автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Философско-эстетичекие проблемы классического индийского танца
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Даял, Екатерина Николаевна
1. Введение .3
2. Глава I. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНСШ ДР^ШИНДИЙСКОГО
ИСКУССТВА.30
3. Глава П. РЕВЖИОЗНО-ШФОЯОШЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНДИЙСКОГО ТАНЦА .55
4. Глава Ш. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЮ
ТАНЦА СЕВЕРНОЙ ИЩЩ - КАТХАК.I05-I4I
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Даял, Екатерина Николаевна
Дтэедмет исследования. Предметом исследования в данной работе являются основные эстетические принципы и категории индийской художественной культуры и искусства, их связь с философскими и религиозными системами Индии и их конкретное воплощение в искусстве индийского танца* В работе делается попытка конкретного эстетического анализа этих проблем на материале классического танца Индии - североиндийского стиля к а т х а к.
Индийская эстетическая теория является самобытной дисциплиной, корни которой уходят глубоко в древность, В ней детально разработаны многие из основных вопросов эстетики применительно к самобытному искусству Индии. Система категорий, разработанная индийской эстетикой представляет немалый интерес. В то же время автор не ограничивается лишь эстетико-искусствоведчес-кими рамками анализа при разработке данной темы, поскольку в Индии эстетическая мысль всегда была тесно связана с художественной практикой и с той или иной шкалой философии и, соответственно, с религиозными течениями. Проблеме влияния религии на общественную мысль в странах Востока уделяется в последние годы серьезное внимание в кругах советских востоковедов. Это обусловлено тем, что сложный комплекс вопросов идеологической борьбы на современном этапе невозможно глубоко и всесторонне исследовать, отвлекаясь от места и роли религии в этой борьбе.
Особенную остроту и исключительное значение проблема влияния религии приобретает в развивающихся странах Азии и Африки, где в силу особенностей социально-исторических условий религии все еще принадлежит весьма активная, нередко определяющая роль в идеологическом процессе. }
Учитывая важность этой проблемы, мы рассмотрим влияние религиозно-философских течений на культуру и искусство Индии в той мере, в какой они имеют связь с эстетической теорией.
Цель диспйртятрт^ заключается в том, чтобы дать прежде всего марксистский эстетический анализ индийского танцевального искусства. Эта сторона дела наименее освещена в современных научных трудах, как индологических, так и искусствоведческих.
Индологическая литература XIX века ввела в круг научных исследований классические трактаты древней Индии. Высшим уровнем аналитического исследования этих трактатов, в частности посвященных буддизму, следует, пожалуй считать работы Щербатс-кого, и в особенности, его "буддийскую логику", впервые опубликованную по-английски в двух томах.
Буржуазная индологическая литература XX века сделала не -мало позитивных шагов в области исследования и публикации текстов и освоения богатства древнеиндийской культуры. Однако существенной ограниченностью этой литературы является тот факт, что вся она, без единого исключения, в своем анализе традиций индийской культуры и их эволюции не прорывает узкого горизонта буржуазного историзма.
Буржуазный историзм проявлялся и проявляется до сих пор в области индологических исследований в объективистском изложении источников, в формальном сопоставительном анализе пластов культуры разных эпох, в академическом анализе культурных явлений без их социальной базы, в оценке эволюции культурных тради
См.: Литман А.Д. Отражение религии в мировоззрении общественных деятелей и философских учениях современной Индии. -В кн.: Религия и атеизм в Индии, М., 1973, с.22. ций Индии без социальной точки зрения, что нередко приводило к подмене философии мифологией, а искусства религией, к неправильной оценке синкретичностд индийской культуры, в которой переоценивалась "слитность" мифологии, философии, религии и искусства* Марксистская культурологическая литература по Индии не богата, она только что рождается, однако в ней уже сделаны первые шаги к преодолению буржуазного объективизма и историзма и к выявлению социальных основ культурных традиций и историзма и к выявлению социальных основ культурных традиций, заложенных еще в древности, существенно видоизмененных в Средние века и дошедших до нового времени; Марксистскими историческими исследованиями установлено, что в независимой Индии происходят своеобразные "возрожденческие" процессы в её культуре. Анализ этих процессов позволил вскрыть две доминирующие тенденции, а именно: во-первых, такое переосмысление средневековых культурных традиций Индии, дошедших до нашего времени, в котором все более ярко высвечиваются исходные основы древней классической культуры Индии; во-вторых, при анализе влияния модернизма в современной индийской культуре исследователями отмечается упорное противодействие; которое оказывает традиционная классическая культура Индии модернистским веяниям (например1, дзен-будцизму, абстрактному символизму, оккультизму и формалистическим тенденциям) »
С позиций марксистского историзма взаимодействие мифологии, философии, религии и искусства в исторической эволюции культуры Мидии подвергается такому анализу, в котором оказывается возможным разграничение не только содержательных, сколько функциональных элементов синкретической индийской культуры. Этот анализ различных функциональных аспектов, сторон индийской культуры дает возможность более глубоко понять социальные истоки культурно-исторического процесса, т.е. связь историко-культурной традиции с меняющимися экономическими, а главное, социальными потребностями этносов, наций, слоев и классов сложного индийского общества.
Принцип марксистского историзма как методология культурно-исторического анализа предполагает классовый анализ эволюции культуры, то есть выяснения социально-экономических основ культурного процесса. Он также предполагает партийность в оценке тех культурных явлений, в которых явственно обнаруживается их социальная функция — мифологическая, философская, религиозная.
В основе нашего исследования лежит принцип историзма. Мы делаем попытку рассмотреть индийский классический танец не только как готовое сложившееся художественное явление, но и рассмотреть его исторически. Судьбы этого искусства прослеживаются на протяжении его долгой, более чем 2000-летней истории; оно рассматривается нами в исторической взаимосвязи с прошлым, как искусство традиционное, но тем не менее развивающееся. "Исторический подход как учет своеобразия эпох и характерных для них социальных и историко-культурных процессов особенно способствует углубленному освоению тех художественных явлений, которые имеют очень длительную историческую жизнь".
Принцип иоторизма соблюден и потому, что он предполагает накопление обширных конкретных знаний, которые дают возможность говорить о включении истории индийского танца в историю мирового искусства и определения его места в общей системе искусств.
В нашем исследовании мы выделяем три главных этапа развития индийского танца в связи с общим развитием философско-эсте-тической мысли.
I) Древний период (первые века н,э;), период зарождения и формирования главных идей и концепций индийской эстетики-, а
I) Анарина Н.Г. Японский театр Но, М.» 1984, e.V. также их систематизации в трактатах (I гл.).
2) Второй этап - средний период, средние века. Это период дивергенции основных направлений философско-религиозной мысли Индии, а также различных классических танцевальных стилей (П гл).
3) Новый и новейший период - время трансформации классической традиции под влиянием изменившейся социальной обстановки взаимодействия культур Европы и Индии, развитие форм танцевального искусства в современной независимой Индии. К этому периоду относится анализ стиля катхак в его современном виде, проведенный в Ш главе.
Оставляя фтороне вопросы происхождения танцевального искусства, обособление его региональных форм, причин многообразия стилей и школ танца в современной Индии, синтеза и взаимопроникновения культур различных регионов Индии и отражение этих явлений в искусстве, которые также представляют немалый интерес для исследователя, мы рассмотрим лишь те эстетические принципы, которые послужили общей основой для формирования различных форм индийского искусства, а также связь этих принципов с философско-религиозными учениями. Проследив основные исторические этапы развития эстетической мысли в древней и средневековой Индии, мы остановимся на её специфическом преломлении в одной из конкретных форм современного индийского искусства. Поскольку в Индии как философско-религиозная, так и эстетическая традиции характеризуются канонической преемственностью, можно на примере одной из танцевальных школ проследить многие культурные и религиозные влияния, напластовавшиеся в течение веков и сохранившиеся в той или иной форме до наших дней.
Задачи исследования» Эстетический аспект нашего исследования предполагает прежде всего, анализ эстетических учений и категорий древней Индии. Поскольку индийское искусство носит традиционный характер и имеет (особенно в искусстве танца) ярко выраженную религиозную окраску, необходимо проследить связь и взаимодействие философии, религии и искусства в древней и средневековой Индии. Такой исторический подход к исследованию даст ключ к пониманию особенностей современного искусства Индии.
Проблема связи философии, религии и искусства отчасти разработана в трудах советских индологов. С.И.Потабенко пишет; "Важное место, которое занимает религия в общественной жизни Индии, находит отражение и в- сфере искусства. Специфика воспроизведения религиозных сюжетов и образов в индийском искусстве состоит прежде всего в том, что в Индии существует несколько крупных религий. В искусстве имеется поэтому как бы несколько направлений, каждое из которых определяется конкретной религией, с присущими ей представлениями, образами, символикой.и ^
Мы попытаемся рассмотреть эту проблему в применении к искусству индийского танца. Описательный анализ этого искусства, лишенный историзма, не дает возможности понять его во всей глубине. Поэтому в нашей работе конкретный эстетический анализ одной из форм танца предваряется как общетеоретическим рассмотрением основ индийской эстетики, так и историческим анализом, объясняющим традиционность современного классического индийского танца.
Актуальность темы. Актуальная необходимость изучения эстетических основ индийского искусства определяется богатством культуры и искусства, развивающихся почти три тысячелетия и представленных широким многообразием жанров. В Индии давно сложилась самобытная культурно-историческая общность, к которой принадлежит в настоящее время около одной четверти населения
I) Потабенко С.И. Религиозно-мифологические мотивы в искусстве современной Индии. - В сб. Религия и атеизм в Индии, М;, 1973, с.169. земного шара* Культура Индии - важная часть мировой культуры.
В наше время вопросы культуры стран Востока привлекают к себе большое внимание как со стороны специалистов, так и широких слоев населения; Недаром академик Д•О.Лихачев утверждает: "Сейчас перед мировой наукой стоит огромная задача - изучить, понять и сохранить памятники культур Азии и Африки, ввести их в культу— ру современности." ^ Такое пристальное внимание объясняется потребностями культуры народов, освободившихся от колониального гнета и вышедших на мировую арену* Востоковедение, которое в XIX веке сформировалось как особая теоретическая дисциплина, должно было в XX веке подняться на новую ступень, отвечающую новым объективным условиям.
Исключительно важный новый материал, относящийся как к современной жизни, так и к прошлому, дает нам Восток. Хорошо известно огромное развитие научного востоковедения во второй половине XIX и первой половине XX веков* Особый размах это развитие получило в 10-х - 60-х годах текущего столетия в нашей стране* Наше знание современной и прошлой истории и культуры народов Востока чрезвычайно выросло в своем объеме и стало гораздо более точным в своем качестве. Последним мы обязаны тому, что ведем свои исследования, опираясь на марксистскую теорию общественного развития*
Но именно количественный и качественный рост материала предъявляет свои требования и к теории. Все более и более раскрывающаяся перед нами история народов Востока, прошлая и современная, так многообразна и сложна, что никакая теория заранее предусмотреть её не может, а должна сама пополняться положениями, выведенными из изучения нового материала* Замечается
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Щ, 1979, с*355. и другое: хорошо нам известное и как будто бы вполне проверенное научное положение может в свете нового материала предстать перед нами по-иному - иначе, чем мы склонны были до сих пор его понимать," ^
Изучение культурных явлений Востока, малодоступных до сравнительно недавнего времени как для европейского ученого, так и для ученого современного Востока, поднялось в XX веке на новую ступень* Исследователям приходится преодолевать ряд трудностей и, прежде всего, традицию старого европоцентризма. В понимании европоцентризма мы руководствуемся положениями, ввдвинутыми выдающимся советским востоковедом академиком Н.И.Конрадом: "Говоря об европоцентризме, я имею в виду наше научное мышление: сознательно или бессознательно мы оперируем положениями созданными европейской наукой; /./ Научный европоцентризм всегда таит в себе опасность механического перенесения категорий, открытых в истории и культуре стран Запада, на явления, наблюдаемые в истории и культуре стран Востока. /./ Дело тут не только в том, чтобы допустить существование на Востоке своих особых форм общих категорий, открытых в истории Запада: большинство ученых это хорошо понимают. Важно проникнуться мыслью, что самое моделирование таких общих категорий должно производиться на материале Востока и Запада." ^
Мы будем руководствоваться этими положениями в исследовании эстетической мысли в Индии. Они представляются нам исключительно важными, поскольку именно в прямых или косвенных последствиях европоцентристского понимания культуры коренятся недостатки многих работ, написанных как западными, так и индийскими
Конрад Н.И. Запад и Восток, М., 1972, с'.16. ^ Там же, с« 24-25. авторами. Во многих работах к индийскому танцу применяются категории и термины, относящиеся к классическому европейскому балету, в то время как сами основы этих жанров, как в теории, так и в практике хореографии и исполнения отличны друг от друга, В результате на индийский танец продолжают смотреть с точки зрения западных профессиональных критериев, неприменимых к оценке танца и музыки Индии, или же последние рассматриваются как форма фольклора,
Мы прилагаем к оценке философских идей Востока обозначения, сложившиеся в философской науке у нас, в Европе,. даже не подумав всерьёз о том - подходят ли вообще эти обозначения к тому, что мы хотим обозначить ими; не лучше ли обратиться к тем обозначениям и характеристикам, которые выработаны научной мыслью там же - на Востоке; не соответствуют ли именно эти обозначения црироде и содержанию обозначаемых ими явлений," -писал Н.И.Конрад.^ Эти мысли Н.И.Конрада, высказанные им в отношении философии, полностью применимы к эстетике и искусствознанию.
Мы считаем необходимым рассмотреть искусство индийского танца как составную часть комплексной индийской культуры, которая является одной из древнейших и интереснейших мировых культур. Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких её соседей. Несмотря на колони Конрад Н.И.Залад и Восток, М., 1972, с.27. альинй гнет, продолжавшийся около 200 лет, индийский народ сохранил преемственность в развитии своей культуры, для которой столь характерны высокие идеалы миролюбия и гуманизма. В новое и новейшее время на базе своеобразного синтеза достижений индийской культурной традиции и демократических начал европейской культуры успешно развивается культура современной Индии.
Советская эстетика уделяет большое внимание изучению проблем теории культуры, мирового художественного процесса. Несомненно, большой вклад в эту работу может внести изучение эстетической мысли стран Востока, в частности Индии, "Советское искусствознание, исследуя мировой художественный процесс, стремится широко ввести в научный обиход неизвестный ранее самобытный материал искусства стран Азии и Африки. Только целостная панорама художественной жизни народов мира, включающая в себя бывшие колонии и полуколонии, а ныне молодые независимые государства, даст возможность по-новому взглянуть на художественную культуру как на детище всех народов и цивилизаций, осмыслить во всем значении и полноте диалектику общего и особенного." ^
Теоретическое значение работы. Для понимания многих явлений культуры Востока и, в частности, Индии необходимо уяснить не только национально-культурные традиции этих стран, но и специфику их социального развития. Только руководствуясь положениями материалистического понимания истории можно четко представить себе особенности культурного развития Индии и характера её искусства; В письме к Конраду Шмидту от 27 октября 1980 года Энгельс отмечал отличие религии и философии от других форм об Котовская МШ. Синтез искусств. М., 1982, о.6* щественного сознания, их связь с духовными традициями общества и частое несоответствие уровню развития материального производства. "Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен, т.к. во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой". ^ Социально-экономическая отсталость не может считаться единственным критерием, когда речь заходит о духовных ценностях и культурных традициях, об идеях, роль которых высоко оценивается марксизмом.
Комментируя это положение Энгельса применительно к Индии, А.Д.Литман пишет: "Особенности исторического развития Индии определили устойчивый консервативный характер религиозно-философских традиций, которые и явились одним из важнейших факторов всего идеологического процесса". ^
Марксистский метод является руководством в рассмотрении различных проблем Востока для советских ученых. Бесценными являются указания Маркса об особенностях азиатского способа производства. Несмотря на крайнюю ограниченность знаний о Востоке в ИХ веке, Маркс понял в азиатской социальной структуре её суть: слабость индивида перед лицом всесилия власти государства и венчающего его деспота; ограниченность исторической роли частного сектора и товаро-денежных отношений в силу зависимости того и другого от централизованного государственного контроля. От
См; Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - К«Маркс, Ф.Энгельс, Соч., т.21, а также письмо Ф;Энгельса Конраду Шмидту от 27 октября 1890 г. - Маркс К'., Энгельс Ф., Избранные письма. М., 1947, с.430. Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии. М., 1966, с. 22. сюда совершенно иная по сравнению с европейской социальная структура; иные политические и прочие институты (например^ касты и др.). Ныне мы располагаем несравненно большей и гораздо более детализированной суммой сведений о Востоке по сравнению с тем, на что мог опираться Маркс. Однако его глубокий анализ не устарел. Новые данные заставляют внести в него лишь некоторые частные изменения» но они лишь усиливают и подчерквиают основную концепцию Маркса о Востоке - концепцию азиатского способа производства;
Современная научная культурологическая литература отходит от традиционного противопоставления Запада и Востока, в котором роль Востока была отведена совместно Индии и Китаю. "В современной культурологической литературе, пожалуй, более популярна иная точка зрения, согласно которой Китай, Индия и Запад (Европа) рассматриваются в качестве трех равнозначных и равно сравнимых очагов философской мысли и культуры," ^
Об^ая результаты исследований ученых-марксистов по этому вопросу, Л .Васильев выделяет следующие особенности системы социальных отношений на Востоке, которые важны для нашего анализа: невычлененность индивида из коллектива; слабость отдельных собственников, чьё богатство не давало покоя представителям власти и чей етатус не опирался ни на какие юридически санкционированные нормы; корпоративность, стабильная, сохранявшаяся веками и сознательно культивировавшаяся, сыгравшая решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке; слабая классовая дифференцкрованность, второстепенная роль классовых
Карпушин В.А. Рецензия на книгу: Дао и даосизм в Китае.
В журн. Вопросы философии, 1984, % 6.
I) антагонизмов, '
Эти особенности обуславливают и ту важную роль, которую играла религия в восточном обществе, и то влияние^ которое она оказывала на искусство, на философию и,- через них, на жизнь и общественное сознание самых различных слоев общества. Особенностью религии в Индии было то, что она не была непосредственно связана с политическими основами государства, как это было в Китае, "В Индии религия была индифферентна к государству - и государства там легко возникали и гибли, были непрочными и нестабильными, Зато по отношению к социальной метаструктуре религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что, несмотря на частую и легкую смену политической власти, мета-структура с её кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии почти в неизменном виде до наших дней;" ^
Все сказанное объясняет и то, какое большое место занимала и занимает религиозная тематика в индийском искусстве, в частности в искусстве индийского танца.
Изучение эстетики индийского танца может повлиять и на развитие искусствоведения, в особенности востоковедного театроведения, одной из наиболее молодых гуманитарных наук в нашей стране. "А между тем весь современный мировой театральный процесс свидетельствует о том, что без подлинного мыслительного освоения театра Востока, без глубокого освоения его эстетических ценностей невозможен плодотворный прогресс мировой театральной культуры;" ^ Васильев Л,С. История религий Востока; М», 1983, с,24, ^ Там же, сШ,
Анарина Н.Г; Японский театр Но, М;, 1984, с,6.
Таким образом, теоретическое изучение проблем индийской эстетики имеет большое значение для более глубокого постижения духовной культуры Индии, её места и значения в мировой культуре. Практическое значение темы состоит в том, что анализ эстетических основ индийского искусства дает возможность приблизить это искусство к советскому читателю и зрителю. Он так^же дает возможность искусствоведам осмыслить искусство индийского танца с позиций индийской эстетики и найти в нем то ценное, что может оказаться полезным и для общей теории искусства. Известно, что эстетическая мысль Востока изучалась многими деятелями культуры Запада и приводила ко многим поискам и экспериментам. История взаимодействия западного и восточного искусств (в частности, музыки и танца) отражает общее развитие отношений Запада и Востока. Уже в ХУШ веке в Европе появились оперные и балетные спектакли на восточные сюжеты. Восток представлялся в них неким экзотическим условно-сказочным местом действия, служащим подходящей ареной для самых необыкновенных приключений.
В XIX веке такие композиторы как Д.Делиб, К.Сен-Санс, Ж.Визе пытаются ввести в свои произведения о Востоке и подлинные восточные мелодии. Таким образом возникал некий "образ Востока", включенный в традиционную европейскую музыкальную структуру и основанный на традиции европоцентризма.1^ Подобного же рода явления наблюдаются и в хореографии.2^ Для европейца индийские
Особняком стоит творчество русских композиторов. Об этом см. в кн.: Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983, с.ПО-Ш. См. описание М¿Фокиным постановки балета Р.Дриго "Талисман", действие которого происходит в Индии, в кн.: Фокин М. Против течения. Л.-М., 1962, с.103. танцы долго оставались танцами "баядер",^ имещими явно выраженный эротический смысл»
К началу XX века увлечение индийским танцем приобрело более серьезный смысл» Танцовщицы с мировым именем, такие как Анна Павлова и Руфь Сент-Дени, стали вводить в свой репертуар индийские танцы и пытались проникнуть в глубины и тонкости этого искусства.2^ В свою очередь, индийские танцоры стали пытаться модифицировать свой танец таким образом, чтобы он стал приемлемым и понятным для европейского зрителя. Пример этому - такие имена, вошедшие в мировое танцевальное искусство, как Удай Шан-кар ^ и Рам Гопал,^ снискавшие себе широкую известность во всем мире.
1) Само слово "баядера" португальского происхождения и распространилось через французский язык по всей Европе. Подлинное название индийских храмовых танцовщиц - девадаси, буквально "Божьи рабыни".
2) Выдающийся русский балетмейстер М.Фокин уже в начале XX века понимал самобытность восточного танца и его связь с национальной музыкой» Он учитывал это при постановке балета "Ша-херезада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова, сознательно отказываясь от стилизации. См.: М.Фокин. Против течения.с.243.
3) Удай Шанкар - одна из самых ярких фигур индийского танцевального искусства. Много лет провел в Англии, мечтал заниматься классическим европейским балетом. Знакомство с Анной Павловой натолкнуло его на мысль о серьезном изучении индийского классического танца и популяризации его в Индии и за её пределами; Он является одним из основателей индийского классического балета. Тематика поставленных им балетов как тради-ционна ("Шива-Парвати", "Жизнь Будды"), так и современная ("Ритм жизни", "Люди и машины"). Он ввел в индийский <§ет европейскую оркестровку и элементы европейской сценической техники.
4) Индийский танцор и хореограф, проведший много лет в Европе, где он поставил ряд балетов на индийскую тематику, в которых стремился преодолеть ложную экзотику, добиться слияния традиций индийской и европейской хореографии.
В настоящее время интерес к индийской музыке и танцу весьма велик-. Танцоры и танцовщицы многих национальностей пытаются овладеть индийским танцем. В некоторых случаях это увлечение принимает формы преклонения перед всеьс индийским и отрицание своих собственных национальных традиций, что нередко встречается у современной западной молодежи. "Увлечение Востоком. обнаруживает себя и в крайней тенденции универсализировать его роль, т.е. рассматривать весь историко-культурный процесс через призму восточной культуры. В данном случае европоцентристская концепция грозит превратиться в свою противоположность. /.,/ Таким образом, очевидное и неоднократно зафиксированное исследователями внимание к Востоку, столь бурно проявляющее себя в последнюю четверть века, имеет разные причины - от естественной исторически обусловленной потребности и необходимости познания до общественно-политических и специфически-художественных."
Ряд подобных экспериментов осуществляется в последние годы и на советской театральной сцене и концертной эстраде (постановки балетов "Шакунтала" в Московском Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, "Индийская поэма" в ГАЕГе, многочисленные танцевальные номера на эстраде). Расширение знаний в области теоретических основ индийского танца может оказать значительную помощь как хореографу, так и артистам, работающим в этой области. Танцевальные постановки такого рода не могут быть успешными без осознания того, что классическое танцевальное искусство Индии отличается от европейского, так как основано на совсем ином тиле профессионализма.
Механическое перенесение на индийскую, сцену .привычных: для. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983, сЛ5. европейского театра жанров,.не только не отражает оригинальную самобытность индийского театрального искусства,но и сообщает им нртпчну1", зяррдпмо япуну^ ХЗраДТерИ^ччяуу" ,---
В индийской культуре,как и в европейской,существует и фольклорное,и классическое искусство.Традиционно эти два типа восходят к культовой и светской музыке. "Музыкой! называется сочетание трех /искусств/ - пения, игры на музыкальных инструментах: и танца. Различаются два рода музыки - культовая и светская. Культовая музыка определяется термином "путь"/ /,ибо она была отыскана Виринчи. Эта /музыка/ приносящая благополучие .была исполнена Бхаратой и другими мудрецами перед богом Шамбху. Светская музыка определяется термином "повсеместная" / /, ибо это такое пение,такая инструментальная музыка и такой та2 нец, которые повсюду чаруют сердца людей: своей, красотой."
Позднее,возможно,культовая музыка и танец впитали в себя аристократически-светские элементы и развивались в соответствии со строгими каноническими правилами,музыка же и " продолжала развиваться на родной основе. Иногда эти две формы перекрещивались и влияли друг на друга, но в основе своей классическое и фольклорное искусство в Индии отличается друг от друга.
Без глубокого понимания специфики профессионализма, сложившегося в индийском искусстве,невозможна успешная работа в плане постановки танцевальных номеров и спектаклей. Если в отношении восточной музыки сделан ^яд шагов по изучению ее классической, профессиональной формы, то искусство индийского тан
I нотовская м.д. иинтез искусств.м.±у а*?, с. аи
§ Шарнгадева "Сангитаратнакара",цит.по кн.Музыкальная эстетика стран Востока,!.,1967, сЛ17.Этот трактат - одно из крупнейших сочинений по теории музыкии в средневековой Индии.
3 Шахназарова Н.Музыка Востока и музыка Запада.М.,1983. ца еще практически неизучено с этой точки зрения. Мы считаем, что такое изучение принесет немалую практическую пользу многонациональному советскому танцевальному искусству, в частности республик Средней Азии, где танцевальные традиции имеют историческую общность с танцевальными традициями Северной Индии. "Движение культур друг к другу не бесмысленно - оно имеет направление. Высокомерное третирование Европой профессиональных форм восточной музыки, взгляд на них как на одну из разновидностей фольклора (а отсюда - и соответствующие методы использования в европейских музыкальных жанрах) очень медленно, но неуклонно сменяются убеждением, что в процессе музыкального отражения мира профессиональное искусство Востока является участником равноправным - по эстетическим достоинствам, сложности, богатству системы выразительных средств." ^ Мы полностью согласны с Шахназаровой Н. в её оценке профессионализма восточного искусства;
Кроме теоретического и практического значения изучения теоретической мысли применительно к искусству имеет и идеологическое значение. В наше время Восток перестал рассматриваться как периферия мировой цивилизации, он стал частью политической, экономической и культурной жизни современности. В частности, интерес к Индии в нашей стране возрастает с каждым годом. Он объясняется как той ролью, которую играла и продолжает играть эта великая страна во всемирно-историческом процессе, так и установившимися между СССР и Индией широкими политическими, экономическими и культурными связями. Чувство глубокой симпатии к народам Индии, интернациональная солидарность побуждает советских людей к глубокому познанию и исторического прошлого и настояще
Н.Шахназарова. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983, с.114. го этой страны. Только за последние десятилетия в СССР появилось значительное число научных и научно-популярных трудов по п ' ! истории и культуре Индии. 7 В то же время социальная детерминированность культуры отвергается в трудах буржуазных мыслителей.-Достаточно упомянуть широко известную концепцию "циклистов". Например, культурологическую концепцию О.Шпенглера, согласно которой всемирная история циклична в своем развитии.2^ Мировая история, согласно Шпенглеру, это цепочка ничем не связанных культур, неповторимых по своему характеру. Каждая система выработала свою "душу", и бесполезно искать взаимосвязь между этими системами. Концепция Шпенглера послужила отправным пунктом дая многочисленных исследований буржуазных ученых по этому вопросу. В них утверждается якобы коренная противоположность культур Востока и Запада. Культура Востока объявляется иррациональной, мистической, в противоположность рациональной западной культуре. Так мыслили социологи (М.Вебер), культурологи (А.ТоЙнби), философы (О.Шпенглер). Даже наиболее вдумчивый американский социолог П.А.Сорокин не избежал этой традиции;
В соответствии с этими концепциями и эстетика Востока трактуется в буржуазной литературе с иррационалистиче ских позиций. В настоящее время философские и эстетические взгляды древних мыслителей становятся нередко объектом беззастенчивых идео
Можно назвать УП конгресс Международного музыкального совета при КНЕСКО, 1971 г. в Москве; Ш трибуну музыки Азии в Алма-Ате в 1973 г.; Международный музыковедческий симпозиум в Самарканде в 1978 и 1983 гг.
2* Cta; Spencer, 0. îter Untercjcma des Cberiotstancfes, "flQùnchen, логических спекуляций на Западе,
Поэтому нам представляется важным проанализировать некоторые основные проблемы теории эстетики и практики искусства в странах Востока, "Изучение памятников музыкально-эстетической мысли стран Востока, их сопоставление с античными музыкальными теориями делают очевидным всю необоснованность вывода о противопоставлении западной и восточной культур и даже, напротив, ставят вопрос об их типологической общности, о возможности их сопоставления, об их сходстве. Поэтому изучение этих памятников имеет большое значение не только для познания музыкальной теории стран Востока, но и для доказательства единства мировой эстетической мысли, для исследований общих закономерностей мировой эстетики!" ^
Исследование проблем индийской эстетики имеет и обшектль-ттоное значение. Высокий уровень развития древнеиндийской теории искусства позволяют проводить параллели с некоторыми новейшими концепциями и методами исследования. В,В.Иванов, например, обнаруживает сходство индийской теории эстетического восприятия, "раса", с "эстетической теорией эффекта отчуждения (\ferjYem-с^иг^зе^еЬЬ ) Бертольда Брехта, разработанной в связи с театральной практикой;" ^ В .В, Иванов находит идеи, близкие индийс Шестаков В; В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока. Л,, 1967, с»34, Иванов В .В. Эстетическое наследие древней и современной Индии, - В сб.: Литература и культура древней и средневековой Шздии; М;, 1979, с.17. кой эстетике, и в теории С.М.Эйзенштейна: "психология выразительности Эйзенштейна строилась на мысли о том, что самая форма произведения в искусстве воздействует на глубинные слои психологии зрителя, пробуждая в нем архетипические комплексы (ср.воз-можность сходного понимания "состояния" - Ехава)
Такие работы показывают, что тщательное изучение индийской эстетической мысли и теории искусства помогает более глубокому пониманию вопроса о типологической общности западной и восточёой культур, обоснованию возможности их сопоставления с учетом специфических черт каждой из них. Кроме того, тесная связь философской и эстетической мысли в Индии также представляет интерес для исследователя. Вопрос о связи философии с искусством занимает важное место в дискуссиях эстетиков и философов. "Судьбы культуры всегда были определенным образом соотнесены с различными неартистическими областями общественного сознания, т.е. религией и моралью, наукой и философией, политикой и идеологией././ Союз философской мысли и искусства .является одной из наиболее плодотворных традиций в эволюции духовной культуры".2^ Необходимость всестороннего изучения связи между этими областями общественного сознания осознается советскими учеными. Понимая связь философской мысли и творческого процесса необходимо выяснить "внутренний смысл этой связи".« . ¿1, \. . .
Иванов В .В. Эстетическое наследие древней и современной Индии. - В сб.: Литература и культура древней и средневековой Индии, M., 1979, с;Х7.
2) ZiS /4. Phito^cph/CcK Jhwilr 4)tj cuui Hrl *
В сб.: Философско-эстетические проблемы искусства. Тезисы докладов советских ученых к X Международному конгрессу по эстетике. M,, 1984, с.27.
Там же, с.28х
Таким образом, изучение эстетического наследия Индии имеет значение не только да познания художественной культуры Индии, но и для глубокого понимания общих закономерностей развития мировой эстетической мысли.
Разработка темы в литературе. В современной советской эстетике и искусствознании проблема теоретических основ индийского искусства изучена еще недостаточно. Хотя за последние годы и появился ряд работ, посвященный некоторым аспектам индийской культуры, собственно работ по традиционной индийской эстетике в применении к какому-либо виду искусства мало. Мы назовем ряд советских исследователей, изучающих теоретические аспекты индийской культуры и искусства. Г .М. Бонгард-Левин дает в своих работах анализ культурно-религиозной жизни в древней Индии.*) Н.Р. Гусева рассматривает в ряде работ связь индийского искусства с религиозными течениями. ^Е.ПДелышев является автором многих работ по индийской теории литературы,Проблемам индийской музыки, еще очень мало изученным в советском искусствознании, посвящены исследования В.Виноградова;4^ ШИ.Шептунова исследует эс См. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи мауриев. M», 1973; Древнеиндийская цивилизация» Философия. Наука. Религия», М,, 1980.
Гусева Н.Р» Индуизм, M», 1977; Темы вишнуитских мифов в индийском искусстве. - В сб»: Религия и атеизм в Индии», Щ, 1973; Индуизм и этнореальные формы народного театра и ташш - в сб; : Религия и общественная жизнь в Индии. М., 1983. Челышев Е.П. К воцросу о культурном единстве в Индии и обще-индийском литературном процессе» - В сб»: Современная Индия» Экономика; Политика. Культура. M., 1972.
Виноградов B.C. Индийская para» M», 1976. тетическуто мысль Индии, в основном применительно к изобразительному искусству.*^ Многие проблемы художественной культуры Индии разработаны С.И.Потабенко.^ Особенно хочется отметить книгу МЛ.Котовской "Синтез искусств" (Зрелищные искусства Индии), фактически единственную работу по теории и практике индийского танца. ^ Вышеперечисленные авторы с марксистско-ленинских позиций аналитически разбирают общефилософские и собственно эстетические основы индийского искусства, анализируют его как в историческом аспекте, так и в отдельные эпохи. Исследователей интересует и современное состояние эстетической мысли в Индии.
Проблемы индийской эстетики привлекают внимание многих буржуазных исследователей. В этих исследованиях до сих пор преобладают европоцентристские взглядыЛо нашему мнению, больший интерес представляет весьма обширная литература по эстетике, написанная авторами Индии в новое и новейшее время. На эстетическую мысль Индии в это время заметно повлияло распространение неове-дантизма. Неоведантисты относятся к культуре как к центру соот-вествующей цивилизации, и вопрос о культуре становится частью вопроса о социально-историческом процессе. Индийская культура рассматривается ими как особое явление, обладающее прежде всего духовностью в противовес прагматизму культуры Запада. Религии и философии подчинялись все остальные культурные явления (искусст
Шептунова И.Й. Живопись бенгальского возрождения. М., 1978; Очерки истории эстетической мысли Индии в новое и новейшее время, М^, 1984. Потабенко С.И. Изобразительное искусство Индии в новое и новейшее время. М., 1981.
Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии., М., 1982.
См.об этом в сб.: Индийская философия и мировая культура, Ин-т философии АН СССР. М;, 1983. во, литература, наука) Значителен вклад в развитие современной эстетики великого индийского мыслителя, писателя и философа Р.Тагора. Его эстетические взгляды - результат анализа литературы и искусства как Индии, так и Европы, его размышлений о природе прекрасного и его восприятии, а также его педагогической деятельности.
30-40-е годы дали искусствознанию работы таких исследователей как К.Шастри, Б.Датта, А.Кумараевами, работами которых широко пользуются современные индийские эстетики. А.Кумараевами, получивший прекрасное европейское образование, много путешествовал по Европе и Азии, изучая древнюю и средневековую культуру. Он использовал свой опыт для создания эстетической теории, характеризующейся подчиненностью каноническим трактатам и религиозно-философской традиции в целом ^Несмотря на то, что это - идеалистическая концепция, сужающая содержание индийского наследия, тем не менее, она сыграла большую роль в формировании современной индийской эстетики.
Значительный вклад в индийскую эстетику внес своими работами М.Р.Ананд. Как и Кумарасвами, он пытался найти точки соприкосновения индийской и европейской культуры, демонстрируя в своем понимании традиционной эстетики исторический подход к материалу.*^ Оба теоретика уделяют значительное место связи ис
См. разработку неоведантистских концепций культуры в сочинениях Ауробиндо Гхоша, Р.Тагора и С.Радхакришманд
См. Состаг-й^лту 1 Ц. ■ Лглиь^о»¿4 ^^игч <м Лг^ оЬе 1-С(пс(-' о|^1муч1/\ ¡ЧНе^ о-( ТЫкш агс/
Глс^оое^лл АгЬ ,
3) См. 1ЬсгтН, !)).& ЛЬ с
V;еу^ ЙгЬ. ВстЬлу. 1УЫ-^стсь4!^ \:01>1 кусства с философией и религией.
После достижения Индией независимости она стала играть важную роль на мировой культурной арене, что повлекло за собой новую волну искусствоведческих исследований, как в области древнего, традиционного искусства, так и современного западного. Эстетика независимой Индии - сложное и противоречивое явление. 6 ней представлены концепции неоведантистской школы и других философских школ древней Индии, отражены попытки соединения эстетики с новыми философскими течениями. Пожалуй, рано говорить еще о ярко выраженных направлениях этих поисков в применении к искусству танца, поскольку и в Индии в этом направлении делаются еще только первые шаги." Тем не менее, хочется отметить работы Капи-лы Ватсаян, посвященные как исследованию индийского классического и народного танца, так и связи танца с литературой и изобразительным искусством.1^ Исследовательская работа по изучению индийского танца ведется также такими учреждениями как Академия музыки и танца ( Sctnoeei f^a-taíc Qícacfennc ), Ехаратия Кала Кендра, что отражается в их публикациях. ' - ; i ■■. '■'■.■■■ i/
Новизна исследования. Настоящая диссертация является первым исследованием, рассматривающим с марксистско-ленинских позиций эстетические основы индийского танцевального искусства. Впервые в нашей литературе принимается конкретный философско-исторический анализ одной из школ классического танца Индии.
Методологическую основу исследования составляют работы К,Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина по пре&гемам общественно-экономи
См. Vaisa^Qn t. Tndian Cíassicaí Ъагыг,, № ЪМ] t \я?ц. -Incoan Urací liionat
CJbeatr^ M tgbe ЗЬе 'Dance üi Iridian Pam-tlncj , i.Oe^ , 2) См. Sangeet NaiaL Ot^dem ^m^ai ческой формации, места религии в жизни общества и но проблемам культуры. ^ В трудах классиков марксизма-ленинизма содержится глубокая и исчерпывающая характеристика сущности культуры, религии и искусства, обоснование отношения к религии и путям её преодоления; Необходимо руководствоваться этими положениями для правильного понимания специфики индийского искусства. К.Маркс и Ф.Энгельс убедительно показали, что любые антифеодальные выступления в эпоху средневековья проходили под религиозными лозунгами, а религия, будучи господствующей формой общественного сознания, служила оболочкой социально-политического протеста. Марксистско-ленинская методология позволяет строго научно анализировать религиозные и культурные процессы, вскрыть их сложный и противоречивый характер. Кроме того автор руководствовался советской философией, социологической и исторической литератур© по проблемам теории и истории культуры, в частности, трудами акдеми-ка Н.И.Конрада. Кроме того, теоретической основой диссертации являются труды по эстетике видных советских теоретиков. В частности, некоторые внимание вопросам индийской эстетики уделено М¿Ф.Овсянниковым в его работе "История эстетической мысли". ^ Многие воцросы связи философии, эстетики и искусства разработа См.такие работы как: Маркс. Теория прибавочной стоимости. -Маркс К., Энгельс Ф., соч., т.6; Ост-индская кампания, её история и результаты её деятельности. - т.9; Британское владычество в Индии; - т.9; Маркс К;, Энгельс Ф. Об искусстве. Мг;, 1967; Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.-Ленин В;И., соч., т;17; Культурные европейцы и дикие азиатн.-т»23; Пробуждение Азии. - т .23; Развитие капитализма в России; - т.З.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984. ны А.Я.Зисем,1) а также рядом других ученых.2^
Основными источниками при написании диссертации послужили древнеиндийские трактаты» затрагивающие как общие проблемы эстетики, так и более конкретные проблемы теории поэтики, музыки и танца: "АбхинаЙя Дарпана" (ПЫнлзуа Ь^грлпа) ; "Абхинава Бха-рати" MthiVvivdbbAi^iû ); "Вкагавата Пурана" ЯчгЗол )
Вишнудхармоттара Пурана" (W^iuMbdrnictt^ û Purâ jva ) ; "Вишну Пурана" (Vistiu v^u^Oît )J "Гиталанкара" (HlUita^buci ). г* '' , . . \
Дхваньшгока" ( Phva я ija Î ofccv ) ; "Натья Шастра" ) ;
Сангитаратнакара" (S^it у ci-»wLт^ct ;л )j "Сангитамакаранда" ( i^ovjli- a nviLu d » v< a ) ; "Тантралока" ( ^ ^ ) ; ^ Древнеиндийские эпические поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата" ; произведения индийских средневековых поэтов: Видьяпати, Дкаядевы, Миры БаЙи, Сурдаса, Тульсидаса; произведения древнеиндийских поэтов (Калидаса, Бхаса). Кроме того, использованы индийские периодические издания по вопросам эстетики и танца: ûV^ ''JSuiuj*^
VyUk; ALA^UMM Jeun nil \ Зись А .Я. Эстетика и искусство. M., 1975; Искусство. Идеология. Политика., M., 1980. См. такие работы: как Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. M., 1968; Буткевич 0. Красота. Природа. Сущность. Формы ¿Д., 1979; Ванслов В.В. Эстетика романтизма. Выготский Л.С.Психология искусства.,М.,1965; Ильин И.А. История искусства и эстетика.M, 1983 ;Борев Ю.Б.Эстетика.М. 19751 *»1962* Каган гл.и. лекции по марксистско-ленинской эстетике. Д. ,1971;
Каган М.С.Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Д.,1972; Современная книга по эстетике., M.,1957. Первоисточники перечислены в алфавитном порядке. В скобках даны названия трактатов в латинском алфавите, цринятне в индийской искусствоведческой литературе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-эстетичекие проблемы классического индийского танца"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ эстетических категорий индийской культуры, в част-- ности искусства индийского танца, показал, что они представляют интерес не только для истории эстетической мысли* Индийская эстетика ставит ряд теоретических проблем, заслуживающих внимания научной марксистской эстетики, теории культуры и искусствознания;
Несмотря на то, что индийская эстетика находилась под большим влиянием кастовых представлений, "сама художественная практика в Индии, однако, не исчерпывалась разработкой лишь религиозно-мифологической тематики. . Мастера вносили часто в произведения искусства, вопреки брахманизму, идеи человечности, бытовые и лирические мотивы, живые сцены из о кружащей действительности, запечатлевая в них чувства народа, его талант, его представлевия о реальном мире."
Хотя эстетика древней и средневековой Индии и не составляла формальные части философских систем, тем не менее её положения всякий раз, когда они касались важнейших проблем искусства, находились в тесной связи с основными философскими доктринами.
В истории индийской эстетики можно заметить пробивающуюся тенденцию секуляризации культуры, то есть процесс высвобождения эстетических норм и, в особенности, практики искусства от непосредственного влияния религиозных догматов и ритуалов. В этом процессе заметно, как место религиозных дошатов и ритуалов замещают философские представления, более абстрактные по сравнению с религией и вместе с тем предоставляющие больший цроотор для эстетической мысли и художественной практики самобытного искусства^
I) Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Щ,1984, с.47.
Значение индийской эстетики многогранно* Основное е§ достижение - создание эстетической системы, самобытно и глубоко трактующей проблемы специфики искусства и особенности эстетического восприятия* Основной проблемой, занимавшей умы древнеиндийских эстетиков, была проблема раса, эстетического восприятия и наслаждения; Эта проблема изложена в многочисленных трактатах индийских мыслителей древности и средневековья* В этих трактатах разработаны и другие вопросы; касающиеся цели и места искусства в жизни, способов и средств выразительности в искусстве, сущности творческого вдохновения*
Эти проблемы давно занимают умы эстетиков, в на них существует много разных ответов* Глубокая разработка этих проблем -задача современных эстетических исследований* Эстетическая мысль Индии в наши дни делает многое для осмысления и разрешения этих проблем* Давая высокую оценку- древнеиндийской эстетике,мы считаем что многие её вопросы могут получить свое глубокое творческое обоснование в общеэстетическом плане при рассмотрении о позиций марксистско-ленинской методологии*
Решения проблем творчества, эстетического восприятия, места и цели искусства в жизни у индийских эстетиков оказываются часто недостаточно объективными но причине влияний различных идеалистических учений, весьма распространенных в Индии в наши дни*
Тем не менее в идеалистических концепциях искусства и культуры, распространенных в Индии, содержатся многочисленные догадки и прозрения, подсказанные философским обобщением многовековой культурно—исторической практики» Эти догадки и прозрения затемнены идеалистическими догмами, но они высвечиваются в живой практике искусства, поэтому художественная практика индийского искусства нередко возвышается над теоретическими исследованиями*
Примеры тому можно найти во всех ввдах искусства Индии. В частности средневековая индийская поэзия имеет важное значение для понимания мировоззрения и художественного сознания того времени. Произведения великих поэтов Индии - Джаядевы, Ввдьяпати, Сурда-са, Миры Ваи в живых полно!фовннх образах воплотили как распространенные в то время религиозно-мировоззренческие тенденции, так и чувства переживания простых людей. Эта позиция послужила литературной основой для музыки и таща в Индии.
Религиозные образа в Индии всегда были тесно связана с философскими учениями, с одной сторона, и с различными видами искусства, с другой* Поскольку в Индии как эстетическая мысль, так и художественная практика характеризуется преемственностью, в современной индийской эстетике прослеживается заметное влияние традиции* Работы таких исследователей, как А.Кумарасвами и М*Р.Ананд, пытаются найти точки соприкосновения индийской и европейской культур, прослеживая традиционные связи индийского искусства о философией и религией. Современная индийская эстетика - сложное явление, сочетающее различные философские традиционные течения с новыми, модернистскими. По нашему мнению, эстетические исследования в области художественной практики Индии могут внести значительный вклад в решение многих научных эстетических и искусствоведческих проблем*
В современной индийской эстетике в этом направлении делаются только первае шаги* Таким образом, исследования в этой области могут внести весомый вклад в понимание индийской эстетики и искусства и предоставить возможности для сравнительного анализа о бще э стетиче ских категорий*
Проведенный нами эстетический анализ одного из конкретных видов индийского искусства, - клсскческого танца северной Индии катхак, показывает, как в искусстве сочетаются следование канонам и в то же время стремление к модернизации, к отражению изменившихся условий в жизни общества, и это сочетание объясняет вам национальную самобытность индийского искусства, его многовековую историю и жизненность в современных условиях*
Одоватаь эстетических, искусствоведческих я микологических
Абхинайя 4 типа средств актерской выразительности: жесты, речь, костш я физические проявления эмоций. Аврох - движение музыки снизу вверх»
Алан - музыкальное построение в классической вокальной индийской музыке, пение музыкальной фразы на звуке "а* • Амад - первая танцевальная тора выступления катхака. Ант - 6 основных частей тела: голова, руки, талия, грудь, спина, ноги»
Ангахара - последовательность 6 или более каран» Бхадкан •» лирические религиозные песнопения, связянные, в основном, с культом Кришны* Вандна - посвящение божеству, первый номер в традиционном танцевальном выступлении* Газель — форма индийской вокальной музыки, восходящая к персидской любовной поэзии. Гармоника - инструмент, широко применяемый в современной индийской музыке, хотя и не является традиционным, а был заимствован из Европы сравнительно недавно* Гат бхав - элемент катхака, показ в танце какой-либо истории при помощи различных видов походки. Гхунгхру - колокольчики, завязывающиеся на ногах, необходимая принадлежность индийского танца. Дурга - одна из ипостасей сухфуги Шивы, разрушительный аспект этого божества.
Кавит тора - тора, которая танцуется под ритмическое чтение поэзии с использованием танцевальных слогов* Кайда - ритмическое построение для т а б л ы, соответствующее по форме и ритмическому циклу.
Карана - отрезок танца, в котором жесты, шаги и выразительные элементы скоординированы в гармоничном ритмическом движении* Катханак - сшет.
Лайя - принцип темпового развитии мелодии, темп* Лайякари — вариации в скорости исполнения ритмических слогов дез нарушения общего темпа тала. Ласья - мягкий, грациозный танец, исполняемый женщинами* Лехра - музыкальный аккомпанимент катхака, мелодическая фраза, насчитывающая столько же ритмических единиц, сколько их в выбранном тале и повторяющаяся на протяжении всего выступления.
Натра - мелкая единица длительности, доля отсчета в циёкле тала в североиндийской музыкальной системе* Мохра » короткое ритмическое построение для табны. Нараяна - божество неведийского происхождения, связанное с архаической стадией аборигенной религии индийского севере*
Нритт - чистая техника танца.
Нритья - танец с элементами эмоционально-смыслового содержания. Пальта - особое танцевальное движение в катхаке, покавнвапцее смену действующего лица* Пархант - произнесение вслух танцором или аккомпаниатором ритмических силлабических построений* Para - мелодичное построение в индийской музыке* Сангит - слово, обозначающее единство вокальной, инструментальной музыки и танца* Сама - первая, ударная доля ритмического цикла. Саранги - индийский струнный смычковый инструмент»
Сарасватн - богиня индусского пантеона, покровительница наук, богиня красноречия, Изображается в виде прекрасной женщины с виной в руках* Слоги, иди силлабические построения - ритмическая азбука танца и ударных инструментов* Вазовые слоги - слоги, относящиеся к ударным инструментам* Танцевальные - только к танцу*
Тала - способ временной организации музыкальной материи в индийской музыке, временной цикл с определенной структурой* Табла - индийский ударный инструмент, состоящий из 2 небольших барбанов, на которых играют правой и левой руками* Таны - быстрый инструментальный пассаж в pare* Тарана - композиция в стиле катхак, исполняющаяся под ритмические слоги, положенные на музыку; Таткар - работа ног, звучание колокольчиков при статичном положении тела*
Тиллана - танец, входящий в репертуар стиля бхарат-натьям и часто завершающий его программу» Чистый танец, исполняемый под аккомпанемент ритмических слогов, положенных на музыку» Тин Тал - ритмический цикл, состоящий из 16 м а т р. Тихаи - тройное повторение какой-либо ритмической фразы* завершающееся на с а.м 6« Тхатх - компонент катхака, исполняющийся в начале программы и демонстрирующий различные статичные положения корпуса и движения запястий, шеи, глаз и бровей* Тора - ритмическое построение в рамках данного тал а* Тхека - ритмическая организация ритмических построений в форме, соответствующей тала на протяжении одного временного цикла*
Тхумри - популярный яа севере йцдии стиль пения, отличается исключительно лирическим характером. Чари - походка*
Шлока - форма санскритской поэзии.
Хануман - божество индийского пантеона, одно из главннх дейст-вупцих лиц древнеиндийской эпической поэмы "Рамаяна", изображается в ввде обезьяны.
Список научной литературыДаял, Екатерина Николаевна, диссертация по теме "Эстетика"
1. X. Маркс К. Британское владычеовво в Индии, Марко К., Энгельс Ф., Соч. т.9.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2 т., М., 1967.
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец класоичеокой немецкой философии, Маркс К,, Энгельс Ф., соч., т.21.
4. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии, Соч.,т.17.
5. Ленин В.И. Культурные европейцы и^дикие азиаты.- Соч., т.23.
6. Ленин В.И. Пробуждение Азии. Cov., т.23.
7. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Соч., т.З.1. Щ/Г
8. В.И.Ленин о культуре. М., 1980.
9. В.И.Ленин о литературе и искуостве. М., 1969.
10. Черненко К.У. Речь на юбилейном пленуме правления Союзаписателей СССР 25 сентября 1984г., Коммунист, № 14, 1984,со.3-12.
11. XI.Алиханова Ю.М. Учение Абхинавагупты об эстетическом переживании (по тексту "Лочаны"). Письменные памятники Востока., М., 1977,
12. Анарина H.F. Японский театр НО. М., 1984,
13. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.
14. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М.» 1968.
15. Бабкина М.П. Проблема синтеза в индийской эстетике. В сб.: Идеологические проблемы современной Индии. М., 1970, с.208-221.
16. Бабкина М.П., Потабенко С.И. Народный театр Индии. М., 1964.
17. Баранников А.П. Индийская филология. Литературоведение., Mo 1959.
18. Восточная поэтика» Специфика художественного образа. М.г 1983»
19. Выготский Л;С, Психология искусства» М», 1965.29» Гартман Н» Эстетика. M;, 1958.30» Гринцер П;А. Ехаса, M., 1979.
20. Гринцер П.А» Древнеиндийский зное» М», 1974»
21. Гусева Н.Р» Индуизм, M., 1977»33» Гусева Н.Р» Индуизм и этнореалънне формы народного театра и танца в Индии£ В сб.: Религия и общественная жизнь в Индии, M», 1983, с.270-294.
22. Гусева Н»Р, Темы вишнуитских мифов в индийском искусстве» -В сб;: Религия и атеизм в Индии;, M?, 1973, с.181-197.35; Гусева Н.Р. Художественные ремесла в Индии. M» , 1982»36» Дао и даоизм в Китае. M», 1982.
23. Драматургия и театр Индии; M., 1961.38» Жасминовая песнь; Из тамильской поэзии эпохи Сангама» -№, 1982»
24. Каган М»С» Лекции по марксистско-ленинской эстетике» Л», 1971»48» Каган М.С, Морфология искусства» Историко-теоретическоеисследование внутреннего строения мира искусств» Л. ,1972. 49« Карпушин В »А» Рецензия на книгу; Дао и даоизм в Китае,
25. Коотюченко В »С» Классическая веданта и неоведантизм. М», 1983;54» Котовская М.П. винтез искусств» Зрелищные искусства Индии. М», 1982;55; Крашенинников Bf По Декану» М;, 1963» 56» Культура древней Индии» - М», 1975»
26. Культура современной Индии» м;, 1966»
27. Литература древнего Востока. Иран» Индия» Китай. Тексты. -М», 1984»
28. Литературы Индии. М., 1973»
29. Литман А.Д. Отражение религии в мировоззрении общественных деятелей и в философских учениях современной Индии. В сб.: Религия и атеизм в Индии; - М», 1983.
30. Литман АЩ Философская мысль независимой Индии. М.,1966.
31. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.,1971.
32. Музыкальная эстетика стран Востока» Л., 1967»
33. Овсянников М»Ф. История эстетической мысли» М., 1984.
34. Паевская Е.В. Развитие бенгальской литературы ХП-Х1Х вв. -М», 1979»
35. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества» М., 1978.
36. Сазонова М. "Океан поэзии" Сурдаса. М., 1973.75» Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М.,1971.
37. Фокин М.М. Против течения. Л.-М., 1962.
38. Фрейзенберг ОМ* Миф и литература древности. М., 1978.
39. Тюляев С.И. Искусство Индии, Архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло; М., 1968.84« Шахназарова Н.И. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.
40. Шептувова И.И; Живопись бенгальского Возрождения. М.,1978,
41. Шептунова И.И. Очерки истории эстетической мысли в Индии в новое и новейшее время. М., 1984.
42. Чаттопадхьяя Д.П, История индийской философии. М., 1966.
43. Челншев Б.П. Литература хинди. М., 1968.
44. Челышев ЕЛ. О Реннесансе в Индии. В журнале "Народы Азии и Африки", 1972, * I.
45. Abhinavabharati of Abhinavagupta, Baroda, 1926
46. Abhinavagupta. Tantraloka, Allahabad, 1921
47. The Bhagavat Gita. Translation from the Sanskrit. Ind,1974 93* Bharata; Natyasastra Benares, 192994» Dhananjoya. Dasariipaka. Varanasi, 1976
48. Nandikeswara. Abhinaya Darpana. N. Y., 1936
49. Natyasastra. Transl. by M. Ghosh. Calcutta, 1951 & 1961
50. The Upartishadas. Translations from the Sanskrit. Ind.,1974
51. Vishnudharmottata Purana. Calcutta, 1928$s. fH ^ В., яFT ^ cfhr gbTjyhryr Feb. ioo. jftt эпй^ зргзъг ^ /cfwvw | -нтт&гргг1. Г01. JRf ^ ¿WTiT^ \*6Э102. cFJ?r ^. «J^T ^Tt,103. jfkr ¿wnV^j'fc^, ^^^1 n104. srro j oTTi*- «T^zrr,
52. Banerjee, The Dance of India, Allahabad, 1956
53. Bhavani Enakshi, The Dance of India, N.Y.,1953
54. Ali A., Twilight in Delhi, N. Delhi
55. Ambrose , K., Classical Dances and Costumes of India, Ind.,1952
56. Anand, M.R., The Hindu View of Art, Ind.,1933
57. Chaudhury P.T. Studies in Comporative Aesthetics. Santiniketan, 1953
58. Coomaraswamy, A. History of Indian and Indonesian Art, Ind, 1927
59. Coomaraswamy, A.K., The Dance of Shiva. Uew Delhi. 1976 113« Chattopadhyaya D.P., What is Living and What is Dead in1.dian Philosophy, N.Delhi, 1977
60. Das Gupta, H.N. The Indian Stage, Calcutta, 1934
61. Das M. Vaishnava lyrics, Calcutta, 1954
62. Goswamy, 0., The Story of Indian Music, its Growth andj'. v >'0 ■;>■<■<
63. Synthesis. Bombay, 1957 Cag' -»
64. Gargi, Bl, Theatre in India. N.Y., 1962
65. Grousset, R. The Civilisation of the East India. Ind.,1
66. Gupta C.B. , The Indian Theatre Banaras, 1954
67. Haveil, B. B., Ideals in Indian Art., Ind, 1911
68. Hughes, G., The Story of the Theatre. Ind.,1928
69. Goetz H., Five Thousand Years of Indian Art, Ind, 1964
70. Hindu Myths, Penguin,- 1975
71. Indian Inheritance. Arts, History and Culture, Bombay, 1970.
72. Jons, V., Indian Mythology, 1пД.1975
73. Zaffar, S. M. Some Cultural Aspects of Muslim Rule in India
74. Zaffar, S. M. The Moghul Empire, Delhi.1952128. 3"ha, S. The Love Songs of Vidyapati, Banaras, 1954
75. Keay, F.E. Hindi Literature, Mysore, 1933
76. Khokar M., The Technique of Kathak Hritya, in: Classical and Polk Dances of India, Marg Publications, Part III, Bombay, 1963
77. Kosambi, D.D. An Introduction to the Study of Indian History. Bombay, 1956
78. Levi, S. La Theatre Indien. Paris
79. The Light of Asia and Indian Song of Songs (Gita-Govinda) Bombay-Calcutta, 1949134« Menon, B. Classical Indian Dances. Calcutta, 1967
80. Mukher;jee, R.K. The Cosmic Art of India. Symbol (Maerti), Sentiment (Rasa) and Silence (Yoga). Bombey-New Helhi-Calcutta, 1965
81. Munshi, К. M. Gujarata and its Literature, Calcutta,1935
82. Nicoll, A. World Drama from Aeschylus to Anoilh.Ind.
83. Pandey, H.C. Indian Aesthetics. Benares, 1959
84. Radhakrishnan, S. The Hindu View of Life. bnd-H.Y.,1954
85. Rangacharya, A. Introduction to Bharata's Natya-Sastra. Bombay, 1966
86. Rao,M. The Hastas in Kathak, in Classical and Polk Dances of India. Marg Publications. P. Ill, Bombay, 1963
87. Reeling, E. Die Tanzkunst Indiens, Berlin, 1981 143* Kay, N. An Approach to Indian Art, Chandigarh, 1974 144. Ruben, W. Studies in Ancient Indian Thought. Calcutta, 1966145» Saxeaa, S.K., Taipur Gharana in Classical and Folk
88. Dances of India. Marg Publications, p.Ill, Bombay, 1963 146. Saxena, S. K. Towards an Aesthetics of Kothak Dancein: Sangueet Natak, Journal of the Sangeet Natak Akademi, New Delhi, 1977 147» Singha, R,and Massey, R. Indian Dances. Ind, 1967
89. Songs of Meera. Lyrics in Ecstasy. N. Delhi, 1977.
90. Tagore, R. The Religion of an Artist. Calcutta, 1953
91. Weber, M. The Religion of India. Ind. 1958
92. Wilkins, W.T. Hindu Mythology. Calcutta, 1975
93. Zaehner, R. C. Hinduism, Oxfon$, 1962
94. Zimmer H.R. The Art of Indian Asia, its Mythology and Transformation. N.Y.,1955
95. Varma, K.M. Natya, Nriitta and Nritya, Calcutta, 1957