автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Анарбаев, Арап
Введение •••••.
Глава I. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ МЫСЛЬ В СОВЕТСКОМ КИРГИЗСТАНЕ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И УПРОЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА.
1.1. Некоторые особенности становления философской науки в Советском Киргизстане.
1.2. Исследование философских проблем.
Глава П* МАШСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВЕТСКОМ
КИРГИЗСТАНЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
2.1. Разработка проблем диалектического материализма и философских вопросов естествознания
2.2. Проблемы исторического материализма и теории научного коммунизма
2.3. Разработка проблем марксистско-ленинской этики, эстетики и научного атеизма
2.4. Историко-философская проблематика.
2.5. Борьба с враждебной идеологией.
3 а к лю ч е н и е.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Анарбаев, Арап
Актуальность темы исследования;- КПСС как партия научного коммунизма всю свою деятельность строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории и считает важнейшей своей обязанностью ее постоянное творческое развитие. " Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХП съезду партии, - если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"*.
Успехи партии в области внутренней и внешней политики были бы невозможны без теоретического осмысления пройденного пути и выявления объективных тенденций общественного развития, исследования закономерностей коммунистического строительства;
На ХХУ1 съезде КПСС было отмечено, что за последнее время марксистско-ленинской наукой немало сделано для разработки актуальных проблем теории. Подлинными достижениями марксистско-ленинской мысли стали положения и выводы, содержащиеся в материалах ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, Пленумов ЦК, в выступлениях и трудах Генерального секретаря ЦК КПСС К.УЛерненко; Из того, что сделано в области теории, прежде всего выделяется разработка учения о развитом социалистическом обществе.
Коммунистическая партия на основе опыта реального социализма дала его всестороннюю характеристику. Тем не менее, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, следует признать, что марксистско-ленинская наука еще до сих пор не
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат,1981, с.77. изучила в должной мере общество, в котором живем и трудимся,не полностью раскрыла присущие ему закономерности^. р^чь вдет о том, чтобы сосредоточить усилия всех общественных наук на углубленном изучении важнейших закономерностей экономического социально-политического и духовного прогресса страны. Пленум подчеркнул необходимость улучшить пропаганду марксизма-ленинизма, истории и политики партии, опыта ее деятельности на различных этапах борьбы за социализм^, ^ числу проблем, всестороннее освещение которых в этой связи диктуется, относятся закономерности развития философской науки в СССР, опыт КПСС в области марксистско-ленинской философии, накопленный ею в борьбе за победу пролетарской революции в нашей стране, в ходе строительства социализма, в период его победы, упрочения, развития и всестороннего совершенствования. "И социалистическое содружество, и международное коммунистическое движение очень нуждаются в разработке научной истории марксизма-ленинизма, в том числе истории борьбы за научно-материалистическое мировоззрение,особенно со времени Октябрьской революции до наших дней"3. црИ решении новых сложных проблем современного международного развития, при дальнейшем продвижении вперед мирового революционного процесса, при осуществлении задач социалистического и коммунистического строительства, развития социалистической идеологии и культуры, философии и всего обществознания марксисты-ленинцы снова и снова обращаются к революционному идейно-политическому,
1.Материалы Пленума Центрального Комитета К1ЮС.14-15 июня 1983го-да. - М.:Политиздат,I983fc.I9.
2.Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии:Постановление Пленума ЦК.КПСС. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.14-15 июня 1983 года. - М.:Политиздат, 1983,с.71.
3.Советский народ - строитель коммунизма,/Под ред.К.К.Каракеева, . Ц.А.Степаняна и др./'В 2-х кн.--, кн.1. - Фрунзе:Кыргызстан,
1977,с.134. социальному, научному и философско-теоретическому опыту ленинской партии, что предопределяет пристальное внимание к разработке проблем, связанных с формированием марксистской философской мысли в нашей стране в целом и в отдельных республиках. Это живой, совершающийся на наших глазах историко-философский процесс со своими трудностями, противоречиями и достижениями должен стать предметом самостоятельного исследования^.
Научное освещение и партийная оценка итогов развития марксистско-ленинской философии эпохи социализма имеет существенное значение и для критики буржуазных и ревизионистских фальсификаторов и извратителей марксистско-ленинской философии и ее истории в СССР, его отдельных регионах, республиках. Проявляя необычайный интерес и внимание к истории советской философской науки, они часто пытаются использовать именно то обстоятельство, что некоторые ее периоды и проблемы недостаточно освещены в советской литературе. Так, абсолютизируя известные субъективные и догматические ошибки, допущенные отдельными советскими философами в период от середины 30-х до конца 50-х годов, они р изображают это время как "застой" марксистской мысли в СССР . Неверны и противоречат исторической правде представления о советской философской науке, распространяемые в зарубежной марк-сологической литературе, как о "догматической", "сциентистско-позитивистской".
Буржуазные идеологи всячески отрицают интернациональный характер марксистско-ленинского учения, стремясь доказать не
1.Передовая: Развивая марксистские традиции. - Вопросы философии, 1982, 7,с. 15.
2. Social Thought in the Soviet Union. Chicago,1969. приемлемость его идей для народов Советского Востока1. Они разглагольствуют о несовместимости марксизма-ленинизма с природой религиозно-идеалистически понимаемого "восточного" человека,с его извечной приверженностью к религиозным традициям. Основываясь на концепции их "боголюбия", убеждают своих читателей,что сознание советских среднеазиатских народов как было до революции религиозным, осталось таким до сих пор. Марксистско-ленинские идеи, якобы, не могли войти в сознание этих народов по причине инертности и особенности мусульманского характера. По их утверждению, теория Маркса, возникшая на Западе, не может победить в мусульманском мире, так как эти шроды по своему духовному, психическому складу и верованию в корне отличаются от 2 всех других народов .
Подавляющее большинство работ, публикующихся на Западе по истории общественно-философской мысли в СССР, утверждения марксизма-ленинизма в сознании и культуре советских среднеазиатских народов, представляет собой сознательную и враждебную нашему
1. Harmstone Teresa Rakowska. Russia and Nationalism in Central Asia.London, 1 97О/ Nationalities and Nationalism in the USSR: a Soviet Dilemma. Ed.by K.A.Linden and D.Simes. Washington, 1977* Soviet Asian Ethnic Frontiers. Ed.by William Cagg and Brian Silver, New York,1979/ J.Wheeler. Islam and the Soviet Union. "Asian Affairs", Vol.10, part 3, October 1979/ A.Bennig-sen,E.Wimbush. Muslim National Communism in the Soviet Unions A Revolutionary Strategy for Colonial World. Chicago and London, 1979/ Ethnic Russia in the USSR. The Dilemma of Dominance. Ed.by E.Allworth.New York,1980/ B.Jurevitz. National Communism in the Soviet Union. Pitssburgh,1980.
2. A.Bennig:3en ,E.Wimbush. Muslim National Communism in the Soviet Union. A Revolutionary Strategy for Colonial World.Chicago and London, 1979/ p.20. G.Wheeler. Islam in the Soviet Union. "Asian Affairs», vol.10, Part J, October 1979,p.250-25U учению фальсификацию. Она является существенной частью анти -коммунистической деятельности, направленной на дискредитацию социализма. Реальная жизнь, исторический опыт советского общества, бурное развитие философской науки в нашей стране опровергает домыслы и извращения антикоммунистов. Однако при всей антинаучности буржуазной фальсификации необходим ее глубокий ша-лиз и принципиальное опровержение. К тому же июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС еще раз подчеркнул исключительную важность донести правду о социалистическом обществе, о его преимуществах до широчайших народных масс во всем мире, разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду-1-. В свете этих требований клевете и извращениям империализма необходимо противопоставить подлинную историю марксистско-ленинской философии в СССР, отдельных республиках, рассказать людям настоящую правду о ленинизме и советской философской науке.
Важное значение для всестороннего освещения философии марк-сизма-%ленинизма в нашей стране имеет изучение путей формирования и развития марксистско-ленинской философской мысли в республиках Советского Востока. Нельзя не согласиться с мнением, что "сегодня особенно необходимо глубоко раскрыть процесс проникновения, распространения и торжества марксистско-ленинского учения в этом регионе, процесс приобщения к нему рабочих, крестьян, интеллигенции, широких народных масс, вставших на путь р социализма, минуя капиталистическую стадию развития" .
1.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.14-15 июня 1983 года. - М.:Политиздат,1983, с.7.
2.РК>вчук М.Т.,Мамедов Ш.Ф. Проблемы исследования истории философской мысли в Средней Азии и Казахстане. - Вопросы философии, 1978, JS II,с. 115.
Степень разработанности теш. № следованию истории философии марксизма-ленинизма в СССР и за рубежам уделяется самое пристальное внимание. Об этом свидетельствует обширная литература, созданная как советскими исследователями, так и зарубежными марксистами. Разработке ж тории советской философской науки посвятили свои работы Б.В.Богданов, Л.Ф.Ильичев, М.Т.Швчук, В.И.Клушин, В.Н.Колосков, Ф.В.Константинов, Б.М.Митин, А.И.Новиков, Т.И.Ойзерман, А.Ф.Окулов, Л.Н.Суворов, П.Н.Федосеев, А.Г.Харчев, Б.А.Чагин, Б.Д.Яковлев и др.1
В изучении истории формирования и развития марксистско-ленинской философской мысли в нашей стране в послеоктябрьский период чрезвычайно большую ценность представляют коллективные труды "Из истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны" (М. ,1961), У1 том " Из тории философии" (М. ,1965)', "Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах" (М.,1965), "Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки"(М.,1970), "Ленинский этап в развитии философии марксизма"(М., 1972),"История общественной мысли" (М.,1972), "Теоретическое наследие В.И.Ленина и современная философская наука" (М.,1974), "Методологические проблемы истории философии и общественной мысли" (М., 1977), "Марксистско-ленинская мысль в СССР. Исторический путь и проблемы его исследования" (Киев,1978), "Методологические проблемы общественных наук"(М.,1979), "Ленинизм и торжество научного материалистического мировоззрения в СССР" (Минск,1981).
В трудах советских ученых проанализирован большой историко-философский материал, даны оценки отдельных этапов развития
I.Перечень литературы дан списком в конце диссертации. философской мысли в СССР от Октября до сегодняшнего дня, В них содержатся важные теоретические обобщения исторического опыта развития философского знания в стране, рассматриваются ее узловые неисследованные проблемы, раскрывается борьба советских философов за ленинское теоретическое наследие против различного рода извращений и фальсификаций.
Эти публикации свидетельствуют о том, что успешно решают- ' ся советскими учеными те основные задачи развития марксистской философии в СССР, которые предначертал В. И.Ленин. Реализацгя ленинского плана развития советской философской науки привела к развертыванию исследований в самых различных областях философского знания. Под руководством партии советские философы ставили и решали актуальные вопросы, возникавшие в процессе социалистического и коммунистического строительства. Этот процесс является выражением роста философского знания и философской культуры в нашей стране, их углубления, все большего проникновения в массы, внедрения в практику коммунистического строительства. Теоретические и практические выводы, содержащиеся в этих исследованиях, представляют собой важный шаг в создании подлинной картины развития марксистско-ленинской философии в СССР в послереволюционный период.
Значительный интерес к изучению истории марксистско-ленинской философии наблюдается и в союзных республиках, так как благодаря огромной идейно-теоретической деятельности Коммунистической партии, марксистско-ленинзкое мировоззрение в короткий срок утвердилось во всех советских республиках,овладело сознанием миллионов людей, превратилось в могучую материальную силу. В тесном содружестве с философскими учреждениями и кадрами Москвы, Ленинграда и других крупных научных центров страны оп~
10 ределенную работу по формированию у людей диалектико-материа-диетического мировоззрения, по пропаганде и развитию философского наследия Маркса-Энгельса-Ленина, по разоблачению реакционной буржуазной идеологии проделали и национальные философские кадры, воспитанные за годы Советской власти в союзных и автономных республиках.
Анализ современного состояния философской мысли в республиках показывает, что для всех союзных республик характерно интенсивное обсуждение современной философской проблематики, соотнесенной с процессами социалистического и коммунистического строительства. Всюду на местном материале, с учетом опыта работы братских республик всесторонне изучаются процессы развития нашего общества, изменения в различных сферах жизни в условиях развитого социализма. Главное внимание обращается на изучение и пропаганду наиболее фундаментальных положений марксистско-ленинского учения. В процессе развития общества и науки в круг философских исследований вовлекаются все новые проблемы. В ходе этого движения философской мысли постепенно, выявились философские вопросы, общие для всей страны в целом, и проблемы, наиболее характерные для данной республики, для данного региона. И это вполне закономерно, что в нашей литературе многогранная деятельность философов союзных республик получает все более замет-т ное освещение .
Определенные результаты достигнуты в разработке вопросов истории марксистско-ленинской философии в республиках Средней
Азии и Казахстана, народы которых пришли к социализму, минуя
I. Очерк истории философии на Украине. - Киев, 1966; Очерки истории марксистско-ленинской йилософии в Белоруссии. - Минск, 1968; Историко-философские публикации, посвященные 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 60-летию образования СССР в журналах "Вопросы Философии" и "Философские науки". капитализм"*-.
В Киргизской ССР в разработку этой проблемы внес большой вклад доктор философских наук, действительный член Академии, наук Киргизской ССР, заслуженный деятель науки республики А.А. Алтмышбаев. В работах А.А.Алтмышбаева, а также АЛ.Какеева на основе богатого исторического материала освещены основные мо- менты распространения марксистско-ленинских идей в республике, особенности борьбы против враждебных марксизму-ленинизму течений в условиях строительства социализма в Киргизии. Большое внимание в них уделяется анализу причин успешного претворения в жизнь великих идей марксизма-ленинизма, показу роли Коммунир стической партии в пропаганде идей научного коммунизма .
Тем не менее, история распространения и утверждения марксизма-ленинизма в Киргизии еще не получила достаточного освещения. Большинство имеющихся публикаций посвящены дооктябрьскому периоду распространения марксистско-ленинских идей в республике, Лишь.работа АЛ. Какеева охватывает и более поздний период. Однако, все эти работы не ставят своей, целью изучение развития марксистско-ленинской философской мысли в республике как самостоятельной проблемы с ее достижениями и противоречиями.
Развитие философии в нашей стране, в том числе и в Советском Киргизстане, является органической составной частью исто
1. См.: Ш истории марксистско-ленинской философии в Узбекистане. - Ташкент, 1968; Очерки истории философской и общественно-политической мысли в Туркменистане. - Ашхабад, 1970; Бей-сембиев К. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане. - Алма-Ата, 1970.
2. См.: Алтмышбаев А.А. Ленин и пропаганда марксизма в Киргизии.
- Фрунзе; Илим, 1967; его же. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе:. Илим,. 1980; Какеев . АЛ. Некоторые особенности распространения и утверждения идей марксизма-ленинизма в Киргизии. - Дис. . канд.филос*наук. -шрунзе, 1964; его же. Марксистско-ленинская мысль в Киргизии.
- Фрунзе: Кыргызстан, I9BI. рии единой, интернациональной по своей сущности марксистско-ленинской философии. Эта часть представляет собой конкретизацию, применительно к условиям развития СССР, ленинского этапа в истории марксистской философии. Являясь составной частью СССР, Советский Киргизстан прошел те же этапы экономического, политического и культурного развития, что и все советские народы. Марксистско-ленинская философия в нашей республике, как и философская мысль в СССР в целом, прошла в своем развитии основные три периода, в конечном счете соответствующие главным периодам истории советского общества в современную эпоху^.
Первый период начинается с победы социалистической революции в республике и перехода власти в руки трудящихся и при-. мерно продолжается до середины 30-х годов, когда в республике, как и во всей нашей стране был построен социализм в основном. В этот период шла острая идейная борьба за преодоление пережитков патриархально-феодального прошлого, сформированы новые черты социалистической культуры на базе прогрессивного национального культурного наследия.
Второй период развития марксистско-ленинской философии связан с упрочением социалистической сознательности масс, их психологии и нравственности. Он охватывает время с середины 30-х до конца 50-х годов, .что совпадает с построением развитого социализма в нашей стране.
Со вступлением нашей страны в период развитого социалистического общества и постепенного перерастания его в коммунизм начался новый этап в культурном строительстве в республике, в формировании и дальнейшем творческом развитии марксистс
I. Советский народ - строитель коммунизма. /Под ред.К.К.Каракее-ва, Ц.А.Степаняна и др./ - В двух кн., кн.1. - Фрунзе, 1977, с.135-143. ко-ленинской идеологии и философской культуры. Философская наука Советского Киргизстана достигла в настоящее время такого развития, когда имеются все возможности приступить к научному обобщению проделанного, подвергнуть анализу исследования киргизских советских философов.
Цель и задачи исследования. Основная цель предлагаемой дис-чертации - проследить путь развития марксистско-ленинской философской мысли в Советском Киргизстане.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- выявить основные закономерности становления марксистско-ленинской философской мысли, общие для каждой национальной республики и определить специфические особенности этого процесса в Советском Киргизстане ;
- выделить основные этапы марксистско-ленинской философии в республике и раскрыть их взаимосвязь с практикой коммунистического строительства;
- осветить и теоретически обобщить научно-исследовательскую и пропагандистскую деятельность философов республики в области диалектического и исторического материализма, научного коммунизма, истории философии;
- определить тот реальный вклад, который внесло развитие философской мысли в республике в общую историю марксистско-ленинской философии;
- показать несостоятельность буржуазной фальсификации философского сознания киргизского народа.
Методологическая основа и источники диссертации.При написании диссертации автор руководствовался произведениями классиков марксизма-ленинизма, решениями партийных съездов,конференций и пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Киргизии, важнейшими постановлениями ЦК KIXJC и ЦК КП Киргизии, выступлениями руководителей Коммунистической партии и советского государства. Нами широко использованы данные периодической печати на киргизском и русском языках, материалы, имеющиеся в Государственной библиотеке имени В. И.Ленина, Книжной палате Киргизской ССР и Республиканской государственной библиотеке имени Н.Г.Чернышевского в г.Фрунзе.Мы использовали также материалы партийного архива Киргизского филиала ШЛ при ЦК КПСС и частично материалы Центрального Государственного архива Киргизской ССР.
Большим подспорьем для нас явились такие фундаментальные работы, как "Очерки истории Коммунистической партии Киргизии" (Фрунзе,1979), "Изтория Киргизской ССР",т.П (Фрунзе,1973),а также научные исследования местных авторов, в которых нашли отражение различные аспекты социалистического и коммунистического строительства в республике.
Основным источником для написания диссертации послужили, собственно философские работы - монографии, книги, диссертации и научные статьи философов республики. Сегодня в Киргизии в области философской науки работают более 170 человек, в том числе I академик, 2 члена-корреспондента Академии наук Киргизской ССР, 6 докторов и свыше 90 кандидатов наук, которыми ежегодно публикуется солидная литература по различным направлениям марксистско-ленинской философии.
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Хотя о некоторых вопросах развития философской науки в Советском Киргизстане опубликован ряд статей, тем не менее мы все еще не имели ни одной цельной работы, посвященной этой проблеме.
В диссертации впервые осуществлено целостное научное изучение истории распространения, утверждения и дальнейшей твор
- 15 ческой разработки проблем марксистско-ленинской философии в республике в период победы и развития социализма. В ней на основе большого количества фактического материала определяются основные этапы и особенности развития философской науки в Киргизской ССР, которые в основном совпадают с этапами развития советского общества, показывается вклад ученых республики в разработку актуальных проблем марксистско-ленинской философии. На конкретных фактах раскрываются достижения киргизского народа в области социалистической культуры, науки, формирования марксистско-ленинского мировоззрения. В работе дается критический анализ буржуазной фальсификации утверждения социалистической идеологии в республике.
Фактические материалы и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научных и идейно-воспитательных целях: в дальнейшей разработке проблем истории марксистско-ленинской философии, распространения идеологии рабочего класса в странах социалистической ориентации, истории развития науки и культуры б республиках Советского Востока, освещении истории социалистического и коммунистического строительства в республике; в лекциях, спецкурсах, семинарах по истории марксистско-ленинской философии в вузах; в деле разоблачения буржуазных и ревизионистских извращений духовной жизни народов СССР; в воспитании молодого поколения в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма.
-16
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие марксистско-ленинской философии в советском Киргизстане (1937-1980 гг.)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ развития философской науки в Советском Кыргызстане позволяет прийти к некоторым обобщениям и выводам, характеризующим ее основные этапы, тенденции и направления:
I. После победы Великой Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей начало новой эры во всемирной истории человечества, открылись принципиально новые возможности широкого повсеместного утверждения марксистско-ленинского мировоззрения как формы массового сознания, как формы становления новой коммунистической личности. "Октябрь, - говорится в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик", - разбил цепи социального и национального гнета, поднял к самостоятельному историческому творчеству все народы нашей страны"*. Поэтому развитие философской науки в Советском Киргизстане должно рассматриваться как составной элемент политического, экономического и культурного возрождения киргизского народа, достигнутого в результате проведения в жизнь Коммунистической партией ленинской национальной политики, братской помощи великого русского и других народов нашей страны.
60 лет существования СССР показал, что все стороны общественной жизни, включая экономику, кулигуру, язык, науку,искусство, быт и т.д., любой нации и народности, входящей в СССР, могут быть по-настоящему правильно осмыслены только при учете величайшего интегративного социального процесса становления и формирования советского народа как новой исторической общности людей. Этот общественный процесс определяет развитие всех
I. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года.- М.:Политиздат, 1982,с.4. общественных явлений, в том числе и философии, как формы общественного сознания.
2. Утверждение и торжество вдей марксизма-ленинизш:в Киргизии, как и на всем Советском Востоке, было долгим и временами исключительно сложным революционным процессом*. Он состоял из ряда этапов, соответствующих и определяемых в конечном итоге основными важнейшими социально-экономическими вехами в истории советского общества. Каждому из этих этапов были присущи свои специфические особенности, формы и методы развития марксистско-ленинской философии.
Приобщение киргизского народа к марксистско-ленинской философии могло начаться как широкий цроцесс формирования нового мировоззрения первоначально не прямо, а прежде всего через политическую идеологию и Программу Коммунистической партии. Присутствующие в марксистской науке философские идеи воспринимаются в качестве истинных классовым "инстинктом" масс.
Предпосылки для утверждения марксистской философии и развития црофессионального философского мышления в Киргизии были созданы в 20-40-е годы, благодаря преобразованиям, проведенным под руководством Коммунистической партии и цри всесторонней экономической, политической поддержке русского рабочего класса в развертывании культурной революции, включавшей в себя шаги по ликвидации неграмотности, по созданию национальной письменности, печати, собственной интеллигенции, по переводу трудов классиков марксизма-ленинизма на киргизский язык.
Воцросам социалистического строительства в ресцублике посвящен ряд трудов ученых, в которых в той или иной степени освещается сложный процесс идеологической борьбы в период
I. См.! Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе:Илим, 1980,с,9, строительства социализма и построения развитого социалистического общества, процесса преодоления старых взглядов, идей и утверждения марксистско-ленинского мировоззрения на основных участках идеологии и культуры. Успехи социалистического строительства, победоносное развитие культурной революции, рост марксистских кадров привели к торжеству марксистско-ленинской философии в республике. В условиях развитого социалистического общества происходит дальнейший рост идейно-теоретической подготовки кадров, повышение и:: принципиальности, на этой основе окончательное утверждение марксизма-ленинизма в важнейших областях идеологической жизни. "Марксистская философия сейчас стала в Киргизии, как и во всех республиках нашей страны, одним из важнейших участков всей идеологической работы нашей партии и народа"*.
3. Естественно, исследователей Советского Киргизстана всегда интересовали вопросы национального и государственного строительства в республике. Марксизм-ленинизм всегда выступал против игнорирования национального вопроса, так и против его абсолютизации. Национальный вопрос для нашей партии неразрывно связан с вопросом максимального удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся всех наций и народностей и вытекает непосредственно из задач по расцвету экономики и культуры каждого народа, через их национальное объединение и развитие внутренних возможностей и прогрессивных национальных традиций.
В ряде работ ученых республик нашли глубокое отражение вопросы теории наций и национальных отношений, проблемы формирования и развития новой многонациональной общности советского народа, диалектики национального и интернационального в
I. Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1980, с.140. его образе жизни и др. Поэтому в книге "Советский народ - строитель коммунизма" /Фрунзе, 1977/ относительно вклада киргизских исследователей в разработку этих цроблем справедливо отмечено, что "ученые и руководяцие работники республики много внимания уделяют разработке проблем социалистического интернационализма, национальных отношений, воцросов развития многонационального социалистического государства и советского народа как новой исторической общности." и "внесли важный вклад в их разработку"1.
4. Одно из центральных мест в исследованиях философов ресцубяики занимали и занимают цроблемы освещения особенностей цроявления общих закономерностей социалистического цреоб-разования общества в условиях ранее отсталых стран, теоретическое обобщение опыта некапиталистического развития. Ученые республики в творческом содружестве с учеными Москвы, Ленинграда, республик Средней Азии и Казахстана к настоящему момен -ту создали научную картину революционного переустройства социально-экономических, общественно-политических и духовных основ жизни среднеазиатских народов, в том числе киргизского народа на началах социализма. В центре внимания исследователей находились такие воцросы, как .значение ленинской концепции перехода ранее отсталых стран к социализму, особенности перехода дехканских масс к социалистическим формам хозяйствования, специфика цреобразований в сфере культуры. Наряду со всесторонним освещением основных закономерностей социалистического строительства в ранее отсталых странах они сосредоточивают усилия на выявлении специфических особенностей становления нового общественного строя в регионе, раскрывают международное-значение этого опыта.
I. Советский народ - строитель коммунизма. Кн.1. - Фрунзе, 1977, с.6-7, а также см.-* Советская Киргизия, 1981, 29 сентября.
5.С начала 60-х годов философы республики активизировали исследования наиболее актуальных, теоретических аспектов мате -риалистической диалектики и теории познания. Многие труды философов республики получили широкое признание читателей и философской общественности страны. Внесен достойный вклад в разработку проблем ленинской теории отражения, методологии и логики научного познания, ряда законов и категорий материалистической диалектики.
Достигнуты положительные результаты в разработке философских проблем естествознания. В республике опубликован ряд оригинальных исследований, в которых с позиций диалектического материализма дается философское осмысление новейших достижений современной биологии, физики и других естественных наук.
Важно отметить, что в подавляющем большинстве философы ведут поиски и намечают конкретше пути выхода анализируемых проблем в црактику коммунистического строительства.
6. В последние годы философы республики несколько усилили свое внимание к вопросам марксистско-ленинской этики и научного атеизма, нравственного и эстетического воспитания. В работах киргизских ученых нашли свое освещение основные объективные и субъективные условия формирования и развития социалистической нравственности, ее взаимосвязь с диалект ико-мат ер иа-листическим мировоззрением и политической сознательностью, особенности утверждения коммунистической морали, ее основных принципов и норм в условиях Киргизии. В области научного атеизма в центре внимания наших философов находятся вопросы классовых и гносеологических корней религии вообще, ислама в частности, причин живучести, особенностей проявления религиозных пережитков, путей, методов и средств их полного искоренения.
7. За,дачи создания и развития новой социалистической культуры требуют критического переосмысливания и использования лучших црогрессивных достижений духовной культуры прошлого. Исходя из этого, философы республики цроделали определенную работу по изучению и разработке цроблем философской и общественной мысли. В этом нацравлении сравнительно более полно изучены основные стороны большого многогранного духовного наследия киргизских акынов-демократов и мыслителей конца XIX и начала XX вв. Токтогула, Тоголока Молдо и Барпы. Защищена одна кандидатская диссертация и опубликован ряд научных статей об общественно-политических и философских воззрениях акынов-мыслителей консервативного толка Калигула, Арстанбека и Молдо Кылыча.Имеются положительные попытки научной разработки мировоззрения киргизского народа на базе богатого фольклорного наследия.
Однако до сих пор нет сколько-нибудь квалифицированного разбора достижений в области историко-философских исследований. В настоящей работе ставилась цель поддержать то положительное, удавшееся, бесспорное, на наш взгляд, и отклонить все случайное, навеянное неглубоким или односторонним пониманием.
Вполне естественно, что в таком сложном и серьезном деле, каким является оценка идейного наследия прошлого, возможны и ошибочные трактовки и спорные суждения. Говоря об этом, мы не можем не иметь в виду, что цроблема оценки духовного наследия ранее отсталых народов является очень сложной и запутанной проблемой.Поэтому только неукоснительное руководство принципами партийности, классового подхода, историзма может приносить успех в исследовании идейного наследия киргизского народа. Этому нас учит вся история советской историко-философской науки, получивший в последнее время необычайно широкое развитие во всех союзных и автономных республиках. Изучая общественно-политическую и философскую мысль, необходимо проанализировать не только ее положительные стороны, но и дать объективную оценит ее отрицательных, реакционных тенденций.
В философские исследования непомерно широко включается общественно-политическая, литературно-художественная мысль. Прямолинейное толкование философского смысла нефилософских произведений приводит к тому, что поэтические художественные образы, несущие различные идеи о жизни общества, человека, цревра-щались в проблемные философские суждения, идеи и концепции. Как известно, в црогрессивных, стихийно-материалистических тенденциях, выраженных в художественных образах фольклора и акынской поэзии, нельзя еще усмотреть заключенную понятийную систему научных знаний.
Основная ценность историко-философских исследований в республике заключается в том,что в них содержатся утверждения, что в философской мысли киргизского народа в XIX веке появляются отдельные материалистические и диалектические догадки в объяснении явлений црироды и человеческого общества.
8. Важное место в работе философов республики занимает анализ основных направлений современной буржуазной идеологии. Особое внимание уделялось разоблачению клеветнических измышлений инпериализма и маоистских фальсификаций, направленных на очернение исторических достижений народов Советского Востока, опорочивание ленинской национальной политики Коммунистической партии и Советского государства.
Факты из истории развития марксистско-ленинской философии науки в Советском Киргизстане свидетельствуют также о несостоятельности утверждений буржуазных фальсификаторов о том,что историю философии марксизма в СССР надо рассматривать как историю "советско-русской" философии, что философы других национальностей не вносят заметного вклада в развитие философской мысли в СССР, ибо, якобы,в советской философии наблвдается полное засилие русских, что в настоящее время происходит русификация философской и общественно-политической мысли народов СССР, утраты ее национальной самостоятельности.
Ученые республики наряду с философами братских республик, Москвы, Ленинграда и других научных центров проделали заметную научную работу по философии, внесли посильный вклад в развитие философской мысли в стране. Эти факты доказывают,что киргизские философы, как и ученые других союзных республик,в своих работах продолжают развивать лучшие традиции национальной культуры и философии на общей идейной основе маркеизма-^ле-нинизма. А теоретическая и практическая помощь киргизским философам со стороны философов Р^ФСР, других братских республик, творческое содружество с ними, участие киргизских философов в дискуссиях, коллективных трудах, совместная разработка важнейших научных проблем и другие научные формы связи в рассматриваемый период не только не умалили их вклада в развитие философской мысли, сковывали каким-то образом их инициативу, а наоборот, помогали нашим философам повысить теоретический уровень своих исследований, окрепнуть теоретически и организационно и тем самым принимать еще более действенное участие в развитии философской науки в нашей стране, вносить еще более весомый вклад в разработку актуальных цроблем.
В настоящее время в Советском Киргизстане создана достаточная научно-теоретическая база для дальнейших исследований в различных отраслях диалектического и исторического материализма, этики, эстетики и научного атеизма, в области истории философской мысли киргизского народа. Перед философами Советского Киргизстана,как и перед цредставителями других областей знания, стоит еще много сложных и трудных задач, важнейшие из которых сформулированы в решениях ХХУ1 съезда партии, на июньском /1982/ Пленуме ЦК КПСС, в постановлениях партии и Советского правительства по идеологическим вопросам.
1.B области диалектического материализма должны быть продолжены исследования цроблем мышления, языка и общения на основе глубокого освоения ленинской теории отражения. Предстоит провести изучение философских цроблем современного естествознания, кибернетики, бионики. Важной задачей работающих в области фи»-* лософских цроблем современных естественно-технических наук должна стать проблема охраны природы, вопросы социально-экономического развития, рационального использования природных ресурсов.
2. Б области исторического матершлизма важнейшими направлениями должны стать разработка теоретических цроблем развитого социализма, воцросы укрепления материальных и духовных основ социалистического образа жизни, формирования нового человека. Особое значение приобретает теоретическое обоснование путей и форм совершенствования национальных отношений в процессе перерастания зрелого социализма в коммунизм.При изучении национальных отношений на первый план выдвигаются прежде всего методологические аспекты этой проблемы: воцросы взаимосвязи и взаимообусловленности национального развития народов и их сближения,сближения наций и интернационализации всех сфер развития общества.
Заслуживает пристального внимания исследователей анализ сферы межличностных отношений, культуры межнационального общения, содержания и форм проявления национальных особенностей людей, отражения этих особенностей в их сознании и психологии, в общественных отношениях вообще.
- 176
Закономерности формирования и развития общесоветских черт поведения, характера, мировоззрения, советских людей, не зависящих от социальных и национальных различий, динамика межнациональных отношении внутри республики и в общесоюзном масштабе, влияние миграции и ассимиляции на характер этнических общностей - решение всех этих воцросов должно быть подкреплено научным анализом конкретного материала, точных фактов, характеризующих . современные социальные и этнические процессы в Советском Киргиз-стане.
3. Остаются актуальными проблемы освещения особенностей проявления общих закономерностей социалистического преобразования общества в условиях ранее отсталых стран, теоретическое обобщение.опыта их некапиталистического развития. "Молодые государства, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик", -в первую очередь те из них, которые выбрали социалистическую ориентацию, с живым интересом относятся к советскому опыту национально-государственного строительства, перехода ряда народов СССР к социализму, минуя капиталистическую стадию развития"*. Поэтому сегодня как никогда возрастает значение всестороннего комплексного обобщения совместно с экономистами, историками, юристами, лит ер атур овед шли республики, учеными, научными коллективами братских республик опыта некапиталистического развития ранее отсталых народов от докапиталистических общественных отношений к социализму и коммунизму. Хотя мы располагаем важными и полезными исследованиями, посвященными этой проблеме, целый ряд ее общезначимых и специфических аспектов и сторон ждет дальнейшей углубленной творческой разработки.
I. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с.23.
- 177
4. Все еще отстает от требований сегодняшнего дня состояние разработки вопросов этики и эстетики, нравственного и эстетического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма. Особого внимания заслуживает изучение проблем превращения труда в первую жизненную потребность каждого человека, вопросов формирования разумных потребностей, методов борьбы против проявлений мещанства, стяжательства и других антиподов нашего образа жизни.
5. Решения грандиозных задач комгдунистического строительства связано с дальнейшим повышением сознательности, а следовательно и с преодолением религиозных предрассудков в сознании и поведении людей. Несмотря на успехи, достигнутые в атеистическом воспитании трудящихся, еще недостаточно глубоко изучены социальные, психологические и этнографические корни религиозной идеологии, пути и методы вовлечения верующих в активную общественную и производственную деятельность. Эффективность и действенность отдельных рекомендаций, встречающихся в атеистической литературе, не аргументируются данными социологических исследований. "Борьбу с религией, - указывал В.И.Ленин, -.нельзя т ограничивать абстрактно-идеологической проповедью." . Чрезвычайно важно учитывать в атеистической теории и практике ленинский методологический принцип конкретно-исторического подхода.
6. В области истории философии одной из актуальных становится проблема развития идейных и духовных связей между народами нашей страны. Раскрытие диалектики национального и интернационального, особенного и общего в духовной жизни советских народов является одной из важных задач. Предстоит дальнейшее углубленное изучение богатого самобытного духовного наслеi. Ленин"В.И. Об отношении- рабочей партии к религии,- Полн.собр. соч.,т.17, с.418. дия киргизского народа, закономерностей утверждения и развития марксистско-ленинской идеологии в условиях ранее отсталых стран и народов.
7. Творческое осмысление новых явлений жизни с позиций марксизма-ленинизма неотделимо от усиления идеологической борьбы со всякого рода буржуазными, реформистскими и ревизионистскими философскими течениями и антикоммунизмом, пытающимися подорвать притягательную силу марксистско-ленинских идей, извратить и очернить все, что происходит в социалистических странах, прежде всего в нашей стране, отвратить лкщей от социализма, В конкретных условиях республики эта задача связана также с необходимостью дальнейшего усиления отпора буря<уазным идеологам, пытающимся противопоставить социализм интересам народов Советского Востока, их национальным традициям и культуре.
Для советских философов, в том числе дляуюных республики особое значение имеет то, что на^Ш! съезде партии, июньском /1983 г./ Пленуме Щ КПСС определены коренные, главные проблемы, на которых необходимо сосредоточить работу в области философии в предстоящий период. Эти цроблемы нуждаются в интенсивной разработке, глубоком творческом анализе, Решения съезда и Пленума четко определяют главные задачи, стоящие сейчас перед философской наукой, выполнение которых позволит советским ученым внести достойный вклад в процесс созидания коммунизма.
Нет сомнения, что философы Советского Киргизстана как один из боевых отрядов советских обществоведов сконцентрируют свое главное внимание на успешном решении задач, которые поставили перед ними ХХУ1 съезд партии и ХУЛ съезд партийной организации республики, умножат свой вклад в дальнейшее творческое развитие советской философской науки.
Список научной литературыАнарбаев, Арап, диссертация по теме "История философии"
1. Маркс К. Капитал; Маркс К., Энгельс Ф; Соч., 2-е изд., т.23, с.660-663.1.6; Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К;, Энгельс Ф; Соч, 2-е изд., т;2,с;329-364.
2. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К;, Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.#т;20. с.486-499.1;8. Энгельс Ф; Чешским товарищам к первому мая. Воспоминание из времен 1848 года. Маркс К;, Энгельс Ф; Соч., 2-е изд.,т.22, с.420.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Соч., 2-е изд.,т.2v с.85-95.
4. Маркс К;. Энгельс Ф. Немецкая идеология; Соч.,2-е изд;, т.З, с.15-78.1;П. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Комцунистической партии; Соч.,2-е изд;,т.4,с.423-459.
5. I2. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч.,т.1,
6. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн. собр.соч.,т.7,с.233-242.
7. Ленин В.И. К еврейским рабочим. Полн.собр.соч.т.10. с.266-267. ' '
8. Ленин В.И. Доклад комиссии по выработке резолюции о государственной думе. Полн.собр.соч.,т.15,с.362-363:
9. Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос. Полн. собр.соч.,т.23, с.149-150.
10. Ленин В.И. Одна из великих побед техники^ Полн.'собр.* соч;,т.23, с.93-95.
11. Ленин В.И;- Критические заметки по национальному вопросу;'- Полн;собр;соч.',т;24, с.ИЗ-150.1.;22. Ленин В .И. Пробуждение в Азии. Полн.собр.соч.,т;23, с;145-146.1.23; Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение." Полн;-собр.соч.,Т;25, с.257-316.
12. Ленин В.И. 0 лозунге Соединенных штатов Европы1. -Полн.собр.соч.,т.26, с.351-355.
13. Ленин В.И; Итоги дискуссии о самоопределении; Полн. собр.соч.,т.ЗО, с;17-58.1.29; Ленин В.И; Как организовать соревнование? Полн; собр.соч.,т.35, с.195-205.
14. Ленин В;И. Очередные задачи Советской власти; Полн; собр.соч.,т.36, с.188-190.1.3I; Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства. Полн.собр.соч.,т.36, с.383-385.
15. Ленин В.И; Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с,5-3I9.
16. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч.,т.40, с.314-316.
17. J Ленин В.И; 0 средней Азии и Казахстане. Ташкент: Госиздат Узб.ССР, I960. - 631 с.
18. Документы КПСС. Советского правительства
19. Программа КПСС. Принята ХХП съездом КПСС. КПСС в. резолюциях,., т.8, с.196-305.
20. Резолюция. ХХП съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу Центрального Комитета КПСС. КПСС в резолюциях., т.8, М., 1972,. с.173-195, .
21. Резолюция. ХХШ съезда. Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу Центрального Комитета КПСС, КПСС в резолюциях., т.9,- М., 1972,. с.16-35»
22. Резолюция, ХХЗТ съезда Коммунистической партии Советского Союза .по. отчетному докладу Центрального Комитета КПСС. Материалы ХХ1У съезда КПСС. КПСС в ре. . золюциях., T.I0, М., 1972, с.341-^364. ~
23. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, -256 с. . .
24. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.. 223 с. . . . . .
25. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социа. листических Республик, М.: Политиздат, 1978. - 62 с.'28. 0.110-й годовщине .со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г, -М.: Изд-во Правда, 1979. 16 с.
26. О 60-й. годовщине Великой.Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 января. 1977 г. М,: Политиздат, 1979. - 32 с.
27. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от19 февраля 1982 г, М.: Политиздат, 1982. - 31 с. .
28. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их. роли в коммунистическом строительстве: Постановление ЦК КПСС от 14 августа 196/ г. КПСС в резолюциях,., т.9, М.: Политиздат, 1972, с.342-357.
29. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.67-80.
30. Коммунистическая партия Киргизии в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов обкома и ЦК.
31. В пяти частях. Фрунзе: Кыргызстан, 1968-1980, ч.2. -778 е.; ч.З - 394.; ч.4 - 399 е.; ч.5 - 170 с.
32. ХУТ съезд Коммунистической партии Киогизии 16-18 января 1976 года. Стенографический отчет. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. - 412 с.
33. Ш1 съезд Коммунистической партии Киргизии 20-22 января 1981 года. Стенографический отчет. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 419 с.
34. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства
35. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-^е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 670 с.
36. Черненко К.У. КПСС и права человека. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во АПН, 1982. - 296 с.
37. Черненко К.У. Идеология революционного созидания и мира. Проблемы мира и социализма, 1983, й II, с.4-11.
38. Черненко К.У. Речь на предвыборном собрании избирателей Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1982 года. Правда, 1984, 3 марта.
39. Андропов Ю*В. Избранные речи и статьи. 2-е изд., -М.: Политиздат, 1983. 320 с.
40. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, гё 3, с.9-23.
41. Бпежнев Л.И. Великий Октябрь и прогресс человечества. -М.: Политиздат, 1977. 31 с.
42. Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика в действии. М.: Политиздат, 1981. - 581 с.
43. Суслов М.А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. Избранные речи и статьи. В трех томах. М.: Политиздат, 1982. - т.1. - 448 е., т.2. - 319 е., т.З. -384 с!
44. Щербицкий В.В. Международное значение опыта национальных отношений в СССР. Избранные речи и статьи. -М.: Политиздат, 1978, с. 199-216.
45. Рашидов Ш.Р. Социалистический образ жизни и национальное самосознание. Проблемы мира и социализма, 1975, № 9, с.7-14.
46. Зимянин М.В. Ленинизм революционное знамя нашей эпохи. - М.: Политиздат, 1975. - 418 с.
47. Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. -М.: Политиздат, 1982. 47 с.
48. Усубалиев Т.У. К социализму, минуя капитализм. -Проблемы мира и социализма^ 1972, № 2, с.51-57.
49. Усубалиев Т.У. Ленинизм великий источник дружбы и братства народов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1974. - 401 с.
50. Усубалиев Т.У. Интернациональное воспитание твудя-щихся. -М.: Политиздат, 1974. 109 с.
51. Усубалиев Т.У. Торжество ленинской национальной политики в СССР и великодержавный шовинизм в Китае. -Фрунзе: Кыргызстан, 1976. 35 с.
52. Усубалиев Т.У. Дружба народов наше бесценное завоевание. -М.: Политиздат, 1977. - 307 с.
53. Усубалиев Т.У. Ленинская-теория некапиталистического пути развития и формирования национальной интеллигенции. Вопросы философии, 1980, $ 4, с.33-45.
54. Усубалиев Т.У. Руководящая роль КПСС в укреплении единства интернационального и национального в советском социалистическом образе жизни, Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 182 с.
55. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
56. Советский народ отпоитель коммунизма (Под ред. К.К.Каракеева, Ц.А.Степаняна и др.). В 2-х книгах. -Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - т.1. - 410 е.; т.2. -413 с.
57. Диалектика общего и особенного в образе жизни социалистического общества: Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции "Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа". Москва -Фрунзе: Илим, 1980. - 118 с,
58. Единство интернационального и национального в советском образе жизни: Материалы к Всесоюзной научно-теоретической конференции ^Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа". М. -Фрунзе: Илим, 1980, - 135 с,
59. Материалы совещания по проблемам диалектического материализма и философским вопросам естествознания. -Фрунзе: Илим, 1974. 90 с.
60. Документы, материалы, статистические сборники
61. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1977. - 710 с.
62. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1977. - 448 с.
63. Народное образование, наука и культура в Киргизской ССР за 50 лет. Статистический сбошик. Фрунзе: Кыргызстан, 1974.
64. Киргизстан за годы Советской власти. Юбилейный статистический сборник. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.
65. Народное хозяйство Киргизской ССР. Статистический сборник. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 263 с.6. Архивные материалы
66. Архив Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии» Филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
67. Центральный Государетвенный архив при Совете Министров Киргизской ССР.7. К н и г и
68. Абдылдаева Г. Социалистическая ориентация путь ускоренного развития (Некоторые вопросы ускоренного развития ранее отсталых народов). - Фрунзе: Мектеп, 1971. - 51 с, (на кирг.яз.;.
69. Абдылдаев М. Формирование атеистического мировоззрения в Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 99 с. (на кирг.яз.).
70. Абдылдаев С. Религия и женщина. Фрунзе: Кыргызстан, 1972 (на кирг.яз.).
71. Абдылдаев Т. Философские вопросы учения о виде. -Фрунзе: Илим, 1966. 283 с.
72. Абдылдаев Т. Философские вопросы естествознания в трудах ВеИ.Ленина. Фрунзе: Кыргызстан, 1970 (на кирг.яз.).
73. Абдылдаев Т. Понятие "вид" в современной биологии. -Фрунзе: Илим, 1971. 232 с.
74. Абдылдаев Т. Соотношение различных тенденций в исследовании уровней организации живой природы. Фрунзе: Илш, 1975. - 249 с.
75. Абдылдаев Т. Актуальные вопросы диалектики. Фрунзе: Кыргызстан, 1976 (на кирг.яз.).
76. Абдылдаев Т. ХХУ1 съезд КПСС и некоторые вопросы марксистско-ленинской философии. Фрунзе: Кыргызстан I9B3. — 159 с.
77. Абдылдаев Т.А., Бакаев А.К. Соотношение естественного и искусственного в условиях научно-технической революции. Фрунзе: Илим, 1983. - 196 с. . . .
78. Айтматов Ч.Т. В соавторстве с землею и водою. Очер-ки^статьи^ беседы, интервью. - Фрунзе: Кыргызстан,
79. Алтмышбаев А.А. О некоторых особенностях формы перехода народов Средней Азии к социализму. Фрунзе,1959. 98 с.
80. Алтмышбаев А.А. Ленин и пропаганда марксизма в Киргизии (1905-1923 гг.). Фрунзе: Илим, 1967. - 259 с.
81. Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1980. -171 с.
82. Акунов А.А. Особенности познания в современной физике,, Фрунзе: Илим, 1982. - 146 с.
83. Анарбаев А. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся. Фрунзе: Кыргызстан, 1980.
84. Арстанбеков С. Октябрьская революция и атеистическое воспитание. Фрунзе: Кыргызстан, 1969 (на кирг.яз.).
85. Артыков А.А. Коммунизм и ислам. Ташкент: Правда Востока и др., 1962. - 42 с, (на узб.яз.).
86. Асанкулов С. Борьба с религиозными и феодально-родовыми пережитками в сознании людей. Фрунзе, 1969 (на кирг.яз.),
87. Аскаров Т. Эстетическое постижение мира: Избр. статьи, исслед. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 319 с.
88. Аташбаев И. Формирование социалистической психологии рабочего класса в Киргизии. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. - 82 с,, (на кирг.яз.).
89. Ахмедова М.А. Некапиталистический путь: Некоторые проблемы теории и практики. Ташкент: Узбекистан, 1976. - 223 с.
90. Ачылова Р. Интернационализм основа ленинской национальной политики. - Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 163 с.
91. Баетов Б. 0 природе интернациональных чувств. -Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 98 с.
92. Базарбаев Ш. Семья и религия. Фрунзе: Кыргызстан, 1973. - 42 с. (на КЕфг.яз.).
93. Бая лиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972. - 170 с.
94. Бейсембиев К. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане. Алма-Ата, Казахстан, 1970. - 384 с.
95. Белимов А.Ф. Научная несостоятельность мировоззрения баптистов и меннонитов. Фрунзе: Кыргызстан, 1971. -70 с.
96. Бернштам А.Н. Историческое прошлое киргизского народа. Фрунзе, 1942. - 26 с.
97. Бернштам А.Н. Культура древнего йфгизстана. Фрунзе, 1942. - 22 с.
98. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. -М.: Наука, 1970. 340 с.
99. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. -Фрунзе: Илим, 1972. 234 с.
100. Брудный А.А., Щукуров Э.Д. Мир общения. Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - 70 с.
101. Валиев А.К. Октябрь, культура, интеллигенция. Ташкент: Узбекистан, 1977. - 199 с.
102. Валитова А. Героическая традиция киргизского народа. Фрунзе, 1943 (на кирг.яз.).
103. Василенко В. Рассювые бредни Фашистских бандитов. -Фрунзе, 1943. 20 с.
104. Вейнгольд Ю.Ю., Билыпай А.А. Люди и пережитки в их сознании (Социологический очерк об искоренении пережитков прошлого в сознании и поведении лкщей). -Фрунзе: Кыргызстан, 1967. III с.
105. Вейнгольд Ю.Ю. Право как социологическая категория. -Фрунзе: Мектеп, 1962. 317 с.
106. Вейнгольд Ю.Ю. Социальная воля и некапиталистическое развитие. Фрунзе: Мектеп, 1970. - 307 с.
107. Вейнгольд Ю.Ю. Советский народ новая историческая общность лвдей (социологический очерк). - Фрунзе: Кыргызстан, 1973. - 67 с.
108. Вопросы истории естествознания и техники в Киргизии. -Фрунзе: Илим, 19$7, вып.1. 51 е.; вып.2, 1969. - 68 с.
109. Вопросы коммунистического воспитания (Сборник статей). Фрунзе, Изд-во АН Кирг.ССР, 1967. - 101 с.
110. Гальперин Б.И. Баптизм и его идеология. Фрунзе: Кыргызстан, 1972. - 50 с.
111. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. -Алма-Ата: Казахстан, 1971. 302 с.
112. Джанузаков М. Критика буржуазной Философии и социологии. Фрунзе: Кыргызстан, 1969. - 63 с.
113. Джумагулов С. Марксистско-ленинская теория о некапиталистическом пути развития в действии. Фрунзе: Кыргызстан, 1970. - 96 с.
114. Джумагулов С. Особенности общественного прогресса в развивающихся странах. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. -120 с.
115. Джунусов М.С. К вопросу о формировании киргизской социалистической нации. Фрунзе: Киргиз Госиздат, 1952. - 204 с.
116. Джзтаусов М.С. О некапиталистическом пути развития киргизского народа к социализму. Фрунзе, 1958.192 с.
117. Джунусов М.С. Всестороннее развитие и тесное сближение советских нации в период развернутого строительства коммунизма. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1962. - 43 с.
118. Джунусов М.С. Об изучении нации как социально-этнической общности людей. Материалы для обсуждения на конференции "О понятии наций". Фрунзе, 1969.
119. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент: Узбекистан, 1980. - 273 с.
120. Доев А.Б. Подлинное лицо "Свидетелей Иеговы". -Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 48 с.
121. Дорженов С.Б. Из истории формирования атеистического мировоззрения киргизского народа. Фрунзе: Кыргызстан, 1974. - 101 с (на кирг.яз.).
122. Дорженов С.Б. Ислам сегодня. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. - 166 с (на кщгг.яз.).
123. Духовная культура и социальный прогресс: Сб.статей. -Фрунзе: Илим, 1980. 91 с.
124. Есенгельдиев С. О национальных и религиозных традициях. Фрунзе: Кыргызстан, 1969. - в? с (на кирг. яз.).
125. Жапаров Д. Интернациональное воспитание и формирование социалистической личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - 63 с.
126. Зияутдинова Х.А. Становление марксистско-ленинской идеологии в Узбекистане: (В период строительства социализма). Ташкент: Узбекистан, 1983. - 184 с.
127. Знак и общение. Сб.статей. Фрунзе: Илим, 1974. - 71 с,
128. Идеология и общественная психология. Сборник статей. (Отв.ред. А.Д.Давлеткелдиев). Фрунзе: Илим, 1968. -118 с.
129. Из истории марксистско-ленинской философии в Советском Узбекистане. Ташкент: Фан, 1968."- 159 с.
130. Из истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны. M.s Высшая школа, 1961. -264 с.
131. Ильичев Л.Ф. Исторический материализм: проблемы методологии. -М.: Наука, 1983. 265 с.
132. Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мысль, 1982. - 254 с.
133. Исаев К. Социальные проблемы деревни. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. - 147 с.
134. Исаев К. Развитой социализм и взаимоотношения города и деревни, Фрунзе: Кыргызстан, 1980. - 166 с.
135. Исмаилов К. Об общесоветских традициях. Фрунзе: Мектеп, 1970. - 137 с.
136. Исмаилов М. О преодолении религиозных пережитков в сознании лвдей. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. -42 с.
137. Исмаилов 0. Единение национальных художественных культур. Фрунзе: Илим, 1980. - 100 с (на кирг.яз.).
138. История киргизского искусства. Краткий очерк. -Фрунзе: Илим, 1971. 407 с.
139. История Киргизской ССР (гл.ред. К.К.Каракеев). В двух томах. Фрунзе: Кыргызстан, 1968, т.2. - 426 с.
140. История киргизской советской литературы. М.: Наука, 1970. - 543 с. .
141. История философии (Под ред. М.А.Дынника и др.). В шести томах. м.: Наука, 1965. - т.6, кн.1. - 513 е., кн.2, - 567 с.
142. История философии в СССР. В пяти томах. М.: Наука, 1968-1976, т.4. - 831 с.
143. Какеев АЛ. Формирование социалистического общественного сознания. Фрунзе: Кыргызстан, 1979. - 87 с, (на кирг.яз.).
144. Какеев АЛ. Марксистско-ленинская мысль в Киргизии. -Фрунзе: Кыргызстан, 1981. 137 с.
145. Каракеев Т.Д. Человеческое общение. Фрунзе, 1971 (на кирг.яз.).
146. Каракеев Т.Д. Семантические аспекты диалектики социального развития (Цивилизация и ее отражение в общественном сознании). Фрунзе: Илим, 1978. - 281 с.
147. Капимов Р. Пропаганда и утверждение марксистско-ленинских идей в Туркестане. Ташкент: Узбекистан, 1982. - 96 с.
148. Карыпкулов А.К. Народное образование в развитом социалистическом обществе. Фрунзе: Кыргызстан, 1982.- 448 с.
149. Категории исторического материализма. Сб.статей. -Фрунзе, 1952. 88 с.
150. Ким Л.С. Семья и проблемы коммунистического воспитания .-Фрунзе, 1971.
151. Киргизских! героический эпос "Манас". Сборник статей (ред.ко л. :М. И.Богданова и д$. М.: Изд. АН СССР, 1961. - 378 с.
152. Колосков В.Н. Очерк истории марксистско-ленинской философии в СССР. М.: Наука, 1978. - 157 с.
153. Коштоянц Х.С. Наука против фашистской бредни о ра-сах.-Фрунзе, Кщ?гизГосиздат, 1942. 43 с.
154. Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинскои философии.-М., Высшая школа, 1979. 342 с.
155. Куздашева Б.Д. Взгляды западногерманских социологов.- Фрунзе: Кыргызстан, 1970. 62 с (на кирг.яз.).
156. Кулматов Н. Разговор о честности. Фрунзе: Кыргызстан, 1970. - 48 с.
157. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. -М.: Мысль, 1981. 443 с. .
158. Ленин как философ. М.: Политиздат, 1969. - 446 с.
159. Ленинский этап в развитии философии марксизма. М.: Наука, 1972. - 439 с.
160. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. -М.:Мысль, Наука, 1970. 619 с.
161. Ленинизм и торжество научно-материалистического мировоззрения в СССР. Минск: Наука и техника, 1981. -192 с.
162. Ленинизм и философские проблемы современности (Под ред. М.Т.Иовчука и др.). -М.: Мысль, 1970. 653 с.
163. Логика и методология научного познания: Сб.статей. -Фрунзе: Илим, 1981. 170 с.
164. Алтмышбаев А.А. , Абдылдаев Т.А. Философская наука. -В кн.: Киргизская ССР. Энциклопедия. Фрунзе, 1982, с.300-302.
165. Артыков Х.Х. К критике некоторых мусульманских богословских источников по вопросам морали. Труды Ошского педагогического института. - Фрунзе: мектеп, 1970.
166. Ащуров Г.А. Философская мысль Советского Таджикистана. Известия Академии наук Таджикской ССР, Отд-е обществен.наук. - Душанбе, 1979, № 2, с.89-100.
167. Байсеркеев Б. Классовая природа этических воззрений киргизских акынов-демократов. Труды Пржевальского педагогического института. - Серия общественных и филологических наук, вып.П, Пржевальск, 1963.
168. Баратов М.Б. Основные итоги и перспективы философских исследований в Узбекистане (70-80-е годы). -На.уч. док л. высш. школы. Философские науки. М.: 1982, !Ь 6, с.29-35.
169. Брудный А.А. Понимание как Философско-психологическая проблема. Вопросы философии, 1975, й 10,с«X 09***XI7•
170. Брудный А.А., трейдер Ю.А. Диалектический характер семантики текстов. Науч.докл.внеш.школы. Философские науки, 1977, № 3, с.146-149.
171. Брудный А.А. 0 специфике понимания канонических велигиозных текстов в культурах Запада и Востока. -В кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. -М., 1978, с.193-195.
172. Валитова А. К вопросу о мировоззрении Ю.Баласагун-ского. Краткие сообщения Института народов Азии.
173. Галиаскаров В.Т. Марксизм и эксистенциализм о духовном отчуждении личности. Труды Фрунзенского политехнического института, вып.37. - Фрунзе, 1969.
174. Каракеев Т.Д. О диалектике роста духовного потенциала советского общества и особенностях становления коммунистической цивилизации. В кн.: Духовная культура и социальный прогресс. Сб.статей. - Фрунзе: Илим, 1980, с.3-И.
175. Ким Й.П. Об ошибках в научных работах по истории Киргизии. Вестник АН СССР, 1952, № 5.
176. Мамедов Ш.Ф. Некоторые проблемы изучения истории философской мысли народов Советского Востока, - В кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР, М,,.1980, вып.8, с.39-51.
177. Митин М.Б. Развитие марксистской философской науки в СССР. Вестник АН СССР, 1978, WI, сГ56-66.
178. Нарынбаев А.И. Успехи философской науки в Киргизии. -Коммунист, 1977, В 3, с.65-69 (на кирг.яз.).818. 0 состоянии и направлениях философских исследований: (Передовая). Вопросы философии, 1979, № 12, с.3-17.
179. Умурзакова О.П. Советский образ жизни и его закрепление в новой Конституции СССР. Общественные науки в Узбекистане, 1978, В I, с.3-13.
180. Хайруллаев М.М. Ленинское наследие и развитие философской науки в Советском Узбекистане. В кн.: Ленинское философское наследие и методологические проблемы современного знания. Ташкент, 1980, с.8-10.
181. Щукуров Э.Дж. Концепция дополнительности и проблема генезиса общения. Вопросы философии, 1972, № 4, с.35-39.
182. Щипанов И.Я. Об особенностях развития марксистско-ленинской философии в СССР в 20-50-е годы и ее роль в фошлировании кадров. Вестн.Моск.ун-та, сер.7, Философия, 1977, J& 5, с.62-73.9. Д и с с е р т а ц и и
183. Айтбаева Ч.С. Социалистический тип интернационализации экономики. Дис. . канд.филос.наук. - Фрунзе, 1973. - 144 с.
184. Брудннй А.А. Язык, сознание, действительность. -Дис. . д-ра филос.наук. Фрунзе, 1970. - 366 с.-9.3. Гречко В.Я. Преодоление пережитков буржуазного национализма в сознании людей (На материале Кирг.ССР). -Дис. . канд.филос.наук. -М., 1954. 325 с.
185. Джамгерчинова Л.Б. Некоторые вопросы эстетического воспитания трудящихся средствами художественной литературы. -Дис. . канд.филос.наук. Фрунзе, 1970. - 180 с.
186. Джанибеков Д. Свободомыслие киргизских акынов-демократов (Дооктябрьский период.). Дис. . канд. филос.наук. - Фрунзе, 1971. - 196 с.
187. Джумакадыров С.Д. Диалектика содержания и формы живого организма. Дис. . канд.филос.наук. - Фрунзе, 1972. - 146 с. ^
188. Джунусов М.С. Закономерности перехода ранее отсталых стран от докапиталистических отношений к. социализму. (на этапе строительства социализма в республиках Советского Востока). Дис. . д-ра Филос.наук. - М., 1955. - 657 л. (в 2-х томах).
189. Ибрагимова Р.А, Речевое выражение мысли как философ-ско-психологическая проблема. Дис. . канд.филос. наук. - Фрунзе, 1973. - 124 с.
190. Исмаилов А. Рост интернациональных черт в процессе становления и развития социалистического быта народов СССР (На материалах Средней Азии и Казахстана). -Дис. . канд.шилос.наук. М., 1972. - 190 с,
191. Какеев А.Ч. Некоторые особенности распространения и утверждения идей марксизма-ленинизма в Киргизии. -Дис. . канд.филос.наук. Фрунзе, 1964. - 223 с.
192. Табадциев А. Диалектика двух тенденций в развитии нации и национальных отношений в советском обществе (опыт социологического анализа действия двух тенденции). Дис. . д-ра Филос.наук. - Свердловск, 1971. - 420 с.10. Авторефераты
193. Абдысаматов Б. Из истории религии и свободомыслия в Киргизии: Автореф. дис. . канд.филос.наук. -Фрунзе, 1972.
194. Аманов С. Гносеологические аспекты единства вероятности и информации: Автореф. дис. . канд.филос. наук. Фрунзе, 1972. - 26 с.
195. Артыкбаев М. Преодоление культурно-бытовых различий в социальной сфере социалистических наций (на опыте социологических исследований): Автореф. дис. . канд.филос.наук. Фрунзе, 1974. - 22 с.
196. Безъязычный Г.В.Критика буржуазной фальсификации положения ислама в республиках Советского Востока: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Фрунзе, 1974. - 18 с."
197. Борзых Н.П. Дружба народов СССР как Фактор сближения социалистических нации: Автореф. дис Г . канд. филос. наук. Фрунзе, 1966.
198. Джумалиев С.Р. Формирование социально-классовой структуры социалистического общества при переходе . от феодализма к социализму, минуя капитализм (На материалах Кирг.ССР): Автореф. дис. . канд.филос. наук. М., 1972. - 20 с.
199. Дононбаев А. Концепция личности в древнекитайской философии (Некоторые методологические и социологические вопросы системно-сравнительной интерпретации этических взглядов Конфуция, ЯнЧжу): Автореф. дис. . канд. филос.наук.-М., 1980. 26 с.
200. Жумаканов С. Методологические аспекты процесса мате матизации современной науки: Автореф. дис. . канд филос.наук. Фрунзе, 1975. - 28 с.
201. Коммунист теоретический и политический журнал Центрального Комитета КПСС. 1970-1983 гг.
202. Коммунист теоретический и политический журнал Центрального Комитета Компартии Киргизии (на кирг. яз.). 1970-1983 гг.
203. Вопросы философии журнал Института философии АН СССР. I970-1983 гг.
204. Философские науки журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1970-1983 гг.
205. Научный коммунизм журнал Министерства высшего и среднего специального образования. 1970-1983 гг.
206. Пропагандист и агитатор Киргизстана журнал Центрального Комитета Компартии Киргизии. 1970-1983 гг.11.1.11.2.113. II. 4. II.5. II. 6.1. .7. Известия Академии наук Киргизской ССР журнал Ака демии наук Киргизской ССР. 1970-1983 гг.б) Газеты
207. Правда орган Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 1970-1983 гг.