автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия образования В.В. Зеньковского

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Попова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия образования В.В. Зеньковского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Попова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Отечественные традиции философского осмысления проблем образования к XIX - началу XX века.

Глава 2. Теоретико-методологические основы философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

2.1. Интеллектуальная биография философа.

2.2. Мировоззренческие основы философских взглядов В.В. Зеньковского.

Глава 3. Христианская антропология и принципы православной педагогики В.В. Зеньковского.

Глава 3. 1. В.В. Зеньковский о философско-антропологических основаниях воспитания и формирования личности.

3.2. Проблемы свободы личности в философском наследии В.В.

Зеньковского.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Попова, Ольга Владимировна

Актуальность темы исследования

К числу наиболее интересных тем в истории русской философской мысли, заслуживающих сегодня пристального внимания, по праву можно отнести тему образования.

Философия образования - это философское видение системы обучения. Представить себе философию образования - значит, ответить на вопрос: каким образом в конкретных социокультурных ситуациях организована образовательная деятельность.

Опыт истории педагогики подтверждает актуальность развития такой области как философия образования, он свидетельствует о том, что реформы образования начинались в философии. Именно там формулируются новые идеалы образованности человека, новые представления о школе, образовании, обучении, воспитании, о характере содержания и целей образования и ряд других. Взаимодействие и взаимное влияние русской философии и педагогики обнаруживается уже на ранних этапах развития русской культуры. Историки русской философии и исследователи истории русской педагогики подчеркивают, что философия и педагогика имеют общие источники, эти две области культуры имеют общие национальные особенности. Их объединяет пристальное внимание к нравственным вопросам, общим проблемам этики, а также интерес к человеку, к личности.

Для решения современных образовательных проблем необходимо учитывать опыт их осмысления в истории философии. Прошлое конечно, не дает готовых ответов на сегодняшние острые вопросы. Речь идет о постоянном диалоге идей и концепций, восприятии и осознании иных философских позиций, что, в конечном итоге, способствует становлению и развитию соответствующей философской традиции. Стремясь определить ее своеобразные черты, историки философии с достаточным основанием подчеркивают преемственность в творчестве русских философов различных школ и направлений при решении ими проблем нравственной философии, философии истории, эстетики и многих других. В истории русской мысли всегда рассматривались вопросы философского осмысления проблем образования и педагогики. В результате сформировалась вполне определенная традиция философского подхода к образованию, которая складывалась на протяжении достаточно длительного исторического периода.

Научную ценность имеет исследование философско-педагогпческнх идей В.В. Зеньковского яркого представителя православно-гуманистического направления в педагогике первой половины XX века. Им разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы религиозного воспитания и образования в условиях эмиграции. Для В.В. Зеньковского и его сторонников характерен подход, к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, основываясь на том, что православие суть явление национальной культуры и этики.

В философско-педагогических взглядах В.В. Зеньковским были сформулированы идеи и поставлены вопросы, в существенной мере сохранившие свою актуальность и для современной философии образования. К их числу можно отнести неприятие национальной изолированности, диалог различных учений, опора на духовные, этические ценности, обоснование путей достижения взаимосвязи религиозного и светского образования.

Прошлое нашей философии, педагогики, культуры в целом богато плодотворными идеями, которые могут дать мощный импульс для развития современной мысли. Восстановление традиций не только возможно, но и необходимо.

Стенень разработанности темы

Среди вернувшегося к нам философско-иедагогического наследия русского зарубежья одно из главных мест по признанию многих исследователей русской философии занимает творчество Василия Васильевича Зеньковского (4/16. 07.1881 -5. 08.1962).

В философских кругах имя В.В. Зеньковского зазвучало в начале XX века. Одним из первых Г.Г. Шпет написал в «Вопросах философии и психологии» (1914) заметки, где критиковал диссертацию Зеньковского «Проблемы психической причинности» [См.: 208]. Положительно о нем писал Э.Л. Радлов в «Очерке истории русской философии»(1920) [См.: 156].

Из воспоминаний студента В.Ф. Асмуса о В.В. Зеньковском как о философе и педагоге следует, что, будучи преподавателем, он не скрывал ни религиозной направленности, ни идеалистического содержания своих философских идей [См.: 9].

Творчество В.В.Зеньковского исследовалось такими авторами как И.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.С. Левицкий, Б.В. Яковенко [См. напр.: 103, 195, 97, 215].

В советский период, когда подробно не рассматривались взгляды религиозных философов в силу известных причин, краткие сведения о жизни В.В. Зеньковского и его воззрениях можно почерпнуть в Советской философской энциклопедии (1962, 1972). Отдельные проблемы философии В.В.Зеньковского затрагивали в своих работах А.А. Галактионов, В.А. Кувакин, П.Ф. Никандров [См. напр.: 27, 96].

Обращение к творческому наследию В.В. Зеньковского и его переосмысление произошло в 90-х годах, когда были переизданы отдельные работы мыслителя, и началось специальное исследование проблем философии, образования и педагогической мысли российского зарубежья.

Рассмотрение отдельных сторон деятельности В.В. Зеньковского -философа, психолога и педагога, богослова, видного церковного и общественного лидера можно встретить в современных историко-философских исследованиях в области русской философии: в трудах П.В. Алексеева, Л. Вапицкого, Б.В. Емельянова, М.А. Маслина, В.П. Кошарного, В.В. Сапова, В.В. Сербиненко, JI.E. Шапошникова [См. напр.: 2, 44, 112, 58, 60,204, 205].

Исследование и теоретический анализ основных философско-педагогических течений в России конца прошлого - начала нынешнего столетия, в том числе и педагогической концепции В.В. Зеньковского дана в работах Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, В.И. Додонова, С.Ф. Егорова, Е.Г. Осовского, З.И. Равкина [См. напр.: 17, 18, 40, 130, 155].

Но фундаментальные монографические работы, посвященные исследованию творческого наследия В.В. Зеньковского как религиозного философа, деятеля Российского Зарубежья, педагога, психолога, писателя-публициста, литературоведа, религиозного и общественного деятеля, экономиста, с именем которого связано религиозно-педагогическое течение, проявившее себя как теоретически, так и практически в условиях эмиграции, отсутствуют. Однако интерес к его колоритнейшей фигуре неизбежно возрастает, о чем свидетельствуют статьи на страницах философских и педагогических изданий, тематика научных конференций.

Необходимо заметить, что в последнее время философское наследие В.В. Зеньковского подвергалось анализу в рамках диссертационных исследований в работах JT.A. Романовой, Е.Н. Горбач и других [См. 160, 34].

Актуализация философских проблем образования выходит на новый качественный уровень уже во второй половине XX века. Само понятие философия образования сравнительно недавно обретает свое полноправное место в российском философском лексиконе (в 90-е гг.). Интерес к философским проблемам образования в российском философском сообществе постоянно растет. Проблемы философии образования рассматриваются в ряде монографий увидевших свет в последние годы: Б.С. Гершунский Философия образования для XXI века. (М., 2002); В.М. Розин, С.К. Булдаков Философия Я образования. (Кострома, 1999.); Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова Введение в философию образования. (М., 2000.); А.Ф. Малышевский Философия образования: Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. (СПб., 2001.) и др. [См. напр.: 30, 159, 108, 37]. В сборнике «Философия образования» (М., 1996) рассматриваются принципы философского осмысления образования как культурно-исторического явления. Ни одна из приведенных выше источниковых групп не содержит философских работ обобщающего характера по проблемам философии образования в истории русской мысли, задачи сравнительного анализа тех философских идей и концепций, которые разработаны российскими мыслителями по проблемам образования, в них не ставятся.

Анализ философской и педагогической литературы, диссертационных исследований дает основание утверждать, что подробно рассматривались отдельные стороны творчества В.В. Зеньковского (либо его философские взгляды, либо педагогические). Современные подходы к изучению философско-педагогических воззрений мыслителя позволяют рассмотреть их в русле нового направления философии образования.

Объектом исследования выступает философия образования в России конца XIX - начала XX века. Предметом исследования - философско-антропологические основы педагогики, разработанные В.В. Зеньковским.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы - на основе анализа философского наследия В.В. Зеньковского осуществить реконструкцию его философско-педагогической концепции в традициях философии образования конца XIX-первой половины XX века.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

-определение значения темы образования в истории русской мысли конца XIX- начала XX вв.;

- выявление связи православной традиции образования с историческими особенностями образовательного процесса в России;

-осуществление реконструкции наиболее значительного в истории отечественной мысли опыта философии образования, представленного в философско-педагогической концепции В.В. Зеньковского;

-раскрытие понятийно-категориального аппарата философско-педагогической концепции В.В. Зеньковского;

-выявление места и роли В.В. Зеньковского в философской, педагогической мысли в конце XIX века-1 ой половине XX века. Теоретико-методологическая база исследования

В исследовании темы автор опирался на методы и принципы историко-философского анализа, в основе которых принцип историзма и системного подхода. Использовались историко-генетический, сравнительно-исторический подходы, метод историко-биографического анализа, которые позволили не только реконструировать основу философско-педагогической концепции В.В. Зеньковского, но и выявить и сопоставить различные стороны в его творческой деятельности.

В диссертации нашли свое применение общенаучные методы исследования - синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Теоретический анализ трудов В.В. Зеньковского, а также его предшественников осуществляется с использованием метода сравнительного анализа научной литературы, публицистических материалов, мемуаров, рукописного наследия философа.

В процессе работы использовались концептуальные положения, разработанные в трудах специалистов в отечественной историографии.

Существенным аспектом исследовательской работы является также междисциплинарный подход.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историко-философской науке в целостном и систематизированном виде представлена философско-педагогическая концепция В.В. Зеньковекого одного из крупных русских философов и теоретиков педагогики первой половины XX века. В результате проведенного анализа:

-выявлены, на примере В.В. Зеньковекого, основные идеи православно-гуманистического направления философии образования;

-раскрыты философско-антропологические основания педагогических воззрений мыслителя;

-показано органическое единство воспитательных и образовательных составляющих в его философско-педагогической концепции;

-выявлены идейные предпосылки генетической связи и указаны точки * соприкосновения философии образования В.В. Зеньковекого и представителей других направлений философско-педагогической мысли;

-впервые в данной диссертации раскрыты основные принципы, методологические подходы, содержание идей В.В. Зеньковекого в области философии образования;

-указаны направления актуализации философско-педагогических идей Зеньковекого для современной философско-педагогической мысли.

Теоретическая и практическая значимость

Положения и выводы диссертации могут быть использованы:

-в процессе дальнейшего исследования проблем философии образования; -в преподавании вузовских курсов философии, педагогики, при проведении семинарских занятий и чтения лекций; при чтении спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области отечественной философии, в работе методологических семинаров вузов.

Апробация исследования

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ. Основные результаты исследовании докладывались на международных, областных и городских конференциях: «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности». Международная научно-практическая конференция (Пенза, 2003), «Актуальные проблемы науки и образования». Международный юбилейный симпозиум (Пенза, 2003), «Идеалы и реальности культуры российского города». Третья научно-практическая конференция (Пенза, 2003), по теме диссертации автор выступал с сообщениями на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Пензенского государственного университета: «Университетское образование». VI и VII Международные научно-методические конференции (Пенза, 2001, 2002).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Пензенского государственного университета и рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия образования В.В. Зеньковского"

Заключение.

Неоспоримым фактом является то, что мы живем в условиях кризиса культуры и необходимости переосмысления нравственных ценностей. Развитие философии образования должно помочь выходу России из духовно-нравственного тупика, в котором она оказалась на пороге XXI века.

Философия образования является областью исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. Ее интерес -собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других дисциплин сведения она переосмысливает и преломляет применительно к задачам осмысления кризиса образования, обсуждения предельных оснований педагогической деятельности, проектирования путей построения нового знания. Представить себе философию образования - значит, ответить на вопрос: каким образом в конкретных социокультурных ситуациях организована образовательная деятельность. Это подразумевает ответы на вопросы о методах, содержании, способах взаимодействия педагогики и образования.

Внимание современных российских философов привлекают результаты опыта философского осмысления образовательных проблем в истории философии, он ценен тем, что глубже позволяет понять суть происходившего в сфере образования на протяжении истории.

На основе проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводел.

- Определенная традицЕЕЯ философского подхода к образовашЕЮ складывалась на протяжении достаточно длителыюго исторического периода. Зарождение и оформление оригинальных философско-религиозЕЕых идей о человеке, смысле жизни, целях и путях воспитания относится к XI-XIII векам. Именно тогда формируется православная традиция на основе христианского вероучения. Объектом воспитания является человек; основная цель - спасение человеком своей бессмертной души; в познании главная роль отводится эмоциональному началу - сердцу; на ученика самое большое влияние оказывают его учителя и наставники.

- Изменение представлений о человеке произошло под влиянием просветительской идеологии в XVIII веке. Появилось свободное отношение к религии, понимаемой как важнейший элемент духовности. Главной целыо философии стало выявление подлинного смысла православного христианства. В учебных заведениях страны было произведено отделение философии от богословия и резкое уменьшение значения богословия в системе образования. Появилось новое светское направление в образовании. Оно ориентировало на самостоятельную творческую деятельность, открывало возможность для появления мыслителей, обладающих развитой философской культурой и абсолютно независимых от официальной церкви.

- В XIX веке светская и православная традиции образования и воспитания продолжают свое развитие. Поиск новых идеалов, целей и методов воспитания приводит к возникновению различных по своим философским основаниям концепций. Консервативное направление К.П. Победоносцева, революционно-демократические взгляды Н.Г. Чернь>ииевского и И. А. Добролюбова, антропологическая модель К.Д. Ушинского, продолжение традиций православной педагогики П.Д. Юркевичем и другими.

- В начале XX века в русской философской и общественно-политической мысли существовало несколько направлений: одно было связано с позитивизмом и материализмом, ориентировалось на научное познание, другое было представлено академической философией идеалистического направления. В первые годы нового столетия возникает движение к «новому религиозному сознанию». Главными в нем были идеи преодоления недостатков традиционного православия, противостояние материализму и атеизму, возрождение подлинного значения религии и религиозного чувства к культуре; в 20-40-х годах XX века развитие философско-педагогических идей продолжилось в российском зарубежье. Системообразующей нормой образования и воспитания выступала религиозно-нравственная традиция православия, которое являлось в это время основой не только мировоззрения философов, но и их мироощущения в целом, дало возможность ощущать себя в неразрывном духовно-эмоциональном единстве со всем русским народом.

- Философами русского зарубежья в 20-50е гг. XX века были определены основания новой философии образования и образовательной политики возрожденного российского государства, установлена иерархия ценностей образования (православие, объективное знание, истинная наука, свободная творческая личность); намечены приоритетные подходы к реализации этих ценностей в содержании образования.

- Ярким представителем православно-гуманистического направления в педагогике первой половины XX века был В.В. Зеньковскнй. Им разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы религиозного воспитания и образования в условиях эмиграции. Для В.В. Зеньковского и его сторонников характерен подход, к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, основываясь на том, что православие суть явление национальной культуры и этики.

- Исследователи истории русской философии и педагогики дают высокую оценку творчества В.В. Зеньковского. Он один из немногих русских религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, психологии, педагогики литературоведения, публицистики и сумевший построить целостную религиозно-философскую систему, не преступив тех граней, которые отделяют все эти формы сознания и интеллектуальной деятельности друг от друга.

Многообразие научных интересов философа объясняется особенностями его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как православный универсализм. Сам Зеньковский дает определение своим взглядам и называет их опытом христианской философии.

- Исходной основой всей философской системы В.В. Зеньковского (гносеологии в том числе) являлась незыблемость веры, ее превосходство над философией, умозрением. Отсюда и задача философского творчества определялась как раскрытие и осмысление содержания религиозного знания, исходящего от Откровения, как углубления изучения тайн мира человека.

- Согласно концепции В.В. Зеньковского, познание человека, благодаря трансцендентности элементов, выходит «за рамки» эмпирического познающего субъекта. Необходимость метафизического истолкования субъекта познания приводит философа к мысли, что таким субъектом может быть только Церковь, понимаемая «метафизически» как многоипостасное единосущие человечество. Зеньковский приходит к христоцентричному пониманию знания, то есть к признанию того, что светоносная сила, создающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа.

- Человеку, по мнению В.В. Зеньковского, принадлежит особое место в этом мире - он стоит на грани двух миров, в нем сочетаются тварность и личность, он принадлежит одновременно и миру тварному, и миру Абсолютному. Это метафизическое расширение раскрывшейся в человеке двойственности послужило Зеньковскому основанием для построения целостной философско-религиозной системы. Признание непроизводности духовного начала в человеке привели Зеньковского к мысли о том, что человек устроен не гармонически, а иерархически. Иерархичность состоит в примате духовного начала (который отождествляется с образом Божием) перед душой и телом.

- Личность человека не столько «дана» человеку, сколько «задана», как тема раскрытия и осуществления тех закономерностей, задачи и логику которых определяет понятие «креста». Крест есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Трудность несения креста состоит во внутренней неустроенности человека, идущей через наследственность, и через неправильную физическую, духовную жизнь, через обременение души разными конфликтами. Все это обнимается понятием «греха», охватывающего эмпирию человека и его духовный мир; Таким образом, в учении о человеке Зеньковский дает обобщающую формулировку тех идей, которые он разрабатывал в течение всей своей жизни. Он считает, что путь человека на земле стоит под знаком «креста», т. е. внутреннего закона, по которому может быть восстановлена утраченная цельность в человеке. Отсюда вытекает центральность в человеке его моральной жизни, одухотворение всего состава человека - подготовка к торжеству вечной жизни в человеке. Поэтому необходимы все педагогические усилия (какие вообще осуществимы) для того, чтобы человек мог найти себя и творчески преображать свой состав.

- На основании проведенного анализа можно утверждать, что основу педагогических воззрений В.В. Зеньковского составила христианская антропология, иерархическое построение которой - вера-философия-система наук о человеке - включало педагогику в структуру общечеловеческой деятельности, направленной на достижение соборности как Царства Божия на земле.

- Поставив задачу восстановления потенциала христианского воспитания в современной ему педагогике, философ исследовал различные пути мировоззренческого обоснования педагогики и обнаружил, что существуют как бы три мировоззренческих обоснования педагогики: натуралистическое, трансцендентальное и супранатуралистическое, или религиозное. Супранатурализм, или религия, - единственно верная основа воспитания. Воспитание не может не может отодвинуть в сторону участие в вечной жизни и отдаться всецело поверхности жизни. Этим определяется религиозная основа воспитания в целом, этим ставится во всей силе вопрос о соотношении натурального и супернатурального в человеке, а, следовательно, и в постановке задач и средств воспитания. Этим выдвигается на первый план то освещение природы человека и динамики его развития, какое дает христианская антропология.

- Зеньковский вводит понятие «всецелой личности». Это означает, что в человеке не только все личностью, а что человек живет «всем». Поэтому личность не возможно представить без моральной, эстетической, физической, психической, социальной сторон ее жизни. Все они важны в деле воспитания человека, но при этом иерархически подчинены развитию основного -духовного начала в личности, ее духовной жизни.

- Одним из важных теоретико-педагогических достижений концепции В.В. Зеньковекого является разработка проблемы ступеней и форм духовной жизни ребенка и, соответственно, целей и средств духовного воспитания в разные возрастные периоды. Существенную новизну в педагогическую теорию внес детальный анализ взаимодействия эмпирической составляющей и духовного ядра личности. Результаты этого анализа выявили существенные различия между содержанием, способами, основными характеристиками духовной жизни в разные конкретные периоды.

- Проблему свободы В.В. Зеньковский рассматривает во многих своих работах «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Дар свободы», «Педагогика», «Русская педагогика в XX веке» и его заслуга заключается в том, что он не просто определяет свободу, а говорит о воспитании к свободе. Задача воспитания в том, чтобы зажечь душу идеей свободы, привести к свободе, взволновать и вдохновить душу идеей свободы. Философ обосновывает именно христианское воспитание, которое состоит в усвоении дара свободы. Если должны быть ступени на этом пути, то все они должны развить сознание свободы, чувство ответственности и умение владеть своей свободой.

Изучение творческого наследия В.В. Зеньковекого остается актуальным и на сегодняшний день, ведь обращение к наследию прошлого необходимо. Историческое воспоминание является не просто знанием о прошлом, а силой жизни в настоящем. Без исторической памяти человек становится варваром, Иваном, не помнящем родства. Подобно тому, как ценятся памятники архитектуры, классические литературные произведения, необходимо рассматривать и творения философско-педагогической мысли независимо от того, кто их создал верующий или атеист.

 

Список научной литературыПопова, Ольга Владимировна, диссертация по теме "История философии"

1. Абраменкова В.В. Христианская антропология и современная психология //Вопросы психологии.-2001. №2. - С. 147-151.

2. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002. - 320 с.

3. Ан С.А. Светские и религиозные подходы к общему образованию русской философско педагогической мысли конца 19 - начала 20 веков. - Барнаул. 1993.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. /АПН СССР; Вступ. ст. с.5-37, биограф, очерки, сост. и коммент. П.А. Лебедева. - М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

5. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). М.: Педагогика, 2000. -384 с.

6. Антропологический образ педагогики //Философская антропология: Историко-философский анализ. Екатеринбург-Нижневартовск, 1997. - С. 229241.

7. Аржанухин С.В. и др. Очерки русской философии XVIII XX в. /С.В. Аржанухин, Б.В. Емельянов, Р.Н. Холстинин.; Урал. гос. юрид. акад. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. юрид. акад., 1994. - 138 с.

8. Арсеньев Н. Духовные силы русского народа // Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманитарного ин-та, 2001.-С. 416-425.

9. Асмус В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914-1920 годах // Вопросы философии. 1990.- №8.- С. 90-108.

10. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. //Вопросы философии.- 1991.-№8.- С. 102-116.

11. И. Вельский В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д. Ушинского. Монография. М.: московский университет МВД России, 2002.- 161 с.

12. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1922. -^.4//http://ihtik.lib.ru/philsoph/ihtik2673.htm.

13. Бердяев Н.А. Истина Православия // Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманитарного ин-та, 2001. -С. 386-395.

14. Бессарабов В.Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина //Философские науки. 2000. - №3. - С. 71-86.

15. Бим Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России //Советская педагогика. - 1990. - №9. - С. 102-109.

16. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. - М.: УРАО, 1998.

17. Богуславский М.В. Василий Зеньковскнй //Лидеры образования. 2003. -№4.-С. 11-14.

18. Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья //Педагогика. 2000. - №9. - 66-73.

19. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов. М.: Рос. Гуманист, о-во, 2005. - 390 с.

20. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии //Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 68-72.

21. Введенский А., Лосев А., Радлов Э., Шпет Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-591 с.

22. Верейский Е. Возрождение православных традиций образования и воспитания духовно-нравственная основа стабильного демографического развития. - 2004 //www. ortodox. ru.

23. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Под редакцией Егорова Е.Ф. М. 1978.

24. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание //Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 65-67.

25. Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике //Педагогика. -.2001. №1. - С. 58-63.

26. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1991.-208 с.

27. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI XIX веков. - JL: Наука, 1970.-651 с.

28. Георгиева Т.С. Российское общество и его проблемы //Философские науки.- 2003. №4. - С.25-31.

29. Гессен С.И. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. - 564 с.

30. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. - 607 с.

31. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. /Б.С. Гершунский. [2-е изд. перераб. и доп.]. - М.: Пед. об-во России, 2002.-508 с.

32. Гололобова Т.А. Концепции христианского воспитания в философии педагогической мысли России конца 19 начала 20 веков //Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. - Екатеринбург. 1998.

33. Гололобова Т.А. Русская философия как педагогика: Вторая половина XIX-начало XX века: Учеб. пособие/ Т.А. Гололобова, Б.В. Емельянов, Н.Д. Наумов.- Екатеринбург: УрГУ, 1999. 116 с.

34. Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1997.- 18 с.

35. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. J1.: Лениздат, 1987. -302 с.

36. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпритации отечественной философии //Вопросы философии. 1994. - №1. - С. 54-60.

37. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. -М.: Издательская корпорация Логос, 2000. 224 с.

38. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М.: Пед об-во России, 2000. - 352 с.

39. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2000. 432 с.

40. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно -нравственного развития личности в наследии русской философии конца 19 -начало 20 веков. М. 1994.

41. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов /И.И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.

42. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии: Учебник для вузов. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 736 с.

43. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 340 с.

44. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII XX вв.): Учеб. пособие /Ин-т философии. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневар. пед. ин-та, 1995. - 228 с.

45. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учеб. пособие для вузов. -М.: Наука, 1995.- 191 с.

46. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской филсофии (XI-XX вв.) /СПб. гос. ун-т. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Летний сад, 2001. - 396 с.

47. Зеньковский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с. Вступ. ст., В.М. Кларин, В.М. Петров Пути духовного восхождения личности. С.5-19.

48. Зеньковский В.В. Апологетика. Пушкино: Грааль, 2001. -248с.

49. Зеньковский В.В. Н.В. Гоголь. СПб.: Logos., 1994. - 341 с.

50. Зеньковский В.В. Беседы с юношеством о вопросах пола. М.: Ид-во Правосл. Свято-Тихон. богослов, ин-та, 1995. -253 с.

51. Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж. 19.. Религ-пед. библиотека, вып. 4. - 87 с.

52. Зеньковский В.В. Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей/Под ред. проф. В.В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. - 256 с.

53. Зеньковский В. Из моей жизни // Вестник РСХД. 1964. - №72-73. - С. 7990.

54. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проспект, Раритет, 2001. - 880 с.

55. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. Париж: YMCA-PRESS, 1955. - 86 с.

56. Зеньковский В.В. О духовно нравственном развитии личности //Педагогика. - 1994. - №4. - С. 52-60.

57. Зеньковский В.В. О мнимом материализме русской науки и философии. -Мюнхен. 1956. 72 с.

58. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1992. - 268 с.

59. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Ид-во Правосл. Свято-Тихон. богослов, ин-та, 1996.- 153 с.

60. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Шк.-пресс, 1996. -271 с.

61. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев, тип Ими. Ун-та св. Владимира акц. о-ва печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1914. -435 с.

62. Зеньковский В.В. Принципы индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. 1911. - кн. 108. - С. 369-393.

63. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. - 333 с.

64. Зеньковский В.В. Психология религиозных кризисов. Прага. 1923.

65. Зеньковский В.В. Россия и Православие. Киев: Типография Первой Киевской Артели Печатного Дела, 1916. - 55 с.

66. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж: YMCA-PRESS, 1955. - 279 с.

67. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж: Религиозно-педагогический кабинет при Правосл. богослов, ин-те, 1960. - 55 с.

68. Зеньковский В.В. Современное состояние психофизической проблемы. -Киев, тип Имп. Ун-та св. Владимира акц. о-ва печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1905. 37 с.

69. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., Моск. просвет, комис., 1918. -91 с.

70. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение 20 век //Юность. 1993. -№1.-С. 61-67.

71. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение 20 век //Юность. 1993. -№2. - С. 42-45.

72. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение 20 век //Юность. 1993. -№4. - С. 3-5.

73. Иванова И.И. Русская религиозная философия в контексте русско-православного Богопознания //Философские науки. 2002. - №2. - С.54-71.

74. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. Т. 1-2. -СПб., тип. М.М. Стасюлевича, 1907.

75. Идейное наследие русской философии. СПб.: Наука, 2000. - 183 с.

76. Из истории религиозной философской мысли в России XIX начала XX в.: Сб. ст./АН СССР, Ин-т философии; [Редкол.: А.Д. Сухов (отв. ред.), С.И. Бажов]. - М.: ИФАН, 1990. - 128 с.

77. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Изд. дом «Грааль», 2001. -144 с.

78. Ильин И.Л. Путь духовного обновления. Белград: Русская библиотека, 1937.-248 с.

79. Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность: Сб. науч. тр./АН СССР Редкол.: В.М. Русановский (отв. ред) и др.. Киев: Наук, думка, 1987. - 173 с.

80. История русской философии: Учеб. для студ. Вузов /Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. - 639 с.

81. История философии СССР в 5-ти томах. М.: Наука, 1968. Т.З - 672 с.

82. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия //Вопросы философии. 2003.- №7. - С. 3-22.

83. Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. - 185 с.

84. Карсавин Л.П. О сущности православия // Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманитарного ин-та, 2001. -С. 213-253.

85. Карсавин Л.П. Путь православия // Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманитарного ин-та, 2001. - С. 279-298.

86. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383 с.

87. Кларин В. М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 веков. М., 1996. - 123 с.

88. Кларин В.М., Петров В.М. Пути духовного восхождения личности.// Зеньковский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - С. 5-19.

89. Корнилов С.В. Русские философы: Справочник. СПб.: Лань, 2001. -445 с.

90. Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX-XX вв. Курск, 2001.-255 с.

91. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб. Изд-во СПб университета, 1998.-220 с.

92. Корольков А.А. Читая Зеньковского //Педагогика. 1996. - №4. - С. 61-65.

93. Кошарный В.П. Русская религиозная философия и социология революции (1917-1930-е гг.). Киев: ЗАО «Изд. «Полштчна думка», 1997. - 123 с.

94. Кравцов В.А. Традиции философии образования в истории русской философии (второй половины XIX первой половины XX века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос. наук. - М., 2003. - 43 с.

95. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980. - 309 с. Культура. Нравственность. Религия //Вопросы философии. - 1989. - №11. - С. 30-63.

96. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1968. - 216 с.

97. Летцев В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В.В. Зеньковского //Вопросы философии. 2003. - №12. - С. 140-146.

98. Лихачев А.Е. Возвращение к В.В. Зеньковскому //Педагогика. 1998. - №7. - С. 88-92.

99. Лопатин Л.М. Настоящее и будущее философии //Вестник МГУ. Философия. 1992. - №4. - С. 44-57.

100. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М. 1995.

101. Лосев А.Ф. Русская философия. Очерки истории. Свердловск 1991.

102. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. - 559 с.

103. Лосский Н.О. Религиозность русского народа // Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христианск. гуманитарного ин-та, 2001.-С. 434-450.

104. Люкс Л.М. Россия между Западом и Востоком: Сб. статей. М.: Моск. философ, фонд, 1993. - 159 с.

105. Мальцева В.М. О духовно нравственном развитии личности // Педагогика. - 1994. - №4. - С. 96-98.

106. Мальцева В.М. Образование и педагогика Российского зарубежья. Сборник статей и материалов. М. 1995.

107. Малышевский А.Ф. Философия образования: Человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб.: Иван Федоров, 2001. - 301 с.

108. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: Критический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 207 с.

109. Маслин М.А., Андреев А. Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и русской философской культуре. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.-С. 5-42.

110. Маслин М. А., Жуков В. Н. В. В. Зеньковскнй как историк русской философии и культуры // Философия и общество. 1997. - №4. - С. 76-92.

111. Мысливченко Г. Феномен внутренней свободы //О человеческом в человеке. М., 1991. - С. 207-230.

112. Нагевичене В.Я. Духовный опыт квинтэссенция личности. - Челябинск. 1997.

113. Никитин С.В. Православие и философствование в России // Философия, культура и современность. Выпуск 1. Саратов. 1999.

114. Никольская А.А. Психолого педагогические взгляды П.Д. Юркевича //Педагогика. - 1993. - №3. - С. 58-61.

115. Никольский Н.М. История русской церкви /Науч. ред., авт. вступ. ст., с. 520 и коммент. Н.С. Гордиенко. -4-е изд. М.: Политиздат, 1988.-445 с.

116. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 190 с.

117. Никонов К.И. Современная христианская антропология: (опыт философского критического анализа). М.: Изд-во МГУ, 1983. - 184 с.

118. Ничипоров Б. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных //Церковь, дети, и современный мир. СПб, 1997 //www. ortodox. ru.

119. Новиков А.И. История русской философии X XX в.: Учеб. пособ. Для студентов вузов /А.И. Новиков. - СПб.: Лань, 1998. - 314 с.

120. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский курс //Философские науки. -1991. -№12.-С. 103-108.

121. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 399 с.

122. Образование в конце XX века //Вопросы философии. 1992. - №9. - С. 321.

123. Образование и педагогика российского зарубежья: сборник статей и материалов. М. 1995.

124. Овчинникова Е.А. О нравственных традициях русской философии //Философия образования. Шуя: Изд-во «Весть», 2001. - 110 с.

125. Осипов А. Чтобы не пришла тьма. //Православная беседа. 1999.- №2. -С. 6-10.

126. Осовский Е. Г. Деятели общественно педагогического движения и педагоги российского зарубежья. - Саранск. 1997.

127. Опыты православной педагогики //Литературная учеба. 1993. - кн.5/6. -С. 115-177.

128. Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. (20-50 годы XX века). / Под ред. Осовского Е. Г. Саранск, 2000. -195 с.

129. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX века /Ш.И. Ганелин, Л.Д. Глубоковских, П.В. Горностаев и др.; Отв. ред. А.И. Пискунов; Акад. пед. наук СССР, НИИ общ. пед.. М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

130. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX- начало XX веков. /Ответственный редактор: Днепров Э.Д. М.: Педагогика, 1991. - 530 с.

131. Очерки по истории философии в России (вторая половина XIX начало XX века). Сборник статей. Под ред. Г.С. Васецкого и др. - М.: Изд-во МГУ, 1960.-388 с.

132. Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? //Вопросы философии. 2004. - №9. - С. 163-169.

133. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? //Вопросы философии. 2002. - №4. - С.50-59.

134. Пашкова А. А. Философская мысль в Киевском университете в дооктябрьский период//Философские науки. 1984. - №5. - С.101-108.

135. Педагогическое наследие русского зарубежья. М. 1993.

136. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

137. Победоносцев К.П. Московский сборник. Народное просвещение //Сиземская И.И., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX -начало XX века. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 173183.

138. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост., авт. встуи. ст., с. 6-28 и коммент. А.И. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985.-496 с.

139. Пирогов Н.И. О цели образования //Русская религиозная мысль №3. М., 1910.-4 с.

140. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. статей.-Тенефлай /НьюЙорк/ : Эрмитаж, 1988. 352 с.

141. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия //Вопросы философии.- 1992.-№2.-С. 123-140.

142. Поляков А.В. Послесловие к работе Зеньковекого В.В. История Русской философии. Л. 1991. Т.2. ч.2.

143. Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 3. Екатеринбург. 1998.

144. Порублева II.В. Философия образования о проблеме свободы/Порублева Н.В., Сергеева Т.Б.; М-во образ. Рос. Фед., Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. -Ставрополь: Севкав ГТУ, 2003 129 с.

145. Православие и культура: Сб. религ.-филос. ст. /Под ред. Проф. В.В. Зеньковекого. Берлин: Русская книга, 1923. - 236 с.

146. Православие и проблемы воспитания. Н. Новгород, 2000. -403 с.

147. Православие, современность, образование и культура. Сборник материалов. -Барнаул. 1996.

148. Православная педагогика. Шуя, 2001. - 110 с.

149. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПб.: Изд-во Рус. Христиаиск. гуманитарного ин-та, 2001. - 792 с.

150. Проблемы русского религиозного сознания. Сб. статей. Б. Вышеславцев, И. Бердяев, Л. Карсавин, В.В. Зеньковский, С. Франк, Н. Лосский, И. Арсеньев.- Берлин: YMCA-press, Американское издательство, 1924. 390 с.

151. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1994. - 94 с.

152. Пять месяцев у власти (15 мая 19 октября 1918 г.)/Воспоминания /Протопресвитер Василий Зеньковский. - М.: Крутиц, патриаршее подворье, 1995.-238 с.

153. Равкин 3 И. Актуальная проблема методологии историко -педагогического исследования. М. 1993.

154. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. СПб., тип. Т-ва «Общественная польза», 1912. - 35 с.

155. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 19191939. М.: Прогресс-академия, 1994.-296 с.

156. Рогова А.В. Философия и история образования: Учеб пособие. Чита: Изд-во Заб ПГУ, 2000- 140 с.

157. Розин В. М., Булдаков С. К. Философия образования: Учебное пособие. -Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 1999. 284 с.

158. Романова Л.А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В. Зеньковского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1996. - 19 с.

159. Российское образование: история и современность/С.Ф. Егоров, Л.В. Мошкова, М.в. Михайлова и др.; Под ред. С.Ф. Егорова. Рос. Акад. образов. -М.: ИТПИМИО, 1994. 253 с.

160. Российская Федерация. Законы. Об образовании: закон: принят Гос. Думой 12 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. М. - 62 с.

161. Русская религиозно- философская мысль XX века. Сборник статей /Под. Ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург: Отдел славянских языков и литературы Питтсбургского ун-та, 1975. -413 с.

162. Русская религиозная антропология: Антология. М. 1997. Выпуск 3.

163. Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы: Материалы третьей Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург. Июль - сентябрь, 2000. - 227 с.

164. Русские мыслители и Европа/В.В. Зеньковский; Подготовка текста и примечаний Р.К. Медведевой; Вступ. ст. В.Н. Жукова и М.Л. Масхина. М.: Республика, 1997. - 368 с.

165. Русское зарубежье, 1917-1991. М., 1992.-206 с.

166. Русское зарубежье. Золотая кннга эмиграции. Первая треть XX века. М., 1997.-742 с.

167. Селиханович А. История педагогики на Западе и в России. Пг.- Киев, «Сотрудник», 1917. 272 с.

168. Семенов Ю.И. О русской религиозной философии конца XIX начала XX века. - М.: Научный атеизм, 2000. - 267 с.

169. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. Специальностям и направлениям/ В.В. Сербиненко. М.: РГГУ: Омега-JI, 2005. - 464 с.

170. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: Гессен С.И., Зеньковский В.В., Ильин И.А. //Педагогика. 2001. - №1. - С. 63-67.

171. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX начало XX века. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. -271 с.

172. Сиземская И.Н. Россия в XXI веке: Проблемы образования и воспитания //Философские науки. 2002. - №5. - С.62-73.

173. Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия //Вопросы философии. 1994. - №1. - С.61-64.

174. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. М.: Мысль, 2001. - 300 с.

175. Социально-философские аспекты критики религии. Сб. науч. тр./Гос. музей ист. религ. и атеизма Редкол.: С.А. Кучинский (отв. ред.) и др. Л.: ГМИРИА, 1988.- 156 с.

176. Стрельцов А.С. Русская философско-религиозная школа. Калуга. 2000.

177. Струве Г. Русская литература в изгнании. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Ныо-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. - 314 с.

178. Струве Н. Памяти отца Василия. Париж. РСХД. 1984.

179. Сухов А.Д. Из истории религиозной философии в России XIX начало XX вв.: Сб. ст./АН СССР, Ин-т философии; [Редкол.: А.Д. Сухов (отв. ред.), С.И. Бажов]. - М.: ИФАН, 1990. - 128 с.

180. Сухов А.Д. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начало XX вв.: (Критич. анализ): Сборник./АН СССР, Ин-т философии; [Редкол.: А.Д. Сухов (отв. ред.), С.И. Бажов]. - М.: ИФАН, 1989. - 135 с.

181. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития: очерки теоретической истории/Отв. ред. Н.Ф. Уткина; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1989.- 205 с.

182. Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы /РАН, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1995. - 156 с.

183. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 4-х т. Ред. колл. A.M. Еголин, E.II. Медынский и В.Я. Струминский. M.-JI.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1948.

184. Федоров Н.Ф. PRO ЕТ CONTRA: Антология: В 2-х кн. СПб: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 2004. - Кн. 1 - 1110 с.

185. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи. Сборник статей. -Свердловск. 1988.

186. Философская мысль в Киеве. Историко-философский очерк /В.Д. Белодед, В.А. Буслинский, А.К. Бычко и др.; Редкол.: В.И. Шинкарук и др.. Киев, 1982.- 357 с.

187. Философская энциклопедия в 5 томах. Глав. ред. Ф.В. Константинов. М.: «Сов. энциклопедия», 1970. Т.5 - С. 602-603.

188. Философы двадцатого века. М: Искусство XXI век, 2004. - 383 с.

189. Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и греховном //На путях. Утверждение евразийцев. Кн. Вторая. М.-Берлин: Геликон, 1922. - С. 230-293.

190. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1983. -599 с.

191. Фомичева И.Г. Философия образования: Некоторые подходы к проблеме. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. 144 с.

192. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

193. Франк С. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608 с.

194. Франк СЛ. Сущность и ведущие мотивы русской философии. //Философские науки. 1990. - №5. - С. 83-91.

195. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия //Вопросы философии. 1991. - №5. - С. 83-91.

196. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.

197. Хрестоматия по истории философии в 3-х частях. Учебное пособие для вузов: В Зч. М.: Владос,2001. Ч.З - 672 с.

198. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. - 355 с.

199. Цвык И.В. Духовно-акадмическая философия в России XIX в.: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. - 333с.

200. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М. Изд-во МГУ, 1986. - 269 с.

201. Шапошников JI. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX -XX веков. Н. Новгород: НГПУ, 1999. - 278 с.

202. Шапошников JI.E. Православие и проблемы воспитания: материалы седьмых Рождественских православно философских чтений. - Н. Новгород: НГПУ, 2000.

203. Шапошников JI. Е. Русская религиозная философия. 19-20 века. Нижний Новгород. 1992.

204. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Изд-во политической литературы, 1989.

205. Шерср Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции начала XX пека //Общественные науки и современность. 1991. - №2. - С. 167-174.

206. Шпет Г.Г. Критические заметки к проблеме психической причинности (По поводу книги В.В. Зеньковекого «Проблема психической причинности» Киев, 1914) //Вопросы философии и психологии. 1915. - Кн. 127. - С. 283-313.

207. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Пг.: «Колос», 1922. - 348 с.

208. Щипанов И.Я. Некоторые принципиальные вопросы истории русской философии. К симпозиуму по ист. философии. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 71 с.

209. Щербачев Г.Д. Беседы о воспитании. М., типо-лит. JI. Уткиной 1876. -102 с.

210. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. М., 1869.-403 с.

211. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М., 1865. 257 с.

212. Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш./ Общ. ред. И послесл. Ю.Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. - 510 с.

213. Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб.: Наука, 2000. - 974 с.

214. Яковенко Б. В. Тридцать лет русской философии //Философские науки. -1991.-№10.-С. 61-96.

215. Результаты исследования нашли отражение в ряде опубликованных по теме диссертации статьях:

216. Попова О.В. Философские основы педагогических взглядов В.В. Зеньковекого //Актуальные проблемы философского знания: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2003.- 1,62 п.л.

217. Попова О.В., Бабина В.Н. Проблема свободы в русской религиозной мысли (П.Д. Юркевич, В.В. Зеньковский) //XXI век: Россия и Запад в поискахдуховности: сборник материалов международной научно-практической конференции. Пенза, 2003.- 0,3 пл. (авт. 0,15)

218. Попова О.В. Свобода личности главное условие её духовно-нравственного развития //Основные проблемы гуманитарного знания: Сборник-научных трудов. Вып.2. /Под ред. д.и.н., проф. JI.A. Королевой, д.с.н., доц. Воробьева В.П. - Пенза, ПГСА, 2003. - 0,3

219. Попова О.В. Православные духовные ценности и образование //Духовная культура России: прошлое, настоящее и будущее: Сборник статей

220. Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2004. - 0,18 п.л.

221. Попова О.В., Бабина В.Н. Развитие творческих сил в современном университете//Университетское образование: Сб. материалов VII Международной научно-методической конференции. Пенза, 2002. - 0,3 п.л. (авт. 0,15)