автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Мистицизм как феномен культуры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бессонова, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Мистицизм как феномен культуры'

Текст диссертации на тему "Мистицизм как феномен культуры"

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

Бессонова Людмила Александровна МИСТИЦИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.13.

Диссертация

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

ЧЪчкь

МОСКВА -1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ИСТОКИ МИСТИЦИЗМА............................................................25

1.1 .Философские основы анализа мистицизма...............................................25

1.2.Содержание понятия мистицизм...............................................................38

1.3. Мистицизм первобытных и примитивных религий.................................43

1.4. Индуистский мистицизм...........................................................................49

1.5. Буддийский мистицизм.............................................................................61

1.6. Мистицизм древних греков и римлян.......................................................71

1.7. Христианский мистицизм.........................................................................92

1.8. Обзор общих идей в мистицизме............................................................111

ГЛАВА2. ФЕНОМЕН МИСТИЦИЗМА........................................................121

2.1.Мдогообразие мистических переживаний..............................................121

2.2.'Специфика мистического сознания.........................................................136

2.3.Мистический опыт и галлюцинации.......................................................149

2.4.Мистицизм как тип знания......................................................................155

2.5.Разнообразие подходов к типологии мистицизма..................................170

ГЛАВА III. МИСТИЦИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ........................185

3.1 .Мистицизм и традиции культуры...........................................................191

3.2.Мистицизм и религия...............................................................................191

3.3.Мистицизм и философия.........................................................................203

3.4.Мистицизм и этика...................................................................................212

3.5.Мистицизм и наука..................................................................................221

3.5.1 .Соотношение мистического и научного видения мира.......................221

3.5.2.Попытки синтеза мистицизма и науки.................................................226

3.6.Современный мистицизм.........................................................................235

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................251

БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................................257

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы "Мистицизм как феномен культуры" обусловлена в первую очередь тем, что в наш век - век научно-технических достижений и приоритета рационального над иррациональным, интерес к мистическим учениям и знаниям, содержащимся в религиозно-философских доктринах не угасает, а, напротив, становится довольно заметным фактором общественной жизни. В мистических трактатах многие пытаются отыскать древнее утраченное знание, в медитации -возможность слиться с Абсолютом. Какова причина притягательности идей, в основе которых лежат необычные способы постижения мира -инсайт, озарение, религиозный экстаз, транс, какими особенностями современной культуры обусловлен интерес к ним - вопросы, требующие ответа.

Интерес к мистицизму и необходимость его исследования вызван также расширением поля философских исследований, выходом на передний план проблем, долгое время остававшихся в нашем отечестве за пределами философской рефлексии. На сегодня крайне важно выявить в культуре интуитивно-созерцательные, эзотерические ее компоненты, что позволит приблизиться к пониманию глубинных переживаний человека, мотивов его поступков.

Весьма заметным явлением современной культурной ситуации, как отмечает американский социолог Д. Белл, является религиозный ренессанс. Вопреки ожиданиям многих культурфилософов прошлого века, будто прогресс науки приведет к отмиранию религии, религиозные вопросы в конце XX столетия заняли в культуре значительное место. Современные теологи размыш-

ляют о кризисе и возрождении веры, о том, как трансформировать религии, чтобы извлечь максимум пользы из универсальных ценностей, содержащихся в них. Религиозный бум неизбежно выталкивает на поверхность множество мистических сюжетов: одним из его проявлений становятся "новые религии" -нетрадиционные формы культовой практики и вероучения, в которых мистические идеи древности приобретают "второе рождение", "вторую молодость".

"Новые религии" можно рассматривать, как считают исследователи, подвидом альтернативной культуры, одна из функций которой -разрушение устоявшихся стереотипов наличной культуры, в том числе и религии. Если в традиционном христианстве, или исламе, мистическая практика индуизма и буддизма оценивалась как языческая и полностью отбрасывалась, то в современных религиозных сектах Иисус Христос объявляется йогом, мистика католицизма - средством достижения нирваны, практика шаманства - способом духовного исцеления, приписываемого апостолам. Влияние "новых религий" все больше ощущается в таких областях, как наука и психология, экономика и политика, сфера образования. Как иррациональное реализует себя, каковы его связи с социокультурной динамикой - актуальные вопросы современной философии культуры.

Актуальность исследования заключается и в том, что многими учеными в современном мире отмечается факт сближения научного познания с идеями восточных духовных традиций. Физики, создающие картину мироздания, обнаруживают контуры своих космогонических построений в индуизме и буддийском тантризме, психологи, проникающие в глубины сознания, обраща-

ются к шаманизму, биологи склонны отождествлять открытую ими способность клетки воспроизводить целостность живого организма с древними знаниями египетских медиков - мудрецов.

Мистицизм - древний гнозис, особого рода знание, обладающее статусом когнитивности. В чем его специфика, каковы корреляции между мистическим и научным способами постижения мира - вопросы, требующие внимания и изучения.

Современное состояние культуры характеризуется, с одной стороны, ситуацией разобщенности, разорванности способов духовного освоения мира. Наука, философия, религия, искусство пребывают в самостоятельных нишах, человечество утратило целостное миропонимание, присущее "первому, древнейшему периоду человеческой культуры", что привело к потере им смысло-жизненных ориентиров, некоей путеводной нити, которая скрепляла бы мир, помогала выжить в нем, выполнить свое предназначение. С другой стороны, как подчеркивается многими исследователями, сегодняшнее состояние культуры - это состояние поиска новых парадигмальных установок, духовных ценностей и приоритетов. Немаловажное место в нем отводится ценностям древних, прошлых культур. Древняя культура не менее значима, чем современная, в ней накоплен существенный опыт человечества. Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость преодоления дисбаланса между наукой и религией, философией, искусством, рассудочным и интуитивными способами познавания, с другой стороны, необходим диалог между европейской, научной культурой и иными ее типами, обладающими своими стандартами

организованности, собственной рациональностью и комплексом знаний. История учит нас уважительному отношению ко всем формам и частям культуры, и потому мы не можем просто игнорировать реально существующий сегодня интерес к тайным, мистическим, эзотерическим знаниям. Мы должны попытаться выяснить их полезность и показать необходимость диалогических отношений с этими элементами общечеловеческой культуры, что также обусловливает актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Мистический ареал культуры в отечественной философии изучается не впервые. Начало исследованию этого феномена в 60-е годы положил А.Ф. Лосев1, в 70-е и 80-е интерес к нему возрастает, причиной чему стала волна нахлынувших в эти годы на Запад и Америку мистических движений, увлечений мистическими восточными доктринами, практикой достижения мистических состояний сознания. Экспансия нетрадиционных форм религии за рубежом вызвала отклик среди отечественных ученых, что повлекла за собой появление ряда работ, содержащих анализ индуизма, буддизма, дзэн-буддизма, суфизма2, а также рассматривающих вопрос о влиянии этих учений не только на молодежные движения Запада и Америки, но и на всю культуру этих регионов3. В поле исследования попали особые приемы мистических и религиозных культов, что потребовало привлечения

1 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990.

2 Абаев Н. В. Судзуки и культурное наследие на Западе// Народы Азии и Африки, 1980. N6, С. 176-180; Ткачева А. А. Неоиндуистский мистицизм// Вопросы научного атеизма. Вып. 8. - М., 1989. С. 138-147: Сафронова Е.С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада. Там же. С. 147-167: Клюев Б. И. Йога: философия и практика. Там же. С. 167-191: Керимов Г.М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе. Там же. С. 109-128: Исаева В. И. Мистика в древней Греции. Там же. С. 52-57; Басилов В.Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма. Там же. С. 94-109.

3 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь.-М., 1980: ( см. след. стр.) Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? - М., 1984: Митрохин Л.Н. Религии "Нового века". - М., 1985: Никифорова Б. 3. Особенности христианской религии в США. Канд. дис., М., 1997.

археологического, этнографического материала, подтверждающего идею, согласно которой мистическая духовная традиция неотторжимо вплетена в ткань человеческой культуры.

В эти годы появляются работы А.Я. Гуревича, В.Л. Рабиновича, в которых анализируются религиозные и мистические компоненты средневековой культуры4.

Значительный вклад в изучение мистической духовной традиции внес отечественный философ П.С. Гуревич. В работах "Возрожден ли мистицизм?", "Невостребованный Диоген", "Роптания души и мистический опыт (феноменология религии У. Джеймса), "Философия культуры" и др. ученый не только анализирует характер новых, нетрадиционных религий, но рассматривает мистицизм как многоликий феномен культуры, как явление, соотносящееся, и в то же время, автономное от таких форм постижения реальности, как религия, философия, наука.

90-е годы характеризуются новой волной интереса к мистическим учениям, эзотерическим доктринам; становятся доступными широкому кругу интересующихся тексты мистических, антропософских, теософских учений, в работах Д. Ареопагита, М. Экхарта, Е. Блаватской, Н. Бердяева, Е. и Н. Рерихов, П. Успенского, 3. Фрейда, Н. Лосского, С. Франка, К. Юнга, М. Элиаде, К. Кастанеды, Р. Штайнера эти традиции имеют многоаспектное освещение. Появилось большое количество литературы, которую трудно отнести к како-му-либо жанру (Сафонов В. А. Несусветная реальность. - М., 1993; Лазарев

С.Н. Диагностика кармы. Система полевой регуляции. - М., 1994, и др.), энциклопедий и словарей по мистицизму (Энциклопедия мистицизма. -Спб., 1996: Эзотерический словарь. В 2-х тт. - М., 1993, и др.), журналов ("Дельфис", "Восхождение", "Путь к себе", "Гермес", и др.), но которая имеет целью раскрытие эзотерических идей и знаний.

Огромную помощь в разработке проблемы оказали мне труды В.М. Розина, В.Л. Рабиновича, Л.Н. Митрохина, В.И. Самохваловой, B.C. Поликарпова, С.А. Токарева, диссертационные исследования Ю.Л. Израилева, Ю.В. Курносова, в которых объектом исследования является мистическая духовная традиция, а также идеи, изложенные в работах В.Н. Поруса, И.Т. Касавина, Ю.А. Зиневича, В.Г.Федотова, А.А.Яковлева, А.Н. Красникова, Н.С. Автономовой и др., рассматривающих проблемы вне-научного знания в целом. Они обращаются к историческому контексту науки, вскрывают истоки ее развития. Цель этих авторов - узаконить существование многообразных видов знания.

Активный интерес к проблемам мистицизма проявлен зарубежными учеными. В трудах многих из них рассматривается специфика мистического опыта, его структура и динамика, изучаются вопросы соотношения мистического и религиозного опыта, типологии мистицизма и т.д. Автор использовала в своей работе исследования таких специалистов в этой области, как У. Джеймс, Ф. Стааль, У. Стэйс, Дж. Уэйнрайт, P.C. Элвуд,

4 Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. -М., 1979; Рабинович В. Л. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. - М., 1984; Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. - М., 1991.

3. Дж. Пэринджер, Р. Отто, Э. Лаут, П. Зеннер, а также К. Дю-Прель,

4. Тарт, К. Кастанеда.

Методологической основой послужили автору труды отечественных философов В. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, С. Булгакова.

Несмотря на большое количество работ по проблеме, существует круг вопросов, по мнению автора, недостаточно исследованных в отечественной философии. К их числу относится разноголосица в определении ключевых понятий "мистика", "мистицизм", "мистическое сознание", "мистическое знание", недостаточно четко проводятся грани между собственно мистическим и эзотерическим, между мистикой и пси-феноменами, не совсем полно освещен вопрос о соотношении интуитивных способов постижения мира, к каковым относится мистицизм, и научных, не раскрываются в достаточной мере ценностные аспекты мистицизма для современной культуры и мировоззрения будущего, и др.

Исходя из актуальности данной проблемы и учитывая неполноту ее разработанности, назрела необходимость целостного осмысления всех ее аспектов. В связи с этим мною определены следующие цели и задачи диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования является, в рамках социально-философского, культурфилософского анализа выявить и воспроизвести содержательные черты мистицизма как важного фактора культуры, как особого типа духовного и культурного творчества, выявить его ценностные аспекты,

соотношение с видением мира современного человека рационалистической культуры, проследить проявление мистической духовной традиции в различные исторические эпохи, а также в современном мире. В связи с этим перед автором стоит ряд задач:

выявить философское, религиозное, этическое содержание мистических доктрин, показать их ценность как способа духовного освоения мира и как феномена культуры:

раскрыть истоки и корни мистицизма;

уточнить объем понятия "мистицизм", выявить специфику мистического сознания и природу мистического опыта, соотношение мистицизма с такими явлениями, как оккультизм, магия, пси-феномены (ясновидение, экстрасенсорика и пр.);

зафиксировать место мистицизма в культуре, его отношения с такими ее важнейшими элементами, как религия, философия, наука, нравственность; выявить причины, лежащие в основе непреходящего интереса к мистицизму в современной культуре, показать особенности и разнообразие форм его проявления.

Научная новизна и результаты исследования. автор показала, что мистицизм является одним из древних и постоянных шагов духовного освоения мира, присущих человечеству на всех этапах его развития. В разных культурах мистицизм принимает различные формы, оттенки, аранжировку, что позволяет сделать вывод - мистицизм - явление культурологическое;

• объектом философского анализа является та область мистического, которая относится к мистике единения с Абсолютом, с божественным посредством растворения сознания в нем. В связи с этим автор расширяет понятие мистицизма, определяя его как совокупность религиозно-философских доктрин, в основе которых лежат инсайт, интуитивное озарение, являющиеся итогом особого, мистического состояния сознания и переживания, следовательно, в одном из своих проявлений он предстает как тип сознания, способ переживания и метод познания. Мистицизм, понимаемый таким образом, предстал не только как самостоятельное историческое духовное образование, но и как феномен антропологический, истоки и корни которого - в особенностях сознания человека, его сложности, многоуровневости;

• с целью выявления специфики мистического выделены его элементы в различных религиозных системах, а также в сопоставлении с другими культурными феноменами;

• в исследовании очерчены линии диалогического взаимодействия мистицизма с такими важнейшими элементами духовной культуры, как философия, религия, наука, нравственность;

• прослеживая аналогии мистического знания с современными научными открытиями, автор показала значимость интуитивных, вненаучных способов освоения мира наравне с научными, рациональными. Формы ненаучного знания предстали не как альтернативные центральной культуре, но как существующие параллельно ей, кроме того, мистицизм - исторически более древняя форма знания, чем научная;

• выявлена связь мистического с измененными состояниями сознания и характером переживаний, возникающих при этом, что позволило выделить психологические идентификации мистического.

Положения, выносимые на защиту.

1. Мистическая духовная традиция не является случайной в истории культуры. Мистика обнаруживает себя как исторически первый тип индивидуального и общественного сознания, она рождается из особенностей первобытного мышления, мис