автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский аспект изучения социализации личности с учетом классического, неклассического и постнеклассического этапов развертывания научной рациональности

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Озеров, Аким Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский аспект изучения социализации личности с учетом классического, неклассического и постнеклассического этапов развертывания научной рациональности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский аспект изучения социализации личности с учетом классического, неклассического и постнеклассического этапов развертывания научной рациональности"

Озеров Аким Евгеньевич

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ КЛАССИЧЕСКОГО, НЕКЛАССИЧЕСКОГО И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПОВ РАЗВЕРТЫВАНИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Красноярск 2011

4852229

Работа выполнена на кафедре философии Сибирского юридического института МВД России

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Невирко Дмитрий Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Андреев Александр Львович

кандидат философских наук, доцент Медведева Екатерина Сергеевна

Ведущая организация: ФГОУ ВПВО «Военный университет»

(г. Москва)

Защита состоится «23» июня 2011 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф. Решетнева по адресу: 660014, г. Красноярск, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 31, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Автореферат разослан «23» мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета .

кандидат философских наук, доцент п О.В. Летунова

Н&У

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения процесса социализации личности с учётом специфики каждого из трёх этапов развёртывания научной рациональности - классического, неклассического и постнеклассического. Это связано с тем, что большинство исследований процесса социализации осуществлялось в рамках тех или иных исторических эпох, в то время как в разные исторические эпохи исследование процесса социализации личности (особенно в западной традиции) осуществлялось в системе, актуальной для соответствующей исторической эпохи научной рациональности с учетом характерных для каждого этапа ценностных отношений личности и общества. От того, какими являются эти отношения, зависит, в каком качестве раскрывается личность.

Социально-философский аспект изучения процесса социализации личности с учетом классического, неклассического и постнеклассического этапов развертывания научной рациональности предполагает изучение процесса социализации как результата развития социально-философской мысли о человеке и обществе. Исследование разных концепций социализации, выявление особенностей этапов изучения процесса социализации важно для дальнейшего исследования специфики этого процесса.

Разработка темы изучения социализации личности на разных этапах развертывания научной рациональности имеет существенное значение, исходя из понимания того, что она отражается во многих современных явлениях жизни человека, характеризующихся кардинальными социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы и отразившимися на трансформации индивидуального и общественного сознания, размытости идеалов и нравственных ориентиров.

Значимость изучения процесса социализации связана и с тем, что в условиях быстрых социальных изменений и трансформации общественных и индивидуальных потребностей остается острой проблема взаимоотношения поколений, усиливается информационное воздействие на личность, не снижает своей актуальности проблема занятости в условиях рыночной экономики. Все это сопровождается такими явлениями, как коррупция и бюрократия, обострение экстремизма и терроризма. Особо актуален вопрос правовой социализации в современном обществе, один из показателей которого - уровень преступности. По данным статистики, за последние 5 лет общее состояние преступности в Сибирском федеральном округе остаётся относительно высоким. Поскольку уровень преступности в обществе - отражение уровня социализации, то это свидетельствует о недостаточной, сниженной

з

социализации или о негативном характере процесса социализации. В этих условиях повышается актуальность научных исследований самого процесса социализации и отдельных факторов, которые влияют на успешную реализацию данного процесса.

Социально-философский аспект учения процесса социализации личности с учётом специфики каждого из трёх этапов развёртывания научной рациональности: классического, неклассического и постнеклассического - одно из направлений изучения причин вышеуказанных проблем.

Вся перечисленная система аргументов определяет выбор темы исследования и характер разрешения познавательных задач.

Степень разработанности темы. Изучением процесса социализации личности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. В частности, изучение понятия личности представлено в работах К. Абишева, А.И. Артемьева, Т.О. Бажутиной, С.С. Батенина, Д. Бидни, Августина Блаженного, Л.П. Буевой, Г.В.Ф. Гегеля, А.И. Герцена, Г.Е. Глезермана, П.А. Гольбаха, М.С. Кагана, М.К. Камилова, И. Канта, Л.П. Карсавина, И.С. Кона, П.Е. Кряжева, К. Маркса, Пико делла Мирандолы, А.Г. Мысливченко, Ф. Ницше, И.И. Резвицкого, С.Л. Рубинштейна, Ж.П. Сартра, Г.Л. Смирнова, В.П. Тугаринова, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, А. Хюбшера, Н.В. Шелгунова, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса, О.Ф. Нескрябиной, К.В. Рубчевского и других.

Изучению общества как субъекта процесса социализации посвящены работы М. Вебера, Л.С. Выготского, Г.В.Ф. Гегеля, А.И. Герцена, Ю.Н. Давыдова, Р. Доусона, В.В. Касьянова, Г. Кершенштейнера, В.О. Ключевского, O.A. Лавреневой, Ю.А. Левады, A.B. Мудрика, В.Г. Немировского, Г.В. Осипова, В.В. Павловского, А.И. Панюкова, М.Ю. Попова, К. Приуитта, Г. Хаймена, П.Я. Чаадаева и других.

Изучение процесса социализации в ходе развития науки о человеке и обществе осуществлялось в рамках различных философско-методологических традиций. Это подтверждают работы П. Бергера, Э. Гидценса, Э. Дюркгейма, О. Конта, Ч. Кули, Т. Лукмана, К. Маркса, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, Б. Скиннера, Г. Спенсера, Э. Тэйлора, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса и других.

B.C. Степин показывает, что видение предмета исследования на каждом историческом этапе развития науки характеризуется определённой научной картиной мира, задающей «обобщённую матрицу системного видения, понимания и осмысления исследуемых объектов»' и обосновывает необходимость различения научного философского знания на этапы - классический, неклассический, постнеклассический.

1 Степин B.C. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различеиия//Постиеклассика: философия, наука, культура. СПб.: 2009. - с.255.

Классический этап изучения процесса социализации личности представлен исследованиями М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Дюркгейма, И. Канта, О. Конта, Дж. Локка, К. Маркса, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсера, Л. Фейербаха и других. С этим этапом соотносятся труды отечественных философов, среди них В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, А.Н. Радищев и др.

Неклассический этап изучения процесса социализации личности связан с исследованиями П. Бергера, Г. Блумера, В. Вундта, Э. Гидденса, Э.Гуссерля, А.Камю, Ч. Кули, М.Лацаруса, Т. Лукмана, Н. Лумана, Р. Мертона, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Ж.-П. Сартра, Б. Скиннера, Г. Тарда, М. Хайдеггера, М.О. Шпенглера, X. Штейнталя, А. Шюца, Э. Эриксона, Н. Ясперса и других. С этим этапом соотносятся труды отечественных философов, среди них Д.И. Беляев, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, В.О. Ключевский, А.Ф. Лосев и др.

Постнеклассический этап изучения процесса социализации характеризуется множественностью теоретико-методологических подходов и представлен исследованиями А. Бандуры, 3. Баумана, С.С. Батенина, О. Брима, М.Я. Боброва, П. Бурдье Э. Гидденса, С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой, Б.Ф. Ломова, Г. Маркузе, В.Г. Немировского, А. Парка, П.А. Сорокина, А.И. Субетто, А.К. Уледова, Э. Фрома, Ю. Хабермаса, В.А. Ядова и других. А.Ф. Лосев доказывает, что проблема человека есть извечная проблема, которая постоянно решается и никогда не будет окончательно решена. Поэтому изучение процесса социализации личности требует дальнейшего социально-философского анализа.

Объект исследования - процесс изучения социализации личности.

Предмет исследования - социально-философский аспект изучения социализации личности в условиях классического, неклассического и постнеклассического этапа развертывания научной рациональности.

Методология исследования

В основе исследования - диалектический метод и соответствующие принципы философского познания. Использованы логический, исторический методы, методы анализа и синтеза, достижение цели исследования связано с использованием следующих исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного.

Источниками исследования послужили социально-философские и психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме социализации личности. В основе данного исследования предложенная В.Г.Будановым, В.В Ильиным, И.Т. Касавиным, B.C. Степиным, B.C. Швыревым и др. система эволюции научной рациональности, утверждающей три этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования - социально-философский анализ изучения социализации: классический, неклассический и постнеклассический этапы развертывания научной рациональности.

Осуществлению поставленной цели подчинены следующие основные задачи исследования:

1. Изучить содержание понятия «личность».

2. Исследовать основные функции социализации личности.

3. Проследить, как происходило изучение социализации в ходе развития науки о человеке и обществе.

4. Проанализировать классический этап изучения социализации личности.

5. Проанализировать неклассический этап изучения социализации личности.

6. Проанализировать постнеклассический этап изучения социализации личности.

Научная новизна данного исследования:

- Доказано, что содержание понятия «личность» зависит от того, в качестве какой методологии познания (метафизической или диалектической) выступает социальная философия. При этом с позиции социальной философии как диалектической методологии категория «личность» раскрывается как образ действительности, а с позиции социальной философии как метафизической методологии категория «личность» раскрывается как репрезентант или как репрезентация действительности, принимаемой в качестве репрезентанта.

- Доказано, что от того, с точки зрения какой методологии исследуется содержание категории «личность», зависит, как раскрывается содержание процесса социализации.

- Показано, что специфика социализации личности определяется типом общества, характером его исторического опыта, составом детерминант, в которых происходит жизнеутверждение общества и обеспечивается его жизнеспособность.

- Установлено, что в процессе социализации личности в зависимости от специфики социализации определяющее значение может иметь микросреда, мезосреда и макросреда жизнедеятельности человека, в соответствии с которыми актуализируются принятые в каждой из этих сред стандарты поведения, ценности, образ и стиль жизни группы и т.д.

- Показано, что в процессуальном отношении социализация личности включает столько этапов, сколько необходимо для благоприятной жизнедеятельности личности в соотношении «личность и общество».

- Показано, что по либеральной концепции социализации личности процесс социализации включает столько этапов, сколько нужно для

выведения личности в правовое поле; по консервативной концепции социализации личности процесс социализации предполагает столько этапов, сколько нужно для выведения личности в поле господствующей идеологии; по отечественной концепции личности процесс социализации предполагает столько этапов, сколько необходимо для обеспечения жизнеспособности личности в течение всей жизни.

- Установлено, что классический этап изучения процесса социализации выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому личность раскрывается в качествах, актуальных для общей «войны против всех» (Т. Гоббс, Дж. Локк).

- Показано, что классический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется к стандартам наличного содержания, норм права, то есть норм, ответственность за исполнение которых принимают институты государства.

- Установлено, что неклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается вероятность наличного содержания личности, которое может подлежать социализации.

- Показано, что неклассический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется, исходя из допущения, что личности известно, какая личность адекватна обществу.

- Установлено, что постнеклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается, что процесс социализации личности выступает как процесс произвольного вложения личности в общество.

- Показано, что постнеклассический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется, исходя из допущения, что обществу неизвестно, какая личность адекватна обществу.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дан социально-философский анализ трёх этапов изучения процесса социализации: классического, неклассического и постнеклассического, что способствует всестороннему постижению процесса социализации.

Ценными и перспективными являются сделанные в диссертации выводы в свете таких разделов социальной философии, как: философия общества, философия человека, философия культуры. Это связано, в первую очередь, с тем, что предметом изучения в данных разделах является человек, взятый как представитель социальной группы или

общности, т.е. в системе его социальных связей. Результаты диссертации могут быть также использованы в курсе социологии, психологии, педагогики.

В целом материалы диссертационной работы открывают перспективы для дальнейшего исследования проблемы соотношения классического, неклассического и постнеклассического этапов изучения процесса социализации.

Апробация работы

Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: на XII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2009), на международной конференции «Меры по предотвращению коррупции на основе опыта федерального правительства Канады» (Красноярск, апрель 2009), на межвузовской научной конференции курсантов, слушателей и студентов «Молодёжь, наука, цивилизация» (Красноярск, апрель 2009), на XVI Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития» (Красноярск, апрель 2009), на III научной конференции с международным участием «Наука и общество: взгляд молодых исследователей» (Абакан, ноябрь 2009), на II Всероссийских педагогических чтениях «Гуманная педагогика» (Абакан, ноябрь 2009), на XIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2009), на межвузовской научной конференции курсантов, слушателей и студентов «Молодёжь, наука, цивилизация» (Красноярск, апрель 2010), на II Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Личность в изменяющихся социальных условиях» (Красноярск, апрель 2010), на Всероссийской научно-практической конференции (XVIII Адлерские чтения) «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия» (Сочи, июнь 2010), на II Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития» (Волгоград, июль 2010).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии СибЮИ МВД РФ, а также на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Структура диссертации

Структура работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы

Во введении диссертационного исследования определяется степень научной разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, излагается его научная новизна, характеризуется методологическая основа работы, раскрывается её теоретическая и практическая значимость, содержатся сведения об апробации работы, описывается структура диссертационного исследования.

В первой главе «Общие методологические аспекты изучения социализации личности» анализируется содержание понятия «человек» и «личность». В этой главе исследованы основные функции социализации личности, а также проведён исторический анализ изучения процесса социализации личности.

В первом параграфе «Социально-философский анализ понятия «личность» определено, какое содержание вкладывали в понятия «человек», «личность» мыслители различных эпох.

Исходя из проведённого изучения понятия «личность», диссертант делает вывод, что оно формировалось на протяжении веков, и его содержание находится в прямой зависимости от того, с точки зрения какой методологии познания (метафизической или диалектической) его рассматривали представители разных эпох и направлений.

Диссертант доказывает, что в античном мире личность вне общества не мыслится. Этимология слова «личность» имеет смысл только в связи с определёнными общественными отношениями. Греческая культура и искусство реализовали принцип Протагора - «человек есть мера вещей -сущих в их бытии и несущих в их небытии»1. На рубеже поздней античности - раннего средневековья видный христианский теолог Блаженный Августин обращается к теме человеческой личности, противоречивости её становления. Культура Возрождения, устремлённая не к богу, а к человеку, дала представление о сильном, свободном человеке, который утверждает свою независимость и индивидуальность. Философия данного периода антропоцентрична. Пико делла Мирандола, ставя вопрос о свободе воли и активности человека, доказывал, что человек - посредник между всеми созданиями, земными и небесными, вместе с тем существует вне этих созданий. Свобода воли даёт такому человеку возможность создавать самого себя, достигать того, чего хочется. Диссертант доказывает, что философия Возрождения сохраняет оптимизм во взглядах на возможности, перспективы социализации человека в будущем, сделав акцент на его деятельно-познавательную сущность.

Согласно концепциям французских мыслителей XVIII века, человек есть не творение бога, а результат развития природы. Однако французские материалисты придавали недостаточно значения социальному в человеке,

'Платон. Диалоги. - М.: Феникс, 1998. - С. 109.

упускали из виду, что человек не только природное, но и общественное создание. Они недооценивали социализирующее влияние различных сфер жизни общества. Излишне категоричной, как показало время, была точка зрения, высказанная в эпоху Просвещения, что решающей силой в формировании личности является система образования.

Существенное значение изучению человека как личности придавали представители классической немецкой философии. Личность, согласно И. Канту, - это «духовный человек», его деятельность определяется не окружающей природой, а собственным разумом, собственной волей, а она руководствуется долгом. По теории личности Г.В.Ф. Гегеля, сила, порождающая деятельность личности, есть идеи и человеческие страсти, в понятие «искусственное и продолжительное воспитание» мыслитель вкладывает содержание, близкое к понятию «планомерная социализация личности»1. Ключевым моментом в концепции Л.Фейербаха является признание крайней необходимости гуманных отношений между людьми, тесного общения между ними, признание необходимости действовать. Человек становится личностью лишь в среде себе подобных. При этом важно то, что человек находится в отношениях и зависимостях не только непосредственных, но и опосредованных. А. Шопенгауэр доказывал, что сущность человека - это воля, в качестве объективации которой выступают влечения, инстинкты человека.

Русские философы-демократы XIX века находили в человеке, главным образом, духовное и физическое. Отмечая зависимость личности от общества, А.И. Герцен подчёркивает влияние среды и эпохи. Н.В. Шелгунов полагает, что гармонично развитая личность является результатом умственного и физического труда. Отечественные мыслители XIX века выдвинули концепцию о влиянии общества на развитие личности и, в свою очередь, о влиянии личности на ход исторического процесса. В данном отношении они руководствовались отличной от западной методологической традиции и теории познания как теории отражения.

Диссертант доказывает, что понятия «природа человека» и «сущность человека» равнозначны лишь в отдельных случаях. «Человек» есть родовое понятие, в нём две стороны: биологическое и социальное, хотя сущность его социальна. Рождается человек-индивид, а в результате социализации формируется человек-личность.

Диссертант анализирует ряд точек зрения по дискуссионным вопросам относительно времени возникновения понятия личности и причин её возникновения, а именно: ряд исследователей полагают, что появление личности совпадает со временем появления общества (М.В. Дёмин), другие связывают это с рабовладельческим обществом и разделением труда (К. Абишев, С.С. Батенин, М.К. Камилов), И.С. Кон

1 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. С. 119.

доказывает, что личность появляется на заключительном этапе развития первобытного общества, когда в зачаточном состоянии возникает разделение труда.

Диссертантом установлено, что содержание понятия «личность» зависит от методологии, с позиций которой раскрывается сущность понятия. С позиций социальной философии как диалектической методологии категория «личность» раскрывается как образ действительности, а с позиций метафизической методологии - как репрезентант или как репрезентация действительности, принимаемой в качестве репрезентанта.

Во втором параграфе «Общество и его функции социализации личности» исследованы основные факторы социализирующего воздействия общества, проанализированы пути объективного воздействия различных подсистем общества на личность в процессе социализации, выявлены составляющие элементы социальной среды личности.

Диссертант показывает, что процесс социализации со стороны общества есть передача индивиду культурного опыта. Признавая единство социализированного индивида и общества, диссертант доказывает связь характера социализации и пути развития общества, его типа, характера исторического опыта, состава детерминант (объективных условий и субъективных факторов).

Общество не существует и не может существовать без определённых норм, правил, предлагаемых в различных формах. Диссертант доказывает, что главным инструментом социализации индивида являются выработанные обществом правила поведения, предъявляемые к человеку.

В качестве основных сфер жизни, общества, оказывающих социализирующее влияние на человека, диссертант различает социально-экономическую, политико-правовую и духовную сферы общественной жизни.

Социально-экономическая грань социализирующего влияния общества предполагает процессы выработки у человека необходимых экономических знаний, интеграции человека с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Социально-политическая ситуация в обществе, экономическая система не могут не оказывать существенного социализирующего влияния на личность. Социально-экономическая ситуация в обществе способна оказывать стабилизирующее воздействие на экономическое сознание, мировоззрение личности в целом. А также может тормозить развитие личности, служить барьером на пути проявления инициативы или даже угрожать её существованию. В последнем случае личность может прийти к заключению о необходимости реформирования существующего социально-экономического (а иногда и политического) строя общества.

Политико-правовой фактор социализирующего влияния общества в

основном обусловлен политической системой, особенностями этой системы (демократическая или авторитарная), спецификой политических и общественных организаций. Политико-правовой фактор социализирующего воздействия общества на личность обнаруживается и в формировании политической культуры личности как одной из значимых составляющих её внутреннего мира. Политическая культура вырабатывается в процессе овладения определёнными стандартами общения и поведения, что даёт возможность адаптироваться в определённой политической системе, играть те или иные социальные (политические) роли.

Духовный фактор социализирующего влияния общества - это путь к осознанию и восприятию человеком того, что накопило и продуцирует общество. Духовный фактор социализирующего влияния обусловливается спецификой структуры взаимодействия и отношений между людьми на обыденном и профессиональном уровнях, характером отношений между людьми.

Диссертант доказывает, что в процессе социализации личности в зависимости от специфики научной рациональности, с точки зрения которой осуществляется социализация, определяющее значение может иметь макросреда, мезосреда и микросреда жизнедеятельности человека, в соответствии с которыми актуализируются принятые в каждой из этих сред стандарты поведения, образ и стиль жизни данной среды и т.д. Первым уровнем социализирующего влияния на личность выступает макросреда (общие характеристики общества), вторым - мезосреда (сферы общества, регионы, страны), третьим - микросреда (семья, круг общения, школьный класс, группа вуза, предприятие, соседи и др.). Микросреда выступает как звено общей социальной среды, опосредует влияние общества на внутренний мир личности, а также может стать и нередко становится определяющим фактором развития. Особенности сочетания макро-, мезо- и микросред становятся объяснением индивидуальных особенностей склада личности, содержания ценностных ориентации, типических личностных свойств.

В третьем параграфе «Основные этапы изучения процесса социализации личности» диссертантом показано, что изучение процесса социализации в рамках философских теоретических традиций представляет собой исторический процесс, зависящий от многих факторов, и, в частности, от культурно-исторического типа общества (К. Маркс, А. Шопенгауэр и другие). Теоретическая и эмпирическая традиция основана на внимании к средствам «включения» индивидов в общество. Согласно этой традиции, социализация осуществляется посредством связей, обеспечивающих поступательное развитие человека и общества (О. Конт, П.А. Сорокин, Г. Спенсер и другие). Культурно-антропологические исследования осуществляются на основе анализа

человеческого поведения и сознания, которые являются результатом процесса социализации (Ч. Кули, Э. Тэйлор и другие). Начало XX века связано с изучением социализации как процесса, обеспечивающего поступательное «включение» личности в общественную жизнь (Б. Скиннер, Дж. Мид).

Диссертантом исследован двухуровневый теоретический взгляд на процесс социализации: макроуровень - изучение тех общих закономерностей, которые влияют на общество вообще и на личность в частности; микроуровень - изучение закономерностей, определяющих поведение человека. Диссертант показывает, что следствием этого стали два подхода к изучению процесса социализации: первый - личность как объект данного процесса, второй - личность как субъект данного процесса. Отсюда появление субъект-объектного (Э. Дюркгейма, Т. Парсонса) подхода к изучению процесса социализации и субъект-субъектного (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Гидценс).

Представители неофункционализма П. Бергер и Т. Лукман в средине XX века раскрывают процесс социализации с позиции эволюционного развития человека, в соответствии с которой социализация есть онтогенетический процесс, то есть процесс «перенимания от другого» мира стереотипов поведения.

Анализируя особенности исследования теоретических проблем социализации в России, диссертант доказывает, что имеется специфическое своеобразие, в основе которого - зависимость от национального характера и духовной жизни общества (Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков).

Во второй половине XX века символические интеракционисты исследуют социализацию как социальное взаимодействие людей. Понятие «социальной роли» стало основным в функциональной теории исследования социализации (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Диссертант доказывает, что, согласно либеральной концепции социализации личности, процесс социализации включает столько этапов, сколько нужно для выведения личности в правовое поле. Консервативная концепция социализации предполагает столько этапов, сколько нужно для выведения личности в поле господствующей идеологии, действующего общественного договора, норм господствующего в обществе вероучения и т.п. Отечественная концепция социализации предполагает столько этапов, сколько необходимо для обеспечения жизнедеятельности личности в течение всей жизни.

Анализируя основные этапы изучения процесса социализации, диссертант приходит к выводу, что в процессуальном отношении социализация личности состоит из стольких этапов, сколько необходимо для благоприятной жизнедеятельности личности в соотношении: личность - общество.

Во второй главе «Процесс социализации личности с точки зрения эволюции научной рациональности» диссертант доказывает, что множественность подходов к изучению процесса социализации личности объясняется эволюцией научной рациональности. Научная рациональность - это характеристика форм активности человека, природных и социальных явлений с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств для достижения цели. Автор диссертации устанавливает, что изучение социализации как процесса становления личности правомерно соотнести с этапами развёртывания научной рациональности: классическим, неклассическим и постнеклассическим.

B.C. Степин обосновал, что «между этими этапами существуют своеобразные «перекрытия», причем появление каждого нового этапа не отбрасывало предшествующих достижений, а только очерчивало сферу их действия, их применимость к определенным типам задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания»1.

В первом параграфе второй главы «Классический этап изучения социализации личности» диссертант выявляет особенности классической науки и доказывает, что именно достижения классического этапа развития философии и научной рациональности заложили основы изучения процесса социализации личности. На этом этапе в науке особое внимание стало уделяться проблеме взаимоотношения личности и общества, анализу общественных процессов. Автор диссертации доказывает, что представление о человеке как социальном явлении сформировалось именно на заре капитализма, когда появилась необходимость познания новых качеств индивида как социально-психологического явления. Обосновывая классическую научную рациональность, B.C. Степин обосновывает, что её «идеалом было построение абсолютно истинной картины мира и теории, точно и однозначно соответствующих объекту». Существенным является также его положение, что «классическая наука была ориентирована, прежде всего, на постижение изолированного фрагмента действительности»2.

Основным методом исследования в классической философии является логика, а одно из главных её определений - абсолютный логоцентризм. Для классического этапа развития науки в интерпретации человека был характерен когнитивизм: человек понимался строго как носитель сознания, как познающий субъект.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины XIX века, в Западной Европе складывалась и упрочивалась

' 1 Степин B.C. Философская антропология и философия науки. M. Высшая школа. - 1992 - С. 180.

2 Степин B.C. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения//Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с.258.

традиция рациональной философии. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо разрабатывают теорию общественного договора, обосновав тем самым, что «естественное состояние» человека имеет следствием появление общественного договора. Д. Локк доказывал, что люди, имея естественные права, будут действовать справедливо только в группах. Традиция рациональной философии нашла свое оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля. В классической философии возник и утвердился культ разума. По И. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, что позволяет ему свободно подчинять своё «Я» нравственному закону.

Классический этап изучения социализации личности связан, в первую очередь, с философией эпохи Просвещения, когда в классической философии возник и утвердился культ разума. Анализ философских теорий философов-просветителей позволил сделать вывод, что философы-просветители сходятся в мысли: человек - естественное и высшее природное существо. Будучи таковым, объективно каждый человек предстает как индивид, т.е. отдельное, единичное существо, полноправное со всеми другими в границах природы, подчиняющееся каждый одним и тем же законам природы.

Один из родоначальников позитивной философии О. Конт, критикуя предшествующих философов-метафизиков за то, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Он подчеркивал решающую роль общества в формировании личности. Общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также систему образования и воспитания.

Диссертант, развертывая анализ научной рациональности периода классики, доказывает, что марксистская традиция процесс развития личности раскрывает, прежде всего, с точки зрения социально-классовой принадлежности человека, воздействия на него разного рода макроэкономических и социально-политических условий. Г. Спенсер активно отстаивает идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Он развивает идею «естественного отбора» наиболее приспособленных к условиям людей. Э. Дюркгейм показывает, что человек и общество находятся в отношениях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в развитии другой. М. Вебер в качестве субъектов общественной жизни определяет только отдельных индивидов, которые действуют осмысленно. А такие социальные явления, как «классы», «общество», «государство», по его

мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Диссертант доказывает, что философы классического периода первыми начали разработку проблемы личности и делали это на актуальном для своего времени уровне научной рациональности. По мере накопления социальных знаний появилось множество концепций, каждая из которых на основе сложившейся философской культуры по-своему трактовала процесс социализации.

Диссертант устанавливает, что классический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому личность социализируется к стандартам норм, ответственность за исполнение которых принимают институты государства. Автор диссертации выделяет основные черты классического этапа социально-философского научного знания о процессе социализации:

- монизм, который принимает за основу всего существующего одно начало, то есть это личность с его ценностным отношением к обществу;

- логоцентризм - тенденция опоры на центральный элемент предмета философского анализа, то есть влияние общества на личность;

- телеологизм - устремленность к совершенной цели, то есть процесс формирования личности, которая социализируется к стандартам наличного содержания, норм права, то есть норм, ответственность за исполнение которых принимают институты государства.

Во втором параграфе второй главы «Неклассический этап изучения процесса социализации личности» диссертант показывает, что неклассический этап связан с интересом к сложным саморегулирующимся объектам, системам, их строению и структуре. На этом этапе изучения процесса социализации учитываются связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Для неклассического этапа важным, по положению B.C. Степина, является «принцип обоснования теории опытом»1.

Диссертант доказывает, что человек в системе научной рациональности неклассического этапа - это не просто носитель сознания, познающий субъект. Особенность этого этапа в том, что изучение процесса социализации велось на двух уровнях: макроуровень и микроуровень. На макроуровне изучению подлежали общие закономерности, влияющие на общество в целом и на личность в конкретном случае. Микроуровень - это изучение характера человеческого поведения. Именно с этим связано то, что на данном этапе наметилось два

1 Степин B.C. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения//Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с.260.

основополагающих принципа, лежащих в основе изучения процесса социализации: метафизика и номинализм.

Социализации с точки зрения субъект-объектного подхода есть развитие, изменение и самосовершенствование человека в процессе усвоения культуры (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Этот подход как одна из самых разработанных концепций социализации неклассического этапа был обоснован в рамках структурно-функционального анализа. Т. Парсонс предлагает рассматривать социализацию как одну из подсистем культурной системы, выполняющей функцию латентности. Субъект-объектный подход (общество - субъект воздействия, а человек - его объект) характеризуется пассивной позицией человека в процессе социализации, а социализация приравнивается к адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.

В основе субъект-субъектного подхода (Ч. Кули, Дж. Г. Мид) -акцент на взаимном влиянии человека и общества. Человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. В русле субъект-объектного подхода социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых данным обществом. В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.

Диссертант доказывает, что неклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается вероятность наличного содержания личности, которое может подлежать социализации. Неклассический этап - это этап, в соответствии с которым личность социализируется, исходя из допущения, что личности известно, какая личность адекватна обществу. Автор диссертации устанавливает, что основными чертами неклассического этапа социально-философского научного знания о процессе социализации являются:

- цивилизационный подход;

- принцип автономности как способ преодоления логоцентризма, характерного для классического этапа;

- отступление от принципа универсального монизма, плюрапистичность и мозаичность.

В третьем параграфе второй главы «Постнеклассический этап изучения процесса социализации личности» диссертант доказывает, что особенностью современного этапа изучения человека и процесса его социализации, становления личности является множественность теоретико-методологических подходов. Сегодня налицо рождение и

существование постнеклассической науки, в которой представлен процесс её становления как самоорганизация междисциплинарного знания. B.C. Степин показывает, что «специфику современной науки конца XX -начала XXI вв. определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания»1.

Движение вперёд, появление новых проблем, изменение характера эпохи, очередные открытия в науке стимулировали появление инновационных подходов к изучению социализации человека, основанные как на современной научной картине мира, так и на эволюции традиционных подходов. Эффективно используются для анализа социальных явлений и процессов такие направления, как синергетика и диатропика.

Диссертант показывает, что подход к исследованию социализации личности, устанавливающий, что личность есть одновременно и объект, и субъект общественных отношений, лежит в основе модели взаимодействия личности и общества В.А. Ядова. Личность в ней характеризуется с помощью следующих концепций: 1) включение в социальную общность, то есть освоение личностью социальных ролей; 2) социальная идентификация как осознание своей принадлежности к данной общности и ролевая идентификация - принятие общественно заданных функций и групповых требований в качестве отвечающих интересам и потребностям субъекта; 3) самосознание личности, нормативное сознание и система ценностных ориентаций, диспозиций личности; 4) потребности, мотивация, социальные установки, социальное поведение. Согласно предложенной модели, «личность как объект» раскрывается на основе определённой системы научных понятий, отражающих актуальные нормативные требования социальных общностей к своим индивидам.

Современный инновационный подход, направленный на изучение процесса социализации человека, заложен в диспозиционной теории личности. Диспозиция личности означает её предрасположенность к определённому восприятию условий деятельности и к определённому поведению её в этих условиях. Данная теория закономерно обосновывает социальную обусловленность деятельности личности, отображает мотивационную структуру личности. Диспозиционная установка личности играет решающую роль при выборе ею типа своего поведения.

Существенную концепцию процесса социализации предложил Э. Гидденс. Его концепция социализации личности формируется на основе положения о том, что не социальные роли, а постоянно воспроизводящиеся социальные практики создают социальные системы. Социализация личности, по Э. Гидденсу, - это двусторонний процесс

1 Степин B.C. Смена типов научной рациональности//Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009, с. 162.

субъект-субъектного взаимодействия между его участниками, так как не только общество учит индивида своим правилам, но и сам индивид творчески приспосабливает к себе доступный ему сегмент общества. Социализация личности, полагает Э. Гидденс, является перманентным процессом, она не заканчивается с признанием обществом индивида в качестве своего полноправного члена, зрелой личности.

Диссертант устанавливает, что в современной науке, выделяется две отдельные, относительно самостоятельные стороны процесса социализации личности: содержательная и функциональная. Содержательная сторона заключатся в определении того, какие социальные и духовные качества формируются в процессе социализации личности, а функциональная - под влиянием каких механизмов происходит это формирование.

Основными факторами социализации личности выступают элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек. Это - комплекс ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку. Формы и модели социализации будут различны, в зависимости от особенностей господствующих в обществе социальных отношений, поддерживаемых и развиваемых правящей элитой.

Диссертант устанавливает, что постнеклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается, что процесс социализации выступает как процесс произвольного вложения личности в общество. Постнеклассический этап -это этап, в соответствии с которым личность социализируется, исходя из допущения, что обществу неизвестно, какая личность адекватна обществу. Автор диссертации доказывает, что основными чертами постнеклассического этапа социально-философского научного знания о процессе социализации являются:

- применение синергетической парадигмы;

- комплексность, междисциплинарность;

- теоретико-методологический синтез знаний классического, неклассического и постнеклассического этапов.

В заключении исследования подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень ВАК РФ для опубликования научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук:

Озеров, А.Е. Социализация человека и базовые потребности личности // Социально-гуманитарные знания. - М.: 2010. - №3. - С. 327335.

Статьи в других научных сборниках:

Озеров, А.Е. Проблема формирования личности в трудах современных философов // Инновации в образовании. - М.: 2008. -№12. -С. 39-62.

Озеров, А.Е. Проблема личности в философии экзистенциализма // Молодежь, наука и цивилизация. Межвузовский сборник. В 2-х частях. Ч. 2. - Красноярск, 2009. - Вып. 12. - С. 187-189.

Озеров, А.Е. Деструктивная социализация личности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1 Сиб. юрид. ин-т МВД России. - Красноярск, 2009. - С. 203205.

Озеров, А.Е. Профессиональная деструктивная социализация личности как причина коррупции // Меры по предотвращению коррупции на основе опыта федерального правительства Канады: сборник материалов международной конференции. - Красноярск, 2009. - С. 134-139.

Озеров, А.Е. Социализация через призму базовых потребностей личности // Наука и общество: взгляд молодых исследователей: Сборник материалов III научной конференции с международным участием. -Абакан, 2009.-С. 135-136.

Озеров, А.Е. Роль социализации в формировании социально нравственных качеств личности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1 Сиб. юрид. ин-т МВД России. - Красноярск, 2010. - С. 243-247.

Озеров, А.Е. Взросление человека - становление личности // Гуманная педагогика: теория и практика: материалы Вторых Всероссийских Педагогических Чтений. - Абакан, 2010. - С. 200 - 201.

Подписано в печать £ О. Р-5. C'J /■-> Формат Р 60x84. Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Уч. изд. листов 1,1. Тираж О экз. Заказ £

Организационно-научный и редакционно-издательский отдел. Сибирский юридический институт МВД России. 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссоского,20.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии Сибирского юридического института МВД России. 660050, г. Красноярск, ул. Кутузова,6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Озеров, Аким Евгеньевич

Введение.

Глава 1. Общие методологические аспекты изучения социализации личности.

1.1. Социально-философский анализ понятия «личность».

1.2. Общество и его функции социализации личности.

1.3. Основные этапы изучения процесса социализации личности.

Глава 2. Процесс социализации личности с точки зрения эволюции научной рациональности.

2.1. Классический этап изучения социализации личности.

2.2. Неклассический этап изучения социализации личности.

2.3. Постнеклассический этап изучения социализации личности.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Озеров, Аким Евгеньевич

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения процесса социализации личности с учётом специфики каждого из трёх этапов развёртывания научной рациональности - классического, неклассического и постнеклассического. Это связано с тем, что большинство исследований процесса социализации осуществлялось в рамках тех или иных исторических эпох, в то время как в разные исторические эпохи исследование процесса социализации личности (особенно в западной традиции) осуществлялось в системе, актуальной для соответствующей исторической эпохи научной рациональности с учетом характерных для каждого этапа ценностных отношений личности и общества. От того, какими являются эти отношения, зависит, в каком качестве раскрывается личность.

Социально-философский аспект изучения процесса социализации личности с учетом классического, неклассического и постнеклассического этапов развертывания научной рациональности предполагает изучение процесса социализации как результата развития социально-философской мысли о человеке и обществе. Исследование разных концепций социализации, выявление особенностей этапов изучения процесса социализации важно для дальнейшего исследования специфики этого процесса.

Разработка темы изучения социализации личности на разных этапах развертывания научной рациональности имеет существенное значение, исходя из понимания того, что она отражается во многих современных явлениях жизни человека, характеризующихся кардинальными социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы и отразившимися на трансформации индивидуального и общественного сознания, размытости идеалов и нравственных ориентиров.

Значимость изучения процесса социализации связана и с тем, что в условиях быстрых социальных изменений и трансформации общественных и индивидуальных потребностей остается острой проблема взаимоотношения поколений, усиливается информационное воздействие на личность, не снижает своей актуальности проблема занятости в условиях рыночной экономики. Все это сопровождается такими явлениями, как коррупция и бюрократия, обострение экстремизма и терроризма. Особо актуален вопрос правовой социализации в современном обществе, один из показателей которого -уровень преступности. По данным статистики, за последние 5 лет общее состояние преступности в Сибирском федеральном округе остаётся относительно высоким. Поскольку уровень преступности в обществе — отражение уровня социализации, то это свидетельствует о недостаточной, сниженной социализации или о негативном характере процесса социализации. В этих условиях повышается актуальность научных исследований самого процесса социализации и отдельных факторов, которые влияют на успешную реализацию данного процесса.

Социально-философский аспект учения процесса социализации личности с учётом специфики каждого из трёх этапов развёртывания научной рациональности: классического, неклассического и постнеклассического - одно из направлений изучения причин вышеуказанных проблем.

Вся перечисленная система аргументов определяет выбор темы исследования и характер разрешения познавательных задач.

Степень разработанности темы. Изучением процесса социализации личности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. В частности, изучение понятия личности представлено в работах К. Абишева, А.И. Артемьева, Т.О. Бажутиной, С.С. Батенина, Д. Бидни, Августина Блаженного, Л.П. Буевой, Г. Гегеля,

A.И. Герцена, Г.Е. Глезермана, П.А. Гольбаха, М.С. Кагана, М.К. Камилова, И. Канта, Л.П. Карсавина, И.С. Кона, П.Е. Кряжева, К. Маркса, Пико делла Мирандолы, А.Г. Мысливченко, Ф. Ницше, И.И. Резвицкого, С.Л. Рубинштейна, Ж.П. Сартра, Г.Л. Смирнова,

B.П. Тугаринова, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, А. Хюбшера, Н.В. Шелгунова, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса, О.Ф. Нескрябиной, К.В. Рубчевского и др.

Изучению общества как субъекта процесса социализации посвящены работы М. Вебера, Л.С. Выготского, Г. Гегеля, А.И. Герцена, Ю.Н. Давыдова, Р. Доусона, В.В. Касьянова, Г. Кершенштейнера, В.О. Ключевского, O.A. Лавреневой, Ю.А. Левады, A.B. Мудрика, В.Г. Немировского, Г.В. Осипова, В.В. Павловского, А.И. Панюкова, М.Ю. Попова, К. Приуитта, Г. Хаймена, П.Я. Чаадаева и др.

Изучение процесса социализации в ходе развития науки о человеке и обществе осуществлялось в рамках различных философско-методологических традиций. Это подтверждают работы П. Бергера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, О. Конта, Ч. Кули, Т. Лукмана, К. Маркса, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, Б. Скиннера, Г. Спенсера, Э. Тэйлора, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса и др.

B.C. Степин показывает, что видение предмета исследования на каждом историческом этапе развития науки характеризуется определённой научной картиной мира, задающей «обобщённую матрицу системного видения, понимания и осмысления исследуемых объектов» и обосновывает необходимость различения научного философского знания на этапы - классический, неклассический, постнеклассический. Классический этап изучения процесса социализации личности представлен исследованиями М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Гоббса,

Э. Дюркгейма, И. Канта, О. Конта, Дж. Локка, К. Маркса, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсера, JI. Фейербаха и других. С этим этапом соотносятся труды отечественных философов, среди них

B.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, А.Н. Радищев и др.

Неклассический этап изучения процесса социализации личности связан с исследованиями П. Бергера, Г. Блумера, В. Вундта, Э. Гидденса, Э. Гуссерля, А. Камю, Ч. Кули, М. Лацаруса, Т. Лукмана, Н. Лумана, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, Ж.-П. Сартра, Б. Скиннера, Г. Тарда, М. Хайдеггера, М.О. Шпенглера, X. Штейнталя, А. Шюца, Э. Эриксона, Н. Ясперса и других. С этим этапом соотносятся труды отечественных философов, среди них Д.И. Беляев, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, В.О. Ключевский, А.Ф. Лосев и др.

Постнеклассический этап изучения процесса социализации характеризуется множественностью теоретико-методологических подходов и представлен исследованиями А. Бандуры, З.Баумана,

C.С. Батенина, О. Брима, М.Я. Боброва, П. Бурдье Э. Гидденса, С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой, Б.Ф. Ломова, Г. Маркузе, В.Г. Немировского, А. Парка, П.А. Сорокина, А.И. Субетто, А.К. Уледова, Э. Фрома, Ю. Хабермаса, В.А. Ядова и др. А.Ф. Лосев доказывает, что проблема человека есть извечная проблема, которая постоянно решается и никогда не будет окончательно решена. Поэтому изучение процесса социализации личности требует дальнейшего социально-философского анализа.

Объект и предмет исследования

Объект исследования — процесс изучения социализации личности.

Предмет исследования - социально-философский аспект изучения социализации личности в условиях классического, неклассического и постнеклассического этапа развертывания научной рациональности.

Методология исследования

В основе исследования — диалектический метод и соответствующие принципы философского познания. Использованы логический, исторический методы, методы анализа и синтеза, достижение цели исследования связано с использованием следующих исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного.

Источниками исследования послужили социально-философские и психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме социализации личности. В основе данного исследования предложенная В.Г. Будановым, В.В. Ильиным, И.Т. Касавиным, B.C. Степиным, B.C. Швыревым и др. система эволюции научной рациональности, утверждающей три этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования — социально-философский анализ изучения социализации: классический, неклассический и постнеклассический этапы развертывания научной рациональности.

Осуществлению поставленной цели подчинены следующие основные задачи исследования:

1. Изучить содержание понятия «личность».

2. Исследовать основные функции социализации личности.

3. Проследить, как происходило изучение социализации в ходе развития науки о человеке и обществе.

4. Проанализировать классический этап изучения социализации личности.

5. Проанализировать неклассический этап изучения социализации

ЛИЧНОСТИ.

6. Проанализировать постнеклассический этап изучения социализации личности.

Научная новизна данного исследования:

- Доказано, что содержание понятия «личность» зависит от того, в качестве какой; методологии познания (метафизической или диалектической) выступает социальная философия. При этом с позиции^ социальной философии как диалектической методологии категория «личность» раскрывается как образ действительности, а с позиции социальной философии как метафизической методологии категория «личность» раскрывается как репрезентант или как репрезентация действительности, принимаемой в качестве репрезентанта.

- Доказано, что от того, с точки зрения какой методологии исследуется содержание категории «личность», зависит, как раскрывается содержание процесса социализации.

- Показано, что специфика социализации личности определяется типом общества, характером- его исторического опыта, составом детерминант, в которых происходит жизнеутверждение общества и обеспечивается его жизнеспособность.

- Установлено, что в процессе социализации личности в зависимости от специфики социализации определяющее значение может иметь микросреда, мезосреда и макросреда жизнедеятельности человека, в соответствии с которыми актуализируются принятые в каждой из этих сред стандарты поведения, ценности, образ и стиль жизни группы и т.д.

- Показано, что в процессуальном отношении социализация личности включает столько этапов, сколько необходимо для благоприятной жизнедеятельности личности в соотношении «личность и общество».

- Показано, что по либеральной концепции социализации личности процесс социализации включает столько этапов, сколько нужно для выведения личности в правовое поле; по консервативной концепции социализации личности процесс социализации предполагает столько этапов, сколько нужно для выведения личности в поле господствующей идеологии; по отечественной концепции личности процесс социализации предполагает столько этапов, сколько необходимо для обеспечения жизнеспособности личности в течение всей жизни.

- Установлено, что классический этап изучения процесса социализации выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому личность раскрывается в качествах, актуальных для общей «войны против всех» (Т. Гоббс, Дж. Локк).

- Показано, что классический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется к стандартам наличного содержания, норм права, то есть норм, ответственность за исполнение которых принимают институты государства.

- Установлено, что неклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается вероятность наличного содержания личности, которое может подлежать социализации.

- Показано, что неклассический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется, исходя из допущения, что личности известно, какая личность адекватна обществу.

- Установлено, что постнеклассический этап изучения процесса социализации личности выступает как этап раскрытия ценностного отношения личности и общества, согласно которому допускается, что процесс социализации личности выступает как процесс произвольного вложения личности в общество.

- Показано, что постнеклассический этап изучения социализации личности - это этап, согласно которому личность социализируется, исходя из допущения, что обществу неизвестно, какая личность адекватна обществу.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дан социально-философский анализ трёх этапов изучения процесса социализации: классического, неклассического и постнеклассического, что способствует .всестороннему постижению процесса социализации.

Ценными и перспективными являются сделанные в диссертации выводы в свете таких разделов социальной философии, как: философия общества, философия человека, философия культуры. Это связано, в первую очередь, с тем, что предметом изучения в данных разделах является человек, взятый как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его. социальных связей. Результаты диссертации могут быть также использованы в курсе социологии, психологии, педагогики.

В целом материалы диссертационной работы открывают перспективы для дальнейшего исследования проблемы соотношения классического, неклассического и постнеклассического этапов изучения процесса социализации.

Апробация работы.

Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: на XII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2009), на международной конференции «Меры по предотвращению коррупции на основе опыта федерального правительства Канады» (Красноярск, апрель 2009), на межвузовской научной конференции курсантов, слушателей и студентов «Молодёжь, наука, цивилизация» (Красноярск, апрель 2009), на XVI Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития» (Красноярск, апрель

2009), на III научной конференции с международным участием «Наука и общество: взгляд молодых исследователей» (Абакан, ноябрь 2009), на II Всероссийских педагогических чтениях «Гуманная педагогика» (Абакан, ноябрь 2009), на XIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, февраль 2009), на межвузовской научной конференции курсантов, слушателей и студентов «Молодёжь, наука, цивилизация» (Красноярск, апрель 2010), на II Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Личность в изменяющихся социальных условиях» (Красноярск, апрель

2010), на Всероссийской научно-практической конференции (XVIII Адлерские чтения) «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия» (Сочи, июнь 2010), на II Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития» (Волгоград, июль 2010).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии СибЮИ МВД РФ, а также на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Структура и объем диссертационного исследования.

Структура работы определяется логикой исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и библиографического списка.