автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-религиозные основания внутренних школ ушу

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Казючиц, Максим Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Философско-религиозные основания внутренних школ ушу'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Казючиц, Максим Федорович

Введение.

Глава 1. Подходы к изучению ушу.

§ 1. Концепции изучения ушу в современном востоковедении.

§ 2. Исторические модели развития ушу.

Глава 2. Основные аспекты учения внутренних школ ушу.

§ 1. Литература внутренних школ ушу и классические памятники даосизма.

§ 2. Антропология и космология в учении внутренних школ ушу.

§ 3. Категории учения внутренних школ ушу.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Казючиц, Максим Федорович

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия были ознаменованы для нашей страны значительными изменениями. Отечественная культура включилась в диалог Запада и Востока в самом широком смысле этого слова. Одним из аспектов подобных интеграционных процессов стал повышенный интерес к боевым искусствам (ушу) Китая. Первые публикации в отечественном китаеведении по боевым искусствам относятся к середине 70-х гг. Распространению боевых искусств также в немалой степени способствует популярная литература и кинематограф. В современной России существует масса организаций, культивирующих ушу. Занятия отдельными техниками боевых искусств все чаще рекомендуются официальной медициной, а соревнования по «спортивным ушу» стали привычным явлением. Можно констатировать значительный интерес к феномену ушу в определенных кругах российского общества. Однако оборотной стороной распространения боевых искусств явилось оскудение специфического содержания, свойственного им как явлению традиционной культуры Китая. Одной из причин подобного положения является практически полное отсутствие квалифицированных работ, специально посвященных изучению теоретических аспектов традиции ушу. Попытки научного рассмотрения в целом сводились к изучению боевых искусств в рамках медицины и спорта. Сказанное свидетельствует о том, что исследование теоретического пласта традиции ушу, в особенности выявление ее философской и религиозной составляющей, имеет существенное значение для российского религиоведения.

Ушу представляют собой весьма устойчивую традицию, которая с учетом тех или иных трансформаций присутствовала в национальной культуре Китая с древнейших времен. Боевые искусства на современном этапе исторического развития, несмотря на определенные процессы секуляризации, по-прежнему сохраняют значимость в качестве существенного элемента народной культуры. Это отчетливо проявляется, главным образом, в провинции, где весьма высок социальный статус учителя ушу как носителя традиционного знания. Внутренние школы ушу выступают важной составляющей традиции боевых искусств. Они органично связаны с даосизмом, важнейшие аспекты учения внутренних школ ушу соотносятся с его фундаментальными положениями, которые зафиксированы в классических письменных памятниках (Чжуапцзы, Лецзы, Даодэцзин). Таким образом, анализ традиции внутренних школ ушу открывает возможности для дальнейшего изучения религий Китая в тех аспектах, которые еще не были в полной мере представлены в отечественном религиоведении.

Объект и предмет исследования.

Традиционные воззрения внутренних школ ушу, зафиксированные в соответствующих источниках, выступают объектом исследования. Философско-религиозные представления внутренних школ ушу являются предметом исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Общее количество работ в отечественной и зарубежной литературе, посвященных боевым искусствам значительно. Однако подавляющее большинство публикаций отличает поверхностный либо односторонний характер. Квалифицированные исследования посвящены, главным образом, исключительно практическим аспектам боевых искусств (являются учебным руководствами, "manuals") и малосодержательны в теоретическом отношении. Практический аспект боевых искусств раскрыт в работах иностранных и отечественных авторов: П. Гарда, Лю Гуанъю, И. Медейроса, Д. Митчелла, Р. Смита, Д. Гилби, Вон Кьюкита, Ян Цзюньмина, Лян Шоуюйя, Мантэка Цзя (Чиа); А. А. Долина, Г. В. Попова, А. А. Трескина и др.

Литература, посвященная изучению внутренних школ ушу немногочисленна. Несомненный интерес представляют работы отечественных исследователей по отдельным направлениям традиции ушу: психология и физическая культура (Н. В. Абаев, И. А. Воронов, А. А. Трескин), история и фольклор (А. А. Маслов), эстетика (В. В. Малявин).

Особенно следует выделить работы В. В. Малявина1, А. А. Маслова2. Проблема философско-религиозных оснований ушу в отечественной и доступной автору зарубежной литературе на уровне специального исследования не разработана. В отечественном китаеведении была сделана попытка научной постановки данной проблемы в статье Н. В. Абаева «Даосские истоки китайских ушу», опубликованной в коллективном труде «Дао и даосизм в Китае»3. В целом, можно констатировать невысокую степень разработанности данного направления как в зарубежных, так и в отечественных работах. Настоящая диссертация является первым в отечественной науке исследованием, специально посвященным проблеме философско-религиозных оснований внутренних школ ушу.

Цель работы. Целью работы является раскрытие философско-религиозных оснований внутренних школ ушу посредством компаративного анализа литературы внутренних школ и классических памятников даосизма {Чжуанцзы, Лецзы, Даодэцзин).

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие основные задачи:

1) выявить специфику исторического (проблема хронологии) и мифологического аспектов развития боевых искусств;

2) реконструировать учение о человеке в традиции внутренних школ ушу как важнейшего аспекта в изучении философско-религиозных оснований;

1 Малявин В. В. Традиция "внутренних школ" ушу. М., 1993; Малявин В. В. Багуачжан, или Ладонь восьми триграмм. М., 1996.

2 Маслов А. А. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая. М., 1995; Маслов А. А. Небесный путь боевых искусств. СПб., 1995.

3 Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

3) осуществить сравнительное исследование учения внутренних школ и воззрений классических памятников даосизма (Даодэцзин, Чжуанцзы, Лецзы).

4) выявить архаические мотивы в учении внутренних школ ушу. Методологическая основа диссертации. Указанные задачи обусловили избрание исторического, лингвистического, сравнительно-религиоведческого, философского методов диссертационного исследования. Для решения конкретных вопросов в области религиоведения, философии и психологии религии были применены методологические подходы, разработанные сотрудниками Кафедры философии религии и религиоведения Отделения религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова4. Также автор обращается к работам отечественных и зарубежных синологов (Н. В. Абаев, В. В. Малявин, А. А. Маслов, Е. А. Торчинов, А. Е. Лукьянов, Г. А. Ткаченко, Л. Д. Позднеева, Э. М. Яншина, Б. Л. Рифтин, Ян Хиншун, Дж. Хендерсон, Н. Жирардо, К. Скиппер, И. Медейрос и др.).

Новизна настоящего исследования заключается в следующем:

1) Подвергнута последовательному анализу философско-религиозная составляющая учения ушу, раскрыто содержание основополагающих категорий учения внутренних школ.

2) В научные оборот введены источники (в оригинале и переводе), которые до этого времени не использовались в религиоведческой литературе.

3) Проведен специальный компаративный анализ литературы внутренних школ ушу и памятников классического даосизма. В существующих на сегодня отечественных и зарубежных работах подобное исследование не проводилось.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования автором выносятся на защиту следующие теоретические положения:

4 См., например, Введение в общее религиоведение. М., 2001.

1. Разнообразие подходов традиционной историографии Китая в отношении ушу выражается посредством моделей (синкретическая и генеалогическая). Данные модели позволяют выявить особенности положения боевых искусств в традиционной культуре.

2. Архаические основания культуры Китая проявились в представлениях внутренних школ ушу о космосе и человеке: 1) соотношение структуры тела с космологическими феноменами (восемь триграмм, графики Вэньвана и Фуси); 2) манифестации явлений даосского космоса в качестве телесных аспектов (ци, пустота и пр.); 3) эстетика ушу (пространственная организация комплекса форм).

3. Учение внутренних школ ушу взаимосвязано с древней традицией, зафиксированной в классических памятниках даосизма. При этом можно констатировать наличие вполне устойчивых оснований (представленных категориями и мотивами), которые в целом сохраняют функциональное значение в ходе исторического развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Поставленные в диссертации проблемы и апробированные пути их разрешения могут способствовать дальнейшему развитию отечественного религиоведения и китаеведения. Результаты данного исследования можно применять при изучении древнего даосизма, а также его исторических модификаций в Новое время; при чтении лекционных курсов по религиоведению, философии и истории религий, религиозной и философской антропологии, истории зарубежной философии. Кроме этого, материал исследования можно использовать при создании соответствующих спецкурсов и семинаров для специалистов в области религиоведения, философии и истории Китая.

Апробация работы. С материалами по теме данного диссертационного исследования автор выступал на международных научных конференциях «Ломоносов» в 2004—2005 гг. Тезисы докладов опубликованы. Некоторые положения диссертации были отражены в статье «Недеяние в ранних даосских памятниках», вышедшей в сборнике "Schola—2004". Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения Отделения религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 25. 10. 2005 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и литературы. Материал исследования изложен на 124 страницах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-религиозные основания внутренних школ ушу"

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании были выявлены и рассмотрены философско-религиозные основания внутренних школ ушу. Основания представлены двояко: фундаментальными категориями и специфическими положениями (мотивами).

1. В семантике текстов внутренних школ ушу сложился слой терминов, относящихся к даосской традиции (пустое—полное (сюй—или), покой— движение, ци, недеяние (у вэй), естественность (спонтанность) (цзы жань), деяние—недеяние (вэй—у вэй), внутреннее—внешнее (нэй—вай)). Характер применения указанных категорий позволяет говорить о неоднородном составе учения внутренних школ ушу. Анализ этого семантического слоя в текстах внутренних школ позволил сделать следующий вывод:

Философско-религиозные основания внутренних школ ушу представлены специфическими категориями, и характер их употребления свидетельствует о наследовании внутренними школами более древней традиции. Наиболее репрезентативным носителем данной традиции, выступают классические памятники даосизма (Даодэцзин, Чжуанцзы, Лецзы), с воззрениями которых согласуется ряд положений внутренних школ.

2. Помимо применения указанных категорий, наблюдается параллелизм между традициями в ряде воззрений, связанных с практиками достижения состояний измененного сознания, соотносимых с космогоническими процессами. К подобным общим местам (мотивам) относятся следующие: а) Понимание недеяния (у вэй) как функции, осуществляющей перевод индивида из «профанного» состояния в «истинное». Последнее понимается как естественное возвращение человека («великое возвращение») к его изначальной природе («настоящий человек»). Как и в классических памятниках даосизма, в практике боевых искусств собственно боевой аспект, трансформируется в космогонический. b) Понимание механизма трансляции традиционного знания как космогонического процесса: эманаций пустого сердца (синь сюй), от учителя к ученику. Сердце рассматривается в рамках единой мифологемы как орган, определяющий специфику антропологического статуса мудреца. c) В традиции внутренних школ цикличность реализуется в эстетике канонических форм (движение по круговым траекториям, возвращение к началу и пр.). d) Мотив «забвения», «потери себя» выступает характерным элементом традиций в качестве особой практики, которая осуществляет смену антропологического статуса.

 

Список научной литературыКазючиц, Максим Федорович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абаев Н. В. О некоторых особенностях трактовки психической деятельности в раннем даосизме // Общество и государство в Китае. X1. научная конференция. М.: Наука, 1981. Ч. 1. С. 163—169.

2. Абаев Н. В. Некоторые явления архаического происхождения в теории и практике чань-буддизма //Общество и государство в Китае. IX научная конференция. М.: Наука, 1978. Ч. 1. С. 148—150.

3. Абаев Н. В., Нестеркип С. П. Некоторые психологические аспекты влияния чань (дзен)-будцизма на человека как личность и субъект деятельности // Общество и государство в Китае. XI научная конференция. М.: Наука, 1980. Ч. 1. С. 138—144.

4. Абаев Н. В. О некоторых философско-психологических аспектах чаньских военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. М.: "Наука", 1982.-463 с.

5. Абаев Н. В. Даосские истоки китайских ушу // Дао и даосизм в Китае. М.: Наука, 1982. С. 244—257.

6. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: "Наука", 1989. 260 с.

7. Абаев Н. В., Горбунов И. В. Сунь Лутан о философско-психологических основах "внутренних" школ ушу. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1992. 168 с.

8. Антология даосской философии. / Сост.: В. В. Малявин, Б. Б. Виногродский. М.: "Товарищество Колышников-Комаров и Со", 1994. -447 с.

9. Блюмхен С. И. Зонально-векторный анализ изображение mao-me II Общество и государство в Китае. XXXIV научная конференция. / Институт Востоковедения; Сост. и отв. ред. Н. П. Свистунова. М.: Восточная литература, 2004. 304 с.

10. Ю.Бог—Человек—Общество в традиционных культурах Востока. М.:

11. Наука. Восточная литература, 1993. 224 с.11 .Богачихин М. М. Краткий китайско-русский, русско-китайский толковый оздоровительный словарь. М.: Грант-ЛП, 1994.-426 с.

12. Боевые искусства: Китай, Япония/Сост., пер. с кит., старояп., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство ACT", 2002. 416 с.

13. Большой китайско-русский словарь / под ред. И. М. Ошанина. М.: Наука, 1983. В 4-х тт.

14. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. Проф. И. Н. Яблокова. М.: Книжный дом «Университет», 2001. 576 с.

15. М.Воронов И. А. Секретные боевые искусства старого Китая. СПб.: Б and К, 2000.-241 с.

16. Гилби До/с. Ф. Секретные боевые искусства мира. Лондон, 1962. — http://cclib.nsu.ru/proiects/satbi/satbi/books/gilbey/index.html

17. Го Юаныиэнъ Ступени и способы совершенствования в школе Синъи цюань // Антология даосской философии / Сост.: В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М.: "Товарищество Колышников-Комаров и Со", 1994. -С. 296—299.

18. Голыгина К. И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (I — XII вв.) / РАН, Ин-т востоковедения. М.: Вост. Лит-ра, 1995.-380 с.

19. Гэ Хун. Баопуцзы / Пер. с кит., ком., предисл. Е. А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 379 с.

20. Горохова Г. Э. Мистицизм и «Чжуанцзы» // Общество и государство в Китае. XIX научная конференция. М.: Наука, 1988. Ч. 1. С. 119—123.

21. Дао: гармония мира. М.: ЗАО Издательство Эксмо-пресс. Харьков: Издательство Фолио, 2000. 846 с.

22. Дао-Дэ цзин, Ле-цзы, Гуань-цзы: Даосские каноны / Перевод, вступит, ст., комм. В. В. Малявина. М.: Издательство Астрель: Издательство ACT, 2004.-542 с.

23. Дао и даосизм в Китае. М.: Наука, 1982.

24. Долин А. А., Попов Г. В. Традиции ушу. М.: Прометей, 1989. 144 с.31 .Древнекитайская философия. Собрание текстов. 2 тт. М.: Мысль, 1973. -430 с.

25. Ермаков М. Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики СПб.: «Азбука классика»; «Петербургское Востоковедение»,2003.-208 с.

26. Костылев. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2004. С. 144—146.

27. Казючиц М. Ф. Ушу: проблема философских оснований // Материалы XI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». 12—15 апреля 2004 г. Том 2. М.: Издательство МГУ, 2004. С. 414—416.

28. Казючиц М. Ф. Традиция внутренних школ ушу и ранний даосизм. Проблема сравнительного анализа // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 5. М.: Издательство МГУ, 2005. С. 71—72.

29. Китайская философия и современная цивилизация. М.: Восточная литература / РАН, 1997. 192 с.

30. Китайская философия: Энциклопедический словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко / РАН ИДВ М.: Мысль, 1994.

31. Классические тексты школы Тайцзи цюань II Ян Цзюньмин Тайцзи: теория и боевая сила / Пер. с англ. А. Костенко. Киев: София, 2002. С. 259—302.

32. Кобзев А. И. Категория Дэ и коррелятивные ей категории в китайской классической философии // От магической силы к моральному императиву: категория "дэ" в китайской культуре. М.: "Восточная литература", РАН, 1998. С. 12—36.

33. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Вост. лит., 2002. 606 с.

34. Кобзев А. И. Духовные основы китайской цивилизации // Общество и государство в Китае. XXXIV научная конференция. / Институт Востоковедения; Сост. и отв. ред. Н. П. Свистунова. М.: Восточная литература, 2004. С. 250—255.

35. A3.Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЗАО Издательство Эксмо-пресс. Харьков: Издательство Фолио, 2000. 958 с.

36. ЪА.Малявин В. В. О религиозном аспекте народной (локальной) культуры в средневековом Китае // Общество и государство в Китае. XII научная конференция. М.: Наука, 1981. Ч. 1. С. 171—179.

37. Малявин В. В. О месте буддизма в китайской культуре // Общество и государство в Китае. XI научная конференция. М.: Наука, 1980. Ч. 1. 131—137.

38. Малявин В. В. Мир как метафора // Общество и государство в Китае. IX научная конференция. М.: Наука, 1978. Ч. 1. С. 91—99.

39. Малявин В. В. Чжуанцзы. М.: Наука, 1985. 309 с.

40. Малявин В. В. Традиция "внутренних школ" ушу. М.: "Гиль-Эстель", 1993.-103 с.

41. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.: Знание, 1987.-62 с.

42. Малявин В. В. Багуачжан, или Ладонь восьми триграмм. М.: Белые альвы, 1996.-206 с.61 .Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. М.: Наталис, 1997. 367 с.

43. Малявин В. В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М.: Дизайн. Информ. Картография и др., 2000. 436 с.

44. Мартыненко Н. О методологии изучения китайских классических текстов // Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 4. С. 156—169.

45. Маслов А. А. Континуум культуры и медитативная практика в тайных обществах // Общество и государство в Китае. XIX научная конференция. М.: Наука, 1988. Ч. 1. С. 87—89.

46. Маслов А. А. Тайные общества в политической культуре Китая 20 в. (конец 20-х—80-е гг.). Дис. канд. историч. наук (на правах рукописи). М., 1992.-564 с.

47. Маслов А. А. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая. Дис. д-ра историч. наук (на правах рукописи). М., 1995. 692 с.

48. Маслов А. А. Небесный путь боевых искусств. СПб.: ТЕКС, 1995.-490с

49. Ю.Маслов А. А. Энциклопедия восточных боевых искусств / А. Маслов. М.: ГАЛА Пресс, 2000. В 2 тт. Т.1 508 с. Т.2 - 413 с.1\.Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли: Странствие мага иинтеллектуала. М.: Алетейа, 2003. 374 с.

50. Маслое А. А. Китай: укрощение драконов: Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003. 474 с.

51. Маслое А. А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «JIao-цзы». М.: Логос, 2004. 368 с.

52. Общество и государство в Китае. XI научная конференция. М.: Наука,1980. Ч. 1.

53. Петров А. А. Ван Би (226-249). Из истории китайской философии. Труды Института Востоковедения. XIII. М.—Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936. 137 с.

54. Петров А. А. Ван Чун древнекитайский материалист и просветитель. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. - 103 с.

55. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. / Сост., пер., иссл. и комм. А. А. Маслова. М.: Издательство Духовной Литературы,1. Сфера», 2000. 608 с.

56. Позднеева Л. Д. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. М: Наука, 1967.-370 с.

57. Померанцева Л. Е. Человек и природа в «Хуайнаньцзы» и художественный стиль эпохи // Дао и даосизма в Китае. М.: Наука, 1982. С. 27—35.

58. Рифтин Б. Л. От мифа к роману. М.: Наука, 1979. 438 с.

59. Смит Р. У., Питтмэн А. Ба-Гуа: бокс восьми триграмм / Пер. с англ. Курчанов А. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 106 с.

60. Смит Р. У. Син-И: Китайский внутренний бокс / Пер. с англ. Курчинова А. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 111 с.

61. Сунь Лутан Багуа цюань сюэ // Абаев Н. В., Горбунов И. В. Сунь Лутан о философско-психологических основах "внутренних" школ ушу. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1992. С. 80—162.

62. Сунь Лутан (Сунь Фуцюань) Ба гуа цюань сюэ. Пекин. Кун цзи инь шу цзюй, 1928 (Сунь Лутан «Учение Багуа цюань»).9в.Сюй Чжии Тайцзицюань стиля У. М.: Стилсервис, исследовательское общество Тайцзи, 2003. 280 с.

63. Тань Аошуан Китайская картина мира. М.: языки славянской культуры, 2004.-240 с.

64. Ткаченко Г. А. Человек и природа в «Люйши чюньцю» // Дао идаосизма в Китае. М.: Наука, 1982. С. 231—242.

65. Ткаченко Г. А. Хаос и Космос в традиционной китайской космологии и антропологии // Бог—Человек—Общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. С. 30—39.

66. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М.: Наука, 1990. 284 с.

67. Торчинов Е. А. Об общности методологических принципов китайской и западноевропейской алхимии // Общество и государство в Китае. XII научная конференция. М.: Наука, 1981. Ч. 1. С. 180—188.

68. Торчинов Е. А. Учение Гэ Хуна о Дао: человек и природа // Дао и даосизма в Китае. М.: Наука, 1982. С. 37—56.

69. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и транс-персональные состояния 4-е изд. СПб.: Петербургское Востоковедение. Азбука классика, 2005. 544 с.

70. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука классика. Петербургское Востоковедение, 2005.-480 с.

71. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Издательство "Лань", 1998.-448 с.

72. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». 2-е изд. / Пер. Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука классика; Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с.

73. Торчинов Е. А. Даосская алхимия / Пер. с кит. Е.А. Торчинов. СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001.-470 с.

74. Торчинов Е. А. Даосские практики. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998.-250 с.

75. Торчинов Е. А. Понятие «бессмертный» в даосской традиции // Проблемы Дальнего Востока, 1993, № 5.

76. Трактат Желтого Императора о внутреннем / Пер. Б. Виногродский. М.: ЧИТРА, 2002. 288 с.

77. Трактаты школы Тайцзи цюань. // Сюй Чжии Тайцзицюань стиля У. М.: Стилсервис, исследовательское общество Тайцзи, 2003. -С. 256—267.

78. Трескин А. А. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца XIX столетия. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. 137 с.

79. ИЗ. Тридцать шесть наставлений в песнях (Саньшилю фа цзюэ); Наставления о сорока восьми правилах (Сышиба фа цзюэ) // Малявин В.

80. B. Багуачжан, или Ладонь восьми триграмм. М.: Белые альвы, 1996.1. C. 70—103.

81. Универсалии восточных культур / РАН. Ин-т философии. М.: Вост. лит-ра, 2001. 427 с.

82. Философы из Хуайнани / Хайнаньцзы. Пер. Л. Е. Померанцевой. Сост. И. В. Ушаков. М.: Мысль, 2004. 430 с.

83. Цзяньмин ушу цыдянь. Харбин: Хэйлун цзянь жэньминь, 1986. -324 с. (Традиционная гимнастика ушу. Словарь-справочник).

84. Чжан Бо-Дуань. Главы о прозрении истины // Даосская алхимия / Пер. с кит. Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. 470 с.

85. Чжуанцзы. Лецзы / Пер., вступ., статья, ком. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995.-480 с.

86. Чжуанцзы: Даосские каноны/Пер., вступит, ст., коммент., В.В. Малявина. М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002.-432 с.

87. Чжуцзы цзичэн. Шанхай, 1954. Т. 3. (Корпус философской классики).

88. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 2000.-487 с.

89. Юркевич А., Торчинов Е., Янгутов Л. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока, 1993 № 2. С.132—141.

90. Юркевич А., Кобзев А. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока, 1993 № 3. С. 153—164.

91. Юркевич А., Кобзев А. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока, 1994 № 1. С. 108—112.

92. Юркевич А., Кобзев А. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока, 1994 № 2. С. 85—90.

93. Юркевич А., Кобзев А. Словарь китайской философии и культуры // Проблемы Дальнего Востока, 1994 № 6. С. 91—95.

94. Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. 536 с.

95. Ян Хин Шуи. Древнекитайский философ Лаоцзы и его учение. М.—Л: Издательство Академии Наук СССР, 1950. 150 с.

96. Ян Цзюнъмин. Тайцзи: теория и боевая сила / Пер. с англ. А. Костенко. Киев: София, 2002. 304 с.

97. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Наука, 1984.-450 с.

98. Bodde D. Lie-tzu and the doves: A problem of dating. L.: Lund, Hunhpries, 1959. 7 p.

99. Forke A. The world-conception of the Chinese. London: The Eastern Press, Ltd., 1925.-300 p.

100. Frederic L. A dictionary of the martial arts. London: Athlon Press, 1991.-276 p.

101. Fung Yu Lan. A history of Chinese philosophy. Princeton: Princeton University Press, 1952. Vol. 1-2. Vol. 1.-455 p.

102. Girardot N. J. Myth and meaning in early Taoism. The theme of Chaos (hun-tun). Berkley: University California press, 1983. 422 p.

103. Henderson J. B. The development and decline of Chinese cosmology. N. Y. Columbia university press, 1984. 338 p.

104. Huard P., Wong M. Oriental methods of mental and physical fitness.1. N.Y., 1977.-279 с.

105. Ishida Hidemi Body and Mind: The Chinese Perspective // Taoist Meditation and Longevity Techniques. Ed. By L. Kohn. Ann Arbor, 1989. P. 41—71.

106. Katherine Despewc Gymnastics: The Ancient Tradition Taoist Meditation and Longevity Techniques. Ed. By L. Kohn. Ann Arbor, 1989. P. 225—261.

107. Kunio Miura The Revival of Qi: Qigong in Contemporary China Taoist Meditation and Longevity Techniques. Ed. By L. Kohn. Ann Arbor, 1989. P. 331—362.

108. Kuo Ye "Wushu" As an Established Term // China Sports, 1997, # 2. P. 21—23.

109. Liu Xiaogan Classifying the Zuanngzi chapters. Ann Arbor (Mich.): Center for Chinese studies, the University of Michigan, 1994. 217 p.

110. Lu Kuang Yu. The secrets of Chinese meditation. London: Cambridge University Press, 1969. 240 p.

111. Medeiros E. The complete history and philosophy of Kung Fu. Rutland: Charles E. Tuttle Co., Inc., 1974. 118 p.

112. Mitchell D. Shaolin temple Kung-fu. L.: Stanley Paul, 1990. 178 p.

113. Nelson R. F. The martial arts: An annotated bibliography. New York, London: Garland, 1988. 436 c.

114. Schipper K. The Taoist Body. Berkley/Los Angeles/London: University of California Press, 1993. 655 p.

115. Schola—2004. Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. И. Н. Яблокова, П. Н. Костылева / Сост. А. В. Воробьев, П. Н. Костылев. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2004.-292 с.

116. Yung С. Lee. Theory and science of Kung-fu. Costa Mesa, California, 1975.-211 p.

117. The works of Chung Tsze, Taoist philosopher with an excursus, andcopious annotations in English and Chinese by F. H. Balfour. Shanghai & Hong Kong: Kelly & Walsh. Yokohama: Kelly & Co. London: Trubner & Co., 1881.-425 p.

118. Wang A. Cosmology and political culture in early China. Cambridge, 2000.-241 p.