автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Особенности толерантности в обществе социального транзита

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Пуртова, Анна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Особенности толерантности в обществе социального транзита'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности толерантности в обществе социального транзита"

005014331

Пуртова Анна Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ТРАНЗИТА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 5 м*Р 2012

Архангельск - 2012

005014331

Работа выполнена на кафедре философии

ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Научный руководитель: доктор социологических наук, кандидат

философских наук, профессор Ульяновский Виктор Иванович

Официальные оппоненты: Соловьёва Анна Николаевна

ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», доктор философских наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента, заместитель директора по международным отношениям

Иойлева Галина Валентиновна

ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных наук

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Владимирский государственный

Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

Защита состоится 27 марта 2012 г. в 13.30 на заседании диссертационного совета Д 212.008.08 при Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17, ауд. 1220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гуманитарной и естественнонаучной литературы САФУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.

Автореферат разослан: 25 февраля 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Морщихина Л. А.

Актуальность исследования

Вступление человечества в XXI век связано с двойственным процессом мирового развития. С одной стороны, глобализация, интеграция и взаимопомощь способствуют объединению мирового сообщества, с другой -социальная дифференциация влечёт за собой расслоение общества. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума становятся всеобщим достоянием, а также в том, что разного рода противоречия, конфликты также приобретают общепланетарный масштаб.

Распад Советского Союза, ставший крупнейшей геополитической катастрофой XX века (В. Путин, 2006) породил ксенофобию, экстремизм, национальную, социальную интолерантность из-за вошедшего в свою активную фазу миграционного процесса. Большое количество российских граждан из-за сложившейся неопределённости и в целях улучшения жизненных условий начали покидать страну, уезжая за границу. Одним из центров иммиграции наших соотечественников стала Федеративная Республика Германия, где вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграционного процесса и проблемой формирования толерантного сознания в новой социокультурной ситуации.

Трансформация российского общества, стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолнбер&тизма, активные инновационные процессы привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Социум разорван, человеку сложно постичь новый предметный мир, на одном полюсе которого небольшая группа олигархов, на другом -обнищавшие слои населения. Меняется облик страны и на этом фоне индивидуальные и массовые формы протеста неизбежны. Человеку сложно менять привычный предметный мир. Граждане Советского Союза перестали являться таковыми и оказались неспособными воспринять новый мир ценностей. Наступил кризис толерантного сознания на личностном и

3

общественном уровнях. Поэтому весьма актуальным становится понимание толерантности в социальном контексте развития современной России.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами.

В целях противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии необходимы соответствующие научные исследования, раскрывающие коренные причины этих явлений и способствующие выработке политических решений.

XX век был характерен тем, что философия от языковой схоластики перешла к изучению острейших социальных проблем, в числе которых толерантность занимает одно из важных мест.

В современном транзитивном обществе толерантность - условие выживания человечества. Являясь поликультурным государством, Россия имеет весьма серьезные проблемы. Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающихся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающих собственной системой ценностей. Представители этих национальностей непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума. Для России как поликультурного государства обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.

В сложившейся ситуации единственно верным направлением в политике таких полиэтнических государств как Россия будет утверждение принципа толерантности, уважение по отношению к другим этническим группам,

4

обеспечение возможности существования представителей различных национальностей в условиях современного мультикультурного общества.

В основе толерантного поведения лежит принцип уважения, солидарности, его можно рассматривать как моральный императив для разрешения конфликтных ситуаций. Уважение нужно для осознания всеми сторонами конфликтных ситуаций необходимости достижения справедливости. Таким образом, исследовательское поле, повлиявшее на выбор темы данной диссертационной работы, обусловлено контекстом проблем, связанных с реализацией толерантных отношений в современной России.

Степень разработанности проблемы

Интерес философии к проблемам толерантности возник достаточно давно, а различные её интерпретации и аспекты затрагивались представителями многих школ и течений в истории философской мысли. В Древнем мире чувство толерантности проявлялось в уважении к иноплеменным богам и культам (Д.В. Пивоваров). Идея толерантности отражена в этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция. В период античности толерантность связывалась с интеллектуальным аскетизмом как предпосылкой духовного и социального сплочения людей (Сократ, Платон), со свободомыслием (Аристотель, Гераклит Эфесский, Демокрит, Эпикур).

Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по отношению к инакомыслящим. В средневековой Европе интерес к проблемам толерантности возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Сторонниками религиозной толерантности выступили В. Дильтей, Дж. Локк, М. Лютер и др.

Философы эпохи Просвещения трактовали категорию толерантности в политическом аспекте как свободу мысли, веры и слова. Основополагающим

5

принципом, на котором должны выстраиваться внутренние и внешние отношения государств, мыслители называют принцип гуманности (Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант, Ш. Монтескье и др.).

В русской философии эпохи Просвещения в аспекте толерантности получили своё развитие две центральные идеи: соборности и всеединства. В традициях русской религиозно-философской мысли следует выделить произведения H.A. Бердяева, B.C. Соловьёва, A.C. Хомякова.

В современной философии основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, ее антропологической природы. Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как В.А. Васильев, Т.В. Волкова, Б.С. Гершунский, Э. Гуссерль, П.К. Гречко, В.М. Золотухин, И.Н. Ионов, H.H. Крадин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, П. Николсон,

A.B. Перцев, Ю.И. Семёнов, Л.В. Скворцов, М. Хайдеггер, С. Хантингтон,

B.М. Хачатурян и др.

Определение статуса толерантности в обществе, ее целостное описание представлено в работах Т.Л. Барандовой, В.Е. Буденковой, М. Задера, М.Л. Новосадовой, Н.С. Педченко, М.А. Семашко, П.И. Смирнова, Ю. Хабермаса и др.

Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества.

Феномен толерантности становится областью политики, что связано с радикальными социально-политическими преобразованиями в России. Для анализа политологического аспекта толерантности важное значение имеют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Денисовского, В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина,

C. Хантингтона, М. Уолцера, Дж. Харвитцы и др.

В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести». Проблемы религиозной толерантности рассматриваются в работах А.П. Абуова,

С. Кривошеева, P.A. Лопаткина, В. Овяна, А. Симаворяна, М.А. Халиля, Г.Е. Шлымовой и др.

В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве. Такой подход мы видим в работах Дж. Гормана, Н. Маккормика, B.C. Соловьёва.

С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В рамках общепсихологического подхода проблемы толерантности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, JI.F. Выготский, Г. Олпорт, Л.Г. Почебут.

В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания. Культурологический, цивилизационный подходы представлены в работах Ю.А. Аверина, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана и др.

Проблемы толерантности в сфере межэтнических отношений представлены в работах М.Л. Дробижевой, В.Е. Козлова, П.М. Козыревой, М.П. Мчедлова, A.B. Перцева, З.А. Сикевич, Г.У. Солдатовой, А.Н. Тарасова, Л.А. Шайгеровой, Ф.А. Шебзуховой, А. Шульте и др.

Нравственно-этический аспект толерантности рассматривают P.P. Валитова, Н. Грамер A.A. Гусейнов, Е.И. Касьянова, И.С. Кон, Г. Невью, П. Николсон.

Наиболее востребованными являются исследования толерантности в области образования и педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Колесников, Н.В. Круткова, Е.А. Найденова и др.).

Толерантность в сфере межличностной коммуникации представлена в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Е.В. Зинченко, Э.О. Леонтьева, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ю.С. Осаченко, В.В. Петренко, Г.И. Петрова.

Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация

7

семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание легитимности другого. Толерантность как терпимость трактуется С.Г. Ильинской, Б.Г. Капустиным, Н.В. Кругловой, В.В. Соловьёвым, Ю. Шписом и др. Как признание легитимности другого, как «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений», как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных», такое понимание семантики феномена «толерантность» прослеживается в работах В.Е. Буденковой, P.P. Валитовой, П.К. Гречко, М.П. Мчедлова, H.JI. Новосадовой, H.H. Федотовой, Ю.Н. Фроловой и др.

Объект исследования - феномен толерантности.

Предмет исследования - проявление толерантности в современном российском обществе.

Цель диссертационного исследования - на основе социально-философского и методологического анализа выявить основные социокультурные особенности толерантности в транзитивном обществе.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- изучить особенности транзитивного общества в новейшей истории

России;

- исследовать толерантность как социально-философскую категорию;

- показать основные этапы и особенности становления идеи

толерантности в философской мысли;

- проанализировать эпистемологические основания социально-

философского анализа толерантности;

- разработать типологическую классификацию толерантности;

- выявить особенности проявления толерантности в транзитивном обществе;

- провести сравнительный анализ особенностей толерантного сознания российских немцев-иммигрантов и коренного населения Германии;

- рассмотреть условия формирования установок толерантного сознания и поведения в обществе.

Методологическую основу исследования составили философские и социологические принципы, содержащиеся в трудах мыслителей от античности до современности.

Теоретическая часть диссертационного исследования основывается на системном и междисциплинарном методах, позволяющих осуществить интеграцию философских, социологических, политических, психологических подходов к рассмотрению толерантности в современном транзитивном обществе.

Сущность толерантности как социокультурного феномена раскрывается с точки зрения цивилизационного, экзистенционально-феноменологического и антропоцентрического подходов.

Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование даёт возможность раскрыть особенности интеграции и проблемы становления толерантного сознания и поведения российских немцев-иммигрантов в Германии.

Сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны концепций, выдвинутых различными авторами, определить их эвристический потенциал.

Методы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции), историко-генетический, диахронический, системный, сравнительного и этимологического анализа.

Информационной базой исследования являются идеи и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, лингвистов, историков, политологов.

Эмпирической базой исследования являются данные комплексного социально-психологического и социологического исследования, проведённого автором в Германии в апреле-мае 2011 года среди коренных жителей Германии и российских немцев-иммигрантов. Выборочная совокупность 253 человека с контролем по полу и возрасту.

Научная новнзна исследования

1. Раскрыта сущность понятия «толерантность», рассмотрено семантическое поле (положительная установка, конструктивно-доброжелательная оценка и отказ от противостояния) и обоснована природа (естественная субстанция) толерантности.

2. На основе диахронического метода проведен анализ развития толерантности в философской мысли. Выявлено, что толерантность с момента своего существования содержит в себе не только ценностную составляющую, но и прагматический интерес.

3. Представлена типологическая классификация толерантности (уровни, виды, формы).

4. Установлено, что общий уровень толерантности немцев-коренных жителей Германии превышает уровень толерантности российских немцев-иммигрантов. Сравнительный анализ полученных результатов выявил причины разноуровневой сформированное™ толерантного сознания коренных и этнических немцев. Данные социологического исследования свидетельствуют, что немецкие респонденты готовы к конструктивному диалогу с российскими немцами-переселенцами, что опровергает гипотезу о проявлении интолерантности местных жителей Германии к российским немцам-иммигрантам.

5. Сформулированы условия, способствующие формированию толерантного поведения в обществе. Воспитание толерантности осуществляется на трёх уровнях: государственном, социальном, индивидуальном.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном транзитивном обществе понятие «толерантность» имеет полисемический характер. Толерантность есть естественная социокультурная норма, положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной оценке других и отказе от противостояния.

2. Толерантность представляет собой основу самосохранения общества, выступая в качестве защитника и сподвижника сосуществования индивидов в условиях религиозных, этнических, социальных, политических трансформаций.

3. Современный мультикультурализм выдвигает новые вызовы культуре толерантности. Жизненные требования и прагматический интерес формируют «толерантность необходимости». Такая форма толерантности характерна для мегаполисов, в которых сконцентрированы диаметрально противоположные интересы, мнения, позиции. Это многообразие взглядов находится в постоянном тесном взаимодействии, вследствие чего возникает потребность в трудных уступках и компромиссах.

4. В структуре толерантности следует различать уровни, виды, формы. По субъекту, носителю толерантности, можно выделить индивидуальный, социальный и государственный уровень.

На основе видовых различий следует различать толерантность политическую, этническую, религиозную, социальную и др.

Каждый вид толерантности / интолерантности может проявляться в различных формах.

5. Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование немцев-иммигрантов и немцев-коренных жителей Германии показало, что коренные жители Германии имеют более высокий уровень социальной, этнической и личностной толерантности. Высокий уровень социальной толерантности выявлен лишь у 16 % немцев-иммигрантов по

сравнению с 38 % у местных жителей Германии.

11

Высокий уровень толерантного сознания представителей немецкой нации в значительной степени детерминирован иммиграционной политикой Германии.

6. Степень реализации толерантных отношений в современной России в значительной степени зависит от эффективной деятельности по формированию толерантных установок в обществе на трёх уровнях: государственном, социальном и индивидуальном.

Теоретическая значимость исследования

Изложенный в настоящем исследовании материал представляет определённую значимость для расширения проблемного поля социальной философии, вносит теоретический вклад в изучение различных видов толерантности. Результаты диссертационного исследования дополняют имеющиеся гипотезы и экспериментальные данные о толерантности.

Практическая значимость исследования

Полученные в результате теоретического и практического исследований данные и сформулированные выводы могут быть использованы в разработке учебных программ нового поколения и факультативов по межкультурной коммуникации для школ, колледжей, ВУЗов и включены в курс социальной философии, психологии, этики, социологии, культурологии, межкулмурной коммуникации, политологии. Результаты исследования могут служить методологической основой изучения толерантности граждан России к иммигрантам.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были представлены на XI международных педагогических чтениях «Управление качеством образовательной системы в современных условиях» (Архангельск, 2009), на XII международных педагогических чтениях «Роль профессионального образования в формировании ценностных ориентации молодёжи» (Архангельск, 2010), на I Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные

12

тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), на XIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011).

Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры философии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

По теме исследования опубликовано восемь научных статей, четыре из которых в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных научных результатов диссертаций.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 223 наименования, в том числе 13 на иностранном языке, и двух приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень разработанности проблемы, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, его методологические основы, определяется методологический аппарат, характеризуются информационная и эмпирическая базы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, представлена апробация результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы социально-философского анализа толерантности» посвящена теоретическому анализу феномена толерантности.

В параграфе 1.1. «Особенности транзитивного общества в новейшей истории России» автором рассматриваются основные черты транзитивного общества, к которым относятся: во-первых, неустойчивость, неравномерность протекающих в обществе процессов. Эти процессы имеют,

13

как правило, необратимый характер и усиливают неустойчивость старой социальной системы. Во-вторых, временный характер транзитивного общества, поскольку транзитивное состояние завершается вступлением общества в новую стадию развития и установлением новых социальных отношений (В.Б. Агранович). В-третьих, инновационная активность (Е.В. Куракина, А.И. Пригожин, Ю.В. Лковец и др.). Инновации - это процесс, содержащий научный, технический, производственный, экономический и культурный аспекты. В-четвертых, развитие эгоизма масс и индивидуализма. Плюрализм мнений ставит человека перед постоянным выбором между различными часто кардинально противоположными ценностями, что приводит личность в состояние внутреннего конфликта.

В качестве примера транзитивного общества автором анализируется современное российское общество. Диссертант понимает транзитивное состояние современного российского общества как стадию процесса модернизации, перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям, основанным на идеологии либерализма.

Особенность российского транзитивного общества проявляется в том, что процесс модернизации происходит в условиях тотального переустройства миропорядка, связанного с распадом социалистического блока и Советского Союза, резким ростом миграционных потоков и запредельным социальным расслоением общества.

Изменившаяся политическая ситуация в России спровоцировала проблему социальной, религиозной, национальной интолерантности. Из-за трансформации массового сознания людей возникают противоречия в социальном самосознании отдельных личностей. Наблюдается кризис социальной идентичности на личностном и общественном уровнях.

В силу меняющихся обстоятельств феномен толерантности трансформируется, приобретая иные значения и характеристики, отвечающие новой политической и социально-экономической ситуации в

стране, функционирует и рассматривается в контексте актуальных явлений действительности.

Поэтому национальная и социальная политика, а так же связанная с ней проблема толерантности, не может не быть объектом пристального внимания философов, политологов, социологов, экономистов, этнографов, религиоведов и психологов.

В параграфе 1.2. «Толерантность как социально-философская категория» автор проводит анализ исследовательских позиций относительно семантического поля понятия «толерантность», его природы, границ.

Вопрос об истинном значении понятия «толерантность» является дискуссионным в современной философской мысли. Ряд учёных признаёт, что толерантность является терпимостью по отношению к «чужому» (С.Г. Ильинская, Б.Г. Капустин, И.В. Круглова, В.В. Соловьёв, Ю. Шпис и др.). Терпимость (толерантность) «это такой способ отношения к «Другому», при котором особенности частной жизни воспринимаются в качестве безразличных вещей» (С.Г. Ильинская) или «неустранимая переплетённость с насилием» (Б.Г. Капустин). В равной степени имеет право на существование позиция учёных, заключающаяся в более позитивной трактовке понятия, а именно в присвоении толерантности положительной окраски. Такая толерантность есть взаимоуважение, конструктивный диалог, поиск общего в различном. Такое толкование понятия «толерантность» следует в работах В.Е. Буденковой, P.P. Валитовой, ГГ.К. Гречко, H.JI. Ивановой, М.П. Мчедлова, H.JI. Новосадовой, ДМ. Романенко, М.А. Семашко, H.H. Федотовой, Ю.Н. Фроловой и др.

В науке используются следующие подходы для изучения толерантности: правовой (толерантность есть требование построения общества на праве), психологический (с одной стороны толерантность есть нейтралитет, равнодушие, находящиеся всегда на стороне сильного, а с другой стороны толерантность есть максимум сопереживания и доброты), философский (толерантность есть осознание неправоты любого догматизма),

15

деятельностный (выявление антропологической природы толерантности), исторический (становление идеи толерантности), культурологический (выделение типов культур, способствующих и препятствующих формированию и развитию толерантного сознания), политологический (стили власти, предполагающие и не предполагающие толерантное поведение) подходы.

Говоря о природе толерантности, следует отметить две прямо противоположные концепции: согласно первой толерантность является приобретенным качеством или «искусственной» субстанцией, вторая же концепция приписывает толерантности природное естественное начало и нарекает её врождённым качеством индивида.

Важным является тот факт, что толерантность не должна подавлять инстинкт самосохранения, свойственный каждому социальному акту, т.е. не должна приводить его к саморазрушению. Данное условие является основополагающим в вопросе о границах толерантности. Каждое явление имеет определённые рамки, ограничения, нарушение которых может привести к неблагоприятным последствиям. С точки зрения выявления пределов толерантности важнейшим являются мировоззренческие установки.

В современном транзитивном обществе понятие «толерантность» имеет полисемический характер, на основании чего автором было предложено следующее определение толерантности: толерантность есть естественная социокультурная норма, положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной оценке других и отказе от противостояния.

В параграфе 1.3. «Становление идеи толерантности в философской мысли: диахронический метод» рассматривается история возникновения и процесс становления понятия «толерантность» как философской категории.

Идеи толерантного сознания были заложены еще в античные времена и

восходят к истории философской мысли и политическим учениям разных

исторических периодов. В Древнем мире идеи и практика толерантности

16

выражались, прежде всего, в терпимости к иноплеменным богам и культам. Древние правители, зачастую из политических соображений, мирились с почитанием покоренными народами своих национальных богов, не сомневаясь в том, что «чужие» боги столь же реальны, сколь и «свои».

В период античности толерантность рассматривалась в основном в контексте свободомыслия (Сократ, Платон, Аристотель).

Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по отношению к инакомыслящим. В средневековой Европе интерес к проблемам толерантности возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты (П. Бейль, Вольтер, Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, В. Дильтей, Дж. Локк, Ш. Монтескье и

ДР-)-

Качественным скачком в развитии идей толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе, давшим толчок развитию либерализма в Новое время.

В русской философии эпохи Просвещения на понимание толерантности оказали влияние две центральные идеи: соборности и всеединства.

В параграфе 1.4. «Эпистемологические основания социально-философского анализа толерантности» сущность толерантности как социокультурного явления раскрывается с точки зрения трёх подходов: цивилизационного, экзистенционально-феноменологического и

антропоцентрического.

Одним из основных направлений при изучении феномена толерантности в философской мысли является цивилизационный подход или «теория локальных цивилизаций» (Ф. Гизо, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, А. Дж. Тойнби, А. Ферпосон, С. Хантингтон, О. Шпенглер и др.). Автор рассматривает три

17

этапа в эволюции понятия «цивилизация» и приходит к выводу, что современный мультикультурапизм, основными субъектами которого являются различные культурные миры (цивилизации), имеет своей особенностью конфликт как основную форму взаимодействия. Он обусловлен не только сложившейся мультикультурной системой, но и негативной реакцией на постоянное навязывание американской и европейской культур.

Цивилизационный подход позволяет интерпретировать современный мир как «мир миров» и относиться к каждой культуре как к единственной в своём роде, уникальной, неповторимой. Приверженцы цивилизационного подхода настаивают на нерастворимости частного в общем, главной методологической установкой является принцип сохранения самобытности. Рассматривая мир как поликультурное сообщество, как множество отличных друг от друга миров, мы актуализируем идею толерантности.

Для нормального функционирования системы и мирного сосуществования неидентичных сообществ толерантное сознание является фундаментальным. Основополагающим аспектом толерантного отношения в данном случае является осознание идеи невозможности устранения «инаковости» из общественного бытия. «Различие» в рамках цивилизационной парадигмы рассматривается как общественное благо, заслуживающее одобрения, а толерантность признаётся неотъемлемым качеством любой культуры.

С точки зрения экзистенционально-феноменологического подхода (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) толерантность трактуется в аспекте трансцендентальной субъективности и трансцендентальной интерсубъективности. Э. Гуссерль выделяет первопорядковый и объективный миры. В сознании индивида «другой» существует как мыслящий субъект. Проблема «другого» взаимосвязана с проблемой объективного мира. Абстрагируясь от этого мира, объективное исчезает и остаётся природа как собственное индивида. Это первопорядковая

18

(имманентная) трансцендентность без атрибута «другого». Объективный мир есть надстройка над первопорядковой трансцендентностью. Попадая в нее, индивид и «другие» уравниваются, для «другого» тоже есть «другие». Индивид становится одним из них. Трансцендентальная субъективность становится аналогичной трансцендентальной интерсубъективности. М. Хайдеггер говорит о феноменологии человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Для человеческого бытия мир представляет собой сферу практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также является практическим миром, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями.

Толерантность в рамках антропоцентрического подхода (Ж.М. Гюйо), сторонниками которого являются С.И. Григорьев, Г.В. Дыльнов, В .А. Климов, Ю.М. Резник, Ж.Т. Тощенко, рассматривается в аспекте осознанного поведения, которое базируется на общественном сознании, на опыте поколений, совокупности традиций и ценностей, на индивидуальном сознании индивида, подразумевающем его уникальность, самобытность и личностное осмысление себя. Такое поведение есть основная характеристика целостности и системности жизненного процесса. Жизнь есть общее плодотворное начало, на котором базируются все ценности: мораль, религия, искусство, наука. Своего апогея она достигает в социуме как «синергия» (сотрудничество). Единый для каждого индивида «порыв жизни» объединяет его с другими индивидами, создавая тем самым основу социальной солидарности и согласия. Таким образом, толерантность есть качество общества, необходимое для его нормального функционирования и развития.

В параграфе 1.5. «Типологическая классификация толерантности» автор анализирует существующие подходы к типологии толерантности (М.П. Мчедлов, М.С. Мацковский, JI. Ноэль, Е.И. Касьянова) и предлагает

выделять в структуре толерантности уровни, виды и формы.

19

По субъекту, носителю толерантности можно выделить государственный, социальный и индивидуальный уровни. На уровне государства и межгосударственных отношений принципы толерантного поведения фиксируются в конституциях государств, декларациях, иных законодательных актах и являются основой практики международных отношений и внутренней политики.

Для формирования толерантных отношений на уровне социума актуальным признано внедрение в социальную практику норм морали и стандартов толерантности, создание условий для их закрепления на уровне общественного сознания и общественной психологии.

На уровне личности толерантное поведение как ценностная ориентация индивида является вариативным, применяемым в определённых жизненных ситуациях. Оно есть внутренняя установка.

Проявления толерантности характерны для всех сфер общественной жизни, в связи с чем можно выделить такие виды толерантности как политическая, этническая, религиозная, социальная и др. Эти виды проявляются в обществе в конкретных формах.

Например, политическая толерантность / интолерантность, как отношение к деятельности различных партий и объединений, может проявляться в конструктивной и деструктивной формах.

Этническая / межэтническая толерантность / интолерантность проявляется в формах этноцентризма, ксенофобии, национализма.

Религиозная толерантность может быть представлена в нескольких

формах в зависимости от объекта, в отношении которого она проявляется:

1) толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин,

мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.), 2) толерантность в

отношении к представителям других конфессий (католик-протестант,

протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в

исламе) и т.д., 3) толерантность к сектантским движениям (а также

толерантность сектантских движений друг к другу), 4) толерантность между

20

верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист) (А. Симаворян, В. Овян).

Социальная толерантность проявляется в форме тендерной, возрастной, физиологической, сексуально-ориентированной, образовательной и поселенческой, межличностной, нравственной, повседневно-бытовой, культурной и др.

Во второй главе «Социокультурные аспекты толерантности в современном российском обществе» автором анализируются особенности проявления толерантности в современном поликультурном обществе.

В параграфе 2.1. «Проявления толерантности в транзитивном обществе» раскрывается сущность таких видов толерантности в современной России как политическая, этническая, религиозная, социальная.

Политическая толерантность есть уважение и принятие точки зрения оппонента. Политические конфликты в современной России происходят внутри парламента, между партиями, внутри государственно-административного аппарата, между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства, между элитами финансово-промышленного аппарата.

В современном транзитивном обществе политическая интолерантность проявляется в неуважении и недоверии к власти. Подтверждением этому являются последние выборы в Государственную Думу Российской Федерации 4 декабря 2011 г. и всплеск протестного движения.

Этническая толерантность определяется как ненасильственное, дружелюбное отношения к представителям других этнических групп со своей собственной культурой и системой ценностей. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования.

21

Этническая толерантность личности обнаруживается и возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

На сегодняшний день актуальным примером очага межнациональных конфликтов и проявления этнической интолерантности являются кавказские республики. Наиболее разнообразными в этническом плане являются Поволжский и Волжский регион, Краснодарский край, Дальний Восток.

Религиозная толерантность предполагает признание права на существование всех религий и конфессий. По сравнению с СССР сегодня в России формируется принципиально новая религиозная ситуация, отличительной чертой которой является подлинная религиозная свобода. Она выражается в свободном вероисповедании граждан, в их возможности создавать религиозные организации, в свободе деятельности религиозных объединений по распространению собственной религии.

С усилением роли церкви в обществе возрастает число конфликтов на религиозной почве. Церковь присутствует практически во всех сферах жизни общества: в армии, в образовании, в телевидении, в политике, в экономике и др. Происходит процесс религиезации общества.

Социальная толерантность заключается в положительном уважительном отношении к особенностям представителей «других» социальных групп. Социальная толерантность проявляется в форме тендерной, возрастной, физиологической, сексуально-ориентированной, образовательной и поселенческой, межличностной, нравственной, повседневно-бытовой, культурной и других формах.

В параграфе 2.2. «Толерантность и проблемы интеграции российских немцев в Германии» автор анализирует процесс интеграции российских переселенцев и особенности их взаимодействия с местным населением на бытовом уровне.

Проведённое в Германии социологическое исследование показало, что общий уровень толерантности и социальной, этнической, личностной

22

толерантности в частности у российских немцев-мигрантов ниже, чем у коренных немцев Германии, что объясняется рядом факторов, главным из которых является миграционная политика Германии. Примечательно, что российские переселенцы, переехавшие на постоянное место жительства в Германию в детском или школьном возрасте (3-15 лет) и проживающие в Германии 15-20 лет, имеют более ярко выраженное толерантное сознание, нежели их соотечественники, приехавшие в Федеративную Республику Германию в возрасте 18-25 лет. Это обусловлено тем, что российские немцы, проживающие в Германии с раннего возраста, в процессе социализации приобрели «немецкую основу» воспитания.

Кроме того, было установлено, что к российским немцам немецкие респонденты настроены положительно и готовы к конструктивному диалогу. Немецкая нация открыта для общения и взаимодействия с российскими немцами, однако российские иммигранты в большинстве случаев избегают контакта с местными жителями.

Среди коренных немцев 95,6% опрошенных чувствуют себя комфортно в своей стране, несмотря на то, что среди них живет около 10% иммигрантов других национальностей, в том числе немцев-иммигрантов из России. Данный факт может свидетельствовать о высоком уровне толерантности у этнических немцев, об осознании и принятии в своей стране иностранных граждан.

Спустя 10-15 лет пребывания в Германии российские немцы признают, что по прошествии времени стали чувствовать себя более комфортно, чем раньше. Здесь проявляется не только проявление толерантных отношений, но и устранение конфликта ценностей.

Как показало исследование, этнические немцы могут найти нормальную работу и существовать в Германии достойно. Немцы готовы быть толерантными, но в большинстве случаев их отталкивает поведение самих немцев-иммигрантов из России.

В параграфе 2.3. «Формирование установок толерантного сознания и поведения в современном российском обществе» автор рассматривает условия, способствующие формированию толерантного сознания и поведения.

Толерантное сознание - это особый философский взгляд на мир, способный понять всё многообразие культур, идеологий, убеждений. Механизм формирования толерантного поведение личности предусматривает активизацию всех социальных институтов общества по воспитанию граждан в духе толерантности. Толерантность с одной стороны, должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой - быть нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, а как потребность, без которой нельзя строить нормальные, основанные на принципах гуманизма, отношения между людьми.

Среди главных мотивов толерантного поведения личности в современном переходном обществе важное место занимает установка на бесконфликтность. Именно это обусловливает саму возможность существования толерантности как устремлённости к достижению согласия с другими.

Среди основных условий формирования толерантного сознания немаловажное место занимает готовность и способность индивида принять в качестве социальной нормы отношений доброжелательность и доверие между людьми. В свою очередь, доброжелательность и доверие возможны лишь на основе взаимопонимания и солидарности, которые являются внутренней основой гуманности и справедливости, имеющей отношение к глубинным основам человеческого существования.

В связи с тем, что толерантность проявляется на трёх уровнях -государственном, социальном и индивидуальном, воспитание толерантных установок и поведения должно происходить также на трёх уровнях.

Для достижения социальной безопасности в обществе в государственные задачи входит координация участия России в международных программах, разработка образовательных учебных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования, разработка образовательных стандартов и квалификационных требований, создание программ психологической помощи для жертв насилия в семье, подготовка программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов, создание и методическое обеспечение деятельности центров толерантности в регионах.

Для реализации толерантных установок в обществе на уровне социума необходимыми являются такие действия как разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности, демонстрация средствами массовой информации антиобщественной природы экстремизма в любых его формах, подготовка и обеспечение издания научной, научно - популярной и научно - образовательной литературы по вопросам толерантности, проведение в учреждениях специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций.

Под воздействием мероприятий, проводимых на государственном и социальном уровнях, происходит формирование, закрепление установок толерантного сознания и толерантного поведения на личностном уровне. В результате деятельности властей, социальных институтов и общественных организаций происходит переосмысление окружающей действительности и смена интолерантного сознания индивида на толерантное.

Наряду с общими принципами формирования толерантного сознания, автор обращает внимание на особенные, характерные для отдельных видов толерантности.

Для формирования политической толерантности в обществе важным является проведение эффективной толерантной внутренней политики,

25

основанной на приоритетах идеологически нейтральных, общечеловеческих ценностях.

Для формирования этнической толерантности необходима концентрация важнейших интересов, взаимозависимость и неотделимость исторических судеб этносов, входящих в российский народ.

Для формирования религиозной толерантности в обществе основополагающим является повышение религиозного образования государственных служащих, как основных субъектов государственного управления.

Формированию социальной толерантности, обеспечиваемой сугубо рациональными средствами, противостоит ментальная толерантность, ибо общество существует не только и не столько в наблюдаемых формах, организациях человеческой деятельности, сколько в головах людей. В данном случае мы говорим о воспитании толерантного сознания на индивидуальном уровне. Фундаментальным условием при этом, как уже было отмечено, является тип культуры, на основе которого закладывается ментальность индивида, его интеллектуально-эмоциональные особенности. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта.

Утверждение толерантных установок немыслимо без их широкой общественной поддержки. В нашем обществе в данный период сказывается отсутствие ясных и обоснованных идей, способных найти отклик у большинства, объединить разные слои населения со всеми их реальными региональными, этническими, конфессиональными и другими различиями.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются выводы.

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях.

Издания из списка ВАК

1. Белозёрова, A.C. Религиозная толерантность в обществе социального транзита / A.C. Белозёрова // Вестник Поморского университета: Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Архангельск, 2010. - № 3. -С. 38-42. (0,3 п.л.)

2. Белозёрова, A.C. О семантическом поле понятия «толерантность» / A.C. Белозёрова // Вестник Поморского университета: Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Архангельск, 2011. - № 4. - С. 36-39. (0,2 п.л.)

3. Пуртова, А.С1. Этническая толерантность в современном поликультурном обществе / A.C. Пуртова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета: Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Архангельск, 2012. - № 1. - С. 31-37. (0,3 п.л.)

4. Пуртова, A.C. Формирование установок толерантного сознания и поведения в современном поликультурном обществе [Электронный ресурс] / A.C. Пуртова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 2(10). - Режим доступа: http://sisp.nkras.rU/issues/2012/l/zhilyaeva.pdf. Дата обращения: 15.02.2012. - № 2. (0,5 п.л.)

Публикации в других изданиях:

5. Белозёрова, A.C. Толерантность в процессе обучения иностранному языку / A.C. Белозёрова // Управление качеством образовательной системы в современных условиях»: Материалы XI международных педагогических чтений / М-во образования, науки культуры Арханг. обл., Гос. образоват. учреждение сред. проф. обазования «Арханг. пед. колледж» / под ред. М.Ю. Ананченко. - Архангельск: КИРА, 2009. - С. 147-149. (0,2 п.л.)

6. Белозёрова A.C. Толерантность как ценностная ориентация молодёжи / A.C. Белозёрова // Роль профессионального образования в

' В соответствии со свидетельством о заключении брака 1-ИГ № 627097 Белозёрова A.C. именуется Пуртовой A.C.

формировании ценностных ориентации молодёжи: Материалы XII международных педагогических чтений и XVII студенческой научной конференции / М-во образования, науки культуры Арханг. обл., Гос. образоват. учреждение сред. проф. обазования «Арханг. пед. колледж» / под ред. М.Ю. Ананченко, E.H. Михеевой. - Архангельск: КИРА, 2010. - с. 49-54. (0,4 п.л.)

7. Белозёрова A.C. К вопросу о социальной толерантности / A.C. Белозёрова // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: материалы I Международной заочной научно-практической конференции. - Краснодар: «Пресс-Имидж», 2011.-с. 159-162.(0,4 п.л.)

8. Белозёрова A.C. Толерантность как ценностная составляющая социокультурной компетенции / A.C. Белозёрова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы XIX Международной научно-практической конференции: в 2-хчастях. Ч. 2 / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 116122. (0,4 п.л.)

Подписано в печать 20.02.2012. Формат 60x84 1/16. Бумага офисная. Печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ № 35.

Отпечатано с готового оригинал-макета Типография ООО «КИРА» 163061, г. Архангельск, ул. Поморская, 34, тел. 65-47-11. e-mail: oookira@atnet.ru

 

Текст диссертации на тему "Особенности толерантности в обществе социального транзита"

61 12-9/448

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На правах рукописи

Пуртова Анна Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО

ТРАНЗИТА

Специальность 09.00Л 1 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель д. соц. н., профессор Ульяновский В.И.

Архангельск - 2012

Содержание:

Введение......................................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-

философского анализа толерантности..................................................................14

1.1. Особенности транзитивного общества в новейшей истории

России............................................................................................................................................................14

1.2. Толерантность как социально-философская категория..............................20

1.3. Становление идеи толерантности в философской мысли: диахронический метод....................................................................................................................41

1.4. Эпистемологические основания социально-философского

анализа толерантности......................................................................................................................54

1.5. Типологическая классификация толерантности..............................................62

Выводы по первой главе............................................................................................................69

Глава 2. Социокультурные аспекты толерантности в

современном российском обществе..................................................................................74

2.1 Проявления толерантности в транзитивном обществе..............................74

2.2.Толерантность и проблемы интеграции российских немцев в Германии......................................................................................................................................................112

2.3. Формирование установок толерантного сознания и поведения в

современном российском обществе....................................................................................128

Выводы по второй главе............................................................................................................141

Заключение............................................................................................................................................144

Список литературы........................................................................................................................149

Приложение 1. Экспресс-опросник «индекс толерантности»........................170

Приложение 2. Опросник «Социальная толерантность в Германии». 174

Введение

Вступление человечества в XXI век связано с двойственным процессом мирового развития. С одной стороны, глобализация, интеграция и взаимопомощь способствуют объединению мирового сообщества, с другой -социальная дифференциация влечёт за собой расслоение общества. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума, созидание становятся достоянием всего мирового сообщества, а также в том, что разного рода противоречия, конфликты также приобретают общепланетарный масштаб.

Распад Советского Союза, ставший крупнейшей геополитической катастрофой XX века (В. Путин, 2006) породил ксенофобию, экстремизм, национальную, социальную интолерантность из-за вошедшего в свою активную фазу миграционного процесса. В Россию переселились этнические русские из бывших советских республик. Большое количество российских граждан из-за сложившейся неопределённости и в целях улучшения жизненных условий тоже стали мигрантами: они покидали страну, уезжая за границу. Одним из центров иммиграции наших соотечественников стала Федеративная Республика Германия, где вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграционного процесса и проблемой формирования толерантного сознания в новой социокультурной ситуации.

Трансформация российского общества, стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолиберализма, привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Социум разорван, человеку сложно постичь новый предметный мир, на одном полюсе которого небольшая группа олигархов, на другом - обнищавшие слои населения. Меняется облик страны и на этом фоне индивидуальные и массовые формы протеста неизбежны. Человеку сложно менять привычный предметный мир. Граждане Советского Союза перестали являться таковыми и оказались неспособными воспринять новый мир ценностей. Наступил кризис социальной

идентичности на личностном и общественном уровнях. Поэтому весьма актуальным становится понимание толерантности в социальном контексте развития современной России.

В Декларации принципов толерантности от 16 ноября 1995 года, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

В целях противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии необходимы соответствующие научные исследования, раскрывающие коренные причины этих явлений и способствующие выработке политических решений.

XX век был характерен тем, что философия от языковой схоластики перешла к изучению острейших социальных проблем, в числе которых толерантность занимает одно из важных мест.

В современном транзитивном обществе толерантность является условием существования человечества. Являясь поликультурным государством, Россия имеет серьезные проблемы. Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающиеся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающие собственной системой

ценностей. Представители этих национальностей непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума. Для России как поликультурного государства обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.

В сложившейся ситуации единственно верным направлением в политике таких полиэтнических государств как Россия будет утверждение принципа толерантности, уважение по отношению к другим этническим группам, обеспечение возможности существования представителей различных национальностей в условиях современного мультикультурного общества.

В основе толерантного поведения лежит принцип взаимопонимания, его можно рассматривать как моральный императив для разрешения конфликтных ситуаций. Взаимопонимание нужно для осознания всеми сторонами конфликтных ситуаций необходимости достижения справедливости. Таким образом, исследовательское поле, повлиявшее на выбор темы данной диссертационной работы, обусловлено контекстом проблем, связанных с реализацией толерантных отношений в современной России.

Степень разработанности проблемы. Интерес философии к проблемам толерантности возник достаточно давно, а различные её интерпретации и аспекты затрагивались представителями многих школ и течений в истории философской мысли. В Древнем мире чувство толерантности проявлялось в уважении к иноплеменным богам и культам (Д.В. Пивоваров). Идея толерантности отражена в этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция. В период античности толерантность связывалась с интеллектуальным аскетизмом как предпосылкой духовного и социального сплочения людей (Сократ, Платон), со свободомыслием (Аристотель, Гераклит Эфесский, Демокрид, Эпикур).

Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по

отношению к инакомыслящим. В средневековой Европе интерес к проблемам толерантности возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Сторонниками религиозной толерантности выступили В. Дильтей, Дж. Локк, М. Лютер и ДР-)

Философы эпохи Просвещения трактовали категорию толерантности в политическом аспекте как свободу мысли, веры и слова. Основополагающим принципом, на котором должны выстраиваться внутренние и внешние отношения государств, мыслители называют принцип гуманности (Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант, Ш. Монтескье и др.).

В русской философии эпохи Просвещения в аспекте толерантности получили своё развитие две центральные идеи: соборности и всеединства. В традициях русской религиозно-философской мысли следует выделить произведения H.A. Бердяева, B.C. Соловьёва, A.C. Хомякова.

В современной философии основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, ее антропологической природы. Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как В.А. Васильев, Т.В. Волкова, Б.С. Гершунский, Э. Гуссерль, П.К. Гречко, В.М. Золотухин, H.H. Ионов, H.H. Крадин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, П. Николсон,

A.B. Перцев, Ю.И. Семёнов, Л.В. Скворцов, М. Хайдеггер, С. Хантингтон,

B.М. Хачатурян и др.

Определение статуса толерантности в обществе, ее целостное описание представлено в работах Т. Л. Барандовой, В.Е. Буденковой, М. Зад ера, М.Л. Новосадовой, Н.С. Педченко, М.А. Семашко, П.И. Смирнова, Ю. Хабермаса и др.).

Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества.

Феномен толерантности становится областью политики, что связано с радикальными социально-политическими преобразованиями в России. Для анализа политологического аспекта толерантности важное значение имеют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Денисовского, B.JI. Иноземцева, Б.Г. Капустина, С. Хантингтона, М. Уолцера, Дж. Харвитцы и др.

В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести». Проблемы редигиозной толерантности рассматриваются в работах А.П. Абуова, С. Кривошеева, P.A. Лопаткина, В. Овяна, А. Симаворяна, М.А. Халиля, Г.Е. Шлымовой и др.

В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве. Такой подход мы видим в работах Дж. Гормана, Н. Маккормика, B.C. Соловьёва.

С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В рамках общепсихологического подхода проблемы толерантности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Г. Выготский, Г. Олпорт, Л.Г. Почебут.

В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания. Культурологический, цивилизационный подходы представлены в работах Ю.А. Аверина, М.М. Бахтина, А .Я. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана и др.

Проблемы толерантности в сфере межэтнических отношений представлены в работах М.Л. Дробижевой, В.Е. Козлова, П.М. Козыревой, М.П. Мчедлова, A.B. Перцева, З.А. Сикевич, Г.У. Солдатовой, А.Н. Тарасова, Л.А. Шайгеровой, Ф.А. Шебзуховой, А. Шульте и др.

Нравственно-этический аспект толерантности рассматривают P.P. Валитова, Н. Грамер A.A. Гусейнов, Е.И. Касьянова, И.С. Кон, Г. Невью, П. Николсон.

Наиболее востребованными являются исследования толерантности в области образования и педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, H.A. Колесников, Н.В. Круткова, Е.А. Найденова и др.).

Толерантность в сфере межличностной коммуникации представлена в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Е.В. Зинченко, Э.О. Леонтьева, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ю.С. Осаченко, В.В. Петренко, Г.И. Петрова.

Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание легитимности другого. Толерантность как терпимость трактуется С.Г. Ильинской, Б.Г. Капустиным, Н.В. Кругловой, В.В. Соловьёвым, Ю. Шписом и др.

Как признание легитимности другого, как «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений», как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных», такое понимание семантики феномена «толерантность» прослеживается в работах В.Е. Буденковой, P.P. Валитовой, П.К. Гречко, М.П. Мчедлова, Н.Л. Новосадовой, H.H. Федотовой, Ю.Н. Фроловой и др.

Объект исследования - феномен толерантности.

Предмет исследования - проявление толерантности в современном российском обществе.

Цель диссертационного исследования - на основе социально-философского и методологического анализа выявить основные социокультурные особенности толерантности в транзитивном обществе.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- изучить особенности транзитивного общества в новейшей истории России;

- исследовать толерантность как социально-философскую категорию;

- показать основные этапы и особенности становления идеи толерантности в философской мысли;

- проанализировать эпистемологические основания социально-философского анализа толерантности;

- разработать типологическую классификацию толерантности;

- выявить особенности проявления толерантности в транзитивном обществе;

- провести сравнительный анализ особенностей толерантного сознания российских немцев-иммигрантов и коренного населения Германии;

- рассмотреть условия формирования установок толерантного сознания и поведения в обществе.

Методологическую основу исследования составили философские и социологические принципы, содержащиеся в трудах мыслителей от античности до современности.

Теоретическая часть диссертационного исследования основывается на системном и междисциплинарном методах, позволяющих осуществить интеграцию философских, социологических, политических, психологических подходов к рассмотрению толерантности в современном транзитивном обществе.

Сущность толерантности как социокультурного феномена раскрывается с точки зрения цивилизационного, экзистенциально-феноменологического и антропоцентрического подходов.

Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование даёт возможность раскрыть особенности интеграции и

проблемы становления толерантного сознания и поведения российских немцев-иммигрантов в Германии.

Сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны концепций, выдвинутых различными авторами, определить их эвристический потенциал.

Методы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции), историко-генетический, диахронический, системный, сравнительного и этимологического анализа.

Информационной базой исследования являются идеи и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, лингвистов, историков, политологов.

Эмпирической базой исследования являются данные комплексного социально-психологического и социологического исследования, проведённого автором в Германии в апреле-мае 2011 года среди коренных жителей Германии и российских немцев-иммигрантов.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта сущность понятия «толерантность», рассмотрено семантическое поле (положительная установка, конструктивно-доброжелательная оценка и отказ от противостояния) и обоснована природа (естественная субстанция) толерантности.

2. На основе диахронического метода проведен анализ развития толерантности в философской мысли. Выявлено, что толерантность с момента своего существования содержит в себе не только ценностную составляющую, но и прагматический интерес.

3. Представлена типологическая классификация толерантности (уровни, виды, формы).

4. Установлено, что общий уровень толерантности немцев-коренных жителей Германии превышает уровень толерантности российских немцев-иммигрантов. Сравнительный анализ полученных результатов выявил причины разноуровневой сформированности толерантного сознания

коренных и этнических немцев. Данные социологического исследования свидетельствуют, что немецкие респонденты готовы к конструктивному диалогу с