автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова"
На правах рукописи
СВИРСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. РОЗАНОВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.03 - история философии
005016433
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 2012
З Ш 2012
005016433
Диссертация выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор кафедры философии религии и религиоведения философского ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова В.Я. Саврей
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор кафедры философии
Государственного университета управления (г. Москва) Н.С. Семёнкин
кандидат философских наук, ведущий редактор издательства «Республика» (г. Москва) П.П. Апрышко
Ведущая организация: Национальный исследовательский университет "МЭИ"
Защита диссертации состоится 22 мая 2012 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.38 но философским наукам при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, г, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, Шуваловский учебный корпус, философский факультет, ауд. А-518
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «Б», 3 этаж, комната 300.
кафедра философии, политологии и социологии
Автореферат разослан «
»
2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета Кандидат философских наук, доцент
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Развитие отечественной культуры и самосознания связано с непрерывным осмыслением их истории, в особенности философского наследия России. Происходящее сегодня «действительное возрождение»' философской традиции в России связано с исследованием и творчества русских мыслителей Серебряного века, давших «новый - яркий тон той многоцветной духовной радуге, что раскинулась над Россией на рубеже веков и получила название русского религиозного ренессанса».2 В последние десятилетия произошло, по существу, открытие русской философии конца XIX - начала XX веков и особенно остро стоит вопрос об овладении ее богатствами, ее достижениями. Философский опыт нашей страны, безусловно, полезен для разработки национальной стратегии развития и решения многих проблем культуры.
Творческое наследие русских мыслителей конца XIX - начала XX в.в. -значительное явление русской и мировой философской традиции, и оно требует детального и систематического исследования. Один то наиболее даровитых и смелых философов этого периода, «до сих пор недостаточно понятых и по достоинству не оцененных»3, Василий Васильевич Розанов (1856-1919) явил пример глубочайшего проникновения в природу человека, его повседневную жизнь и помыслы. Он стоял у истоков антропологического поворота, произошедшего в философии в двадцатом столетии.
Философское наследие В. В. Розанова современно, ибо оно включает идеи, ценности, определяющие гуманистическое содержание актуальных сегодня проблем культуры и человеческого бытия. Отсюда тема диссертационного исследования, посвященного историко-философскому
1 Философия не кончается...Из истории отечественной философии XX века: В 2-х кн./ Под ред. АЛекторского. кн.П .60-80-е г.г. - М.: Российская политическая энциклопедия», 1998. - С. 42.
2 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. / A.B. Гулыга. -М.: Соратник, 1995. - С.154.
3 Громов МН. Философский импрессионизм Розанова / М.Н.Гроыов // Наследие В.В.Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции / [сост. А.Н.Николюкин]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - С.269..
анализу антропологических идей Розанова, представляется научно обоснованной и теоретически оправданной.
Степень разработанности проблемы После долгих лет забвения жизнь и творчество В.В. Розанова стали широко освещаться, публикуются его сочинения, книги о нем, проводятся научные конференции, в том числе и Международный конгресс в Италии (1990г.) Значительным событием стала международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова. Она состоялась 29-31 мая 2006 года в Москве в Российской академии наук. В работе конференции приняли участие более ста специалистов, а также исследователи из Германии, Италии, Китая, США и Польши. Объединение усилий философов, историков, литературоведов и политологов позволило охватить наиболее актуальные аспекты духовного наследия выдающегося русского мыслителя.1
Философские воззрения В.В. Розанова анализировались ещё в начале XX века. В 20-е годы Э.Ф. Голлербах2 издал одно из первых и серьезных исследований, посвященных жизни и творчеству философа. О своеобразии философского мышления Розанова писали B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, Д.С. Мережковский. О нем оставили свои воспоминания 3. Гиппиус, А. Белый, A.M. Ремизов и др. В 1938 году в Праге вышла на чешском языке «История русской философии» Б.В. Яковенко, в которой он, исследуя отечественную философскую мысль XVIII - первой трети XX в., указал, что
' Наследие В.В.Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции / [сост. А.Н.Николюкин]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 639с.
Так, по мнению Йоахима Деца (Польша), Розанов как политический мыслитель был консерватором славянофильского толка. Райнер Грюбель (ФРГ) привлек внимание участников конференции к культурософским идеям Розанова. О розановских поисках «основ личной герменевтики» говорила Джованна Спендель (Италия). В представленном докладе Анны Лизы Кроун (США) были приведены аргументы В.В. Зеньковского в защиту Розанова против критических замечаний Н.А.Бердяева. Другая американская исследовательница Н.Ю. Казакова (США) проанализировала взаимоотношения В.В.Розаиова с Мережковским. О влиянии мыслителя на творчество писателя В.Ерофеева говорилось в докладе так же представительницы США Эдит Клюс (Edith Clowes). Исследователь из Великобритании Адам Юр (Adam Ure) рассматривал антихристианство Розанова и отношение к древним религиям.
Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. / Э.Голлербах. - М.: МП «Квазар», 1991. - 84с.
«в B.B. Розанове следует прежде всего видеть последний отзвук славянофильства прошлого века».1
Н.О. Лосский считал, что Розанов уделял большое внимание критике христианства, и произведения его не носили систематического и последовательного характера.2 В.В. Зеньковский предпринял более подробный анализ розановского философского наследия, выделив его софиологический и антропологический компоненты. Розанов не смог, да и не хотел, облечь в форму системы свои мысли и идеи, но внутренне жил принципом системности3, поскольку исходил из устойчивого комплекса философских интуиций и установок, которые невидимым образом держали в единстве россыпи его философских идей. По мнению Зеньковского, чтобы понять и оцепить всю значимость идей Розанова, необходимо углубиться в изучение того, что он говорил о человеке. В его антропологии ключ ко всей его идейной и духовной эволюции.4
Краткая характеристика личности и взглядов мыслителя содержится в ряде работ А.Ф. Лосева в 60-80гг. Имя Розанова, разумеется, в сугубо критическом ключе, упоминается наряду с другими «богоискателями» в 4-м томе «Истории философии в СССР»5. В 1980 г. появилась первая в советской историографии специальная работа В.А. Кувакина о русской религиозной философии, в которой отдельная глава была посвящена философии В.В. Розанова6. Его взгляды были определены как «мистико-сексуальный пантеизм»7.
В 90-ые гг. XX в. в связи с публикацией сочинений Розанова отмечен возросший интерес к творчеству этого оригинального мыслителя.
1 Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш./ Б.В. Яковенко. - Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Солодухина. - М.: Республика, 2003. - С.320.
г Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 435-438.
3 Зеньковский В.В. История русской философии./ В.В.Зеньковский. - Харьков: Фолио; М.; Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001.-С. 423.
4 Там же, с. 446.
5 См. История философии в СССР. Т4. - М.: Изд-во «Наука», 1971. - С.С. 52,53,56,85,90,91, 798. Розанов отнесен к религиозно-философскому течению, а его взгляды названы «мистической антропологией» (с.56).
6 Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX вJ В.А. Кувакин. - М.: Мысль, 1980 - 309с.
7 Там же, с. 72. Впоследствии эта оценка была уточнена. Розанов был отнесен к «мистическим пантеистам преформистски-креационистского типа», (Кувакин В.А. Мыслители России / В.А. Кувакин. - М.: РГО, 2006. - С. 290.)
Значительным вкладом в изучение философских взглядов Розанова явилось издание двухтомного сборника текстов известных деятелей русской культуры, дающих оценку личности и творчеству выдающего русского мыслителя - «В. В. Розанов: pro et contra»1. А.H. Николюкин, В.Г. Сукач, В. А. Фатеев проделали огромную работу по развитию розановедения2.
Ряд современных ученых, таких как A.B. Гулыга, В.В. Сербиненко, И.И. Евлампиев в своих книгах, в отдельных главах разбирали философские взгляды Розанова. Подчеркивая своеобразие розановской философии, Гулыга применяет к ее характеристике понятие «религиозный натурализм»3. Сербиненко анализирует взгляды Розанова как христианскую метафизику4. Евлампиев отмечает у Розанова экзистенциальную концепцию человека.5 Работа C.B. Пишуна6 посвящена социальной философии В.В. Розанова.
Статьи о философском творчестве В.В.Розанова содержатся в книге П.В. Алексеева,7 в энциклопедии «Русская философия»8. В подготовленной к юбилею философа монографии Я.В. Сарычева9 представлена новая интерпретация философских исканий и творческого феномена В.В. Розанова.
Творчеству Розанова посвящен ряд диссертационных исследований. Е. В. Пилюгина10 раскрыла значение проблемы иерархии ценностей в жизни и
1 В.В.Розанов: pro et contra. В 2х кн. / Сост. В.А. Фатеев. - СПб.: РХГИ, 1995.
2 Под общей редакцией А.Н. Николюкина вышло из печати собрание сочинений мыслителя в 30 томах. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. / А.Н.Николюкин. - М.: Русский путь, 199S - 503с. Николюкин А Н. Розанов. / А.Н.Николюкин. - М.: Мол. гвардия, 2001. - 511 (1)с. Ил. - (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 788).
Сукач В.Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова, как она есть / В.Г. Сукач; предисл. А.Ф.Лосева. // Москва. - 1991. -№№ 7,8,10,11,12; Сукач В. Розанов Василий Васильевич / В.Г. Сукач //Русская философия. Малый.энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995. - С. 448-452.
Фатеев В.А. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова / В.А.Фатеев. - ГУИПП «Кострома», 2002. - 640с. ХХХП. С ил.
' Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы./A.B. Гулыга. - М.: Соратник, 1995. - С. 137-156.
4 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век)/ В В. Сербиненко - М.: Изд-во РОУ, 1996 -112с
5 Евлампиев И.И. История русской философии / И.И.Евлампиев. - М.: Высш.шк., 2002. - С.268.
6Пишун C.B. Социальная философия В.В.Розанова. / C.B. Пишун. - Владивосток: Изда-во Дальневосточного университета, 1993. - 150с.
Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 1999.
8 Федякин С.Р. Розанов Василий Васильевич // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Алрышко, А.П. Поляков. - М.; Алгоритм, 2007. - С.469 - 471.
9 Сарычев Я.В. В.В.Розанов: логика творческого становления (1880-1В90-е годы)/ Я.В. Сарычев; Липецк.гос. лед. ун-т. - Воронеж: Изд - во Воронеж, гос. ун -та, 2006. - 320с.
10 Пилюгина Е.В. Религия, политика, искусство в философской антропологии В.В.Розанова. Дис....канд. филос. наук : 09.00.03. / Е.В.Пилюгина; - Курск, 2003. - 194с.
духовном опыте человека и рассмотрела взаимозависимость и взаимовлияние форм культуры и бытия (религии, искусства, политики) в рамках философской антропологии В.В. Розанова. Т.В. Гребениченко1 провела реконструкцию учения Розанова о свойствах человеческого духа. P.A. Барзукаева2 выявила значение категории «понимание» и раскрыла философское и педагогическое значение розановской концепции роли отечественной духовной культуры в развитии российского образования. И.Н. Петракова3 раскрыла специфику понимания В.В. Розановым пола как основания единства телесного и духовного начал в мире и человеке, выявила онтологический статус пола в наследии русского мыслителя.
Во многих периодических изданиях опубликованы статьи4, содержащие анализ философского наследия В.В. Розанова. Вышла в свет розановская энциклопедия, подытожившая достижения розановедения к началу XXI века5. Издана книга «Наследие В.В.Розанова и современность», в которой представлены доклады отечественных ученых 6.
На Западе известность к В.В.Розанову пришла благодаря переводам его
1 Гребениченко Т В. Дух в понимании В.В.Розанова Дис. ..канд.филос.наук: 09.00.03. / Т.В. Гребениченко ;
- Уссурийск, 2003. - 167с.
2 Барзукаева P.A. Философия образования В.В.Розанова Автореф. дис...канд. филос. наук / Р.А.Барзукаева.
- Тверь, 2004.
3 Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В.Розанова. Дис....канд. филос. наук : 09.00.03. / И.Н. Петракова; [ Место зашиты Моск. гос. обл. ун-т], Тула, 2008. - 153с.
4 Аверьянов В. Метафизика родополового начала В. В. Розанова: К реконструкции метафизики В. В. Розанова / В. Аверьянов d Москва. - М., 2002. - №2. - С. 170-181.
5 Розановская энциклопедия / Сост. и гл. ред. А.Н.Николюкин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. -,1216с.
6 Наследие В.В.Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции/ [сост. А Н.Николюкин). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 639с.
Участники конференции - М.А. Маслин, Л.В. Скворцов, Н.В- Солнцев - говорили о розановской трактовке «русской идеи»; проблему человека в творчестве Розанова анализировали М.Н. Громов, И С. Андреева, A.B. Водолагин. М.Н. Громов отметил, что Розанов вступился за маленького человека - Акакия Акакиевича. Для него велика ценность живого человека, ибо он составляет живую органическую силу страны. По мнению И.С.Андреевой философия Розанова - своего рода автобиография, выражение непрерывной борьбы с одиночеством. Розанов стремился поместить любовь в семью, которой придавал важное значение. A.B. Водолагин проанализировал любовь и смерть в понимании Розанова.И.А. Едошина указала на предчувствие Розановым социальных потрясений. A.B. Зябликов рассмотрел розановскую концепцию «праведного государства». Правосознание и политические ориентиры философа анализировали B.H. Жуков, A.B. Ломоносов.
произведений и деятельности русской эмиграции1. Работы о нем на английском, итальянском, немецком, польском, французском, чешском языках, которые стали появляться за рубежом, начиная с 1920-х г.г., показали, как заметил английский писатель Дэвид Герберт Лоуренс, один из первых оценивший мыслителя, что «Розанов в наши дни начинает приобретать европейскую известность»2. Среди зарубежных исследований необходимо выделить: монографию Ренато Поджоли (R. Poggioli) о В.В. Розанове3, представляющую обзор его творческой деятельности, статьи Генриетты Мондри (Н. Mondry )4 по философии пола и Дмитрия Ханина (D. Khanin)5 об эстетическом и моральном идеале. Статьи о Розанове поместила англоязычная философская энциклопедия6, включившая статьи Джеймса Сканлана (James P. Scanlan) и Роберта Бирда (Robert Bird). Известный американский специалист в области русской философии Джеймс Сканлан считает, что взгляд на мир, сложившийся у Розанова, является мистическим
' Первые заграничные публикации В. Розанова связаны с темой Церкви. Статья «Л.Н. Толстой и Русская Церковь» (Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь. СПб., 1912, 22с.) была написана им по просьбе редактора журнала «Revue contemporaine» (фр.) для ознакомления западно-европейских читателей с творчеством Толстого. Перевод статьи был осуществлен редакцией. Ранее другая статья «Русская Церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главные вопросы» - (СПб., 1909) была переведена на три языка: французский, итальянский и немецкий и издана. На болгарский язык переведено и вышло в свет «Место христианства в истории» ( Местото на христианство в исторнята. От В.В. Розанов. Превод на болгарский язык от русски под редакцията на Д. Бонсков. Библиотека «Духовна Пробуда», Пловдив, 1906.)
Наряду с переводом произведений В.В. Розанова за рубежом появляются и исследования. Среди первых -публикация о Розанове, принадлежащая французскому философу, профессору философии в колледже Шато -Тьери Ж,- Б. Севераку «Антихристианство г. Розанова» (впервые «Вестник знания» за 1908 год, №6, с.834-842).После смерти Розанова в 1922 году в издательстве «Полярная звезда» в Петрограде была напечатана книга Э. Голлербаха «В.В. Розанов. Жизнь и творчество». В этом же году в Берлине издаются письма Розанова к Голлербаху.
В 1927 году в Лондоне Э. Голлербах издал свою работу о Розанове с присоединением «Уединенного» и «Апокалипсиса» (Uedinennoe. St. Petersburg, 1912. Translated by S. S. Koteliansky as Solitaria, London: Wishart, 1927). Здесь же в 1929 году выходят «Опавшие листья», переведенные С.С. Котелянским. (Opavshie list'ia. St. Petersburg, 1913. Translated by S. S. Koteliansky as Fallen Leaves. London: Mandrake Press, 1929.). В 1930 г. в Париже был опубликован перевод «Апокалипсиса наших дней» и «Уединенного» на французский язык, сделанный В.Ф. Щлецером и B.C. Познером.
2 Лоуренс Д. Г. «Уединенное» В. В. Розанова. / Д.Г. Лоуренс // Начала. - 1992. - № 3. - С. 86. ' Poggoli, Renato. Rozanov / Renato Poggoli - New York, Hillary house publ., 1962. - 104p (Studies in modern
Europ. Lit. and thought).
4 Mondry H. Recategorising the other: Vasily Rozanov and Thai dancers / H. Mondry .// Ausral. Slavonic, a. East Europ. Studies.- Melbourne,1998. - Vol.12, №2. - P. 15-30.
5 Khanin D. Beauty and the beast: Vasilii Rozanov's aesthetic and moral ideal / D. Khanin // Russ. rev.-Syracuse(N.Y.), 1998 - Vol.57, № 1. - P. 72-S6.
6 Encyclopedia of philosophy (2°* edition) / Donald M. Borchert, Editor in chief. S vol. - Thomson Cale: London . - P. 524-526.
теизмом, основанным на освящении пола1. Как отметил Роберт Бирд,
розановские феноменологические наблюдения и самоанализ представляют
2
острые замечания о взаимосвязи между личностью и современным миром. . Состоявшийся в Италии в 1990 году Международный Конгресс, посвященный В.В. Розанову, показал, что его идеи близки человеку, воспитанному как в философских традициях Запада, так и Востока.3 Убедительным аргументом является тот факт, что произведения русского философа были переведены более чем на пятнадцать языков мира.4
Особым подразделом творчества Розанова является его обширное эпистолярное наследие. Собрание сочинений В.В.Розанова под редакцией А. Н. Николюкина включает его переписку с «литературными изгнанниками»: Н.Н.Страховым, К.Н. Леонтьевым (Т. 13), П.А. Флоренским, С.А.Рачинским, Ю.Н. Говорухой - Отроком (Т. 29), с издателем А.С.Сувориным (Т. 22), а также письма к Э.Ф. Голлербаху (Т. 17). Переписку В.В. Розанова с публицистом С. Ф. Шараповым опубликовала О.Л. Фетисенко в трех номерах журнала «Русская литература» (2008, № 4, с. 110 - 134; 2009, № 1, с. 184-207 и №2, с. 170- 185).
Автор диссертации сообщила об обнаруженных ею (в Д. 396 «Переписка Шарапова С.Ф. с Розановым В.В. 14 июня 1893 — 30 марта 1899 г.», On. 1, Ф.121, ГАСО) ранее неизвестных 33-х письмах В.В. Розанова на ежегодных религиозно-философских чтениях, посвященных дню памяти философа, 5 февраля 2006 года в Библиотеке им. В.В. Розанова в г. Сергиев Посаде, а
' Encyclopedia of philosophy (2nd edition) / Donald M. Borchert, Editor in chief. 8 vol. - Thomson Cale: London - P. 524.
2 Encyclopedia of philosophy (2°d edition) / Donald M. Borchert, Editor in chief. S vol.- Thomson Cale London - P. 524-526.
3 См. Иванова E.B. Италия - В. В. Розанову / Е В. Иванова // Вопросы философии. - 1991. - Х°3. - C.I33 -139.
" См. Розанов В. Полное собрание «опавших листьев». Кн. 1.Уединенное./ Под ред. В.Г.Сукача. - М: Русский путь, 2002. - С.316. Коммент. «Уединенное» издано на английском языке (1927, 1980), французском (1930, 19S0), немецком (1993), итальянском (1976, 1989), голландском (1993) и китайском (1997) языках.
См. Encyclopedia of philosophy (2™1 edition) / Donald M. Borchert, Editor in chief. 8 vol. - Thomson Cale: London . - P. 526. Работы B.B. Розанова, переведенные на английский язык.: Dostoevsky and the Legem of the Grand Inquisitor. Translated by Spencer E. Roberts. Ithaca:Comel University Press, 1972; Four Faces ofRozanov: Christianity, Sex, Jews, and the Russian Revolution. Translated by Spencer E. Roberts. New York: Philosophical Library, 1978; Selection from Fallen Leaves. Translated by Boris Jakim and Laury Magnus. Chicago: The Variable Press, 2003.
также на научной конференции, посвященной 150-летию С.Ф. Шарапова, 21 июня 2005 года в Вязьме. Одно из писем этого дела (ГАСО. Ф. 121. Оп.1. Д. 396. Л.Л. 43, 43 об., 44, 44 об.) было впервые опубликовано в 2006 году [См.: Свирская Е.В. "...Прошу Вас внимательно выслушать..." (Из неизвестной переписки В.В. Розанова) // Край Смоленский. - 2006. - № 7. - С. 28—30.].
Ксерокопии подлинников 33-х писем и расшифрованные тексты некоторых из них в 2006 году были переданы автором известному розановеду А.Н. Николюкину. Об обнаруженном в деле 24 «Материалы редакции газеты "Русский труд"» (ГАСО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 24. Л.Л. 40- 41) еще одном неопубликованном письме В.В. Розанова (34-м по счету) автор сообщил впервые в статье, см.: Свирская Е.В. «...дайте просто место для голоса... » Письма В.В. Розанова к С.Ф. Шарапову (1893 - 1903) / Е.В. Свирская // Человек. - 2008. - №5. - С. 150 - 170. Эта статья содержит приложение, включающее семнадцать наиболее значимых писем, отобранные редакцией.
Цель и задачи исследования
Творческое наследие Василия Васильевича Розанова привлекло многих отечественных и зарубежных исследователей. Однако в специальном освещении нуждается тема становления философии Розанова, формирования его особого интереса к философским проблемам человека, оказавшегося столь важным для его интеллектуальной биографии.
Обнаружение автором и проведенный анализ ранее не публиковавшихся архивных материалов, хранящихся в Государственном архиве Смоленской области, а также исследование других источников позволяют дополнить и расширить представление о формировании антропологических идей философа. Это и определило тему диссертационного исследования «Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова», ее объект, предмет, основную цель и задачи.
Объектом исследования данной диссертационной работы является философское наследие В.В. Розанова, ранний период его творчества.
Предмет исследования — философское обоснование природы человека и сущности его бытия в трудах В.В. Розанова.
Цель диссертации заключается в анализе формирования философии человека В.В. Розанова в ранний период его творчества и определение значения антропологических идей философа для современности в контексте социальных проблем России.
В работе анализируются философские диалоги русских мыслителей XIX века: В.В. Розанова, H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева, С.Ф. Шарапова, выявляется влияние этих диалогов на формирование философско-антропологических воззрений Розанова.
В диссертации ставятся следующие задачи:
- провести анализ основных этапов творчества В.В. Розанова с определением переломных моментов в его судьбе и деятельности;
- показать становление В. В. Розанова как философа, обратившегося к антропологической проблематике под влиянием русских мыслителей конца XIX века: H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева, С.Ф. Шарапова;
- рассмотреть трансформацию идеи счастья у В.В. Розанова и ее интерпретацию, вылившуюся в конце 90-х г.г. XIX века в разработку философии человека, раскрыть ее в свете истолкования философом понятий «понимание», «пол»;
- показать, что в творчестве В.В. Розанова философия человека содержит религиозный, социальный и экзистенциальный аспекты, и что в ней запечатлена философия повседневности и жизнь семьи;
- рассмотреть влияние творческого наследия В. В. Розанова на отечественную и зарубежную гуманитарную мысль, и значение его антропологических идей для современности.
Источниковая база исследования
В качестве источниковой базы исследования послужили сочинения В.В. Розанова, произведения классиков русской философской мысли, работы современных отечественных и зарубежных исследователей философского
наследия B.B. Розанова. Специальное внимание уделено его переписке с современниками, проанализированы архивные материалы, ранее неопубликованные и хранящиеся в Государственном архиве Смоленской области. Использовался также ряд источников на иностранных языках.
Методологическая основа диссертации
В процессе работы над диссертацией использовались следующие методы:
- историко-биографический (при анализе содержания основных этапов интеллектуальной биографии В. В. Розанова);
- сравнительно-исторический метод (при выявлении степени влияния русских мыслителей конца XIX века: H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева, С.Ф. Шарапова на В.В. Розанова и его выбор собственной философской позиции);
методы текстологического анализа и историко-философской реконструкции при исследований эпистолярного наследия философа;
- системный метод для структуризации тематики текстов работ и писем философа и воссоздания общей структуры становления его концепции человека.
Новизна исследования
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- изучены, проанализированы и частично опубликованы неизвестные ранее архивные материалы, в частности, эпистолярное наследие В.В. Розанова, которое позволяет дополнить представление о формировании взглядов философа на проблему человека;
- на материале переписки В.В. Розанова с русскими мыслителями конца XIX века: H.H. Страховым, К.Н. Леонтьевым, С.Ф. Шараповым проанализировано становление антропологической проблематики в ранний период его творчества (90-ые гг. XIX в.);
- исследован процесс трансформации идеи счастья у В.В. Розанова, приведший в конце 90-х гг. XIX века к формированию в общих чертах его философии человека, в основу которой были положены понятия
«понимание» и «пол» как качества человека, имеющие метафизическую сущность;
- выявлены религиозный, социальный и экзистенциальный аспекты философии человека в творчестве В.В. Розанова, в которых запечатлена философия семьи и повседневности, раскрыт смысл бытия человека, заключающийся в самой жизни; счастье признается мыслителем в качестве одного из феноменов бытия человека, проявляющегося в семье;
- показано значение творчества В. В. Розанова для отечественной и зарубежной гуманитарной мысли, которая обращается к исследованию идей русской философии Серебряного века, и дана интерпретация его антропологических идей в связи с положением человека в современном российском обществе.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Исследовано формирование философии человека в диалогах (переписке) В.В. Розанова с русскими мыслителями конца XIX века: H.H. Страховым, К.Н. Леонтьевым, С.Ф. Шараповым. Розанов продолжил развитие славянофильских идей о человеке с учетом новых культурных и социальных процессов.
2. Автор пришел к выводу, что розановская философия человека в общих чертах складывается в конце 90-х годов XIX века. Таким образом, антропологическая проблематика сочинений Розанова анализируется в становлении, а не как застывшая данность, в противоположность подходам, бытующим в научной литературе.
3. Формирование философии человека в творчестве Розанова исследовано в качестве фокуса идейной эволюции русского мыслителя. Показано, что Розанов развивался от первоначального утилитарно-рационалистического понимания ведущих мотивов человеческой деятельности, представленной идеей «счастья» - в направлении к постижению метафизических оснований человеческого бытия, в центре которого понимание человека в качестве не только природного и общественного, но также и духовного существа.
Посредующим звеном к этому переходу выступали идеи «потенций познания» и «понимания», изложенные в книге «О понимании». Впоследствии данные идеи становятся основой интерпретации понятий «пол» и «семья» как сущностных розановских характеристик человека.
4. Философия человека В.В. Розанова, включившая в себя философию повседневности, имеет религиозный, социальный и экзистенциальный аспекты. Розанов конструирует философию человека, в которой эгоизм и индивидуализм преодолеваются счастьем и интимной, душевной жизнью в семье и в кругу близких людей. Смысл бытия человека в самой жизни, которую необходимо сохранить.
5. Творческое наследие В. В. Розанова имеет актуальное значение для современности, т.к. в нем обоснованы ценностные подходы, учет которых может быть благотворен при решении социальных проблем.
Научно-практическая значимость диссертации
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью на современном этапе развития российского общества. Творчество русских мыслителей, несомненно, поможет оценить происходящее, наметить контуры преобразований и обозначить возможные их результаты. В этой связи наследие Розанова, адресованное соотечественникам, имеет непреходящее значение.
Основное содержание и выводы диссертации могут представлять интерес для преподавателей при чтении курсов по истории России, обществознания, философии. Полученные результаты диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих и специальных курсов по истории русской философии, философской антропологии, а также применяться в научно-теоретической и воспитательной деятельности.
Апробация работы
Основные положения диссертации опубликованы в четырнадцати статьях и монографии. Положения и выводы исследования прошли
апробацию в докладах на международных конференциях «Историософское и литературное наследие A.C. Хомякова и современная Россия» (Смоленск, 1114 мая 2001 г.), «Духовное наследие A.C. Хомякова: теология, философия, этика» (Тула, 13-14 мая 2004г.), на конференции «С.Ф. Шарапов. Жизнь. Дела. Наследие.» (Вязьма, 21 июня 2005г.), в выступлениях на международной конференции «Наследие В.В.Розанова и современность» (Москва, 29-31 мая 2006 г.), на конференции «Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной народной культуры» (Смоленск, 26-27 ноября 2007г.), на краеведческой конференции «История семьи в истории России» (Смоленск, 28 февраля 2008 г.), на I и II Аркадьевских чтениях (Вязьма, 2010 и 2011 г.г.), на научно-практической конференции «Возвращенные имена в контексте историко-культурного наследия региона» (Вязьма, 10 марта 2011 г.). Материалы диссертационного исследования использовались при чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий по философии для студентов Вяземского филиала Московской государственной академии туризма и Вяземского политехнического техникума. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова 27 февраля 2012 года.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Основное содержание диссертационного исследования
Во введении намечена проблематика работы, выявлена актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его научная новизна. Кроме того, указан материал исследования, описаны основные методы его рассмотрения.
Глава I «Анализ становления философии В.В. Розанова на материале его эпистолярного творчества» включает четыре параграфа.
В первом параграфе «Периодизация творческой деятельности В.В. Розанова» дана характеристика периодов жизни и творчества В.В. Розанова, обращено внимания на 1890-ые г.г., когда он разрабатывает проблему человека в традиции русской религиозной философии.
Основные периоды развития творчества В.В.Розанова:
I - 1880-ые г.г. - начало творческой деятельности, связанное с написанием в Брянске первого философского труда «О понимании» (1886).
В 1890 году выходит отдельным изданием работа «Место христианства в истории», в журнале «Вопросы философии и психологии» была помещена статья В.В. Розанова «Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по философии». В 1891 году в «Русском вестнике» появляется публикация ««Легенда о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского». Статья «Европейская культура и наше к ней отношение» (газета «Московские ведомости», 1891, № 225) стала его программной статьей как определившегося сторонника славянофильства
II - 1890-ые г.г. В.В. Розанов, оставаясь до 1893 года провинциальным учителем, продолжает сотрудничать с журналами. В 1892 году он печатает небольшое сочинение «Цель человеческой жизни» в журнале «Вопросы философии и психологии» (книги XIV и XV). В журнале «Русский вестник» с января 1893 года выходят статьи «Сумерки просвещения». Отдельным изданием печатается «"Легенда о великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского» (1894) и «Красота в природе и ее смысл» (1895). В статье «Поздние фазы славянофильства» (1895) Розанов выступил с анализом развития славянофильской мысли. Многочисленные статьи В.В. Розанова появились в различных периодических изданиях. Необходимо отметить, что 1899 год -важный год в жизни В.В. Розанова. Он освободился от чиновничьей службы и получил не только более обеспеченную работу в газете «Новое время», но главное - известность. В 1899 году изданы три сборника «Сумерки просвещения», «Религия и культура» и «Литературные очерки».
III — J 900-ые г.г. В. В. Розанов разрабатывает тему- метафизика пола. В
начале века издаются его сочинения: «В мире неясного и нерешенного» (1901), «Семейный вопрос в России» (1903), «Около церковных стен» (1906), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911), «Люди лунного света. Метафизика христианства» (1911) и другие.
Розанов был одним из учредителей Религиозно - философских собраний (1901- 1903), преобразованных в 1907 г. в Петербургское религиозно -философское общество.
IV - 1910-ые г.г. Этот последний период творчества Розанова - высший подъем его духовных и творческий сил. Он создает философскую трилогию: «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913), «Опавшие листья. Короб 2-ой и последний» (1915). Последнее значительное произведение -«Апокалипсис нашего времени» (1917-1918).
Первую половину 1890-х г.г. можно рассматривать как консервативно-православный этап творчества. В. В. Розанов отстаивал славянофильские взгляды и публиковал статьи с изложением основных идей славянофилов. Переехав в Петербург, он занял видное положение в славянофильском кружке писателей, собравшихся под патронажем мецената, Генерального контролера Т.И. Филиппова. Ситуация живого диалога, столь необходимая для философа, активизировала его творческий процесс познания. Члены кружка: поэт, автор богословских и публицистических трудов Н.П. Аксаков (1848-1909), публицист И.Ф. Романов (1861-1913), писатель С.Ф. Шарапов (1861-1911) и славянофил Афанасий Васильев (1851- после 1917) -собирались у H.H. Страхова по средам.
Вторая половина 1890-х гг. - это начало либерального периода, переход В.В. Розанова из консервативного лагеря в либеральный. Сам философ указывает это время - 1896-7-8 год, когда он «заворотив пушки», начал пальбу по «своему лагерю». Со смертью Н. Н. Страхова в 1896 году кружок распадается. В.В. Розанов сближается с представителями «нового религиозного сознания» - Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым и др.
Во втором параграфе «Роль H.H. Страхова в судьбе и философском творчестве В.В.Розанова» показано значение Николая Николаевича Страхова (1828-1896) - философа, литературного критика, который помог Розанову в достижении «настоящей зрелости мысли». В предисловии своей книги «Литературные изгнанники» (1913) В.В. Розанов называет Страхова «крестным отцом» (в литературе)». Было бы правильно добавить - и в философии. Проведенный анализ их переписки убеждает в поощрении Страховым литературно-философской деятельности Розанова. Страхов представил Розанова петербургскому читателю, опубликовав рецензию на книгу «О понимании», и обратил внимание на антропологический аспект книги. Он поддержал стремление Розанова осуществить совместно с учителем Елецкой гимназии П. Д. Первовым перевод «Метафизики» Аристотеля. Подготовленное Розановым предисловие к «Метафизике», H.H. Страхов посоветовал напечатать отдельной статьей в «Вопросах философии и психологии» и использовал свой авторитет для напечатания статьи. Так в третьем номере «Вопросы философии и психологии» за 1890 год в специальном отделе «Критика и библиография» была опубликована статья В. Розанова «Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по философии».
Н. Н. Страхов предложил В.В. Розанову писать иначе: от «парения» перейти к лирической журналистской статье и к публикациям в газете. В 1890 году в Ельце Розанов написал статью «Литературная личность и деятельность H.H. Страхова». В статье Розанов отметил характерные черты русского мышления, в которых угадывается славянофил, и высказал критические замечания в адрес славянофилов. В последующих статьях о творчестве Страхова Розанов обратил внимание на рассуждения философа о человеке, о ценности жизни и смысле смерти. Розанов подчеркивал, что Страхов говорил не один раз в своих трудах, что «человек - вот узел мироздания, его величайшая загадка, и, если бы ее удалось объяснить -
совершенная разгадка этого мироздания». Тема человека стала главной и для философского творчества Розанова.
В третьем параграфе «Философский диалог В.В. Розанова и К.Н. Леонтьева» анализируется диалог приобретавшего опыт общения В.В. Розанова с Константином Николаевичем Леонтьевым (1831 - 1891), который в своих письмах поощрял литературно-философскую деятельность провинциального учителя. В свою очередь Розанов стремился изучить, усвоить «прелесть языка» Леонтьева и развивать собственные философские идеи.
К началу 90-х годов XIX в. В.В. Розанов вступает в переписку с К. Н. Леонтьевым. Как указывал Розанов в статье о Леонтьеве «Неузнанный феномен» (1903), знакомство с философом началось с прочтения им в Ельце статьи «Анализ, стиль и влияние в произведениях гр. Л.Н. Толстого». Розанов был поражен личностью автора и выписал из Москвы двухтомник «Восток, Россия и Славянство» (1885-1886). Когда Леонтьев узнал (через Говоруху-Отрока) об интересе к нему, то прислал в Елец Розанову книгу свою «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни» и письмо, датированное 13 апреля 1891 года. Так началась короткая, менее года, но насыщенная переписка, оборвавшаяся со смертью Леонтьева 12 ноября 1891 года. Философ с большим вниманием отнесся к книге Розанова «О понимании», и советовал «иллюстрировать» «симпатичную метафизику примерами, фактами, картинками и т.д.». Что касается статьи Розанова «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского», то К.Н. Леонтьев отметил в ней «многое множество прекрасного и верного». Розанов обратил внимание на проблему значения религиозной веры для существования и развития человека (отдельной личности и всего человечества). Он разделял идею Достоевского об абсолютном значении личности человека, который не является всецело рациональным существом. Розанов считал, что через православную форму веры человечество должно прийти к новому уровню понимания себя и поверить в достижимость гармонии между каждой
личностью и миром.
Розанов обнаружил созвучность творчества К.Н. Леонтьева веку социальных потрясений и подготовил статью об исторической гипотезе К.Н. Леонтьева. В письмах велось обсуждение предстоящей статьи. Леонтьев делает «замечания только стилистические», а по существу ничего не возражает. Статья была посмертно напечатана в «Русском Вестнике» в 1892 году в январском номере под первым заглавием «Эстетическое понимание истории», в последующих — под другим — «Теория исторического прогресса и упадка». Увидев в трудах Леонтьева «последнюю трансформацию» славянофильского учения, Розанов указывает вопрос, над которым должна работать русская и, конечно, славянофильская мысль - «сознание положения своего народа в истории». В статье «Поздние фазы славянофильства» (1895) он писал о теоретико - обобщающей роли, которую выполнил К. Н. Леонтьев, и о главном мотиве его «высокой публицистики», связанном «с любовью к жизни, к человеку, с отвращением и страхом перед разложением, смертью».
В четвертом параграфе «Переписка между В.В. Розановым и С.Ф. Шараповым» исследуются отношения В.В. Розанова и публициста Сергея Федоровича Шарапова (1855-1911), который разрабатывал собственную славянофильскую общественно-политическую концепцию. Их разногласия были вызнаны противоположной трактовкой понятий пола и брака.
В 90-х г.г. XIX века в Петербурге В.В.Розанов, посещая славянофильский кружок («дом Ефимова, угол Павловска и Большого», «25 №») сближается с публицистом С.Ф.Шараповым, который стремился послужить славянофильскому лагерю «в качестве практического работника». Розанов не разделял экономических и политических взглядов Шарапова и считал, что они «должны разрабатывать идейные корни бытия». Философ открыл для себя новую тему и собирался писать, предлагая Шарапову свое сотрудничество в газете, о «вещах вечных», а не просто публицистике. В статьях Розанова появились понятия брака, пола, поэтому значительная часть
впервые исследуемых писем к Шарапову посвящена этой проблематике. Отмечая огромную заслугу Розанова перед русским просвещением (отзыв о книге «О понимании», о сборнике «Сумерки просвещения»), Шарапов называет его теории брака «странными». Однако он предоставляет в своей газете место не только для статей Розанова, но и для писем священника Александра Петровича Устьинского, который выразил сочувствие статьям философа о поле и половой жизни.
Таким образом, в диссертации анализировалось эпистолярное наследие, ибо оно способствует выявлению обсуждаемых проблем и помогает проследить процесс формирования идей.
Глава II «Формирование философии человека в творчестве В.В.Розанова» содержит три параграфа.
В первом параграфе «Идейный путь В.В.Розанова: от идеи счастья к книге "О понимании"» рассмотрено возникновение философских взглядов В.В. Розанова, который в молодости размышляя над целью человеческой жизни, отказался от идеи счастья и открыл смысл бытия в одержимом стремлении к истине, изложив этот подход в книге «О понимании». Постижение человеческого бытия для В.В.Розанова происходит в результате размышлений над идеей счастья. В юности он, как начинающий мыслитель, под влиянием идеи утилитаризма Д.С. Милля, пылко уверовал в идею счастья, возникшую как оправдание практической деятельности человека. Категория счастья им анализируется в течение нескольких лет и в качестве конечной цели жизни отрицается в силу невозможности ее выполнения : она искусственно построена и удовлетворение потребностей ведет к пресыщению и разочарованию.
В первом философском труде «О понимании» В.В. Розанов исследовал одну из самых важных естественных целей человеческой природы -умственную деятельность. Он обратился к анализу разума, определив его как потенцию познания. Розанов отмечал наличие потенциальности, потенций в мире, т.е. существование некой предусмотренное™, неких
предустановленных форм. Осуществив анализ разума (потенции познания), он выделил характерные для него понятия (схемы): 1) существование и изменение; 2) сущность; 3) свойство; 4) причинность; 5) целесообразность; 6) сходство и различие; 7) число. Этим понятиям (схемам) разума, по мнению Розанова, соответствуют в космосе стороны бытия. Дать объяснения этих сторон бытия (образовать разумом семь идей) - это есть задача деятельности человеческого разума. Эту форму умственной деятельности Розанов назвал «пониманием». Понимание рассматривалось им 1) как принцип, который может дать цельность всей области научного знания; 2) как способ познания, в котором соединяются познающее и познаваемое; 3) как универсальное, метафизическое начало; 4) как главное качество человека, в котором заключено его назначение.
Определяя человека как высшую форму природы, как существо целесообразно устроенное, Розанов считал, что природа человека не ограничивается разумом - родовым качеством человека. В человеке все -одна потенция как возможность воспринять или осуществить действительное. Природа человека раскрывается потенциально и цели не придуманы человеком, но вложены в природу его. Розанов указал на взаимосвязь человека и Бога: в человеке живет «дыхание» Творца его и этим дыханием живет он как дух. Человек - существо духовное, поэтому назначение человека первое и конечное - в понимании, но этим не исчерпывается назначение человека.
Во втором параграфе «Концепт потенциальности и проблема пола в философии человека В.В.Розанова» содержится исследование дальнейшего постижения В.В.Розановым сущности человека и обоснование им новой категории «пол». Написав «О понимании», свое серьезное занятие философией В.В. Розанов решил продолжить обращением к ее истокам -античной философской мысли. Желая проникнуть в тайники философских понятий Аристотеля, он занялся переводом его «Метафизики». После книги «О понимании» у Розанова был план другой, такой же по величине, книги «О
потенциальности и роли ее в мире физическом и человеческом». Книге не суждено было появиться, но из-под пера Розанова вышла в 1898-99 годах серия статей, им была найдена тема - пол и семья.
Метафизический пример «семени» и «растения» (интуиция зерна-семени), содержащийся в книге «О понимании», был проанализирован философом в статьях «Красота природы и ее смысл», «Семя и жизнь». Во второй половине 90-х г.г. Розановым создана серия статей, где он начал развивать свою метафизику пола. В поле Розанов увидел предельно универсальную характеристику человека и всего мироздания. Пол - весь организм, и душа, и тело. «Человек есть только трансформация пола, только модификация пола, и своего, и универсального». Поэтому философ говорит об уважении человека к своему полу, о молчаливом и бережном отношении к нему, «как к ненарушимо святому в себе». Пол - это принципиальное стержневое бытие человека и всего живого, это предельный мистический «узел жизни». Философ видел в поле не один из аспектов человека и живой природы, но глубинную метафизическую сущность: пол есть «весь человек». Пол заключает в себе способность рождать в Боге и от Бога. Розанов дал понимание пола, рассмотрев его как теистическое и космологическое жизнеполагающее начало. Он исследовал категорию пола и раскрыл его тайну. Пол обнимает собой психологическое и духовное в человеке, не являясь по отношению к ним чем-то низшим.
Философ сделал вывод об огромной роли, которую пол играет не только в жизни отдельного человека или человеческого рода, но и в мире в целом.
В третьем параграфе «Философия жизни и семьи В.В. Розанова» проанализирован заключительный этап трансформации идеи счастья В.В. Розанова и оформление его антропологических взглядов к концу XIX века в философию человека.
В философской работе «Цель человеческой жизни» (журнал «Вопросы философии и психологии», книги XIV и XV, 1892г.) Розанов, возвращаясь к анализу своих ранних убеждений, изложил свою «философию жизни».
Розанов построил композиционно свое философское сочинение, с одной стороны, как утверждение несостоятельности счастья как цели жизни (нельзя достигнуть полной удовлетворенности) и с другой - провозглашение истинных целей человеческой жизни: всеведение и мысленное ко всему отношение; добро и его осуществление; свобода и ее осуществление. Философ с особой теплотой отозвался о семье, которая «первее государства». Велика роль семьи в формировании личности. В семье проявляются чувства правдивости, добра, свободы.
Розанов продолжил свою философию человека и, критикуя систему образования в философско - педагогическом труде «Сумерки просвещения» (1893) и определяя основные принципы образовательной деятельности, выступил защитником личности человека. Он отметил огромное значение семьи в формировании личности: семья как ступень к Богу, семья как краеугольный камень бытия человечества, основа цивилизации. В последующие годы философ также указывал на важность этого «малого храма бытия», «часовенки». Философ мечтал о гармоничном и бесконфликтном обществе, где были бы созданы достойные условия для жизни человека, его семьи, у которых был бы дом. Это и природное и социальное пространство, в котором человек мог бы спокойно жить семьей. Около семьи и крови человеческой, около младенца и колыбели его несет свой подвиг человек, заботясь о будущем. Именно в повседневности с ее постоянными заботами, суетой находят конкретное воплощение вечные смыслы человеческого бытия.
Розанов считал каждое рождение чудом — раскрытием связи нашего мира с миром трансцендентным. Смысл жизни в ее продолжении, тем самым побеждается смерть. Счастье теперь рассматривалось Розановым как изначальная форма восприятия жизни (чувство жизни), условие жизненного процесса (быть внутренне умиротворенным), а не его цель; в то время как цель жизни - в самой жизни, смысл бытия - в самом бытии.
Таким образом, во второй главе исследованы ступени трансформации философских воззрений В.В Розанова и формирование его философии человека.
В Заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы.
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК:
1. Свирская Е.В. «...дайте просто место для голоса.. » Письма В.В. Розанова к С.Ф. Шарапову (1893 - 1903) / Е.В. Свирская // Человек. - 2008. -№5. - С. 150- 170. (0,9 п.л.)
2. Свирская Е.В. Проблема семьи в философской антропологии В.В. Розанова / Е.В.Свирская //Преподаватель - XXI век. - 2008. -№3. - С.54 - 57. (0,25 п.л.)
Другие публикации:
3. Свирская Е.В. Василий Розанов: история философского поиска / Е.В.Свирская - Смоленск: Маджента, 2011. - 152 с. (монография) (9, 0 п.л.)
4. Свирская Е.В. Василий Розанов и Николай Страхов: к истории отношений / Е.В.Свирская // Край Смоленский. - 2011. - № 3. — С.30 - 32. (0,25 п.л.)
5. Свирская Е.В. С.А.Рачинский, В.В.Розанов, С.Ф.Шарапов о системе образования в России / Е.В. Свирская // Возвращенные имена в контексте историко-культурного наследия региона: Материалы научно-практической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. - С. 115 - 119. (0,15 п.л.)
6. Свирская Е.В. Православный уездный город в судьбе философа. В.В. Розанов в Ельце и Вязьме // Аркадий Вяземский. Сборник материалов I Аркадьевских чтений, посвященных вяземскому святому, преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому чудотворцу. - Вязьма. - 2010. - С. 230 - 245. (0,3 п.л.)
7. Свирская Е.В. Проблема семейных отношений в России на рубеже XJX - XX веков в переписке В.В.Розанова и С.Ф. Шарапова / Е.В. Свирская //
История семьи в истории России: материалы краеведческой конференции: сборник статей. - М.: Вентана - Граф, 2010. - С. 94 - 96. (0,15 п.л.)
8. Свирская Е.В. Журнал «Мир искусства» и его значение для творческой биографии В.В. Розанова / Е.В. Свирская // Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной народной культуры. Материалы научно - практической конференции. - Смоленск: Свиток, 2008. - С. 90 - 92. (0,15 п.л.)
9. Свирская E.B. К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов: вяземские страницы биографий и творчества / Е.В. Свирская // Вязьма с древних времен до наших дней. - Материалы краеведческой конференции. 9 июня 2006 г. - Вязьма, 2006.-С. 113-116. (0,1 п.л.)
10.- Свирская Е.В. «...прошу Вас внимательно выслушать...» (Из неизвестной переписки В.В. Розанова) / Е.В. Свирская // Край Смоленский. -2006. - №7. - С. 28 - 30. (0,1 п.л.)
11. Свирская Е.В. Славянофильство в русской истории идей: В.В. Розанов и С.Ф. Шарапов / Е.В. Свирская // Духовное наследие A.C. Хомякова: теология, философия, этика: Материалы науч. конф., посвященной 200-летию A.C. Хомякова. — Тула: Из-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. - С. 206 - 209. (0, 2 п.л.)
12. Свирская Е.В. Из истории славянофильской мысли последнего десятилетия XIX века: В.В. Розанов и С.Ф. Шарапов / Е.В.Свирская // Социальные трансформации (Выпуск 7): Материалы коллоквиума «Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований». - Смоленск: СГПУ, 2004. - С. 113-117. (0,15 п.л.)
13. Свирская Е.В. Трансформация идеи счастья в творчестве В.В. Розанова / Е.В. Свирская // Социально-психологические проблемы ментальности. 5-я международная научно-практическая конференция. — Смоленск, 2002. - С. 357 - 361. (0,25 п.л.)
14. Свирская E.B. Розанов В.В. о роли Хомякова A.C. в развитии философской мысли России / Е.В. Свирская // Историософское и литературное наследие A.C. Хомякова и современная Россия. Материалы международной научной конференции 11-14 мая 2001 года. - Смоленск, 2001. - С. 86 -93. (0,3 п.л.)
15. Свирская Е.В. Розановы и Смоленщина / Е.В. Свирская Н Край Смоленский. - 2000. - № 9-10. - С. 7 - 14. (0,15)
Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус, e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 939-33-38 Печать RISO. Формат 60x90 1/16 Усл.п.л.1,5. Тираж 100 экз. Подписано в печать 16.04.2012 г.
Текст диссертации на тему "Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова"
61 12-9/313
МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
СВИРСКАЯ Елена Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. РОЗАНОВА
Специальность 09.00.03 - История философии
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук профессор САВРЕЙ В.Я.
Москва-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................3
Глава I. Анализ становления философии В.В. Розанова на материале его эпистолярного творчества
1.1 Периодизация творческой деятельности В.В. Розанова ..................18
1.2 Роль Н.Н Страхова в судьбе и философском творчестве В.В. Розанова...........................................................................................31
1.3.Философский диалог В.В. Розанова и К.Н. Леонтьева.....................41
1.4. Переписка между В.В. Розановым и С.Ф. Шараповым.................. 54
Глава II. Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова
2.1. Идейный путь В.В. Розанова: от идеи счастья к книге «О понимании»....................................................................................................................67
2.2. Концепт потенциальности и проблема пола в философии человека В.В.Розанова ...........................................................................78
2.3. Философия жизни и семьи В.В.Розанова...................................88
Заключение...........................................................................122
Список источников и литературы...............................................130
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
Развитие отечественной культуры и самосознания связано с непрерывным осмыслением их истории, в особенности философского наследия России. Происходящее сегодня «действительное возрождение»' философской традиции в России связано с исследованием и творчества русских мыслителей Серебряного века, давших «новый - яркий тон той многоцветной духовной радуге, что раскинулась над Россией на рубеже веков и получила название русского религиозного ренессанса».2 В последние десятилетия произошло, по существу, открытие русской философии конца XIX - начала XX веков и особенно остро стоит вопрос об овладении ее богатствами, ее достижениями. Философский опыт нашей страны, безусловно, полезен для разработки национальной стратегии развития и решения многих проблем культуры.
Творческое наследие русских мыслителей конца XIX - начала XX в.в. -значительное явление русской и мировой философской традиции, и оно требует детального и систематического исследования. Один из наиболее даровитых
и смелых философов этого периода, «до сих пор недостаточно понятых и по
"2
достоинству не оцененных» , Василий Васильевич Розанов (1856-1919) явил пример глубочайшего проникновения в природу человека, его повседневную жизнь и помыслы. Он стоял у истоков антропологического поворота, произошедшего в философии в двадцатом столетии.
Философское наследие В. В. Розанова современно, ибо оно включает идеи, ценности, определяющие гуманистическое содержание актуальных сегодня проблем культуры и человеческого бытия. Отсюда тема диссертационного исследования, посвященного историко-философскому анализу антропо-
1 Философия не кончается...Из истории отечественной философии XX века: В 2-х кн./ Под ред. А.Лекторского. кн.П .60-80-е г.г. - М.: Российская политическая энциклопедия», 1998. - С. 42.
2 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. / A.B. Гулыга. - М.: Соратник, 1995. - С. 154.
Громов М.Н. Философский импрессионизм Розанова / М.Н.Громов // Наследие В.В.Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции / [сост. А.Н.Николюкин]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - С.269..
логических идей Розанова, представляется научно обоснованной и теоретически оправданной.
Степень разработанности проблемы
После долгих лет забвения жизнь и творчество В.В. Розанова стали широко освещаться, публикуются его сочинения, книги о нем, проводятся научные конференции, в том числе и Международный конгресс в Италии (1990г.) Значительным событием стала международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова. Она состоялась 29 - 31 мая 2006 года в Москве в Российской академии наук. В работе конференции приняли участие более ста специалистов, а также исследователи из Германии, Италии, Китая, США и Польши. Объединение усилий философов, историков,
литературоведов и политологов позволило охватить наиболее актуальные ас-
1
пекты духовного наследия выдающегося русского мыслителя.
Философские воззрения В.В. Розанова анализировались еще в начале XX века. В 20-е годы Э.Ф. Голлербах2 издал одно из первых и серьезных исследований, посвященных жизни и творчеству философа. О своеобразии философского мышления Розанова писали B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, П.Б. Струве, Д.С. Мережковский. О нем оставили свои воспоминания 3. Гиппиус, А. Белый, A.M. Ремизов и др.
В 1938 году в Праге вышла на чешском языке «История русской философии» Б.В. Яковенко, в которой он, исследуя отечественную философскую мысль XVIII - первой трети XX в., указал, что «в В.В. Розанове следует преж-
1 Наследие В.В.Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции / [сост. А.Н.Николюкин]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 639с.
Так, по мнению Иоахима Деца (Польша), Розанов как политический мыслитель был консерватором славянофильского толка. Райнер Грюбель (ФРГ) привлек внимание участников конференции к культурософским идеям Розанова. О розановских поисках «основ личной герменевтики» говорила Джованна Спендель (Италия). В представленном докладе Анны Лизы Кроун (США) были приведены аргументы В.В. Зеньковского в защиту Розанова против критических замечаний Н.А.Бердяева. Другая американская исследовательница Н.Ю. Казакова (США) проанализировала взаимоотношения В.В.Розанова с Мережковским. О влиянии мыслителя на творчество писателя В.Ерофеева говорилось в докладе так же представительницы США Эдит Клюс (Edith Clowes). Исследователь из Великобритании Адам Юр (Adam Ure) рассматривал антихристианство Розанова и отношение к древним религиям.
2 Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. / Э.Голлербах. - М.: МП «Квазар», 1991. - 84с.
де всего видеть последний отзвук славянофильства прошлого века».1
Н.О. Лосский считал, что Розанов уделял большое внимание критике христианства, и произведения его не носили систематического и последовательного характера. В.В. Зеньковский предпринял более подробный анализ роза-новского философского наследия, выделив его софиологический и антропологический компоненты. Розанов не смог, да и не хотел, облечь в форму системы свои мысли и идеи, но внутренне жил принципом системности3, поскольку исходил из устойчивого комплекса философских интуиций и установок, которые невидимым образом держали в единстве россыпи его философских идей. По мнению Зеньковского, чтобы понять и оценить всю значимость идей Розанова, необходимо углубиться в изучение того, что он говорил о человеке. В его антропологии ключ ко всей его идейной и духовной эволю-
4
ции.
Краткая характеристика личности и взглядов мыслителя содержится в ряде работ А.Ф. Лосева в 60-80гг. Имя Розанова, разумеется, в сугубо критическом ключе, упоминается наряду с другими «богоискателями» в 4-м томе «Истории философии в
СССР» . Розанов отнесен к религиозно-философскому течению, а его взгляды названы «мистической антропологией»6.
В 1980 г. появилась первая в советской историографии специальная работа В.А. Кувакина о русской религиозной философии, в которой отдельная глава была посвящена философии В.В. Розанова7. Его взгляды были определены как «мистико-сексуальный пантеизм»8.
1 Я ко вен ко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш./ Б.В. Яковепко. - Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Солоду-хина. - М.: Республика, 2003. - С.320.
2 Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 435-438.
3 Зеньковский В.В. История русской философии./ В.В.Зеньковский. - Харьков: Фолио; М.; Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001.-С. 423.
4 Там же, с. 446.
5 См. История философии в СССР. Т4. - М.: Изд-во «Наука», 1971. - С.С. 52,53,56,85,90,91, 798.
6 Там же, с. 56.
7 Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX в./ В.А. Кувакин. - М.: Мысль, 1980 - 309с.
Там же, с. 72. Впоследствии эта оценка была уточнена. Розанов был отнесен к «мистическим пантеистам пре-формистски креационистского типа». (Кувакин В.А. Мыслители России / В.А. Кувакин. - М.: РГО, 2006. - С. 290.)
В 90-ые гг. XX в. в связи с публикацией сочинений Розанова отмечен возросший интерес к творчеству этого оригинального мыслителя. Значительным вкладом в изучение философских взглядов Розанова явилось издание двухтомного сборника текстов известных деятелей русской культуры, дающих оценку личности и творчеству выдающего русского мыслителя - «В. В. Розанов: pro et contra»1. А.Н. Николюкин, В.Г. Сукач, В.А. Фатеев проделали огромную работу по развитию розановедения2.
Современные работы по философской антропологии B.C. Барулина, П.С.
_^ о
Гуревича, Б.В. Маркова, JI.E. Моториной, а так же работы В.Д. Губина , Б.Г. Юдина4, В.С.Степина5 посвящены проблеме человека, которая была обозначена в философии В.В. Розанова.
Ряд ученых, таких как A.B. Гулыга, В.В. Сербиненко, И.И. Евлампиев в своих книгах, в отдельных главах разбирали философские взгляды Розанова. Подчеркивая своеобразие розановской философии, Гулыга применяет к ее характеристике понятие «религиозный натурализм»6. Сербиненко анализирует взгляды Розанова как христианскую метафизику7. Евлампиев отмечает у Розанова экзистенциальную концепцию человека.8
1 В.В.Розанов: pro et contra. В 2х кн. / Сост. В.А. Фатеев. - СПб.: РХГИ, 1995. Под общей редакцией А.Н. Николюкина вышло из печати собрание сочинений мыслителя в 30 томах. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. / А.Н.Николюкин. - М: Русский путь, 1998 - 503с. Николюкин А.Н. Розанов. / А.Н.Николюкин. - М.: Мол. гвардия, 2001. - 511 (1)с. Ил. - (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 788).
Сукач В.Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова, как она есть / В.Г. Сукач; предисл. А.Ф.Лосева. // Москва. -
1991. - №№ 7,8,10,11,12; Сукач В. Розанов Василий Васильевич / В.Г. Сукач // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 448-452. Фатеев В.А. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова / В.А.Фатеев. - ГУИПП «Кострома», 2002. - 640с. ХХХП. С ил.
Фундаментальный труд В.А. Фатеева создан на обширном материале, с использованием большого количества ранее неизвестных архивных рукописей. Биография Розанова - его жизнеописание рассматривается в широком контексте всей русской культуры рубежа веков
Губин В.Д. В.В. Розанов и его учение о человеке. / В.Д.Губин. // Вече. Альманах русской философии и культуры. - Вып. 5. - СПб. - 1996. - С.38 - 52. Юдин Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин. // Вопросы философии. - 2004. - №2- С. 16-27. Степин В.С.Философская антропология и философия науки./ - М: Высшая школа, 1992. - 191с. Степин В.С.Философия и эпоха цивилизационных перемен. / В.С.Степин. // Вопросы философии. - 2006. - №2. - С. 16 - 26.
6 Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы./ A.B. Гулыга. - М.: Соратник, 1995. - С.137-156.
1 Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век)/ В.В. Сербиненко.- М.: Изд-во РОУ, 1996.-112с
Евлампиев И.И. История русской философии / И.И.Евлампиев. - М.: Высш.шк., 2002. - С.268.
Работа C.B. Пишуна1 посвящена социальной философии В.В. Розанова. Автор исследует религию, государство, право, нравственность как «формы жизни» в «системе понимания» мыслителя. Этические взгляды Розанова, считает философ, тесным образом связаны с эстетическими. В работе C.B. Пишуна излагается учение о целесообразности в «системе понимания», историософские взгляды трактуются как идеалистические: только дух человека, по Розанову, должен изучаться историей. В дальнейшем, считает автор работы, философ приходит к построению апокалипсических антиутопий, в которых ставится под сомнение возможность переустройства общества.
Статьи о философском творчестве В.В.Розанове содержатся в книге П.В.
2 3
Алексеева, в энциклопедии «Русская философия» . В подготовленной к юбилею философа монографии Я.В. Сарычева4 представлена новая интерпретация философских исканий и творческого феномена В.В. Розанова.
Розановское наследие исследовали: Е.В. Белокоскова5 (язык и культура), А.В.Сарапульцева6 (развитие религиозно-идеалистической философии), А.Я.
7 8
Кожурин (социальный аспект антропологии), A.C. Курбатова (брак и семья), JI.A. Шульгина9 (проблема социального идеала) и др. C.B. Скородумов10 считает, что «религия бытия» и соответствующая ей «нравственность бытия» являются высшей точкой оригинальной религиозно - нравственной философии
' бПишун C.B. Социальная философия В.В.Розанова. / C.B. Пишун. - Владивосток: Изда-во Дальневосточного университета, 1993. — 150с.
2 Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 1999.
3 Федякин С.Р. Розанов Василий Васильевич // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. M.A. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - M.; Алгоритм, 2007. - С.469 - 471.
4 Сарычев Я.В. В.В.Розанов: логика творческого становления (1880-1890-е годы)/ Я.В. Сарычев; Липецк.гос. пед. ун-т. - Воронеж: Изд - во Воронеж, гос. ун -та, 2006. - 320с
5 Белокоскова Е.В. Язык и культура в работах В.В.Розанова. Историко - философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.В. Белососкова. -М., 1996. -28с.
Сарапульцева A.B. Религиозно-идеалистическая философия В.В. Розанова: становление и развитие: Автореферат дис.......канд. филос. наук. / A.B. Сарапульцева ; Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького - Екатеринбург,
1996.- 18с.
7 Кожурин А. Я. Социальные аспекты антропологии К. H. Леонтьева и В.В. Розанова. Автореф. дис...канд. филос. наук / А.Я. Кожурин. - СПб. - 1997. - 17с.
Курбатова А. С. В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье. Дис... канд. филос. наук / A.C. Курбатова - H. Новгород. - 2000.
Шульгина Л.А. Проблема социального идеала у В.В.Розанова. Дис... канд. филос. наук / .Л. А. Шульгина. - М. - 1999.
Скородумов C.B. Философско - религиозные искания Розанова. (Эволюция представлений философа о религии, морали и государстве). Дис. канд. филос. наук / C.B. Скородумов. - Ярославль, 2002. - С. 128
Розанова. По мнению Скородумова, характер религиозности Розанова претерпевал существенные изменения на протяжении всей жизни писателя: от абстрактного вообще - христианства философ пришел к по-славянски ортодоксальному православию.
Творчеству Розанова посвящен ряд диссертационных исследований последних лет. Т.В. Гребениченко1 провела реконструкцию учения Розанова о свойствах человеческого духа. P.A. Барзукаева2 выявила значение категории понимание и раскрыла философское и педагогическое значение розановской концепции роли отечественной духовной культуры в развитии российского образования. И.Н. Петракова3 раскрыла специфику понимания В.В. Розановым пола как основания единства телесного и духовного начал в мире и человеке, выявила онтологический статус пола в наследии русского мыслителя. Е. В. Пилюгина4 показала значение проблемы иерархии ценностей в жизни и духовном опыте человека и рассмотрела взаимозависимость и взаимовлияние форм культуры и бытия (религии, искусства, политики) в рамках философской антропологии В.В. Розанова.
Во многих периодических изданиях опубликованы статьи5, содержащие анализ философского наследия В.В. Розанова. Вышла в свет розановская энциклопедия, подытожившая достижения розановедения к началу XXI века. Это издание - путеводитель по обширному розановскому наследию, состоит из
1 Гребениченко Т.В. Дух в понимании В.В.Розанова Дис....канд.филое.наук : 09.00.03. / Т.В. Гребениченко ; -Уссурийск, 2003. - 167с.
Барзукаева P.A. Философия образования В.В.Розанова Автореф. дис...канд. филос. наук / Р.А.Барзукаева. -Тверь, 2004.
Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В.Розанова. Дис....канд. филос. наук : 09.00.03. / И.Н. Петракова; [ Место защиты Моск. гос. обл. ун-т], Тула, 2008. - 153с.
Пилюгина Е.В. Религия, политика, искусство в философской антропологии В.В.Розанова. Дис....канд. филос. наук : 09.00.03. / Е.В.Пилюгина; - Курск, 2003. - 194с.
Аверьянов В. Метафизика родополового начала В. В. Розанова: К реконструкции метафизики В. В. Розанова / В. Аверьянов//Москва. -М., 2002. - №2.-С. 170-181.
Водолагин A.B. Любовь и смерть в понимании В.В.Розанова/ A.B. Водолагин // Вопросы философии. - 2006. -№ 10. - С. 109-113.
Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти»: (О творческом наследии философа, 1856-1919) / В.А. Кувакин // Вестник Московского университета. Серия 7.Философия -1989. -№3.- С. 43-57.
Пичугин В.И. В. В. Розанов: «Около Данилевского» / В.И. Пичугин //Вестник. Московского университета. Серия 8. История. - М.2000. - №2,- С.72-86.
Шилкина И. С. Нравственно-психологические воззрения Василия Розанова / И.С. Шилкина // Энтелехия. - 2000 -№5.-С. 14-20.
двух разделов: 1) персоналии, т.е. статьи о лицах, связанных с Розановым и об исторических персонажах, о которых он писал; 2) темы творчества Розанова, его книги, а также газеты и журналы, в которых он печатался1. При подготовке энциклопедии использованы архивы Розанова в России, США, Чехии и др.
В 2009 году издана книга «Наслед�