автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны
Текст диссертации на тему "Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны"
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Философский факультет Диссертационный совет (К 053.05.88) по философским и политическим наукам
На правах рукописи
Алекперов Рафиг Юсиф оглы
РОЛЬ ИСЛАМА ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Специальность - 23.00.02 Политические институты и процессы
Научный руководитель Кабаченко А.П.
Москва, 1999
Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ.........11
§1. Место ислама в общественно-политической жизни Турции...........11
§ 2. Зарождение и деятельность партий, использующих ислам в
политических целях...................................................................................34
§3. Участие исламского движения в принятии правительством
социально-политических решений...........................................................73
Глава II. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ..............85
§1. Религиозный фактор в отношениях Турции с мусульманскими
странами...................................................................................................85
§2. Взаимодействие Турции со странами Запада................................102
§3. Перспективы превращения Турции в исламского регионального
лидера......................................................................................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................128
ЛИТЕРАТУРА..............................:............................................................134
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена проблемами, возникающими в связи с борьбой двух тенденций в политической жизни Турции: возрождением влияния Ислама на политические отношения и сохранением светской ориентации политических институтов для полноправного вхождения Турции в Европейские и мировые политические и другие структуры. Ислам является одной из самых распространенных религий в мире, его исповедует более миллиарда человек. В Турции 98% населения - мусульмане. На протяжении нескольких веков эта страна была центром огромного исламского халифата - Османской империи. Ислам охватывал почти все стороны жизни турок.
Реформы первого президента Турецкой Республики Ататюрка превратили эту страну из теократического государства в светское. В конституции государства в 1937 г. была закреплена статья о лаицизме, которая предусматривала отделение религии от государства и запрещала использование ислама в политических целях. Однако ислам продолжал оказывать влияние на политическую жизнь Турции в форме «народного ислама» и тайных братств, образовавших исламское движение. С возникновением многопартийной системы исламское движение начало влиять через новые партии на политику страны, на решение социально-политических задач. События 1980 г., когда в стране резко усилилось исламское движение, вынудили военных совершить переворот, чтобы не допустить прихода к власти исламистов. Тем не менее, ислам невозможно было полностью исключить из политической жизни Турции, и выборы 1995 г. показали его силу и влияние. Первый раз за всю историю светской Турции исламская Партия Благоденствия получила около 22% голосов избирателей и заняла большинство мест в парламенте. Такое развитие событий ввергло в шок как турецкое общество, так и западных политиков. Турция, член НАТО, кандидат
в ЕС, оказалась перед историческим выбором: снова стать теократическим, или остаться светским государством.
В 1996 г. Партия Благоденствия вошла в коалицию с Партией Верного Пути и образовала правительство. Впервые за всю историю республиканской Турции главой правительства стал председатель происламской партии. Первые попытки исламского правительства действовать сообразно своим предвыборным обещаниям столкнулись как с сопротивлением союзницы по коалиции Партии Верного Пути, так и военных, которые являются гарантами светскости государства. Несмотря на попытки Н. Эрбакана, лидера Партии Благоденствия, удержаться у власти путем лавирования и уступок военным, армия все-таки вынудила его сложить с себя полномочия премьер-министра, грозя военным переворотом. Н.Эрбакан заслужил характеристику «мягкого исламиста», не пойдя на конфронтацию с армией.
Образование новых независимых государств с мусульманским населением на Балканах и на территории бывшего СССР открыло новые приоритеты во внешнеполитической деятельности Турции, которые, по мнению ее политической элиты, создают предпосылки для превращения страны в крупного регионального лидера. В связи с этим при исследовании роли ислама в политике Турции становится актуальным исследование региональных политических приоритетов Турции: будет ли она проводником европейских политических интересов, европейской демократии или возглавит движение за возрождение исламских ценностей в регионе.
Превращение Турции во влиятельную региональную державу после распада СССР и создания на Кавказе, в средней Азии и Казахстане политически мало искушенных, экономически слабых, нуждающихся в покровительстве государств, расширяет сферу влияния и возможности Турции и от того, какой политический курс она выберет, зависит расклад сил на всем пространстве от арабского до тюркского мира, от Центральной Европы до Китая. Исследование перспектив, альтернативных вариантов влияния ислама на развитие событий повышает актуальность диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских) и советских авторов.
Исследованием политической жизни Турции и определением роли ислама в ней занимались такие известные турецкие исследователи как Те-зич Е. (100 soruda Türkiye'de siyasi partiler. Istanbul, 1976), Джем И. (Türkiye'de geri kalmisligin tarihi. Istanbul yayinevi, 1975; Tarih acisindan 12 Mart. 2 eilt. Istanbul. Gern yayinevi, 1977), Ахмад Ф. (The Turkish Experiment in Democracy (1950-1975). L., 1977; Türkiye'de cok partili politikanm aciklamali kronolojisi (1945-1971). Ankara, 1976; Military Intervention and the Crisis in Turkey // Turkey in the World Capitalist System. Ed. Ramasanogly Al-dershat, Brookfield. Gower, 1985), ТопрагБ. (Islam and Political Development in Turkey. Leiden, 1981), СарыбайА. (Türkiye'de modernlesme din ve parti politikasi (MSP örnekolayi). Istanbul: Alan yayincilik, 1985), Озек 4. (Devlet ve din. Istanbul: A.Ü.Yoyinlari, 1982); Рушен Чакыр (Ayet ve Slogan. Istanbul, 1990); Джейикдаг (Political Parties in Turkey (a Role of Islam). N.Y., 1984) и др. В них дана история зарождения и деятельности новых исламских партий и организаций, реакция на них сторонников секуляризма, а также показана роль ислама в политической жизни страны. Эти исследования относятся в основном к периоду 1960 до начала 1980-х гг. и отражают преимущественно исторический аспект этой проблемы.
Турцией в бывшем СССР занимались такие ученые как Данилов В.И. (Политическая борьба в Турции. М.: Наука, 1985; Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии». М.: Наука, 1991), КиреевН.Г. (Проблема функций государственного сектора в турецких теориях «смешанной экономики»// Турция: история, экономика, политика. М.: Наука, 1984), Ликутов К.Г. (Особенности политической борьбы 1973-1977 гг.// турецкая республика в 60-70-е годы. Вопросы общественно-политического развития. М.: МГУ, 1984), Иванова И.И. (Ислам в политической жизни Турции (1950-1980) // Зарубежный Восток: религиозные традиции и совре-
менность. М.: Наука, 1983), Курганова JI.Г. (Исламские и националистические элементы в идеологии и деятельности Партии националистического движения в Турции // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1986), МейерМ.С. (Роль ислама в социально-политической жизни Турции // Вестник МГУ. Востоковедение. 1986. № 4), Поцхверия Б.М. (Внешняя политика Турции в 60-х - начале 80-х годов XX века. М., 1986) и др. Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.
Большое значение для разработки данной тематики имели последние работы В.И. Данилова «Турция после Второй Мировой Войны: Демократический эксперимент продолжается»; «Турция 20-30-х годов: Путь к демократии». Особую научную ценность представляют публикации представителей западной политологической школы: 3. Бжезинского (The Consequences of the End of the Cold War for International Security // New Dimensions in International Security; Adelphi Paper 265 (London: Brassey's for the International Institute for Strategic Studies, Winter 1991/1992, Part I); The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives (русский перевод - «Великая шахматная доска». - М., 1998), Д. Роупера (Shaping Strategy without the Threat// Adelphi Paper 257, America's Role in a Changing World. (L.: Brassey's for the International Institute for Strategic Studies, Winter 1990/91). Part II), С. Хантингтон (America's Changing Strategic Interests, Survival, XXXIII, 1 (New Dimensions in International Security; Adelphi Paper 265 (London: Brassey's for the International Institute for Strategic Studies, Winter 1991/1992, Part 1)), Д. Бодгенер (Ankara's pipe dreams come true, Meed, 22 April 1994; Turkey pins hopes on the IMF, Meed, 29 April 1994) и др. анализируют политику Турции в новых изменившихся условиях и рассматривают перспективы возможных путей достижения Анкарой роли регионального лидера.
При изучении проблем секуляризации использовался Коран, а также работы ученых Угриновича Д.М. (Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973), Павлова Ю.М. (Социально-философские проблемы общественного развития. М., 1982) и др.
Однако все эти исследования недостаточны для определения роли ислама в политической жизни Турции без анализа программных документов политических партий (Milli Nisam Partisi kurulus beyannamesi. Ankara, 1970; Milli Nisam Partisi Program ve Tüzük. Istanbul, 1970; Adalet Partisi Program ve Tüsük. Ankara, 1969; Refah partisi programi. Ankara, 1983 и др.), заявлений и политических трудов их лидеров (Erbakan N. Milli görüs. Istanbul, 1975; Türkes A. Temel görüsler. Istanbul, 1979 и др.), выступлений государственных деятелей Турецкой Республики (Türkiye Gumhuriyeti Devlet Baskani orgeneral K.Evrenin söylev ve demecleri. Ankara, TB MM Yayinevi, 1981; Ozal's interview with Die, Welt. 23 August 1990 и др.), журналов и газет на турецком (Gumhurieyet, Yanki, Nokta, Hiirriyet, Milli gazete и др.), английском ((The Economist; Journal of South Asian and Middle Eastern studies; Newsweek, Middle East International и т.д.), немецком (Internationale Politik и др.), французском (Le Point, Journal de Geneva, Le Monde), русском («Азия и Африка» и др.) языках.
Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с 1945 г. по настоящее время. Характерной чертой этого времени является постепенное возвращение ислама в политическую жизнь страны. Этот период не только отличается бурными событиями на международной арене и внутри страны, нарастанием и обострением многих противоречий, но и периодом выхода Турции из всестороннего кризиса, периодом становления основных принципов и направлений дальнейшего развития.
Основной целью диссертации является исследование роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю и внешнюю политику.
Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотрен механизм влияния ислама на турецкое общество;
- дана общая историческая картина зарождения и деятельности партий, использующих ислам;
- показан процесс выработки решений турецкого руководства, направленных на уступки исламскому движению, и деятельность исламского правительства Н. Эрбакана;
- дан анализ отношений Турции с исламскими государствами и
ОИК;
- раскрыты политические и экономические связи Анкары с Западом, а также политика Турции в новой геополитической реальности, направленная на установление тесных отношений с НАТО и ЕС.
- оценены перспективы и тенденции превращения Турции в регионального лидера.
Методологической основой диссертации являются системно-структурный анализ, законы диалектики и исторический подход.
Системно-структурный анализ позволяет рассмотреть ислам, во-первых, в качестве системообразующего параметра духовной жизни турецкого общества; во-вторых, в качестве основного элемента структуры политического сознания; в-третьих, в качестве идеологического компонента деятельности происламски ориентированных субъектов политической системы Турции. Закон превращения количественных изменений в качественные позволяет проследить процесс перерастания исламских традиций в политические структуры при их постепенном количественном накоплении. На основе закона отрицания отрицания выявлен механизм возвращения турецкого общества на качественно новом уровне к исламским духовным и политическим ценностям, которыми традиционно руководствовались турки до реформ Ататюрка и Конституции 1937 года. На основе закона единства и борьбы противоположностей рассматриваются перспективы борьбы ев-
ропейских и мусульманских традиций в политической жизни Турции, позволившие создать уникальную модель политической системы, вобравшей в себя демократические принципы Европы и исламские традиции.
Исторический подход позволяет на основе анализа соотношения различных аспектов истории национальной политики и реалий общественной жизни выявить общее и особенное в современных политических событиях, выделить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции развития.
Новизна работы. В работе впервые дан анализ причин усиления ислама в современной Турции. Показан механизм влияния исламских орденов и сект на общество, а также их участие в партийном строительстве.
В диссертации прослежена, начиная с 1945 г. по настоящее время, деятельность партий, использующих ислам в политических целях. Особое внимание уделено анализу функционирования происламских партий, ведущих борьбу за расширение своего влияния на массы избирателей.
В диссертации вводится в научный оборот проблематика политики Турции в новой геополитической реальности после распада СССР. Определены тенденции во взаимоотношениях с рядом мусульманских стран в новых условиях.
В работе впервые анализируются возможности реализации стремления правящих кругов Турции к ее превращению в регионального лидера в изменившейся геополитической ситуации, связанной с образованием ряда мусульманских государств на территории бывшего СССР и Югославии.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Настоящая диссертация может быть использована в исследовании влияния ислама на политическую жизнь Турции, на перспективы превращения Турции в регионального лидера, а также при разработке учебных и исследовательских программ по данной тематике.
Результаты диссертации могут быть учтены в научных работах и лекциях по вопросам политологии и истории, в том числе при исследова-
нии проблем «Запад - Восток», «Север - Юг» и др. На основе многочисленных доказательств в диссертации делается вывод о том, что, несмотря на отсутствие прямых указаний на свою связь с исламом, большинство политических партий Турции использует его в своей политической деятельности, особенно в предвыборный период.
Глава I. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА ВНУТРЕННЮЮ
ПОЛИТИКУ
§1. Место ислама в общественно-политической жизни Турции
Исследование политических процессов современной Турции невозможно без учета влияния ислама в истории духовной и политической жизни страны.
С XI века Малая Азия подвергалась массированному нашествию сельджукских тюрок. Здесь завоеватели столкнулись с идейными доктринами покоренных народов: исламом, христианством и др., которые оказали огромное влияние на традиционные верования тюрок. Наибольшее распространение получил ислам. Принявшие ислам тюрки стали его ревностными сторонниками, защитниками и распространителями. По мнению профессора Ибрахима Кафесоглу, среди всех религий, которые восприняли тюрки, только ислам не играл отрицательной роли. Тюрки, исповедавшие другие религии, постепенно сошли со сцены (1).
Соединение энергии тюрок и нравственной программы ислама оказало решающее влияние на их исторические судьбы. Благодаря исламу тюрки значительно расширили свое влияние и облагородили облик своего правления. С другой стороны, по мнению И.Х.Данышменда, если бы тюрки не защищали ислам от нападок европейцев, то в наше время мусульманство как таковое потеряло бы свое значение. Тюрки никогда не находились под владычеством арабов. Почти все тюркские народы приняли ислам и заменили арабов в осуществлении идеалов этой религии. Тюрки более 9 веков защищали и распространяли ислам (2).
Окончательный переход руководящей роли в исламе к тюркам произошел в конце XV века, когда практически одновременно на Западе Европы в 1492 году прекратило существование последнее звено арабского ха-
лифата Омейидов с падением Гренады, а на востоке в 1453 г. турки овладели Константинополем, подводя черту под историей Византийской империи, и переименовали его в Стамбул. На обломках Византийской империи возникла новая Османская империя, которая захватила огромные территории в Западной Азии, Северной Африке и Восточной Европе. Сфера воздействия ислама резко возросла.
В 1517 г. султан Османской империи Селим I, известный в Европе как Сулейман Великолепный, после покорения Египта и Аравии возложил на себя функции халифа и стал главой всей мусульманской уммы. С этого момента турецкие султаны-халифы стали воплощением неразрывности светской и духовной власти. С