автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания"
Балтийский государственный технический университет имени Д. Ф. Устинова "Военмех"
На правах рукописи УДК 62+504:1
ЕЛИСТРАТОВА Ирина Анатольевна
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЗНАНИЯ
Специальность 09.00.08 - философия науки и техники
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 2005
Диссертация выполнена на кафедре философии факультета международной коммуникации Балтийского государственного технического университета имени Д.Ф. Устинова "Военмех"
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор Гершанский В. Ф.
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук, кандидат биологических наук, профессор Георгиевский А. Б.
доктор философских наук, профессор Кефели И. Ф.
СпбТУ аэрокосмического приборостроения
Защита состоится 2005 г. в 7 7 на заседании
Диссертационного совета К 212.01.01 на соискание ученой степени кандидата наук в Балтийском государственном техническом университете имени Д. Ф. Устинова по адресу: 190005 Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.13, ауд. Ж/Ж/
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГТУ "Военмех". Автореферат разослан
2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета,
кандидат философских наук, профессор ^ О. П. Семенов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Продуктивность философского анализа отношений человек - природа, человек - техника, техника -окружающая среда существенно зависит от человеческой модели мира, в контексте которой они исследуются. Отсюда вытекает необходимость уточнения мировоззренческих, гносеологических и аксиологических предпосылок моделирования исторического развития человека, техники й природы в их взаимодействии, прежде всего, в рамках синтетического экологического мышления. Традиционной и основополагающей для большинства работ по философскому осмыслению техники является рассмотрение техники как специфического феномена, опосредующего отношение "человек - природа". При таком подходе выделяются и исследуются реальные связи и явления мира. Однако, следует иметь в виду принципиальную неполноту и аналитический характер данной модели, основанной на "усеченной" трактовке понятия "природа" и абстрагировании от действительных связей человека и природы как части и целого. Синтетический подход предполагает обязательное дополнение результатов моделирования отношений человек - техника (искусственное, модельное представление природы) - природа (естественная) результатами экологического моделирования тех же отношений на основе представлений, в которых понятие природа обретает обобщающее значение "природы вообще", включающей в себя и экологического человека, и продуцируемую им экологию и технику как собственные её подсистемы или элементы.
Техника опосредует взаимодействие человека и природы, являясь орудием воздействия человека на природу и в то же время основываясь на законах природы. В технике прагматически полезной становится наука, поэтому существует глубокая взаимосвязь техники и природы, техники и естествознания. Феномен техники не позволяет оперировать представлением об орудии как только о средстве человеческого воздействия на природу, потому
что техника вызывает сложную координацию деятельности людей: прямое и непосредственное отношение к природе превращается в опосредованное, сложно организованное взаимодействие.
В содержание понятия "техника" включают следующие компоненты: 1) совокупность технических устройств (артефактов) - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации; 3) совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических (научно-технических и системотехнических) знаний. Первая компонента раскрывает собственно понятие техники, вторая - понятие технологии, третья определяет область знаний, относимых к технознанию. Экологизация техники и технознания в указанном смысле и является предметом философской рефлексии данного диссертационного исследования.
Сегодня не приходится доказывать необходимость философского осмысления техники и технознания, то есть человеческих средств преобразования окружающего мира. "Философия техники", развиваясь, требует пристального внимания с точки зрения экологии к деятельности человека в мире и ее последствиям как для человека, так и для окружающей среды -именно в деятельности, как заметил еще Аристотель, проявляется, точнее, осуществляется сущность человека.
"Философия техники" исследует феномен техники в целом, ее имманентное развитие посредством философской рефлексии техники и технознания как результата теоретического осмысления техносферы, места технознания в научном познании. В диссертационном исследовании ставится задача осмысления всех составляющих техники в отдельности и в системных связях с человеком. Рассматривая технику и технознание как объект междисциплинарного исследования, процесс выявления философско-методологических проблем выводит нас в поле философско-методологических
оснований экологии. В данном случае мы имеем пересечение методологических полей техники, технознания и экологии; кроме того, появляется возможность взаимопроникновения и обогащения знаний экологических и знаний технических и их философской рефлексии.
Известно, что материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Так, например, археология именно по остаткам материальной культуры стремится подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философская рефлексия техники и является в значительной своей части "археологией" технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древний мир и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита), и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью системного, междисциплинарного анализа и синтеза мировоззренческих, гносеологических, аксиологических и праксиологических аспектов экологизации техники и технознания.
Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается достоверностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество знания, полученного после глубокого осмысления имеющейся информации. Проблема экологизации техники и технознания достаточно назрела в условиях современного развития цивилизации. Правомерность и необходимость философского исследования техники и технознания и их экологизации в наши дни обусловлена тем, что именно развитие техники породило ряд мировоззренческих и жизненно важных экологических проблем.
Несмотря на наличие различных философских исследований сущности техники, философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания еще не достаточно разработаны. Это можно объяснить многоплановостью и быстрой сменой техногенных представлений, в результате чего проблемы выявляются не сразу и неочевидно. Поэтому
возрастает роль именно философского осмысления, дающего междисциплинарно-обобщающее понимание техники. По мнению Г. Рополя, философия "... может позволить себе выступать в роли как координирующего, так и критического партнера в диалоге с ... отдельными науками"1.
Формирование философии техники начинается уже в XIX веке и отражается в работах Э. Каппа в Германии, П. К. Энгельмейера в России, Э. Дюркгейма во Франции. Наиболее активные и многосторонние исследования техники представлены в XX веке (X. Ортега-и-Гассет, М. Сколимовски, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, А. Эспинас, Л. Мамфорд, Ф. Рапп, X. Ленк, К. Митчем, и др.). Наряду с рефлексией по поводу сущности техники, в философских трудах XX века серьезно ставится проблема выживания техногенной цивилизации, активно исследуется социальный характер техники.
В отечественной литературе наиболее полный анализ современных знаний и представлений по "философии техники" представлен в работах В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова, В.М. Розина, В.Ф. Шаповалова, И.Ф. Игнатьевой, Б.И. Кудрина и др.
Вместе с философскими исследованиями техники и технознания появляются и научные работы представителей технических, экономических, социальных наук по прогнозированию развития техники и путям выхода из экологического кризиса. Например, Н.Н. Моисеев в своих трудах развивал ноосферную концепцию В.И. Вернадского с учетом реалий сегодняшнего дня2. В рамках философии техники представляет интерес осмысление нового направления экономического знания, а именно экологического менеджмента (исследования данного направления представлены в трудах немецких экономистов - К. Рихтера, А. Эндреса)3.
В качестве важных моментов праксилогической и аксиологической составляющей философии техники и технознания следует обратить внимание
1 Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989 - С. 201
2 Моисеев Н.Н. и др. Человек и ноосфера - М.: Молодая гвардия, 1990
3 Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2003
на вопросы воспитания экологической культуры. Проводимые в этом направлении исследования являются в основном предметом педагогики и психологии. Наиболее близки к философским аспектам экологического воспитания работы В.Н. Волченко1, А.Б. Георгиевского, А.П. Мозелова, В.М. Назаренко2, А. А. Горелова, В.А. Левина, В.Хесле3.
Следует отметить, что отдельные аспекты экологизации технознания рассматриваются и развиваются разрозненно, фрагментарно, вне единого системного поля. В этом отношении универсальность философского анализа представляется не только актуальной, но и необходимой.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление и определение содержания философско-методологических проблем экологизации техники и технознания, а также проблема их решения в контексте естественнонаучных и гуманитарных знаний, философской рефлексии и экологического мышления.
Формулировка цели позволяет выделить конкретные задачи исследования:
- выявить и проанализировать философско-методологические проблемы современной техники и технознания, доказать необходимость их экологизации;
- исследовать мировоззренческие, гносеологические, аксиологические и праксиологические аспекты выявленных проблем;
- доказать возможность использования модельно-проблемного и системно-нелинейного подходов в познании и прогнозировании развития эколого-технических систем;
- доказать эвристическую значимость философских идей и принципов в построении представлений экологизации техники и технознания.
1 Волченко В Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. - М.: Изд. МГТУ им.Баумана, 2001
2 Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Образование в мире,- 1997,- №2 - С. 17-19
3 Хесле В. Философия и экология. Пер. с нем. - М.: Наука, 1993
Методология и источники исследования. Теоретико-методологической основой исследования служит синтез философского подхода с экологическим и техногенным подходами в их взаимопроникновении и взаимообогащении. Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом биологии, экологии, генетики человека, медицины.
Методологической основой диссертационной работы послужил диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях сущность и содержание явлений в экологии и технике. Был использован также компаративный метод, в частности, метод аналогий и сравнений, позволяющий проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их сходство и различия.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач исследования. В ней проведено разностороннее комплексное исследование отношений человек - природа, человек - техника, техника - окружающая среда. Даны естественнонаучная и социальная характеристики техники и технознания, воспроизведены объективные противоречия, возникающие при взаимодействии человека с природой, предложены некоторые способы их разрешения. Доказано, что философская рефлексия по поводу техники, технознания и экологии играет эвристическую, селективную и регулятивную роли, в особенности при формировании представлений об экологизации техники и технознания. Установлено, что существует насущная необходимость вплетения смыслообразующих положений экологического познания в существующее технознание.
Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:
1. Современная экологическая проблематика с необходимостью онтологического референта требует синтезированных знаний естественных, технических и социо-гуманитарных наук для разработки общей стратегии преодоления экологического кризиса и для проведения прикладных
исследований по созданию техники и технологий, органически входящих в биотический круговорот биосферы в целом.
2. Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных, техногенных систем и человека служит коэволюционная познавательная модель, которая является новой синергийной исследовательской программой "философии техники". Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, усложнения и расширения реализуемых ими функций, необходимым условием познания является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений и решенийЛ составляющих современное понимание сущности ноосферизма.
3. Философская рефлексия экологизации техники и технических наук включает в себя следующие моменты: онтологические (сущностностные) аспекты раскрывают содержание технической реальности, осмысляют такие объективные категории, как человек, труд, антропогенность мира, экологическая нормативность; социальные аспекты рассматривают научно-техническое творчество в условиях определенной системы политических, экономических общественных отношений с учетом экологического императива; гносеологические и методологические аспекты определяют место технознания, осмысленного экологически, в системе научного знания.
4. Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.
5. Осмысление основных идей и принципов экологизации техники и технознания позволяет сделать достоверный вывод о том, что именно
философия выполняет эвристическую и селективную роль при формировании нового междисциплинарного знания в экологии, технике и технознании.
6. Аксиологические аспекты экологизации технознания выявляются во взаимосвязи научно-теоретического образа мира и человека, человеческой культуры в целом (эстетизм, праксиологизм, гуманизм).
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации большого по объему, противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового направления в научном познании - экологизации технознания. В диссертации отражена динамика и противоречия представлений экологии и техники, позитивные и негативные последствия воздействия техногенной деятельности человека на природу. Доказана методологическая значимость системно-нелинейного и проблемно-модельного подходов в познании закономерностей развития эколого-технических систем.
Разработанные в диссертационной работе положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования экологических проблем и поиска путей их разрешения внедрением человечной техники, экологического мышления, действия и поступка в человеческую культуру. Философско-методологический анализ проблем экологизации технознания вносит весомый вклад в развитие научного познания при разработке широкого круга представлений технознания и экологии. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших междисциплинарных исследований философско-методологической проблематики современной науки и техники, формирования научных представлений мировоззрения современного человека.
Материалы диссертации пополняют теоретический и методологический фонд преподавания философии науки, философии техники, концепций современного естествознания, экологии.
Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации отражены в публикациях и докладах на научных конференциях: "Философия в современной России" (Пермь, 2004); "Глобализм и этносоциальные отношения в современной России" (Санкт-Петербург, 2004); "Экологические проблемы природно-технических комплексов" (Полоцк, 2004); "Междисциплинарные проблемы системологии" (Великий Новгород, 2004); "Бренное и вечное" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Проблема формирования устойчивого социально-экономического развития региона" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Экономика и природопользование" (Пенза, 2000); международная очно-заочная конференция, посвященная памяти С. Н. Старцева (Тула, 2003); конференция, посвященная 10-летию Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень её научной разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, указывается теоретико-методологическая основа исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость представленной работы.
В первой главе "Эколого-методологические проблемы взаимодействия природных и техногенных систем" проведен разносторонний анализ эколого-методологической проблематики, порожденной взаимодействием природных и техногенных систем.
В первом параграфе "Содержание, сущность и необходимость экологизации современной техники и технознания" в историческом подходе рассматривается и исследуется развивающийся мир техники в системе "человек (общество) - техносфера". Под этим углом зрения техносфера представляется
как искусственная материальная организованность, встраивающаяся в биосферу. Современные представления показывают, что процессы в техносфере носят синергийный характер. Поэтому, задаваясь определенными утилитарными целями и достигая их за счет создания искусственного мира техники, невозможно предвидеть всех последствий: деятельность шире знания, а жизнь (природа) шире деятельности.
Высокая острота современных экологических проблем, порожденных все усиливающимся техногенным давлением на окружающую среду, требует скоординированных усилий представителей естественных, технических и социальных наук как в разработке общей стратегии преодоления экологического кризиса, так и в прикладных исследованиях при создании экологически чистой техники.
Философско-методологический анализ техники и технознания показывает необходимость междисциплинарного синтеза методологических оснований технического и экологического знания. Технознание позволяет исследовать в экологии искусственные модели природных и природно-технических объектов. Экология активно использует методы, формы и знания, выработанные в технике и технознании, с целью познания природных и антропогенных процессов и установления границ для выживания человечества. Экологическое знание, в свою очередь, снабжает технознание представлениями об устойчивости и поведении открытых природных систем.
Во втором параграфе "Модельно-проблемный характер экологических систем" представлена логика развития системно-экологического моделирования, которая способствует движению познания от незнания к относительно более полному знанию, а также позволяет прогнозировать и разрабатывать альтернативые проекты будущего развития и сравнивать их между собой. Многообразные связи техники и природных систем образуют столь сложные комплексы, что их не сможет отобразить в одной модели даже самая мощная информационно - вычислительная система, поэтому необходима
выработка приемов разумного упрощения, аппроксимации реальных систем и их моделей.
Отмечается, что системный характер экологических моделей нельзя понимать упрощенно, т.е. как результат, полученный с помощью быстродействующих электронно-вычислительных машин. Понятно, что без вычислительной техники современные формы системно-экологического моделирования вообще были бы невозможны. Однако, наличие даже совершенных электронно-вычислительных машин необходимо, но недостаточно. Для успешного системно-экологического моделирования компьютерные технологии необходимо дополнить общей развитой методологией системного моделирования на основе социально-экологической теории. Группа Д. Медоуза, например, отмечала: "Во всех случаях, когда мы пользуемся такими словами как "лучше" и осуществляем выбор альтернативных результатов моделирования, мы основываемся на наших собственных ценностях и предпочтениях..."1.
Любая модель дает не точно определенное будущее, а всего лишь спектр его возможных вариантов. Таким образом, человек с его научно-теоретическим багажом остается решающей силой в системном моделировании. При этом важнейшую роль играет содержательное понимание природы социально-экологических систем, без чего невозможна доступная лишь человеку, принимающему решение, конечная оценка предлагаемых электронно-вычислительной машиной альтернатив. В каждой конкретной ситуации решение находится благодаря исключительной широте спектра мероприятий, предлагаемых для решения различного рода подпроблем в области гармонизации отношений в надсистеме "общество - природа".
Подчеркивается важное методологическое значение для системно-экологического моделирования понятия экологической меры, ибо за нарушением меры следует экологический коллапс того или иного масштаба.
1 Цит. по: Косолапое В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. - М.: Мысль, 1987.-С. 91-99
Решающее значение для экологического моделирования имеет предварительное определение критических точек, после достижения которых процесс становится необратимым, хотя внешне его течение еще может представляться благополучным. Необходимы диалектические сопоставления качественных и количественных изменений, определяющих момент нарушения их меры.
На предмодельной фазе, проводя исследования, обосновывающие компьютерное моделирование процессов взаимодействия общества и природы, важно различать тактические и стратегические аспекты экологической проблемы. Если первые непосредственно входят в реализуемые уже сегодня проекты и мероприятия, то последние находятся как бы в подтексте практических технологических процедур, поскольку для их разрешения еще есть время.
Итак, в методологическом аспекте основные особенности природных и технических объектов в системном моделировании заключаются в том, что данные объекты имеют проблемно ориентированный междисциплинарный характер и для их познания необходим определенный уровень интеграции знаний, тем самым возникает необходимость их философского осмысления (применение философской методологии, играющей эвристическую, селективную и регулятивную роли).
В третьем параграфе "Системно-нелинейный подход к оптимизации функционирования эколого-техногенных систем" определяется, что природно-технические системы можно отнести к сложным нелинейным системам. Поэтому актуальной становится проблема оптимизации взаимодействия техносферы и биосферы, переносящая в область экологии опыт кибернетики и синергетики. Здесь должна работать важная функция моделирования нелинейных систем - предсказание возможных сценариев их поведения при определенных изменениях условий.
Системно-нелинейная познавательная модель дает возможность оценивать объективную реальность в терминах нелинейности, неустойчивости,
неравновесности. Такая модель позволяет осознать развивающиеся природно-технические системы через многообразные флуктуации подсистем, в ходе которых появляется целый веер различных направлений возможных изменений систем. Особая научная важность такого подхода заключается в том, что он ведет к развитию междисциплинарных идей системного анализа (в кибернетическом, системно-динамическом и нелинейном его аспектах), которые касаются моделирования природно-технических процессов.
Исходя из этого, осуществляется выбор критериев оптимальной альтернативы поведения природно-технических систем, которые должны иметь не скалярный, а векторный и многопараметровый характер. При этом в них должны быть обязательно учтены и аксиологические ценностные параметры как факторы, вытекающие из общей культурно-исторической направленности развития цивилизации в условиях непрерывной научно-технической революции. Критерии оптимизации являются важнейшим элементом моделирования, т.к. именно они определяют максимально достоверные сценарии, которые зависят от приоритетов и неодинаковы для различных социальных групп.
Из системных экологических положений в качестве критериев оптимальности следует выделить известные принципы Коммонера, содержащие в общем виде экологические ограничения техногенной деятельности, суть которых в следующих положениях: все связано со всем, все должно куда-то деваться, природа "знает" лучше, ничто не дается даром.
Первый принцип Коммонера обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе и близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия: изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные перемены, при этом сама система сохраняет общую сумму вещественно-энергетических качеств. Второй принцип обращает внимание на то, что в природе имеются замкнутые циклы круговорота веществ, которые переходят из абиотической среды в биотическую, трансформируются по пищевым цепям и в
результате возвращаются в абиоту в исходном виде. Современные технологии имеют, как правило, разомкнутый или ресурсный цикл, приводящий к образованию несвойственных природе соединений, которые образуют загрязнения. Третий принцип говорит о том, что пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, человек вредит природным системам, пытаясь их улучшить. Этот принцип призывает к предельной осторожности и минимальному вмешательству. Четвертый принцип разъясняется следующим образом: "...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен" 1.
Таким образом, системно-нелинейный подход оптимизации экологической ситуации функционирования техногенных систем позволяет рассматривать и моделировать их как надсистемные сложные (нелинейные) системы.
В четвертом параграфе "Методологические идеи и принципы междисциплинарного синтеза оснований взаимодействия природных и техногенных систем" анализируется коэволюционная познавательная модель, возникшая в конце XX века, роль и место экологизации техники и технознания в ней.
По нашему мнению, экологизация технознания должна обеспечить стратегический путь развития современной техники, обеспечивающий стратегию выживания. Экологизация технознания имеет прямое отношение к "изменению сюжета" взаимоотношений между техникой и окружающей средой. Это и есть тот дополнительный компонент, вносимый в систему человек - окружающая среда, который может изменить вектор развития в направлении устойчивого развития. Исходя из концепции устойчивого
' Коммонер Б, Замыкающийся круг - Л, 1974 - С 32
развития, логично предложить схему междисциплинарного подхода к взаимодействию природных и техногенных систем, в которой знания из научной, технологической, социальной и экономической областей должны фокусироваться на глобальной экологической устойчивости.
Основные следствия междисциплинарного подхода к природно-техническим системам, которые должны стать базовыми, носят концептуальный и прикладной характер. Однако не следует забывать, что "устойчивость" должна быть более чем просто концепцией, она должна быть переведена в количественную форму, регулируя использование ресурсов и допустимые воздействия на окружающую среду. Известный в биологической экологии закон взаимовыгодного взаимодействия нескольких видов (симбиоз) может быть применен к техногенным системам. Но разница будет заключаться в том, что симбиоз в промышленной экологии может быть запланирован. Концепция планирования промышленного симбиоза может применяться к промышленным экосистемам.
Во второй главе "Мировоззренческие, гносеологические и аксиолого-праксиологические аспекты осмысления экологической ситуации в техносфере" выявляются мировоззренческие основания эколого-технической реальности, которые должны опираться на содержательные подходы к теории и практике технознания, проектирования, создания, обеспечения функционирования и развития различных объектов технической реальности (техносферы). Такое выявление осуществляется эвристической ролью философских идей, познавательной значимостью общенаучных принципов и подходов с учетом аксиологических и праксиологических аспектов.
В первом параграфе "Мировоззренческие основания современных концепций экологизации техники и технознания" определяются идейные истоки формирования современного экологического мировоззрения. По мнению автора, к таковым можно отнести научно-философское наследие русского антропокосмизма, особенно той его ветви, которая преодолевает как древний космоцентризм, утверждавший фатальную зависимость человека от
природных стихий, так и европейский антропоцентризм Нового времени, рассматривавший человека как властелина и преобразователя природы (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный).
Автором подчеркивается значение миропонимания для выбора стратегий развития техники и технознания. Можно говорить о существовании на всех этапах развития человечества определенных "онтологических" объяснительных схем устройства и функционирования мира, различных познавательных моделей, дающих возможность осознать, оценить, понять мир как целое. Мировоззренческие основания ведут к формированию пласта ценностных установок, приоритетов и предпочтений, характерных для конкретной эпохи, что создает основу для выработки деятельностных регулятивов, принципов и установок.
Например, в период индустриальной цивилизации представление о Мире связано со взглядами о непосредственном окружении человека," преобразованном с помощью техники. И этика, соответственно, строится на преувеличении ценности технического мира, а ценность природы отходит на второй план.
Таким образом, миропонимание играет определяющую роль в выборе определенных направлений развития техники, технологии и технознания как на уровне отдельного человека, так и на уровне государственном и международном.
Во втором параграфе "Эвристическая роль философских идей и принципов в формировании экологического технознания" отмечается, что в рамках указанной проблемы решающее значение приобретает вопрос об эвристической и селективной роли философских и экологических идей как основополагающих регулятивов в процессе формирования технознания. При этом, в случае нового формирующегося знания, каковым является экологическое технознание, надежных и установленных идей, принципов либо еще нет, либо они находятся на стадии гипотетического осмысления. Поэтому его философско-методологический анализ связан с большими трудностями и
даже риском. Однако, только в такой ситуации и проявляются селективные, эвристические и регулятивные функции философских идей и принципов, проявляющихся в онтологическом, гносеологическом и методологическом аспектах философско-методологического анализа проблем экологизации техники и технознания.
В третьем параграфе "Познавательная значимость общенаучных принципов в осмыслении экологических проблем техногенеза" обозначается методологическая база современной науки, которая содержит, прежде всего, такие научные дисциплины как теория организации, теория систем, кибернетика, синергетика, концепция универсального эволюционизма. Рассмотрены основополагающие принципы этих методологий, которые могут быть как субъективным отражением объективных закономерностей природы и общества, так и организующими началами человеческой деятельности, например, в сфере управления (менеджмента) экономическими, политическими и другими социальными процессами.
Рассмотренные общенаучные принципы и идеи играют регулятивную и интегративную роли в процессе формирования новой научной парадигмы -экологического технознания - под эгидой эвристической и селективной функций философских идей и принципов.
В четвертом параграфе "Аксиологические и праксиологические вопросы техногенеза и экологии" утверждается, что современное технознание не должно мыслиться без всех возможных подходов к его экологизации - от образования и мотивации отдельного человека до глобального экологического управления всеми процессами техногенеза. Осмысление и прогнозирование этих процессов должно осуществляться осознанно и являться прерогативой научного, технического и философского знания.
Аксиологическим ядром техногенной экологии должна стать концепция коэволюции человека и природы, а также соответствующая ей формирующаяся научная и культурная парадигма единства человека и природы. При этом, экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт
различных культур для обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Праксиологический аспект экологизации техники и технознания предполагает создание благоприятных условий для развития экологически чистых производств. В рамках философского осмысления реализации такого развития стоит задача формирования представлений о неразрывной связи политических, социальных, экономических и юридических аспектов с возникающими техническими инновациями и разработки определенного кодекса ответственности за экологическую безопасность для всех видов профессиональной деятельности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы и намечаются некоторые перспективы дальнепшх исследований диссертационной темы.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Техногенные системы в зеркале синергетики// Междисциплинарные проблемы системологии. Тезисы докладов Всероссийского семинара-симпозиума с международным участием. Великий Новгород, 5-6 февраля 2004 года/ Под редакцией профессора А. В. Котова, доцента К. С. Хрупкого. - НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2004. -С. 28-29 (0,19 п. л.)
2. Системный подход к взаимодействию природных и техногенных систем// Междисциплинарные проблемы системологии. Тезисы докладов Всероссийского семинара-симпозиума с международным участием. Великий Новгород, 5-6 февраля 2004 года/ Под редакцией профессора А. В. Котова, доцента К. С. Хрупкого. - НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2004. - С. 121 -123 (0,25 п. л.)
3. Философско-методологические основы стратегии устойчивого развития// Новые идеи в философии. Вып.13: Философия в современной России: Межвуз. сб. науч. трудов по материалам Общероссийской научной конференции. Пермь, 14-16 апреля 2004 г.: В 2-х томах. Том 2.-Перм. ун-т. - Пермь, 2004. - С. 235 - 238 (0,25 п. л.)
4. Экологические аспекты русского национального характера// Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. Материалы международной научной конференции. Изд-во БГТУ, Санкт-Петербург, 2004. - С. 82 -83 (0,13 п. л.)
5. Актуальность обучения экологическому менеджменту// Экологические проблемы природно-технических комплексов: Тезисы докладов 1 международного экологического симпозиума в городе Полоцке. В 2-х томах. Том 1 - Полоцк: УО "ПГУ", 2004. - С. 154-155 (0,1 п. л.)
6. Общенаучные методологические принципы и концепции познавательной и практической деятельности// Вестник Новгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки: философия, культурология, 2004. - №27. (в соавт.) - С. 37 -40 (0,25 п. л.)
7. Актуальность философских идей русского антропокосмизма для формирования экологического мировоззрения// Бренное и вечное: Прошлое в настоящем и будущем философии и культуры: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского гос. Ун-та им. Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003 года / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2003. (в соавт.) - С. 28-30 (0,19 п. л.)
8. Стратегии развития экологического образования в России// Современная наука и проблемы выбора жизненной стратегии человечества. Материалы Международной очно-заочной конференции, посвященной памяти С. Н. Старцева. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. (в соавт.)-С. 215-218 (0,13 п. л.)
9. Подходы к внедрению экологически чистого производства в России// Современная наука и проблемы выбора жизненной стратегии человечества. Материалы Международной очно-заочной конференции, посвященной памяти С. Н. Старцева. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. (в соавт.) - С. 308 - 310 (0,13 п. л.)
10. Гармония духа, души и тела и ее влияние на экологию человека// Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции "Бренное и вечное: экология в современном мире" 23-24 октября 2001 года. Вып.4/ Ред. Коллегия: Г.П. Выжлецов, И.Ф. Игнатьева: НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. (в соавт.) - 0,25 п. л.
11.Свойства природных систем и их значение для экологии человека // Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции "Бренное и вечное: экология в современном мире" 23-24 октября 2001 года. Вып.4/ Ред. Коллегия: Г.П. Выжлецов, И.Ф. Игнатьева: НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. (в соавт.) - 0,2 п. л.
Изд. лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98. Подписано в печать 14.03.2005. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 27.
Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудр<^го. ~ 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санет-1^ете{5^г№ая^ 41.
1163
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Елистратова, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ СИСТЕМ.М
1.1 Содержание, сущность и необходимость экологизации современной техники и технознания.
1.2 Модельно-проблемный характер экологических систем.
1.3 Системно-нелинейный подход к оптимизации функционирования эколого-техногенных систем.
1.4 Методологические идеи и принципы междисциплинарного синтеза оснований взаимодействия природных и техногенных систем.
ГЛАВА 2 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТЕХНОСФЕРЕ.
2.1 Мировоззренческие основания современных концепций экологизации техники и технознания.
2.2 Эвристическая роль философских идей и принципов в формировании экологического технознания.
2.3 Познавательная значимость общенаучных принципов в осмыслении экологических проблем техногенеза.
2.4 Аксиологические и праксиологические вопросы техногенеза и экологии.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Елистратова, Ирина Анатольевна
Продуктивность философского анализа отношений человек - природа, человек - техника, техника - окружающая среда существенно зависит от человеческой модели мира, в контексте которой они исследуются. Отсюда вытекает необходимость уточнения мировоззренческих, гносеологических и аксиологических предпосылок моделирования исторического развития человека, техники и природы в их взаимодействии, прежде всего, в рамках синтетического экологического мышления. Традиционной и основополагающей для большинства работ по философскому осмыслению техники является рассмотрение техники как специфического феномена, опосредующего отношение "человек - природа". При таком подходе выделяются и исследуются реальные связи и явления мира. Однако следует иметь в виду принципиальную неполноту и аналитический характер данной модели, основанной на "усеченной" трактовке понятия "природа" и абстрагировании от действительных связей человека и природы как части и целого. Синтетический подход предполагает обязательное дополнение результатов моделирования отношений человек - техника (искусственное, модельное представление природы) - природа (естественная) результатами экологического моделирования тех же отношений на основе представлений, в которых понятие природа обретает обобщающее значение "природы вообще", включающей в себя и экологического человека, и продуцируемую им экологию и технику как собственные её подсистемы или элементы.
Техника опосредует взаимодействие человека и природы, являясь орудием воздействия человека на природу и в то же время основываясь на законах природы. В технике прагматически полезной становится наука, поэтому существует глубокая взаимосвязь техники и природы, техники и естествознания. Феномен техники не позволяет оперировать представлением об орудии как только о средстве человеческого воздействия на природу, потому что техника вызывает сложную координацию деятельности людей: прямое и непосредственное отношение к природе превращается в опосредованное, сложно организованное взаимодействие.
В содержание понятия "техника" включают следующие компоненты: 1) совокупность технических устройств (артефактов) - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации; 3) совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических (научно-технических и системотехнических) знаний. Первая компонента раскрывает собственно понятие техники, вторая - понятие технологии, третья определяет область знаний, относимых к технознанию. Экологизация техники и технознания в указанном смысле и является предметом философской рефлексии данного диссертационного исследования.
Сегодня не приходится доказывать необходимость философского осмысления техники и технознания, то есть человеческих средств преобразования окружающего мира. "Философия техники", развиваясь, требует пристального внимания с точки зрения экологии к деятельности человека в мире и ее последствиям как для человека, так и для окружающей среды - именно в деятельности, как заметил еще Аристотель, проявляется, точнее, осуществляется сущность человека.
Философия техники" исследует феномен техники в целом, ее имманентное развитие посредством философской рефлексии техники и технознания как результата теоретического осмысления техносферы, места технознания в научном познании. В диссертационном исследовании ставится задача осмысления всех составляющих техники в отдельности и в системных связях с человеком. Рассматривая технику и технознание как объект междисциплинарного исследования, процесс выявления философско-методологических проблем выводит нас в поле философско-методологических оснований экологии. В данном случае мы имеем пересечение методологических полей техники, технознания и экологии; кроме того, появляется возможность взаимопроникновения и обогащения знаний экологических и знаний технических и их философской рефлексии.
Известно, что материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Так, например, археология именно по остаткам материальной культуры стремится подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философская рефлексия техники и является в значительной своей части "археологией" технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древний мир и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита), и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью системного, междисциплинарного анализа и синтеза мировоззренческих, гносеологических, аксиологических и праксиологических аспектов экологизации техники и технознания.
Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается достоверностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество знания, полученного после глубокого осмысления имеющейся информации. Проблема экологизации техники и технознания достаточно назрела в условиях современного развития цивилизации. Правомерность и необходимость философского исследования техники и технознания и их экологизации в наши дни обусловлена тем, что именно развитие техники породило ряд мировоззренческих и жизненно важных экологических проблем.
Несмотря на наличие различных философских исследований сущности техники, философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания еще не достаточно разработаны. Это можно объяснить многоплановостью и быстрой сменой техногенных представлений, в результате чего проблемы выявляются не сразу и неочевидно. Поэтому возрастает роль именно философского осмысления, дающего междисциплинарно-обобщающее понимание техники. По мнению Г. Рополя, философия ". может позволить себе выступать в роли как координирующего, так и критического партнера в диалоге с . отдельными науками"1.
Формирование философии техники начинается уже в XIX веке и отражается в работах Э. Каппа в Германии, П. К. Энгельмейера в России, Э. Дюркгейма во Франции. Наиболее активные и многосторонние исследования техники представлены в XX веке (X. Ортега-и-Гассет, М. Сколимовски, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, А. Эспинас, JI. Мамфорд, Ф. Рапп, X. Ленк, К. Митчем, и др.). Наряду с рефлексией по поводу сущности техники, в философских трудах XX века серьезно ставится проблема выживания техногенной цивилизации, активно исследуется социальный характер техники.
В отечественной литературе наиболее полный анализ современных знаний и представлений по "философии техники" представлен в работах В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова, В.М. Розина, В.Ф. Шаповалова, И.Ф. Игнатьевой, Б.И. Кудрина и др.
Вместе с философскими исследованиями техники и технознания появляются и научные работы представителей технических, экономических, социальных наук по прогнозированию развития техники и путям выхода из экологического кризиса. Например, Н.Н. Моисеев в своих трудах развивал ноосферную концепцию В.И. Вернадского с учетом реалий сегодняшнего дня . В рамках философии техники представляет интерес осмысление нового направления экономического знания, а именно экологического менеджмента (исследования данного направления представлены в трудах немецких экономистов - К. Рихтера, А. Эндреса).
1 Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989 - С. 201
2 Моисеев Н.Н. и др. Человек и ноосфера - М.: Молодая гвардия, 1990
3 Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2003
В качестве важных моментов праксилогической и аксиологической составляющей философии техники и технознания следует обратить внимание на вопросы воспитания экологической культуры. Проводимые в этом направлении исследования являются в основном предметом педагогики и психологии. Наиболее близки к философским аспектам экологического воспитания работы В.Н. Волченко1, А.Б. Георгиевского, А.П. Мозелова, В.М. Назаренко2, А. А. Горелова, В.А. Левина, В.Хесле3.
Следует отметить, что отдельные аспекты экологизации технознания рассматриваются и развиваются разрозненно, фрагментарно, вне единого системного поля. В этом отношении универсальность философского анализа представляется не только актуальной, но и необходимой.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление и определение содержания философско-методологических проблем экологизации техники и технознания, а также проблема их решения в контексте естественнонаучных и гуманитарных знаний, философской рефлексии и экологического мышления.
Формулировка цели позволяет выделить конкретные задачи исследования:
- выявить и проанализировать философско-методологические проблемы современной техники и технознания, доказать необходимость их экологизации;
- исследовать мировоззренческие, гносеологические, аксиологические и праксиологические аспекты выявленных проблем;
- доказать возможность использования модельно-проблемного и системно-нелинейного подходов в познании и прогнозировании развития эколого-технических систем;
1 Волченко В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. - М.: Изд. МГТУ им.Баумана, 2001
2 Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Образование в мире,- 1997.- №2 - С. 17-19
3 Хесле В. Философия и экология. Пер. с нем. -М.: Наука, 1993
- доказать эвристическую значимость философских идей и принципов в построении представлений экологизации техники и технознания.
Методология и источники исследования. Теоретико-методологической основой исследования служит синтез философского подхода с экологическим и техногенным подходами в их взаимопроникновении и взаимообогащении. Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом биологии, экологии, генетики человека, медицины.
Методологической основой диссертационной работы послужил диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях сущность и содержание явлений в экологии и технике. Был использован также компаративный метод, в частности, метод аналогий и сравнений, позволяющий проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их сходство и различия.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач исследования. В ней проведено разностороннее комплексное исследование отношений человек - природа, человек - техника, техника - окружающая среда. Даны естественнонаучная и социальная характеристики техники и технознания, воспроизведены объективные противоречия, возникающие при взаимодействии человека с природой, предложены некоторые способы их разрешения. Доказано, что философская рефлексия по поводу техники, технознания и экологии играет эвристическую, селективную и регулятивную роли, в особенности при формировании представлений об экологизации техники и технознания. Установлено, что существует насущная необходимость вплетения смыслообразующих положений экологического познания в существующее технознание.
Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:
1. Современная экологическая проблематика с необходимостью онтологического референта требует синтезированных знаний естественных, технических и социо-гуманитарных наук для разработки общей стратегии преодоления экологического кризиса и для проведения прикладных исследований по созданию техники и технологий, органически входящих в биотический круговорот биосферы в целом.
2. Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных, техногенных систем и человека служит коэволюционная познавательная модель, которая является новой синергийной исследовательской программой "философии техники". Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, усложнения и расширения реализуемых ими функций, необходимым условием познания является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений и решений, составляющих современное понимание сущности ноосферизма.
3. Философская рефлексия экологизации техники и технических наук включает в себя следующие моменты: онтологические (сущностностные) аспекты раскрывают содержание технической реальности, осмысляют такие объективные категории, как человек, труд, антропогенность мира, экологическая нормативность; социальные аспекты рассматривают научно-техническое творчество в условиях определенной системы политических, экономических общественных отношений с учетом экологического императива; гносеологические и методологические аспекты определяют место технознания, осмысленного экологически, в системе научного знания.
4. Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.
5. Осмысление основных идей и принципов экологизации техники и технознания позволяет сделать достоверный вывод о том, что именно философия выполняет эвристическую и селективную роль при формировании нового междисциплинарного знания в экологии, технике и технознании.
6. Аксиологические аспекты экологизации технознания выявляются во взаимосвязи научно-теоретического образа мира и человека, человеческой культуры в целом (эстетизм, праксиологизм, гуманизм).
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации большого по объему, противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового направления в научном познании - экологизации технознания. В диссертации отражена динамика и противоречия представлений экологии и техники, позитивные и негативные последствия воздействия техногенной деятельности человека на природу. Доказана методологическая значимость системно-нелинейного и проблемно-модельного подходов в познании закономерностей развития эколого-технических систем.
Разработанные в диссертационной работе положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования экологических проблем и поиска путей их разрешения внедрением человечной техники, экологического мышления, действия и поступка в человеческую культуру. Философско-методологический анализ проблем экологизации технознания вносит весомый вклад в развитие научного познания при разработке широкого круга представлений технознания и экологии. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших междисциплинарных исследований философско-методологической проблематики современной науки и техники, формирования научных представлений мировоззрения современного человека.
Материалы диссертации пополняют теоретический и методологический фонд преподавания философии науки, философии техники, концепций современного естествознания, экологии.
Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации отражены в публикациях и докладах на научных конференциях: "Философия в современной России" (Пермь, 2004); "Глобализм и этносоциальные отношения в современной России" (Санкт-Петербург, 2004); "Экологические проблемы природно-технических комплексов" (Полоцк, 2004); "Междисциплинарные проблемы системологии" (Великий Новгород, 2004); "Бренное и вечное" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Проблема формирования устойчивого социально-экономического развития региона" (Великий Новгород, 2001, 2003); "Экономика и природопользование" (Пенза, 2000); международная очно-заочная конференция, посвященная памяти С. Н. Старцева (Тула, 2003); конференция, посвященная 10-летию Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование философско-метологических проблем нового научного знания, в качестве которого мы рассматриваем экологизированное технознание, характеризуется глубокой диалектикой онтологических, гносеологических, аксиологических и методологических аспектов философских оснований в их органическом единстве, проявляющемся в регулятивной, мотивационной, смыслообразующей, интегративной, селективной и эвристической функциях. Философское исследование становления экологизации технознания имеет актуальное мировоззренческое и праксиологическое значение. Это исследование позволяет глубже понять сущность закономерностей развития, самодвижения элементов различных видов материи, что способствует содержательному обогащению диалектики как всеобщей теории развития. Оно приобретает также особое значение в связи с дальнейшей разработкой вопроса о движущих силах развития при переходе от биосферной к ноосферной форме движения материи. Решение этого вопроса затрагивает теоретические и мировоззренческие проблемы, связанные с выяснением роли естественнонаучных и технических знаний в жизни общества. Выдвижение новых концепций этого формирующегося знания способствует процессу конкретизации и углубления содержания традиционных философских принципов, категорий и законов, отражающих развитие природы и общества.
Главная мысль и существенная новизна диссертационного исследования в целом заключается в том, что выявлены эвристические возможности философии в формировании и развитии научного знания, а не по поводу философской рефлексии уже сложившихся научных знаний при анализе концепций экологизации технознания. Это выражается в предложении новых идей, принципов и положений, необходимых для конструирования структуры нового знания.
Высокая острота современных экологических проблем, порожденных все усиливающимся техногенным давлением на окружающую среду, требует скоординированных усилий представителей естественных, технических и социально-гуманитарных наук как в разработке общей стратегии преодоления экологического кризиса, так и в прикладных исследованиях и создании природосберегающих технологий. Настоятельным требованием времени становится междисциплинарность исследования, разработки и реализации практических программ экологизации техники и технознания
Методологические основания современного технознания необходимо обогатить и расширить методологией экологии. Экология в свою очередь должна получить методы и формы познания, заложенные в технике, с целью познания природных и антропогенных процессов и определения условий и границ для выживания человечества.
В принципе можно выделить следующие аспекты философских проблем экологизации технических наук. Это их социальные, онтологические, гносеологические и методологические аспекты. Социальные аспекты должны рассматривать научно-техническое творчество в условиях определенной экономической формации под эгидой экологического императива. Онтологические (сущие практические) аспекты должны определить место знания технических наук, осмысленных экологически в системе научного знания. Должно быть продолжено философско-экологическое осмысление таких объективных категорий, как труд, закономерности антропогенного мира, учет экологических ограничений. Гносеологические (познавательные) и методологические аспекты включают вопросы-решения с учетом экологической эпистемологии технической задачи: движение мысли от абстрактного к конкретному, роль практики, формы сочетания научной и инженерной деятельности и некоторые другие.
Современная техногенная парадигма характеризуется глубокой интеграцией фундаментальных и прикладных исследований. Отсюда необходимость разработки концептуального аппарата взаимодействия технических наук в общей системе наук.
Выделение технических наук в самостоятельную область знания вызвало необходимость изучения их мировоззренческих, социальных, философско-методологических проблем под эгидой экологического императива.
Современная техника приводит к существенным изменениям многих свойств природных объектов. Возникают естественно-технические законы, конкретизирующие и дополняющие естественнонаучные понятия и законы применительно к техносфере.
В настоящее время устанавливается новый тип рациональности, который утверждается в науке и технологической деятельности в русле экологического мировоззрения и практической деятельности со сложными развивающимися, человекоразмерными системами.
Основное содержание мировоззренческих аспектов экологизации технознания может быть связано с традициями русского космизма, который основан на осознании целостности мироздания, значимости каждого его звена и их взаимосвязей, создающих бытийный порядок.
Философское осмысление основных идей и принципов экологизации технознания показывает, что именно философские основания, выполняя селективную и эвристическую роли при формировании нового содержательного знания, способны определить верное магистральное направление в процессе созидательной работы по созданию такого знания. Существует необходимая взаимосвязь онтологических, гносеологических, аксиологических и методологических аспектов, выражающихся в эвристической, селективной, регулятивной, интегративной и прогностической функциях;
Становится ясно, что в решении задачи по созданию нового содержательного знания необходимо сначала произвести глубокий философско-методологический анализ эмпирических и теоретических идей и принципов модельного подхода к представлениям экологии и технознания, затем сформировать философские основания в виде новых онтологических, гносеологических принципов и далее предлагать основополагающие эколого-технические идеи и принципы.
Решение проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания, в частности, конкретного экологотехнического знания, находящегося в стадии становления, определяет решающее значение эвристической и селективной роли философских идей и принципов в процессе становления данного знания. В контексте проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания философские идеи приобретают решающее эвристическое значение в экологотехническом знании, которое проявляется в раскрытии диалектики совместного действия основополагающих философских идей, принципов и собственно экологотехнических знаний. Общенаучные принципы и идеи играют регулятивную и интегративную роли в процессе формирования новой научной парадигмы - экологического технознания при доминирующей роли эвристичесой и селективной функций философских идей и принципов.
Современное технознание не должно мыслиться без всех возможных подходов к его экологизации, т.е. дополнения его знаниями и технологиями экологического менеджмента во всех его аспектах от образования и мотивации одного человека до глобального экологического управления всеми процессами существования цивилизации. Осмысление и прогнозирование этих процессов должно, на наш взгляд, осуществляться осознанно и является прерогативой философского знания.
Праксиологические аспекты экологизации технознания заключаются в понимании важности формирования глобальной и индивидуальной экологической культуры цивилизации. Один из важнейших праксиологических аспектов связан с экологическим образованием. Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов поведения через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, оно должно стать фактором социальной стабильности.
Еще один праксиологический аспект касается непосредственно предприятий, на которых реализуется определенный процесс для получения продукта. В научный и практический подход технознания должны интегрироваться достижения других составляющих знаний, в частности, накопленных экологической экономикой. Необходимо также активно разрабатывать внедрять управляемые мобильные производственные системы как та уровне технологическом, так и на уровне социально-экономическом.
Эстетический аспект обнаруживает взаимосвязь между богатством интеллектуальной и эмоциональной природы человека. Становится определяющей эстетическая значимость созданной для человека природы, ее оценка как источника творческого начала. Эмоциональное восприятие природы, ее величия и красоты ослабляет деструктивное начало человеческой деятельности, позволяет полнее и глубже понять сущность ненасильственных способов общения с окружающим миром. Терпимость к жестокости предстает сегодня одной из угроз современной цивилизации. Идея ненасилия является ценной экогуманистической идеей. Восходя своими истоками к древневосточным традициям, в настоящее время она становится очень актуальной. Изменение внешнего мира невозможно без изменения мира внутреннего и, в первую очередь, преодоления внутренних агрессивных, разрушительных импульсов. Тому, кто хочет сделать мир лучше, следует начинать с себя.
В методологическом аспекте основные особенности экосистем как объектов системного моделирования заключаются в том, что данные системы имеют проблемно ориентированный междисциплинарный характер и для их познания необходим определенный уровень интеграции знаний и их философского осмысления (применение философской методологии, играющей эвристическую, селективную и регулятивную роли).
В определенном смысле социоэкологическая проблематика охватывает всю науку как взаимосвязанное целое. И в этом факте находит свое отражение системность экологических объектов, в которых сталкивается множество элементов различной качественной природы, чем и определяются основные особенности этих систем. При анализе проблемной ориентированности системно-экологического моделирования сама экологическая проблема выступает как система сложных, противоречивых взаимодействий общества и природной среды, система совместного развития человека и биосферы. Эта система до определенного предела обладает внутренним динамизмом и устойчивостью.
Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.
Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных и техногенных систем служит новая коэволюционная познавательная модель, которая является новой исследовательской программой новой философии природы, новой философии техники, новой философии человека. Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, их усложнения и расширения реализуемых ими функций, наиболее эффективными и жизнеспособными являются те системы, в которых расширение функциональных возможностей элементов находится на различных уровнях иерархии системы, опережает рост их сложности. Необходимым условием для этого является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений, образующих современное человеческое мышление.
Следует отметить достаточную ценность проведенного исследования и практическую значимость диссертационной работы для использования ее результатов в процессе формирования научно-технического знания, в изучении курсов по философским проблемам науки, естествознания, техники и экологии студентами, магистрантами, аспирантами. В процессе исследования проблем, связанных с осмыслением теоретических схем, предпосылок и обоснования научно-технического знания, раскрывается диалектика функционирования отдельных аспектов философских оснований науки. Материалы диссертационного исследования, его выводы и результаты могут быть использованы (в теоретическом аспекте), как часть процесса осмысления новых представлений о материи и движении, в расширенном их понимании, включающем техническую реальность и практическую деятельность людей.
Список научной литературыЕлистратова, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Философия науки и техники"
1. Агафонов Н.Т., Кисляев Р.А. Основные положения концепции перехода Российской федерации на модель устойчивого развития. СПб,1995
2. Альтшуллер Г.С. АРИЗ значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В// Правила игры без правил-Петрозаводск: Карелия, 1989
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977
4. Ахутин А.В. Понятие "Природа в античности и в новое время". М.: Наука, 1988
5. Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских квантовых принципов. Д., 1973
6. Брода Э. Эволюция биоэнергетических процессов: Пер. с англ. Под. ред. акад. А.И. Опарина. -М.: Мир, 1978.
7. Бейтсон. Экология разума. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. - 476 с.
8. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999
9. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: ТЕРРА, 1998. 384 с.
10. Бердяев. Н. А. Смысл истории. М: Мысль, 1990
11. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1958
12. Берталанфи JI. Общая теория систем критический обзор// Исследования в области теории систем М., 1969
13. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра . М.: Мысль, 1986. - 269с.
14. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопросы философии. 1993. -№10. - С. 69 - 92
15. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: КЭКЦ, 1998. -128 с.
16. Вебер М. Избранные произведения. М., 199017.