автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Годованная, Эльмира Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Годованная, Эльмира Георгиевна

Введение.

Глава 1. Экзистенциализм и мифологизм в парадигме постмодернизма.

1.1. Постмодернизм как главное явление русской и европейской литературы второй половины XX века.

1.2. Экзистенциалистская философия и мифологический метод как две составляющие литературы XX века.

1.3. Русский и европейский литературный экзистенциализм.

1.4. Метод мифологизма в русской и европейской литературе XX века.

Глава 2. Творчество Джона Фаулза в ракурсе экзистенциализма.

2.1. Постмодернизм и эстетическая концепция Фаулза.

2.2. Искусство и свобода — взаимодействие экзистенциализма и эстетики в произведениях Джона Фаулза 60-х годов.

2.3. Проблемы искусства и картина жизни в творчестве писателя 70-х годов.

Глава 3. Особенности мифологизма Джона Фаулза.

3.1. Роман «Волхв» как синтез художественных исканий Джона Фаулза.

3.2.Теория К.Г. Юнга о коллективно-бессознательных архетипах.

3.3. Мифологические и библейские аллюзии и реминисценции в романе

Волхв».

Глава 4. Мифологические мотивы в русской литературе второй половины XX века и творчество Джона Фаулза.

4.1. Современная русская проза и мифологическая концепция Джона Фаулза («Игра в Бога»).

4.2. Джон Фаулз и Михаил Булгаков: христианские мотивы в художественной системе мифологического романа.

4.3. Джон Фаулз и Виктор Пелевин: восточные мотивы в художественной системе мифологического романа.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Годованная, Эльмира Георгиевна

Отдельные философско-эстетические направления XX века достаточно полно изучены, однако назрела проблема диалога культур: изучения того, каковы формы постмодернизма в той или иной национальной культуре, каковы особенности русского и европейского экзистенциализма и как они соотносятся друг с другом, каковы пути мифологизирования, в чем особенности поэтики мифологизирования в разных литературах представляется нам крайне интересным. Новизну каждого исследования составляет или новый объект или новые акценты (или новое понимание), а также контексты, выбранные для анализа. В данной работе в изучении постмодернизма акцентируются его философские истоки и его методы, основным среди которых мы считаем мифологизм.

В этом смысле можно говорить о духовном родстве модернизма и постмодернизма (их нередко слишком резко разделяют). Выделение философских и эстетических доминант в литературе середины и второй половины XX века является аргументом в пользу этой точки зрения и позволяет выявить и проанализировать эти основы в их конкретном проявлении. Кроме того, взаимосвязь философии экзистенциализма с мифологическим методом еще недостаточно изучена, хотя каждый из них в отдельности представлен в научной литературе достаточно полно.

Актуальность работы — в создавшейся необходимости более широкого взгляда на постмодернизм, его философские источники и эстетическое своеобразие, которое выявляется в сравнительно-типологическом анализе, казалось бы, далеких друг от друга художественных явлений: таких как русский и английский роман второй половины XX века. Сближение несходного, сопряжение далекого — одна из ведущих черт постмодернистского метода; > вполне возможно и использование его в науке о литературе.

Для определения философско-эстетических доминант русского и европейского постмодернизма мы сопоставляем произведения русских писателей с творчеством Джона Фаулза — одной из характерных фигур европейского постмодернизма, произведения которого наиболее показательны с точки зрения сочетания экзистенциалистской основы и мифологического метода. Неожиданные контексты Фаулз — Булгаков, Фаулз — Пелевин (почти в духе постмодернизма) могут, на первый взгляд, показаться искусственными и надуманными, но часто именно при сближении далекого обнаруживается их генетическая и типологическая связь, а также появляется возможность показать уникальность знакомых фигур. При всей универсальности и даже интернациональности постмодернизма он связан с национальными истоками.

Джон Фаулз — крупнейший английский писатель, оцениваемый критиками своей страны как «самый интересный и важный талант послевоенного периода» (228,13). Произведения Фаулза отличает неизменная острота критического видения писателем болезней и неустройств «общества потребления», широта затрагиваемой социальной, этической, эстетической проблематики, подлинно философская обобщенность и многозначность воссозданных в них идейно-нравственных конфликтов, что сообщает его книгам характер притч, парабол, символических иносказаний.

Самобытность таланта Фаулза заключается в необычной эрудиции и разносторонности его интересов в век узкой специализации, в стилевой утонченности, в специфике повествовательной манеры, в тонком даре рисовать окружающий мир и вскрывать мельчайшие психологические нюансы переживаний героев, в его очень осторожном отношении к слогу — как Фаулз сказал в одном из своих интервью, он никогда не упрощает языка, ибо язык для него священен (28,11).

Отличительной чертой творчества Фаулза является непредсказуемость, несмотря на стойкость основных тематико-структурных принципов произведений. Каждое новое произведение Фаулза далеко не всегда оправдывает ожидания и предсказания критиков. В то же время каждая его работа имеет внутреннюю, хотя иногда глубоко скрытую связь с предыдущей и подчинена общей логике развития его творчества; каждая последующая книга проливает свет на ранее им написанное.

Резюмируя сказанное, уместно привести слова американского критика Б.Н. Олшена: «Для творчества Фаулза особенно характерны два необычных по сочетанию, но ярко выраженных свойства. С одной стороны, огромное стилевое и жанровое разнообразие, с другой — повторение определенных тем и концепций, определенных переживаний, основополагающих для человеческого бытия, взглядов и восприятий. Одно выражает потребность художника постоянно бросать вызов, расти и экспериментировать, в то время как второе кажется проявлением необходимости моралиста высказывать суждения и поучать» (220,7).

Творчество Фаулза многогранно: кроме романов, повестей и рассказов, писатель является автором стихов, многочисленных эссе и переводов. Он как-то заявлял о желании попробовать себя в разных жанрах. Однако с наибольшей полнотой Фаулз проявил особенности своего таланта как романист. В его произведениях явственно отразились такие черты романа XX века, как рост познавательной энергии и социальной активности данного жанра. Под этим обычно понимают более ясное постижение романистом художественной природы романа, осознание им права на эксперимент, а также расширение функции романа как исследования социальной жизни, которое побуждает писателей искать контакт с философией, прямо или косвенно использовать формы документальных жанров. Творчество Фаулза определяется не простой осведомленностью филолога-профессионала в сфере «цеховых» интересов, а той мерой чуткости к принципиально важным идейно-нравственным и художественным запросам современности, которая ему свойственна.

Литература для Фаулза является выражением собственного мировосприятия и нацелена на выявление пороков буржуазной действительности. Альтернативой конформизму и делячеству зарождавшегося в Англии «общества потребления» Фаулз избрал не социальный протест, на который в литературных кругах его страны отваживались немногие, а интенсивный духовный поиск, создание оригинальной художественной системы.

Несмотря на то, что Фаулз выступает в различных жанрах, принципы его эстетики в своей основе однородны.

Определяя природу искусства, Фаулз писал в «Аристосе», что оно выражает истины, слишком сложные, чтобы их могла выразить наука (131,180). Он видит превосходство искусства над наукой в способности первого «схватывать» и пояснять сложности окружающей действительности, внутреннего облика человека и его взаимосвязей с окружающим миром. Писатель называет искусство стенограммой человеческих знаний, по его мнению, искусство и жизнь взаимно дополняют друг друга. Искусство не может решать проблем, но оно может их актуализировать. Опыт каждого из героев Фаулза дает читателю определенный моральный урок, заставляет его взглянуть в самого себя, переоценить свои взаимоотношения с окружающей средой. Одной из задач искусства Фаулз считает преодоление предрассудков, ведущих человечество назад к варварству.

Так же как современная действительность является итогом исторического процесса, искусство представляет собой результат человеческой деятельности, будучи, по Фаулзу, непрерывным процессом. Следовательно, неотъемлемой частью искусства всегда является прошлое, которое отражается в настоящем. Культурные творения современности всегда в той или иной степени представляют собой продукт прошлого, даже если внешне они отвергают его. В произведениях Фаулза всегда ощущается осознание автором той традиции, на которой они строятся. Вместе с тем писатель не отвергает роль новаторства и эксперимента в искусстве. При этом он не приемлет полный абстракционизм, ибо не считает его отражением окружающего мира, упрекает его в безличности. Экспериментаторство Фаулза отражается исключительно на манере письма, за которой отчетливо прослеживается связь художника с реализмом.

Творчество Джона Фаулза, располагающееся на границе мифологизма, экзистенциализма и постмодернизма, представляет для европейской культуры явление вполне органичное. Мифологизм обнаруживает себя в авторском стремлении к созданию многозначительного подтекста — романного уровня классических архетипов. Экзистенциализм — в реализации проблемы становления личности, проходящей испытание «пограничной ситуацией». Постмодернизм в прозе Д. Фаулза не приводит к разрушению сюжета, но связь с современным художественным и философским мировоззрением осуществляется в продуманном создании интертекста, в приоритетном выборе игровых моделей, характеризующих отношения между героями, в деконструкции традиционных метаисторий, которая становится прямым авторским словом.

Творческая оригинальность Фаулза бесспорна, но так же очевидно, что в европейской литературе второй половины XX века писатель не одинок. В рамках английской экзистенциальной традиции автор «Коллекционера» и «Волхва» творчески взаимодействует с У. Голдингом и А. Мердок. Их прозу («Повелитель мух» и «Шпиль», «Черный принц» и «Колокол») трудно воспринять без мифологического двоемирия, представляющего личность в экзистенциальном контексте. С парадоксом постмодернистской дидактики, которая использует игровой сюжет для проповеди корректной, философски обоснованной коммуникации, встречаемся в прозе У. Эко, раскрывшего свой метод в книге «Отсутствующая структура» (148). Между «Именем Розы», «Маятником Фуко» и романами «Червь» и «Волхв» существует прочная типологическая связь.

Русская литературная традиция, в отличие от опыта европейской и американской литературы, взаимодействует с Фаулзом не так очевидно. Для этого есть свои причины. Во-первых, русская культура, постепенно приближавшаяся к экзистенциалистскому мировоззрению в прозе JI. Андреева, А. Белого, в философии JI. Шестова, Н. Бердяева, не выработала цельной системы, которая по-разному состоялась в трудах А. Камю, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса или Э. Гуссерля. Во-вторых, известные исторические обстоятельства препятствовали свободному развитию литературного процесса и блокировали интерес к мифологизму и к проблеме архетипического подтекста в стиле К.Г. Юнга. В- третьих, русская литература, даже в советском периоде своего развития, настороженно относилась к постмодернистской интертекстуальности и сохраняла связь с национальной духовной традицией.

Сказанное выше не снимает проблемы. Наоборот, делает проблему сопоставления русского и английского постмодернистского романа более напряженной, требующей повышенного внимания.

Новизна работы заключается в том, что взаимосвязь экзистенциализма и мифологизма представлена как не только западноевропейская, но и мировая традиция, имеющая свой западный и восточный варианты.

Целью работы является выявление философско-эстетических доминант постмодернистской парадигмы в ее русском и европейском вариантах.

Достижение обозначенной цели потребовало решения ряда конкретных задач:

1) сопоставить русский и европейский варианты постмодернистского романа;

2) выявить роль философии экзистенциализма в русском и английском романах второй половины XX века;

3) исследовать специфику мифологизма в русском и английском постмодернистском романе;

4) проанализировать эстетические взгляды Джона Фаулза в контексте русского и европейского постмодернизма;

5) определить эволюцию отражения экзистенциалистских идей в творчестве Джона Фаулза;

6) рассмотреть русскую художественную прозу второй половины XX века как литературное пространство, вступающее в контакт с идейно-эстетическим миром Фаулза.

Материалом для исследования послужили произведения Джона Фаулза (публицистика и романы), а также художественное творчество русских писателей — Н. Бердяева, JI. Андреева, В. Шарова, М. Булгакова, В. Пелевина и др.

Методы исследования: структурный, сравнительно-типологический, культурно-исторический.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов для дальнейшего изучения в отечественной науке русского и европейского постмодернизма. Результаты работы могут найти применение в системе ВУЗовского преподавания: в лекционных курсах, в спецкурсах и спецсеминарах; а также могут быть использованы как учебное пособие при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация научных результатов работы осуществлялась на научных конференциях молодых ученых СКНЦ ВШ, научно-методических конференциях РГПУ и РГУ. Содержание диссертации нашло отражение в пяти печатных работах.

Структура диссертации определена задачами исследования. Она включает в себя введение, четыре главы, заключение и список литературы, содержащий 239 источников, из них 76 — на английском языке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза"

Выводы по главе

Проза Фаулза, рассмотренная в контексте творческих исканий Андреева, Мережковского, Булгакова, Шарова, Пелевина, свидетельствует о том, что в литературном процессе XX века (особенно, во второй его половине) сформировалось художественное пространство для реализации архетипических конфликтов, восходящих к мифологическим истокам европейской и восточной культур.

Независимо от принадлежности к модернистской или постмодернистской традиции, русские писатели (Булгаков, Пастернак, Шаров, Пелевин) не только используют теологическую символику для обозначения пути героя, но и не спешат отказываться от религиозного дискурса, проявляя значительно меньший, нежели Фаулз, интерес к атеистической доктрине, которую английский писатель считает «вопросом человеческого долга», а не «духовного выбора».

Если в романах Фаулза хронотоп отличается относительной стабильностью, единством места и времени в фабульном движении текста, то в русской прозе (Булгаков и Пелевин), склонной к более объемному использованию фантастики и виртуальных ходов сознания, двоемирие оформляется как сюжетный принцип. Его реализация — взаимодействие событий в Иерусалиме времен Христа и в Москве постреволюционной эпохи, реалий Гражданской войны и демократической эпохи 90-х годов XX века.

В сюжетной структуре прозы Фаулза есть признаки классического «романа воспитания». Герои «Червя», «Волхва» и даже «Коллекционера» проходят дорогой познания, но они управляются стратегами, которые своей жестокостью напоминают не учителей, а мучителей, воспроизводящих модель «божественного» (ловец — коллекционер) отношения к человеку (жертва — бабочка). В романах Булгакова и Пелевина модель «стратег — мучитель — жертва, обретающая познание» уступает место сюжетной конструкции «учитель — ученик» (дидактическая миссия Иешуа, Чапаева, Черного Барона и других).

Романы Фаулза, несмотря на художественную значимость сюжетного действия, тяготеют к реализации общей идеи исхода из эгоистической чувственности и тоталитарного мышления. Это сказывается в феномене прямого авторского слова, которое иногда использует английский писатель. Жанровая структура идеологического романа выстраивает текст как «целое», остающееся в памяти единством авторского замысла. «Мастер и Маргарита», «Чапаев и Пустота», не теряя мировоззренческих доминант («буддизм» Пелевина, например), предстают явлением стиля и требуют доверительных отношений к тексту, возобновляемых в процессе перечитывания. Это верно и для «Мастера и Маргариты» с его смеховым и мифологическим уровнями, и для романа «Чапаев и Пустота», воспроизводящего систему дзэн-буддийской словесности.

Заключение

Ведущей философией XX века, имеющей наиболее тесные контакты с искусством, является экзистенциализм в разных его формах, который остается философской основой как модернизма, так и постмодернизма. Универсальные проблемы экзистенциализма потребовали особой поэтики — ею стала поэтика мифологизма. Обращение к старым мифам (античным, библейским, литературным) не означало их простого воспроизведения: на основе сложившихся мифов творятся новые, поэтому в модернизме и постмодернизме мы имеем дело также с мифотворчеством.

Русский экзистенциализм (философский и художественный) глубоко своеобразен: он тесно связан с религиозными традициями народа и русской классической литературой XIX века.

Рассматривая творчество Джона Фаулза в контексте русского и европейского экзистенциализма и мифологизма, мы имеем возможность отчетливее подчеркнуть интеллектуализм его творчества (в какой-то степени даже литературность и вторичность), но и в то же время — национальное своеобразие. Формы преломления экзистенциалистских идей различны, а пути воплощения мифологем бесконечно разнообразны.

Джон Фаулз приходит в литературу в 60-е годы, когда ведущим направлением в литературе, по мнению большинства литературоведов, становится постмодернизм. В мировоззренческом аспекте данное явление ориентировано на восприятие мира как хаоса, абсурда, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Следствием такого мировосприятия является отсутствие структурированной модели мира и четких морально-эстетических принципов и оценок. Один из основных признаков явления — отказ от истины, а именно — неприятие любых позитивных знаний. Единственной реальностью для постмодернистов является реальность культуры (текст культуры) и мир «как текст».

Фаулзу чуждо подобное мировосприятие, его мир не лишен ценностных ориентиров и морально-эстетических принципов и оценок. Более того, они являются его неотъемлемой частью, проходя красной нитью через все его творчество. Не приемля характерную для литературы его времени ориентацию на «массового» читателя, он тем не менее отвергает и «искусство для искусства». Эта «традиция» явилась реакцией на чувство исторического кризиса: сосредоточившись на самом себе, искусство совсем забыло о человеке, и эта тенденция принимает угрожающие размеры. По мнению Фаулза, художник не может выразить свое отношение к миру без изображения этого мира. Отказ от изображения предметного мира ведет к разрушению художественного образа, воцарению субъективного начала.

Будучи смелым экспериментатором, Фаулз активно пользуется постмодернистскими приемами письма. Так, его произведения изобилуют разного рода аллюзиями, крайне распространенными в постмодернистских текстах. В них непременно присутствует языковая игра, ирония, стилизация, пародия; не обходится и без литературного теоретизировании. Писатель как бы показывает, что он может все. Но это происходит на уровне формы и ни в коем случае на затрагивает содержания.

В одном из интервью Фаулз как-то замечает: «. некоторое мое знание работ Барта, Кристевой и др. — это как «впадины», или искусственные препятствия для игры в гольф: уже одним своим существованием они как бы направляют твои удары. Но я бы, пожалуй, удивился, если бы кто-то стал играть в гольф, думая исключительно о «впадинах» на поле. Я не то чтобы этих теорий не замечаю, но я не чувствую, что они имеют какое-то особое отношение к искусству писательства. [.] Я очень не люблю, когда в художественной литературе слишком много теории.» (136,557). Таким образом, Фаулз всегда остается в рамках традиции, он лишь обновляет ее. Его книги написаны для читателей, а не для литературоведов. Фаулз никогда не упускает из вида жизни, не пренебрегает реалистичностью содержания.

Особый интерес для исследователя представляет вопрос о том месте, какое место чрезвычайно популярная в ту эпоху философия экзистенциализма занимает в творчестве Фаулза.

Несомненной заслугой писателя является соединение эстетической и экзистенциальной тем. Это явление характерно для многих художников Запада периода второй половины XX века, однако в творчестве Фаулза оно отмечено своеобразием, ибо не статично, а подвержено изменению.

Эволюция отражения экзистенциалистских взглядов в творчестве Фаулза связана с углублением реалистических тенденций в книгах писателя. В первых романах — «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта» экзистенциалистская и эстетическая линии показаны в неразрывном единстве. В них на первый план выступает соотношение искусства со свободой, рассматриваемой в неразрывной связи с вопросом о свободе человеческой личности вообще. Свобода — необходимое условие полноценного существования личности, ее всестороннего развития. Обретение свободы — путь к обретению самосознания. Своей главной задачей как писателя Фаулз считает освобождение человека от догм и предрассудков, навязываемых обществом. Свобода присуща и истинному искусству. Только истинно свободный художник способен творить.

В произведениях 70-х годов внимание Фаулза сосредоточивается на соотношении искусства с жизнью. Характер экзистенциалистских влияний на творчество писателя меняется: взгляды Фаулза «социологизируются», он переходит от тонкой аналитики «человеческого удела» к проблемам общественной практики и даже политики западного мира. Кроме того, если экзистенциализм создал экспериментальную художественную систему, Фаулз выдвигает неожиданный для многих критиков его творчества тезис о необходимости для литературы вернуться к великой традиции английского романа реализму.

Что касается мифологизма Фаулза, то исследование показало, что писатель пользуется известными приемами поэтики мифологического романа XX века, заложенными Джойсом, ибо именно он дал основную формулу модернистского мифологизирования. Вслед за Джойсом Фаулз выстраивает параллели к классическим мифам, смешивает различные мифологические традиции, привлекает литературные, особенно часто шекспировские, и исторические аллюзии, что лишний раз подчеркивает ту психологическую и метафизическую универсальность, которая символизируется мифическими и иными параллелями.

Но использование джойсовских приемов мифологизирования необязательно влечет за собой повторение джойсовских мировоззренческих основ этого мифологизирования. Это в полной мере относится к Фаулзу.

Помещая творчество Фаулза в столь широкий контекст, мы имеем возможность убедиться, что модернизм и постмодернизм — грани единого процесса; они имеют общие корни, сходную методологическую, философскую и эстетическую основу. Ведь основоположник модернизма Джеймс Джойс (можно сказать, учитель Фаулза) уже сформировал эстетику и постмодернизма в ее основных чертах (интертекстуальность, игровой дискурс, глобальная ирония).

Проза Фаулза, рассмотренная в контексте русской традиции (от Мережковского до Пелевина), позволяет выявить общие архетипы и архетипические конфликты литературы экзистенциалистской (или близкой к ней) традиции. Личность перед лицом Смерти в ощущении свроей тотальной свободы и своей «заброшенности» — так можно было бы определить один (магистральный) из них.

Проблема Бога является центральной как в русском, так и в западноевропейском романе XX века даже тогда, когда Бог отрицается или ставится под сомнение (апофатическое решение). Однако русские писатели проявляют значительно меньший, нежели Фаулз, интерес к атеистической доктрине, которую английский писатель считает «вопросом человеческого долга», а не духовного выбора».

Проблема искусства и творчества, которая так ярко представлена у Фаулза, гораздо в меньшей степени интересует русских писателей. В связи с этим можно говорить об эстетизме английского постмодерна (ярким представителем которого явлется Фаулз) и социальной (или религиозной) ангажированности русского варианта постмодернизма (даже при сохранении общей игровой парадигмы).

Экзистенциалистская парадигма проявляет себя и в английском (Фаулз) и в русском (Пелевин) постмодернизме: ведь пелевенская «пустота», имеющая дзен-буддийские истоки, внутренне близка сартровскому «ничто». Экзистенциалистская триада Абсурд — Свобода — Выбор сохраняется в постмодернизме, но при этом она лишается своей онтологической напряженности и обрастает постмодернистской литературностью (интертекстуальность, литературные коды, эстетический мифологизм).

 

Список научной литературыГодованная, Эльмира Георгиевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

2. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. - №3.

3. Аветисян Н.А. Разрушение иллюзий // Литературное обозрение. 1980. -№3.

4. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн. Очерк творчества. Л., 1960.

5. Аллен У. Постскриптум к «Трагедии и мечте» // Иностранная литература. 1977.-№ 12.

6. Анастасьев Н.А. Обновление традиции: реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

7. Анастасьев Н.А. Свой голос (позиция автора в литературе 20-го века) // Вопросы литературы. 1985. - № 3.

8. Анастасьев Н.А. У слов долгое эхо // Вопросы литературы. 1996. - № 4.

9. Андреев Л. Рассказ о семи повешенных // Андреев Л. Собр. соч. в 6 т. Т. 3 -М., 1994.

10. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература. XX век // Вопросы литературы. 1987. - №8.

11. И. Английская литература 1945-1980 / Под ред. А.П. Саруханян. М.,1987.

12. Апт С. Томас Манн. М., 1972.

13. Арнольд И.В., Дьяконова Н.Я. Авторский комментарий в романе Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т 44. 1985. - № 5.

14. Афоризмы старого Китая. М., 1988.

15. Балашов П. С. Писатели-реалисты 20-го века на Западе. М., 1984.

16. Барков А. О чем говорят парадоксы «Мастера и Маргариты» // Литературное обозрение. 1991. № 5.

17. Барт Р. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1983.

19. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

20. Библейская энциклопедия. М., 1991.

21. Бродский М.А. «Мастер и Маргарита» — антибиблия 20 века? // Русская словесность. 1997. - № 6.

22. Булгаков М. Романы. М., 1987.

23. Бушманова Н. Дерево и чайки в открытом окне (По материалам беседы с английским писателем Джоном Фаулзом) // Вопросы литературы. 1994. - №1.

24. Быков Д. Побег в Монголию // Литературная газературная 1996. - № 22.

25. Вальпургиева ночь 30 апреля 1926 года: (По страницам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Наука и религия. 1998. - № 4.

26. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975.

27. Великовский С. Грани несчастного сознания. М., 1973.

28. Волохов. Фаулз Д.: И умом и сердцем я — за разоружение (интервью с Д. Фаулзом) //Литературная газета. 1983. - 30 ноября.

29. Гаврилов А. Диалектика пустоты // Книжное обозрение. 2003. - № 35-36.

30. Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы. 1991. - № 8.

31. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуы. М., 1963.

32. Гениева Е. Послесловие ( к роману Дж. Фаулза «Башня из черного дерева») // Иностранная литература. 1979. - № 23.

33. Гераклит Эфесский. Фрагменты. М., 1910.

34. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

35. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. XX век. М., 1999.

36. Дао дэ цзин //Дао: гармония мира. М; Харьков, 2000.

37. Дарк 0. Художник и его натурщицы (Заметки о романах Дж. Фаулза

38. Коллекционер" и П. Зюскинда "Парфюмер") // Литературное обозрение.- 1993. -№7/8.

39. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник московского университета. Серия 9. Филология. 1995. - №5.

40. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе. М., 1970.

41. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. -М., 1990.

42. Долинин А. А. Обзор романов Джона Фаулза 70-80-х годов («Дэниэл Мартин», «Опарыш») // Современная художественная литература за-рубежом. 1988. -№3.

43. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз Д. Подруга французского лейтенанта. Роман. М., 1990.

44. Дорошевич А. Миф в литературе XX века // Вопросы литературы. 1970.- №22.

45. Дьяконов И.М. Мифологии древнего мира. М., 1977.

46. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М.,1967.

47. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века. Киев, 1988.

48. Забора Н. «Чапаев и Пустота» сквозь призму христианского мировоззрения // www.religion.russ.ru/culture/20011214-zabora.html.48.3акуренко А. Искомая пустота // Литературное обозрение. 1998. - № 3.

49. Залите Т. В поисках утраченных ценностей. Роман Джона Фаулза «Коллекционер» // Учен. зап. Тарт. ун-та. 1981. - Вып. 10.

50. Залите Т. Традиция в поэтике Джона Фаулза // Учен. зап. Тарт. ун-та. -1983.-Вып. 646.

51. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

52. Зарубежные писатели. Библиографический словарь / Под ред.

53. Н.П.Михальской: В 2 тт. Т. 2. М., 1997.

54. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973.

55. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. 1996. - № 3.

56. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1988.

57. Зверев А. Черпаха Квази // Вопросы литературы. 1997. - № 3.

58. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о «теологии» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия. 1987. - №8.

59. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М., 1987.

60. Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске.». О некоторых новых контекстах изучения «Мастера и Маргариты» // Литературное обозрение. 191. - № 5.

61. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.

62. Ивашева В.В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 19451977 годов.-М., 1979.

63. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. -М., 1988.

64. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до наших дней. М., 1998.

65. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

66. ИшимбаеваГ. «Чапаев и Пустота»: постомодернистские игры Виктора Пелевина // Вопросы литературы. 2000. - №6.

67. Кабанова И.В. Изображение художественного сознания в романе Дж. Фауза «Дэниэл Мартин»// Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX—XX вв. Саратов, 1985.

68. Кабанова И.В. О некоторых проблемах современного искусства в «Башне из черного дерева» Д. Фаулза // Реализм в зарубежных литературах XIX— XX вв.: К проблеме жанра. Саратов, 1983.

69. Кабанова И. О творческом методе Джона Фаулза в романе «Маг» // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1983.

70. Камю А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы. Из «Записных книжек». М.,2003.

71. Канчуков Е. Расслоение мастера: (О героях романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Литературное обозрение. 1991. - № 5.

72. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы, Филологические науки. М.,1991.-№6.

73. Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991.- №5.

74. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктор Пелевина // Новое литературное обозрение. 1998. - № 3.

75. Королев А. Блудный сын: (О романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Знамя. М., 1994. - № 4.

76. Красавченко Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

77. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. - № 1.

78. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины XX века. -М., 2002.

79. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Алма-Ата, 1986.

80. Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих героях. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шагалина. - М.,1992.

81. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый Мир.1992. № 2.

82. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхард. М., 1990.

83. Лейтес Н. Миф и литература // Вопросы литературы. 1978. - №1.

84. Лившиц М.А. Мифология древняя и современная. М., 1980.

85. Литература Англии. XX в. / Под ред. К.А.Шаховой. Киев, 1987.

86. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

87. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

89. Лукач Д. Теория романа: опыт историко-философского исследования форм большой эпики. Пер. с нем. / Вступ. заметка С. Зенкина // Новое литературное обозрение. 1994. - № 9.

90. Манн Т. Страдание и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 1961.

91. Мейлах Б. Талант пиателя и процессы творчества. Л., 1969.

92. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

93. Мердок А. Дикая роза. М.,1971.

94. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990.

95. Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

96. Мифы народов мира: В 2 т. Т.2. М., 1988.

97. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. М.,1982.

98. Носов С. Литература и игра // Новый мир. 1992. - № 2.

99. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.

100. Павлов С. Алхимический брак с Востоком: Православный взгляд на роман В.Пелевина «Чапаев и Пустота» // Москва. М., 2003. - № 4.

101. Павлычко С.Д. Игра и действительность. Философское содержание «магического театра» в творчестве Джона Фаулза // Литература и общественное сознание Запада. Киев, 1990.

102. Павлычко С.Д. Роман Джона Фаулза «Дэниэл Мартин» и традиции английской реалистической прозы // Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении. Киев, 1988.

103. Пальцев Н. Английский исторический роман на рубеже 1960-1970-х годов. Обзор // Современная художественная литература зарубежом. -М., 1974.- №2.

104. Пальцев Н. Джон Фаулз // Краткая литературная энциклопедия. -М.,Т.11.

105. Пальцев Н. Суть творчества, суть чудотворчества. .Притчи об искусстве Джона Фаулза // Fowles John. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. -M., 1980.

106. Паршин JI. Великий бал у Сатаны: (О романе М. Булгакова «Мастер и Маргариты» // Наука и жизнь. 1990. - №10.

107. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М., 2004.

108. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

109. Роднянская И. Этот мир придуман не нами // Новый мир. 1999. №8.

110. Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1998.

111. Сартр Ж.-П. Пьесы. М.,1999.

112. Сартр Ж.-П. Тошнота // Сартр Ж.-П. Тошнота. М.,1994.

113. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота. -М.,1994.

114. Славицкиий В. После постмодернизма //Вопросы литературы. 1991. -№ 11-12.

115. Словарь античности. М., 1989.

116. Словарь иностранных слов. М., 1980.

117. Смирнов А. А. Роль философии нового времени в становлении европейского литературоведения // Филологические науки. 1994. - №4.

118. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедическийсправочник. М., 1996.

119. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1991.

120. Соловьев В. Оправдание добра // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1988.

121. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М., 1966.

122. Стеблин-Каменский М.М. Миф. JL, 1976.

123. Степанян К. После постмодернизма // Вопросы литературы. 1998. -№5.

124. Сучков Б.Л. Роман и миф // Современная литерарура зарубежом. -М., 1972.

125. Тимофеев В. Г. Авторская позиция и «воображаемый читатель» в романе Дж.Фаулза «Подруга французского лейтенанта» // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986.

126. Тимофеев В. О том, как учитель входит с мир романа Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» (К проблеме «художественный мир») // Учен. Зап. Тарт. ун-та. 1990. - Вып. 898.

127. Тимофеев В. Проблема самосознания автора: Произведения Дж. Фаулза и литературная традиция) // Учен. зап. Тарт. ун-та. 1988. - Вып. 828.

128. Тимофеев В. Читательские ожидания как контекст романа Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта»: (К проблеме авторской свободы) // Учен. зап. Тарт. ун-та. 1989. - Вып. 871.

129. Тронский И. Проблемы гомеровского эпоса // Гомер. Илиада. М. - Л., 1935.

130. Ульянов С. Пелевин и пустота // www.russ.ru/kritic/98-04-13/ulian.html.

131. Урнов Д.М. Джеймс Джойс и современный модернизм // Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1965.

132. Фаулз Д. Аристос. М., 2002.

133. Фаулз Д. Башня из черного дерева // Фаулз Д. Коллекционер: роман, повесть. С.-П., 1993.133. Фаулз Д. Волхв. М., 2002.

134. Фаулз Д. Дэниэл Мартин: В 2 т. М., 2001.

135. Фаулз Д. Коллекционер. М., 2001.

136. Фаулз Д. Кротовые норы. М., 2002.

137. Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. М., 2001.

138. Фаулз Д. Мантисса. М., 2001.139. Фаулз Д. Червь. М., 2001.

139. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1981.

140. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

141. Филюшкина С. Н. Живая традиция / Литература против общества потребления // Подьем. Воронеж. - 1984. - № 11.

142. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. -Воронеж, 1990.

143. Чжуанцзы // Дао: гармония мира. М.; Харьков, 2000.

144. Чумаков С.Н. Античный миф в сюжетике зарубежных литератур XX века // Античность и Библия в литературном процессе XX века. Краснодар, 2001.

145. Шаманский Д.В. Пустота: (Снова о В. Пелевине) // Мир русского слова. -СПб.-2001.-№3.

146. Шелкова Н.И. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота»: Обзор критических материалов // Русская словесность. М., 2002. - № 3.

147. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.

148. Элиот Т.С. Бесплодная земля. М., 1971.

149. Юдов B.C. Художественная актуализация архитипического в европейской литературе первой трети XX века (Г. Гессе, Д. Джойс,

150. Т. Манн, А. Платонов): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.03. -Орехово-Зуево, 2001.

151. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1988.

152. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.

153. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К.Г, Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.

154. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

155. Яблоков Е.А. «Я — часть той силы.». Этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Русская литература. JI.,1988. -№2.

156. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

157. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995.

158. Allen W. The Achievment of John Fowels // Encounter. 1970. - № 2.

159. Approaches to the Novel //The Dilemma of the Contemporary Novelist /Colmer J. Edinburg , 1967.160. Barthes R. S/Z. P., 1970.

160. Bergonzi B. Fictions of History // The Contemporary English Novel / M. Bradbury. L, 1979.

161. Boston R. John Fowles, Alone But Not Lonely // New York Times Book Review. 1969. - 9 November.

162. Bradbury M. John Fowles's "The Magus" // Sense and Sensibility in the twentieth-century writing. London-Amsterdam, 1970.

163. Bradbury M. Possibilties. Essays on the State of the Novel. Oxford, 1973.

164. Bradbury M. What Is a Novel? L., 1969.

165. Burden R. John Fowels, John Howkes, Claud Simon: Problems of Self and Form in the Post-Modernist Novel. Wurzburg, 1980.

166. Burgess A. Books of the Year: Observer Contributors Make Their Annual Choice. Observer. - 1977. - 18 December.

167. Butor. P., 1969. - (Arc; №39 ).

168. Byatt A.S. People and Paper House: Attitudes to "Realism" and "Experiment" in English Postwar Fiction // The Contemporary English Novel / M. Bradbury, D. Palmer. L., 1979.

169. Campbell J. An Interview with John Fowles // Contemporary Literature.1976. -№17.

170. Cameron Donald. Brian Moore: The Tragic Vein of the Ordinary // Conversations with Canadian Novelists: Part II. Toronto, 1973.

171. Conradi P. John Fowles. L.; N.Y., 1982.173. "Conrad's Darkness", The Return of Eva Peron, with the Killings in Trinidad. New York, 1980.

172. Contemporary Literary Criticism / Ed. by R. Gunton and J.C. Strive. Detroit, 1982.

173. Fawkner H.W. The Timescapes of John Fowles. Foreword by John Fowles. -L., Toronto, 1984.

174. Fowles J. Afterword to Sir Conan Doyle, The Hound of the Baskervilles. L., 1974.

175. Fowles J. A Maggot. Boston, 1998.

176. Fowles J. Daniel Martin: 2 vol. Boston, 1977.

177. Fowles J. Foreword to Poems// Fowles J. Poems. New York, 1973.

178. Fowles J., Godwin F. Islands. Boston, 1978.

179. Fowles J. Is the Novel Dead? // Books. 1970. - Autumn.

180. Fowles J. Mantissa. N.Y., 1983.

181. Fowles J. The Aristos. Boston, 1970.

182. Fowles J. The Art of Fiction. L., 1989.

183. Fowles J. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. M., 1980.

184. Fowles J. The Collector. Boston, 1963.

185. Fowles J. The French Lieutenant's Woman. Boston, 1998.

186. Fowles J. The Magus. L., 1997.

187. Fowles J. The Tree. N.Y., 1983.

188. Fowles J. Wormholes. N.Y., 1998.

189. Frank J. Spatial Form in Modern Literature. N.Y., 1963.

190. Frye N. Anatomy of Criticism. Prinston, 1973.

191. Genette G. Palimpsestes: la literature au second degree. P., 1982.

192. Gussgow. Writer without Roots // New York Times Magazine. 1976. - 26 December.

193. Halpern Daniel A Sort of Exile in Lyme Regis. London Magazine, 1971. -March.

194. Hassan I. Paracritisism: Seven Speculiations of the Times. Urbana, 1975.

195. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a postmodernist literature. Urbana, 1971.

196. Hoffmann G., Hornung A., Kunow R. Modern, Postmodern and Contemporary critera for the analysis of 20th century literature // Amerikastudien. 1987. - № 22.

197. Hudson W.B. Modern Moral Philosophy. N.Y., 1970.

198. Huffaker R. John Fowles. N.Y., 1980.

199. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History. Theory. Fiction. -Routledge: N.Y. and L., 1988.

200. Interview with Author John Fowles // Maclean's. 1977. - 14 November.2041 Write Therefore I am // Evergreen Review. 1964. - №8.

201. Jauss H.R. Studien zum Epoctenwandel der asthetischen Moderne. -Franctfurt M., 1989.

202. Jencks Ch. The Language of Postmodern Architecture. L., 1978.

203. Jung K.G. Contributions to Analitical Psychology. L., 1928.

204. Jung C.G., Kerenyi K. Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. 4 Aufl. -Zurich, 1951.

205. Kristeva J. Semiotike: Recherches pour une semanalyse. P., 1969.

206. Lee A. Realism and Power: British Postmodernist Fiction. N.Y., 1990.

207. Lodge D. The Modes of Modern Writing. L., 1977.

208. Lodge D. Working with Structuralism. Boston, 1981.

209. Malmgren C.D. Fictional Space in the Modernist and Postmodernist American novel. Lewisburg, 1985.

210. McCormack T. Afterwords: Novelists on Their Novels // Fowles J. Notes on an Unfinished Novel. New York, 1972.

211. McDaniel E. Gemas and Godga mess in the Magus and in the French Lieutenant's Woman // Modern Fictions Studies. West Lafayete, 1985. -№1.

212. McEwan N. The Survival of the Novel. L., 1981.

213. McSweeny K. Four Contemporary Novelists: Angus Wilson, Brian Moore, John Fowels, V.S. Naipaul. Kingstone, 1983.

214. Morrissette B. Post-modern Generative Fiction: Novel and Film. // Crit. Inquiry. Vol. 2 Chicago, 1975. - №2.

215. Nequist R. John Fowels // Counterpoint. L., 1975.

216. Olshen В., Olshen T. John Fowels: a Reference Guide. Boston, 1980.

217. Olshen B. John Fowles. N.Y., 1978.

218. Palmer W.J. The Fiction of John Fowles: Tradition, Art and the Loneliness of Selfhood. N.Y., 1974.

219. Paltsev N. The Artist in Search of the Truth: John Fowles's Parabels // English 20-th century Literature: A Soviet View. M., 1982.

220. Robinson R. The Listener, 1974. - 310ctober.

221. Sage Lorna, 'Profile 7: John Fowles'. New Review, 1974.

222. Suleiman S. Naming and difference: Reflextions on "modernism versus postmodernism" in literature // Approaching Postmodernism / Ed. By D. Fokkema, H. Bertens. Amsterdam, 1986.

223. The Collected Works of C.G.Jung. Vol. 9. pt. 1. - London, 1959.

224. The Contemporary English Novel. L., 1979.

225. The Theory of the Novel / Ed. by I.Galperin. New York, 1974.

226. The Novel and Its Changing Form / R.G.Collins. Winnipeg, 1972.

227. The Novelist V.S.Naipaul Talks about his work to Ronald Bryden // Listener. 1973.-22 March.

228. The Situation of the Novel. Harmondsworth, 1972.

229. Watt I. A Rise of the Novel. L., 1974.

230. Weitz M. Philosophy and Literature. Detroit, 1963.

231. White J.I. Mythology in the Modern Novel. A Study of Prefigurative Teniques. Princeton, 1971.

232. Wolfe P. John Fowels: Magus and Moralist. Leisburg - L., 1976.

233. Yallop R. The Relectant Guru // Guardian. 1977. - 9 June.

234. Zalite T.A. The Poetic World of John Fowles. Riga, 1980.

235. Zavarzadeh M. The Mythopoetic Reality: The Postwar American Nonfiction Novel. Urbana, 1976.