автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Философские проблемы толерантного сознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские проблемы толерантного сознания"
•фейше ироблешьн толерантного сознания
Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Махачкала -2006
Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Билалов Мустафа Исаевич
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Абдулкадыров Юсуп Нурмагомедович
кандидат философских наук, доцент Абдулагатов Заид Магомедович
Ведущая организация: Чеченский государственный университет
Защита состоится «31» октября 2006 г, в Мчасов на заседании диссертационного совета К.212.053.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Дагестанском государственном университете по адресу: 367025, г. Махачкала, ул. Дзержинского, 14, каб. 4-11.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета по адресу: г. Махачкала, ул. Батырая 1.
Автореферат разослан « 30 » сентября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук профессор
"Муслимов С.Ш.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Человеческий мир можно представить как противоборство интеграционных и дез интеграционных процессов. С одной стороны, благодаря развитию и интенсификации самого широкого спектра социальных связей - хозяйственных, политических, культурных и т. д.- возникновению и актуализации новых видов деятельности и коммуникаций человеческий мир приобретает свойства целостности и единства. Все более возрастает роль универсальных человеческих потребностей, факторов обеспечения жизнедеятельности и безопасности народов, которые приобретают глобальный характер. С другой стороны, в результате, в первую очередь, роста национального и индивидуального самосознания происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление и разъединение субъектов общественной жизни. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности.
Для России нет проблемы более актуальной, более болезненной, чем проблема противоречий в духовной жизни и формирования толерантного сознания. Многонациональная страна, в которой более 150 наций и народностей, не сможет жить и развиваться нормально, если невозможно достичь равноправия народов независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта, традиций и обычаев. Эти наши проблемы общи с задачами многих современных государств. Именно в этой связи толерантность, как феномен массового сознания обретает свое предметное содержание в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым, являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. В таком значении толерантность выступает и как культурная норма, и как моральная ценность.
Толерантность принадлежит к основным проблемам, без рассмотрения которых, в сущности, невозможно глубокое понимание человеческого бытия, в том числе его национального и конфессионального измерения. Задача формирования толерантности не может быть решена вне соответствующего видения национальной реальности и нравственно-религиозной ее оценки, так как в современном мире наметился рост фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток по использованию религиозных организаций для служения воинствующему национализму, шовинизму, политизации религиозной жизни. И в этих условиях очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии, правами человека, свободы совести, с одной стороны, и сохранением национальной культуры, этнической
Актуальность исследования философских проблем толерантного сознания возрастает не только в связи с особенностями развития наций в конце XX в начале XXI века, в том числе, происшедшими в России и других странах СНГ изменениями, резким переходом из одного общественно-политического состояния в другое, осложнившимися межнациональными и межконфессиональными отношениями, переросшими в этноконфессиональные конфликты, провоцирующие вооруженные столкновения на межнациональной почве. В условиях обострения политических и социальных противоречий в России национальное самосознание становится особенно действенным, а его диалектически противоречивые связи с бытием и другими формами общественного сознания запутанными и непредсказуемыми. В частности, в такой форме существования национального самосознания, как национально-государственная идеология концентрируются все пережитки этнического духа, религиозной специфики и культурно-исторических традиций. Характер философской проблемы обретает и тот факт, что развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности -диалог, разъяснение, сотрудничество.
Степень разработанности проблемы. В социальных теориях и общественно-политической практике последних лет проблема формирования толерантности получила дальнейшее развитие. Хотя в науке ныне она находится в междисциплинарной сфере социальной философии, психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики, но вопросы толерантности поднимались еще у философов Нового времени - Дж. Локка, Вольтера, Спинозы и др. Воспитание людей в духе равного уважения ко всем народам находили отражение в трудах Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н. Лосского, А. Хомякова, И. Бердяева, А. Шестова и др. Данная проблема находит отражение в работах современных философов, где толерантность рассматривается как общественное явление, принцип мышления и поведения (М.И. Билалов, Т.Г. Грушевицкая, E.H. Дворникова, В.А. Тишков и др.). В.А. Лекторский, М.И. Билалов, P.P. Валитова, Н.М Лебедева, О. Хеффе, И. Йовель, И.В. Кеспофонтов, предлагают пути теоретического анализа толерантности.
А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др. связывают толерантность с принятием другого, с проявлением сочувствия
и сострадания к другому человеку» с признанием ценности многообразия человеческой культуры. Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Н. Джуринским, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и др. Вопросы формирования толерантности как научная проблема являются предметом исследования психологов (Н.В. Антонова, Г.У.Солдатова и др.).
Проблему формирования толерантной личности рассматривали с позиции интернационального воспитания Е.Б. Арефьева, K.M. Ханбабаев, И.И. Валеев, Г.Н. Волков, Измайлов А.Э., Гасанов З.Т., Н.Ф. Коптерова, З.Г. Нигматова, Г.В. Фурман, А.Г. Здравомыслов, Д.Ю. Бромлей, которые представляют этническую толерантность как настроенность человека на понимание и диалог с другими, как обеспечивающую мирные взаимоотношения этнических общностей. Подчеркивается также, что толерантность есть особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому, В современной школе педагогами-практиками используются работы по межнациональному (Б.С. Гершунекий, В.П. Комаров, Г.Ф, Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Фидотов и др.), межязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф.Ф.Харисов и др.), межрелигиозному (Г. Р. Б ал танов а, Л.И. Климович, Р.А,Набиев, Л.А.Харисова и др.) взаимодействию субъектов толерантного сознания, в которых они предстают как регулятор межличностной и межгрупповой коммуникации.
Нормативно-правовая база формирования толерантности заложена в ряде международных и российских документов.
Вместе с тем не выявлено место толерантного сознания в структуре общественного сознания, не показана роль в нем диалектически противоречивого соотношения общего, особенного и единичного, общечеловеческого и национального. Данная диссертация призвана восполнить также пробел в исследовании и выдвижении гипотетических рабочих понятий межкультурного и межэтнического толерантного сознания.
Объект исследования - природа и содержание толерантности в современной общественной жизни.
Предмет исследования - философский анализ толерантного сознания как социокультурного, диалектически меняющегося феномена в исторически преходящих и конкретных социальных системах, его социальные и индивидуально-личностные характеристики, возможности ее формирования и степень влияния на массовое сознание.
Цели и задачи исследования Основной целью данного исследования является философский анализ толерантного сознания для определения его
сущности, предпосылок и условий возникновения, уточнения противоречивого функционирования как целостности общего, особенного и единичного на основе критического осмысления противоречий духовной жизни.
Потребность в исследовании данного круга проблем диссертационной работы в значительной степени диктуется остротой противоречий в духовной жизни, обнаруживающихся на этапе перехода от тоталитарной системы к новым формам демократической жизни, В связи с этим встает задача глубокого и всестороннего анализа социального содержания и причин возникновения новых противоречий. Важнейшей задачей, также вытекающей из поставленной цели, является рассмотрение толерантного сознания в теории и практике межнационального отношения. Таким образом, цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах:
•выделить и описать категории, способствующие адекватному выражению динамики толерантного сознания в современном общественном развитии;
•представить содержание толерантного сознания в аспекте социокультурной нормы и политической стратегии и сформулировать понятие толерантного сознания на основании исторически преходящих способов регуляции общественной и индивидуальной жизнедеятельности;
•определить социокультурное содержание толерантного сознания в исторически преходящих и конкретных социальных системах;
•методологически связать установку терпимости с социальной и индивидуальной мотивацией гражданского мира и согласия в Чеченской Республике;
•проанализировать и обобщить концептуальный опыт репрезентации толерантного сознания в условиях Чеченской Республики;
•выработать рекомендации по внедрению в массовое сознание позитивных установок толерантного сознания.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, состоящего из различных сфер и уровней. В качестве общеметодологического принципа настоящей работы можно так же определить вариантность, так как в процессе научного исследования осуществляется анализ, позволяющий произвести выбор.
Методологической ориентацией автора является социальная диалектика, как часть научно - теоретической диалектики в ее современном прочтении. В диссертации автор использует и классические
принципы диалектики (диалектика единичного, особенного и общего, противоречивость развития и т.д.). Основой работы явились также общефилософские методы анализа, конкретизации и обобщения и традиционные способы диалектического размышления
Научная новизна исследования:
- осуществлена дальнейшая конкретизация влияния социально -экономических и идейно — политических противоречий на сущность толерантности как предпосылок ее становления в эпоху глобализации;
- выделен ценностный аспект толерантного сознания на примерах духовных противоречий современного российского общества;
-выявлена специфика процесса взаимопонимания и взаимопроникновения двух культур — западной и восточной, их взаимодействие в процессах духовной жизни и социальной мысли в Чечне на рубеже веков;
- установлены особенности толерантности и ее критерии в различных сферах духовности;
-в качестве рабочих гипотез предложены понятия этнического толерантного сознания и межэтнической толерантности, показано их соотношение как общее и особенное толерантного сознания;
-показана роль межэтнической толерантности в укреплении интернационального единства, в недопущении национализма, субъективных и искусственных межнациональных противоречий;
-сформулированы практические рекомендации для образовательных учреждений и средств массовой информации, могущие способствовать духовно-нравственному обновлению общества, удовлетворению всеобщих и предельно конкретных неотложных интересов, присущих человеку.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Современное духовное бытие личности обретает характер глобальной проблемы, в котором востребован высокий уровень толерантного сознания.
2. Философским содержанием толерантного сознания предстает способность человека целостно понимать и принимать многообразие связей мира, культур, идеологий и убеждений, являющихся в совокупности сознанием субъекта о познаваемом объекте.
3. Основными критериями формирования толерантного сознания являются осознание равноправия, взаимоуважения и доброжелательности людей в обществе на основе сохранения и развития культурной самобытности и традиций, свободы вероисповедания.
4. Важнейшим условием этнической толерантности является воспитание культуры общения между поколениями, российского патриотизма и гражданственности, дружбы народов п веротерпимости.
5. В эпоху глобализации толерантное сознание трансформируется из рядового элемента культуры как системы в ее ядро и социальный идеал.
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация должна способствовать развитию теоретической и практической базы социальной философии, открывая новые перспективы исследования толерантного сознания в качестве одной из актуальных ее проблем.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских лекций и спецкурсов по социальной философии, этике, религиоведению, политологии, социологии и культурологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии Дагестанского государственного университета и получила положительную оценку.
Основные положения диссертационной работы апробированы также в различных вузовских, региональных и всесоюзных научно-теоретических конференциях. По теме диссертации опубликовано 10 статей, докладов и научных тезисов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна работы и ее практическая значимость.
Первая глава «Толерантность и противоречия общего^ особенного и единичного в духовной культуре», состоящая из двух параграфов, посвящена исследованию философских проблем толерантного сознания в период нестабильности, общенационального кризиса, радикальных трансформаций, разброса идейных ориентиров современного общества. При этом анализ данного периода производится через призму диалектического противоречия общего, особенного и единичного в социальном и духовном бытии народов.
В параграфе I. «Общее, особенное и единичное в духовной культуре эпохи глобализации» исследуются духовные тенденции глобализации как процесса, характеризующего некоторое новое качество современного человеческого общества как единого, всемирно-целостного, в то же время, раздираемого противоречивыми тенденциями и закономерностями. Как известно, диалектическое взаимодействие общего, особенного и
единичного в реальном историческом процессе прослежено в марксизме на капиталистических общественных отношениях. Определенная степень их зрелости и распространенности позволила установить противоречивую мировую связь всех стран друг с другом и прийти, таким образом, к понятию всемирной истории. Для древней и средневековой истории характерна непосредственная взаимосвязь историй отдельной страны лишь с немногими соседними, но лишь в Новое время осознается всемирный характер истории человечества. Учет этих обстоятельств в изучении противоречий современного общества эпохи глобализации требует выявления специфики конкретных противоречий между носителями различных экономических и социальных порядков, идеологических и политических убеждений, между этническими и цивилизационными культурами, которые зачастую обретают характер межконфессиональных и межнациональных конфликтов и столкновений.
В разделе показано, что наряду с глобализацией в современном мире развиваются и противоположные ей процессы (локализации, ренессанса социальной роли ряда национальных государств, «разбегания» и столкновений цивилизаций, дифференциации качества жизни и т.п.) Происходит так же гегемония корпоративного капитала, выражающаяся, прежде всего, в подчинении ему всех основных сфер духовного производства. Его этнополитическая модель обусловлена финансовыми ресурсами, исчисляемыми, как минимум, многими тысячами долларов в год на душу населения. Части из них достаточно для использования на неэкономические цели, что позволяет, по сути, монополизировать современную систему образования, т. е. «производство» ключевого «ресурса», создающего продукты духовного производства, а также mass media, обеспечивающие распространение и внедрение в сознание идеологии и других духовных продуктов глобального капитала.. И то, и другое осуществляется под контролем и частных, и государственных структур корпоративного капитала и в формах, сходных с организацией ТНК (не секрет, что ведущие телерадиокорпорации, университеты и т. п. развитых стран являют собой специфические транснациональные корпоративные капиталы). Основным результатом противоречий духовной гегемонии корпоративного капитала становится все общее доминирование интернационально-унифицированной массовой культуры и узкого профессионализма в образовании, порождающих, в свою очередь, мировую тенденцию декультуризации духовной жизни, в которой теряются единичные островки ее самобытных и национальных проявлений.
Формирующееся глобальное гражданское общество подчиняет диалектике общего и единичного также и политические процессы, связанные с ослаблением роли национальных государств и с тенденцией
уменьшения роли в обществе вертикальных социальных связей за счет преобладания горизонтальных. Все более значимыми по общественной эффективности становятся массовые в мировом масштабе объединения граждан в защиту окружающей среды, мира, культурной самобытности народов и т п. Всестороннее изучение противоречий в общественно-политической и духовной жизни каждого народа и особенностей их разрешения в условиях рыночной экономики показывают, что здесь, как и в любом организме идет борьба нового со старым. При этом самым сложным и важным было и остается нахождение, открытие общих объективных закономерностей развития тех или иных явлений как важнейших средств познания и преобразования современного общества. Всякое игнорирование или принижение общего ведет к беспринципному плюрализму, препятствующему прогнозированию будущего и прогресса общества.
В разделе показано, что многие духовные противоречия, унаследованные от прошлого, в особенности от тоталитарной системы, обусловили болезненно противоречивый характер формирования политических порядков в современном российском обществе, привели к резким негативным изменениям во всех сферах жизни, породили множество уродливых, с точки зрения традиционных форм жизни, явлений. Россия раздираема противоположными тенденциями, шарахается из одной крайности в другую, разрывая на части свое цивилизационное целое. Виртуальная цель российской истории стала восприниматься массовым сознанием как единственно истинный мир, санкционированный авторитетом разума, тогда как реальное цивилизационное бытие превратилось в нечто сомнительное, неадекватное принципам справедливости и свободы.
Переходное состояние российского общества характеризуется неопределенностью жизненной судьбы миллионов людей, прежде всего молодежи, из-за крушения локальных и национальных ценностей, которые еще недавно казались стабильными. Вместе с коренными изменениями в общественных отношениях в молодежной среде происходят существенные сдвиги в ценностных ориентацйях в сторону их глобализации. Ранее существовавшие девальвируются и формируются новые, зачастую прямо противоположные, отрицательно влияющие на социальный и духовно-моральный облик молодежи. Осмыслить и совладать с соответствующей духовной ситуацией можно лишь понимая в ней тенденции, обусловленные динамикой общего, особенного и единичного.
В параграфе II. «Соотношение общечеловеческого и национального в духовности этноса как проблема толерантного сознания» диссертант исходит из того, что духовность всегда означает культуру человека как существа разумного и нравственного, являясь существенной стороной
человеческого бытия- И, поскольку, бытие есть такое гарантированно двойное, существование, его целостность всегда содержит нечто детерминирующее и детерминированное. Эти обстоятельства, по мнению диссертанта, являются методологически ключевыми для анализа как политической, этнической, расовой, религиозной, культурной разновидностей толерантности, так и всего целого толерантного сознания. Его сущность, основу становления и устойчивости составляет общечеловеческое в духовности. В первую очередь, простые нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально сложившегося в течение веков существующего порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности, достоинству и благополучию людей. В духовности каждого народа есть общечеловеческое, с которым его единичное и особенное в противоречии. В этой связи диссертант акцентирует внимание на таких простых нормах нравственности, как осуждение в качестве зла убийства, воровства, насилия, обмана, клеветы. К позитивным элементарным нормам нравственности относятся забота детей о родителях, уважение к старшему поколению, вежливость, тактичность и т.д.
Из поколения в поколение простые нормы нравственности и справедливости входили в плоть и кровь народной психологии, врастали в живую ткань языка, формировались в пословицах и поговорках. Мы обнаруживаем это в гимнах индийских Вед, в мифах Эллады, в скандинавских сагах, в рунах Калевалы, в былинах о русских богатырях. Во всех языках мира существуют десятки и сотни слов, которыми общество клеймит нарушения простых норм нравственности: низость, подлость, мерзость, злодейство, лицемерие и т.д. Из мифологического и обыденного сознания в философии складывается проблема толерантного сознания как противоречивость общечеловеческого и этнического, общечеловеческого и религиозного, и т. д., и как показано в работе, превращается в одну из главных в культурологических и духовных вопросов общества. Диалектика мирового духа, как показал Гегель, состоит в том, что, с одной стороны, его сущность — духовность есть непреложный смысл — цель человеческой эволюции, с другой стороны, духовность становится реальностью, вырабатываясь и воплощаясь в социальную действительность духом народа, состоящего из конкретных людей, обладающих свободой воли. Столкновение общего и особенного, как считает диссертант, составляет сущность толерантного сознания и как духовность есть принцип новой эпохи, универсальное орудие творения, оно находится в борьбе с силами зла, несправедливости, ущербности. Победить в великой духовной борьбе можно лишь на базе толерантного
сознания, сотворенного человеком внутри себя на вечной основе мирового Духа, Святынь народа, отечественной и мировой культуры. На рубеже XX-XXI веков становится очевидным, что человек творит духовность только на основе толерантного сознания как свое целостное бытие, как единение человека с самим собой, с другим человеком, природой, обществом и Высшими Силами.
Толерантное сознание человечества как системное целое формируется за счет оригинального содержания, обуславливающего его динамичность, универсальность и своеобразие. Поэтому устремленность человека к этой высшей и устойчивой, и непреходящей духовной субстанции есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс нравственной активности, духовному развитию общества, без которой невозможны никакие великие свершения. Общечеловеческие ценности -это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они занимают соответствующее место в нашем толерантном сознании и мировоззрении. Вырабатывая эффективные формы сотрудничества, человечество должно, опираясь на единые гуманистические ценности, развивать общий дух как ядро толерантности, что позволит всем странам и народам действовать максимально сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентация. Нахождение и освоение общих объективных закономерностей развития духа через равноправие культур религий и т.п. - путь к толерантному сознанию.
Толерантное сознание конструирует культуру человека как общечеловеческое из себя и для себя. Задача человека - усилить культуру изнутри, тянуться к общечеловеческому сосуществованию, следуя регулятивам толерантного сознания
Во второй главе «Толерантность в поликультурной среде», которая включает три пара1рафа, исследуются условия и духовные предпосылки возникновения и формирования толерантного сознания в поликультурной среде, его противоречивое функционирование в различных духовных сферах и в диалоге цивилизаций.
В параграфе I. «Условия и предпосылки становления толерантного сознания в поли культурной среде» рассматриваются понятия "мультикультурализм", "полиэтничность", "поликультурность", "межкультурный диалог", показана всевозрастающая значимость их реального содержания, как и понятия толерантности в нашей социальной жизни. Главным условием формирования толерантного сознания и организации солидарных действий большинства граждан России, по мнению диссертанта, является преодоление экономического и духовного кризиса. Отсутствие элементарного материального благополучия, общественных и государственных гарантий человеческой безопасности и
неразвитость демократии порождают новые острые противоречия и конфликты, подрывают основы духовности, вызывают всеобщую иитолерантность.
Суть современных духовных противоречий в российском обществе в целом, по мнению диссертанта, в том, что многие люди утратили способность находить смысл своей жизни в воспроизводстве нравственных отношений, а это есть своеобразная утрата культурной идентичности. Культурная идентичность личности или социума сохраняется там, где есть преемственность в нравственности поколений. Человек, будучи потенциально бесконечным, в своих онтологических основаниях и проявлениях имеет весьма ограниченное число вариантов самоопределения в нравственной плоскости, сводящихся порой к альтернативе: либо путь добра и созидания, либо - разрушения и зла. Это альтернатива для человека — главный его выбор, и он его совершает в зависимости от многих природных и социальных факторов, где решающим является социально-психологическая, духовно-нравственная среда, в которой личность и обнаруживает основные проекции своего «Я». Нравственный идеал — образ нравственной личности — указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.
Среда жизнедеятельности формирует толерантное сознание не сама по себе — возможности ее целенаправленного воздействия обеспечиваются наличием в ней соответствующих смысловых и ценностно-значнмых ориентиров. И таковыми, по мнению диссертанта, в процессе .'формирования толерантного сознания оказываются реальные потребности 11 Ь' патриотизме, справедливости, вере и др., механизм воздействия которых рассматривается в данном разделе. Новая, демократическая Россия с ее поликультурными регионами должна обеспечивать также условия, чтобы каждая этническая группа и каждый индивид, в том числе и с «лицом кавказской национальности», были уверены в своей гарантированной и равноправной принадлежности к Российскому государству. Тогда можно говорить о справедливости, которая есть не только идеал, но и его реализация в повседневной общественной жизни, будучи всегда тесно связанной с практическими условиями деятельности людей. Как родовое понятие оно охватывает собой самые различные по содержанию идеи, взгляды, представления, мнения и т.д., и пронизывает все общественное сознание. Эти элементы справедливости, так же различаясь между собой по содержанию, выступают по отношению к своему роду как видовые понятия и политического, правового, нравственного и т.п. сознания, преломляясь через патриотизм, законность, веру и др., образуя толерантное сознание. Толерантное сознание связано как с сознанием отдельной личности, так и с сознанием всего общества. Автор диссертации
И
рассматривает толерантное сознание как особый философский взгляд, способный понимать связи мира, допускать и принимать многообразие культур, идеологий, убеждений, являющихся не только сознанием «чего-то», но и сознанием «кого-то».
Далее в разделе анализируются подходы к формированию толерантного сознания и конкретные механизмы воздействия на него социально-экономических условий, сложившихся в России в последние два десятка лет. Ситуация в Чечне и вокруг нее так же заставляет многих ученых и политиков обратить пристальное внимание на данную проблему. Обнаруживается, что для всего постсоветского пространства характерно проникновение в общественное сознание откровенно криминальных, аморальных идей и норм дикого рынка. Внедряются низменные цели, сомнительные идейно-нравственные системы и т.п. Возникла реальная угроза массовой и всеобщей бездуховности. Но народ так же, как и отдельный человек, имеет право быть самим собой, наращивать свой социальный опыт, культуру. Огнять у народа право иметь свое мировоззрение, разрушить его этнополитику, культуру и т.п., значит, лишить его участия в общечеловеческой истории.
Толерантное сознание — своеобразное проявление щедрости души как готовности принять чужую точку зрения, озабоченность судьбой общего дела, сокровище общих духовных ценностей, где особое место отводится религиозным. Бедствия человека начались с того самого момента, когда он отпал от бога — как средоточия высоких идеалов и возомнил, будто он сам один может знать, что есть добро и что есть зло, и когда он решил самостоятельно, любыми средствами, прежде всего обманом и насилием, бороться с тем, что считает злом. Ни один бог, ни одна религия по своей сущности не могут призывать к войне или насилию, но некоторые политические лидеры, желая замаскировать свои неблаговидные стремления, используют религию для достижения своих корыстных целей. К сожалению, есть и категория верующих, которая убеждена в абсолютной ценности именно своей религиозности, исключительности своего вероисповедания, а все другие вызывают у нее только чувство неуважения и раздражения, а иногда и ненависть, могущую стать причиной межрелигиозной розни. Это, не может привести ни к какому другому результату, кроме взаимного отчуждения, недоверия и ожесточения, препятствующих развитию межрелигиозного диалога. Объединительным фактором могла бы служить вера в единого бога для всех христиан, мусульман, иудеев и др. граждан России, усилия которых направлены на благо их общей Родины.
Определяющим фактором поликультурности России предстает то, что Запад и Восток обладают разными цившшзационными спецификами, противоположными базовыми духовными ценностями, что нельзя не
учитывать в движении страны к гражданскому обществу. На этом пути нельзя абсолютизировать европейские ценности, необходимо исходить из значимости и достоинств своих восточных, азиатских, российских, кавказских идеалов, элементов этнокультурного самосознания народов, которые могут быть эффективными и в цивилизационной перспективе, а, следовательно, в становлении толерантного сознания.
Важнейшим условием этнической толерантности предстает воспитание культуры межнационального общения, российского патриотизма и гражданственности, дружбы народов и веротерпимости. В этом отношении одним из наиболее приоритетных направлений культурной политики ЮФО , на наш взгляд, является создание общекавказского культурного центра, который мог бы стать своеобразным эталоном достойного и разумного демократического сочетания великих духовных устоев Запада и Востока. При этом надо учесть тот огромный опыт духовного обмена и симбиоза культур, который происходил на Кавказе на протяжении многих тысячелетий.
В начале третьего тысячелетия весь современный мир интенсивно глобализируется, идет к целостному единству. Все человечество, объединившись различными способами в экономической, социальной и культурной сфере, формирует социосферу как целостную, единую социальную оболочку планеты. Интеграция людей в глобальную поликультурную целостность — главное направление мирового развития, хотя существуют и противоположные, препятствующие ему тенденции. Своевременного и комплексного разрешения требуют угрожающие миру глобальные проблемы, которые могут быть осилены только совместными усилиями, путем интеграции стран и регионов. Таким образом, на наш взгляд, толерантность является основой глобализации, хотя начинает формироваться в культуре межнационального общения. Изначально этническая толерантность включает в себя четыре системообразующих компонента: знание теории и практики реальных национальных отношений и психологии национальных общностей; непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей; умение выбирать по отношению к представителям другого народа такой способ обращения и поведения, который, не расходясь с собственным представлением о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки возникших ситуаций; способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки других культур и народов.
Особой остроты проблема толерантности получает на переломных этапах истории, когда она интенсивно осваивается общественным сознанием благодаря народно-освободительным движениям, политическим и религиозным организациям, демократическим преобразованиям. В связи
с этим проблемы толерантности требуют не только, нового теоретического осмысления, но встает важный вопрос практической реализации принципов толерантности. Толерантность развертывается в новый содержательный объем в качестве особого типа социальных отношений, представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри последних. Особенное положение толерантность занимает в духовности обществ, находящихся, как Россия, в стадии трансформации, налагающейся к тому же на процессы «открытия» миру. Трансформация российского общества и интеграция его в мировое сообщество, принимающая, как отмечалось выше, преимущественно деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в социуме, и одновременно значимость философского осмысления сущности и выдвижения новых содержательных интеграций толерантности.
В параграфе II. «Критерии толерантности в различных сферах духовности» производится попытка изучения новых аспектов и практических применений толерантности. Означенные критерии выявляются на примере современной истории чеченского народа, представляющего собой, как и другие этносы, неповторимую самоценность. Земля наша, хотя на ней живут носители нескольких тысяч языков, очень мала. История свидетельствует, что каждый из народов райо или поздно приступает к поиску собственной ниши в человеческой цивилизации, приходит к необходимости делиться своим национальным опытом жизни, культурой, обычаями, традициями с близкими и дальними соседями по планете, и постоянно обогащаться за счет опыта этих же соседей, ибо любая изоляция от развивающегося мира подобна смерти.
В последние двести лет чеченский народ, известный своим упорством в борьбе за сохранение свободы и национальной самобытности, не один раз приковывал к себе внимание российской, европейской и, в известном смысле, мировой общественности. Один из древнейших народов Кавказа оказывался в исключительно драматических коллизиях. Возникали ситуации, при которых он мог полностью исчезнуть с лица земли. Но вновь и вновь срабатывала величайшая сила волн, толерантное самосознание, гигантский внутренний духовный иммунитет и ценой огромных потерь народ с достоинством выходил из очередной беды. Так было при татаро-монгольском нашествии, так было в XIX веке, так было в XX веке, когда он подвергался чудовищной депортации в 1944 году в Среднюю Азию и Казахстан. И ныне, на стыке XX и XXI вв., он вновь оказался в очередной трагедии. История свидетельствует, что чеченцы в своих отношениях с Россией в беде и радости рядом. Так, князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский стоял рядом с князем Дмитрием Пожарским при освобождении Москвы, генерал-майор Александр Чеченский был героем Отечественной войны 1812 года, Асламбек Шерипов - соратник
Серго Орджоникидзе и Сергея Кирова - организатор Советской власти на Северном Кавказе в 1918 году, Ханпаша Нурадилов - герой Советского Союза - погиб, защищая Сталинград. Чеченцы сражались у стен Брестской крепости. Более 30000 чеченцев и ингушей за годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями за боевую доблесть. Среди них 6 Героев Советского Союза, а по данным Ивана Рыбкина, бывшего секретаря Совета безопасности России, к этому высокому званию были представлены более 100 чеченцев и ингушей.
В постсоветской Чечне вопросы, сзязанные со всем комплексом ее взаимоотношений с Россией - в экономическом, политическом и культурном плане, приобретают особую значимость. Весьма богатый и поучительный материал о взаимной терпимости и помощи дает история просвещения в России и Чечне. Это часть истории просвещения народов национальных республик и развивалась она в тесном взаимодействии с идеями русского просвещения и культуры. Важно то, что значительный материал, связанный с историей просветительских идей в Чечне и Ингушетии, полностью опровергает миф об якобы изначальной вражде, непреодолимой ненависти горцев к России, в основе которой лежит роковая несовместимость их национальных характеров и образов жизни, В наши дни подобные мифы особо популярны, а в некоторых средствах информации высказывалось даже мнение, что конфликт порожден бунтарским и буйным менталитетом чеченцев, обусловлен якобы генетически и что единственный способ преодоления извечной вражды — преобразование генофонда чеченского народа путем социальных и медицинских процедур, методами своеобразной селекции, В разделе показана несостоятельность таких социально-биологических прожектов, предлагаемых, в частности, сотрудниками Московского научно-исследовательского института судебной экспертизы.
Духовные элиты, политическая интеллигенция современных обществ характеризуются этнокультурной гетерогенностью, они раздираемы противоречиями и конфликтами, обусловленными не просто индивидуальными различиями людей, но многообразием их социального положения, их этническими и конфессиональными особенностями. Эти различия в цивилизованном обществе отступают на второй план в том случае, если в нем господствует толерантное сознание. Веками установлено, что люди продуктивнее общаются и трудятся, если между ними есть согласие. Согласие ведет к полезным контактам, к выработке единой линии поведения. Согласие, однако, не означзет полного, абсолютного совпадения точек зрения. Оно возникает как бы на стыке различных мнений, установок, действий, т.е. согласие допускает некоторые и порой значимые расхождения. Мера этого расхождения определяет согласованность действий, взаимопонимание, стремление найти общие
точки соприкосновения. Толерантный человек стремится наладить контакты и намерен поддерживать их, способен понять другого человека, с кем он сумеет установить отношения, построенные на согласии. Ему доставляет необыкновенную радость тот, кто способен оценить его достоинство. Благодаря этим отношениям выживают культура и религия, наука и образование и свидетельством тому является прошлое народов России и Чечни. Толерантность - это путь, который поможет чеченскому народу найти свою нишу в мировом сообществе, определить вектор для своего исторического будущего.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов сформировалось мышление открытого типа, складывались доброжелательные межэтнические отношения, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений, устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Как показано в разделе, все это возможно на основе следующих критериев толерантного сознания:
-равноправие для всех людей (равный доступ к социальным благам, к управленческим, политическими, образовательным и экономическим возможностям, независимо от пола, расы, национальности, религии людей, принадлежности их к какой-либо социальной группе);
-взаимоуважение членов социума или целого общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам);
-сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
-возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; -свобода вероисповедания.
Все эти критерии соответствуют модели либеральной демократии, рассматриваемой ныне как воплощение толерантности на уровне современного человеческого общества в целом. Однако повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности - долгий процесс. Диссертант считает, что в условиях России и Чечни особо важен и первостепенен предлагаемый вариант условий и критериев. И здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе, религиозных организаций, но и от системы образования и воспитания, средств массовой информации, частных усилий деятелей культуры и науки. Значительное позитивное воздействие способно здесь оказать также здравомыслие и культура политических деятелей современной России.
Наряду с потребностями и историческими условиями общества в воспитании толерантных граждан в политической, культурной, религиозной, этнической, расовой и т.п. сферах существуют факторы, препятствующие этому. Такого рода социально-политическими факторами мы считаем, в первую очередь, отсутствие в России устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других. Наглядными предятствиями толерантности выступают обстоятельства и причины чеченского кризиса — закономерного следствия распада СССР, сопровождавшегося переделом власти и собственности мафиозными политическими группами. В процессе освещения чеченского конфликта стало также очевидно, что свободные и независимые СМИ, которые могли бы объективно отражать и цивилизованно защищать интересы гражданского общества в России, еще не сложились. Отсутствие реальных правовых норм профессиональной деятельности, устоявшихся традиций в области этики журналиста также приводит к политической ангажированности СМИ, Авторы чеченского сценария стремились сформировать негативный образ чеченского народа, создав ему идеологический имидж криминальной нации, возбудить к нему неприязнь русского народа как главному разрушителю российской государственности и подготовить почву к очередному его геноциду. Подконтрольные им СМИ активно рекламируют и формируют устрашающий образ лица чеченской национальности.
В параграфе III. «Толерантное сознание и диалог цивилизаций»
автор отмечает, что толерантность представляет собой один из основных элементов в системе любой культуры, составляет ее ядро, предстает в обществе как социальный идеал. Особо оно значимо в эпоху глобализации, когда человечество оказалось в гигантском переплетении разнообразных проблем, охватывающих весь мир: демократических, политических, социальных, экологических, психологических. Все они значительно крупнее, сложнее и труднее тех, которые появлялись когда-либо в прошлом. Они затрагивают все страны: богатые и бедные, социалистические и капиталистические, молодые и старые, крупные и небольшие, восточные, западные, северные, южные. Многие из них подвержены феномену культурной и этнической множественности в рамках единого государства и сознаются как проблема мультикультурности.
Запад, Восток и Россия — это обозначения различных по типу цивилизаций и культур, которые издавна существуют в мире, дополняя друг друга, уравновешивая мировые политические ситуации и духовные процессы. После победы Октябрьской революции Россия стала теснить Запад, опираясь на два инструмента: на силу оружия и силу идеологии. Наша идеология была антикапиталистической, но по сути своей
оставалась борьбой России против Запада: вспомним Н.Данилевского: Европа принципиально враждебна России и наоборот. Россия уступила Западу, сдалась на его милость. Провинилась, признала свой исторический прорыв в будущее трагической «ошибкой» и даже преступлением не только против мира, но и против себя самой. По мнению диссертанта, утверждение что «Запад лучше Востока» столь же несостоятельно и некорректно, как и утверждение «Восток лучше Запада». Ведь никто не задается вопросом, какой полюс Земли лучше - Северный или Южный? Они есть и оба они нужны. Необходимо, чтобы все этнические культуры взаимодействовали по принципу их взаимной дополнительности, единства раздельности и взаимопроникновения. И чтобы понять это, необходимо исходить из накопленного человечеством знания о некоем глобальном толерантном сознании. Оно должно стать для большинства людей на земле своеобразной метафизической опорой.
В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, сформулированы основные выводы, даны практические рекомендации и намечены направления дальнейшей разработки темы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1 Роль нравственных национальных традиций в воспитании молодежи// Материалы научно-практической конференции «Воспитание-стратегическая задача современности». Грозный, 2002г., стр. 89-91.
2 Нравственность и национальные традиции// Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде. Пятигорск, 2003 г. 21-23 мая, стр. 157-158.
3 Толерантность - путь к миру и согласию// «Голос разума». Махачкала, № 3,2003 г., стр. 44-46.
4 Духовность - источник человечности// Всероссийская научно-практическая конференция (Наука, образование и производство), Грозный, 2004 г., стр. 289-291.
5 Проблемы возрождения и развития образования в Чечне// Вестник «Лам». № 19,2003 г., стр. 6.
6 Толерантное сознание — основа духовного богатства// Материалы научно-практической конференции «Чечня на рубеже веков: состояние и перспективы». Грозный , 27 марта 2004 г., т.1, стр.61-63.
7 Противоречия в духовной жизни общества// Материалы научно-практической конференции, посвященной ко дню ЧГПИ. Грозный, 2004 г., стр. 132-135.
8 Что мешает строительству гражданского общества в Чечне?//, Вестник «Лам» № 24,2004 г., стр. 3.
9 Формирование толерантного сознания в этнополитической среде// «Вайнах» № 1,2005, стр. 53-54.
10 Соотношение общечеловеческого и национального в духовности этноса как проблема толерантного сознания// Международная научно-практическая конференция, посвященная к 25-летию ЧГПИ. Грозный 2006г. (в печати).
Подписано в печать 28.09.06 Формат 60x84 1/16
Печать офсетная. Усл. п.л. 1,6. Уч.-изд.л. 1,6.
Тираж 100 экз._Заказа №_
Издательско-полиграфический центр ДГУ г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 59е
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Умарова, Зара Ясуевна
Введение
Глава!. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕГО, ОСОБЕННОГО И ЕДИНИЧНОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Общее, особенное и единичное в духовной культуре эпохи глобализации
1.2. Соотношения общечеловеческого и национального в духовности этноса как проблема толерантного сознания
Глава 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
2.1. Условия и предпосылки становления толерантного сознания в поликультурной среде
2.2. Критерии толерантности в различных сферах духовности
2.3.Толерантное сознание в диалоге цивилизаций
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Умарова, Зара Ясуевна
Актуальность темы исследования. Человеческий мир можно представить как противоборство интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны, благодаря развитию и интенсификации самого широкого спектра социальных связей - хозяйственных, политических, культурных и т. д.- возникновению и актуализации новых видов деятельности и коммуникаций человеческий мир приобретает свойства целостности и единства. Все более возрастает роль универсальных человеческих потребностей, факторов обеспечения жизнедеятельности и безопасности народов, которые приобретают глобальный характер. С другой стороны, в результате, в первую очередь, роста национального и индивидуального самосознания происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление и разъединение субъектов общественной жизни. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности.
Для России нет проблемы более актуальной, более болезненной, чем проблема противоречий в духовной жизни и формирования толерантного сознания. Многонациональная страна, в которой более 150 наций и народностей, не сможет жить и развиваться нормально, если невозможно достичь равноправия народов независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта, традиций и обычаев. Эти наши проблемы общи с задачами многих современных государств. Именно в этой связи толерантность, как феномен массового сознания обретает свое предметное содержание в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым, являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. В таком значении толерантность выступает и как культурная норма, и как моральная ценность.
Толерантность принадлежит к основным проблемам, без рассмотрения которых, в сущности, невозможно глубокое понимание человеческого бытия, в том числе его национального и конфессионального измерения. Задача формирования толерантности не может быть решена вне соответствующего видения национальной реальности и нравственно-религиозной ее оценки, так как в современном мире наметился рост фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток по использованию религиозных организаций для служения воинствующему национализму, шовинизму, политизации религиозной жизни. И в этих условиях очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии, правами человека, свободы совести, с одной стороны, и сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности — с другой.
Актуальность исследования философских проблем толерантного сознания возрастает не только в связи с особенностями развития наций в конце XX в начале XXI века, в том числе, происшедшими в России и других странах СНГ изменениями, резким переходом из одного общественно-политического состояния в другое, осложнившимися межнациональными и межконфессиональными отношениями, переросшими в этноконфессиональ-ные конфликты, провоцирующие вооруженные столкновения на межнациональной почве. В условиях обострения политических и социальных противоречий в России национальное самосознание становится особенно действенным, а его диалектически противоречивые связи с бытием и другими формами общественного сознания запутанными и непредсказуемыми. В частности, в такой форме существования национального самосознания, как национально-государственная идеология концентрируются все пережитки этнического духа, религиозной специфики и культурно-исторических традиций. Характер философской проблемы обретает и тот факт, что развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.
Степень разработанности проблемы. В социальных теориях и общественно-политической практике последних лет проблема формирования толерантности получила дальнейшее развитие. Хотя в науке ныне она находится в междисциплинарной сфере социальной философии, психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики, но вопросы толерантности поднимались еще у философов Нового времени - Дж. Локка, Вольтера, Спинозы и др. Воспитание людей в духе равного уважения ко всем народам находили отражение в трудах Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н. Лосского, А. Хомякова, И. Бердяева, А. Шестова и др.
Данная проблема находит отражение в работах современных философов, где толерантность рассматривается как общественное явление, принцип мышления и поведения (М.И. Билалов, Т.Г. Грушевицкая, E.H. Дворникова, В.А. Тишков и др.). В.А. Лекторский, М.И. Билалов, P.P. Валитова, Н.М. ЛебедеU ва, О. Хеффе, И. Иовель, И.В. Кеспофонтов, предлагают пути теоретического анализа толерантности.
А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др. связывают толерантность с принятием другого, с проявлением сочувствия и сострадания к другому человеку, с признанием ценности многообразия человеческой культуры. Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Н. Джуринским, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и др. Вопросы формирования толерантности как научная проблема являются предметом исследования психологов (Н.В. Антонова, Г.У.Солдатова и др.).
Проблему формирования толерантной личности рассматривали с позиции интернационального воспитания Е.Б. Арефьева, K.M. Ханбабаев, И.И. Валеев, Г.Н. Волков, А.Э.Измайлов, З.Т.Гасанов, Н.Ф. Коптерова, З.Г. Нигматова, Г.В. Фурман, А.Г. Здравомыслов, Д.Ю. Бромлей, которые представляют этническую толерантность как настроенность человека на понимание и диалог с другими, как обеспечивающую мирные взаимоотношения этнических общностей. Подчеркивается также, что толерантность есть особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому. В современной школе педагогами-практиками используются работы по межнациональному (Б.С. Гершунский, В.П. Комаров, Г.Ф. Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Сироткин, Г.Н.Фидотов и др.), межязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф.Ф.Харисов и др.), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л.И. Климович, Р.А.Набиев, Л.А.Харисова и др.) взаимодействию субъектов толерантного сознания, в которых они предстают как регулятор межличностной и межгрупповой коммуникации.
Нормативно-правовая база формирования толерантности заложена в ряде международных и российских документов.
Вместе с тем не выявлено место толерантного сознания в структуре общественного сознания, не показана роль в нем диалектически противоречивого соотношения общего, особенного и единичного, общечеловеческого и национального. Данная диссертация призвана восполнить также пробел в исследовании и выдвижении гипотетических рабочих понятий межкультурного и межэтнического толерантного сознания.
Объект исследования - природа и содержание толерантности в современной общественной жизни.
Предмет исследования - философский анализ толерантного сознания как социокультурного, диалектически меняющегося феномена в исторически преходящих и конкретных социальных системах, его социальные и индивидуально-личностные характеристики, возможности ее формирования и степень влияния на массовое сознание.
Цели и задачи исследования Основной целью данного исследования является философский анализ толерантного сознания для определения его сущности, предпосылок и условий возникновения, уточнения противоречивого функционирования как целостности общего, особенного и единичного на основе критического осмысления противоречий духовной жизни.
Потребность в исследовании данного круга проблем диссертационной работы в значительной степени диктуется остротой противоречий в духовной жизни, обнаруживающихся на этапе перехода от тоталитарной системы к новым формам демократической жизни. В связи с этим встает задача глубокого и всестороннего анализа социального содержания и причин возникновения новых противоречий. Важнейшей задачей, также вытекающей из поставленной цели, является рассмотрение толерантного сознания в теории и практике межнационального отношения. Таким образом, цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах:
•выделить и описать категории, способствующие адекватному выражению динамики толерантного сознания в современном общественном развитии;
•представить содержание толерантного сознания в аспекте социокультурной нормы и политической стратегии и сформулировать понятие толерантного сознания на основании исторически преходящих способов регуляции общественной и индивидуальной жизнедеятельности;
•определить социокультурное содержание толерантного сознания в исторически преходящих и конкретных социальных системах;
•методологически связать установку терпимости с социальной и индивидуальной мотивацией гражданского мира и согласия в Чеченской Республике;
•проанализировать и обобщить концептуальный опыт репрезентации толерантного сознания в условиях Чеченской Республики;
•выработать рекомендации по внедрению в массовое сознание позитивных установок толерантного сознания.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, состоящего из различных сфер и уровней. В качестве общеметодологического принципа настоящей работы можно так же определить вариантность, так как в процессе научного исследования осуществляется анализ, позволяющий произвести выбор.
Методологической ориентацией автора является социальная диалектика, как часть научно - теоретической диалектики в ее современном прочтении. В диссертации автор использует и классические принципы диалектики (диалектика единичного, особенного и общего, противоречивость развития и т.д.). Основой работы явились также общефилософские методы анализа, конкретизации и обобщения и традиционные способы диалектического размышления
Научная новизна исследования:
- осуществлена дальнейшая конкретизация влияния социально - экономических и идейно - политических противоречий на сущность толерантности как предпосылок ее становления в эпоху глобализации;
- выделен ценностный аспект толерантного сознания на примерах духовных противоречий современного российского общества;
-выявлена специфика процесса взаимопонимания и взаимопроникновения двух культур - западной и восточной, их взаимодействие в процессах духовной жизни и социальной мысли в Чечне на рубеже веков;
- установлены особенности толерантности и ее критерии в различных сферах духовности;
-в качестве рабочих гипотез предложены понятия этнического толерантного сознания и межэтнической толерантности, показано их соотношение как общее и особенное толерантного сознания;
-показана роль межэтнической толерантности в укреплении интернационального единства, в недопущении национализма, субъективных и искусственных межнациональных противоречий;
-сформулированы практические рекомендации для образовательных учреждений и средств массовой информации, могущие способствовать духовно-нравственному обновлению общества, удовлетворению всеобщих и предельно конкретных неотложных интересов, присущих человеку.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Современное духовное бытие личности обретает характер глобальной проблемы, в котором востребован высокий уровень толерантного сознания.
2. Философским содержанием толерантного сознания предстает способность человека целостно понимать и принимать многообразие связей мира, культур, идеологий и убеждений, являющихся в совокупности сознанием субъекта о познаваемом объекте.
3. Основными критериями формирования толерантного сознания являются осознание равноправия, взаимоуважения и доброжелательности людей в обществе на основе сохранения и развития культурной самобытности и традиций, свободы вероисповедания.
4. Важнейшим условием этнической толерантности является воспитание культуры общения между поколениями, российского патриотизма и гражданственности, дружбы народов и веротерпимости.
5. В эпоху глобализации толерантное сознание трансформируется из рядового элемента культуры как системы в ее ядро и социальный идеал.
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация должна способствовать развитию теоретической и практической базы социальной философии, открывая новые перспективы исследования толерантного сознания в качестве одной из актуальных ее проблем.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских лекций и спецкурсов по социальной философии, этике, религиоведению, политологии, социологии и культурологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии Дагестанского государственного университета и получила положительную оценку.
Основные положения диссертационной работы апробированы также в различных вузовских, региональных и всесоюзных научно-теоретических конференциях. По теме диссертации опубликовано 10 статей, докладов и научных тезисов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские проблемы толерантного сознания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление термина "толерантность" имеет глубокие социальные основания, отвечающие тем преобразованиям базисных смыслов универсалий г культуры, которые привели к соответствующим изменениям, трансформации не только образа человеческого мира, но и проецируемых им типов личности, их отношения к действительности, их ценностных ориентаций, возникновения нового типа мировоззрения, которое могло бы обеспечить трансляцию опыта и переход к новым формам социальной жизни. В целом, в значениях понятия толерантность выражено отношение к действиям, которые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь опре-о деленных целей. Развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.
Необходимо заметить, что конструирующая концепция в последнее время начинает поддерживаться и в нашей отечественной науке о духовной культуре. И это очень хороший признак, показывающий возможность глубинного выздоровления и ренессанса всей жизни в перспективе. Вместе с тем наше общество, в котором произошло принудительное упрощение культуры и человеческой личности, долгое время приучалось к тому, что мир устроен г просто, что всегда существует простой рецепт решения любой проблемы. Это привело к тому, что возникли сложные вопросы в межнациональных отношениях. В многонациональном государстве одна из главных задач "снять" существующие противоречия в духовной жизни общества, так как эти противоречия могут перерасти в межнациональные розни, межэтнические конфликты.
Национальное толерантное сознание - форма выражения соборной культуры субъекта, духовного самоопределения нации как над органической индивидуальностью. Оно, с нашей точки зрения, возникает и функционирует в качестве особого сверхэтического духовного формообразования, в котором обнаруживается социально-психологическая природа исторического процесса ("социальное сращение" индивидуальных душ, "дух народа", "национальный характер"), и представляет собой модификацию политической воли национальной элиты, мобилизирующей массы путем возобновления и модернизации духовной традиции, социально полезных иллюзий, систематизированных в рамках национально-государственной идеологии.
Российская духовная культура гармонически должна сочетать в себе общегосударственное, общенациональное содержание, пронизывающее все социальные подсистемы страны как стержень, как ядро, и многообразие региональных, этнических, местных вариантов ее содержания, т.е. необходимо достичь содержания общегосударственных, общенародных ценностных ори-ентаций с ценностными ориентациями, специфическими для отрасли, региона, предприятия и т.д. При этом новая общегосударственная система ценностей, т.е. миссия российского общества, его философия и идеология должна быть определяющей для всех субкультур России на основе толерантного сознания. Потребность в таком целевом стратегическом ориентире, который и выразил бы российскую "национальную" идею, очевидна, но пока все попытки осуществить его разработку не стали общезначимыми. Кроме того, в отличие от мононациональных культур Запада и Востока, российская культура должна быть интернациональной, так как в России живут около 150 национальностей. Нужно учитывать трезвый, непредвзятый анализ богатейшего и многозначного опыта интернационального воспитания прошлого и его результатов. При всем этом следует исходить из того, что уровень культуры межнационального общения в целом представляет собой единство общечеловеческого и национального, своеобразие которого проявляется в каждой нации. Задача формирования у молодежи толерантного сознания является одной из ключевых. Необходимо перейти к толерантному типу социальных отношений. Только толерантное сознание может сформировать новый взгляд на историю, культуру, г-религию, народные обычаи и традиции.
Современный человек, обладая по истине сверхчеловеческой силой, к сожалению, отнюдь не поднялся еще до уровня подлинно человеческого разума и нравственности. Его материальные потребности, его желания постоянно растут и в сущности постоянно удовлетворяются, а духовно он все еще, что называется, не "на высоте"; духовно он зачастую становится беднее, эгоистичнее, отчужденнее, т.е. "бесчеловечнее".
Целью современного человека, как справедливо отмечает Э. Фромм, является обладание. Человек убежден, что значит в обществе больше, если больше имеет. Поэтому он всех считает конкурентами, завидует тем, кто больше имеет, боится тех, кто имеет меньше.
Если человечество хочет выжить, оно должно думать о будущем, должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общецивилизационные, общечеловеческие ценности. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а чтобы быть многим. Он должен стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними.
Если главной потребностью людей является мир и согласие, то именно толерантность становится их фактором. Применительно к современной ситуации человеческий мир можно представить как противоборство интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны, благодаря развитию и интенсификации самого широкого спектра социальных связей - хозяйственных, политических, культурных и т. д.- возникновению и актуализация новых видов деятельности и коммуникаций человеческий мир приобретает свойства целостности и единства. Возрастает осознание универсальных человеческих потребностей и проблем обеспечения жизнедеятельности, общности исторических судеб и безопасности народов, в ходе, которого современный человеческий мир приобретает глобальный характер. С другой стороны, под воздействием роста национального и индивидуального самосознания и их освобождения происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление и разъединение субъектов общественной жизни. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности.
Свое предметное выражение толерантность как феномен массового сознания обретает в различных видах социальной практики, где она выступает в функции регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. Именно в таком значении толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность. Укрепление духовной общности народов России приведет к осознанию необходимости целостности России.
Сегодня жизнь диктует российскому обществу найти связывающую нить между народами, населяющими Россию. Этой нитью является защита национальных интересов и ценностей, равноправие религий, межэтническая интеграция.
Сегодня духовная культура вайнахов переживает один из труднейших периодов своей истории. И в сложившихся условиях необходимо тесное единение всех здоровых сил общества. Чеченская нация уникальна, неповторима, как уникален, неповторим любой другой народ, и культура вайнахов уникальна, бесценна, самобытна так же, как культуры других народов.
Список научной литературыУмарова, Зара Ясуевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдуллатипов Р.Г. Сущность нации и этноса: ответ сторонникам безна-циональности. М., Славянский диалог, 1999.
2. Авшалумова Л.Х. Межконфессиональный диалог и его роль в урегулировании этноконфессиональных отношений // Конф.: Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. -Махачкала-Пятигорск, 2000.
3. Авшалумова Л.Х. Религия и духовная культура. Махачкала, 2000.
4. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. М., 1996.
5. Айдаев Ю.А., Цураев Х.М. Чеченские народные пословицы. Грозный, 1976.
6. Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Изв. вузов Сев. Кавказа. Регион, общ. науки. 2000. - № 1.
7. Алексеев В.И. Воспоминание. В. кн.: Летописи. М.* Изд. Гос. музея 1948.
8. Алексеев Т.А. Капустин Б.Г. Пантин И.К. "Национальная идеология" Иллюзия или непонятная потребность? // Октябрь. 1997. - № 1.
9. Александров А.Д. Философия как осмысление совести. Размышление о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.
10. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур. Тверь, 2002.
11. Александрова Л.И. Проблемы формирования самосознания: эволюцион-но-исторический аспект: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук.-Минск, 1986.
12. Алиев А.К. Роль народных традиций в формировании личности. Махачкала, 1969.14.