автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Феномер Сафо и женская поэзия античной эпохи

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Тониа, Нана Михайловна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Феномер Сафо и женская поэзия античной эпохи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномер Сафо и женская поэзия античной эпохи"

'6 од

7 jLjilii i^o

Тбилисский государственный университет имени Ив.Дяавахишвили

На правах рукописи

ТОННА НАНА МИХАЙЛОВНА

ФЕНОМЕН САФО И ЖЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ

Специальность: 10.01.03 - Классическая филология

Диссертационный вестник

на соискание ученой степени доктора филологических наук

Тбилиси 1993

Диссертационная работа выполнена на кафедре классической филологии Тбилисского государственного университета' имени Ив.Диавахишвили.

Официальные одлонзнты:

-1. Доктор филологических наук, профессор Родан Нишнопвили

2. Доктор филологических наук, профессор

Теймураз Кобахидзе

3. Докгор исторических наук, профессор

Мэри 'Лнадзе

Защита диссертации сосгоиюя " 3 " '_1993г.

на заседании научно-аттестационного' совета (10.01 10-1) Тбилисского государственного университета.

. Ознакомиться с диссертацией можно в библиотеке Тбилисского государственного университета..

Диссертационный вестник разослан " ^ " X! 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного созета, кандидат филологических наук

■БЕРДЕЕНЛЕЕИЛИ

Актуальность проблемы. Сегодня, в эпоху нецской эмансипации на Западе с одной стороны, а с другой стороны на фоне резкой регламентации прав нвнщин в регионах распространения различных религиозных течений, весьма -значительным считается исследовавие'пути, пройденного т.н.-идеей феминизации на протяжении истории человечества. Интерес к данной-проблеме-особенно возрос в 'древяеведении последних десятилетий, о чем свидетельствует множество статей, монографий, специальных сборников; проводятся международные симпозиумы и конференции. Какое место отводится женщине рядом с мужчиной? В каксй мере и в каких сферах мояет женщина стать наравне с муячиной? Является ли существующее между ним. неравенство .установленным в обществе испокон '' веков или его осяоеэ закладывается лишь на каком-то определенной этапе развития человечества? Вот те основные вопроси, который исследователи мировой социальной истории уделяют особое внимание. В кругу этих вопросов,-естественно, -занимает определенное место проблематика женского художественного творчества, истоки которого так тесно связаны -с античной цивилизацией. Несаотря на многочисленность работ-о творчестве отдельных греческих и римских поэтесс, по сей день монографически не исследован феномен женщины как творца в античной поэзии, те общие закономерности, которые проявляются в течение почта транадцаишакового периода творчества поэтесс греко-римского пира.

Цель исследования. Несмотря на большое количество работ о поэтессах, по сей день мы не имееи монографии, которая создала бы нам полноценное представление, о закономер-

-Ч -

ностях развития хенской поэзии в греко-римском мире - начиная 05 времен архаики до поздней античности. Не исследован вопрос о том» чвы был вызван некий упадок женской поэзии з то® фазе развития античного общества, когда женщина была достаточно эмансипированной; не изучен к вопрос о том, почему женское поэтическое творчество не отображает все то жанровое многообразие, которым характеризуется античная литература, и, наконец, не вполне отчетливо выяснено, могеы ли мы судить о специфически подчеркнутых женских признаках в женской поэзии антачной эпохи. Работа представляет собой попытку восполнить данный пробел в классической филологии. Она задается целью не только изучить творческую деятельность отдельных поэтесс, но и показать путь развития яенской поззии в античной цивилизации, выявить ее основные тенденции и специфические признаки.

Объект исследования. Среди представителей античной литературы, имена которых украшают историю мировой поззии, значительное место занимают поэтессы. Их поэзия - объект исследования работы. Рассмотрение женского поэтического творчества в отдельности оправдано в первую очередь потому, что специфика ее развития не адекватна общим закономерностям развития античной литературы.

Информационная база исследования. Из античного мира до нашем эпохи дошли имена многих поэтесс и их произведения. Такш образом, основным источником исследований является их творчество. Б работе рассмотрены тексты и фрагменты произведений до двадцати поэтесс античной эпохи, вместе с тем количество исследуемого материала постоянно

увеличивается в результата новых лапирологических находок; использованы новейшие издания и комментарии этих текстов. Кроме того, достаточно "б6г'а:пь$''штё:ри8д в-связм д.интера- . сующей нас проблематикой даог'нам-авторы само;ь.же-.античной эпохи, чьи верные" сведейия имеют-:бол:шое значение в -ходе ведения современных й6сле!дов'аяий.--Особый, интерес, вызывают также факты, выявленные вследствие археологических находок. Здесь-же следует упомянуть' и о тех фундаменталь-, ных.трудах, которые касаются интересующей нас проблемы.-

Новизна исследования. В работе впервые в классической филологии последовательно исследовано-творчество всех более или менее известных поэтесс античности в контексте соответствующей эпохи начинаяот Сафо (Л1-Л вв..до н.э.) и кончая Фэосевией (П-1У вв. н.э.). Вместе с тем,-работа представляет собой первую попытку объяснения.сути поэтической модели Сафо и ее значения для развития женской поэзии античного мира, для формирования тех специфических тенденций, которые так рельефно проявляются..^ творчестве поэтесс. Под новизной следует подразумевать такхе попытку выявить причины несовпадения женского творчества в.плана тенденций его развития с основными этапами истории античной литературы; причины его тематической и жанровой ограниченности. ' ' ' ...

В работе по-новому ис'слэдошаны особенности.-..творчества двух самых значительных яосла Сафо.- греческих поэтесс, Ко-, ринны и Эринну, на фоне'соотношения их творчества о поэтической моделью Сафо.

Такие впервые "постазлэн вопрос о структурно-тематиче-

- б -

ском взаимоотношении двух блоков стихотворений Тибуллова корпуса, связанных с Сулышцией, и о тематической организации стихотворений Сулышции.

И, наконец, в работе представлена попытка объяснения основных проблем связанных с-авнвкой поэзией - чем обусловлены явные тенденции к спаду в ходе развития женской поэзии, возникающие именно в те эпохи, кргда процесс ханской эмансипации.в значительной мере усиливается.

Апробация. Исследованию феномена Сафо и венской поэзии античной эпохи посвяцены три изданные книги, одиннадцать статей и тезисов. Яо отдельным вопросам, связанный с проблемой, аесть докладов прочитано на международных и шесть - на республиканских конференциях.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из пяти глав и девяти подглав. Кроме того, она содержит введение и заключение, списки использованной литературы и сокращений.

ВВЕДЕНИЕ

Античный иир в наследство ох древних цивилизаций Средиземноморья получил два концепции отношения к женщине в обществе: одну, которая признает равноправие женщины и мужчины, и другую, которая стремится к ограничению прав женщины в обществе. В соответствии с этим, в античном обществе, которое являет из себя продолжение т.н. яатрилине-арной фазы в история цивилизации, отмечаются и моменты матрилинеарной фазы. До какой степени бы ал было античное общество патриархальным, происходящие в ной процессы не

- ? -

могли достаточно рано не повлечь тенденций женской эмансипации.

Изучение того'весьма интересного пути, который прошла идея феминизации, или яенской эмансипации, вызывает . большой интерес з науке, что находит подтверждение в проведенных особенно в течение последняг десятилетий многочисленных научных форумах,"в широком списке специальной и популярной литературы^:

Несмотря на это, пока в классической филологии мы не имеем монографии, которая бы в полной мере освещала истории женской поэзии античной эпохи и давала бы ответы на вопросы, которые встают перед исследователями в связи со спецификой творчества греческих и римских поэтесс. В данном случае подразумевается жанровая ограниченность женской поэзии, некое несоответствие между ростом общественной активности яанцин и спадом их творческого потенциала в определенные эпохи и проч. Диссертационная работа служит цели восполнить эти пробелы и исследовать основную проблематику, связанную с историей творчества поэтесс античной эпохи.

Глава I. H ВОПРОСУ ЖЕНСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТ ■ ГЕРОИЧЕСКОЙ. ЭЛОЖ ДО'.ВЕКА ГОМЕРА

Археологические раскопки, начатые со второй половины XIX века, по-существу сделали ясным, что существование т.н.

'Для обзора вопроса ср. Women in the Ancient World. The Arethu'sa Papers Ed J Peradotto and J P. Sullivan, New York, 1984, . S.B. Pomeroy, Frauenleben im Klassischen Altertum, Stuttgart, 1985.

догреческих и греческих культур героической эпохи является историческим фактом. Сегодня ш отчетливо можем сказать, что от ыинойского Крита до эпохи Гомера цивилизация в Эгеиде прошла достаточно длинный и интересный путь, что, в определенной степени, нашло проявление в формировании общественной роли женщины. С учетом обширной информации, засвидетельствованной в живописи и пластике*, ш можем сказать, что на острове Крит «ешциаа занимала полноценное место в общественной жизни и что она достаточно активно фигурировала на поэтической и музыкальной аренах. Если на Крите существовала письменная литература, в пользу чего косвенные.аргументы приводят некоторые современные иссле- ■ дователи, то вполне естественно и допущение того, что среди поэтов, пользующихся шшойской письменностью, были бы также и женщины.

С меньшей вероятностью шхвы кы сегодня доказывать возможность существования письменной литературы в микенской Греции, но согласно имеющемуся в нашем распоряжении археологическому материалу, хороводы женщин и здесь являются распространенным явлением . Правда, микенское и впоследствии геометрическое общество проявляет явно выраженный патриархальный дух, но на арене художественной культу- _ ры женщина, по-видимому, фигурирует активно. Достаточно приглядеться к композициям вазовой живописи геометрического ренессанса или, ио-яаому, гомеровской элохи, чтобы ста-

'F. Schachermeyer, Die minoische Kultur des alten Kreta, Stuttgart, 1963.

^Для обзора см. Т. В 1. Webste' The Of«V Chorus ЬогкЬ

ло ясным: женские хоры и хороводы здесь обычное явление. Достаточно яркув иллюстрацию участия женщин в иусической жизни представляет также гемеровский эпос, который уже дает нам конкретные названия тех празднеств и ритуалов, в которых принимают участие женские хоры ("Илиада", Ш, 180), либо описывает случаи индивидуального исполнения песен ("Одиссея", Л, 102). -

Еще больший интерес представляет то, каким значением

наделяют женское началр

i

художественного тзорчер плане, в парвун очереди

греческие эпические поэты в сфере гва и, конкретно,влоэзии. в этом заслуживает внимания отношение эпиков к 1Лузам. Анализ Многочисленных пассажей "Илиады" и "Одиссеи" делает ясным го, какую роль играли, по мнению мужчин-эпиков, в их тв!э:честве и инспирации дочери Зевса-Музы (ср. "Одиссея'?, УД, 488; "Илиада'1, И, 595). И'Гесиод, у которого впервые выр,прозываются явно аисогянные тендеи-

I

ции, проявляет в данном вопросе удивительную робость по отношению к своим инспираторам - Музам (ср. "Теогония", 1-115).

Но убеждение эпиков насчет женского начала, в поэзии этим не исчерпывается. По их мнению, и, возможно, это так и было во всей иифопоэтической традиция, божества, исполняющие самые сладкие, чарующие и вместе с тек роковые песни, проистекают из женского начала. В этом плане интересна информация, которую дает Гоаэр касательно Сирен ("Одиссея", ХП, 39-55; ХП, 184-192). Особенно нужно отметить то, что Гомер, во вреш описания чаруодей силы песен, исполняемых Сиренами, яароадго подчеркивает их яэяскув

природу, чю в конечном счете варанается в том, что песни их не только услаздают, доставляй удовольствие, но и околдовывает.

О волшебной природе песни или слова кенцины позест-вуют и другие конкретные образы представительниц слабого яола в грвческои эпосе и в мифопоэтической традиций вообще. Среди них особенно можно выделить Кирку и Медею.

К древней мы истокам должна восходить такте тесно связанная с гсулмш Диондса традиция Менад, или Вакханок. Во время культового слунения Дионису, в экстазе дикого танца они разбредались по горам и ласам. По-видимому, некоторые едены с изображением хороводов на продукции шкен-сдо!; и геометрической эпох должны представлять иллюстрацию именно процессии цекад.

Таким образом, аокно сказать, что к началу эпохи архаики идея активного участия женщины в художественной творчестзе была вполне естественной, и все же, мы не ыо-кем назвать до эпохи архаики ни одной реально существующей поэтессы, иыя или образцы поэзии которой дошли бы до нас. о поэтессах в истории европейской литературы и, возможно, также в истории мировой литературы, мы можем говорить лишь начиная с эпохи архаики.

Глава П. ПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САФО В КОНГЕКСГЕ АРХАИКИ

I. Архаика и женская поэзия. Поскольку врехя деятельности Cayo, первой поэтесси Дровней Греции, связано с эло-

хой архаики, ыы даем краткий обзор особенностей-этой эпохи, фактов существования з то время разнообразных форм женской поэзии.

Исходя из проблематики нашей работы, мы заостряем внимание на тех изменениях, которым подверглись в эпоху архаики взгляды касательно роли ненщины. В Греции того времени выделяется две группы регионов: одна, в которой у кенвдны больше прав и роль неящины в обществе з определенной степени приравнивается к роли мужчины (Спарта, позднее Фивы, Аргос); другая, в которой к нанщине сформировалось выраяенно патриархальное, и даже, более того, мисогкнное отношение (Афины). В эпоху архаики мисогинные тенденции усилились и на уровне поэтического творчества (Гесиод, Семонид Аморгосский, Фокилид). В подобной ситуации, которая, по-видииому, была доминирующей в большей части Эллады, в кенском обцествэ возникло стремление к повышению собственного престижа. Это повлекло за собой поиск такого пути к эмансипации, который бы дал ксенцине возможность сравняться с ыуячкной хоть в какой-нибудь одной сфере. По-видимому, с этой точки зрения самой подходящей оказалась поэзия, и, з первую очередь, лирическая и другие мусические сферы. Следует заметить, что именно в эту эпоху появляются в истории греческой цивилизации имена тех женщин, которые своим творчеством утвердили себя в греческой культуре. Среди такових первенство принадленит Сафо. Было бы неверным утверждать, что она была единственной поэтессой зремен архаики. Но то, что ее поэзия пользовалась наибольшим признанием кок среди ее современников,

ик и на протяжении зсзго последующего периода античности - факт бесспорный.

Анализ поэзии Сафо дает возможность создать для себя определенное мнение о существующих на острове Лесбос женских поэтических салонах (объединениях)'.

Известный греческий поэт УП в. до н.э. Алкыан, который был знаменитым хорэгоы в Спарте, в своем известном "Парфенионе" дает яркое описание женских хоров и агонов, а также знакомит нас с именами тех женщин, которые отличались талантом и красотой.

Проведенное исследование дает нам возможность предполагать, что в архаической Греции, особенно на острове Лесбос отмечалась многочисленность аенских ыуссичаских кружков и хоров. Но среди множества поэтесс, чьи имена дошли до нас, история сохранила фрагменты творчества лииь одной Cajo. Причин тому множество, главной же из них, наверное, является то, что лишь Сафо заслужила честь, быть предметом признания и подражания на протяжении веков. Ее поэзия стала образцом, т.н. моделью для женского поэтического творчества в античном мире.

2. Поэтическая модель Сайо. Вначале дан краткие обзор заянеиших моментов жизни и творчества Сафо^.. Сам уакт того», что мы вводим понятие "поэтическая ырдель CagojU означает то, что мы видим в ее поэзии некиЕ образец, прототип для многочисленных подражателен.

щ

языке).

Поэтическую модель необходимо рассмагривать"кнк совокупность а) внешних и б) внутренних признаков. На внешнем уровне находится го, что лежит на поверхности поэтического творчества и восприятие чего возможно без глубинных изысканий. В данном случае подразумевается тематика, метр, жанровые привязанности, диалект.

Что-же касается внутреннего уровня, он связан с самыми чувствительными моментами особенностей поэтического,воображения. В данном случае подразумевается форма проявления "лирического я", образность, языковая организация,чувство эпохи и прочее. Именно эта сфера определяет, во-суще-ству, суть поэтического искусства.

В диссертации широко, исследованы те особенности, которые проявляются в творчестве Сафо на обоих уровнях поэ- . тической модели. Это дает нам возмоаность прийти к выводу, что Сафо в сравнении с другими поэтами наилучшим образом прочувствовала дух своей эпохи, в самом, казалось бы, ординарном, обыденном, будничном увидала то прекрасное и возвышающее, благодаря чему она, как поэт, смогла преодолеть границы своего полиса, определенной эпохи, определенной политической ситуации и приобщиться к самому глобальному. Таким образом, достаточно отделить друг от друга, с одной стороны, круг объектов, отображению которых служило поэтическое творчество Сафо и ту поэтическую глубину, красоту к степень обобщения, с другой стороны, которые определяли неповторимость поэта, чтобы стало ясным: те элементы, которые выделяются на внешней уровне т.н. модели Сафо, сами собой не в состоянии стать на протяжении веков (хотя

бы только б женской поэзии) факторами, содержащими значительный для последующего развития, или эволюции, стимул.

Нроме того, в поэзии Сафо во всем совершенстве проявилось то, что ыоашо назвать женственностью в самом специфическом, но высоком понимании этого слова. Монно сказать, что нет ни одного стихотворения Сафо, даже ни одного фрагмента, из которого не глядела бы женщина с ее женским миром. Выделим несколько основных моментов:

а) У Сафо существенно изменено то, на что была ориентирована поэзия предыдущих времен. В данном случае мы подразумеваем фактическое исчезновение таких ориентиров, как политическая жизнь города, наслаждение боевым пафосом, стремление к. высокий привилегиям, героизм при передаче мифологических сюжетов и т.д. Взамен всего этого, на передний план выдвинулось то, что волнует гсенщину, что окинуто ее взглядом. Это - общение с подругами, таинство брака, своеобразное восприятие любви, прекрасного, поэзии и вечности поэта, выделение з культовом богослужении именно яенской роли и т.д.; б) В эмоциональном восприятии реальности появилась необычная дотоле острота; в) В поэзии Сафо проявилась истинно аенская чистота и изысканность. Она об-££з-щает-свое внимание на то, что либо оставляет без внимания, либо не в силах окинуть взглядом мужчина; ее радует го, что дотоле ни для одного поэта не являлось причиной радости; г) Слушателем поэзии Сайо, ло-сущестьу, было нен-ское общество. У него были свои заботы, будь то восприятие сакральности брака или особая любовь к ребенку.

Таким образом, в поэзии С а до женский мир увиден в

плане присущей ему сакральности. Хотя поэтесса достигает обобщения этого женского видения до высочайшего поэтического уровня. Мир этот по своему общечеловеческому значению зачастую не только становится на один уровень с мужским восприятием космоса, но и превосходи его по глубине и значимости. А все это можно оценить не только как заслугу индивидуального поэта, но как удивительно успешную попытку поэтического самовыражения женщины. Как результат этого, мы получили обобщенную поэтическую модель женщины-творца, которая окажет столь огромное влияние на развитие последующей поэзии, и, в первую очередь, венской поэзии.

Глава 1П. ЭПОХА КЛАССИКИ И ШСКАЯ ПОЭЗИЯ

I. Классика и общественное положение женщин.

В эпоху классики, когда развитие греческой цивилизации достигло своей кульминации, во многих сферах общественной жизни возникла твердая основа для психологических и мировоззренческих перемен. Основные тенденции развития греческого общества в работе представлены большей частью на примере афинского демократического государства. Главное внимание мы уделяем тому, в каком виде и где проявился в Афинах дух демократизма, в чем была суть "аристокра-тизации" всего общества. Особый интерес вызывает вопрос роли кенцинн в эту эпоху. Мо;шо сказать, что на протяжении всего пятого века и в начале четвертого в Афинах в сфере женской общественной жизни между практикой и теорией было явно выраженное противостояние. В практической жиз-

ни женщина, ло-существу, оставалась гражданином с такими же ограниченными правами, как это, фактически, имело место и з эпоху архаики. Отдельные исключения (напр.: Аела-зия, Дкопша) принципиально ситуацию не меняли. С другой стороны, именно в эпоху архаики как никогда дотоле отчетливо получила выражение на теоретическом уровне идея наделения женщины равными с мужчиной правами. Яркое подтверждение тому - греческая трагедия, для которой так характерно представление со всей отчетливостью женских страстей и, соответственно, превращение женщины в центрального героя. С этой точки зрения особую значимость приобретает по своей смелости аттическая иодед®я. Она под комическим взором представила нам не только идею наделения женщины равными с мужчиной правами, но и то утопическое общество, в котором кенцины доминировали над мужчинами. В эпоху классики женский вопрос, вопрос о ее месте з обществе ложится в основу серьезного философского анализа,. 3 этом плане Платон предстает перед нами в качестве довольно значительного систематизатора классической т.н. теории феминизации. Примечательно, что если на сравнительно раннем этапе своего творчества Платон, ло-существу, склоняется в сторону правового равенства кенцин и мужчин в своем идеальном государстве ("Государство", У, 455; 456; 457), то з последующем он приходит к выводу, что с биологической точки зрения женщина не может быть равной мужчине и поэтому необходимо точно определить те сферы, которые условно можно назвать женскими сферами общественной жизни, или сферами, в которых биологические особенности дают женщинам возможность

максимального проявления сзоей лртенции ("Законы!,', Я1, 805 , 806 , 802). В соответствии cj> сказанным, можно утверждать, что, хотя на уровне практической етзни в классическую эпоху не произошло существенных изменений q точки зрения роли женщины, на уровне теории мы имеем дело с достаточно значительным переломом.

Т.н. классическая феминистическая программа на протяжении У-1У вв. до н.э. прошла довольно интересный эволюционный путь, который мокко представить в виде нескольких этапов:

1. Стремление к улучшению общественного полояения женщин; протест против существующего неравенства;

2. Теоретический опыт правозого уравнения аенщины и мужчины и, исходя из женских возможностей, снятия по отношению к ним всяческой регламентации;

3. Осознание того, что в биологическом плане женщина и мужчина настолько отличаются друг от друга, что момент женственности должен проявляться и в сфере художественного твирявства.

По нашему мнению, подобные настроения, распространенные в древней Греции, з значительной степени предопределили творческие возможности поэтесс классической и последующих эпох.

2. Литературные течения эпохи классики и женская поэзия. Те изменения, которые произошли в ходе развития общественного сознания на протяжении эпохи классики, естественно, вызвали значительные перемены к сдвиги во всех сферах художественной культуры. В качестве результата за

Э1иы последовало появление в литературе новых жанров, новых поэтических и прозаических форм, что, естественно, повлекло за собой значительное ослабление роли традиционных нанров. В основной это относится к лирике, которая в классическую эпоху, во всяком случае со второй половины У века, довольно поблекла по сравнению с драмой. Что аэ касается литературной деятельности женщин, можно сказать, что в ней зги перемены, по-судеству, не, или почти не отразились. Здесь поэтессы явно отдавали большое предпочтение лирическим иормам. Естественно, это сыграло определенную роль з формировании некой закономерности, которую мо:з-но заметить в развитии кекской поэзии: чем более мы удаляемся во времена от Сафо, тем более уменьшается число поэтесс, который античная традиция приписывала определенное поэтическое новаторство и творчество которых считала более или менее значимым для литературы.

Блине всего в хронологическом плане стоит от Сафо период классики. Античная традиция не раз указывала на новаторство поэтов этого времени.

Миртида. О ней античные источники дают довольно-таки с5рагментарные сведения, на основании которых ионно сделать несколько выводов:

а) Миртида, Коринна и Еиндар современники;

б) Миртиду высоко оценивали поэты, являющиеся ее согражданами; в) Миртида считает себя достойноь помериться силами с Пиндаром, за что ее упрекает Корыкна ((¿¡р. 15).

Анализ античных источников дает понять, что в эпоху Миртиды было вполне допустимым делом совместное участие в

агоне поэтов и поэтесс, что мояно осмыслить как явно выраженное стремление женщин к уравнению с мунчинаш. Заслуживает внимания и то, что направленность поэзии Миртиды явно отклоняется от модели Сафо и что она характеризуется специфичностью, присущей поэтессам фиванского региона.

Коринна. В связи с ее личностью и творчеством мы располагаем сравнительно большей информацией, хотя она настолько невелика, что почти все кардинальные вопросы, связанные с поэтессой, приобрели спорный характер. Б частности, спорным являетря вопрос о периоде жизни и деяге-

I

льности Коринны. В даннсы случае друг другу явно противостоит две позиции: сторонников и противников традиционной датировки. Традиционалисты утверждают, что деятельность Коринны относится к периоду не позднее У века до н.э.; противники же раннего Датирования считают, что Коринна творила не раньше эллярстической эпохи.

3 диссертации более реалистичной признана точка зрения традиционалистов и представлены некоторые дополнительные аргументы в целях опровержения доказательств противников:

I. То обстоятельство, что имя Коринны до определенного периода не упоминается в античных источниках, может быть объяснено в первую очередь тем, что на протяжении классического периода Коринна рассматривалась, как поэтесса локального значения с точки зрения тематики ее произведений. Поэтому ей и не придавали большого значения в то время, когда внимание общества было направлено на поэзии, ориентированную на обцеэллинские ценности. Известно, что

иаена многих поэтов, творящих в классическую эпоху и связанных с локальными темами, были преданы забвению. В эллинистическую эпоху, когда возрос интерес к неизвестным поэтам, всплыли и имена малоизвестных поэтов. Среди них, наверное, была и Коршша, которая привлекла внимание и настолько заинтересовала читателя, что даже была внесена в список лучших поэтов. Кроме того, не исключено, что позднее появление имени Норинна является простой случайностью. До нас не дошли источники, в которых бы фигурировала Хо-ринна; 2. Довольно трудно согласиться с мнением, что Ко-ринна находится под влиянием языка и стиля Эврипида.Вполне допустимо, что они опирались на одну и ту же поэтическую традицию; 3. Неуоедительныы видится и аргумент, согласно которому в создании традиции о Корлнне главную роль сыграла поэтическая дикция. Здесь привлекает внимание то обстоятельство, что античность, которая не была единой даже в датировке Гомера, никогда не подвергала сомнению датировку Коринны. Трудно предположить, что у дикции, появившееся в эллинистическую эпоху, не появилось бы ни одного оппонента. Н этому лунно добавить также и то, что поэзия Коринны не ориентирована на модель Сафо, что должно было быть довольно нетипичным для поэтесс эллинистической эпохи. Исходя из этого, мы считаем, что Коринна, так же как и Чиргида, творила в эпоху, когда модель Сафо еще не производила влияния на эллинскую поэзию, т.е. в эпоху поздней архаики я классики.

В диссертации рассмотрено творчество Коринны на основе анализа дошедших до нас фрагментов, вопросы записи ее

текста и языковых к стилистических рсобенностей,-после чего мы приходим к следующим выводам:

Основной темой песен Коринны является воспевание героев и героинь. По большей части она устремляет свой взор к тем темам и образам, которые считались популярными в ее родном грроде - Фивах. Из-аа этого мир Коринны довольно ограничен региональным кругозором. Аудитория, к которой обращается Корияна, как правило, состоит лишь из ее сограждан, в основном из женского общества Кория-ной хорошо осознано значение собственных песен именно для своей аудитории. Локальный характер подобранных еа ыкйов, довольно частое употребление беотизиоз делает донятшлг, почему имя Коринны не вышло в эпоху классики за рамки ее родного города. Л только в ту пору, когда внимание обвдст-за привлекла именно эта локальность (эллинисмческая эпоха), популярность Норинны распространяется по всему греко-язычному миру.

Язык Коринны довольно ординарен. Его суть можно условно выразить формулой: безобразная нарретикность. Соответственно, ее стиль резко разнится от удивительно образного мира поэзии Сафо. Это и есть один из основных признаков осознанной самой же Коринной творческой самобытности; главной целью поэтессы было, по-видимому, не оряаментар-ность, не образность, но передача информации ло-возможно-стн просто,без излишеств.

И наконец, принципиальным является вопрос, что создает специфичность творчества Коринны, как поэтессы. В диссертации заострено внимание на нескольких специфических

признаках: э) региональЬая ограниченность; б) тематическая ограниченность; в) интерес не только к героям, но и к героиням; г) ориентация на женскую аудиторию.

Телесилла. От этой поэтессы I половины У века до н.з. до нас, по-суцеству,' дошло собственно имя и сведения о ее поэзии некоторых авторов античной эпохи. С учетом этих довольно скудных сведенийв работе мы приходим к следующему выводу: ее поэзия не смогла привлечь внимания античных авторов. Правда, Павсааий и некоторые другие источники упошнают ее с похвалой, но, вероятно, эта похвала больае относится к ее героическому духу, нежели к творчеству. По-видимому, з Телесилле бурлил героический дух,она любила свой город и подобно муичинаы заботилась о его спокойствии. Для нас в данном случае интерес представляет го, что в этой поэтессе находит отражение та особенность классической эпохи, о которой ш говорили выше и суть которой состояла в уравнении возможностей женщины и мужчины.

Нраксилла. Также поэтесса У века до н.э., из творчества которой до нас дошло довольно мало незначительных фрагментов; в работе рассмотрены все эти фрагменты, а такие другие античные сведения о Праксидле. Мы считаем,что она занимала довольно значительное место в -гене:;ой* поэзии Древней Греции, о чем свидетельствует в том числе и факт присвоения ее имени одному из стихотворных размеров.

Этими поэтессами, по-суцеству, исчерпывается венская поэзия классической эпохи. Мо;сно сказать, что впечатление, созданное с учетом творчества рассмотренных намл поэтесс, адекватно реальному положению дел в поэзия классической

эпохи. 3 частности, привлекает внимание то обстоятельство, что т.н. "женственность", которую можно выделить в рассмотренных нами фрагментах, не выходит за рамки внеш* них признаков. В этом случае мы подразумеваем Следующее :

а) тематический кругозор, стремление к региональным, ло-кальнш либо связанным с отдельными культами ценностям;

б) ориентация на женскую аудиторию; в) фактическое игнорирование политической жизни полиса; г) включения себя,

как женщины, в процессы поэтического творчества.

В соответствии с этим можно сказать, что рассмотренные нами фрагменты не содержат специфически выраженных женских признаков. Мы подразумеваем то, что в данном случае на делается попытки проявления женской нежности, раскрытия внутренней природы женщины, проявления того, что было таким существенным в рассмотренной нами выие модели Сафо. В соответствии с этим можно сказать, что по-

i

этессы классической эпохи осознанно или неосознанно отграничивается от поэзии Сафо, ае стрег/ягся к проявлению специфически ленского в своей поэзии. С нашей точки зрения, таксе положение дел довольно хорошо соответствует общему духу классической эпохи, в частности, определенному равенству женщины и мужчины. В соответствии с этим можно сказать, что в классической поэзии процесс женской эмансипации проявился в виде тех ке. самых признаков, какие мы отметили в рамках феминистической программы этой эпохи, более конкретно на ее перзсм и частично на втором этапе.

Что касается третьего этапа, ему, по нашему мнению,

соответствует поэзия тех женщин, которые творили на рубеже классической и эллинистической эпох а в последующие времена и 20 главе списка которых стоит известная поэтесса Эринна. Этот период в женской поэзии ознаменован истинным возрождением духа Сафо.

Глава 17. ВОЗВРАЩШ К СА.Ф0

I. Хенцина в мире поздней классики и эллинизма. С 17 века до н.э. в развитии греческого мира начинается период, который в науке обычно считается порой кризиса полисной идеологии. Этот кризис проявлялся, по-существу, в том, что принцип полисной организации общественной жизни, который принес такой больной успех греческой культуре и т.н. городам-государствам в эпоху архаики и классики, после пелопонйеских войн, по-существу, исчерпал себя, и, в определенном смысле, в контексте происходящих в тогдашнем мире процессов, превратился даже в некоего рода анахронизм. .

Правда, эллинистический мир, в отличие от полисной Грации, в сфере политических свобод, по-существу, являлся шагом назад, но зато с точки зрения индивидуализации общества гораздо продвинулся вперед, что нашло выражение в искусстве, философии и во всех сферах общественного развития. Естественно, эти процессы затронули и женское общество. Здесь выделились женщины-правители и кеящияы-индшзидц; занимающиеся, деятельность» в различных сферах общественной жизни. Ни одна предыдущая эпоха не была богата з такой мере г;рко выраке::иьши кевд/;аа.мн - индивиду-

альностями в высших эшелонах государства, как эпоха поздней классики и эллинизма. Достаточно назвать Олимпиаду, Арсиною П, Беренику, Клеопатру. Знакомство с их Еизненным путем показывает, что максимальное самовыражение представительниц венского пола имело место в рамках, определяемых для женственности античяьм мышлением. В эллинистическую эпоху значительно возрастает роль кешцины в общественной яизни. Достаточно активно участвует женщины в религиозной лизни. Существуют сведения о благотворительности женщин, об избрании яенаданы почетным гражданином какого-либо города и проч. Тенденции к женской эмансипации отразились к е сферах образования и спорта. Мы имеем сведения о том, что в ряде случаев девушки получили образование по той же программе, что и вноси. Такая многосторонность женщин пос-лункла основой того, что они начали заниматься мужскими делами. Об этом схждетельстзуе? один из египетских папирусов1. Особо следует отметить то, что в данную эпоху кенцина становится интеллект у аяьнш партнером мунчины. Начиная с П в. до н.о. обычным явлением было существование института эмансипированных, образованных, по большей части наделенных способностью к художественному творчеству гетер.

Активный выход желанна на арену, естественно, в определенной мере должен был отразиться и в философии.

'в. В Ротегоу, Ргаиеп1сЬсп ¡т К1а5&1кс11сп АНеПит, вшивап, 1965,208

Различные философские течения эпохи- поздней классики к эллинизма питались сказать свое слово о роли женщины в общественной жизни. В данный период начинают приумногать-ся тексты, в основной филойофского содержания, пафос которых состоит в высказывании руководственных взглядов о правилах хизни, и которые приписывали разным известным ненщинаи. Один из таких текстов*, автором которого называют мать Платона, Периктиону, к в котором изложена концепция того, какой должна быть гармоничная женщина, мы перевели полностью. Он интересен с различных точек зрения, в яервув же очереди тем, что варакает точку зрения одной части общества насчет того, какой должна быть идеальная женщина. Само по себе то обстоятельство, что возникает потребность создания модели гармоничной, идеальной женщины, говорит о многом и указывает именно на возрастающую роль и функции женщины в эллинистическом мкре.

2. Поэтессы времен поздней классики и эллинизма. Какой бы значительной ну. была роль женщин в той или иной с£ере человеческого творчества в эпоху поздней классики к эллинизма, можно с уверенностью сказать, что среди яенцин этой эпохи все не выделялись служительницы Муз. Мы ухе отметили, как тесно был связан процесс женской „ эмансипации с акцентирован'/ем чисто женских качеств; какой значительный путь проало общественное ыкаление,прежде чем оно приило к открытию, согласно которому фекияиза-

%ТЬе51е!ГД1,еРу1Ьа8огеапТеХ15оЛЬеНе11еп1ч1!сРег1оа,ЛЬо:АЬоАк3ае™,19б5,

пия отнюдь не подразумевает стремления кенщины взять на себя характерные для мужчины права и обязанности, но напротив, кекздяа ¡ложет надеяться на равное с мужчиной положение, если она усовершенствует себя как женщину путем проявления характерных для ее пола качеств - очарования, добродетели, благородства.

Эта тенденция вполне однозначно выразилась в поэзии событием, которое мы можем условно назвать возвращением к Сафо. Что ыы в данном случае подразумеваем? Мы уже отметили, что Сафо смогла удивительно рельефно обобщить и выразить в своей поэзии то, что можно назвать миром женщины.

Насколько продуктивным и значительным оказался этот путь для женской поэзии времен перехода поздней классики в эллинизм, вполне отчетливо показала нам первая же поэтесса, которой, по нашему мнению, следует приписать возрождение духа Сафо в поэзии и которая в удивительно потяжелевшую к пропитанную духом -искусственности литературу своей эпохи внесла дыхание г.стаквой поэзив. Яия этой поэтессы - Эринна.

Зрккна. Вероятно она является единственной представительницей античной литературы, которая на протяжении своей крайне короткой жизни (Эрияна умерла в возрасте 19 лет) смогла оставить столь заметней след в литературе. Эринна творила го второй половине 17 века до н.э. Ее высоко ценили уже в эпоху античности. Особенно возросло число поклонников Эрияны в современной науке (А.Лески, А.Диле н другие), после того как был найден фрагмент ее

"Злакам" ("Веретено"). Новаторский дух поэта здесь проявляется в том, ч^о это произведение представляет удивительный синтез эпической формы (оно написано дактилическим гекззяетрсы) и элегического настроения. Фрагмент посвящен воспоминаниям детства и выражает глубокую печаль из-за несостоявшейся свдьбы подруги.

С точки зрения интересующей нас проблемы, данный фрагмент заслуживает внимания в нескольких аспектах: I. Эрмна сознательно либо неосознанно возвращается к тому миру, который так великолепно отобразила Сафо: I. Это мир подруг. 2. Примечательно, что Эринка обобщила и подняла воспоминания проведенных вместе с подругой Бавкидой лет и вызванную этим печаль на уровень, когда мы ноне и говорить о uezoi': системе взаимоотношений, где друг друта сменяют светлое прошлое и печальное настоящее. Этого поэтесса достигла и тем т.н. лирико-эпическим стилем, который, по нашему мнению, является значительным моментом ее новаторских изысканий, и который не обошел вниманием читатель античного мира (ср.Л<? IX, ISO). 3.. Примечательно я то, что Эринна, возможно, была первой в античности, кто включил в поэзию образы и воспоминания, связанные с порой детства.

Мы рассматриваем также эпиграммы Кориаяы, которые отличаются лиризмом и поэтической простотой. Проведенное исследование дает возможность сделать вывод, что Эринна повернула кенскую поэзию к миру, который можно назвать чисто женским и поэтическая модель которого, в определенной степени, была сформирована Сафо. Необходимо особо

подчеркнуть, что ото не была поэзия, построенная на подражании Сафо. Бриана наила свое место в этой г.енскок мире и создала определенную основу для того, чтобы, если бы жизнь отпустила ей на то время, сформироваться в видного поэта. Несмотря на короткую :;:кзнь, она оставила нам стихотворения, которые своей поэтичность» стояли выае всего того, что создавалось в эту эпоху,

Зоокда. Го, что после Зрп.мц женская поэзия избирает в качестве ориентира модель Са*о, ясно видно из эпиграмм ее младшей современницы Носиды, из которых до нас дошло около двенадцати. В эпоху античности главными дос-тоилствами Носиды считались: женственность (ср.лзн, 26) и отражение силы лвсви з стиле, подобно;: стилю Сафо. Здесь следует отметить, что сача Носида с гордсстыо ставит себя рядом с Сафо UO 3П, 718).

Анита. Временем ее деятельности считают Щ зек до н.э. Греческая антология сохранила 21 эпиграмму Аниты, которые можно разделять на две основные части. Б нервус часть необходимо поместить эпиграммы об "умерших" животных, насекомых, птицах. Можно сказать, что э поэзии Аниты впервые представлен так рельефно вопрос взаимоотношения человека и животного мира. Во второ, группе легко

иоано приметить не очень характернее дотоле для грече с-

J „

ко:; поэзии ощущение красоты, идклпйностп местности, что превноси? в эпхгрдаау дух уюта Сез,..яте:ыости, характерно:' для буколической поэзии.

то.

Взором свои,: Анкта привечала-, что из было значительны:.: для и у :г чинк. Грусть, вызванная гибелью животного или

насекомого шеет у нее чисто женскую-окраску. Здесь мы впервые в греческой эпиграмма встречаемся с характерными для буколической поэзии признаками, с пасторальным описанием картин природы. В ее творчестве отчетливо проявляется дух Сафо.

МоЕтю. От авторов античной эпохи до нас дошло немного сведений об этой поэтессе, творившей на рубеяе 1У-Ш веков до н.э. Она писала элегии и произведения эпического характера (Павсаний,.:1Х, 5, 8), название одного из которых "Мнемосияа". Из этой поэма до нас дошло десять гекса-метркческих строк. Ей ке принадлежит гимн, посвященный Посейдону, произведение под названием "Проклятия" и эпиграммы. Допедшие до нас фрагменты Мойро не дают возможности говорить о ее каком-либо особом отношении к модели Сафо, хотя, мы считаем, что когда Мелеагр Гадарский сравнивает ее с "белой лилией", тем самым он подчеркивает ее женственность и чистоту (/Ю 1У, I, 6). Мойро упоминается и в списке поэтесс (Лб IX, 26). По нашему мнении, в данном случае мы имеем некое смешение героического духа, характерного для женской поэзии классической эпохи и лиризма, возвращавшего ее в глубины чистой женственности.

Гедилла. Об этой поэтессе 1У-И веков до н.э. до нас дошли весьма незначительные сведения. Единственный сохранившийся фрагмент, по-видимому, является отрывком из произведения элегического характера "Скилла". Гедилла не упоминается ни в "Каноне" поэтесс, ни в "Венце" Мелеагра, ни в эпиграммах Христодора Копгосского; по-видимому, в античном мире довольно велико было число поэтесс, которые

по-существу, остались без фиксации з источниках.

Мелино. Это еще одна поэтесса, творившая во П-I веках до н.э., которая могла остаться неизвестной, если бы Стобей не надумал связать название Рима с греческим словом "роиз" (сила). Поэзия Мелино, по-суцеству, представляет собой возвеличивание Рима. В ней хорошо совмещено сафоическое и антисафоическсе. Сафоическим является ее стихотворный размер, антмсафоичеснпм - пафос ее песен. По-видимому, именно последнее является причиной того,что творчество Мелино не смогло обеспечить себе песта в женской поэзии Древней Греции. Наверное ее поэзии не хватало того, что уже в эту эпоху служило основным критерием для оценки женской поэзии - дансгззккост:'. к лиризма.

Таким образом, в довольно широкой списке яозтсв эпох поздней классики и эллияазма, на котором ui: заострили вникание, явно выделяется две группы: одни весьма приближены к тому, что мц назвали моделью Sajo, а другие стараются выйти за пределы этой модели у. испытать себя з т.н. героических сайрах. Зырисозывается следующая картина: первая группа представляет типичную для эллинистической эпохи тенденцию, а вторая не aosei быть признанной типичной для поэтесс этой эпохи. Соответственно, если можно отметить существование чего-либо новаторского в творчестве поэтесс эллинистической эпохи, это, зо всяком олучае, имеет место в рамках поэзии представительниц первой группы. Следует отметить к то, что для поэтесс интересующей нас эпохп весьма характерной чертой является близость к т.н. внешнему уровню ¡¡одели Cayo. Что не

касается внутреннего урозня модели Са£о, как правото, для поэтесс эллинистической эпохи он остается недосягаем. По-суцеству, Иелино была единственной среди поэтесс (исключая в определенном смысле* Зринну), которая, оставаясь в рамках сформировавшихся о женской поэзии античных воззрений, что более или менее подразумевало соответствие имея.чо с внедяям уровнем модели Са£о, смогла найтк на внутреннем уровне собственные путь поэтического самовыражения, который так наяоыи'шл о Сас£о и который был так близок к Эринне.

Глава У. ПОЗГЕССЫ РИМСКОГО ¡.¡ИРА

I. Денцина в римском обществе. Процесс женской эмансипации имел в Риме гораздо глубокое развитие, нежели в Греции, и это было обусловлено множеством факторов. В работе выделяется: а) эпизод о сабинянках. В легендарной истории Рима он указывает на особую роль женацш в процессе формирования и даСфузии государства. Исходя.из этого в психологии римлян не отдельные пользующиеся успехом женщины, но женское общество в целом воспринималось достойным партнером муясного общества; б) Фактор пеласгов. На итальянском континенте задолго до прихода латкчоязыч-ных племен обитали органически связанные с медатерраясяой традицией пленэна, пеласги. Как известно, в медитерран-ской традиции жендина занимала особое место. Естественно, эта традиция делкна была распространиться и на италийский

континент; в) Этрусский фактор. Как известно, этрусская культура развивалась синхроннко с римской цивилизацией.

Степень свободы кенщинк в этрусском обществе вызывало удивление дахе у видавших виды греков и римлян. Это не могло не оказать влияния на формирование статуса женщины в римском обществе.

И действительно, у нас имеется богатый материал, который определенно указывает на рост в римском обществе женской эмансипации. Учитывая то, что в Риме довольно высоким был уровень образованности генцкн, во всяком случае в высоких слоях общества, что женщины этого круга принимали участие во всех сферах духовней и "богемной" жизни Рима к, вместе с тем, пользовались больаол свободой, следовало ожидать, чтобы римлянки сказали свое веское слово з литературе к искусстве, и з первую очередь з поэзии. Но с этой точки зрения римлянки сильно отегавт от своих греческих коллег, которые пользовались значительно кекьвми правами.

Конечно, это явление требует объяснения. Можно определенно сказать, что чем бохзе зиаяенкроьанной стсно-згГтся римская женщина, тем меньшую роль играет она з риг-скоп поэзии. Если до конца августовской эпохи римские поэтессы представляли для муячин феномен, с которым более или менее необходимо 5ало считаться, то зо второй фазе эпохи принципата их поэзия становится явно бесцветной.

2. Элегическая муза. Образп поэтесс особенно хорошо представлена в римской олегичозке;: поэзии. С учетом все" ин(ормацип о поэтессах, сохраазваеия в римской традиции, иожно ярк::ягь их разделение ца две группа: а) на дилетантов, которые не могут считаться проуессаонаяьиша поэтами

к деятельность которых ограничивается случайно написанным стихотворением либо исполнением чужой поэзии; б) на поэтесс близких к профессионалам, которых римские источники фиксируют как творцов, наделенных истинным поэтическим талантом.

В этой части работы мы судим о тех поэтессах, которые творили от начального этапа в развитии римской цивилизации до конца августовской эпохи, так как, с нашей точки зрения, те процессы, которые замечаются в последующую эпоху, несколько отличаются и требуют специального обсуждения. В данном случае мы уделяем внимание тем шесте рым женщинам, имена которых с той или иной точки зрения связаны в римских источниках со сферой поэзии. Имена трех из них (Мемния Тимофея, Семпрония, Корнификия) упоминаются в абсолютно различных источниках и их фиксации нельзя считать заслугой римских элегиков. Что же касается трех остальных (Кинфия, Перилла, Сульпиция), которые особенно выделялись, то увековечение их имен связано, в первую очередь, с творческим наследием великих римских элегических поэтов Проперция, Овидия и Тибулла.

Кинйид. Ей посвящена большая часть лучших элегий именитого элегического тэта Проперция, с учетом которых можно сказать, что Кинфия прекрасна, что она может сравняться с взвестнейшгми легендарными женщинами (I, 45). В это же время ока - творец. Как говорит Проперций, мать Каллиона вручила ей "ионийскую лиру", а Физис "наградил ее песнями" (I, 2, 27). А в третьей элегии второй книги поэт прямо говорит, что Кинфия создавала на "эолическом

плектре" (т.е. подобные песням Са£,о) песик, превосходящие песни знаменитой ¡(оринны (19-22). Здесь при оценке Кинфии как поэтессы, Пропорций указывает на два эталона: на эолийскую лирику, под которой явно подразумевается Сафо, и на Коринну. Примечательно, что для сравнения с поэтическим творчеством Килфии Проиеэций избирает именно поэтесс. Если Ккнфня не является плодом поэтической йан-тазии Проперция, то, опираясь на римских элегических поэтов, мотао бцао бы да^тить, что она по характеру своей поэзии и языку стояла близко именно к греческой лирике.

Перилла. Адресат "Скорбных элегий" Свидпя (И, 7). По словам элегического поэта, судьба л.природа наделили Периллу поэтически! талантом, в сердце ее горит творческий огонь. Она пишет учение стихи вопреки обычаю предков. Тематика этих стихотворений - любовная. Овидий лапокинает Перилле, что если в ее сердце не угаснет огонь поэзии, то лишь лира Сафо сможет превзойти ее. В этой элегии для нас интересны два момента: а) Перилла писала ученые стихи по-гречески (11-12); б) При оценке ее поэзии основным критерием является Сафо, а не какой-либо поэт-мукчина.

Сульпидия. Единственная поэтесса, творившая до I века н.э., под;чьг.ы икенеи до нас дошло несколько элегий. 3 частности, в. последней книге Гпбуллова корпуса встречается две группы элегий, связанны* с любовными отношениями кенду некоей Сульпицией и Херинфсы: одна группа содержит пять элегий и является поэзией довольно высокого ранга, где то поэт, то Сульпиция предстают в роли рассказчика. А вторая группа содержит шесть сравнительно коротких эле-

гий, автором которых и названа Сульпиция.

Первый вопрос, конечно же* касается того, кем была Сульпиция. Здесь мскяо представить две точки зрения: а) Сульпиция - реальная личность; б) она является поэтической фикцией. Сегодня большинство исследователей придерживается первой точки зрения. И все яе, яаие наблюдение делает ясным, что обе группы элегий в информационном плане органически связаны друг с другом в передаче узловых моментов любовных отношений Сульпиции и Керинфа. Мы можем лииь предполагать, что здесь мы имеем дело с хорошо организованной поэтической фикцией и что сочинитель обеих групп элегий может быть одной и той не личностью. Несмотря на то, действительно ли существовала Сульпиция или нет, фактом является то, что ее стихотворения раскрывают перед нами истинно женский мир. Если даже это поэтическая фикция, все равно, здесь так изображены человеческие чувства, как их могла передать лишь женщина. Это же указывает на то, что камерность, интимность, которыми Сафо наделила женскую поэзию, довольно рельефно представлены в- стихотворениях Сульпиции, хотя им явно не хватает глубины и поэтичности, присущих песням ее гениальной предшественницы.

Таким образом, можно сказать, что римские элегики предоставили нам возможность, познакомиться с несколькими прекрасными кеящяакЕ; которых И узы наделили талантом к поэтическому творчеству. Несмотря яа то, сукесгвозали ли все эти поэтессы реально или яет, одно ясно, для росного общества I века до н.э. к, в особенности, общества августов ско Я эпохи было обычным явйеккеи суцзстЕс-зание талант-

ливых поэтесс, эмансипированных кендил:. К что самое главное, в ту пору было сформировано вполне определенное представление о специфике гворчестза этих поэтесс. Критерием оценки:.их поэзии являлись великие греческие поэтессы, п в первую очередь Сафо.

В данную эпоху вполне естественным считалось то, что поэтессы не выходили за рамки, определенные для представительниц слабого пола еще Платоном, и которые так хорско уиецаются в рамках модели Cajo.

3. Поэтессы зпрхи принципата. Период от кончины Аз-густа до зыхода на Ьрену Адриана (II - 117 гг. н.э.) был зесьма значительным для римской цивилизации. По-суцестзу, в это время произошло формирование римской культуры эпохи принципата, которая! так органично совместила з себе признаки роста и спада. Правда, нельзя сказать, чтс процесс ненской эмансипации в эпоху принципата был приостановлен, но на литературной арене не видно поэтесс, которые бы заставляли считаться с собой. Неким исклшенкеи необходимо считать Сульпицию, которую упоминает видный римский псэт йарциалл. Согласно предоставле.ной им г.,формации, поэтесса эта творила в I зеке н.э.- Языком ее стихотворений была латынь, л., накрнзц,,что особенно ваняо для нас, Марциалл сравните!., сво^-совреыенницу опять-таки с Сафо (X, 35).

С эпохой Адриана связаны кмеиа двух поэтесс, Юлии Бальбп.ллы и Цецущп-, Требуллы. Рядом с нг.мл следует упомянуть поэтессу Дэцо. от которой до лас доило четыре стиха. Между П п U векши творила еще одна поэтесса - Феосезня. В греческой антологии сохранены четыре стиха под ее кмеиеи.

Следует сказать прямо, что перед нами поэзия невысо-гс ранга. Здесь заслуживает внимания то обстоятельство,что сущс-ствувдиз при дворе Адриана искусственность, отход от естественных процессов развития римской литературы, по-видимому, влекли за собой схематизацию произведений писателей, находящихся в его окружении. В этом случае по-видимому, значительную роль играл не столько фактор инспирации, сколько желание подстроиться под увлечения и интересы Адриана и его супруги. Во всяком случае это легко заметить в стихотворениях рассмотренных нами поэтесс. Заслуживает внимания к то обстоятельство, что эти стихотворения неписаны ка греческоА: языке. Возможно и в этом следует видэть след характерной для двора Адриана ориентации в литературе. Более интересным является го, что эти поэтессы, так же как и другие поэты, приведшие сопровождая Адриана к МемноновоЙ колонне, сочиняли свои надписи на основании скульптуры,более ста из которых доили до наиих времен, на лесбийском диалекте. Неопровержимой истиной является то, что в этом случае мода отдавать предпочтение лесбийскому диалекту, использование даже элегического дистиха либо ямбического триметра, было обусловлена именно особым интересом к поэзии Са';о. По-видимому и здесь, при дворе Адриана, для женщин, которые пробовали себя в поэзии, эталоном являлась Сафо, к достоинство их поэзии определялось тем, насколько приближались они к прелести лесбийской поэзии.

Данный фактор к этому времени превратился в довольно сильный тормоз для развития женской поэзии, так как каким

бы ни было увлеченье двора Адриана гречески.: языков и поэзией Сафо, в самоы Р;ше к этому врэмени поэт, г.исавлий на лесбийской диалекте греческого языка, не йог быть органической частью жвого литературного процесса. Зто его творчество было бы такшл же искусственны:.:, как литературные опыты самого Адриана.

По отношению к рассмотренным нами поогессак примечательно еде одно обстоятельство: римские поэтессы эпохи принципата не смогли уйти от традиции, которая помещала женскую поэзию ро большей часта в рамки модели Сафо. А §тот путь уже к этой эпохе обрекал их творчество на полную деградации.

ЗАШЧ2НЕ2

Представленная в навей работе картина развягкя венской поэзии в античлом мире с максигаяьной полнотой изображает процесс, который условно могло назвать историей творчества иенщин древнего пира, одаренных поэтическим талантов, Появление на арене первой литературно фиксированной поэтессы, Сафо, приобретает решающее значение дая всего последующего развития женена1; поэзии. Поэтическая модель Са£о становится основным стимулом :зсрчества поэтесс античной эпохи и определяет весь кноговекозой путь развития кенскок поэзии.

И действительно, несмотря на то, что з архаической литературе все еде твердшл был;: позиции эпоса, создавались довольно длинные хорические песни, греки уже обнару-

жил:; :;pscoiу ,.<илосо<„'ского ¡.имения, а.-жадосги кекщин в эг.а яблраале.-иях ае обнаружено. Яьрехсдпж. период oí ар-xa ьк:: к ;;ласс;ые, и зрелая классика, ¡.¡окно оказать, были вр8.!влоа взризообразного появления новых литературных жанров. В Э1'у эг|олу создается драна, появляются такие . Sisurr, ¡:ак Kyacaopv4uo, историография, о'олызих высот достигает Философская¡проза и лновь на арене появляются поэтессу. Но, с одаоЬ:сгорона специфике оба;естзонной жизни (•?e.i .,г.на занимает а обчесие классической Греции свое довольно строго опреде-онное место), а с другой стороны,узд с^ор^цролагскеся в о&вегле взгляды насчет того, в каких ракезх :.;Окет .мыслиться кеисксе творчество, не давали воз-üorjiocieíí для Jiiixoss ¿oacKovi поэзии_за региональные и камерные paMKii. Более того, если первые поэтессы^этой _зпохи (Марткда, Кор:шиа, 1'елесилла) явно проявляли независимость от модели СаОо, впоследствии происходит постепенное "воз-врацеике" поэтесс к Cago. Этому, по-видимому, в определенной степени помогало и то, что з классической греческой философии (Платон, Аристотель) нормируются довольно аргументированные концепции насчет возможностей кенщины. Истинным венцом этого шло творчество поэтесс эллинистической эпохи, особенно Эринны, которая смогла фактически не выходя за рамки т.н. модели Сафо создать истинно кенсгвен-нув и заряненную новыми эмоциональными всплесками поэзию. И все ке, в эллинистическую эпоху оенэлньм эталоном ¡шнекой поэзии, основным критерием ее оценки опять-таки является Сафо.

• С точки зрения обцесгвеккого полокеняя ;:;енщш, рим-

скал цивилизация сильно отличалось 02 г:ч-чое«и. гораздо более высоки:.! уровнем венских .¡рол. Ai;:, ,.а;:'1;;ческп,снял табу с участия кевдин во ивогих таких сборах обдосгьек-ноИ казни, которые в Греции были д^аолиии ие;;«>гуявш.:и. Вполне мо;лно было оы скидать в подобно« ситуации начало нового этапа в развитии венской поэзии, тем более, что римская литература показывала довольно хороши; пример творческого освоения греческих традиций и достижения па этой основе новых высот. Ка;с будто-бы и лояишась в I зеке до н.э. на арене квздкда, cosropue оказались i центре внимания известных лоэгоз - иу/счйн, и в адрес творчества которых ¡vjuHaw сказали немало лестных слов. Г. „се не, судя по доводеefc до нас информации, женская поэзия не нашла реальных путс-и выхода из '.;одели Со..-о. Если . I .-osa до н.э. ,, :согда j обцестпе все велико было увлечение гроческии языком и пудьтурои, avo давало олри;;елlппне ie-гульг&гы, го с начало;.: нолой Лиьа эпох;.: .¡ршигинагс, с I шт н.э., полохоипе де?; лэшилось.

После Августа ряисиов сйцество искало пут;', для .чак-сипального освобождения от сильного влияния оллиискоЗ .сулвтуры, и эллилоуильсгво постепенно остоллось характерным лпиь для двора государственного -ли дики пли для лиц из пагсого-лпоо лит9ратурно-\.ыосо$с1.оги и^уг.ка. Про-цосс этот, по-аидивоау» яоемхим поэтесс кедрео^о-

з.. 'ып щтдтепави: с одной cso.'ouu модочь Cu.jo, дивлокт Сч ;о, аокс.-:Ы uiip, Ül. .о, а с друга1, стороны

Цйьия онозх с попыли ¿кодмхуршна. и дои-софоклни течениями, кого|!:о не ..ir-'-piuwiзлись > лмераеде гвУ, d--o очх-

т'соь признаком проявления ^екстзенпостл в поэзии. За sr::.-; после л;лэ ззгдазд^я к§нско.. позгла, тем .временем * oú^ecr.oü.ioi: «роцесс венской эаанааседиа сга-но^.лся ¿es солее ;: более шшюсшдам. ?ы«ш оо'раооа, л;с;о слсоагь, что j викнва: литературе создалась пара-до дгельн&я сдгу&цця. Козхессс., которая гак рельефно ироду .üttcivapoa&sa j аоэвзЕ хзорчзские опссоо'носгв слабого попе, и создала поаг:;чесК1;П ш:р, который даже саьав зна-KS&nue кзелигел:. к поз!':;, ::отя бы и в c.¡epe ларвкк.счл-хизя неким отслоню; $а;тч8ска сг&яв причиной сначала одностороннего развития г.епокого поэтического творчества s античном 'гври,е а захеч и упадка в целом. Сафо - символ поэтессы, фактически оказалась одням из главных поводов некоего отрыва довольно большого числа своих последовательниц от обцих тенденций развития литературы, что по-сюпзнно повлекло за собол крайнее ограничение поэтичаско-го кругозора аонзия, а яечнная с эяохи принципата полнил y.¿a«oiс их в/зы.

.Основные полоааник диссертации опубликованы в следую, цих работах:

1. CatjO, Лирика (Перевод, вступительная статья, комментарий л :;ядз:сс), Милиск, IS77.

2. От Са^о до Кассии, Поэтессы древнего миро (Перевод, вступительная статья и ыомментарни), Тбилиси, 1990.

3. Поэтически!! ыир Gajo, Тбилиси, IS9I.

К интерпретации двух фрагментов Cayo (I, 5/6), Труды ТГУ, r¿ 183, 1978.

5. ЗроЗле»е ''г.ро^/л.дьшш л:, числи" яеко.о,;. е аспекты мирояосарияпя Сауо; Ресаушишясдся «оаОереяцкя .молодых ученых—;)пло;шгои (Тезисы), Totume»,

6. Некоторые ¿onceen стлл;.отеческого глйл.ос: /раг-ментоз Cajo, Республиканская коьхрзшшя поеойжс учоних-

фКЛОЛОГСЛ (ТеЗИСН), TQimüGv:, ISoL.

?. К sj&o49cko3 особенное!.. „о&гесс ~ зяю:чяс" Греции. РзспуЛчккансгюя -гсаференция лг.згодмх /чена»:-,.;«пло-гоь (Г-зопсы), Тбилиси, 1982.

S. Юлил Бальбнгяв, Цецшши ?реъ/хяа я Дэмо - здвхек-S23 рккс:;ой культуру X—II дз^оь, IJ рзсяул^снс! аа хон.?-ренция аълодмх учераи-«,геологов (1ез::еы), IS55.

К ааорчевкй; с л единичное'.-й ;Сор;;;;;;:,, Р^слуи'лииаг,-с:.ая койОврвниая, зос^&ав&я 75-;¡oi:..:o owiCsujua TI У (Тззисц), Тбилиси, 15-3.

IG. К ивгерирх^иДЕ« ..'Кув у .. Ал;;ол; ¿ccoolsu. .fOttj. по хласс. «¿ЙЛОЛ. \2ó3ZCü) , Á¡.p¡ní03t I5.A,.

11, К ¿опросу о KOiUiT'.jCTBe г *олмйс.:с • 'сл:ке, ,Ме;;;д„л1ар. научи.кап.: •'Ио.гсркчлосхь и s;-. i?; л-лосгь в aasuHHOtt культуре", (1ззйсц), Тилл^.с.,, ivó. .

12. "Л.:чноз Я" и "лирическое я" ¿ П'~ч"-л,иГ. злегс-чес;:оь п ячикчвекй. пешгд'., ВсесоэоН. ко;;/.: "йроблеш рефореяцк» з я ¡шив i. aascpasype" ("ездеи), ТЬаласк, I%?.

Um B t'/.übo-rii.mo >f-jf» uia -ttifc t" ru u en 11chtu/i^: der ^ntike

In oor Arbeit i:;t die r,:i tv/iekl un, ;üsi-e2iiik der Frausndich tunf Ufr .iiitike • uitert.ucnt, au ioi ein Versuch unterr.osa.iiun, um klur-;;i)f l- i len, welche K-mtore uen alla.-ihlichen Iftyter.pntf der Praue? aictitunß pp raae in .»er Zeit verursacht neben, alr, der Progecs der yr-iueneaaßssipft-tion in "esellaehaitlichan Leben immer i;ehr deutiic'wr wurae. i'ür aie ¿j'Xorschunp, dieser Frage sind die Üi/-;eiiEchafton voruci.iodcner -¿tapj-en dor ¿nt.vicklung der yntikc Kultur «rite raucht uad die i/iaor.ctätie der Krauettdichtung auf der einzelnen Btappe .-jezuigt »Orden.

Die; Möglichkeit aar »Jctivea Teilnahme der Frauen an der Sehe rir.ehen dphare wird •inirinßs i" Kontext des ninoirchen, spater ober des Helden- and georüetrischen Zeitalters als durchaus res ■betrachtet, obwohl über die Geschichte der Frauend ichtimg tatsächlich nur .¡b yre-r-tigehea Zeitalter gesprochen »erden kann, (.■Sil die ernte Dichterin, deren Name una i/erke uns erreicht h Sapjho ist. Ihr gröa.ites Verdienst b steht uarin,<ins3 er ihr eislyn^en ist, ein dichterischen Modell ¡su schaffen, das eine feine Synthese einerseits aes gröooter. d i chterischen Hör.neno, andererseits nbor der spezifisch weiblichen Sicht darstellt. In der Arbeit wurde ein Versuch untvrnommen, üapphos dichter] seh«o ¡.iodell auf inneren, und äusseren isone zu beschreiben.

Vlo Dichte rinnen aes kiaoniseijen Zeitalters /Myrtis, Korir» Teleoilla, Praxilla/ weicher: voa diesen Modell bedeutend ab, obwohl auch in ihrer Dichturi,; die (Jcnreeinachränkung und die Orientierung auf das Frauenauditorjun eehr deutlich ist.

• iL

Im sp itKlaii:ioo«en «im i ■ leni:: U .-enen -i t.. iw v.ir-d

uoinc rkbüi', usr fü-in :• n; "hu«i..f.i»r sm ¿tt{,(•:■ o" oezöic-.- r«rs konnte. Von iik-cer bient ner sbrinte n nl. . i\ .1.. ,tj.Len3tur. :;epra.-te dichterische ludividualit it r.rinna (•eüwi eiir:t>ti, Jur

int, .mlcfie ai f/> tun;; s-.u > ;Vn, -iio n inreM riseheii l'.'iorX.'.':-iler. weit über ,,11 aar .'i^r.d, i:. j »rcn. i tai ter ,°;eschai'i'on wurde.

Danueh wurn- sei der beurtfei-lun,; ')er Krai. 'rniiciiti ir«, - '.r der dückruf zur Sitppho zum Hpuptiril* ■:.im, < >; .-rc wti 1 ..jio.iornec ent'/.ieil er. SiicOfie ui.er neatimrite ,."cnaen tvr r-r.-.jc. ri ::;>., \<: i.c^ii ehkei tei .i^r ?rm<on vbi ¿itf vn

J)as örjppJio-Koaisli u.-i 1. ••iu»*a- einen ,c ,«.1 .'cur. vi •• 1 1 u • ¡«4 axe .'¡cner; i)iw:VJri:.aen. OtiMOhj öie j'r .¡ucr. in ;:.>.", ¡.r ¡n i e.-jo.'.ä ier l:i Freiheit ur..l neunten ¡>.u,u. .jl:. IVwuwa <<* ee d i .• „. um : t.-

cnena in ^rost-cran Ma.;a«i ei...: sipiu t . - er:, ¡u,- hiie-b ei:- ji^-ntu! aer no.Tie rir.nen .1er nr'iöi'l »ü'i ;:utte»i . .:tit u.: <,'• .¡'i-unii'Ä n> Kol! evtianen weil. zurück. üeuoiuer;. ..-..rau a.% «icruia a»jr ii'i;:icn

iilai'r° 6I.OW1U Je« i i'i r.i! •:> ts . : 1 . 1 . :brjr, . ¡a j:.. i-'i'h noria _i ¡-„an.;

i.ere I ö,~lieriA..-iten 'otji.i , 1 c : .." i. . r. l^-ii ,„ Ai .s .-■r.jt-

,;r-und U.ifur Di-tr' ichte'i: .vir <tl>- Tain. . ■ ■■ , u-. a,'t ■'■-¡uer. aer

Antike i«'iH> vvi "Kun^-jvo 1 1 ei; „r^e der irtfi'.ii,: v«f .>;i rp)10-!1 3

■ofuiuion li.ibfin .<ria 2iir t.i.j t-.ci'rn.. \ ;.....ir.Kun,-; -;

d i cht,(.-ri;5ehen i:..ir.'i. 1':; ¿ez.iai: ,v;i:e;'.. I.. ,;er rJiitlKon

).itc.v.itur fi>i i icit Lina , ir.'iuoxe bi J .J1 t: uicnterinf .¡ie

.«.) .le.it.Jiel: Ii- e.cnüi-i e i:u .-! 15 n ite>, ,1.' n-< r.jSBll t;in t inren

sr«:.cti, I: l e:; ui aer Jier, Inn,-; erw1' ■' i'.'j^e n nnu

<-nte- ' et t.Tirene „eil ...OEO:..1! ■ ;: -¡i>'' eerui:.::tee ten

I,/ik" und jiol'tc1, L'^r J-; w vinod iii'Mjos iai tiereiuh der Lyri

: 1 tt:n iu.i:;en, . t Vi i •-> my 6!' er> -ril'j die einseitige snt-vvil,' , a.:P :'.• .'j.un.iiuht'ju.'; m lier inli.xe, spater ubsr auen i:. •■.'r. Nie.;-:!'; ui , v._ r'urs .-eilt. aap^ihe, iln öyabol t'ür Dichterin

ja ca . ii .-.-iRwn i -r wlcr.ti .aten 'Jri«we für aie gewiss

Ac.1 V.«i* .a ! : bvij• .i,en<ic;> i'vils irrer Kacftfolger von der. .>11 e

t« .it i »i/.« av • Lite r • tu rervtari CKlurt»;, wie uJln 3ilici. die ¡iiursch-ariKan.: >.•!■■*■ liuhtorj .-o-ien 'Je<jicatcskruioec aor Piautr., r;ei t ivr uiM'ih-. .••«•r »-riii.-.j i^ste ;l.«r ac-a vöJi «ß Rieaergang it:ror ij-i.50 vsrurs icnt u-j t.