автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX - XX вв.

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Романенко, Ефим Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX - XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX - XX вв."

Романенко Ефим Константинович

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА В. ФОН ГУМБОЛЬДТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ Х1Х-ХХ ВВ.

09.00.03 - История философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 8 АВГ 2011

Москва 2011

4852238

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Научный руководитель: Доктор философских наук, профессор

Руткевич Алексей Михайлович

Официальные оппоненты: Щедрина Татьяна Геннадьевна, доктор

философских наук, профессор Московского Городского Педагогического Университета Резвых Петр Владиславович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов

Защита состоится 13 сентября 2011 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.048.12 при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по адресу: Москва, Малый Трехсвятительский Пер. д. 8/2, стр. 7, Ауд. 102.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по адресу: Москва, Кривоколенный пер., д. ЗА.

Автореферат разослан « 2. »Аг>1МсЯи 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета ФЬ^ ку&р«-Гаспарян Д.Э.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

I. Актуальность темы исследования

Лингвистическая парадигма все еще играет заметную роль в западной философской мысли. Начиная с «поворота к языку», практически вся философия XX века, так или иначе, касалась лингвистических проблем: начиная с «Трактата» Виттгенштейна, исследований «Венского кружка», аналитической философии, и заканчивая онтологией Хайдеггера и постмодернистской герменевтикой.

В числе философско-лингвистических учений, вызвавших немалые споры в научном мире второй половины XX в. была гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Уорфа, полагавших зависимость мышления от естественного языка, носителем которого является человек. В отечественной научной литературе, как правило, это учение характеризуется как «неогумбольдтианство», поскольку именно В. фон Гумбольдт впервые поставил вопрос о взаимозависимости мышления и языка.

Вместе с тем, философская антропология и лингвистика второй половины XIX - начала XX вв., своего рода «промежуточное звено» между изначальными идеями Гумбольдта и современным неогумбольдтианством в отечественной мысли мало изучена. Влияние мыслителей этого направления часто ограничивается сферами сравнительной лингвистики, филологии и антропологии.

Исследователи и мыслители, работавшие в рамках этого направления, такие как В. фон Гумбольдт, X. Штайнталь и М. Лацарус, В. Вундт, Э. Кассирер, чьи концепции будут анализироваться в данной работе, а так же Л. Вайсгербер, Ф. Боас, Э. Сэпир - не были склонны к философским абстракциям, к исследованию «языка как такового», исследуя в основном конкретный языковой материал и делая обобщения на основе результатов

таких исследований. Другая особенность этого направления - в том, что языковые исследования всегда шли в связи с антропологическими, этнологическими и психологическими. Несмотря на то, что многие находки и решения, предложенные философами и языковедами с XIX по первую половину XX в. с позиции современной науки вряд ли могут считаться актуальными, внимание заслуживают изначальные интуиции, творческие находки, обозначенные В. фон Гумбольдтом, и, впоследствии, развитые учеными, которые считали себя его учениками.

а. Объект и предмет исследования. Гипотеза, цели и задачи исследования. Хронологические рамки

Объектом исследования являются философско-лиигвистические и философско-антропологические учения в их связи с историческим контекстом эпохи. Предметом исследования являются философско-антропологические доктрины В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта и Э. Кассирера.

Гипотеза исследования состоит в том, что в гумбольдтианстве, на протяжении исторического развития этого течения присутствовали как неизменные элементы, идущие непосредственно от Гумбольдта, так и элементы, видоизменяемые теми или иными мыслителями, зависящие от конкретной философской школы или исторического контекста эпохи.

Цель данного исследования: дать подробный сравнительный анализ «промежуточного звена» между гумбольдтианством и неогумубольдгианством, проследить историческое развитие этого философского течения в немецкой мысли Х1Х-ХХ вв. В соответствии с поставленной целью, автор ставит перед собой следующие задачи:

1) Проанализировать философско-лингвистическое учение Гумбольдта, проследить связь этого учения с философскими и языковедческими концепциями его современников; выявить основные особенности философии

языка указанного автора, основные проблемы и способы их разрешения, понятийный и терминологический инструментарий, который был им задействован.

2) Проанализировать философско-лингвистические учения авторов, которых в научной литературе традиционно относят к последователям Гумбольдта, выявить основные положения и особенности их концепций, особенности постановки проблем и способов их разрешения, а так же используемые ими понятия.

3) В соответствии с полученными результатами провести сравнительный анализ концепций указанных выше авторов; определить сходства и различия их учений с изначальным учением Гумбольдта, в плане постановки вопросов и проблем, способов их разрешения, терминологического и понятийного инструментария. На основе проведенного анализа: выявить «степень отношения» того или иного автора к гумбольдтианскому течению.

4) Выявить постоянные элементы, свойственные всей гумбольдтианской линии, и переменные элементы, зависящие от взглядов того или иного автора, предложенных им решений изначальных проблем учения Гумбольдта, а так же исторического и научного контекста, в котором развивалось его учение.

Исходя из поставленной цели, исследование имеет свои методологические и хронологические рамки. В рамках данной работы не рассматриваются концепции ученых и мыслителей, труды которых в отечественной и западной истории лингвистики относят к т.н. неогумбольдтианскому направлению: Л. Вайсгербера, И. Триера, а так же Э. Сэпира и Б. Уорфа и др.

ш. Положения, выносимые на защиту

1) На протяжении развития гумбольдтианской линии в учениях философов языка имелись как постоянные элементы, идущие непосредственно из философии Гумбольдта, так и переменные элементы, обусловленные особенностями подхода того или иного мыслителя, его специфическим понимание природы языка, принадлежностью к той или иной философской школе, историко-философским и научным контекстом эпохи.

2) К постоянным элементам, присущим учениям всех гумбсльдтианцев, в соответствии с которыми можно судить о принадлежности того или иного автора к этому философскому комплексу, являются: учение о взаимосвязи языка и мышления, об освоении человеческим сознанием действительности при помощи языка; учение о влиянии языка на особенности мышления народа-носителя, взаимосвязи языка с «народным духом»; учение о «внутренней форме» языка.

3) Последователям Гумбольдта в процессе исследований удалось найти решения многих проблем, изначально поставленных, но не разрешенных основателем этого направления; в их учениях проясняются наиболее спорные моменты изначального учения Гумбольдта.

4) Немецкое языкознание и философия языка в течение, как минимум, второй половины XIX - начала XX вв. оставались под влиянием Гумбольта. Процесс ослабления влияния Гумбольдта шел параллельно процессу прояснения наиболее спорных моментов его учения, равно как и новым открытиям и решению проблем, возникавших в ходе исследований.

¡V. Степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной

научной литературе

В целом, исследования по данной теме, как русскоязычные так и иностранные, можно условно разделить на две группы: исследования, Посвященные гумбольдтианству и философии языка вообще и исследования,

посвященные учениям конкретных авторов. К первой группе можно отнести работы O.A. Радченко, Дж. Пени, и а так же Дж. Гамперза и С. Левинсона, К. Вельке, Б. Бикеля, Б. Нерлих, Л. Формигари и Г. Пула, Б. Оудена.

Среди отечественных исследований, посвященных основным проблемам философии языка самого Гумбольдта можно выделить работы В.Г. Рамишвили, A.B. Гулыги, В.А. Звегинцева. Р. Миллера, Р. Брауна. Философия языка Штайнталя, Лацаруса и Вундта рассматривается в работах Г. Пенни и М. Бундцля, А. Гингрича, Дж. Стоккинга, Дж.Д. Гринвуда М. Хогга и А. Абрамса. Учению Кассирера посвящены работы Д. Коскуна, П. Кроутера, С. Лофтса и Э. Скиделски, Дж.А. Бараша, Г. Роле.

V. Теоретическая и практическая ценность работы. Личный вклад

автора

Данной теме в отечественной научной литературе посвящено не так много исследований. Одной из целей диссертационной работы было восполнить этот пробел, дать описание и сравнительный анализ учения В. фон Гумбольдта и его последователей; показать исторический контекст, в котором развивались эти доктрины; выявить факторы, под влиянием которых в них происходили изменения; выявить постоянные и переменные элементы этих учений.

Таким образом, в исследовании впервые предпринимается попытка сравнительного анализа концепций упомянутых выше авторов с точки зрения тех аспектов, которые разработаны в диссертационной работе. Исследуются и сравниваются такие аспекты учений В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Э. Кассирера как: связь языка и мышления, возникновение и развитие языка, связь языка и психологии народа-носителя, внутренняя форма языка. Выбор этих аспектов обусловлен тем, что автор исследования поставил своей целью проанализировать эти учения с историко-философской точки зрения, выявить их общетеоретические и

гносеологические элементы. Кроме того, в рамках работы над диссертацией был выполнен и опубликован перевод предисловия к «Проекту языкознания» X. Штайнталя, дающий русскоязычному читателю представление о концепции этого мыслителя. Материалы диссертации могут быть использованы для публикации монографий, составления учебных пособий и методических материалов, ведения семинаров по истории философии, истории лингвистики. Для тех же целей могут быть использованы переводы, выполненные автором в процессе работы над диссертацией.

у!. Апробация результатов исследования

Основные положения исследования докладывались на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия. Язык Культура» (г. Москва, 10 марта 2010 г., Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»); на XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2010» (г. Москва, 12-15 апреля 2010 года, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

VII. Публикации по результатам исследования

По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 3,2 п.л., в том числе две статьи (авторский объем — 2,6 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России.

уш. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав с представленными выводами, заключения. В первой главе дан анализ литературных источников, краткий обзор философско-лингвистических учений до Гумбольдта. Затем анализируются основные положения и проблемы философии языка самого Гумбольдта. Во второй и третьей главах дан анализ основных положений

учений о языке Штайнталя, Лацаруса, а так же Вундта и Кассирера соответственно. Указывается, в каких аспектах, каким образом и под влиянием каких факторов они развивали первоначальные положения философии языка Гумбольдта. В конце исследования представлены основные выводы и дан список использованной литературы и материалов.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе исследования даны: библиографический обзор отечественных и зарубежньгх источников, задействованных при написании диссертации, краткий исторический экскурс в теории языка, бытовавших в европейской философской мысли, общий обзор концепции В. фон Гумбольдта.

Библиографический обзор, данный в первом параграфе первой главы, включает в себя исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные философии языка Гумбольдта и его последователей. Охарактеризованы подходы исследователей к изучению проблем философии языка и истории западноевропейской философско-лингвистической мысли. Так же дан краткий обзор примеров подходов к изучению языка, бытующих в современной лингвистике.

Во втором параграфе первой главы автор дает краткое описание теорий языка, бытовавших в Европейской мысли до появления учения Гумбольдта: начиная с Платона и Аристотеля, заканчивая Дж. Локком, Г.В. Лейбницем и непосредственными предшественниками Гумбольдта - И.Г. Гамаком и И.Г. Гердером. Далее автором описывается исторический контекст развития учения Гумбольдта о языке в контексте его «философской антропологии», дается характеристика этого учения.

В третьем параграфе первой главы дана биография Гумбольдта и описан его проект «философской антропологии», основные положения этого

проекта. Первым из этих положений является умение о «духовной силе», присущей человеческому роду, воплощающейся в индивидуальных характерах народов. Вторым основным элементом его учения является положение о языке как о первом и самом главном продукте духовной деятельности народов и главном средстве, при помощи которого изучаются особенности народного духа.

Во второй главе «Основные проблемы философии языка В. фон Гумбольдта» дан анализ основных положений философско-лингвистического учения Гумбольдта. Автор обращает особое внимание на следующие ключевые моменты: связь языка и мышления; взаимосвязь характера языка и характера народа; понятие «языкового мировидения»; понимание языка как деятельности, что связано с учением Гумбольдта о внутренней форме языка.

В первом параграфе второй главы «Язык и мышление в концепции Гумбольдта» рассматривается его учение о взаимосвязи естественного языка, на котором говорит человек, с когнитивными процессами сознания. Особое внимание уделяется учению Гумбольдта о языковом синтезе многообразия эмпирических впечатлений в языковом знаке (слове); указывается, что, согласно Гумбольдту, именно благодаря этому синтезу язык становится для человека посредником в восприятии предметов, что окружающая действительность фактически дана человеку через его язык. Автор указывает, что для Гумбольдта язык не только влияет на мышление человека, но так же является силой, стимулирующей человеческое мышление.

Во втором параграфе второй главы «Возникновение и развитие языка. Языковое мировидение. Дух языка и дух народа» описывается проблематика возникновения языка и его взаимоотношений с духом нации, или этнической общности, говорящей на этом языке. Обращается особое внимание на тот факт, что проблема начала возникновения языка в системе

Гумбольдта окончательно не разрешена. Далее демонстрируются основные особенности такого понятия гумбольдтовской системы, как «языковое мировидение»; указывается, что в системе Гумбольдта язык оказывает решающее влияние на становление личности, так как через язык индивид усваивает «семантические ярлыки реальности», характерные для того или иного коллектива носителей, приобщается к коллективному опыту предыдущих поколений носителей языка. Далее описывается процесс развития языка, предлагаемый Гумбольдтом, в ходе которого как язык оказывает влияние на носителей, так и носители, в том числе и отдельные индивиды, оказывают влияние на язык.

В третьем параграфе второй главы «Язык как деятельность и внутренняя форма языка» исследуется такой важный аспект учения Гумбольдта, как «внутренняя форма» и его роль в процессе языкового развития. Указывается, что в рамках системы Гумбольдта язык понимается не как продукт деятельности, но как постоянный созидающий процесс; разбирается такое сложное понятие системы Гумбольдта, как «внутренняя форма» языка, демонстрируются его основные особенности. Автор приходит к выводу, что под «внутренней формой» у Гумбольдта понимаются особенности строения того или иного языка, способ группировки понятий и построения высказываний. Обращается особое внимание на тот факт, что Гумбольдт не является «релятивистом» в собственном смысле слова, т.к. с точки зрения особенностей «внутренней формы» делит языки на более совершенные и менее совершенные, ставя в этой иерархии флективные языки выше языков других типов. В заключение первой главы даются краткие выводы сравнительного анализа основных положений учения Гумбольдта.

В третьей главе «Особенности философии языка X. Штайнталя и М. Лацаруса» исследуются учения о языке последователей Гумбольдта, относящихся к психологическому направлению в языкознании: X. Штайнталя и М. Лацаруса. Автор ставит своей целью показать, в каких

аспектах и каким образом эти последователи Гумбольдта развивали его первоначальные идеи.

В первом параграфе третьей главы «Язык в системе Штайнталя: синтез н образование понятий, разграничение языка н мышления» исследуются особенности философии языка Штайнталя, связанные с проблематикой взаимоотношений языка и мышления. В начале главы дается историко-философский контекст оформления языкового учения Штайнталя и краткая биография этого мыслителя. Далее автор проводит анализ учения Штайнталя о взаимосвязи языка и мышления, в результате которого приходит к двум основным выводам об особенностях его концепции. Первый вывод состоит в том, что Штайнталь поднимает на новый уровень учение Гумбольдта о языковом синтезе, используя терминологию Канта. Он определяет процесс познания как нераздельное взаимодействие априорной и апостериорной способностей нашего сознания, аналитической и синтетической его сторон. Этот дуализм, по Штайнталю, преодолевается в акте наименования предмета, который представляет собой определение места апостериорного в априорном, как и частного в рамках общего. Второй вывод заключается в том, что Штайнталь видоизменяет концепцию Гумбольдта в аспекте связи языка и мышления, уточняя само понятие мышления и разграничивая мышление как таковое, не требующее вмешательства языка, и собственно дискурсивное мышление, в котором язык задействован. Таким образом, если согласно Гумбольдту человек думает благодаря языку, то согласно Штайнталю — в сопровождении языка.

Во втором параграфе третьей главы «Вопрос о начале языка у Штайнталя. Энергетическое и органическое понимание языка, «символическая природа». Внутренняя форма языка и Etymon» анализируются другие аспекты философии языка Штайнталя. Автор отмечает, что, Штайнталю удалось решить некоторые проблемы, решения которых у Гумбольдта не было найдено, а так же самому поставить

определенные вопросы, которые ученым предстояло решить в дальнейшем. Автор отмечает, что Гумбольдт оставил без внимания вопрос о происхождении языка, который Штайнташо удалось решить, предлагая следующую формулу: «говорение начинается с само-понимания». Т.о. Штайнталь не просто указал на субъективную природу начала языка, но и фактически счел язык «зачатком» субъекта.

В параграфе описывается так же сам принцип действия языка согласно Штайнталю, который он сводит к контролированию первоначально бессознательных выкриков, «отраженных звуков». Кроме того, анализируются взгляды Штайнталя на природу языка, в которых он так же следовал пути, проложенному Гумбольдтом: определяя язык как живой организм, а не мертвый продукт. В полемике со своим современником, младограмматиком А. Шлейхером, Штайнталь отмечал, что эмпирическое языкознание исследует только частные стороны развития языков, в то время как, согласно Штайнталю, языки надлежит исследовать в их актуальном бытии и живой взаимосвязи с «народным духом». В этой связи анализируется связь языка с духом народа в системе Штайнталя, в результате чего становится ясно, что в этом аспекте различия с Гумбольдтом весьма существенны: Гумбольдт полагает язык как первый и главный продукт деятельности духа, исследуя который, можно получить представление о самом духе народа. Штайнталь полагает язык как лишь один из возможных продуктов деятельности духа, который имеет важную, но далеко не главную значимость в этнопсихологическом исследовании.

В параграфе разбирается так же учение Штайнталя о «внутренней форме», которое имеет существенные различия с учением Гумбольдта. Автор приходит к выводу, что в отличии от Гумбольдта, связывавшего это понятие с особенностями строения языка, Штайнталь связывает его с формообразованием конкретного слова, в связи с чем вводит такое ключевое для его системы понятие как Etymon. Под Etymon'oм Штайнталь понимает

некую изначальную архисему, изначальное значение, которое было присуще слову в момент его изобретения. Etymon, по Штайнталю, не является стабильной структурой, поскольку с течение времени значение слов может меняться и их изначальные архисемы теряют силу. Как показывает анализ его основных трудов, Штайнталь не находит должного объяснения самому явлению изменения значений - это можно считать его нерешенной проблемой. В конце параграфа приводится анализ понятия «народного духа» в системе Штайнталя, а так же места языкознания в его системе наук; даются краткие выводы.

В третьем параграфе третьей главы «Язык в системе Морнца Лацаруса» исследуется учение о языке другого представителя психологического направления в языкознании - коллеги Штайнталя М. Лацаруса. Указывается, что Лацарусу удалось по-своему решить многие проблемы, поставленные Гумбольдтом и Штайнталем. Так, ему удается найти компромисс между «энергетической» теорией языка, связывающей возникновение языка с бессознательным творением духа и «договорной» теорией, рассматривающей язык как рациональный конструкт. Лацарус утверждает, что лишь первоначально язык является бессознательным творением, в то время как на стадии «шлифовки» языка в коллективе носителей - язык конструируется именно представителями народа, причем лидирующими его представителями. Лацарус, как и Штайнталь, настаивает на возможности до-языкового и вне-языкового мышления.

Исследуя учение о языке Лацаруса, автор так же обращает внимание на то, что для Лацаруса язык является средством не только выражения мысли, но так же приведения мыслей индивидов «к общему знаменателю». В связи с этим автор указывает, что Лацарус первым из исследователей этого направления ставит вопрос собственно о природе понимания. Лацарус отмечает, что понимание - процесс весьма условный, поскольку в сознании каждого человека то или иное понятие имеет свои оттенки смысла,

уникальные ассоциации. Лацарус первым из исследователей этого направления указывает на комплексную природу понятия. Подводя итоги, автор приходит к выводу, у Штайнталя и Лацаруса можно наблюдать, с одной стороны, существенное «уточнение» многих положений, изначально принятых Гумбольдтом, с другой - взгляд на те же языковые проблемы с точки зрения иной - психологической - методологии. Автор приходит к выводу, что эти ученые все же находятся под влиянием Гумбольдта, но они работают уже на более приземленном «эмпирическом» уровне.

В четвертой главе «Язык в системах В.Вупдта и Э.Кассирера» дан сравнительный анализ учений о языке в рамках «психологии народов» В.Вундта и «Философии символических форм» Э.Кассирера. Результаты сравнительного анализа показывают, в каких аспектах эти мыслители развивают изначальные положения системы Гумбольдта.

В первом параграфе четвертой главы «Язык психологическом учении В. Вундта» анализируется учение о языке Вундта, выявляются наиболее важные элементы этого учения. Указывается, что Вундт, как и Штайнталь, отходит от первоначального положения Гумбольдта о неразрывности языка и мышления, считая язык всего лишь одним из вариантов воплощения внутренней духовной активности. Автор отмечает, что это воплощение для Вундта связано с «общим духом» народа, как конкретной общности. Приводится мнение западных исследователей, согласно которому в контексте системы Вундта немецкий термин Volk можно переводить не столько как «народ», сколько как «общность», «социум».

Автор указывает, что Вундт выделяет различные типы мышления и, как следствие, исследует различные типы языкового строения, связанные с ними. Не менее важным можно считать учение Вундта о комплексной природе понятия. Для предыдущих исследователей, начиная с Гумбольдта, понятие является некоей константой, единожды зафиксированным в языке смысловым комплексом; практически так же определяет понятие Штайнталь.

Именно вследствие такого подхода, как указывает автор, Штайнталю не удалось адекватно решить проблему изменения значения слов. Однако, преодоление этого подхода намечается уже у Лацаруса. Вунтд, в отличии от предыдущих исследователей, рассматривает понятие как комплексную структуру, в которой есть как постоянные, так и переменные элементы.

Автор указывает, что в учении Вундта о познании важную роль играет идея об «ограничении апперцепции» в момент восприятия, как и в момент словотворчества. Понятие в системе Вундта имеет как семантическое «ядро», так и периферийные элементы. Процесс, в результате которого основное значение смещается в сторону периферийных элементов, Вундт характеризует как «сдвиг в значении» (Bedeutungswandel). Автор приходит к выводу, что этот термин можно считать оригинальной находкой Вундта, позволяющей лучше понять процессы семантических перемен и решить проблемы, поставленные его предшественниками.

Во втором параграфе четвертой главы «Учение о языке в «Философии символических форм» Э. Кассирера» исследуется роль языка в рамках учения Кассирера, определяются характерные особенности его концепции, сходства и различия с учением о языке Гумбольдта. Указывается, что в современной западной лингвистической и философской мысли исследователи склонны считать философию Кассирера логическим завершением той линии, которая была начата Гумбольдтом.

Исследуя особенности философской антропологии Кассирера, автор приходит к выводу, что та роль структурирования действительности, которая в системе Гумбольдта отводилась языку, в системе Кассирера отводится «символической форме». Согласно Кассиреру, символическая форма представляет собой способ объективации действительности, способ оформления действительности для человеческого сознания. Указывается, что проект Кассирера предполагает целостную систему, в которой каждый вид

творения человеческой культуры имеет свое место. Одной из первых и важнейших символических форм для Кассирера является язык.

Автор отмечает, что система Кассирера представляет собой своеобразную модификацию первоначального гумбольдтианства. Как и для последователей Гумбольдта, для Кассирера язык представляет собой лишь одну из возможных форм освоения действительности. Существенная параллель с Гумбольдтом заключается в том, что Кассирер рассматривает язык на каждой стадии его формирования как «синтез я и мира», как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Оформление символической формы языка описывается им как постепенный процесс, в котором каждый следующий этап зависит от предыдущего.

Вопрос о взаимоотношениях языка и мышления у Кассирера не ставится, поскольку им отклоняется «панлогический» подход к познанию, то есть мышление уже не считается единственным способом освоения действительности. По той же причине у Кассирера не исследуется взаимосвязь языка и «духа народа», несмотря на то, что для своей работы он привлекает обширный антропологический и языковедческий материал. В целом, автор приходит к выводу, что в случае с Кассирером можно говорить уже об отголосках первоначального гумбольдтианства в рамках неокантианской философии.

В заключении диссертации формулируются общие выводы и подводятся итоги исследования в соответствии с определенными выше целями и задачами.

Публикации по теме диссертации

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России

1. Романецко Е.К. Философия языка и этнопсихология X. Штейнталя. Приложение: X. Штейнталь. Проект языкознания. Предисловие (с сокращениями) (пер. с нем. и прим. Е.К, Романенко) // Историко-философский ежегодник - 2008, М: Наука, 2010. Стр. 137-163 (1,4 п.л.)

2. Романенко, Е.К. «Язык и мышление в философско-лингвистических учениях В. фон Гумбольдта и X. Штайнталя». // Философские Науки № 82010. М: Гуманитарий, 2010. Стр. 108-121 (1,2 пл.)

Иные публикации по теме диссертации

3. Романенко Е.К. Философия языка и этнопсихология В. фон Гумбольдта и X. Штайнталя - сравнительный анализ концепций. Н Философия. Язык Культура. Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, ГУ-ВШЭ, 10 марта 2010 г.). М.: Праксис, 2010. Стр. 132-143 (0,5 п.л.)

4. Романенко Е.К. Взаимоотношение языка и мышления в философии языка X. Штайнталя // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2010» [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2010. (0,1 п.л.)

Лицензия ЛР № 020832 от 15 октября 1993 г. в печать « ^г^./7 20 //т. Формат 60x48/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. / Тираж 100 экз. Заказ № Ж

Типография издательства НИУ ВШЭ 125319, г. Москва, Кочновский пр-д, д. 3

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Романенко, Ефим Константинович

Введение

Глава I. Философский и исторический контекст формирования 10 учения В. фон Гумбольдта

Глава II. Основные проблемы философии языка В.фон Гумбольдта

Глава III. Особенности философии языка X. Штайнталя и 67 М. Лацаруса

Глава IV. Язык в системах В. Вундта и Э. Кассирера

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Романенко, Ефим Константинович

Актуальность темы исследования. Лингвистическая парадигма все еще играет заметную роль в западной философской мысли. Начиная с «поворота к языку», практически вся философия XX века, так или иначе, касалась лингвистических проблем:1 начиная с «Трактата» Витггенштейна, исследований «Венского кружка», аналитической философии, и заканчивая онтологией Хайдеггера и постмодернистской герменевтикой.

В числе философско-лингвистических учений, вызвавших немалые споры в научном мире второй половины XX в. была гипотеза лингвистической относительности1 Сепира-Уорфа, полагавших зависимость мышления от естественного языка, носителем которого является человек. В отечественной научной литературе, как правило, это учение характеризуется как «неогумбольдтианство», поскольку именно В. фон Гумбольдт впервые поставил вопрос о взаимозависимости мышления и языка.

Вместе с тем, философская антропология и лингвистика второй половины XIX - начала XX вв., своего рода «промежуточное звено» между изначальными идеями Гумбольдта и современным неогумбольдтианством в отечественной мысли мало изучена. Влияние мыслителей этого направления часто ограничивается сферами сравнительной лингвистики, филологии и антропологии.

Исследователи и мыслители, работавшие в рамках этого направления, такие как В. фон Гумбольдт, X. Штайнталь и М. Лацарус, В. Вундт, Э. Кассирер, чьи концепции будут анализироваться в данной работе, а так же Л. Вайсгербер, Ф. Боас, Э. Сепир — не были склонны к философским абстракциям, к исследованию «языка как такового», исследуя в основном конкретный языковой материал и делая обобщения на основе результатов таких исследований. Другая особенность этого направления — в том, что

1 См. напр.: Losonsky, Michael. Linguistic Turns in Modern Philosophy. Cambridge University Press, 2006 языковые исследования всегда шли в связи с антропологическими, этнологическими и психологическими. Несмотря на то, что многие находки и решения, предложенные философами и языковедами с XIX по первую половину XX в. с позиции современной науки вряд ли могут считаться актуальными, внимание заслуживают изначальные интуиции, творческие находки, обозначенные В. фон Гумбольдтом, и, впоследствии, развитые учеными, которые считали себя его учениками.

Объектом исследования являются философско-лингвистические и философско-антропологические учения в Германии в их связи с историческим контекстом эпохи. Предметом исследования являются философско-антропологические доктрины В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта и Э. Кассирера.

Гипотеза исследования состоит в том, что в гумбольдтианстве на протяжении исторического развития этого течения присутствовали как неизменные элементы, идущие непосредственно от Гумбольдта, так и элементы, видоизменяемые теми или иными мыслителями и зависящие от конкретной философской школы или исторического контекста.

Цель исследования — дать подробный сравнительный анализ «промежуточного звена» между гумбольдтианством и неогумбольдтианством, проследить историческое развитие этого философско-лингвистического течения в немецкой мысли Х1Х-ХХ вв.

В соответствии с обозначенной целью автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать философско-лингвистическое учение Гумбольдта, проследить связь этого учения с философскими и языковедческими концепциями его современников; выявить основные особенности философии языка указанного автора, основные проблемы и способы их разрешения, понятийный и терминологический инструментарий, который был им задействован.

2. Проанализировать философско-лингвистические учения авторов, которых в научной литературе традиционно относят к последователям Гумбольдта, выявить основные положения и особенности их концепций, особенности постановки проблем и способов их разрешения, а так же используемые ими понятия.

3. В соответствии с полученными результатами провести сравнительный анализ концепций указанных выше авторов; определить сходства и различия их учений с изначальным учением Гумбольдта в плане постановки вопросов и проблем, способов их разрешения, терминологического и понятийного инструментария. На основе проведенного анализа выявить «степень отношения» того или иного автора к гумбольдтианскому течению.

4. Выявить постоянные элементы, свойственные всей гумбольдтианской линии, и переменные элементы, зависящие от взглядов того или иного автора, предложенных им решений изначальных проблем учения Гумбольдта, а так же исторического и научного контекста, в котором развивалось его учение.

Методологические основания исследования. Основными методологическими приемами, использованными в ходе написания диссертации стали философские и исторические методы наряду со сравнительным анализом. Для выявления особенностей развития идей данной философской школы автор использует структурный анализ и контекстуальный анализ, а также методы историко-философской интерпретации: компаративный метод, историко-философскую реконструкцию, и т.д. Автор предпринимает попытку исследования, в основном, с точки зрения интернализма, рассматривая внутренние причины и закономерности развития философских школ, а социальный и исторический контекст - как вторичный фактор.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области философии языка, истории философии, истории лингвистики, теоретического языкознания, антропологии и психологии. Исходя из поставленной цели, исследование имеет свои методологические рамки: в данной работе не рассматриваются концепции ученых и мыслителей, труды которых в отечественной и западной истории лингвистики относят к т.н. неогумбольдтианскому направлению: JI. Вайсгербера, Й. Триера, а так же Э. Сепира и Б. Уорфа и др.

Научная новизна исследования:

1. В работе уточнен исторический контекст формирования учения Гумбольдта о связи языка и мышления, взаимосвязи языка и психологии народа-носителя, особенностей внутренней структуры языка.

2. Осуществлен компаративный анализ основных положений философии языка Гумбольдта и учений о языке этнопсихологов Штайнталя и Лацаруса. Выявлена специфика учения Лацаруса о комплексной природе понятия, и лингвофилософской тематики X. Штайнталя в контексте развития гумбольдтианства: проблемы языкового синтеза, возникновения языка; анализ понятия внутренней формы и учение об изначальном этимологическом ядре слова (Etymon).

3. Прослежена историко-философская преемственность гумбольдтианской проблематики в трудах Вундта и Кассирера в процессе анализа психологических идей Вундта о динамической природе понятия и философии языка Кассирера, знаменующей окончательный переход от исследования языковых форм к изучению форм культуры.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной и подтверждающие основные выводы диссертационной работы:

1. На протяжении развития гумбольдтианской линии в учениях философов имелись как постоянные элементы, идущие непосредственно из философии Гумбольдта, так и переменные элементы, обусловленные особенностями подхода того или иного мыслителя, его специфическим пониманием природы языка, принадлежностью к той или иной философской школе, историко-философским и научным контекстом эпохи.

2. К постоянным элементам, присущим учениям всех гумбольдтианцев, в соответствии с которыми можно судить о принадлежности того или иного автора к этому философскому направлению, относятся: учение о взаимосвязи языка и мышления, об освоении человеческим сознанием действительности при помощи языка; учение о влиянии языка на особенности мышления народа-носителя, учение о тождестве духа народа и его языка; учение о «внутренней форме» языка и о системном характере языка.

3. Последователям Гумбольдта в процессе исследований удалось найти решения многих проблем, изначально поставленных, но не разрешенных основателем этого направления; в их учениях проясняются наиболее спорные моменты изначального учения Гумбольдта.

4. Немецкое языкознание и философия языка в течение, как минимум, второй половины XIX — начала XX вв. оставались под влиянием идей Гумбольдта. Процесс ослабления влияния Гумбольдта шел параллельно процессу прояснения наиболее спорных моментов его учения, равно как и новым открытиям и решению проблем, возникавших в ходе исследований.

Степень научной разработанности проблемы. В целом, исследования по данной теме, как русскоязычные так и иностранные, можно условно разделить на две группы: исследования, посвященные гумбольдтианству и философии языка вообще и исследования, посвященные учениям конкретных авторов. К первой группе можно отнести работы O.A. Радченко, Дж. Пенн, и а так же Дж. Гамперза и С. Левинсона, К. Вельке, Б. Бикеля, Б. Нерлих, JI. Формигари и Г. Пула, Б. Оудена.

Среди исследований, посвященных основным проблемам философии языка самого Гумбольдта можно выделить работы В.Г. Рамишвили, A.B. Гулыги, В.А. Звегинцева. Р. Миллера, Р. Брауна. Философия языка Штайнталя, Лацаруса и Вундта рассматривается в работах Г. Пенни и М. Бундцля, А. Гингрича, Дж. Стоккинга, Дж.Д. Гринвуда М. Хогга и А. Абрамса. Учению Кассирера посвящены работы Д. Коскуна, П. Кроутера, С. Лофтса и Э. Скиделски, Дж.А. Бараша, Г. Роле.

Теоретическая ценность работы состоит в том, что автор дает углубленную картину развития гумбольдтианства, описание и сравнительный анализ учения В. фон Гумбольдта и его последователей; показывает исторический контекст, в котором развивались эти доктрины; выявляет факторы, под влиянием которых в них происходили изменения, а также постоянные и переменные элементы этих учений. В исследовании, впервые предпринимается попытка сравнительного анализа концепций упомянутых выше авторов с точки зрения тех аспектов, которые разработаны в диссертационной работе. Исследуются и сравниваются такие аспекты учений В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Э. Кассирера как: связь языка и мышления; возникновение и развитие языка, связь языка и психологии народа-носителя, внутренняя форма языка. Выбор этих аспектов обусловлен тем, что автор исследования поставил своей целью проанализировать эти учения с историко-философской точки зрения, выявить их общетеоретические и гносеологические элементы.

Практическая значимость работы и личный вклад автора. В рамках работы над диссертацией был выполнен и опубликован перевод предисловия к «Проекту языкознания» X. Штайнталя, дающий русскоязычному читателю представление о концепции этого мыслителя. Материалы диссертации могут быть использованы для публикации монографий, составления учебных пособий и методических материалов, ведения семинаров по истории философии, истории лингвистики. Для тех же целей могут быть использованы переводы, выполненные автором в процессе работы над диссертацией.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия. Язык Культура» (Москва, 10 марта 2010 г., Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»); на XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2010» (Москва, 12-15 апреля 2010 года, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

Публикации по результатам исследования. По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 3,2 п.л., в том числе две статьи (авторский объем — 2,6 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав с представленными выводами, заключения и списка источников исследования. В первой главе дан анализ литературных источников, краткий обзор философско-лингвистических учений до Гумбольдта. Далее, во второй главе, анализируются основные положения и проблемы философии языка самого Гумбольдта. В третьей и четвертой главах дан анализ основных положений учений о языке Штайнталя, Лацаруса, а так же Вундта и Кассирера соответственно. Указывается, в каких аспектах, каким образом и под влиянием каких факторов они развивали первоначальные положения философии языка Гумбольдта. В конце исследования представлены основные выводы и дан список использованной литературы и материалов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX - XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, проведя сравнительный анализ концепции самого Гумбольдта и ученых, считающихся его последователями, можно выделить следующие основные тенденции:

1) Проблемы взаимосвязи языка и мышления так или иначе касались все последователи Гумбольдта. Но противостояние Гумбольдта идеям просветителей было обусловлено тем, что и он и они полагали мышление находящимся в неразрывной связи, с языком. . Гумбольдт, говоря о зависимости языка от мышления имел ввиду понятийную сторону мышления, не учитывая, что мышление зависит так же от логических структур, материалом для которых служит его смысловая сторона. Последователи Гумбольдта считали нужным разграничить язык и мышление, что наиболее ясно видно у Штайнталя, а косвенно — у Лацаруса и Вундта. Указание на возможность предъязыкового и внеязыкового мышления можно считать находкой Штайнталя, которая существенно дополнила изначальное учение Гумбольдта. В общем и целом, для Гумбольдта мышление зависит от языка, а для его последователей — находит выражение в том числе и в языке, определяя последний настолько, насколько языковые структуры в нем задействованы. В целом, положение о взаимосвязи языка и мышления можно считать константой в гумбольдтианской линии.

2) Одной из констант, присущей практически всем последователям учения Гумбольдта было понимание языка как посредника, медиума между субъективным и объективным, средства «превращения мира в мысли». Это же понимание свойственно большинству его последователей: Штайнталю, Лацарусу, Кассиреру. Здесь существенных различий с Гумбольдтом практически нет. Для Штайнталя, полагавшего языковой процесс как содействие априорных и апостериорных элементов, для Лацаруса и Вундта, детально описавших процесс формирования понятий через комбинации восприятий, а так же для Кассирера, полагавшего язык как «синтез я и мира» - этот элемент остается неизменной константой для всех гумбольдтианцев.

3) Учение о синтетической силе понятия — одна из важнейших констант, присущих всем гумбольдтианцам. Наиболее полно, как было видно из приведенного выше анализа, эту проблему разработал Штайнталь, подчеркивая роль языка как связующего звена между субъективным и объективным, синтезом и анализом. Несмотря на то, что у Штайнталя эта проблема разработана гораздо подробнее, чем у Гумбольдта, он существенно осложнил себе задачу тем, что рассматривал понятие как статическое образование, поэтому не смог определить причину, по которой слова теряют свой изначальный Etymon, т.е. изначальное значение. Вундту удалось более или менее решить эту проблему, указывая на то, что понятие является структурой динамической, имеющей как неизменное ядро (субстрат), так и изменяемые элементы. Ему удалось, таким образом, найти причину, по которой слова изменяют свой первоначальный смысл.

4) Последователи Гумбольдта справедливо указывают на взаимосвязь языка народа и «народного духа», но понимание самого «народного духа» существенно отличается от гумбольдтовского. Если Гумбольдт говорил о некоей «человеческой духовной силе», которая находит выражение в первую очередь в языке, а затем, «посредством» языка, и в других продуктах «деятельности духа», то для его последователей дух, если его определение и дается, представляет собой «общий продукт» той или иной общности. Определение духа как «самосознания общности» встречается как у Штайнталя и Лацаруса, так и у Вундта, но это определение либо не проработано, либо вызывает еще больше неясностей (см. замечания Шпета). В сущности все гумбольдтианцы психологического направления так или иначе говорят о взаимосвязи языка и духа народа, хотя и дают разные определения народного духа, так что этот элемент в их учениях можно считать одной из постоянных.

5) Отдельно следует сказать об оригинальных находках последователей Гумбольдта в процессе развития этого течения. Так, Штайнталь оригинально решает проблему возникновения языка, сводя его, в духе гербартовской психологии, к само-ассоциации, к пониманию человеком самого себя. Лацарус говорит о языке не просто как об интерсубъектном посреднике, но, отчасти и как о дисциплинирующей, «прескриптивной» силе, средству унификации мысли. Вундт указывает на динамическую природу понятия, а Кассирер разбивает процесс становления «символической формы» языка на стадии, описывая этот процесс как постепенное освобождение от чувственной обусловленности.

6) В соответствии с принятыми нами во второй главе критериями принадлежности к Гумбольдтианству (учения о языке и мышлении, учения о влиянии языка на сознание народа и учения о внутренней форме) можно сказать, что немецкое языкознание и философия языка в течение, как минимум, второй половины XIX — начала XX вв. оставались под влиянием Гумбольдта. Анализ так же показывает, что процесс ослабления влияния Гумбольдта шел параллельно процессу прояснения наиболее спорных моментов его учения, равно как и новым открытиям и решению проблем, возникающих в ходе исследований. Влияние Гумбольдта на немецкое языкознание конца XX - начала XXI вв. пока не исследовано.

 

Список научной литературыРоманенко, Ефим Константинович, диссертация по теме "История философии"

1. Источники диссертационного исследования

2. Аристотель. «Политика. Метафизика. Аналитика». М., 2008

3. Бэкон, Френсис. Сочинения. В 2-х томах. Том 1. М.:"Мысль", 19713: Бэкон, Френсис. Сочинения. В 2-х томах. Том 1. М.: "Мысль", 1977

4. Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

5. Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М., 1985

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; М., «Мысль», 1986

7. Кассирер, Эрнст. Философия Символических Форм. Том 1. М.-СПб.: Университетская Книга, 2002.

8. Локк, Джон. Избранные философские произведения. В 2-х томах. Том 1. М., 1960

9. Платон. Диалоги, Книга 1. М., 2008.

10. Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф. Философия Искусства: М.: «Мысль», 1999.

11. Штайнталь Хаим. «Проект языкознания», предисловие. Перевод: Е.К. Романенко. // Историко-философский ежегодник, 2008. М., «Наука», 2010

12. Cassirer, Ernst. Die Kantische Elemente Wilhelm von Humboldts Sprachphilosophie. Festschrift für Paul Hansel, 1923

13. Chomsky, Noam. Language and Mind. Cambridge University Press, 2006.

14. Harris, James. Hermes: A Philosophical Inquiry Concerning Language and Universal Grammar. Printed by H. Woodfall for J. Nourse and P. Vaillant. London, 1751

15. Herder, Johann Gottfried. Eine metakritik zur Kritik der reinen Vernunft: th. Verstand und Erfahrung. // Herders sämtliche Werke. Hrsg.Bernhard Suphan. Bd. 21. Berlin, 1877

16. Lazarus, Moritz. An die deutschen Juden. Walther & Apolant, 1887

17. Lazarus, Moritz. Das Leben der Seele. Bd. 2: Geist und Sprache. Berlin, 1917

18. Lazarus, Moritz. Die Ethik des Judenthums. J. Kauffmann, 1899

19. Lazarus, Moritz; Lazarus, Nahida Ruth. Das jüdische Weib. Cronbach, 1896

20. Lazarus, Moritz. Treu und Frei: Gesammelte Reden und Vorträge Über Juden und Judenthum. BiblioBazaar, 2010

21. Leibniz, Gottfried Wilhelm. Unvorgreifliche Gedanken, betreffend die Ausübung und Verbesserung der deutschen Sprache: zwei Aufsätze. Reclams Universal-Bibliothek (Vol. 7987), 1983

22. Porzig, Walther. Der Begriff der inneren Sprachform.// Indogermanische Forschungen, Vol 41, №2, 1923

23. Steintahl, Heym. Abriss der Sprachwissenschaft. Teil 1. Berlin, 1881

24. Steinthal, Heym. Der Ursprung der Sprache im Zusammenhange mit den letzten Fragen alles Wissens. Berlin, 1888

25. Steintahl, Heym. Characteristik der Haupsächlichen Typen des Sprachbaues. Berlin, 1860

26. Steintahl, Heym. Philologie, Geschichte und Psychologie in ihren gegenseitigen Beziehungen. Berlin. 1864

27. Wundt, Wilhelm. Völkerpsychologie. Band 1, Teil 1&2. Leipzig, 1900

28. Исследования по теме диссертации

29. Автономова, Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008

30. Волошинов, В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.

31. Гулыга, A.B. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта. // Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М., 1985

32. Лифшиц М.А. Джамбатиста Вико // Вико, Джамбатиста. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994.

33. Радченко, O.A. Язык как миросозидание: лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. М., УРСС, 2004.

34. Рамишвили, Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт основоположник теоретического языкознания // Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

35. Соболева, М.Е. «Система и Метод в Философии Символических Форм Э. Кассирера». // Вопросы философии 2000 - № 2

36. Тарасов Е.Ф. Тенденции Развития Психолингвистики. М., 1987

37. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1927

38. Baeten, Elizabeth М. The Magic Mirror: Myth's Abiding Power. SUNY Press, New York, 1996

39. Barash, Jeffrey Andrew. The Symbolic Construction of Reality: the Legacy of Ernst Cassirer. University of Chicago Press. Chicago, 2008

40. Benes, Tuska. In Babel's Shadow: Language, Philology, and the Nation in Nineteenth-Century Germany. Michigan: Wayne State University Press, 2008

41. Berthoff, Ann E. The Mysterious Barricades: Language and its Limits. University of Toronto Press, Toronto, 1999

42. Bickel, Balthasar. Grammar and Social Practice. The Role of 'Culture' in Linguistic Relativity. // Evidence For Linguistic Relativity. Edited by S. Niemeier, R. Devren. Amsterdam, 2000.

43. Bloomfield, Leonard. Language. Motilal Banarsidass Publ., New Delhi, 1995

44. Blumenthal, Arthur L. Language and Psychology: Historical Aspects of Psycholinguistics. Malabar, Florida: R.E. Krieger Pub. Co., 1980

45. Borgmann, Albert. The Philosophy of Language: Historical Foundations and Contemporary Issues. Springer, 1974

46. Borsche, Tilman. Wilhelm von Humboldt. München: C.H.Beck, 1990

47. Bowie, Andrew. Introduction to German Philosophy: From Kant to Habermas. Wiley-Blackwell, Cambridge, UK, 2003

48. Brown, Roger L. Wilhelm von Humboldt's Conception of Linguistic Relativity; The Hague-Paris, 1967

49. Bruford, W. H. The German Tradition of Self-Cultivation: 'Bildung' from Humboldt to Thomas Mann. Cambridge University Press, 2010.

50. Carruthers, Peter; Boucher, Jill. Language and Thought: Interdisciplinary Themes. Cambridge University Press, 1998

51. Cloeren, Hermann J. Language and Thought: German Approaches to Analytic Philosophy in the 18th Century. Walter de Gruyter, Berlin, 1988

52. Cornell, Drucilla. Panfilio, Kenneth Michael. Symbolic Forms for a New Humanity: Cultural and Racial Reconfigurations of Critical Theory. NY: Fordham Univ Press, 2010.

53. Coskun, Deniz. Law as Symbolic Form: Ernst Cassirer and the Anthropocentric View of Law. Dortrecht, The Netherlands, 2007

54. Crowther, Paul. Philosophy After Postmodernism: Civilized Values and the Scope of Knowledge. Routledge, 2003

55. Dumont, Louis. German Ideology: from France to Germany and Back. University of Chicago Press, 1994

56. Duranti, Alessandro. Linguistic Anthropology. Cambridge University Press, 1997

57. Drechsel, Emanuel. Wilhelm von Humboldt and Edward Sapir: Analogies and Homologies of their Linguistic Thought.// Grimes, Joseph Evans. The Thread of Discourse. Berlin: Walter de Gruyter, 1975

58. Formigari, Lia; Poole, Gabriel. A History of Language Philosophies. J. Benjamins Pub. Co., Amsterdam, 2004

59. Forster, Michael N. After Herder: Philosophy of Language in the German Tradition. Oxford University Press, 2010

60. Geirsson, Heimir; Losonsky, Michael. Readings in Language and Mind. Wiley-Blackwell, Cambridge, MA, 1996.

61. Gingrich, Andre. Anthropology in the German-Speaking Countries. // Barth, Fredrik. One discipline, Four Ways: British, German, French, and American Anthropology. University of Chicago Press, Chicago, 2005.

62. Greenwood, John D. The Disappearance of the Social in American Social Psychology. Cambridge University Press. Cambridge, UK, 2004.

63. Gumperz, John J., Levinson, Stephen C. Rethinking Linguistic Relativity. Cambridge University Press. 1996

64. Guttmann, Julius. Philosophies of Judaism: the history of Jewish philosophy from Biblical times to Franz Rosenzweig. Schocken, 1973.

65. Harman, Gilbert. Language, Thought and Communication. // Gunderson, Keith. Language, Mind, and Knowledge. University of Minnesota Press, Minneapolis, 1975

66. Hewstone, Miles. Stroebe, Wolfgang. Introduction to Social Psychology: a European Perspective. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2001

67. Hogg Michael A.; Abrams, Dominic. Social identifications: a Social Psychology of Intergroup Relations. Routledge, NY, 1988

68. Humboldt, Wilhelm von. Gesammelte Werke. Band VI. Berlin, 1841

69. Jahoda, Gustav. Crossroads Between Culture and Mind: Continuities and Change in Theories of Human Nature. Harvard University Press, 1993.

70. Knoll, Joachim H. Siebert, Horst. Wilhelm von Humboldt: Politiker und Padagoge. Inter Nationes, 1967.

71. Koerner E. F. K. Linguistic Historiography: Projects & Prospects. Amsterdam Studies in The Theory and History of Linguistic Science (Vol. 92). Amsterdam, 1999.

72. Krois, John Michael. Embodiment in Cognition and Culture. John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, 2007

73. Logan, Robert K. The Extended Mind: the Emergence of Language, the Human Mind, and Culture. University of Toronto Press, Toronto, 2007.

74. Lofts, Steve G. Ernst Cassirer: A "Repetition" of Modernity. SUNY Press, Albany, NY, 2000

75. Losonsky, Michael. Linguistic Turns in Modern Philosophy. Cambridge University Press, 2006

76. Miller, Robert Lee. The Linguistic Relativity Principle and Humboldtian Ethnolinguistics: A history and Appraisal. Mouton, The Hague Paris, 1968

77. Murray, David. A History of Western Psychology. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1988. C 199-224

78. Nerlich, Brigitte. Semantic Theories in Europe, 1830-1930: From Etymology to Contextuality.// Amsterdam Studies in the Theory and History of Linguistic Science (Vol. 59). J. Benjamins Pub. Co., Amsterdam; 1992.

79. Ouden, Bernard D. Language and Creativity: An Interdisciplinary Essay in Chomskyan Humanism. John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, 1973

80. Penn, Julia M. Linguistic Relativity vs. Innate Ideas. The Hague Paris, 1972

81. Penny, Glenn H; Bunzl, Matti. Worldly Provincialism: German Anthropology in the Age of Empire. University of Michigan Press, Ann Arbor, 2003.

82. Polkinghorne, Donald. Methodology for the Human Sciences: Systems of Inquiry. Albany, NY: SUNY Press, 1983

83. Raulet, Gérard. Das Zwischenreich der Symbolischen Formen: Emst Cassirers Erkenntnistheorie, Ethik Und Politik Im Spannungsfeld Von Historismus Und Neukantianismus. Frankfurt-am-Main, 2005

84. Rieber, Robert W. Robinson, David Keith. Wilhelm Wundt in History: the Making of a Scientific Psychology. NY: Springer, 2001

85. Roberts, John. Wilhelm von Humboldt and German Liberalism: a Reassessment. Mosaic Press, Oakville, Ontario, 2009.

86. Salomon, Gavriel. Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations. Cambridge University Press, 1997

87. Schultz, Duane P., Schultz, Sydney Ellen. A History of Modern Psychology. Belmont, CA: Cengage Learning, 2007

88. Skidelsky, Edward. Ernst Cassirer: The Last Philosopher of Culture. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 2008

89. Stocking, George W. Volksgeist as Method and Ethic: Essays on Boasian Ethnography and the German Anthropological Tradition. University of Wisconsin Press, Madison, 1998.

90. Stocking, George W. Jr. Polarity and Plurality: Franz Boas as Psychological Anthropologist // Schwartz, Theodore. Miles, Geoffrey W. Lutz, Catherine. New Directions in Psychological Anthropology. Cambridge University Press, 1992

91. Stoetzler, Marcel. The State, the Nation and the Jews: Liberalism and the Antisemitism Dispute in Bismarck's Germany. University of Nebraska Press, 2008

92. Thomas, Carla R. The Philosophical Anthropology of Wilhelm von Humboldt. NY: State University of New York at Buffalo, 1970

93. Tomasello, Michael. The Key in Social Cognition. // Gentner, Dedre. Language in Mind: Advances in the Study of Language and Thought. MIT Press, MA, 2003

94. Welke, Klaus. Zur philosophischen und sprachteoretischen Begruendung der Einheit von Sprache und Denken bei W. von Humblodt// Sprache-Bewusstsein-Tätigkeit. Zur Sprachkonzeption W. von Humboldts; Akademie-Verlag, Berlin, 1968

95. Wellmon, Chad. Becoming Human: Romantic Anthropology and the Embodiment of Freedom. Pennsylvania State University Press, 2010

96. Wildgen, Wolfgang. The Evolution of Human Language: Scenarios, Principles, and Cultural Dynamics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2004.

97. Whorf, Benjamin Lee. Language, Mind and Reality (1942) // Language, Thought and Reality. MIT Press, Cambridge, MA, 1973.

98. Williamson, George S. The Longing for Myth in Germany: Religion and Aesthetic Culture from Romanticism to Nietzsche. University of Chicago Press, 2004

99. Wright, John Kent. A Bright Clear Mirror. // What's left of Enlightenment: A Postmodern Question. Edited by Keith Michael Baker, Peter Hanns Reill. Stanford University Press, 2001

100. Wulf, Christoph. Anthropology of Education. Berlin: Lit, 2002.

101. Zeuner, Lilli. Cultural Sociology From Concern to Distance. Copenhagen Business School Press DK. Copenhagen, 2003

102. Zimmerman, Andrew. Anthropology and Antihumanism in Imperial Germany. University of Chicago Press, 2001

103. Zusne, Leonard. Names in the History of Psychology: a Biographical Sourcebook. Hemisphere Pub. Corp. London, 1975