автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философско-религиозные искания В. В. Розанова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Скородумов, Сергей Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философско-религиозные искания В. В. Розанова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Скородумов, Сергей Вячеславович

Введение.

Глава I. Становление философских взглядов В.В. Розанова: от «философии понимания» к славянофильству.

1.1. Философские истоки воззрений В.В. Розанова.

1.2. «Философия понимания» как исходный пункт философского творчества В.В. Розанова.

1.3. Особенности развития философских взглядов В.В. Розанова в «славянофильский» период его творчества.

Глава II. Развитие философских взглядов В.В. Розанова от славянофильства к «религии бытия».

2.1. Эволюция философских воззрений В.В. Розанова в период разработки им темы «семьи и брака».

2.2. Развитие философских взглядов В. В. Розанова от дуализма христианства и язычества к целостности «религии бытия».

2.3. «Сергиевопосадский» период творчества В.В. Розанова как подведение итогов развития философских взглядов мыслителя.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Скородумов, Сергей Вячеславович

Актуальность темы. В конце 80-х годов 20-го века целый ряд факторов обусловил значительный рост интереса общества к истории российской культуры и прежде всего той ее части, которая, в силу идеократии, имевшей место в нашей стране, находилась под негласным запретом, доступ к которой был ограничен, а интерпретация строго канонизирована. За прошедшие годы произошла как бы вторая встреча, второе открытие богатейших запасников многонациональной российской культуры. Однако и сегодня, несмотря на масштабность сделанного популяризаторами и исследователями отечественного культурного наследия, необходимо констатировать, что мы находимся лишь в самом начале пути детального его изучения.

Культурные процессы, происходящие в современной России, выявили ряд проблем политического, этического и религиозно-философского характера, не имевших ранее такой степени актуальности. Достаточно очевидно, что обществу, определяющемуся в новом для него проблемном поле, не следует пренебрегать опытом прошлого, напротив, оно должно опереться на накопленный опыт разума и чувств. Так, в частности, нельзя оставить без внимания раздумья «Серебряного века» русской культуры над вопросами веры, нравственности и государственности. Необходимо, оставив позади этап «репринтного мышления», имея в виду, в то же время, известную повторяемость, аналогичность исторических обстоятельств и соответствующей им проблематики, глубоко осмыслить чувства, идеи, поступки выдающихся деятелей русской культуры рубежа 19-20 веков. Многие вопросы, актуализировавшиеся к концу второго тысячелетия (как то: роль религии в семейном и школьном воспитании детей, религия и ду- . ховная свобода, религия и справедливость, религия и нравственность, религия и государственность и т.д.), не являются принципиально новыми в истории духовного развития российского общества. Эти и другие вопросы. которые можно обобщить в проблему взаимодействия религии и «живой жизни» (т.е. жизни реальной, конкретной), всесторонне и глубоко рассматривались в книгах, журнальных и газетных статьях, публичных выступлениях целого ряда выдающихся писателей, философов, богословов. В ряду таких известных имен, какК.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский, сегодня по праву восстановлено имя Василия Васильевича Розанова - талантливого русского писателя, известного публициста и оригинального философа.

Творчество В. В. Розанова вызывало и вызывает интерес как у широкого круга читателей, так и среди специалистов: писателей, психологов, философов, религиоведов и др. Розановым восхищались и возмущались, начинали процесс отлучения его от церкви и включали в «патерик» выдающихся религиозных реформаторов. Сегодня Розанов известен, главным образом, как уникальный в АО-м веке проповедник культа рождения и пола, как радетель церковного обновления и религиозного оправдания семьи. Своеобразное рассмотрение Розановым тем семьи, христианства, судьбы России сделало его философское наследие одной из неотъемлемых составляющих того духовного образования, которое принято называть «Русской идеей». Вполне можно согласиться с мнением H.A. Бердяева, писавшего в одноименной работе, что «Русская идея» преимущественно идея религиозно-нравственная, в какую бы внешнюю форму она ни облекалась.

Одним из аспектов религиозно-нравственных исканий, объединенных понятием «Русская идея», были свойственные российской интеллигенции богоискательство и богоборчество. Выросшие из обостренного чувства справедливости, из нежелания жертвовать «живой жизнью» ради «миров иных» в России конца 19-го - начала 20-го веков они развивались по двум все более расходящимся путям. Путь революционной борьбы за социальную справедливость и дальнейшего строительства, основывающегося на исключительно атеистических принципах совершенного общества и «нового человека», надо полагать, закончился и привел к неутешительным результатам. Альтернативный путь (альтернатива, впрочем, вряд ли в данном случае исчерпывается дилеммой) - путь оживления и реформирования религиозного сознания, а если сказать иначе - изменения мировоззрения (т.е. его, мировоззрения, гуманизация, экологизация и универсализация).

Размышления В.В. Розанова на религиозно-нравственные и политические темы не могут оказаться бесполезными в условиях нового оживления религиозной жизни, во время поиска объединяюшей идеи, философского обоснования строительства сильного демократического Российского государства. Изучение изменений религиозно-философских взглядов В.В. Розанова, находящихся во взаимосвязи с изменениями в его этических воззрениях и отношении к государству, может сделать возможным предвидение некоторых «острых углов» тех религиозно-бытовых, религиозно-государственных коллизий, которые могут возникнуть, если объединяющей общество идеей станет идея религиозная.

Определение структуры, логической последовательности развития взглядов В.В. Розанова, как нам представляется, задача далеко не простая. Относятся ли воззрения мыслителя к политической, социальной, религиозной, нравственной сферам - они всегда противоречивы. Можно, все более й более атомизируя его жизнь, говорить о месяцах или днях «консерватизма» и «либерализма», внимая к тем или иным вопросам, и далее о «листь-ях»-мгновеньях разных эмоций и мыслей. «А мысли? . что же такое мысли . Мысли бывают разные» [111, 426] - такова суть апологии Розановым собственной противоречивости. Антиномичность была для философа методом сказания об истине, он как бы пытался объять истину кольцом противоречивых суждений. При невозможности учитывать каждое высказывание мыслителя, без нумерологических крайностей, мы полагаем, возможно все же видеть те или иные тенденции в мыслях философа в определенные периоды его творчества. Сам Розанов писал: «Науку образуют не знания, но понимание.» [109, 20], для последнего не надо бесконечного ряда фактов, а необходимо умение понять их. Следуя совету философа, считаем возможным отметить в его произведениях наиболее устойчивые настроения, мысли, к которым автор возвращается и развивает.

Степень научной разработанности проблемы. Источниками для нашего исследования служили оригинальные произведения В. В. Розанова, а также относящиеся к теме диссертации работы Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, К.Н. Леонтьева, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, B.C. Соловьева, Д.С. Мережковского, Г.В. Флоровского, Ф. Ницше, 3. Фрейда. К исследованию привлечен материал, содержащийся в комментариях творчества В.В. Розанова у H.A. Бердяева, В.В.Зеньковского, Л. Шестова, А. Белого, A.M. Ремизова, В.Б. Шкловского, В.Г. Сукача и многих других философов, писателей и литературоведов.

Следует отметить, что журнальные, газетные статьи, книги писателя (за исключением книги «О понимании») не были обойдены вниманием современной ему литературной и философской критики.

Личность и творчество Розанова таковы, что противоречивые их оценки вряд ли могут вызвать удивление. - B.C. Соловьев именует Розанова «Порфирием Головлевым», а СП. Трубецкой называет идеалистом, поэтом, лириком. П.Б. Струве пишет о Розанове как о крупном писателе и философе, Н.К. Михайловский же полагает, что каламбур и бред являются методами «постижения» истины для писателя. Чрезвычайно широк и спектр определений философии мыслителя. В до- и послереволюционных статьях, посвященных его творчеству, мы можем встретить следующие, зачастую, казалось бы, исключающие друг друга определения: экзистенциальная натурфилософия, славянофильство, космизм, символизм, пантеизм, рационализм, консервативный романтизм, нигилизм, религиозный индивидуализм, новый теизм, философия гениального обывателя, мистический натурализм, мистический позитивизм, мистический материализм, животно-мистический реализм. Этот ряд «пониманий», несомненно, может быть продолжен и далее, однако уже вышеперечисленных, мы полагаем, вполне достаточно для того, чтобы.показать противоречивость оценок творчества и косвенно подтвердить положение о крайней противоречивости, много-компонентности взглядов самого В.В. Розанова. Через динамическую, диалектическую многогранность философское творчество Розанова связано с различными направлениями русской философской мысли. Действительно, философом отрицаются в целом, но в определенном отношении и наследуются гегельянство и позитивизм; его философские воззрения соучаствуют в развитии философии всеединства и космизма. Но, как нам представляется, (и что будет ниже подтверждено в данной диссертационной работе) прежде всего философское творчество Розанова детерминировано славянофильским и экзистенциальным (ранее соединившимися в творчестве Ф.М. Достоевского) течениями русской философии и, в свою очередь, представляет дальнейшее их развитие. У Розанова две основные парадигмы: ненасильственный тоталитаризм славянофилов (в первую очередь, в качестве личностной целостности и принципа единения духовного и природного бытия) и глубинный индивидуализм человеческой экзистенции взаимодействуют, взаимно оттеняя и дополняя друг друга. Следует также подчеркнуть, что философия Розанова экзистенциальна не только по содержанию, но, что необычно для русской философской традиции, она экзистенциальна по форме. Посредством наименьшей объективации «потока сознания», соединяя противоположное в экзистенциальные дихотомии, Розанов улавливает человеческую потаенность, обнаруживает сакральную иррациональность природы человека. Отмечая связь философии В.В. Розанова с русской религиозно-философской традицией, необходимо, однако, подчеркнуть, что, аккумулируя, синтезируя и развивая богатое интеллектуальное наследие, философия Розанова представляет собой целостный оригинальный культурный феномен, не может быть полностью идентифицирована на основании предшествовавших ей философских направлений и школ, не может быть отождествлена ни с одной из них. Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных В.В. Розанову (принимая во внимание позиции авторов статей и книг, время их написания, какой этап развития философских взглядов мыслителя в них рассматривается), даны, мы полагаем, отчасти справедливые оценки его творчества, а объективная адекватность понимания философии писателя, по всей видимости, должна складываться из их синтеза.

Рамки данного историко-философского исследования не позволяют остановиться на всех изученных нами работах. Целесообразно, да и единственно возможно, подробно не останавливаясь на широко известных и глубоко изученных работах классиков религиозной российской философии, сосредоточить внимание на работах, появившихся в последнее время и относящихся непосредственно (прямо, а не косвенно) к теме нашего диссертационного исследования.

Из множества работ, увидевших свет при жизни писателя и появившихся после его кончины, опубликованных как в дореволюционной России, так и за рубежом (в эмиграции), нам хотелось бы отметить идейную содержательность, оригинальность оценок и вместе с тем объективность (адекватность) анализа религиозно-философских взглядов Розанова, присутствующую в работах «О новом религиозном сознании» и «Русская идея» H.A. Бердяева и «История русской философии» В.В. Зеньковского.

Выдающийся русский мыслитель H.A. Бердяев почувствовал и понял основное ожидание, чаяние Розанова. Не ограничиваясь констатацией ветхозаветных и проязыческих симпатий, наличествующих в философии Розанова, Бердяев отмечает, что Розанов хочет вернуть нас к райскому состоянию до грехопадения. Автор статьи показывает дуализм, свойственный человеку нового религиозного сознания. Дуализм язычества и христианства, по мнению Бердяева, является основным стремлением нового религиозного сознания к синтезу, преодолевающему двойственность, к высшей полноте. Он пишет: «.люди нового религиозного сознания. хотят Церкви, которая вместила бы в себя всю полноту бытия» [4, 178;. в работе «Русская идея» автор отмечает «магию слов», несомненный литературный талант Розанова, делает справедливое замечание о том, что «он (Розанов - С.C.B.) очень теряет от изложения его идей вне литературной формы» [6, 138]. Истоки творчества мыслителя он определяет как сла-вянофильско-консервативные и православные. Бердяев подчеркивает мо-ноидеистичность философии Розанова, ее антихристианство, тяготение философа к юдаизму и язычеству.

Из написанного о Розанове в эмигрантской литературе не только одним из самых обширных, но и наиболее глубоким нам представляется анализ взглядов мыслителя, срдержащийся в историко-философском труде В.В. Зеньковского «История русской философии». Автор последнего исходит из совершенно справедливой, на наш взгляд, посылки, заключающейся в том, что «.C самого начала Розанов проявил себя как религиозный мыслитель. Таким он оставался и всю жизнь, и вся его духовная эволюция совершалась, так сказать, внутри его религиозного сознания» [33, 268]. Таким образом, Зеньковский находит в философско-религиозных взглядах Розанова стержневой детерминирующий элемент его мировоззрения.

Зеньковский, один из немногих, писавших о Розанове, заговорил об антропологии философа в целом, а не только о построенной им «метафизике пола», определил исходную антропологическую интуицию Розанова в его вере в «естество человека».

В советской России творчество Розанова замалчивалось, и крупных, объективных его исследований не было. Анализу философских воззрений Розанова посвящена вторая глава работы В.А. Кувакина «Религиозная философия в России: начало 20 века», несколько строк в статье И.Ф. Балаки-ной «О так называемом русском экзистенциализме», статья в «Философской энциклопедии» (авторы: Н.Э. Бекус, А.Н. Быковский). Краткая характеристика личности и взглядов мыслителя содержится в ряде работ А.Ф. Лосева, изданных в 60 - 80-е годы. Имя Розанова упоминается наряду с другими «богоискателями» в 4-м томе «Истории философии в СССР» и

5-м томе «Истории философии». Воспоминания о Розанове присутствуют в мемуарах А.И. Цветаевой и М.М. Пришвина.

Время возвращения в Россию философского наследия В.В. Розанова, время нового прочтения его книг настало только в 90-е годы 20 века.

В российской научной литературе за последнее время появился ряд специальных научных работ, посвященных творчеству философа. К таковым относятся работы В.А, Фатеева «В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность» и СВ. Пишуна «Социальная философия В.В. Розанова». Значительным вкладом в изучение философских взглядов В.В. Розанова явилось издание двухтомного сборника текстов известных деятелей русской культуры, дающих оценку творчеству и личности выдающегося русского мыслителя - «Василий Розанов: pro et contra».

Нельзя не отметить и глубину осмысления духовного наследия В.В. Розанова в статьях таких исследователей его творчества, как В.Г. Сукач, А.Л. Налепин, А.Н. Николюкин. Освещению философских воззрений мыслителя теперь отводится место в подавляющем большинстве справочных изданий и работ, посвященных определенным аспектам русской философии в целом.

Непосредственное отношение к теме нашего исследования имеют диссертационные работы: Богатовой O.A. «Этические взгляды В.В. Розанова», Сарапульцевой A.B. «Религиозно-идеалистическая философия В.В. Розанова», Кожурина А.Я. «Социальные аспекты антропологии К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова».

Исследование Богатовой O.A. заключает в себе своеобразный подход к рассмотрению этических воззрений философа. Центральным моментом, порождающим нравственные смыслы, избирается культурный диалог. В диалогичности видится автору и условие разрешения моральной коллизии

- столкновения виталистического гедонизма с собственно нравственностью. Мы полагаем, что такой подход и решение темы вполне правомерны

- это один из множества возможных вариантов рассмотрения вопроса. Однако и даже в этом случае, при рассмотрении сходных вопросов в разных плоскостях, в соответствии с нашим видением проблемы оппозиция «гедонизм» - «собственно нравственность» с большим на то основанием может быть заменена противополаганием аскетического восприятия мира с позиции наибольшей жизненной полноты («живой жизни») и противопоставлением «естественности» и «искусственности».

Ни в коей мере не оспаривая исходных установок работы, мы в нашем исследовании находим более приемлемым в качестве детерминирующего фактора философии В.В. Розанова рассматривать не этику, а религию. Впрочем, стержневое определяющее значение религиозных взглядов в философии В.В. Розанова становится очевидным лишь при расширении рамок рассматриваемого вопроса. Этическая парадигма также, мы полагаем, более отчетливо обозначается посредством анализа системы «Религия - нравственность - государственность».

В работе Сарапульцевой A.B. рассматривается религиозно-идеалистическая философия В.В. Розанова в целом. Соответственно, целью исследования является реконструкция целостной философской системы В.В. Розанова, воссоздание логики ее становления, а также выявление и раскрытие основных понятий религиозно-идеалистической философии В.В. Розанова.

Мы полагаем, в целом, справедливым отнесение автором работы философии Розанова к «философии жизни», однако к философии Розанова наряду с «философией жизни» применимы и другие дефиниции, порой даже более адекватно выражающие ее сущность.

Требует также временной соотнесенности утверждение о том, что Розанов был непримиримым критиком христианства (так, в частности, он не был таковым в период написания работы «О понимании» и в ранний период своего славянофильства). Мы полагаем также, что предполагаемую, ожидаемую Розановым религию будущего следует рассматривать как религию бытия» (вопрос рассматривается в нашем исследовании), а «религию рождения» или «религию пола» считать основным ее проявлением.

Работа Кожурина А.Я. «Социальные аспекты антропологии К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова» представляет собой сравнительный анализ философских взглядов мыслителей. Целью работы является анализ антропологических воззрений Леонтьева и Розанова, реконструкция образа человека в их творчестве, рассмотрение взаимосвязи антропологии философов с другими частями их учений.

Присоединяясь к большинству оценочных суждений автора, мы все же считаем себя вправе предостеречь от категорических определений взглядов В.В. Розанова. Так, согласно сложившемуся у нас представлению об антиномичности воззрений, противоречивости (не отрицающей целостности) самой личности Розанова, мы не вполне разделяем утверждение А.Я. Кожурина о том, что в истории русской мысли Розанов находится на «крайне правом» фланге религиозной философии.

Соглашаясь также с автором работы в вопросе о присутствии в философии мыслителей глубинного экзистенциального пласта, мы, однако, определяя экзистенциалы В.В. Розанова как «потенциальность» и «чувство Костромы», а К.Н. Леонтьева как «актуальность» и «цветущая сложность Царьграда», предполагаем, что экзистенциальный уровень философов скорее разъединяет их, нежели объединяет.

Внимательное изучение работ, посвященных философскому творчеству В.В. Розанова, дает нам возможность сделать следующий вывод -среди множества работ о личности и творчестве В.В. Розанова подробных исследований его взглядов, тем более работ, рассматривающих конкретные аспекты его философии, исключительно мало, они исчисляются буквально единицами. Что касается историко-философских исследований творчества Розанова, то при господствующем в этих работах стремлении авторов охватить все стороны философии мыслителя явно обойденным вниманием исследователей остался начальный период развития его философских взглядов. Мы же полагаем, что в работах, относящихся к этому периоду творчества мыслителя (особо следует отметить работу «О понимании»), заявлены и рассмотрены с определенной точки зрения многие из вопросов, нашедших свое оригинальное решение в «поздней» философии Розанова. Содержание раннего периода творчества и отрицается, и наследуется следующими этапами эволюции философских взглядов писателя.

Изучив творчество писателя, внимательно познакомившись с работами, ему посвященными, наконец, сформировав собственное к нему отношение, мы получили возможность выразить сомнение в безусловной правильности ряда устоявшихся мнений по поводу философских взглядов В.В. Розанова. Нам хотелось бы через сомнения поставить некоторые вопросы, предварить возможность иного видения отдельных моментов развития философских взглядов писателя.

Так, общим местом в рассуждениях о философии Розанова стало положение, согласно которому тема «пола» является стержневой для его творчества. Не отвергая справедливости такого мнения, мы полагаем, что следует все же внести поправку: тема эта стала основной для писателя далеко не с самого начала его творчества, более того, обозначая ее как тему «пола», мы тем самым значительно суживаем ее рамки, упускаем из вида ее эволюцию.

Несправедливым нам представляется и замечание по поводу сосредоточенности философа лишь на проблеме земной жизни и невнимания к Воскресению. Мы полагаем, что Розанов, взыскующий гармонии тела и духа, не забывает Воскресения, и, более того, понимание им Воскресения близко к ортодоксальному пониманию этого полагаемого христианством грядущего События (он понимает Воскресение именно как телесное Воскресение).

Связь с последним замечанием мы усматриваем и в том факте, что религию Розанова иногда определяют как некую атеистическую религию «живой жизни», тем самым ограничивая сферу его интересов и внимания посюсторонним миром. Мы полагаем, что более отвечает действительному положению дел, расширяет эвристичность возможных подходов к анализу воззрений философа определение итогов его религиозно-философских исканий как «религии бытия».

Довольно характерными неточностями, если не сказать - ошибками, являются следующие встречающиеся оценки. Так, некоторые из писавших о Розанове, основываясь, очевидно, на собственных высказываниях философа по вопросу его отношения к нравственной проблематике, на фрагментах присущего ему самоанализа (см. «Уединенное» в кн. «О себе и жизни своей» ~ с. 97), делают поспешный вывод о незаинтересованности Розанова вопросами морали, при этом забывая о том, что «мысли бывают разные», и не учитывая того, что пишущий о вопросах религии, семьи, политики, литературы не может, даже если бы и пожелал, обойти нравственные проблемы.

Не вызывают у нас поддержки и замечания, в которых сутью новаторства Розанова в области нравственности называется революционный разрыв с неуместными притязаниями морали. Мы полагаем, что Розановым нормы традиционной христианской нравственности включаются в намеченную им новую нравственность, соответствующую «религии бытия». Отрицание философом «старой» нравственности имело характер диалектического снятия с закреплением всего ценногр, живого на новом качественном уровне.

И все же в заключение краткого анализа работ, посвященных философскому творчеству Розанова, следует отметить, что не вышеприведенные наши расхождения во мнениях с другими исследователями воззрений писателя явились импульсом к началу работы над данным философским исследованием, но желание рассмотреть философско-религиозные, этические и политические взгляды .оригинального мыслителя в их взаимосвязи, целостности и диалектическом развитии.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ эволюции философско-религиозных взглядов В.В. Розанова, а также рассмотрение влияния метаморфоз религиозного сознания мыслителя на его подходы к теоретическому решению вопросов нравственности и государственности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать религиозно-философские и связанные с ними этические и политические воззрения писателя в различные периоды его жизни и творчества;

- показать новаторский характер философии писателя для русской религиозно-этической и политической мысли;

- вскрыть влияние различных философских учений на эволюцию мировоззрения В.В. Розанова;

- проанализировать кажущуюся эклектичность и противоречивость во взглядах философа на религию, государственность и мораль;

- определить особенности натуралистического подхода к решению религиозных, нравственных и политических вопросов. •

Объект и предмет исследования. Имея своим объектом творчество В.В. Розанова в целом, настоящее философское исследование представляет собой попытку рассмотрения философско-религиозных, нравственных и политических взглядов мыслителя в их развитии и взаимосвязи. Последние и образуют конкретный предмет исследования.

Научная новизна исследования. В работе собраны воедино, обобщены и проанализированы относящиеся к предмету данного исследования высказанные философом идеи.

1. По-новому интерпретированы некоторые особенности понимания Розановым религии, морали и проблем государственности.

2. В качестве средства изучения и в то же время в качестве особой сферы изучения в данном исследовании выступает глубинный пласт экзистенциальных переживаний философа. Эволюция вышеназванных взглядов мыслителя сопрягается с объективацией его экзистенциальных личностных мотивов. Новацией, насколько мы можем судить, является и обоснование причинно-следственных отношений между ними (бессознательными экзистенциальными мотивами, с одной стороны, и эволюцией взаимосвязанных философско-религиозных, этических и политических суждений, с другой).

3. Во взаимосвязи с другими детерминантами творчества раскрывается эволюция присуш;его философии Розанова принципа «христианского натурализма». Выделение данного принципа как одного из основополагающих, анализ его изменений позволили сделать обоснованное предположение об определенной логической последовательности в критике мыслителем христианства и развертывании тенденции сакрализации пола.

4. В исследовании по-новому определена основная тема оригинальной философии Розанова, что способствует более целостному видению развития его взглядов. Оригинальная трактовка стержневой темы философствования мыслителя позволяет выявить действительные генетические связи начального этапа философского творчества Розанова с его поздней философией.

5. Присущая творчеству. Розанова известная противоречивость взглядов рассматривается в исследовании с точки зрения их взаимодополняемости, чем также подкрепляется вывод о том, что итогом эволюции, синтезом христианских и языческих воззрений стала качественно новая философско-религиозная позиция мыслителя, условно названная в работе «религией бытия».

Основная гипотеза работы. Выдвигаемую нами гипотезу предельно кратко можно представить в следующем виде: взаимосвязанное развитие системы философско-религиозных, этических и политических взглядов Розанова соответствовало преодолению философом первоначального отчуждения от своей «самости», сущность которой составляют поля эмоционального напряжения (или бессознательных положительных переживаний) вокруг экзистенциального переживания «потенциальности» и апостериорного внутреннего чувства «Костромы». Путь философских исканий Розанова можно назвать путем преодоления чуждых влияний и возврандения к самому себе, к своему внутреннему «Я». Вненгним детерминирующим элементом эволюции идей В.В. Розанова выступает его религиозное сознание, изменения которого влекут за собой соответствующие изменения в его этических и политических взглядах. Конкретное видение этих изменений содержат в себе выносимые нами на защиту положения.

Положения, выносимые на защиту.

1. В основе направленности эволюции религиозно-этических и политических представлений Розанова, так же, как и в основании отношения философа к разнообразным феноменам действительности, лежат внутренние переживания (объективное в субъективном), условно обозначаемые нами в работе как «чувство потенциальности» и «чувство Костромы».

2. Область религиозно-философских взглядов в творчестве Розанова является сферой основного целеполатания, областью, детерминирующей . изменения в нравственных и политических представлениях философа.

3. На этапе эволюции философских взглядов Розанова, названного нами в работе «философией понимания», религиозные представления мыслителя следует характеризовать как внеконфессиональное, абстрактное, склонное к натурализму - «вообще христианство». Абстрактному христианству мыслителя соответствовали представления о нравственности как части религии. Философ истинную нравственность находил в нормах традиционной христианской этики. Государственность, в период «философии понимания» рассматривается философом прежде всего как объективно существующая, неуничтожимая и постепенно проявляющаяся в сознании людей идея. Государство является воплощением идеи государственности. Предметом совершенствования государство имеет социальные отношения. Оно необходимо стремится к идеальному состоянию, понимаемому философом как христианское государство.

4. В рамках «славянофильского» периода развития философских взглядов, опираясь на принципы натурализма, конкретности и целостности, Розанов обосновывает истинность православия. В последнем, а не в абстрактном христианстве (как это было в «философии понимания»), видит философ истинную религию. В соответствии с изменением религиозных представлений Розанова изменяются этические воззрения философа: истинная нравственность у философа-славянофила опирается на православие, из чего следует необходимость учета принципов целостности, конкретности и естественности.при рассмотрении любой нравственной ситуации. Претерпевают определенные изменения и политические взгляды мыслителя. Розанов отказывает государству в собственном содержании, что, по-видимому, связано со славянофильским пониманием власти как компенсации недостающего лада в духе и, следовательно, в жизни народа. Развернутая философом в «славянофильский» период критика бюрократизма в России, однако, не мешает ему признавать в Российской империи государство, наиболее приблизившееся к идеалу государственности.

5. Итогом религиозно-философских исканий мыслителя стала «религия бытия», отчасти снявшая противоречие между христианскими и языческими представлениями, свойственное для этапа развития философских взглядов В.В. Розанова, названного нами периодом «дуализма». «Религия бытия» как отношение к предельной и бесконечно развивающейся сакральной целостности была в то же время и возвращением философа к самотождественности, являясь отчетливым проявлением направленности его экзистенции . «Религия бытия» у Розанова порождает «нравственность бытия» с присущими последней .широтой нравственных представлений и интуитивным методом различения добра и зла. «Религия бытия» и «нравственность бытия» сделали зависимость между религиозностью и этическими представлениями Розанова - с одной стороны, и его отношением к государству - с другой стороны, предельно вариативной. Тем не менее, отношение к государству на протяжении всего творческого пути философа изменялось в пределах положительного.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертации являются оригинальные произведения В.В. Розанова, а также относяш;иеся к теме исследования работы Платона, Аристотеля, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, И.В. Киреевского , A.C. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, К.Н. Леонтьева, Д.С. Мережковского, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, B.C. Соловьева, Ф. Ницше, 3. Фрейда. К . исследованию был привлечен материал, содержащийся в комментариях творчества В.В. Розанова у H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, В.В. Зень-ковского, Л. Шестова, А. Белого, A.M. Ремизова, В.Б. Шкловского, В.Г. Сукача и многих других философов, писателей и литературоведов.

Для достижения поставленной цели работы и' решения поставленных задач нами были избраны следующие методы исследования: исторический метод, сравнительный анализ, диалектический метод, логический метод.

В нашей работе были применены методы восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, а также такие общелогические приемы познания, как обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия.

Фрагментарно нами были использованы: герменевтический метод, эмфатический метод сопереживания, свойственные «философии жизни» В. Дильтея, и метод вербально-экзистенциального анализа смыслообразую-щих понятий произведений В. В. Розанова.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертации состоит в углублении наших представлений об эволюции и взаимосвязи философских воззрений В.В. Розанова как одного из ярких представителей российской культуры конца 19-го - начала 20-го веков: в выяснении причин и анализе движущих сил развития философских взглядов мыслителя, проведенных на основе рассмотрения всей совокупности его религиозных, этических и политических представлений как системы. Теоретическое значение исследования состоит также в адекватной оценке места и роли философского творчества В. В. Розанова в истории российской культуры конца 19-го - начала 20-го веков.

Практическое значение исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы для преподавания курсов истории, философии, философии религии, истории отечественной культуры, этики, политической теории, русской литературы и спецкурсов в рамках вышеперечисленных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры философии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, прошла предварительную экспертизу на кафедре философии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Результаты работы докладывались на ежегодной научной конференции преподавателей Ярославского государственного педагогического университета и ежегодных педчтениях, посвященных К.Д. Ушинскому, проходивших в ЯГПУ с 28 февраля по 1 марта 2001 года. Основные положения исследования отражены в нескольких публикациях.

Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Текст диссертации изложен на 141 странице, включая библиографию. Список литературы содержит 155 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-религиозные искания В. В. Розанова"

Заключение

Сергиевопосадский» субпериод творчества не принес чего-либо принципиально нового в картину мировоззрения Розанова. Однако следует отметить значительно возросшую степень обеспокоенности философа ходом событий в России и мире в целом. Неоправдавшиеся ожидания, безнадежность сергиевопосадской «эмиграции» придали новую интонацию звучания старым идеям:

- христианство не только бесполезно, но и вредно для «живой жизни»;

- вся полнота бытия одним христианством не исчерпывается;

- на «новой земле», о которой рассказывает «религия бытия», должно обрести действительность тождество духа и пола;

- первейшей нравственной заповедью «религии бытия» является любовь (трактуемая философом в «Апокалипсисе нового времени» как совершенство несовершенного бытия);

- государство есть институт, упорядочиваюш;ий хаос и препятствующий деструкции, способствующий сохранению и развитию «живой жизни».

Подводя общий итог работы, мы полагаем возможным предположить, что в ней в достаточной степени обоснована выдвинутая нами гипотеза о детерминизации у Розанова сфер нравственности и политики сферой религиозной и о характере зависимых изменений в данных областях воззрений философа.

Мы установили, что характер религиозности Розанова претерпевал существенные изменения на протяжении жизни писателя. От абстрактного вообще-христианства философ пришел к по-славянофильски ортодоксальному православию. В дальнейшем, придя к выводу о присутствии искажений христианского учения в современном ему катехизисе церкви, Розанов начинает критику христианства с натуралистических позиций. В его изменяющемся религиозном мировоззрении отчетливо обозначаются элементы пантеизма и панбиологизма, симпатии к иудаизму и язычеству. По мере проникновения в «сущность христианства», сопряженного с развертыванием оригинальной философии пола, Розанов заключает, что наклонение к смерти не искажение, а имманентное свойство веры Христовой. В конце концов философ приходит к осознанию необходимости утверждения новой веры, названной нами условно «религией бытия». .

Абстрактному христианству мыслителя соответствовали представления о нравственности как части религии. При этом из истинности христианства следовало, что истинной нравственностью может быть только нравственность, основывающаяся на христианской вере. Славянофильство философа внесло поправку в его понимание того, что есть истинная нравственность, последняя, по мнению Розанова-славянофила, может опираться исключительно на православие, из чего, в свою очередь, следует необходимость учета принципов целостности, конкретности и естественности при рассмотрении любой нравственной ситуации. Во время «реформаторской» борьбы философа против искажения христианства нарастает тенденция сближения этики Розанова с иудаистской (может быть - языческой) этикой. В стремлении оживить православие, победить антисистему в нем, философ пытается совместить виталистические нравственные принципы с традиционными христианскими нравственными принципами. Когда Розанов, осознав, что борется не с искажениями христианства, а с его неотъемлемыми свойствами (может быть, даже - с сущностью), он начинает искать новую жизнеутверждающую религию вечного становления. Намечающаяся как синтез язычества и христианства «религия бытия» влечет за собой «нравственность бытия» с присущими последней более широкими, сравнительно с христианскими, представлениями о добре и зле и с интуитивным методом их различения.

Религия бытия» и соответствующая ей «нравственность бытия», мы полагаем, являются высшей точкой оригинальной религиозно-нравственной философии Василия Васильевича Розанова.

Эволюцией религиозно-нравственных воззрений писателя были обусловлены изменения в его отношении и к государственности. Философ до конца дней своих не отказывался от положения своей ранней «философии понимания», согласно которому жизненность государства, целью которого является христианский социализм, зависит от уровня общественной религиозности и общественной нравственности в нем. В славянофильский период творчества писатель развивает идею смысла государства как «ограды церковной». Он отказывает государству в собственном содержании, что, по-видимому, связано со славянофильским взглядом на власть как на компенсацию недостающего лада в духе и, следовательно, в жизни народа. Славянофил Розанов развертывает критику бюрократизма, существующего в России, и, в то же время, именно Россию признает наиболее близким к идеалу государством.

В первый субпериод темы «пола» определяющим в оценивании роли государства для Розанова становится натуралистический (виталистический) критерий - способствования естественным жизненным силам. Философ высказывается за активное государство (но без вмешательства последнего в частную жизнь и другие сферы не его компетенции). Несмотря на возрастание в его религиозно-философских взглядах проиудаистских и проязыческих настроений, он не оставляет надежд на воплощение в жизнь идеала христианской государственности.

И, наконец, «религия бытия» и «нравственность бытия» сделали зависимость между религиозными и этическими представлениями - с одной стороны, и отношением к государству - с другой, предельно вариативными, при этом все же доминирующим осталось отношение к государству как институту, способствующему сохранению и развитию «живой жизни».

129

Мы полагаем, что внутренним двигателем эволюции религиозно-этических и политических представлений Розанова, скрытым основанием отношения философа к разнообразным феноменам действительности являлись потаенные внутренние переживания (объективное в субъективном), условно обозначаемые нами в работе как «чувство потенциальности» и «чувство Костромы». И итог религиозно-философских исканий мыслителя - «религию бытия» мы склонны рассматривать как отношение к предельной, бесконечно развивающейся сакральной целостности и, в то же время, возвращение философа к самотождественности, наиболее отчетливое проявление направленности его экзистенции.

Нами представлен один из возможных вариантов разработки темы «Философско-религиозные искания В.В. Розанова». Мы полагаем, что наше историко-философское исследование продолжает (а в чем-то и начинает) детальное рассмотрение философского наследия оригинального мыслителя - Василия Васильевича Розанова. Нам думается, что имя Василия Васильевича Розанова еще только названо, произнесено, но не восстановлено в полной мере в ряду выдающихся русских философов. Обозначить весь объем, вес этого имени - задача комплексная, требующая своего решения во множестве должных появиться в будущем литературоведческих, культурологических и философских исследований его творчества.

 

Список научной литературыСкородумов, Сергей Вячеславович, диссертация по теме "История философии"

1. Айхенвальд Ю.И. /Рецензия/ // Вопросы философии и психологии. -1900. - Кн.2/52/ Март-Апрель. - С. 176 - 186. - Рец. на кн. : Розанов

2. B. В. Сумерки просвещения. Сборник статей по вопросам образования. -СПб., 1899; Розанов В.В. Литературные очерки. Сборник статей. -СПб., 1899.

3. Ашешов И. Из жизни и литературы // Образование. 1904. - Апрель.1. C.60-74.

4. Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. - 687с.

5. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании // Вопросы жизни. 1905. -№9.-С. 147-188.

6. Бердяев H.A. Русская идея //Вопросы философии. 1990. - JNg 1. - С. 77- 144.

7. Бердяев H.A. Русская идея //Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 87- 154.

8. Богатова O.A. Этические взгляды В.В. Розанова: проблема взаимоотношения природы, культуры и морали: Автореф. дис. док. филос. наук. -Саранск, 1995.-23с.

9. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Древний мир. Эпоха Просвещения: Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1996. -72с.

10. Бородаевский В. О трагизме в христианстве // Русский вестник, 1903. -Февраль.-С. 615-624.

11. B.B. Розанов Pro et contra : Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Кн.2 /Ред.кол. : Д.К.Бурлак /пред./ и др. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. - 574с.

12. Венгеров A.C. Собрание сочинений. В 5т. Т.З. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков. СПб.: Изд-во «Прометей», 1912. -217с.

13. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис / О Ницше/. М.: Изд-во политической литературы, 1991. -334с.

14. Вышеславцев Б.П. Комментированный конспект книги В. Розанова «Великий инквизитор» //Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 134 -140.

15. Галковский Д. Бесконечный тупик // Начала. -19 9 1.-№ 1. С. 66-71.

16. Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

17. Гегель Г.Ф. Философия религии : Соч. в 2т. Т.1. М.: Мысль, 1975. -532с. •

18. Гиппиус З.Н. Стихотворения. Живые лица. М.: Художественная литература, 1991.-470с.

19. Глинский Б. /Рецензия/ //Исторический вестник. 1904. - №6. - С. 1053- 1055. Рец.на кн.: Розанова В.В. В мире неясного и нерешенного.

20. Гордиенко Н. С. Критика новых тенденций современного православия.- Л.: Общество «Знание» РСФСР. Ленинградская организация, 1974. -32 с.

21. Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987.-302 с.

22. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников: Истоки и эволюция. М.: Наука, 1993. - 317с.

23. Грибовский В. Литературное духоборчество // Книжки Недели. 1899. -Май.-С. 183- 194.

24. Гулыга А. «Как мучительно трудно быть русским» //Лепта. 1991. -№5.-С.143-15 1.

25. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.• 335с.

26. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебн. для вузов. М.: Гардарика, 1998.-472с.

27. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. : Книга, 1991. - 573с.

28. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы //Полн.собр.соч.: В 30т. Т. 14.1. Л.: Наука, 1976.-510с.

29. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы //Полн.собр.соч. : В 30т. -Т.15.-Л.: Наука, 1976.-623с.

30. Достоевский Ф.М. Записки из подполья //Полн.собр.соч. : В 30т. Т.5. -Л.: Наука, 1976.-407с.

31. Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание: Истор'.-филос. очерк. М.: Наука, 1977. - 104с.

32. Иванов В.Г. История этики древнего мира: Учеб.пособ.для студентов высш. учебн. завед., обуч. по философ, спец. и философ, направлению. -СПб.: Изд-во «Лань», 1997.-254с.

33. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 279с.

34. Иванова Е.В. Италия В.В. Розанову // Вопросы философии. - 1991. -№3.-С. 133 -139.

35. Иоанн Кронштадский /И.И.Сергиев/. Христианская философия. М.: Издательский отдел Московского патриархата /М.: Интерпракс/, 1992. -212с.

36. Ионии Л.Г. Социология культуры: Учебн.пособ. для студентов гуманит. и соц-экономич. направлений и спец. высш. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: «Логос», 1998. - 278с.

37. История философии: Запад Россия - Восток / книга третья: Философия 19 - 20 вв. - 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Ши-чалина, 1999.-448 с.

38. История философии в СССР. В 5 т. Т. 4. М.: Наука, 1971. - 830 с.

39. История философии. В 6 т. Т. 5. М.: Изд-во Академии Наук СССР. 1961 .~919с.

40. Итальянские гуманисты 15 века о церкви и религии: Сборник / Под ред. М.А. Гуковского. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 390с.

41. Каган Ю. Путь Розанова // Общественные науки. 1990. - № 5. - С.201-212.

42. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 591с.

43. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 709с.

44. Кант и философия в России /Отв.ред. З.А. Каменский, В. А, Жучков. -М.: Наука, 1994.-269с.

45. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota bene, 1998.-422с.

46. Кожурин А.Я. Социальные аспекты антропологии. К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова: Автореф.дис.канд.филос.наук. СПб., 1997. - 17с.

47. ЗЗ.Козырев А. /Рецензия/ // Новый мир. 1996. - № 8. - С.244 - 246. - Рец. на кн.: Розанов В.В. Сочинения.

48. Конева Л.А., Конева A.B. Антропологические идеи в руской религиозной философии: Пособие по спецкурсу. Самара: Изд-во Самарского гос. университета, 1995. - 123с.

49. Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца 19 начала 20 вв. /Под ред. Ю.А. Гусева. - Минск: Наука и техника, 1994. - 188с.

50. К.П. Победоносцев о В.В. Розанове /1893/ /Публикация и примечания А.Ю. Полунова // Вопросы философии. 1993. - № 12. - С.87 - 89.

51. Крайний А. Литература и искусство //Русская мысль. 1912. - № 5. -С.26-3 1.

52. Крикунов А. К анализу концепции образования В.В. Розанова // Alma mater / Вестник высшей школы/. 1998. - № 4. - С.45 - 46.

53. Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1989. - № 3. - С.43 - 58.

54. Лайков М. О русских смыслах в России: Необходимость бесполезного // Очарованный странник. 1996. - Апрель. - С.З, 7.

55. Латынина А. «Во мне происходит разложение литературы.»: В.В. Розанов и его место в литературной борьбе эпохи // Вопросы литературы. -1975.-№2.-С. 169-206.

56. Ленин В.И. Государство и революция // Избр. произведения: В 4 т. -Т.2. М.: Изд-во политической литературы, 1986. - 553с.

57. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Рарог / Московский рабочий/, 1993. -399с.

58. Лосев А.Ф. В поисках смысла //Вопросы литературы. 1985. - № 10. -С.205-23 1.

59. Лосский И.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-478с.

60. Л.С. /Слонимский Л.З./ /Рецензия/ //Вестник Европы. 1886. - № 10. -С.850 - 857. - Рец. на кн.: Розанов В.В. О понимании.

61. Максимов A.A. Критика основных положений современных буржуазных государственно-правовых теорий: Учебн.пособие. Иваново: Изд-во Ивановского гос. университета, 1989. - 87с.

62. Мамонтов О.Н. Новые материалы к биографии М.М. Пришвина //Русская литература. 1986. - 342 2. - С.175 - 185.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Собрание сочинений: В 30т. -Т.20. 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961. - 827с.

64. Марксистская этика : Учеб. пособие для вузов /Под общ.ред. А.И. Ти-таренко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во политической литературы, 1980. - 352с.

65. Медведев A.A. Эссе В.В. Розанова о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом: /Проблема понимания/: Автореф. дне. канд. филолог, наук. М., 1997. -24с.

66. Мережсковский Д.С, Больная Россия. Л. :Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 269с.

67. Мережковский Д.С. Революция и религия //Русская мысль. 1907. -№3.-С. 17- 34.

68. Методология этических исследований / Под ред. Л.М. Архангельского. -М.: Наука, 1982.-382с.

69. Набоков В.В. Дар. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1991.-320с.

70. Некрасова E.H. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии 20 века. М.: Мартис, 1997. - 158с.

71. НИКОЛЮКИН А.Н. Василий Васильевич Розанов: Писатель нетрадиционного мышления. М.: Знание, 1990. - 62с.

72. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во Московского университета, 1989. - 192с.

73. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во

74. B. М. Скакун, 1998.-896. с.82. новый Завет. Chicaqo: Slavic Gospel Press, 1990.

75. B.B. Розанове: Интервью с В.Г. Сукачом //Начала. 1991. - № 1.1. C. 33 -43.

76. Основы политологии: Курс лекций /Под ред. В.П. Пугачева. М.: Общество «Знание» России, 1992. -256с.

77. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ /Под ред. СП. Баранова, Л.Р. Болотина и др. М.: Просвещение, 1981. - 367с.

78. Перцев A.B. Типы методологий историко-философского исследования. -Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.- 196с.

79. Письма Василия Розанова Эриху Голлербаху //Лепта. 1991. - №5. -С.139-142.

80. Платон. Государство //Собрание сочинений: В 4т. Т.З. /Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль. 1994. - 654с.

81. Политилогия: Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. М. : Изд-во Московского университета, 1993. - 252с.

82. Попелова И. Этика: О истории и современной проблематике нравственной теории. М. : Прогресс, 1965. - 669с.

83. Проблема возможности и действительности: Сборник статей /Отв. ред. Б.А. Чагин. М. - Л.: Наука, 1964. - 279с.

84. Протопопов М. Писатель головотяп //Русская мысль. - 1899. - Август. -С.155~ 171.

85. Раздвояющийся писатель //Вестник Европы. 1897. - № 9. - С.411 -427.

86. Ремизов A.M. Избранное. Л.: Лениздат, 1991. - 606с.95. /Рецензия/ //Русское богатство. 1909. - № 7. - С. 121 - 126. - Рец. на кн.: Розанов В.В. Итальянские впечатления.

87. Розанов В. Вопрос о происхождении организмов. Дарвинизм. Критические исследования Н.Я. Данилевского //Русский вестник, с 1889. Май. -С.3 11-3 16.

88. Розанов В.В. В чаду войны. Петроград - Москва: Рубикон, 1916. -61с.

89. Розанов В.В. Из переписки С.А. Рачинского //Русский вестник. 1903. -Январь.-С.219-243.

90. Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об A.C. Суворине. М.: Патриот, 1992. - 117с.

91. Розанов В.В. Иная земля, иное небо: Полное собрание путевых очерков 1899- 1913 гг. / Под ред. В.Г. Сукача. М. : Танаис, 1994. - 734с.

92. Розанов В.В. Итальянские впечатления. СПб., 1909. - 318с.

93. Розанов В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского: Опыт критического комментария. С приложением двух этюдов о Гоголе. 9-е изд. - СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1906. - 282с.

94. Розанов В.В. Литературные очерки: Сборник статей. СПб.: Издание П.Перцова, 1899. - 288с.

95. Розанов В.В. Место христианства в истории. СПб., 1904. -Вып. 1. -48с.

96. Розанов В.В. М.П. Соловьев и К.П. Победоносцев о бюрократии // Начала. 1991.-№1.-С.44 - 53.

97. Розанов В.В. Мысли о литературе: Сборник. М.: Современник, 1989.-605с.

98. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. М.: Искусство, 1990. - 604с.

99. Розанов В.В. Одна из замечательных идей Ф.М. Достоевского //Начала. 1991. - № 1. - С.54 - 64.

100. Розанов B.B. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М.,1886. - 737с.

101. Розанов В.В. Органический процесс и механическая причинность // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1889. - Май. -С.1-22.

102. Розанов В.В. О себе и о-жизни своей / Сост. В.Г. Сукача. М.: Московский рабочий, 1990. - 876с.

103. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. - 635с.

104. Розанов В.В. Сны золотые//Слово.-1991.-№7.-0.47-5 1.

105. Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерещенного / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. - 461с.

106. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах /Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М. :Республика, 1994. ~ 475с.

107. Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное /Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1994. - 541с.

108. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен /Под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 1995. 557с.

109. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писателях и писательстве /Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. - 557с.

110. Розанов В.В. Собрание сочинений. Среди художников /Под общ. ред. АН. Николюкина. -М.: Республика, 1994. -4 9 4 с.

111. Розанов В.В. Сочинения /Сост., подгот. текста и коммент. А.Л. На-лепина и Т.В. Померанской. М.: Советская Россия, 1990. - 592с.

112. Розанов В.В. Среди художников. С портретами. СПб.: Т-во A.C. Суворина «Новое время», 1914. - 499с.

113. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - 624с.

114. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии. 1892. - Кн. 14. - Сентябрь. - С. 135 - 164.

115. Розанов B.B. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии. 1892. - Кн. 15. - Ноябрь. - С.1 - 31.

116. Русская идея /Сост. И авт. Вступ. Ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496с.

117. Сабиров В. Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995. - 152 с.

118. Савельев Л. Записки по русской философии // Москва. 1993. - № 2. -С. 176- 192.

119. Сарапульцева A.B. Религиозно-идеалистическая философия В.В. Розанова: Становление и развитие: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1996. 18с.

120. Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. - 1040 с.

121. Семеникин Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. - 175 с.

122. Сергий Радонежский: Сборник / Сост. В. А. Десятников. М.: Патриот, 1991.-539с.

123. Слонимский Л. О свободе полемики //Вестник Европы. 1910. - № 6. -С.285-291.

124. Современный экзистенциализм: Критические очерки /Ред.коллегия: Л.Н. Митрохин и др. М.: Мысль, 1966. - 567с.

125. Соловьев B.C. Конец спора // Вестник Европы. 1894. - № 7. - С.286 -312.

126. Соловьев B.C. /Рецензия/ //Русское обозрение. 1890. - № 9. - С.475 - 476. - Рец. на кн.: Розанов В.В. Место христианства в истории.

127. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1999. - 816 с.

128. Стародум Н.Я. Журнальное обозрение: «Весы» январь, февраль 1904г // Русский вестник. - 1904. - Март. - С 334 - 356.

129. Старо дум Н.Я. Журнальное обозрение: «Мирный труд» 1904: Еще о г. Розанове на «Новом Пути» // Русский вестник . 1904. - Сентябрь. -С. 349-372.

130. Сукач В. Жизнь В.В. Розанова «как она есть» // Москва. 1991. -№ 10.-C.13 5- 176.

131. Сукач В. Жизнь В.В. Розанова «как она есть» // Москва. 1992. -№ 1.-С.108-131.

132. Тихомиров Л. В чем ошибка г. В. Розанова //Русское обозрение. -1894.-№9.-С.397~411.

133. Тихомиров Л. Существует ли свобода // Русское обозрение. 1894. -№4.-С.899-910.

134. Тихонова Е.Ф. Творческое наследие В.В. Розанова: Опыт культурологической реконструкции: Автореф. дис. канд. культуролог, наук. -Ростов н/Д, 1997.-3 1с.

135. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии: О специфике религии и ее месте в общественном сознании. 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М. : Изд-во Московского университета, 1965. - 349с.

136. Фатеев В.А. В.В. Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991. - 365с.

137. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме. в их отношении к свободе воли // Сочинения. Т.1. - М.: Наука, 1995. А 501с.

138. Флоровский Г.В. Восточные Отцы 4-го века. 2-е изд. - М. : МП «Паломник», 1992. - 340с.

139. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Кн. изготовлена по заказу Вильнюсского православного епархиального управления, 1991.-5 99с.

140. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. : Просвещение, 1989. -447с.

141. Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. Т.1. Работы по историософии / Сост. В.А. Кошелев. - М.: Изд-во «Медиум», 1994. - 589с.141

142. Хомжов A.C. Соч.: В 2 т. Т. X Работы по богословию / Сост. В А. Кошелев. - М.; Изд-во «Медиум», 1994. - 476с,

143. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма / Сост., встзщ, ст. и примеч. В.Ю, Проскуриной.-М.: Правда, 1991. 560с.

144. Чанышев А.Н. Трактат о небытии IJ Вопросы философии. 1990. -№10.-С. 158-165.

145. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия: Глас вопиющего в пустыне / Вступ. ст. Ч. Милоща. Подгот. текста и примеч. A.B. Ахутина. М.; Прогресс-ГнозисА 1992. - 304с.

146. Шишкин А.Ф, Человеческая природа и нравственность: истор.-критич. очерк . М.: Мысль, 1979. - 268с.