автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Яцевич, Олег Борисович
Введение--------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Мистицизм как феномен духовной культуры
§ 1. Характеристика основных мистических учений и их классификационный анализ------------------------12
§ 2. Место и функции мистицизма в духовной культуре общества------------------------------------------38
Глава 2. Гносеологические и ментальные особенности мистицизма
§ 1. Характер символического языка мистических учений--------------------------------------------------------68
§ 2. Ментальная специфика мистицизма-----------------101
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Яцевич, Олег Борисович
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране появилось множество работ, посвященных философскому осмыслению духовных, социокультурных, социально-исторических и других граней религиозной проблематики. В то же время, такое очень близкое к области религиозного явление как мистицизм до сих пор остается недостаточно исследованным в ряде аспектов. Между тем, известно, что мистицизм оказал значительное влияние на культурно-исторические традиции многих народов. Многие философско-мировоззренческие идеи мистических учений в трансформированном виде прослеживаются в положениях мировых религий, смысловых структурах философских концепций и научных теорий, влиявших и влияющих на общую картину мира. В оболочке мистицизма неоднократно вызревали идеи, дававшие инициирующие импульсы значительным духовным и социальным движениям. Неоспорима значимость мистических воззрений и практик в культуре и образе жизни различных общественных групп в социально-историческом процессе.
Исследование мистицизма позволяет расширить наши представления о духовной составляющей бытия человека. Формирование духовности, адекватной потребностям современного человечества, является жизненно важной задачей, неразрешимой без осмысления феномена мистического, являющегося существенным компонентом духовной культуры. На современном этапе развития философских и научных знаний обнаруживается все более очевидная неадекватность односторонне-рациональных ориентаций, в русле которых в течение многих десятилетий развивалась наша наука. Возникает острая необходимость в расширении, углублении, обогащении наших знаний, культуры в целом за счет привлечения вненаучных, внерациональных сфер осознания действительности, в том числе религиозной и мистической.
При анализе исторического опыта обнаруживается, что мистицизм неоднократно являлся значимым катализатором социальной динамики. Известно влияние мистических доктрин на мышление и образ действия видных реформаторов. Мистицизм играл важную роль как в реформировании, так и в порождении религий (мистический опыт -"просветление Будды" - явился началом новой религии, многие современные эклектико-синкретические религиозные культы возникли на основе различных мистических традиций). Тяготение культуры к различным разновидностям мистицизма, в особенности в кризисные эпохи, является известной закономерностью общественного развития. С этой точки зрения исследование мистицизма актуально как в плане углубления представлений о механизмах социальной динамики, так и в аспекте развития методологии социального управления, в особенности управления кризисными процессами.
Наконец, исследование мистицизма актуально и в антропологическом аспекте, поскольку дает возможность выявить многие еще не раскрытые потенциальные возможности и качества, заключенные в самой природе человека.
Степень разработанности проблемы. Феномен мистического в качестве особого объекта философского исследования начал привлекать к себе внимание в историко-философском плане примерно с середины XIX начала XX века. Именно в этот период появляются работы Вильяма Джемса и Владимира Соловьева, посвященные исследованию различных аспектов мистического опыта, мистики и мистицизма. В частности, заслуживает внимания интерпретация В. Джемсом с позиций прагматизма аксиологической (смысложизненной) значимости мистического опыта и конституирования его равноценности в познавательном плане другим известным видам опыта. Следует отметить обоснование В. Соловьевым статуса мистицизма как одного из видов познания, причем наивысшего, наиболее совершенного по сравнению с другими, проведение дифференциации между мистикой и мистицизмом, а также рассмотрение истории мистических учений. Осмыслению понятий мистика, мистицизм и мистический опыт уделяли внимание С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Лосский и другие русские философы.
К этому же времени относятся работы "эзотерических" авторов, принадлежащих к так называемой "неофициальной" науке - исследователей, авторитетных в неакадемических кругах и, как считается, владевших некими скрытыми для большинства знаниями. Это, прежде всего, Е. Блаватская, А. Безант, Р. Штайнер, Э. Леви, П. Пиобб и др. Работы данных авторов представляют собой достаточно эклектичные изложения оккультно-мистических идейных построений с привлечением положений из различных известных древних оккультных и мистических доктрин. Общий идейный тон их произведений ориентирован на создание некоего единого эзотерического учения, объединяющего на своей основе все религиозные, мистические и оккультные традиции.
К числу "эзотерических" авторов несколько более позднего периода следует отнести приверженцев течения "традиционализм", прежде всего -Р. Генона и Ю. Эволу. Кардинальным отличием их исследований от работ мыслителей, перечисленных выше, является отсутствие привлечения оккультных идей и критика присутствия таковых у других "эзотерических" авторов. Много внимания они уделяли изучению символического языка мистических доктрин.
Нельзя не отметить труды систематизирующего характера Ч.У. Гекерторна и М.П. Холла, являющиеся богатейшим энциклопедическим источником по сравнительному религиоведению, мистическому символизму, мистическим учениям и оккультизму.
В ходе исследования возникла необходимость изучения мистических элементов в менталитете, мифах и верованиях первобытных народов и народов древнейших цивилизаций, поскольку возникшие тогда формы "протомистицизма" - мистерии и шаманизм - значительно повлияли на содержание более поздних мистических учений. С этой целью были привлечены работы М. Элиаде, Д. Фрэзера, Э. Тайлора, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Лосева, Э. Шюре, Д. Лауэнпггайна, У. Баджа и др.
Существенным аспектом познания природы и особенностей мистицизма является осмысление мистических практик (техник), с помощью которых мистики достигают состояния мистического опыта. Этот аспект мистицизма представлен в работах ряда авторов, где описываются данные практики, а также различные формы самого мистического опыта: Вивекананды, Голмена, Ауробиндо Гхоша, Джемса, Дюмулена, Лайтмана, Макены, Махариши, Минделла, Норбу, Ошо, Радхакришнана, Рамачараки, Синнета, Стака, Судзуки, Уотса, Уолша, Шолема, др. В этом направлении можно отметить усилия и отечественных исследователей: Э.М. Каструбина, Ю.А. Кимелева, И.А. Ильина, В.В. Малявина, Л.П. Митрохина, Е.А. Торчинова, Э.С. Стуловой, П.В. Ушакова, С.С. Хоружего и др. Работы современных западных ученых: Р. Зенера, С. Каца, П. Мура, Ф. Олмонда, Р. Otto, Н. Смарта, Ф. Стаала, У. Стейса, Ф. Стренга, У. Уэнрайта, Г. Шоля, Р. Элвуда и других - являются серьезными обобщающими исследованиями по типологии и философии мистицизма.
Идейное содержание отдельных мистических учений рассматривается в исследованиях, опубликованных в различное время, авторами которых являются: С. Абенананда, Б. Геливер, В. Гараджа, Г. Глазенапп, Т. Григорьева, Б. Губман, П. Гуревич, Л. Жмудь, Е. Завадская, Ф. Зелинский, Н. Исаева, В. Костюченко, М. Ладыженский, А. Лукьянов, Г. Мебес, М. Холл, М. Мюллер, Э. Пуссе, Радхакришнан, Е. Рерих, Д. Странден, Ю. Шуцкий, Ф. Щербатской и др.
При выявлении специфики мистического символизма были использованы работы, а также привлечены идеи по проблеме символа следующих авторов: С. Аверинцев, П. Бицилли, А. Ветров, Г. Гегель, Р. Генон, А. Дугин, Э. Кассирер, И. Кант, X. Кэрлот, С. Лангер, А. Лосев, Ю. Лотман, В. Мантатов, Е. Мелетинский, Е. Панов, Ч. Пирс, П. Рикер, Ю. Романов, К. Свасьян, Ц. Тодоров, Л. Уваров, М. Шнайдер, У. Эко и др.
В целом можно отметить, что по проблеме мистицизма существует значительный объем исторической, философской, религиозно-философской, религиоведческой и другой литературы, в которой феномен мистического исследован с различных сторон.
Вместе с тем, к настоящему времени весьма слабо осмыслены (или вообще не исследованы) многие существенные аспекты мистицизма.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности философских представлений о категориально-понятийных, символических, функциональных характеристиках мистицизма, необходимых для раскрытия его целостного характера как особого, имманентного явления духовной культуры общества.
Объект исследования: духовные аспекты общественного бытия.
Предмет исследования: мистицизм как духовное явление в истории общества.
Цель диссертационной работы состоит в исследовании характерологических особенностей духовной природы мистицизма.
Основными задачами работы, конкретизирующими ее цель, являются:
1. Исследование взаимосвязей понятий "мистическое", "религиозное", "эзотерическое", "оккультное".
2. Анализ существующих вариантов классификации мистических учений.
3. Исследование особенностей мистического символизма, специфики символа как "выразителя" мистического опыта.
4. Выявление концептуальных особенностей ряда европейских и восточных мистических учений - пифагорейства, герметизма, гностицизма, неоплатонизма, исихазма, даосизма, йоги, веданты, тантризма, каббалы.
Методологическая основа исследования.
В качестве методологической основы использованы фундаментальные работы по исследованию мистицизма Р. Генона, В. Джемса, В. Соловьева, М. Холла, М. Элиаде.
Основными методами диссертационной работы являются: метод классификации, сравнительно-исторический метод, элементы диалектического метода и элементы системного подхода, а также общенаучные методы - анализ и синтез, концептуализация, индукция и дедукция.
Важнейшим категориальным средством исследования выступают категории рационального и иррационального, что позволило вычленить концептуальные основания мистических учений.
В качестве нормативной базы исследования использованы работы таких ученых, как П. Гуревич, Ю. Кимелев, Р. Отто, В. Поликарпов, В. Стейс, В. Уэнрайт.
Научную новизну работы составляют следующие положения, выносимые на защиту:
1. Проанализированы классификации мистических учений, в качестве методологического основания новой классификации использовано представление об их практическом и теоретическом типах.
2. В ходе исследования содержаний понятий "мистическое", "религиозное", "эзотерическое", "оккультное" определены их соотношения и взаимосвязи друг с другом, а также смысловые границы данных понятий, что позволяет определить мистическое учение как религиозно-философскую доктрину, направленную на достижение контакта со сверхъестественным и, как предполагается мистиками, содержащую высшее, "абсолютное" знание (эзотерическую информацию).
3. Конкретизировано содержание понятия "символ" через уточнение его соотношения с понятиями "знак", "образ", "метафора", "аллегория", "олицетворение", что позволило выявить качественную особенность, присущую мистическому символу: трансцендентно-эмпирическую интегративностъ как принцип построения информационного содержания. Эта особенность заключается в том, что в мистическом символизме все вещи, события, процессы и т.д. "естественного", эмпирического уровня реальности указывают на феномены, находящиеся на "сверхъестественном", трансцендентном уровне реальности.
4. Выделены характеристики ментальной специфики мистицизма: иерархизм (имманентно присущая мистическим представлениям смысловая градация по принципу "высшее - низшее"), признание ступенчатой градации бытия от низшего к высшему и возможности перехода в развитии от низших ступеней к высшим; полярность содержательных представлений о принципах мироустройства и миропонимания ("активное - пассивное", "инь
- ян", "пуруша - пракрита" и т. д.); аналогия между уровнями бытия, предполагающая возможность суждения о фактах мира невидимого на основе фактов мира видимого (змея как символ Зла, небо как символ духовного совершенства, дерево как символ космического устройства и т. д.).
5. Выделены основные функции мистицизма в культуре: когнитивно-трансцендирующая (ориентация на поиск духовно-практических средств достижения контакта с запредельной реальностью); реформаторская (заключается в стимулировании мистицизмом в кризисные эпохи социальной активности, направленной на смену устаревших культурных норм и традиций, обновление социальных структур); экуменическая (стимулирование интегративных тенденций в религиозно-конфессиональной сфере на основе фиксирования глубинного единства разнообразных религий); инициирующая (характеризующая мистицизм как явление, создающее основу для возникновения новых религиозных учений, новых парадигм в науке, искусстве, полигике и т. п.).
Теоретическая значимость исследования.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы расширяют представления об иррациональных формах духовного бытия человека. Результаты исследования духовной природы мистицизма могут содействовать развитию методологической базы исследований общественного сознания, обогащению содержательных представлений современной культурологии и философской антропологии. Тем самым конкретизируется содержание важнейших понятий философии: бытия, сознания, познания, рационального и иррационального, человека. Кроме того, расширяются представления о методах познания как познавательных практиках с учетом значения иррационального.
Практическая значимость исследования.
На основании полученных результатов для студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности разработан курс "Философские идеи основных религиозно-мистических учений", изданы методические рекомендации и указания по указанному курсу.
Материалы исследования были использованы при разработке учебных тем курса философии для студентов Кемеровской государственной медицинской академии по разделам: "История философии", "Теория познания", "Философия культуры".
Материалы исследования могут быть использованы для разработки и углубления отдельных тем вузовских курсов философии, культурологии, религиоведения, а также специалистами, исследующими различные аспекты проблемы мистического и иррационального в познании.
Апробация работы.
Основные результаты исследования докладывались на Всероссийской научной конференции "Первые Кузбасские философские чтения" (Кемерово, 2000), на Республиканской научно-практической конференции "Естественнонаучное, техническое образование и философская культура" (Екатеринбург, 2000), на межрегиональной научно-практической конференции "Православие и образование на рубеже веков" (Кемерово, 2000), на областной научной конференции "Молодые ученые - Кузбассу. Взгляд в 21 век" (Кемерово, 2002), на Международной научной конференции "Третьи Кузбасские философские чтения" (Кемерово, 2004).
Диссертационная работа в полном объеме обсуждалась на методологическом семинаре кафедры философии и политологии КемТИПП, а также на заседаниях кафедр философии КГМА и КузГТУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем диссертационного исследования составляет 144 страницы. Список литературы включает 317 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе предпринята попытка осмысления мистицизма как особого явления духовной жизни, имеющего свое место и функции в культуре, истории и мировоззрении. Основное внимание в исследовании сосредоточено на изучении тех характеристик мистицизма, которые актуальны для формирования целостной концепции мистического: классификационном анализе мистических учений, выявлении соотношения и взаимосвязи комплекса основных понятий, характеризующих сферу мистического, выявлении и обосновании функций мистицизма в культуре, исследовании особенностей мистического символизма и ментальной специфики мистического.
В работе осуществлен сопоставительный анализ понятия "мистицизм" с близкими ему по смыслу понятиями "эзотерическое" и "оккультное". Данный анализ позволил уточнить смысловые аспекты их употребления:' "эзотерическое" - комплекс представлений о трансцендентной реальности, которые недоступны для понимания непосвященных и подразумеваются связанными с "экзотерическим" - открытым, доступным; "оккультизм" -комплекс мистических представлений утилитарной направленности, являющихся рационализацией эзотерического знания. В работе также исследованы смысловые характеристики понятий "мистическое учение", "мистический опыт", "мистика". Сформированы определения данных понятий. Это позволило раскрыть их взаимосвязь и границы по отношению друг к другу в рамках общего понятая "мистицизм".
В работе рассмотрены основные из имеющихся типологий мистических учений, проанализированы факторы, лежащие в их основе. Выявлены причины многообразия классификаций, существующих в этой сфере: а) сложность и многогранность форм мистических воззрений; б) глубоко личностный, субъективный характер мистического опыта, вариативность его возможных форм; в) разнообразие форм связи мистических и религиозных учений, что также увеличивает вариативность классификаций. Установлено, что основными факторами, на которых основываются классификационные критерии, являются: религиозно-конфессиональный фактор и фактор мистического опыта. Согласно религиозно-конфессиональному фактору, мистические учения разделяются в зависимости от их соответствия или несоответствия канонам, догмам того или иного религиозного учения, принадлежности или не принадлежности к определенной религии. По фактору мистического опыта мистические учения разделяются исходя из того, где в ходе мистического опыта усматривается местонахождение "сверхъестественного" или в зависимости от способов достижения состояния мистического опыта. Выделение данных факторов, позволило сделать вывод о том, что классификационные критерии обусловливаются не только мистическим опытом, но и статусным отношением мистических учений к официальным религиям.
Классификационный анализ мистических учений, являющихся базовыми для осмысления мистицизма, а также факторов, лежащих в основе существующих классификаций, позволил предложить авторскую классификацию мистицизма, дополняющую другие, имеющиеся в этой области и позволяющую внести в анализ мистических учений новую существенную плоскость осмысления. В соответствии с данной типологией мистические доктрины могут быть отнесены к "практическому" или "теоретическому" типам. Для "практического" типа характерно большее внимание мистическим техникам (практикам), служащим достижению состояния так называемого мистического опыта (исихазм, йога и т. д.). "Теоретическому" - акцентирование внимания, прежде всего, на интеллектуальном освоении "абсолютного", "трансцендентного", т. е. эзотерического знания (герметизм, каббала и т. д.). Выделенные учения "теоретического" типа могут служить основой для дальнейшего исследования символических и ментальных особенностей мистицизма, "практического" типа - при рассмотрении и анализе мистического опыта.
В ходе анализа была выявлена характерная тенденция, присущая развитию мистических учений теоретического типа. Она заключается в том, что в процессе исторической эволюции мистических учений данного типа прослеживается постепенный переход от сжатой, образно-символической формы изложения содержания к обогащающейся за счет логических средств выражения, толкования вербально-понятийной форме.
На основе анализа типов мистицизма и свидетельств мистиков, рассмотренных в диссертационной работе, уточнены специфические характеристики мистического опыта: 1 ."Невыразимость";
2."Противоречивость"; З.Ощущение "свободы от пространства и времени". Также уточнены общие для религиозного и мистического опытов характеристики: 1.Ощущение "психологической достоверности"; 2 "Сакральность"; 3 "Производность от Абсолюта". Осмысление соотношения мистического и религиозного опытов приводит к выводу о том, что мистический опыт - это форма углубленного религиозного опыта.
В результате рассмотрения мистицизма с позиций системного анализа было установлено, что одним из актуальных противоречий социума, которое разрешает мистицизм, является противоречие между естественным стремлением человека к выходу за сковывающие его пределы наличного бытия в сферу запредельного, трансцендентного и невозможностью сделать это с помощью обычных средств и способов постижения. Результат, который достигается посредством мистических учений и соответствующих практик, это достижение опыта познания и переживания запредельной реальности. Актуальной средой мистицизма является религиозное сознание и духовная культура в целом. Исходя из этих представлений, была выделена когнитивно-трансцендирующая функция, выполняемая мистицизмом в культуре. Она заключается в том, что мистические учения и практики являются по убеждению мистиков средством установления контакта с запредельной реальностью, познания и переживания этого контакта. Выделены также реформаторская, экуменическая и инициирующая функции. Реформаторская заключается в стимулировании мистицизмом в кризисные эпохи социальной активности, направленной на смену устаревших культурных норм и традиций, обновление социальных структур. Экуменическая - в стимулировании интегративных тенденций в религиозно-конфессиональной сфере на основе фиксирования глубинного единства разнообразных религий. Инициирующая функция характеризует мистицизм как явление, создающее основу для возникновения новых религиозных учений, новых парадигм в науке, искусстве, политике.
Выявление особенностей духовной природы мистицизма предполагает исследование его гносеологической и ментальной специфики. Существенным аспектом данной проблемы является исследование символического языка мистических учений, специфики мистического символизма. Проведенный в работе сопоставительный анализ понятия символа с рядом близких ему понятий (знака, образа, метафоры, аллегории, олицетворения) позволил сделать вывод о его двойственности, с одной стороны, как знака, с другой -как образа. Сочетая в себе специфику и образа и знака, символ преобразует их: имея указательность знака, он исключает его однозначность и является многозначным за счет придания статуса значений ассоциативным чертам образа. Это означает, что в гносеологическом аспекте символ есть форма отражения, где иррациональное претерпевает определенную степень рационализации. Данная особенность символа делает его удобной формой для передачи эзотерической информации, поскольку последняя в символе получает возможность достигнуть коммуникативно оформленной степени рациональности. Становясь содержанием символа, эзотерическая информация придает ему специфическое качество, превращающее простой символ в символ мистический: трансцендентно-эмпирическую интегративность. Она заключается в том, что все вещи, события, процессы, явления, и т.д. "естественного", уровня реальности имеют свойство указывать на нечто, находящееся на "сверхъестественном", трансцендентном уровне.
С использованием результатов интерпретации символизма мистерий, а также экзотерических данных по другим мистическим доктринам (герметизм, каббала, неоплатонизм, веданта, йога, пифагорейство), выделены ментальные особенности мистических учений: иерархизм, аналогия, полярность.
Дальнейшее исследование мистицизма на основе результатов, полученных в данном исследовании, может осуществляться по следующим основным направлениям. Первое, выявление особенностей восточного и западного мистицизма, имеющихся как в содержании мистического опыта, отражаемого в свидетельствах мистиков, так и в идейных конструкциях мистических учений. Второе, дальнейшее рациональное исследование мистического опыта, выражаемое в фиксировании механизма трансформации содержательных элементов мистического опыта в конкретные идейные положения мистических учений. Третье, в плане дальнейшего изучения роли мистицизма в историко-культурном процессе представляет интерес анализ влияния мистицизма на философские, научные и идеологические концепции, формы и направления в искусстве. Здесь представляется важным выявление механизма трансформации мистических идей в философские, научные и идеологические положения, концепции в искусстве. Четвертое, выявление концептуальных отличий канонического мистицизма от неканонического, что может содействовать раскрытию глубинной идейной основы деструктивных потенций различного рода сект и оккультно-мистических доктрин. Пятое, исследование роли мистицизма в обыденном сознании, что послужит прояснению ряда ментальных и поведенческих аспектов личности. Шестое, в качестве перспективной задачи может выступать обобщение характерных качеств мистического мировоззрения и формирование на этой основе идейных контуров мистической картины мира.
Список научной литературыЯцевич, Олег Борисович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абаев Н.В. Чань буддизм и культурно - психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1983. - 210с.
2. Авалон А. Змеиная Сила // Эджит Мукерджи "Кундалини". Артур Авалон. Змеиная сила". М.: Изд-во Золотой век, 1997. - С. 157-320.
3. Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 335с.
4. Аверинцев С.С. Мистика // Философский Энциклопедический словарь.-М.: Наука, 1983. 376с.
5. Агни Йога. Т. 1-3. Самара: Рериховский центр, 1992.
6. А гриппа Г.К. Оккультная философия. М.: Золотой век, 1993. - 113с.
7. Алексеев И.В., Панин A.B. Философия. М.: ТЕИС, 1997. - 504с.
8. Алтай. Космос. Микрокосм. // Тезисы докл. I- V Междунар. конф. -Барнаул, Горный Алтай: Ак кем, 1993,1994,1996,1998.
9. Андре Т. Исламские мистики. СПб.: Евразия, 2003. - 240с.
10. Андреев Д. Роза мира. М.: Иной мир, 1991. - 287с.
11. Антология даосской философии. СПб.: Тов - во Комаров и К, 1994. -550с.
12. Антология мировой философии. В 4 х т. - М.: Просвещение, 1969 -1972.
13. Антропный принцип в структуре научной картины мира: история и современность. В 2 х т. - Л.: Наука, 1989.
14. АУМ. Синтез мистических учений запада и востока. М.: ТЕРРА, 1990. - 14с.
15. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М.: Новый Акрополь, 1996.-416с.
16. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО Сварог, 1997. -541с.17.