автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские основания прескриптивизма: Критический анализ

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Васильченко, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Философские основания прескриптивизма: Критический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские основания прескриптивизма: Критический анализ"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДШМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.ГОРЬКОГО

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Специальность 09.00.03 - история философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи УДК 1 /091/

ВАС ИЛЬЧЕНКО Елена Анатольевна

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕСКРИПТИВИЗМА:

Свердловск - 1990

Работа выполнена в Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университета ям» Л..М«Горького -на кафедре истории философии философского факультета.

Научный руководитель Официальные оппоненты

• Бегущее учретдвиив

- доктор философских наук, профессор ЛоБоГаЙда

- доктор философских наук, доцент ЮЛ1о Тундцков

- кандидат философаках наук

АоБо^ракд

- Челябинский государстве!«« педагогический институт

/ кафедра философии/

Защита состоится "18" октября 1990 г.

часов

на заседании специализированного совота Д 063.78.01 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Уральском ордена Трудового Красного Зиамэли государственном университета им. А.Ы.Горького / 620033« г» Свердловск, К-83, ар, Лешша,51, комната 240/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета ш. А.М.Горького.

Автореферат разослан " 1В " сентября 1990 г„

Ученый секретарь специализированного совете доктор философских наук, профессор

Орлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

Актуальность тет исследования. Конец П зека - время консолидации я сотрудничества. Плодотворный диалог между разными странами - ках необходимое условие существования совремоиного человечества - возможен сейчас и в области экономики и политики, и в области духовной культуры. Инголлохтуальное и духовное взаимопонимание предполагает ке просто контакты по частным вопросам, а понимание иного стиля мышления в иной культурной традиции. 3 свяаи с этим особую актуальность приобретают историко-философские исследования. Изучение многообразных тенденций, течений и школ ьападно-европей-ской философии XX века - один из глазных пепектоз освоения западной культура.

Исследование любой философской системы предполагает ее критический анализ, Существует два вида критики. Первый - неприятие всего, что не согласуется о собственными представлениями. В этом случае объект критики "^есть ее вряг. которого она хочот не опровергнуть е з уничтожить"1« При таком подходе иео основной пафос -негодование.еа основное дило - обличение", "Критика, занимающаяся этим предметом, есть критика врукопашную^ в рукопашном бо» важно не то благороден лк противник, разного ли он происхождения, интересен ли он или нет, - важно нанести ему удар" 5

Второй вид критики - внимательное рассмотрение всей исследуемой концепции / ее внутренней логики и системн аргументации/ и выявление всого ценного в ней. Критика ¡¡ данном случае конструктивна, она позволяет изучить и понять Иное в целостности.

В диссертационном исследовании именно с этих позиций анализируется преекмптивизм / англ. prescrito ~ предписывать/. Интерес к данной философской доктрине оправдан по ряду причин. Во-порвихр прескриптивизм - одна из современных форм английской философии» схватыв!»щпя многие существенный черта британской культуры. В нем воплощена традиция английского философствования, которая вклкг шт в себя формирование стиля мшлеиия, обучение ясному внражени» мыслей а овладение искусством исследования.

Во-вторнх„ пресхрипгавиам иссдадузт этаческуп проблематику.

^Мархо К. К критике гегелевской философия права» Введение// Маркс К.» Энгельс Соч, Т.1. С»416» 2Тем яе„ С. 417

Общая ориентация современной морали на гуманизм и общечеловеческие ценности определяет новый этап в развитии этики, делает этические исследования особо значимыми и актуальными. Прескриптиви«м является частью метаэтики, которая питается построить философию морали на основе прояснения языка моральных предложений. В своих целях метаэтика активно использует логический и лингвистический анализ. Такой подход к исследованию этической проблематики не характеров для марксистской традиции, а погону момег представлять интерес для советской этики.

В-гретьих, имя Ричарда Мервана Хеара - основоположника прескр птивазма - мало известно в СССР. В Лягали же P.M.leap ставится в один ряд с такими иавестнши этиками как Мур и Мер«, Его работа -определенная веха в развитии метаэтики.

Прескриптивиам рассматривается нами в контексте аналитической философии - современного лоаагявиама. В шооходимой мере в работе дани характеристики философской и культурной традиций Англии.

Актуальность исследования определяется как самой темой, так и выбранным подходом к ее раскрытию.

Стецень разрабрганно?ти проблема» Превдэ всего интерес представляют работы либо непосредственно посвященные аналитической философии, лиоо содержащие ее анализ в своем контексте. К яям сле~ дует отнести труды'Р.Г. Авояна, И.С.Автономовой, Н.Д.Арутюновой, '

A.Ф.Бегиаишиди, Л.С.Богомолова, М.Вартофского," А.Ф.Грязнова, Б. Данзка, А.Ю.Дегутис^ К.К.Коля, Г.А.Заиченко, Н.Ирибаджакова, М.А, Киехеля, i\i.С. Козловой, М.Коркфорта, В.А.Лекторского, Ы.К.Ыамарда-изили, Н.В.Мотрол/ловои, И.С.Нарского, У. Ы. Соловьева, Т.Хилла»

B.С.Пвырева и др. В этих работах детально; анализируются положения оснавополо^сшлов аналитической традиции. Значительным прогрессом в советских исследованиях стало обращение к целостной характеристике аналитической философии во' время работы круглого стола, организованного журналом "Вопросы философии" в 1У88 году'.

Существует ряд работ советских философов, логиков и этиков, непосредственно посвяиеншх критическому анализу метаэтики. Таковыми ярчяются исследования О.Г.Дробницкого, В.Е.Ермолаевой, А.А. Квика, В.Ц.Коблякоьа, Д.В.Коноваловой, Т.А.Кузьминой, В.О.Добози-кова, Р.К.Павилсниса, В.С.Назенка, А.ИЛ'итаренко, И.Т.Фролова, К.А.иварцмен, А.Ф.Шишкина, В.Г.Юдина и др. Бесспорно, что в этих работах использован богатый материал. В ы»х рассмотрены основные

_ 4 -

положения мотаэтики, ее структура п некоторые формы. Показана связь мотаэтш и логики.

Но мояно сказать, к сожалению, что пород обаам выводи и оценки в отих работах уже заранее заданы само^ установкой на "неприятии", столь обязательно!) в застойны;! период, Негатизистски»; подход "тотального отрицания" оставлял в тени и-ценные конкретные результат, получении© метаэтикок.

Оказанное о стиле критики английской метаэтики в целом верно и в отношении концепции Р.М.Хеара, Работ, посвяленних творчеству Авара, г/;ало» В них очень кратко рассматриваются ранние труды этого английского философа. Это лишь фрагменты более широкой тематики з исследованиях Н.Д.Арутюновой, М.лорнфорта, К.А. Шварцман и др. Единственное обращение к пондлкм произведениям Р.М.Хоара встреча-зтея з статье И.Д.Гад икской.

Поскольку концепция РЛОеара очень популярна в Англии и Америке,. то'вполне естественно» что вокруг нее возникают разного рода дискуссии. Они 'цапли отражение в публикациях Дж.Барона, II.Дк, Воксона, П.Т.Гочае /1;т:.Гилберта3 О.Грина, А.Гриффитса, Дж.Л.Карсо-на, Дя.У.Кокса, У.Ликэна, К.№шкмана, Д.Нортона, X.Робинсона, О. Оелдгана и др.

Кроме философских работ в диссертация были кспольсованц материалы исторических аамоток и публицистических произведений Б.Ла-мз.ча, К.М.Карамзина, П.Кольера, В.В.Овчинникова, Дж.Б.Пристли, К. Чапекат Лл.Оруолла, Ы.Шагинян и др., гюоволяэдле представить специфику английских культурных тра; вди(1.

Налью диссертационной саботн является конструктивный критический анализ прескриптнвкогд Р.М.леара. Данная цель может бить конкретизирована в следующих .задачах:

- исследование специфики появления, функционирования и развития аналитической философии;

- сопоставление некоторых особенностей английской аналитической философии с культурными традициями страни, национальным стилем митюиия;

- определение предкота мегаэтики и ее кеста в системе английской моральной философии;

- анализ основных положений и генезиса прескриптявизма Р.Г,1. Хеара, его значения для развития современной философии морали.

Теоретической и методологической основой лиссеетапи» явля-

- 5 -

ются базисные и системообразующие положения английской'аналитической философии и метаатики. Особоо значение для раскрытия темы исследования и логики изложения основных иней работы имеют методологические принципы анализа философских теорий, выведенные и реализованные классиками марксизма.

Теоретическая новизна исследования состоит а/ в выявлении зависимости особенностей английской аналитической философии и мета-этики от культурных традиции страны; 0/ в анализе и последовательном осуществлении непредвзятой конструктивной критики современной английской „изтаэтики; в/ в комплексном рассмотрения основных положении прсскриптивизма, конкретизированных в проблемах зтическогс языка, рационального морального мышления и практического применения мора люй философии.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

- философскими источниками прескриптивизма Р.Юеара являются теоретические установки, заданные английской аналитической философией V. британской метаэтикой;

- английская аналитическая философия развивается в традициях эмпиризма и позитивизма; существенное влияние на ее формирование оказывают особенности англикскох'о стиля мышления и национального характера британцёв;

- в сферо ;)гаческого знания аналитическая методология находит выражение в метаэтике;

- расширение проблемного поля классической мета^тики, связанное с изменениями в аналитической философии, приводит к необходимости решения задач этики нормативном;

- синтез метаэтики и нормативной этики представлен г прес-криптивиэме Р.М.Хеара;

- прескриптивизм решает философские вопросы, связанные с анализом языка морали, рационального морального мышления г прикладного значения этики.

Научно-шякткческая значимость заботы обусловлена самим подходом к исследованию интересующего феномена - прсскриптивизма. Значоние работы состоит также в вычленении основных особенностей положений аиамп'ичсскок философии, з-'^ямащеи в настоящее в^омя шрлду с феноменологией ключевые позиции в западной немарксистское философии в целом. Выявление ряда позитивных моментов и

- (■ -

вскрытие логики развертывания аналитической философской модели позволяет наметить определенную сферу, в которой возможен творческий диалог ме;кду марксистское и аналитической философией вообще и меаду марксистском птико;; и метаэтико;1, в частности.

Полученные в рлооте результаты кохно использовать в лекционных курсах по этике, для практикумов и спецкурсов.

А п ] 'О оа П и я Я и с со I л-л пи и. Положения диссертации легли в основу выступлении автора на 1У и У1 жуиузовских симпозиумах "Социальная роль марксистско-ленинская философии в ускорении каучмо-техпичес-кого прогресса" /Свердловск, 1985/ л "Марксистско-ленинская концепция человека и научно-технический прогресс" / Свердловск,158?/; на научно-практической конференции "Молодежь Удмуртии - ускорению научно-техш'.ческох1» прогресса" / Ижевск, 19В7/; аа научно-практической конференции '"I рудо вел коллектив в условиях совершенствования производственно;; демократки" / Ижевск, 1989/; па 1.Х Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "Философия истории:диалог культу];" / Москва,' 1389/ и др.

Структура и об-ьеи работы, Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 167 страницах, список литератур» включает 245 наименований.

ОСНОВНОЙ С0ДЙ1Ш1ИК РАЪО'Ш

Во введении обосновывается актуальность теш, степень ее разработанности, Формулируются цель л задачи исследования, определяется методологическая и теоретическая осноьа работы, даются краткие характеристики структуры и логики диссертационного исследования»

Первая глава "Современная английская мотоэтика", состоящая из двух па]«графов, поегшщана анализу основных форм и вариантов современного британского металт-чпекого знания. Метаэтика возникает и функционирует р рамках аналитической философии как один из ее разделов шеи, верков, как приложение аналитической философии к анализу языка моральных доктрин. Поэтому было необходимо показать в работа и историю становления аналитической философия, и историю возникновения современной английской философии морали.

В §1 "Аналитическая философия: исторь? и современность" рассматриваются основные положения и голезис аналитической философии.

- ? -

В аналитической философии XI века изначально воплотились установка эмпиризма Нового времени на особое понимание предмета философии к ориентация на использование формально-логического анализа, связанного с именем Аристо~еля.

Позитивисты первого "околешш восприняли и реализовали идею классического эмпиризма о расширении области применения зекпори-ментального метода. Аналитическая философия по суги является модифицированным позитивизмом XX века и сохраняет ор,'оптацию на объективный анализ, который позволяет исследовать объокт в "неискаженной спекуляцией форме"о Такое толкование понятия "аналитическая философия" позволяет расширить представление о ней. Оно оправдано по ряду причин. Во-первых, само понятие "анализ" появляется» а, верне., воспроизводится в философии XX века в работах Рассела и Мура как метод разработки философской проблематики в противоположность спекулятивному системосо заданию, то есть в рамках лозити-висгскнх установок. Во-вторых, отказ от такого широкого смысла "аналитической философии" чреват "выпадением" из нее некоторых видов аналитического знания и некоторых этапов развития мотаэтики. В-третьих, зачастую и в зарубежных исследованиях термины "аналитическая философия" и "неопозитивизм" используются как синонимы.

Однако нельзя не видеть, что современная аналитическая фило-г софия в своем развитии заметно отклоняется от "классической" неопозитивистской методологии, то уходит от нее,-то возвращается к ней.И различия порой принципиальны, что можно показать на примере деятельности Мура, Рассела и"позднего" Витгенштейна. Они могут творчески разбивать некоторые положиная поэит^зизш, но могут и подвергать некоторые из них-резкой критике. .

Позитивизм XX века, в отличие от предшествующего ему эмпиризма, стал работать не с данными органов чувств, ас фиксирующими чувственный опыт выражениями языка. "Ранний" Витгенштейн и представители Венского кружка пытались создать идеальный язык науки, без искаженяк, ясно и четко, фиксирующий данное в опыте. В дальнейшем аналитическая философия отаазывается от планов создания тадог идеальной модели языка и принимается изучать существующие язмкозые структуры. При атом для их анализа привлекаются наивысшие достижения логики,' в частности, идеи Г.Фреге.

В системе аналитической философии, исследушьЛ проблемы значения, осооое место занимает школа лингвистического анализа. В

- 8

се рамках возникает анализ обыденного язика и апелляция к ого структурам при рассмотрении языка науки, философии и т.н. Причиной же поворота к анализу обыденного языка послужило желанно ..збежать нута ници з философской проблематике, возникающей из-за многозначности используемых терминов.

Аналитическая /лингвистическая/ философия развирается в основном в Англии. Что не случайно. Это еитзано с устапопко.-; нп культивирование своих собственных градации, с о<&»м с*:я.".ем сзюланяя и деятельности англичан. Вплоть до гонца XIX века Англии во многом удавалось сохранить культурную изолированность,и проникновение иннх /' неанглийских,а, следовательно, нозгшпрнческих/философских доктрин в эту страну было крайне медленши« Так рмспростраиелие гегельянства в Оксфорде имело временный характер и и 30-х годах нашего столетия фактически прекратило существований, для англосаксов гегельянство продетая ло собой коша а<лая кислой, для них привычна н зьачп:,«. эмпирическая традиция, а, соответственно, позитивизм и аналитическая философия.

В работе из всех направлений современной философии в Англии рассматривается лкщь то, которое развивается главным образом в Оксфорде, где, как принято считать, сегодня задается тон английской философии. Среди особенностей оксфордского философствования -отход о^ запрета "раннего" Витгенштейна, отноевваого (философские -"метафизические" - проблемы к сфере нвоыеказуемого строгом я точном язнке, Оксфорадг заняты имошю то?/, ч~о ггоясряетг воэкожло-стя такой, "гшскаэуекости" метафизических. и моральных клин, что выводит их за пределы "классического" неопозитивизма.

Многие философь-оксфордцы но сводят философские иробдемы только к проблемам языка / хотя такое сведение часто считается основным признаком аналитической философии/, но признают обязательность лингвистического анализа наряду с исследованиями иного рода. Лругоо дело, что трудности анализа лзнка знчастую приводят к тому, что деятельность многих философоп-арататкков исчерпывается систематической схема!изпциой категорий и созданием концептуального аппарата обыденного языка. Однако большинство оксфордских философов занимаются исследованием тех проблем, которые имеют общепризнанный философский статус. Анализ языка в таком случае становится не целью, а необходимым средством.прояснения смыслов, предваряющим решение задач более широкого философского к нтекста.

- 9 -

Такая установка гнражаот общую тенденцию развития всей'аналитической философии в сторону резкого расширения проблемного поля. Аналитическая философия по сути означает искусство исследования, а понятие "анализ",становится синонимом "рационального, дискурсивного рассуждения".

Таким образом, очевидно, что новейшая аналитическая философия в Англии возникает как естественный результат всей культурной традиции страны, как следствие самораэвертывания и самоопределения неопозитивизма, выявившего здесь собственную сциентистскую ограниченность. Н :ледуя общий дух английского эмпиризма, аналитическая /лингвистическая/ философия выражает его в современных философских дисциплинах. Так, например, в отдельную область исследования оформляется метаэтика. Начало функционирования метаптики связано с именем Дж.Мура - одного из корифеев аналитической философии.

В §2 "Лингвистический анализ морали в современной англинског, филреофи?-" дается обшая характеристика метазтики и ее взаимодействия с зтикои нормативной. Метаэтика занимается вопросами-смысла этических терминов и доказательств этических требовании. Сущностные утверждения нормативной этики связаны с проблемами моральности действии, с анализом норм, призванных регулировать взгляды и поступки людей.

Не должно складываться впечатление, что эти два направления этического знания совершенно изолированы друг от друга. Если нормативная этика имеет дело с реальностью, то в метаэтике изучается язык и логика нормативной этики в ее различных аспектах.

Проблема связи мотазткческой и нормативной концепций по сутр есть вопрос о предмете этики.как таковой. Особое место в его решении занимает Доктрина метаотической нейтральности. Для сторонники Доктрины характерен такой подход: понятийные утверждения метазтики касаются использования слов, в то время как сущностные утверждения нормативной этики связываются с проблемой моральности действий,

Иными словами, метаэтика играет в отношении нормативной эти? ки ту же роль ,что и неопозитивистский аналиа языка науки - по отношению к самой науке. То есть она не затрагивает содержания, смысла высказываемых суждений, а концентрирует свое внимание на форыаль-ной стороне дела, ка "лрозрачности"выскаэываемых предложении. Можно сказать, что метаэтика - это процедура прояс! .¡ния языка эти-г кк нормативной с использованием достижений логики, всего того, что

- Ю -

было наработано предщостоующйм позитивизмом.

Однако в работе показано, что кетаэтика - как и логический позитивизм ранее - не может при всем старании ограничиться чисто формальной, внешней сторонок дела. Метаэткка со временем неизбежно начинает вникать з содераштелыше проблемы нормативной этики, высказываться по ним.

В диссертации рассматривается, что мегаэтик-э в>«лючаот в себя два варианта концепций: когнитивные и нон-когшштныо. Когнитивис-тн утверждают, что моральные термины обозначают некие качества в мире, и что моральные суждения - вид знания. Нон-ксгнитивиоты, в свою очередь, отрицают эти положения.

Когнитивные теории представлены двумя группами исследователе.!: интуитивистами / или кенатуралистами/ и натур'аистами. Первые из них считают, что объекты, обозначающиеся мо.ялмипси то]мине?.*:'.. обладают уникальностью, a зпанио, которое козтитуаруют моральные суждения не сводимо к знание, заложенному, например, в естественных науках. Натуралисты же полагают, чтеморалыыо понятия относятся к естественным / природным, натуральным/ сущностям мира.

В работе показано, что прародителем и наиболее ярклм прэдета-внтелем интуитивизма является Дк. Мур. Он предложи г crso.i вариант решеьия достаточно традиционных этических вопросов о том, что есть добро и зло, правильность и неправильность. Для на чо существенно определение добра и зла вообвд, а не исследование foro, что есть добро и зло в человеческом поведении. Мур считал, сто основные формы традиционной этики - гедонизм, "мотафизлческая этика", утилитаризм и натурализм - обладают "натуралистическс& ошибкой". Ей страдает любая методология, сводящая добро / а вместе с ним а мораль/ к чему-либо еще, лежащему вне морали. Для .'.Ь'ра важен анатиз морали как таковой, а кмэшю той сферы, которая порождена моралью,, функционирует в мора-и н может быть рассмотрена вно натуралистических изъянов, сферы языка морали. Отсюда установка Мура-не на . анализ человеческого поведения, человеческих поступков, а на-.анализ того, что говорится о морали, как вырлхаются з языке морали нормы, оценки, мотивы.

Что касается аеа-ккнщ'.п моральных выражении, то Мур доказывал их Hfвозможность.Самые различные значения вкладываются в эти тер- , mi ни самыми различными людьми или одним л тем же человеком в раз—_ шчшх ситуациях. Таким образом, значение моральных: терминов схва-

- 11 -

тывается интуитивно.

В работе определяется, что в отличие от когнитивистов, дон-когиитивисгн не считают моральные суждения ¡¡станнит или ложными, г.остятуирутацими вид знания. Их функция -'выражать позиции / отношения, эмоции/, давать рекомендации / команды или предписания, команды или осуждения/. Оооответстренно, знание.заверенное интуицией или эмпирическими данными, не является критерием подтверждения моральных суждений. Оставив тщетные попытки дать жесткие дефиниции моральных терминов, сторонники нон-когнитивизма сосредоточили внимание на том, что могут выражать эти термины, какие функция они выполняют.

В работе покаоанп, что лингвистический анализ в философии нсн-когнитивизма тесно связан с теорией речевых актов Дк.Остина. По его мнению, существует три варианта речевых актов: локутмв-ные, иллокутивные и перлокутивнце. Локутивный акт - действие при проиьнесении предложения, имеющее определенный смысл и содержащее справку. Иллокутивный акт - действие, предполагаемое говорящим в высказывании / информация, побуждение, предубеждение, просьба и т.п./. Перлокугивный акт включает в себя последствия произнесения предложения. Сфера действия перлокучивннх актов кауаальна, а сфера действия иллокутивных актов - сфера намерений.

Остишвские дистинкцич выступают критерием отличия некоторых ранних нон-когнитивистэв, полагающих, что моральные суждения имеют каузальный сшсл, от прескриптивиста Р.М.Хеара и мультифун-кционалиста П.Ноуэлла-Смита, считающих, чт^ моральные спадения есть выражение намерений говорящего дать рекомендацию, побуждение к действию.

Такая ориентация влечет за собой обращение нон-когнитивизма к анализу человеческого поведения. Но если для ранних нсн-когни-тивкстов /Айэра и Стивенсона/ интерес сосредоточен прежде всего на механизме влияния определенного высказывания на эмоции и действия человек / акцент смещен именно в сторону констатации подобког функции/, то для Хеара интересна и рекомендация и сам способ реализации ее.

В работе отмечается, что сквозь призму теории рачевнх актов кок-хогнитивисташ / особенно поздним*/ ставится и высвечивается достаточно серьезная просека - проблема прагматического значения морального суждения 1т ценностного. Прагматика в данном случае

- 12 -

означает выяснение аначения слова в ситуации речи. В этом отношении становится необходимым учет категорий характеризующихся предметов , времени производства оценки, личного мнения и вкуса говорящего, желаний и потребностей, долга и воли, Приэнаотсл, что оценка социально обусловлена,, ее интерпретация зависит от норм того или иного общества, той или иной социальной группы» А оценочные высказывания-в определенном смысле навязывают - посредством рекомендации - определенные побуждения к действию, предостережения, похвалу, осуждение, и тем самым они воспитывают нормы поведения-,

• В диссертации делается вывод, что нон-когнигагиэм рассмотрел проблему значений моральных выражений как ценнсстньх з целостности. Не будут новатором в ее постановке, он в определенном смысле был новатором в ее решении.

Современная этическая мысль констатирует утрату популярности классических вариантов метаэтики. Доминанта этячес <их учений на йападо ~ модифицированная форма метаэтики, предполагающая сочетание с проблемами этики нормативной. И хотя признается, что непосредственно из утворждений о значениях этических то.;мпнов не следуют нормативные варианты этики, метаэтика способствует устранению множества смысловых парадоксов, ясно определяет то, чем пользуется этика норм. Все эти процессы нашли отражение в современном нон-когнитивизме - прескриптивизме Р.М.Хеаря.

Во второй главе "Прескриптивиам Р.М.Хеат" ксзледуется одно иа направлений метаэтики - прескриптивиам, основоголожником а пропагандистом которого является профессор моральной философии Оксфордского университета Р.М.Хеар.

Работы Хэара, особенно то, которые были напитаны на начальном этапе его творчества, содержат в собэ большое количество лингвистического катериата. Эта лингвистическая направленность изысканий Хепра Понятна и объяснима. Философ работает в духе английской аналитической философии, в духе метаэтики. Исходным пунктом рекон- . струкции человеческого знания для него выступает не опыт, не.чувственные данные, не некие "смысловые атомы", такие как "уйдос" или "субстанция", а языковые структуры. Последние, в свою очередь, по ряду причин не сводимы к объектам реального мира. Во-первых, в силу наличия у язкковнх выражений не только семантических, яо '■ и прагматических характеристик. Во-вторых, в силу специфики анализируемых Хеаром ценностных и моральных концептов: хороший, дол- .13 -

жный, правильный и т.п. Дабы избежать философской путаницы и иллюзорности при выяснении значений этих выражений, Хеар апеллирует к обыденному использованию слов, к здравому смыслу, которые свободны от каких-либо теоретических привнесений.

Наряду с пресхршшшностыо Хеар в качестве основной черты ценностного языка вводит понятие "уяиверсализуемость". В нем зафиксированы характеристики общности ценностных выражении и общественный статус морали. При анализе произведений Р.М.Хеара складывается впечатление, что мораль понимается английским философом прежде всего как регулятор человеческих отношений. Она функционирует именно в сфере соотношения "своего собственного" и "чужого". Личные склонности, ин' зресы, жизненные ориентации в моральной ситуации всегда соотносятся со склонностями, интересами и ориента-циями другого человека. Эта соотнесенность фиксируется в нормах и правилах морали. Другими словами, сугубо личное не имеет моральной "окраски". Моральный выбор внешне всегда детерминирован наличием ряда установленных правил и норм. Именно и® этого ряда человек выбирает принципы, наиболее подходящие для конкретной ситуации. Иногда случается так, что имеющиеся правила и нормы вступают в конфликт или вообще не могут дать рецептов для поведения. В таком случае необходим пересмотр существующей моральной системы или ке модификация одного из принципов. Реальная возможность такой модификации аналогияш распространенной в Англии системе прецедентного права. Именно сочетаемость общего и особенного, свойственная английской морали, фиксируется в хеаровской "универ-сализуемости™.

В своих работах Хеар пытается ответить на традиционный вопрос философии морали: "Что я буду делать?". По его мнению, верность выбранного ответа -ависит от реальной возможности прогнозирования, мысленного' проигрывания создавшейся ситуации.Соответственно умение мыслить во многом определяет успех решения имеющейся проблемы. Вопрос "Как я буду думать'.-"' по сути предваряет воп-, рос "Что я буду делать?".

В построении модели рационального морального мышления Хеар исходит из особенностей: языка морали: универсаливуемости и прес-криптивности. Таким ооравом, точкой отсчета понимания рационального рассуждения выступал* языковые структуры.

В §1 "Дряблей? языка морали в ранних работах Р.М.Хсава" рас- 14 -

сматриваютоя основные идеи, установки Р.М.Хеара, на базе которых затем была создана целостная философская доктрина. Она содержит и себе все моменты метаэтики, эволкзционизирукдай в направлении к смыканию с этикой нормативной. Цель, преследуемая английским исследователем, состоит в выяснении связи человеческого поведения и моральных принципов. Анализ языка в данном случае становится средством прояснения интересующих механизмов. Он выступает исходным пунктом в построении теоретической модели морали, способом корреляции этой модели и действительности.

, С точки зрения Хеара функция моральных принципов - руководство поведением. Выражающий эту функцию яаык морали является одним из видов прескриптивного /рекомендующего, пред!исывшоюго/ языка. Обращение к прескриптивности расценивается мападнымя этиками как. особый вклад Хеара в теорию метаэтики»

В диссертации рассмотрены общая характеристик.* и классификация прескриптивного языка, данная Р.М.Хеаром. В структуру этого языка вписываются оценочные /ценностные/ суждения. Моральнцо высказывания, в свою очородь, рассматриваются как вид оценочных. Таким образом, Хеар исходит на двух существенных пунктов - безусловно уке имевших место в истории этики - функциональной л оценочной характеристик яаыка морали.

В работе обращено внимание на то.что любое це шостноо выражение „ пй мнению Хоара, имеет значение я критерий применения,, Значение у всех ценностных выражений одно - прескриптюность, рекомэн-. дация. Критерий применения свяаая с ситуацией речи и аависнт от совокупности семантических и прагматических характзристик.

Хеар считает, что ценностное выражение всегда. фиксирует си- . туацию выбора» Иными слова®, "хороший" в представлении Хеара всегда сравнивается с^'менео хорошим''• или "плохим". Таким образом, когда некто произносит слово "хороший", то это оаначаэт, что он отдал предпочтение„ сделал выбор,

Выбор, по мнению Хеара, всегда предполагаэ? наличие некоторого стандарта. Сопоставление с определенным стандартом и скрытая рекомендация, ваюгоченнко в ценностном слове, приводят к воамож-нссти следования такому стандарту.

Ценностное суждение вариативно по отношении к стандарту. Ее- ■ ли стандарт хорошо иавестен и признан правильным, то ценностное суждение выражает это прианание правильности";Если стандарт ле-

- 15 - "

знаком, то функция ценностного сукдения - научить этому стандарту. В том случае, если общепризнанный стандарт не соответствует действительности и перестает выполнять воаложенную на него функция, то цель оценочного высказывания прекриитивна вдвойне, по -скольку связана с введением нового стандарта или модификацией признанного.

К группе прескриптивнцх внракениЦ относятся и императивы. leap рассматривает разницу между оценкой и императивом. В любом им-пе]>ативе заключена команда - требование безоговорочного следования содержащимся в нем призывай. Ценностная прескрлпция лишь ре-комэндует то или иное действие, оставляя за субъектом свободу в выборе принимаемого ре; зная. Кроме того, простой императив в отличие от универсального императива и ценностного суждения всегда ситуативен, он не обладает всеобщностью. Необходимая всеобщность ценностных суждений обозначается Хеаром термином "универсализуе-мость".

Характер универсализуемоети позволяет выделить моральные су-вдения из группы ценностных. В моральной ушторсализуемости реализуется способ регуляции человеческих отношений, который заключен в моральных принципах. Тем сашм моральные принципы руководят нашими поступками. Они не опускаются до уровня простых произвольных императивов, а обосновывают поступки посредством некоторого универсального принципа. Моральные принципы должны быть проверены опытом, а затем модифицированы. Зта модификация осуществляется рациональным моральным мышлением. Решение этих вопросов Хеаром нашло отражение в диссертации.

Начав свое исследование с обсуждения специфики морального яоы-ка, Хеар приходит к необходимости обоснования существующей морали рациональным моральным мы- лэнием. Это мншганяо исходит из лроскрип-тивности и универседахуемости ценностях моральных выражений. При обсуждении, казалось бы,сугубо метаэтических проблем Хеару прихэ-' дится обращаться к анализу реалий, связанных с выбором и функционированием стандартов - норм, моральных принципов - в сфере конкретного человеческого поведения. Будучи приверженцем Доктрины метаэткческой нейтральности,. leap отнюдь не считает возможным ре-■.шение насущных человеческих проблем средствами чистой кетаэтики. Другое дело, что признание функционального значения ценностных выражений дает ключ к пониманию механизмов работы стандартов. Имен- 16 -

но в этом пункте система мэтазтикя поворачивается к реалиям и "оп-роклдцзаотся" на проблема этики нормативной. Прескрилтивность и уииверсализуемость выступают мостом мевду двумя отраслями этического знания. Участвуя в формировании ответа на вопрос "Что я буду делать?", эти две характеристики морального языка вводят исследователя в сферу насущных человеческих проблем. Моральная философия прескриптквизма ищет и находит свое применение, обосновывает своп практическую значимость.

• Хеар выстраивает конструкцию осуществления выбора с ориентацией на стандарты, с которыми соотносятся индивидугльньо интересы и идеалы. В диссертационном исследовании обссноьывается, что такал модель способна результативно функционироват:. з демократическом обществе, обладающим развитыми формами правовой государственности. Разнятые формы демократизма дают зозмо-.шость для социальной защищенности интересов каудо11 отдельной личности. Человек не может находиться вне системы. Реальная структура этой системы должна владеть такими механизмами администрирования, которые не подавляют свободу выбора личности, а способотвунт ей и являются гарантами личностной реализации.

Хеар обращается к выбору и свобода з рамках существующих правил. Такой подход продиктован стилем мышления англичанина, ко-, торий привык, что правила, не удовлетворяющие "условиям игры", могут быть изменены в ходе открытого обсуздения. Лзару случалось принимать участив в работе британского парламента. Английский демократизм, имеющий богатые традиции, находит активного сторонника • в лице Р.М.Хеара.

Английская мораль пропагандирует невмешательство в .тачную яизнь и законопослушанио. Насколько англичане возводят в культ независимость и самостоятельность человека, настолько же они до-рогдт чувством причастности. Им свойственна ориентация на определенные нормы, их поведение всегда регламентировано некоторыми правилами. Серьезное отношение к общественным нормам порождает,, с одной стороны, необходимость беспрекословного их выполнения, с другой - смену этих норм в случае их неоправданьости. Изменение норм происходит в процессе длительного обсуждения. Такие понятия-как "стандарт", "выбор", "руководство к действию", "сочетаемость, интересов" составляют суть английской системы морали. Именно поэтому они являются отправными пунктами и структурными эле .сита--

чи концепции Р.М.Хеара.

В §2 "Проблема рациональности морального мышления в концепции Р.М.Хоара" дается анализ решения Р.М.Хеаром двух проблем: прикладной значимости моральной философии и рационального обоснования мо-раныюго мышления.

Логику рассуждения Хеара можно представить следушим образом. Ценностные моральные выражения обладают прескриптивнымк и универсальными характеристиками, в которых заключен рекомендательный и общественны*! смысл морали. В конкретных жизненных ситуациях мораль "предлагает" человеку набор принципов и норм, определенные варианты поступков» Человек выбирает из рекомендованных принципов наиболее для него подхо,чяшие - он свободен в рамках закона. Оптимальный выбор возможен при предварительном "проигрывании" выходов из ситуации, что связано с определенными мыслительными процедурами. Последние являются элементами морального мышления. Аргументированность, выверенность и правильность такого мышления составляют его рациональность.

Хеар выделяет три уровня морального мышления: интуитивный, критический и метаэтичаский. Принципы интуитивного уровня морального мышления всегда общие. Это некоторые образцы поведения - стереотипы . В жизни возможны моральные конфликты. Тогда имеющиеся принципы предлагают противоречащие модели поведения м не могут дать необходимый вариант поступке.. В таком случае реальны критика существующих моральных канонон и модификация существующих принципов. Эта функция должна быть осуыаствлена критическим моральным мышлением. Таким образом, критичэское моральное мышление необходимо для селекции принципов интуитивного уровня и для разрешения конфликтов между ними. Критическое моральное мышление не содержит б себе моральные интуиции, а апеллирует к реальности и лингвистической структуре моралы&л Бирсданик.

Выясненном лингвистических структур занимается метаэтическое мыконле. Верно определенные особенности морального языка - ключ к созданию модели рационального морального мышления. В системе Хеара такими лингвистическими харэ:ю,эристикаыи являются универса-лизуемог.ть и прескриптивяость. Она свойственны и интуитивному, и 'критическому мышлению. Ушшерсалиауемость интуитивного уровня тождественна генераливуемости / предельной всеобщности/* Универ-са&изуемость критического уровня включает в себя некоторую специ-

- 18 -

фиЧНОСТЬ / ПлМОПЧИВОСТь/. "

В сфере нормативной этики Хеар считает наиболее перспективными различные варианты утилитаризма. Но его мнению, обшил утилитаризм-правила фиксирует модель интуитивного уровня (смленгл. Особенный ут;?литаризм-правшга / гоздествэшшй утилитаризму- поступка/ связан с критическим уровнем. Предложенная схема реализуется Хеаром при анализе медицинской этики.

Хеар считает, что изменение моральных норм, принципов во»можно посредством их обсуэдешш. Исследовать и обсуждать они принципы -долит моральные фшссофи, "хоросгая администрация" л парламент. Устранение существующих конфликтов возможно в pö«yтьгасе частичной сменн системы морали»

В работе отмечается, что в Англии Бошюнепие згой теоротичес-кой модели в какой-то степени колет стать реальностью, .¡'опрос а том, насколько могут быть учтен« желания всех ааинтсросозангах сторон. В сйсгеко Хоар пород по отвечает ja каддого, она предлагает оптимальный способ поведения для всех. Тем не менее, философ считает, что каждый вцдивдцу&шшй случал гробуот к себе особого внимании. Арбитрами в таких случаях, как правило, выступают лвди, яЕляюдие-ся субъектами данной конфликтной ситуации. При дога^ательстве многих своих положений Хеар апеллирует к морально "йдоровкм" людям, • он ориентируется на их лдравый смысл, дисцишшнир( закность и положительные задатки. Как а любая теоретическая конструкция» касающаяся человеческих отношений, концепция Хеара обладает определенной • степенью утопичности и иллхъорнсстп. Реальные лвди наделены поро- • ками и слабостями. Б принятии решения существенную роль играют не только рацио л адравпЯ смысл, а и иррациональные факторы.Хоар, • . на наш взгляд, слишком преувеличивает роль разума в жизни реальных людей.Причины такого преупеличзнДп связаны, скорее всего, с логикой и теоретическими установками P.M.Хеара. В действительности же, связь нему мыслимым, планируемым и реальным, конкретным-более сложна. Правильность в мышлении не означаем правильности в действии.

Несмотря на некоторую декларативность и иллюзорность, концепция Хеара обладает позитивными моментами. Прежде всего-, речь идет об умении Хеара дотошно анализировать и снабжать. аргумента- -мл выдвигаемое положения. Выделенные характеристики яг жа морали' являются несомненной удачей исследователя, поскольку лингвистике -

ческие "пробелы", хак правило, влекут за собой искажение теории m ттеншя. Хеар в силу возможностей решает как теоретические, так и практические задачи. По сути его концепция является рефлек-* свей по поводу возможностей разрешения реальных проблем, стояших перед английским обществом.

В ааключении подводятся осноьлые итоги, раскрывается аначе-ние исследования, его научная новиана, определяются перспективы развития темы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Об универсализации этических суждений в современной буржуазной этике // Социальная роль марксистско-денинсхой философии в ускорении научно-технического прогресса. Tea. докл. Свердловск, 1985. С. 93-94 / в соавторстве/.

2. О понятии справедливости в марксистской и буржуазной этике // Молодежь Удмуртии - ускорению научно-технического прогресса. То*. докл. Ижевск, 1987. С.296-298.

3. ÏL межвувовский симпозиум "Марксистско-ленинская концепция человека а научно-технический прог. зсс" // Информационные материалы фО СССР. 1989. № 2 / VI/. М., 1989. С.50-5В / в соавторство/.

4. Демократизация: необходимость перехода на критический уровень мышления // Трудо:зой коллектив в условиях совершенствования производственной демократии. Тез, докл. Ижевск,1989. С. 2728.

Подписано к печати (2.09,90, Формат 60 х 84/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать плоская. Объем 1,0 уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Заказ I Бесплатно

•Уральский ун-т. 620033,Свердловск, К-83, пр. Ленина,51

Типолабораторкя ун-та. 62QQ83. Свердловск, К--83. Ленина,51