автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Национальные традиции корейского искусства и современный балет Южной Кореи

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ли Санг Ву
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Национальные традиции корейского искусства и современный балет Южной Кореи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ли Санг Ву

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОРЕИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Древнейшее искусство Кореи. Древний Чосон.

2. Эпоха троецарствия: Когурё, Пэкче, Силла. Танец в культуре Когуре.

3. Культура Объединенного Силла.

4. Культура эпохи Коре.

5. Культура эпохи Ли.

ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ В КОРЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО БАЛЕТА (1920 - 1960-е годы)

1. Освоение в Корее европейского танцевального искусства. Движение «Новый танец»

2. Распространение в Корее классического балета в 1947- 1970 годах. Творчество Им Соннама.

3. Становление балетного искусства в Северной Корее в 1950-х годах. Творчество Цой Сынхи.

4. Специфика корейского танцевального искусства как основа формирования корейского балета.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАЛЕТА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ В 1970 - 1980-е ГОДЫ.

1. Творчество Им Соннама в 1970- 1980-х годах.

2. Творчество Ким Чжонук.

3. Традиционное танцевальное искусство и современный театр «мадангык»

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Ли Санг Ву

Корейская культура — одна из древнейших в мире. Оказавшись в тени рядом со своими великими соседями, она сохранила свою самобытность. История Кореи знала сокрушительные разрушения государства и высокие взлеты культуры. Это свойственно всем крупнейшим странам Востока. Уникальным является тот факт, что к концу XIX века Корея фактически теряет свою самостоятельность и превращается в начале XX века в колонию Японии. После мировых потрясений первой половины XX века страна оказывается разделенной на два государства. Все это не могло не иметь пагубных последствий и для культуры.

Вместе с тем на протяжении столетий Корея демонстрировала величайшие образцы в области живописи, архитектуры, литературы, важное место занимает среди других искусство танца.

Культура Кореи имеет свои очевидные особенности. Географически находясь на перекрестке интересов различных государств, Корея вынуждена была отстаивать свою политическую и культурную самобытность. В течение веков выработалось не стремление к противостоянию, а способность к восприятию любых культурных влияний. Корея оказалась открытой к ассимиляции различных тенденций, при этом заимствованные формы никогда не принимались поверхностно, они насыщались внутренним содержанием, творчески преображались. «Эстетические нормативы, взятые извне, были, скорее, знаком типологической близости стран, принадлежавших единому культурному региону. Они служили как бы исходной базой для многообразных собственных творческих решений»1, — считают исследователи корейского искусства.

Корейская живопись, литература, архитектура достигала на разных этапах развития высочайшего уровня за счет органичного сочетания этих заимствований и создания самостоятельных образцов на основе национального самосознания. Влияние крупнейших философских и религиозных учений буддизма, конфуцианства, даосизма не противопоставлялось в Корее, а ложилось на почву древнейших тотемических верований, обрядов и ритуалов. В древнейшие времена Корея сама стала тем передаточным звеном, которое непосредственно влияло на становление более молодой японской культуры.

Внешние заимствования можно наблюдать изучая корейскую танцевальную культуру, воспринимающую формы китайских танцев. Тот же процесс происходил и в XX веке, но уже относительно нового для Кореи искусства — искусства балета. Восприняв форму европейского искусства, Корея стремилась к созданию национальной хореографической школы и добилась возникновения самостоятельного балетного искусства.

Другой особенностью корейского искусства является его уникальное мировоззрение. Усложненность и насыщенность художественных форм сочетается с глубоким философским содержанием художественных сюжетов, отказом от внешней борьбы и утверждением гармонического мироощущения. По мнению Виноградова H.A., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М: Искусство, 1980. С. 155 исследователей корейской литературы подобные свойства заложены в корейской культуре изначально, на стадии формирования мифа: «Взаимоотношения персонажей мифа определяют состояние космоса: хаос и гармония. Переход от хаоса к гармонии обеспечивается не борьбой и победой носителя доброго начала над силами зла, а брачной связью двух противоположных героев и рождением молодого устроителя. Эта идея плодородия (а не борьбы и уничтожения) лежит в основе разрешения конфликтных ситуаций в произведениях корейской сюжетной прозы. Она и снимает трагическую развязку, приводит к установлению гармонии»2.

Такая фабульная основа сохраняется и в современных балетных постановках корейских хореографов. Используя литературные сюжеты, утверждающие гармоническое мироощущение, балетмейстеры создают оригинальные балетные спектакли.

Еще одна особенность корейской культуры — синтетизм художественных произведений. Виды искусств в Корее активно взаимодействуют друг с другом. В этой связи особое значение приобретает танцевальное искусство. Начиная с середины первого тысячелетия, со времени, о танцевальном искусстве которого имеем некоторое представление, можно говорить о драматизме танца, о сюжетной насыщенности. Кроме того танец сочетался с пением и эта его особенность имела воплощение вплоть до XX века. Танец всегда сохранял ритуальную структуру. При этом в чистом виде танец Троцевич А. Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПб.: Петербургское востоковедение. 1996. С.162. встречается редко, как не находим мы до XX века чистого драматического искусства.

Задачей данного исследования является проследить воплощение этих и других особенностей корейской культуры в искусстве танца. Многовековая история танцевального искусства отразилась на восприятии в Корее европейского балета и становлении корейского национального балета. Балетное искусство Кореи также имело сложный эволюционный процесс в XX веке, который будет рассмотрен в данной работе.

Древний корейский танец имеет принципиальные отличия от танцевального искусства других восточных культур. Если корейский танец отличается эмоциональностью и естественностью, он допускает элемент импровизации, сохраняет реальность ритуала, то в целом восточным танцам присуща четкая регламентированность, знаковость форм, фиксированность рисунка.

Наиболее очевидно это в индийском танце, в котором зритель воспринимает точные пластические комбинации. Танцевальный рисунок превращается в символический язык поз и жестов, соединяющихся в целые фразы, монологи и диалоги. «Подобно тому как из букв составляются слова, а из слов — целые фразы, — пишет исследователь индийского искусства М. П. Котовская, — так и из каран индийский танцовщик формирует своеобразные комбинации, некую основу .танцевальной композиции. Построенные по определенным законам, они зафиксированы в классических трактатах и названы ангахарами дословно — телодвижениями, танцем)»3. Танцевальный «алфавит» использует 108 каранов — поз Шивы — которые вырабатывались в течение веков и четко зафиксированы. Помимо поз существуют в индийском танце фиксированные позиции пальцев — мудра и хаста — язык жестов рук. Не обойдены канонизацией и другие части тела танцовщика — голова (24 фиксированных движения), шея, брови, движения глаз также имеют конкретное значение.

Корейский танец, напротив, построен на эмоциональности, на передаче определенного состояния танцора. Выразительность, художественность форм достигается здесь не знаковой передачей смысла, а собственно стихией танца, сменой ритма, взаимодействием ансамбля и солиста.

В то же время обнаруживается и сходство между различными танцевальными культурами Востока. К корейскому танцу применим принцип, который М. П. Котовская обнаруживает в индийском искусстве: «Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим, каждый своими средствами, одни и те же эмоции — состояния, становится возможным их гармоничное совмещение, точнее их слияние, приводящее к созданию впечатляющего художественного образа»4 Единство музыкального и пластического присуще корейскому танцу. Взаимодействие музыканта и танцовщика часто становится важным элементом музыкально-театрального действа.

3 Котовская М.П. Синтез искусств: Зрелищные искусства Индии. М.: Наука, 1982. С. 55.

4 Котовская М.П. Синтез иску сств. С. 65.

Если особое положение корейского танца среди восточных культур сглаживается общими тенденциями восточного танца, то различия между корейским танцем и европейским балетом приводят подчас к противоположным устремлениям.

В Южной Корее балетное искусство является объектом пристального и многогранного исследования. Среди разного рода сочинений можно выделить следующие издания. Прежде всего это работы, в которых дается общий обзор процесса формирования корейского балета. В монументальном исследовании Чо Вонгён

Искусство танца»5 возникновение балета в Корее рассматривается в связи с особенностями танцевального искусства. Балет анализируется в книге Чо Вонгён как искусство мирового значения, переросшего специфику европейской культуры: «Балет — это международное искусство, вышедшее за узкие региональные рамки»6. Ставится проблема соотношения специфики корейского танца с общими требованиями балета. Рассмотрены отдельные элементы балетного искусства: хореография, музыка, костюм, технические элементы, содержательная сторона. Отмечена важность соответствия художественных новаций духу времени: «Все искусства должны быть созвучны людям данной эпохи. И балет должен меняться под воздействием эпохи, в нем должны отражаться настроения общества и сознание личности»7.

5 Чо Вонгён. Искусство танца. Сеул: Хэмунса, 1967. (На корейском языке).

6 Там же. С. 296.

7 Там же. С. 73.

Дальнейшее развитие эти проблемы получили в книге Ан Чжесын «История нового корейского танца»8. Особое внимание здесь уделено рассмотрению специфики национального танца и основным типам танцевальных представлений: крестьянский танец, придворный, танец в масках, шаманский танец. Особенности танцевального искусства рассматриваются в широком контексте: «Формирование традиционного танца происходило на базе уникальной истории и местных обычаев»9.

Емкий и чрезвычайно содержательный обзор истории становления балета в Корее содержит исследование Сон Сунам «История корейского танца»10. Балет XX века разделен здесь на этапы, начиная от проникновения в Корею в начале века первых европейских танцев и фрагментов балетов, далее — распространение танца модерн и стилизация национальных танцев, а с середины века — постановка классических балетных спектаклей и создание оригинальных («творческих») балетов. В работе делается вывод о самостоятельности корейского национального балета начиная с 1980-х годов, о специфике национального балета, включающего танцевальную традицию и искусство пантомимы.

Однако все эти сочинения исторического плана. Здесь подробно перечисляются различные художественные явления, при этом отсутствует из искусствоведческий анализ. Авторы ограничиваются суждениями критиков, когда речь идет о балетах XX века. Отсутствует

8 Ан Чжесын. История нового корейского танца. Сеул: Сыннимунхваса, 1984. (На корейском языке)

9 Там же. С. 10.

10 Сон Сунам. История корейского танца. Сеул: Кымкван, 1988. (На корейском языке) сравнительная характеристика современного балета и традиционного корейского искусства.

Разумеется, существуют работы, в которых глубоко изучается природа корейского танца предшествующих эпох. Назовем самое последнее исследование — статью Пак Йонгхи «Придворная музыка и танец по изображениям императорских церемониалов династии Чосон»11.

Ряд работ посвящен отдельным хореографам Кореи и их вкладу в создание национального балета. Деятельность крупнейшего корейского хореографа,танцовщика и педагога Им Соннама освещена с наибольшей полнотой в диссертации Ли Миэ «Развитие балетного искусства в следствие художественной деятельности Им Соннама»12. Здесь сгруппированы по различным направлениям его балеты, поставленные в 1952 - 1990 годах и дается их краткий анализ.

Диссертация Ким Юнхи «Балетная деятельность Ким Чжонук»13 посвящена творчеству еще одного яркого и своеобразного балетмейстера. Определена творческая индивидуальность Ким Чжонук в контексте требований мирового театра.

В формировании корейской балетной школы в настоящее время определяющую роль играет широкая сеть танцевальных отделений крупнейших университетов Южной Кореи, в которых важное место отдается балетному искусству. Проблемам обучения и анализу

11 Park Jeong-Hie. The Court Music and Dance in the Royal Banguet Paintings of the Chosön Dynasty//Korea Journal. 1997. Vol. 37. № 3. P. 123-144.

12 Ли Миэ. Развитие балетного искусства в следствие художественной деятельности Им Соннама. Сеул: Университет Сечжона, 1991. (На корейском языке)

13 Ким Юнхи. Балетная деятельность Ким Чжонук. Сеул: Университет Ханяна, 1992. (на корейском языке) образовательных программ посвящено исследование Пак Хисук «Танцевальный университет и программа обучения»14

Танцевальное и балетное искусство изучается и в Северной Корее. Прежде всего это работы крупнейшей корейской танцовщицы и хореографа Цой Сынхи по основам корейского национального танца15 и о современных корейских балетах16. А также работы ее последователей. В 1950-е годы была также опубликована книга Ким Гехын и Ю Енгын по основам хореографического искусства, соединяющая классическую хореографию с традиционным корейским танцем17.

Однако большинство указанных исследований ограничиваются описанием конкретных художественных явлений, причем это описание сделано в лучшем случае с исторических, а не с искусствоведческих позиций. Им явно не достает научного анализа, возможности сопоставления художественных явлений прошлого и современных произведений. Авторы ограничиваются констатацией фактов.

В данной диссертации автор впервые рассматривает становление балетного искусства в Корее в XX веке как результат эволюции культурных особенностей корейского танца и корейского искусства в целом. Впервые выявлены национальные особенности корейского балета.

В настоящем исследовании автор использовал исторические и теоретические работы корейских искусствоведов, опираясь при этом на

14 Пак Хисук. Танцевальный университет и программа обучения. Сеул: Университет Ихва, 1980. (На корейском языке)

15 Цой Сынхи. Корейский народный танец. Пхеньян: Чосон есуль чхульиханса, 1958. (На коерйском языке)

16 Цой Сынхи. Основы корейского танца. Пхеньян: Чосон есуль чхульиханса, 1958. (На коерйском языке) методологию изучения корейской культуры, разработанную русскими учеными.

Корейское искусство всегда серьезно и кропотливо изучалось в России. Уже в записках путешественников XIX века содержатся сведения о корейской культуре и истории. Таково сочинение Н. Я. Бичурина (Отца Иакинфа) «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена»18 В 1915 году специальную работу о Корее написал Н.И. Конрад — «Очерки социальной организации и духовной культуры корейцев на рубеже XIX - XX веков»19. В дальнейшем, в работах о японской культуре академик Н.И. Конрад поднимает также проблемы корейского искусства.

В 1927 году появилась книга Георгия Крыжицкого «Экзотический танец», в которую включена глава «Корейские танцовщики и танцовщицы»20. Автор отмечает, что в отличие от других восточных стран, ничего не известно о существовании в Корее театрального искусства, зато особое значение имеют музыка и танец: «Отмечая музыкальность корейцев путешественники единогласно подчеркивают бесконечную любовь туземцев к танцам, без которых не обходится ни одно семейное празднество, ни одно общественное событие. Танцы были также излюбленным развлечением и бывшего императорского двора»21.

17 Ким Генхын, Ю Енгын. Основы хореографического искусства. Пхеньян, б. г. (На корейском языке)

18 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В 3-х т. M.-JL, 1950 - 1953.

19 Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма. М.: РОССПЭН, 1996.

20 Крыжицкий Г. Экзотический танец. Ява, Индо-Китай, Турция, Персия, Корея. Л.: Academia, 1927.

21 Крыжицкий Г. Экзотический танец. С. 72.

Г. Крыжицкий касается в основном социальных аспектов танца, положения танцовщиц. Речь идет об искусстве кисэн, которое описывается на основе описаний А. Гамильтона, и о буддийских танцевальных обрядах. Главной особенностью танцев кисэн Г. Крыжицкий считает • их исключительную медлительность и размеренность, торжественность и изящество.

В работах 1960 - 1990-х годов затрагиваются различные аспекты корейской культуры. Можно выделить следующих авторов. О.Н. Глухарёва собрала обобщающий материал о корейском изобразительном искусств за всю многовековую его историю22. Ранняя история Кореи и её искусство проанализированы в работах М.В. Воробьева23. Глубокий анализ корейской мифологии и литературы дан в исследованиях М.И. Никитиной и А.Ф. Троцевич24 Древнее искусство Кореи в этнографическом и общекультурном аспектах рассматривается в трудах Р.Ш. Джарылгасиновой25. Религиозные аспекты анализируются в исследовании C.B. Волкова26. Эти и другие работы были изучены нами и использованы для раскрытия поставленных проблем.

На русском языке не существует специальных работ, кроме упомянутой книги Г. Крыжицкого, посвященных танцевальному искусству Кореи и современному балету. Единственным исключением является

22 Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века. М.: Искусство , 1982.

23 Воробьев М.В. Древняя Корея: историко-архзеологические очерки. М., 1961; Воробьев М.В. Корея до второй трети VII века: этнос, общество и окружающий мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.

24 Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века. М., 1969; Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М.: Наука, 1982. Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПБ.: Петербургское востоковедение, 1996 и др.

25 Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. М.: Наука, 1972; Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики. М., 1979. статья Е. Суриц, опубликованная в журнале «Театр» в 1957 году27, но в ней речь идет фактически об одном театральном коллективе, об одном балетном явлении.

Однако корейское танцевальное искусств неотделимо от других видов культуры. В названных нами работах содержатся сведения об основах корейского танца. Театрально-музыкальное искусство Кореи синтетично по своей сути. В древней мифологии, в древних ритуалах содержатся в синкретическом виде те элементы, которые дают основания для развития литературы и танца. В этом отношении особую ценность представляет исследование М.И. Никитиной «Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом», где на примере средневековой литературы и в широком контексте общей восточной культуры сделана попытка реконструировать ритуальные основы.

Большой фактический • материал о корейских обрядах и о народном искусстве содержится в сборниках «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии» под редакцией Р.Ш. Джарылгасиновой и М.В. Крюкова28. Большим подспорьем был иконографический материал: фрески, рисунки, росписи V - XIX веков — в них отражено танцевальное искусство, как одно из важнейших воплощений духа корейской культуры.

26 Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее. М.: Наука, 1985.

27 Суриц Е. Корейский балет и его проблемы//Театр. 1957. № 4. С. 166 - 173.

2S Календарные Обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989; Календарные обьгчаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальные традиции корейского искусства и современный балет Южной Кореи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всю историю Кореи можно проследить, изучая ее танцевальное искусство. Танец имел большое значение в культуре Кореи и сформировался в сложной разножанровой форме к середине I тысячелетия н. э. Танцевальные формы и жанры, как и другие виды искусства, были заимствованы корейцами из Китая и других соседних стран. Однако заимствованная форма переосмысливалась в соответствии с национальным мировоззрением и эстетическими особенностями Кореи. Несмотря на религиозные и культурные влияния в основе корейского искусства всегда сохранялись черты древнейших культов и ритуалов, сложившихся в III тысячелетии до н. э.: культ предков, гармоническое единство земли и неба.

Различные виды корейского искусства первых веков нашей эры демонстрирует динамизм и драматизм композиций. На протяжении тысячелетий — и до сих пор — корейскому танцу свойственен драматизм и усложненность формы. Особенно ярко это проявляется в символических изображениях черного воина хёнму, символизирующего единение и борьбу земного и небесного. Современный танец соединяет внутреннюю концентрированность, ритмическое разнообразие, усложненность и драматизм формы. Даже классическая европейская балетная форма наполняется триадой внутреннего содержания: чон (сосредоточение духа, сдерживание движения в духе), чун (начало движения) и тон (гармоничная законченная линия, рождающаяся в следствие первых двух элементов). «Благодаря этому наполнению, — считает Чо Вонгён, — эмоции корейского танцовщика воплощаются в балете, в таком случае зритель воспринимает произведение как совершенное, возвышенное и истинное»1.

Танец изначально отражал мифологическую картину мира и выполнял главную жизненную функцию — человек посредством танца приобщался к космической структуре, вписывался в мировой незыблемый миропорядок. В результате ритуала восстанавливалась мировая гармония. Отсюда гармоничность, жизнеутверждение и благополучность развязок в сюжетах современных балетов, поставленных во второй половине XX века Им Соннамом, Ким Чжонук и другими выдающимися хореографами.

К середине первого тысячелетия сложились конкретные элементы танца, доминирующие до сего дня: динамизм и резкость движений, смена ритмов, ведущая роль рук в танце, характерные согнутые в локтях руки, длинные рукава костюмов и другие элементы. Все они постоянно встречаются не только в современных танцах, но и в балетах, поставленных корейскими хореографами.

Важной особенностью корейского танца является его синтетизм. Танцы насыщенны внутренним драматизмом и театральны по своей природе. Показательно, что драматический театр в чистом виде так и не сформировался в Корее до XX века. Танец в Корее постоянно соединялся с пением. «Придворный танец, — отмечает Ан Чжесын, — начинался и заканчивался восхвалением государя, и сюжет танца объяснялся не движениями, а распевался, что стало особенностью танца в Корее»2.

Танец как синтетическая форма имел прочную музыкальную основу. Именно музыка определяла характер танца. Становление национального балета в XX веке также полностью зависело и опиралось на развитие музыки. В эпоху Объединенного Силла (VII - IX века) и в эпоху Корё (X - XIV века) сложились основные типы танцев — шаманский танец, крестьянский, танец в масках, придворный. В каждом из конкретных танцев содержится ритуальная основа и каждый из них имеет то или иное влияние на современный танец и современный корейский балет.

В эпоху Ли (XV - XIX века) танец во многом формализовался и утратил внутреннюю основу. «С приходом династии Чосон в качестве государственной идеологии. было установлено идеалистическое конфуцианство, в котором важна была главным образом форма. Чья материализация не могла гармонировать с шаманскими обычаями»3. В этом несколько категоричном утверждении содержится объяснение того, почему в XX веке новые танцевальные формы стремились ориентироваться на духовную основу танца и наполненную значением форму. .

В начале XX века Корея становится колонией Японии. Но в 1920-е годы колониальный режим ослабел и через Японию стали проникать европейские культурные влияния. С этого времени начинается

2 Ан Чжесын. История нового корейского танца. С. 10.

3 Там же. С. 4. культурное возрождение различных областей искусства и усвоение новых его видов.

В 1926 году Сэк Йэнгхан познакомил Корею с европейскими танцами и хореографическими композициями на музыку европейских композиторов. Сэк Йенпхан открыл для Кореи европейский балет самой последней стадии развития — модерна. У него сразу же появились ученики: Цой Тэквон, Цой Сынхи и другие. С 1931 года начала свою яркую исполнительскую и хореографическую деятельность Цой Сынхи. Пройдя этап изучения европейского танца она углубилась в собирание, обработку и стилизацию национальных танцев, которые были преобразованы ею в духе времени.

Другой ученик Сэк Йэнгхана — Цой Тэквон создавал оригинальные танцевальные номера на европейские сюжеты и в духе европейской традиции. В 1935 году он ставит первый оригинальный танец на национальный сюжет, используя технику классического балета («Воспоминание о танце монаха»).

После окончания Второй мировой войны Цой Тэквон вместе с группой танцовщиков предпринимает попытку создания Театра Балета. Во всяком случае, начинается систематическое обучение студентов классической хореографии. В 1947 году Хан Тонгин ставит первый в Корее классический балет «Сильфиды» М. Фокина и фрагменты других классических постановок.

С 1953 года крупнейший танцовщик, балетмейстер и педагог Им Соннам, получивший образование в Японии, открывает балетную школу и ставит задачу освоения западной балетной техники в полном объеме.

Постепенно образовался балетный коллектив, в котором были заложены основы национальной балетной школы. С этого же времени Им Соннам стремится соединить принципы классического балета с национальной культурой, с национальным танцем. Такова задача в балетах «Белые фантазии» (1962), «Господин Ху» (1964). Однако прямолинейность использования западной техники была слишком очевидной. Корейское мировоззрение не могло быть пока воплощено в европейской форме.

Качественного изменения Им Соннам добивается в балете «Смерть сороки» (1967). Здесь хореограф не ограничился воспроизведением национального сюжета, а. стремился органично передать национальное самосознание в творческом преображенных формах классического балета. В 1970 году был поставлен балет «Поклонение Будде». Им Соннам конкретизировал корейское мироощущение в образной системе буддизма, соединяя элементы буддийских танцев с техникой европейского балета.

К этому времени уже существовал Корейский театр народного танца. Наряду с Им Соннамом формированием национального балета занимались Ким Пэбонг, Цой Кван, Чу Ри.

Несколько иные задачи и пути создания национального балета можно наблюдать в 1950-е годы в Северной Корее. Здесь определяющую роль играла Цой Сынхи. Уже будучи создателем стилизованных национальных танцев Цой Сынхи ставит в 1949 году первый монументальный исторический балет «Песня о крепости Панявольсен». В начале 1950-х годов были поставлены балеты «Мать Кореи», «Сказание и крепости Садосен», «Под ясным небом» и другие.

Это балеты с развернутой драматургией, с широким социальным конфликтом и историческим фоном.

Цой Сынхи использует модель западного балета в части композиции, либретто, танца в дуэтных эпизодах. Но основой хореографии, особенно массовых сцен, являются национальные корейские танцы: нонак, свадебные обряды, танцы в масках и другие. Порой массовые танцы занимают большую часть балета и резко контрастируют с «содержательными» эпизодами. В камерных эпизодах также сохраняются основные танцевальные принципы Кореи: особая выразительность рук, характерные движения ног, неиспользование поддержек и пируэтов, активность головы и корпуса и т.д.

Балетный театр Цой Сынхи существует с 1952 года как государственная студия. С 1956 года при театре постоянно существует балетная школа. Принципы создания оригинальных балетов на основе национальных танцев развивают последователи Цой Сынхи Ан Сонхи, Чен Дису, Ли Секе и другие.

Соотношение национальной традиции и классического балета по другому разрабатывалось в балетных спектаклях Южной Кореи. В 1972 году после различных преобразований был организован Национальный Театр Балета. Им Соннам ставит здесь большие балеты на национальной основе, такие как «Сон Духа Земли» (1974). Постановщик решительно отходит от «исторического» балета, стремясь передать корейское мироощущение и внутреннее содержание национального искусства. При этом хореография ориентирована на западную, без реконструкции древних танцев, но с обязательным использованием их элементов.

Параллельно Им Соннам продолжает создавать высокопрофессиональный ансамбль, перенося европейские балеты на корейскую почву. В том же 1974 году он ставит «Лебединое озеро», в декабре 1975 — «Жизель». Классический балет в исполнении корейских артистов также приобретал некую специфику: особый лиризм и поэтичность, внутреннюю наполненность, выразительность рук и корпуса исполнителей.

Гармоничное единство западной хореографии и национальной художественной традиции было достигнуто в балетах Им Соннама «Чхоён» (1981), «Пэ Бичжан» (1984), «Любовь Чхунхян» (1986), а также хореографов, работающих в том же направлении: балеты Чо Юнра «Повозка» (1984), «Ветер, покидающий дорогу» (1987), Пак Инчжа «Голос земли» (1984) — в этих работах сюжетная основа сводилась к минимуму, чистая хореография выходила на первый план.

В 1985 году хореограф Со Чжончжа показал балет «Новый шаг» в Балетной труппе «Муриран». В основе хореографии лежала космогоническая система древних корейцев. Хореограф ставил задачу найти соответствие между глубокой культурной традицией и символическими хореографическими схемами.

В 1986 году в Балетной труппе «Юниверсал» был поставлен балет «Сим Чжон». Хореографом был Эндрю Даллас. Таким образом к созданию национального корейского балета стали привлекаться западные хореографы.

При этом в балетах Им Соннама (например, «Любовь Чхунхян») органично включались эпизоды танца в масках или кукольного театра. Синтетическая структура обладала художественным единством и спецификой балетного искусства.

Параллельно деятельности Им Соннама и хореографов этого направления протекает творчество Ким Чжонук, создавшей Балетную труппу Университета имени Сечжона и показавшей в 1973 году балет «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского но с оригинальной хореографией.

Ким Чжонук изначально ориентировалась на вскрытие национального духа и поиск оригинальной хореографии. Поэтому в основе ее спектаклей не классический балет, а синтез танца и самостоятельных находок. Таковы балеты «Бабочка» (1979), «Голос весны» (1982), «Дворцовая свадебная церемония» (1985). Эти балеты становятся развернутой поэтической метафорой, импрессионистическим развитием образов. Литературная основа не играет здесь определяющей роли, как в балетах Им Соннама. Большой успех сопутствовал спектаклю «Мышь амбарная и мышь полевая» (1987), в котором постановщику удалось добиться художественной гармонии.

Труппа Ким Чжонук показала, каких высоких достижений может добиться балетный театр при университете. Эти спектакли стали результатом общей политики в области балетного искусства.

Начиная с 1950 года на основе школьного образования началось распространение балетного искусства, стало появляться множество танцоров, образовывались танцевальные коллективы. Это стало основой для становления танцевальной и балетной школы в Корее»4.

В 1963 году в Женском Университете Ихва было открыто отделение танца. Вслед за ним открылись подобные отделения в других университетах: 1964 год — Университет Ханян, 1966 — Университет Кенхи, 1967 — Университет Сечжон и т.д. В большинстве программ обучения танцевальных отделений включено обучение балетному искусству. Это обстоятельство создало широкие возможности для создания профессиональных театров балета на основу университетов.

Период 1970 - 1980-х годов не ограничивается созданием собственно национального балета — в это время возникают уникальные зрелищные формы, воплощающие постоянное стремление корейского искусства к синтетизму и восприятию новых тенденций.

В начале 1970-х годов возникает театр «мадангык», синтезирующий драматическое и танцевальное искусства Востока и Запада. Используя драматургию, мадангык осваивает театральную форму на пластическом выражении. И хотя хореография в чистом виде не используется в этом виде театра, танцевальное искусство находит здесь современное воплощение. Мадангык продолжает тенденцию танца без музыки, зародившуюся в крестьянских танцах прошлых веков. В XIX веке «вариант крестьянского танца без музыкального сопровождения был недооценен и охарактеризован как примитивный»5. В 1930-е годы

4 Пак Хисук. Танцевальный университет и программа процесса обучения. Сеул: Университет Ихва, 1980. С. 9.

5 Ан Чжесын. История нового корейского танца. С. 8. его возродил Пак Янгин и создавал балетные опыты на его основе. В настоящее время эти искания продолжает мандагык.

Исследователи корейского искусства признают создание национального корейского балета, при этом отмечают специфическую для корейского искусства тенденцию к органичному соединению различных традиций на всех уровнях: хореографии, композиции, оформления и т.д. «Следуя традиционной форме костюма или декорационного оформления можно разнообразить современное произведение. Исконно корейские темы и собственно балетные используются в произведениях, сохраняя рисунок танца, пластику и красочность основных классических и корейских постановочных принципов»6.

И все же традиция корейского танца выдвигает перед хореографами определенные требования. Принципы национального танца и классического балета существенно различаются.

В корейском танце особая выразительность придается рукам. При этом руки и корпус выражают эмоциональные ощущения, а не условную знаковую систему, как в других танцевальных культурах Востока. Плечи, корпус, поворот головы подчас наполнены глубоким эмоциональным содержанием. Сдержанные жесты таят духовную наполненность. Поэтому, используя приемы западной хореографии, корейские балетмейстеры сохраняют специфику танцевального движения. Часто в ткань современных балетов вплетаются узнаваемые элементы популярных традиционных танцев. Корейское традиционное мироощущение воплощается в композиции балета, в развитии сюжета, в образной системе. Усвоив балетную технику корейский балет обрел самостоятельность. «В 1980-х годах произошел отход от подражания западному балету, сдвиг в сторону создания самобытного корейского балета, — считают корейские балетоведы, — Он еще не оформился окончательно, однако уже можно было говорить об уверенном владении этим видом искусства. (.) Сегодня можно утверждать, что процесс движется к завершению, и что балет представляет собой необходимую и существенную часть нашего искусства»7.

7 Сон Сун&м. История корейского танца. Сеул, 1988. С. 145.

 

Список научной литературыЛи Санг Ву, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Ан Чжесын. История нового корейского танца. Сеул: Сыннимунхваса, 1984.

2. Ан Чжесын. Тридцать лет Государственного Театра. Сеул,1980.

3. Джо Ень Ман. История корейского культурного движения. Сеул: Джыньымса, 1975.

4. Кан Имун. Изучение истории современного корейского танца. Суел: Женский Университет Хансон, 1965.

5. Ким Генхын, Ю Енгын. Основы хореографического искусства. Пхеньян, б.г.

6. Ким Мэджа. Шестисотлетняя история Сеула. Т. 5. Танцы. Сеул,1983.

7. Ким Чхэхён. Танец и культура жизни. Сеул: Минымса, 1989.

8. Ким Юнхи. Балетная деятельность Ким Чжонук. Сеул: Университет Ханяна, 1992.

9. Ли Миэ. Развитие балетного искусства в следствие художественной деятельности Им Соннама. Сеул: Университет Сечжона, 1991.

10. Пак Весон. Основы танца. Сеул: Починче, 1984.

11. Пак Хисук. Танцевальный университет и программа обучения. Сеул: Университет Ихва, 1980.

12. Сон Сунам. История корейского танца. Сеул: Кымкван, 1988.

13. Сон Сунам, Пэ Сосим, Ким Мичжа. Теория танца. Сеул: . Хёнсон, 1981.

14. Сы Енхо, Ли Ганьлел. Северо-корейское зрелищное искусство. Сеул: Кореун, 1990.

15. Цой Сынхи. Корейский народный танец. Пхеньян: Чосон есуль чхульиханса, 1958.

16. Цой Сынхи. Основы корейского танца. Пхеньян: Чосон есуль чхульиханса, 1958.

17. Чан Сахун. Основы корейского танца. Сеул: Тэгвонмунхваса,1984.

18. Чо Вонгён. Искусство танца. Сеул: Хэмунса, 1967.

19. Ю Минень. Национальный театр и современный театр. Сеул: Данкукский университет, 1984.

20. Ю Минень. Эстетика корейского театра. Сеул: Данкукский университет, 1987.

21. Чосон есуль (Корейское искусство, Пхеньян). 1957. № 10- 12; 1958. №1-3.

22. Тона ильбо. 1956. 12 июня.

23. Пак Йонгу. Критические заметки о первом спектакле труппы Национального Танца/Яона ильбо. 1962. 4 апреля.

24. Ким Гёнок//Балетная Корея. 1974. Декабрь.

25. Ким Гёнок. Обозрение весенней и летней сцены//Балетная Корея. 1977. Июль.

26. Хангук ильбо. 1981. 1 июля.

27. Кёнхян синмун. 1984. 4 апреля.

28. Джынь Зинсу. Изменение корейского театра под влиянием европейского театра//Корейский театр. 1984. Декабрь.

29. Хан Юнхи. Сотворение балета и музыка//Балетная Корея. 1987. Осень-зима.

30. Литература на русском языке

31. Ан Сон Хи, Ткаченко Т., Львов Н. Корейский танец. М.: Искусство, 1956.

32. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В 3-х т. М.-Л., 1950 1953^

33. Буддизм: история и культура. М., 1989.

34. Бутин Ю.М. Древний Чосон. Историко-археологический очерк. Новосибирск, 1982.

35. Бутин Ю.М. Корея: От Чосона к трем государствам. II век до н.э. — IV век . Новосибирск, 1984.

36. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. С., 1993.

37. Виноградова H.A., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, 1980.

38. Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее: сангха и государство. М.: Наука, 1985.

39. Воробьев М.В. Древняя Корея: историко-археологические очерки. М., 1961

40. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII века: этнос, общество и окружающий мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.

41. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М.,1979.

42. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века. М: Искусство, 1982.

43. Гумилев J1.H. Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами. Ill-VI вв. М., 1974.

44. Деревянко А.П. Палеолит Древнего Востока и Кореи. Новосибирск, 1983.

45. Джарылгасинова P.I1I. Древние когурёсцы: К этнической истории Кореи. М.: Наука, 1972.

46. Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики. М., 1979.

47. Елисеев Д. Д. Корейская средневековая литература пхэсоль: некоторые проблемы происхождения и жанра. М., 1968.

48. Елисеев Д. Д. Новелла корейского средневековья: эволюция жанра. М., 1977.

49. Жанры и стили литератур Китая и Кореи. Отв. ред. Б.Б. Бахтин, И.С. Лисевич. М., 1969.

50. Захаров Р. Гастроли Корейской Государственной балетной студии//Правда. 1957. 9 января.

51. Записки о добрых деяниях и благородных сердцах. Корейская классическая проза. П.: Худ. лит., 1985.

52. Ионова Ю.В. Религиозные воззрения корейцев/Жультура народов зарубежной Азии и Океании. П., 1969.

53. История о верности Чхун Хян. Средневековые корейские повести. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1960.

54. История Кореи. Пер. с корейского Т.1. М.: Изд-во ин. лит. , 1960.

55. История цветов. Корейская классическая проза. Л.: Худ. лит.,1991.

56. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. Ред. Р.Ш. Джарылгасимова, М.В. Крюков. М.: Наука, 1989.

57. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. Ред. Р.Ш. Джарылгасимова, М.В. Крюков. М.: Наука, 1985.

58. Ким Бусик. Самкук саги. Издание текста, перевод, вст. Статья и ком. М.Н. Пака. Т.1. М.: Наука, 1959.1.2. М.: Наука, 1995.

59. Ким Ман Джун. Облачный сон девяти. М.-Л., 1961.

60. Ким Си Сып. Новые рассказы, услышанные на горе Золотой Черепахи. М., 1972.

61. Конрад Н.И. О театральном искусстве Японии VII VIII веков//Театр и драматургия Японии. М.: Наука, 1965.

62. Конрад Н.И. Неопубликованные работы. Письма. М.: РОССПЭН, 1996.

63. Корейская литература. Отв. ред. Б. К. Пашков. М., 1959.

64. Корейская гос. Балетная студия им. Цой Сын Хи. Гастроли в СССР. Декабрь 1956 — январь 1957.

65. Корейское классическое искусство. М., 1972.

66. Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М.: Наука, 1982.

67. Крыжицкий Г. Экзотический театр: Ява, Индо-Китай, Турция, Персия, Корея. Л.: Academia, 1927.

68. Культура Кореи. Пхеньян: Изд-во лит на ин. языках, 1959.

69. Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М.: Наука, 1982.

70. Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV века. М., 1969

71. Пак М.Н. Описание корейских племен начала нашей эры//Проблемы востоковедения. 1961. №.1.

72. Пак М.Н. Очерки ранней Кореи. М., 1979.

73. Повести страны зеленых гор. М., 1966.

74. Прокофьев О.П. Искусство Юго-Восточной Азии. М., 1966.

75. Роза и Алый Лотос. Корейские повести: 17 19 вв. М., 1974.

76. Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов: религиозные воззрения в традиционном айнском общества. М.: Наука, 1988.

77. Суриц Е. Корейский балет и его проблемы//Театр. 1957. № 4.

78. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Вып. 1-3. М., 1970-1980.

79. Троцевич А.Ф. Изучение корейской литературы в России//Вестник Центра корейского языка и культуры. Под ред. А.Г. Васильева. Вып. 3-4. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.

80. Троцевич А. Ф. Корейская средневековая повесть. М., 1975.

81. Троцевич А. Ф. Корейский средневековый роман: «Облачный сон девяти» Ким Манчжуна. М., 1986.

82. Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПб,: Петербургское востоковедение, 1996.

83. Тягай Г. Д. Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971.

84. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: «Восточная литература» РАН, 1998.

85. Холл Д. Дж, Е. История Юго-Восточной Азии. Пер. с анг. М.,1958.

86. Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон. История корейской философии. Пер. скор. М., 1966.

87. Чон Чхоль. Одинокий журавль. М., 1975.

88. Юго-Восточная Азия: проблемы региональной общности. М.,1977.

89. Юго-Восточная Азия в мировой истории. М., 1977.

90. Литература на европейских языках

91. Ancient Arts of Korea. Seoul, 1972.

92. Amaro A.M. О brineo do leao. Macau: Imprensa Nasional, 1984

93. Choy Bong Youn. Korea. A History. Rutland; Tokyo, 1971.

94. Joe W. J. A History of Korea Civilization. Seoul, 1972.

95. Juche art. Pyongyang: Foreign Landguages publishing house,1976.

96. Kim Won Yong. Recent Archaeological Discoveries in the Republic of Korea. Tokyo, 1983. P.28-32.

97. Korean Dance. Pyongyang: Foreign Landguages publishing house.1957.

98. Kyung Cho Chung. Korea tomorrow: Land of the morning cairn. N.Y., 1956.

99. Lee Young Mee. Korean Traditional Theatre and «madangguk» Theatre//Korea Journal. 1997. Vol. 37. № 3. Autumn.

100. Park Jeong-Hie. The Court Music and Dance in the Royal Banguet Paintings of the Choson Dynasty // Korea Journal. 1997. Vol. 37. № 3. P. 123144.

101. Peintures murales du Kokouryo. Pyongyang: Bureau de Redactiom d'Albums, 1979.

102. Tae Hung. Folk Customs and Family Life. Seoul, 1972. P.25.101. . The Arts of Ancient Korea. Seoul, 1974.

103. Traditional performing art of Korea/ Seoul: National Commission for Unesco, 1975.

104. Swann Peter C. Art of China, Korea and Japan. London: Thames and Hudson, 1963.