автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философия преступления: социальные аспекты

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Райдугин, Дмитрий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Философия преступления: социальные аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия преступления: социальные аспекты"

На правах рукописи с-Г

РАЙДУГИН Дмитрий Сергеевич

ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Кр«ар 0031735Л5

003173545

Работа выполнена на кафедре философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств

доктор философских наук, профессор Гриценко Василий Петрович

доктор философских наук, профессор Тилинина Татьяна Валентиновна

кандидат философских наук Чистилина Ирина Александровна

Ростовский юридический институт МВД России

2007 г. в « /Г~>> часов на заседании диссертационного совета Д 210.00.02 по специальности 09.00 11 Социальная философия в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу:

350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

с!

Автореферат разослан «// »Ск<л')Ц 2007 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится «13

Ученый секретарь

диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

В.И. Лях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования Выбор темы диссертационного исследования обусловлен теми сложными социально-политическими процессами, которые протекают в современном российском обществе. Важнейшим из них следует признать переход российской государственности от тоталитаризма к правовому государству и гражданскому обществу Одним из негативных и во многом неизбежных процессов является небывалый всплеск преступности, достигший ужасающих масштабов и потому получивший название «великой криминальной революции» Как показали события последних десятилетий, справиться с преступностью одними лишь силовыми методами не представляется возможным - необходима систематичная и последовательная работа по реформированию социальной жизни и правовой системы государства. Одним из главных условий эффективности реформирования является его теоретическое обеспечение, основанное как на осознании специфики современной российской действительности, так и на переосмыслении опыта, приобретенного человечеством в процессе борьбы с преступностью. Таким образом, только глубокий и всесторонний анализ причин и логики развития «криминальной революции» может способствовать минимизации уровня преступности

Одним из важнейших аспектов теоретического исследования феномена преступления является само определение данного понятия. Сложность решения этой задачи состоит в том, что преступление может выступать в качестве предмета многих научных и философских дисциплин, таких как. социология, девиантология, социальная психология, криминология, юриспруденция, этика, философия права, социальная философия, антропология. Многообразие определений преступления, с одной стороны, раскрывает многочисленные грани данного феномена, с другой — требует специального теоретического исследования, способного представить различные точки зрения на преступление во взаимосвязи.

Поскольку в задачу социальной философии входит рассмотрение социальных структур, систем и процессов на макроуровне, то создание обобщенного теоретического образа феномена преступления следует отнести к ее прерогативе. Кроме того, социально-фило-

софской методологии свойственна тесная связь умозрительных способов познания с результатами эмпирических исследований. Таким образом, теоретический образ преступления, предлагаемый в рамках социально-философского познания, необходимо признать сбалансированным и пригодным для разработки конкретных мер по противодействию преступности. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что социально-философский анализ феномена преступления является актуальным и своевременным.

Степень разработанности темы.

Философский интерес к проблеме преступления имеет богатую историю, уходя своими корнями в античность. Исходя из контекста произведений античных мыслителей, можно делать выводы об их взглядах на объект исследования данной диссертации.

В период античной философии тему преступления затрагивает Платон - главным образом в диалоге «Государство»; Аристотель предпринимает попытку классификации политических преступлений в «Политике», эстетическое отражение преступной драмы можно найти в трагедиях Софокла, Еврипида и Эсхила. Первыми апологетами вседозволенности стали софисты Протагор и Горгий.

Средневековая концепция преступления ярче всего прослеживается в творчестве Фомы Аквинского: из контекста его «Суммы теологии» и «Суммы против язычников» можно делать выводы о смысле, который автор вкладывает в понятие преступления.

Н. Макиавелли в «Государе» предпринимает попытку апологии политических преступлений. «Опыты» М. Монтеня содержат интуицию теории эгоиста-преступника, поддержанную Т. Гоббсом в «Левиафане». Противоположная идеям Гоббса точка зрения на природу преступления встречается у Ж.-Ж. Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Разработанная мыслителями Нового времени теория «естественного человека» нашла последователей в иррационалистичес-кой философии Понимание бессознательного в качестве основного человеческого фактора преступления можно встретить у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда и его последователей.

В современной философии преступления выделяются два основных направления антропологическое и социальное. Родоначальником антропологического направления стал Ч. Ломброзо, основ-

ные идеи которого изложены на страницах «Преступного человека». Философское обоснование концепция Ч. Ломброзо получила, в частности, в теории фрустрации Дж. Долларда. Другими видными представителями антропологической группы являются А. Бергко-вец, А. Бандура, А. Басе, С. Ениколопов. В трактате «О разделении общественного труда» Э Дюркгейма сформулированы ключевые позиции социологического направления, поддержанные группой мыслителей, в числе которых выделяются Р. Мертон (теория аномии), а также Ф. Лист; И Тернер, П. Уолтон, Дж. Янг, считавшие преступность результатом несовершенства капиталистического строя. Значимыми для современной философии преступления и криминологии являются также точки зрения Ж.П. Сартра и Э Ферри, отрицающие первичность какого-то из указанных факторов

Русская философия преступления представлена главным образом работами П Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», творчеством Ф Достоевского, Н Бердяева, В. Соловьева. Из современных российских философов-аналитиков преступления можно выделить Э Позднякова с его философским эссе «Философия преступления. Для тех, кто не боится потерять иллюзий» и В Ба-чинина, автора «Философии преступления»

Актуальность теории систем Л. Берталанфи для исследования социальной и правовой реальности обосновали Т. Парсонс, считавший преступление социальной дисфункцией, и Н. Луман, утверждавший, что преступность - суть социальной подсистемы

Среди специалистов, изучающих отдельные аспекты преступности в современном российском обществе, следует назвать С. Дьякова, В. Устинова, В Лунеева, А. Долгову, Я. Гилинского, А. Алексеева, С Герасимова, А. Сухарева (исследование организованной преступности); Л. Тимофеева, В. Исправникова, Р. Рывкину, С. Барсукову (исследование экономической преступности), И. Трунова, С. Роуз-Аккерман, С. Ванюшкина, М. Горного (исследование коррупционной преступности) Существенный вклад в изучение духовных факторов криминализации современного российского общества внесли А. Фоков, С Сирин, Н. Матузов и В Романовская Вместе с тем, несмотря на обилие ярких имен и обоснованных социально-философских и криминологических концепций, остает-

ся открытым пространство для прямого социально-философского анализа категории «преступление».

Целью диссертационного исследования является системное социально-философское исследование феномена преступления.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- проанализировать условия формирования и существенные свойства философии преступления на различных этапах ее развития;

- критически рассмотреть методологии исследования категории преступления, представленные в истории философии преступления;

- рассмотреть социальные аспекты современной философии преступления с последующим обоснованием наиболее адекватных методов исследования;

- вскрыть и проанализировать существующие связи между криминогенными процессами, имеющими место в современном российском обществе, с другими негативными социальными изменениями;

- исследовать динамику изменений и социокультурные особенности правосознания россиян в аспекте детерминации преступного поведения

Объект исследования - преступление как предмет социально-философского анализа.

Предмет исследования - социоструктурные и мировоззренческие факторы, обусловливающие преступление.

Теоретико-методологическая основа исследования формировалась в два этапа. В основу историко-философского исследования, представленного в первой главе, легла методология, обоснованная представителем Баденской школы неокантианства В. Вин-дельбандом, который в своих трудах учитывал принцип дополнительности онтологического и исторического аспектов социально-философских категорий Наибольшую роль в разработке системы методов социального познания объекта исследования сыграли функциональная концепция преступности Э. Дюркгейма и системная методология социальных и социально-правовых исследований Т. Парсонса и Н. Лумана.

Помимо вышеперечисленных подходов, в диссертационном исследовании нашли свое применение и некоторые частнонаучные методы: контент-анализ документов, статистический и сравнительный типы анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем- проанализированы условия формирования и характерные черты различных этапов развития философии преступления, их взаимосвязь с современным пониманием природы преступления;

- показано место социального исследования преступления в структуре доминирующих в современной философии преступления направлений;

- обоснован системный подход как наиболее подходящая методологическая база для социально-философского исследования криминальности в контексте социологического направления философии преступления,

- изучена динамика криминогенных изменений на материале анализа конкретных видов преступной деятельности, занимающих доминирующее положение в структуре современной российской преступности,

- исследована роль негативных ценностно-мотивационных факторов, относящихся к сфере общественного правосознания как мировоззренческой основы криминализации современного российского общества

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия преступления представляет собой совокупность философских дисциплин, общим предметом которых является преступление Основными компонентами этой системы выступают философия права, аксиология, этика, социальная философия и антропология. В рамках каждой из названных сфер подвергаются анализу соответствующие их проблемному полю аспекты преступления Понятийный аппарат определяется и выстраивается в соответствии с онтологической базой философии преступления, методологические принципы которой формируются в рамках гносеологии.

2. В философии преступления сформировались три условных этапа: метафизический, натуралистический и иррационалистичес-кий. В рамках метафизической философии преступления ключевым социальным фактором, стимулирующим преступную деятельность,

выступает несоответствие государственного законодательства высшим метафизическим принципам. В натуралистическом этапе, сменившем метафизический, преступление обусловлено спецификой социального (государственного) устройства. В рамках ирраци-оналистического типа мышления социальные и антропологические аспекты философии преступления находятся в тесном взаимодействии и предполагают синтетический анализ и рассмотрение их во взаимосвязи

3. В XX в. актуализировался вопрос о первичности социального либо человеческого факторов детерминации преступности, определив новый вектор развития философии преступления. В рамках данной диссертации принимается позиция социального направления криминологии и философии преступления.

4. Социальные аспекты философии преступления входят в проблемное поле социальной философии, предметом которой в данном контексте выступают общественные - социоструктурные и мировоззренческие - детерминанты преступности. Осуществляя социально-философский анализ преступности, следует по мере возможности абстрагироваться от этических, правовых, аксиологических и антропологических аспектов философии преступления, что будет способствовать более чёткому выражению методологической, направляющей роли социальной философии по отношению к частным наукам.

5 Одним из основных способов социально-философского исследования преступления является системный анализ, актуальный как для социальной философии, так и для конкретных наук, предметом которых является преступление1 криминологии, девиантоло-гии, социологии отклоняющегося поведения В рамках данного подхода общество понимается как открытая динамическая система, где наряду с линейными изменениями имеют место нелинейные, в частности, бифуркационные трансформации. Такая методология исследования включает, выявление отдельных конкретных элементов социальной системы, находящихся в устойчивых динамических взаимоотношениях; установление общих, частных и особенных характеристик выявленных подсистем; рассмотрение принципов взаимодействия между структурными элементами; определение каче-

ственных характеристик преступности как единой динамической целостности, не сводящейся к простой совокупности своих элементов. Конечной же целью системного исследования преступления в рамках социальной философии является определение материальных (социоструктурных) и духовных (мировоззренческих) факторов, детерминирующих развитие преступности.

6 Важнейшими социоструктурными факторами, обусловливающими криминальность современного российского общества, являются. закрытый, «теневой» характер взаимодействия элементов социальной системы; поливариантность возможностей и высокая степень неопределенности саморазвития криминогенных процессов и тенденций; многофакторность и многоуровневость механизмов социальной детерминации роста преступности; активное адаптационное воздействие криминальных структур на «окружающую среду» (некриминализованное социальное пространство).

7. Мировоззренческими факторами, детерминирующими рост и распространение в обществе криминальных процессов, является качественное изменение аксиологических параметров и установок общественного и индивидуального сознания, проявляющееся в массовом принятии достижительной идеологии, стратегии материального обогащения, дискредитации патриотических ценностей, отчуждении от государства, росте правового нигилизма и формировании новых «живых норм» социального взаимодействия, органично включающих в себя элементы криминального сознания

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в диссертации обоснована необходимость системного подхода к проблемам социальной детерминации преступности и осуществлена попытка такого подхода. Полученные в ходе работы результаты позволяют углубить теоретические представления о детерминирующих факторах, способствующих росту масштабов и изменению качества преступности, а также являются шагом в направлении дальнейшей концептуализации и систематизации междисциплинарных знаний о феномене преступности Проделанная работа обладает также практическим значением, которое заключается в том, что на основе ее положений представляется возможным разработать систему конкретных практических мер по противодей-

ствию дальнейшему росту криминогенных процессов и профилактике преступности.

Материалы диссертации могут использоваться в процессе преподавания социальной философии, социологии и криминологии в высших учебных заведениях, а также лечь в основу спецкурсов, входящих в проблемное поле вышеуказанных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в рамках работы секции философии, а также философского кружка, функционирующих на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России Выводы диссертационного исследования используются при чтении лекций по философии и философии права для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» в Краснодарском университете МВД России. По результатам исследования опубликованы 5 работ общим объемом 3,4 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения и списка литературы, включающей 131 источник. Объем диссертационного исследования - 168 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, освещается степень разработанности проблемы, формулируются цель, задачи и теоретико-методологические принципы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, освещаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Становление философии преступления: этапы и традиции» раскрываются исторические условия формирования и существенные характеристики основных этапов развития философии преступления: метафизического, натуралистического и ир-рационалистического в их взаимосвязи с общефилософскими типами мышления, а также традиционные для указанных этапов типы исследования категории «преступление».

В параграфе 11 «От Античности к Средневековью: космоцен-трический и теоцентрический контексты философии преступления» исследуется влияние конкретно-исторических условий на становле-

ние философии преступления в античности и средневековье, выявляется содержание методологических подходов, типичных для философии преступления данных периодов

Эпоха античности, в рамках которой формировалась европейская государственность, характеризуется несовершенством и дисгармоничностью систем государственного законодательства, противоречиями между государственными законами и устоявшимися моральными нормами-традициями

Указанные предпосылки обусловили идеи подчинения частного общему, личностного - социальному, гражданского - государственному Античные мыслители отстаивали безусловную прерогативу государственного над традиционным

В контексте вышеизложенных проблем и идей развивалась античная концепция преступления, представленная, в первую очередь, в творчестве трагиков. Эсхила, Софокла и Еврипида, а также в «Государстве» Платона, рассмотренных в рамках данного исследования.

Свое эстетическое отражение проблема преступления нашла в античных трагедиях, которые стали «предфилософией права». Сюжеты трагедий сводятся к двум наиболее общим идеям, касающимся объекта исследования: 1) жизнь героя-образа неразрывно связана с некими вечными началами, в соответствии с которыми (либо против которых) направлена его деятельность законами природы, космоса, «божественными» и государственными законами, 2) в человеке борются два начала: аполлоновское и дионисийское В зависимости от выбора между указанными началами человек встает на путь добропорядочного гражданина либо преступника.

Центральным объектом анализа в рамках рассмотрения античной философии является диалог Платона «Государство». Платон считал, что природу преступления было бы справедливо сводить к двум факторам, человеческому и общественному.

Социальный фактор преступления у Платона - несовершенство формы государственного устройства Государство склонно к деградации от совершенных типов - монархии и аристократии - к менее совершенным тимократии, олигархии, демократии и, наконец, к тирании - порочной форме правления, где законы выражают волю одного человека — тирана, чья душа занимает последнее место

в иерархии Платона и по определению неспособна к познанию идеи Справедливости - ключевой в делах управления государством.

Аристотель в «Политике», вслед за Платоном, основными социальными условиями преступления называет несовершенство законодательства и тенденцию к деградации любой формы правления.

После падения Римской империи Европа столкнулась с новыми социальными условиями, основными из которых являются: несоответствие принципов германцев римским укладам, а также постепенная христианизация западного мира

Теоцентризм, сменивший античный космоцентризм, отразился и на трактовке категории преступления средневековыми мыслителями. Центральным объектом анализа при рассмотрении Средневековой философии преступления является философское творчество Фомы Аквинского

Государство, с точки зрения Аквинского, имеет дуальную природу его существование обусловлено необходимостью реализации как физиологических, так и нравственных потребностей Истинное государство должно наставлять людей на нравственную, основанную на божественных законах, жизнь.

Социальным фактором, обусловливающим преступление, Ф. Ак-винский считает несовершенство государственного законодательства, несоответствие человеческого и «Вечного» законов.

В целом средневековые мыслители выделяли два социальных фактора преступления: с одной стороны, конкретные социальные обстоятельства, выход из которых преступным путем кажется более простым и быстрым; второй социальной причиной, толкающей человека на нарушение государственного закона, является несовершенство последнего.

В итоговой части первого параграфа отмечается, что философские концепции преступления античности и средневековья имеют ряд общих черт, наличие которых позволяет объединить их в один этап, условно названный метафизическим. Традиционным для метафизической философии преступления является сведение социальной природы преступления к несоответствию общественного порядка должному, высшему, трансцендентному.

В параграфе 1 2 «Антропоцентризм и отказ от метафизики: философия преступления Ренессанса и Нового времени» рассматриваются трактовки сущности преступления в контексте конкретно-исторических условий Возрождения и Нового времени, а также общей направленности философской мысли указанных эпох.

Для общественно-государственной ситуации эпохи Возрождения характерны такие значимые для диссертационного исследования черты, как социальный слом, выразившийся в болезненном процессе трансформации старых, феодальных отношений и их переходе в новые, капиталистические; наличие переходных типов государств, представивших собой неустойчивые социально-правовые образования, что явилось своего рода катализатором для асоциальных процессов, бунтов, восстаний, преступлений; постепенная секуляризация общественного и индивидуального сознания, которая стала причиной религиозного нигилизма многих представителей философии Возрождения, а позднее и Просвещения. Средневековая картина мира, где космический и социальный порядок были обусловлены абсолютными законами, источником и сущностью которых является Бог, сменилась образом материальной саморазвивающейся Вселенной. Венцом и властителем природы философская мысль Ренессанса полагает человека, заменяя, таким образом, тео-центрическую парадигму на антропоцентрическую.

Ярким мыслителем эпохи Ренессанса является Николо Макиавелли, трактат «Государь» которого стал одним из основных объектов анализа в параграфе 1 2 данного диссертационного исследования.

В диссертации отмечается, что работа Макиавелли фактически оправдывает политические преступления, ссылаясь на то, что они являются необходимыми средствами для достижения благой цели: формирования стабильной государственности. Автор «Государя» отрицает существование какой-либо морали, кроме телеологической, цель которой - стабильное государство

В конце параграфа формулируется положение о том, что основными индивидуальными факторами преступления являются жадность, агрессия, тщеславие - онтологические атрибуты человека, которые толкают его на нарушение закона Социальный фактор преступления в трудах философов эпохи Ренессанса обусловлен лично-

стным и заключается в том, что общество, состоящее из людей, каждый из которых обладает указанным перечнем пороков, представляет собой опасную, враждебную среду, нуждающуюся в постоянном жестком контроле со стороны государства.

При рассмотрении философии преступления Нового времени выявляется, что социально-политические традиции, заложенные философией Возрождения, нашли здесь свое продолжение, закрепились и стали активно развиваться Повышенный интерес к антропологии, к познанию природы, вызванный «отказом от Бога», со временем вылился в образ «естественного человека», отраженного в работах Т. Гоббса и Ж -Ж. Руссо.

Томас Гоббс в своем трактате «Левиафан» представляет человека как существо, онтологической чертой которого является эгоизм. Гоббс утверждает, что естественное состояние общества - «война всех против всех», когда каждый человек, заботясь о собственной безопасности, вынужден проявлять агрессию по отношению к окружающей его социальной среде Единственным выходом из подобной ситуации философ считает договор, в соответствии с которым люди образовывают систему с функциональным распределением обязанностей и прав - государство. Преступление у Т Гоббса - это естественный атрибут человеческого существования; социальный фактор преступления - склонность социума к войне и хаосу вследствие индивидуальной расположенности каждого из его представителей к преступлению.

Подвергается анализу также точка зрения на человеческую природу, изложенная Жан-Жаком Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Он представляет естественного человека обладающим такими качествами, как доброта и благоразумие. Государство же, подавляющее его волю, загоняющее добродетель в правовые рамки, фактически само вынуждает человека нарушать несовершенные, порочные требования. Таким образом, Руссо видит природу преступления в самом государстве, в противоестественно организованном социуме. Субъективный фактор нивелируется вследствие природной добродетельности человека.

В конце параграфа 1.2 формулируется вывод о том, что в целом для философии Ренессанса и Просвещения характерен отказ от

метафизических оснований морали и права Субъективным фактором преступления признаются качества человека, обусловленные его природным происхождением Социальный фактор преступления либо выводится из антропогенного (Т. Гоббс), либо относится к природе государства, несовершенному законодательству и социальному неравенству (Ж.-Ж. Руссо) Указанные общие черты позволяют объединить концепции преступления Возрождения и Нового времени в один этап, условно назвав его натуралистическим.

В параграфе 1.3 «Иррационалистическая философия преступления» проводится анализ категории бессознательного как фактора, толкающего человека на преступление. Здесь в основном исследуются философские идеи иррационалистов.

Для философии иррационализма характерны такие общие черты, значимые для данного исследования, как признание бессознательных мотивов человеческой деятельности, а также формулирование идеи жесткой детерминации человека социумом, выраженной в правовых и моральных нормах.

В результате анализа творчества Фридриха Ницше формулируется вывод о том, что источником преступления выступает имманентный человеку инстинкт жизни, который неизбежно трансформируется в волю к власти. Идеал Ницше - это сверхчеловек, обладающий могучей, неукротимой волей к власти. Для сверхчеловека не существует ни моральных, ни правовых норм" он настолько силен, что способен преодолеть эти нормативные рамки, сломать их как ненужные издержки общественного развития

Природу морали, как и природу закона, Ницше видит в человеческой слабости границы, в которые общество запирает личность, - лишь попытка слабых людей диктовать свои условия сильным. «Белокурой бестии» они мешают реализовывать свой основной природный инстинкт - волю к власти Ницше оправдывает вседозволенность и преступность действий своего сверхчеловека тем, что они обусловлены самой природой

Одной из центральных фигур, рассмотренных в данном параграфе, является Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа писал о том, что в основе человеческой личности лежат бессознательные инстинкты Основной инстинкт, питающий человека энергией жиз-

ни, — либидо Его сублимация может принимать различные формы Правильное преломление либидо способствует развитию творческих способностей, стимулирует личность к реализации себя в науке, искусстве, педагогике, других общественно-полезных профессиях Однако искаженная сублимация может породить асоциального монстра - агрессивного, склонного к разрушению и девиации. Второй индивидуальной причиной, толкающей человека к девиации, является невроз, возникающий в результате чрезмерного подавления инстинкта нравственными, правовыми нормами Преступление у Фрейда представляет собой злокачественный невроз, который, впрочем, возможно излечить Социальным фактором преступления психоаналитик считает чрезмерное давление правовых и моральных ограничений, стимулирующих неврозы. Другой представитель психоанализа - К. Юнг - считал ядровым фактором преступления архетип «Тень» - генетически унаследованное человеком от архаического прошлого темное, докультурное, животное, отвергнутое индивидуальным «Я» и оттесненное в область бессознательного, где оно складывается в «анти-Я», «не-Я» или «тень» как темного двойника «Я».

При подведении итогов третьего параграфа утверждается, что в целом философия иррационализма сводит сущность преступления к некоторым бессознательным процессам, происходящим внутри человека Общество представляется агрессивной, враждебной личности средой, насильно втискивающей ее в свои культурные рамки. В антагонизме бессознательного с социальным и рождается преступление.

Во второй главе «Современная философия преступления, ее социальные аспекты и методологический аппарат» освещается содержание современной философии преступления во взаимосвязи с предшествующими этапами ее развития, подвергаются критическому рассмотрению методологические основания основных направлений философии преступления XX - XXI вв., а также обосновывается системный подход как наиболее адекватный метод изучения преступности в рамках социологического направления современной философии преступления.

Параграф 2 1 «Основные направления современной философии преступления» посвящен критическому рассмотрению антропологического и социологического направлений современной философии преступления в их взаимосвязи с предшествующими этапами ее развития, описанными в первой главе исследования, а также формирующейся в начале XX века криминологией. Методологически оправданным для данного исследования признается социологическое направление

Ключевой формальной характеристикой современной философии преступления, по сравнению с предшествующими этапами ее развития от античности до постклассической философии, признается конкретизация категориального аппарата, принятие наукообразной формы. Фундаментальный методологический вопрос криминологии, предполагающий выбор первичности между человеческими и социальными факторами в детерминации криминальных процессов, стал основным и для современной философии преступления. Антропологическую группу составляют подходы, основанные на признании определяющей значимости индивидуальных биопсихических характеристик личности совершающего преступление; концепции же социальной природы преступности едины в абсолютизации ряда социальных детерминант, вызывающих к жизни различные отклонения в социальном поведении людей, в том числе и преступления.

В диссертации доказывается, что современная философия преступления содержательно «впитала» наследие предшествующих периодов. Истоки антропологической парадигмы, как показано в данном параграфе, наиболее отчетливо просматриваются в творчестве философов-психоаналитиков: 3. Фрейда, А Адлера, Э. Фромма Психоаналитические идеи, в частности, нашли свое продолжение в теории фрустрации Дж Долларда Ярким образцом антропологической концепции стали научные труды Ч Ломброзо, признававшего существование «преступного типа» людей и даже выделявшего определенные физиологические признаки, свойственные преступникам Социологическое направление современной философии преступления и криминологии подкреплено идеями Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса Наиболее полное концептуальное выражение социологический тип объяснения природы преступления нашел в творчестве Э Дюркгейма.

В итоговой части данного параграфа принимается посылка о доминировании социальных факторов детерминации преступления, основные из которых исследуются во втором параграфе текущей главы, а также в рамках третьей главы диссертационного исследования. Такой методологический выбор оправдан, в первую очередь, спецификой предмета исследования: анализ социальных аспектов философии преступления адекватен именно в рамках ее социологического направления

В параграфе 2 2 «Методологическое значение и специфика системного исследования социальных аспектов преступления в структуре философии преступления» высвечивается место социальной философии в структуре философии преступления, а также обосновывается системный подход в качестве наиболее адекватной методологической базы для изучения социальных аспектов преступления.

В параграфе утверждается, что основной ценностью социально-философского анализа, предметным полем которого служат структура, система взаимосвязей и закономерности соразвития элементов социума, является его практическая значимость, и в этом смысле такой тип рассмотрения имеет множество преимуществ перед антропологическим типом рефлексии1 социально-философское освещение феномена преступления имеет методологическую ценность, определяя ракурс рассмотрения указанного явления конкретным общественным наукам, непосредственно его изучающим: социологии отклоняющегося поведения, криминологии, девиантологии, криминологии.

Одним из методов социально-философского познания, позволяющим ей выступать в качестве методологии вышеперечисленных наук, выбран и обоснован системный подход, актуальность которого подтверждается также тем, что он активно применяется и в рамках конкретно-научного поиска, выступая в качестве связующего звена между социально-философскими обобщениями и понятиями, формируемыми посредством эмпирических методов Системный подход осуществляется в дисциплинарных рамках социальной философии, и потому целесообразно сначала подвергать анализу социальную действительность — реальные процессы и отношения в социуме - а затем в контексте полученных результатов рассматривать

духовную составляющую жизни общества - общественное сознание в части, касающейся проблемы преступления.

При рассмотрении общества в контексте теории систем Л фон Берталанфи, объект определяется как открытая динамическая система, склонная к бифуркационным нелинейным изменениям. В структуре общества функционирует ряд подчинённых ему подсистем. В качестве одной из подсистем обосновывается преступность, которая выполняет основные функции социальной системы: адап-тационность, сохранение образца, целедостижение и интегратив-ность.

В итоговой части параграфа оговаривается, что на уровне системного анализа детерминация преступности социальными факторами должна рассматриваться не как однолинейная причинно-следственная обусловленность, а как многофакторный процесс, характеризующийся высокой степенью поливариантности и неопределенности. В нем задействовано множество факторных групп, причем как долговременных, традиционных для данного конкретного общества, так и инновативных, сформировавшихся и активизировавшихся в сложившейся новой исторической ситуации.

В третьей главе «Системное исследование социальных детерминант преступности в контексте социологического направления философии преступления» подвергаются анализу основные социоструктурные и мировоззренческие факторы, стимулирующие преступность в современном российском обществе.

Параграф 3 1 «Преступление в системе общественных отношений современной России» содержит анализ наиболее значимых и распространенных в России типов преступности: организованной, экономической преступности, а также коррупции.

В данном параграфе доказывается, что организованной преступности в наиболее отчетливой степени присущи системные характеристики Она представляет собой относительно закрытую систему с высоким уровнем адаптационной способности. Важнейшей ее характеристикой является наличие устойчивых объединений, выстроенных по строгому иерархическому принципу, снабженных эффективной системой связи, фиксированной сетью ролей и соответствующих ролевых ожиданий Организованная преступность характеризуется высоким криминальным профессионализмом, латентно-

стью, масштабностью противоправных деяний, наличием связей с коррумпированными слоями чиновничества, правоохранительных органов и криминализованными элементами бизнеса Во многих случаях организованная преступность приобретает этническую окраску, используя «под себя» существующие в любом многонациональном обществе факторы социальной депривации национальных меньшинств.

Из числа факторов, детерминирующих развитие экономической и коррупционной преступности, существенное место отводится процессам, связанным с расширением теневых сфер жизнедеятельности, прежде всего, теневизация экономики В частности, анализируется такое принципиально новое явление, как теневизация общества. Распространяясь из сферы экономических отношений, давно пораженной этим злом, процессы теневизации проявляются в существовании и развитии теневых, незаконных взаимодействий на всех уровнях общества, что способствует не существовавшему ранее расширению масштабов коррупции, взяточничества, уклонения от уплаты налогов, экономических преступлений и сопутствующих противоправных действий насильственного характера, акций устрашения, заказных убийств

В результате анализа доказывается, что теневые процессы в экономике стали прямым порождением отсутствия права частной собственности и невозможности в этой связи нормальных, открытых рыночных отношений в советское время. Определенные недостатки и искажения, допущенные в ходе осуществления реформ, безусловно, способствовали тому, что теневая экономика не исчезла, растворившись в здоровых рыночных отношениях, как это предполагалось реформаторами и их идеологами, а, напротив, обрела более широкие масштабы, и произошло практически ее слияние с криминалом.

В качестве вывода по параграфу формулируется положение, в соответствии с которым теневизация экономики и общества образует единый контекст развития криминогенных процессов. Особенностью современной ситуации является значительное усложнение организации криминальных структур, дающее возможность говорить о беспрецедентном росте организованной преступности Системный

характер преступности обусловливает ее сильное адаптационное воздействие на окружающую социальную среду, то есть на относительно здоровые сферы общества, в процессе которого организованная преступность осуществляет интеграцию, обеспечивая себе безнаказанность и создавая перспективу для дальнейших действий

В параграфе 3 2 «Духовные факторы криминализации российского общества в контексте системного анализа» подвергаются критическому рассмотрению основные факторы, обусловливающие преступность современной России на уровне общественного сознания.

Важнейшим фактором, участвующим в детерминации преступности на одном из первых мест, в данном параграфе признается духовный: морально-нравственный и идеологический Важнейшей составляющей происходящих в современном российском обществе изменений являются перемены в массовом мировоззрении Системность криминогенного процесса проявляется в его распространении на законопослушных прежде людей, что говорит о существенной ломке, претерпеваемой их мировоззрением.

Одной из основных идей параграфа 3 2 является обоснованное утверждение того, что мировоззренческие изменения определяются и характеризуются, прежде всего, происходящей деидеологи-зацией общества. Существовавшие до «перестройки» идеологический монизм и абсолютизм устарели как по форме, так и по содержанию, и были органично сопряжены с нарушениями ряда прав человека Утверждается также, что разложение коммунистической идеологии началось задолго до перестройки. Тем не менее, доказывается, что новых ценностей, которые могли бы заменить в общественном сознании старые, дискредитированные, но во многом действенные в силу инерции, общество к моменту перестройки не выработало, и термин «деидеологизация», означавший просто устранение идеологического абсолютизма, практически обрел значение полного устранения всего, что можно было бы назвать идеологией: значимых ценностей, которые бы превышали потребительские и служили социальным ориентиром для масс, объясняя им, за что же именно нужно ценить и уважать именно это общество и самих себя как его членов Деидеологизация, с точки зрения автора, вызвала острый кризис ценностной регуляции социальных отношений как моральной, так и правовой. Именно отсюда проистекает

наблюдающийся в современном российском обществе всплеск массового правового нигилизма. Социально-экономические проблемы составляют только одну сторону преступности. Другая же сторона, освещению которой посвящена большая часть параграфа, состоит в том, что преступность - следствие духовных преобразований последнего времени.

В диссертации также отмечается, что правовой нигилизм, проявления которого многочисленны, в России имеет давнюю историю. Деидеологизация общества в настоящем лишь обнажила и вывела на поверхность определенные черты и качества социокультурной природы, присущие традиционному менталитету россиянина- непонимание сущности права как рационального регулятора социальных и личных отношений, синкретизм представлений о справедливости, принципиальная иррациональность критериев правоты, которые базируются на субъективном внутреннем чувстве. Эти черты и качества в полной мере эксплуатировались в прошлом коммунистической идеологией, успешно игравшей на таких естественных и благородных чувствах людей, как сострадание угнетенному, возмущение жестокостью, готовность «отложить на будущее» соблюдение собственных личных прав ради торжества всеобщей справедливости. Идеи диктатуры пролетариата, «последнего насилия в истории» -целиком и полностью неправовые, даже антиправовые Воспитанные на этих идеях люди с легкостью мирились с отсутствием у себя прав, которыми обладало большинство населения других стран.

В итоговой части параграфа доказывается, что мировоззренческий фактор занимает центральное место в системе социальной детерминации преступности в современном российском обществе. Констатируется, что в настоящее время криминогенные процессы приобрели настолько тотальный характер, что выход из сложившейся ситуации становится весьма проблематичным. Отмечается очевидная недостаточность обычных мер уголовно-правовой борьбы с преступностью. Нынешнее состояние преступности в России - результат глубокого и всестороннего социального кризиса.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки данной проблематики

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Райдугин, Д. Общественное сознание: природа аномии и преступления (на материалах исследования И.Кондрашина) // Общество и право. -2005 - № 4 (10). - 1,4 п л.

2. Райдугин, Д. Сущность преступления в философии Платона // Актуальные вопросы социогуманитарного знания история и современность. - 2006. - № 1. - 0,6 п. л.

3. Райдугин, Д. Свобода воли и вечный закон: средневековая трактовка преступления / Д. Райдугин, Т. Тилинина // Социально-гуманитарные знания. - Краснодар, 2006 - Доп. вып - Окт. -0,4 п. л.

4 Райдугин, Д Концепция преступления в философии Возрождения: оправдывает ли цель средства? // Социально-гуманитарные знания - Краснодар, 2006. - Доп. вып - Нояб. - 0,4 п л.

5. Философия преступления: к постановке проблемы // Вторые аспирантские чтения. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей КГУКИ. - Краснодар. - 2007. - 0,6 п л

Типография Краснодарского государственного университета культуры и искусств Краснодар,350072, ул 40-летия Победы,33 Заказ № 296, тираж 110 экз

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Райдугин, Дмитрий Сергеевич

Введение.

Глава 1. Становление философии преступления: этапы и традиции.

1.1. От античности к средневековью: космоцентрический и теоцентрический контексты философии преступления.

1.2. Антропоцентризм и отказ от метафизики: философия преступления Ренессанса и Нового времени.

1.3. Иррационалистическая философия преступления.

Глава 2. Современная философия преступления, ее социальные аспекты и методологический аппарат.

2.1. Основные направления современной философии преступления

2.2. Методологическое значение и специфика системного исследования социальных аспектов преступления в структуре философии преступления.

Глава 3. Системное исследование социальных детерминант преступности в контексте социологического направления философии преступления.

3.1. Преступление в системе общественных отношений современной России.

3.2. Духовные факторы криминализации российского общества в контексте системного анализа.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Райдугин, Дмитрий Сергеевич

Актуальность исследования. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен теми сложными социально-политическими процессами, которые протекают в современном российском обществе. Важнейшим из них следует признать переход российской государственности от тоталитаризма к правовому государству и гражданскому обществу. Одним из негативных и во многом неизбежных процессов является небывалый всплеск преступности, достигший ужасающих масштабов и потому получивший название «великой криминальной революции». Как показали события последних десятилетий, справиться с преступностью одними лишь силовыми методами не представляется возможным - необходима систематичная и последовательная работа по реформированию социальной жизни и правовой системы государства. Одним из главных условий эффективности реформирования является его теоретическое обеспечение, основанное как на осознании специфики современной российской действительности, так и на переосмыслении опыта, приобретенного человечеством в процессе борьбы с преступностью. Таким образом, только глубокий и всесторонний анализ причин и логики развития «криминальной революции» может способствовать минимизации уровня преступности.

Одним из важнейших аспектов теоретического исследования феномена преступления является само определение данного понятия. Сложность решения этой задачи состоит в том, что преступление может выступать в качестве предмета многих научных и философских дисциплин, таких как: социология, девиантология, социальная психология, криминология, юриспруденция, этика, философия права, социальная философия, антропология. Многообразие определений преступления, с одной стороны, раскрывает многочисленные грани данного феномена, с другой - требует специального теоретического исследования, способного представить различные точки зрения на преступление во взаимосвязи.

Поскольку в задачу социальной философии входит рассмотрение социальных структур, систем и процессов на макроуровне, то создание обобщенного теоретического образа феномена преступления следует отнести к ее прерогативе. Кроме того, социально-философской методологии свойственна тесная связь умозрительных способов познания с результатами эмпирических исследований. Тем самым, теоретический образ преступления, предлагаемый в рамках социально-философского познания, необходимо признать сбалансированным и пригодным для разработки конкретных мер по противодействию преступности. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что социально-философский анализ феномена преступления является актуальным и своевременным.

Степень разработанности темы.

Философский интерес к проблеме преступления имеет богатую историю, уходя своими корнями в античность. Исходя из контекста произведений античных мыслителей, можно делать выводы о взглядах авторов на объект исследования настоящей диссертации.

В период античной философии тему преступления затрагивает Платон - главным образом в диалоге «Государство»; Аристотель предпринимает попытку классификации политических преступлений в «Политике»; эстетическое отражение преступной драмы можно найти в трагедиях Софокла, Еври-пида и Эсхила. Первыми апологетами вседозволенности стали софисты Про-тагор и Горгий.

Средневековая концепция преступления ярче всего прослеживается в творчестве Фомы Аквинского: из контекста его «Суммы теологии» и «Суммы против язычников» можно делать выводы о смысле, который автор вкладывал в понятие преступления.

Н. Макиавелли в «Государе» предпринимает попытку апологии политических преступлений. «Опыты» М. Монтеня содержат интуицию теории эгоиста-преступника, поддержанную Т. Гоббсом в «Левиафане». Противоположная идеям Гоббса точка зрения на природу преступления встречается у

Ж.-Ж. Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Разработанная мыслителями Нового времени теория «естественного человека» нашла последователей в иррационалистической философии. Понимание бессознательного в качестве основного человеческого фактора преступления можно встретить у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда и его последователей.

В современной философии преступления выделяются два основных направления: антропологическое и социальное. Родоначальником антропологического направления стал Ч. Ломброзо, основные идеи которого изложены на страницах «Преступного человека». Философское обоснование концепция Ч. Ломброзо получила, в частности, в теории фрустрации Дж. Долларда. Другими видными представителями антропологической группы являются А. Бергковец, А. Бандура, А. Басе, С.Н. Ениколопов. В трактате «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейма сформулированы ключевые позиции социологического направления, поддержанные группой мыслителей, в числе которых выделяются Р. Мертон (теория аномии), а также Ф. Лист, И. Тернер, П. Уолтон, Дж. Янг, считавшие преступность результатом несовершенства капиталистического строя. Значимыми для современной философии преступления и криминологии являются также точки зрения Ж.П. Сартра и Э. Фер-ри, которые отрицают первичность какого-то из указанных факторов.

Русская философия преступления представлена главным образом работами П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», творчеством Ф.М. Достоевского, Н.А.Бердяева, B.C. Соловьева. Из современных российских философов - аналитиков преступления можно выделить Э.А. Позднякова с его философским эссе «Философия преступления. Для тех, кто не боится потерять иллюзий» и В.А. Бачинина, автора «Философии преступления».

Актуальность теории систем Л. Берталанфи для исследования социальной и правовой реальности обосновали Т. Парсонс, считавший преступление социальной дисфункцикей, и Н. Луман, который утверждал, что преступность суть социальная подсистема.

Среди специалистов, изучающих отдельные аспекты преступности в современном российском обществе, следует назвать С.В. Дьякова, B.C. Устинова, В.В. Лунеева, А.И. Долгову, Я.И. Гилинского, А.И. Алексеева, С.И. Герасимова, А.Я. Сухарева (исследование организованной преступности); Л.М. Тимофеева, В.О. Исправникова, Р.В. Рывкину, С.Ю. Барсукову (исследование экономической преступности); И.Л. Трунова, С. Роуз-Аккерман, С.В. Ванюшкина, М. Б. Горного (исследование коррупционной преступности). Существенный вклад в изучение духовных факторов криминализации современного российского общества внесли А.П. Фоков, С.А. Сирин, Н.И. Матузов, В.Б. Романовская.

Вместе с тем, несмотря на обилие ярких имен и обоснованных социально-философских и криминологических концепций, остается открытым пространство для прямого социально-философского анализа категории «преступление».

Объект исследования - преступление как предмет социально-философского анализа.

Предмет исследования - социоструктурные и мировоззренческие факторы, обуславливающие преступление.

Целью диссертационного исследования является системное социально-философское исследование феномена преступления.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- проанализировать условия формирования и существенные свойства философии преступления на различных этапах ее развития;

- критически рассмотреть методологии исследования категории преступления, представленные в истории философии преступления;

- рассмотреть социальные аспекты современной философии преступления с последующим обоснованием наиболее адекватных методов исследования;

- вскрыть и проанализировать существующие связи между криминогенными процессами, имеющими место в современном российском обществе, с другими негативными социальными изменениями;

- исследовать динамику изменений и социокультурные особенности правосознания россиян в аспекте детерминации преступного поведения.

Теоретико-методологическая основа исследования формировалась в два этапа. В основу историко-философского исследования, представленного в первой главе, легла методология, обоснованная представителем баденской школы неокантианства В. Виндельбандом, который в своих трудах учитывал принцип дополнительности онтологического и исторического аспектов социально-философских категорий. Наибольшую роль в разработке системы методов социального познания объекта исследования сыграли функциональная концепция преступности Э. Дюркгейма и системная методология социальных и социально-правовых исследований Т. Парсонса и Н. Н. Лумана.

Помимо вышеперечисленных подходов, в диссертационном исследовании нашли свое применение и некоторые частнонаучные методы, а именно: контент-анализ документов, статистический и сравнительный типы анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- проанализированы условия формирования и характерные черты различных этапов развития философии преступления, их взаимосвязь с современным пониманием природы преступления;

- выявлено место и предмет социального исследования преступления в структуре доминирующих в современной философии преступления направлений;

- обоснован системный подход как наиболее подходящая методологическая база для социально-философского исследования криминальности в контексте социологического направления философии преступления;

- изучена динамика криминогенных изменений на материале анализа конкретных видов преступной деятельности, занимающих доминирующее положение в структуре современной российской преступности;

- исследована роль негативных ценностно-мотивационных факторов, относящихся к сфере общественного правосознания, как мировоззренческой основы криминализации современного российского общества;

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия преступления представляет собой совокупность философских дисциплин, общим предметом которых является преступление. Основными компонентами этой системы выступают философия права, аксиология, этика, социальная философия и антропология. В рамках каждой из названных сфер высвечиваются и подвергаются анализу соответствующие их проблемному полю аспекты преступления. Понятийный аппарат определяется и выстраивается в соответствии с онтологической базой философии преступления, методологические принципы которой формируются в рамках гносеологии.

2. В философии преступления сформировались три условных этапа: метафизический, натуралистический и иррационалистический. В рамках метафизической философии преступления ключевым социальным фактором, стимулирующим преступную деятельность, выступает несоответствие государственного законодательства высшим метафизическим принципам. В натуралистическом этапе, сменившем метафизический, преступление обусловлено спецификой социального (государственного) устройства. В рамках ир-рационалистического типа мышления социальные и антропологические аспекты философии преступления находятся в тесном взаимодействии и предполагают синтетический анализ, рассмотрение их во взаимосвязи.

3. В XX веке актуализировался вопрос о первичности социального либо человеческого факторов детерминации преступности, определив новый вектор развития философии преступления. В рамках данной диссертации принимается позиция социального направления криминологии и философии преступления.

4. Социальные аспекты философии преступления входят в проблемное поле социальной философии, предметом которой в данном контексте выступают общественные - социоструктурные и мировоззренческие - детерминанты преступности. Таким образом, осуществляя социально-философский анализ преступности, следует по мере возможности абстрагироваться от этических, правовых, аксиологических и антропологических аспектов философии преступления, что способствует более четкому выражению методологической, направляющей роли социальной философии по отношению к частным наукам.

5. Одним из основных способов социально-философского исследования преступления является-системный анализ, актуальный как для социальной философии, так и для конкретных наук, объектом которых является преступление: криминологии, девиантологии, социологии отклоняющегося поведения. В рамках этого подхода общество понимается как открытая динамическая система, где наряду с линейными изменениями имеют место нелинейные - в частности, бифуркационные трансформации. Такая методология исследования включает: выявление отдельных конкретных элементов социальной системы, находящихся в устойчивых динамических взаимоотношениях; установление общих, частных и особенных характеристик выявленных подсистем; рассмотрение принципов взаимодействия между структурными элементами; определение качественных характеристик преступности как единой динамической целостности, не сводящейся к простой совокупности своих элементов. Конечной же целью системного исследования преступления в рамках социальной философии является определение материальных (социоструктурных) и духовных (мировоззренческих) факторов, детерминирующих развитие преступности.

6. Важнейшими социоструктурными факторами, обуславливающими криминальность современного российского общества, являются: закрытый, «теневой» характер взаимодействия элементов социальной системы; поливариантность возможностей и высокая степень неопределенности саморазвития криминогенных процессов и тенденций; многофакторность и много-уровневость механизмов социальной детерминации роста преступности; активное адаптационное воздействие криминальных структур на «окружающую среду» (^криминализованное социальное пространство).

7. Мировоззренческими факторами, детерминирующими рост и распространение в обществе криминальных процессов, является качественное изменение аксиологических параметров и установок общественного и индивидуального сознания,-проявляющееся в массовом принятии достижи-тельной идеологии, стратегии материального обогащения, дискредитации патриотических ценностей, отчуждении от государства, росте правового нигилизма и формировании новых «живых норм» социального взаимодействия, органично включающих в себя элементы криминального сознания.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в диссертации обоснована необходимость системного подхода к проблемам социальной детерминации преступности и осуществлена попытка такого подхода. Полученные в ходе работы результаты позволяют углубить теоретические представлёния о детёрмйнирующих факторах, способствующих росту масштабов и изменению качества преступности, а также являются шагом в направлении дальнейшей концептуализации и систематизации междисциплинарных знаний о феномене преступности. Проделанная работа обладает также практическим значением, которое заключается в том, что на основе ее положений представляется возможным разработать систему конкретных практических мер по противодействию дальнейшему росту криминогенных процессов и профилактике преступности.

Материалы диссертации могут использоваться в процессе преподавания социальной философии, социологии и криминологии в высших учебных заведениях, а также лечь в основу спецкурсов, входящих в проблемное поле вышеуказанных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в рамках работы секции философии, а также философского кружка, функционирующих на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Выводы диссертационного исследования используются при чтении лекций по философии и философии права для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» в Краснодарском университете МВД России. По результатам исследования опубликованы 5 работ общим объемом 3,4 п. л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы, включающей 131 источник. Объем диссертационного исследования -168 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия преступления: социальные аспекты"

Заключение

Преступление представляет собой социальный феномен, и потому его изучение обычно ограничивается рамками конкретных наук: криминологии, социологии отклоняющегосяповёд'ения, т.п. Однако в последнее время все чаще на страницах различных изданий начинает появляться термин «философия преступления», значение которого до сих пор однозначно не определялось.

Актуализация философии преступления обоснована исторической неспособностью государства искоренить преступность силовыми методами. Эта ставшая уже аксиомой посылка заставляет исследователей признать, что за феноменом преступления скрыта какая-то онтологическая, недоступная частнонаучным методам сущность, освещение которой входит в проблемное поле философиЙГШ^М^ философии, современные российские аналитики (в первую очередь В.А. Бачинин, Э.А. Поздняков), выяснили, что проблема эта совсем не молода и концепции сущности преступления просматриваются уже с античности.

Более того, сущность преступления следует искать не только в области социальной философии, но еще в антропологии, философии права, этике и других сферах философского знания, выходя на уровень онтологических обобщений. В совокупности они представляют собой философию преступления.

Философйя преступления,"будучи частью философии в целом, прошла соответственный путь развития и мы, исходя из специфики генезиса философии, высветили три основных этапа: метафизический (Античность, Средневековье), натуралистический (Возрождение, Новое время) и иррационали-стический (постклассическая философия), каждый из которых характерен специфическим пониманием природы преступления.

Если же говорить о сугубо социальном анализе преступления в структуре философии преступления, то здесь предметной областью исследования выступают социальные явления р и процессы и познание следует осуществлять, абстрагируясь от антропологических, этических, философско-правовых и иных детерминант, не входящих напрямую в сферу социальной философии. Наиболее адекватным способом философского исследования социальных процессов и явлений мы посчитали системный подход, потому что именно он позволяет объединить социально-философское и частнонаучное знание.

На уровнеущстешо|^шадад,детерминацга преступности социальными факторами рассматривается не как однолинейная причинно-следственная обусловленность, а как многофакторный процесс, характеризующийся высокой степенью поливариантности и неопределенности. В нем задействовано множество факторных групп, причем как долговременных, традиционных для данного конкретного общества, так и инновативных, сформировавшихся и активизировавшихся в сложившейся новой исторической ситуации.

В системе факторов, детерминирующих развитие преступности, су-щественное-^^с'»з^мшот;;.^)©цеесь1',к- связанные - с 'расширением теневых сфер жизнедеятельности, прежде всего теневизация экономики. Однако в настоящее время уже можно говорить о таком принципиально новом явлении, как теневизация общества. Распространяясь из сферы экономических отношений, давно пораженной этим злом, процессы теневизации проявляются в существовании и развитии теневых, незаконных взаимодействий на всех уровнях общества, что способствует невиданному прежде расширению масштабов коррупции, взяточничества, уклонения от уплаты налогов, экономических преступлений и сопутствующих противоправных действий насильственного xapaiKT£p&,v^ заказных убийств.

Теневые процессы в экономике стали прямым порождением отсутствия права частной собственности и невозможности в этой связи нормальных, открытых рыночных отношений в советское время. Однако определенные недостатки и искажения, допущенные в ходе осуществления реформ, безусловно, способствовали тому, что теневая экономика не исчезла, растворившись в здоровых рыночных отношениях, как это предполагалось реформаторами и их идеологами, а напротив, обрела более широкие масштабы и произошло практически ее слияние с криминалом.

В настоящее время теневизация экономики и общества образует единый контекст, в рамках которого органично идет развитие криминогенных процессов. Особенностью современной ситуации является значительное усложнение организации криминальных структур, дающее возможность говорить о беспрецедентном росте организованной преступности. Системный характер преступности обусловливает ее сильное адаптационное воздействие на окружающую социальную среду, то есть на относительно здоровые сферы общества, в процессе которого организованная преступность осуществляет интеграцию, обеспечивая себе безнаказанность и создавая перспективу для дальнейших действий.

Наконец, важнейшим фактором, участвующим в детерминации преступности на одном из первых мест, можно считать духовный: морально-нравственный и идеологический. Важнейшей составляющей происходящих в современном российском обществе изменений являются перемены в массовом мир01&Врн1Й^ ! йроцесса проявляется в его распространении на законопослушных прежде людей, что говорит о существенной ломке, претерпеваемой их мировоззрением.

Мировоззренческие изменения нашего времени определяются и характеризуются прежде всего происходящей деидеологизацией общества. Естественно, что существовавший-до перестройки идеологический монизм и абсолютизм давно устарел как по форме, так и по содержанию и был органично сопряжен с нарушениями ряда прав человека. Верно и то, что разложение коммунистической идеологии началось задолго до перестройки и шло подспуднЬ"Ужё "даМо£Те^1ге т^то^Шм-прёдставляется неоспоримым, что новых ценностей, которые могли бы заменить в общественном сознании старые, дискредитированные, но во многом в силу инерции действенные, общество к моменту перестройки не выработало, и термин «деидеологизация», означавший просто устранение идеологического абсолютизма, практически обрел значение полного устранения всего, что можно было бы назвать

-"-irr i.'V" 14'J iij'.' , . идеологиеи: значимых ценностей, которые бы превышали потребительские и служили бы социальным ориентиром для масс, объясняя им, за что же именно нужно ценить и уважать именно это общество и самих себя как его членов.

Отсутствие значимых ценностей воспринимается людьми не просто как очередная нехватка: это болезнь, поражающая общество наповал, поскольку социальное объединение людей имеет ценностную природу. Общество, лишившееся ценностей, или хотя бы иллюзии, что они были, является больным, и бурное развитие криминогенных процессов представляет собой лишь симптом болезни. Деидеологазацйя поэтому 'вызвала острый кризис ценностной регуляции социальных отношений, как моральной, так и правовой.

Именно отсюда проистекает наблюдающийся в современном российском обществе всплеск массового правового нигилизма. Когда исследователи пишут о том, что рост преступности вызван социально-экономическими проблемами и коррумпированный чиновник торгует своими полномочиями потому, что у него маленькая зарплата, это раскрывает только одну сторону вопроса. Другая же сторона, редко освещаемая, состоит в том, что это циничный, не уважающий себя, свое горударство.и общество чиновник.

С другой стороны, правовой нигилизм в России имеет давнюю историю, и проявления его многочисленны. Деидеологизация общества в настоящем лишь обнажила и вывела на поверхность определенные черты и качества социокультурной природы, присущие традиционному менталитету россиянина: непонимание сущности права как рационального регулятора социальных и личных отношений, синкретизм представлений о справедливости, принципиальная иррациональность критериев правоты, которые базируются на субъективном внутреннем чувстве. Эти черты и качества в полной мере эксш^атировалис^-'нрвшяом-коммунистической идеологией, успешно игравшей на таких естественных и благородных чувствах людей, как сострадание угнетенному, возмущение жестокостью, готовность «отложить на будущее» соблюдение собственных личных прав ради торжества всеобщей справедливости. Идеи диктатуры пролетариата, «последнего насилия в истории» - целиком и полностью неправовые, даже антиправовые. Воспитанные на эт^ идеях.доди с легкостью мирились с отсутствием у себя прав, которыми обладало большинство населения других стран.

Основная установка, сформированная в результате нигилистического воспитания, сводится к тому, что «добро должно быть с кулаками», то есть что силовые методы воздействия на другого и доказательства своей правоты являются наиболее убедительными и самыми оправданными. В этом моральном контексте право как регулятор практически не нужно, оно может существовать просто потому что «так принято», в качестве чего-то дополнительного, придатка к базисным социальным регуляторам - страху, силе, МОраЛИ,1 СОВЕСТИ:Л ИДСЛЛ-.ЛК»^ •• ЛО мд. ( Ь«.» гн:.; s .

Внезапное резкое снижение уровня жизни, практический отказ государства от ставшей привычной за долгие годы опеки своих граждан, утрата социальных гарантий, которые казались естественными, в сочетании с таким же внезапным обретением свобод, воспринимаемых как исчезновение всякой ответственности, стало мощным стимулом развития и распространения правового нигилизма в его активной форме. Это демонстрирует состояние дел во всех сферах: качественное расширение масштабов преступности в управленческих, правоохранительных органах, вооруженных силах, рост показателей преступности средни женщин,' молодежи, лиц, никогда ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности; усиление интереса и влечения к насилию и злу как таковому - нарастание бессмысленной жестокости и цинизма преступлений, в том числе со стороны прежде законопослушных людей, распространение различного рода сатанинских сект, совершающих преступления по «мистическим» мотивам, и т.д.

В конечном счете нам представляется, что мировоззренческий фактор занимает центральное место в системе социальной детерминации преr.H.v ступности в современном российском обществе. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время криминогенные процессы приобрели настолько тотальный характер, что выход из сложившейся ситуации становится весьма проблематичным. Здесь будет недостаточно обычных мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, хотя они, безусловно, являются необходимыми. Нынешнее состояние преступности в России - результат глубокого и всестороннего социального кризиса. Оно может измениться к лучшему только при условии выхода страны из кризиса, а выход из кризиса, в свою очередь, при таком уровне преступности и морального разложения просматривается с трудом. кри устовни вй'ха'гя с граны in

 

Список научной литературыРайдугин, Дмитрий Сергеевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. Киев, 2003.

2. Аквинский Ф. Сумма против язычников. Долгопрудный, 2000.

3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью и организованной преступностью в сфере экономики. Научно-практическая конференция (12-19 апреля 1994г.). М., 1994"" ~

4. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в сфере экономики. Научно-практическая конференция (18-19 апреля 1995 г.). М., 1995.

5. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.

6. Алексеев С.- С/Фтаоёофйя права:'История'и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М., 1999.

7. Аналитический доклад о состоянии законности в Российской Федерации. М., 2000.

8. Аристотель. Политика//Аристотель. Сочинения в 4 т.-Т. 4. М.,1983.

9. Бачинин В.А. История философии и социологии права. С-Пб.,2001.

10. Бачинин-В.А-. Философия преступления. С-Пб., 2000.

11. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

12. Берман Г. Западная традиция права. М., 1994.

13. Берталанфи JI. фон. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.

14. Бёрлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

15. Блувштейн Ю.Д., Добрынин А.В. Основания криминологии. Опыт логико-философского исследования. Минск, 1990.

16. Бохенький Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы филосо

17. Вала JI. Об истинном и ложном благе. М., 1989.

18. Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990.

19. Вермеш М. Основные проблемы криминологии. М., 1978.

20. Виндельбанд В. История новой философии. Т-1. М., 2000.

21. Вицин С. Е. Системный подход и преступность. М., 1980.

22. Волков Б.С Детерминистическая природа преступного поведения. Казань, 1975.

23. Волобуев А.Ф. Противодействие расследованию экономических преступлений и его преодоление // Государство и право. 2002. № 4.

24. Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. М., 1994.

25. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Д., 1991.

26. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992.

27. Гартман Н. Этика. С-Пб., 2002.30. Рй^^^

28. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994 г. №1

29. Гилинский Я.М. Преступность в современной России: ситуация, тенденции, перспективы // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. №4(5) 2002.

30. Глинкина СП. Проблемы и тенденции развития «теневой» экономики в современной России. М., 1995.

31. Гоббс Т. Левиафан//Гоббс Т. Сочинения в 2 т.-Т. 2. М., 1991.35; ГоиманЧ*.ТфавошрМгшнвж // Советская юстиция. 1990. №9.

32. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

33. Декарт Р. Страсти души//Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1. М.,1989.

34. Дидро Д. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1991.

35. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». М., 1974.

36. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.■ ттттштттщт^г,^, ,

37. Дюркгейм Э. Норма и патология//Социология преступности. М.,1968.

38. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

39. Еллинек Г. Адам в учении о государстве. М., 1909.

40. Зеньковский В.Д. История русской философии: В 2 т. JI., 1991.

41. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала

42. Иеринг Р. Цель в праве. С-Пб., 1881.

43. Ильин И.А. О монархии и республике//Вопросы философии, 1991, №5.

44. Кайзер Г. Криминология. Введение в основы. М., 1979.

45. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

46. Кант И. К вечному миру/АГрактаты о вечном мире. М., 1963.

47. Кант И. Критика практического разума. М., 1965.

48. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

49. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.,1986.

50. Кетле А. Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей. Киев, 1911.

51. Кистяковский Б.А. В защиту права //Вехи. М., 1991.

52. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12.

53. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии пра-ва.М.,2002.

54. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Р-н-Д., 1997.

55. Ломброзо Ч. Преступность женщины//Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Р-н-Д., 1977.

56. Лукич Радомир. Методология права. М., 1981.

57. Лунев В.В. Преступность XX века. М., 2002.

58. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ли-вия//Избранные сочинения. М., 1982.

59. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека//Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988.

60. Маркс К. Население, преступность и пауперизм//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13. М., 1956.

61. Моисеев,С,В-.Философия права. Новосибирск, 2003.

62. Монтень М. Опыты. Р-н-Д., 1998.

63. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

64. Монтескье Ш. О духе законов//Избранные произведения. М.,1955.

65. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения Ри-ма//Избранные произведения.-М., 1955.

66. Никулин С.И. Нравственные начала уголовного права. М.,1902.

67. Ницше Ф. Антихрист//Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.,

68. Ницше Ф. Утренняя' заря//Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.

69. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2003.

70. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

71. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Дегуманизация искусства. М„ 1991. *

72. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6.

73. Пригожин И.',СтенгерсИ. Время, хаос, квант. М., 1994.

74. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

75. Печенев В.А. Истина и справедливость: Размышление о нравственно-философских аспектах проблемы. М., 1989.

76. Платон. Сатедй013.т,^1ТЛ, М„ 1971.

77. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 2. М., 1971.

78. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1971.

79. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1995.

80. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

81. Поздняков Э.А. Философия преступления. М., 2001. Бачинин В.А. Философия преступления. С-Пб., 2000.

82. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск,1994.:: . гаатщгСотапвниу-вг^^-^^гМ^н^/-»

83. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск,1994.

84. Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994.ю.

85. Руссо Ж.-Ж. Исповедь//Избранные сочинения в 3 т.-Т. 3. М.,1961.

86. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре//Трактаты. М., 1969.

87. Рывкина Р.В. Теневизация российского общества: причины и посл£дспбия7/*С6цйЬ;ю 12.

88. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

89. Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М., 1986.

90. Смертная казнь: за и против. М.,1992.

91. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.,1989.

92. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. С-Пб., 1998.

93. Сорокин tliA/П^^ленйё'й 'кара; подвиг и награда. М., 2006.99. Софокл. Драмы. М., 1960.

94. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т.-Т. 2. М., 1957.

95. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: Учебное пособие. М., 1997.

96. Трунов И.Л. Закон о борьбе с коррупцией или концепция ад••.few'- -»■' •■ ■ , } i * ■ "министративной реформы?://Юрйст. 2003. №6.

97. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 Т.-Т.7. М., 2006.

98. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.-Т. 11. М., 2006.

99. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.-Т. 16. М., 2006.

100. Фролов В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности. М.,1980.

101. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.

102. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004.

103. Фромм Э. Догма о Христе//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1993. 'И реформа?/ЛОрйст. 2003. Л;*'!;

104. Фромм Э. Из плена иллюзий//Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

105. Фромм Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М., 1989.

106. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

107. Фуко М. надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

108. Фуко М. Ненормальные. С-Пб., 2004.

109. Цвейг С. Портрет политического деятеля//Цвейг С. Избранные произведения в 2 т.-Т. 2. М., 1956.

110. Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки. 1989. №1112 ' '"-^'.ч'Г?'}' • fth 4

111. Шершеневич Г.Ф. История философии права. С-Пб., 2001.

112. Шнайдер Г.-Й. Криминология. М., 1994.

113. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. С-Пб., 2003.

114. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

115. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991.

116. Юм Д. Исследование об аффектах//Юм Д. Сочинения в 2 т.-Т. 2. М., 1966.

117. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Юм Д. Сочинения в 2 т.-Т. 1.М., 1965.

118. Юнг К.Г. Борьба с тенью//Юнг К. Избранное. Минск, 1998.

119. Abrahamsen D. Who are Guilty? Westport, 1972.

120. Bailey K.D. Social Entropy Theory. New York, 1990.

121. Davidov A. A. The Theory of Harmony of Proportions and Functions in Social Systems //Systems Research)4992. Vol. 9. P. 19-25.

122. Faris R. Social Desorganization. New-York, 1948.

123. Merton R К Social Theory and Soc al Structure. New York, 1968.

124. Reich Ch. The Greening of America. New-York, 1970.

125. Targe G. Penal Philosophy. Boston, 1912.'■ -ft- I ■ • .p. . ;