автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Агасиева, Эльшана Азиз кызы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Агасиева, Эльшана Азиз кызы

ВВВДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ.

§ I. Обусловленность модернизации ислама объективными процессами, происходящими в сферах социально-экономических и классовых отношений современной Турции.

§ 2. Основная направленность модернизации ислама Турции в свете современной идеологической борьбы.

§ 3. Связь модернизации ислама в-Тдади с развитием науки и научно-технической революции: гносеологический и идеологический аспекты проблемы.

ГЛАВА П. МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСЛАМА И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА.

§ I. Критика богословско-теологических и собственно-исламских модернистских концепций человека.

§ 2. Модернизация ислама и проблема человеческой деятельности.

§ 3. Проблема человеческих взаимоотношений и человеческих потребностей (методологический и социально-идеологический аспекты).

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Агасиева, Эльшана Азиз кызы

В условиях идеологического противоборства двух социальных систем вдет острая, непримиримая борьба между марксистско-ленинской и буржуазной идеологиями. В центре этой борьбы стоит человек. По существу идет битва за умы и сердца людей. Приемы и методы в этой битве различны. Марксистско-ленинская идеология, как научная идеология, адекватно отражает мир и тем самым нацеливает людей на истину, исходит из объективных закономерностей развития общества. Научный атеизм способствует пробуждению народных масс "от религиозного сна"1, мобилизует людей на решение революционно-практических задач. Учитывая, что огромные массы людей в странах капитализма еще продолжают находиться в плену у религиозных предрассудков, буржуазная идеология делает особую ставку на религию. Если же иметь в виду особенности классовой борьбы и политических процессов в различных регионах мира в последние годы, то нельзя не учитывать, какое значение придается роли ислама в этих процессах, какие возлагаются на него надежды. Стало быть, научная критика ислама, в частности, модернизация его имеет прежде всего идеологическое значение.

Актуальность проблемы. ХХУ1 съезд КПСС поставил перед общественными науками весьма ответственную, в то же время почетную задачу, суть которой заключается в том, чтобы вести последовательную, целенаправленную борьбу против буржуазной идеологии, антикоммунизма и реформизма, всесторонне исследовать и обобщать происходящие в современном мире идеологические и социально-политические процессы, воспитывать советских людей в духе классовой непримиримости ко всем проявлениям буржуазного образа жизни Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.45, с.26. и религиозного мракобесия. "Идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий"*, - так четко сформулировал общую идеологическую ситуацию в современном мире товарищ К.У.Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В этой глобальной борьбе двух идеологий отношение к религии, в частности к исламу, имеет существенное значение. "Модернизация религии усложняет борьбу с религиозной идеологией. Непрерывное обновление религиозных доктрин, относительно быстрая реакция теологии на происходящие в сознании верующих изменения требуют от пропагандистов атеизма более глубокого и всестороннего подхода к анализу происходящих 2 сдвигов" . Модернизация ислама является выражением кризиса религиозного сознания, направлена на упрочение регулятивных функций религии, служит интересам экономически и политически господствующих классов стран мусульманского Востока. Поэтому выявление идеологической направленности модернизации ислама в такой стране, как Турция, изучение соотношения общего и специфического в модернизации этой религии, и как результат всего этого разработка хорошо продуманной, учитывающей исторические особенности, расстановку классовых сил и внешнеполитическую социально-культурную и экономическую ориентацию этой страны контрпропаганды -все это актуальная потребность.

Марксизм-ленинизм учит, что ни одно явление, ни один процесс, происходящий в той или иной области общественной жизни, нельзя отрывать и рассматривать изолированно от других явлений и процессов внутреннего и внешнего порядков, имеющих место не только, например, в данном регионе или в какой-либо отдельно Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г. М.: Политиздат, 1983, с.29. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. "Знание", № 10, М., 1973, с.56. взятой стране, но и в других регионах и странах, или же во всем мире. Разумеется, это в каждом случае определяется конкретным характером процесса или явления. С этой точки зрения большое идеологическое и политическое значение имеет изучение различных аспектов ислама, роль которого в идейно-политической и духовной жизни стран Ближнего и Среднего Востока в последние годы стала более заметной. Глубокий анализ этих явлений и процессов, усилившихся в странах мусульманского Востока в последние годы, особенно в связи с иранскими событиями, четкое обоснование позиций коммунистов по отношению к участвующим в них социальным силам, а также нашей идейно-теоретической работы даны в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии, где говорится, что "в некоторых странах Востока за последние годы активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения"1.

Однако анализ объективного содержания современных процессов в исламском мире может быть более эффективным в том случае, если исследование осуществляется не с позиций общих рассуждений, а кошфетно, с выделением каких-то относительно узких аспектов этой большой проблемы и с ограничением локальных границ объекта исследования. Более того, сегодня, как никогда, важно выявить

1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981, стр.13. не только собственные позиции и установки ислама, но и то. какие социальные силы, с каких позиций и в чьих интересах используют положения и принципы этой религии, каковы их приемы и методы и что представляет собой модернизированный, модифицированный ислам? В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" партийным комитетам предложено "разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического воспитания. Повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками"*. Реализация идей, заложенных в постановлении ЦК КПСС, названном на ХХУТ съезде партии "документом долговременного действия" будет способствовать повышению эффективности атеистической работы в регионах распространения ислама.

Философско-методологический анализ сущности и направленности модернизации ислама в современной Турции имеет актуальное значение по следующим обстоятельствам. Во-первых, с учетом проделанной советскими философами, социологами и историками работы в деле изучения модернизации ислама в Турции и в соответствии с задачами современной идеологической борьбы ощущается острая потребность в философских исследованиях, посвященных изучению изменения тактики модернизации этой религии и способов ее философс-ко-социологического обоснования. Это позволит глубже вскрыть классовую направленность и мировоззренческие основы модернизации ислама.

Во-вторых, модернизация ислама в современной Турции имеет ряд общих, сходных черт с модернизацией: а) всех других мировых религий; б) этой же религии (ислама) в других странах мусульман "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года, с. 12. ского Востока. В то же время в деятельности турецких модернизаторов* ислама явно отражаются противоречия этой страны. С этой точки зрения изучение соотношения общего и специфического в модернизации ислама в современной Турции актуально для раскрытия объективных предпосылок ее, которые в разных временных и пространственных измерениях функционируют не в одинаковом объеме.

В-третьих, цель всякой религии - воздействие на умы и сердца людей. Модернизаторы ислама в Турции эту цель реализуют по-разному. Притом, расхождения в их тактических приемах обнаруживаются более всего в интерпретациях роли и функций науки, НТР, культуры, проблем человека, человеческих взаимоотношений и потребностей. Относительное единство общих целей и существенные расхождения в интерпретации одних и тех же социальных явлений -яркое свидетельство методологической несостоятельности современных турецких исламских модернистских концепций. Поэтому критический, основанный на марксистско-ленинской методологии, анализ этих расхождений исламских модернистских концепций органически вписывается в задачи современной идеологической борьбы, основные направления которой четко определены ХХУТ съездом КПСС и июньским (1983 года) Пленумом ЦК КПСС, отметившим: "Нам нужна хорошо продуманная единая система контрпропаганды - динамичная 2 и эффективная" .

Степень изученности проблемы. Роль, место и функции ислама в современном мире, в духовной жизни народов многих стран, в ценностной ориентации, нравственных установках и психологических качествах людей - все это давно привлекает внимание филосо Поскольку в литературе равнозначно употребляются понятия: "модернизаторы" и "модернисты", то мы также пользуемся и тем, и другим, интуитивно руководствуясь принципом целесообразности.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с.7. фов, социологов, историков, представителей других гуманитарных дисциплин. Работы, посвященные изучению различных аспектов ислама, можно в первом приближении разделить на три группы. Первая группа работ посвящена изучению состояния, роли и функции ислама в истории и современном мире"'".

В этих работах изучены тенденции приноравливания ислама к духовным и политическим запросам трудящихся в разные эпохи, раскрыт механизм воздействия исламских принципов на психологию и духовную жизнь народов стран мусульманского Востока, исчерпывающе показана реакционная сущность, антигуманная и антикоммунистическая направленность этой религии.

Вторая группа - это работы, в которых на фактическом и историческом материале, с позиций марксизма-ленинизма анализируются различные стороны негативной роли ислама в СССР, соответо ственно формы и методы борьбы с пережитками этой религии . Зна

К ним относятся исследования следующих авторов: Бартольд В.В. Ислам 1918 г.; Гордлевский В.А. Очерки по новой османской литературе. Избр.соч., М., I960; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; его же. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., "Знание", В 10, 1982; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л., 1956-1957; Мчедлов И.И. Религия: модернизация позиции в изменяющемся мире. Религии Мира. Ежегодник. М., 1982; Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. Религии Мира. Ежегодник. М., 1982; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX в.в. М., 1982; а также коллективные труды: Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974; Зарубежный Восток и современность. т.З, М. 1980; Ближний и Средний Восток. Экономика и история. М., 1983; Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983; Турция. История, экономика, политика. М., 1984 и др. 2

Это труды следукжих авторов: Аширов Н.А. Мусульманская проповедь. М., 1978; Вагабов м.В. Ислам и семья. М., 1980: Гаджиев С.м. Пути преодоления идеологии ислама. Махачкала, 1963; Джа-лилов м.Ф. Труд и религия ислама (на азерб.языке). Баку,197I; Кочарли Ф.К. Задачи атеистического воспитания в современных условиях. В кн.: "Вопросы атеизма" (на азерб.языке). Б.,1975; Мамедова М.Д. Ислам и современная идеологическая борьба. Баку, 1983; Махмудов П.Г. Атеизм и религия. Б., 1973 (на азерб.языке) ; Мехтиев М.Ф. Социально-политическая сущность идеологии ислама в современности. Автореферат канд.дисс. Б., 1974; Мус-тафаев Г.И. Исламская идеология в начале лХ века и ее критика. Б., 1973 (на азерб.языке); Саттаров М.М. Модернизм в исламской религии. Б., 1971. чение этих работ для исследования избранной темы состоит в том, что в них, во-первых, разработаны методологические проблемы, связанные с анализом сущности, функций и негативной роли ислама в духовной жизни народов, в строительстве новой жизни и в формировании нового образа жизни; во-вторых, показаны особенности, цели, идеологические и психологические аспекты модернизации ислама в СССР. Разумеется, все это является важным теоретико-ме-тодолотческим подспорьем для изучения смысла, целей и задач модернизации ислама в странах зарубежного Востока, в частности, в Турции.

Наконец, третья группа работ непосредственно посвящена изучению тех или иных аспектов ислама в Турции*. В них доминируют исторический и философско-социологический аспекты анализа модернизации ислама в Турции, раскрывается соотношение традиционализма и реформизма, анализируются социально-классовые и политические мотивы кемалистских реформ в области религии, рассматривается ряд философских и социологических вопросов новой интерпретации отношения ислама к науке, культуре, образованию. Особенностью этих работ является текстологический анализ турецких модернистских концепций, выявление противоречий в лагере модернизаторов ислама, осмысление модернизации ислама в соответствии со спецификой политической борьбы в Турции в разные периоды

К ним, в первую очередь, следует отнести работы следующих авторов: Ализаде А.И. Борьба с идеологией ислама в современной Турции. "Ученые записки" АГУ им.С.М.Кирова № 3, 1967; Бекир Ю.

Влияние ислама на сощально-политическую жизнь республиканской Турции. Автореф. канд.дисс. М., 1973; Гасанова Э.Ю. Идеология буржуазного национализма в Турции. Б., 1966; ее же. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции. В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М.,1974; Иванова И.И. Ислам в политической жизни Турции (1950-1980 гг.). В кн.: Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М., 1983, с.130-139; 1Устамов Ю.И. Современная турецкая буржуазная социология. Б., I9B7; его же. Ислам и общественная мысль современной Турции. Б., 1980; Фадеева И.Л. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции. В кн.: Турция, история, экономика, политика. М., 1984, с.63-76.

- 10 после кемалистов. В этой связи следует подчеркнуть, что в деле изучения социально-политической истории Турции в новое и новейшее время значителен вклад видного советского историка А.Ф.Миллера. Его работы дают общее представление об использовании политическими партиями Турции ислама в реализации своих целей, а также посвящены изучению младотурецкой революции, формированию политических взглядов Мустафы Кемаля Ататюрка, становлению Турецкой Республики"1".

В работах Ю.И.Рустамова, в частности, в его монографии "Ислам и общественная мысль современной Турции" рассматривается ряд философских аспектов реформации ислама, показано место ислама в общественно-политической и философской мысли Турции в конце XIX - первой четверти XX века, исследованы концепции ряда модернистов по вопросам отношения ислама к науке и культуре. Учитывая это, соискатель стремился сосредоточить свое внимание, во-первых, на малоисследованных аспектах названных проблем; во-вторых, преимущественно дать критический анализ концепций тех модернистов, которые до этого почти не были предметом анализа советских философов и социологов.

В работах Э.Ю.Гасановой изучается идеология буржуазного национализма в Турции, раскрываются социальные аспекты ислама в связи с распространением принципов лаицизма.

Таким образом, соискатель начал свое исследование, как говорится, не с нуля. Исследования советских философов, социологов, историков и экономистов воспроизводят в целом верную картину социально-политической, экономической и духовной жизни современной Турции. Не имея ясного представления об этой картине, разумеется, невозможно было ставить и решать те вопросы, которые Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983, стр.19-142. сформулированы в названиях глав и параграфов настоящей диссертации. Вместе с тем, еще недостаточно изучена, на наш взгляд, связь модернизации ислама в Турции с противоречиями в сферах социально-экономических и классовых отношений. Малоисследованным является вопрос об идеологической направленности модернизации ислама, о ее связи с особенностями классовой борьбы: а) внутри турецкого общества; б) в целом в мире капитала.

Вопрос об отношении ислама к науке и культуре не новый. В литературе он исследован достаточно полно. Но смещение аспектов в концепциях турецких модернизаторов ислама в связи с повсеместным развертыванием научно-технической революции в философско-методологическом плане исследован недостаточно.

Проблема человека, вопросы человеческих взаимоотношений и человеческих потребностей в русле концепций турецких модернизаторов ислама до сих пор также не были предметом специального критического анализа. Данная диссертационная работа как раз выполнена с учетом этих пробелов и малоисследованных вопросов.

Целью исследования является: а) анализ общего и специфического в модернизации ислама в Турции и других странах мусульманского Востока и показ на этой основе идеологической направленности этого процесса; б) выявление параметров совпадения и несовпадения позиций традиционного ислама и современных модернистских концепций по таким вопросам, как роль науки в материальной и духовной сферах жизни людей, происхождение человека, возможности и границы его познавательной деятельности, человеческие взаимоотношения и потребности; в) показ методологической несостоятельности и мировоззренческой ограниченности модернистских приемов "снятия" противоречия между наукой и религией ислама, критический анализ богословско-теологических интерпретаций социальных функций современной научно-технической революции; г) наконец, в строгом соответствии с задачей комплексной разработки всесторонне продуманной системы контрпропаганды выработка практических рекомендаций.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в нашей литературе:

- проводится сравнительный анализ собственно исламских и турецких модернистских концепций проблем человека, человеческих отношений, потребностей и способов их удовлетворения;

- предпринимается попытка путем сопоставления позиций наиболее реакционных (Н.Эрбакан, А.Туркеш), тяготеющих то к одной крайности, то к другой (Дяс.Сена, А.Ф.Башгиль, И.Кафесоглу) и относительно прогрессивных (Н.Арат, А.Ф.Чихан, А.Щцжекок) модернизаторов ислама в Турции выявить социально-экономические, политические и идейно-мировоззренческие предпосылки отсутствия единства и социально приемлемой ориентированности по таким вопросам, как сущность и направленность социального прогресса, место науки в жизни человека, пути постижения нравственной зрелости общества и личности и др.;

- исследуется соотношение общего и специфического в модернизации ислама в современной Турции и в соответствии с этим делаются выводы в плане выработки научно продуманной системы контрпропаганды;

- проводится разграничение между традиционно исламским "веровательным" пониманием науки и знания и современными модернистскими интерпретациями этих феноменов;

- анализ отношения ислама к науке дополняется введением в эту систему третьего элемента - научно-технической революции;

- путем изучения концепций "исламской экономики", "исламского социализма", "исламской культуры" и др. выявляются основные линии смыкания турецких модернистских исламских концепций с современным восточным антикоммунизмом.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, их важнейшие положения по вопросам религии и атеизма, науки и религии, личности и общества, классов и классовых отношений. Изучая поставленные в диссертации вопросы, соискатель постоянно опирался на положения и выводы, содержащиеся в материалах и решениях XX7I съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 года), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в речах, выступлениях, трудах и статьях руководителей Коммунистической партии и Советского государства. Диссертант также руководствовался материалами XXIX и XXX съездов Компартии Азербайджана, идеями, содержащимися в принятых в последние годы Постановлениях ЦК КП Азербайджана. Значительную методологическую помощь диссертанту оказали статьи видных советских ученых и общественных деятелей по вопросам о роли ислама в духовной и социально-политической жизни стран мусульманского Востока, опубликованные на страницах "Правды", журналов "Коммунист", "Вопросы философии" и также других изданий в последние годы.

Источники и использованную литературу можно условно сгруппировать следующим образом:

- источники, составляющие методологическую основу исследования;

- труды советских философов, социологов и историков, посвященных критике религии вообще, ислама в частности;

- работы по истории ислама;

- работы по критике модернизации ислама: а) в СССР, б) в странах мусульманского Востока, в) в Турции;

- труды советских философов, экономистов, социологов и историков по вопросам социально-экономического и политического развития Турции;

- Коран и соответствующая литература, посвященная его критическому анализу;

- работы ряда турецких богословов и теологов;

- работы турецких социологов и философов - современных модернистов ислама;

- материалы и документы, отражающие сущность кемалистских реформ в области религии;

- материалы периодической турецкой печати о роли ислама в общественно-политической жизни Турции, о целях и сущности модернизации этой религии.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретическое, идеологическое и практическое значение.

Во-первых, сопоставительный анализ собственно исламских и современных модернистских концепций человека, человеческих взаимоотношений и потребностей позволил соискателю сделать ряд выводов, на основе которых приняты практические рекомендации"1'.

Во-вторых, содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы для выработки научно продуманной системы контрпропаганды.

В-третьих, основные положения диссертации могут быть использованы при чтении спецкурса по научному атеизму, а также в лекционно-пропагандистской работе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории научного атеизма Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государствен См.: Материалы научно-практической конференции "ХХУТ съезд КПСС о формировании разумных потребностей советских людей и борьбе с потребительской психологией". Баку, 1982, с.53-54; Материалы научно-практической конференции "Социализм, дисциплина и деятельность личности". Баку, 1983, е., "" ного университета им.С.М.Кирова.

Основные положения диссертации излагались автором на научных и научно-практических конференциях и были опубликованы. По теме диссертации автором сделаны доклады: на П Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана в 1979 г. на тему: "Ислам в идейной жизни современной Турции"; на Тбилисской межвузовской научной конференции в 1979 г. доклад на тему: "Социальный смысл модернизации ислама в современной Турции"; на научно-практической конференции "ХХУ1 съезд о формировании разумных потребностей советских людей и борьбе с потребительской психологией", проведенной Октябрьским FK КП Азербайджана и Институтом философии и права АН Азерб.ССР в октябре 1983 года, сделан доклад: "Научно-атеистическое мировоззрение, дисциплина и деятельность личности".

Основные положения работы также использовались автором в преподавательской и лекционно-пропагандистской работе.

Специфика предмета и выбор аспекта исследования определили последовательность изложения темы, структуру самой диссертации, где автор счел правомерным вынести на защиту следующие вопросы:

1. Исторические, социально-экономические, политические, духовно-идеологические, философские и естественно-научные предпосылки модернизации ислама в Турции.

2. Философский анализ противоречий в сфере модернизатор-ской деятельности богословов, теологов, социологов, также других турецких буржуазных идеологов.

3. Влияние с каждым днем обостряющейся идеологической борьбы между капитализмом и социализмом на усиление модернизации ислама в Турции.

4. Классовое содержание и классовая направленность модернизаторской деятельности.

5. Философские основы и идейно-политическая направленность модернизации исламских догм о человеке и человеческих взаимоотношений.

6. Реакционная сущность исламских (как традиционно-исламских, так и современных модернизированных вариантов) интерпретаций человеческой деятельности'и способов удовлетворения человеческих потребностей.

7. Новейшие приемы модернистского обоснования отношения ислама к науке и научно-технической революции.

8. Наконец, задачи контрпропаганды в связи с усилением тенденций модернизации ислама в Турции и в других странах мусульманского Востока.

Следует подчеркнуть, что при изложении материала главное внимание обращалось не столько "выведению" одного параграфа из другого, сколько - задаче раскрытия малоизученных вопросов, и также тех вопросов, которые представляют для нас не столько "чисто познавательный", сколько теоретический, политический и идеологический интерес. В этом, собственно, соискатель усматривает практическую значимость данного исследования.

Необходимо иметь ввиду и два других обстоятельства. Во-первых, структуру работы в некоторой степени предопределили чисто практические возможности сбора и использования турецких источников. Во-вторых, диссертант прежде всего обращает внимание на те вопросы и проблемы, которые в последние 10-15 лет особо оживленно обсуждаются не только турецкими модернизаторами ислама, но и исламскими модернизаторами других мусульманских стран.

Модернизацией ислама заняты не только мракобесы и реакционеры, но и многие прогрессивно настроенные ученые, государственные и политические деятели, писатели, другие представители бур

- 17 жуазной интеллигенции. В этой связи обращается внимание на следующие обстоятельства: I) модернизация как тактический прием, включающий в себя две противоречивые тенденции: а) стремление под вывеской обновления защитить ислам; б) в рамках возможного очистить путь науке, европейскому образованию и техническому прогрессу, что, в свою очередь, должно оказать влияние на прогресс турецкого общества; 2) бессилие и невозможность исламской концепции человека, человеческих отношений, человеческой деятельности и т.д., поскольку философскую основу и традиционного ислама и современных модернизаторских концепций составляет идеализм - "есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания"1. Именно в противоположность идеализму и богословско-религиозного подхода к явлениям и процессам, мы начнем с рассмотрения социально-экономических и политических основ модернизации ислама в Турции. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.322.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всестороннее изучение и аргументированная критика новейших методов и приемов модернизации ислама в странах мусульманского Востока, в том числе и в 1Урции, является составной частью нашей общей идеологической работы, основные задачи и направления которой четко определены решениями ХХУТ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС.

Научная критика обновленных модернизированных принципов и методов ислама имеет не только познавательное, но и большое практическое и идеологическое значение. В свете решений июльского (1983 г.) Пленума ЦК КП Азербайджана практическая и идеологическая значимость подобной работы в условиях Азербайджана становится более очевидной и необходимой.

Исследования показывают, что процессы, методы и приемы модернизации ислама в современной Турции могут и должны быть охарактеризованы и с позиций выявления общих тенденций, и в плане изучения специфики, обусловленной особенностями этой страны, исторической обстановки и конкретно решаемых задач на том или ином отрезке времени.

Общее в модернизации ислама в Турции, в тенденциях протекания этого сложного процесса может быть выявлено в результате комплексного анализа, диалектической взаимосвязи функционирования ислама как идеологического явления и всей системы идеологических явлений, характеризующих духовную жизнь, сознание и ценностные ориентации буржуазного общества. В первом приближении можно выделить следующие общие черты, роднящие исламские (богословские, теологические, социологические) модернистские концепции с современной буржуазной идеологией и антикоммунизмом: а) антикоммунистический характер и антикоммунистическая, антимарксистская нал

- 165 равленность; б) буржуазно-апологетический характер; в) стремление подменить реакционную сущность религии ислама формальными признаниями и "допущениями" его, рассчитанными на эмоции и психологический настрой людей, на "сюрпризы" природы и жестокость частнособственнических общественных отношений, постоянно ставящих перед человеком трудноразрешимые - и еще хуже - почти неразрешимые проблемы, затрагивающие не только его собственное бытие, но и будущее его детей; г) искажение реального лица социализма, гуманистической и революционно-преобразующей сущности марксизма-ленинизма; д) лакировка физиономии буржуазного общества, оправдание неравенства и эксплуатацию и др.

Специфические особенности модернизации ислама в современной Турции, в частности, могут быть выведены путем исследования: а) особенностей развития социально-экономических отношений Турции, начиная с национально-освободительного движения и провозглашения ее республикой (I9I8-I923 гг.) и переходом к упрочению независимости (1923-1933 it.), кончая важнейшими событиями в социально-политической, экономической и духовной жизни страны в 60-х и 70-х годах; б) всей совокупности и исторического значения ке-малистских реформ и их последующей судьбы; в) особенностей влияния западной культуры на Турцию и, в свою очередь, политической и экономической ориентации современной Турции; г) специфики противоречивого, контрастного развития духовной жизни, общественного и индивидуального сознания в современной Турции; д) влияния НТР на все стороны жизнедеятельности буржуазного общества вообще, Турции - в особенности; е) возрастания роли субъективного фактора в современном мире (вопросы человеческой деятельности, человеческих взаимоотношений, потребностей и путей их удовлетворения и др.); ж) влияния марксистскочленинских идей на мировой революционный процесс и национально-освободительную борьбу в странах

Азии и др.

Социально-политические, экономические и идеологические проблемы развития турецкого общества давно вызывают интерес у советских обществоведов. Написан по этим вопросам ряд интересных работ. Но отсутствие специальных работ методологического характера, посвященных непосредственно сущности, методам, приемам и механизму модернизации ислама в Турции, обусловило постановку ряда вопросов, правильное решение которых, на наш взгляд, имеет чрезвычайно важное значение. Это следующие вопросы: I) социально-экономические, идеологические и политические предпосылки модернизации ислама в современной Турции; 2) Проблема человека и связанный с ним комплекс вопросов, вокруг которых идет острая борьба между атеизмом и религией ислама, марксистско-ленинским учением и буржуазной идеологией; 3) Отношение ислама и исламских модернистских концепций к науке, научно-технической революции, сущности и перспективам развития познавательной деятельности и др. Разумеется, здесь лишь эскизно очерчен общий круг проблем, конкретная реализация которых, как успел убедиться читатель, отражена в соответствующих параграфах диссертации. Поэтому, учитывая это и то, что ограничены возможности диссертационного заключения в пространном изложении всех вопросов и выводов соискателя, остановимся на следующем.

I. Модернизация ислама не есть "исключительно" турецкое явление. Она есть часть общего процесса модернизации всех религий.

Процессы модернизации ислама в Турции сопровождались не только влиянием достижений науки и техники, но и передовых марксистско-ленинских идей. Конкретно влияние марксизма-ленинизма и реального социализма на Турцию выразилось:

- 167 а) в прогрессе общественного, индивидуального и политического сознания масс; б) в резком обострении классовой борьбы; в) в существенных изменениях в ориентации трудящихся на новые грани культуры, образа жизни, на новые ценности.

2. Модернизация ислама в современной Турции есть идеологическое отражение процессов, происходящих прежде всего в социально-экономической сфере и затрагивающих состояние социально-классовой структуры общества. В этой связи можно говорить о некотором сходстве или совпадении идейно-мировоззренческих позиций модернистов и исламских модернистских концепций, но в то же время нельзя не отметить расхождений во взглядах на такие вопросы, как, соответственно, роль ислама и науки в развитии общества, в улучшении условий жизни и быта людей, в познании истины, место человека в современном мире, его возможности и перспективы, принципы организации человеческих взаимоотношений, сущность человеческих потребностей и пути их удовлетворения и др. Различие взглядов по этим вопросам объясняется не только личными, субъективными качествами отдельных модернизаторов ислама, но и тем, как они понимают потребности общества и социального прогресса, в чем видят возможности дальнейшего прогресса турецкого общества - некогда великой Османской империи, в настоящее время страны, во многом зависящей от империалистических государств Запада. В этих различиях взглядов (даже на частности) отражаются противоречия общественного сознания, цротиворечия в настроении и ориентации мыслящей части турецкого общества. Эти цротиворечия свидетельствуют о том, что - пусть даже медленно, но прогресс, происходящий в современном мире (в социально-экономической и политической сферах, науке, технике, культуре, образовании и т.д.), особенно в странах социализма, оказывает свое влияние на сознание и умонастроения определенной части идеологов Турции, в том числе и на некоторых теоло

- 168 гов и богословов. Наконец, эти противоречия являются отражением противоречий другого порядка: между самой действительностью, реальными возможностями, в рамках которых человек вынужден реализовать свою цель. В этих условиях необходимость пробивает себе путь через строй огромных препятствий, барьеров.

3. Вопросами модернизации ислама в современной Турции занимаются социальные институты и люди, представляющие разные социальные слои и идейно-философские, политические направления. Это обстоятельство является главной причиной несовпадения взглядов и позиций турецких модернизаторов ислама не только по частным аспектам, но и по ряду вопросов, имеющих общегосударственное значение (вопросы организации системы образования и просвещения, отношения к светской культуре и др.). Во взаимоотношениях этих социальных сил нередко определяющую роль играют не их собственные позиции по отношению к исламу, но конъюктурные соображения, продиктованные расстановкой классовых и политических сил, особенностями политической боьбы на том или ином отрезке исторического времени. Вместе с тем, общим, объединяющим началом здесь выступает отношение к частной собственности и основанному на ней социально-экономическому строю.

4. Центральным вопросом модернизации ислама в современной Турции является отношение ислама к науке. Зцесь четко прослеживаются следующие аспекты: I) отношение религии к науке вообще;

2) отношение традиционного ислама к науке; 3) сегодняшние взгляды на огромный спектр вопросов об отношении ислама, его принципов и установлений к науке и научно-технической революции; 4) отношение к истине и в соответствии с этим - задачи и возможности человеческого познания и познавательной деятельности; 5) вопрос об отношении к достижениям современной науки и техники, их использовании и будущем человечества.

- 169

По вопросу об отношении ислама к науке между традиционным исламом и современными модернистскими концепциями имеется одно существенное различие: традиционный ислам выступал непримиримым противником науки, объявляя ее "делом сатаны", "нечистой силы" и т.д. Современные модернисты ислама усердствуют (хотя бы внешне) "снять" это противоречие.

В свете современной идеологической борьбы против буржуазной идеологии, антикоммунизма и реформизма особую опасность представляют модернизаторские утверждения "Об ограниченности возможностей науки познать объективный мир". Распространяя эти положения на общество, модернизаторы тем самым стремятся увести народные массы от познания объективных законов движения и развития общества, от их использования в целях социального прогресса.

В качестве специального раздела диссертационного исследования нами избрана проблема человека, развернутого в трех аспектах: I) критика богословско-теологических и собственно исламских модернистских концепций человека; 2) проблема человеческой деятельности; 3) проблема человеческих взаимоотношений и потребностей. Такой "срез" анализа этой сложной, имеющей большое идеологическое значение, проблемы позволил сделать ряд выводов и обобщений, которые в предельно краткой форме могут быть изложены следующим образом:

1. В гносеологическом плане много общего между собственно исламским подходом к проблеме человека и современными модернистскими подходами: в обеих случаях роль социально-экономических отношений полностью игнорируется.

2. В плане соотнесения человека с его собственным бытием имеются определенные расхождения. Наиболее прогрессивные представители модернизаторов ислама высказываются за улучшение индивидуального и общественного бытия (но не за революционное преобразоо

- 170 вание) людей. Они нередко высказываются за удовлетворение и культуру материальных потребностей людей. Подобные идеи они реализуют в своих концепциях о дальнейшем развитии турецкой экономики, об использовании достижений НТР в Турции "по образцу Запада", о земельных реформах в деревне и др.

Реакционное крыло модернистов ислама преднамеренно лишает проблему человека ее земных, реальных основ, и в согласии с установками ислама переносит ее в "загробный мир", в область иллюзий, всячески раздувая роль и значение духовных потребностей, понятых как религиозная потребность.

3. В исламе, как и в современных модернистских концепциях, нет четкого понимания структуры человеческих потребностей и человеческой деятельности, т.к. здесь культурно-исторический процесс и материальная деятельность не пользуются кредитом исходных методологических посылок анализа проблемы. Деятельность и потребность окашиваются в религиозные тона, они приводятся в согласие с установлениями ислама. Отсюда - на первое место ставятся религиозные потребности и религиозная деятельность. Одни виды человеческой деятельности (например, эстетическая, революционная, политическая и др.) полностью игнорируются. Другие - признаются частично. Например, познавательная деятельность признается, но в рамках "дозволенного" богом, и не больше. Что же касается потребностей человека и их удовлетворения, то, как отмечалось, в исламе и в современных модернистских концепциях дана их убогая структура, состоящая из 2-3 элементов, фактически входящих в структуру религиозных потребностей. С точки зрения задач современной идеологической борьбы, критика собственно исламских и модернистских концепций человеческой деятельности и человеческих потребностей имеет важное значение. Подобная критика необходима с точки зрения показа несравнимого преимущества марксистско-ленинской концепции

- 171 человеческой деятельности и человеческих потребностей над всеми буржуазными, религиозными и религиозно-модернистскими концепциями и учениями, а также в плане показа реальных возможностей социализма по развитию богатых человеческих потребностей и универсальной деятельности человека*.

4. Как в традиционном исламе, так и в современных модернистских концепциях особый акцент делается на так называемый гуманистический аспект человеческих взаимоотношений. Строгий анализ этих утверждений показывает, что они строятся на: а) принципах абстрактного гуманизма; б) на идеях, оправдывающих неравенство: врожденное неравенство способностей, неравенство возможностей, социальное неравенство.

Характер и содержание человеческих потребностей и человеческих взаимоотношений ислам и его современные ревнители определяют не путем анализа сущности общественных отношений, а путем их подгонки к меркам и требованиям Корана, шариата и прочим требованиям ислама.

Тем самым искусственно снимается вопрос о революционном преобразовании частнособственнических отношений, порождающих антагонизм в человеческих взаимоотношениях. Марксистский анализ и критика этого аспекта модернизации ислама еще больше обнажает реакционную сущность ислама, в частности, исламских концепций человека, человеческой деятельности, человеческих потребностей и взаимоотношений, позволяет сформулировать и наметить ряд важных направлений дальнейших междисциплинарных исследований. Разумеется, соискатель отнюдь не претендует на окончательное решение всех сформулированных в диссертации вопросов: некоторые из них носят См. об этом подробно: Э.А.Агасиева. Критика исламских концепций человеческих потребностей. Материалы научно-практической конференции "ХХУТ съезд КПСС о формировании разумных потребностей советских людей в борьбе с потребительской психологией". Б., 1982, с.28-32; с.53-54.

- 172 постановочный характер. Но безотлагательное комплексное изучение их непосредственно вытекает из тех задач, которые четко поставлены перед общественными науками ХХУТ съездом КПСС и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС. Наша скромная попытка как раз и была направлена на реализацию этих важных и ответственных задач.

- 173

 

Список научной литературыАгасиева, Эльшана Азиз кызы, диссертация по теме "Философия религии"

1. Произведения основоположников маркойзма-ленинизма1. Маркс К.1. Маркс К. Маркс К.1. Маркс К. Маркс К.1. Маркс К.1. Маркс K#i Энгельс Ф.1. Маркс К., Энгельс Ф.1. Энгельс Ф.1. Энгельс Ф,1. Энгельс Ф. Энгельс Ф.

2. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-217.

3. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.

4. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

5. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.

6. Капитал. Критика политической экономии. Кн.1. Процесс производства капитала. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.23, с.43-773.

7. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

8. Святое семейство. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

9. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

10. Анти-Дюринг. Переворот в науке,произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К. Энгельс Ф. Собр.соч., 2-е изд., т.20, с.5-338.

11. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.

12. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.

13. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч., т.21.

14. Развитие социализма от утошш к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

15. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

16. К женщинам работницам. Полн.собр.соч., т.40, с.151-158.

17. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Полн.собр.соч.,т.29, с.41-64.

18. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с.1-521.

19. Об отношении рабочей партии и религии. -Полн.собр.соч., т.17, с.415-426.0 праве нации на самоопределение. Полн. собр.соч., т.25.

20. Проект программы нашей партии. Полн.собр. соч., т.4.

21. Пробуждение Азии. Полн.собр.соч., т.23.

22. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

23. Телеграмма Мус татре Кемалю. Полн. собр. соч., т.52.

24. П. Офишально-документальные материалы

25. Программа Коммунистической партии Советского Союза. ХХП съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1962.

26. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981.

27. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. Постановление ЦК КПСС 7 июля 1954 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. т.6, с.502-507.

28. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. В кн.: Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. - М.: Политиздат. 1980, с.5-19.

29. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983.

30. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Материалы и документы. М., 1969.

31. Международное Совещание коммунистических и рабочий партий. Материалы и документы. М.: Политиздат, 1969.1. Ю.В.Андропов

32. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Журнал "Вопросы философии", JS 4, 1983.1. Ш. Книги и брошюры1. Авксентьев А.В.

33. Книга о Коране. Ставрополь: Кн. изд-во 1979, 191 с.

34. Из истории турецкого реализма. М.: Наука, 1968, 284 с.

35. Турция в период правления младотурков (I908-I9I8 гг.). -М.: Наука, 1972, 388 с.1. Айзенштейн Н.А.1. Алиев Г.З.1. Алиева Б.А.

36. Теория двойственной истины и метод предметного разграничения современной теологии. М.: Наука и теология, 1972.1. Алиева Б.А.

37. Некоторые вопросы эволюции современного ислама. -М.: Знание, 1979, 37 с.

38. Современный ислам и наука. Серия "научный атеизм". -М.: Знание, 1981, 64 с.1. Алиева Б.А.1. Андреев И.Л.

39. Атеистический словарь Ахмедов А.1. Ахундов И.А.1. Аширов Н.1. Аширов Н„1. Аширов Н. Балевиц З.В.1. Бартольд В.В. Беляев Е.А.1. Борунков Ю.Ф.1. Брегак И.М.

40. Вагабов Н.В. Васильев А.С.1. Вдовиченко Д.И.

41. Габинский Г.А. Габинский Г.А.1. Гараджа В.И.

42. Некапиталистический путь развития. -М.: Мысль, 1974, 192 с.1. М., 1983 .

43. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982, 270 с.

44. Современная Турция: борьба против империализма. Баку: Элм, 1977, 195 с.

45. Нравственные поучения ислама. М.: Знание, 1970, 64 с.

46. Ислам и нация. -М.: Политиздат, 1975, 144 с.

47. Мусульманская проповедь. М., 1978.

48. Ленинская критика модернизации религии. Рига: Знание, 1969, 16 с.

49. Ислам. Петроград. Огни, 1918.

50. Мусульманское сектанство. -М.: ШГ, 1957, 100 с.

51. Несовместимость научного и религиозного познания. -М.: Знание, 1962, 63 с.

52. Критика религиозной концепции происхождения человека. -М.: Знание, 1980, 64 с.

53. Ислам и семья. -М.: Наука, 1980, 174 с.

54. История религии Востока. М.: Высшая школа, 1983, 368 с.

55. Национальная буржуазия в Турции. М.: И.М.О., 1962, 267 с.

56. Наука и религиозный модернизм. М.: Знание, 1970, 43 с. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М., 1978.

57. В.И.Ленин и критика современного фидеизма. М.: Знание, 1970, 64 с.1. Гасанова Э.Ю.

58. Гасратян М.А. 1>сейнов Г.Б.1. Гордлевский В.А.1. Дадашев.Т.П.1. Данилов В.И.1. Еремеев Д.Г.1. Еремеев Д.Е.1. Желтяков А.Д.

59. Идеология буржуазного национализма в Турции в период младотурок (I908-I9I4 гг.), Баку: АН Азерб.ССР, 1966, 162 с.

60. Турция в I960-1963 гг. М.: Наука, 1965.

61. Критика современной буржуазной социологии Ирана. Баку: Элм, 1973, 126 с.

62. Очерки по новой османской литературе. Избранные сочинения. П, М., I960, с.398.

63. Просвещение в Турции в новейшее время. (1923-1960 гг.). -М.: Наука, 1972,171 с.7000 километров по Турции. М.: Наука, 1975, 160 с.

64. Этногенез турок. М.: Наука, 1971, 272 с.

65. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М.: Наука, 1980, 238 с.

66. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. М.: Наука, 1972, 320 с.

67. Зарубежный Восток и современность. М.,1983, т.З.

68. Изимбетов Т. Ислам и современность. Наука: Каракалпакгиз, 1963, 161 с.

69. Ислам в истории народов Востока (сборник статей) М.: Наука, 1981, 195 с.

70. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока, (сборник статей) -М.: Наука, 1982, 237 с.

71. Здесь Азия встречается с Европой. Изд-во "Гянджлик", Баку, 1982, с.

72. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978, 222 с.

73. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, JS 10, 1982, 63 с.

74. Кадымбеков 3. Керимов Г.М. Керимов Г.М.

75. Кривелов И.А. Коротков Н.Д.

76. Корниенко Р.П. Кемаль Мустафа1. Климович Л.И.

77. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. М.,1977.

78. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. Киев: Наукова думка, 1978, 294 с.

79. Рабочее движение в Турции I9I8-I963 гг,-М.: Наука, 1965, 175 с.

80. Путь новой Турции (I919-1927 гг.). с. Турц. т.1-4, М., 1929-1934 гг. Его же избр.речи и выступления. Ред. и встуди-т.ст.А.Ф.Миллера. М., Гос.изд-во и Литиздат Ж ИА, I960.

81. Ислам. Изд. 2 доп. -М.: Наука, 1965, 334 с.

82. Коран. Перевод и комментарии Ю.И.Крачковского. М.: Изд-во Вост. лит-ры, 1963, 714 с.

83. Рабочее движение в Турции (I9I8-I963 гг.) М., 1965.

84. Избранные сочинения. М.-Л., 1955-1960 гг. Изд-во АН СССР, тт.1-6.

85. Человек и история. (Проблема человека в социальной философии марксизма). М.: Политиздат, 1982, 208 с.

86. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М., 1968.

87. Не бог, а труд создал человека. Краснодар: Кн.изд-во, 1972, 33 с.

88. Развитие арабской общественной мысли. I9I7-I945 гг. -М.: Наука, 1979, 198 с.

89. Критика идеализма и религии в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса (Научн.ред.М.Я. Ленсу-Минкс: Наука и техника, 1982, 351 с.

90. Мовлютов P.P. Ислам. М.: Политиздат, 1974, 168 с.

91. Корниенко Р.П. Крачковский И.Ю. Крутов О.Н.

92. Крылов И.А. Лавров Н.Н. Левин З.И. Лившиц Г.М.

93. Массэ А. Махмудов П. Миллер А.Ф. Миллер А.Ф. Миллер А.Ф. Моисеев П.П.

94. Моисеев П.П., Розалиев Ю.Н.1. Медведев М.М.

95. Наука и теология М.: Наука, 1972,1. Никишов С.И. Никишов С.И.

96. Новейшая история Оганянц Б.Г.1. Окулов А.Ф.1. Полонская А.Р.1. Полонская Л.Р.

97. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 1982, 191 с.

98. Атеизм и религия. Баку, 1963 (на азерб. яз.).

99. Пятидесятилетие младо Турецс.революции. -М.: Знание, 1958, 48 с.

100. Очерки новейшей истории Турции. М.: АН СССР, 1948, 280 с.

101. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.

102. Аграрный строй современной Турции. М.: Наука, 1970, 312 с.

103. К истории советско-турецких отношений. -М.: Госполитиздат, 1958, 84 с.

104. Человек и его обращение в религии. -Минск: НЕУ, 1983, 166 с.в XX веке. (Критика теол.концепций науки). 213 с.

105. Ленинское атеистическое наследие и современность. М.: Знание, 1970, 46 с.

106. Несовместимость научного мировоззрения с религией. (К 70-летию выхода в свет книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм") . -М.: Знание, 1978, 61 с.

107. Турции. -М.: Наука, 1968, 396 с.

108. Научно-технический прогресс и кризис современной религии. М.: Б.И., 1975, 129 с.

109. Социальный прогресс и религия. М.,1982, с.24.

110. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения. -М.: Знание; 1980, 22 с.

111. Ислам на современном Востоке: проблемы политики , идеологии. М.: Знание,1980,45 с.1. Розалиев Ю.Н.1. Роузентал Ф.

112. Экономическая история Турецкой республики. -М.: Наука, 1980, 303 с.

113. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978, 372 с.

114. Религия и общественная мысль народов Востока. М.: Главы.ред. вост.лит-ры изд-ва "Наука", 1971, 264 с.

115. Религия и церковь в современную эпоху. -М.: Мысль, 1976,327 с.

116. Современная турецкая социология. Баку: АН Азерб.ССР, 1967, 153 с.

117. Ислам и общественная современная Турция. Баку, "Еж",1980, с.160.

118. Восток и Запад в буржуазной историко-философской компаративистике. ГЛ.: ИНИОН АН СССР, 1975, 102 с.

119. Ислам и общество. Опыт историко-социологи-ческого исследования. М.: Наука, 1978, 253 с.

120. Рустамов Ю.И. Рустамов Ю.И. Сагадеев А.В.1. Саидбаев Т.С.

121. Симония Н.А. Саттаров М.М. Старченко Г.И. Степанянц М.Т.

122. Страны Востока. Пути развития. М.: Наука, 1975, 364 с.

123. Модернизация в исламской религии г.Баку. 1967.

124. Проблемы занятости и миграции населения Турции. -М.: Наука, 1975, 168 с.

125. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М.: Наука, 1982,248 с.

126. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока. -М.: Наука, 1978, 327 с.

127. Тупиков Г.В. Угринович Д.М

128. Наука и религия о происхождении человека. Волгоград: Кн.изд-во, 1963, 37 с.

129. Религия и общество. М.: Знание, 1971, 64 с.

130. Философский энциклопедический словарь, 1983.

131. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983, 168 с.

132. Человек, общество, религия. -М.: Мылъс, 1968, 223 с.

133. Религия и трудовая деятельность человека. М.: Знание, 1975, 63 с.

134. Человек, религия, атеизм. Алма-Ата: Казахстан, 1975, 176 с.

135. Религия стран юго-восточной Азии. М.: Наука, 1980, 247 с.

136. Социология религии. -М.: Мысль, 1979, 181 с.

137. Шахнович М.И. Шехтерман Е.И. Шпашников Г.А. Яблоков Н.И.1. Алиев С.М.1. Алиева Б.А.1. Алиева Б.А. Али-заде А.И.1. Андреев М.Б.1. Артыков А.А.1. Батунский М.А.1. ЗУ. Статьи

138. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. Народы Азии и Африки, 1979, В 3, с.45-57.

139. Вера и разум в мусульманском модернизме. "Философские науки", Ja 5, 1979, с.15-25.

140. Революция умов и фальсификаторы. -"Наука и религия", 1979, JS 12, с. 18-21. Борьба с идеологией ислама в современной Турции. "Ученые записки" А1У им.С.М.Кирова, JS 3, 1967.

141. Церковь и проблемы "третьего" мира". -Вопросы научного атеизма, вып.5, М.,1968, с.165.

142. Сущность модернизации идеологии современным мусульманским духовенством. -"Вопросы теории и практики атеистического воспитания", Ташкент: Узбекистан, 1979, стр.130-147.

143. Западноевропейская исламистика и колониализм. В кн.: Современные идеологические проблемы в странах Азии и Африки. М.,1970, с.121-146.1. Батунский М.А.1. Батунский М.А.1. Билен И. Билен И.

144. Богомолов А.С, Васильев А.С.

145. Вафа А.Х., Гребнев A.M., Михаилов М.А.1. Гаджи ев G.M.1. Гасанова Э.Ю.1. Гасанова Э.Ю.

146. Данилов В.И., орниенко Р.П.

147. К проблеме взаимоотношений религиозной и политической элит на мусульманском Востоке. В кн.: Общество, элита и бюрократия в развивающихся странах Востока. Кн.1 -М., 1974, с.108-136.

148. Ислам. В кн.: Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд., 1972, т.10, с.484-486.

149. К ситуации в Турции. Проблемы мира и социализма. 1979, id 2, с.25.

150. Национально-демократические силы против политики эксплуатации и репрессии "Проблемы мира и социализма", 1980, $ 2, с.14.

151. Наука и иные формы рациональности. Вопросы философии, 1979, JS 4, с.106-116.

152. Ислам как религиозная доктрина. Азия и Африка сегодня, 1977, J3 7, с.56-59.

153. В заимо зави сим о с т ь научно -т ехниче ского прогресса и культуры в странах "третьего мира". В кн.: Научно-технический прогресс и развивающиеся страны. М.,1976, с.231-240.

154. Попытки модернизации ислама в современных условиях. "Вопросы философии", 1961, В 12, с.25-33.

155. Ислам и принцип в современной Турции. В кн.: Религия и общественная мыльс стран Востока. М.,1974, с.94.

156. Об "исламском социализме" в Турции. Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. М.,1980, с.241.

157. Политическое развитие и основные политические партии. В кн.: Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока", с.141.1. Ерасов B.C.1. Ерасов B.C.

158. Еремеев Д.М. Еремеев Д.М. Иванова И.И.1. Ионова А.И,1. Керимов Г.М.1. Киреев Н.Г.1. Коробков А.Ф.1. Кузнецов C.JI.1. Лазарев М.С.

159. Структура и динамика исламского универсализма. "Вопросы философии", 1973, J5 3, с.145-155.

160. Человеческий фактор и перспективы развития стран "третьего мира". "Вопросы философии", 1976, В 8, с.83-94.

161. Ислам как образ жизни. Азия и Африка сегодня, 1977, В 9, с.56-59.

162. Ислам и политическая борьба в Турции. "Азия и Африка сегодня", JS 10, 1981, с.17.

163. Ислам в политической жизни Турции (19501980 гг.). В кн.: Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М.,1983, с.130-139.

164. Секуляризм и мусульманская мысль современных Индонезии и Малайзии. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.18, М.,1975, с.172--183.

165. Научно-технический прогресс и ислам. -Вопросы теории и практики атеистического воспитания. Ташкент, 1979, с.288-289.

166. Проблемы социально-экономического развития Турции в турецких концепциях "исламской экономики". В кн.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.,1982, с.97-109.

167. К истории мусульманского модернизма в Индонезии. "Вопросы научного атеизма", вып.2, М.,1966, с.405-435.

168. К вопросу о связи религии и политики в исламе. В кн.: Экономика, политика и идеология стран Азии и Северной Африки. М.,1978, с.215-225.

169. Критика теологической интерпретации науки. В кн.: Наука и теология. М.: Мысль, 1972, с.6-68.

170. Борьба ортодоксов и модернистов в исламе. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.2. -М.: Мысль, 1966, с.65-90.

171. Ленинские методологические принципы исследования идеологий Востока. "Краткие сообщения Института народов Азии", М.,1964, с.67-89.

172. Критические заметки к современной теории мифа. Вопросы философии, 1973, Jf# 8-9, с.17-33; 52-69.

173. Идеология развития" и массовое сознание в странах "третьего мира" Вопросы философии, 1969, й 6, с.35-46.

174. Религиозная потребность: понятия и сущность. Вопросы научного атеизма. М., 1980, т.26, с.297-308.

175. Два русла ислама. Новое время. 1980, J& 13, с.23-25.

176. Социальная структура общества. В кн.: Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока", с.126.

177. Социально-экономическое содержание сферы услуг в Турции. В кн.: Турция. История, экономика, политика. М.,1984, с.216-232.

178. Философия черного ислама. В кн.: История, социология, культура народов Африки. - М.: Глав.ред. воет.ли-ры изд-ва "Наука", 1974, с.275-305.

179. Религия в современном мире. "Правда", 1979, 16 ноября.1. Орлов А.О.1. Полонская Л.Р.1. Примаков Е.М.1. Полонская Л.Р.1. Полонская Л.Р.1. Полонская Л.Р., Вафа А.Х.

180. Полонская Л.Р., йонова А.И.1. Слободаяк С.С.

181. О характере и структуре пережитков ислама. В кн.: Проблемы исследования структуры религиозного сознания. Горький: Кн.изд-во, 1973, с.76-93.

182. О причинах устойчивости влияния традиционных форм мировоззрения на современное политическое развитие стран Азии и Африки. "Структурные сдвиги в экономике и эволюции политических систем в странах Азии и Африки в 70-е гг.". М.,1979, с.128-132.

183. Ислам и общественное развитие в странах современного Востока. Вопросы философии, 1980, & 8, с.60-71.

184. Религия современного Востока. "Мировая экономика и международные отношения", 1973, Л I, с.68-82.

185. Традиционные религиозные формы мировоззрения и их место в современном идейно-политическом размежевании развивающихся стран Востока. В кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М.: Наука, 1978, с.6-16.

186. Особенности процесса секуляризации в развивающихся странах. В кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М.: Наука, 1978, с.17-21.

187. Мусульманский национализм. В кн.: Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М.: Мысль, 1976, с.236-264.

188. Личность как ценность (марксистская и православно-христианская концепция). "Человек, общество" религия", Мысль,1968, с.22-23.1. Ульяновский Р.А,

189. К вопросу о специфике развития стран Воетока. "Народы Азии и Африки'",1979, 6, с.65-80.

190. Методологические вопросы совершенствования системы атеистического воспитания. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.9. -М.: Мысль, 1970, с.38-52.

191. Некоторые методологические вопросы изучения модернизации современного ислама. "Вопросы научного атеизма". Вып.26, М.,1980, с.154-168.

192. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции. К постановке вопроса. Сборник статей, Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.,1982, с.76-94.

193. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции. В кн.: Турция, история, экономика, политика. М.,1984, с.63-76.

194. Ранний ислам, его социальная сущность и ' историческая роль. "Наука и религия", 1971, й 10, с.57-61.

195. Фролова Е.А. Некоторые аспекты соотношения науки и религии в истории и современной жизни стран „ Востока. В кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М.: Наука, 1978, с.116-120.1. У. Авторефераты

196. Алиева Б.А. Проблема соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф.докт.дисс.филос.наук, М., 1973, 48 с.

197. Артыков А,А. Сущность модернизации идеологии ислама.

198. Модернизация вероучения ислама в современных условиях. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст. к. фил. наук. Махачкала, 1971, 20 с. (Даг. ун-т им.В.И.Ленина).

199. Влияние ислама на социально-политическую жизнь республиканской Турции. Авторе®, дисс.канд.истор.наук. М.,1973, 24 с.

200. Критика концепции конфессиональной исключительности в исламе. Автореф.дисс. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук (09.00.06) М.: МГУ им.М.В.Ломоносова - 21 с.

201. Антинаучная сущность вероучения ислама и значение науки б формировании атеистического мировоззрения трудящихся. Автореф.дисс. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук (09.00.06). Ташкент,1973, 27 с. (Ташк.гос.ун-т им. В.И.Ленина).

202. Внутриполитическая борьба в послевоенной Турции и образование "демократической партии" (1945-1947 гг.). Автореф.дисс.канд. истор.наук. М. ,1955, 15 с. (МГУ им.М.В. Ломоносова).

203. К вопросу о развитии идеологии буржуазного национализма в Турции (по материалам журнала "Тюрк юрду"). Автореф.дисс.канд. фил.наук. Баку: АН Азерб.ССР,1961, 16 с.

204. Национальный вопрос в Турции (I9I9-I939гг.). Автореф.дисс.канд.истор.наук. М.,1956, 15 с.

205. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции (1729-1908 гг.). Автореф. дисс. докт.истор. наук. М.,1971, 48 с. (АН СССР, Ин-т востоковедения).

206. Турецкое крестьянство решающая сила в борьбе за национальное освобождение страны в I9I8-I920 гг. Автореф.дисс.канд.ист. наук, 16 с. (ЖУ им.А.А.Жданова).

207. Модернизм в идеологии современного ислама. Автореф.дисс.канд.фил.наук (09.00.06). Киев, 1973 , 23 с. (КЕУ им.Т.Г.Шевченко).

208. Шариат и его социальная сущность. Автореф. дисс.докт.истор.наук. М.,1979, 44 с. (Ин-т востоковедения).

209. Социальная сущность учения ислама о смысле и цели жизни. Автореф.дисс.канд.филос. наук (09.00.04). Алма-Ата, 1973, 25 с. (АН Казахской ССР).

210. Критика концепций соотношения науки и религии в современной арабской общественно-философской мысли (на материалах АРЕ). Автореф. дисс. канд. филос. наук. Баку,1980, 24 с.

211. Критика идеализации отношения ислама к науке и культуре в современном мусульманском модернизме (по материалам стран зарубежного Востока. Автореф. дисс.канд.фил. наук (09.00.06). Ташкент, 1973, 26 с. (АН Узбекской ССР).

212. Социально-политическая сущность идеологии ислама и современномть. Автореф'.дисс. канд.фил.наук (09.00.06). Баку, 1974, 33 с. (АТУ им.С.М.Кирова).

213. Основные черты современной турецкой философии . Автореф.дисс.канд.филос.наук, Баку,1968.1. Саидбаев Т.С.1. Сарсенов К.1. Софиев М.1. Сафаров Ф.М.1. Степанов Р.Н.1. Степанянц ГЛ.Т.1. Трикозенко С.В.1. Шайдуллина Л.

214. Ислам и общество. Анализ изменений роли и функций религии в социалистическом обществе. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст. докт.фил.наук. М.,1980, 49 с.

215. Критика модернистских тенденций в ритуально-обрядовой системе ислама в современных условиях (на материалах Каз.ССР). Автореф.дасс.нанд.филос.наук. Ташкент, 1979, 19 с.

216. Распространение идей маркойама-лениниша и коммунистическое движение в Турции в период национально-освободительной борьбы (I9I8-I923 гг.). Автореф.дисс.канд. истор.наук. Баку,1966, 21 с.

217. Идеализация социальных и нравственных взглядов раннего ислама как момент приспособления мусульманства к современным условиям»;; Автореф. дисс.канд.фил. наук, М.: МГУ,'1970, 19 с. (МГУ игл.М.В.Ломоносова) .

218. Современный ислам и наука. (Критический анализ на основе данных по современному Египту). Автореф.дисс.канд.фил.наук (09.00.06). Л.,1981, 26 с.

219. Мусульманские" концепции в философской и общественной мыели зарубежного Востока ХГХ-ХХ вв. Автореф.дисс.докт.фил.наук (09.00.03). М., 1973, 45 с.(АН СССР, Ин-т философии).

220. Проблема достоинства человека в религии и научном атеизме. Автореф.дисс.канд. филос.наук (09.00.06) М.: МГУ, 1980, 23 с.

221. Коран и шариат о положении женщины в семье и обществе. Автореф.дисс.канд.истор.наук. М.,1963, 21 с.(АН СССР,Ин-т народов Азии).- 190

222. YI Литература на иностранном языке1. Ali Zeki.

223. Adivar Abdulhak Adrian. Afetinan A.

224. Akarsu Bedia. Akbal Oktay. .

225. Askeri Ahmet Hamdi. Avioglu Dogaii. Ate? Ahmet.1. Arat Necla.

226. Arat Hecla. Betviranli Ali Kmal.1. Bilgi Musa Garallab.1. Bo^arslan Mehmet Emin.1. Ba^gil Ali Euad.

227. Ba^gil Ali Euad. Berkes Niyazi. The1. Ba^bugoglu Eiliz.lslamiyet ve bati dunyasi. Istanbul, Bedir yaymevi, 1964, s.56»

228. E?i Halide Edip Adivar tarafxndan). Istanbul, Hurgok Matbaasi, 1956, s.240.

229. Atatiirk ve turk kadin haklarmin kazanilmasi Tarih. boyunea turk kadminin hak ve gorevle-r i. ¥azan prof .Dr»A.Afetinan.Istanbul,1964,s.169.

230. Modem toplumda kadin. Istanbul, Izlem yayin lari, 1963» s.42*

231. Dost kitaplari. 59 yazarin 79 kitabi uzerine tanitma yazilari. Istanbul, Kitapcilik Tica-ret Limited ^irketi yayinlari, 19^7» s.143.1.lam dini. ltikad, lbadet ve Ahl&k. Ankara, Guzel Sanatlsr Matbaasi, 1965, s.323»

232. Turkiyertin duzeni IXin-bugiin-yarin. c.I, Ankara, Bilgi yaymevi, 1969» s.347.1.lam ansiklopedisi, 90 curdeki ban hatalar hakkinda Istanbul, Osman Xalcin matmaasi, 1968, s.16.

233. Kadin Sorunu i98o. Istanbul ttniversitesi Ede-biyat Eaktiltesi yayim, s.152.

234. Eelsefe Heden Gerekli? Arayi? 4 Kisan 1981.1.lam prensipleri. 3 bas. Istanbul, Ahmed Said matbaasi, 1964, s.160.

235. Uzun giinlerde oruij. Ictihad Kita Reseri Sade-le?tirerek dipnotlarla i^lenen ¥usuf Uralgi-ray. Ankara Xarturkleri ISiltur ve yardxmla?-ma dernegi yayinlari, 1975» s.242.

236. Jiilafet ve Ummiyetcilik Sorunu. Istanbul, ANT yayinlari, 1969. s.392.27v.Mayis Xhtilali ve sebepleri. Istanbul, Xagmur yaymevi, i966, s.287.

237. Din ve Layiklik. Istanbul, 1962. s.309.

238. TJie Development of Secularism in Turkey. Monreal 1964.

239. Gumhuriyet doneminde bibliografyalarm bib-liografyasi. Ankara Ba?bakanlik basimevi, 1973» s.416.1. Bayram Keraal.1. Ваугат. Kemal.1. Berkes Hiyazi.1. Boran Behice.1. Gem. Ismail.1. Cihan Ali Eaik*

240. German Osman. Nuri. German 0smart Nuri. favdar Tevfik.1. Dani?mend Ismail Kami.1. Daver Bulent.1. Dogan Orhan.1. Daniel E.L.

241. Erer Tekin. Erbakan Necmettin.1. Erdogan Ahmet;.

242. Gainer, Agah- Oltay. Gokalp Ziya. Kafesoglu Ibrahim.

243. Du?e Kalka-Ankara. Xenigiin yayinlari, 1976, s.I52.1.ninin tilkesi: Xenigiin. yayinlari, 1975» s.I75.

244. Turkiye'de cagda^lasma. Ankara, Bilgi yaymevi, 1975» а ,55ч-.

245. Turkiye ve Sosyalizm Sorunlari. Istanbul. Gun yayinlari. Istanbul, i968, s.552.

246. Tarih. acisindan 12 mart. Istanbul Gem ya-ymevi,*I977i s.286.

247. Sosyalist Turkiye Ankara loplum yayinlari. 1968, s.243.

248. Dinde reform. Istanbul, 1958.

249. Dinde reform. Istanbul, 1958*

250. Osmanlilarin yari-sumiirge olu?u. Istanbul, Ant yayinlari, 1970, s.172.

251. Turk irki nicin miisluman olmu^tur? Istanbul, Okat yayinevi, 1959» s.219.

252. Turkiye Gumhuriyetinde layiklik, Ankara, Son Havadis Matbaasi, 1955» s.259*1.sans tezleri bibliografyas^,. Wasur Orhai Dogan» Ismet Baydur, Ulkii Xegin. Ankara TDK., i974, s.25.

253. Theology and mysticizm in the writings of Ziya Gokalp The Muslim World, Harfford, vol.67, JS3» 1977» s.175-184.

254. Basind kavgalar. Istanbul, 1965» s.500.

255. Mill! goru?• Istanbul, 1975» Dergah. yayinlari, s.418.llahiyat Fakiiltesinin Semineri i^iginda din egitimi ve layiklik. Arayi?. 50 Mayis 1981.1. Verirn ekonomisi. 1977*

256. Tiirkcultigiin esaslari. Istanbul, 1965.

257. Turk Milliyet9iliginin meseleleri. Ankara, 1966, s.208. Turk kultiirunu ara?tirma enstittisu yayinlari.

258. Kafesoglu Ibrahim. Karpat H.Kemal. Karpat H.Kemal. Kongar Emre.

259. Kugukomer Idris. Kosemihal Nurettin $azi.

260. Kucuker Ali. Merig Gemil. Mumcu Ugur. Naci Eethi. Szgen Hilmi. Oner Necati.1. Ozkol Sebat.1. Czek fetin.

261. Ozturkanli M.Iskender. Oztiirkanli M.Iskender. Pazaril Osman. Sayill Adnan.

262. Turkler ve medeniyet. Istanbul, 1957» s.104. Sehir Matbaasifagda? tiirk edebiyatinda sosyal konular. Istanbul, Varlik yayinevi, I971» s.104.

263. Turk demokratisi tarihi. Istanbul, 1967»

264. Toplmpsal degi^me kuramlari ve Tiirkiye ger^egi, Ankara Bilgi yayinevi 1979» S.498.

265. Duzenin yabancila^masi Batila?ma. Istanbul, Ant yayinlari, 1969» s.I62.

266. Sosyoloji tarihi yaniden. gozden geciril-mi$. Istanbul, Remzi kitabevi, i960, s.J66.1.lamda ve giinunriizde kadin. Ankara, 1968, s.

267. Bu iilke. 2.baski. Istanbul, Ctiiken yayinevi, 1975» s.200.fikmaz sokak. Ankara. Tekin iTaymevi, 1979» s.I88.1.san tiikenmez. Istanbul, Xenilik basim-evi, 1966, S.I09.

268. Tiirk sosyalizmi iizerine denemeler. Ankara Ege matbaasi, 1963» s.159*

269. Tanzimattan sonra Turkiyede ilim ve man-tik anlayi?i. Ankara iiniversitesi. I1&-hiyat fakiiltesi yayinlari, 1967» s.119.

270. Geri biraktinlmi? Tiirkiye. Emperyaliz-min somiirdugii iilkelerde kalkinma sorunu. Istanbul Ant yayinlari, 1969» s.129.

271. Tiirkiye'de Layiklik. Istanbul, 1962.1.san haklari, Atatiirkciiliik ve layiklik. Kasim 1980, Varlik n878.

272. Atatiirkciiluk Musliimanlik ve Islamlik. Varlik 1979» N865. Ekim.1.lamda Ahlak. fiemzi kitabevi yayinlari. Istanbul, 1972, s.379.1.lam dininde ilmi galii^maya tiirk katki-si. Istanbul, 1976, s.44.

273. Savci Bahri. Sencer Muzaffer. Sertel Yildiz.1. Sevim Ali ve Yticel Ya?ar1. Sena Gemil.

274. Sena Gemil. £eref Muvaffak.1. Tiirke? Alparslan.1. Turke? Alparslan.tJlken Hilmi Ziya.

275. Ulken Hilmi Ziya. Ulken Hilmi Ziya.

276. Demolcratimiz uzerine du$unceler. Ankara Sevin? matbaasi, 1963*

277. Sosyal simflar Kriter ve gostergeler. Istanbul Gozlem yayinlari, 197^» s.424.

278. Kirkiye'de ilerici akimlar ve kalkinma davamiz. Istanbul Ant yayinlari, 1969» s.4l2.

279. Turkiye ve Islamiyet. Istanbul Directorate general informalion, 1976» s.42.

280. Hazreti MuJiaramedin felsefesi. Istanbul, i97i, s.616.

281. Estetik. Istanbul, i97i, s.288.urkiye ve Sosyalizm. Istanbul AGAR basim-evi, 1968, s.278.

282. Hemel goril^ler. Istanbul, 1975» s.179» 4.cilt.

283. Turkiye'nin Meseleleri. Istanbul, 1969» Millibareketi yayinlari, s.232.1.lam felsefesi kaynaklari ve tesirleri. lHirkiye if?. 1967» s.356.1.lam du^uncesi. c.I, Istanbul, 1954-.

284. Siyasi partiler ve Sosyalizm. Istanbul, 1963.