автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философские аспекты марксистской концепции воспитания и образования и их современное значение
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские аспекты марксистской концепции воспитания и образования и их современное значение"
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В. И. ЛЕНИНА ■ • ■
Специализированный совет К 053.01.07 )
На правах рукописи
ПОВЗЛО Александр Николаевич
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКСИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический
материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1991
Работа выполнена в Запорожском машиностроительное. институте имени В. Я. Чубаря самостоятельно.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор КУХТЕВИЧ Т. Н., кандидат философских наук, доцент ЛЫСЕНКО H. Н.
Ведущая организация: Московский станкоинструментальный институт
Защита состоится «¿0» XUX^ 1991 г. в <Л » час. н; заседании специализированнного совета К 053.01.07 по при суждению ученой степени кандидата философских нау! в Московском педагогическом государственном университет им. В. И. Ленина.
Адрес: 1 17571, г. Москва, проспект Вернадского, д. ауд. 818.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке универ ситета по адресу: 119882, г. Москва, ул. Малая Пироговская Д. 1.
Автореферат разослан » 1 г.
Ученый секретарь совета И. Н. ГРИФЦОВ/
ОЫЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Воспитание и образование от дрэвких времён и до современной эпохи вызывает большой теоретический и практический интерес как предает специфического научного исследования и как сфера непосредственной многообразной деятельности оСдасг-ва. Однако, долгие годы советские исследователи не решались исследовать методами социально-философского анализа ре. льнов содержание современного воспитания и образования в разных общественных системах, что определённым образом сказалось на практике общества и ни развитии философской науки, в частности на методологических подход« и процессах воспитания и образования. По сути дела, образование и в особенности воспитание в последние десятилетия, в условиях госпэдства административной системы, стало выполнять роль своеобразного средства закрепления идеологических мифологем в головах людей, в особенности подрастающих поколений.
С 1985 года, наряду с другими изменениями в социальной жизни страны, наступило время переосмысления традиционных подходов к еос-питшю и образованию и поискоз истинно-гуманного их содержания, подлито научного исследования воспроизводства социального человека, анализа функционирования закона преемственности поколений , изучения процессов адаптации молодёжи к миру, овладения ею материальной и духовкой культурой.
В современных условиях, когда все стремится к изменению, изменяется и сам человек. А это, в свою очерздь, предъявляет совсем иные требования к сложившейся з напей стране воспитательно-образовательной системе.
Ввиду того, что официальная наука связывала и обосновывала су-щэствуюпдгю систему воспитания и образования ориентацией на основополагающую роль догматизированных, а нередко и извращённых принципов марксизма-ленинизма, естественно, возрастает внимание исследователей к более глубокому и последовательному анализу Вье>: Марксо-вых положения и проработок, касающихся человека, выходящих на прак-Т5счзские проблеь-ы воспитания и образования.
Степень разработанности проблемы. Работа над ссшслонием той части философского наследия К.Маркса, которое имеет непосредственное омовение к вопросов воспитания и образования, осуществляется советской обгчственкой наукой, и в особенности, философской наукой, начиная с момента образования нашего государства и кончая сегодняшним -даём.
Учитывая многоасгтктность исследуемой проблемы, спедефвдг различных подходов к общей проблеме воспитания и образования, в диссертационной работе ацделенк две основные по значению темы:
Первая из них объедиляет ряд теоретических вопросов, имеющих фундаментальный характер, связанных с разработкой классиками марксизма проблем воспитания и образования общего," методологического плана. Здесь осуществляется определение подходов к изучению воспитательного процесса, анализируется диалектика объективного (социальные отношения) и субъективного (собственно воспитание),.что существенно необходимо и помогает дальнейшему научному уяснению тенденций марксовой концепции воспитательно-образовательного процесса при разработке её советскими исследователями. Это составляет значимую сферу приложения современного философского знания, и в большей степени актуализирует идеи самого К.Маркса, так как все эти теоретические и практические вопросы в своей научной основе неразрывно связаны с категориальный аппаратов и методологическими принципами марксистского философского наследия.
Комплексное исследование многообразной системы воспитательно-образовательных отношений, на основе определяющего значения ведущих методологических принципов ыарксовой концепции человека, осуществлено в трудах Э.В.Ильенкова, Б.М.Кедрова, О.Н.Давыдова, Г.С.Батищева, ¿.Н.Сетнысова, Л.Е.Серебрякова, Л.Л.Буевой, Б.А.Грушина, П.Гуйвана, А.С.Келто, М.М.Кирилловой, А.Н.Леонтьева, Г.В.Старк.
Вторая группа вопросов, подымаемых в диссертации, связана с разработкой проблем воспитания и образования, имеющих самое непосредственное практическое значение. Это та сфера, где и происходит сбор и первичная обработка практического опыта и его последующий анализ исследователями политического, правового, эстетического, атеистического, трудового и др. форм и сторон процесса воспитания.
В этой направлении существует масса специализи^ шанной литерату- , ры, но в работе используе гя только та, которая непосредственно выходит на тему диссертации и помогает увязывать фундаментальный поиск с осознанием его практической актуальности. С такой стороны автору помогли работы Д.Ю.Гордина, В.Н.Иванова, Е.Д.Клементьева, С.Ы.Ковалева, Т.Н.Кухтевич, Г.Краппа, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачёва, С-.Г.Мяхай-яова, Г.Нойнера, Е.й.Сулиаова, Н.А.Халипова. В диссертации "гпользо-чались также материалы ряда "Круглых столов" по социально-философским проблемам воспитания и образования и по проблемам коммунистического воспитания личности. ,
Несмотря на многочисленность публикаций, в сфере ч еретического
и практического осмысления проблем воспитания и образования, tw.ü диссертации актуальна, потому что она выходит на ряд новых аслэлтов к методологических подходов в изучении к содержании зоспитатзльнс--о<!раэовательного процосса применительно к современный ноьих уел теням-
Сказанное определкзт цели ч задета исследование. Осноанаг сель диссертационной работы заключается в комплексной исследования философских аспектов марксистской концепции воспитания и образовали« особенно актуальных в современном мира. IIа пути к достижению це.ш автор ставит рзяение следлслих задач:
I. Выявить и рассмотрзть основнмз методологические принляи. иарг.совой концепции воспитания и образования в контексте материалистической теории общественного развитая, через анализ конкрзтмю-исторической япохи общественных отношений и специфику жизнедеятельности людей.
<'. Проследить в работах К.Маркса становление концепции преакст-веннссти воспитательно-образовательного процесса в его развития от калит ижэма к социализму.
3.. Раскрыть динамику и эволюцию советской философской мысли в области фундаментальных, теоротико-методологичесхик кардинальных исследований вопросов социального воспроизводства человека, пркионитольио к практике качественного изменения сущзствутмцих систеы народного образования и воспитания.
Методологическую и теоретическую оскоьу исследования составляй? труда классиков марксизма-ленинизма, произведения вкдаютдося теоретиков и мыслителей социал-демократического и коммунистического движения, относящиеся к предмету изучения. Автор опирался на постаноз-леиия партии и правительства, Законы СССР последних лет, шгразлек-ных на реформу всей системы воспитания и образования, поикшиия их статуса и роли в жизни общества.
Рассматривал возтткаищиа проблемы, диссертант учитывал и использовал в качестве основополагающих теоретические работе по философии, логике,« методологии, педагогика к психологии, социологии, «"сакии-еся вопросов .духовности, гуманизма, общения и деятельности, отчуждения, прогресса, культуры и воспитания советского человека, целого ряда советских учёных.
Конкретные Результаты исследований и их научная новизна
Выявлена и р&ссыотрэны методологические принципы анализа процессов воспитания и образошшп в работах К.Маркса га основз рассмотрения его антропологических езглядов к разработки еу общих проблем форкирования и развития человека.
Показано, что наиболее эффективна!.! вариантом объективной реализации такого подхода вкступаэт сопоставле:и!Э Маркссва учения о человеке с другими философскими направлениями и школами.
В диссертации осуществлено но только пэгрокоз телков&кио позиций Маркса, касающихся проблем воспитания к образования, а такие предложено т системное изложение, но и показана их эвристическая ценность и дальнейшая разработка глазщх принципов Марксовз. анализа в работах современных советских исследователей.
Научная новизна состоит в тем, что выдвинуто и диалектически обосновано положение о том, что ыетодолоп*ческие проблемы вссакдогах к образования в трудах К.Маркса - зто концентрация знаний о яроеззее-з становления, проявления и развития сущностных сил человека.
Проанализирована существующая в теоретическое наследии К.Маркса концепция преемственности воспитательно-обрезсватольного процесса в ^го развитии от капитализма к коммунизму.
■ В диссертации прослежена неразрывная связь процессов воспитания и образования с марксисткой теорией общественного развития и поке-зпко{иязги процессы вниупвют решающими факторами, способствующими реализации самим человеком гумелистического идеала всего человечества.
Научная новизна полученного результата заключается в том, что осуществлена конкретизация процессов воспитания и образования в буржуазном и социалистическом обществах, показаны их единство и различие.
.Исследуются причины одностороннего понимания К.Маркса, характерные для советских исследований 70-80 гг. в освещении Марксовых позиций по проблемам воспитания и образования. Автор считает, что зто объясняется гипередеологизаиией сбщвствсзнация, догматизац^й и ограниченностью теорий воспитания при социализме, разрабатътае-.юс в условиях господства административно-бюрократической системы. В этом, по мнению диссертанта, зафиксировано и одно из проявлений от-чудцения сов1 именных концепций воспитания от общечелог-ческих ценностей.
Установлено, что,только опираясь не. синтетический подход к работай КД'аркса, могло увидеть целостную систему воспитания и образования, принципы научного анализа воспитательно-образовательил. тенденций, прогностически направленных к становления личности будущего. Методологическое богатство марксизма бьыо затем разв;;и з работах ряде исследователей,и в соврэме»шых условиях этот результат пологаит более полно представить основопо.чагаюдую роль воспитания и образования, формирующих главное богатство общества - человека.
Нгучнол нозизна приведет яо результата состоит в тоц, что удалось выязкть значение последующих работ марксистов по проблема!! человека к 'Лепояьаовать пожтдалькый опыт анализа взглядов К.Исркса-с точки зрения формирования современного, качественно нового отношения к процессам воспитания и образования подрастающих поколений.
Научно-прдктотеская значимость полученных результатов состоит в том, что они когут быть использованы:
- в учебном процессе вуза при лэучонии отдельных тем в курса философии, прикладной социологии, ятики, эстетике, теория культура, проблем теории современного социализма, различных- специурсоз и факультативов, а такие в лекпионно-пропаганаистской работе;
- в проиеденки специализировекннми научными группами конкретного комплексного теоретического и практического исследования процессоз сосяитакя и образования;
- а практической деятельности педагогов, руководителе'! различных сишалькьк групп и организаций, а также всех тех, кто имеет кэ-посрэдстгенное отношение к воспитательно-образовательной работо.
Апробация полученных результатов
Основные положения и вывода диссертационного материала изложены автором на Всесоюзно!! научном семинаре "Духовность: соииально-фило-совские проблемы формирования и развития"* и в состоявшихся по данной проблеме "Круглых' столах", проходивши под названиями: I. "Со«з-Р"мэнноя состояние духовной жизни общества". 2. "Образование кап фактор формирования и совершенствования духовности". 3. "Методологические принципы, мировоззренческие основания и практические средства обеспечения духовного развития" (Мс,ква, Научный совет йиро Совета Министров СССР по социально!^ развитию, Гособразсэанке СССР, Институт философии АН СССР, Философское общество СССР, общество "Знание", июнь 1990 г.).
, Отдельные разделы реботы использовались автором е процессе преподавания курса философии в вузе, в лекционной пропаганда среди уча-• 2Йся и работающей ыолодажи.
Диссертация обсуждена на заседании квфедры философии Запорожского машиностроительного института им. В.Я.Чубаря 9 фэвраля 1991 г. и рекомендована к защитэ.
Структура рабоу! определена логикой решения задач и достижения цели. Она состоит иг» введения, трёх глав (шести параграфов), заключения и библиографии.
Основное содержание работы
Во вредеяки обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее разработанности в научной литература, формулирудтся основная цель и задачи, которыми обусловливаются структура и логика изложения, указываются методологические и теоретические основы работы, раскрываются её научная новизна и практическая значимость.
В первой ..главе "Теоретические и методологические подо оды к ис-сладованию воспитания и образования'' определены исходные позиции в анализа темы диссертации, для чего осуществлён содержательный исторический обзор теоретико-методологических подходов, положений, направленных на уяснение специфики и сущности воспитания и образования, их социальных функций и характера функционирования.
В первом параграфе первой главы "Методологические проблемы теории воспитания и образования в трудах К,Маркса" авторская позиция строится на вычленении и рассмотрении основных методологических принципов воспитания и образования, научно сформулированных и обоснованных К.Марксом. Наиболее оптимальным и эффективным вариантом рзализа-ции данной установки диссертант считает сопоставление узловых пунктов Марксова учения о человеке, в его становлении и развитии, с определяющими мс гзнтеми .и подходами к природа человека других современных ему философских теорий ' направлений, которым Маркс уделял самое существенное внимание и в критическом анализе которых закладывал и разрабатывая основы собственных взглядов на проблемы воспитания и обраО зования. К таковым в полной мере можно отнести идеалистические концепции о сущности человека и его сознания в немецкой философии младогегельянства , а также метафизические концепции французского и фейербахианского материализма. .
Естественно, взгляда К.Маркса на роль и место человека в обарст-
венной низки я о многом разделяли и другие существовавшие в то время прогрессивные философские программу воспитания человека в соответствии с его природой со всеми его нравственными и духовными ценностями. Однако в конкретике оожслзния кяддого из направлений философии »головекн или антропологии аккумулируется г-•тенцапиальныв разногласия. Так, для марксизма, человек не просто вневременной субъект и абстрактная ценность, гто правде всего конкретно-исторический, общест-веший вдловех с его сугубо индивидуальным сотааяыаи липом, детер-минироввнный как природной средой, так и наличвстзуящими общественными отношениями, в которых он является не пассивном объектом воздействия, а актирным субъектом преобразования природа, общества и самого себя.
В работе по^";?ркив8.ется, что К.Марке объективно относите.! к оценке взглядов других философов, выдйллэ, в частности во взглядах энциклопедистов из своих предшественников - Гельвеция, Гольбаха, Фейербаха, как самою ванное и особенна- их -»опытну применить принципы материа-лчзма к анвлияу общественной лизни и в особенности человека. Вместо с тем К.Маркс подчёркивает характерную для философии того времени тен-денпго') искать источник происхождения общественных идей и теорий на в общественном бытии,материальном производстве денного ..'бцестпа, а только лгать в его дуксзиом производстве дангаг теорий и идей, что неминуемо еяд«т к идеализму.
Важнейшими для судеб дальнейшего становления научной ко/гцепции воспитания и образования, просматривающейся и очерченной в трудех К.Маркса, диссертант считает теоретические последования и практичес • кую деятельность ряда лидеров европейского коммунистического и социалистического движения начала XX века. Особенно значимым были новые осмысления идей о сущности человека, его формирования и воспитания, выдвинутые вначале К.Каутским,и затем,в другое время - А.Гретяся. "
Во втором парагргйе первой главы "О диалектике общестзеншх отношений и воспитэния как о диалектике объективного и субъективного" при рассмотрении ря.бот советских авторов выявляются не только особенности Марксова в подхода к вопросам воспитания человека, но и исследуются закономерности воспитания через в.нелиз общественных отно- • пений и жизнедеятельность люде? а одновременно показывается их конкретизация применительно к современным условиям.
Антропология К.Маркса рассматриваете.«- з работе на основе 1._шятий и категорий д*влектического материализма, особенно анализа диалектической взаимосвязи воспитания с общественными отношениями. Это поз-
воляет раскрыть их как диалектику субъективного и объективного.
I
Приоритет здесь сознательно отдается воспитанию как способу преемственности и активнейшему средству воспроизведения человеческой основы истории. В диссертации анализируются две взаиыоперекрещивавщие-ся тенденции воспитательного процесса. Вс-первых, его действия в целен» когда он явхются процессом становящимся и структурируется под воздействием сущесп^ащих общественных отношений и, Ео-вторых, когда он, процесс, исследуется как созвдаащий шш разрушатаний, т.е, активный и действующий в данной специфической конкретно-исторической форме. По мнению автора, это дележе может установить, но только сугубо по отношению к себе, человек, как конкретно-исторический индивид, субъект своего социального времени. Зти возможности заложены в социальном генотипе личности, связанном с практической деятельность® и трудом данного человека и ого поколешш. Каждый индивид б любой исторической епохе выступает ко отноиению к себе; в той или иной степени в качество самоцели не в перспективе, а узе сейчас в своем существующем историческом виде.
Поэтому видится плодотворным и целесообразным подход к формировании человека с точки зрения его самопороздения и самовоспитания в предметной и знаковой деятельности, в особенности, в труде. Этот процесс в диссертации анализируется в рамках следующей схемы: социализация - образование - саморегуляция, самовоспитание. Генерализующая нить становления личности аккумулирована в самом чоловехз, рассматриваемом как продукт собственной жизнедеятельности в определенных обстоятельствах и при определенном воспитании.
Вторая глава "К.Натке о диалектическом единстве и специфическом различии систем буржуазного и коммунистического воспитания и образования" раскрывает ряд принципов Мархсова анализа качественной специфики воспитания и образования в буржуазный период развития общества. На основе атого анализа делается главный вывод К.Маркса в необходимости за"вш старой, оттававщей системы воспитания и образования, служащей интересам господствующих буржуазных слоев, но-.бой, прогрессивной системой, отвечакцей интересам всего общества.
В первом парагр $а второй главы "Маркс о двух сторонах буржуазного воспитания и образования" прослеживается и собирается весь необходдааЛ материал в наследии К«Маркса^ который позволил осветить марксистскую теорию воспитания и образования как целостное учение,
В первую очередь йаркс выделил определенные закономерности воспитательного процесса на основе анализа диалектической связи метду экономическим базисом и надстройкой. Это существенно отличало его теорию воспитания от веек остальных, предаоствувщих концепций воспитания и дало возможность К.Марксу провести конкретное и разностороннее рассмотрение воспитания и образования так в настоящем, так и в будущем коммунистическом обществе.
Если своими позитивными стор -наш! буржуазная система образования я воспитания обеспечивает двиконке человечества вперед, способствуя развитии личности, формированию ее самосознания и самооценки, что в вдеаяа долетюйтааршствоЕать той спстенэ отношений, которая провозглашает человека как велкчайщуп спксце.пность :юей истории, то «зоил! реалы-паи общественным! отношениями, осиавгааш-ми на отчуядении и товарном фетишизме, уводит, отбрасывает человечество далеко назад, формируя его как частичного тщдивида, всецело зависящего от морали чистогана. Приспосабливая человека к капиталистическим рыночни: интересам и конкуренции, оно калечит, уродует его нравственные начала, углубляет отчуждение от родовой, природной сущности.
Данный анализ Маркса показывает, что основная цель воспитания и образования в условиях капитализма, основанного на частной собственности, отногчшж экономичсс-ого, социального и духовного разобщения, выступает зсак цель экономически и политически господствующа о класса, а но подлинные цели обобществленного человечес-ыа.
См: "Немецкая идеология" (т.Э), "Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельный вопросам"(т.1ь), "Заявление генерального совета международного товарищества рабочих в связи с выступлением Кохрена в палате общин" (т.18) Капитал'1 (т.23), "Знонокическо-философские рукописи 1844 го» да" (т.42), "Экономические рукописи 1857-1Э59 годов" (т.46, ч.1, ч.П) и др.
Маркс К., Енгельс , Соч., 2-е изд.
В работах Маркса показано, что в самой атмосфере свободного предпринимательства и конкуренции, в содержании буржуазных социальных структур проявляются и закрепляются молодив, здоровые ростки творческого действия, коллективности, фокусируются живительные силы, позволяющие перейти в будущей к свободному развитии индивидов.
Во втором параграфе второй главы "Роль и ыесто общечеловеческого и классового в воспитательно-образовательном процессе капиталистического и социалистического обществ", актуализируется поиск и постулирование новых аспектов методологического обоснования в марксизме сфера воспитания и образования. В работе прослеживаются особенности характера и содержания систеа воспитания и образования в буржуазном и социалистическом обществах, грашщц их соприкосновения, состыковки, возыоаности перехода одного а другое, их роль и значение в непрерывном хода исторического процесса становления человека, расцвета его сущностных «а, преодоления ш отчуждения и воплощения в действительности высокого гуманистического идеала. Предпринятое в работе рассмотрение соотношения общечеловеческих к ййассовых основ, практичес л реализуемое в системах народного образования обществ разного типа позволяет увидеть не только их различие, но и определенное единство, общность. Подход к проблемам воспитания и образования со стороны общечеловечес-их ценностей выводит марксистскуй науку о человеке на новый методологический подход, рассматривающий сферу воспитания и образования как неотьем-леыув часть соответственно духовного производства, а сами процессы воспитания и образования как самое главное содержание исторического процесса любого человеческого общества.
Исторический, гуманистический, общечеловеческий подход к исследуемой проблеме у К.Маркса позволил ему понять,вопреки тому одностороннему рассмотрению, которое существовало в его время, воспитание и образование, как диалектический процесс. Этот процесс оказался понятым не только внешне, снаружи, но и изнутри, в нем высветилось не только классово-обусловленяое содержание, но и его особый общечеловеческий контекст, выражающий непосредственнув жизнь индивида в конкретном исследовании общественных структур и механизмов.
В третьей главе завершающей работу, "Современная постановка проблей воспитания и образования" освещаются вопроса, характернее для сегодняшнего уровня развития теории воспитания и образования, выдвинутые и обоснованные советской обществоведческой риелью. Автор показывает, под каким углом проводится исследование этих процессов и отражающих их категорий и какое значение для поиска оптимальных путей совериенствсванкя нашей система воспитания и образования имеет 1'лрхсоза концепция становления свободной индивидуальности.
В первом параграфа • третьей главы "К.Маркс о закономерностях становления свободной личности" дается сжатый обзор всех тех Марк-совых положений и высказываний, в которых он пытался показать и осмыслить особенности возможных способов я путей освобождения основных трудящихся классов и социальных групп от порабощающего человека отчуждения и превращения этих трудящихся в подлинных субъектов истортского процесса.
Снятие отчуждения человека от своей сущности и от общества Маркс видит з уючтегешш всого того, что выступает источником, причиной отчуждения и насилия, в уничтожении всей системы социальных, экономических, политических антагонизмов, а затем и з общечеловеческой эмансипации самых передовых, пролетарских слоев. Вот здесь как раз и показывает зев необходимость воспитательно-образовательный процесс. Эмансмпнровгшнй человек - это преаде всего человек высокой духовной, а,следовательно, и политической культуры, политической зрелости, которые обеспечены овладением индивидом достижениями общей культуры, овладением им научным кгросоз-зрениел, неразрывного от процессов политического и экономического воспитания и образования, получаемого трудякрагася ггассами зачастую не столько в учебных аудиториях, а сколько на баррикадах истории, в политических битвах со своими основными противниками. Все это, по Карясу, должно сопровождаться превращением трудящихся в подлинных субъектов материального и духовного производства.
Вопрос о субъекте, о личности ставится Марксом и в осмыслении экономической эволюции общества. Речь идет, з первую очередь, о созидании общественным индивидами путем сбереиения рабочего времени
больного количества свободного времени в обществе. Наличие " свободного времени выступает непременным условием для всестороннего развития индивида, способствует освобождении рабочего класса и является первой гарантией его последующего умственного развития и залогом для более возвышенной деятельности.
Там а: образом, при детальном рассмотрении ряда положений общего наследия К.Маркса, через постижение его концепции развития цивилизации от капитализма к коммунизму, его философской антропологии вырисовывается достаточно четкая система компяекс-1шх мер воспитательно-образовательного назначешш, необходимых дня формирования личности будущего общества.
Во явором параграфе третьей главы "Советская наука о роли и месте воспитания и образования в социалистической системе" общества увязывается вся предшествующая логика работы с существующим современным уровнем развития теории и практики воспитания и образования, с выработанной в последние десятилетия и взятой на вооружение традиционными воспитательно-образовательными институтами, системой ценностей, системой ориентиров в этой области.
До сих пор во многом сфера разработок вопросов воспитания и образования в кличе подчинения интересов действительности интересам воспитания и образования сохраняет свое пр :оритетное значение. Монет быть поетому в исследованиях проблем воспитания и образозашм на протяжении определенного ряда лет происходило разделение общзй идеи комплексного подхода в воспитании, выработанной. классиками марксизма-ленинизма, по отдельным.направленияи к различным наукам о человеке. В результате была утеряна генерализующая нить в целостном, комплексном исследовании проблем дела воспитания и образования. (См. более подробно об этом работы Буевой Л.П., Кухтевич Т.Н., Кирилловой Ы.М., Семакькова В.Н., Гуйвана П.Н.).
В настоящее время философская общественность выражает осознанное яеяаииа и стремление выхода из этой кризисной ситуации, по-кореаия новах "высот" в нелегкой работе переосмысления оснозополага-'вщик подходов к проблемам воспитания и образования. И здесь как раз выступает генерализующее значение методологических принципов и основ теоретического поиска.
В заключение подводится краткий ит>г исояедовметя, формулируются основные выводу и научные результата, даются практичозкко рекомендации.
По данной проблеыо проялн депонирование три работы диссертанта:
1. К.Марко об исключительности и преемственности характера и структур буржуазного и коммунистически го воспитания и образования/
Повзло А.И., Запорояск.иЕвпшоотронт.пи-т. Запорольа, 1990.-14с.-БяблиогрЛ, назв.-Рус.-Доп. в ШОН All СССР, Р 4301бот II.10.00).
2. Методологические проблеш! теср т воопитения и образовшегя в трудах К.Марксг. /Повзло А.Н. З&лортск.гжаяжостр.ин-г.-Зало-рожьо,1990.-16с.- Библногр. 13иаэв.-Рув.-Деп,в ШЮН АН СССР,
Г? 42II9 от 13.06.90/.
3. Современная постановка проблем воспитания и образования «ли за "Круглый столон" с К.Марксоы /Поволо А.Н. ,Запорол.шшииостр. еш-т.-Запорожье,-IS90 г.,-1Рс.-Библиогр.12 назв.,-Руо.-ДОп.в llffll, АН СССР ® 4Я853 от 12.09.90/,
Полученные теоретические и практические результаты отраяены в слэдущих публикациях автора!
1. Социально-политические ориентации учительских кэдроз.» Запородье-Москва: УНЙЦ:ЙПВ при АПН СССР, отчет НИР, 1990, /В соавторстве/ - 4 п.л.
2. Политическая культура и содержание социально-политических ор!онтациЯ//Уровень политической культуры и социально-политические ориентации трудящихся Запорожского метизного завода.-Запоролье-Моск-м: ЮШ1гШ при АПН СССР, отчет НИР, 1990, /В соавторстве/ -5п.л.
Исх^о^.о^олоад
Заказ Т Объем///, .V- Тираж /С'Р Типография ШСиС, ул.Ордконикидзе,. 8/9