автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Коэволюционные механизмы в традициоонной культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Виноградов, Олег Васильевич
Введение
Глава 1. Коэволюционные механизмы: аспекты анализа
§1. Единство человека и природы - основа коэволюции
§2. Естественное взаимодействие как форма адаптации человека к природе
§3. Минимизация изменений человеком природы
Глава 2. Понимание человека и природы в традиционной культуре
§ 1. Традиционная культура и современная цивилизация
§2. Принцип природосообразности как механизм коэволюции.
§3. Консерватизм деятельности человека в традиционной культуре.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Виноградов, Олег Васильевич
Актуальность темы исследования. В условиях нарастающих глобальных проблем, когда усиливаются процессы отчуждения человека от природы, усложняются отношения между обществом и окружающей природной средой, под угрозой находится их существование, особенно значимым становится изучение процессов совместного развития человека и природы. Техногенная цивилизация вносит постоянные изменения в природную динамику, и сейчас масштабы человеческой экспансии таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную систему. На современном этапе развития общества человек существует практически уже в искусственной среде, которая во многих отношениях противопоказана его биологическим особенностям. Эволюция человека, как отмечает Н.Ф. Реймерс, пошла по пути межэкосистемного отбора вплоть до освоения всей биосферы. Превентивных механизмов сохранения среды человечество не выработало, что, с превращением в глобальную силу, грозит ему самоуничтожением. В связи с этим необходима разработка теоретических основ и конкретных механизмов снятия нарастающего антропогенного воздействия на природную среду и сохранения человека в условиях искусственной среды обитания. Для современного философского сознания стало очевидным, что существование человека как части природы и как деятельностного элемента, преобразующего природу, находится в диалектическом противоречии, которое в настоящее время приобрело характер конфликта. Важная задача современной науки — найти оптимальное взаимодействие человека с природой, определить механизмы их коэволюции и устойчивого развития цивилизации.
Проведенные исследования раскрывают в основном общие принципы коэволюции, задают направленность работы по изучению коэволюционных механизмов. При этом, рассматриваются отдельные вопросы взаимодействия человека и природы, но, как правило, обособленно друг от друга и не систематизированно. Авторы чаще опираются на естественнонаучный материал. Актуальность диссертационной работы состоит в том, что выявляются и раскрываются конкретные механизмы коэволюции.
Степень разработанности темы. Эволюционные идеи во взглядах на мир живого развивались еще философами античности. Коэволюционные подходы в науке стали развиваться сравнительно недавно. Первоначально коэволюцией было принято считать взаимное приспособление видов. К настоящему времени в философской науке это понятие претерпело некоторые изменения. Есть разные его интерпретации. В современной литературе под коэволюцией понимается адаптация человеческой деятельности к естественным процессам и эволюции окружающей природной среды для максимального сохранения условий бытия, сформировавших человека. Механизм коэволюции представляет собой систему экологических императивов, которая минимизирует возможность изменения параметров, в которых человек появился и развивался. Достижения эволюционной биологии в XX веке, особенно экологии, этологии и популяционной генетики, показали значение процессов коэволюции.
В современной научной литературе общее исследование проблем коэволюции представлено такими учеными, как Э.В. Гирусов, П.С. Гуревич, Г.Г. Дилигенский, В.П. Казначеев, P.C. Карпинская, О.Ю. Качанов, В.Н. Князев, E.H. Князева, A.M. Ковалев, С.И. Королев, С.П. Курдюмов, В.А. Кутырев, И.К. Лисеев, H.H. Моисеев, А.П.
Сырцов, E.H. Панов, В.М. Розин, Г.И. Рузавин, A.A. Силин, B.C. Степин, Г.Х. фон Вригт, К. Леви-Стросс, К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, В.И. Мильдон, Н.Ф. Реймерс, Л. Сэв, П. Тейяр де Шарден и др.
Вопросы коэволюции тесно связаны с особенностями направленности развития общества. Поэтому для их решения необходимо рассмотрение таких категорий как цивилизация, культура, техногенная цивилизация, традиционная культура и т.п. В этом направлении уже проведена довольно объемная и качественная работа. Исследование вышеназванных категорий проведено Р.Ф. Абдеевым, М.А. Баргом, А.П. Бодрилиным, Л.Е. Грининым, Г.Г. Дилигенским, Г.С. Гудожником, Н.М. Мамедовым, A.A. Масловым, В.Л. Иноземцевым, В.М. Розиным, B.C. Степиным, Ю.В. Яковец и др.
Исследование коэволюции с позиций естествознания представлено в трудах В.В. Абрамова, В.П. Алексеева, Л.В. Андросовой, Ю.М. Бородай, Н.П. Бочкова, М.Л. Бутовской, Т.Г. Дичева, В.П. Казначеева, Г.И. Коляскиной, С.А. Никольского, В.М. Новоселова, Н.В. Пономаревой, Т.П. Секариной, В.Ф. Фокина, A.B. Яблокова и др.
Проблемы коэволюции тесно связаны с особенностями направленности развития общества. Поэтому для их решения необходимы исследования таких категорий как цивилизация, культура, техногенная цивилизация, традиционная культура и т.п. В этом направлении учеными проведена определенная работа. Исследования вышеназванных категорий проведены Р.Ф. Абдеевым, М.А. Баргом,
A.П. Бодрилиным, Л.Е. Грининым, Г.Г. Дилигенским, Г.С. Гудожником, Н.М. Мамедовым, A.A. Масловым, В.Л. Иноземцевым,
B.М. Розиным, B.C. Степиным, Ю.В. Яковец и др.
Проблемы соразвития человека и природы являются глобальными. Основу философского анализа глобальных проблем составляют разработки и достижения частных наук. Как отмечает А.Н. Чумаков: "Частные исследования, философские обобщения и междисциплинарные исследования настолько переплетены, что каждый раз трудно, практически невозможно определить, где заканчивается один и начинается другой уровень исследований" [211,101]. В настоящее время уже имеются результаты исследований механизмов и форм взаимосвязи философского и конкретно-научного знания [98].
При изучении различных аспектов коэволюции автор опирался на следующие направления в науке: глобальный эволюционизм, биоэкологию, экологию человека (науку о взаимодействии человека и природной среды его обитания), социальную экологию (науку о взаимотношениях общества и окружающей его среды, о законах совместимости, коэволюции общества и природы), глобальную экологию, которая изучает взаимодействие человечества и биосферы в целом (изучение экологической системы, охватывающей всю Землю и ее космические контакты). Основное направление работы - это философский анализ экологии человека.
Взаимодействие человека с природой активно исследуется представителями такого направления в философии как эволюционная эпистемология. Опираясь на результаты частных наук, они анализируют процессы получения информации и преобразования ее в элементарное знание в когнитивных структурах. Она ставит своей целью объяснение генезиса и эволюции когнитивных структур и знания в зависимости от изменений в окружающей среде. Согласно К. Лоренцу, сама жизнь представляет собой эволюционный процесс
V-» познания, идущии от инстинктов к рациональному человеческому мышлению [163,91]. Эволюционная теория познания, исходит из признания того факта, что познавательные человеческие способности являются результатом биологической эволюции, в ходе которой структуры познания предстают как генетический продукт приспособления рода к основным структурам и закономерностям реального мира. В качестве философских предпосылок эволюционной эпистемологии выступают отрицание трактовки сознания как tabula rasa и признание врожденных идей, которые соответствуют специфическим условиям жизни.
Исследования в области эволюционной эпистемологии представлены в работах Д. Кэмпбелла, К. Лоренца, JI.A. Микешиной, Ж. Пиаже, К. Поппера, Г.И. Рузавина, С. Тулмина, Г. Фоллмера и др.
Результаты проведенных исследований по вопросам коэволюции ставят вопрос о необходимости изменения ценностных ориентаций и смене современных приоритетов человеческой деятельности. Для того, чтобы человечество могло обеспечить свое будущее, по мнению академика РАН H.H. Моисеева, ему необходима смена принципов поведения по отношению к природе настолько глубокая, как и та, что произошла на заре становления общества. Принятие нового нравственного императива, продиктованное возникающими особенностями во взаимоотношениях человека и природы, потребует перестройки общественного сознания [124,95].
Проблемы коэволюции тесно связаны с усилением техногенного направления развития цивилизации. Представляется, что традиционная культура, предшествующая техногенной цивилизации, включает в себя коэволюционные механизмы, которые могут быть использованы при решении проблем современного общества.
Целью данной работы является выявление коэволюционных механизмов, действовавших в традиционной культуре, и возможности их использования при решении проблем коэволюции в условиях современной цивилизации.
Это обусловило постановку следующих задач:
- осуществить философский анализ взаимосвязей человека и природы, законов их единства с привлечением материала естественнонаучного знания;
- выявить основные аспекты взаимодействия человека с природой, а также пределы его естественной адаптации к природным условиям бытия;
- проанализировать принципы, программы, методы ограничения преобразующей, по отношению к природе, деятельности человека, т.е. пути возможной минимизации изменений человеком природы;
- провести сравнительный анализ основ техногенной цивилизации и традиционной культуры, выявить их отличительные особенности с позиций концепции коэволюции;
- выявить и раскрыть изученные механизмы коэволюции в традиционной культуре, их возможности при решении глобальных проблем.
Теоретической базой и методологической основой диссертации послужили принцип системного исследования социальных явлений и их взаимообусловленности и взаимосвязи; принципы диалектики и метод сравнительного анализа; культурологический и синергетический подходы. Существенное значение имело применение методологического инструментария современной гносеологии и эволюционной теории познания; при написании работы привлекались результаты естественнонаучных исследований в области экологии, биологии и других частных направлений в науке.
Новизна диссертационной работы заключается в следующем:
- проведена систематизация результатов ряда исследований в естественных науках и показано, что единство человека и природы является основой коэволюции;
- осуществлен детальный анализ естественной ("открытой") адаптации человека к окружающей природной среде как механизма коэволюции, доказана возможность и необходимость ее восстановления в современных условиях;
- определены приоритетные направления и пути минимизации воздействия общества на природу как средства сохранения цивилизации;
- выявлены особенности традиционной культуры в плане коэволюции, раскрыты характерные для нее механизмы соразвития человека и природы;
- доказано, что многие элементы традиционной культуры, обычно оцениваемые как консервативные (ритуал, миф, религия), имеют позитивное значение для сохранения окружающей природной среды.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы:
- для дальнейшего изучения различных аспектов коэволюции;
- при определении путей решения ряда глобальных проблем;
- в раскрытии особенностей взаимосвязи человека и природы;
- для понимания способов гармонизации отношений общества с природой;
- в осмыслении процесса интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.
Апробация материалов диссертации. Основные положения исследования были изложены в докладах: на научно-практической конференции "Традиции и новаторство в современной школе", г.Вологда, 1997г.; на научных конференциях студентов и аспирантов Вологодского государственного педагогического университета, г.Вологда, 1998-2000гг.; на научно-практической конференции "Социальные аспекты адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни", г. Вологда, 2000г.
Диссертация обсуждена на кафедре философии Вологодского государственного педагогического университета. Основные идеи диссертации были использованы при чтении лекций по философии, при проведении семинарских занятий со студентами, в ходе реализации образовательных и воспитательных задач, а также нашли отражение в 3 научных публикациях автора по данной теме.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Коэволюционные механизмы в традициоонной культуре"
Заключение.
Проведенная работа показала значимость результатов исследований естественных наук для решения проблем коэволюции и интеграции естественнонаучного и культурологического знаний с их философским анализом.
В диссертации исследовались вопросы взаимосвязи человека и природы, законы их единства, возможности естественной адаптации человека к природным условиям бытия. В процессе работы были проанализированы принципы, программы, методы ограничения преобразующей по отношению к природе деятельности человека. Единство человека и природы, естественное их взаимодействие и минимизация изменений человеком природы рассматривались как механизмы коэволюции. Проведен сравнительный анализ основ техногенной и традиционной культуры, выделены их отличительные особенности. Автором выявлены и раскрыты изученные механизмы коэволюции в традиционной культуре, их возможности при решении глобальных проблем.
По результатам исследования автором сделаны следующие выводы. Природа является сложной самоорганизующейся системой, элементы которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы как друг с другом, так и с системой в целом. Человек в качестве такого элемента должен следовать ее законам, несмотря на имеющуюся свободу выбора своей деятельности в отличие от других живых существ. Законы системы предопределяют единство человека и природы, что является основой их коэволюции. Это означает, что человек, являясь биологическим существом не сможет существовать и тем более развиваться в искусственных (не сформированных природой) условиях бытия.
Поэтому одним из важнейших коэволюционных механизмов является естественное взаимодействие человека с природой, которое предполагает его "открытую" адаптацию к последней. Естественная адаптация заключается в открытом контакте человека с природными условиями существования (климатические условия, вирогения и т.д). В данной работе показано, что несмотря на утраченные связи человека с природой, его естественное приспособление к природным условиям существования возможно. При этом "открытая" адаптация необходима для сохранения биологических основ человека и соответственно его самого как популяции.
Не менее важным механизмом коэволюции следует считать минимизацию изменений человеком природы. На современном этапе развития общества воздействие человека на природу становится угрожающим для существования последней и соответственно его самого. Для предотвращения катастрофы и устойчивого развития системы "природа-общество" необходимо ограничение преобразующей деятельности человека. В связи с этим автором систематизированы принципы и методы минимизации изменений, вносимых в природу. При этом важно, чтобы они осуществлялись как через принимаемые юридические законы, так и через сознание каждого отдельно взятого человека. Данный коэволюционный механизм должен быть неотъемлемой частью культуры, являясь своеобразным "предохранителем" от разрушения природы.
Проблемы коэволюции напрямую связаны с особенностями техногенного развития общества. Направленность развития в техногенной цивилизации и традиционной культуре правомерно считать противоположной. В представленном исследовании показано, что для традиционной культуры характерны принцип природосообразности и вытекающий из него принцип невмешательства в природные процессы. Основа традиционной культуры - традиции. Поэтому в таком обществе само собой разумеющимся является следование вековым традициям, которые в значительной степени ограничивают преобразование человеком природы через установленные каноны, табу и т.п. Принципы существования человека в традиционной культуре соответствуют научным представлениям о коэволюции и вполне применимы к современному обществу.
Коэволюционные механизмы, таким образом, широко представлены в традиционной культуре. Принятие и использование позитивно-консервативных ее элементов в настоящее время крайне необходимо для устойчивого совместного развития общества и природы.
Дальнейшее осмысление различных аспектов сосуществования и соразвития общества и природы, раскрытие особенностей взаимосвязи человека с природой, решение стоящих перед человечеством неотложных глобальных проблем может быть осуществлено лишь с учетом современных исследований вопросов коэволюции, традиций и новаций, цивилизации и культуры, как в нашей стране, так и за ее пределами. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения аспектов коэволюции.
Список научной литературыВиноградов, Олег Васильевич, диссертация по теме "Философия науки и техники"
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1994.-334,1.с.
2. Абрамов В.В. Интеграция иммунной и нервной систем/Отв. ред. В.П. Лозовой; АН СССР, Сиб.отд-ние, АМН СССР, Сиб. отделение, Ин-т клинич. иммунологии. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. -1662.с.
3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. - 191с.
4. Ананин В.Ф. Биоэнергетика человека. М.: Изд-во ЛЭТМО и БИОМЕДИНФОРМ, 1993.-191,1.с.
5. Андросова Л.В., Коляскина Г.И., Новоселов В.М., Пономарева Н.В., Секарина Т.П., Фокин В.Ф. Взаимосвязи между деятельностью головного мозга и иммунной системой у человека/УФизиология человека,-1995.-№ 2,- с. 15-24.
6. Апресян Р.Г. Одухотворенность//Человек.-1996.№ 4,- с.60-74.
7. Барг М.А. О категории "цивилизация". М.//Новая и новейшая история,- 1990,- № 5.
8. Батуев A.C., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека//Вопросы психологии.-1994.-№1.-с. 81-92.
9. Берестов А.И. Техногенный оккультизм//Российский медицинский журнал.-1997.-№ 5,- с.57-59.
10. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии: Пер.с нем. // Вопросы философии. -1993. -№ 10,- с. 69-92.
11. Бодрилин А.П. Ценностная природа культуры // Философские науки. -1994.-№ 4/5/6.-с. 239-254.
12. Борзенков В.Г., Гранин Ю.Д., Юдин Б.Г. К "центру человеческой души": В поисках методологических основ комплексного изучения человека.//Свободная мысль.-1997.-№ 12,- с.33-43.
13. Бородай Ю.М. От природно-биологической к социальной и исторической детерминации поведения человека (К постановке проблемы). //Биология в познании человека А.П. Огурцов, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др.-М.: Наука, 1989.-256 с.-с. 82-98.
14. Бороноев А.О., Соловьев О.М. Человек и свобода/Социально-политический журнал-1995.-№ 4,- с.219-231.
15. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени: Ст. из Швейцарии.//Вопросы философии.-1993,- № 5.- с. 94-98.
16. Бочков Н.П. Генетические последствия воздействия факторов окружающей среды. // Вестник АМН СССР.-1981.- № 3.
17. Брандт Г.А. Культура как предмет философии. Спб // Вестник ЛГУ, сер. 6, вып. 3, 1991.
18. Бронников А.Ю., Быкова Н.М., Нечипоренко К.А., Хлестов В.Ф. Учитель Иванов. Жизнь и учение. М., "Оникс", 1997.-224 с.
19. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества: Поведенческие аспекты эволюции человека/РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1993.-253 2. с.
20. Вишневский А.Г. Смертность // Демографический энциклопедический словарь,- М., 1985.
21. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения/ В.И. Дынич, М.А. Ельяшевич, Е.А. Толкачев, Л.М. Томильчик // Вопросы философии.-1994.-№ 12,- с. 122-134.
22. Волович В.Г. Академия выживания: Человек в условиях автоном. существования.-М.: ТОЛК: АОЗТ "Техноплюс", 1996,-363,3.1с.
23. Г.Х. фон Вригт Техносистема, национальное государство и природа. СПб// Нева. - 1991,- № 3.
24. Гейлин У. Шутки с Матерью Природой: О самосовершенствовании человека. Сокращенный перевод с английского // Человек,-1994.-№ 4.-е. 99-107.
25. Герасимова И. А. Природа живого и чувственный опыт //Вопросы философии.-1997.-№2.-с. 123-134
26. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу?//Вопросы философии. -1995. -№2. -с.37.
27. Гивишвили Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы//Вопросы философии.-1997.-№ 4,- с. 72-86.
28. Гирусов Э.В. Система "общество-природа".М., 1976.
29. Голубев В.С. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления // Человек.-1996.-№ 3.- с.187-189.
30. Гомеостаз и регуляция физиологических систем организма/Лищук В.А., Лорд Б., Павлович-Кентера В. и др.; Отв.ред.В.П. Нефедов; РАН, Сиб.отд-ние, Ин-т биофизики,-Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ниеД992.-250,[2]с.
31. Грани духовного: Межвуз.сб.науч.тр.-Владимир,1993.-160с.
32. Гринин Л.Е Формации и цивилизации // Философия и общество.-1998.-№2.-с.5-90.
33. Гудожник Г.С. Цивилизация: развитие и современность // Вопросы философии. 1986,- № 3.
34. Гурдисиев Г. И. "Человек есть множественность"; об эволюции человека: Из философского наследия / Предисловие В. Крылова. // Человек. -1992. -№ 2,- с.44 50.
35. Гуревич П.С. Уникален ли человек?//Человек.-1991.-№ 3,- с. 199204.
36. Гуревич П.С. Вселенная по имени человек//Свободная мысль.-1991.-№14,- с.56-66.
37. Гуревич П.С. Страх молитва души; Современный апокалипсис//Филос. науки.-1992.№ 2,- с. 89-108.
38. Гуревич П.С. Человек: венец или ошибка природы?//Наука в России.-1993.№ 2.-с.28-33,54.
39. Гуревич П.С. Человек как микрокосм/Юбщественные науки и современность.-1993.- № в.- с. 179-188.
40. Гуревич П.С. Уникален ли человек?// Филос. науки,-1994.- № 1/2/3.-с.135-153.
41. Гуревич П.С. Философия культуры// Филос. науки.-1997.-№ 2,- с. 11-20.
42. Данилова B.JI. Антропотехника как проблема методологии//Вопросы методологии.-1995.-№ 1/2, с. 46-51.
43. Дао дэ цзин. Чжунцзы цзичэн (Корпус философской классики).-т.З-Шанхай.1986.
44. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций?// Вопросы философии. -1991- № 3.
45. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека: (Социально-медицинские психобиоэнергетические аспекты):Перевод}.-М.: Витязь, 1994.-324 с.
46. Дмитриев В.И., Никольский A.B. Смертность по причинам//Демографический энциклопедический словарь М.,1985.
47. Долин A.A., Маслов A.A. Истоки ушу.-М., 1990.-240с.
48. Долин A.A., Попов Г.В. Традиции у-шу.-М.:Прометей, 1989.-144с.
49. Доскач А.Г., Лось В.А., Салтыковская Л.В. Глобальные проблемы в системе географической науки//Вопросы философии.-1985,- №2.
50. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни: О биол. ритмах}.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1991.-172,1.с.
51. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.,1994.
52. Жуков В. Т. Человек биологический эксперимент Космоса?//Наука и религия.-1996.-№4.-с.5-9.
53. Заварзин Г.А. Индивидуалистический системный подходы в биологии // Вопросы философии.-1999.-№4.-с.89-106
54. Зайцев Е.А. Мир. Путь. Человек: Размышления//Звезда.-1994.-№ 8,- с.121-130.
55. Звездное небо над нами//Сельская жизнь.-1994.-10 февраля.
56. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? // Философия и общество.-1988.-№1.-с.191-240.
57. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения//Вопросы философии.-1997.-№ Ю.-с. 29-45.
58. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии.-1998.-№12.-с.37-49
59. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Преобразование биосферы и проблемы экологии человека//Вестн.АН СССР.-1980.-№ 9,- с.67-71.
60. Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека.М.: Знание, 1986,- 48с.
61. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Социально-исторические и естественно-природные аспекты жизнедеятельности популяций //Биология в познании человека А.П. Огурцов, Е.Н. Панов, И.К. Лисеев и др. -М.:Наука, 1989, с. 98-109.
62. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные потоки.-Новосибирск: Кн.издательство, 1991.-1251.с.
63. Как человеку жить дальше / Сост. Пичугина H.A. Петрозаводск, 1995.-47с.
64. Как живешь планета?//Наука и религия,-1996.-№ 9.- с.4-5.
65. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985,-309с.
66. Каленикин С. Под Солнцем, на берегу Вселенной.:О причинах цикличности в развитии человечества.//Наука и религия.-1996.-№ 8,-с.6-7,31.
67. Каленикин С. Куда идем?//Наука и религия.-1996.-№ 10.- с.14-15.
68. Калинаускас И. Жить надо!: О самопознании и духов.поисках человечества.-СПб.: Изд.дом "Медуза", 1994.-567,[5] с.
69. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики -критика техники этика //Вопросы философии.-1998.-№ 5.-С.49-56.
70. Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. 1996.Т. 166. № 1. с.63-79.
71. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода//Вопросы философии.-1998.-№ 4.-е. 19-40.
72. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995.-352 с.
73. Качанов О.Ю. Начала общей теории развития живой природы и общества.-М.: ИСПИФАН, 1997.-95с.
74. Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей.-М.:Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1997,-192с.
75. Киселева М.С. Становление исторической типологии культуры.// Вестник Московского университета, сер.7, Философия, 1993, № 4.
76. Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории//Философия и общество.-1998.-№2.-с.90-106.
77. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М.: Прометей, 1991.
78. Князев В.Н. Сознание, смыслы и психофизика // Познание и его возможности: Тезисы международной научно-методической конференции. Москва, 24-25 мая, 1994г. М.: 1994,-с.92-95.
79. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.-1997.-№ З.-с. 62-79.
80. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе.-1998.-№ 4.-С.138-144.
81. Ковалев A.M. Наиболее общие законы природного мира // Вестник Московского университета. Сер.7, Философия.-1998.-№3,4-с.34-51, 1832.
82. Ковалев И.Е. Иммунитет как функция системы организма, активизирующая чужеродные химические соединения. Химико-фармацевтический журнал, 1977.-№ 12.
83. Ковальченко И. Многомерность исторического развития // Свободная мысль. М.: Пресса, 1995, № 10.
84. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор.Новосибирск, 1992.
85. Красулин И.А. Ушу-путь к победе.-М.: Знание, 1992.-64с.
86. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема//Философские науки.-1991.-№ 12.- с. 41-52.
87. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопросы философии.-1997.-№2.-с.57-70.
88. Культура и цивилизация. Под ред. Савина Саранск; изд-во Саратовского университета, Саранский филиал, 1989.
89. Культурология XX век: Антология.-М.: Юрист, 1995.
90. Курашов В.И. Экология и эсхатология: Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения//Вопросы философии,-1995 .-№3 .-с.29-36.
91. Кутырев В.А. "Полюбить жизнь больше смысла ее"//Человек.-1992.-№ 4.с. 5-14.
92. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: Издательство "Нижний Новгород", 1994,- 199с.
93. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура//Вопросы философии,-1996.-№ 11.- с.23-32.
94. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала//Вопросы философии.-1998.-№ 5.-е. 135-144.
95. Лаке Д. О плюрализме человеческой природы: Ст.из США.//Вопросы философии.-1992.-№ 10.-е. 103-111.
96. Лебедев С.А. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания//Вестник Московского университета. Сер7, Философия.-1992.-№ 3,- с. 3-9.
97. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. -1978,- № 1,-с.102-103.
98. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению/Юбщественные науки и современность.-1992.-№ 5.-е. 163-168.
99. Ликнин С. Загадка человека: Философский аспект. // Литературная газета. 1993.-24 ноября(№47).-с.З.
100. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный:Эволюция человека./Перевод со швед. Л.Л. Жданова; [Послесл. Г. Анохина].-М.: Прогресс, 1991.-261,1. с.
101. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества//Вопросы философии,- 1992.-№ 3.
102. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. A.B. Гладкого; Сост. A.B. Гладкого, А.И. Федорова. М. : Республика, 1998.
103. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).- Издание 2-е, исправленное и дополненное.-М.: ИНСАН, РМФК, 1992.-208 с.
104. Лунев В.В. Преступность в XXI веке//Социол. исслед.-1996.-№ 7.
105. Малявин В.В. Традиция "внутренних школ" ушу.-М., 1993,- 103 с.
106. Мамедов Н.М. Техническое освоение природы // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Изд-во "Наука", 1983,-с.161-178.
107. Маркин Ю. Предназначение человека//Диалог.-1996.-№9.-с.73-75.
108. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии,- 1993,- №11.
109. Маслов A.A. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая.-М.: Молодая гвардия, 1990.-80с.
110. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей "человек общество"//Вопросы психологии.-1975.-№ 5.-С.З-12.
111. Микешина JI.A., Красильникова И.А. Философская теория как форма знания // Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. Межвузовский сборник научных трудов.-М.: МГПИ им. Ленина, 1986.-С.95-108.
112. Микешина Л.А. Методология современной науки: Учебное пособие. М.: Изд-во "Прометей", МПГУ им. Ленина, 1991.-116с.
113. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности,- М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997.-240с.
114. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. :"Прометей", 1990.-212с.
115. Мильдон В.И. Совершенный человек//Человек.-1990.-№ 3,- с.50-60.
116. Мильдон В.И. Природа и культура: Опыт философии безнадежности //Вопросы философии.-1996.-№ 12. с. 62-74.
117. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.Н М.: Политиздат, 1991.
118. Мироздание и человек:Сборник.-М.: Политиздат, 1990.-350,[2] с.
119. Моисеев H.H. Еще раз о проблеме коэволюции //Вопросы философии,-1998.-№8.
120. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. (Человек, природа и будущее цивилизации). М.:Мол.гвардия, 1988.-2542.с.
121. Моисеев H.H. Человек и ноосфера.-М.: Мол.гвардия, 1990.351, 1.с.
122. Моисеев H.H. Природный фактор и кризисы цивилизации/Юбщественные науки и современность.-1992.-№5.-с. 8495.
123. Моисеев H.H. Цивилизация это?!// Диалог,- 1992,- №№ 4,5.
124. Моисеев H.H. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы/Юбщественные науки и современность.-1994,- № 3,- с. 7787.
125. Моисеев H.H. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль.-1996.-№ 1,- с. 76-82.
126. Надо жить научиться: Сборник трудов Учителя и об Учителе/Сост. Фуки А.А.-М.: Колос, 1992.-160 с.
127. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке//Вопросы философии.-1996.-№ 11.-е. 65-74.
128. Невозможная цивилизация?: Сборник/ Сост. Маслов А.А.-М.: Знание, 1996.-464с.
129. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная?//Вопросы философии.-1991 .-№ 8,- с.3-12.
130. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека//Вопросы философии.-1997.-№ 9,- с.96-117.
131. Никольский С.А. Биологическое-социальное-нравственное (К проблеме изучения природных оснований человека)// Биология в познании человека А.П. Огурцов, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др,-М.:Наука, 1989.-256 с.-с. 126-141.
132. Ничипорович A.A. Человек как участник целостного, саморазвивающегося потока жизни на Земле/Юбщественная наука и современность.-1993.-№ 6.-е. 98-109.
133. Новиков B.C., Деряна Н.Ф. Биоритмы. Космос. Труд /Рос. акад. наук. -СПб.: Наука. С. -Петербург, отд-ние, 1992. -252, 3 . с.
134. Новикова Е.Ю. "Экономический человек": быть и иметь//Вестник Московского университета. Сер.7, Философия.-1996.-№ 6,- с. 19-29.
135. Оботурова Т.Н. Философия мифа: Моногр.//МПГУ/ВГПУ.-Вологда:"Русь", 1998.-157с.
136. Огурцов А.П. Антропность биологии и образы человека// Биология в познании человека А.П. Огурцов, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др. -М.: Наука, 1989,- 256 с. с. 20-36.
137. Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций /Рос.Акад.наук, Ин-т биологии развития им. Н.К.Кольцова.-М.: Наука, 1992.-270,2.с.
138. Павленко А.Н. Бытие у своего порога. Умиротворение//Человек,-1995.-№ 2,- с.35-41.
139. Павленко А.Н. Бытие у своего порога (посильные размышления)/Рос.акад.наук, Ин-т философии.-М.: ИФРАН, 1997.-211с.
140. Панов Е. И ропщет мыслящий тростник.:Философия человека.//Деловой мир.-1996.-27 сентября-3 октября.-с. 10.
141. Панов Е. Душа не выстрадает счастья, но может выстрадать себя: О процессе самопознания.//Деловой мир. 1996.-1-7 ноября. - с. 10.
142. Парис К. Техника и философия // Это человек: Антология/Составитель и автор вступительной статьи П.С. Гуревич, с. 3-23. -М.: Высшая школа, 1995.-е. 250-265.
143. Пименов А. Век, который умел считать, или Что случилось, когда дух отстал от материи//Родина.-1996.-№ 11,- с.31-35.
144. Пископпель A.A. Наука и техника как форма социально значимой деятельности//Вопросы методол.-1995.-№ 1/2,- с.73-83.
145. Пойзнер Б. О стимулах становления человека и смены его ценностей//Высшее образование в России.-1996.-№ 3,- с. 57-60.
146. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра.-Ростов н/Дону: Феникс, 1996.-572.1.с.
147. Радул Д.Н. Рационализм и наука Нового времени//Вопросы философии.-1997.-№ 12.-е. 135-138.
148. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека//Вестник Московского университета. Сер.7,Философия.-1996.-№1 .-с.77-87.
149. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок. // Вопросы философии. 1992,- № 5.
150. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.М., 1992.
151. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности/УФилософские науки,-1997.-№ 2,- с. 158-161.
152. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания//Социально-политический журнал -1993.-3 5/6.-с. 13-21.
153. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники//Вопросы философии.-1996.-№ 3.-е. 19-29.
154. Романовская Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного //Вопросы философии.-1994.-№ 9,- с.23-36.
155. Рузавин Г.И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения//Свобод, мысль. -1993.-№ 17/18,- с. 51-62.
156. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995,- № 8.
157. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии.-1999.-№11,- с. 90-101
158. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма //Филос. науки.-1992.-№ З.-с. 161-167.
159. Сафронов И.А. Космическая функция человека // Изв. Санкт-Петербург университета экономики и финансов.-1995.-№2.-с.111-121.
160. Семенов С. Хронологические аспекты кризисов культуры //Общественные науки и современность,- 1993,- № 4.
161. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология// Это человек: Антология/Составитель и автор вступительной статьи П.С. Гуревич, с.3-23.- М.: Высшая школа, 1995,-318,[2]с.-с. 75-101.
162. Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции //Человек.-1995.-№5.-с. 125-132.
163. Силин A.A. Люди и звезды:О месте и роли человека во Вселенной.//Человек. -1994. №1.-с. 18-30.•167. Силин A.A. Стабильна ли наша цивилизация?// Свободная мысль.-М.: Пресса.- 1995.- № 5.
164. Силин А. У рубежа тысячелетий: Вновь перед человеком стоит проблема выродиться в зверя или подняться до Божества//Родина. -1996.-№11.- с. 84-87.
165. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в традициях мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996,-400с.
166. Словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия, 1964.171. "Совершенный человек" Материалы 1-го заседания участников одноименного исследовательского проекта.//Человек.-1995.-№6.-с.37-52.
167. Солонин Ю.Н. Философия культуры: методологическая оценка кризиса культуры. СПб.// Вестник ЛГУ, сер. 6, вып. 3.
168. Сосунова И.А. Социальная экология: Учебное пособие.М., РИЦ ИСПИРАН. 1996.-200 с.
169. Социальная философия: Хрестоматия. Части 1,2. Сост. Арефьева Г.С., Ананьева М.И., Гарбузов A.C. М.: Высшая школа, 1994.
170. Спектор Ф.И. Homo saperficiens (человек совершенствующийся)//Вопросы методологии.-1996.-№1/2.-с.36-41.
171. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.//Вопросы философии,- 1989.- № 10.
172. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: 1994.
173. Степин B.C., Горохов Б.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.
174. Сэв Л. Личность и биоэтика: Ст. из Франции.//Обществ.науки и современность.-1993.-№ 5.- с. 113-121.
175. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, И.Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1988.
176. Тартаковский М.С. Человек венец эволюции? - М. : Знание, 1990.- 441. с.
177. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/Гос.ком.СССР по науке и технике и др. М.: Наука, 1987.-239,1.с.
178. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-243с.
179. Тростников В. Что такое жизнь?:Из цикла "Филос. бесед ы".//Москва. -1992. -№ 1.-с. 193-198.
180. Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления.//Философские науки,- 1974,- № 2.
181. Урсул А.Д. Новая модель развития общества и освоения Космоса:Филос.аспекты.//Земля и Вселенная,-1993.-№ 5.-С.49-53.
182. Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей/Сост.Быков О.Г., Быкова Н.М.-М.,"Российское право", 1992.286 с.
183. Учитель Иванов. Природа. Человек. Здоровье. Материалы конференций медицинских работников.-Петрозаводск: 1995.-111с.
184. Факторы клеточного и гуморального иммунитета при различных физиологических и паталогических состояниях: Тез.докл. к X науч.конф./Отв.ред. И.И.Долгушин.-Челябинск:Б.и., 1990.-2431.с.
185. Федотов А. К единой теории развития современного человечества//Диалог.-1997.-№ 1.-е. 36-39.
186. Феномен человека: Антология /Сост.,вс1уп.ст.П.С.Гуревича.-М. :Высш.шк., 1993 .-349с.
187. Феноменология духовного: Межвуз.сб.научн.трудов,-В ладимир :ВГПУ, 1995. -144с.
188. Фесенкова JLB. Концепция человека и биологическое знание // Биология в познании человека А.П. Огурцов, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др. -М.: Наука, 1989.- 256 с. с. 72-82.
189. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба// Вопросы философии.-1994.-№ 2.-С.З-12.
190. Философия культуры: Становление и развитие. Учебное пособие. Под ред. Когана М.С., Перова Ю.В., Прозерского В.В., Юровской Э.П. С-Пб: изд-во СП-б университета, 1995.
191. Флиер А. Теория культуры вместо исторического материализма./Юбщественные науки и современность,- 1993.- № 2.
192. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.
193. Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции/Пер.с английского Е.З. Годиной, В.В. Свечникова; Под ред. Т.И. Алексеевой.-М.: Мир, 1990.-367 с.
194. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.М.,1989.
195. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человековедение//Человек.-1994.-№ 6.-е. 5-10.
196. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антологня/Составитель и автор вступительной статьи П.С. Гуревич, с.Э-23.-М.:Высшая школа, 1995.-318,[2] с.-с. 41-54.
197. Харламенко Е. О примирении человечества с природой и с самим собой//Диалог. -1996. -№7 .-с. 54-59.
198. Хесле В. Абсолютный рационализм и современный кризис: Беседа с нем.философом В.Хесле.//Вопросы философии.-1990.-№ 11.-с. 107-113.
199. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер.с нидерл./Общ.ред. и послесл. Г.М.Тавризян.-М.:Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992.-464 с.
200. Хиллербранд М. Устойчивое развитие приоритет XXI века / Пер. с нем. Ю.Белова // Экономика природопользования: обзорн. Информ.-1999.-Вып.1.-С.4-8.
201. Хэнгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы//Это человек: Антология/Составитель и автор вступительной статьи П.С. Гуревич, с. 3-23.-М.: Высшая школа, 1995.-318,[2]с.-с. 211-250.
202. Циклические процессы в природе и обществе: (Материалы первой междунар.конф. "Циклич.процессы в природе и обществе", 1821 окт.,г.Ставрополь) /Под ред. Чурсина В.Д.-Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1993.-271 с.
203. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности//Вопросы философии.-1994.-№ 9,- с. 37-52.
204. Чешков М.А. "Новая наука", постмодернизм, и целостность современного мира//Вопросы философии.-1995.-№ 4,- с.24-34.
205. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека//Общественные науки и современность.-1998.-№ 1.- с. 175183.
206. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем/Автор вступительного слова Кацура А.В.-М. .Знание, 1994.-160 с.
207. Шаповалов В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности// Свободная мысль.-1994.-№1 .-с.75-84.
208. Шварц С.С. Проблемы экологии человека //Вопросы философии.-1974.-№ 9.
209. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология//Вопросы философии.-1991.-№ 7.
210. Шердаков В.Н. Тайна человеческого счастья.Беседа с доктором философских наук В.Н. Шердаковым/Записал А.Пряшников.//Диалог.-1994.-№7.-с.2-6.
211. Ши Мин, Сяо Вэйцзя. Очищение сознания с помощью ушу//Цигун и спорт-1996.-№ 6.-е. 14-25.
212. Ши Мин, Сяо Вэйцзя. Очищение сознания с помощью ушу//Цигун и спорт-1997.-№ 2.-е. 7-16.
213. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
214. Шуков В.А. Влияние биотехнологии на представления об основах жизнедеятельности человекаУ/Биология в познании человека А.П. Огурцор, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др.-М.:Наука, 1989.-е. 234243.
215. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. М., 1995.
216. Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности: Фрагм.: Пер. с англ.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6.Философия, политология, социология, психология, право.-1994.-Вып.4,- с. 43-48.
217. Эволюционная и историческая антропоэкология: Сб. науч. тр. /РАН, Науч. совет по пробл. биосферы; Отв. ред. В.С.Преображенский и др..- М. .Наука, 1994.- 208 с.
218. Эльянов А. Россия на пути в техногенную цивилизацию: мирохозяйственный аспект.//Мировая экономика и международные отношения,- 1996,- №11.
219. Энгельс Ф., Маркс К. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 2 изд. т. 21.
220. Эстетика Ренессанса. Антология в двух частях т. 1 .М., 1981.
221. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд. испр. Монография.-М. Международное издательство Информациология, 1996.-215с.
222. Яблоков A.B. Этические аспекты отношений между человеком и природой// Биология в познании человека А.П. Огурцов, E.H. Панов, И.К. Лисеев и др.-М.:Наука, 1989.-256 с.-с. 198-212.
223. Якимович А. Культура и преступление (О чем говорят и о чем стараются не говорить в конце XX века).// Иностранная литература.-1995.-№1.
224. Яковец Ю.В. Формирование постиндустривальной парадигмы: истоки и перспективы//Вопросы философии.-1997.-№ 1.- с. 3-17.
225. Яних П. Проблемы тела и души как проблема естественных наук: Ст. из Германии.//Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия,-1994.-№ 5,- с. 36-47.
226. Ярлыкова Н.Г. Культура и цивилизация в концепции Люиса Мамфорда //Философия и культура. М.: 1983.
227. Chandgya Upanisads // The principal Upanisad / Transi. And notes by S. Radhakrishnan. London, 1953.
228. Duspiva F. Grundlagen der Entwicklungsbiologie der Tiere.-Jena:Fischer, 1989.-181p.
229. Kottak C.Antropology: The exploration of himan diversity. 5 th.ed.-N.Y.a.o.: McGraw-Hill,Inc, 1991,- 496 p: ill.
230. Lorenz K. Kant's doctrine of the a priori in the light of contemporary biology // ed. Plotkin H. Learning, development and culture, N.Y., 1982.
231. Piaget J. Genetic epistemology. N.Y., 1970.