автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-антропологические концепты глубинной психологии

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Богуславская, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-антропологические концепты глубинной психологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-антропологические концепты глубинной психологии"

На правах рукописи

БОГУСЛАВСКАЯ ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону - 2004 г.

Работа выполнена на истории философии и философской антропологии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета.

Научный руководитель

- Доктор философских наук, профессор Режабек Евгений Ярославович

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

- Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

Защита состоится «8» декабря 2004 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц.зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

- Доктор философских наук, профессор Радовель Михаил Рувимович

- Кандидат философских наук Чемерисова Наталья Васильевна

Автореферат разослан

2004 года

Ученый секретар; Диссертационног

Гульман М.М.

'ЩЦ1}

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Прошлое человечества богато историческими событиями различного характера: с одной стороны, множество войн, катастроф, неразрешенных проблем или порождение новых как следствие научно-технического прогресса, а с другой — немало достижений в различных сферах: выход в космос, овладение энергией атома и невиданного проникновения в глубинные тайны тела и психики человека. Однако приходится констатировать факт о неразрешенности вечных загадок и основных вопросов сферы человеческого духа.

Поэтому актуальность изучения человеческого сознания и психики, в целом представляется достаточно существенной в современном мире.

Человеку, как никогда, необходимо осознать свое место в постоянно меняющемся пространстве Универсума, определить уровень самоидентичности, познать законы и особенности функционирования внутренних психических процессов.

Глубинная психология ориентирована на понимание человека и на построение антропологической модели на базе рассмотрения психической стороны жизни индивида. Различные мыслители, а также философские, психологические школы, изучающие антропологическую проблематику, исходят из различных предпосылок в рассмотрении феномена человека. К примеру, это могут быть социальные, культурные, философские, психологические, биологические, другие аспекты существования человека в мире, а также их совокупность.

Глубинная психология представляет собой такую отрасль знания, где исходным пунктом постижения человека являются его глубинные сущностные характеристики, сердцевина его внутреннего мира. Однако возможно именно на этом и заканчивается сходство глубинно-психологических концепций человека.

На наш взгляд, абсолютно правомерно утверждать антропологич-ность глубинной психологии, в связи с тем, что теоретическая ее часть направлена на постижение психики человека, а практическая устремлена на решение психотераис^ичсских л^дч^что тоже имеет

ЭДР А I

БИБЛИОТЕКА СП 09

к человеку непосредственное отношение. Каждая глубинно-психологическая концепция содержит в себе антропологический элемент или совокупность данных компонентов.

Проблема человека — самая насущная философская проблема. А философская антропология, занимающаяся данной проблематикой, является междисциплинарной областью философского знания. Как известно, она использует в своих концептуальных построениях достижения различных наук, в том числе и психологии. В связи с этим, нам представляется, что данное исследование является определенным вкладом в развитие теоретических знаний о человеке.

Рассматривая глубинно-психологические концепции, автор пришел к заключению, что каждая из них содержит в себе специфический, неповторимый мир и уникальную реальность, в которой человек занимает определенное место; тем или иным способом соотносится с универсумом и имеет определенную душевную структуру.

Можно сказать, что в рамках глубинной психологии существует определенная антропологическая модель. Однако она не является чем-то однородным, монолитным и неподвижным, напротив, это многогранное, динамичное и в тоже время, целостное образование. В то же время, было бы ошибкой полагать, что существует один единственный антропологический подход в глубинной психологии. В данной работе мы попытались выделить основные общие черты, свойственные глубинно-психологическому направлению, как в методологии, так и в ценностно-мировоззренческих характеристиках. Однако, на наш взгляд, является существенным констатация факта, что разнообразные концепции в рамках глубинной психологии представляют собой нечто, что включает в себя не только различные взгляды на человека, но в некоторых отношениях даже противоположные.

Наш вывод однозначен, что не существует единого философско-антропологического подхода в глубинной психологии, но в тоже время существует глубинно-психологическое понимание человека, которое не является однородным и однозначным по своей сущности концептом. Однако это не умаляет значимости данного подхода. Это скорее, даже не подход, а тенденция или принцип решения антропологической проблематики на основе понимания психической струк-

туры индивида, его функционирования как существа, наделенного внутренним миром. Следует отметить, что относительно научного статуса глубинной психологии существуют различные позиции и мнения. Однако, на наш взгляд, в данном случае не стоит применять обобщающих характеристик в отношении всего глубинно психологического направления, так как оно состоит из значительного числа концепций, рознящихся как по форме, так и по содержанию. Если Фрейд претендовал на научность, то для Юнга это было не столь важно. Гроф полагает, что его система взглядов является не просто научной, а более того, представляющей новое направление в научном знании, новую парадигму. На наш взгляд, это поисковое направление, пытающееся совместить научно-теоретические знания с духовно-практическими составляющими человеческого бытия. Здесь помимо сугубо научных, рациональных методов, применяются также вненаучные и внера-циональные способы познания, что с одной стороны, открывает новые рубежи в данных исследованиях, а с другой ставит под вопрос научность данного направления в психологии. Также в этой системе взглядов, в теоретической ее части, можно выделить достаточно много концептуальных пробелов, различного рода компиляций. В эмпирической же части отсутствует стабильная статистическая база эмпирических данных, и возникают определенные сомнения по отношению к результативности методов и способов познания. В связи с этим, необходимо объективное и беспристрастное изучение, а также философско-методологическое осмысление данной теоретической системы и ее эпистемологии, что требует определенной доли критичности в исследованиях, но в то же время следует избегать предвзятого и пренебрежительного отношения к данному направлению современной мысли, ставя под сомнение его право на существование.

В рамках глубинной психологии предпринимается попытка решить один из вечных вопросов, что такое человек и в то же время решить его психологические проблемы на практике. Следует заметить, что порой данный вопрос здесь не ставится намеренно и прямо, однако различные его аспекты можно увидеть в методологических подходах к человеку и в ценностных характеристиках психотерапии.

Поэтому мы сочли важным и необходимым рассмотрение фило-софско-антропологических концептов в рамках глубинной психологии, или другими словами, анализ теоретических построений представителей глубинной психологии по поводу понимания феномена человека, его психики и внутреннего мира. Мы выделили три основных философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К.- Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.

Степень разработанности проблемы

Проблема способов рассмотрения внутреннего мира человека, его сознания, психики в рамках глубинной психологии в той или иной степени затрагивается во многих работах, посвященных тематике сознания и бессознательного, а также в историко-философских и исто-рико-психологических исследованиях.

В целом же проблема рассмотрения образа человека и его внутреннего мира в рамках глубинной психологии представляется, на наш взгляд, недостаточно разработанной.

В нашей стране данную проблематику в разных ее аспектах разрабатывали Л.С. Выготский, В.В. Налимов, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Ка-кабадзе, Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили, В.М. Лейбин.

Основным источником исследований глубинно психологической парадигмы: ее категориального аппарата, ценностных установок и методологической специфики стали работы 3. Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, А. Маслоу, К. Уилбера.

Так как специфика данной работы предполагает особое внимание к проблемам сознания и бессознательного, то автор диссертации счел необходимым обзор и вовлечение литературы, в той или иной степени, граничащей с предметом данного исследования.

Литература по теории психоанализа представлена, естественно, самим основателем данного направления - 3. Фрейдом, а также О. Ран-ком, К. А. Абрахамом, Э. Джонсом, М. Эйтингтоном, Ш. Ференци.

Концептуальные исследования по истории психоанализа были от-

ражены в работах следующи авторов: Ф. Ботторн, Р. Вольхайм, Д. Бэрес, Л. Вэй, И. Джозеф, М. Гротьян, А. Каротенуто, Й. Кремериус, Ж. Лозан, Ж. Массерман, В. Бион, С. Розенцвейг, Э. Сэмуэлс, Р. де Соссюр, М. Треви, Л. Шерток, X. Элленбергер.

Исследовательское поле историков психоанализа традиционно представляет собой рассмотрение биографических данных, личных отношенй первых последователей психоанализа, условия и обстоятельства формирования основных идей движения, а также зарождение и развитие идейных разногласий. Несомненно, также уделяется большое внимание личности основателя психоанализа и аспектам его творческой эволюции.

Отражение становления и формирования аналитической психологии Юнга, а также переработка и развитие его основных идей нашли свое воплощение в трудах следующих авторов: Дж. Хиллман, Ф. Фор-дхэм, А. Сэмюэлс, А.Стевенс, М. Наги и др.

История гуманистической психологии, ее концептуальные постулаты, повлиявшие на развитие глубинно психологии, нашли свое выражение в работах К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мейливер, М. Фридман.

В рамках различных тенденций изучения такого феномена в психологической мысли, как глубинная психология присутствует и обсуждается проблема ее практического выражения - психотерапии, а именно ее научного статуса. Это можно найти в работах А. Грюнбаума, Э.Нагеля, К. Поппера, Х.-Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, П. Рикера и др.

Исследования в сфере глубинной психологии в рамках данной диссертации предполагают обращение к теоретическим основам трансперсонального направления. В связи с относительной молодостью данного направления, и с тем, что оно долгое время не находило никакого отражения в отечественной литературе, материала по его критическому освящению крайне мало. В основном, то немногое, что написано, принадлежит таким авторам, как В.В. Козлов, В.А. Майков, Ю.М. Сердюков. В своих работах они акцентировали внимание на исторических предпосылках возникновения трансперсональной психологии, на ее концептуальных и методологических аспектах. Кроме того, интересными и полезными для исследования явились работы теоретиков и практиков трансперсональной психологии таких, как С.

Гроф, Ч. Тарт, К.Уилбер, Р. Уолш, Ф. Воон, Д. Голмэн, С. Лаберж, Р.Минделл, Дж. Энглер, Э. Сутич, М. Мерфи, К. Ринг, Р.А. Макдер-мотт, П. Рассел, Д.Элджин, С. Криппнер и др.

Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются также работы Л.Б. Баженова, И.И. Ильина, ВА Лекторского, Л.А. Микешиной, А.И. Ракитова, В.С. Швырева и др.. касающиеся методологических проблем науки.

Таким образом, очевидно, что имеется большое количество проведенных исследований, в интересуемых нас аспектах. В данных работах затрагиваются различные стороны становления, формирования и развития глубинно психологической парадигмы, а также освящаются ее основные концептуальные и практические проблемы. Особый интерес для цели диссертации представляет работа В Л. Какабадзе «Теоретические проблемы глубинной психологии», в которой автор проанализировал теоретические и методологические аспекты классической глубинной психологии. Однако мы решили немного расширить исследовательское поле в контексте данной проблематики и проанализировать основные черты и характеристики глубинно психологической парадигмы, затронув не только ее классику, но и современность; а также рассмотреть основные способы понимания психики человека и выделить философско-антропологические концепты в рамках данного направления современной мысли.

Теоретико-методологические основы исследования

Современные философско-методологические подходы и концепции в сфере изучения человека и его психики отличаются своим трансдисциплинарным характером, и исследования в сфере философ-ско-методологических оснований глубинной психологии предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. В силу своей специфики диссертационная работа опирается на материалы глубинной психологии, включая и трансперсональное направление. В том числе здесь используются данные различных дисциплин: философии, истории философии и психологии, философской антропологии. Методологические основания междисциплинарного подхода отражены в исследованиях Л. фон Берталанфи (Общая теория систем: критический исследований // «Исследования по общей теории систем. М. 1969), Ю.

Волкова (Волков, Поликарпов Интегральная природа человека. Р.н/Д. 1992), Э. Мирского (Междисциплинарные исследования в современной науке. М.1978), Фролова И.Т. (На пути к единой науке о человеке // Природа, 1985, №8).

Именно междисциплинарный анализ предоставляет возможность наиболее детально и полно рассмотреть те взаимосвязи, явления, проблемы, которые затрагиваются в рамках концептуальных построений исследуемого объекта. Однако было бы заблуждением считать, что данный подход является всеохватывающим и подразумевающим всесторонний анализ. Исследование предмета, так или иначе, остается аспектным, так как предполагает рассмотрение либо в когнитивном, объективно - научном ракурсе, либо в ценностно-смысловом поле.

В данном случае мы предпочли анализ ценностно-смысловых оснований теоретических конструкций парадигмы глубинной психологии и ее философско-антропологических концептов, несмотря на то, что сами построения выдержаны в рационалистическом духе. С точки зрения ценностно-смыслового подхода мы предприняли попытку систематизации различных позиций, относительно исследований в сфере глубинной психологии и соотнесения их между собой в рамках некоторой единой, более широкой картины.

Цель и задачи диссертационного исследования

Основная цель диссертации заключается в рассмотрении основных способов постижения внутреннего мира человека, его психики в рамках таког направления современной психологической мысли, как глубинная психология. На этой основе также предполагается выделение философско-антропологических концептов, способов понимания человека в рамках данного направления. Концептуальным базисом изучения философско-антропологического осмысления человека явились теоретические построения таких выдающихся мыслителей, как У. Джемс, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить предмет, основные характеристики и специфику глубинно психологического направления. Выделить основные тенденции ее развития в прошлом и настоящем.

2. Проанализировать теоретико-методологические основания фи-

лософско-антропологической проблематики в современной глубинной психологии, прежде всего в классической ее части, которая представлена концепциями Фрейда и Юнга.

3. Выделить концептуально-методологические конструкты рассмотрения образа человека в глубинной и трансперсональной психологии.

4. Рассмотреть одну из исторических модификаций глубинной психологии - трансперсональную психологию.

5. Сформулировать и охарактеризовать базисные идеи трансперсонального направления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- Обозначена специфика концепций Фрейда и Юнга, проанализированы их сходства и различия. Определена значимость и важность их творчества в целом для последующего развития глубинной психологии.

- Определены и рассмотрены философско-антропологические концепты, явившиеся результатом теоретизирования и осмысления представлений о человеке данных мыслителей.

- Выделены основные характеристики трансперсональной психологии, проанализирован ее концептуальный аппарат и специфика способов постижения внутреннего мира человека.

- Проанализированы теоретические воззрения на психику человека и ее структуру таких мыслителей, как К. Уилбер, Ч. Тарт, введены в научный оборот их оригинальные тексты и критика их творчества. Показано, что системный подход к сознанию Ч. Тарта предполагает понимание состояния сознания как системной конструкции. В связи с этим выявлено, что для познания всей сложной системы сознания, нужно последовательно разобраться во взаимосвязи ее составных частей.

- Методологическое содержание и эмпирические данные СКО (системы конденсированного опыта) — одного из основных понятий трансперсональной, психологии открыли возможность более глубоко проанализировать глубинные содержания сферы бессознательного, являющиеся причиной психических проблем, преследующих индивида на протяжении всей его жизни.

- В ходе исследования была выявлена и проанализирована фило-софско-антропологическая модель представленная в трансперсональной психологии, базирующаяся на «холистическом» подходе к человеку и специфическом рассмотрении его психики.

- Анализ концепции «спектральной психологии» К. Уилбера, позволил определить данное теоретизирование как интегральную, синтетическую модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и приобрести адекватные выводы относительно уровня развития личности, социума, а также возможных путях их дальнейшего развития и терапии.

- Выявлено, что если концепция С. Грофа относительно человеческой психики имеет больше дескриптивный характер, то система взглядов К. Уилбера являет собой попытку систематизации внутреннего пространства личности в рамках трансперсональной психологии. При рассмотрении концептуальных построений К. Уилбера, было выяснено, что автор включает в единый континуум личностного развития духовное, мистическое измерения, как неотъемлемые и высшие стадии такого развития.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Выделяются три философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо- динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К.- Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.

2. Натуралистический философско-антропологический концепт представляет человека механистически, допуская определенный редукционизм в концептуализации личности. Общим в понимании психики Фрейдом и Юнгом являются такие моменты, как рассмотрение психики в виде структурной динамической и целостной системы, а также учет ее таких качеств, как непрерывность и комплементарность.

3. С точки зрения мистического философско-антропологического концепта человек рассматривается с позиции целостности его психи-

ки, а его бессознательное трактуется как самостоятельная продуктивная деятельность. Развитие личности - динамический, эволюционный процесс, целью которого является обретение собственного пути и как результат актуализация Самости.

4. Трансперсональное понимание человека базируется на рассмотрении личности как многоуровневого и многомерного образования. Человек изначально является целостностью и микрокосмом. Одна из основных характеристик человека — это способность к самотрансцен-денции. Однако персональность здесь не является абсолютной ценностью. Человеческое бытие имеет два модуса: хилотропный и холот-ропный, диссонанс которых приводит к душевным заболеваниям.

5. В трансперсональном философско-антропологическом концепте, как и в мистическом значительное внимание уделяется личностному росту, который понимается как эволюционно необходимый процесс и естественная предпосылка психологического и духовного здоровья.

6. Общим положением для глубинно психологических концепций является утверждение, что бессознательная психика имеет динамико-энергетическую природу и понимается как сложная многоуровневая самоорганизующаяся динамическая система. В связи с этим, ее адекватным описанием может быть лишь процессуальное описание. Существенным моментом глубинно-психологической теории является тесная связь теории и практики.

7. Одним из основоположений, характеризующих методологическую парадигму глубинной психологии является принцип целостности. Рассмотрение человека и его психики в рамках глубинной психологии базируется на понятии единства сознательных и бессознательных процессов. Психика непрерывна, сознание и бессознательное -взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Поэтому познание бессознательной сфер является обязательным условием постижения целостной и единой природы психики.

8. Теоретические заслуги глубинной психологии определяются попыткой понимания и обоснования внутренней природы бессознательного, а также стремлением дать ответ на вопрос о человеческой природе. Глубинно-психологическое мышление представляет собой способ мышления, учитывающий особенности динамико-генетические процессы психики и вместе с тем, предпринимающее попытку ре-

шать терапевтические задачи определенным способом. Теоретические разработки З.Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, К. Уилбера представляют существенный вклад не только в современную психологию, но и в философскую антропологию.

Научно-практическая значимость исследования

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в области философии, психологии, философской антропологии, а также найти применение в преподавании основных и специальных курсов по этим дисциплинам.

Кроме того, обозначая определенные проблемы в концептуальных конструкциях данного направления, материалы, результаты и выводы диссертации очерчивают направление и перспективы дальнейшего развития избранной темы.

Апробация работы

Основные положения диссертации докладывались с 2000 по 2003 год на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов факультета философии и культурологии РГУ. А также диссертационные тезисы были представлены на Третьем Всероссийском Философском Конгрессе в секции «Эпистемология» и на круглом столе «Наука и паранаука» в октябре 2002 года.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткая характеристика степени ее разработанности; определяются цели и задачи, основная проблема, методологические основания исследования. Указываются основные положения, выносимые на защиту, элементы новизны; освещается теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава — «Философско-методологические аспекты классической глубинной психологии» - представляет собой изложение идейных предпосылок исследования классической глубинной психологии, ее основных аспектов; значимости этого исследования для поставленной задачи. Эта глава рассматривает глубинную психологию как одно из направлений современной мысли в ее развитии: теоретические предпосылки, становление, развитие и перспективы. В данной части исследования анализируются теоретические построения классиков глубинной психологии таких мыслителей, как 3. Фрейд и К. Г. Юнг.

В параграфе 1.1. — «Глубинная психология: открытие новых горизонтов психики» - автор дает определения глубинной психологии, выделяя ее предмет исследования, специфику способов рассмотрения психики человека, а также обозначает свой собственный подход к видению данной проблематики и формулирует основополагающие принципы исследования. Суть подхода состоит в анализе способов постижения внутренней реальности человека посредством выделения философско-антропологических концептов; в выделении общих основных идей, относительно человека и его психики, нашедших свое отражение и применение в последующем развитии данного направления.

Рассмотрение нового понимания психики в рамках глубинно психологического подхода. Данный подход предполагает, что психика не ограничивается только сознанием, кроме того, последняя существует

вне сознания и независимо от него. Бессознательная психика является глубиной психики. Изучение бессознательного как одного из видов человеческой психики есть предмет познания глубинной психологии.

Также в этом параграфе автором предлагается на рассмотрение один из видов исторической модификации глубинной психологии -трансперсональная психология. Дается ее определение, раскрываются ее исторические предпосылки, обозначаются перспективы.

В параграфе 1.2 — «Уистоков глубинной психологии: обозначение перспектив и тенденций исследования психики человека в концепции У. Джемса» - автор диссертации, рассматривая основные тенденции творчества У. Джемса, обозначает ряд проблем и вопросов, поставленных мыслителем, решение, которых в дальнейшем попытались найти в своих исследованиях человеческой психики представители глубинной психологии. Мыслитель упоминает о вариативности состояний сознания - один из основополагающих тезисов трансперсональной психологии.

Необходимо отметить тот факт, что некоторые основополагающие идеи Джеймса легли в основу глубинной и трансперсональной психологии: как ее теории, так и практики. К примеру, использование биологической обратной связи (biofeed-back). Здесь подразумевается применение кибернетического понятия «обратная связь» к биологическим процессам. Еще одной краеугольной частью концепции Джеймса явилась идея об активном и пассивном «волении», которая легла в основу некоторых практик, применяемых в трансперсональной (и не только) психотерапии. Кроме того, для сохранения физического и психического здоровья, по Джеймсу, необходима позитивная установка (в трансперсональной психотерапии - этот факт считается аксиомой).

В параграфе 1.3. — «Революционный прорыв в психологии: открытие Фрейдом бессознательного. «Натуралистический» философско-антропологический концепт» - производится анализ философско-ме-тодологических аспектов концепции родоначальника глубинной психологии 3. Фрейда; также рассматривается «натуралистический» фи-лософско-антропологический концепт, представленный его психодинамической концепцией. Диссертант рассматривает возникновение

психоаналитической концепции Фрейда, как принципиально важный момент в развитии новых философско-антропологических воззрений. Бессознательное стало соперником сознания, и между ними установились отношения острого противоборства, перманентного антагонизма. Человек находится под властью иррациональных инстинктов, влечений. Фрейд представил его как «природное существо».

Автор диссертации старается показать, что основатель психоанализа внес значительный вклад в изучение явлений психики, предложив системный и структурный подход к изучаемым предметам. Фрейд, концептуально обобщив взгляды предшествующих мыслителей, функционально разделил области сознательного и бессознательного и выявил их неразрывную связь. Структурный подход и системные представления о внутреннем мире индивида способствовали глубинному пониманию взаимоотношений между сознанием и бессознательным.

Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда занимает одно из центральных мест. И данное понятие весьма неоднозначно. Здесь автором диссертации предпринята попытка выделить наиболее важные аспекты бессознательного: онтогенетический, филогенетический, динамический. Анализ понятия бессознательного во фрейдовском понимании, позволяет увидеть четыре уровня, составляющих структуру бессознательной психики: пред-сознательное, вытесненное, архаическое наследство и собственно бессознательное. Бессознательное также можно также охарактеризовать и по генезису его качеств.

Метапсихологическое видение психической действительности, по Фрейду, вмещается в рамки системной точки зрения и направляется по трем аспектам: топическому, динамическому и экономическому.

Фрейд впервые представил бессознательное как самостоятельную психическую реальность. Он обозначил психику как структуру, создав ее динамическую модель. Также выявил смысловую направленность бессознательных процессов, описав их феноменологию и археологию. Отношения же между сознанием и бессознательным рассматривал как глубокую и важную взаимосвязь. Разработав новый подход к сознанию и бессознательному, Фрейд тем самым, заложил концептуально-методологические основания парадигмы глубинной

психологии и внес неоценимый вклад в развитие философии и культуры в целом.

В параграфе 1.4. — «Аналитическая психология К.Г. Юнга: от индивидуального бессознательного к коллективному. «Мистический» философско-антропологический концепт» - автор исследует творчество другого классика глубинной психологии - К. Г. Юнга. После Фрейда, он явился наиболее значимой фигурой, которая внесла неоценимый вклад в развитие глубинной психологии и психологии в целом.

Неотъемлемым компонентом концепции Юнга является такое понятие, как душа (psyche), которую он представляет как психический организм, имеющий собственную структуру. Он выделяет три уровня души: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Наш анализ позволил нам выявить основные положения концепции Юнга, которые нашли свое последующее выражение и развитие в пост-юнговской глубинной психологии.

Первое, заключается в трактовке бессознательного, как самостоятельной продуктивной деятельности. Второе положение базируется на тезисе, что индивидуальное бессознательное является лишь поверхностным слоем бессознательной психики. И в третьем аспекте сознание рассматривается, как способное к неограниченному расширению.

Вывод, что человек приходит в этот мир не только с биологическим наследством, но и психологическим, стал основополагающим для глубинной психологии. И то, и другое в определенной степени влияют на существование индивида, формируя его поведение и опыт.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, является основой индивидуальной души и включает в себя общие представления, которые присущи всем людям. Коллективное бессознательное Юнг обозначает, как объективно-психологическое, а личное бессознательное, как субъективно-психологическое. Если первое имеет абсолютно-всеобщий характер, то второе содержит: представления, которые стали бессознательными, вследствие их вытеснения или забывания и те содержания, которые попали в психику, минуя сознание. Личное

бессознательное конституируется комплексами и формируется в течение всей жизни индивида, тогда как внутреннее содержание коллективного бессознательного — архетипы, а человек его приобретает уже при рождении, благодаря наследственности.

Архетипы же можно охарактеризовать как изначальные образы, являющиеся наиболее древними и наиболее всеобщими формами представления человеческого рода.

Таким образом, Юнг предлагает новую трактовку бессознательного. Он рассматривает его не просто как реактивное отражение, а самостоятельную продуктивную деятельность, которая выступает в качестве сферы опыта как особый мир, особая реальность.

Юнг отмечает, что связь между сознанием и бессознательным является одним из основных критериев психического здоровья человека.

С точки зрения мистического философско-антропологического концепта человек рассматривается с позиции целостности его психики, а его бессознательное трактуется как самостоятельная продуктивная деятельность. Развитие личности — динамический, эволюционный процесс, целью которого является обретение собственного пути и как результат актуализация Самости.

Вторая глава диссертации — «Трансперсональная психология как одно из направлений современной глубинной психологии. Трансперсональный философско-антропологический концепт» - посвящена рассмотрению трансперсональной психологии - одной из исторических модификаций. Для более целостного и полного понимания трансперсонального философско-антропологического концепта глубинной психологии автор попытался выделить основные понятия и специфику способов постижения внутреннего мира человека в рамках данного направления. Трансперсональная психология содержит в себе достижения классической глубинной психологии, а также философские идеи современной неклассической физики.

В рамках развития данной теории происходит значительное расширение исследовательского поля, формируется новый образ человека, посредством преодоления его узких антропологических характеристик. Предпринимается попытка по-новому взглянуть на личность

человека и на те сферы бытия, где он выходит за свои индивидуальные границы.

Трансперсональная психология изучает такие аспекты человеческой психики, как множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены. Она провозглашает основой своей концепции - целостное видение человека в перспективе его духовного роста.

В параграфе 2.1. - «Трансперсональный подход к психике. Измененные состояния сознания» - производится анализ специфики подхода изучения психики с позиции трансперсонализма; а также идет речь о таком свойстве сознания как вариативность, раскрывающемся в понятии измененных состояний сознания.

Для трансперсональной психологии характерно признание и утверждение такой глубины личности человека, которая выходит за пределы индивидуального существования, а также множественности состояний и возможность выделения различных видов измененных состояний сознания. Одним из фундаментальных основоположений здесь является определение трансперсональных переживаний, которые понимаются как переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество, жизнь, космос. Для трансперсональной психологии характерно рассмотрение сознания как спектра с определенной самоидентификацией на каждом уровне.

Проблема измененных состояний сознания является одной из самых важных в рамках данного направления. Диссертант в исследовании данной проблематики опирался на концепции Ч. Тарта и С. Грофа. Если первый мыслитель уделяет большее внимание теоретическим построениям в данной сфере, то второму свойственно более практическое отношение к исследуемому предмету. Показано, что системный подход к сознанию Ч. Тарта предполагает понимание состояния сознания как системной конструкции. В связи с этим выявлено, что для познания всей сложной системы сознания, нужно последовательно разобраться во взаимосвязи ее составных частей. Гроф пред-

лагает собственное видение внутреннего пространства человека, опираясь на собственные исследования в ходе сеансов трансперсональной терапии. Трансперсональная психология представляет «пиковые» переживания как одно из проявлений ментального здоровья и полноценного существования личности.

В параграфе 2.2. — «Принцип «позитивности» по отношению к здоровью личности» - автором рассматривается одно из основоположений трансперсональной психологии и психотерапии, которое ранее имело отражение в той или иной степени в концепциях У. Джемса и К.Г.Юнга.

Данный тезис предполагает, что исходным пунктом в психотерапии выступает не патологическое состояние психики индивида, а его душевное здоровье. Здоровье здесь понимается не только как отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Кроме того, здоровье предполагает всестороннюю самореализацию, раскрытие творческих способностей и духовного потенциала личности. Также понятие здоровья включает в себя такие компоненты, как полная осознанность, самопонимание и внутренняя полнота личности, служение и помощь другим.

В параграфе 2.3. — «Проблема самотрансценденции в рамках трансперсональной психологии. Личность как многоуровневая структура» - автором предпринимается попытка рассмотреть взаимосвязанные между собой проблемы самотрансценденции и самоидентичности личности в рамках трансперсонального направления.

Самотрансценденция одно из базовых понятий трансперсональной психологии, которым обозначаются такие состояния сознания, при которых чувство самоидентификации выходит за рамки обычного самовосприятия и за индивидуальные границы личности. Одним из фундаментальных постулатов трансперсональной психологии, с полной уверенностью можно назвать следующее утверждение, что человеку присуща самотрансценденция или возможность выхода за собственные пределы индивидуального бытия, размыкание личностных границ. И не только личностных, но и

культурных и исторических, что немаловажно для философского анализа. Данная проблема неразрывно связана с таким понятием, как «эго», которое понимается, как совокупность различных я-концепций, собственный образ индивида, его восприятие себя, ролей, в которых он принимает участие, взаимодействуя с другими людьми.

Проблема самотрансценденции предполагает наличие такого вопроса, как самоидентификация, который решается в трансперсонализме посредством представления сознания в виде спектра. Кен Уилбер разработал концептуальную модель сознания, представив последнее в виде спектра. Мыслитель полагает, что сознанию присуща некая иерархия, и оно представляет собой спектр, каждой части которого на своем уровне присуще определенное видение реальности. Кен Уилбер, и мы присоединяемся к его мнению, рассматривает самотождественность, как многоуровневую структуру. Эти уровни являются базовыми аспектами человеческого сознания. Человек здесь понимается как изначальная целостность, микрокосм, а личность как многоуровневое и многомерное образование. Однако стоит заметить, что персональность здесь не является абсолютной ценностью. Она рассматривается здесь больше как один из аспектов существования, с которым индивидуальность может, но не должна идентифицироваться, а психическое здоровье - это скорее отказ от исключительной идентификации, чем ее модификация.

Автор полагает, что следует обратить внимание также на такую значимую идею К. Уилбера, как утверждение о том, что каждому уровню человеческого «я» соответствуют определенные виды психотерапии, решающие те или иные проблемы, характерные для данного уровня самотождественности.

Такой подход, на наш взгляд, позволяет принять и свести воедино основные положения трех ведущих тенденций в психотерапии: ортодоксальной, ориентированной на уровень «эго» (когнитивный бихевиоризм, фрейдизм и др.), гуманистической (геш-тальт-терапия и др.) и трансперсональной (например, юнгианский анализ, психосинтез и мистические традиции в целом).

Впараграфе2.4. — «Эпистемология трансперсональной психологии» - проанализировав методологический аппарат трансперсональной психологии, автор пришел к выводу, что во многом он обусловлен, прежде всего, спецификой предмета исследования.

Рассмотрена классификация знания, предложенная К.Уилбером, которая предполагает две шкалы знания - вертикальную и горизонтальную.

«Вертикальная» дает представление о видах знания вообще. Здесь выделяются три способа познания мира: чувственный, ментальный и созерцательный. К. Уилбер также предлагает и общую классификацию знания - «горизонтальную», выделяя три ее компонента, присущие любому виду знания: инструментальная, или предписывающая, часть; прояснительная часть; коллективная часть. По мнению мыслителя, эти 3 компонента, являются основными составляющими любого истинного знания.

В заключении изложены итоги исследования, определяются возможные аспекты дальнейшей разработки проблемы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Другова Ю.А. Эволюционная глубинной психологии к представлениям о трансперсональном содержании бессознательного.// Труды аспирантов и соискателей РГУ. Том VII. Ростов-на-Дону, РГУ, 2001. С.188-191

2. Другова ЮА Трансперсональная антропология.// Труды аспирантов и соискателей РГУ. Том VIII. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002. С.267-269

3. Другова Ю.А. Эпистемология трансперсональной психологии.// III Российский философский конгресс. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Том 4. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, 2002, с. 183-185

Тираж 100 экземпляров. Объем 1,0 печатного листа Подписано к печати 6 10 2004

»19 9 5 3

РНБ Русский фонд

2005-4 17174

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Богуславская, Юлия Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. Философско-методологические аспекты классической глубинной психологии

1.1 Глубинная психология: открытие новых горизонтов психики

1.2 У истоков глубинной психологии: обозначение перспектив и тенденций исследования психики человека в концепции Джеймса

1.3 Революционный прорыв в психологии: открытие Фрейдом бессознательного. «Натуралистический» философско-антропологический концепт

1.4 Аналитическая психология Юнга: от индивидуального бессознательного к коллективному. «Мистический» философско-антропо-логический концепт

ГЛАВА II. Трансперсональная психология как одно из направлений современной глубинной психологии. «Трансперсональный» философско-антропологический концепт

2.1 Измененные состояния сознания. Трансперсональный подход к психике

2.2 Принцип «позитивности» по отношению к здоровью личности

2.3 Проблема самотрансценденции в рамках трансперсональной психологии. Личность как многоуровневая структура

2.4 Эпистемология трансперсональной психологии

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Богуславская, Юлия Александровна

Актуальность исследования

Прошлое человечества богато разнообразными историческими событиями: с одной стороны, войны, катастрофы, неразрешенные проблемы глобального характера; а с другой - достижения в различных сферах: выход в космос, овладение энергией атома и невиданное проникновение в глубинные тайны тела и психики человека. Однако приходится констатировать факт, что вечные загадки и основные вопросы сферы человеческого духа еще далеки от разрешения.

Поэтому актуальность изучения человеческого сознания и психики в современном мире такова, что требует повышенного внимания со стороны науки.

Человеку сегодня, как никогда, необходимо осознать свое место в постоянно меняющемся пространстве Универсума, определить уровень самоидентичности, познать законы и особенности функционирования внутренних психических процессов.

Глубинная психология ориентирована на понимание человека и на построение антропологической модели на базе рассмотрения психической стороны жизни индивида. Различные мыслители, а также философские, психологические школы, изучающие антропологическую проблематику, исходят из различных предпосылок в рассмотрении феномена человека. К примеру, это могут быть социальные, культурные, философские, психологические, биологические, другие аспекты существования человека в мире, а также их совокупность.

Глубинная психология представляет собой такую отрасль знания, где исходным пунктом постижения человека являются его глубинные сущностные характеристики, сердцевина его внутреннего мира. Однако, возможно, именно на этом и заканчивается сходство глубинно-психологических концепций человека.

На наш взгляд, абсолютно правомерно утверждать антропологичность глубинной психологии, в связи с тем, что теоретическая ее часть направлена на постижение психики человека, а практическая устремлена на решение психотерапевтических задач, что также имеет непосредственное к человеку отношение. Каждая глубинно-психологическая концепция необходимо содержит в себе антропологический элемент или целую совокупность таких элементов.

Проблема человека - самая насущная философская проблема. А философская антропология, занимающаяся данной проблематикой, является междисциплинарной областью философского знания. Как известно, она использует в своих концептуальных построениях достижения различных наук, в том числе и психологии. В связи с этим, нам представляется, что данное исследование является определенным вкладом в развитие теоретических знаний о человеке.

Рассматривая глубинно-психологические концепции, автор пришел к заключению, что каждая из них содержит в себе специфический, неповторимый мир и уникальную реальность, в которой человек занимает определенное место, соотносится тем или иным способом с универсумом и имеет определенную душевную структуру.

Можно сказать, что в рамках глубинной психологии существует определенная антропологическая модель. Однако она не является чем-то однородным, монолитным и не подвижным, напротив, это многогранное, динамичное и в тоже время, целостное образование. В связи с этим, было бы ошибкой полагать, что в глубинной психологии существует один единственный антропологический подход. В данной работе мы попытались выделить основные общие черты, свойственные глубинно-психологическому направлению, как в методологии, так и в ценностно-мировоззренческих характеристиках. Однако, на наш взгляд, справедливо утверждение, что разнообразные концепции в рамках глубинной психологии представляют собой нечто, включающее в себя различные, порой противоположные взгляды на человека.

Наш вывод заключается в том, что не существует единого философско-антропологического подхода в глубинной психологии, но существует глубинно-психологическое понимание человека, которое не является однородным и однозначным по своей сущности концептом. Однако это не умоляет значимости данного подхода. Это скорее, даже не подход, а тенденция или принцип решения антропологической проблематики на основе понимания психической структуры индивида, его функционирования как существа, наделенного внутренним миром. Следует отметить, что относительно научного статуса глубинной психологии существуют различные позиции и мнения. Однако, на наш взгляд, в данном случае не стоит применять обобщающих характеристик в отношении всего глубинно психологического направления, так как оно состоит из значительного числа концепций, рознящихся как по форме, так и по содержанию. Если Фрейд претендовал на научность, то для Юнга это было не столь важно. Гроф полагает, что его система взглядов является не просто научной, а более того, представляющей новое направление в научном знании, новую парадигму. На наш взгляд, это поисковое направление, пытающееся совместить научно-теоретические знания с духовно-практическими составляющими человеческого бытия. Здесь помимо сугубо научных, рациональных методов, применяются также вненаучные и внерациональные способы познания, что с одной стороны, открывает новые рубежи в исследованиях, а с другой, ставит под вопрос научность данного направления в психологии. Также в этой системе взглядов, в теоретической ее части, можно выделить достаточно много концептуальных пробелов, различного рода компиляций. В эмпирической же части отсутствует стабильная статистическая база эмпирических данных, и возникают определенные сомнения по отношению к результативности методов и способов познания. В связи с этим, необходимо объективное и беспристрастное изучение, а также философско-методологическое осмысление данной теоретической системы и ее эпистемологии, что требует определенной доли критичности в исследованиях, но в то же время, следует избегать предвзятого и пренебрежительного отношения к данному направлению современной мысли, ставя под сомнение его право на существование.

В рамках глубинной психологии предпринимается попытка решить ряд риторических вопросов: постичь природу, сущность человека, и, попытаться разрешить его психологические проблемы на практике. Следует заметить, что порой, вопрос о человеческой сущности и природе часто не выделяется как основной, однако различные его аспекты можно увидеть в методологических подходах к человеку и в ценностных характеристиках психотерапии.

Поэтому мы сочли важным и необходимым рассмотрение философско-антропологических концептов в рамках глубинной психологии, или другими словами, анализ теоретических построений представителей глубинной психологии по поводу понимания феномена человека, его психики и внутреннего мира. Концепты это схематические представления, получающие организацию в результате дискурсивной деятельности. Понимание и интерпретация тех или иных терминов и явлений, нацелены не на построение («конструкцию») концепта, а на его реконструкцию, как чего-то существующего самого по себе. Мы выделили три основных философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К. Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.

Научная разработанность

Проблема способов рассмотрения внутреннего мира человека, его сознания, психики в рамках глубинной психологии, в той или иной степени, затрагивается во многих работах, посвященных тематике сознания и бессознательного, а также в историко-философских и историко-психологических исследованиях.

В целом же, проблема рассмотрения образа человека и его внутреннего мира в рамках глубинно психологического направления представляется, на наш взгляд, недостаточно разработанной.

В нашей стране данную проблематику, в разных ее аспектах, разрабатывали Л.С. Выготский, В.В. Налимов, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Какабадзе, Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили, В.М. Лейбин.

Основным источником исследований глубинно психологической парадигмы: ее категориального аппарата, ценностных установок и методологической специфики стали работы 3. Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, А. Маслоу, К. Уилбера.

Так как специфика данной работы предполагает особое внимание к проблемам сознания и бессознательного, то автор диссертации счел необходимым обзор и вовлечение литературы, в той или иной степени, граничащей с предметом данного исследования.

Литература по теории психоанализа представлена, естественно, самим основателем данного направления - 3. Фрейдом, а также О. Ранком, К. А. Абрахамом, Э. Джонсом, М. Эйтингтоном, Ш. Ференци.

Концептуальные исследования по истории психоанализа были отражены в работах следующих авторов: Ф. Ботторн, Р. Вольхайм, Д. Бэрес, Л. Вэй, И. Джозеф, М. Гротьян, А. Каротенуто, Й. Кремериус, Ж.

Лозан, Ж. Массерман, В. Бион, С. Розенцвейг, Э. Сэмуэлс, Р. де Соссюр, М. Треви, JI. Шерток, X. Элленбергер.

Исследовательское поле историков психоанализа традиционно представляет собой рассмотрение биографических данных, личных отношений первых последователей психоанализа, условия и обстоятельства формирования основных идей движения, а также зарождение и развитие идейных разногласий. Как правило, большое внимание уделяется личности основателя психоанализа и аспектам его творческой эволюции.

Отражение становления и формирования аналитической психологии Юнга, а также переработка и развитие его основных идей нашли свое воплощение в трудах следующих авторов: Дж. Хиллман, Ф. Фордхэм, А. Сэмюэлс, А.Стевенс, М. Наги и др.

История гуманистической психологии, ее концептуальные постулаты, повлиявшие на развитие глубинной психологии, нашли свое выражение в работах К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мейливера, М. Фридмана.

В рамках различных тенденций изучения такого феномена в психологической мысли, как глубинная психология присутствует и обсуждается проблема ее практического выражения - психотерапии, а именно ее научного статуса. Это можно найти в работах А. Грюнбаума, Э.Нагеля, К. Поппера, Х.-Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, П. Рикера и др.

Исследования в сфере глубинной психологии в рамках данной диссертации предполагают обращение к теоретическим основам трансперсонального направления. В связи с относительной молодостью данного направления, и с тем, что оно долгое время не находило никакого отражения в отечественной литературе, материала по его критическому освящению крайне мало. То немногое, что написано, принадлежит, в основном, таким авторам, как В.В. Козлов, В.А. Майков, Ю.М. Сердюков. В своих работах они акцентировали внимание на исторических предпосылках возникновения трансперсональной психологии, на ее концептуальных и методологических аспектах. Кроме того, интересными и полезными для исследования явились работы теоретиков и практиков трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, Ч. Тарт, К.Уилбер, Р. Уолш, Ф. Воон, Д. Голмэн, С. Лаберж, Минделл, Дж. Энглер, Э. Сутич, М. Мерфи, К. Ринг, Р.А. Макдермотт, П. Рассел, Д.Элджин, С. Криппнер и др.

Для раскрытия поставленной проблемы в диссертации используются также работы Л.Б. Баженова, И.И. Ильина, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, А.И. Ракитова, В.С, Швырева и др., касающиеся методологических проблем науки.

Таким образом, очевидно, что имеется большое количество проведенных исследований, в интересуемых нас аспектах. В данных работах затрагиваются различные стороны становления, формирования и развития глубинно психологической парадигмы, а также освящаются ее основные концептуальные и практические проблемы . Особый интерес для цели диссертации представляет работа В.Л. Какабадзе «Теоретические проблемы глубинной психологии», в которой автор проанализировал теоретические и методологические аспекты классической глубинной психологии. Однако мы решили немного расширить исследовательское поле в контексте данной проблематики и проанализировать основные черты и характеристики глубинно психологической парадигмы, затронув не только ее классику, но и современность; а также рассмотреть основные способы понимания психики человека и выделить философско-антропологические концепты в рамках данного направления современной мысли.

Теоретико-методологические основы исследования

Современные философско-методологические подходы и концепции в сфере изучения человека и его психики отличаются своим трансдисциплинарным характером. В связи с этим, исследования в сфере философско-методологических оснований глубинной психологии предполагают комплексность, междисциплинарность подхода. В силу своей специфики диссертационная работа опирается на материалы глубинной психологии, включая и трансперсональное направление. В том числе, здесь используются данные различных дисциплин: философии, истории философии и психологии, философской антропологии. Методологические основания междисциплинарного подхода отражены в исследованиях JT. фон Берталанфи [Общая теория систем. // «Исследования по общей теории систем. М., 1969], Ю. Волкова [Волков, Поликарпов Интегральная природа человека. Р.н/Д., 1992], Э. Мирского [Междисциплинарные исследования в современной науке. М.,1978], Фролова И.Т. [На пути к единой науке о человеке // Природа, 1985, №8].

Именно междисциплинарный анализ предоставляет возможность наиболее детально и полно рассмотреть те взаимосвязи, явления, проблемы, которые затрагиваются в рамках концептуальных построений исследуемого объекта. Однако было бы заблуждением считать, что данный подход является всеохватывающим и подразумевающим всесторонний анализ. Исследование предмета, так или иначе, остается аспектным, так как предполагает рассмотрение либо в когнитивном, объективно - научном ракурсе, либо в ценностно-смысловом поле.

В данном случае поставлен акцент на анализе ценностно-смысловых оснований теоретических конструкций парадигмы глубинной психологии и на рассмотрении ее философско-антропологических концептов, несмотря на то, что сами построения выдержаны в рационалистическом духе. С точки зрения ценностно-смыслового подхода, мы предприняли попытку систематизации различных позиций, относительно исследований в сфере глубинной психологии, и, соотнесения их между собой в рамках некоторой единой, более широкой картины.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации заключается в рассмотрении основных способов постижения внутреннего мира человека, его психики в рамках такого направления современной психологической мысли, как глубинная психология. На этой основе также предполагается выделение философско-антропологических концептов, способов понимания человека в рамках данного направления. Концептуальным базисом изучения философско-антропологического осмысления человека явились теоретические построения таких выдающихся мыслителей, как У. Джеймс, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить предмет, основные характеристики и специфику глубинно психологического направления. Выделить основные тенденции ее развития в прошлом и настоящем.

2. Проанализировать теоретико-методологические основания философско-антропологической проблематики в современной и глубинной психологии, прежде всего в классической ее части, которая представлена концепциями Фрейда и Юнга.

3. Выделить концептуально-методологические конструкты рассмотрения образа человека в глубинно психологическом направлении, включая трансперсональную психологию.

4. Рассмотреть одну из исторических модификаций глубинной психологии - трансперсональную психологию.

5. Сформулировать и охарактеризовать базисные идеи трансперсонального направления.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - история, становление, и формирование теоретических воззрений на явления психики в глубинной психологии двадцатого века.

Предмет исследования - теоретико-методологические и ценностно-смысловые основания философско-антропологических представлений в глубинной психологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обозначена специфика концепций Фрейда и Юнга с точки зрения философской антропологии; проанализированы их сходства и различия. Определена значимость и важность их творчества в целом для последующего развития глубинной психологии.

2. Определены и рассмотрены философско-антропологические концепты, явившиеся результатом теоретизирования и осмысления представлений о человеке данных мыслителей.

3. Выделены основные характеристики трансперсональной психологии, проанализирован ее концептуальный аппарат и специфика способов постижения внутреннего мира человека.

4. Проанализированы теоретические воззрения на психику человека и ее структуру таких мыслителей, как К. Уилбер, Ч. Тарт, введены в научный оборот их оригинальные тексты и критика их творчества.

5. Рассмотрено методологическое содержание и эмпирические данные СКО (системы конденсированного опыта) - одного из основных понятий трансперсональной психологии, открывшего возможность более глубоко проникнуть в глубинные содержания сферы бессознательного, и позволяющее выявить причины психических проблем, преследующих индивида на протяжении всей его жизни.

6. В ходе исследования была выявлена и проанализирована v философско-антропологическая модель, представленная в трансперсональной психологии, базирующаяся на «холистическом» подходе к человеку и специфическом рассмотрении его психики.

7. Анализ концепции «спектральной психологии» К. Уилбера, позволил определить данное теоретизирование как интегральную, синтетическую модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и приобрести адекватные выводы относительно уровня развития личности, социума, а также возможных путях их дальнейшего развития и терапии.

8. Выявлено, что если концепция С. Грофа относительно человеческой психики имеет больше дескриптивный характер, то система взглядов К. Уилбера являет собой попытку систематизации внутреннего пространства личности. При рассмотрении концептуальных построений К. Уилбера, было выяснено, что автор включает в единый континуум личностного развития духовное, мистическое измерения, как неотъемлемые и высшие стадии такого развития.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Выделяются три философско-антропологических концепта: «натуралистический», представленный психо-динамической концепцией З.Фрейда; «мистический», базирующийся на основоположениях аналитической психологии К.Г. Юнга; и «трансперсональный», находящий свое выражение у представителей трансперсональной психологии таких, как С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и ДР

2. «Натуралистический» философско-антропологический концепт представляет человека механистически, допуская определенный редукционизм в концептуализации личности. Общим в понимании психики Фрейдом и Юнгом являются такие моменты, как рассмотрение психики в виде структурной динамической и целостной системы, а также учет ее таких качеств, как непрерывность и комплементарность.

3. С точки зрения «мистического» философско-антропологического концепта человек рассматривается с позиции целостности его психики, а его бессознательное трактуется как самостоятельная продуктивная деятельность. Развитие личности -динамический, эволюционный процесс, целью которого является обретение собственного пути и как результат актуализация Самости.

4. Трансперсональное понимание человека базируется на рассмотрении личности как многоуровневого и многомерного образования. Человек изначально является целостностью и микрокосмом. Одна из основных характеристик человека - это способность к самотрансценденции. Однако персональность здесь не является абсолютной ценностью. Человеческое бытие имеет два модуса: хилотропный и холотропный, диссонанс которых приводит к душевным заболеваниям.

5. В трансперсональном философско-антропологическом концепте, как и в мистическом, значительное внимание уделяется личностному росту, который понимается как эволюционно необходимый процесс и естественная предпосылка психологического и духовного здоровья.

6. Общим положением для глубинно психологических концепций является утверждение, что бессознательная психика имеет динамико-энергетическую природу и понимается как сложная многоуровневая самоорганизующаяся динамическая система. В связи с этим, ее адекватным описанием может быть лишь процессуальное описание. Существенным моментом глубинно-психологической теории является тесная связь теории и практики.

7. Одним из основоположений, характеризующих методологическую парадигму глубинной психологии, является принцип целостности. Рассмотрение человека и его психики в рамках глубинной психологии базируется на понятии единства сознательных и бессознательных процессов. Психика непрерывна, сознание и бессознательное - взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Поэтому познание бессознательной сферы является обязательным условием постижения целостной и единой природы психики.

8. Теоретические заслуги глубинной психологии определяются попыткой понимания и обоснования внутренней природы бессознательного, а также стремлением дать ответ на вопрос о человеческой природе.

Глубинно-психологическое мышление представляет собой способ мышления, учитывающий особенности динамико-генетических процессов психики и, вместе с тем, предпринимающее попытку решать терапевтические задачи определенным способом. Теоретические разработки З.Фрейда, К.Г. Юнга, С. Грофа, К. Уилбера представляют существенный вклад не только в современную психологию, но и в философскую антропологию.

Научно-практическая значимость исследования

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в области философии, психологии, философской антропологии, а также найти применение в преподавании основных и специальных курсов по этим дисциплинам.

Кроме того, обозначая определенные проблемы в концептуальных конструкциях данного направления, материалы, результаты и выводы диссертации очерчивают направление и перспективы дальнейшего развития избранной темы.

Апробация работы

Основные положения диссертации докладывались с 2000 по 2003 год на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов факультета философии и культурологии РГУ. Также диссертационные тезисы были представлены на Третьем Всероссийском Философском Конгрессе в секции «Эпистемология» и на круглом столе «Наука и паранаука» в октябре 2002 года.

To see the world in a grain of sand, And heaven in a wild flower;

Hold infinity in the palm of your hand, And eternity in an hour".

William Blake, "Auguries of Innocence").

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-антропологические концепты глубинной психологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И Фрейда, и Юнга, и Грофа можно отнести к наиболее -выдающимся мыслителям двадцатого столетия, оказавшим колоссальное влияние: на направление развития современной мысли в целом, и психологии в частности; на поиск новых методов психотерапии; на особенности понимания психологии в сфере гуманитарных наук, включая философию.

Основной круг проблем и направлений исследований этих трех мыслителей явился тем центром, вокруг которого сконцентрировалось большинство значительных современных психологических концепций. Можно сказать, что эти три мыслителя создали определенную магистральную линию развития психологии, психотерапии. Проблема человека - исконная и всегда актуальная философская проблема. Представители глубинной психологи стремились ответить на вопросы, касающиеся человеческой природы, раскрыть и обосновать содержание бессознательного, представить человеческую психику как единое целое, в неразрывном сочетании сознания и бессознательного, рационального и иррационального.

Глубинная психология, созданная Фрейдом и Юнгом, явилась сложным и многогранным феноменом, впитавшим в себя достижения различных отраслей наук как точных, так и гуманитарных, вобрав в себя разные стороны человеческого опыта. Можно с определенностью сказать о ее связи с искусством, религией и внутренними реальностями, качественными состояниями и имеющими субъективную значимость явлениями. Но помимо этого, для нее характерно стремление к эмпирической строгости, рациональной упорядоченности, к практическому и обладающему терапевтической действенностью знанию, получаемому в обстановке коллективных научных исследований.

Наш вывод однозначен, что фрейдистско-юнговская традиция внесла огромный вклад в терапевтические исследования и интеллектуальную жизнь двадцатого века, который с каждым десятилетием приобретал все больший вес.

Гроф также затронул некоторые принципиально важные моменты, общие для многих духовных путей и разных психотерапевтических школ. Акцент на перинатальной матрице и на том, что первичные впечатления закладываются в ходе внутриутробного развития, в момент родов и в самые первые мгновения жизни. Они формируют нас и создают определенного рода характерности, направленность личности. Хотя эти идеи высказывались и до Грофа, но они не получали развернутого и глубокого анализа.

Однако, мы полагаем, основной момент, который внес Гроф, состоял даже не в экспериментальной проверке того, что есть нечто, что можно назвать перинатальным опытом. Его роль намного важнее. Гроф, наряду с Юнгом и Фрейдом; принадлежит к трем величайшим новаторам. Он предложил новое альтернативное рассмотрение, с позиций психологии и философии, проблемы человека, базирующееся на трансперсональном подходе к психике.

Анализируя каждый из выделенных концептов натуралистический», «мистический», «трансперсональный»), мы предприняли попытку выделить их философско-антропологическое содержание, сравнив их между собой. Исходя из этого, очевиден значительный вклад авторов, создавших рассматриваемые концепции в современное знание о внутреннем мире человека, его сложной природе и сущности.

Несмотря на огромный вклад Зигмунда Фрейда в развитие глубинной психологии и современной мысли в целом, мы констатируем факт рассмотрения им человека через призму натурализма и определенный редукционизм в концептуализации личности. Его понимание человека как существа, имеющего влечения («сердцевину нашего существа образует темное «оно»), по большому счету, стирает грани различия между человеком и животным. Фрейду, действительно, наряду с Коперником и Дарвином выпала революционная роль в разоблачении величия человека и в определении его места, как в историческом процессе, так и в Универсуме в целом. Человек не является венцом творения, господином природы и центром Вселенной. Да и как все это может олицетворять существо, не способное толком разобраться в собственном мире мыслей и эмоций; сутью которого является не разум, а неизведанные глубины бессознательного, порой обуревающие и захватывающие тот небольшой островок сознательности своей спонтанностью, сумбурностью и иррациональностью.

Если Фрейд в рассмотрении психики человека больше внимания уделял ее структуре и функционированию, то Юнг расставляет акценты иным способом. В юнговской концепции преобладают ценностные характеристики внутреннего мира человека, определение его цели и жизненного пути. Он представляет развитие личности как динамический, эволюционный процесс, длящийся на протяжении всей жизни индивида. Существование человека -творческий процесс, в ходе которого индивид постоянно самореализуется, приобретая все новые и новые умения, навыки, ставя перед собой и достигая определенные цели. Однако главной задачей человеческого существования, по Юнгу, является обретение Самости, которая представляет собой результат стремлений различных компонентов личности к единству. Конечная жизненная цель представляет собой полную реализацию «я», что является становлением единого, неповторимого и целостного индивида.

Исходя из позиции трансперсональной психологии, образ человека, вписанный в традиционную научную картину мира ограничивается физическими характеристиками и является недостаточно полным. Более целостная и адекватная модель, по мнению представителей трансперсональной психологии, рисует человека как существо с парадоксальной природой, включающей два взаимодополняющих аспекта: ньютоновский объект и биологическая машина или бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей. В соответствии с холотропными представлениями каждый человек, в конечном счете, соизмерим со всей целостностью бытия, поскольку абсолютных границ между ними не существует.

Человек в трансперсонализме понимается как микрокосм, целостность. Его сознание безгранично и способно к постоянному расширению.

Трансперсональная психология, по нашему мнению, открывает новые рубежи познания психики и человека, предлагая альтернативную науке картину мира.

Современная глубинная психология представлена концепциями, которые объединены общей проблемой внутреннего мира человека и его поведения и включает в себя многочисленные школы и направления последователей и учеников выше названных классиков, равно как и независимых исследователей. Автор диссертации разделяет концепцию, согласно которой глубинная психология стремится к изучению глубин и потайных уголков человеческой психики. То есть она исходит не из поверхностного, простого и прагматичного знания человеческой души, а пытается проникнуть в ее глубинные измерения.

В целом, для глубинной психологии характерно понимание природы психики как целостности и совокупности проявлений сознательных и бессознательных процессов, рассмотрение области бессознательного посредством измененных состояний сознания, проблема выхода за пределы эго и сознания и проживания множественных моделей бытия.

Глубинная психология невозможна вне сущностной глубинной жизни внутреннего мира личности. Происходит движение вглубь психических измерений индивида, анализ и рассмотрение таких феноменов душевной жизни человека, которые невозможно охватить лишь одним рассудком и рациональным подходом.

 

Список научной литературыБогуславская, Юлия Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1996

3. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека.//Бессознательное. Новочеркасск, 1994

4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.,1992

5. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. М.:Фолио,2001

6. Ахмеров Н.У Сумеречная реальность. Казань, 1992

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989

8. Бейтсон Г. Экология разума. М.,2000

9. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1992

10. Бескова И.А. «О природе трансперсонального» // журнал «Вопросы философии», №2, 1994

11. Бессознательное: многообразие видения. Н.,1994

12. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. М., 1998

13. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996

14. Братусь Б.С. Смысл вертикали сознания личности. // «Вопросы философии» М.1999, №11

15. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдтсты. М.; Киев, 1997

16. Брунер дж. Психология познания: за пределами нпосредственной информации. М., 1977

17. Вер Г. Юнг К.Г сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Ч.,1998

18. Волков А. Подсознание и мистика: секреты вашей психики. Рн/Д:Феникс, 1997

19. Гринсон Р. Техникам практика психоанализа. М., 1994

20. Гроф С., Уилбер К., Маслоу А. И др. Внутреннее пространство. Холотропное дыхание: глубинная психотерапия и путь духовной трансформации. М.,199621 .Гроф С. Духовный кризис М.,1995

21. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. Изд-во Института психотерапии. М., 2001

22. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 199628 .Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. Минск, Москва.2000

23. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993

24. Дмитриенко, Воробьев Современные аспекты аналитической психологии. М.: ИПУ РАН, 1998

25. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.,2002

26. Есионова Е.Ю. К вопросу о коллективном бессознательном в работах Юнга.// «Гуманитарные и социально-экономические науки». 2000 №233 .Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и специально-научный аспекты. М.,1987

27. Изон К. Блуждая по закоулкам сознания. М.,199935 .История современной зарубежной философии. Компаративистский подход.С-Пб.: Лань, 1998

28. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси, 1982

29. Касаткин В.Н. Теория сновидений. Л., 1983

30. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. М., 1994

31. Куттер П. Современный психоанализ. Спб, 1997

32. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.,1996

33. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990

34. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. М.,2001

35. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.,1977

36. Лобковиц Н.К. К вопросу о внутреннем мире. // Разум и экзистенция. С-Пб., 1999

37. Майков В.В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции: Методическое руководство. М., 1989

38. Маккена Т. Пища богов. М.,1995

39. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб.,2000

40. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996

41. Марков Б.В. Философская антропология. С-Пб., 1997

42. Маслова Е.Б. Онтология сознания: философская и богословская концепции.// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н.Новгород, 1998

43. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик- переживания. М.:Эксмо-пресс, 2002

44. Мерфи Дж. Сила вашего подсознательного. Рязань,200055 .Методы психологии. /Под ред. Ермакова. М., 1997

45. Минделл А. Психотерапия как духовная практика. М., 1997

46. Миракян А. Контуры трансцендентальной психологии. М.,1999

47. Молодцова Е. Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996

48. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.,1993

49. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.,1989

50. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.,1995

51. Науки о сознании и мозге на рубеже 2000 года. М.,1999

52. Немировский J1.H. Мистическая практика как способ познания. М.,1993

53. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.; Киев, 199865.0вчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994бб.Патнэм X. Философия сознания. М.,199967 .Поликарпов. Феномен человека сегодня и завтра. Р.н/Д.:Феникс, 1996

54. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования в философии 19-20 веков. Иваново, 199469 .Прель К. Философия мистики. М., 1995

55. Прибрам К. Языки мозга. М.,1975

56. Психические состояния. /Ред. Куликова. С-Пб., 2000

57. Психоанализ и науки о человеке./ Под ред. Н.С. Автономовой. М., 199573 .Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1990

58. Психология личности. Хрестоматия. М., 1999

59. Психология сознания. Хрестоматия. ( под ред. Куликова), С-Пб.,2001

60. Психотерапия и духовные практики: подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск, 1998

61. Психотерапия и психоанализ. Хрестоматия, М., 1998

62. Пути за пределы Эго. Под ред. Р. Уолша и Ф.Воона. М.: Издательство трансперсонального интститута, 199679 .Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.,1994

63. Райков B.JI. Общая теория сознания. М.,2000

64. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Спб., 1997

65. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997

66. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. Р.н/д.:РГУ, 2002

67. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 томах. М., 1989

68. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997

69. Сергеев К.К. Философская психология. Тольятти, 1999

70. Сердюков Ю.М. Критический очерк психофизического дуализма. (Монография). Хабаровск.,2003

71. Соломатин В.Ф. Квантовая механика и реальность. Психическое и физическое. С-Пб.,1998

72. Старикова И.В. Роль мысленных экспериментов в понимании природы сознания.// Философия науки. Новосибирск 1999, №2

73. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р н/: Феникс, 1995

74. Сэмьэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. М.,1994

75. Тарнас Р. История западного мышления. М. Крон-пресс, 1995

76. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.,1998

77. Томэ X. Современный психоанализ. Теория и практика. М., 1996

78. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. С-Пб.,1998

79. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М., Изательство Трансперсонального Института, 1999

80. Уилсон Р. Квантовая психология. Киев, 1998

81. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М., 1968

82. Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания: Краткий путеводитель по внутренним мирам. М., 1993

83. ЮО.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

84. Франц А., Шелтон С. Человек и его душа: познание и врачевание. М.,1996

85. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тб.,1991

86. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. С-Пб., 2001

87. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991

88. Фрейд 3. О психоанализе. 5 лекций. Методика и техника психоанализа. С-Пб.: Алетейа, 1999

89. Юб.Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1989

90. Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск, 1997

91. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997

92. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993

93. Хиллман Дж. Архетипическая психология. С-Пб., 1996 111 .Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1997

94. Ч. Тарт Состояния сознания. // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.,1992

95. ПЗ.Штуден Л.Л. Кризис сознания как феномен культуры // Новосибирская Гос. Академия экономики и управления. Новосибирск, 1999

96. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. М. Интерна, 1998

97. Юнг К.Г. Практика психотерапии. М., С-Пб., 1998

98. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2001

99. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.,1997

100. Юнг К.Г. Собрание сочинений. М.: Канон, 1996

101. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.,1995

102. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М.:Мартис, 1995

103. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991

104. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М.,1998

105. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М.,1998

106. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. С-Пб., 1994

107. Юнг К.Г. Один современный миф о вещах, наблюдаемых в небе. М.,1993

108. Юнг К.Г. Символы трансформации. М.,2000

109. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С-П6-М.Д997

110. Abrams S. The psychoanalytic unconsciousness. In: The Unconscious Today. N.Y. University Press, 1981

111. Bimodal Consciousness"// Archives of General Psichiatry 1971, Vol. 25, #6

112. Bion W.R. Elements of Psychoanalysis. London: W.Heinmann, 1963

113. Carl Gustav Jung: Critical Assesments. V.l. L: N.Y., 1992

114. Dean S.R. "Beyond the Unconscious: The Ultraconscious"// American Journal of Psychiatry? Vol.122, # 4

115. Ellenberger H. F. The discovery of the Unconscious. N.Y.,1970

116. Fordham F. An introduction to Jung's psychology. Penguin Book 1964

117. Fox, W. Toward a transpersonal ecology. Boston: New Science Library Sharnbhala, 1990.

118. Frager, R., and Fadiman, J. Personality and personal growth, ed. New York: Harper &Row, 1984 (3rd edition forthcoming).

119. Gedo J., Goldberg Models of the Mind. Chicago, 1973

120. Grunbaum A. The foundation of Psychoanalysis: a philosophical critique. Berkley 1983 Joseph E.D. Structure and function in psychoanalysis. Psych Anal. Inq.3

121. Kabat-Zinn, J. Full catastrophe-living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. New York: Delacourte, 1990

122. Kohut H. The analyses of the Self. N.Y. University Press, 1971 Lawrence D.H. Fantasia of the unconscious and psychoanalysis and the unconscious. Penguin book, 1986

123. Lukoff, D., Zanger, R., and Lu, F. Psychoactive substances and transpersonal states. Journal of Transpersonal Psychology Ferrucci, P. What we may be. Los Angeles: Tarcher, 1982

124. Nagy M. Philosophical issues of psychology of C.G. Jung. N.Y., 1991 143.0rnstein R.E. The psychology of consciousness. Freeman: San Francisco, 1972

125. Singer, J. Boundaries of the soul. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1972.

126. Smith, H. Beyond the postmodern mind, and ed. Wheaton, III.: Quest, 1989.

127. Stace, W. Mysticism and philosophy. Los Angeles: Tarcher, 1987 147.Stevens A. Archetype. London,1982.

128. Tart Ch. Altered States of consciousness. Willey: N/Y 1969

129. Tart, C. States of consciousness. El Cerrito, Calif.: Psychological Processes, 1983.

130. Taylor E. "William James and Sigmund Freud: "The future of psychology Belongs to your work"// Psychological science vol.10, # 6, November ,1999

131. Wilber, K. No Boundary. Boston: New Science Library/Shambhala, 1981

132. Wilber, K. The Atman project. Wheaton, III.: Quest, 1980

133. Wilber, K., Engler, J., and Brown, D., eds. Transformations of consciousness: Conventional and contemplative perspectives on development. Boston: New Science Library/Shambhala, 1986.

134. Wilber, K. Eye to eye: The quest for the new paradigm. Garden City, N.Y.: Anchor/Doubleday, 1983

135. Winson J. Brain and Psyche. N.Y. Anchor Press, 1985