автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Мистицизм в русской духовной культуре XIX - начала XX века
Текст диссертации на тему "Мистицизм в русской духовной культуре XIX - начала XX века"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
КРАВЧЕНКО Виктория Владимировна
МИСТИЦИЗМ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Специальность 09.00.06 - философия религии
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора философских наук
№ Х( М ^фь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................................................4
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ МИСТИЦИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО
ЗНАНИЯ.......................................................................................!......................................15
1.1.0 современных подходах к понятиям "мистика" и "мистицизм"........................................15
1.2. Вариант психолого-философского рассмотрения мистики и мистицизма..........................46
1.3. Об основных философских трактовках мистицизма.............................................................59
1.4. Об основных подходах к мистике и мистицизму в русской религиозной философии XIX - начала XX вв.........................................................................................................................69
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ МИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В РУССКОЙ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА.........................................................................81
2.1. Дохристианские и христианские истоки мистицизма в русской духовной культуре........81
2.1.1. О сакрально-мифологических истоках мистицизма в праславянском и славянском язычестве.................................................................................................................................81
2.1.2. Мистические движения в лоне восточно-православной церкви. От исихазма к старчеству................................................................................................................................93
2.2. О мистических чертах юродства о Христе и русского мистического сектантства...........117
2.3. Русское масонство: прозападные мистико-философские влияния на русскую духовную культуру...................................................................................................................................137
2.4. Основные мистические тенденции в русской философской мысли XIX века...............151
2.5. Медиумизм как важнейшее направление мистицизма в русском научно-философском сознании XIX - начала XX вв...............................................................................................163
Глава 3. ВЛ.С. СОЛОВЬЕВ И ГОРИЗОНТЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО
СОЗНАНИЯ»...................................................................................................................174
3.1. Философский анализ мистики в воззрениях B.C. Соловьева.........................................174
3.2. Спиритизм в жизни и творчестве русского философа........................................................188
3.3. Мистико-философский анализ рукописи "София".............................................................209
3.4. Мистицизм В.С.Соловьева в оценках русских и зарубежных мыслителей...................228
Глава 4 . ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ ДУХОВНОГО
ДЕЛАНИЯ В РУССКОМ МИСТИЦИЗМЕ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ.........250
4.1. Религиозно-мистические откровения А.Н.Шмидт в контексте проблем " русского духовного возрождения" и "нового религиозного сознания."..........................................250
4.2. Философско-эзотерические и оккультные влияния теософского учения Е.П.Блаватской на русскую философию и духовную культуру XIX - XX
веков.......................................................................................................................................269
4.3. Некоторые аспекты системы духовного делания русского мистика Г.И.Гурджиева......303
4.4. Общая характеристика русского мистицизма и его отражения в духовной культуре России на рубеже XIX - XX веков...........................................................................................325
Глава 5. МИСТИЦИЗМ В ФИЛОСОФИИ «РУССКОГО ДУХОВНОГО
РЕНЕССАНСА»...............................................................................................................332
5.1. Н.А.Бердяев..............................................................................................................................332
5.2. П.А.Флоренский......................................................................................................................343
5.3. С.Н.Булгаков...........................................................................................................................349
5.4. Андрей Белый..........................................................................................................................353
5.5.0 началах "другой философии" в России на рубеже XIX и XX веков..............................359
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................................................362
ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................................368
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной духовной атмосфере мистицизм оказывает значительное воздействие на многие процессы в общественной жизни и сознании. Разнообразные мистические, религиозно-мистические и мистико-оккультные течения и направления играют несомненную роль в современной культуре России, что обусловливает давно назревшую необходимость серьезного научного исследования мистицизма, в том числе — в философском аспекте.
Проблемам мистицизма посвящена достаточно обширная литература на Западе, ок-культно-мистические сочинения заполонили и книжный рынок России. Однако в настоящее время чрезвычайно важным является исследование мистицизма в русле философской проблематики, вычленение того внутренне присущего ему содержания, которое позволяет обозначить исторические формы и тенденции мистицизма, проанализировать его роль во взаимовлиянии и взаимодействии с разнообразными духовными явлениями. Философско-теоретическое осмысление сущности мистики, предполагающее не только выработку общефилософских критериев, но и локально-исторических оценок, выявляет возможность вычленения и анализа целого спектра форм самого мистицизма. С другой стороны, открывается возможность в русле развития философской мысли раскрыть специфические направления мистико-философского и мистико-религиозно-философского толка, учитывая смысловые оттенки и своеобразный характер их идейно-теоретического и жизненно-практического бытования.
Диссертация посвящена анализу основных мистических течений, а также тенденций формирования и развития новых форм мистицизма в русской духовной культуре XIX — начала XX веков. На основе новой научной парадигмы для религиоведческих исследований, ориентированной на разработку психологического подхода к религии, исходя из достижений школ глубинной и трансперсональной психологии, в настоящей работе предпринят анализ современной научной литературы по проблеме рассмотрения понятий мистики и мистицизма, а также его основных философских трактовок.
Чрезвычайно актуальным является, на наш взгляд, рассмотрение дохристианских и христианских истоков мистицизма в русской духовной культуре. В аспекте новой психолого-философской парадигмы, обоснованной в современной научной литературе, необходимо особое внимание уделить рассмотрению мистических основ философии Вл. Соловьева, а на фоне его философско-мистического творчества — роли религиозно-мистических, философ-ско-эзотерических и оккультно-философских учений виднейших русских мистиков. Необхо-
димо вычленить основные подходы к мистике и мистицизму в русской философской мысли, поставить проблему формирования определенного течения «мистически ориентированной» философии в творчестве выдающихся деятелей «русского духовного возрождения» начала XX века на основе сочетания аналитического исследования с проблемными теоретическими изысканиями.
Состояние научной разработки проблемы. Зарубежная литература по мистицизму огромна, большая ее часть носит вненаучный, оккультно-эзотерический характер, но существует целый пласт серьезных работ по истории мистицизма, его взаимопереплетению с религиозной, философской, этической и т.д. мыслью. Отдельное направление зарубежных исследований мистики и мистицизма связано с попытками выявления и обоснования его исходных целей, специфических практик, концептуальных построений. Философское рассмотрение и теоретическое исследование феномена мистицизма было начато в XIX — начале XX вв., например, в работах У.Джеймса, Р.Бекка, П.Дейссена, и продолжено в исследованиях Р.Отто, У.Стейса, Р.Г.Зенера, Н.Смарта и других.1
В России значительные исследования по мистицизму появились уже с конца XIX столетия, благодаря усилиям А.И.Введенского, А.Вертеловского, П.Светлова, и были продолжены в XX в. в работах П.Минина, Л.П.Карсавина, в многочисленных работах деятелей русского духовного возрождения — Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и мно-
л
гих других. На фоне широкого распространения различных мистико-религиозных, оккульт-
1 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Бекк P.M. Космическое сознание. Пг.: Новый человек; 1915; Otto R. Mysticism East and West. N.Y., 1932 ; Smart N. Doctrine and Argument in Indian Philosophy. London: Allen & Unwin, 1964; Stace W. J. Religion and the Modern Mind. Philadelphia & N.Y., 1952; Zaehner R.Ch. Mysticism —Sacred and Profane. L.: Oxford Univ. Press, 1961; Zaehner R.Ch. Hindu and Muslim Mysticism. N.Y., 1969.
2 Введенский Алексей И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М., 1902. Т. 1-2; Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. ХарьковД888; Светлов П.Я. Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии. Спб., 1897; Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад,1913; Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ вв., преимущественно в Италии. Пг.: Научное дело, 1915 ; Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991; Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 ; Бердяев H.A. Дух и Реальность. Основы Богочеловеческой Духовности. Paris : Ymca-Press, (б.г.)[ 1937] ; Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994 ; Булгаков С.Н. Православие. М.: Терра, 1991; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1-2.
но-мистических и эстетико-мистических направлений к концу XIX в. в естественно-научной среде сформировалась группа исследователей мистицизма, настаивавших на необходимости его опытного изучения, это, в первую очередь, А.Н.Аксаков, А.М.Бутлеров и Н.П.Вагнер. Философское обоснование их воззрениям на спиритизм попытался дать Д.Н.Цертелев.
Но крепла и линия противостояния мистицизму, в частности, в трудах Д.И.Менделеева, Н.Н.Страхова, В.Х.Кандинского, П.Я.Розенбаха. С православно-богословской точки зрения мистицизм и, в частности, спиритизм критиковали Д.И.Боголюбов, А.Надеждин и другие; с марксистских позиций в начале XX в. его обличал, в первую очередь, Г.В.Плеханов; в философском идеалистическом лагере против него выступали Б.Н.Чичерин, Г.Г.Шпет и другие.3
В советское время сущность мистики и мистицизма рассматривалась в целом ряде работ российских философов — С.С.Аверинцева, Г.С.Батищева, Д.Н.Ляликова и многих других. Специальные исследования были посвящены критике мистицизма и разнообразных мистических течений с позиций марксизма-ленинизма, в частности, работы Е.Г.Балагушкина, А.Ю.Григоренко, П.С.Гуревича, В.Г.Еременко, Ю.А.Кимелева, Л.Н.Митрохина, М.И.Шахновича.
В историко-философских работах уже с середины XX в. русские исследователи, как в России, так и за ее пределами, вольно или невольно касались проблем соотношения философии и мистицизма в творчестве конкретных русских мыслителей.Так, А.Ф.Лосев выдвинул собственную интерпретацию мистицизма Вл.Соловьева и дал подробную характеристику его философско-мистической рукописи "София" в своей, уже ставшей классической, работе о гениальном философе-мистике. Но до него и Александр И.Введенский, и В.В.Зеньковский, и
з
Аксаков А.Н.Анимизм и спиритизм. Критическое исследование медиумических явлений и их объяснения гипотезами "нервной силы", "галлюцинации" и "бессознательного". В ответ Э. фон-Гартману. Спб., 1893; Бутлеров A.M. Кое-что о медиумизме. Об изучении медиумических явлений. Спб.: изд. ж-ла "Ребус",1884; Бутлеров A.M. Статьи по медиумизм. Спб., 1889; Вагнер Н.П. Письмо к редактору по поводу спиритизма. // Вестник Европы, апрель, 1875; Цертелев Д.Н. Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы возможного. Спб.: изд. Н.Г.Мартынова, 1885; [Менделеев Д.И.] Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876; Страхов H.H. О вечных истинах (мой спор о спиритизме). Спб., 1887; Кандинский В.Х. Общепонятные психологические этюды. М.: А.Ланг, 1881; Розенбах П.Я. Современный мистицизм. Критический очерк. Спб.: изд-во К.Л.Риккера, 1891; Боголюбов Д.И. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия. Спб., 1909; Надеждин А. Спиритизм перед судом христианства. Спб., 1896; Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.,1957. Т.З; Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М.,1880; Шпет Г.Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. М.,1901.
Н.О.Лосский и К.В.Мочульский, и Е.Скобцова, и многие другие исследователи соловьевско-го духовного наследия за рубежом не обходили вниманием один из основополагающих вопросов при анализе философии Вл.Соловьева — непосредственную взаимосвязь его мистического (и оккультно-мистического) опыта с построением новой "метафизики" или "мистической философии".4 О мистической концепции в православно-философских воззрениях о.С.Н.Булгакова писал, например, Л.А.Зандер.5 Но главное — подробные самоописания своих мистических опытов дали сами выдающиеся русские мыслители рубежа веков. И потому их исследования по мистицизму и размышления о мистике представляют собой уникальные документы философско-мистических постижений.
Вряд ли стоит удивляться тому, что в советских атеистических работах по русской философии прошлого и начала нынешнего века этот вопрос, как правило, не поднимался, а если и оговаривался, то только в критическом аспекте.6 Но в последние годы появились первые статьи, прямо посвященные мистицизму в философских воззрениях русских философов7, хотя в них с трудом просматривается исходная трактовка самими исследователями феномена мистики и мистицизма, в частности, признание существенной грани между мистицизмом и религией. Впрочем, и в современных зарубежных исследованиях русской философии не часто ее собственно мистические направления вычленяются из общего русла религиозно-философской мысли.8
В последние годы в русской философской литературе появились работы, рассматривающие некоторые аспекты проблемы развития мистицизма в России, а также исследования
4 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990; Введенский А.И. О мистицизме и критицизме в теории познания В.С.Соловьева.// Вопросы философии и психологии. 1901, кн.56, № 1; Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1948-1950.Т.1-2; Лосский Н.О. История русской философии. М.,1994; Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995; Скобцова(Кузьмина-Караваева) Е.Ю. Миросозерцание Вл.Соловьева. Paris: YMCA-Press, 1929.
5 Зандер Л.А. Бог и мир (миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж:YMCA-PRESS, 1948.
6 Бондарева Я.В. Мистика Н.Бердяева и его критика рационализма. Новосибирск, 1993 (деп. в ИНИ-ОН); Шакелина С.П. О философском мистицизме В.С.Соловьева. // В поисках истины ( философская мысль и проблемы наших дней). Кострома, 1990.
7 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.,1980; Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М.,1988; Гулыга A.B. Искатель истины.// Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.
8 См., напр.: Штаммлер A.B. Русская религиозно-философская мысль XX в. Питсбург, 1975.
по теоретическим, культурологическим, религиоведческим и т.п. аспектам мистицизма и мистических движений, как в России, так и за рубежом.
В начале 90-х годов была сформулирована проблема исследования феномена русского мистицизма (в первых журнальных статьях о Е.П.Блаватской, Г.И.Гурджиеве, П.Д.Успенском). Далее на фоне широкого опубликования основных работ русских мистиков, доселе фактически неизвестных на родине9, появилась не только возможность их изучения и анализа, но и синхронического и диахронического соотнесения развития русского мистицизма с эволюцией русской философии. Более того, в истоках становления самого феномена русского мистицизма можно было выявить тесную связь с формированием самобытной русской философской мысли. 10
В рассмотрении самого мистицизма обозначились новые философские подходы. Обращают на себя внимание работы В.П.Пазиловой, В.С.Поликарпова, А.Б.Ровнера, С.С.Хоружего11, а
9 Блаватская Е.П. Биографические сведения. Сочинения, вышедшие в Англии. Харьков, 1991(репр. 1911 г.); Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Riga: Uguns, 1937; Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение и др. труды. Томск: Каро, б.г.(1992); Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида: Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Пер.А.П.Хейдока. М.:РТО, 1992; Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М.: Сфера, 1993; Свет на Пути; Голос безмолвия; Семь врат; Два пути. Из "Книги Золотых Правил" (обнародовано Е.П.Блаватской ). Пер.Е.Писаревой. Киев: СПХГС."Укрполиграфсервис",1991; Блаватская Е.П. Ключ к теософии: Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософское общество. М.:Сфера,1993; Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Батайск, 1991.Кн.1-5; Блаватская Е.П.Тайная доктрина. М.: КМП "Сиринъ"; "ТТТ Интернешнл", 1993.Кн.1-5; Гурджиев Г.И. Все и вся или Рассказы Вельзевула своему внуку : 10 книг в 3 сериях. Спб.: ИКА"Тайм-аут", 1993.Кн.1; Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. Киев: Преса Украши, 1992; Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. Пб.: Чернышев, 1993; Гурджиев Г.И. Встречи с замечательными людьми. М.: АО " Летавр",1994; Успенский П.Д. В поисках ч�