автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-антропологический анализ идеи свободы

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Чиркова, Светлана Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Философско-антропологический анализ идеи свободы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-антропологический анализ идеи свободы"

На правах рукописи

ЧИРКОВА Светлана Владимировна

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕИ СВОБОДЫ (на материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю)

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2006

Работа выполнена на кафедре общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского Нового университета (г. Москва).

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Ильин Виктор Васильевич

доктор философских наук, профессор Гиренок Федор Иванович

кандидат философских наук, доцент Тарасевич Анна Мечиславовна

ГОУ В ПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (г. Набережные Челны)

Защита состоится « » ¿с^С^^ 2006 г. в /Г часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212.270.02 при ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого по адресу: 300026, г.Тула, пр. Ленина, 125.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Автореферат разослан

» мая 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук

М.Л. Клюзова

Степень научной разработанности проблемы.

Основные вопросы понимания сущности человека содержатся в трудах Сартра «Стена», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Герострат», «Тошнота».

Теме абсурда посвящены работы Камю - философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний», пьеса «Калигула»; теме бунта - эссе «Бунтующий человек», роман «Чума», пьеса «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».

Проблематика бытия в философии Марселя отражена в трудах «Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный» и т.д.

В отечественной литературе проблема свободы во французском экзистенциализме представлена разработками: тему свободы у Ж.-П.Сартра и исторический контекст экзистенциализма исследовал Л.Г.Андреев, философское осмысление свободы -К.С.Гаджиев, И.А.Гобозов, свободы и культуры - П.П.Гайденко, «Я» и природы ценностей - Ю.Н.Давыдов, исторической эпохи и ее ценностей — А.Ф.Зотов, личности и свободы - В.Н.Карпушин, экзистенциализма в философии и литературе - Е.Коссак, отношений «человека и природы» - Т.А.Кузьмина, творческой эволюции Ж.-П.Сартра - В.Н.Кузнецов, абсурда в творчестве Ж.П.Сартра и А.Камю — С.Н.Кузнецова, нигилизма как проявления отчуждения - И.М.Кутасова, бунта в творчестве А.Камю -С.И.Паньковский, .свободы и ответственности — А.Ф.Плахотный, Г.М.Тузова, исторической эволюции экзистенциализма -А.М.Руткевич, свободы и одиночества - Б.Рюриков, наследия экзистенциализма в философской традиции - Т.А.Сахарова, личности и ее свободы — Г.Я.Стрельцова, человека - Г.М.Тавризян, отчаяния и страха — Л.Чалина и др.

Объект исследования - сущность человека в интерпретации основоположников и крупнейших представителей философской мысли французского экзистенциализма.

Предмет исследования - свобода как фактор самореализации человека на материалах работ французских экзистенциалистов.

Цель исследования — целостная реконструкция и системный анализ основных моделей интерпретации свободы на материалах французского экзистенциализма.

Задачи исследования:

— оценить особенности понимания самореализации человека во французском экзистенциализме;

— определить сущность свободы как антропологической ценности;

— выявить сущность свободы как онтологической ценности.

Теоретические источники исследования.

Идейным источником экзистенциализма является творчество Сократа, Б.Паскаля, С.Кьеркегора, Э.Гуссерля, представителей кантианства (Баденская школа), философия жизни Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

Оформление направления связано с этапами развития немецкой и французской традиции. Первая представлена М.Хайдеггером, К.Ясперсом, вторая - Ж.-П.Сартром, А.Камю, Г.Марселем. Течение экзистенциализма не однородно. Так Г.Марсель, К.Ясперс - мыслители религиозной ветви экзистенциализма, Ж.-П.Сартр, А.Камю - светской. Во французском экзистенциализме основные исследования человека и такого атрибута его существования, как свобода содержатся в работах Ж.-П.Сартра, А.Камю, Г.Марселя1.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую основу исследования принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного,

1 Ж.-П.Сартр - «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота»; А.Камю - «Миф о Сизифе», «Посторонний», пьеса «Калигула»; «Бунтующий человек», роман «Чума», «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»; Г.Марсель -«Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный», «Метафизический дневник», «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Данный методологический аппарат использовался при оценке феномена французского экзистенциализма в контексте социально-культурного развития, осмысления человека в рамках гуманитарной парадигмы, свободы как важнейшей ценности социо- и культуротворчества. В ходе работы были использованы результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической мысли; труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

- Оценены особенности самореализации человека во французском экзистенциализме. В оценке бытия человека первоначальное значение приобретает ценность экзистенции. Продемонстрировано, что развитие экзистенциализма определяется возможностью построения универсальной онтологии, позволяющей преодолеть разрыв человека и мира. В центре новой онтологии - человек как активное деятельностное начало, в своем выборе осуществляющий социо-, культуротворчество.

• — Определена сущность свободы как антропологической ценности. Приоритет существования над сущностью характеризует свободу как неотъемлемую важнейшую характеристику человека. Природа свободы иррациональна, она не детерминируется внешними причинами. Оценка человека сводится к необходимости реализации выбора. Свобода рассматривается как духовное творчество, возможность проявления инициативы «Я». Разум, воображение детерминируют движения по законам творчества, выражающимся в законах формостроительства.

Наделенный свободной волей человек обладает самодостаточностью. С опорой на гуманитарные абсолюты человек проявляет самостийность. Свободы нет вне ответственности, творчества, реализации «Я». Свобода носит амбивалентный характер: с одной стороны, есть выражение индивидуального выбора, выбора собственной линии жизни, утверждения, проявления личности; с другой стороны, невозможна

б

вне оценки, выбора, решения относительно «другого», вне понимания себя как части «мы».

- Выявлена сущность свободы как онтологической ценности. Следствие признания экзистенции как свободы -формирование новой онтологии, позволяющей преодолеть особенности традиционной онтологии - разорванность субъекта и объекта, детерминизм, рационализм, революционизм, прогрессизм. Свобода тождественна экзистенции - через свободу рождается бытие. Посредством реализации свободы человеком - выбора гуманитарных ценностей существования происходит социо- и культуротворчество.

Основные положения, выносимые на защиту:

— В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциализм вносит существенный вклад в формирование гуманитарной парадигмы в культуре. Направление экзистенциализма позволяет развивать идеологию гуманизма, поскольку в центре внимания философского поиска оказывается человек, его активность, уникальность, возможности проявления свободы.

— Экзистенциальная философия оценивается как утверждение человека, его свободы - так возможна реализация атроподицеи, ее проявление в мироустроительстве. Бытие дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования, экзистенции. С опорой на данную трактовку возможно преодоление онтологизма в толковании человека. Понимание человека возможно только посредством соотнесения человеческого существования и ценностей. Ценности выступают важнейшим основанием выбора стратегии социального конструирования реальности.

- Свобода во французском экзистенциализме выступает онтологическим атрибутом человека. Реализация свободы способствует эволюции важнейших гуманитарных ценностей человеческого бытия (прежде всего смысла существования). В результате выбора человек приходит к осознанию основополагающих ценностей человеческого

существования, выступающих содержательной и регулирующей основой социального поведения.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное значение для понимания культурных новаций в осмыслении человека XX в., оценке развития онтологической, гносеологической, аксиологической, социальной философской традиции. Результаты исследования могут использоваться при анализе современных тенденций развития человека и общества, формирования его ценностных установок и духовно-нравственных ориентиров.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по религиоведению, философии культуры, социальной философии, социальной психологии, социологии.

Апробация работы. Результаты исследования представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2005), на II Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 2005), проблемном семинаре кафедры философии Камской государственной инженерно-экономической академии. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского Нового университета (г. Москва). По теме диссертации опубликованы три статьи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы, степень научной разработанности проблемы, характеризуется теоретико-методологическая основа исследования, определяются его цели, задачи, объект, предмет, научная новизна, практическая, теоретическая значимость.

В первой главе — «Экзистенциализм о сущности человека» - оцениваются предпосылки, идейные источники французского экзистенциализма.

В первом параграфе — «Предпосылки возникновения экзистенциализма» - выделяются существенные идеи предшественников экзистенциализма - Б.Паскаля, С.Кьеркегора, Ф.М.Достоевского, А.Бергсона, Ф.Ницше, М.Унамуно, Э.Гуссерля, М.Шелера. В каком-то плане можно причислить сюда неокантианство Баденской школы (М.Хайдеггер — ученик Риккерта).

В диссертационном исследовании акцентируется внимание на значении идей С.Кьеркегора, с именем которого связано появление термина «экзистенция». Указывается на иррациональную природу «экзистенции», в которой отражается индивидуальное, неповторимое личностное бытие. Реализация экзистенции возможна посредством радикального выбора в пользу этического существования.

Оценивается значение «философии жизни» как одного из источников экзистенциализма. Главной основой здесь выступает антисциентизм, в котором утверждается, что с помощью средств науки нельзя познать человека. Его природа намного шире, парадоксальнее, противоречивее, что делает свободу важным принципом реализации существования.

Феноменология существенна для экзистенциализма в силу используемого метода. Исследование методом трансцендентальной редукции феноменов сознания позволяет превзойти рационализм предшествующей традиции посредством введения принципа тождества субъекта и объекта познания. Заслугу Э.Гуссерля Ж.-П.Сартр видел в том, что тот избавил философию от крайностей материализма и идеализма.

В противовес классическому онтологизму представители новых направлений XX в. оценивают существование человека как центральный, поворотный момент философии. В экзистенциализме бытие не анализируется в контексте субъект-объектной парадигмы. Рассмотрение философских вопросов проводится, исходя из признания человеческого существования - экзистенции

- исходным началом понимания важнейших онтологических, аксиологических вопросов современной эпохи.

Во втором параграфе - «Понимание человека во французском экзистенциализме» — анализируются основные модели человека.

В диссертации подчеркивается, что изначальным, подлинным бытием во французском экзистенциализме выступает переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие дано непосредственно в виде собственного бытия - существования, то есть экзистенции. На основании данной трактовки возможно преодоление онтологизма в концептуализации человека.

В экзистенциализме человек самодетерминирован. Человек, как говорит Ж.-П.Сартр, - абсолют, «абсолют несубстанциальный». Человеческое бытие не содержит никаких преданных свойств и характеристик, из которых можно было бы вывести какие-то предписания поведения. Антинатуралистическая, антисубстанциалистская установка нашла наиболее полное выражение в сартровской формуле: «человек - ничто» («у человека нет природы»), или, что то же самое, человек полностью свободен, он «осужден быть свободным».

Экзистенциализм признает, что существование предшествует сущности. Субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М.Хайдеггер, человеческая реальность. С.Кьеркегор указывает, экзистенция — последнее, глубинное ядро человека, которое по-настоящему нерушимо. Истинный опыт человек приобретает лишь тогда, когда все, чем он владеет в мире, и с утратой чего он может потерять нажитое добро, положение в обществе, здоровье и работоспособность, талант, добродетели - утрачивается, некоторым образом обесценивается, становится ложным. Что остается у человека и что нельзя рационально определить, а только пережить, дает человеку последнюю, неразрушимую при всех разрушениях опору: тогда человек «реализует» экзистенцию и вместе с ней Абсолют.

Человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, в результате поступка определяется как личность.

Экзистенциальные проблемы - вопросы факта существования человека, точнее переживание им своего способа существования. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности. Человек - временное, конечное существо, жизненный мир - не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Имеет значение только существование человека, поскольку именно в существовании происходит формирование ценностных предпочтений, решение кризисных ситуаций.

Суть человеческого бытия состоит в том, что бытие-в-мире «я» связано с бытием мира. Понимание «бытия для себя» у Ж.-П.Сартра выражается в констатации «парадокса свободы». С одной стороны, человек не может быть вне реальности, с другой стороны, свободный выбор человека позволяет преодолевать данную реальность.

Понимание человека оценивается посредством соотнесения человеческого существования и ценностей. Ж.П.Сартр ставил вопрос о ценностях, которые «не записаны в вещах», т.е. не выводимы из какого бы то ни было вида сущего, а прямо творятся человеком. Причем творение есть одновременно и выбор определенного образа мира, за что человек, конечно, несет полную, не отменяемую и не разделяемую ни с кем и ни с чем ответственность («человек несет на своих плечах всю тяжесть мира»). Такого рода тотальная ответственность не может не сопровождаться чувством тревоги, ибо ничто не гарантировано. Единственно, чем должен быть озабочен человек — тем, чтобы его действие было авторизовано (это он выбрал, он сделал, он поступил и т.п.), а значит, свободно2.

Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть определяются через смерть — способ соприкосновения с ничто. Именно в пограничной ситуации

1 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С.327

человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа. Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за пределы, трансцендирование.

С позиций религиозного экзистенциализма, трансцендентное - Бог, и хотя он не познаваем, все духовное творчество есть выражение стремления к Богу, попытка выразить его, хотя и терпящее крушение из-за невозможности адекватного постижения. Продукты творчества - шифры трансценденции. Экзистенциалисты-атеисты определяют трансценденцию как ничто, глубочайшую тайну экзистенции. Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы.

В диссертации установлено, что формирование «новой» -экзистенциальной философской проблематики связано с выделением нового центра культуро- и социотворчества -человека. В силу несостоятельности логоцентризма, ценностей разума классической традиции, неспособных ответить на вызовы XX в. (в основе оценки действительности здесь оказывается не ее проблемное пространство, а «рациональный идеал»), делается ставка на личность, задача которой - внутренним борением, поиском, обретением преодолеть имеющиеся коллизии. Идеологиям XX в., построенным на просвещенческой культуре -разум, наука, унифицирующие личность идеалы, противопоставляются новые ориентиры - человек, посредством свободы устанавливающий гуманитарные ценности бытия.

Преодоление рационализма в экзистенциализме связано с пониманием его сущности как становления, заключающегося в необходимости осуществлять выбор.

Экзистенция - важнейший атрибут человека. В отличие от классического рационализма, согласно которому сущность определяет существование, в новом определении философской проблематики существование предшествует сущности. Существование — точка отсчета для понимания того, что есть человек в этом мире, какова стратегия его действия, что составляет основу его духовного мира. Существование — начало конструирования социального бытия. Диссертант демонстрирует,

что Б экзистенциализме посредством оценки человека вне объективных факторов (природных, рациональных, социальных) преодолевается детерминизм рационализма. Новация французского экзистенциализма - придание человеческому существованию статуса фундаментальной онтологической реальности.

Во второй главе - «Свобода как ценность» - на материале трудов ведущих представителей французского экзистенциализма определяется значение свободы в антропологическом и онтологическом контекстах.

В первом параграфе — «Антропологический контекст категории свободы в трудах Ж.-П. Сартра, Л. Камю и Г. Марселя» категория свободы рассматривается как неотъемлемый атрибут человеческого существования.

В диссертации утверждается, что постижения себя как экзистенции для личности выражается в обретении свободы. Экзистенция является «обиталищем» человеческой свободы. Человек осужден быть свободным. Основанием понимания свободы в экзистенциализме выступает принцип: человек, создавая себя, ответствен за все, что делает.

Не существует от века данной человеческой природы, свобода - условие и цель человеческого существования, неотъемлемый атрибут экзистенции. Ж.-П.Сартр связывает свободу с сущностью человека: свобода предшествует сущности, так как свобода есть условие, благодаря которому сущность становится возможной. Отсюда вывод, что существование предшествует сущности. Таким образом, с точки зрения Ж.П.Сартра свобода индетерминирована, абсолютна, безусловна.

Человек, по Ж.-П.Сартру, заменяет собой Бога, восполняет Его отсутствие творчеством себя и способа своего бытия. Последнее важно, ибо человек не творит бытие, бытие несотворимо. Бытие-для-себя, или собственно человеческое бытие, есть проявление свободы, поскольку оно не обладает никакими устойчивыми субстанциальными характеристиками. Человеку как бытию-для-себя недостает бытия-в-себе. Вследствие недостатка бытия (одно из определений человека у Ж.-П.Сартра: «человек

есть нехватка бытия») человек стремится стать основанием собственного способа бытия, восполнить «случайность» своего бытия. Спонтанно человек проектирует овладение миром с целью сообщить себе достоинство бытия-в-себе, осуществить синтез в-себе-для-себя, т.е. стать Богом. В этом заключается основополагающий фундаментальный проект человека.

Свобода — онтологический атрибут человека, необходимый способ бытия сознания, свойство для-себя-бытия. Сознание человека есть не что иное, как сознание свободы.

Свобода целостна, «тотальна». «Тотальна» потому, что в свободе проявляются «объективное» и «субъективное»: выражена как данность мира, так и проявление субъективного. Человеческое существование можно характеризовать только так: «нет свободы иначе, чем в ситуациях, и нет ситуации иначе, чем посредством свободы».

Реализация свободы способствует формированию важнейших ценностей человеческого бытия. Для Ж.-П.Сартра свобода неотрывна от ответственности: «...человек, будучи осужденным на то, чтобы быть свободным, несет на собственных плечах тяжесть всего мира: он ответствен за мир и за самого себя, и это способ бытия»3.

Согласно религиозным экзистенциалистам (Г.Марсель), свобода человека также понимается как его экзистенция. В отличие от светского направления понимание свободы связано с обретением ее в Боге. Источником человека и его свободы является Бог; Бог и свобода неразделимы. Подлинная свобода -свобода экзистенциальная — «свобода для». Она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности.

Свобода - всегда самодетерминация, сознательная активность. Свободное существование позволяет реализовываться сознательной жизни, поскольку только свободный человек имеет выбор, ставит цели и их достигает. По Ж.-П.Сартру, свобода -

3 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1988

способ бытия сознания. И поскольку человек одарен сознанием, свобода представляет универсальное свойство экзистенции.

Особую интерпретацию свободы дает А.Камю. Провозглашая необходимость борьбы с иррациональностью мира, А.Камю в то же время подчеркивает, что она не может привести к успеху. Символом «человеческого состояния» для него является Сизиф, который, согласно греческому мифу, осужден богами на тяжкий и бесполезный труд: вкатывать на высокую гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. «Миф о Сизифе» представляет поиск такой «положительной формы» бытия в мире, в котором религиозная надежда умерла.

Быть свободным, по Г.Марселю, значит быть самым собой, быть способным сказать «Я это Я». Может ли подобное сделать человек, тысячью нитей связанный обязательствами перед обществам? В повседневной жизни, следуя экзистенциалистскому рассуждению, человек в большинстве поступков несвободен, он не может сказать «Я это Я». Имеется тысяча обстоятельств, когда каждый из нас вынужден сказать «Я не есть Я, ибо я веду себя как автомат». Действовать свободно значит быть уверенным, что «Я есть Я».

В религиозном экзистенциализме свобода возможна как возвращение человека к Богу. Как и К.Ясперс, для которого свобода есть «соотнесенность с Богом», Г.Марсель ставит свободу в зависимость от веры в Бога. «Свободный акт, — пишет он, - акт веры»; вера является выражением свободы.

Человек не рождается свободным. Свободу дает человеку Милость, то есть Бог. Свобода - безвозмездный дар, который, однако, надо завоевать. Для достижения подлинной свободы человек должен пройти через нравственное обновление, крещение христианской моралью. Человек может быть или остается свободным только в той мере, в какой он связан с трансцендентальным. Согласно с традицией христианских философов и богословов, Марсель считает, что человек сам, без помощи Бога не может сделать правильный выбор между добром и злом. Человек предрасположен к злу и греху, Бог же подталкивает человека к добру, к настоящей свободе.

Согласно Г.Марселю, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие — трансценденция -является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию — диалог. Бытие, по Г.Марселю, не Оно, а Ты. Поэтому прообразом отношения человека к бытию является глубоко личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно Г.Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».

В социальной философии А.Камю, Ж.-П.Сартра анализ таких моральных ценностей, как свобода, ответственность, гуманизм, справедливость, красота, любовь и других занимает важное место. Свобода пронизывает вышеперечисленные моральные ценности, она выступает как условие их проявления.

Моральная ответственность человека важна в современную эпоху, когда человеку приходится преодолевать множество трудностей, препятствий. Моральная ответственность проявляется в солидарности и сотрудничестве людей, в борьбе за мир, возрождение достоинства, свободы, независимости человека.

Свободу и ответственность Ж.-П.Сартр связывает с понятием «тревога». Свобода ежедневно подвергается опасности. Поэтому человек находится в состоянии беспокойства. Тревога -не страх и не волнение, это истина, которую несет экзистенция человека. Ощущение безграничной свободы, наличия возможностей, из которых мы выбираем, при отсутствии всякой поддержки и ориентира, вызывает тревогу.

А.Камю, Ж.-П.Сартр выбрали свободу, полагая, что борьба за свободу открывает большие возможности для реализации гуманистического принципа и высших ценностей. В конечном счете, человек выбирает свободу, потому что если справедливость не осуществляется, свобода сохраняет возможность протеста против несправедливости, спасает взаимосвязь людей.

В результате делается вывод, что во французском экзистенциализме свобода выступает неотъемлемым атрибутом человеческого существования; установление гуманистических ценностей возможно лишь посредством реализации свободы. Свобода и истинная ценностная духовная природа человека оказывается тождественными друг другу.

Во втором параграфе - «Онтология свободы во французском экзистенциализме» - реконструируется экзистенциальная онтология свободы, которая сводится к выяснению и анализу ее сущностных составляющих.

В диссертационном исследовании мы исходим из того положения, что чистого (абсолютного) проявления свободы в феноменальном мире не существует. В социальном взаимодействии человек подчинен определенным законам, долгу, обязательствам. Бытие человека зависит от ряда факторов -природных, социальных. Как начало биологическое человек зависим от законов природы, как социальное — законов социума. Свобода в непосредственном проявлении невозможна ни в органическом, ни в надорганическом мире.

Проявление свободы связано с творчеством. Позитивное определение свободы направлено на духовное творчество как основание социального действия. «Лишь разум и воображение реализуют чисто самоосновное движение по законам творчества -законам произвольного конструирования, формостроительства. Творец созидает правила, образцы, нормы, уподобляется богам, живущим без установлений и их задающим, — пишет В.В.Ильин. -Плоть рожает плоть по необходимости; дух рождает дух по свободе. По собственному великодушию, величию»4.

Свобода человека реализуется в направлении культуро-и социотворчества. «Миропорядок ничего не оправдывает, так как не среда создает человека, а человек среду, все (и себя) оправдывает творец. Добро и зло не вовне человека, он сам искомое их средоточие. Наделенный свободной волей человек самостиен,

4 Ильин В.В. Мир в человеке // Философская антропология. М., 2005. С.413

принимая первоисточные абсолюты, он не по обычаю, закону, но по призванию вершит суд правый и неправый»5.

В диссертации проводится противопоставление ключевых идей классической онтологии и современной экзистенциальной модели.

В оценке человека, культуры, социального развития в классической онтологии ценности «разума» были преобладающими. «Мир» подменялся идеально-символической конструкцией, «инспирирующей пересоздание ветхого облика природы, истории, человека по началам разума. Безвольному миру теистического, чистого созерцания Просвещение

противопоставило волевой мир «научно реформируемых», «естественных» потребностей и желаний»6. Формировалась новая религия, в которой «богом является разум, совпадающий с природой, а его представителем на земле вместо короля — народ, рассматриваемый как воплощение общей воли» (А.Камю).

В диссертационном исследовании подчеркнуто, что, согласно Ж.-П.Сартру экзистенциализм - единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект. «Всякий материализм ведет к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определенных реакций, ничем не отличающейся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул и камень. Что же касается нас, то мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».

Бытие у Ж.-П.Сартра неотделимо от человека. Сознание направлено на бытие, и поэтому бытие существует. Сознание как дыра в бытии, невозможно без бытия. Нельзя говорить о бытии без сознания, как нельзя говорить о сознании без бытия. Они составляют некое единое целое. В едином целом можно различить такие части бытия, как в-себе-бытие и для-себя-бытие.

5 Там же.

'Ильин В.В. Аксиология. М., 2005. С. 121

Человек хочет понять мир, говорит А.Камю. Но понять мир, значит, привести его к некоторому единству. Последнее выражается в сведении его к человеку. Если бы человек убедился в том, что окружающий мир, подобно ему самому, способен любить и страдать, он был бы примирен или умиротворен. Равным образом ум, стремящийся познать реальность, почувствует себя удовлетворенным, только если он сможет свести ее к мысли. Если бы ему удалось мысль, обнаруженную в бесчисленных явлениях, свести к единому принципу, его интеллектуальная радость была бы несравнима ни с чем. Данное страстное стремление к единству, абсолюту — существенный импульс человеческой драмы.

Стремление человека к абсолюту вечно остается неосуществимым. Ибо, хотя первый шаг ума состоит в различении истины и заблуждения, человек убеждается в том, что истина ему не доступна. Что я знаю? - спрашивает А.Камю. И отвечает: Я чувствую биение своего сердца и заключаю о его существовании. Я осознаю вещи окружающего меня мира и заключаю о том, что он существует. Так заканчивается мое знание. Все остальное -конструирование.

Сам по себе мир неразумен. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд рождается в столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира.

Свобода, обретенная в бунте, выражает человеческую солидарность в борьбе против зла, она порождает у людей стремление к воссоединению и общению друг с другом. Поэтому бунт имеет не только индивидуальную, но и общественную значимость. Но бунт, - утверждает А.Камю, - удел цивилизованного общества. Это дело человека информированного, обладающего сознанием своих прав. Бунт возникает, прежде всего, в таких обществах, которые отпадают от священного, где люди живут в «десакрализованной» истории. А.Камю осуждает революции за «безмерность», заявляя, что революционное заблуждение объясняется, прежде всего, незнанием и систематической недооценкой бунта.

Согласно Г.Марселю человек погружен в бытие. Погруженность в бытие у него связана с мистерией света. Бытие, по Г.Марселю, обладает светоносной энергией; она сообщается человеку, людям, которые передают ее уже новым поколениям. Последнее обусловлено, прежде всего, наличием постоянного стремления к свету, готовности к его восприятию.

Вместо вещных отношений утверждается отношение человека к другому человеку как к такому же субъекту. Субъект-объектная парадигма сменяется отношением «я»-«ты». Именно в акте такой коммуникации снимается проблема субъекта и объекта. Отношения двух людей не описываются в понятиях логики. Когда в отношениях стерта граница между субъектом и объектом, когда в таинстве исчезает различие и противоположность между я и не-я, для такого человека возможно постижение онтологического таинства или таинства бытия. Бытие, единое, в котором не разделены я и не-я, субъект и объект, существует, поскольку существует Бог.

Мудрость согласно Г.Марселю предполагает аристократические ценности, но не в социально-классовом смысле». Эгалитаризм в демократических государствах ведет к упадку чувства качества жизни, к росту ресентимента, зависти. Рост технических средств нивелирует иерархию значимого и незначительного, поэтому мир рушится, когда «исчезают» границы священного и профанного.

Онтологическое требование выступает как зов цельного бытия человека, немыслимого вне интерсубъективности. Трансобъективное измерение онтологического призыва рассматривается Г.Марселем на фоне «дробления» человека в функционализированном мире. Здесь господство технологического начала выступает как самоутрата человека в его онтологической глубине.

Человеку, который преодолел субъект-объектные отношения и перешел в мир таинства, дается откровение. Вообще само таинство бытия возможно лишь в силу того, что существует откровение. Бог открывает Себя как некое Бытие, в котором не

существует противоположностей. Такое бытие просвечивает сквозь экзистенцию.

Человек - экзистенциальная организация. В ценности признания отдельного «я», обладающего идентичностью, позволяющего реализовывать действия, права, обязательства, функции, ответственность, осуществлять выбор. Индивид предстает существом социальным, поскольку вне социальной среды невозможно формирование «я».

Основой становления личностного является внутреннее наращивание собственного величия, самообогащения, самооткрытия. Глубина постижения самости выражается в переоткрытии «я». Социальная сущность «я» выражается в особом культуротворческом принципе его существования. Реальная личность как целое предстает не однократным бытием, а движением от бытия к бытию, вне которого реализуется серия «моментальных» субъектов.

В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы обсуждения поставленных задач.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

1. Чиркова C.B. Ценность свободы во французском экзистенциализме // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2005. - Вып. 11. - С. 201-206, 0,3 п.л.

2. Чиркова C.B. Источники и основное содержание французского экзистенциализма // Философия. Наука. Культура. -М.: МГУ, 2005. - Вып. 11. - С. 69-77, 0,5 пл.

3. Чиркова C.B. Общество и личность во французском экзистенциализме // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2005. - Вып. 11. - С. 267-272, 0,3 п.л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чиркова, Светлана Владимировна

Введение

Глава 1. Экзистенциализм в сущности человека

1.1. Предпосылки возникновения экзистенциализма

1.2. Понимание человека во французском экзистенциализме

Глава 2. Свобода как ценность

2.1. Антропологический контекст свободы в трудах Ж.-П. Сартра,

А.Камю и Г.Марселя

2.2 Онтология свободы во французском экзистенциализме

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Чиркова, Светлана Владимировна

Актуальность исследования. Экзистенциализм возникает как поиск ответов на важнейшие вопросы человеческого существования, обнаружившиеся при кризисе рационалистической традиции философствования, потере гуманитарного измерения социальной жизни в первой половине XX в.

Классический рационализм выразился в дегуманизации человека. Господство разума в просвещенческой идеологии нашло отражение в реализации прагматичных, технократичных схем социального переустройства (идеология тоталитаризма - яркое проявление господства рационалистической традиции в оценке природы социальных трансформаций, когда с помощью опоры на идеал стало возможно волюнтарное «перекраивание» действительности). Признание самоценности человеческого существования как точки отсчета философских размышлений во французском экзистенциализме подрывались социальной ситуацией того времени - гуманитарной катастрофой периода двух мировых войн. На повестке дня оказались вопросы природы и содержания ценностей человеческого существования, оснований социально-политического устроения, гражданского творчества.

История, развитие интеллектуальной жизни подтвердили, что необходимы новые установки в понимании человека. Сущность человека обретается в существовании, пограничных ситуациях, конкретной деятельностной реализации. В раскрытии подобных оснований социальной жизни и сыграл свою роль экзистенциализм, нацеленный на тематизацию судьбы личности, ценностей жизни.

Обращение к оценке ^свободы в экзистенциализме способствует прояснению ценностных новаций культуры XX в. Опыт осмысления свободы во французском экзистенциализме позволяет определить ценностные приоритеты в понимании сущностных особенностей человека, социального взаимодействия, как в онтологическом, так и аксиологическом контекстах.

Степень научной разработанности проблемы.

Основные вопросы понимания сущности человека содержатся в трудах Сартра «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота».

Теме абсурда посвящены работы Камю - философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний», пьеса «Калигула»; теме бунта - эссе «Бунтующий человек», роман «Чума», пьеса «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».

Проблематика бытия в философии Марселя выражена трудами «Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный» и т.д.

В отечественной литературе проблема свободы во французском экзистенциализме представлена разработками: тему свободы у Ж.-П.Сартра и исторический контекст экзистенциализма исследовал Л.Г.Андреев, философское осмысление свободы - К.С.Гаджиев, И.А.Гобозов, свободы и культуры - П.П.Гайденко, «Я» и природы ценностей - Ю.Н.Давыдов, исторической эпохи и ее ценностей - А.Ф.Зотов, личности и свободы

B.Н.Карпушин, экзистенциализма в философии и литературе - Е.Коссак, отношений «человека и природы» - Т.А.Кузьмина, творческой эволюции Ж.П.Сартра - В.Н.Кузнецов, абсурда в творчестве Ж.-П.Сартра и А.Камю

C.Н.Кузнецова, нигилизма как проявления отчуждения - И.М.Кутасова, бунта в творчестве А.Камю - С.И.Паньковский, свободы и ответственности -А.Ф.Плахотный, Г.М.Тузова, исторической эволюции экзистенциализма -А.М.Руткевич, свободы и одиночества - Б.Рюриков, наследия экзистенциализма в философской традиции - Т.А.Сахарова, личности и ее свободы - Г.Я.Стрельцова, человека - Г.М.Тавризян, отчаяния и страха -Л.Чалина и др.

Объект исследования - сущность человека в интерпретации основоположников и крупнейших представителей философской мысли во французском экзистенциализме.

Предмет исследования - свобода как фактор самореализации человека на материалах работ французских экзистенциалистов.

Цель исследования - целостная реконструкция и системный анализ основных моделей интерпретации свободы на материалах французского экзистенциализма.

Задачи исследования:

- оценить особенности понимания самореализации человека во французском экзистенциализме;

- определить сущность свободы как антропологической ценности;

- выявить сущность свободы как онтологической ценности.

Теоретические источники исследования.

Идейным источником экзистенциализма является творчество Сократа, Б.Паскаля, С.Кьеркегора, Э.Гуссерля, представителей кантианства (Баденская школа), философия жизни Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

Оформление направления связано с этапами развития немецкой и французской традиции. Первая представлена М.Хайдеггером, К.Ясперсом, вторая - Ж.-П.Сартром, А.Камю, Г.Марселем. Течение экзистенциализма не однородно. Так Г.Марсель, К.Ясперс - мыслители религиозной ветви экзистенциализма, Ж.-П.Сартр, А.Камю - светской. Во французском экзистенциализме основные исследования человека и такого атрибута его существования, как свобода содержатся в работах Ж.-П.Сартра, А.Камю, Г.Марселя1.

Теоретико-методологическая основа темы исследования.

Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Особое внимание уделяется критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих искания, искажающих объективный взгляд на избранную предметную область, принципы ее концептуализации. Данный методологический аппарат использовался при оценке феномена французского экзистенциализма в контексте социально-культурного развития, осмысления человека в рамках гуманитарной парадигмы, свободы как важнейшей ценности социо- и культуротворчества. В ходе работы были использованы результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической мысли; труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

Ж.-П.Сартр - «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота»; А.Камю - «Миф о Сизифе», «Посторонний», пьеса «Калигула»; «Бунтующий человек», роман «Чума», «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»; Г.Марсель -«Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный», «Метафизический дневник», «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

Оценены особенности самореализации человека во французском экзистенциализме. В оценке бытия человека первоначальное значение приобретает ценность экзистенции. Продемонстрировано, что развитие экзистенциализма определяется возможностью построения универсальной онтологии, позволяющей преодолеть разрыв человека и мира. В центре новой онтологии - человек как активное деятельностное начало, в своем выборе осуществляющий социо-, культуротворчество.

Определена сущность свободы как антропологической ценности. Приоритет существования над сущностью характеризует свободу как неотъемлемую важнейшую характеристику человека. Природа свободы иррациональна, она не детерминируется внешними причинами. Оценка человека сводится к необходимости реализации выбора. Свобода рассматривается как духовное творчество, возможность проявления инициативы «Я». Разум, воображение детерминируют движения по законам творчества, выражающимся в законах формостроительства.

Наделенный свободной волей человек обладает самодостаточностью. С опорой на гуманитарные абсолюты человек проявляет самостийность. Свободы нет вне ответственности, творчества, реализации «Я». Свобода носит амбивалентный характер: с одной стороны, есть выражение индивидуального выбора, выбора собственной линии жизни, утверждения, проявления личности; с другой стороны, невозможна вне оценки, выбора, решения относительно «другого», вне понимания себя как части «мы».

Выявлена сущность свободы как онтологической ценности. Следствие признания экзистенции как свободы - формирование новой онтологии, позволяющей преодолеть особенности традиционной онтологии -разорванность субъекта и объекта, детерминизм, рационализм, революционизм, прогрессизм. Свобода тождественна экзистенции - через свободу рождается бытие. Посредством реализации свободы человеком выбора гуманитарных ценностей существования происходит социо- и культуротворчество.

Основные положения, выносимые на защиту.

- В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциализм вносит существенный вклад в формирование гуманитарной парадигмы в культуре. Направление экзистенциализма позволяет развивать идеологию гуманизма, поскольку в центре внимания философского поиска оказывается человек, его активность, уникальность, возможности проявления свободы.

- Экзистенциальная философия оценивается как утверждение человека, его свободы - так возможна реализация атроподицеи, ее проявление в мироустроительстве. Бытие дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования, экзистенции. С опорой на данную трактовку возможно преодоление онтологизма в толковании человека. Понимание человека возможно только посредством соотнесения человеческого существования и ценностей. Ценности выступают важнейшим основанием выбора стратегии социального конструирования реальности.

- Свобода во французском экзистенциализме выступает онтологическим атрибутом человека. Реализация свободы способствует эволюции важнейших гуманитарных ценностей человеческого бытия (прежде всего смысла существования). В результате выбора человек приходит к осознанию основополагающих ценностей человеческого существования, выступающих содержательной и регулирующей основой социального поведения.

- Идеи новой онтологии отражаются в гуманитарной парадигме, в центре которой - существование человека, посредством выбора утверждающего гуманитарные ценности бытия.

Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное значение для понимания культурных новаций в осмыслении человека XX в., оценке развития онтологической, гносеологической, аксиологической, социальной философской традиции. Результаты исследования могут использоваться при анализе современных тенденций развития человека и общества, формирования его ценностных установок и духовно-нравственных ориентиров. социального развития, формирования ценностной идейной платформы управления социумом.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по религиоведению, философской антропологии, философии культуры, социальной философии, социальной психологии, социологии.

Апробация работы. Результаты исследования представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2005), на II Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 2005), проблемном семинаре кафедры философии Камской государственной инженерно-экономической академии. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского Нового университета (г. Москва). По теме диссертации опубликованы три статьи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-антропологический анализ идеи свободы"

Заключение

Обострение проблемы «я» субъекта, человеческого существования в конце XIX — первой половине XX вв. - закономерный период развития философской традиции, развитой в рамках европейской культуры. Еще в античный период начинает появляться тематика размышлений, сконцентрированных вокруг оценки души. В римской философии происходит обособление внутреннего мира «я».

Средневековье, христианство позволило обострить проблему личностного измерения человека. Поскольку в отличие от античного мироощущения, в котором человек - часть полиса, в средневековье человек возможен в соотнесении с Богом. Личность оценивается в понятиях долга, совести, греха, праведности. Человек оказывается один на один с Богом, хотя его жизнь - всецело предопределена провидением.

Становление ценности автономного индивида происходит в Средние века не только в связи с появлением христианства, но и развитием феодализма. Последнее проявлялось в существующем естественнонаучном укладе законовладения собственностью, ее пользованием, распоряжением. Чувство собственности рождало чувство властелина, что подкреплялось неприкосновенностью социальной, гражданской, духовной ниши лица; ответственностью несения ролевой функции; самодостоинством, самоуважением, гордостью за свой статус.

Возрождение формирует контекст понимания человека как homo faber. В центре культурных новаций эпохи - человек как активное, творческое, самодеятельное начало, сфера приложения интересов которого -пространство земного. Образ человека приравнивается к образу творца.

Человек отныне ответствен не только за свою судьбу, но и за образ мира. Центральной чертой осмысления человека становится его индивидуальность, возможной на началах свободы и культуры. Свобода культивирует субъективность как дееспособную, деятельную субстанцию. Культура создает пространство норморегулированности межличностных взаимодействий, поднимает индивида до ответственного актора.

Свобода, культура продуцируют в свободе самоидентичную самость, характеризуется сознанием собственной незаменимости, незаместимости. В результате активности субъекта, действие которого опосредовано свободой и культурой, становится возможным создание гуманитарной среды.

Реформация обеспечила модель интерпретации человека, согласно которой личность вне посредника реализует свой путь к Богу. Данные тенденции способствовали рационализации, секуляризации, индивидуализации жизни.

Экзистенциализм отразил в философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми столкнулся человек. Экзистенциализм стал философской традицией, в рамках которой человек существенно переоценивался с позиций не рациональных, а нерациональных.

Необходимость экзистенциализма связана с преодолением классического рационализма.

Классический рационализм предполагал оценку онтологии на основании субъект-объектной парадигмы. Ключом к пониманию действительности оказывалась линия целесообразного, разумного устройства бытия. Бытие отождествлялось с единым, понимаемое как самотождественное, абсолютное, инвариантное, идентичное. В результате из понимания бытия устранялось единичное, уникальное, преходящее. Оценка человека сводилась к инструментализму, что выражалось в экспансии человекобожества и богочеловечества.

Однако разум не может выступать воплощением жизненного благородства. Гражданские стороны организации, обустройства, упорядочения жизни подменялись такими началами, как: народ - аморфная масса, деспотизм, насилие, террор, произвол, бесправие, авторитарный вождизм.

Как продемонстрировало развитие философской традиции, преодолевающей рационализм, как доказала история, содержание исторического процесса сводится не к утверждению разума, а к «самотворчеству» человека в мире. Время новоевропейской. Просвещенческой философии с утверждением физикалистского, объективистского взгляда на природу вещей сменяется иной философией, в центре которой - ценности жизни, гуманитарная идеология человеческого существования. Экзистенциализм, в том числе французский - идейное, культурное течение, внесшее существенный вклад в развитие не только в изменение философской рациональности, но и в формирование представлений о новой онтологии.

Свобода трактуется как тождественная человеческому существованию характеристика. Свобода позволяет трактовать жизнедеятельность согласно интересам человека. Камю учил: «.Мир не имеет значения, и кто понимает это, обретает свободу».

С точки зрения экзистенциалистов, в результате многогранной творчески-созидательной деятельности человека формируются новые ценности и новая культура. Единственный путь к их обретению лежит через себя.

В итоге человек стал оцениваться как самодостаточная, самостоятельная часть культуры, общества. Жизненный мир человека - мир активного действования субъекта, его активной самореализации, борения ценностей, страстей. Человек предстает многоплановым, активно живущим, мыслящим, чувствующим субъектом, преобразующим себя и мир.

 

Список научной литературыЧиркова, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.,1994. -333 с.

2. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-255 с.

3. Аристотель Никомахова этика // Соч. в 4-х тт. М. Мысль, 1996. - Т.4.- 830 с.

4. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.-432 с.

5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. - С. 82-138.

6. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Харьков: Фолио, 2003. - 623 с.

7. Богомолов A.C. (и др.) Современная буржуазная философия и религия.- М.: Политиздат, 1977. 367 с.

8. Боранецкий П. Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. Париж, 1995. - 220 с.

9. Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма / Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН, 2000. - С .23-45.

10. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». М.: Искусство, 1973.-240 с.

11. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН,2000. -С. 151-161.

12. Визгин В.П. Г.Марсель и русская философия // www.bfrz.ru//news/rus filos / vizgin doklad

13. Гаджиев K.C. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. №2. С .33-46.

14. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: критика философии М.Хайдегера. М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.

15. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 1999. -363 с.

16. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. М.: Политиздат, 1991 -62 с.

17. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1993. - 315 с.

18. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995 - 351 с.

19. Гусейнов A.A. История этических учений. М.: Гардарики, 2003 -911 с.

20. Гусейнов A.A., Асперсян Р.Г. Этика. -М.: Гардарики, 1998. 461 с.

21. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989.-320 с.

22. Денхофор М.Г. Границы свободы. Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Международные отношения, 2001. - 231 с.

23. Долгов K.M. Эстетика Сартра. М.: Знание, 1990. - 224 с.

24. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. в 30 т. JI.: Советский писатель, 1984.-Т.26.-228 с.

25. Дюрин Е. Ценность жизни. М.: Харвест, 1999. - 333 с.

26. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. — М.: Советский писатель, 1990. 448 с.

27. Ерофеева В. Путь Камю // Октябрь. 1985. №1. - С. 187-197.

28. Зенкин С. Человек в осаде: Художественный мир Сартра // Литературное обозрение. 1990. №3 - С. 33-39.

29. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.

30. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. - 335с.

31. Ильин В.В. Аксиология. М.: МГУ, 2005. - 216 с.

32. Ильин В.В. Философия. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - В 2 т.

33. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

34. Кадышев B.C. Проблема свободы в творчестве Сартра. Научные труды. Ташкент, 1968. Вып. 318. - С. 24-31.

35. Камю А. Бунтующий человек. М.: Радуга, 1990. - 464 с.

36. Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989. - 464 с.

37. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. — С. 222-318.

38. Камю А. Размышления о гильотине // Иностранная литература. 1989. №1.-С. 23-41.

39. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602 с.

40. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума // Соч. в 6-ти тт. М.: Мысль, 1965. - Т.4. - 338 с.

41. Карпушин В.А. Концепция личности у А.Камю // Вопросы философии. 1967. №2. - С.34-45.

42. Карпушин В.А. Критический анализ проблемы свободы Камю // Вестник Киевского университета. Киев, 1971. №5. - С. 35-45.

43. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. -1994. № 11.-С. 45-56.

44. Киссель М.А. Философская эволюция Сартра. Л.: Лениздат, 1976. -239 с.

45. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура //I

46. Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. - С. 106-118.

47. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. - С. 116-128.

48. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПБ.: СПбУ, 1995. - 326 с.

49. Критика современной буржуазной философии и социологии. М.: ВПШиАОН, 1963.-216 с.

50. Кузнецова С.Н. Взаимоотношения отношения человека и общества в творчестве Камю // Вестник МГУ. 1975. №1. - С. 34-46.

51. Кузнецова С.Н. Категория абсурда в творчестве Сартра и Камю// Вопросы истории и эстетики. М.: Мысль, 1977. - С. 37-54.

52. Кузнецы мифов // Вопросы литературы. 1986. №9. - С. 45-51.

53. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М.: Наука, 1979. - 197 с.

54. Кузьмина Т.А. Проблема «человека и природы» в философии А.Камю // Вестник МГУ. 1976. №4. - С. 35-43.

55. Кутасова И.М. А.Камю: нигилист против нигилизма // Вопросы философии. 1975. №7. - С. 96-108.

56. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998 - 416 с.

57. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.

58. Лакшин В. Так начинал Камю // Иностранная литература. 1992. №2. -С. 168-170.

59. Летов О. Мир абсурда и бунтующий человек // Коммунист. 1991. №13.-С. 35-44.

60. Лотце Г. Основания практической философии. СПб, 1992. - 141 с.

61. Магницкий Ю.Г. Проблема свободы в творчестве Достоевского и Камю.-М.: Наука. 1971.-234 с.

62. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.В.Лейбница. М.: МГУ, 1973.-334 с.

63. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1981-81 с.

64. Маньковская Н.Б. Проблема «человек» и «природа» в философии Камю // Вестник МГУ. Сер.8. - Философия. - 1976. №4. - С. 84-89.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-633 с.

66. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. - 216 с.

67. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. -286 с.

68. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М.: Радуга, 1983. - 552 с.

69. Москвина P.P. «Метод абсурда» Камю как феномен неклассического философствования //Вопросы философии. 1974. №10. - С. 133-139.

70. Мотылева Т. Зарубежный роман сознания. М.: Советский писатель, 1966.-472 с.

71. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1990. - 384 с.

72. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994.-352 с.

73. Ницше Ф. Генеалогия морали. По ту сторону добра и зла. М.: Elibron Classic, 2000. - 304 с.

74. Паньковский С.И. О книге Камю «Бунтующий человек». Историко-философские исследования. Минск: Наука, 1991. - 234 с.

75. Пенчев Г.Г. Философско-эстетические взгляды Сартра. София, 1978. -234 с.

76. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. -442 с.

77. Поппер К. Мир предрасположенностей: два новых взгляда на причинность // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 176-210

78. Проблема ценности в философии. M.; JL: Наука, 1966. - 260 с.

79. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -518 с.83. «Проклятые вопросы» французского экзистенциализма: Сартр, Камю // Преодоление трагедии: Вечные вопросы в литературе. М.: Искусство, 1989.-С. 57-71.

80. Риккерт Г. О системе ценностей. М.: Логос, 1914. - Т. 1. - Вып. 1.

81. Риккерт Г. Философия жизни. Пг.: Академия, 1922.

82. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Политиздат, 1985. -175 с.

83. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. -348 с.

84. Сартр Ж.-П. Герострат. М.: Республика, 1992. - 222 с.

85. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. - 224 с.

86. Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967. - 434 с.

87. Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966. - 171 с.

88. Сартр Ж.-П. Стена. М.: Политиздат, 1991.-480 с.

89. Сартр Ж.-П. Тошнота. Харьков: Фолио, 1998. - 399 с.

90. Сартр Ж-П. Что такое литература. СПб.: Алетейя, 2000. - 466 с.

91. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

92. Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. — 480 с.

93. Семенова С. Повесть Камю «Посторонний» и раннее творчество писателя // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - 1973. - Т.32. - Вып.5. -С. 419-429.

94. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. - 432с.

95. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 463 с.

96. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977. 141 с.

97. Трофимова М.К. Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства // ВДИ. 1967. № 2. С. 34-52.

98. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. — Минск: Наука и техника, 1987. 158 с.

99. Угринович Д.М. Попытки «экзистенциальной» интерпретации религии // Вопросы философии. 1965. №8. - С. 31-45.

100. Фаркаш J1. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. М.: Прогресс, 1977. - 272 с.

101. Филиппов JI. Экзистенциальный психоанализ Сартра: замысел и результат // Вопросы философии. 1968. №7. - С. 18-51.

102. Филиппов Л.И. Эстетические воззрения и метафизическая концепция Ж-П. Сартра // Вопросы литературы. 1973. №10. - С.28-49.

103. Философия и современность. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1990.-Вып. II.- 120 с.

104. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.-253 с.

105. Философская антропология / Под ред. С.А.Лебедева М., 2005.

106. Фогелер Я.Г. К критике экзистенциалистской концепции существования // Вестник МГУ. 1962. №5.

107. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. -366 с.

108. Франкл В. Реальность и человек. М.: Прогресс, 1997. - 479 с.

109. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992.- 176 с.

110. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.- 171 с.

111. Чалин M.JI. Философия отчаяния и страха. М., 1962.

112. Чалин M.JI. В плену индивидуализма. М., 1966.

113. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1980. - 288 с.

114. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - С. 192-220.

115. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

116. Шварц Г. От Шопегауэра к Хайдеггеру. М.: Прогресс, 1964. -360 с.

117. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 208 с.

118. Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФ РАН, 1996.-235 с.

119. Ярошевский Т. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973 -543 с.

120. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -274 с.

121. Barret W. Irrational Man, a study in existential philosophy. Garden City (N.Y.): Doubleday Anchor Books, 1962. - 284 p.

122. Boss M. Ego? Motivation? // Journal of Existentialism. 1960. №1. -P.275-283.

123. Condrau G. Why Heidegger? // Journal of the Society for Existential Analysis. 1996. №8. - P.21-27.

124. Hora Thomas. Psychotherapy, existence and religion // Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co, 1962. -P.70-80.

125. Kahn Eugen. An appraisal of existential analysis // Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co, 1962. - P. 188-249.

126. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.:Viking Press, 1975. - P.280-299.