автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские основания герменевтики и экзегенетики Филона, Климента и Оригена

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Саврей, Валерий Яковлевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философские основания герменевтики и экзегенетики Филона, Климента и Оригена'

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Саврей, Валерий Яковлевич

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы настоящего исследования определяется значимостью вклада александрийской философии и богословской мысли в историю мировой культуры. Особое место в становлении русской культуры занимает православная традиция, и выдающаяся роль в ней принадлежит раннехристианским идеям.

Источником, рождавшим новые идеи, стала древнейшая катехитическая школа греческого типа в Александрии. К тому же следует иметь в виду, что богословское содержание учений этой школы было тесно связано с философским, которое в отечественной литературе исследовано слабо. Александрия в начале христианской эпохи была главным интеллектуальным и духовным очагом грекоязычной культуры, превзошедшим старый центр - Афины1. Здесь, в созданном Птолемеями, а затем в процветавшем и под римским владычеством знаменитом александрийском Мусейоне2, сосредотачивались лучшие умственные силы Греции. Центром философской мысли оставались Афины, хотя старые философские школы пришли здесь в упадок, и фокусом как научной, так и религиозной мысли стала Александрия, в особенности здесь с огромной мощью проявилось воздействие тысячелетних ближневосточных религий3. Самым фундаментальным явлением такого воздействия этих религий на эллинскую культуру стал перевод еврейского Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинта)4. Александрийская культура становится важнейшим средоточием христианской мысли, в недрах которой рождаются на философской почве три новые дисциплины: богословие, герменевтика - как искусство толкования и экзегетика - как само толкование.

Тот факт, что именно в Александрии христианизирующееся эллинство создает свою первую богословскую школу, был не простой случайностью, а глубоко закономерным явлением. Автор стремится доказать, что ее появление стало первостепенным фактом философской мысли. Известно, что именно в Александрии - "столице образованности" греко-римского мира, создают философско-теологические учения Филон, Климент и Ориген. Для автора представляется важным исследовать воздействие пифагореизма, а в особенности платонизма и стоицизма, на становление герменевтики и экзегетики.

На примере разработки философских идей в трудах этих

1 Моммсен Т. Римская история, т. V (пер. Неведомского),М., 1885, с. 581; с. 283 след.

2 Там же, с. 577 след.

3 Parthey G. Das alexandrinishe Museum. Berlin, 1838, S.35 ff.

4 Crassberger. Erziehung und Unterricht im klass. Alterthum, Th. II, S.450-451. наиболее выдающихся мыслителей александрийской богословско-философской мысли 1-Ш вв. н.э. исследуется динамика развития и специфика познавательного и интерпретаторского метода античной и александрийской философской культуры - метода аллегорическо-символической экзегезы. Такое исследование будет способствовать выявлению характерных особенностей влияния, оказанного на процесс формирования основ теоретического мышления и творческих исканий в философской и патриотической культуре.

Выбор именно этих трех великих мыслителей был обусловлен тем, что Филон синтезировал достижения предшествующей ему иудейской религиозной мысли и явился не только прямым предшественником александрийского христианства, но и родоначальником метода аллегорическо-символической экзегезы, а в творчестве Климента и Оригена этот метод достиг наивысшего расцвета.

Философское осмысление христианства во многом соприкасается с важными проблемами адекватного понимания сокровенного смысла Св. Писания. Сходная проблематика до сих пор остается актуальной, о чем свидетельствует современная герменевтика (Х-Г.Гадамер, Р.Барт, П.Рикер и др.). Значение разработки данной темы с позиций историко-философского анализа определяется также тем, что принятые в современной науке подходы к проблеме интерпретации текста могут быть обоснованными, будучи проиллюстрированы приемами александрийских теологов и философов.

Объектом данного диссертационного исследования является поиск философских оснований герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей 1-Ш вв. н.э. -Филона, Климента и Оригена в связи с философскими учениями античности: платонизмом, пифагореизмом и стоицизмом.

Предмет исследования - выявление особенностей метода аллегорическо-символического истолкования ветхозаветных и новозаветных образов.

Степень разработанности темы.

Александрийская философия до сих пор остается слабо исследованным явлением в отечественной науке.

Начало научного изучения александрийской философско-богословской мысли в России было положено в XIX в веке, причем исследования носили, в основном, богословский характер. Среди трудов отечественных ученых отметим, прежде всего, творческое наследие корифеев русской мысли: Филарета (Гумилевского), архиеп.5, Л.П.Карсавина6, В.Лосского7, Н.И.Барсова8, В.В.Болотова9,

5 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1-3. СПб., 1859.

6 Карсавин Л.П. Святые отцы и Учители Церкви (раскрытие православия в

С.М.Зарина, С.Л.Епифановича, Н.И.Сагарды, Н.Г.Тальберга и других.

Историческую панораму Александрийской школы с I по V век дает Дмитревский В.Н.10

Сравнительному анализу различных типов высшей богословской школы в древней истории посвятил свою энциклопедическую статью дореволюционный профессор А.П.Дьяконов11.

Крупнейший филолог, текстолог и философ А.Ф.Лосев в своем фундаментальном труде12 дает содержательный, но очень краткий анализ Александрии как центру научной философской и религиозной мысли и ее основным представителям: Аммонию Саккасу, Филона и Оригену.

Глубокий знаток и комментатор патристической мысли 1 ^ проф. А.И.Сидоров раскрывает проблему возникновения александрийской школы, а также жизнь и творчество Климента Александрийского.

Автор диссертации должен отметить монографию проф. Г.Г.Майорова14, вдохновившего его взяться за столь сложную тему, который сделал анализ философско-богословских эстетических концепций данного периода и пришел к справедливому выводу, что: "родиной философии, покоящейся на истолковании "священных писаний", была Александрия".

Повышенным интересом к древним текстам александрийской культуры отличаются работы двух современных ученых, написавших монографии по александрийской эпохе, А.Л.Хосроева15 и Р.В.Светлова16.

В целом, большинство исследователей, сосредотачивалось лишь на каком-то одном аспекте изучения наследия александрийских мыслителей. Тем более, фактически отсутствует синтетический анализ взаимосвязей греческих философских учений с александрийской герменевтикой и экзегетикой. Эволюция символическо-аллегорического метода интерпретации текстов от Филона до Оригена до настоящего времени практически не рассматривалась отечественными учеными как объект их творениях) М., 1994.

7 Лосский В. Мистическое богословие Восточной Церкви; Догматическое богословие // Богословские труды. М., 1972.

8 Барсов Н.И. Лекции по патристике. - СПб., 1887,- (Литография).

9 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1-4, 1907-1918.

10 Дмитревский В.Н. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань. 1984.

11 Дьяконов А. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-IV веков / Христианское чтение.-1913.-№4.-С. 494-525; №25 - С.597-629.

12 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.6: Поздний эллинизм. М. 1980.

13 Сидоров А.И. Начало александрийской школы: пантен. Климент Александрийский. «Ученые записки». Москва, 1988.

14 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1974.

15 Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М. Наука, 1991.

16 Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб, 1996. самостоятельного научного исследования.

Несмотря на существование фундаментальных трудов по александрийской философии, в основном в зарубежной литературе, автору диссертации не удалось обнаружить специальных исследований, посвященных избранной им темы - выявлению философских оснований герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей.

В зарубежной литературе существуют фундаментальные исследования, достойные самого пристального внимания и оказавшие значительное влияние на научный поиск автора диссертации. Это, прежде всего, классический труд проф. Бигга17, носящий синтетический характер, в котором исследуются философия, богословие, и, в некоторой степени, герменевтика и экзегетика Филона, Климента и Оригена.

Наиболее полный обзор об александрийской школе вообще дань в книгах Бюссета18 и Барди19.

Формирование александрийской философии рассматривается Г.Чэдвиком20 в его аналитическом исследовании, посвященном ранней христианской мысли и классической традиции.

Становлению аллегорического метода в александрийской философской мысли и экзегезе Оригена посвящен монументальный труд проф. Хансона21.

Также отметим здесь труд Хеннинга графа Ревентлофа22. Хотя эта книга написана в герменевтическом и экзегетическом аспектах, но ее автор не ставил целью рассмотрение философских течений, оказавших воздействие на становление этих наук.

Поскольку диссертация посвящена анализу философско-богословского творчества трех наиболее выдающихся представителей александрийской культуры, логично будет отдельно сделать краткий обзор литературы по каждому из

НИХ.

Зарубежные исследователи сводят александрийскую философию, прежде всего, к Филону. Трудов зарубежных авторов о Филоне достаточно много, однако, наиболее капитальные из них принадлежат перу Даньелу23, Вольфсона24, Брейера25.

17 Bigg Ch. The Christian Platonists of Alexandria.- Oxford, 1866.

18 Bousset W. Judisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Gottingen, 1915.

19 Bardy G. Aux origines de l'ecole d'Alexandrie.-«Recherches de sciences religieuses», 27 (1937), p. 65-90.

20 Henry Chadwick Early Christian Thought and the Classical Tradition. Studies in justin, Clement, and Origen. Oxford, 1966.

21 R.P.C. Hanson, D.D. Allegory and Event: A study on the Sources of Origen's Interpretation of Scripture.-London, 1959.

22 Henning Graf Reventlow Epochen der Bibelauslequng. Band I. Vom Alten Testament bis Oriqenes. G.H.Beck. M, 1990.

23 Danielou J. Philon d'Alexandrie. Paris, 1958.

24 Wolfson H. Philo, V. 1-2 Cambridge (Mass), 1947.

25 Brehier E. Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie. Paris, 1950.

В дореволюционный период заметный вклад в изучение творчества Филона внесли М.Д. Муретов26, кн. С.Н.Трубецкой 127 и В.Ф.Иваницкий28, в послереволюционный - исследовали эстетические взгляды Филона А.Ф.Лосев29 и В.В.Бычков30.

Гораздо глубже в нашей стране и за рубежом изучено философско-богословское творчество Климента

Александрийского. Помимо вышеперечисленных авторов 5-9 укажем К.Скворцова31, А.Мартынова32, Д.Миртова33 прот. Иоанна Мейендорфа34, а также Р.Толинтонтона35, Е.Осборна36, Х.Тимоси37 и Г.Барди38.

Ориген как мыслитель занимает особое место во всей европейской культуре, о чем свидетельствует ожесточенная полемика вокруг его имени и учения.

По свидетельству древних авторов корпус трудов Оригена колоссален, около шести тысяч, и несмотря на то, что "значительная часть схолий, комментариев, гомилий и трактатов Оригена не дошла до нас, сохранившийся для нас остаток его сочинений почти равняется всему тому, что до него было написано в совокупности всеми отцами и учителями восточной церкви, или, по крайней мере, равняется тому, что сохранилось из их сочинений до нашего времени"39'

И хотя в зарубежной литературе в течение многих столетий сложилось целое направление, посвященное исследованию наследия Оригена и вышли многие сотни работ на разных языках, объединяемые названием "оригениана"40, особенности и глубина его учения во многом остается

26 М.Д. Муретов. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова.М., 1885.

27 кн. С.Н. Трубецкой. Учение о Логосе в его истории. Философско-эстетическое исследование М, 1906, С. 77-165.

28 В.Ф. Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

29 А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

30 В.В. Бычков. Эстетика Филона Александрийского — «Вестник древней истории» 1975, №23, С.58-79.

31 Скворцов К. Философия Климента Александрийского. Труды Киевской Духовной Академии. Т.3.1866.

32 Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим. Прибавление к изданию творений Святых отцев в русском переводе. 1889

33 Миртов Д. Нравственный идеал по представлению Климента Александрийского. СПб. 1900.

34 Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Москва;1992. Репринт. Издание.: Нью-Йорк, 1985.

35 Tollinton R. Clement of Alexandria, v.l-2.L,1914.

36 Osborn E. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge. 1957.

37 Timothy H. The early Christian Apologists and Greek Philosophy. Assen. 1973.

38 Bardy G. Clement d'Alexandrie. Paris. 1926.

39 Малеванский Г. "Догматическая система Оригена." Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 78.

40 Henri Crouzel. Bibliographie critique d'Origene. Instrumenta Patristica VIII-A. Supplément I. Nijhoff, Hagae Comitis., 1982. нераскрытыми. К числу наиболее известных зарубежных авторов, исследовавших труды Оригена, помимо вышеперечисленных, относятся Р.Кадью41, Ж.Дэни42, Х.Кох43, X Любак44 и другие.

В отечественной науке этот пласт философско-богословской проблематики вообще затрагивался незначительно и имеющиеся исследования эти носят частичный и фрагментарный характер. Исключение составляет, пожалуй, единственный фундаментальный труд В. В. Болотова о Святой Троице в философии Оригена45, глава "Ориген, оригенизм и Евагрий" во вступительной статье А.И. Сидорова к книге "Творения аввы Евагрия"46 и некоторые другие. Непосредственная тематика нашей работы вынуждает нас, к сожалению, сузить круг анализируемой литературы, ограничившись работами сугубо философского характера, позволяющими дать анализ воззрений Оригена на проблемы герменевтической интерпретации текста.

Следует сказать несколько слов о сохранившихся публикациях самого Оригена, на которых обычно и основывается любой анализ его учения. Поскольку Церковь осудила его учение на V Вселенском Соборе (553 г.), большинство его трудов оказалось утраченными. Та часть, которая сохранилась на греческом языке, представлена в Миня47 и носит во многом фрагментарный характер - его работы в большинстве своем представлены в выдержках, а также цитатах, содержавшихся в трудах других авторов. Несколько больше трудов Оригена сохранилось на латинском языке, однако, небесспорной остается проблема их перевода. Наиболее известны переводы Руфина, обладающие, правда, некоторыми существенными недостатками.48

Но в целом, оценивая глубину исследования данной проблематики, можно сделать вывод, что изучение и поиск философских оснований герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей тесно связаны с современными проблемами понимания и интерпретации текстов, а потому и являются актуальными по настоящий день

Цель и задачи исследования.

Целью диссертации является исследование особенностей герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей 1-Ш в. нашей эры - Филона, Климента и Оригена

41 Cadiou R. Introduction au systeme d'Origene. Paris, 1932.

42 Denis J. De la philosophie d'Origene/ Paris, 1884.

43 Koch H. Pronoia und Paideusis: Student über Orígenes und sein Verhältnis zum Piatonismus. Berlin, 1932.

44 Lubac H. Histoire et Esprit: L'intelligence de l'Ecriture d'après Origene. Paris, 1950.

45 См. В. В. Болотов. Учение Оригена о Святой Троице. СПб, 1879.

46 См. А.И. Сидоров: "Ориген, оригенизм и Евагрий," в: "Творения аввы Евагрия", изд. "Мартис", 1994 г., стр. 24-52.

47 Patrología Graeca, v. XI-XIV.

48 Сравн. предисловие к русскому изданию "О началах", Самара 1993, стр. 12 и послед. и выявление взаимосвязей между названными философскими учениями античности и проблемами текстов. Задачи исследования:

1. Выявление соотношения философских и богословских элементов в учениях Филона, Климента и Оригена.

2. Реконструкция идейно-философских воззрений Филона, Климента и Оригена.

3. Раскрытие основных приемов и специфики герменевтическо-экзегетических методов истолкования текстов Св. Писания названными мыслителями.

4. Анализ богословской текстологической символики в трудах Филона, Климента и Оригена.

Методология и источники исследования. Настоящая работа по своему содержанию представляет собой историко-философское исследование. Автор стремился усвоить и применить в ходе исследования принципы и установки, лежащие в основе лучших отечественных трудов по историко-философской проблематике. В качестве основных методологических принципов применяются:

1) Сравнительно-исторический метод сопоставления текстов, символов, аллегорий, образов, концепций в патриотической и александрийской философско-богословской мысли.

2) Культурно-типологический метод выявления характерных особенностей рассматриваемого феномена, в данном случае выделение характерных черт александрийского мышления и александрийской экзегезы.

3) Герменевтический и экзегетический анализ многоуровневой структуры текста, позволяющий вскрыть его глубинное содержание.

В работе использованы следующие основные источники:

I Труды Филона, Климента и Оригена, оригинальные тексты.

1. Philo Alexandrinus. Opera omnia, t. 1-6. Berlín, 1896-1915;

2. Clemens Alexandrinus. Opera.Vol. 1-4. Berlín; Leipzig, 19091972.

3. Klemens. Werke. Berlín, 1934-1939.

4. Clemens Alexandrinus. Werke/Hrsg.von Stahlin. Bd. 1-4. Aufl. Berlín, 1960-1972.

5. Migne. Patrología Graeca. Vol. XIII-IX.

6. Migne. Patrología Graeca. Vol. XI-XIV.

7. Origenes.Werke. Bd. 1-1 Í.Leipzig, 1899-1937.

II Труды Филона, Климента и Оригена, русский перевод.

1. Климент Александрийский. Строматы. Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1892.

2. Климент Александрийский. Педагог. Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1890.

3. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется; Увещание к эллинам. Пер. Н. Корсунского. Ярославль, 1888.

4. Ориген Александрийский. Творения Оригена, учителя Александрийского, в русском переводе. Вып. 1: О началах. Казань, 1899.

5. Ориген Александрийский. Против Цельса. 4.1, кн. 1-4. Пер. Л. Писарева. Казань, 1903.

III Исследования отечественных и зарубежных ученых (частично перечислены выше).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные, результаты могут быть использованы как в теоретических исследованиях, посвященных философскому осмыслению Александрийского христианства в контексте античной культуры, так и при подготовке курсов лекций и проведения семинарских занятий по истории зарубежной философии и истории теории мировой культуры.

Новизна и научная ценность исследования состоит в том, что:

1. Исследовано влияние греческой философской мысли на становление миросозерцания и формирование герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей 1-Ш в.в. - Филона, Климента и Оригена.

2. Впервые дан сравнительный анализ философских и теологических идей этих исследователей.

3. Исследованы истоки герменевтической и экзегетической традиции в философии Александрийской школы.

4. Дан анализ генезиса аллегорическо-символического метода в учениях этих мыслителей.

5. Исследована обширная комментаторская литература по философско-богословскому наследию Филона, Климента и Оригена.

Апробация работы.

Основные результаты диссертации докладывались и получили положительную оценку на научно-исследовательском семинаре кафедры истории теории мировой культуры философского факультета МГУ (апрель 1996 г.), на Ломоносовских чтениях (Москва, МГУ апрель 1996), по представленной диссертации читаются спецкурсы «Ориген как родоначальник христианской герменевтики экзегетики»и «Александрийская философия в контексте античной культуры (Филон, Климент, Ориген)»на кафедре истории теории мировой культуры философского факультета МГУ.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские основания герменевтики и экзегенетики Филона, Климента и Оригена"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью диссертации является поиск оснований герменевтики и экзегетики александрийских мыслителей первого - третьего веков нашей эры - Филона, Климента и Оригена - и выявление взаимосвязей между названными философскими учениями античности и проблемами текстов.

Значение разработки данной темы с позиций историко-философского анализа определяется также тем, что принятые в современной науке подходы к проблеме интерпретации текста будут проиллюстрированы приемами александрийских философов и теологов.

Для обоснования тематики нашей диссертационной работы достаточно было бы сослаться на тот безусловный интерес, который испытывает современная наука с одной стороны к философским учениям первого-третьего веков нашей эры (Лосев А.Ф. и др.), с другой стороны, к герменевтике как искусству и теории толкования текстов (Хайдеггер, Гадамер и др.).

Философское осмысление христианства во многом соприкасается с проблемами адекватного понимания сокровенного смысла Священного Писания. Сходная проблематика до сих пор остается актуальной, о чем свидетельствуют современные герменевтики (Гадамер, Барт, Рикер, Деррида и др.)

Особый интерес в этом смысле представляет собой александрийская катехическая школа, где мы можем видеть зарождении трех наук: герменевтики, экзегетики и богословия, а также генезис и становление христианского подхода к интерпретации Св. Писания.

В диссертационном исследовании мы ставили своей основной целью показать, что принятые подходы к проблеме интерпретации текста являются серьезным и не вполне правомерным упрощением проблематики понимания текста, фактически рассматривавшегося в александрийской богословской школе. Для достижения этой цели мы на основе анализа первоисточников александрийской школы пытались делать сравнительный анализ различных подходов, чтобы понять, какие методы должны быть использованы, чтобы глубинное понимание текстов стало адекватным.

В первой главе диссертации анализируется философско-богословское учение Филона Александрийского, на основании сравнительного изучения текстов доказывается непосредственное влияние основных философских течений -главным образом, стоицизма, пифагореизма и платонизма - не только на формирование миросозерцания Филона, но и на становление его герменевтического и экзегетического метода. Раскрываются истоки его основополагающего символическо-аллегорического метода, восходящие к стоицизму, а также историческая роль выдающегося представителя эллинистического иудаизма, синтезировавшего достижения иудейской религиозной культуры с греческой философской мыслью, ставшего прямым предшественником александрийского христианства.

Во второй главе диссертации на основании анализа философско-богословских трудов Климента

Александрийского исследуется влияние философских школ античности не только на формирование учения Климента, но и на становление его герменевтики и экзегетики. Сделан анализ учения Климента Александрийского о Боге и Логосе как источнике мудрости, выражающейся для иудеев непосредственно в форме Св. Писания, а для греческих философов - опосредовано в форме «естественных законов нравственности».

В третьей главе диссертации рассмотрена неисследованная в отечественной науке проблема выявления философских оснований интерпретации текстов Св. Писания и его понимания в учении Оригена.

Дан сравнительный анализ философско-богословских учений Филона, Климента и Оригена.

Показана взаимосвязь герменевтических и экзегетических методов Филона, Климента и Оригена.

Показана роль Филона, Климента и Оригена на становление александрийской философии.

Таким образом, в диссертации исследованы следующие задачи:

1. Выявлено соотношение философских и богословских элементов в учениях Филона, Климента и Оригена.

2. Сделана реконструкция идейно-философских воззрений Филона, Климента и Оригена.

3. Раскрыты основные приемы и специфики герменевтическо-экзегетических методов истолкования текстов Св. Писания названными мыслителями.

4. Совершен анализ богословской текстологической символики в трудах Филона, Климента и Оригена.

130

 

Список научной литературыСаврей, Валерий Яковлевич, диссертация по теме "История философии"

1. Аверинцев С.С. Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975.

2. Адамов И.И. Св.Амвросий Медиоланский. Сергиев-Посад, 1995.

3. Барсов Н.И. Лекции по патристике. СПб., 1887.- (Литография).

4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1-4, 19071918.

5. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице. Спб, 1879.

6. Бычков В.В. Эстетика Филона Александрийского «Вестник древней истории» 1975, №23, С.58-79.

7. Вейсман А.Д Греческо-русский словарь. М. 1991, стр. 1318.

8. Дмитревский В.Н. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань. 1984.

9. Дьяконов А. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-IV веков / Христианское чтение.-1913.-№4.-С. 494-525; №25 -С.597-629.

10. Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. 6-я., Богословские труды, сб. 25, стр. 38-39.

11. Епископ Варнава (Белов). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Нижний Новгород, 1995, т. 1, с. 19.

12. Знаменский Д. Учение св.апостола Иоанна Богослова в четвертом Евангелии о Лице Иисуса Христа, Киев, 1907, сЛ 13-114.

13. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911, с.513

14. Иероним Бл. De Scripttoribus Ecclesiastricis, Cataloque, S.V.;

15. Карсавин Л.П. Святые отцы и Учители Церкви (раскрытие православия в их творениях) М., 1994.

16. Корсунекий И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882, с.194-195.

17. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.6: Поздний эллинизм. М. 1980.

18. Лосский В.Н. Боговидение. Изд-во Свято-Владимирского Братства. М., 1995 г.

19. Лосский В.Н. Мистическое богословие Восточной Церкви; Догматическое Богословие // Богословские труды. М., 1972.

20. Лосский В.Н. По образу и подобию. Изд-во Свято-Владимирского Братства. М. 1995 г., стр. 27.

21. Любак А. Предисловие к H. Crouzel, Origene et la connaissance mystique, Paris 1961, p. 8.

22. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. Москва, «Мысль», 1979.

23. Малеванский Г. "Догматическая система Оригена." Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 78.

24. Мартынов А. Нравственне учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим. Прибавление к изданию творений Святых отцев в русском переводе. 1889

25. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Москва;1992. Репринт. Издание.: Нью-Йорк, 1985.

26. Миртов Д. Нравственный идеал по представлению Климента Александрийского. СПб., 1900, с.1.

27. Моммсен Т. Римская история, т. V (пер. Неведомского),М., 1885, с.581; с. 283 след.

28. Муретов М.Д. Новый Завет как предмет православно-богословского изучения. Сергиев-Посад, 1915, с.24-25.

29. Муретов М.Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова.М., 1885.

30. Орлов А. Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений II-III в.в. Сергиев-Посад, 1909 ,с. 177-178

31. Плотников В. История христианского просвещения в его отношении к греко-римской образованности. Период первый. От начала христианства до Константина Великаго. Казань, 1885, с.205

32. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегеза. 1996, с.64-66.

33. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегеза, Санкт -Петербург, изд-во Санкт Петербургского университета, 1996, стр. 209.

34. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб, 1996.

35. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегеза., стр. 64-66.

36. Сидоров А.И. Начало александрийской школы: пантен. Климент Александрийский. «Ученые записки». Москва, 1988.

37. СидоровА.И.: "Ориген, оригенизм и Евагрий," в: "Творения аввы Евагрия", изд. "Мартис", 1994 г., стр. 24-52.

38. Скворцов К. Философия Климента Александрийского. Труды Киевской Духовной Академии. Т.3.1866.

39. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) М, 1995,с.20-21

40. Тальберг Н. История христианской церкви. М, «Интербук», 1991, Нью Йорк, «Астра», 1991, стр. 45.

41. Троицкий М.М. Суждения св. отцев и учителей II и III века об отношении греческого образования к христианству // Труды Киевской Духовной Академии, 1860, ч. III, с. 91-96.

42. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-эстетическое исследование М, 1906, С. 77-165.

43. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1-3.СПб., 1859.

44. Хосроев А.Л. Александрийское христианство. М.Наука, 1991.

45. Agric.Noe,23 (11,1 Об,I CW); Conf. linq. 14 u 28 (11,242,18i, , 257, 3CW). Tagm (II, 625 M) u Quaest et sol. in Gen. II, 62, secundus deus gru est ejusdem verbum.

46. Albinus. Didascalicas ton Platonos dogmaton. XIV, 7.47. ambridge History of the Bible. Cambridge. 1970. V.I.P.420.

47. Anrieh D. antice' Mysterienwesen in seinem Einfluss auf d. Christenthum 1894, стр. 64, сл.

48. Apostolopoulou G. Die Dialektik bei Klemens von Alexandria. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Methoden. Frankfurt am Main, 1977, S.25.

49. ВalthasarY.V.von.Origenes. Geist und Fever, 1991. S.18-19.

50. Bardy G. Aux origines de l'ecole d'Alexandrie.-»Recherches de sciences religieuses», 27 (1937), p. 65-90.

51. Bardy G. Clement d'Alexandrie. Paris. 1926.

52. Baumber, Das Problem d. Materie, 380-3 сл.

53. Bigg Ch. The Christian Platonists of Alexandria.- Oxford, 1866.

54. Bousset W. Judisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom. Gottingen, 1915.

55. Brehier E. Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie. Paris, 1950.

56. Cadiou R. Introduction au systeme d'Origene. Paris, 1932.

57. Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Studies in Justin, Clement and Origen. Oxford, 1966, p. 4259. Cohot ad gent. c.10 p.86

58. Crassberger. Erziehung und Unterricht im klass. Alterthum, Th. II, S.450-451.

59. Crowzel H.Origene et la connaissance mystigue.Paris,1961, p.15.

60. D twn olwn nouz, demundi opif. V. Keferstein, p. 32-33.

61. Dahne, Darstellung der judisch-alexandrinischen Religios-Philosphie. Halle. 1834.

62. Dahne, I, 120. О agennhtoz, de sacrif. 140-147.

63. Dahne, I, 124. Leg.alleg. I, 47. Apioz gar о qeoz ou movov ouk anurwpomoryoz.

64. Dahne, I, p.135. de monarch.815.

65. Dahne, I, p. 140-141.to ontwz on (de gigant.295), to proz alhqeian(de Vite Mos.664).

66. Danielou J. Origene. Paris, 1948. p. 87.

67. Danielou J. Philon d'Alexandrie. Paris, 1958.

68. De conf.ling. 34 и De conf.op. m. 5 и 6. Ср. Demut.nom.il.

69. De conqressu erud. Grata 3 u 4.

70. De Conqressu Quaerendae Eruditionis Gratia, 6 I, 550.; De Specialibus Legibus, II, 229; Deane, The Book of Wisdom, 1881, 12, note 1.

71. De just. 7 (II, 367M). Ср. De op. m.5.

72. De op. m. 51; Leg. Alleg.III, 55(1,148,7CW)75. De op. Mundi, 1

73. De op.m. 51, Leg. alleg. 111,55 (I, 148, 7CW). De mirg. abr. 39 (II, 124,16); человек есть (quis rer.div. haeres 31 u 48) m.opif27.77. De praem. Et poenis 9.

74. De prov. 107. Cp. Cumont, Prolegomena, IV, VI-VII.

75. De prov. 40-42. De prov. II, 48 qard omis probus liber, II, 458 M.80. De Sacrif. 147

76. Desomn. 1,39 u41 (I, 655-6M) ср. Оригена In Johan.II, стр 2-3.

77. Denis J. De la philosophie d'Origene/ Paris, 1884.

78. Drewery B.Deification Christian Spirituality Essays in Honour of Gordon Rupp. Ed. by P.Brooks/ London, 1975, p.41-4384. Drummond, I, 299 сл.

79. Eus. Praep Evang. VIII, 10, 19.

80. Falter G. Beitrage zur Geschichte der Idee. Teil 1. Philon und Plotin. Gessen, 1906, S. 44-57.

81. Farhers of the Chuch, Microsoft. Encarta 96 Encyclopedia.

82. Faye, E. de. Origene, sa vie, son oeuvre, sa pensee. II. Paris, 1927, p, 99.

83. Freitel, De Philonis Judaei Sermone, Бреславль, 1870.

84. Freu U. Etymologie und Allegorie bei Klemens. Studia Patristica. 1961.IV.

85. Grillmeier A.Christ in Christian Tradition, V.l/ London-Oxford, 1975, p.138

86. H. Crouzel, Origene et la connaissance mystique, Paris 1961, p. 15.

87. H. Graf Reventlow, Epochen der Bibelauslegung, Bd. 1, Beck, München, 1990, S. 171.

88. H. Koch. Pronoia und Paideusis, Arbeiten zur Kirchengeschichte 22 (1932), S. 234.

89. H.U. von Balthasar, Origenes. Geist und Feuer. Johannes-Verl., Freiburg, 1991, S.18-19.

90. H.U. von Balthasar, Origenes. Geist und Feuer. Johannes-Verl., Freiburg, 1991, S.15.

91. Henning Graf Reventlow Epochen der Bibelauslequng. Band I. Vom Alten Testament bis Oriqenes. G.H.Beck. M, 1990.

92. Henri Crouzel. Bibliographie critique d'Origene. Instrumenta Patristica VIII-A. Supplément I. Nijhoff, Hagae Comitis., 1982.

93. Henry Chadwick Early Christian Thought and the Classical Tradition. Studies in justin, Clement, and Origen. Oxford, 1966.

94. In Tlaccum. По мнению Шюрера (III, 530), это сочинение составляло часть одного целого в пяти книгах вместе с только что названным трактатом под общим заглавием p. aretwn

95. J. Daniélou, Origene, Paris 1948, p. 95.

96. J. Meyendorff. St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Seuil, Paris, 1994, p. 177.

97. Jesser, De Elocutione Philonis Alexandrini, 1899.104. Jfid.1.133

98. Keferstein, 23.de vita Mosis, 614.

99. Keferstein, 54, de somn II, 1114.

100. Koch H. Pronoia und Paideusis: Student über Origenes und sein Verhältnis zum Piatonismus. Berlin, 1932.

101. Lebreton J/ Le desacord de la foi populaire et de la theologie savant dans lÉqlise chrétienne du Ille siecle Revue d'Historire Ecclésiastique., 1924, t.20, p.5-37

102. Lilla S.R.C. Climent of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxford, 1971, p. 9-59.

103. Lubac H. Histoire et Esprit: L'intelligence de l'Ecriture d'après Origene. Paris, 1950.

104. Massebiau, Ze classement ceuvress de Phil., 1884.

105. Microsoft Corporation. All rights reserved. © Funk & Wagnalls Corporation.

106. Molland, E. The Conception of Gospel in the Alexandrian Theology. Skrifter utgitt av det Norske

107. Neoplatonism, Microsoft® Encarta® 96 Encyclopedia. © 19931995 Microsoft Corporation. AU rights reserved. © Funk & Wagnalls Corporation.

108. Osborn E. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge. 1957.116. Paed. 1,71.

109. Parthey G. Das alexandrinishe Museum. Berlin, 1838, S.35 ff.

110. Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. Bingham, 1993, p.181-182.

111. Pepin J. De la philosophie ancienne a la theologie patristique. London, 1986; IV, p.271-284.

112. Philo in Haccum. Vita Mos 1.5 (II 84M)

113. Post. Caini 50 (II, 3 8, 20 CW).

114. Prat F.La theologie saint Paul, Paris, 1908, p.202-205

115. R. P. C. Hansen. Origen's doctrine of tradition. London, 1954, p. 187.

116. R.P.C. Hanson, D.D. Allegory and Event: A study on the Sourcesof Origen's Interpretation of Scripture.-London, 1959.

117. R.P.C. Hanson. Origen's doctrine of tradition. London, S- P- С- K, 1954, p. 168.

118. Schmekel, 409 сл. о de opif. Mundi, или arnum о трактатах De efriente и De plantatione.

119. Schnakenburg R. The Gospel according to st.John, v.l, London, 1990, p.483-484

120. Schrurer, 1898,с 487-562; Zeller, 1903, с 385-467; Uberweg, 1926, с 572-578; Chadurck, 1970a, с 137-157; Goodenough, 1940.

121. Schurer, Gesh.d.jud. Volkes im Zeitr. Jesu Christi, III, 496-542.

122. Sellers R.V. Two Ancient Christologies/ A Study in Christological Thought of the Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Doctrine. London, 1940, p. 19

123. Soulier, La doctrin du Logos chez Philon d'Alexandrie. Turin. 1876/p.92.

124. Srieqfried, 31-142 (влияние лексиологии Платона 32-7) о влиянии скептиков на Филона ср. von Arnim, Quellenstudien zu Pilo v. Alex. 1888.133. Strom. 5,12.

125. Strom. II, 5, стр. 431 (Potter) Porrw men kat ousian . eyyutatw de dunamei h ta panta eykekolpidtai.

126. The С Patrologia Graeca, v. XI-XIV.

127. Theology, Microsoft® Encarta® 96 Encyclopedia. © 1993-1995

128. Timothy H. The early Christian Apologists and Greek Philosophy. Assen. 1973.

129. Tollinton R. Clement of Alexandria, v.l-2.L,1914.

130. Tsirpanlis C.N. Introduction to Easten Patristic Thought and Orthodox Theology/ Collegeville, 1991,p.32.

131. Upo uetika (Eus., Praep. Evang. VIII,5,11)

132. V. Arnim. Quellenstrudien, 56.

133. Van Den Eynde D. Zes normes de l'enseignement chretien dans la literature patristique des tios premiers siecles. Gembloux-Paris, 1933, p. 144-150.

134. Videnskaps-Akademi I Oslo II: Historisk-filosofisk Klasse. I Bind (1938), p. 86.

135. Weber, D. Lehren des Talmud, § 33.

136. Wolff, Die philonische Philosophie. Cothenburg. 1858. P.34.

137. Wolfson H. Philo Foundation of religious philosophy. Cambridge, 1948. Vol. I.

138. Wolfson H. Philo, V. 1-2 Cambridge (Mass), 1947.

139. Zeg. Alleg. I, 13 (I, 70, 10 CW) apoiz yar о ueoz ou monon ouk anurowpomofoz.