автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Прудникова, Ольга Николаевна
Введение
Раздел 1 Философская рефлексия о механизмах регуляции
Социума
Раздел 2 Объективный исторический процесс реализации механизмов регулирования в обществе
Раздел 3 Современные проблемы в механизмах регулирования общественной жизни
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Прудникова, Ольга Николаевна
Актуальность темы исследования. Философско - социологическое сознание проявляет постоянный интерес к социо - нормативным проблемам, взаимодействию естественного и позитивного права, соотношению различных сфер человеческого общежития (религиозной, этической, правовой), результатами различных форм и методов регуляции социума. Исторический процесс философско - социологического познания носит дискуссионный открытый характер, с острыми теоретическими коллизиями и часто еще не сформулированными и не проясненными вопросами, однако уже поставленными объективной реальностью.
Точный, адекватный выбор механизмов регуляции общественной жизни приводит к самовыражению и максимальной объективации сущностных сил народных масс, отливается в мудрые политические инициативы, административные решения, творческие порывы художественной интеллигенции.
Нарушение исторического тока объективных закономерностей, искажение механизмов регуляции социума приводит к катастрофическим глобальным проблемам, неэффективности политического руководства, экологической угрозе, психологическому срыву и культурной деградации этносов, социальных групп и социума в целом. Социальный заказ исторические требования в решении современных вопросов требуют создания атмосферы максимально продуктивного интеллектуального обсуждения и прорыва в решении общих проблем современной цивилизации.
Социально-философская методология ориентирует исследователей на то, чтобы рассматривать механизмы регуляции общественной жизни не в узких рамках истории их возникновения и развития, но в контексте трансцендентных первоначал бытия и трансцендентально - априорных структур духовного опыта. Она позволяет усматривать в закономерностях регуляции социума трансцендентные, божественные императивы участвующие в создании социального мира и правопорядка. Ее исходные принципы позволяют предполагать, что через эти ценности и нормы человек становится причастен к природе и к высшим структурам бытия.
Степень научной разработанности темы. Выбранная тема диссертационного исследования предполагает обращение к литературе по проблемам философии, философии права и истории ее развития в целом. Философию права часто сравнивали с нитью Ариадны, с помощью которой можно было избрать правильный путь в лабиринте правоведения. Гегель писал: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права -понятие права и его осуществление»1.
Философию права справедливо можно назвать нравственным стержнем законодательства. Ее считают методологической базой юриспруденции. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по методам. По отношению к комплексу юридических наук философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания, действия, рефлексии.
Общетеоретическая задача философии стоит в исследовании глубинных закономерностей взаимосвязи различных процессов и явлений реального мира и в определяющих их понятиях и категориях, которые лежат в основе регуляции социума.
В современной философской культуре проблемы права преданы забвению: их оставляют юристам и судьям»2.
С такими выводами известного французского философа П. Рикера можно согласиться. Философские системы прошлого включали анализ механизмов регуляции социума как составную часть их концептуального ряда. Уже в античности (Сократ, Платон, Аристотель) поднимали проблемы соотношения права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и т.д. Наследие Канта, Лейбница, Фихте, Гегеля имеет непреходящее значение. С конца XIX века философия поднимала проблемы регуляции социума в более узком значении как действующее право и реальный правопорядок. Из поля ее внимания ушли многие метафизические вопросы (тайна жизни и смерти, продолжение рода, инстинкт самосохранения и т.д.), а позитивное право стало функционировать, жить, развиваться строго в рациональных границах.
В российской социально-философской науке в противовес воззрениям на философские основы государства и права, изложенных в соответствующих трудах зарубежных авторов XIX - XX веков, преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук, как философских, так и юридических. B.C. Соловьев развивает понятие всеединства, учение «О единстве истины, добра и красоты в Абсолюте». На этой онтологической основе строится его учение о праве как минимуме осуществленного добра. Гегелевскую мысль о реализации идеи свободы в объективном мире развивает Б.Н. Чичерин, строя систему учения об основных формах осуществления свободы: право и нравственность, общественные союзы и т.п. В «Энциклопедии права» Е.Н. Трубецкой конкретизирует выдвинутое его предшественниками понятие права с нравственно - философских позиций, трактуя его как внешнюю свободу, представленную и ограниченную внешней нормой. И.А. Ильин видел смысл философии в познании Бога и божественной основы мира, в изучении истины, в постижении добра и красоты как сущностей, исходящих от Бога. Философ объяснял духовный упадок в обществе недостаточной твердостью веры в народе, высказывая надежду на будущий подъем духовности, ментальности, православия. П.И. Новгородцев пытался в своей интерпретации механизмов регуляции социума совместить идею личной свободы, духовной самостоятельности человека и духовного единства всех людей.
Современная отечественная наука философии права находится в настоящее время в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь, где бы учитывались исторический маршрут преобразований российского права, государства, традиций. Д.А. Керимов полагает, что: « философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексов юридических наук. Она возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права. Философия права - продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружить все отраслевые юридические науки методологическим 3 инструментарием».
На деле, к сожалению, юристы занимались и занимаются изучением права в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть в сочетании с философией, психологией, моралью, а философы создают и создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительности, и как применяются его нормы в правовой практике.
Анализ русской философии, связанной с проблемами этики и права, частично приведены в работах П.П. Гайденко, А.В. Гулыги, В.Н. Жукова, В.И.
Кураева, М.А. Маслина, В.В. Салова, С.С. Хоружего. В юридической литературе проблемы теоретического основания права исследовались Д.А. Керимовым, B.C. Нерсесянцем, Л.И. Спиридоновым, P.O. Халериной. За рубежом эти проблемы освещались в работах известных ученых-правоведов -Р. Давида, Ж. Карбонье, К. Кульчара, Н. Неновски, И. Сабо.
В современной литературе - как научной, так и публицистической - часто пишут о правовом нигилизме и сетуют по поводу пагубности этого явления для общества. Основой правового невежества народа и управленческого аппарата выдвигают: слабую информированность в законах, умышленное, чаще всего неосознанное желание проигнорировать, обойти или даже нарушить законодательные акты (в особенности, если это сулит существенные личные выгоды, а опасность подвергнуться санкциям мала). Ученые и журналисты подмечают массовость такого явления, но не вдаются в анализ причин и сути этого феномена. Правовой нигилизм находит свое выражение в усилении социальной пассивности, агрессии, развитии социальных болезней, в росте преступности, суицидальных ситуаций, моральной деградации. Сюда же можно отнести преступные действия террористов, акты геноцида, стремления к развертыванию военных конфликтов.
Таким образом, в условиях быстро меняющейся российской модернизации философский анализ механизмов регуляции социума необходим не только из чисто научных, но, прежде всего, из практических интересов и потребностей. Осмысление методов и способов объективизации духовного потенциала общества и каждого отдельного человека с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития сфер социума: политики, экономики, медицины, искусства и т.д.
Цели и задачи исследования определились с учетом актуальности и научной разработанности проблемы. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе философского анализа вскрыть сущность и регулятивные возможности механизмов сбалансированности социальных потребностей, интересов, императивов, определить закономерности их трансформации, формы объективации и взаимодействия, факторы стабилизирующего и амортизирующего воздействия на общественные отношения.
Достижению названной цели подчинены следующие задачи:
• на стыке природной, социальной и духовной сфер человеческого бытия проанализировать исторические формы реализации механизмов регуляции социума, для освоения новых, более эффективных способов жизни;
• выявить специфику естественного и позитивного права, отрефлексированную в разных философских учениях;
• упорядочить ансамбль понятий по теме исследования и осуществить теоретико - познавательный анализ возникновения и развития механизмов регуляции социума в истории общества;
• рассмотреть историю развития механизмов регуляции социума в контексте культуры, религии, этики;
• осуществить анализ современных глобальных проблем человечества, связанных с неадекватным пониманием и применением механизмов регуляции общественной жизни.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях.
1. Естественное право более древнее, сильное, доминирующее. Регуляторами естественного права по преимуществу выступают традиции, обряды, мораль, общественное мнение, психологические факторы, которые имеют глубокую интимную и очень влиятельную укорененность в духовности, внутреннем мире человека и отдельных этносов.
2. Позитивное право регулирует социальные сферы человеческого общежития. Его возникновение связано с историей возникновения социума, а существование поддерживается различными институтами, такими как государство, юриспруденция, образование.
3. В историческом развитии роль естественного права слабела и уступала место позитивному праву (от язычества и мифологической формы регулирования общественных отношений) до расцвета позитивного права XVIII - XX в.в.
4. «Триумфальное шествие» позитивного права и его излишняя абсолютизация привели к глобальным цивилизационным проблемам, таким как терроризм, не проясненное отношение к смертной казни, трансплантации органов, эвтаназии, клонированию и другими факторами глобализации, которые не могут быть успешно разрешены в рамках лишь позитивного права. Адекватное и верное их решение зависит в первую очередь от философского понимания сущности человека, его места и роли в мире, космосе, бытие и от совместных усилий широкого круга специалистов самых различных отраслей: медиков, философов, юристов, этиков.
Методологическая основа исследования. Автор придерживается системно - комплексного подхода к изучению заявленной темы. Методологическим принципом работы выступает синтез через единство разнообразия, единство логического и исторического, объективности, плюрализма мнений в исследовании изучаемого явления.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают разнообразные формы механизмов регуляции общественной жизни в историческом процессе. Предметом исследования является богатая сокровищница философской рефлексии рассматривающая вопросы права, морали, религии и их взаимодействия в контексте задач и возможностей их регулятивного механизма.
Настоящая работа носит дискуссионный характер. Это попытка разобраться в таких сложных состояниях и ситуациях современного человечества (терроризм, отношение к смертной казни, клонирование, трансплантация), которая никак не может претендовать на однозначное, простое и односложное решение. Это лишь заявка на постановку проблемы.
Во многих случаях автор выдвигает собственную трактовку исследуемой проблемы, т.к. во-первых, по данной теме не представлено богатого списка монографической и научно-публицистической литературы и, во-вторых, диссертант базируется в своих научных изысканиях на богатый блок философского, культурологического и криминологического материала, связанного, в том числе, с ее профессиональной деятельностью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов философии права, общей теории права, социологии, политологии, психологии и антропологии.
Исследуемые в диссертации проблемы механизмов регуляции социума определяют теоретически важный, во многом не исследованный аспект современной науки, а именно фундаментальные основания современных регуляторов общественной жизни, их осмысление обуславливает теоретическую и методическую значимость проделанной работы.
Практическая значимость исследований состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в политологической, социологической, правотворческой, правоприменительной и правовоспитательной деятельности.
11
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре общественных наук Смоленского филиала РИАМИА, кафедре философии МГТУ им. Н.Э. Баумана и рекомендована к защите. Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования излагались автором на конференциях, представлены в публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ нормативных механизмов регуляции социума"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия права прошла в своем развитии длинный и сложный путь протяженностью 20 с лишним веков. На ее эволюцию наложили отпечатки все социальные и природные потрясения, через которые вынуждена была пройти мировая цивилизация.
Так она прошла через античный космоцентризм (Сократ, Платон, Аристотель), средневековый - теоцентризм (Тертуллион, Августин, Фома Аквинский) , через ренесанный и нововременной - антропоцентризм (Декарт, Гоббс, Локк, Мантескье, Кант, Фихте и др.), а так же через социоцентризм 19 века (Кант, Спенсер, Маркс и др).
В античной философии и средневековой схоластики Бог, бытие, отдельные виды бытия (природа, материальный мир, жизнь, смерть) не противостоят друг другу, хотя их место и различно в иерархической структуре мироздания. Не осознав единства всех граней бытия и себя самого в этом единстве, человек будет ощущать весь мир чуждым ему, а значит -враждебным, таинственным, бесприютным миром.
Заручившись силой и авторитетом государства, сила мифа сконцентрированная в праве стала эффективным средством консолидации общества и поддержания порядка.
Архаическая мифологема Рока, Судьбы, Кармы, означавшая абсолютную власть высших сил над человеком, с наступлением постмифологического времени нашла для себя возможность существования не только в сфере религиозного сознания, но и в социальной области экономических, политических, юридических и других отношений.
Степень присутствия в позитивном праве мифологических начал не стала еще предметом серьезного исследования, но необходимость в таком анализе очевидна. Данная тема может иметь несколько программных направлений изучения:
1. Нормативное содержание древних мифов и кристаллизация внутри них универсальных, архетинических нормативно - ценностных структур, на основе которых в эпоху «Осевого времени» стали складываться законы и принципы писанного права;
2. Обнаружение следов архаических мифологем в нормах и принципах естественного и позитивного права;
3. Ценностно - ориентационное и нормативно-регулятивное воздействие архетипов, живущих в подсознании современного человека, на его правосознание;
4. Влияние архетипов коллективного бессознательного на общественное правосознание.
5. Структурно-содержательные признаки мифа и права; сходство и различие.
Сквозь призму мифологического сознания требования позитивного права выглядят как императивы высшего Закона. Сквозь призму естественного права отдельный индивид воспринимает себя как атомарную, автономную личность, которой все дозволено, но как частицу великого целого, включенную в космический цикл и круговорот, где не только человек, но даже планеты, звезды не имеют права на «своеволие», они обязаны строго следовать своим траекториям и орбитам, предназначенным закономерностями сущего, бытия.
Святые Отцы и Учителя церкви, прежде всего Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Домаскин, Епифаний Кипрский, Аврелий Августин, Фома Аквинский обосновывая целостное понимание Бога и природы, обосновывали принципы всеобщего бытия как соотношение добра и зла, зримым ворожением которого является христианское государство и право. Право есть система свободы, укорененная в бытии абсолютного добра и освещенная Божественной Благодатью.
Право Запада развивалось, скорее, как право закона, а не как право благодати. Фома Аквинский, учение которого о праве стало основной парадигмой юридического мышления Запада. Он дедуцировал свою парадигму из понимания установленного Богом порядка бытия, в котором различаются закон вечный и закон «естественный». При этом «естественный» закон трактуется как форма влечения человека в пределы объективных закономерностей и в человеческом сообществе раскрывается в различении добра и зла. Установление этого закона образует систему естественного права, на которой должны основываться все законы людей.
В Новое время нравственный смысл естественного права подменяется концепцией общественного договора (Т. Гоббс, ДЖ, Локк) или натуралистическими концепциями Просвещения (Ж.-Ж. Руссо). В этих теориях исключалось божественное, духовное начало бытия. И только в немецкой классической философии теория естественного и позитивного права была поднята до научного уровня. Благодаря усилиям классиков немецкой философии - И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, основа права стала определяться как некий всеобщий закон бытия (естественный закон), не отчуждаемый от человека и внешний ему, а как духовно постигнутое бытие. В их философских учениях рассматривались онтологические предпосылки понятия свободы, права, государства. Это понятие позволило выделить собственно правовой аспект из всего многообразия общественных взаимосвязей человека.
Можно сформулировать основные принципы категорической императивности естественного права:
163
1. Существуют объективные, не зависящие от воли людей, абсолютные по статусу и могущественные по степени требовательности первопринципы социального поведения людей.
2. Эти объективные первопринципы первичны по отношению конкретным системам норм позитивной морали и позитивного права и выполняют по отношению к ним критериальную функцию исходных этапов.
3. Содержание этих первопринципов доводятся до людей достоянием цивилизации и культуры через механизмы метафизической интуиции, религиозного, нравственного и естественного - правового сознания.
Список научной литературыПрудникова, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения М.:НОРМА, 2001.-752с.
2. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М.: НОРМА, 1998.- 416с.
3. Алексеев С.С. Теория права.-М.: БЕК, 1994.- 224с.
4. Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1997. - 329с.
5. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. М.: Медицина, 1980. - 258с.
6. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоаурессивного типа личности // Комплексные исследования в суицидологии. М.: Медицина, 1986. - С.26-44.
7. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Комплексные исследования в суицидологии. М.: Медицина, 1986. - С.6-28.
8. Аннерс Л. История европейского права. М.: Юрист, 1995. - 364с.
9. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983. - Т.4. - С.375-644.
10. Боэций. Утешение философией и др. трактаты. М., 1990. - С.265-281.
11. П.Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.:1. Мысль, 1987.-573с.
12. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1984. -621с.
13. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989. -400с.
14. Баранов П.П. Правовая сфера духовного мира человека // СевероКавказский юридический вестник. 1998. - №1. - С.36-57.
15. Баранов В.М., Крусс В.И. Юридическая герменевтика и задачи философии права // Философия права как учебная и научная дисциплина /Материалы всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону.: РЮИ МВД России. 1999.-С. 194-234.
16. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 335с.
17. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. -СПб.: Лань, 2000.-400с.
18. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985. - М.: Наука, 1986. - С.115-270.
19. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-200с.
20. Валицкий А. Право и ценности. М.: Юридическая литература, 1987. -286с.
21. Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой. М.: Мол. гвардия, 1991. - 462с.
22. Власова В.М. Сущность и судьба человека в истории общества. М.: МЮИ, 1999.-191с.
23. Всеобщая декларация прав человека: 45-я годовщина 1948-1993 г.г. -М.: Интерфакс, 1994. - 155с.
24. Гайда А.В., Катаев В.В. Власть и человек. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - 158с.
25. Галанза П.Н. Учение Иммануила Канта о государстве и праве. М.: Госюриздат, 1960. - 50с.
26. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978. - 438с.
27. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.
28. Гессен В.М. Возрождение естественного права. С-Пб., 1902. - 232с.
29. Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: На фоне российской действительности эпохи постперестройки // Мир России. 1995. -№2.-С. 118-131.
30. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющего) поведения. СПб., 1993. - 276с.
31. Гилинский Я., Смолинский J1, Проскурина Н. Социальные и медико-психологические проблемы суицидального поведения // Отклоняющееся поведение молодежи / Ред. Э. Раска. Таллин, 1979. - С.91-104.
32. Глинцер Н.П. Грамматика судьбы // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука. - 1994. - №1. - 320с.
33. Гойхбарг А.Г. Пролетариат и право (сборник статей). М.: Политиздат, 1919.-152с.
34. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Мысль, 1988.-453с.
35. Диоген Лаэртский VII. М.: Мысль, 1983. - 56с.
36. Драч Г.В. Аристотель и проблемы древнегреческой философии //Вопросы философии. 1985. - №7. - С.63-75.
37. Дубко Е.Л. Социальная справедливость // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988. - С.68-89.
38. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Прогресс, 1994.-320с.
39. Забегайло В.К. Проблемы «пробелов» в праве (к критике буржуазной теории). Киев: Наукова Думка, 1974. - 135с.
40. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.-398с.
41. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Юридическая литература, 1978.- 146с.
42. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Новости, 1991. -339с.
43. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2001. - 256с.
44. Ильин В.В. Философия. М.: Академический Проект, 1999. - 386с.
45. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. -М.:МГУ, 1997. 384с.
46. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. - 304с.
47. Ильин И.А. Наши задачи. Истоиическая судьба и будущее России. Статьи и письма 1948-1954 годов: В 2-х т. -М.: Рарог, 1992. T.l. - 344с.; Т.2. - 272с.
48. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX в.).-М.: Наука, 1991.-272с.
49. История политических и правовых учений / Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2000. - 352с.
50. История политических и правовых учений / Под. ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1991. - 418с.
51. История философии права. СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург), Санкт-Петербуржский университет МВД России, 1998. - 640с.
52. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 6-и т. М.: Наука, 1966. - Т.6 - С.7-23.
53. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума. -СПб.: Наука, 1995.-С.259-505.
54. Капица С.П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999. - 190с.
55. Кельник А. Самоубийства в Эстонии: Тенденции и динамика //Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности / Ред. Э. Раска. Тарту, 1989. - С. 129-140.
56. Кемеров В.А. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996.-214с.
57. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Наука, 1972. - 472с.
58. Кленкер Г. От права к природе права: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. -320с.
59. Клочков И.В. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: Мысль, 1983.- 166с.
60. Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании: Пер. с чешек. / Общ. ред. и вступ. статья А.Б. Вемерова. М.: Прогресс, 1987. - 312с.
61. Концепция разделения властей: история и современность. М., 1991. -146с.
62. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: Тип. М. Саблина, 1915.-348с.
63. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Тип. М. Саблина, 1904.-354с.
64. Кросс Р. Прецедент в английском праве: Пер. с англ. М.: Юридическая литература, 1985. - 208с.
65. Кудрявцев Ю.В. Норма права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. - 144с.
66. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Мысль, 1990. - 205с.
67. Лазарев В.В. Общая теория права и государства М.: Юрист, 1994. -586с.
68. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. - 316с.
69. Лебон Г. Толпа. Л., 1924. - 357с.
70. Леви X. Введение в правовое мышление: Пер. с англ. М.: Наука, 1995. -115с.
71. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. -№5. - С.107-120.
72. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерма. - М.: Алетейя, 1998. - 186с.
73. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1988. - Т.З - С.135-405.
74. Лукач Р. Методология права. М.: Прогресс, 1981. - 304с.
75. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 480с.
76. Малахов В.П. Философия права. М.: ИНФРА-М, 2001. - 117с.
77. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Юридическая литература, 1977. - 188с.
78. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. - С.219-368.
79. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. Произв. М.: Госполитиздат, 1959.-С.159-734.
80. Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987. - 260с.
81. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.-366с.
82. Нерсесянц B.C. Теория права и государства. М.: НОРМА, 2001. - 272с.
83. Нерсесянц B.C. Философия права. М.:ИНФРА-М-НОРМА, 1997. -652с.
84. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1992. - №3. - С.28-41.
85. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. - 640с.
86. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Юридическая литература, 1966. - 408с.
87. Осипов И.Д. Философия права. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.-61с.
88. Парамонов Б.М. Конец стиля. М.: Аграф, Алетейя, 1999. - 464с.
89. Перегудов С.П. Гражданское общество как политический феномен /IСвободная мысль. 1992. - №5. - С.45-53.
90. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара: Издательство Самарского университета, 1995. - 218с.
91. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под. ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. СПб.: Алетейя, 2000.-415с.
92. Покровский И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права. СПб., 1913. - 346с.
93. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-пресс, 1995.-372с.
94. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Союз, 1993.- 167с.
95. Рикер П. Торжество языка над насилием // Вопросы философии. М.:, 1996.-№9.- 27с.
96. Розин В.М. Генезис права. M.:NOTA BENE, 2001. - 208с.
97. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под. ред. В.В. Ильина. М.: Издательство МГУ, 1994. - 231с.
98. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - С. 151-256.
99. Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-философский анализ и прогноз). М.: 2000. - 411с.
100. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия. Краткий курс / Пер. с англ. М.: Академия, 1996. - 304с.
101. Смидович С.Г. Самоубийства в зеркале статистики // Социс. — 1990. -№4. С.74-79.
102. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. -М.: Наука, 1992.-216с.
103. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). -М.: Политиздат, 1991. -432с.
104. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика. -М.: ИФРАН, 1996. 175с.
105. Ступишин В.П. Гражданское общество и демократическое государство // Общественные науки. 1990. -№1. - С.87-95.
106. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903. - 206с.
107. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений //Актуальные проблемы суицидологии / Ред. А. Портнов. М.,1978. - С.59-71.
108. Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. 2001. -№3. - С.30-40.
109. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: ЮНИТИ, 1997. -396с.
110. Топорнин Б.Н. Сильное государство объективная потребность времени // Вопросы философии. - 2001. - №7. - С.3-24.
111. Трубецкой Е.Н. Лекции по истории философии права. СПб., 1908. -320с.
112. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 320с.
113. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1989. 272с.
114. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. - №1. — С.33-48.
115. Хоффе О. Политика. Право. Справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М.: Прогресс, 1994. - 378с.
116. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под. ред. З.М. Черниловского. М.: Юридическая литература, 1984. - 546с.
117. Ульпиан. Философия // Ульпиан. Собр. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983. -Т.1.-С. 127-245.
118. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 1996.-440с.
119. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования //Государство и право. 1992. - №6. - С. 142-151.
120. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Юридическая литература, 1988. - 168с.
121. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-414с.
122. Язык закона / Под. ред. А.С. Пшалкина. М.: Юридическая литература, 1990.-192с.
123. Akers R. Deviant Behavior. A Social Zearninq Approach.- Belmont (California), 1985.- 374p.
124. Zecter D. Understandinq Suicide a Case Study Approch. New York, Zondon, 1993.-284p.
125. Werstein Z. Handboor of Suicidoloqy: Plinceples and Practice. New York, 1979.-356p.