автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философский анализ категории вероятности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кащей, Николай Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Философский анализ категории вероятности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ категории вероятности"

ЛМ1ИШТД11.С1Ш|1 ОРДШЛ TRVJi.OIiOm КГАС110ГП oilAnlKi и госум^тшши;! ш^ишгшии ШЮТШУГ 1ШИ л. ». гинуш

KAiij&i iiiflfflJlAil ЛЛЕ1\СЛНДР0]3!'ГЧ

философский л1шиз категории вероятности

/Онтологический и гносеологическим аспект/

Специальность ОУ. 00. 01 - диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Ленинград - ll'l'O

Работа выполнена на кафедре философии Ленинградскох'о ордена Трудового Красного снамени государственного педаго-1'нчсс1:01'0 института имени А. П. Герцена

Научнш руководитель -

Официальные оппоненты -

доктор философских наук,

профессор

В.Л.Светлой

доктор философских наук,

профессор

В. II. Огородников

кандидат философских наук,

доцент

Г. И. Любимов

Ведущая организация - ордена Ленина Академия

гражданской авиации

Защита состоится " 2/" ОгсСа^А^ 1990 г. ц !?) ^часои на заседании специализированного совета К 113.05.10 при Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте им. А. 11. Герцена по адресу:

1'Л1Ь6, г.Ленинград, наб. реки Ыойки, дом 48, корпус II, ауд. Ь7.

С диссертацией ыо;;сно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института. (у Автореферат {Разослан " /2 " ¡¿-¿ЬА^цЯ 1990 г.

Учении секретарь спсцналпснрогеш;ю^о Совета кандидат философских наук!,

доцент I И.Л.Мещерякова

ОБЦЛЛ /ЛРЛЛТЬК.С'йпса РАБОТА

Актуальность теки и с с л о д о в а а н л.

необходимость .нлосо^екого осмысления категории вероятности п« ипонвас:' сомнения I! оо'\ словлпвается то.1 у:!даментально:. роль», которую игряст данная категория в различиях отраслях современное на^ки. Специальные ^илосоI ские работа, исслед^ятдие вероятность, в нашей литераторе появились в основном в последние три десятилетня. Проьедешш.« анализ в значительно.: степени способствовал разработке и обогащению концепции детершшивиа, вцясне-ш::о философских основании вероятности в рамках статистически:: закзлсмерносто::. Ввяцую соль при этой сыграло обращение к категориям возмо.хностн п действительности, необходимое?:! и с.дча-.-ностп, а при рассмотрении ^илосодсюк вопросов кзантово;; теор:и[ природа вероятности стала рассматриваться в райках дихотомии детерминизма и шщетер.шнизма. В ото;'; связи представляется, что выяснение с.уцностн вероятности не сводится к рассмотрению ее отношении к отдельном категория« диалектики л предполагает анализ дашои категории в системе понятии материалистической диалектики.

Возсастгшие значимости вероятностных представлен»:.: ведет г. нио'о::од!340сти лальиолсе.. разработки их •!ялосо]ско-петелслога-ческих основании., тс« более, как свидетельствуют сов,.г:кша:з дискуссии по логике, методологии и , илосолк; науки, вероялпость до сих пор во шогом остается омпирическс.: категорией л проблема теоретической, и з особенности '¡.илосолскоп, ее интерпретации является открыто:;, сто обусловливается тремя ^актора.::;: вэ-пеии.'Е, "экс. пансиск" вероятности в самце разнообразнее области научного знания, вклачал ;сак научен о нел;пвон, так и о мивой природе и оедоство; Ео-втори::, происходит возрастание знания о вссоятпости, ее хаизствепно-солер.птельннх особенностях, нзл::-чпе широкого спектра з ее определении; в-третык, развивается процесс интеграция знания о Нормальных аспекта:: вероятности, которые носят сегодня весьма сло.'-дпд! и абстрактны/: характер.

предельно широкое на разных уровня:: и в разных отраслях знания обсуждение ю нацеи и зарубе;люи литературе «еисмеиа вероятности гс во гит о то:.:, что ее необходимо рассматривать как целостную категоси'.о. '.'.с;:ло согласиться с С.М.Некразасоы, что вероятность з самом широком смысле есть математическая судностъ, но существует и некоторое общенаучное понятие вероятности. Сп-

ределить вероятность как общенаучное понятие, как нам представляется, возможно лишь в рашах философского анализа, представив ее как целостную категорию, которая несводима ни к одному ¡¡з ее отдельных экспликатов, и обосновав единство двух ее предельно широких аспектов - онтологического и гносеологического.

Онтологическая точка зрения на вероятность связана с ее статистическим определением как некоторой диспозиции. Серьезные разногласия в современной методологии науки и цилосо^скоп литературе по поводу характера этой диспозиции, ее взаимоотношении со статистической веролтностйю, а также интерпретация вероятностей в квантовой механике, поиск адекватного выражения, кото-ро:; протекал в рамках феноменализма, теоретического операциона-лизма и научного рационализма, требуют анализа методологических перспектив, которые открывает онтологический подход.

Становление вероятности как гносеологической категории связано с (¡1:лосо;;ски:.1 обоснованием вероятности как мери ие^сои^'ш-ного знания /незнания/. 3 настоящее время делаются попытки в рамках гносеологического подхода охватить два вида неопределенности /объективную и субъективную/. При реаении этой задач;: обнашивается, что гносеологический подход к вероятности содержит логическую н психологическую компонента, а ее понимание как логического отношения и как степени личной уверенности индивида в наступлении какого-либо события тесно связано с эпистемологией научного знания. Но поскольку возникает возможость объединения этих аспектов и рассмотрения их в рамках единого ансамбля, то возникает проблема, каким образом соединение логической и субъективной вероятности в Гносеологическом аспекте дает возможность получить объективное знание.

Актуальный характер философского анализа категории вероятности обусловливается такке тем, что данная категория выполняет ва;;иую методологическую функцию инструмента исследования, которая в значительной степени зависит от ее обае^нлосолского истолкования, выяснения реального.-содерглния теоретико-вероятностных понятий.

Степень разработанности проб л е-ы ы. Пристальное внимание к категории вероятности стало проявляться у философов и методологов науки после того, как Р. хон !.!изес, Г. РеГкенбах и Р.Карнап вдвинули свои концепции вероятности и индуктивной логики. Критически:'; анализ мизесовского,

репхенбаховского и карнаповского подходов способствовал!! быстрому развитию вероятностны:: идей и позволили устранить некоторое присудив ic.i философ ские и логико-методологические недостатки. Дальнейшее развитие категории вероятности протекает з рамках доктрин критического рационализма и постпозитивизма как полемика мегду эволюционным /диахроническим/ антииндуктивистским направлением, с одной стороны, и структурны:.;, формально-логически;: - с друго.'.. Цели:; ряд работ с поз;гции научной методологии н гносеологии диалектического материализма. способствовали преодолении противопоставления днахронизма и синхронизма, анти-индуктивизма и ¡пууктнвнэма. ЗалнеЛшими среди них являится работа Будбаевоп С.П., Костика 3.11., Лихтен^ельда Б.Л., Некраоаса ö.i.t., Пятницына Б.Н., Ракитова А.И., Рузавина Г. К., Светлова З.А., Смирнова Л.В., Уемова А.И.

С проникновение!", вероятностных методов-в различные отрасли науки и общественно:': практики анализ вероятности концентрируется вокруг двух полюсов:

- ведутся интенсивные исследования гносеологического и логико-методологического аспектов категории вероятности; ,

- зе;;етсл поиск онтологического референта вероятности ;; ■ I выявляется рель последнее в j ормироваки;: пришипоз современного детерминизма.

Разработке первого направления существенно способствовали исследования Будбаево.. C.II., Геворкяна Г.А., Зрунова L.A., Костяка 3.Л., Лекрашаса 3.1!., Лятнпцша E.H., рузавнка Г.П., Свет-лоза H.A., Смирнова Л.2. ; второго - работа Готта B.C., Кравца A.C., Лупцова З.Л., Огородшгкова S.O., Ланченко А.Л., Рузаяхна Г.;'., Сачхова S.A., Степанндева А..-., Титова О.П. Среди зару-Ое..л;и: авторов, исследу кких указанные направления, следует отметить раоотн 3.Амстердамского, М.Еунге, Л.Л^пра, Г.Ла-.берга, Р.Нарнала, Д.Леллора, К.Поппера, Т.Сеттла, Л.Лакинга, Л.Линтпк-ки, З.Лтегмдллера.

Вместо с тем остается серьезно.; проблемой разработка Сккло-со.ского понимания вероятности как целостной категории, недостаточна inipt.-.v^''!1''» тенденция ¡дипитин ое.лоышх К'"П|цопциГ: указанно.: категории, требует уточнения место вероятности в системе категории материалистической диалектики.

Цели и задачи исследования. Лель дис-ес: тацпопиого исследопания состоит п том, чтобы провести анализ

вероятности как целостно;; категории и обосновать единство двух предельно широких ее аспектов - онтологического к гносеологического.

/¡ля осуиестЕлеиня это.'! цели ставятся следувдие задачи:

- выяснить генезис, философские основания и тендегщто развития основных концепций вероятности и дать иц диалектпко-мате-риалистическум оценку;

- определить »место категории вероятности в системе категории материалистическом диалектики;

- раскрыть онтологический и гносеологически!! характер вероятности и определить в какоЛ степени правомочны устремления к исключительности только онтологического иди только гносеологического подхода;

- обосновать единство онтологического и гносеологического аспектов исследуемой категории.

Г.1 е т о я о л о г и ч е с к о ¡1 основой исследования являются фундаментальные положения материалистическом диалектики о единстве логики, диалектики и теории познания, о диалектике исторического и логэтеского, о ^илосоа.скоГ; обусловленности научного познания, положения современного эво-л:оцнонизма, принципы системности и синергетики. В диссертации использованы материалы современной методологии науки, индуктивной и вероятностной логики, современного естествознания и психологии.

Результаты исследования, выносимые на защиту. В процессе исследования были получены следулвде результаты:

1. Показано, что в исторически существующих концепциях вероятности последняя часто односторонне трактуется либо только как онтологическая, либо только как гносеологическая категория. Диалектико-цатериалистический анализ категории вероятности позволил представить ее как единство онтологического и гносеологического аспектов, ишш мшшшна тенденции си иншиюи с бол со широких онтологических и иппстимологических иоиициК, что способствует переосмыслении места и роли ее основных аспектов. Трудности, которые обнаружились в процессе анализа были решены посредством более широкого взгляда на проблему объективности вероятности, что иозиолило интегрировать со основные концепции.

2. Обосновано, что исследование категории вероятности не

мо:;:ет ограничиваться дистинкцией эмпирического и теоретического уровнел. познания, а предполагает анализ на философском уровне. Философский анализ вероятности позволил рассмотреть ее как одну из форм проявления закономерных связей Еещей и явлений материального мира,обусловленных сущностью и многообразие:.! связен предмета, явления с другими предметами и явлениями, изменчивостью этих связей. Вероятность была определена как мера от-нокенил и тенденции развития предметов и явлений, мера познания истины, сущности, тесно связанная с полярными категориями диа-• лектики и выступающей как степень необходимости и мера возможности и действительности, как вероятностная характеристика особенного в диалектике единичного и общего, как мера проявления сущности. Категория вероятности вцра«лст новый тип причишост-ной детерминации, основой которого являются структурная сложность материи, наличие качественно различных связей и закономерностей на различных структурных уровнях организации материи, непзолпрованность материальных систем, их существенная связь со средой. Вхождение категории вероятности з круг принципов построения различных научных теорий выступает как основание формирования определенного стиля мышления, так называемого вероятностного стиля мышления, и при этом обогащается содержание основных категории диалектики таким образом, что они оказываются взаимосвязанными и субординированными с категорией вероятности.

3. Показано, что категория вероятности не мо:::ет рассматриваться только как онтологическая категория, поскольку познание объективных вероятностей требует постулирования субъективных вероятностен, и, что в рамках индуктивно:: логики байесовского направления устанавливается взаимосвязь обозначенных аспектов.

4. Обосновано, что единство онтологического и гносеологического аспектов категории вероятности является генетическим единством, которое сложилось в процессе эволюции ствок природы. Основанием такого понимания является вероятностный характер: эволюции /в дарвиновском понимании/; взаимосвязи живой и неяи-вол природы; едшства психического и физиологического.

Научная новизна исследования. К элементом научно:! новизны диссертационного исследования относятся:

- рассмотрение генезиса категории вероятности с точки зрения внутренней логики ее саморазвития и классификация в связи с

этим основных подходов к определению ее содержания;

- определение места категории вероятности з системе категорий материалистической диалектики;

- обоснование диалектического единства онтологического и гносеологического аспектов категории вероятности.

Теоретическое и практическое значение работы. Положения, обоснозываеше з диссертации, имеют теоретическое и практическое значение, поскольку способствуют развитию философских представлений о категории вероятности, ее содержании, месте и роли в современном на^'чком знании. Выводы диссертационной работы могут быть использованы в , дальнейших философских исследованиях по проблеме вероятности и других категории материалистической диалектики, исследованиях по проблемам логики и методологии науки, а такке специалистами конкретных наук, занимающимися изучением данной категории.

В практике научно-педагогической деятельности результаты проведенного исследования могут быть использованы при чтении также курсов философии как "Основные законы и категории диалектики", "Методы и (¡ормы научного познания", "Немарксистская. философия XX века", спецкурсов по логике и методологии научного поз- ■ нания.

Апробация работы. Диссертация обсуздена на заседании кафедры философии ленинградского государственного педагогического института иы. А.Л.Герцена в сентябре 1590 г. Тезисы докладов "иировоззрение и вероятность истины и заблуждения", "Проблема предсказуемости исторического прогресса в терминах статистической вероятности", "Проблема взаимосвязи логиче-ско.'. и статистической вероятности" по материалам исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции "ХХУП съезд КПСС: мировоззрение и практика совершенствования социализма" /Петрозаводск, октябрь 1988 г./, на республиканской межвузовской научной конференции "Притиворечия современного общественного' прогресса" /Гродно, декабрь 1985 г./, на научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в-науке" /Ленинград, май 1550 г./. .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения "и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЗКЕОЕ РАБОЪ'

Во введении обосновйвается актуальность т еш, анализируется степень ее изученности, формируются основные цели и задачи исследования, определяется его методологическая основа, отличаются результаты выносимые на зац;:?у, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сообщаются сведения об апробоцнн ее результатов.

Первая глава "Вероятность в с:'.сте:.:е категорий материалистической диалектики" посвещена определения генезиса категории вероятности, места последней в системе категорий ыа-тёркалистическо« диалектики.

3 первом параграфе "Генезис категории вероятности" рассматривается генезис вероятности с точки зрения , логики ее саморазвития и предпринимается попытка классификации 'в связи с этим основньк подходов к определенно ее содержания.

Исходным пунктом анализа вероятности становятся два различных типа ее понимания: вероятность в первое смысле есть количественное понятие, определяемое в той или иной мере при помощи математэтеского исчисления; второй тип - качественное понятие, выра>.:акщее степень уверенности, оценку, категоричность гдаотезп пли утверждения. Основной особенность» качественного типа является попытка выразить сухость раннего понятие в рамках естественного языка. Автор согласен с точной зрения Г.Кай-берга, что использование слова "вероятность" з этом случае в разл!:чных ^илосо-.-сках и научных контекстах не становиться более осмысленным и точным: там, где обычный подсчет альтернатив не-пр:ыеним, мы лишаемся объективности или корректности вероятностных высказываний. Намного продуктивнее количественный тип вероятности, более того, практически все исторически сложившиеся и современные ее трактовки определяются системой аксисп исчисления вероятностей.

Диссертант обращается к анализу вероятностных представлений в истории науки и показывает, что внутренняя противоречивость классического определения вероятности, вытекагддея из (i ил о соф-ско.': доктрины лапласовского детерминизма, послужила основанием ее модернизации в частотно-статистическую концепция. Рассмотрение последней выявляет: первое, трудности верификации вероятностных предложений способствовали модификации принципа зерифп-цпруемости в принцип подтвердаемости, когорт. был взят за ос-

нование при развитии логической вероятности; второе, в процессе разрешения проблемы существования иррегулярной последовательности и ее сходимости к пределу возникли серьезные уточнения понятий иррегулярности и сходимости, что, в конце концов, путем отказа от эмпирического характера последовательности событий, превратило статисигческуа вероятность в строящеюся определенным образом математическую теорию вероятностей; третье, упущения в трактовке сингулярных событий послужили толчком для разработки идеи вероятности как некоторой диспозиции; четвертое, введение концепции "начального веса", тесно связанной с понятиями доверия и интуиции, стимулировали развитие персональной вероятности.

Анализ развития логической и персональной концепции'показывает, что они не исключают друг друга, и первая отличается от другой тем, что она релятизована некоторым языком. Устанавливается, что соединение в логической концепции аксиоматическим путем вероятностИ| и вероятности^ в рамках метризации качественного поля условной вероятности представляет собой отказ от претензии построения логкко-змпиристской концепции науки, является смешением байесовской статистики и рациональной логики решений и отражает тенденции аналитической философии к онтологи-зации научного знания. 3 процессе развития персональной вероятности получены результаты, которые свидетельствуют о преобрете-нии последней иитерсубъективного характера, что равносильно выхода за пределы чисто субъективного подхода и устано&'шниэ взаимосвязи между субъективной и объективной вероятностью.

Далее автор рассматривает диспозиционную концепцию, которая является теоретическим обобщением частотно-статистического подхода. Обе они имеют онтологический смысл, ибо первая истолковывает вероятность как свойство материальных систем, а вторая ;/т~. верддает, что существует относительная частота или предел относительной частоты, которые моано объективно проверить. Объединение указанных подходов в онтологический аспект категории ве-' роятности дает основание рассматривать ее как фундаментальное свойство -бытия, проявляющееся в эмпирическом мире в форме частот, которые служат для определения значений вероятности и для проверки статистических гипотез.

|■ Опрзделение генезиса вероятности позволяет сделать вывод

1 ■ о том, что данная категория является целостным понятием, раз-

ллшше ;;ор.к которого и соответствующие им логические и математические экслликаты логически и исторически связаны друг с другом, что существующие ее определен;«, которые сложились в ходе развития вероятностных представлений в принципе сводимы к двум широки!: подхода.! - онтологическому и гносеологическому, и ведется поиск их взаимосвязи.

Во втором параграфе "Вероятность и категории диалектики" определяется место вероятности в системе категории. материалистической диалектики.

Ситуация, когда вероятностные методы неоднозначно отобразит поведение некоторых элементов в составе определенного ансамбля, с самого начала опиралась на философское представление о необходимости и случайности. Автор приводит положения, свидетельствующие ь пользу объективности статуса вероятности и случайности, выступает против доводов тех, кто считает, что поведение каздого статистического элемента в принципе возможно описать и не суцоствует предела ни точности описания, ни границ для наблюдения. Открытия в области микромира и возникновение квактово.". ::е:::^:ики не только взорвали механические взгляд-: на мир, но и способствовали диалектическому пониманию категории необходимости, случайности, вероятности. Наиболее широкий взгляд :-:а природу бытия и познания в самих принципиальных основах со-деринт н необходимость, и случайность как самостоятельные значимые категории, а вероятность выступает степенью необходимости, возможностью случайности. Изучение возможности случайности ;;а (материалах статистических теории /в частности, правомерности числового определения значения вероятности некоторого события путем выявления частоты его реализации в статнсттесккх сово-¡ггпнсстях/ приводит к пониманию вероятности как: меры объектив- ' ной воз;.:о^--:ости, ее калнчественной характеристики.

ОсноЕЫЕалсь на аксиоматике А.Н.Колмогорова, диссертант исследует отношения вероятности и категорий единичного к обцего. Диализ показывает, что статистическое обцее существует не только в С1дель:-ил: реализация::, но и в цело:.:, включаоце:: в себе ьсе вероятностное пространство. Исходя из этого общего, вероятность предсказывает некоторые признаки или свойства единичного, случайного из необход;с:огс, действительного из возможного. Однако простое механическое перенесение едшичного и общего из теории вероятностей! на соответствуйте $«досовские категории

ведет к абсолютизации статистических методов, к объяснению всех законов, включая законы природы, общества и мышления, статистическими закономерностями, т.е. к панетатистике. Приводятся довода о несостоятельности подобных претензий: пор-Еое, панстатистизм нарушает основные положения статистики /статистическая совокупность состоит не из отдельных испытаний со случайным исходом, а из массовых испытаний/; второе, вероятностный характер отношений едпн1гчного и общего свойственен диалектике развития, панстатпстическое понимание этого характера находится в противоречии к основным положениям пр:ш-ципа разЕитнк; третье, вероятность -как мера единичного и общего тесно связана с диалектически.: пониманием категорий яаления и сущности, а панстатистическое истолкование природы вероятности связано лишь с внешними и несущественны!.:!! сторона.'.::! ис-сле.^егод; процессов.

Сущность обнаруживает себя в явлениях весьма по-разному, представляется обширным поле;: явлений- и выступает ::а:;: нал:т:е упорядоченности в это:.: поле. Автор обращается к теор'.п: подтверждения Г.7., .-он Вригта и приходит к выводу, что, если областью уместности обобщения субъекта и предиката вероятностного 'Суждения является весь логическ:1Й универсум исследуемой облает:: предметов, которым субъект и предикат могут быть ос:.:ысд£нно пред::цнроЕ2ни, тогда все, что представляет аодтвер:--да:х(ПЙ пример одного обобщения, таю.-е представляет подтзерсэда-^игй пример другого обобщения, и наоборот, причем есо подтверждения являются "подлинными" к не одно не является "пародоксальным", т.е. ¡шее:.: дело с вероятностью, которая в этом смысле способствует возрастанию или уменьшению степени подтверждения. Такш образом, сущность и явление требуют исследования градации общего через бесконечную ступ^пс-тость особенного до единичного. По отношению к определенной стуттени общего, т.е. особенного, сущностью выступает вся совокупность более общего вплоть до всеобщего, явлением - вся совокупность менее общего вплоть до едшичного. мог.шо определить, что вероятность, с одной стороны, выступает как вероятностная характеристика особенного в диалектике единичного и общего, а с другой стороны, как пера проявления сущности.

3 заключении параграфа подвергаются анализу отношения вероятности к лр.шн.ипу пр:гч!тпост::о:": дптормшпцпи, лщд^игл.'тол

аргументы в пользу их диалектического х-г.рактзра.. Основанием этого выступает положения, согласно которым волны вероятности -ото об;:;ее, существующее в любой конкретно:! вс.тг-гэвом процессе, с года "в относится структурная сложность матери::, неизолированность материальных систем их связь со средой. Гот <1~а::т, что вероятностная детерминация имеет место на все;: известных уровнях строения и стру::турной организации материи, от квантовой физики до человека и общества, приводит к заклпче.'-пгьз, что категория вероятности отраяает фундаментальные законы бытия и познания.

Вторая глава "Проблема взазгмосглзи онтологического и гносеолопгческого аспектов категории вероятности" состоит из трех параграфов. Ь ней на основе анализа онтологгае-чеспого и гносеологического подходов к пониманию вероятности обосновывается идея о необходимости рассмотрен:^ указанной категории в единстве ее онтологического и гносэслог:гческого аспектов и предпринимается попытка такого обосксзаннл.

Первый' параграф "Вероятность как онтологическая категория" посвящен онтологически!.: трактования;.: вероятности. Сторонники указанного подхода сходятся у том, что вероятность является реальны:.: реляционным свойством и возникает в условия:': непротиворечивого экспериментального ;::ру:::е:г;:я. Однако хотя ото сходство мнений суи;ествешо, оно недостаточно длл кон-груонтности соответствующих теорий. Осиозные разногласия зысы-вает харол:тер онтологического референта вероятноетп - диспозиции. Ряд авторов трактуют его з духе '{.¿.Пирса, который рассматривал диспозицию как свойство вецн, другие - как свойство комплекса, состо.тцсго ггз самой вещи и ее окружения, т.е. разбиваете:: поппероескал интерпретация. 3 ходе анализа этггх подходов установлено:

I. Анализ вероятности з онтологически:: концепциях ограничен дистинкцпе:: эмпирического и теореигческого уровней познания. 5и-лосо'ские основания чисто эмпирического подхода сводятся к тому, что '¡унд::ме;-:тальнымп олепектгида онтологии, лзляютсл объекты и события, и что в ш: терминах мо;,но 'полностью описать мир, но этот проект натал::::вастся на рад труд-госте.., ::з кото-

рых лблнгзтсл шдггзндуалпзация объектов и ."еренциацил. ссбытий. Сто послужило основанном, что для прояснения природа объектов, событий :: свойств их надо свести к теорзтггчееггггг длепозггындм.

Вероятность является диспоэнционной, если она обозначает: а/тенденцию /универсальную или статистическую/ отвечать определенным образом на определенное событие; б/ актуальное физическое состояние объекта ¡ши собрания объектов. Кроме того нода отметить, что в данном определении не предполагается, что хоть од:гн реальный об сект обладает этой предрасположенностью. Обладание есть уг.е не диспозиция, а собитие. Для объяснения природа диспозициои-ных свойств привлекается весь язык теории, закона природы, причинные связи, внутренняя структура объектов. Другой чертой, об-раца^ей на себя внимание, является поворот от инструментализма к реализму в истолковании теоретической предрасположенности, й наконец, надо отметить то, что наряду с логикой для объяснения природы диспозиций привлекаются и онтологические исследования.

'¿. Поиск адекватного выражения характера онтологических вероятностей велся в рамках феноменализма, теоретического операцис-нализма и научного рационализма:

а/ Л;обая физическая теор::я, в частности ксактозая теория, говорит о неанализнруегплх блока:: субъект-объект. Гранта ме:.ду ними монет перемещаться в л:обу:э сторону. Поото:.;у вероятностно:.^' анализу объекты этой теории могут быть подвергнуты как в терминах теоретических дислоз:пл,1гГ:, таг: и в терминах персональной вероятности. /Д. мел лор, Р.д::ир/.

б/ Мир как целое существует независ:дю от наиих мнении о нем, но свойства мира зависят от язш:а в котором этот мир описывается. Он монет описываться в физическ:гх термина:: и лопгческщ: терминах, с'.штезом зт:с< двух языков выступает сильно нормированная персональная вероятность. /В. Штегмиллер/.

в/ Физическая теория - это теория физических систем, т.е. она занимается сущностями и событиями, которые, как предполагается, ' имеют самостоятельное существование. Объекты такой теории могут исследоваться только в терминах диспозиций. /М.Бунге, Т.Сеттл/.

Проведенный анализ показывает, что чисто онтологическое понимание вероятности не может претендовать на единственноверное отображение ее сущности.

.Во втором параграфе "Вероятность как гносеологическая категория" исследуется гносеологический подход к истолкованию вероятности, который выражается в попытке охватить два вида неопределенности /объективную и субъективную/. Судест-

вуют три наиболее известные концепции, которые в рамках логической /Р.Карнап, В.^тегмаллер/, эппстемолоптаской /Г.Кйй-берг/ и персональной /Е. де ±инетти, Л.Сэвнда/ вероятности претендуют на разрешение указанной проблемы. Основываясь на а!!ализе этих концепц:й, автор приходит к следующим выводам:

1. Эпистемологическая вероятность,будучи теоретическим конструктом, неполноценна в свое:": эмпирической интерпретируемости и основывается на содержании гипотез и теорий. Наличие эмпирической вероятности превращается в своего рода критерий разделения научных высказываний! на омпирическне и теоретические, и предполагает, бесконечное восхождение по лестнице вероятностей все более высокого уровня. Трудности, которые здесь возникают, требуют выхода за пределы данной концепции.

2. В логической и персональной вероятности в основании решения обозначенной проблематики лежит теорема репрезентации

Б. де 1-инеттп, содержание которой определяется в терминах персонально:: вероятности, когерентности и эквивалентности. Логическая концепция вероятности рассматривается как семант::ческое отношение предложений, гаезцх: ннтерсуб"ективный характер. Лзр-сональная вероятность, напротив, рассматривается как субъективное отпошени-з некотохого лица :: то., или -мой гппотэзе. Требование когерентности, которое песбнод:п:о наломить в виде определенного ограничения нг. гоз;:о;зйде система ступеней доверия з персональной вероятности, относительно слабое, при его усилении ¡и получаем, лог:гческую вероятность. Однако эта слабость делает персональную вероятность более прскнудественной перед логической концепцией:

а/ исследование в тср:::гнах персональной вероятности не требует осуществления полно:'; .формализации рассматриваемой ситуации, поэтому область применения песональных вероятностей шире по сравнешш с областью логической вероятности;

б/ анализ на основе персональных вероятностей дает возможность привлечь ин;,ормацн1), получеинуп п р.-мклх предццунугх 11(:олодо11.'11|и", :Ш'ит<г иг.г.т-донзтг.мн и п/'чтк.

3. "ля эпистемологической, логической и персональной вероятности характерна замена безусловного распределения вероятности па условное. Условная вероятность байесовского направлен::, п котором вероятность рассматриплотол стгишь допарил исследователя относительно некоторой гипотезы, позволяет в ра:а-:а;:

индуктивного подхода осязать объективную и субъективную вероятности, привлечь для анализа обширную информацию, естествено-научное и социокультурное знание исследователя, для нее характерна зависимость от методолог.тчеспгс и теоретически:; допуще-н:й, сирота применения. Таким образом, в рамках индуктивной лог:си устанавливается взаимосвязь онтолог;гческого и гкосеоло-пгчесхого аспетов категории вероятности, и исследование это;': взаимосвязи предполагает рассмотрение обош: аспетов в едшстве.

В третьем параграфе "Единство онтологического и гносеолспгаеского аспектов категории вероятности" предпр!МИ1,:ается попытка обоснования обозначенного единства. Тезис о необходимости подобного обоснования неоднократно выдвигался в ряде отечественных исследований, связанных с проблемой вероятности, однако это единство в основном представлялось как объективная обусловленность субъективно:: вероятности. По мнению диссертанта, более про^/ктивни.: является иной подход, который рассматривает ед:шство онтолопгаеского и гносеологического аспектов вероятности не как обусловленность одного друг:с.:, а как :п: генетическое едгаство, которое сло;:силось в процессе эволщ:ш. Исходя из определенного ранее положения, что основой вероятностной детер:я:нац:я: является деизолированность материальны:; систем, автор обращается к реаению проблемы указанного единства, основываясь на понимании его как саыорегулируемой, самодетер:агнируемой спсте'ш, в основе которой ле:з:т вероятностны;: характер эволюции ЛЛ1Е0Й природы, взаимосвязи айвой и не.-л!В01'; природы, ед:шства пси-х:гаеского и £изиолог:гческого.

Анализ дарвиновского понимания эволгацш:, позволяет констатировать, что соотношение частот случайных событий есть од:ш из наиболее существенных аспектов организации массовых явлений нивой природы, выражение системного взаимодействия как организма, так и биоценоза, а стабилизация частот в оптимальных пределах выступает определяющей компонентой самоорганизации биолог.гчосглк систем. Эволюция представляет собой стохаст:гаеский, многовариантный процесс, и, как свидетельствуют исследования вероятностного характера современной /"сиитетичискоП"/ теории эволюции, в ее процессе осуществляются стохастические процессы генетического, экологического и кибернетического аспектов в ед:шстве, пр:гчем зто единство выливается в новое качество целостности и системности эволюционного процесса.

.'й!знь как обмен веществ ме;зду пивой и не^ивон материек представляет процесс приспособления аивых существ к неживой природе. Сущность этого приспособления выражается во взаимном переходе субъективного и об:ектиЕного, и, согласно теории ¿унк-циональной системы П.К.Анохина, благодаря последовательностям более или менее регулярно повторяющихся событий неорганической природы у живых существ развивается способность к опере;,та:апе-му отцгаменнп и оценке этих событий, т.е. повторяющиеся воздействия внешнего мира на организм является основой развития живого и его отношения к окружающему миру. Способность живых существ к опере.ъамцему отражению позволяет им создать такие механизмы отражения и схемы поведения, которые способны адекватно реагировать на вероятностные процессы окргунащей среды. Изучение этих механизмов с необходимостью наталкивается на то, что характер вероятностной детерминации здесь не расходится с его пониманием в квантовой физике, поскольку в обоих случаях существуют закономерности, имеющие принципиально вероятностны:', характер, и в тем и в другом случае результат измерения зависит от характера изуереьпБ': и не существует ее абсолютно"! воспроизводимости. Особенно ярко это иллюстрируется на пр:к.:ере измерения порогов ощущения. исследование взаимосвязи ;s¡ibo.'¡ и не;-.дво;: природы, единства психического и физиологического на материалах совремеш о;; биологии и психологии дает основание считать наличие вероятностной компоненты наделаю установленным ¿актом.

единство онтологического и гносеологического аспектов категории вероятности вырад'лется в диалектике объективной и субъективной сторон познан:ш и выступает кал диалектическое единство объективной статистично-множественной основы реальности и субъективного ее отражения.

В заключении сделаны выводы и показана логическая связь мезду результатами исследования.

По теме исследования опубликованы след^исие работы:

I. Мировоззрение и вероятность истины и заблуждения // ХлУН съезд лПСС: мировоззрение и практика совершенствования социализма. Тезисы докладов республиканской научно-практ:гче-ско:. конференции. -Петрозаводск, IS88. -С. 15-17.

Проблема предсказуемости исторического прогресса в

терминах статистической вероятности //Противоречия современного общественного прогресса. Тезисы докладов республиканском межвузовской научно:! конференции. -Гродно, К59. -Часть I. -С.о8-<!0.

Э. Проблема взашосвязи логической и статистической вероятности //Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Тезисы докладов научной конференции. -Л. , К50. -Часть I. -С.47-4С-.

(