автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Фереидан и фереиданские грузины (историко-политический очерк)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Куталадзе, Марина Жаковна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Фереидан и фереиданские грузины (историко-политический очерк)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фереидан и фереиданские грузины (историко-политический очерк)"

шшшош госэдарстшш! ушшкрашгг шш па.дггАШижюим

На правах рукописи

УДК 9( 946.31)+9 «. 327 (479.22:55)

кталддзв Шрпна лаковпа

фбкидан и давщансюш тема

(Исхордко-политическай очерк) Специальность 07.00.03 - Всеобщая ясторая

АВТОРЕФЕРАТ Диссертация на соискание ученой степени, кандидата исторических наук

Тбилиси - 1390

Работа выполнена на кафедре новой а новейшей исторш отраи Аэии и Африки Тбилисского государственного университета имени П.А.Джавахлшшш.

Научный руководитель

-доктор исторических наук, профессор А.М.Ыентешашвилк

йьишалыше оппоненты

Беда ¡пая организация

-доктор исторических наук К.Табатадзе

-кандидат исторических наук Т.Цагарсишвили

Институт востоковедения Академии наук Груз.ССР

Заидатя диссестадия состоится " )(?"

.х.

1990 г.

часов на заседании специализированного совета

Д 057.G3.I5 но завдтв диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, но слшшальности Всеобщая история лри Тбилисском государственном ушшв рента те ;ш.И,А.£швахаиашш, ко адрзеу: 360026, Тбилнсй,Ш)Лавчйьадзв,1,Т1У.

Автореферат разослан " 3 " ) У 1990 г, С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке И У.

Учений секретарь специализированного совета,

доктор исторических наук /с „■^•'^-■ц-" К.Д.Аитадзв

Общая характеристика работы ' Актуальность теын. Изучение груащо-иранских отношений за последние четыре века и особенно в Ш1 века предотавляет большой научный интерес,т.к. события тех давних времен все еще находятся в центра внимания грузинской общественности. Это один из. трагических периодов в истории Грузии, когда многие тысячи грузин были угнаны шахом Аббасоы 1-й с родных зимоль расселения в Иран я насильно били омусульманены.

Этнические процессы, протекающие сегодня в странах Азии и Африки, демографический кризис, охватывающий все большое число стран и государств, а такяа обострение межнациональных отношений в нашей стране - все это почюеоыу ставит вопрос изучения прошлого и настоящего грузинского народа и груаииских этнорелигиозных групп, проживающих в том или иной регкоао соседних стран Ближнего Востока, и в частности,в Ирана.

За последние три десятилетия только в Груаии за счет снижения рождаемости и роста смертности подрост населения снизился вдвое. Кроме того, как отмечено в проекте национальной концепции Грузии, стала проявляться негативные миграционные процессы, происходит старение и опустение многих деревень обвзлю-живаются такие районы Грузии как Рача-Лечхуми, ТушетиДави, Хевсуретя и другие высокогорные регионы. В нацменьшинство превратилось коренное население Квемо Картли и Саыцха-Джавахети £ В связи с этим., все большую актуальность приобретает исследование вопросов расширения вдльтурно-просветигельных ошзвй о зарубежными грузинами, очутившихся в разное время вдали от Роданы, а также проблемы лзучзшш их возвращения а Грузию.

^Концепция (проект) национального развития Грузинской ССР. ra3.Kojf-iyHiicT.j5 сентября, Р 217.

-а —

Обвдстиаиниэ, аконсиачсокио.политические к. социальные процессы нроасход/адца в ;ашиа грузинского иаоода в после шиш десятилетня, еще бо.шщ потаил интерес вашей общественности к проблем« возвращения йереадаисках грузин на Родину,

Шхшщт доследования. Работа каоаатоя наших соотече-

ственников »насильно угнанных аз роддих мост в шшюда лихола-п-л в Грувий. в частности в лУП века, и переселенных в различило прошшшш Ирана, Сладует отметить,что среди грузил, поот-селешшх в Кран около четырех веков тощ назад, сегодня лишь население одной вирвидааской тюввшпш сохранило грувииский «~<ик и характерные для наго бита я обычаи.

С другой охороиы.изучение проблемы возвращения фараидаа-ских грузны на Годину приобретает дал нас все болыаую актуальность сегодня и в связи с тем политическими событиями«которые произошли в Ирана. В 1979 г. ¡¡ран был объявлен исламской республикой. Новая конституция страны утвердила господство законов ислама во всех о!«сох «¡щии иранского иаоода. Качалась иолашташш с! ] о; и. т«следуют и цель создания бесклассового исламского общотт. Ранее в ¡¡рано бил обнародован законопроект "О нравах я обязанностях религиозных.каньликсгв Иранской исламской роспуйлтеи. Данная адоя нашла отражение и в конституции,в частности, понятие "«¡ранский невод", уцошшутоа в 19 статье '¡-акгачаскл следует воспринимать клк религиозную коняен-10!» национального единства.

Победа роволниш в Нране еда Солыца обострила межныцнсиаль-1шв отн&аюшш в стране. В создается условиях,когда быстрый рост внутренней миграции лэ сел в города значительно облегчает ассимиляцию 1'М01Лслог.!щх ывщшюглх. нам до в с ко(вниии населением,все более остро встает голроо о необходимости иоавиицч-

- 3 -

аия ферацданских грузин на Родину.

Хронологические раит исследования - охватывает период ХУТ-ХУД вв. .когда вывоз пленных хтэуван в Иран приобретает особенно массовый характер, вплоть до пашах дней т.о. до 80-х годов ас в. Необходимость исследования такого длительного исторического периода обусловлена теыи значительными сопиально-эканомическитА и политическими изменениями,коториа произошли в ^рувиз и Иране в указанную эпоху, определенным

образом влияющими на положение фареиданских грузин, на их бу~ №

дущаа ,на формирование и эволюцию грузинской общественной шелк до отношении к шш.

Лель и задачи исследования. Далью представляемой к защите диссертации являются: изучение исторических предпосылок переселения грузин в Ферэидан в ХУЛ в.; Рассмотрение социально-политической ситуации,существовавшей в Фореидане на протяка-нии ШКХХ вв, и исследование эволюции отношения грузинской общественности к проблеме возвращения фераиданских грузин на Родину.

Для достижения указанной цели и были поставлены едедурища конкретные вэашосвязэнные задача:

- Изучить социально-политическую ситуацию в Восточной Грузии в ХУ1-ХУП вв.;

- Осветить нашествие полчищ иаха Аббаса 1-го на Грузию и ах последствия;

«ч Показать влияние "торговли пленными" на сокращение численности населения Грузии-,

- Выявить шета расселения и определять численность форе-цданских грузин на основа использования имеющихся статистических данных;

и,¡¡аконаи, пшслояить процесс эволюшш отношения грузинской общественной шелл к судьбе фереиданцев.

Теоретической и методологической основой исследования составили трудн классиков марксизма-ленинизма по нацпонально-колошшльним вопросам, материалы платформ« национальной политики КПСС на современном этапе и проекта национальной концепции Грузинской ССР, касающиеся национальных и тяшационалышх отношении, а также демографической обстановки в республике.

ПсточипковалчадкоД базо}1. диссертация послужили грузинские летописи и хроника "Картлис Цховроба" ("Еитье Грузил", цата риалу спецфондов центрального государственного исторического архива Грузил (ЩТ.А) и иацпон&шюй Оиблиотест Грузии, история гру-аяиского хрониста П.Горгидаакадзе и другие. Важным подспорьем послужили такяа сведения, зераняциаоя в фондах Мпнпст«рства иностранных дол Грузиг, непосредственно косо»днеся прошлого а нао-тояътаго £«ровданских грузин.

Большой илтсрос представляет грузинская пресса XII в.,на страницах которой'лушю представители грузинских шестидесятников публиковали перше сведения о грузин та, прожнваючях в ¡'ране, в частности в Фвраидаив. Существенным яодпорьеы для и.тора служили труди академика ¡'.А.Джшохипвиди, посвященные истории Грузии, а также труд ¡¿.Тпмарапвнли "История католичества среди грузин".

1!р;! разработке вопросов культура и быта <1ерепданцев била кгмюлкэовани богатые фактические дамнио и интересные впечатлены: ЕсропеЛсвдх вутавестветишов и миссионеров о грузинах па-Р»)сслвК1шх в Иран. Особо хочется ответить об отдельных Сектах ¡гстпр.ш переселения грузи!) в Иран о метах рассоления, с грузина-ом языке, обычаях и вероисповедании ?ероидят*ав.

- 5 -

Персидские источники дают возможность уточнить многие вопроси касающиеся омусульианкровакия грузин в Иране, численности грузинского населения Фереидана, охарактеризовать особенности их хозяйственной деятельности и др. Особый интерес вызывает Географический словарь Ирана,, в котором перечислены все населенные пункты страны. В десятом томе этого словаря характеризуются грузйнские села ¿йрвидона указаны численность населения и род их занятий. В предыдущих тогах упоминаются грузинское население под названием "гурдяи",хотя местное население фактически в основном состоит из персов,луров и курдов.

Очень важна также книга Магомета Сепиани (Сепиашвили) -"Иранские грузины". Это первая книга о фереиданских грузинах, опубликованная на персидском языке,

В своем труде М.Сепиани дает краткий обзор истории география Грузии и с болью повествует о тяжелых годах ХУЛ в..когда по повелению шаха Аббаса 1-го началось истребление одной пасти грузинского населения и переселение другой в Иран. Нашествием пах Аббаса на Грузию он сравнивает с большой охотой устроенную работорговцами за неграми "в Африке для. вывоза и продажи их в Америку и с горечью замечает: "Разница между этими двумя позорными акциями состоит лишь в том,что там - на Запада жертвами насилия становились чернокожие,а на Кавказе - белый человек.

Хотя в русских источниках, касающихся фереиданских грузин, содержатся весьма скудные сведения,тем не менее они очень ваяны, так,как благодаря им мы знакомимся с интересными сведениями,свидетельствующих о контактах фереиданских грузин с Родиной. . .

Вопроо фереиданских грузин в грузинской историографии &свещается преимущественно с этнографической точки 'зрения.

Труды дореволюционного периода в осирвном опираются на материалы прессы, записи путешественников и,следовательно, носят описаталымй характер; тем не менее они и сегодня не потеряли, своего значения.

Саша ранние сведения о грузилах, проживающих в Иране, били опубликованы в Грузии в 1875 г..посла приезда сюда фера-иданского грузина А.Оникаывали.

Первым из общественных деятелей,совершивших путешествие в Jipan во второй половине ИХ в. (1894 г.),был Л.Агнлашвшш. В порядке личной инициативы,он посетил грузинские села в С«раздана я сделал очень интересные записи о быта йереадааских грузки. В труде, состоящем из предисловия,тести глав и дополнениями дал пространное описание соцналыю-эконсмпчаской и культурно-бытовой казни» хозяйственных и жилых поглощений,одеж-дн,религии,до«ашшгх>быо^обычар,особенностей' и речи cjepe-кданских грузин. Он дало составил первую карту размещения . грузинских сел в Иране.

Труд другого грузинского общественного деятеля З.Чичинадзе » основном,опирается на литературный источники и дашшо .опубликованные в грузинской периодической прессе,т.е. носит компилятивный характер.

В 1919 г. Форсидэн посетил грузинский историк - в то время сотрудник Тбилисского государственного исторического архива П.ЧеГлтш! .который собрал интересный этнографический материал о |£ореЕдонмшх rpynmmx.uo по неизвестным нам причинам на сшг aro опубликовать, ib материалов ¡¡.Чойивилн сохранился лишь отрывок фольклорного образца .опубликованный в (лестной грузинской прессе.

Более богатый материал, содержащих сведения о фереиданских грузинах, относится к советскому периоду.

В 1922-1923 гг. в Грузию из Сереидана приехал Се/Йола Иоселиани. Грузинские языковеды заинтересовались & ре «донским диалектом, фольклором и записали с его слов тексты различного характера, которые содархат интересные этнографические данные.

Довольно обширный материал о фереиданских грузинах опубликован в грузинской прессе 20-х годов XX столетия. Грузинская общественность с радостью восприняла приезд С.Иоселиани и 9 марта 1924 г. по его инициативе было основано "общество по оказанию культурной помоиг. грузинам-мусульманам".

В пе^лых числах июля 1923 г. из Москвы в Тбилиси приехала группа лвдей,которым было поручено основать советский баше в •Иране. Осенью того же года вместе с этой группой в Иран направился АДелидзе (по специальности финаноист.о женой). Из писем и книг :Л.Агниашвяли,А.Челздзе 'хорошо был осведомлен о фореидаи-цах. Ему удалось побывать в вереидане и-.собрать обширный материал об их экошмчвСко'Л. хозяйственной и культурной жизни. Он отмечает,что до последнего времени,о фереиданских грузинах знали лишь сборщики налогов. Из труда А.Челидзе ш узнаем такот о солдате-грузнно Мустафе Папиаитила составившем карту расположения грузинских сел в Иране. Материалы А.Челидзе дополняют воспоминания его супруги Сарры Челидзе.

Б 1926-1927 гг. в Ирана побивал известный востоковед Юрий Николаевич Марр (сын академика Н.Марра). Ю.Марр лично беседовач о несколькими фереиданекгми грузнпши, проживавшими в' Тегоршт, .и оставил заслуживающие внимание записи,, касающиеся их устного народного творчества,речи, охотничьих традиций. ■ ' .

В года Великой Отечественной войн« в Фереидане побывал

- 6 -

грузинский кинорежиссер И.Кандела1<и. Он осмотрел 1рузииские села, оккупированные в то время английскими войсками. В Исфахане он сблизился с ^ербиданским ханом Гусеином Давиташвили,ко- . торыЛ владел несколькими селами, и вместе с ним отправился в Фэреидаи. И. Канделаки снял документальный 4ильм о жизни .'|ерв-иданских грузин. Позднее он опубликовал свои впечатления, содержащиеся весьма интересных сведениях о социальном положзнии родственных и хозяйственных отношениях, гостеприимстве и некоторых религиозных обрядах фераиданских грузин.

Большой интерес представляют труды профессора Г.С.Чипашвили о фореидинских грузинах. Автор дает общую характеристику географии края,ого административного деления, хозяйственно-экономической казни населения,особо касается £орм зе-шеделия и землепользования. Заслуга Г.С.Чипаивили в первую очередь заключается в том,что взяв за основу географический словарь Ирака,он составил статистические таблицу,с помощью которых приблизительно определил численность грузинского населения Ссрсидана и показал какое место занимает грузинский язык в каждом из грузинских сел.

Краткая географическая и административная характеристика, о также некоторые статистические и демографические данные о (*ерй«даН9,Т1ршедены в монографии Н.Начкебяя "Иран". Однако книга дает линь частичное представление о культурно-хозяйственной жизни '¿ереидачеккх грузил.

Сравнительно аира эти вопросы рассмотрены в труде профессора З.Шрпиеиидзе "4ереиданские гурджа", в котором прослеживается также и история взаимоотношения Х'рузии я /рана с У1 в.до н.э. вплоть до второй половины Ш в. ¿¡тот труд дает возмсхность читателя узнать каким путем попадали грузины в ilpaH.ii гните

- 9 -

заостряется внимание на важнейших моментах истории Ирана и Грузии конца ХУ1-начала ХУ11 в., указаны причины обусловившие нашествия шаха Аббаса на Грузию и переселение грузин в различные районы Ирана; приводится материал, в котором говорится о причинах переселения грузин в 1ервидан.

й 1968 г. 4-ереидан с чрезвычайной миссией посетила группа грузинских ученых и деятелей кино, возглавляемая профессором ¡А. Тодуа. Был снят документальный, фильм о жизни феревданских грузин ("Далеко до Гурдаистана:' - режиссер ГЛ1атораиа,1£63), на магнитную пленку были записаны тексты этнографического и фольклорного характера, которые в переработанном виде вошли в "Грузинско-персидские этюды",изданный и.Тодуа.

В 1973 г. в Кахети, к репатриированным из Фереидана грузинам, была направлена комплексная экспедиция Института истории, археологии и этнографии им.Д.И.Джавахишвили АН Грузии под руководством акад.Г.Читая. Ь результате работы экспедиции были изучены многие кошфетные вопросы.

Несмотря на то,что проблеме фереядавдев посвящено немало трудов, множество фактов все еще ждут своего установления и выявления.

Научная новизна диссертации состоит в том,что в ней впервые монографически изучены грузинские, персидские,русские и европейские источники,освещающие историю переселения грузин в Иран; исследована эволюция грузинской общественной мысли в фереиданском вопросе на протяжении двух .последних веков; выявлена степень омусульманивания переселенных в Иран грузин; определена численность грузинских сел в Иране и лронивавдэго в них грузинского населения,установлено расположение грузинских сел с наименованием "гурда" в различных местах Ирана,состав

- ю -

к численность вх населения? рассмотрены результаты влияния торговли пленными на изыенеыде численности населения Грузи*} о помощью архшншх материалов прослежены контакты с (¡«реидаи-скима грузинами,уточнена часлэниость репатриированных из 4оро-идана Грузии в местах их расселения,род занятий я пр. lia основании изучения материалов грузинского общества культурных связей с соотечественниками за рубежом выявлены потребности ;оре-идапских Грузии (например, желание изучать родной язык,получать иа Грузии учебники и т.д.). .

В результата личной беседы автора о (¿ереаданскиш грузинами выявлены к критически осмыслены причины,заставившие 9 семей феровданцов, переселившихся в Грузию, возвратиться обратно ь Иран.

Научная значимость труда заключается еще и а тси,что в процессе его подготовки был изучен фактический материал,значительная часть которого внервыа вводится в научная оборот.

Научную ценность диссертации повышают та новеДшие материалы, которые непосредственно касаются реэмиграции грузинских с е.у о;', из йеревдика, ц токко анализ как поло*дт<гльных,так л отрицательных сторон исследуемого вопроса.

Практическое значение диссертации в цс-рвув очередь состоит и тем,что фактически:! материи, полояоиия и выводи во могут <1цть использованы при роаенйи вопроса возвращения на Родину я расселения ^ереаданекпх грузин.. Труд так.te должен привлечь внимание не только исследователей данною вопроса,ко и широкий круг читателей,ааантерцсозашшх одн'-'i из самых трагических страниц истсряи Грузии, Кроме того,материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении курса лек-ник как по истории £ли.«,'его лостока.так и истории Грузии.

- II -

Апробация диссертации. Работа была обсуждена на кефадрэ новой и новейшей историй стран Азии и Африки Тбилисского государственного университета им.И.А.Джавахишвили, отдельные поло-«ения и выводы исследования докладывалиоь на научных конференциях молодых ученых-обществоведов, республиканских конференциях.

Структура и основпоэ содержание работы. Труд состоит из введения,трех глав .выводов, списка литературы и приложения.

rio введении обосновывается выбор и актуальность темы,определяются цель,задачи и хронологические рамки,показаны ее научная новизна ^фактическое значение,дается аналитический обзор использоващюй литературы. ,

b первой главе "Некоторые вопросы переселения грузин в Иран" рассматривается политическое положение Грузии в ХУ1-Ш вв..когда на юге Турция и Иран в результате заключения перемирил 1555 г. поделили Грузию на ©¿еры влияния, а на севере 01фепшес Московское государство устремилось к выходу на Кавказ, и »той сложной и напряденной обстдаовке Грузия выбирает в союзники единоверную Россию. Сближение Грузии и России вызвало раздражение соседней Турции и /фана. Именно это обстоятельство и послулсило причиной и ничалом нашествий правителя ilpuHa ыаха Аббаса 1-го на восточную Грузию.

Поработить грузгасшй народ и завоевать Грузию шах Аббао собирался путем физического истребления одной части и переселения другой чаоти местного населения в Иран, и заселения на jx места кизило.щей-туркменов, которым предназначалось роль опори ишхскоЛ ьлпети в восточной Грузии.

Анализ грузинских и персидских источников выясняет,что со времен ьаха АОбаса все более усиливается переселение в Грузии инорсдних племен с целью превратить Грузия в этническое мень-

ШЙНСТВО.

Новые материалы свидетельствует ск) ужесточении рэпреосии шаха в 1614-1625 гг. .когда он совершил на Грузию шесть походов и переселил в Иран (в частности в и!азандаран, Хорасан, Фаро, предместьях Исфахана и другие районы страны) 200 ООО пленных Грузии,

Данные персидских и европейских первоисточников подтверждают тот факт,что вопрос об омусульманивании переселенных грузин стоял уже во время правления шаха Аббаса.

Н результате сопоставления сведений, сохранившихся в трудах иранских историков Искандера ¿Души и Хаджи 1Лехди Кули Каджара со сведениями курдского автора Шереф хана Еитлиси выясняется,что в 1621 г. шах Аббас направил в Фзреидан меджлис-невиса Абул ;,5еали Назара для обращения компактно проживающих там грузин в мусульманство. Следует отметить,что географическое расположение перейдена благоприятствовало сохранению грузинами христианской веры..

Что же касается грузин, расселенных в других частях Ирана, то по утверждению армянского автора Аракела Даврижеии.она приняли мусульманство в 1621-1658 гг.,чему способствовали их постоянные контакты с местном населением.

Сопоставление различных источников показывает,каким путем происходило омусульманивание грузин,к какому насилию прибегали персидские правители, чтобы заставить их отречься от христианской веры.

Одним из путей переселения грузин в Иран являлась торговля пленными. Итальянские авторы отмечают существование такого института в Грузии в ХУП-ХУШ вв.

, Подробный анализ существующих источников и литературы дает

- 13 -

возможность заключить,что вывод коренного грузинского населения из страны происходило в результате войны пленение,выплаты дани, дарения и похищения. Все это значительно сокращало численность населения Грузии. Торговля пленными приняла даже такие масштабы,что привлекла внимание ¡английского парламента..

3 1759 г. имеретинский царь Соломон постановлением церковного Собора запретил эту постыдную торговлю. Однако помимо торговли пленными и похищения гоузиа лезгинами,сокращению численности населения Грузии способствовало и тяжелое экономическое положение страны. Здоровая часть населения искала укрытие в горах или уходила в монастыри и страна теряла не только рабочую силу,но и воспроизводителя.

Этому процессу способствовала и социальная борьба внутри страны. С одной стороны, противостояние мезду крестьянами и дворянами.с другой - вразда между самими дворянами. Покидали страну также и протившиш существующей политической системы.

Во второй главе - "4-среидаицн и грузинская общественная мысль XIX в." - проанализированы статистические материала, необходимые для определения численности феревданских грузин, изучены грузилаше и зарубежные источники,касаадиеся грузин переселенных в Иран я показано отношение грузинской общественной мысли XIX в. к вопросу ферсидапских грузин.

Используя дашше географического словаря Ирана, приблизительно устанавливается численность грузинского населения 4сре- • идана. В то же время точно учитывается расположение сел с грузинским наименованием на остальной территории Ирана, состав и численность их населения. Тщательный анализ материала показывает, что в остальных частях Ирана грузили полностью ассимилированы народами местного происхождения.

- 14 -

Что »е касается общей численности грузинского населения в современном Иране, то согласно официальной статистике, опирающейся на' результаты переписи,она определяется в пределах 10-15 тысяч. Ути дачные вызывает справедливое сомнение; они не соответствуют ни цифрам,приведенным в Иранском географическом словаре (в одном тилько Фереидане в 50-ые годы проживало 12 000 душ),ия сведениям путешественников и устный .сообщениям, xi наатоя-• шее время установление численнооти грузин проживающих в Иране, аатруднено,поскольку они исповедуют ислам.

Таким образом, нашествия шаха Аббаса в начале ХУД в..имели тяжелые и непоправимые последствия для фузии; они нанесли огромный вред стране и задержали дальнейшее развитие производительных сил.

i -Первые сведения о грузинах, пере селенных в Иран в ХУ11 в., ,,

принадлежат европейским миссионерам и путешественникам. Ьти

источники о тяжелых условиях их жизни и занятии.

На фоне богатого,интересного и достоверного фактического материала .собранного европейскими авторами, вызывают недоумение сведения известного французского исследователя XIX в. Э.Реклю, который ошибочно считает фереиданибв армянами,говорящими на грузинском языке: такав странно,что статистик <)0-30-х годов XX в. Сеид Али,собравши соответствующий материал по всему Ирану, понятия не ишл,что в Фереидае живут грузины.

Изучение материалов из отечественной и периодической печати показывает,что во второй половина XIX в.,на страницах грузиноких газет "йверия" и "Дровба" ука появляются статьи о фереяданских грузинах. Причиной тому послужили приезд первого фереиданокого грузина на Родину в 1871 г, А.Снякаивили ,с одной стороны ,а с другой,деятельность грузинских шестидесятников,которые с

- 15 -

мтриотически-гуманистичаскях позиции подходили ко всем общеет-зенным явлениям и вели идейную и литературную борьбу за воз-)овдение и объединение грузинского народа.

Материалы путешествия Л.Агниашвили в 1В94 г., в Фереидан [али возможность грузинской общественности ближе узнать обычаи, шнятия, условия жизни своих соотечественников, убедиться в 'ом,что они сохранили трд основных зло.'/.ента,характериэуюцих :адаю-язнк,физический тип и национальное самосознание.

Грузинские и русские' источшшг свидетельствуют ,что во вто-ой половине XIX а. в Грузии еще не функционировали какие-либо бщества или комитеты,заинтересованные судьбой прояиваювдк за убеком грузли-мусульман. Только в начале XX в. этот вопрос ыл поставлен на повестку дня.

, Первые контакты с Грузией были установлены по инициативе при активном участии феревданских грузин в конце XXX -начало К вв.

и третьей главе - "¿¡опрос фероиданцев и грузинская об-зстаекность в XX в." рассматриваются новые контакты фереи-шцев с Грузией в 20-х годах XX в. и постановка вопроса воз-»ащения их на Родину.

В 1922-1'^23 хт. в Грузки побывал Сеифола Иоселиани из ¡ревдана; тогда же перед правительством Грузии был поставлен трое об оказании цожичк фереиданеккм грузилам и о напршле-;и на учебу в Грузию ежегодно 20 шошей. Сохранившиеся ар-:зные материалы и публикации в местной прессе свидетельствуют том,что празительство на поддеркявало этого начинания. Из-за удостя материала истинные причини, этого отказа установить возможно.

Лиш> в 70-тьп годи осуществилась довнллшля мечта фереидан-

- 16 -

ска:: грузин- им была предоставлена возможность возвращения на Родину. Однако серьезные ошибки, допущенные по отношения} к ним,заставили Э семей (48 душ) возвратиться в Иран.

На основе изучения архивных материалов ЩД Грузии установлены некоторые причины допущенных ошибок, в частности,не было учтено различие в религии и социально-политических системах Грузии и Ирана.

Выводы. Критический анализ грузинских и персидских перво-источникоа.а такие материалов грузинской прессы Х1Х-ХХ вв., показывает,что в ХУ1-ХУП вв. в виду экспансионистской политики трех сильных соседних государств - Ирана, Турции и России, Грузия очутилась в очень тяжелом положении.

Сопоставление персидских и грузинских источников дает возможность уточнить численность грузин, переселенных в Персию в результате нашествий (1614-1625 гг.) шаха Аббаса I, приблизительно в количестве 200 ООО человек.

Одним из важных воцросов,возникшим после переселения. Грузии в разные районы Ирана,был вопрос навязывания мусульманской веры христианам-переселенкам. Благодаря хитрой политике правителей Ирана достичь этого удалось в сравнительно короткий отрезок времени. Там,где грузины бшш поселены компактно (например, Сэреидая) омусульманивание началось в 1621 г., в других лее провинциях Ирана, где большинство представляло население местного происхождения,постоянно контактирующее о переселенцами, этот процесс протекал постепенно и охватил период 1621-1658 гг.

Несмотря на наашшв и давление со стороны шахского правительства,в Иране» кое-где оставались семьи,пытавшиеся ценой жизни защищать свою веру. ■ 1

- 17 -

Уменьшение численности населения Грузии и увеличение количества переселенных грузин в Ирана происходило не только благодаря захватнической политики шаха Аббаса в Грузни и в результате широко распространенной в Грузии торговли пленными. Все это в свою очередь, отрицательно влияло на развитие про-, изводптельных с:ш страны,задерживало и консервировало его.

Подробное изучение персидских первоисточников дает возможность установить более точное расположение грузинских сел в провинции фереидан, численность их населения и род занятий. Они помогают также выяснить обстановку сложившуюся в других селах с грузинским наименованием,разбросанных в разных провинциях Ирана. Как выяснилось, более четырех веков тому назад в этих селах жили грузины, однако в ро'зультате ассимиляции, активно проводимой правящими круга;.« Ирана, грузинское проио-кожденив этих сел ныне установить почти невозможно.

Определяя численность грузинского населения в Иране,следует фитическя отнестись к результатам переписи проведенной иранс-шм правительством. Официальные данные о численности грузин i Иране (в 1956-10 тыс.,в I9G&-I0 тыс., 1976-15 тыс.) на соот-штствуот истине. Согласно грузинским источникам и сведениям гутешоственшшов, к началу XX в. в Иране проживало приблизительно 30-Ю тыс. грузин. В настоящее время численность грузич-:кого на селе uim Ирана .'.южно определить лиаь толысо после дагапь-:ой перегшег.

Европейские лсточшш! содержат особо данные сведения, сса.'хр^ся занятий грузпн, переселенных в Иран,т.к. военная лулба, земледелие,ш:ногрэдарс?во,1аелгл)водство,торговля и пр. есмотря на razy.aro услоеия жизни грузины, сумели сохранить одной язи'с, натиюналыюе самосознание и характерные для гру-

-. 18 - .

suit - гостеприимство, доброжелательность,отвагу и т.д.

Первым фареиданским грузином посетившим Родину (в 1871 г.) и возбудивши.« интероо грузинской общественности на только к фераэданцам.но и к другим соотечественникам.которых превратности судьбы раскидали по различным провинциям .Ирана,был Агам Оника-швяли. Его приезд дал толчок появлению на страницах грузинской прассы интересных материалов, авторами которых была Л.Агниашви-ли, З.Чичинадэа и др.

Из материалов грузинской прассы видно«что грузинская общественность XIX-XX вв. позитивно, с патриотических позиций отнес-лаоь к нуждам фяреиданских грузин,

Грузшокая общественная ли ель по отношению к вопросу о . реэмиграции грузин, проживающих в Иране развивалась, дюнялась и уточнялась на протяжении XIX-XX вв.

Грузинские шестидесятники на страницах мастной печати в 60-х годов XIX в. подчеркивали спад национального самосознания грузинской общества 1щостк,эв замкнутость в собственной скорлупа,интарао лишь к своему "я"»пренебрежительное отношение к родному языку.особенно со стороны высшего общества. Они пытались возродить национальный дух и самосознание грузинского народа.

Эволюция отношения грузинской общественности к проживающим в Иране грузинам все явственное просматривается с 80-90-х годах •XIX в. А в начале XX в. был поставлен вопроо об основании в Грузии обедотва 'или комитет для налаживания контактов о проживающими в Ирана грузинаг/я-мусульманами .однако осуществить эту идею удалось лишь в It>24 г. Большой вклад в это дало внес Фереиданец С.Иоселишт.посегавший Грузию в IS22-IS23 гг. ■

- 19 -

В отличии, от XIX,в XX в. грузинская общественность питается ок£зать практическую попоить соотечественникам из Ирана, восстановить и упрочить связи, залоаанние известным лбщастаенньм деятелем XIX в. Л.Агниашвили.парвыы среди грузин .побивавшим в $ерэидане (1894 г.).

Отношение грузинской общественности к вопросу реэмиграции фараиданцев приобретает все более практический характер л 70-х годах. Оно било обусловлено,с о тую Л стороны, обострением национальных и демографических проблем в Грузии,с другой - происшедшими в Ирана социально-экономическими и политическими Изменениями (исламская революция,процесса исламлзации, возросшая миграция солъского паселаиия в города.ирано-иракскоя война и т.д. и т.п.).

Анализ рода занятия первых пароселенцав из Фераидана в Грузию (с 14 марта 1972 по 1974 гг.) требует нових подходов к вопросу реэмиграции и реадаптация фзрелдаяцев,п рассмотрения проблем своевременного возвращения на родину ооташшишя в Иране грузинских семей. Этому способствует и неодолимое желание самих фарвидаццев возвратиться на Родину я все возрастающее требование грузинской общественности, ускорить ратания обострившихся в Грузии деиограЬичрских проблем.

Тот факт,что инициаторами возвращения на родину являются сами Гарепдшшу не должен вызывать удивления,поскольку эта мачта передавались из поколения в поколение как заповедь,которой суждено свершится.

Положительному реаоншо возвращения феропдонцав на Родину способствует и то обстоятельство, что сегодня уже выявлены примкни , застав;зтпе в свое врет некоторые семьи вернуться в Фврел-дан (неправильны!*. подбор места .жительства, накошюктноа рассе-ленпо,низкая зарплата, прокрацание и ухудшение контактов с род—

- 20 -

стванникаш в Ирана, напряженное состояние в советско-иранских отношениях и т.д.

Основные пололашш диссертации опубликованы в следующих работах автора (на грузинском яззыке).

1) Грузинская пресса второй половины XIX века о фередианс-ких грузинах,Тезисы докладов в республиканской конференции молодых ученых, ТбилисиД988, 0,25 п.л.

2) Приезд фереидаяца С.Иооелиани в Грузию. Тезисы докладов второй республиканской конференции молодых ученых .Тбилиси,

1989, 0,25 п.л.

3) Из истории переселения грузин в Иран в ХУЛ веке. - Сб."Актуальные вопросы стран Азии и Африки".Издание Т1У

1990, 1 п.л.

4) Общественная мысль второй половины XIX века о фареидан-. цах. Материалы 6-ой республиканской конференции молодых ученых-историков/'Мацниервба", находится в печати - 0,3 п.л.

Л1. !<у