений основывающихся на командном духе и руководствующихся «правилами игры», так и индивидуальной морали добровольно изолирующих себя от общества Мерсо и Клеманса. Относительность этих «правил игры» находит свое отражение в понятиях о моральных ценностях и справедливости.
Знаменитая полемика, возникшая после выхода в свет «Бунтующего человека» заставила некоторых исследователей (Р.Нодек, П.Брокмейер) обратиться к анализу политической значимости Камю. Например, используя в качестве инструмента маркузианский «исторический расчет», связанный с идеей подчинения личного счастья потребностям конкретной исторической
7 Walker I.H, Camus; Sport and Literature. 1976.P. 175. ситуации, Питер Брокмейер8 пытается выделить в «Бунтующем человеке» теоретические основы, с помощью которых Камю хочет преодолеть революционный соблазн. По мнению Брокмейера, рассказы Камю являются лишь осмеиванием какой-то политической теории, которую он сам оказался неспособным сформулировать.
Такой же проблематичной и чисто ассоциативной представляется связь художественного умонастроения А.Камю с литературным измерением европейской культуры. Исследователи Альфред Чизмару и Теодор Кляйн, например, находят связь между пониманием «самоубийства» у Камю и ирландского драматурга, основоположника драмы абсурда С. Беккета. Им представляется, что отказ от самоубийства как предательства абсурда у Камю соответствует у Беккета критике самоубийства, как невозможного по причине так называемого «психического геноцида»9. Эрвин Броди подвергает критике ограниченное понимание Камю Достоевского и рассматривает отражение «парадокса Кириллова» в «Мифе о Сизифе», находя при этом «существенное идеологическое различие между оригиналом и интерпретацией Камю этого метафизического бунтовщика»10. Камю не может принять предлагаемое Достоевским решение проблемы через веру и бессмертие и соглашается лишь с «еретичеством» Кириллова, представляя его в «Мифе о Сизифе» карикатурным портретом современного героя. Оставаясь верным своим собственным эстетическим канонам, Камю «корректирует» произведение русского писателя, проецируя больше света там, где Достоевский предпочитает тень или полутень, заменяя классическое равновесие игрой
8Brockmeier Peter. Revolte und Resignation. Zum Werk Albert Camus'. Francfurt a.M.: Athenaion,, 1975. P.12-120.
Cismaru Alfred et Theodore Klein. The Concept of suicide Camus and Beckett. Renescence, 28,1976. P.105-10S.
10Brody Ervin C. Dostoevsky1s Kirilov in Camus's. Le Mithe de Sisyphe. Modern Langusge review, 70, April 1975.
P.294. парадоксов
Этот краткий обзор типичной исследовательской литературы о Камю дает представление о том, сколь серьезное и многомерное внимание уделяется изучению различных аспектов творчества французского мыслителя. Однако, как мне представляется, многие составляющие и проблемные узлы учения Камю недостаточно освещены, а некоторые умозрительные интенции его сознания не сформулированы и даже не обозначены. Поэтому в диссертационном исследовании предпринята попытка восполнить эти пробелы и системно рассмотреть философию А.Камю в перспективе ее возможной идентификации в качестве целостного и доктринально завершенного учения; при этом основной акцент делается на нравственной метафизике философа, сконцентрированной в органической совокупности феноменов абсурдного видения мира.
Цель и задачи исследования. Диссертант ставит своей целью обозначить ключевые интенции, базовые слагаемые и контурные очертания мыслительного наследия А.Камю, обеспечивающих возможность адекватной идентификации последнего в качестве целостного философского миросозерцания. Автор отдает себе отчет в том, насколько условны, приблизительны и неуловимы границы того, что можно назвать философской доктриной или учением французского мыслителя. Все попытки квалифицировать его умозрительный мир с теоретической достоверностью, как правило, безуспешны и недостаточно убедительны. Утвердительные и отрицательные суждения о самом существовании этих границ (не говоря уже об их существе) неизбежно оказываются логически правомерными и равномощными. И тем не менее диссертант убежден, что «философская система» А.Камю есть историко - философская реальность, границы которой вполне доступны для фиксации, осмысления и оценки, если, разумеется, не ограничиваться при их разыскании и истолковании жесткими дисциплинарными критериями традиционной классификации философских школ и направлений. В данном исследовании предлагается опыт феноменологического усмотрения и описания имагинативного ядра философии Камю, определившего «концептуальное» единство (и, следовательно, границы) её символов, идей и представлений. В соответствии с этой целью автор ставит перед собой следующие задачи:
- выявить природу и характерные признаки экзистенциального дискурса Камю, отличающие его как от традиционного («картезианского») способа разыскания истины вообще, так и от парадигмы европейского экзистенциального мышления XX века в частности; реконструировать мотивы и предпосылочные основания (культурологические, исторические, психологические), обусловившие неклассическое понимание сущности и назначения философии и определившие выбор способа философствования А.Камю; обозначить проблематичность квалификации философии абсурда и сформулировать подходы к её истолкованию;
- раскрыть антиномичное естество философемы абсурда, выявив её структурные слагаемые, а также её метафизическое и повседневное измерение; проанализировать абсурдное состояние сознания не только в качестве постулата сомнения, но и мотива, побуждающего к его преодолению; эксплицировать антитетику утверждения и отрицания как логику абсурдного мышления; рассмотреть философию моральной необходимости поступка в контексте трансформации логики мысли в логику поведения;
- рассмотреть этический и религиозно - теологический аспекты философии абсурда в контексте «этики человеческой солидарности»; скорректировать хрестоматийное убеждение аналитиков философии абсурда в её «атеистичности», засвидетельствовав в творчестве Камю наличие своеобразной «теологии абсурда», контаминирующей с различными течениями теологизирующего модерна XX века; проследить предрасположенность и тенденцию абсурдистического сознания к систематическому единству в образе проектируемой Камю «философии пределов».
Методологические основания исследования, В диссертации нашли применение как общие принципы и приемы историко-философского анализа, предполагающие обобщение, системное упорядочение и реконструкцию философии А.Камю, так и опыт экзистенциально - герминевтической традиции новейшей философии, апробированный и оправдавший себя в современной историко-философской науке. Кроме того, принимая во внимание литературно - художественный, мифопоэтический, исторический и этико-поведенческий контекст творчества Камю, диссертант использует междисциплинарный исследовательский подход, привлекая для подтверждения своих догадок и утверждений методологический праксис смежных с историей философии дисциплин - социологии, истории, культурологи, лингвистики, литературоведения и религиоведения.
Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что впервые в отечественной историко - философской науке предпринимается опыт реконструкции концептуального единства («системы») философии абсурдного сознания
А.Камю в её генезисных и структурных слагаемых, в её теологических претензиях, исходных предпосылках, творческих возможностях и конечных результатах, а также в её контаминациях с другими направлениями и типами мыслительного творчества, дисциплинарно внеположных философии как таковой.
Конкретные результаты проведенной работы состоит в следующем:
- обозначены и прокомментированы условия, при которых правомерно говорить о философии А.Камю как целостном и завершенном в себе комплексе умозрительных идей и представлений, интуиций и символов, убеждений и побуждений;
- «философская система» Камю аттестована диссертантом как персональный опыт самосознания, для которого литература - нечто большее, чем иллюстрация и популяризация философских идей, а философия - нечто большее, чем эпизодические умозрительные экскурсы литератора;
- проанализирован дискурс абсурдного сознания Камю в его антиномизме утверждений и отрицаний, а также в его нормативной предрасположенности к самоограничению в перспективе и на почве практической мудрости («этики человеческой солидарности»);
- прокомментированы контуры намеченной Камю «философии пределов» в контексте его надежд на обретение этой философии и сомнений в осуществлении этих надежд.
Практическая значимость работьь Содержащиеся в диссертационном исследовании материалы, обобщения и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, спец. курсов и семинаров по истории новейшей и современной западной философии, а также в опыте современных методологических поисков обновленных оснований и критериев идентификации и квалификации философских течений, школ и направлений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов и рекомендована к защите. Теоретические положения диссертации были изложены в 3-х публикациях, а также апробированы в сообщении на международном симпозиуме «Диалог цивилизаций: Восток-Запад» (Российский университет дружбы народов, 1999г.).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю"
Заключение.
Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Эта известная пословица на самом деле отражает суть философского творчества Камю, которое достаточно четко и ясно было им сформулировано в Нобелевской речи осенью 1957 года. Как известно, эту выдающуюся награду и высшее признание он получил, когда ему было всего 44 года. Эта речь была посвящена не проблемам литературы, не заботам и бедам творческой интеллигенции, и не ядерной или какой-либо другой угрозе. Главное его внимание, которым он хотел привлечь весь просвещенный мир, было сосредоточено и посвящено принципам поведения всякого человека в мире. Это была не торжественная речь, которая уместна при вручении столь высокой награды. Его речь - это тревога, адресованная всему цивилизованному человечеству. Она обращена была к Западу и к Востоку, к верующим и к неверующим, к бедным и к богатым. Его речь на самом деле стала итогом (в январе 1960 г. он погиб в автокатастрофе) его философского понимания места и роли человека в мире, который он сам себе подвел.
Как справедливо отмечал С.Великовский, Камю «среди философствующих эстетиков германской выучки - слишком писатель, среди высказывающихся об искусстве писателей - слишком философ»258. С одной стороны, действительно, Камю всем своим творчеством протестует против
258 Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. С.148. философских конструкций, против системности и, в каком то смысле, против учености. С другой стороны, работы Камю - это не сборник афоризмов и каких-либо остроумных сентенций. Представляется, что стиль и манера философствования Камю, это нечто очень продуманное, тщательно изученное и аналитически прозрачное. Творчество Камю - это скорее выбор в пользу интеллекта и, как считает сам Камю, его философию скорее можно определить как новый классицизм: «Это и есть новый классицизм -свидетельство в защиту двух ценностей, сегодня подвергаемых сильнейшим нападкам: разумности и Франции»259. Видимо, разумность, в понимании Камю, и есть выбор в пользу интеллекта. А Франция, говоря словами Э.Мунье, это разорванность в ночи, т.е. так или иначе разум вынужден осмысливать беспредельно абсурдный мир. Этот видимый парадокс на самом деле есть суть творчества Камю - рационализм иррационального, когда свет разума домогается осветить даже дальние закоулки. Поэтому вполне понятен вывод Камю из «Мифа о Сизифе»: «Таким образом, Сизифа можно представить себе счастливым», т.е. «само произведение менее важно, чем испытание, которому ради него подвергается человек»260.
Основные итоги своего творчества Камю сам подводит в «Шведских речах». Во - первых, он настаивает на стоическом понимании того, что человек причастен ко всему, что происходит в современной истории. Здесь важно отметить, что художника рождает время. И Камю, и его творчество -есть результат этого времени не вопреки, а благодаря ему. И неважно, что и время, и судно, на котором художник плывет в этом времени, «безнадежно провоняло селедкой», и что на нем много надсмотрщиков. И даже несмотря на то, что «взят неверный курс. художник, как и все остальные, должен
259 Camus, Albert. Essais, Bibliotheque de la Pleade. P.: Gallimard, 1965. P.1681.
260 Ibid., p. 191. грести и при этом, если удастся, не умереть, то есть продолжать жить и творить»261. Как подчеркивал Камю, художник сегодня «не на скамье амфитеатра»; сегодня наоборот, «художник находится на арене» .
Во - вторых, он считает долгом любой уважающей себя личности служить человеческому сообществу, отстаивая свободу, справедливость и братство. Камю считает, что философ, писатель, представитель творчества должен нести, насколько хватит сил, два бремени: служение истине и служение свободе. И, «что сегодня писать, это честь, ибо такое занятие обязывает, и обязывает не только писать. Каждое поколение склонно верить, что призвано переделать мир. Однако мое поколение знает, что оно его не переделает, но его задача, быть может, еще огромнее. Она состоит в том, чтобы помешать разрушить мир» . Таким образом, и сам Камю, и его творчество - это постоянный поиск диалога между согласием, стоическим принятием судьбы и бунтом против ее абсурдной физиономии.
В третьих, философское творчество Камю насквозь облагорожено пафосом гуманизма. Но пафосом не декоративным и не декларативным, а пафосом набатным, зовущим к консолидации и человеческой солидарности, к «суровому братству» и к поиску нормирующей человеческие отношения «философии пределов».
В четвертых, признание сопричастности человека истории обусловлено тем, что человек может положиться только на себя. Только сам человек может и «сражаться» против исторических отвлеченностей, чтобы отстоять то, что превыше всякой истории - живую плоть, будь она страдающей, или радующейся. По словам Камю, вся нынешняя Европа, застыв в своем
261 Великовский С.И. Умозрение и словесность. /Очерки французской культуры/. Санкт-Петербург:
Университетская книга, 1999. С. 157.
262 Camus, Albert. Essais, Bibliotheque de la Pleade. P.: Gallimard, 1965. P.1079-1080.
263 Ibid., p.1072-1073. высокомерии, кричит ему, что занятие это тщетно и смехотворно. Но мы для того и существуем, «чтобы доказывать обратное»264,
В пятых, в своем произведении «Посторонний» Камю призывал никогда не притворяться. Его философское творчество и вся его жизнь - есть та самая искренность, есть та самая абсолютная'честность, которая возможна только потому, что Камю был искренен и честен перед самим собой. В конечном счете, его абсурд олицетворяет несчастье и боль, страдание и горести, которые можно рассматривать как абсурдную свободу. Камю ищет точку опоры, но не может ее найти. Он ищет высший смысл и не находит его. И все - таки он ищет. Ищет в условиях, когда разрушены привычные религиозные и моральные устои. И человек оказался на том самом корабле невольником, на той самой галере в открытом море, к которой мы прикованы.
Эти, в сущности, итоговые суждения Камю в «Шведских речах», по-видимому, невозможно обойти исследователю в его попытках реконструировать и адекватно оценить мировоззрение французского мыслителя в терминах современной историко-философской науки, т.е. аттестовать его мировоззрение в качестве целостной и завершенной в себе совокупности образов и понятий, имеющих право именоваться философской системой. В своем исследовании диссертант придерживается смысла и телеологических интенций этих суждений, не притязая при этом на то, чтобы найти в творчестве философа концепты, идеи и намерения, которые, безусловно, упростили бы задачу причислить его к тому или иному философскому направлению, но которых у него или нет или присутствие которых в его текстах ни в коей мере не имеет конститутивного значения. Диссертант всего лишь предложил свою версию «философской системы» Камю, постоянно уточняя и разъясняя как условность такого наименования,
264 Camus, Albert. Essais, Bibliotheque de la Pleade. P.: Gallimard, 1965. P. 404. так и его правомерность, учитывая имагинативный стиль мышления, настроенческий темперамент и мифопоэтический пафос творческого дарования философа. Именно поэтому «абсурд» и «бунт» - узловые понятия философии Камю - прочитываются и развертываются диссертантом как жизненно значащие антиномии, не сводимые к отдельным смысловым составляющим и сопрягающие в себе и умозрительный (метафизический) дискурс, и моральное влечение к идеалу человеческой солидарности, и эстетику литературно - художественного слова. Единство этих измерений и образует «философию пределов» Камю, неявные границы которой диссертант попытался обозначить в своем исследовании. Автор осознает, насколько рискованно называть эту философию «системой», но, по его мнению, еще труднее отрицать её в качестве таковой.
Список научной литературыСпыну, Лариса Михайловна, диссертация по теме "История философии"
1. Аль-Джабер Мохамед Фузи. Теория морали А.Бергсоиа и этика экзистенциализма (Ж.Валь, Ж.П.Сартр, М.Мерло-Понти) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата философиских наук. Санкт-Петербург, 1992.
2. Балашова Т. Другие времена другой Камю //Диапазон. М.: 1991. - №2.
3. Батай, Жорж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994.
4. Батай, Ж. Счастье, несчастье и мораль А.Камю // Звезда. СПб., 1997. №9.
5. Бланко, Морис. Неописуемое сообщество // М.Бланшо; Пер. с французского Ю. Стефанова. Московский философский фонд. М.: 1998.
6. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. Санкт-Петербург, 1999.
7. Бреннер, Жак. Моя история современной французской литературы. М.: Высшая школа, 1995.
8. Буланова-Топоркова М.В. Идейно-художественные особенности творчества А.Камю 1942-1947 годов // Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев. 1979.
9. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979.
10. Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999.
11. Гайденко, П.П. «Трагедия эстетизма» (опыт характеристики миросозерцания С.Кьеркегора). М.: Искусство, 1970.
12. Голубович И.В. Философия истории К.Ясперса в свете ситуационного подхода. Одесса: Полис, 1997.
13. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: Леан, 1997.
14. Декарт, Ренэ. Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1989.
15. Делюмо, Жан. Ужасы на Западе. М.: Голос, 1994.
16. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство. 1990.
17. Долгов К.М. Красота и свобода в творчестве Альбера Камю //Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
18. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Л.: Наука, 1972.
19. Ерофеев В.В. Достоевский и французский экзистенциализм. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1975.
20. Ерофеев В.В. Найти человека в человеке: (Достоевский и экзистенциализм) \В.В.Ерофеев. Benson (Vermont): Chalidze publ., 1991.
21. Камю А. Сочинения. В 5 т-х. Харьков: Фолио, 1997-1998.
22. Камю А. Посторонний, Чума, Падение. Рассказы и эссе М.: Радуга, 1988.
23. Камю А. Бунтующий человек; Философия, политика, искусство. (Общая редакция, составитель и предисловие кандидат философских наук A.M. Руткевича). М.: Политиздат, 1990.
24. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра //Вопросы философии, 1994, №11.
25. Коссак, Ежи. Экзистенциализм в философии и литературе, а. М. Политиздат, 1980.
26. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1969.
27. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная Философия XX века. М.: Мысль, 1970.
28. Кузьмина Т.А. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978.
29. Кушкин Е.П. Достоевский и Камю // В кн.: Достоевский в зарубежных литературах. J1.: Наука, 1978.
30. Кушкин Е.П. Раннее творчество А. Камю// Автореферат на соисканиеученой степени кандидата философских наук. Л., 1975.
31. Кушкин Е.П. У истоков творчества Камю. Мировоззрение и метод. Л.: Наука, 1978.
32. Кушкин Е.П. Альбер Камю: Ранние годы. Л., 1982.
33. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1982.
34. Магницкий Ю.Г. Философские проблемы человека. (На основе мировоззрения Ф.М.Достоевского и А.Камю)// Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. 1981.
35. Малахов B.C., Филатов В.П. Современная западная философия. М.: Политиздат, 1991.
36. Маньковская Н.Б. Проблема художественного творчества в эстетике А.Камю// Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1974.
37. Мельничук А. Проблемы свободы и ответственности в драматургии А. Камю. Л., 1980.45 .Михайлова Л.П. Проблемы гуманизма в философии А.Камю//
38. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1968
39. Морева Л.М. Лев Шестов. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991.
40. Москвина P.P. Проблемы личности в «философии абсурда» А.Камю //Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Свердловск, 1972.
41. Мунье, Эмануэль. Надежда отчаявшихся. (Пер, с франц. и примечание -доктор философских наук И.С. Вдовина). М.: Искусство, 1995.
42. Ницше, Фридрих. Воля к власти. М.: REFL-BOOK, 1994.
43. Ницше, Фридрих. Соч. В 2-х т. М.: Политиздат, 1989.
44. Паньковский С.С. Концепция абсурда в философии А.Камю
45. Автореферат на соискание ученой степени кандидатата философских наук. Минск, 1991.
46. Паскаль, Блез. Мысли. М.: REFL-BOOK, 1994.
47. Райда К.Ю. Философия абсурда А.Камю в контексте кризиса современного буржуазного сознания// Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1982.
48. Руткевич А. Послесловие к эссе А.Камю «Человек бунтующий» // Иностр. Лит. № 6. М., 1990.
49. Руткевич А. Философия А.Камю //Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
50. Сартр, Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1991.
51. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // В кн.: Сумерки богов.-М.: Политиздат, 1988.
52. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1993
53. Сент Экзюпери, Антуан де. Сочинения. М., 1964.
54. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.61 .Тавризян Г. Феноменология и проблемы человека во французскомэкзистенциализме// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1968.
55. Тавризян Г.М. «Экзистенциальный мир» как антипод социального бытия во французском экзистенциализме // В кн.: Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978.
56. Тавризян Г.М. Проблемы человека во французском экзистенциализме // Критический анализ. АН СССР, институт философии. М.: Наука. 1977.
57. Фокин С. А.Камк>. Роман. Философия. Жизнь. СПб.: Алтея, 1999.
58. Фокин. С. Камю и Сартр: начало трудного диалога // Вест. Ленингр. унта. Вып. 4. Л., 1991.
59. Фолкнер, Уильям. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985.
60. Хайдегтер М. Бытие и время. М.: Республика, 1993.
61. Шервашидзе В.В. А.Камю. Путь к роману «Посторонний». Сухуми,1985.
62. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. YMKA-PRESS. Paris, 1971.
63. Шестов Л. Избранные сочинения в 2-х томах. М.: Наука, 1993.
64. Шихаде Мухаммед Шихаде. Проблема морального отчуждения в философии Ж.П. Сартра и А. Камю // Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.,1991.
65. Эсхил. Трагедии. М.: Искусство, 1978.
66. Юршинец И.П. Проблемы свободы в философии А.Камю// Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1972.
67. Юршинец И.П. Бунт и свобода личности в философии А.Камю. Киев,1986.
68. Achour, Christiane. L'etranger si familier Alger, En AH, 1984.
69. Amiot, Anne-Marie. Mattei, J.-F. Albert Camus et la philosophie. PUF.P., 1997.
70. Archambault, Paul. J. Camus le probleme du mal et ses «solutions gnostiques». P., 1982.
71. Archambault, Paul. Camus 9. La pensees de Camus. La revue des lettres modernes. H.: Minard, 1982.
72. Aron, Raymond. Etats democratiques et totalitaires. (Texte repris dans «Machiavel et les tyrannies modernes»). Paris: Ed. de Fallois,1993.
73. Auffret, Dominique. Alexandre Kojeve. La philosophie, l'etat, la fin de l'histoir. Paris : Grasset, 1990.
74. Barilier, Etienne. Albert Camus. Philosophie et litterture. Lausanne. L'age d'Homme, 1972.
75. Bajron, Louis. Le silence de Dieu dans la litterature contemporaine. Etudes n. 282,282, mai-juin, 1954.
76. Bartfeld, Fernande. Camus et le Mythe du Christ || Information litteraire. 19, 1968.
77. Bartfeld, Fernande. Albert Camus ou le mythe et le mime. P: Lettres mod. Minard. 1982.
78. Bartfeld, F. L'efFet tragique. Essais sur le tragique dans l'ouevre de Camus. P., 1989.
79. Batchelor, R. Dostoevskii and Camus: similarities and contrasts. Journal of European Studies, v. June 1975.
80. Beauvoir, Simone de. Le deuxieme sexe. 1-2. Paris: Gallimard, 1968.
81. Beuavoir, Simone de. La force des choses. Paris: Gallimard. Coll. Folio, t.II., 1992.
82. Blanchet, Andre. Le paris d*Albert Camus. La litterature et le spirituel III. Paris: Aubier. Classiques d'hier et aujourd'hui, 1961.
83. В loch, Ernst. Atheismus im Christentum. Frankfurt\Main: Suhrkamp, 1973 .(Taschenbuch 144).
84. Blake, E., Weth R. Theologie der Revolution. Munich: Kaiser, 1970.
85. Brochier, Jean Jacque. Albert Camus. Philosophe pour les classes terminals. Paris: Hatier, 1970.
86. Brockmeier, Peter. Revolte und Resignation. Zum Werk Albert Camus'. Francfurt a.M. Athenaion, 1975.
87. Brody, Ervin C. Dostoevsky's Kirilov in Camus's. Le Mithe de Sisyphe.
88. Modern Language review, 70, April, 1975.
89. Broelle, Claude et Broelle, Jacque. Les illusions retrouvees: Sartre a toujours raison contre Camus. Paris: Grasset et Fasquelle, 1982.
90. Camus, Albert 5. Journalisme et politique, l'entree dans l'histoire. Minard. La revue des letters modernes. P.: 1993.
91. Camus, Albert 13. Etudes comparatives. Revue des lettres modernes. P.: 1983.
92. Camus, Albert. Les extremes et I'equilibre. Ed. D.Y.Walter. Amsterdam. Atlanta. Rodopi, 1994.
93. Camus, Albert. La revue des letters modernes || Histoire des idees et des litteratures sous la direction de Michel J. Minard. Paris, 1968.
94. Camus, Albert. Actuelles I. Essais. Paris: Gallimard. Bibliotheque de la Pleade, 1965.
95. Camus, Albert. Actuelles II. Essais. Paris: Gallimard. Bibliotheque de la Pleade, 1965.
96. Camus, Albert. Cahiers Ed. Etablie, pres., et annotee par Jacqueline Levi. -Valensi et Fndre Abbou. Paris: Gallimard., 1978.
97. Camus, Albert. Cahiers 7. Le premier homme. Paris: Gallimard, 1994.
98. Camus, Albert. Cahiers Fragments d'un combat 1938-1940. Alger republicain. Le soir republicain, 1978.
99. Camus, Albert. Cahiers 1. La mort heureuse. Paris: Gallimard, 1971.
100. Camus, Albert. Cahiers 2. Ecrits de la jeunesse. Paris: Gallimard, 1973.
101. Camus, Albert. Cahiers 5. Oeuvre fermee, oeuvre ouverte? P.: Gallimard, 1982.
102. Camus, Albert. Theatre,recits, nouvelles. Bibliotheque de la Pleade P.: Gallimard, 1962.
103. Camus, Albert. Intrview a la revue « Servir» le 20 decembre 1945. Essais.
104. Camus, Albert. Essais. Bibliotheque de la Pieade P.: Gallimard, 1965.
105. Camus, Albert. Grenier, Jean. Correspondance, 1932-1960. A.Camus, J.Grenier. Avertissement et notes par Marguerite Dobrenn. Paris: Gallimard. 1981. Lettre de 2 fevrier 1939.
106. Carnet I. Mai 1953 fevrier 1942. Paris: Gallimard, 1962.
107. Carnet II. Janvier 1942 mars 1951. Paris: Gallimard, 1964.
108. Carnet III, Mars 1951-decembre 1959. Paris: Gallimard, 1989.
109. Castex, Pierre-Georges. Albert Camus et Etranger. Paris: Jose Corti, 1986.
110. Champigny, Robert. Sur un Heros paian.P.: Gallimard, 1959.
111. Chandra, Sharad. Albert Camus et I'lnde. Trad. Franc. Sylvie Crossman. Paris: Balland, 1995.
112. Chavanes, Francois. Albert Camus: un message d'espoir. Paris: Le Cerf, 1996.
113. Cielens, Isabelle. Trois fonctions de Pexil dans les oeuvres de fictiond'Albert Camus: initiation, revolte, conflit d'identite. Uppsala Universitet, 1985.
114. Cismaru, Alfred et Theodore, Klein. The Concept of suicide Camus and Beckett. Renescence, 28, 1976.
115. Compte-Sponville, Andre. Renoud Patrik, Laurent. Camus. De Г absence a I'amour.Venissieux. Paroles d'Aube, 1995.
116. Cordie, Carlo. Albert Camus. Cultura e Scuola, 1975.
117. Costes, Alain. Albert Camus et la parole manquant. Etude psychanalytique. Paris: PayotSciances de Phomme, 1973.
118. Cox, Harvey. Albert Camus and Profanity. Niw York: Macmillan, 1965.
119. Crochet, Monique. Les mythes dans oeuvre de Camus. Ed. Univ., 1973.
120. Curtis, Jerry. Albert Camus as anti-existentialist. Kentuky Romance Quarterly, XXII, 1975.
121. Dadoun, Roger. Albert Camus. Fondation d'anarchieW Camus et la politique. P.: 1986.
122. Davison, Raymond. Camus' attitude to Dostoevsky's Kirilov and the impact of the engineer's idea on Camus' earli work. Orbis Litterarum, 30, 1975.
123. De La Maestre, Espiau. Der Sinn und Das Absurde. Salzburg: Muller, 1961.
124. Devaux, Andre A. Albert Camus devant le christianisme et les Chretiens. Science et Esprit, XX, 1968.
125. Di Meglio, Ingrid. Camus et la religion antireliogite et crihtotheologie. P.: 1982.
126. East, Bernard. Albert Camus ou l'homme a la recherche d'une monde. Montreal: Bellarmen. Paris: Ed.du Cerf, 1984.
127. East, Bernard. Albert Camus. Philosophe pour les classe terminates. P.:Balland, 1970.
128. Fonda, Carlo. Albert Camus et la religion. P.: Culture, n.29, 1968.
129. Foucault, Michel. L'ordre du discours, Paris: Gallimard, 1971.
130. Fitch, Brian T. A. Camus 11. Camus et la religion. Lettres modernes Minard. P., 1982.
131. Fitch, Brian T. Albert Camus. Autour de «L'etranger». P., 1968.
132. Gagnebin, Laurent. Albert Camus dans son lumiere.Lausanne, 1976.
133. Gaiiard, Paul. Albert Camus. L'Homme et son oeuvre. P.:Bordas, 1982.
134. Garaudi, Roger. Perspectives de l'homme. Existentialisme, pensee catholique, marxisme. Paris: PUF,1959.
135. Gassin, Jean. L'univers symbolique d'Albert Camus. P. Minard. 1981.
136. Gay- Grosier, Raymond. Les envers d'un tehee. Etude sur le theatre d'A.Camus. Paris: Minard, 1967.
137. Gay- Grosier, Raymond. Camus. Darmstadt: Wiss Buchges, 1976.
138. Gay-Grosier, Raymond. La revolte generatrice et regenaratrice. P., 1982.
139. Gelinas,Germain-Paul. La librte dans la pensee d Albert Camus. Fribourg: Ed.univer., 1965.
140. Ginestier, Paul. A.Camus 9. La pensee de Camus. P.: Bordas, 1979.
141. Ginestier, Paul. Pour connaitre la pensee d'Albert Camus. Paris: Bordas, 1964.
142. Glicksberg, Charles I. Litterature and Religion. A study in Conflict. Dallas: South Methodist University press, 1960.
143. Gracq, Julien. La litterature a l'estomac.(Euvres completes, t.I, Paris: Gallimard. Bibliotheque de la Pleade, 1989.
144. Green, Mary Jean. Pascalian motifs in the thought of Albert Camus. Stanford French Studied, 1, 2, Fallois, 1977.
145. Grenier, Roger. Albert Camus, souvenirs. Paris: Gallimard, 1968.
146. Grenier, Roger. Albert Camus. Soleil et ombre. P.: Gallimard, 1988.
147. Gros, Bernard. L'Homme revolte. Camus. Analyse critique. Paris: Hattier, 1977.
148. Guerin, Jeanyves. Camus et la politique. Actes du Colloque de Nanterre du 7 juin 1987. Paris: L'Harmattan, 1985.
149. Guerin, Jeanyves. Portrait de Г artiste en citoyen. Paris: Francois Bourin, 1993.
150. Hendrik, van Oyen. Le message du Revolte. Reformatio, 1953.
151. Henry, Patrick. Voltaire and Camus. The limits of reason and the awarenes of absurdity.Bandury. The Voltaire Foundation, 1975.
152. Jacob, Max. Lettres a un ami. Paris: Gallimard. Le temps qu'il fait, 1982.
153. Juka, Sophie S. L'Humain et L'absolut dans Les iles de Jean Grenier. Revue de metaphisique et de morale, 82, 1977.
154. Klemm, Peter. Das politische Handeln des Chisten. Stuttgart:1. Wurttembergische, 1969.
155. Kojev, Alexandre.Introduction a la lecture de Hegel. Paris: Gallimarad, 1947.
156. La Yani, Yehiel. Mythe et mystique du paradis chez Albert Camus || These, Universite de Paris-Sorbonne, 1979. .
157. Levi-Valensi, Jacqueline. Genese de l'ceuvre romanesque d'Albert Camus||. These, Universite de Paris-Sorbonne, 1986.
158. Levi-Valensi Jacqueline, La peste d'Albert Camus. Paris: Gallimard Foliotheque, 1991.
159. Lindberg, Daniel. Les annees souterranes 1937-1047. Paris: La Decouverte, 1990.
160. Loose, John. The Christia as Camus's Absurde Man. Journal of Religion, XLII, 1962.
161. Lottman, H.R. Albert Camus. P/.Seuil, 1985.
162. Luppe de, Robert. Albert Camus. Paris: Temps present, 1951.
163. Malraux, A. De la representation en Orient et en OccidentW Verve. 1968.-N3.
164. Malraux, A. Antimemoires. P., 1967.
165. Malruax, A. L'Homme precaire et la litterature. P., 1977.
166. Maritain, Jacque. Etats democratiques et etats totalitaires. Oevres completes. T. YII. Fribourg : Ed. Universitaire, 1988.
167. Mino, H. Le silence dans 1 'ouevre d' Albert Camus. P., 1987.
168. Moeller, Charles. Camus de Dieu. Paris: Casterman, 1954.
169. Moltmmann, Jurgen. Theologie der Hoffnung. Munich: Kaiser, 1964.
170. Mounier, Emmanuel. Albert Camus ou Г appel des homilies. L'espoir des desesperes. Paris: Seuil, 1953.
171. Mounier, Emmanuel. Le chevalier Graal ou Г intelligence engagee-degagee. Esprit. Paris, 1945.
172. Nguyen-Van Huy, Pierre. La chute de Camus ou le dernier testament: etude du message camusien de responsabilite et d'authenticite selon «La chute». Baconniere, 1974.
173. Nguyen-Van-Huy, Pierre. La metaphysique du bonheur chez Albert Camus. A la Baconnerie, 1962.
174. Nicolas, Andre. Camus. Paris, Seghers. Coll. Philosophes de tous les temps. Noudelmann Francois, Sartre. L'incarnation imaginaire. Paris: L'Harmattan, 1996.
175. Nicolas, Andre. Albert Camus ou le vrai Promethee. Paris: Seghers, 1966; reed., 1973.
176. Ory, Pascal. Camus le fils. Nouvelles Quesions aux intellectuels. Paris: Olivier Orban, 1990.
177. Paepcke, Fritz. Le sens de l'atheisme chez Albert Camus. Configuration critique d'Albert Camus II., Paris: Lettres Modernes, 1963.
178. Pasqua, H. Albert Camus et le probleme du mal ||Etudes Philos. № 1. P., 1990.
179. Peyre, Henri. Camus the Pagan. Yale French Studies, n. 25 (Special Camus), 1960.
180. Picon, Gaetan. Panorama de la litterature francaise. Paris: Gallimard, 1960.
181. Pratt, Bruce. L'Evangile selon A.Camus. Paris : Libr. Corti, 1980.
182. Proust, Marcel. Le temps retrouve. Paris: Gallimard. Coll. Folio, 1990.
183. Quilliot, Roger. La mer et les prisons. Paris: Gallimard, 1970.
184. Reichelberg, R. Albert Camus: Une approche du sacre. P.: 1983.
185. Rupert, Neudeck. Wider das «Goldene Kalb des Realismus» ; Die politiche Wirksamkeit des Albert Camus. Frankfurter Hefte, 31, Okt. 1976.
186. Sarocchi, Jean. Le dernier Camus ou Le premier homme. Paris: Nizet, 1995.
187. Sarocchi, Jean. Albert Camus et la recherche du pere. Lille: Univ.1. De Lille, 1979.
188. Schuepp, Guido, Die Absurde Erfahrung als Ausgangspunkt des Existenz-verstandnisses bei Aldert Camus. Freiburger Zeitschrift fur Philosophic und Theologie, 23, 1976.
189. Smets, Paul-F. Albert Camus dans le premier silence et au-dela. Bruxeiles: Gallimard, 1985.
190. Smets, Paul-F. Le pari europeen dans les «Essais» d'Albert Camus. Bruyiant, 1991.
191. Tillich, Paul. La dimension oubliee. Le fondement religieux de la morale. Paris: Declees de Brouwer, 1969.
192. Tillich, Paul. Le courage d'etre. Casterman. Christianisme en marche. 1967; Eternel maintenant. Paris: Planete, 1969.
193. Todd, Olivier. Albert Camus, une vie. Paris: Gallimard, 1996.
194. Touraine, Alain. Critique de la modemite Paris: Fayard, 1992.
195. Trousson, Raymond. Le Theme de Prometee dans la litterature europeenne Geneve: Droz, 1964.
196. Van Den Heuvel, Pier. Parole, mot et silence les avatars de renonciation dans L'Etranger d'Albert Camus. La Revue des lettres modernes. Albert Camus, 10. P., 1982.
197. Vargas Liosa, Mario. Albert Camus у la moral de los Iimites. Int., (Universite du Connecticut), 4, 1976.
198. Vertone, Teodoscio, L'oeuvre et Taction d'Albert Camus dans la mouvance de la tradition libertaire. Lion: 1985.
199. Walker, I.H. Camus. Sport and Litterature, 1976.