автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия образования Л. Н. Толстого

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Кудишина, Анна Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия образования Л. Н. Толстого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кудишина, Анна Алексеевна

Вступление.

Глава первая. МЕСТО ИДЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО.

1.1. Философия и образование.

1.2. Искусство и образование.

1.3. Наука и ремесла в их отношении к образованию.

1.4. Религия и образование.

Глава вторая. ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Н. ТОЛСТОГО.

2.1. Сущность образования.

2.2. Содержательные принципы философии образования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия образования Л. Н. Толстого"

Анализ и реконструкция воззрений Л.Н. Толстого на человеческое значение воспитания показывает, какое большое значение он придавал процессу сознательного становления и нравственного бытия личности.Наследуя богатые просветительские традиции мировой философии и ли тературы, прежде всего, общеевропейской и отечественной. Толстой пе редал только начинавшемуся тогда XX столетию призыв к совершенст вованию человека, свою мощную и неистребимую веру в способность человечества к прогрессу разума и нравственному возвышению.Отторгая нигилистические и пессимистические учения. Толстой пришёл к своему пониманию образования как естественной и разумной потребности человека получить ответы на предельные вопросы челове ческого существования, наполнить свою жизнь смыслом, обогащаюшлм как индивидуальное, так и совместное мирское бытие людей. Как спра ведливо подчеркивает известный исследователь творчества писателя Н.С. Козлов, «главное внимание Л.Н. Толстого как художника и мысли теля было посвящено ответу на вопрос: «Что такое человек и каким он должен быть?»^ Исключительная миссия восга1тания состоит в том, что оно поз воляет человеку постичь то, что главное дело его жизни - это творчество Добра по законам Любви. Философия образования Л.Н.Толстого являет ся просветительски-рационалистической. Разум и просвещение - глав ные средства осмысления и передачи идеи добра от человека к человеку.' Козлов Н.С. Гуманизм Льва Толстого: человек и люди// Здравый смысл. Х* 14, 1999-2000.Знание, лежащее в основе блага, понимаемого как любовное согласие и единение людей составляет сущность образования человека, определяет содержание чаемого идеального мировоззрения человека, его достойное поведение.К решению проблем образования Толстой подходил с позиций ре лигиозного гуманизма, считая, что во главе образования должна стоять истинная, т.е. разумная религия и нравственное учение Христа, или нау ка о том, как жить. С нравственно практической, бытийной точки зре ния, образование - это учение, согласно которому человек, получив спа сительное знание, сам должен спасти себя как личность в своем земном существовании, не уповая на вечность. Считая, что изменение нравст венного состояния общества возможно лишь при условии внутренней работы человека над самим собой. Толстой фактически кладет в основу своей философии образования социально-нравственное учение, ядром которого является идея личной ответственности и толерантности. Обра зование, формирующее нравственное сознание людей, является, по Тол стому, кошфетным способом воплощения в реальность его учения о не насильственном устройстве общества.Понятие "образование" Толстой трактует предельно широко, включая в него и воспитание, и передачу знания, и научение определён ным умениям. Содержание философии образования Л.Н. Толстого опре деляется тем, что нравственность и наука в ней соединены в одно целое по принципу иерархии. Нравственный императив, в котором на первый план выступает воспитательный элемент, подчиняет себе всю сферу ду ховной, в том числе и образовательной, деятельности человека. Смысл образования, по Толстому - это постижение человеком своей подлинной духовной природы и дальнейшее её творческое раскрытие в процессе жизни.Более конкретно сущность толстовской философии образования заключается в том, что • образование по своей природе свободно и является выражением естественной потребности человека; • образование - это творческое и ненасильственное сотрудниче ство ребёнка и педагога; • образование - это столь же естественная потребность человека получит ответы на предельные вопросы о своём Д мире. Боге как выс шем выражении добра, истины и жизни.Создавая концепцию формирования воспитанного, духовного че ловека, Л.Толстой разрабатывал и механизмы образовательного воздей ствия на все сферы сознания человека. Их суть состоит в то, что: • истинное религиозное учение, транслируемое учителями жизни, формирует высшие ценности и помогает человеку обрести смысл его бытия; • законы жизни, формулируемые истинной наукой на основе ре лигиозного учения, являются спасительным знанием, которое может быть осознано; таким образом, истинная наука, воздействует на созна ние человека разумным, рациональным образом; • искусство, руководимое истинной наукой, также способствует уяснению спасительного знания в том случае, если оно недоступно для понимания через рассудочную деятельность. Искусство, таким образом, производит эмоциональное воздействие на духовную природу человека.Это знание может оказывать благотворное воздействие на человека, ми нуя разум и сознание.В своей философии образования Толстой определил роль учителя и место ученика в образовательном процессе. Человек мыслится здесь как активная личность, которая не пассивно воспринимает образова тельное воздействие педагога, а имеет свободу выбора в получении зна ния на основе творческого и ненасильственного сотрудничества с учителем, чутко улавливающие образовательные потребности ученика и пре доставляющем ему пищу для размышлений. Образование постепенно должно привести в сознание человека "вечный закон жизни", смутно ощущаемый каждым, но не проявляемый в случае ложной ориентации образования, перенасьпцения его науками о внешнем мире, ничего не говорящими человеку о богатствах его внутреннего мира.Этим во многом мотивировалось толстовское отрицание совре менных ему религий, искусства и науки. Отсюда страстное желание об новить практику образования, исключив их него всё ложное, не имею щее отношения к нравственности или прямо противоположное ей.Философия образования Толстого направлена на формирование лучшего человека, сознающего свою высшую, духовную природу и имеющего соответствующую ей систему ценностей.Философия образования Толстого может рассматриваться как от вет писателя на вопрос об условиях выживания человечества в условиях возникновения различных форм индивидуального и социального зла, неразумности и бездумного увлечения внешней, особенно техногенной деятельностью. Лев Николаевич Толстой оставил человечеству бес ценные сокровища мыслей, образов и чувств. Почетное место в этом на следии занимает его нравственно-философское, гуманистическое учение об образовании.