автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философский анализ темпорального языка культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ темпорального языка культуры"
САРАТОВСКИЙ ОРДЕНА ТР7ДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВШШЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Па правах рутогшся 7Щ. 300 + 130.1
ТАЛАНКИНА НАТАЛЬЯ. ЛМХАЙЛОВНА
ежссогсшй шлю тлогмыюго лгам ильimi
Сп®нлгш,пость 09.00.01 - дпалеоттгсзсдзП
л ясгорпчпскпа маторттачпэя
Автореферат
дпссортгщиа sa сопокапао ушоЯ стопзги кзвдпдага фзлософекщ науп
Саратов - 1990
Дассартадая выполнена на кафедра философии Саратовского овдена Трудового Красного Звамэни политехнического институт
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор В.Н.Ярская-Сгариова
Офпцвалышо оппоненты - доктор фалософскнг паук, про|ассор В.П.Каратсов - каыдмат фиософскЕс паук, доцойт Н.П.Лысякова
Ведшая организация - .сайвдра фщюсофш и научного соцкшпга-иа Саратовского сэльскохознЁственного института кы. Н.И.Вавилова
Защита дгссертадгн состоится шг--ТИ&Хи.' 1390 г» в /*Гс'г> часов на заседании спецаалирировашй'о совзга к.053.74.07. по прзгсуздочию ученой стзпеш! кандидата филосеф-сг,ах шук г Саратовском государственной университете ли И.Г. Чоргшавгкоро / 410601 Саратов, Астраханская ул»„ 83. Саратовский государственный университет, корпус 9, ауд. 406/
С диссертацией шкно ознакомиться ъ Научно", библиотека Саратовского госуда^твенного университета.
Автореферат разослан " л? " ££¿¡¿¿££¡¿2.1990 г.
Ученый секретарь сцецналшЕфоваиного совета К.063.74.07. доктор философских наук, профессор ОрДС^^-. Я.й.Аокзи
ОЩ-W ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОTil Актуальность уо-ли исследования. ч'ляосо^скиП анализ гемш--рольного язшсп культуры подразуусваот пропод^у раэлоп ;пл, маслоиного н реального расччсиспнл псообщис законов развития лзика irapodoñ культуры, доходя, па р.го гонозгса, э датппп и перспектив развития. В проблеме темпоральной догоргмнэшш ланка кульгурьг сТокуслропало соотнслетг.? традиций it r:orMi;::i! с со-врекониоЗ культурпо-псторлчоской ситуахгал. Яэ"к культуры заключает d себе идеал;: rywnraf/a, дойра и сгравеллгвостк, отсс-да слодрт ¡!gcto¡:t¡;:ei;o вразшш диалогу культур, к тортж&л-ти я ъзагааопоникслив, возг/ог.пому лвя> при усготтп угретый порогзднтости культур.
Культура вкдачока в «зык л rco-хот быть п нем отображека, смодвлпропалл. Язык, в сгсо очородь, яплялсь формой бктпя, представляет coáoi' п язик культурп, ибо здось находит r.ijpave--апо каториаиисе и дуяошюо содортанпп этого бцгпя. Проблема иромепн культура нэегг глюгоаспскттгй характер но только г традиционно"; онтология» но ч я лппгвтеттзскоЛ сфере. Понятчо тшорахьиого рчокр^ваотся npiwrnirrwrbno ч рдоапмюй области а дополняется л'>утшен, а тпютя куцохс1твв;;но-пстчт«погг.лГ' ptJueitcESij.
■ Вместе с тем темяорольносхь языка, обозначатся ярекошой параметр caMocoDiiarrvs субъоетп, по тол т. ко " .■•"трристи-
пэскпм средствам иираженля, она гергадо ггре н обязана с лругп-аси-жт&та проЛтогс» капртгр» с в"о>."?!шгх5 сО!":аллз£»дтавЧ лпп-riocxir, которая ссудест:ияотся татам я култггте. Рое более ленда становится тот факт, что соврелвт»!'. упоеоль исследования категория зремони но. ограничивается рдоезкк пстсстрозпшшя, гак как вгегочзет ото yimccpcaibHos пепягто в разлпччу.о тексты культурп; уаюкваотся с г/проглззрзппем, осознанием ого цзнчоо--тз в структура .тазнсгного пути каждой ля'шоетл.
';.пучнг^._разт,яДотят1;;остп пгоблгмч, /на.'-зируг-'^.з вопроси ¡¡аходягсл in cm ко проблем языка, врептг п кулЧтурк, в связп с чем как бк ошюдоизор.татся иавейктая сел од сват; яга в этих областях, которио с сяоя очередь, будучи искал проблемным спнтозо;.'., c&'.ui сиоообнн обогатить пехоявоо проблемное полз. Вот пскшу первпчивй материал данного псояояосонвя рек-
падаегся на ряд разнообразных содержательных пластов, а вся исследовательская программа - на рад подпрограмм. По мнении автора, подход к анализу темпорального языка культуры связан, прежде всего, с понятиями язык культуры, темпоралыюсть, с тем, какое содержание вкладывается в эти понятия. Степень разработанности различных звучных концепций и привлечение художественных текстов культуры позволяет установить их дефиниций.
Начата философского анализа языка и культуры в отечественной традиции связано с именами П.Флоренского, А.Потебни. Не менее Базшым пластом дальнейших исследований является пересечение 1фоблвшшх полей языка и культуры в контексте истории культуры и типов рациональности, что наголо отражение в работах А.Ф.Лосова, Б.А.Парахонского, БД.Успенского. Бремя как категория ¡$илософии, имещая общокультурное п кетодологичос-кое значение, исследовалось в работах Я.Ф.Лскгаа, Л.Я.Гурели-ча, Г.Г.Сучковой, В.Н.Ярской. Такие авторы,как П.П.ГаЦденко, В.А.Канко, В.П.Каратсев, Г.Б.Орлов, В.Б.Устьянцев, В.П.Яковлев, Н.Н.Трубников акцентировали внимание на исторических типах рациональности и ссщяокультуры в аспекте эволюция времени, Определенный вклад в исследование художественного времени внесла Ю.А.Богомолов, П.И.Длохадзе, 1,1.С.Каган, Н.Ф.Ряевская, Г.А.Хотинская, В.Н.Ярская. Проблема времени в языке разрабатывается Т.й.Дешириевой. Ю.М.Лэтманом, И.П.Лысиковой, З.Я.Ту-раовой. £.II.Карауловим обращается внимание на языковое время в пространство, Г.И.Г.авЕЛСкиссм п В.З.Петровым исследуется язык как объект в логмко-ыетодологичоском плане, а также в аспекте юошваагаш, работа^В.И.Чередниченко посвялается языковому и художественному времени. Язык как знаковая форма, которая существует в различных текстах, исследуется лянгвпета-мп Н.Л.Слюсаревым, Н.П.ТроШинам, В.К.Куравлевым.
Зарубежная философия в еиаллэе языка и культур:; опирается на работы £р5о, Д.Вико, Г.Лессинга, В.Гумбольдта, поздиее-на труды Э.Гуссердл, М.Хайвеггера, В.Дяльтся, Г.Гопамера. Ос-мысланлд языка как социокультурного фепошна отрахепс в работах К.Ловя-Сгросса, ..'•),Кассирора,- кал се?.шотгч8ская система язык я культура рассматриваются Р.Бартом; как социальная си-
- Ь -
да - з работах М.Фуко, ЮЛи^ормаса; как от.ичятолышй признак личности - у Дя. Мярголиса, П.Рикара.
Едким образом, за последние гола советскими а зарубокнш.п философами, культурологами, искусствоведами проделана большая, успканал работа во выяснении многоаспектного характера ареиеая культур«. Вместе с тем дискуссия относнтольно характер этой категории не прекращается, свидетельствуя, по-вадимоиу, о то», *гто интерес к концепциям временя но снижается. Недостаточно, на ьап взгляд, разработаны темюралыгае вопроси язшса, пх общие |илосо{юкс-лиигвистичоские основания в отечостяонной 'и~ лосо^.ии. Целю данного исследования является рассмотрение врз-кани как категории, обладающей культурна полкглотизмом, артг-яуляютя ее лайковой функции я социуме, культура, яэико отданной мзна. Для реализаций поставленной цели вццвагаптся следующие задачи:
-• внявить диалектику модусов времени э культурно-историческом развитии темпоральности;
- проонализигтвать становление идеи времени в разных типах культуры;
- раскрыть поли^ункшюнаяьннй характер понятия время, используя как лталрктичесжкЯ метод, так а возможности горменептн-ческот подхода;
- исследовать переводимоеть языковой модели времени в аспекта языка Мщечеловэческих ценностей, представляющий всеобщий п^рррол, коррелят культуры;
- Сказать, что изменение языковой модели зависят от характо-ра понимания к уровня действительной свободы обращения человека со временем в том или ином типе культуры.
Научная ногиэпл исследования определяется следующими положениями, пш-оимыми на защиту:
1/ $илосо{окгя интерпретация языка содеряит вопроса об отношении пролюго, настоящего и будущего, что позволяет говорить о том, что язык содаачъко я семантически детерминирован временем, в итоге он ориентирован на вез модусы временя к сам активно га формирует в языковой к Соколовой реальг.остя.
2/ Культурко-ксторичоски8 анализ категории времень показывает, что ее эволюция глт от вир,иония первоначальных представлений о времени в языка к языковой темпоральной символике, от образности мифа и пред философского сознания к покя.'ио философского темпорализма.
3/Нареду с дипл^тическнм методом, применение герменевтического всдхода ко времена общенного язнка дает возможность показать обусловленность жизнедеятельности человека определенно'! темпоральной орг.онтациеЧ, у* эвнеы понимгчия времени и отражения атого п^оцгсса в языке.
4/ Леревсдимость с языка одной культурь на язык .'.ругой определяется способностью языка воиюцрть темноралъность той или иной культуры, пря этом в качестве всеобщего перевода выступает язьк общечеловеческих понностеН, который может служить ор/цивх е решении глобальных проблем, волнующих современной общество / проблемы сохранения мира, спасения культуры, охраны природы/.
5/ Итогом разэятия имения я языка * эволющш куатури явилось появление языковых -здаораль'шх моделей, которые меняются от апохг к зпохо в свчзи с новым кониманием и измб„енпем стагени свободы обращения челопекг со временьм. Каяднй новый ааг на пути овладения временем делает возмоашм переход к новому тгау ыь-лления.
Практическая значимость работы. Результаты полученного исследования могут быть использованы в курсе философии при чтении лекций по проблемам време ш, культуры и языка, ь курсах эстетики, теории и истории культуры, в работе методологических семинаров и учреждений культуры, в практических рекомендациях по оптимиэашш соотношения этнокультурных п языковых процессов.
Апройагп'я работ». Результаты исследования доктаднвались на Поволжской региональной научно-прг.ктической конференции "Актуальные вопросы культ>ры молодежи в ссег^ решений ХХУП съезда КПСС" - Сератов, 1986, на научно-технической ком¡эрекции ''Мотодыв ученые к специалисты - производству области" Саратов, 1989, на всесопзном теоретическом семинаре "Дгаавк-
тика реального и художественного в рек.! ни" - Саратов, ШЗ, па научно-теоретичоской конференции "Гуманистические opnei лрн научно-технического тгорчества" - Калинин, 1990, на всесовз-ной,хонф8ронщ1И "Социально-философские и гуманитарно проблемы качества деятельности" - Омск, 1990. Диссертация осЗс^гаде; х и рекомендована к защите на заседания кафедры философии Саратовского политехнического института.
Основные положения диссертации отражены в чотирех публикациях., апробированы в ходе лекционной и научной работы.
Структура работы: диссертация состоит из введения, дзух глав / четырех параграфов/, заключения и тематического .списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В иертой главе " Эпслгацкя культурно-языковой функции времени" разрабатывается понятиЗно-категоряахышй аппарат исследования, анализируются понятая яэкк культуры, язык времени. Рассматривается форсированно научных л ненаучных представлений о времени. Понимание времен!! в обк:;екном языке представлено как осмысление, как отраяонве прякт.ноского освоекляг деГ;~ стзителыюстп. Человек приобщается к шру своей тсшоразыюс-тп, которая в каздом отдельно?/ случае раскравзотся го-ногску и на новом языке.
В порвем параграфе первой гкат "Гормензвтичосг.ш! подход ко зремени обыдегаюго языка" обосновывается точка зрояпя возможность герменевтического анализа icastropas зремзпя. ©деловой аспект проблемы означает, чго чй.свск ххзнаот "сг-ксл" времени, получает возможность адекватно его огзшшать, иапол-дяя подлинной деятельностью. Разит культур/л всогда связали с временем л смыслами истории, по все se саки стасли атомао-ралгны и относятся я обцечоловэческим цонпостлм, Чологсп я его бытлэ в пяре зшагкачтея, по Гадакору, на лзико, a сг.ус употраблряио языка оказывается бессознательном. "То, ¡г.етотр;? на абсолютноаш языка в философской гэрмепев^птз, ото ги яв-ляотся основанием, чтос'ы отвергнута саму проблематику ^ об-ходидасть ее гемпоралястслой иятеряретаьип.
Все оущесгвущве в битая привносятся пз его лайковой zoyzo-
основы, отсюда столь акцентированная роль понимания в конструировании бытия; человек, по ХаЯдоггеру, питается пробиться в глубины бытия через понимание, которое несет в себе прогностический характер, связанный с выходом в потенциальное будущее, еще не осуществленное по времени. Марксизм не отрицай г идеальной природы языка, а, напротив, аьздит к ней все высокие свойства речл, угзоргдая, что язык - средство объективя-шш идеального. Но, еени язык лксается идеального, то он перестает быть и творцом культурных ценностей.
Свобода сущестпочаш!Л языке, некогда подапля..ась вместе с подавлением духовного начала в самой жизни. В настоящий момент в обществе складывается обстановка, когда время заставляет обратиться к гуманнстичэсому направл ним, б'/дь го права человека, ля:дс ила культура. При эгоы культура определяется как мера достигнутой кавдцм индивидом человечности, милосердия, гуманизма в отношениях с людьми, с природой и сачим собой. Одновременно с этим язык культуры есть результат коллективного творчества людей, в котором находит свое проявление социальная активность как общества в целом, .т и отдельного индивида. Творческая направленность все!! кизкедеятелыюсти индганда формяруь.ся благодаря включению времени в живу« ткань культура, в процессе созидания себя как личности. В речевой деятельности слово,несомненно,является не просто знаком, несущим значение, но и выразителем отношения человека .. бытии: язык преде эдвляог его духовный двойник, является его вторим "я".
Таким сбразом, герменевтический подход ко времени обыденного языка раскрывает жизнедеятельность человека в контексте к^льтур,.о-иеторнческой темдоральной ориентации. Осмысливая время, человеческое сознание с уровня обыденной жизни поднимается до высот филосс]екой рефлексии. Да-ке не доходя пока до теоретического рационального обобщения экширичоского опыта в научной рефлексии, темпорализы обыденного сознания закрепляется нормами, традициями и правилами, развиаается в пропес-• се повседневной практики Тем не менее и этот уровень темно-рапного языка выступает итогом исторического развитиа и в определенном смысле уже рационально опосредован.
Во втором параграф пропой главы Ten^jnc языка времени" проводится анялп истогико-лультурного процесса ¡ормиропамя образной и логичзскк-лонятпйноЯ формы времени у разных пародов. D ходе -сторического развития эта категория проторпева-от изменения и становится ваине^ией частью культуры. Время связрно становлением жизненной позиции человека, осознанием себя я своего моста в мира. Язык ке, предегааляюций сот -купность и систему знаковых единиц общения и деятельности, осуществляет связь субъекта с Насюяд:'.м, с опохой и ее становлением. Первоначальное представления о времени зафиксированы в миле. Здесь события проллого, настоящого и будущего существую": одновременно, модусы времени но дийоронцкруются, па осознаются, но оцениваются. Воображаемое, фаптастпчоссоо становится реальностью в сознании, принимается за сучесtbjtj-црэ. Различие мэяду природой п обществом в древних 'мифах по осознается, все подчинено циклическому временному движению, по-видимому, связпчио-.-.у. с первобытным презентизмом.
В первобытном общества с.[ора социатьной свободы крайне ограничена, так как человек еще мало приспособлен к условиям своего судествовашш, при вторжения но к'нтролируемых людьмз ? непонятных для них природных и социальных факторов /миграции дичи, засухи, болдзпи, набегк вроящебн-пс племен/. Развитие смыслового и аксиологического аспектов происходит вначале с развитием осознания времени, а затем с зго концептуализацией в облиственном сознании, Отсутствие представления о векторе г_>е:.:ош. на способствовало осознании экзистенциального бытия и его "соединению" с модусами времени, ограничивач оту функцию сознания рамками эмоциональны* предчувствий, лятуи-цуей, бессознательными лнтицинациямн.
Оценка фактора времени в процессе яизни производится с точки рения ее временных параметров^ в частности,, в плана семиотической оппозиции его к пространству и значения для ориентировки в окружающей действительности. Кзвлечзнио темио-ральио закодированной информации гналось жизненно вежним моментом для адаптахш человека, что позволило ему выходить sa рямки эмпирического опыта н создавать целостные коллэктивныз
проставления о.мире.
В античности переход к рациональному, теоретическому исследование событий и предвидению осудесгвляотся от мифов, религиозных представлений и легенд, причем в этом переходе огромную роло сыграло реалистическое мироощущение греков. Время служило для измерения движения, а движение - времени. Античное oír,'caí го времени ко сводилось к пикническому времени Ге-ракчита и пифагорейцев: у Аристотеля время вырывается из круга и "векторизуется". Впервые действительность рассматривается сак временность, находя свое отражение в идеях, что связывается у Платона с проблемой имени: имя это вдея, а идея представляет собой модель вещи, следовательно, имя - модель вещи. Таким образом, был создан фундамент концептуального оформления и рефлектирующей оценки времени, что обусповпено социокультурным развитием Древней Греции и одновременно самим статусом философского обобщения.
Лсследование просаранствепно-времгшного континуума у раз-mix народов и в различных типех культура говорит об увиверсаль-' ной темпоральности человеческого юетления. Понятие генязис языка" времени пключает в свое содержаний становление первоначальных представлений о времени в человеческом сознании и последующи" ход развития дакной категории, ее выражение в языке, переход языковой ~те?шоральной спмвптаки от образности мифа и предфилософского сознания к понятий философского темпоралчзма.
Во второй глтса диссертзщтп "Социокультурная артикуляция времени в язнке" алагшзнруеуся характер социалы:о~:шзнешгаго времени, которой берет объект изображения, ориентирующийся относительно "стрелы времени" внутри человеческой доягельностл0 где особенно захно социальное расчлененке, артикулируемой в сложном сопряжении со скаль кс-п сторпчо о novo, общественно зпатл~ кого и индивидуально-личностного времени.
В первом параграф-. второй ттвр "Языковая модель времени" рассматривается лингвистическая модель времэш, которая но только воспроизводят действительность, tío и воздействует нее0 так хаз« указанная модель детерминирована языковкг/i содержанием и извлечение ее языкового содержания возможно как в
синхронном, так и в диахро»"юм аспркте. 2и"сь время представляется гровде всего как носитель смыслов, с точки зрения рас-коыг.'л его языковой, сеь.антической природы. В отлячие от синхронного росскдтрения развития понятия времени, когда событие или явление сменяется одно другим в одном темпоральном лласте, диахронннй срез по верти каш* позголяет проникнуть в глубь ''Ч-ков, обратиться к Языковы» твторялътш моделям эпохи средневековья и Возрождения.
Одним из признаков культуры выступает ее знаковый характер, на этом Зоне рассматривается отношение культуры к естественному языку и структуре языковой темпоральности. Креме того, каждая культура создает своп модель направленности, длительности а ритмов своего существования, которая соответствует представ! с нио о максимальной временной "протяженности1'. Языховое отношение к проблеме времени - одна из центральных проблем как для христианства, тая а для средневековой культуры в целом. Время человека у Августина полностью интериоризи-руется, лерсс ламинируется - человеческая ду;иа становится первоначальной мерой вромо.чи, внутренний мир человека есть прея-де всего па'шть.
Постепенное выделение представления о будущем и его опенка связы>>пется с возможностью воздействовать на объективное время и с ¡юннтием Судьба, существенно связанное с экзистен-пиатьным временем. Так, концепция Августина раскрывает принципы словесной ксдауникации: от внутреннего слова говорящего к вги внешне^ слову, далее- - к умам слушощего его душа, где возбуждается его внутроннее слово. Отвергая щиошзм древних, Августин четко разграничивает божественную вечность и земное время, время человока. Мир, космос оказываются внешним зигкои бога, который воспринимается человеком извне - миром божественного языка. У1 этребленче слова божьего, превращение ого в символ определяюсь нормами, сложившимися в средневаковом обществе и составившими специфику и уникальность зтой культуры. Наиболее от'егигвоэ проявление знакового характера этого типа культуры позволило Лотману определить его как семантичьо->"-симвслическиЯ тип.
Важным моментом б средневековом понимании времени лаляет-сп его сшсловое вцпрлшение и раздвоение на сакральное и земное. Язык при этом погружен в прошлое человеческого бытия, а попитки проникнуть р будущее свидетельствуют об инверсии в;е-иеии, связываются с эсхатологической уст емленноетью. Вся история христианства связана с раскрытием ог;юмлого многообразия скрытых в нем смыслов1.
Появление аксиологического асгокта в темпорализме означает углубление рефлексии грамени в определенном объективном с;.!ксле, хотя ни о какой полифонии ценности не могло бить и речи: <5у*щаментальнпя ценность присваивалась христианскому времени, тогда как мирское человеческое время обесценено. Ценным яч-ляется то, что были создаяь предпосылки к даииейшей векторизации времени и отдатонип будущего от настоящего в представлении реальности.
Для человека, находящегося в точности, в состоянии атекпо-раяьности, теряет смысл само понятие темлоральности, временности. Пока он ггив, его жизненное экзистг 'шальное время есть один из модусов бытия, где все существующее не свободно от темпоральных смыслов. Вечность ке означает уход от времени. Средневековая модель мира, как известно, противопоставляла друг другу Дво ее сферы по признаку значимости: яачения небесные, Емаицие значение, и как бы не существующие зеише, принадюжа-¡цие практической мз!..!. Эта модель характеризуется такими признакам, как гелостность, диалектичность, ооборнстгь, синтетичность, конкретность, что позволяем говорить о строгой о;; 1ци-ааиш мышления.
Возрождение - период, в котором возникло осознание отчетливой временной и культурно!? дистанции, отличив проведшего от настоящего, переориентация темпоральной аксиологии в потьзу ценности момента настоящего, его самоценности. Чечовек обращен к окислам бытия, к самому се^е, ,'рухен в лингвистические формы, художественные о'¡рази п{омени, символические, религиозные и еввгею.в ритуалы. Си полагает в^емя д[«гог< нгей-
1 Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., ".130.
шей пещью, владеть им означает окультуриваться в нем, воспринимать историческое прет как сиоъ собственную темпоралглость. По-новому сфокусировав модусы исторического времени, но,¡ля модель Брома ни реабилитирует экзистенциальное настоящее человэ-па, которым пренебрегало средневековье. Поворот к человеку и реабилитацию настоящего, подобную Возрождению, должна, очевидно, осуществить наша перестройка.
Новы!', взгляд на человека воплоцает устремленность личности к свободному развития, к утвергкдонга повнх форм самовыражения и творческой деяте.льности во всех сферах жизни. В период Возрождения это связано, в том числе, с переходом от деревенской культуры к городской, город становится убежищем от костного социального контроля, господствующего в сельской общине: для представителя догородской общины отсутствовала возможность выйти за пределы своего социального п культурного универсума. Освобозденный от норм и контроля общины, он тем более чувствителен к ценному темпоральному магниту - городу. Новая модель мира поело соборного устремления ввысь стротштся успокоиться' в горизонтальных линиях, в реальном пространственном и в синтез о исторического и лг.чностно-экзпстстапалъпогЬ времени.
Таким образом, здесь можно говорить о погон типэ :су.тьтури, четко моделирующим полифоническое богатство временя Бога, человека. Языковая модель времени представлена как образец, определенная норма культуры, представлений п взглядов о времени, изменение которых зависит от стпля и способа философствования, от уровня свободы чатсгока во времени. Весь исторический процесс во времени может быть представлен как тем-порально осмысленный текст, п?тс бы "темперированный клавир", когда благодаря темперзали устанавливаются строй, структура соотношения временных отрезков, их наполненность я направленность, то есть устанавливается »есткое меогоположеттв человека, социума.
По втором клотггафз, стопой гчпви "Твмпорплытоеть Погого рремгни" р!)яп7яп7^'Г томпорпшн:!! подход я' языку культура сквозь ирному ^сс^еиностеР т>по*«. Союзку тътурипя сущность
языка но исчерпывается лшь его семиотической, информационной
или структурно-функцгон.'иплшми моделями, продуктивикм, на нош взгляд, здес!. оказывается темгорадьний подход. В самом доло5 расширенно предметной области соотношения языка и темнорашюс-ти уже дстормппировано п Новое время бурним развитием научп, механики, интеграции знания, развития культуры. Поеос гремя характеризуется качественным переворотом, происходящим п с1>окл более короткие, чем кизнь одного поколения. Изменилось и само ощудонио времени, настоящее стаг.о восприниматься не эавораенг-ем прошлого, а начасом будущего. Отличие Нового времени от Возрождения заключаете в том, что Новое время стремится г. неизменности равновесия мелду рефлексией п традицией, между критикой и авторитетом, мезду физикой и .тота^пзккоП. Это новы!! рационализм, ставящий границы сам себе, а но просто пришптппй их по обстоятельствам извне, например, от религиозной догма.
Темпоральные аспекты деятельности человека направлены теперь к объективное зиашзэ. Вместо с тем познало осудествк-ш лшь при условии, еллп субъект осознает время, что означает,во Каш'у, связать в глосводогвчоском механизме субъективной деятельности человека врег.л его шщивидуатъного бытия с социальным врег.;зпе;л пвловочостьа. Таким обрачом, время пос-» т&пегшо обретаот соцпаяьлуэ, а но только хяддоадуаяьчуы пенно сть. ,
С гешорг.хьной активность» диТлоста непосредственно снявши тег.шоральность языка, ко она годверглась шишига но.я'и требований классической науки. Проэдо всего они сводили«- 1: тему, чтоои связать сеыаэтаку с логекс-м-ггематчтческпэт £ог~ муламк знания. Тевзрь изучение знакори* а.етем направлено на авшшз когнитивных ¡^ушагай злаки в процессе гаслитеяьяоЯ деятельности, оставляя в .стороне его коммуникативный статус « то своПстса, кохорыэ сеязшхзт сто с'пгпе с формам? ку.и-тура. Важнейшая функция знака состоит в соддашш поля воз*.д~псстев или некоторого пространства для сознания, для познания " осмысления реальности.
В Новое время происходит диф|юрояш1ация наук ч их полнее отделение друг от друга. Насущной становится проблем'! г.е^алс-
дикости языков "ультури. Так, язык природы перегодится на языки наута", естествслшьй язык при зтом выступает ^я человека как бы интерпретатором возникающие областей знания. При переводе язык передает не только информацию, заключенную в тексте, «о л воплощает твмпоральлоеть, связачную с частнкггл закономерностями языка и общи?-ч закономерностями культуры.
Язык фиксирует также все изменения, происходящие в общество, он детерминирован темпоралыю. При постоянном измзнении сопчуг/з осущестмяегся переход ог одного типа культуры к другому, а при этом расширяется мюгообразие временных форм. Так, Просвещение взяяо за основу организации. всей кутьтури оппозицию естественное- неестественной. Цешна.. и истинным здесь ог.а-эыпаэтея сам человек, его жизнь и, хотя в Новое время содс-р-ггние понятия культуры раскрывается через понятие ¿тстшш, две другие ео составляющие - добро и красота - тагасе присутствуют в языке этого типа культуры в качестве общечеловеческих ценностей. Складывается новый тип культуры: на смену семантической структура приходит синтаксическая, когда признаком культурной значительности становится прянг ;ле?.ность к какому-.■"'бо целому, при этом существенным является включенность этого типа культуры во эдемепнбо развитие.
Реальный мир получает в этой системе культуры репрезентация че;ез темпоральные черты языка, организации содержания которого можно было постигнуть через организацию выражения. Клрссичо(. .п;Я рационализм содержит возможность конкретного понимания и интерпретации окруж,лдего мира, а опора на филологию способствует возрождению герменевтических традиций. Рационализм с таким пониманием времени становится более изощренным и гибким, совмещается с личностным началом, егс проявление з текстовых смыслах означает уход за жесткие рамгат традиционного т:ша рациональности,преодоление натурфилософского редукционизма в интерпретации кат гории времени, исютчагашго какую бы то ни было связь времени о идеальной сферой. В самой деле, сознание и время - такая пара категорий, которая на первый взгляд непривычна для философской онтологии марш-тзт. Но этой связ.. не избегать: ведг. онтология времени - не только
в объективной временности продассог, но и в сфере идеальной ттгаральности.
В силу адаптивной функции культуры предпосылки развития темпорализма создаются во всех областях духовной культуры и общественного сознг.гия, ег~* научно;; к внеяаучиой ориентации, общественной психологии, фактор сжатосгя времени, как бы сокращающей временной интервал, отделяющий духовную современность от древности, вызывает у нашего поколения обостренное чувство гсторгг-ма п стрегленле определить свое место в смене времен и поколений, диалоге эпох. Не конфронтация идеологий, а глобальные общечеловеческие вопрос;!, вдущпо своего решения -таков га-; о с сегодняшней эволюции духовно П культуры сошума.
В заключений излагаются теоретические выводы, полученные в ходе исследования, а также даится практические рокомецца-ши, которые могут быть использованы в преподавательской, научно;' п культурно-экологической деятельности.
Основное содержание работы изложено в следующих публикациях автора:
1. Тегдюоальпая характеристика языка //философля и современность". - Саратов: Изц-во СГУ, 1990. С.В7-Э5.
2. Эволюта культурко-язкковоП функции временя. Деп. в ИГОЮП а 41639 ОТ 23.¡34.90. - 13 с.
3. Культура е языковое творчество в процессе гуманитаризация инженерного образования //Гуманистические ориентиры научно-технического творчества. - Каши.к, 1990. С.94-96.
4. Языковое творчоство я культурный прогресс //Социально-фп-лосойскно я гут.'апптарные пгоблеш качества деятельности. -Омск; 1990. С.58-53.
шсаз^шш-анализ тежормьшг&ж-зсл культуры
Автореферат
Ответственный за выпуск - профессор Ярская-Смпрнова В.К. Корректор О.А.Панпла
Подпнс.шо в печать 19«07.э0 Го " Формат СО" Мб
Бум. оберт. Усл.—псч. л. 1,0. Уч. — изд. л.
Тираж 100 Зама 2£4 Бесплатно
Саратовская политмничсскиЯ пиститут 410015 г. Саратов, ул. Политехническая. 77 Ротапринт СПИ. 410016. г. Саратов, ул. Полятедвпчсгизя, 77