автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Философский анализ проблемы социализации личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ проблемы социализации личности"
На правах рукописи ББК 87
3-50
ЗЕЛЯНИНА ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
003174533
Работа выполнена на кафедре «Философия» в ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
Научный руководитель
Доктор философских наук, профессор Зорина Елена Владимировна Официальные оппоненты
Доктор философских наук, профессор Яковлева Любовь Евгеньевна Кандидат философских наук, доцент Волкова Анна Нестеровна
Ведущая организация
ФГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет»
Защита состоится «08» ноября 2007г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета К 505 001 01 ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу 125468, г Москва, Ленинградский проспект, д 49, аудитория 306
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» по адресу 125468, г Москва, Ленинградский проспект, д 49, комн 203
Автореферат разослан « О/ » 2007 г
Ученый секретарь
диссертационного совета, ^ к ф н, доцент --Н М Кишлакова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Обнаружение гиперсложности, неустойчивости социального бытия требует пересмотра старых концепций становления человека В этом отношении принцип социализации, как принцип объяснения человека, нуждается в теоретическом обосновании, классификации содержательных признаков, что делает исследовательскую задачу актуальной Поскольку социализация личности предстает как все более усложняющийся процесс человекотворения, выразившийся и в росте иерархичности личностных структур, и в увеличении количества схем, интерпретирующих социализацию, актуальной становится задача систематизации свойств и признаков социализации Это важно, так как, теряя целостность, распадаясь на психолого-педагогические, психологические, социологические модели, дискурс социализации утрачивает смысловой ядро, которое можно восстановить только через системность феномена и главные системообразующие принципы
Социально-философская мысль исходит из того, что личность суть продукт общественно-исторического развития Личность в своей общественной жизни приобретает такое содержание, которое не программируется человеческой генетикой Однако, в сходных социальных условиях личности демонстрируют противоположные устремления - от надежного члена гражданского общества до асоциального интроверта, нигилиста Исследование механизмов социализации помогает иначе представить проблемы соотношения генетической программы и общественной среды, девиантного поведения, роли самосознания и самореализации в становлении личности
Методологические подходы к социализации формируют различные социальные науки Роль же философской методологии заключается в переосмыслении понятий «социальность», «субъектность», «креативность» применительно к проблеме социализации в ее современном звучании
В проблеме социализации пересекаются два основных направления философского анализа — ценностное и рефлексивное Ценностная сторона становления личности предполагает доминанту дотжного каким должен быть процесс социализации индивида Рефлексивная сторона направлена на собственную логику социального в человеке, не зависящую от ценностных предпочтении отдельного субъекта и являющуюся объектом верифицируемого знания Анализ характера взаимосвязи содержательной и динамической сторон социализации делает исследовательскую задачу актуальной
Отдельную задачу составляют механизмы формирования ценностной стороны социализации, включая интуитивно-подсознательные Специфический характер освоения ценностей транслирован и древневосточными философскими школами, и западноевропейскими направлениями, такими, как философия жизни, экзистенциализм, герменевтика Проблема влияния жизненного мира личности на характер ее социальности требует также обращения к традициям отечественной философии, для которой творческий и свободный индивид всегда был непреходящей философской ценностью
Особую актуальность процесс социализации приобретает в информационной культуре, задающей новые параметры социализации Человек постиндустриальной эпохи проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации
Таким образом, проблема социализации концентрируется не только в сфере истории социальных идей, но и в области социальных изменении По этой причине социализации личности затрагивает экономические, общекультурные, психологические и педагогические аспекты Их дифференцированное своеобразие составляют инфраструктуру эволюции проблемы социализации
Степень научной разработанности темы Несмотря на то, что понятие социализации широко и в разных контекстах употребляется всем комплексом социально-гуманитарных наук, специальных
работ, посвященных конкретно социализации личности, крайне мало Такое положение дел свидетельствует о высокой степени контекстуальности проблемы и низкой - концептуальное™ Иными словами, социализация принимается как само собой разумеющийся процесс, что переводит его исключительно в предикативную сферу (социализация берется как свойство разнообразных, не всегда четко определенных многофакторных систем) По этой причине литературу по данной проблематике можно дифференцировать на два класса Один - исследования собственно социализации, второй — бесконечно заактированный, - посвящен различным социальным проблемам (социально-антропологическим идеям, социальной динамике, социальному действию, социальному познанию и т п ), эксплицитно включающим процесс социализации в его многоплановости и противоречивости
Социальные науки чаще всего обращают внимание на три контекста формирования личности - психолого-педагогический, социологический и деятельностный Социализация, понимаемая как выражение личностно-психологического начала, т е личности как «относительно замкнутой и развитой системы по отношению к окружающему миру»,1 трактуется как процесс формирования свободного и ответствешюго индивида, осознающего внутренний характер своего выбора и поведения Социализация в контексте деятельностного подхода в отличие от психологического, указывает на формирование личности под влиянием типов совместной деятельности людей (К X Момджан) Личность, обладающая деятельностным измерением, способна к адекватным социальным поступкам, статусным ролям и к социальному действию (Н Н Козлова, В Г Федотова)
Методологическая интеграция деятельностного и психологического подходов к социализации осуществлена через понятие интериоризации, обозначающее процесс «перевода внешних требований во внутренние у становки человека»2 В этом случае под социализацией
1 Философия на} ки под ред CA JTeoeieBa) -М.2004 С 118
2 Збровский Г Г Общая шциотогия М, 2004 С 499
понимается «интериоризация коллективных норм, трансформирующаяся во внутренние нормы, собственные вкусы и предпочтения индивида, регулятивы и побуждения самостоятельного поведения» 3 Иными словами, социализация представляется как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им
В литературе присутствует ряд типологических схем, отражающих дискретный характер процесса социализации Это схемы стадий личностного развития Так, М С Каган выделяет три основных этапа социализации -дотрудовой, трудовой, послетрудовой 4 П Бергер и Т Лукман различают два этапа социализации - первичную и вторичною 5 Методологический принцип дискретности изучения процессов тесно связан с естественно-научной парадигмой мышления и способностью различения фаз эволюции объекта Однако, отождествление социализации с ее этапами для философии является только частью методологии, нацеленной на реконструкцию всеобщности и целостности
Структурно-функциональная оценка процесса социализации наиболее полно представлена в теоретической социологии (Парсонс, Дюркгейм, Вебер, Смелзер и др ) Подход к социализация как способу овладения социальными ролями присутствует в адаптационной теории социализации Т Парсонса,6 теории социальных навыков Н Смелзера,7 в теории «эстафеты» социальных норм и традиций Э Дюркгейма,8 в теории ассоциативной и институциональной социализации М Вебера 9
Социологические и психолого-педагогические стратегии описания процесса социализации имеют свои ограничения, обусловленные прежде
3 Новикова Е Ю «Экономический человек» быть и иметь» // Вестник Моек Унив Серия философия 1996 №6 С 26-27
4КаганМС Философия к-уплуры СПб, 1996
5Бергер П , кманТ Социальное констр)ироваиие реальности М. 1995 С 212-213
6 Парсонс Т Понятие общества комионешы и их взаимоотношение // Современная западная теорсплгческая социология - М., 1994 С 53
7 Смет вер II Дж Социология - М, 1999 С 659
8 Дюркгейм Э О разделении общественного трма Метод социологии - М, 1991 С 127
9 Вебер М. Избранные произведения -М.1990 С 244
сильным элементом редукционизма, препятствующего философским смыслам системности и целостности социальных феноменов
Исторические горизонты философского подхода к социализации личности требуют также исследования классических сценариев становления (воспитания, образования, обучения) человека, к которым относятся рационалистические схемы влияния общества на формирующуюся личность в эпохи античности, Ренессанса, Модерна и Постмодерна
Учитывая системность, сложность процесса и продукта социализации, следует указать на лакуны в ее исследовании Так, например, не все содержательные и концептуальные элементы социализации выявлены Остается некоторая неопределенность в соотношении типологии этапов с содержательной типологией такое важное свойство социализации как идентификация (создание самообраза) «рассыпано» по разным типологическим характеристикам Иными словами, возникает необходимость в такой реконструкции, где этапы социализации, ее продукты и собственно механизмы были бы объединены в единую систему и включали бы их как полноправные элементы В то же время задача философского анализа с необходимостью предполагает обращение к духовно-ценностной составляющей становления личности, взятой в ее универсальной значимости В силу указанных причин исследовательская задача в самом общем виде заключается в разработке содержательных схем путей становления человека общественного и методологического аппарата для их описания
Теоретическая и методологическая основа исследования Исследование проведено на основании положений и выводов, содержащихся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над социальными феноменами, их типологии, структуре, динамике социокультурного развития Основу исследования составили
• работы классиков социально-философской мысли (К Маркс, М Вебер, Э Дюркгейм, Т Парсонс),
• теоретико-методологические работы отечественных философов по социально-функциональному анализу общества (А В Бузгалин, В Г Федотова, В Д Губин), философской антропологии (Г С Киселев, Н Н Козлова, Р П Трофимова, П С Гуревич, И Т Фролов), глобальным проблемам современности (Н Н Моисеев, А И Неклесса, В Б Пастухов, АС Панарин, ММ Скибицкий), социальной динамике, методологии социального познания и теории деятелыгостного подхода (Э В Ильенков, Б Ф Поршнев, В А Лекторский, А Г Мысливченко, В М Межуев, А В Брушлинский, А Г Гусейнов, И А Гобозов, К X Момджян и др), историко-философскому анализу постмодернистской социальной мысли (Е Ермолин, М В Ильин, П К Гречко, В О Рукавишников, И С Скоропанова, Д А Силичев и др ),
• труды психологической школы (Л С Выготский, В П Зинченко, А В Запорожец, В В Давыдов), а также педагогической школы (А С Макаренко, К Д Ушинский, Ф Т Михайлов и др ),
• работы представителей психоанализа - 3 Фрейда, К -Г Юнга, Э Фромма, Ю Эволы, К Хорни и др ,
• работы западных постмодернистов (Ж Делез, Ж Бодрийяр, Ж Ф Лиотар, Ж Деррида, У Эко, М Фуко)
Методологической основой работы является интеграция принципов объективности и историзма с методом системной реконструкции социального объекта
Использованы также методы герменевтического анализа, связанные с изучением понятия в его связи с другими внутри одного поля значений, что является одним из релевантных философско-методоло1 ических способов анализа Под этим углом зрения социализация выглядит как процесс наполнения смыслами (пониманием) простых и сложных схем, которые сознание идентифицирует в качестве значимых и достоверных
Цель и задачи исследования. Цель исследования - системная реконструкция процесса становления личности, основанная на тнпочогии способов социализации
Объект исследования - социокультурное становление личности и теоретико-философские способы обоснования содержания социализации
Предмет исследования - историко-философские концепты учения о человеке (философская антропология) и основные модели социализации личности
Задачи исследования:
• исследовать мировоззренческую специфику фитософских учений о личности, как основе осмысления процессов социализации,
• изучить методологические подходы к анализу проекта социализации личности,
• выявить ценностные ориентации процесса социализации личности и обосновать ее наиболее характерные особенности,
• типологизировать структуру социализации,
• рассмотреть особенности процесса социализации личности в традиционном обществе
Новизна научного исследования Разработана системная концепция социализации личности, основанная на типологическом единстве межсубъектных, надсубъектных и внутрисубъектных отношений личное™ с обществом в их динамике и взаимосвязи Под социализацией личности понимается процесс социального обучения Социализованный индивид способен осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества образом
• Установлено, что социализация личности является процессом усвоения индивидом общественного опыта, способом детерминации целерационального поведения, источником духовного богатства нравственного субъекта -те, процессом социального обучения
• Обоснована структура социализации проектирование, корреспондирование, портретирование Проектирование — это деятельностная сторона процесса социализации, которая отражает формирование надличностных структур сознания и является стратегической линией развития личности Портретирование - это процесс внутршшчностной реализации, процесс самоидентификации Корреспондирование - процесс становления межличностных связей, имеющий коммуникативный характер и ведущий к формированию социально адекватной личности
• Проектирование, портретирование и корреспондирование выполняют роль методологических контекстов для установления иерархической связи между внутриличностными структурами и их смыслами
• Дифференцированы и классифицированы основные методологические программы исследования процессов социализации -натуроцентристская, культуроцентристская, социоцентристская, психоаналитическая, имеющие основания в истории мировой философской мысли
Положения, вынесенные на защиту: 1. Философский анализ социализации личности имеет специфические черты по сравнению с социологическим и психолого-педагогическим
2 В основе интерпретаций структуры и смысла процесса социализации лежит категория «личность»
3 Системный подход к процессу социализации основана взаимосвязи надличностного, межличностного и внутриличностного компонентов и ведет к дифференциации трех основных сторон - проектирования, портретирования и корреспондирования
4 Системные характеристики социализации не являются исключительно иерархическими, они имеют свойство взаимного конструирования и дополнительности
Теоретическая и практическая значимость работы связана с развитием социальной антропологии
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии, политологии, они могут также быть использованы в политических экспертных оценках по состоянию массового сознания в общественной жизни России
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертации апробированы на кафедре философии Финансовой академии при Правительстве РФ, использованы в семинарских занятиях со студентами по темам «Философская антропология» и «Социальная философия»
Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 2,0 п л
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснован выбор темы, ее актуальность и новизна, показано состояние научной разработанности проблемы социализации личности, определены цель и задачи исследования, представлена методологическая и теоретическая основа диссертации, указана научная и практическая значимость работы
В Первой главе «Историко-философские основания проблемы социализации личности», состоящей из параграфов, основное внимание уделяется рефлексивным философским формам решения вопроса - как становятся гражданином и человеком"?
В п. 1.1 «Постановка проблемы социального в античной философии человек и гражданин» рассматриваются антропологические идеи
древнегреческих мыслителей в контексте становления и воспитания человека Социальность человека согласно философам античности понималась не только как важная функция его природы, но и как культурно-активное начало Человек здесь — центр культуры и ее творец (как у софистов), творец добра (как у Сократа), гражданин (как у Платона и Аристотеля) Креативная функция человека обусловливается у древнегреческих мыслителей ценностно-этическим фактором, выступающим, в свою очередь, политической, телеологической и эпистемологической нормой социализации индивида Социализация, таким образом, выступает у античных мыслителей в качестве продукта этической природы человека
В п 1.2 «Нравственные императивы социализации в традиционном обществе» проблема представлена анализом реализации человеческого в человеке в древнеиндииской и древнекитайской философии, а также христианским пониманием становления человека
Доказывается, что представление о процессе воспитания и обучения человека в восточной философской традиции имеет существенное отличие от западной Препарированные индивидуальным сознанием мифорелигиозные структуры выступают формой социализацией человека традиционного общества через тысячелетиями складывающиеся культурные архетипы (самореализацию, этические добродетели, единство коллективного и индивидуального при ведущей роли индивидуального начала) Формальные конструкции мифа одновременно являются не только и не столько религиозной средой, но, что более важно, инструментом по овладению средой - способом социализации
В диссертации исследуется роль мифорелигиозной символики в становлении личности и ее связи с феноменом измененных состояний сознания (ИСС), раскрывается антиномизм обращения к медитативным практикам самореализации, показывается историческая связь между объективными культурными нормами и субъективными комплексами трансформации психики В парадоксальном феномене «становления личности через ее утрату»
срабатывает механизм мощной социальной суггестии через видимость ослабления контроля и запрета социум фиксирует и закрепляет собственную систему ценностей на глубинном бессознательном уровне То, что делает в западном обществе сам индивид, в восточном за него делает традиция, а те формы, которые использует западное общество для социализации своих членов (образовательно-воспитательные системы), в традиционном обществе уходят вглубь субъекта (самореализация)
Проблема социализации в рамках христианской культуры исследована на основе христианской антропологии Христианские мифы о творении, Эдемской гармонии, о грехопадении опосредуют идею социальности человека и придают ей производный характер
Патернализм христианской культуры породил два основных гносеологических параметра социализации личности - устремления человеческого существования к Богу и достижение единства интересов общества и человека через христианскую нравственность (противостояние гречу, ритуализм жизни, устойчивость идеала святости и жертвенности) Поэтому идея социализации, пропущенная через христианскую антропологию и историю, предстает в качестве социально обусловленной, а не априорной
В диссертации затрагивается проблема демодернизации процессов воспитания личности, усиления неоязыческих представлений, роста социально девиантного поведения Неомифологические структуры, во-первых, ревальвирует архаические структуры сознания, угтубляя свои собственные эмпирические и эклектические положения Во-вторых, селекция и фильтрация сопряженных с социализацией мифологем носит противоречивый характер она призвана усилить диалогическую позицию личности в современном мире через ее внутренний, психоаналитически интерпретированный, монолог
В п. 1.3 «Легитимация разумом социального индивида в философии Нового времени Открытие личности» анализируются особенности подхода к процессу социализации личности в философии Нового времени Эти особенности определяются, как показано в диссертации, тем фактом, что
личность как социальный индивид является достижением западноевропейского проекта Модерн Предпосылки и константы социализации здесь основаны на прямом взаимодействии общества с индивидом
Как в античной и средневековой философской мысли, проблема социализации тесно связана с новым пониманием природы человека Для Ренессанса человек холистичен, секулярно индивидуален, безграничен в своей самореализации и в творчестве и по этой причине процесс социализации выглядит как путь формирования «целерационального" индивида, осмысляющего себя автономным "микрокосмом", свободно противостоящим всем "естественным" групповым формам поведения Новое время на основании абстрактной рациональности создало другой портрет человека - дуальный, расщепленный, нецелостный мыслящий статус человека отделил творчество от жизни, схематизировал глубину духовно-личностного начала Когнитивные стратегии, обусловленные секулярностыо, сделали человека сначала познающим субъектом, а затем социальным субъектом потеря целостности в вере была заменена социальной целостностью В «атомарности» (изолированности) естественного индивида выражалась идея суверенности личности как условие последующей стадии социализации — стадии общественного договора Важно и другое поскольку за потребностями личности скрывалась природа, то она служила пределом социализации индивида в государственном воплощении Предел господства государства (совокупного социального индивида) усматривался в природе Понятие «естественного индивида» в неявной форме оказалось способом постановки проблемы историчности процесса социализации личности
Идея социализации, выработанная Новым Временем, указала на приоритет общественного, гражданского, универсального, общего (а не индивидуального, уникального, особенного), и оказалась неразрывно сопряженной с «чистой» социальностью и возможностью рациональным образом изменять поведение личности
В п 1 4 «Образы социализации личности в современных западных философских системах» исследуются модели социализации личности, связанные с философией экзистенциализма, психоанализа и постмодернизма Выбор этих философских направлений обусловлен степенью их презентативности новые антропологические версии человека по-новому представили процесс социатизации вплоть до признания ценностью асоциальной ориентации В диссертации доказывается, что основанием новых идей социализации является «сдвиг рационачьности», выразившийся в переходе от метафизического измерения процесса становтения человека к принципам формирования жизненного мира и ориентиров человеческой деятельности
В диссертации анализируется роль таких специфических понятий современной западной философии как «Другой», «диалог», «понимание», «смысл», «коллективное бессознательное», «деконструкция», «ризома», «микронарратив» и др для описания теоретического поля социализации Показывается, что введение новых понятий не только изменило философский ландшафт, но и существенно повлияло на осмысление проблемы социального обучения и важнейших свойств личности - эпицентра социальных изменений
В качестве источников для исследования экзистенциальной модели социализации личности берутся работы М Хайдегтера, Ж -П Сартра, А Камю Экзистенциальный контекст предполагает ценностное измерение социализации человек раскрывает себя как личность, когда осознает свою жизнь в модусах любви, отчаяния, веры, страха, жизни и смерти Индивидуальная сторона социализации в экзистенциальной модели первична по отношению к межиндивидуальной, общественной
Основой подхода к социализации личности в психоаналитической модели является дилемма коллективного бессознательного и социокультурного Через коллективные архетипы общество влияет на личность, процесс социатизащш протекает в виде приобщение к коллективному началу через надличностные, кросскультурные структуры Надличностный характер
социализации указывает на возможность проектирования внутреннего мира человека как центрального ядра человекотворения
Различие между чисто психоаналитической методологией и ее культуроцентристской, более поздней формой, мало отразилась на понимании характера социализации личности социализация детерминирована глубинными психологическими структурами, но скорректирована общественными связями Такой вывод укрепил критику современного общества, как общества, отказавшегося от подлинных принципов гармонии между людьми
Методологической основой для понимания социализации в постмодернистской философии деконструктивизч, уничтожающий универсальную природу человека и философскую рациональность, как способ осмысления взаимодействия личности и общества Постмодернисты отказались от попыток «вычислить» человека подобно тому, как замеряют земельный участок - через универсальные категории Поиски «вечного человека» прежних эпох были объявлены музейным экспонатом Наиболее адекватными для описания социализации в постмодертгзме стали понятия человека как «желающей машины», «человека вожделеющего», «свободного шизоида», опыта «потока интенсивностей», «инаковости» человека безумного, «заботы о себе», сексуальности и эротичности (Ж Батай, Ж Делез, М Бланшо и др ) Правила описания такого социального индивида релятивны, поскольку они свободны от пресса рациональной философии
Особенности моделей социализации личности в новейшее время обусловлены, во-первых, тем, что социализация в ней все более приобретает характер внутреннего субъективного процесса, где межличностная коммуникация - всего лишь условие социального обучения Во-вторых, субъективизация процесса социализации опирается на детальную разработку психологических механизмов социализации, т е социализация психологизируется В-третьих, психологическое обеспечение социализации дополняется языковым и игровым комплексом, который идентифицирует личность как особый текст
Во второй главе «Сущность и стр>ктура социализации»
обосновывается многомерность процесса социализации, ее \ ровни, этапы, содержательная структура, иерархии смыслов
Социализации анализируется при помощи понятий и категорий «идентичность», «деятельность», «коммуникативность», «креативность»
В п 2 1 «Социальность и социализация: терминологические допущения. Этапы социализации» социализация трактуется как системный феномен, выражающий процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, общности Сущностью социализации является процесс социального обучения, что отличает ее философское понимание от психолого-педагогического (этапов становления личности) и социологического (освоения социальных ролей)
В диссертации рассмотрены основные способы социологического анализа процесса становления человека на материалах трудов Э Дюркгейма, Т Парсонса, Н Смелзера, М Вебера Их объединяет отождествление процесса социализации с освоением личностью необходимого набора социальных ролей
Проанализирована психолого-педагогическая интерпретация
социализации, основананная на типологии ее этапов и фаз Как правило, в литературе количество этапов называют разное, а фазы рассматриваются одни и те же При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации М С Каган выделил три критерия этапов социализации «время физического и социального созревания, характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности, основные социачьные инст1иуты («агенты») социализации» 10 Согласно этим критериям в теоретической психологии выделяют две фазы -адаптации и интериоризации (интернализации) Психологический подход
10 Каган М_ С Фшософняк\ чь-пры - СПб, 1996 С 301
17
представляется вполне обоснованным, однако, его уязвимым моментом является неопределенность в длительности каждого этапа
В отличие от социологического и психолого-педагогического подходов к социализации социальная философия формирует собственный аспект анализа
Во-первых, процесс социализации, как показала история социальной мысли, имеет креативный характер, направленный на созидание личности, обладающей всем спектром необходимых социальных качеств
Во-вторых, социализация (социальное обучение) протекает в единстве с процессами воспитания и образования
В третьих, методология анализа социализации обусловлена полифакторными схемами соотношения социального и индивидуального, субъективного и объективного, чувственно-эмоционального и рационального начал в становлении личности
Личность формируется в соответствии со своей комплексной природой Социализация по линии биологической - это путь эмансипации от приоритета телесно-биологической организации, по общественной - это выработка навыков социальной жизни, в культурном аспекте — формирование системы идеалов и ценностей, в экзистенциальном — осуществление свободы выбора Культура формирует идеалы возвышенного и сферу должного, общество -массового и сущего
В диссертации выделяются широкий и узкий смысл социализации В первом своем значении социализация выступает как процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой Для такого типа взаимодействия с обществом человек является объектом влияния, его креативные характеристики производны от общества-субъекта, задающего ритмы и цели социального обучения
В широком смысле социализация - это развитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями Этот процесс осуществляется на основе передачи культурных
завоеваний предшествующих поколений новым Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им В этом стучае личность выступает как с\ бъект социализации, т е творец своего внутреннего мира и социальных связей
Несмотря на различие методологических идей в подходе к с\ишости и этапам социализации, необходимо указать и на их единство Оно заключается в том, что общезна'пшой целью социализации выступает подключение индивида к социальному опыту, средством социализации полагается кооперация, а ее результатом — воспроизводство человеческой жизни, жизненного мира
Во втором параграфе «Социально-педагогическая структура социализации» раскрывается тесная связь философских идей социализации с такими явлениями общественной жизни, как воспитание и образование Под «воспитанием» понимается сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей, под «образованием» - процесс развития и самореализации личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности, эмоционально-ценностном отношении к миру Образование, в свою очередь, предполагает наличие процессов обучения и самообразования «Обучение» - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством педагогов, наставников «Самообразование» ориентировано на активность самого человека
В диссертащш анализируются классические педагогические концепции (К Д Ушинского, А С Макаренко) в их сравнении с современной концепцией гуманистической педагогики Это сравнение позволяет выявить позитивные практические идеи механизма осуществления важнейшей задачи становления подрастающего поколения (ребенка - как объекта воспитания в системе Ушинского и детского коллектива в системе Макаренко) Если коллектив
является воспитателем личности, то основная педагогическая цель состоит в создании «правильного коллектива», создание правильного влияния коллектива на личность В диссертации раскрываются такие признаки классической педагогики как приоритет должного над сущим, элементы утопизма, идеализация роли коллектива, опосредованная зависимость проекта воспитания личности от общественных требований
Анализ гуманной педагогики показывает, что ее важнейшим отличием является антиредукционистская, неманипулятивная ориентация воспитания Персоналистическая ориентация современной педагогики выражается через свой главный предмет - структуру самосознания и способы самовыражения
В и 2 3 «Проектирование личности. Личность и деятельность» разрабатывается новый подход к структуре социализации На основании характера отношений - надиндивидуальных, межиндивидуальных и внутрииндивидуальных, как способов взаимодействия личности с обществом, выделяются три основные структуры процесса социализации - проектирование, портретирование и корреспондирование Эти структуры выступают содержательными схемами путей становления человека общественного
Проектирование - это деятельностный процесс социализации, который отражает формирование надличностных структур сознания Проект -социологический термин, который несет в себе философский смысл Проект есть стратегия изменения онтологического статуса феномена, включающая в себя многовариантные сценарии исполнения стратегической задачи Социализация в этом смысле является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации
В проблемном ракурсе проектирование выступает как вопрос о субьектности (объективности идеального мира) и интериоризации (опредмечивашш денятельности) Проективный характер социализации проявляется в том, что человек обучается знаковому кодированию, приводит в соответствие языковый комплекс с объектами внешнего мира, формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер,
учится соотносить потребности, мотивации и поступки Понятия жизненный путь и жизненный цикл закрепляют социальные знаки развития личности Деятельностный характер социализации раскрывается на путях формирования структур мотиваций, потребностей, интересов и ценностей, обусловленных влиянием общества на личность Рассматривая социализацию как деятельностный процесс, в ней можно дифференцировать материальные причины, выраженные как потребности и интересы, идеалъно-регутятивные механизмы сознания — цели, программы, мотивы и стимуты поводе] пи (специально изучаемые исихотогией), результат, сознательно иочученный или стихийно сложившийся
Ценность социального проекта личности состоит в том, что он служит основанием социальной адекватности личности Вместе с тем сохраняется вектор ее развития и вменяемость в ситуациях жизненных перемен В этом заключается удивительный парадокс изменяемости личности, которая остается самоидентичной чтобы продолжить оставаться собой, человек должен изменять самого себя
П 2 4 «Портретирование личности. Самосознание и индивидуальные ценности» посвящен анализу формирования портрета личности
Портретирование - это процесс внутршшчностной социализации, выражающийся в формировании «внутреннего мира» личности, основанного в свою очередь на ценностных ориентациях Если в проекте личности главную роль играет объективная сторона социализации, то в портрете - субъективно-психологическая Портретирование есть процесс персональной идентификации Портрет имеет ряд качественных характеристик Во-первых он всегда «само» - самосознание, самопознание, самооценка Во-вторых, портрет -интегральный образ о самом себе, - как и всякий портрет в отличие от фотографии, не является точной копией Он не статичен, а динамичен Личная история (автобиография), архивирование «других» (чужих) жизненных опытов, постоянная переоценка своего поведения, отношения к другим людям, переоценка ценностей, «кризисы» переходных возрастов и т п, - делают
портрет живым, дышащим во времени За внутренний портрет личности отвечает самооценка, самоанализ, за внешний - трудовая деятельность, жизнь в коллективе В портретировании надличностное, проектируемое, объектное уступает место субъективному, субъектном)' Самосознание, являющееся продуктом социализации, делает человека не только объектом воздействия социальных сил, но и субъектом действия, сознательным фактором социальной истории
П 2 5 «Корреспондирование. Социальная идентификация и авторитет».
Корреспондирование (соответствие) - есть процесс усвоения межличностных связей, непосредственный процесс социального обучения, отражающий коммуникативные параметры, пределы и механизмы взаимосвязи и соответствия личности с обществом В этом процессе личность обретает социальную идентичность Если персональная идентичность дает автопортрет, то социальная идентичность задает коммушгкативиую схему личности и ее поведения В культурно-психологическом плане основные ценности личности - это индивидуализация и высокая духовная самооценка личности, идентификация по «сохраняющему» личность признаку (психологическому и социальному), в социальном - свобода в бытовой и экономической (профессиональной) сферах, коммуникативность, социальная активность
В диссертации обосновывается, что теоретической основой корреспондентских свойств личности является фундаментализм субъект-субъектное отношений — общение, диалог, свободная коммуникация, авторитет, профессионализм
Предложенная системная теоретическая реконструкция процесса социализации личности отличается от принятых типологий тем, что носит интегральный характер Здесь этапы социализации (культурно-исторические, индивидуально-личностные, психологические и педагогические), атрибуты личности (жизненный мир, поведение, смысложизненные ценности, установки, мотивации, потребности), социальные нормы (этические, политические,
22
экономические, культурные, профессиональные и др ) имеют взаимозависимый характер Будучи сами по себе социальными концептами, многие из указанных свойств одновременно проявляются в предложенных трех структурах, но в разных контекстах
В Заключении суммируются и теоретически обобщаются основные выводы, полученные в ходе исследования
1 В качестве системного феномена социализация реализует себя в социальных контекстах развертывания личностных характеристик (исторической динамике), в теоретических реконструкциях моделей социализации (философские модели личности), в структурности и целостности социализации (этапы, формы, системообразующие принципы)
2 Под социализацией понимается процесс социального обучения — условия, формы, способы, доминанты, приоритеты и ценности становления социального индивида (личности)
3 Содержательная сторона процесса социализации личности обозначена типами исторической связи между обществом и личностью, а также спецификой механизмов, объективных и субъективных, при помощи которых возможно превращение биологического индивида в социокультурного субъекта, в личность
4 В современной западной философии условием понимания социального обучения личности (социализации) является рост индивидуализирующих моделей (экзистенциальных, феноменологических, психоаналитических, постмодернистских) с необходимым для них качеством психологизма и отходом от локальных схем социализации как однонаправленного процесса
5 Системный образ социализации личности основан на векторности самого процесса в нем сочетаются надличностное (общественное), внутриличностное и межличностное (социально-коммуникативное) Такой подход позволяет структурировать социализацию на три взаимосвязанные структуры - проектирование личности, портретирование и корреспондирование (соответствие) Портретирование, проектирование и корреспондирование
выполняют роль методологических контекстов для выяснения многообразных значений и смыслов социализации
Основные публикации по теме диссертации:
1 Проблема социализации личности в западной философии (статья), Объединенный научный журнал М , 2005 №18 (146), С/ 31-37, 1,2 - п л
2 Теоретическое измерение процесса социализации личности (статья), Веспгик Воронежского государственного университета (Серия
"Гуманитарные науки") - 2007 - 2 - С 22-28, 0,8 - и л
Подписано в печать 24 сентября 2007 г
Формат 60x90/16
Объем 1 5 п т
Тираж 120 экз
Заказ №2709077
Оттиражировано на ризографе в ООО «УниверПринт» ИНН/КПП 7728572912X772801001
Адрес 117292 г Москва, \т Дмитрия Ульянова, д 8 кор 2 Тет 740-76-47, 125-22-73 ' http //\\\v\\ unnerpnnt ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зелянина, Валерия Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Постановка проблемы социального в античной философии: человек и гражданин.
1.2. Нравственные императивы социализации традиционного общества.
1.3. Легитимация разумом социального индивида в философии Нового времени. Открытие личности.
1.4. Личность и гуманистические тенденции социализации. Образы личности в современной западной философии.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.
2.1. Социальность и социализация: терминологические допущения. Этапы социализации.
2.2. Социально-педагогическая структура социализации.
2.3. проектирование личности. ЛИЧНОСТЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
2.4.портретирование личности. самосознание и индивидуальные ценности.
2.5. Корреспондирование. Социальная идентификация и авторитет.
Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Зелянина, Валерия Анатольевна
Актуальность темы исследования.
Обнаружение гиперсложности, неустойчивости социального бытия требует пересмотра старых концепций становления человека. В этом отношении принцип социализации, как принцип объяснения человека, нуждается в теоретическом обосновании, классификации содержательных признаков, что делает исследовательскую задачу актуальной. Поскольку социализация личности предстала как все более усложняющийся процесс человекотворения, выразившийся и в росте иерархичности личностных структур и в увеличении количества схем, интерпретирующих социализацию, актуальной становится задача систематизации свойств и признаков социализации. Это важно, так как, теряя целостность, распадаясь на психолого-педагогические, психологические и социальные модели, дискурс социализации теряет смысловой ядро, которое можно восстановить только через системность феномена и главные системообразующие принципы.
Социально-философская мысль исходит из того, что личность суть продукт общественно-исторического развития. Личность в своей общественной жизни приобретает такое содержание, которое не программируется человеческой генетикой. Однако в сходных социальных условиях личности демонстрируют противоположные устремления - от надежного члена гражданского общества до асоциального интроверта, нигилиста. Исследование механизмов социализации помогает иначе представить проблемы соотношения генетической программы и общественной среды, девиантного поведения, роли самосознания и самореализации в становлении личности.
Методологические подходы к социализации формируют различные социальные науки. Роль же философской методологии заключается в переосмыслении понятий «социальность», «субъектность», «креативность» применительно к проблеме социализации и ее современному содержанию, обусловленному влиянием сетевых технологий.
В проблеме социализации пересекаются два основных направления философского анализа - ценностное и рефлексивное. Ценностная сторона становления личности предполагает доминанту должного, т.е. каким должен быть процесс социализации индивида. Рефлексивная сторона направлена на собственную логику социального в человеке, не зависящую от ценностных предпочтений отдельного субъекта и являющуюся объектом верифицируемого знания. Задача теоретического исследования состоит, таким образом, в анализе диалектики содержательной и динамической сторон социализации в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Исторические горизонты философского подхода к социализации личности требуют исследования классических сценариев становления (воспитания, образования, обучения) человека, к которым относятся рационалистические схемы влияния общества на формирующуюся личность в эпохи античности, Ренессанса, Модерна и Постмодерна.
Отдельной задачей является выяснение ценностных параметров, включая иррациональные, подсознательные, разрабатываемые школами западноевропейской философии, такими, как философия жизни, экзистенциализм, герменевтика. Проблема влияния жизненного мира личности на характер ее социальности требует также обращения к традициям отечественной философии, для которой творческий и свободный индивид всегда был непреходящей философской ценностью.
Следует отметить, что историко-философским контекстом проблема социализации личности не исчерпывается, поскольку она ориентирована на идеальные полисемантические образы суверенного индивида и мира (индивидуализированные психологические структуры), пронизанные знаково-семиотической и эмоциональной составляющими. Эта проблема может быть понята только на стыке нескольких социальных дискурсов - социально-онтологического, антропологического и символического. Особую актуальность процесс социализации приобретает в информационной культуре, задающей новые параметры социализации. Человек постиндустриальной эпохи проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации.
Таким образом, проблема социализации концентрируется не только в сфере истории социальных идей, но и в области социальных изменений. По этой причине социализации личности затрагивает экономические, общекультурные, психологические и педагогические аспекты. Их дифференцированное своеобразие составляют инфраструктуру эволюции проблемы социализации.
Степень научной разработанности темы.
Несмотря на то, что понятие социализации широко и в разных контекстах употребляется всем комплексом социально-гуманитарных наук, специальных работ, посвященных конкретно социализации личности, крайне мало. Такое положение дел свидетельствует о высокой степени контекстуальности проблемы и низкой - концептуальности. Иными словами, социализация принимается как само собой разумеющийся процесс, что переводит его исключительно в предикативную сферу (социализация берется как свойство разнообразных, не всегда четко определенных многофакторных систем). По этой причине литературу по данной проблематике можно дифференцировать на два класса. Один - исследования собственно социализации, второй - бесконечно аспектированный, - посвящен различным социальным проблемам (социально-антропологическим идеям, социальной динамике, социальному действию, социальному познанию и.т.п.), эксплицитно включающим процесс социализации в его многоплановости и противоречивости.
Социальные науки чаще всего обращают внимание на три контекста формирования личности - ценностный, психолого-педагогический и социологический. В этом отношении социализация представляется, во-первых, как креативный процесс, направленный на созидание личности, обладающей всем спектром необходимых социальных и духовных качеств; во-вторых, как интегрированный процесс воспитания и образования; в-третьих, как процесс освоения разнообразных социальных ролей. Социализация, понимаемая как выражение личностно-психологического начала, т.е. личности как «относительно замкнутой и развитой системы по отношению к окружающему миру»,1 трактуется как формирование свободного и ответственного индивида, осознающего внутренний характер своего выбора и поведения. Социализация в контексте деятельностного подхода в отличие от психологического, указывает на формирование личности под влиянием типов совместной деятельности людей (К.Х Момджан). Личность, обладающая деятельностным измерением, способна к адекватным социальным поступкам, статусным ролям и к социальному действию (Н.Н. Козлова, В.Г. Федотова).
Интересные результаты достигнуты на пути интеграции деятельностного и психологического подходов к социализации. Связующим понятием здесь выступает интериоризация как процесс «перевода внешних требований во внутренние установки человека». В этом случае под социализацией понимается «интериоризация коллективных норм, трансформирующаяся во внутренние нормы, собственные вкусы и предпочтения индивида, регулятивы и побуждения самостоятельного поведения».3 Иными словами, социализация представляется как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им.
1 Философия науки под ред. С.А. Лебедева). - М., 2004. С.118
2 Збровский Г.Е. Общая социология. - М., 2004. С. 499.
3 Новикова Е.Ю. «Экономический человек»: быть и иметь» // Вестник Моск. Унив. Серия философия. 1996.№ 6. С.26-27
В свою очередь адаптация личности к обществу осуществляется во временном масштабе, а сам процесс социализации в этом случае носит дискретный характер. В социальной мысли достаточно подробно разработаны различные схемы стадий личностного развития. Так, М.С. Каган выделяет три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой.4 П. Бергер и Т. Лукман различают два этапа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.5 В указанных подходах хорошо проработаны идеи последовательного изменения психологической составляющей личности, связь психических комплексов с деятельностными характеристиками. Однако, отождествление процесса социализации с ее этапами характерно больше для психолого-педагогического, а не философского анализа.
В подходах к социализации личности ясно различаются элементы социологического, функционального анализа и связанные с ним способы классификации (Парсонс, Дюркгейм, Вебер, Смелзер). В адаптационной теории социализации Т. Парсонса6 центром социологической интерпретации становления личности является овладение ею социальными ролями и способы взаимодействия с различными социальными структурами. Развивая идеи Т. Парсонса, Н. Смелзер понимает под социализацией «способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».7 Э. Дюркгейм связывал понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и, прежде всего, с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций.8 М.Вебер дифференцировал социализацию на ассоциативную и институциональную формы, оправдывая это деление средствами
4 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996
5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.- М., 1995. С. 212-213.
6 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Современная западная теоретическая социология.- М., 1994. С. 53.
7 Смелзер Н.Дж. Социология.- M., 1999. С. 659.
8 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. C.127. социального влияния на нравственный потенциал члена общества (поощрением, принуждением).9
Социологические и психолого-педагогические стратегии описания процесса социализации имеют свои ограничения, обусловленные прежде всего их функциональностью. Вместе с тем, функциональный аспект не исчерпывает свойства целостности и системного характера социализации личности, поскольку она не редуцируется к социальному, внешнему влиянию.
Учитывая системность, сложность процесса и продукта социализации, следует указать на лакуны в ее исследовании. Так, например, не все содержательные и концептуальные элементы социализации выявлены. Остается некоторая неопределенность в соотношении типологии этапов с содержательной типологией: такое важное свойство социализации как идентификация (создание самообраза) «рассыпано» по разным типологическим характеристикам. Иными словами, возникает необходимость в такой реконструкции, где этапы социализации, ее продукты и собственно механизмы были бы объединены в единую систему и включали бы их как полноправные элементы. В то же время задача философского анализа с необходимостью предполагает обращение к духовно-ценностной составляющей становления личности, взятой в ее универсальной значимости. В силу указанных причин исследовательская задача в самом общем виде заключается в разработке содержательных схем путей становления человека общественного и методологического аппарата для их описания.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Исследование проведено на основании положений и выводов, содержащихся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по теоретической рефлексии над социальными феноменами, их типологии, структуре, динамике социокультурного развития.
9 Вебер М. Избранные произведения, - М., 1990. С. 244.
Основу исследования составили:
• работы классиков социально-философской мысли (К. Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс);
• теоретико-методологические работы отечественных философов по социально-функциональному анализу общества (А.В. Бузгалин, В.Г. Федотова, В.Д. Губин), философской антропологии (Г.С. Киселев, Н.Н. Козлова, Р.П. Трофимова, П.С. Гуревич, И.Т. Фролов), глобальным проблемам современности (Н.Н. Моисеев, А.И. Неклесса, В.Б. Пастухов, А.С. Панарин, М.М. Скибицкий), социальной динамике, методологии социального познания и теории деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, Б.Ф.Поршнев, В.А. Лекторский, А.Г. Мысливченко, В.М. Межуев, А.В. Брушлинский, А.Г. Гусейнов, И.А. Гобозов, К.Х. Момджян и др.), историко-философскому анализу постмодернистской социальной мысли (Е. Ермолин, М.В. Ильин, П.К. Гречко, В.О. Рукавишников, И.С. Скоропанова, Э.Г. Соловьев, О.В. Холмогорова и дрО;
• труды психологической школы (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), а также педагогической школы (А. С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Ф.Т. Михайлов и др.);
• работы представителей психоанализа - 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма, Ю. Эволы, К. Хорни и др.;
• работы западных постмодернистов (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида, У. Эко, М. Фуко).
Методологической основой работы является интеграция принципов объективности и историзма с методом системной реконструкции социального объекта.
Использованы также методы герменевтического анализа, связанные с изучением понятия в его связи с другими внутри одного поля значений, что является одним из релевантных философско-методологических способов анализа. Под этим углом зрения социализация выглядит как процесс наполнения смыслами (пониманием) простых и сложных схем, которые сознание идентифицирует в качестве значимых и достоверных.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - системная реконструкция процесса становления личности, основанная на типологии способов социализации.
Объект исследования - социокультурное становление личности и теоретико-философские способы обоснования содержания социализации.
Предмет исследования - историко-философские концепты учения о человеке (философская антропология) и основные модели социализации личности.
Задачи исследования:
• исследовать мировоззренческую специфику философских учений о личности, как основе осмысления процессов социализации; изучить методологические подходы к анализу проекта социализации личности;
• осуществить селекцию наиболее презентативных социально-философских идей в проблеме социализации;
• выявить ценностные ориентации процесса социализации личности и обосновать ее наиболее характерные особенности;
• классифицировать этапы социализации;
• типологизировать структуру социализации;
• рассмотреть особенности идеи социализации личности в русской религиозной философии.
Новизна научного исследования Разработана системная концепция социализации личности, основанная на типологическом единстве межсубъектных, надсубъектных и внутрисубъектных отношений личности с обществом в их динамике и взаимосвязи. Под социализацией личности понимается процесс социального обучения, содержанием которого выступает усвоения системы знаний, ценностей и норм. Социализованный индивид способен осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества образом.
• Установлено, что социализация личности является процессом усвоения индивидом общественного опыта, способом детерминации целерационального поведения, источником духовного богатства нравственного субъекта - формой социального обучения.
• Обоснована структура социализации: проектирование, корреспондирование, портретирование. Проектирование - это деятельностная сторона процесса социализации, которая отражает формирование надличностных структур сознания и является стратегической линией развития личности. Портретирование - это процесс внутриличностной реализации, процесс самоидентификации. Корреспондирование - процесс становления межличностных связей, имеющий коммуникативный характер и ведущий к формированию социально адекватной личности.
• Три системные единицы (проектирование, портретирование, корреспондирование) выполняют роль методологических контекстов для выяснения разных значений и смыслов социализации.
• Установлено, что процесс социализации амбивалентен: личность способна приобрести не только черты социального человека, но и асоциального, т.е. выключить себя из межсубъектных отношений.
• Дифференцированы и классифицированы основные методологические программы исследования процессов социализации -натуроцентристская, культуроцентристская, социоцентристская, психоаналитическая, имеющие основания в истории философской мысли.
Практическая и теоретическая значимость работы.
Материалы и выводы диссертационного исследования создают основу для дальнейшего исследования новейших социальных феноменов современного общества в их сопоставлении с тенденциями развития современной России. Критический анализ конструктивных возможностей процесса социализации личности представляет собой значимый практический вклад в формирование государственной политики социального партнерства, призванной учитывать интересы и потребности всех социальных групп в их формировании и обретении социальных ролей.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, культурологии, политологии.
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертации апробированы на кафедре философии Финансовой академии при Правительстве РФ, использованы в семинарских занятиях со студентами по темам «Философская антропология» и «Социальная философия».
Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в двух научных публикациях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ проблемы социализации личности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философский анализ проблемы социализации личности предполагает установление системных характеристик процесса социализации и основывается на признании многофакторности, многослойности, исторической и теоретической поливариантности схем социализации.
В качестве системного феномена социализация реализует себя в социальных контекстах развертывания личностных характеристик (исторической динамики), в теоретических реконструкциях моделей социализации (философские модели личности), в структурности и целостности социализации (этапы, формы, системообразующие принципы).
Под социализацией в настоящем исследовании понимается процесс социального обучения - условия, формы, способы, доминанты, приоритеты и ценности становления социального индивида (личности). Категория личности выступает в исследовании базовой, исходной: в зависимости от того, каково понимание личности и ее потенциала, складывается установка на понимание социализующих ее факторов, условий. Процесс социализации, взятый в его философском обосновании, отличается от социологического взгляда. Философский подход к социализации не сводим к социальным ролям, которым обучается личность в обществе, хотя и включает ролевые характеристики на этапе осознания личностью своего соответствия (несоотвествия) социальным требованиям. С точки зрения социальной философии социализация представляет собой процесс жизнеобеспечения избранных ценностей, единство деятельностного и идеальнотценностного компонентов превращения индивида в личность.
Важно также подчеркнуть, что процесс социализации представляет собой непрерывно изменяющееся соотношение субъективного и объективного, внутриличностного и межличностного соответствия. С теоретической стороны динамичность социализации реализуется как процесс нормирования, установления границ взаимовлияния общества и личности.
1. Содержательная сторона процесса социализации личности обозначена типами исторической связи между обществом и личностью, а также спецификой механизмов, объективных и субъективных, при помощи которых возможно превращение биологического индивида в социокультурного субъекта, в личность.
2. Анализ социальной мысли показал, что процесс социализации чаще всего рассматривается, во-первых, как креативный, направленный на созидание личности, обладающей всем спектром необходимых социальных и духовных качеств (культурологически); во-вторых, как интегрированный процесс воспитания и образования (педагогически); в-третьих, как процесс освоения разнообразных социальных ролей (социологически). Реконструкция историко-философских способов дескрипции проблемы «общество-личность» показала, что методологической основой для философов являлось диалектическое соотношение человеческого и биологического, человеческого и сверхчеловеческого, личностного и индивидуального, личного и общественного, социального и индивидуального, индивидуального и надиндивидуального. В конечном итоге процесс социализации детерминировался в философских учениях проблемой соотношения субъективного и объективного, задающей движение к приоритетным ценностям социального становления личности. Для античной философии характерна позиция становления человека как существа знающего и нравственного, нравственного и гражданского; для традиционного общества - акцент на «социальной функции под личность»; в философии Нового времени - на индивидуации социализуемого индивида и постепенном переходе к «личности под функцию».
В современной западной философии условием понимания социального обучения личности (социализации) является рост индивидуализирующих моделей (экзистенциальных, феноменологических, психоаналитических, постмодернистских) с необходимым для них качеством психологизма, отхода от ограниченности локальных схем социализации как однонаправленного процесса (рационально-материалистические схемы, марксистские).
3. Системный образ социализации личности основан на векторности самого процесса: в нем сочетаются надличностное (общественное), внутриличностное и межличностное (социально-коммуникативное). Такой подход позволяет структурировать социализацию на три взаимосвязанные структуры - проектирование личности, портретирование и корреспондирование (соответствие). Проект, портрет и социальное соответствие (адекватность) обладают собственным понятийным аппаратом. Эти структуры не являются этапами социализации; они выступают содержательными схемами путей становления человека общественного.
4. Три структуры социализации отличаются от принятых типологических признаков социализации тем, что носят интегральный характер: в них этапы социализации (культурно-исторические, индивидуально-личностные, психологические и педагогические), атрибуты личности (жизненный мир, поведение, смысложизненные ценности, установки, мотивации, потребности), социальная нормативность (этическая, деятельностная, политическая, экономическая, культурная, профессиональная и др.) имеют подчиненный характер. Будучи сами по себе социальными концептами, многие из указанных свойств одновременно проявляются в предложенных трех структурах. Иными словами, портретирование, проектирование и корреспондирование выполняют роль методологических контекстов для выяснения разных значений и смыслов социализации.
5. Распределение понятийных единиц в рамках трехчленной структуры социализации имеет следующий вид:
Проектирование - это деятельностный процесс социализации, который отражает формирование надличностных структур сознания. Социализация в этом смысле является стратегической линией развития личности, стержнем ее становления, способом ее реализации.
Проективный характер социализации проявляется в том, что человек обучается знаковому кодированию; приводит в соответствие языковый комплекс с объектами внешнего мира; формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер; учится соотносить потребности, мотивации и поступки. Понятия жизненный путь и жизненный цикл закрепляют социальные знаки развития личности. Деятельностный характер социализации раскрывается на путях формирования структур мотиваций, потребностей, интересов и ценностей, обусловленных влиянием общества на личность.
Портретирование - это процесс внутриличностной социализации, выражающийся в формировании «внутреннего мира» личности, основанного в свою очередь на ценностных ориентациях. Если в проекте личности главную роль играет объективная сторона социализации, то в портрете -субъективно-психологическая. Портретирование по своей сущности - это процесс персональной идентификации, обусловленный формированием внутреннего мира, ценностной шкалы, самосознания, творчества, интуиции. Процесс портретирования как одна из структур социализации личности, реализуется как внутриличностное, глубоко психологизированное, духовно наполненное, достаточно автономное, творческое самосознание. Смысловым ядром ценностного мира выступает нравственность. В портретировании надличностное, проектируемое, объектное уступает место субъективному, субъектному. Самосознание, являющееся продуктом социализации, делает человека не только объектом воздействия социальных сил, но и субъектом действия, сознательным фактором социальной истории.
Творчество и интуиция составляют креативный потенциал личности, определяют степень ее влияния на культуру.
Корреспондирование - есть процесс становления межличностных связей, непосредственный процесс социального обучения, имеющий коммуникативный характер и ведущий к формированию адекватной личности, а также пределы и механизмы взаимосвязи личности с обществом.
В этом процессе личность обретает социальную идентичность. Социальная идентичность личности является частью процесса корреспондирования. Если личностная идентичность базируется на самосознании, личных ценностях и идеалах, то социальная идентичность определяется способностью исполнения социальных ролей, способностью к социальному действию.
4. Особенностью и достижением современной философской мысли в контексте разработки схем социализации является проработка гуманистического, субъектного содержания становления личности. Увеличение веса психологического представляется требованием социального времени и способом усмотрения духовной глубины личности.
Список научной литературыЗелянина, Валерия Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверинцев С.С. Культурология Иохана Хейзинга // Вопросы философии, 1969, № 6
2. Автоиомова Н.С. Проблема человека у позднего Фуко // Современный человек: цели, ценности и идеалы. М, 1988. Вып. 1
3. Автономова Н.С. Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986
4. Азаренко С.А. Текст // Современный философский словарь.- М.-Бишкек, Екатеринбург. 1996
5. Алферова Т.С., Шаталова Е.Ю. Системный кризис в России. Выход возможен. М.: Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию», 2000.-108 с.
6. Антология даосской философии. М., 1994
7. Антология мировой философии в 4-х. тт. Т.З. М., 1971
8. Апель К.О. Этноэтика и универсалистская микроэтика: противоречия или дополнительность? // Политическая мысль. Киев. 1994. № 3-4
9. Аринин А.Н. Культура и личность в современной России // Личность и мир. М., 2001. №9
10. Ю.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Минск: Литература, 1998
11. П.Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Высшая школа. 1965
12. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. (Перевод с французского. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Осипова) М.: Прогресс, 1989.-615 с.
13. Барт, Ролан. Фрагменты «фрагментов любовной речи» // Комментарии. 1995. № 6
14. Батай Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура». 1992
15. Бенхабиб С. Притязания культуры. (Пер. с англ.) М.: Логос, 2003
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995
17. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (опыт персоналистической философии) Париж, 1939
18. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990
19. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М. 2002
20. Блаженный Агустин. Исповедь. М.: Гендальф, 1992. - 544 с.
21. Блюменкранц М. Общество мертвых велосипедистов // Вопросы философии. 2004. № 1
22. Бодов В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. 2001. Т.22. №2
23. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000
24. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000
25. Большевизм социокультурный феномен (опыт исследования) // Вопросы философии. 2001. № 12. С.32-33
26. Борхес X.JI. Допущение реальности// Соч. в 3 тт. Рига. Т.1. 1994
27. Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М.,. 2000
28. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество тупиковая ветвь социального развития // Вопросы философии. 2002. №2
29. Бузгалин А.В. Россия в постиндустриальном мире. М., 2000
30. Вальверде К. Философская антропология. -М: Христианская Россия, 2000.-411 с.31 .Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
31. Веряскина В.П. Жизнь и ценность как основные понятия философской антропологии. // Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН, 2000
32. Вишневский О.О. «Поздний» Фуко: критика политической рациональности западных обществ \\ ВФ, 1-2005
33. Войскунский А.Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология // Вопросы философии. 2005. № 11
34. Гадамер Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988
35. Гемпель, К.Г. Функция общих законов в истории // Вопросы философии. -М., 1998
36. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт. Т.1. М., 1964
37. Григорьева Т.П. Дао и Логос. М.: Наука, 1992
38. Григорьева Т.П.Совершенный человек Лаоцзы и Конфуция // Совершенный человек. М., 1997
39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972
40. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. //Вопросы философии. 1996. №5. С.52-62
41. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха. // Венера в мехах. М.,1992
42. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990
43. Деррида Ж. Введение Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Ж. Деррида. -М., 1996
44. Джеймс У. Личность // Психология личности. Тексты.- М., 1982
45. Диденко Б.А. Генезис человеческого сознания и типология людей.// Философские исследования, 1993, №1. С.147-155.
46. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10
47. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социс. 1997. № 7. С. 143-149.
48. Дуранов М. Е. Социализация и формирование статуса личности Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика. Психология, 1999, N 1 С. 56-61.
49. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 199151 .Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формахклассификации // Мосс М. Общества, обмен, личность. М., 1996.
50. Кандалина Е.М. О концепциях социализации личности Вестн. Ин-та пед. исслед. Сер.: Педагогика и психология, 2003, Вып. 8
51. Иванов В. Социальные проблемы ахиллесова пята современного глобального капитализма // Континент. 2000. № 105
52. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
53. Игнатьев В.А. О линиях Платона и Демокрита в развитии культуры // Философия и общество. М., 2004. №2. С.99-125
54. Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1987.-447 с.
55. Ильин И. Постструкгурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
56. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
57. Капра, Фритьоф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. Перевод с английского В.Аршинова, М.Папуша, В.Самойлова, В.Цапкина. - М.-Киев. 1996. - 318 с.
58. Капто А.С. Профессиональная этика. М., 1997. 4.1
59. Киселев Ю. В. Роль авторитета в общественной жизни. Автореферат на соиск. степени канд. фил наук. Л.: ЛГУ, 1996
60. Клюзова М.Л. Л.Н.Толстой и А. Щвейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. №4, 2006
61. Комаров В.Д. К проблеме авторитета в социологической теории // Вестник ЛГУ. Вып. 2, 1967, №11
62. Кристева Ю. От одной идентичности к другой // От Я к Другому. Сб. переводов. - Минск, 1997
63. Курабцев В.Л. Мудрейшие из идей (Лев Шестов и античная философия)
64. Вопросы философии. 2002. №11
65. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М.: Наука, 1979 -280с,
66. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983
67. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. Маркиз де Сад и XX век. -М., 1992
68. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994
69. Леонтьев А. Н. Индивид и личность. М., 1994
70. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.- СПб., 1998
71. Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939
72. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989 -366с.81 .Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979
73. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1977. Т.1
74. Малявин В. Совершенный человек в даосской традиции // Совершенный человек. М., 1997
75. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. М., 1981
76. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). -М.: ИФРАН, 1995
77. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М., 1984. Т.1, Т. 3
78. Маслоу А. Самоактуализация. М., 1999
79. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинные конфликты ценностей в России // Вести ФНПР. 1996. №11-12.
80. Михайлов А.В. Йохан Хейзинга в историографии культуры // Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1988
81. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.: Политиздат, 1964. -270с.
82. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. -М.,1994.
83. Момджян К.Х. Социальная философия. Новая философская энциклопедия. Т.З. М., 2000
84. Мысливченко А.Г. Философский словарь. М., 2001
85. Нарский И.С. Западно-европейская философия ХУ11 века. М.: Высшая школа. 1973
86. Нарский И.С. Философия Дж. Локка. М., 1960
87. Неклесса А.И. A La Carte // Полис. 2001. №3
88. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2000
89. Новиков Д.В. Христианская антропология // Человек. 2000. № 5,6; 2001. №1.
90. Новикова Е.Ю. «Экономический человек»: быть и иметь» // Вестник Моск. Унив. Серия философия. 1996. № 6
91. Новикова Е.Ю. «Экономический человек»: быть и иметь» // Вестник Моск. Унив. Серия «Философия». 1996.№ 6. С.26-27
92. Основания цивилизации: философский анализ. РУДН-РГНФ. - М., 2001.-308 с.
93. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, 1978.-463 с.
94. Панфилов Е. Философская энциклопедия. Т.1. М., 1960
95. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Современная западная теоретическая социология. М., 1994
96. Петровский А.В. Развитие личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. 1984. №4
97. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2.// Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Пер. с греческого. - М., 1993
98. Платон. Сочинения в 3-х томах.- М.: Мысль, 1971. -Т.3,4.1. 687 с.
99. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества // Человек в системе наук. М., 1989. - С.370-388
100. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979
101. Прокофьев, А.В. Об этическом смысле антитезы: "мораль для человека" или "человек для морали" // Вопросы философии. М., 1998. -N6.-С. 29-39
102. Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. №5. С. 17-21
103. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика. 1998
104. Рациональность на перепутье. В 2-х кн. М., 1999. Кн.1. С.4
105. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность.- СПб.: Петрополис. 1994
106. Рикер, Поль. Герменевтика, этика, политика. М.: РАН; Институт философии, 1995
107. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс. 1997. № 6. С.55-65.
108. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. Пг., 1918
109. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. Пг., 1911
110. Розанов В.В. Сахарна. М., 2001
111. Россия. Стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. М.: Ноосфера, 1997. -4.1.-71 с.-Ч. II.-143 с.
112. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности (под. ред. В.А. Ядова. Л., 1979
113. Святая Русь М.: Русская идея, 2000,- 511с.
114. Святитель Афанасий Великий. Наставления Деве. М.: Русский Хронограф. - 80 с.
115. Семенов М.Н. О моральном авторитете. Алма-Ата, 1967.
116. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. СПб., 2002.
117. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1999
118. Совершенный человек в даосской традиции // Совершенный человек. М., 1997.
119. Советский энциклопедический словарь. Изд. 3-е. М., 1985
120. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев
121. B.C. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1990
122. Соловьев B.C. Смысл любви // Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - 445 с.
123. Социальное управление. Словарь. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994
124. Социальные знания и социальные изменения. ИФ РАН. М., 2001. -284 с.
125. Спасибенко, С.Г. Социализация человека. // Социально-гуманитарные знания. М., 2002, №5
126. Станкевич J1.П., Полякова И.П. Мотивация как процесс и вид духовной деятельности // Философия и общество. 2004. №2
127. Старовойтов В.В. Карен Хорни // Новая философская энциклопедия в 4-х тг.-М., 2001. Т.4
128. Тавризян Г.М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
129. Тиллих. Мужество быть//Избранное. Теология культуры. М., 1995
130. Титмонас А.К. К вопросу о предпосылках институализации науки. — Сб. Социологические проблемы науки. М., 1974
131. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. Автореф. на соискание доктора псих. наук. М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1975
132. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1974
133. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М., 1989
134. Федотова В.Г. Хорошее общество // Философские науки. 1999. № 1—2.1. C.15-28.
135. Философия науки (под ред. С.А. Лебедева). М., 2004
136. Философия. МГУ. Философский факультет. М.: Проспект, 2003
137. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989
138. Фролов И.Г., Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1986
139. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Минск: Попурри, 1999
140. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990
141. Фромм Э. Типы агрессии // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия. М., 1999
142. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти, сексуальности. -М., 1996.
143. Фуко М. Герменевтика субъекта// Социо-логос. М., 1991
144. Фуко М. Забота о себе: история сексуальности 111. - Киев: Дух и литера; - М.: Грунт, 1998
145. Фуко М. О трансгрессии // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994
146. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997
147. Халеева И.И. Тендер как интрига познания.// Тендер как интрига познания. М.: «Рудомино», 2000
148. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
149. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека // Вопросы философии. 2005. №1
150. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М.: РУДН, 2004. гл. 3
151. Цыганков П.А. Национальная идентичность и политико-экономические стратегии в постсоветском пространстве // Вопросы философии. 2001. №11. С. 15-28
152. Шамионов P.M. Механизмы социализации личности. // Вопросы соц. психологии личности, 2001. Вып. 2. С. 59-67
153. Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры. Часть вторая // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992
154. Шишков И.З. Современная западная философия. Очерки истории. М.: Эдиториал, 2004. -336 с.
155. Элиадэ Мирча. Космос и история. -М.: Прогресс, 1987. -312 с.
156. Энциклопедический словарь под ред. проф. И.Е. Андриевского. Том. 1. СПб., 1890
157. Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М.: изд-во Р.Элинина, 2000
158. Эриксон Э. Красота человеческой жизни. М., 1997
159. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991
160. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев -М., 1996
161. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. - 336 с.
162. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1996
163. Ядов В.А. Социологический подход к исследованию личности // Человек в системе наук. М., 1989. С.455-462
164. Elias N. Simbol Theory. London, 1991
165. Greenwood E. Attributes of a Profession, Social Work. 1957
166. Honneth A., Joas H. Social Action and Human Nature. Cambridge-N.Y. Press. 1988
167. Parsons Т., Bales R. Family, Socialization, and Interaction Process. Giencoe, 1955
168. Sarup M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism. NY., 1988
169. The Concise Oxford Dictionary of Current English. A-th ed. Oxford, 1996