автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблема социального идеала у В. В. Розанова
Текст диссертации на тему "Проблема социального идеала у В. В. Розанова"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
Диссертационный Совет Д.002.29.01
На правах рукописи
Шульгина Лилия Александровна
Проблема социального идеала у В.В. Розанова
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09.00.03 - история философии
Научные руководители -
кандидат философских наук
доцент Гринько B.C. кандидат философских наук старший научный сотрудник ИФ РАН
Панибратцев А.В..
Работа выполнена на кафедре философии Костромской государствен' ной сельскохозяйственной академии
Ведущая организация - Московский государственный университет им.
М.В. Ломоносова
Москва
Содержание
Введение.
4
12
Глава 1. Методологические вопросы трактовки социального идеала в истории русской философии конца XIX -начала XX вв.
§1. Понятие социального идеала в истории философии. 13
§2. Идейные предпосылки и особенности обоснования
социального идеала в русской философии конца XIX - 29 начала XX вв.
Глава 2. Концепция социального идеала В. В. Розанова. 46
§1. Эволюция социально-философских взглядов В.В. Ро- 47 занова.
§2. Вопросы пола, семьи и нравственного воспитания. 62
§3. Проблема взаимоотношения церкви и государства в 78 "Метафизике христианства".
§4. Тема исторических судеб России и русского народа в 94 творчестве позднего Розанова (1905 - 1919).
Заключение. 106
Библиография.
109
Введение Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Человек как центральная фигура бытия в универсуме является основным объектом философских разысканий. Объективно происходящая его функционализация в общественном бытии, в экзистенции, создает новые, как теоретически, так и прагматически насущные проблемы. Как сочетать уникальность и центральность — в философском смысле — человека с его экзистенциальными ограничениями — с превращением или даже просто с возможностью его превращения — как по своей воле, так и по воле внешней — в полное ничтожество, скажем, в лагерную пыль? Вот великий вопрос, который по-своему задавали себе и по-своему решали все выдающиеся философы, их предшественники и наследники. Для отечественной философии, где практически, за исключением двух-трех последних столетий, в прямой и адекватной форме сугубо гносеологические, да и онтологические задачи прямо не ставились и не решались, это вообще основной предмет рассмотрения, причем не всегда в вербальной, и не всегда в текстуальной форме, что придает ей особую значимость и привлекает неугасаемое внимание в широком мире. «Вспомним,
— отмечал на «круглом столе» в «Вопросах философии» Л.А. Аннинский,
— что в истории России эпоха бессловесности — не новость. Кажется, у Флоренского в «Иконостасе», да и у Федотова были замечания на тот счет, что в общем-то доломоносовская эпоха достаточно бессловесна, особенно Киевская Русь, которая через иконопись, через цветопись каким-то образом себя духовно собирала. Слово никогда не исчезало, но оно не всегда несло коренную функцию»1. Еще более определенная дефиниция ситуации
1 Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1994, № 6-7, с. 3.
в отечественной духовной истории высказана М.Н. Громовым: «Основные парадигмы христианского мировидения в их концентрированном бого-словско-философском выражении воплощены не только в рукописных и печатных текстах, но и в невербальных источниках... Средневековый храм был не только местом молитвы (наверное, эти замечания можно отнести и в отношении язычества и его памятников. — Л.Ш.), но и объемной моделью космоса и социума е особой системой росписи и организации пространства»2. Невербальной, как нам представляется, была и философия Спасителя, по крайней мере не было авторизации текста и подгонки его под строгие каноны актуально конвенциональных представлений о научности, а авторизация Слова несмолкаемо идет вот уже которое тысячелетие, и края этому процессу не видно. А казалось бы, всего какая-то сотня не во всем синоптических записей постфактум.
Вековая философская мысль проявлялась и в живописном образе и в образе жизни молчальника, в архитектуре храма, а не просто и не только в строго формализованном жанре философского трактата.
Тема диссертации Проблема социального идеала у Розанова является одним из способов анализа этой характернейшей особенности русской философской мысли. Рассмотрение проблемы социального идеала, определение его в контексте российской истории была одной из важнейших в конца XIX - начале XX вв., являясь, пожалуй, самой острой из всех задач, решаемых, и до сих пор окончательно не решенных в России.
Мыслители каждой эпохи по-разному видели эту проблему. Она становилась предметом углубленных теоретических исканий, философских исследований и размышлений в эпохи исторических кризисов, социальных перестроек.
2 Громов М.Н. История русской философской мысли // История философии. Запад — Россия — Восток. Кн. 1. М.: ГЖ, 1995, с 450.
Современное российское общество вновь оказалось в состоянии глубокого кризиса. Очевидным и своевременным является сравнение российской действительности в наше время с той исторической ситуацией в которой Россия была на рубеже XIX - XX вв. Необходимость решения актуальных задач современной российской действительности делают безотлагательным осмысление достижений отечественной историко-философской мысли.
Анализ специфики отечественной религиозно-философской традиции, которую представляет В. Розанов помогает, на наш взгляд, решению ряда, как общих теоретических проблем, так и более конкретных вопросов связанных с осмыслением исторических форм социальных идеалов. Речь идет, прежде всего о том, чтобы более основательно осмысливать глубину диалектической связи и обусловленности философии, религии, науки и других видов ментальной деятельности, степень взаимной зависимости теоретико-познавательной, социальной и мировоззренческой функций философии. Эти проблемы, по сути, были главными для философии В.В. Розанова — представителя отечественной религиозно-идеалистической философской мысли3 В своих ярких работах мыслитель продолжает сложившиеся в русской философии традиции славянофилов и примыкавших к ним течений, представленные трудами A.C. Хомякова, H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева, а также B.C. Соловьева и др., которые с его точки зрения являются приемлемой основой для глубокого осмысления социального и духовного развития России.
В. Розанов осуществил философский анализ не только проблем отечественного прошлого, но пытался осмыслить глобальные закономерности
3 Так, выдающийся русский православный философ и авторитетный зарубежный исследователь отечественной философии В.В. Зеньковский отмечал, что "с самого начала (то есть уже в книге "О понимании") Розанов проявил себя как религиозный мыслитель. Таким он оставался и всю жизнь, и вся его духовная эволюция совершалась, так сказать, внутри его религиозного сознания"(Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.2, ч. 2. Л.: ЭГО, 1991, с. 268.
исторического развития человечества и предпринял попытку сформулировать общие принципы и нормы социального бытия. Основные его темы — это семейный вопрос, философия пола, судьба России и христианства. Нравственные искания В.В. Розанова и интимные интеллектуальные переживания протекали в общих рамках христианской культуры, основные, ценностно-значимые мотивы и вытекающие из них выводы были заданы Розанову православной линией христианской религии, хотя ортодоксальным православным мыслителем Розанов не был.
Сегодня обращение к философскому наследию выдающихся мыслителей нашего недалекого прошлого, среди которых В.В. Розанов может быть признан одним из самых глубоких, особенно важно, так как современное развитие нашей страны привело общество к положению, по сути дела воспроизводящему противоречия прошлого и будущего России. Изучение наследия В. Розанова с точки зрения глобальных проблем. Может помочь в решении практических, общественно-политических задач современности.
Изученность проблемы. Разноплановая деятельность Розанова породила и весьма обширную литературу о нем. В конце XIX - начале XX вв. воззрениям В.В. Розанова уделили внимание его и наши выдающиеся современники4. B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев и др., обращали внимание на своеобразие религиозной философии Розанова,
Весьма неоднозначно оценивается философия В.В. Розанова в современной отечественной историографии. В.А. Кувакин в своих критических
4 См.: Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989, т. 2, с.498 - 548: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989, с. 160, 412, 435 и др.; Его же. Самопознание. М.: Книга, 1991, с.360 -366; Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991, с. 116; Изгоев A.C. //Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991, с. 108, 147 -149. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990, с. 462 -464, 530; Его же. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994, с. 76 -78, 146; его же Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991, с. 511, 510).
очерках о взглядах В.В. Розанова, отмечает консервативные аспекты его творчества, его эксцентричность, противоречивость его мысли и экстравагантную постановку им социально-философских проблем5. В книге В.В. Фатеева6 дан очерк жизни и основных идей В. Розанова, мировоззрение философа интерпретируется как виталистский вариант экзистенциализма. С.Н. Носов в своей монографии7 обращает внимание на эстетизм Розанова и проблему свободы в его творчестве и попытку дать свою альтернативу в решении этой проблемы. Отдельные аспекты взглядов В.В. Розанова относительно проблемы социального идеала затронуты в монографии С.В. Пишуна8. Исследователь обращает внимание на источник формирования социальных взглядов, на отношение Розанова к некоторым направлениям общественного движения в России конца XIX - начала XX вв. Весьма фрагментарно изложены взгляды В.В. Розанова в обзорных работах по истории русской философии, служащих учебными пособиями для высшей школы9.
5 См.: Кувакин В.А. Религиозная философия в России нач. XX века. М.: Мысль, 1980; Его же.Василий Васильевич Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти" // Вестник Моск. ун-та, сер 7: филос., 1989, № 3, с. 43 - 57.
6 См.: Фатеев В.В. В.В. Розанов: жизнь, творчество, личность. Л., 1991. - 368.с.
7 См.: Носов С.Н. В.В. Розанов: эстетика свободы. СПб., Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. -206 с.
8 См.: Пишун С.В Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 1993,- 151 е.: см. также: Его же. Социально-антропологические построения "философии понимания" В.В. Розанова. Уссурийск: Изд-во гос. пед. инст-та, 1990. - 35 е.; его же. Источники формирования социальных взглядов В.В. Розанова и его отношение к некоторым направлениям общественного движения в России конца XIX в. Уссурийск: Изд-во гос. пед. инст-та, 1984, - 15 с.
9 См., например: Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995, стр. 165; Новиков А.И. История русской философии. СПб.: Лань, 1998, стр. 223. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону: Феникс, 1996, с. 216 -217 маленький очерк, есть и тексты; История философии: Запад — Россия — Восток. В 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: ГЖ, 1993 — 1999, кн. 3-я, с. 372 -375. Сто русских философов. Биографический словарь / Составитель и редактор А.Д. Сухов. М.: Мирта, 1995, с. 206 - 208; Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995, с. 448 - 456; Русские философы: конец 19-го — середина 20 века / Антология. М.: Кн. палата, 1994, с.26 - 42 и др.
Концепция социального идеала В.В. Розанова в комплексе не была предметом специального исследования. Между тем, как нам представляется, это одна из наиболее актуальных, вызывающих живой общественный интерес проблем, тем более у такого самобытного глубокого мыслителя, как В.В. Розанов. В этом аспекте диссертант стремится продолжить наработки, достигнутые в решении проблем социального идеала, ветлужского философа.
Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы на основании анализа совокупности идей содержащихся в разрозненном виде в трудах В.В. Розанова, реконструировать его концепцию социального идеала и рассмотреть эту концепцию в общем контексте проблемы социального идеала в русской идеалистической философии конца XIX - начала XX вв.
Проанализировав историческую почву формирования взглядов В.В. Розанова, условия, идейные предпосылки и особенности обоснования им социального идеала; проследив эволюцию взглядов мыслителя по проблеме социального идеала.
Методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили социально-философские труды выдающихся русских философов конца XIX - начала XX вв. (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, C.JI. Франк и др.) и классиков мировой философии (И. Кант, Гегель, JI. Фейербах). Использованы современные философские труды, посвященные проблеме социального идеала (В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, И.Т. Фролов, JI.H. Коган, Е.М. Амелина и
ДР-)-
Большую помощь при исследовании оказал опыт осмысления русской религиозной философии современными исследователями А.И. Абрамовым, A.A. Ермичевым, В.А. Кувакиным, С.М. Половинкиным, B.C. Сер-биненко, С.С. Хоружим,и др. При анализе настоящей темы мы стремились оптимально использовать методологический и научно-теоретический ар-
сенал, накопленный в области изучения проблем истории мировой и отечественной философии такими исследователями, как Н.В. Мотрошилова, Л.Н. Митрохин, П.П, Гайденко, М.Н. Громов, М.А. Маслин, А.Н. Николюкин, А.Д. Сухов и д.р.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Впервые осуществлен историко-философский обзор взглядов отечественных философов на проблему социального идеала. Определено место и роль проблемы социального идеала в философских взглядах В.В. Розанова в общем контексте истории русского идеализма конца XIX - начала XX вв.
2.Реконструирована концепция социального идеала В.В. Розанова, которая сводится к следующим основным положениям:
3.Главное в социальном идеале В.В. Розанова - идея общества в котором церковь и государство представляют различные по функциям неразрывно связанные друг с другом части одного живого организма, причем государство выступает как особая форма божественного духа, заимствующая свои цели от церкви, а церковь, в силу своей древности и универсальности, как основной духовный авторитет определяющий общие цели социального устройства общества;
4.Общим историческим фоном, на котором В. Розанов размышляет о социальном идеале является его идея о том, что русские являются и не западным и не восточным народом, а народом у самобытности которого есть глубинные корни;
5.Конкретным выражением идеала выступает "Домострой", что дает основание определить социальный идеал Розанова как разновидность консервативно-ретроспективных утопий;
6.Составной частью социального идеала Розанова является идея семьи как "малый мир" (микрокосмос) слитый с церковью и выступающий в качестве начала религиозной жизни общества;
7.Одной из важнейших составляющих социального идеала Розанова является идея "целостной личности", как основы социального строя жизни общества, продукт воспитания в семье и образования в обществе, носителя социокультурного опыта с объемом знания, соответствующего ценностям христианской религии.
Данные положения выносятся на защиту:
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в разных сферах научно-теоретической и учебно-образовательной деятельности, особенно в курсах по истории отечественной философской мысли.
Апробация работы. Основные положения диссертации освещались на научных конференциях фестиваля "Вехи" г. Кострома, межрегиональных научно-теоретических семинарах и конференциях в Костромском государственном университете, на научно-практической конференции преподавательского состава по секции общественных наук Костромской сельскохозяйственной академии, в секторе по истории русской философии института философии г. Москва и отражены в соответствующих публикациях.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАКТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
В. Розанов - оригинальный мыслитель, остро политический, социально ориентированный знаток русской и мировой истории, смелый искатель новых философских тем. Его историко-философская часть наследия велика. Многогранность произведений, широта охватываемых проблем, оригинальные способы их разрешения обусловили разнообразие работ. Прежде всего он известен как мыслитель, остро поставивший вопросы о противоречии церковного аскетизма и таинства брака, связи пола и религии, а также еврейский вопрос как символический образ "темного дна" русской идеи и другие. Большая часть работ посвящена вопросам истории, религии, христианства, и в особенности православия, а также вопр