автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские взгляды Вяч. Иванова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Управителева, Лариса Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Философские взгляды Вяч. Иванова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские взгляды Вяч. Иванова"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ вы. М.В.ЛООТОСОВА

Специализированный Согет по фялософояим наукам / К.053.05.64 /

На правах руксплок УПРАБИТЕ1ЕВА Лараса Махайловва

ЙШОСОККИЕ ВЗГЛЯД! ЕЯЧ. ИВАНОВА Специальность 09.00.03 - история |шгосо$нп

Автореферат дассвртащш на соискание ученой степени кандидата философских наук

Шйква - Г993

Работа выполнена на кафгдре историл русской философии философского факультета Мэсковсксго государственного университета имени М.В.Лошносовэ.

Научный руководитель: ' - доктор философских наук,

профессор КУЕАКИНВ.А.

Офациальнне оппоненты: - доктор философских наук,

профессор ВОЛКОВА Е.Б.

- кандидат философских наук, доцент ПЛАТОНОВА М.Г.

Ведущая организация: - Академия нефти и газа имени

И.Ы.Губкина, кафедра фало-софнд.

Защита диссертации состоится я "_ 1993 года

в_часов на заседании Специализированного Совета К.053.05.64

по философским наукам в Московское государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, Ленинские горы, 1-2 корпус гуманитарных факультетов 'МГУ, философский факультет, II атая, аудитория 1156.

С диссертацией моено ознакомиться в читальном зале библи-

с

отека 1-го корпуса гуманитарных факультетов ЫГ2Г шл. М.ВЛомо-носова.

Автореферат разослан " " •_ 1993 года.

Ученый секретарь Специализированного Совета

Судьин Г.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется слабой степенью изученности места л значения Вяч.Иванова (1866-1943) в русской философии и культуре. Исследование творчества этого незаслуженно забытого представителя русской мысли так же, как и интеграция его наследия з современное отечественное самосознание, представляется важной и актуальной задачей. Вячеслав Иванович Иванов - крупнейшй теоретик символизма, глубокий мыслитель, авторитетный учений, по словам П.А.Флоренского, "мудрый поэт", -оказал значительное влияние на духовную атмосферу России начала 20 века. Обращение к его творчеству позволяет не только глубже понять философ русского символизма, "самой многогранной, но одновременно и цельной фигурой" * которого он бил, но и адекватно реконструировать историко-философский процесс "серебряного века". Введение в духовный оборот современности истинных ценностей философии Вяч.Иванова, несомненно, может помочь в воссоздании российской духовности и культуры.

Дет тех наших современников, которые стремятся к безусловной высшей реальности, интересен и значим "феномен Вяч.Иванова", создававшего мировоззрение, неотделимое от личной судьбы, разработавшего л оживившего нетронутые ранее пласта человеческого духа. Иванов стремился полностью, но не в духе плоского рационализма, охватить разумом бытие. Идея в жизнетворчестве философа - не только теоретическая деятельность разума, но само бытие как духовная деятельность. В этой сзязи актуальным представляется рассмотрение и целостное описание философских взглядов Вяч. Иванова, понимаемых как экзистенциальная практика со* Степун Ф. Еячеслав Иванов // Иванова Л.В. Воспокянания: Книга об отце. - М., 1992, с.373.

задания дуг« сверхличных оснований битая для сущностных сил личности.

Степень разработанности проблемы. Творчество Вяч.Иванова

не обойдено вниманием ни aro современников *, ш последующих

о

поколений исследователей . Еместе с тел; следует отметить, что среди работ о Вяч.Иванове преобладают литературоведческие, ис-торико-бяографические, культурологические, искусствоведческие исследования . Философская литература об Иванове немногочисленна, в ней доминирует фрагментарной подход к его творчеству, анализируются отдельные - преимущественно эстетяческиз - идеи мыслителя ^. Исследований, даощих целостное представление о фа' См.,в частности: Белый А. Вячеслав Иванов // Русская литература XX века (I890-I9I0 гг), под ред. проф. С.А.Венгерова. -№., т.З, ян.8; Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ПХ - нач. XX века // 0 Россия а русской философской культуре,- М.,1990; Лосскяй Н.О. История русской философии. - М., 1991; Степун Ф. Вячеслав Иванов // Иванова Л.В. Воспоминания: книга об отце. - М., I99¿; Франк С.Л. Артистическое народничество // Русская мысль.-М.,1910,гё I; Шестов Л. Вячеслав Великолепный. К характеристике русского упадочничества // пуская мысль. - М.-Пг., 1916, В ГО.

^ См.материалы международных конференций: Ивановские чтения в ИМШ // Иавестия РАН, "серия языка и литературы".-М., 1992,т.51, а 2; tuAiufl*- г- т<*пейм-Чцш Halla . i$tf; Vyatbtstair Po¿*. ¿»¿tit Anc) PhitfijOftiH,.- flue Иа-lrU, , Í0S6.

3 Аверинцез C.C. Еоззия Вяч.Иванова //Вопросы литзратуры.-М., 1975, ä 8; Брагазская Н.В. Трагедия и ритуал у Вяч.Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных палштнн-ках.-М.,1388; Котрелев Н.В. Вяч.Иванов - профессор Бакинского университета //Ученые записка Тартусского университета.-Тарту, I9G8, вы.209; Стазорский М.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала XX века.-М.,1991; fla^u/scu P.^b-fvi*-С. та Una tito 4' fyacAef&w." д tu-inuh '-J-

ftbllptitb f S'lfcíe-. - Сли* ÚXÍíjy. , !'JÍ¡

лософских взглядах Вяч.Иванова, пока еще не было.

Целью исследования является реконструкция и истолкование философского творчества Вяч.Иванова. Это предполагает решение таких задач, как:

- анализ механизмов формирования мировоззрения мыслителя;

- экспликация и описание исходных оснований, путей и целей его философского творчества;

- определение сущности философских взглядов;

- выяснение специфики единства идей и духовных поисков мыслителя как деятеля русской культуры.

Новизна исследования. Диссертация является первым в отечественной историко-философской литературе опытом целостного описания философских взглядов ВнчЛванова. Новой является трактовка философии Иванова как экзистенциальной практики созидания духом сверхличных оснований бытия личности, ее сущностных сил. Это позволяет диссертанту представить эволюцию мировоззрения Иванова как последовательное решение им вопросов о том, какова природа и энергия человеческого духа в обретении им самого себя, каковы Dyra духа в процессе его самореализации, какова деятельность созидающего духа в направлении от себя к миру и каковы при этом формы его объективации. В диссертации впервые в

^ Касамжанова А. Вяч.Иванов о художественном творчестве // Исто-рико-методологпческие проблемы эстетического познания.-М. ,1984; Поляков А. Иванов В.И. // ФЭ. - М.,1962,т.2; Хохлова И.А. Гносеологическое обоснование теории культуры в эстетике Вяч.Иванова //Взаимодействие эстетики, искусствознания и художественной критики.- М.,1987; Проблемы культура в творчестве В.И.Иванова // Социально-культурный контекст искусства.-М. ,1987; Сычева С.Г. Философские идеи в твор-ве Вяч.Иванова .-Томск, 1991, депон. в ИКИСН РАН; УЧ* j ■ . Ù-tit^-j у

V- mut fie tL+ttim, -^¿a,¿-cUs^i ue-f-tAd t¿i -

¿¿«¿eu, t3b>.

исследовательской литературе концепция даонисийства Вяч.Иванова представлена как учение о деятельности салюсозидающего духа, а символизм рассматривается как учение о путях движения духа. Элемента новизны заключает в себе анализ мистической антропологии Иванова, его историософии и культурологии.

Новым. является рассмотрение философии Иванова в единстве его мировоззрения и жизненного пути. Это позволяет автору показать, что идея и манифесты, щедро представленные в творчестве Вяч .Иванова, суть ответы на глубинные запросы самосозидающего духа самого мыслителя, а не просто "знамения времени". Эти идеи задают концептуальный фон, экзистенциальное наполнение, интен-циональное поле принимаемых философом решений, выраженных в форме текста-ответа.

Определенную эвристическую ценность представляют предложенная в исследовании методология имманентного анализа, определение символизма Иванова как модального отношения к действительности, рассмотрение творчества философа в контексте русской и европейской культуры.

Методология исследования обусловлена предметом исследования. Диссертация построена методом историко-философской реконструкции на основе имманентного анализа текстов мыслителя, с привлечением необходимого справочно-разъяснительного материала.

Практическая ценность диссертации состоит в использовании содержащихся в ней результатов как в научно-исследовательской, ^ так и в учебно-педагогической работе. Материалы и выводы работы могут быть использованы как аналитический материал для изучения творчества Вяч.Иванова, при подготовке лекций и практических занятий по истории русской философии, литературы и культуры.

Апробация результатов исследования. Работа апробирована в выступлениях на теоретических семинарах кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, в практических занятиях со студентами филологического и исторического факультетов МГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии и изложена на 142 страницах машинописного текста. Структура работы отражает эволюцию мировоззрения философа, рассмотренного в единстве с его жизненной судьбой': дионисийство - основная тема первого этапа творческого пути, ей соответствует постановка проблемы самосозидания духа (глава I); символизм - ведущая проблема следующего периода жизнетворчества Иванова, в рамках которого им дается развернутое теоретическое обоснование путей движения духа (глава 2); мистико-историософская антропология и культурология - завершающее звено жизни и творчества русского мыслителя и поэта, является учением о практике духа в трансцендаровании и объективации (глава 3).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ '

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, обосновывается и описывается ее структура, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

'Первая глава - "Дионисийство как деятельность самосозидающего духа" - состоит из трех параграфов в посвящена исследованию исходных оснований фалософии Вяч.ИЕЗнова, реконструкции его учения о человеке и религии, сравнительному анализу дионисий-ства Вяч.Иванова и Ф.Ницше.

В первом параграфа "Самосозидание - исходная интуиция мировоззрения Вач.Иванова" обосновывается методология имманентного анализа тевзтов мыслителя, реконструируется коренкая движущая сила творчества философа. Опираясь на историко-философскую традицию, выраженную в отечественной и мировой мысли ^, диссертант утверждает, что для адекватной реконструкции взглядов философа необходимо вычленение коренной философской интуиции мыслителя, которая, с одной стороны, лежит за философским текстом, с другой - порождает и определяет имеющиеся в нем суждения и выводы. Таковой в творчестве Иванова, "по мнение диссертанта, является интуиция самосозидания духа. Эта додискурсив-ная структура сознания возникает на основе связи "мир - я". На фоне индавидуалязма, субъективизма и нигилизма, ведущих к самозамыканию лячности, интуиция самосозидания духа выражается в переключения духовной жизни на саморегуляпда, которая реализуется в условиях разочарования в возможностях непосредственной саморегуляции и связана с обращением к саморегуляции волевой.

Интуиция саиосозидания, обнаруживаемая диссертантом в мировоззрении Егд.Иванова, позволяет найти исходные основания и движущие силы его философских исканий, объяснять единство творчества и жизненного пути мыслителя. Рассмотрение мировоззрения как компоненты аЕзнестроительства позволяет выявить реальное экзистенциальное наполнение теоретических построений философа.

1 См., в частности: Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русскоЗ мне ли ДХ - нач.ХХ века //0 России и русской философской культуре,-Ы. ,1990; Зеньковский В.В. История русской фЕлософия.-I.,1991,т.1-2; Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма: пропедевтическая теория знания.-Спб.,1908; Бергсон А. Философская интуиция //Новые идеи в философии, й I. Философия и ее проблеш. - М., 1912.

Диссертант доказывает, что на уровне мировоззрения (связь "я - мир") интуиция самосозядаотя выражается в понимании духовной жизни как беспрестанного трансцендирэвания, з жнтеллектуалъ-ном обосновании его возможностей, путей, условий и форм объективации. Отсюда проистекает учение Иванова о религии как экстатической деятельности, о сущности человека как им.1та1 , -о символизме как мифотворчестве и теургии, о творчестве как восхождении и нисхождении. С этил у Иванова связан идеал единения с природой, проповедь соборности, критика индивидуализма и субъективизма и т.д.

Во втором параграфе "Дионисийская концепция человека и религия" реконструируются и анализируются представления Вяч.Ива-нова о человеке и религии.

В центре внимания диссертанта - основные работы первого периода творчества философа: "Эллинская религия страдающего бога" и "Религия Диониса" в которых Иванов рассматривает происхождение античной трагедии и основы ее, восходящие к древнегреческому культу Диониса. Автор утверждает, что характер и методология предпринятого Ивановым исследования выводят его за рамки филологических изысканий и заключают в себе философскую рефлексию о сущности религии и человеке, как существе религиозном. Данная рефлексия, как показывает диссертант, во многом определялась критикой Ивановым.современной культуры, религии и состояния человека.

Свои рассуждения о важнейпих для него метафиззчеекпх проблемах Иванов строит на анализе религии Диониса, наиболее аде-

* Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога //Новый путь.-Спб.,19041-3,5,8-9; Иванов Вяч. Религия Диониса //Вопросы жизни. - Спб., 1905, йй 6-7.

кватно, по его мнению, ьыразившзй сущность религии я человека. Вместе с тел!,диссертант показывает, что философ исследует не столько онтологию к метафизику глифа о Дионисе, сколько внутренние переживания, психические состояния одержимого богом, экстратирузсщего человека. Этот подход обусловлен у Иванова стремлением найта. дорациональные, первичные, а потому некие абсолютные, причины религии, лежащие в природе человека. Такой причиной Иванов называет экстаз, коренное свойство человеческой психика. Сущностью экстаза мыслитель считает преодоление замкнутой человеческой ыонадности, выход затраниды.Я, его слияние со всем супим. Экстаз в понимании Иванова есть способ реализации человеком самого себя как существа религиозного, в силу чего человек определяется им как смй-таЯ «$Ео^«/* Диссертант показывает, что в основе позиции Иванова лежит критика традиционных идей индивидуализма и рационализма, проповедь соборности, возвращения от разума к жизни на путях сознательного экстатирования.

Автор считает, что в понимании Иванова экстаз не заключает в себе какой-либо определенной направленности, он самодостаточен и самозамкнут, точнее разомкнут ко всему и вся. Это свидетельствует о понимании Ивановым духовной деятельности как беспрестанного самотрансцендарования, направленного за личность, но происходящего внутри нее.

В третьем параграфе "Дионисийство Вяч.Иванова и Ф.Ницше: сравнительный анализ" рассматривается общее и различное во взглядах указанных мыслителей. Но мнению диссертанта, труды Вяч .Иванова "Эллинская религия страдающего бога", "Религия Диониса" и Ф.НицЕе "Рождение трагедии из духа музыки" имеют несомненное сходство в историческом, канровом и тематическом

отношениях.

Вместе с тем,концещша диокисийства ВячЛвакова и Ф.Ниише имеют существенные различия. Труд Ешцкз является эстетическим учением, а работа Вяч.Иванова имеет ярко выраженную мистическую направленность. Для Ницше Аполлон и Дионис - равноправные символы и, так сказать, методологические принципы, подобные категориям сущности и существования. В концепции Иванова делается больший акцент на дионисийскую стихию. Аполлон и Дионис у него - мифопоэтические символы, подобные, соответственно, категориям разума и жизни. По Ницше, Аполлон - это кир художественного сновидения, искусство пластических образов, "принцип индивидуации", мера, самоограничение, самопознание, оформлен-ность и образность. Дионис - это мир художественного опьянения, искусства непластических образов, музыка, разрушение принципа индивидуации, чрезмерность, без-образность. Синтезом аполлони-ческого и дионисического начал является, по Ницше, трагедия, в которой дионисическая мудрость выражена аполлоническими средствами искусства. В учении Иванова Аполлон - сила связующая, соединяющая восхождение от разделенных форм к "верховной форме", мужское начало природы. Дионис - сила разрывающая, он приносит себя в жертву и наполняет собой формы, будучи женским началом природы. Аполлон лишен производительной силы, он не творит бытия, творческой стихией бытия является Диозис. Трагедия - есть искусство Дионисово и является воспроизведением двонисийсшго богослужения.

В заключении параграфа диссертант дает общую оценку концепции дионисийства Вяч.Иванова. По мнению автора, она является своеобразным продолжением романтического и эстетико-религи-озного преклонения перед жизнью и имеет немало созвучий с фал о-

Софией жизни. В этом автор усматривает проявление не только общеевропейской философской тенденции, но а духа российской интеллектуально;; элиты.

Во второй главе - "Символизм мировоззрения Вяч.Иваном" -реконструируется и интерпретируется комплекс взглядов Вяч,Иванова на символизм, мифотворчество, теургию, анализируется идейная связь его философии с немецким романтизмом, показывается специфика символизма Иванова в сравнен с религиозны?.! символизмом Дионисия Арзопагита и П.А.Флоренского и символизмом А.Белого.

В первом параграфе "Метафизика символизма" рассматриваются основания символизма Вяч.йванова. Диссертант утверждает, что онтология Вяч.Иванова базируется на идеях признания реальности реальной и реальности реальнейшей, а также на понимании им духовной деятельности как связи этих реальностей. Непосредственной очевидностью, безусловной данностью является для него эмпирическая, низшая реальность, высшая реальность, по мнению диссертанта, - это некая объективация его духовно-психологических притязаний, нежели то, что имеет безусловный, внеличностный характер. Статус долженствования, который Иванов придает высшей реальности, означает такое его отноиение к низкий, которое предполагает преодоление последней. Это заставляет Иванова сосредоточиться на решении вопроса о связях между этими реальностями. Развернутым ответом на этот вопрос и является ивановская концепция символизма.

Диссертант утверждает, что в основе этой концепции лежит модальное отношение к действительности. Под модальностью в классической философия обычно помечается способ, каким нечто существует- или происходит (онтологическая модальность), или мыслит-

ся (гносеологическая модальность). Определяя символизм как модальное отношение к действительности, автор показывает, что для символизма реальность проблематична особым способом: существует, но небезуслозннм для личности образом, степень бктийственностп придает ей субъект-символист. Специфически модальное, т.е. символистское, отношение к действительности возникает в связи с дастантностью Я к дара, проблематичностью связи Я и мира, со стремлением упрочить или создать эту связь средствами Я.

Диссертант анализирует содержание символизма как модального отношения к действительности ь творчестве Зяч.Иванова. Оно выражается з понимании им символизма,как такого способа отношения к действительности, которое ведет к расширению и углублению смыслового пространства человеческого существования в сфере различных (прежде всего духовных) реальностей. Автор считает, что символизм как модальное отношение к действительности есть коррекция индивидуалистической жажды самоутверждения личности, поскольку она обращается здесь к внеположным силам культурно-значимых форм бытия.

Диссертант утверждает, что мировоззрение Иванова отмечено стремлением преодолеть границы модального отнесения к действительности. Операционально оно преодолевается в "магии" имени, содержательно - в концепции соборности, теории символа и теории культуры. Эскиз новой метафизики Иванова может быть реконструирован по его религиозно-эстетической и социальной утопиям.

Во втором параграфе "Символизм как мифотворчество и теургия" анализируются способы выражения символистского миропонимания Вяч.Иванова, показываются сходства его философии с идеями немецкого романтизма и отличия от религиозного символизма Дионисия Ареопагита и Б.А.Флоренского, а также от символизма

¿.Белого.

Диссертант исследует понимание Ивановым символистской деятельности духа и мышления. В этой связи автор утверждает, что символизм как деятельность трансцендарующего себя мышления имеет тенденции к мифотворчеству. Определяя миф как синтетическое суждение, Иванов тем самым превращает его из своеобразной архаичной онтологии в умозрение. Такая концепция «лифа погружает его в область не бытийственных, а духовных самоопределений сознания и обогащает это сознание особенными свойствами: творчество становится мифотворчеством. Во мнению автора, в мифотворчестве символизм становится практикой созидающего себя мышления, "жизне-строительством", утверждая права творящего духа на создание своего собственного мира, выходящего за границы художественного и реального большей реальностью, чем мир налично существующий; здесь происходит смешение искусства и жизни, субъективного и объективного.

Мифотворчество, претендующее на одухотворение реальности, на подчинение материи духу, на активное богоискание, превращается в творчестве Иванова в теургию. Диссертант рассматривает определения теургии, данные в словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, в работах Вл.Соловьева и П.А.Флоренского для наиболее адекватного понимания смысла теургии у Иванова, анализирует его теургическую концепцию художественного творчества. Автор полагает, что эта концепция может быть истолкована как программа путей движения духа в процессе самореализации. Иванов видит цель художественного творчества в ознаменовании высшей и преобразовании низшей реальности, что описывается им как восхождение сознания к Абсолюту и нисхождение его от Абсолюта к миру. Восхождение, по Иванову, - высочайший подъем духа в область сверхчув-

ствзглгого сознания, сопровождавшийся обретением духовной энергии и духовных содержаний, могущих и способных изменить бытие при нисхождении, т.е. при возвращения на землю, означающем ее просветление; восхождение есть зачатие художественного произведения, нисхождение - воплощение его в форму. В художественном творчестве полярное Еояественнс-тваркое бытие превращается в единое, плотно связанное восхождением-нисхождением, где божественное и тварное - только пределы единой цельности.

Далее в параграфе символизм Иванова рассматривается в контексте мировой и русской культуры.

Анализируя определения символизма, данные Ивановым, автор констатирует, что свое мировоззрение мыслитель называет реалистическим символизмом и отличает его от символизма идеалистического. В основе их различий лежат, по Иванову, различия в понимании задач искусства и сущности символа. Реалистический сид'.волизм ставит своей целью выявление сущности вещей я сообщение о ней другому. Средством для этого является здесь символ как объективная правда о сущем. Идеалистический симеолззм утверждает преобразовательную направленность искусства, изменение реальности в соответствии с субъективным видением художника. В этом случае символ - средство выражения этой субъективности. Иванов критикует идеалистический символизм за отрицание им"объективного и трансцендентного, за проповедь индивидуализма и элитарности.

Далее автор исследует связь символизма Иванова и немецкого романтизма, ¡йровоззренческое сходство ззглядов Иванова с венской школой немецких романтиков диссертант усматривает в не-пр:!ятии ими наличного мара и порыве к бесконечному и трансцендентному. Общим является и исходное основание миросозерцания -

философия Фихте с его учением о творческой деятельности абсолютного субъекта, о Я, порождающем свой объект. Эстетические утопии Вяч.Ивакова и иенеких романтиков также во многом совпадают.

Сравнивая символизм Еяч .Иванова и религиозный символизм (Дионисий Ареосагит, БЛ.Флоренекий), диссертант показывает различную бытийственно-смысловую наполненность символа в указанных концепциях. Иванов, по мнению диссертанта, слишком озабочен iwftitü-idi u Lfiitt* (превзойди самого себя), слабо обозначает область трансцендирования, гносеологизирует и мистифицирует символ. В религиозном символизме трансцендарование, как ж символ, - средства достижения высшей. Божественной,реальности, символ - реальная вещь, синэргия Божественного и твар-ного.

Сравнивая символизм Вяч.Иванова и А. Бе лого, диссертант приходит к следующим выводам: А.Белый в своих исходных основаниях тяготеет к баденской школе неокантианства, а Вяч.Иванов - к философии Фихте и Шеллинга. Теория символа А.Белого разворачивается в плоскости методологизма и гносеологизма, характерных для баденской школы, и,в конечном счете,имеет тенденцию к-номинализму; символ для него - некий знак особой природы и одновременно - принцип синтезирующей способности духа. Концепция символа Вяч.Иванова тяготеет к реализму, символ для него -форма, являющая сверхреальное в реальном.

В третьей главе - "Практика духа в мистике и культуре" -рассматриваются взгляды Вяч.Иванова на природу мистического, реконструируются основные моменты его мистико-историософской антропологии и культурологии.

В первом параграфе Природа мистического" излагается уче-

кие "мистагога" Вяч.Иванова о мистике .Исследование предваряется обращением к биографаческем сведениям о характере религиозности философа.

Диссертант утверждает, что в учении о мистике Иванов стоит на антропоцентрической позиции. Он своеобразно понимает сущность мистики: "Мистика, лозунг которой ас] ¡^.^¿¡чси (от внешнего к внутреннему), - чувствование и утверждение моей волевой монады, коренной и внерационального сознания лежащей воли моей, подобно воле семени, предопределяющей его рост" Данная позиция конкретизируется у Иванова в ходе постановки и рзиепия ИД1 вопроса о природе мистического. Диссертант дает анализ работ Иванова "Ты ес.ч" и "Ап'чпл", в которых показывается, как возможно пробуждение человека к религии и "рождение" в его душе бога. Для этой цели Иванов анализирует динамику и трансформации сознания во время мистического опыта.

По Иванову, человеческое сознание представляет собой единство мужественной и женственной стихий в Я. Мужественное начало контролирует, организует и индивидуализирует сознание, женственное, подобное дионисическому, направляет сознание в бессознательную стихию, избавляет его от индивидуальности и погружает б до-формснную стихию бытия, Мистический опыт понимается философом как специфическое взаимодействие мужественной и женственной стихий в Я. Ступени их взаимодействия суть этапы движения сознания к Богу.

Исходной, дорелигиозной,является, по Иванову, стадия первоначальной неосознаваемой цельности сознания, при которой отсутствует дифференциация наличных психических переживаний. Это ста-

^ Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. Опыты философские, эстетические и критические. - Спб., 1909, с.ПО.

дня диктата мужественной части Я. Следующей этап - начало мистического опыта - торжество женственной стихии Я, поиск Психеей божественного центра и "лучей духа" в сознании, богосы-новнее преображение мужского Я. И, наконец, последняя стадия -новое единение мужественного и женственного начал, диктат мужского Я, уже как Сына Божьего.

Выделение Ивановым женственной и мужественной стихий в мистике позволяют ему не только детально анализировать сознание, но и показать диалектику ого взаимодействия с миром. Женственная стихия Я стремится, по Иванову, отдаться миру и вобрать его в.себя, отрешается от всякой субъективности, утверждает человека как родовое существо. Мужественная стихия стремится овладеть миром посредством духа, навязывает ему свою субъективность, индивидуализирует человека.

Далее диссертант обращается к духовной жизни самого Вяч. Иванова. На основании биографических данных и анализа произведений философа рассматривается его опыт визионерства. Автор делает вывод, что для Иванова его самосозидание-самосиасение как жажда запредельного - это не только жажда познания сокровенных глубин и таинственных основ, во и опыт самопостроения за счет обретения энергии трансцендентного; все его творчество может быть истолковано как путь к мистическому единению с трансцендентным.

Во втором параграфе "Поэма "Человек" как опыт мистико-исто-риософской антропологеи" реконструируется своеобразная интерпретация Ивановым библейского мифа о происхождении и сущности человека.

Мистическая антропология Иванова предполагает объединение в человеке ангельской и животной природы, всех стихий, что зна-

мепуег собой единство :лпкро- и макрокосма. История понимается Ивановым как трагический диалог человека и Бога, в ходе которого человек решает вопрос, имеет ли он в себе самом основания для бытия. Данная проблема трактуется в поэме через призму диалектики "Аз есмъ" и "Ты еси". "Аз есиь", по Иванову, - начало человеческой истории, акт самосознания человека. Возвестив Богу паз есмь", человек провозглашает свое право быть, утверждая себя, а не Бога, источником бытия. Анализ описаннох-о в поэме бх'шя обособившегося человека, погрузившегося в "зеркальный склеп" собственных отражений и неспособного в силу этого ни к познанию, ни к действию, говорит о резком неприятии Ивановым индивидуализма и трактовке его как извращения человеческой природы.

"Ты еси", по Иванову, - символ иного бытия, которое осуществляется любовью. "Ты еси" как принцип бытия человека разрушает его дурную монадность, возвращает его к Богу и к себе. Сунь ность человека Иванов усматривает в любви и соборности. Идеал общественного мироустройства дан в поэме в виде строительства Града Небесного (Царства Божьего), основу которого составляют любовь к Богу и единение человечества.

В третьем параграфе "Философия культуры" рассматриваются и систематизируются взгляда Зяч.Иванова на культуру. По мнению диссертанта, философию культуры мыслителя можно рассматривать как завершающее звено его мировоззрения.

Иванов критически оценивал современную ему культуру. Он определял ее как культуру люцифзрическую, сущность которой заключается в семоизоляцшг и обособлении человека. Причину лэдифери-ческого духа культуры философ связывал с идеей отпадения человека от Бога как экзистенциального центра и источника духа, с

его самостоятельностью и эгоистическим самоутверждением. Замкнувшийся в себе человек доказывает свое бытие самому себе и таким же утонувшим в неподлинное бытие монадам посредством манифестации субъективности, а не духа, культура является средством и проявлением этого иллюзорного овладения миром. Диссертант считает, что идея "люциферической культуры" Иванова имеет много общего с понятием "сократической культуры" Ницше, ибо в основе и той,и другой лежит гипертрофия разума, подхлестывающего стремление человека быть "как боги".

Иванов не отрицает положительного момента люциферической культуры, раскрывающей богатства личности человека. Однако он показывает, что подлинной эта субъективность возможна только как высоко активная деятельность духа. В противном случае личность подпадает под власть Аримана. "Ариман" в культурологии Иванова - символ хаоса, дезинтеграции, ничто, которые грозят культуре в случае утраты человеком воли к внутреннему горению, поиску самого себя. Преодоление люциферической культуры Иванов видит в превращении ее в теургию, что возможно на основе отказа от индивидуализма, утверждения соборности и стремления к Абсолютному.

Диссертант анализирует учение Вяч.Иванова о соборности. Иванов различает ложные формы коллективизма ("теократический идеал иерархийного средневековья", "революционная гильотина", "принудительное братство гоббсовой волчьей стаи" и др.) и истинную соборность, понимаемую как объединение людей любовью к трансцендентной ценности ("Илюшино братство", по Достоевскому).

Далее в параграфе исследуются взгляды Иванова об отношении человека к культуре, выраженные им в "Переписке из двух углов" и в письмах римского периода, показываются основания критики им

"анархического утопизма и культурного нигилизма" М.О.Гершензо-ка, идей опрощения -Н.Руссо и Л.Н.Толстого. Иванов утверждает свободное отяоиение человека к культуре, при котором культура становится средством, условием и пространством самораскрытия духа. Возможность этого философ усматривает на путях веры в Абсо-лкшгае и выхода за пределы культуры. Он провозглашает примат стремящегося к трансцендентному человека, способного нисходить к культуре и "возвещать ей трансцендентные истины, ее превосходящие" 1 .

В заключения формулируются обкие выводы исследоЕа:шй, позволяющие утверждать, что философское мировоззрение Вяч.Иванова, понимаемое как экзистенциальная практика созидания .духом сверхличных оснований бытия ддя сущностных сил личности, предполагает дионисийскув кояцзпцав человека и религии, символизм- как учение о путях движения духа, понш/.анне мистики а истории »культуры как практики духа в трансценд!:рованнияобъективацш1. Еерспективы дальнейш:х исследований творчества Вяч.Иванова автор связывает с соотнесением его идей с философскими построениями его современников и последователей (А.Белый, В.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, М.Н.Бахтин), а также с рассмотрением его творчества в контексте мировой философии и культуры 20 века.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Религия с человек в концепции дионисайства Вячеслава Иванова //Очерки по истории русской философии.-М.,1992.Деп.в ИЕИОН РАН, й 45733. с.127-137.

2. Учение В.И.Иванова о соборзости.-М.,1992,деп.в ИЕИОЕ РАН, В 4Б737, 14 с.

* Иванов Вяч. Собр. соч. - Брюссель, 1979, т.З, с.449.