автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Литвинцев, Олег Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна"

На правах рукописи

ЛИТВИНЦЕВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ

ФИЛОСОФСКО-СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ

ВОЗЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫСЛИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА ДАО-ШЭНА

Специальность 09.00.03 - История философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Абакан 2011

- 8 ДЕК 2011

005005547

Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор философских наук, профессор Янгутов Леонид Евграфович

доктор философских наук Чебунин Александр Васильевич доктор философских наук Ладов Всеволод Адольфович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

Защита состоится «22» декабря 2011 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 003.057.01 при Институте философии и права СО РАН по адресу: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права СО РАН.

Автореферат разослан «22» ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А. В. Хлебалин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Дао-шэн является выдающимся буддийским мыслителем раннесредневекового Китая. Он считается самым известным на Дальнем Востоке идеологом махаянской «Махапари-нирвана-сутры». В числе других, Дао-шэн заложил основу философско-сотериологической базы китайского буддизма. Выдвинутое им положение о внезапном и мгновенном просветлении предопределило дальнейшее направление развития философской и сотериологической мысли китайского буддизма. Разработка ключевых понятий философии Махаяны и концепций татхагата-гарбхи и наличия природы Будды во всем сушем оказала большое влияние на формирование идеологии школ китайского буддизма тяньтай, хуаянь и чань. Взгляды Дао-шэна способствовали адаптации буддизма к социо-культурным реалиям китайского раннесредневекового общества. Он осуществил синтез учения «Махапаринирвана-сутры» с учением сутр Праджняпарамиты, в рамках которой происходило становление философии китайского буддизма на основе традиционного мировоззрения китайцев, тем самым обусловив дальнейшую популяризацию буддизма в Китае. Рассмотрев сотериологические принципы махаянского буддизма через призму китайского менталитета, Дао-шэн предвосхитил идею единства и тождества сансары и нирваны, лежащую в основе философского дискурса китайского буддизма.

Однако философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна никогда в российской науке не становились предметом специального научного исследования и до сих пор остаются мало изученными отечественной буддологией. Всестороннее исследование философско-сотериологических воззрений Дао-шэна даст более полное представление о процессе формирования китайского буддизма.

Степень разработанности проблемы. Среди исследователей философии Дао-шэна прежде всего нужно отметить китайских ученых.

Фан Ли-тянь посвятил взглядам Дао-шэна ряд работ, которые были объединены в отдельной главе первого тома шеститомного собрания сочинений ученого - «Буддизм династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств» (Ъ'^Л. Жы^ЖШ^Ш- Пекин, 2006). Фан Ли-тянь исследует жизнедеятельность Дао-шэна в контексте развития буддизма в эпоху восточной Цзинь и Южного Царства. Реконструирует его взгляды по проблемам синтеза Праджняпарамиты и «Махапаринирвана-сутры», учения о природе Будды, концепции внезапного просветления, доктрине вечного

«Я» Татхагаты. Анализирует важнейшие постулаты философии Дао-шэна, такие как «отсутствие воздаяния за добро», «наличие природы Будды во всех живых существах», «у Будды нет Чистой Земли». Определяет место и роль Дао-шэна в истории китайского буддизма.

Тан Юн-тун в «Истории буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных царств» (ШШ. КШМШШШМ^Ш^.. Шанхай, 1938) также изучает воззрения Дао-шэна. Ученый обратил внимание на преемственность идей между Дао-шэном и чань-буддизмом в свете генезиса китайского буддизма, попытался проследить пути, ведущие от сторонников концепции внезапного просветления к истокам чань-буддизма.

Фэнь Ю-лань в «Истории китайской философии» (Ф Ш~/:ifc. Пекин, 1961) исследует основные принципы учения Дао-шэна и их влияние на китайский буддизм и неоконфуцианство. Он анализирует сочинение Се Лин-юня «Рассуждение об основах» как главный источник, из которого мы узнаем концепцию внезапного просветления Дао-шэна. Обращает внимание на генетическую связь воззрений мыслителя с философией Чжуан-цзы и Мэн-цзы. По его мнению, Дао-шэн и его последователи подготовили теоретическую почву для чань-буддизма, а также, что во взглядах мыслителя можно обнаружить и зерна, взрастившие несколько столетий спустя неоконфуцианство.

Подборка высказываний Дао-шэна из комментариев к сутрам, соавтором которых он был, а также сведения о его жизнедеятельности приведены в коллективно подготовленном сборнике «Избранные материалы по буддийской мысли в Китае» (^ШШШШШШЩШШ. Пекин, 1981. Т. 1).

В числе китайских исследований системы взглядов Дао-шэна также нужно назвать статью Лань Цзи-фу «Чжу Дао-шэн» в энциклопедическом словаре «Китайские мыслители прошлого» (1д s. ФШШ^SШШ-. Тайбэй, 1999. Т. 6), докторскую диссертационную работу Лю Гуй-цзе «Исследование философии Чжу Дао-шэна» (>8|fft?£. 1982), докторскую диссертационную работу Чэн Сун-бая «Исследование учения Дао-шэна о внезапном просветлении» (p^t^ffi. ^iS^il'foSiii.

1989).

Среди западных ученых исследованием философии Дао-шэна занимались: А. Уотте, Г. Дюмулен, У. Либенталь, У. Лай, Д. Юй и др.

Алан Уотте в труде «The way of Zen» (New York, 1957) проследил путь возникновения дзэн (чань). Ученый заключает, что значение предшественников дзэн-буддизма - как-то Сэн-чжао и, в еще большей степени, Дао-шэн - в том, что с их помощью складывается историческая кар-

тина возникновения дзэн даже в том случае, если мы отвергаем традиционную версию, согласно которой дзэн появился в Китае в 520 году, принесенный индийским монахом Бодхидхармой.

Генрих Дюмулен в первом томе своего труда по истории дзэн-буддизма «Zen Buddhism: A History» (New York, 1988) рассматривал философию Дао-шэна в контексте хронологических и идеологических путей, ведущих к истокам дзэн-буддизма. Он указывает на большое влияние «Махапаринирвана-сутры» на формирование воззрений раннесредне-векового мыслителя китайского буддизма.

Уолтер Либенталь опубликовал три статьи, специально посвященные Дао-шэну «А Biography of Chu Тао-Sheng» (Monumenta Nipponica, Vol. 11, No. 3, 1955 - pp. 284-316), «The World Conception of Chu Tao-sheng» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 1-2, 1956 - pp. 66-72), «The World Conception of Chu Tao-sheng: Texts» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 3-4, 1956 - pp. 74-76). Ученый всесторонне исследовал взгляды мыслителя и пришел к выводу, что его учение ближе к будцо-даосизму, нежели чань-буддизму. Согласно Либенталю, чань-буддизм анти-интеллектуален, тогда как учение Дао-шэна интеллектуально.

Уолен Лай в работе «Тао-sheng's Theory of Sudden Enlightenment Reexamined Sudden and Gradual» (Honolulu, 1987), а также статье «The Mahaparinirvana-Sutra and Its Earliest Interpreters in China: Two Prefaces by Tao-lang and Тао-sheng» (Journal of the American Oriental Society, Vol. 102, No. 1, 1982 - pp. 99-105) называл Дао-шэна «последним великим неодаосским буддистом». Он утверждал, что идея внезапного просветления, с одной стороны, основана на концепции единства и неразрывности истинно-сущего ли, а с другой - на учении «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всем сушем.

Дэвид С. Юй в статье «Skill-in-Means and the Buddhism of Tao-sheng: A Study of a Chinese Reaction to Mahayana of the Fifth Century». (Philosophy East and West, Vol. 24, No. 4, 1974. - P. 413-427) обратил внимание на причины, побудившие Дао-шэна выдвинуть тезис о внезапности достижения состояния Будды, который, по его мнению, стал реакцией мыслителя на концепцию «искусных средств» и вытекал из положения «Махапа-ринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всех живых существах.

В литературе на русском языке жизнедеятельность и взгляды Дао-шэна упоминаются в переводах монографий А. Уоттса «Путь дзэн» (Киев, 1993. - С. 134-137), Г. Дюмулена «История дзэн-буддизма: Индия и Китай» (СПб., 1994. - С. 84-88), Фэн Ю-ланя «Краткая история китай-

ской философии» (СПб., 1998. - С. 272-278), а также в переведенном М. Е. Ермаковым биографическом трактате буддийского писателя эпохи Лян Хуэй-цзяо «Жизнеописание достойных монахов», Т. 1 (М., 1991. -С. 87-88, С. 140-141) и «Жизнеописание достойных монахов», Т. 2 (СПб, 2005 - С. 107-110). Дао-шэну посвящена краткая статья в энциклопедическом словаре по китайской философии «Китайская философия. Энциклопедический словарь» / под ред. М. Л. Титаренко (М., 1994). И, наконец, наиболее обширное на сегодняшний день упоминание философии Дао-шэна в отечественной буддологии мы встречаем в монографии Л. Е. Ян-гутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» - Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2007 (С. 91-93).

Объектом диссертационного исследования является учение китайского буддийского мыслителя Дао-шэна.

Предметом диссертационного исследования является философско-сотериологическое взгляды Дао-шэна.

Целью диссертационного исследования ставится исследование взглядов Дао-шэна в контексте формирования философско-сотериологи-ческих принципов китайского буддизма.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть основные этапы становления буддизма в Китае: проникновения, распространения и преломления буддийских философских идей, предшествовавших появлению учения Дао-шэна;

доказать на основе историко-философского анализа сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутры» и «Махапаринирвана-сутры», что именно эти сутры явились главными теоретическими источниками философско-сотериологического учения Дао-шэна;

- объяснить процесс формирования философско-сотериологических воззрений Дао-шэна в контексте столкновения традиционного китайского и индо-буддийского мировоззренческих типов;

- осуществить историко-философскую реконструкцию и проследить эволюцию взглядов мыслителя, приведших его к выдвижению тезиса о внезапном достижении состояния Будды;

выявить степень влияния Дао-шэна на формирование философии китайского и дальневосточного буд дизма. Методологические основы диссертационного исследования.

Методологической основой данного исследования явились принципы научной объективности, историзма и системности. В качестве мето-

дов исследования послужили базирующиеся на вышеуказанных принципах методы историко-философской реконструкции воззрений мыслителя китайского буддизма Дао-шэна. Реконструкция философско-сотериоло-гического учения Дао-шэна основывалась на наших собственных переводах значимых для диссертационного исследования глав из главного теоретического источника взглядов мыслителя - китайской версии «Маха-паринирвана-сутры», а также на сохранившихся комментаторских работах философа, трактатах его современников и более поздних работах, в которых упоминаются его идеи. В связи с этим исследуется философско-сотериологическая система «Махапаринирвана-сутры». Для этого применяется метод структурной и содержательной классификации содержания сутры, конкретного описания текста, его герменевтика. Методы конкретного описания и структурной классификации содержания сутры позволили выявить ее научную ценность. Использование метода герменевтики дало возможность определить синхронность и ретроспективность изучаемого источника.

Однако взгляды Дао-шэна также многим обязаны традиционной китайской философии, и прежде всего даосизму. Для выявления степени их влияния, равно как и влияния буддизма Махаяны, привлекаются также сравнительные историко-философские методы, позволяющие выделить как заимствованные, так и собственные положения, разработанные мыслителем. Наконец, используется конкретно исторический подход в исследовании вклада Дао-шэна в философско-сотериологическое основание китайского буддизма в его историческом развитии.

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой первое всестороннее исследование философии Дао-шэна в отечественной науке.

Установлено, что идеи сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапунда-рика-сутры» и, в первую очередь, «Махапаринирвана-сутры» послужили главной теоретической основой для формирования философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. В тоже время выявлено, что мыслитель находился под большим влиянием холистического натурализма традиционной китайской философии.

Определено, что идеология Дао-шэна продиктована стремлением связать праджняпарамитскую теорию Пустоты, абсолютной и относительной истин с сотериологическими концепциями «Саддхармапундарики» и «Ма-хапаринирваны» о тождестве сансары и нирваны, вечном Татхагате и изна-

чально пробужденной природе Будды тождественной природе всего сущего, рассмотренными через призму китайского менталитета.

Обнаружено, что сотериологические принципы учения Дао-шэна базируются на рассмотрении буддийской концепции просветления с точки зрения традиционных китайских мировоззренческих представлений об обретении единства и гармонии с универсумом.

Доказано, что концепция внезапного просветления, впервые выдвинутая Дао-шэном, в полной мере соответствовала менталитету китайцев, стремящихся к достижению максимально возможных результатов в настоящей жизни.

Обосновано, что разработанные Дао-шэном концепции изначального пробуждения всего сущего, содержания природы Будды во всех живых существах и внезапности просветления легли в основу философско-сотериологических принципов китайского, а вместе с тем и всего дальневосточного буддизма.

Впервые в российской науке осуществлен частичный перевод с китайского языка главного теоретического источника воззрений Дао-шэна и одной из пяти важнейших сутр буддизма Махаяны - «Махапаринирвана-сутры», ее наиболее полной китайской версии Дхармакшемы (421г.), дана историко-философская характеристика произведения.

Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:

- возникновение учения Дао-шэна является закономерным этапом развития буддизма в Китае и обусловлено распространением в Китае философских доктрин поздней Махаяны;

на формирование взглядов Дао-шэна большое влияние оказали маха-янские сутры Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутра» и, особенно, «Махапаринирвана-сутра», китайской интерпретацией которой и является учение мыслителя;

- доктрина изначального просветления всего сущего «Махапаринирва-на-сутры» в учении Дао-шэна стала основанием для облачения буддийской концепции спасения в форму традиционных мировоззренческих представлений китайцев об обретении единства и гармонии со всем универсумом;

- синтез концепции просветления, понятой как обнаружение в себе природы Будды, с китайскими традиционными представлениями о едином структурообразующем принципе всех объектов феноменального мира - ли, привел Дао-шэна к выдвижению тезиса о внезапном

достижении состояния Будды, который стал главным сотериологиче-ским принципом китайских буддистов; - философия Дао-шэна стала отправной точкой в становлении теории Единой колесницы (экаяны) - центральной теории китайского и дальневосточного буддизма, в основе которой лежат представления о единстве и тождестве феноменального мира и истинной реальности. Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы позволяют глубже понять особенности исторического развития буддизма в Китае. Основные положения данного исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по истории и философии китайского буддизма, а также при разработке спецкурсов по истории культуры раннего буддизма, истории и философии китайского буддизма.

Апробация работы пройдена на заседаниях кафедры философии Бурятского госуниверситета. Идеи диссертационного исследования отражены в статьях и докладах на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и молодых ученых Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, 2009-2010), на международной конференции «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008) и ежегодных конференциях иностранных преподавателей Цзилинь-ского института русского языка (г. Чанчунь, КНР, 2008-2010). Результаты исследования представлены в 5 научных публикациях, которые отражают основное содержание работы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 167 наименований и приложения. В приложении дается выполненный диссертантом перевод с китайского языка избранных глав из «Махапаринирвана-сутры» версии Дхармакшемы. Общий объем работы - 181 страница.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень изученности проблемы, определяются объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, его научная новизна и научно-практическое значение, представляются выносимые на защиту положения, описывается структура работы.

Первая глава - «Социо-культурные и теоретические истоки философских воззрений Дао-шэна» состоит из двух параграфов.

Параграф первый «Социо-кулътурная ситуация в Китае в период жизнедеятельности Дао-шэна»посвяшен описанию исторических предпосылок возникновения философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. В связи с этим приводится краткий абрис идеологии раннесредне-векового китайского общества.

В традиционном Китае господствовали известные философско-религиозные представления об устройстве мира и месте в нем человека, берущие начало из древних мифологических построений. Вселенная представлялась китайцам в виде единой гармоничной системы, все части которой взаимосвязаны. В качестве универсального субстрата «всего существующего» (75- вань у) выступал динамический «эфир» или «пневма» - ци (М), а в качестве управляющего начала - абсолют дао (Зй). В социуме, управляющим началом, соответствующим естественному порядку вещей, считалась государственная власть данная императору Небом. В эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) место регулятора социальных отношений прочно закрепилось за конфуцианством, ставшим официальной идеологией. Государственное устройство в период Хань позволяло человеку, придерживавшемуся конфуцианских морально-этических принципов, добиваться успехов не по праву рождения, а по праву хорошей службы. Буддизм в период проникновения в Поднебесную представлялся китайцам как тайная секта даосизма, а Будда, подобно его основателю Лао-цзы - идолом, объектом поклонения.

Проанализированы факторы, препятствовавшие и способствовавшие процессу становления буддизма в Китае. Среди препятствовавших факторов важнейшими являются мировоззренческий китаецентризм, отсутствие института монашества, представления о сакральной власти императора в Поднебесной1. Среди способствовавших - его близость по духу с даосизмом, экономические и социально-политические потрясения в Китае во II веке, приведшие к ослаблению позиций традиционных китайских идеологий - конфуцианства и даосизма2.

Буддизм привлекал людей из самых разных слоев китайского общества, в первую очередь, своей сотериологической составляющей: призы-

' Торчинов Е. А. Введение в будаологию: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 180,

2 Янгутов Л. Е. Философское учение школы Хуаянь Новосибирск, 1982. С 15.

вами отрешиться от мирской суеты, обещаниями избавления от страданий. В то же время наибольшую популярность в Китае приобрела Махая-на, поскольку в отличие от хинаянского буддизма не ограничивала возможность спасения лишь для узкого круга монахов. Напротив, махаян-ское учение о бодхисаттвах, которые посвящали свою жизнь помощи всем живым существам в освобождении, обосновывало возможность достижения просветления для всех, что, по нашему мнению, было ближе китайскому менталитету.

Описывается процесс проникновения и первые шаги буддизма в Китае. Как известно, первые миссионеры начали появляться в Поднебесной уже в I веке. С середины II века в стенах монастырей начинают осуществляться регулярные переводы буддийской канонической литературы. Для китайцев, глубоко почитавших письменные традиции - с китайского слово «культура» буквально переводится как «преобразование посредством письменности» вэнь хуа) - перевод священных писаний пред-

ставлялся делом особенно важным. Техника перевода оттачивалась веками, вместе с тем решались проблемы передачи буддийской терминологии на китайский язык. Большую роль в этом сыграло взаимодействие буддизма с даосизмом. В первое время трансляция буддийской теоретической мысли осуществлялась посредством использования категориального аппарата даосизма. Позже выдающимся буддийским миссионером-переводчиком Кумарадживой Н% 344-413) был разработан метод

«подбора значений», который ограничивал использование при переводе понятий традиционной китайской философии. Предпочтение отдавалось неологизмам, создаваемым по принципу этимологического или семантического соответствия индийскому термину, также допускалось их транскрибирование.

Становление буддийской философии в Китае началось с распространения учения Праджняпарамиты. Для истолкования ее центральной концепции - теории пустоты (санскр. «щуньявада») стало использоваться онтологическое учение популярной неодаосской школы сюань-сюэ о «коренном отсутствии» (Ф^ - бэнь у), предшествовавшем возникновению бытия ('4{ - ю)'. В попытках адекватного объяснения шуньявады через призму онтологии сюань-сюэ в период Западной Цзинь (265-316) формируется ряд праджняпарамитских комментаторских течений, из-

' Янгугов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2007. С. 251.

вестных как шесть школ и семь направлений - лю цзя ци

цзун). Праджняпарамитская традиция достигает своего расцвета в Китае эпоху Восточной Цзинь (317-420), благодаря деятельности Кумарадживы и его учеников. Одним из них был Дао-шэн 355/360-434).

В первом параграфе приводятся библиографические сведения о Дао-шэне, его биография, перечисляются известные труды мыслителя, выдвинутые им тезисы. На основе анализа исторической литературы нами установлено, что из многочисленных работ Дао-шэна сохранился лишь «Комментарий к Саддхармапундарика-сутре» (« ЙШ^ ©Г£» - «Мяофа ляньхуа цзиншу»), а также написанные в соавторстве «Собрание толкований Махапаринирвана-сутры» (« А ® Й ^5 М » - «Дабань непань цзин цзицзе») и «Примечания к Вималакирти-сутре» -

«Чжу вэймоши цзин»). Кроме этого, содержание философско-сотериологического учения мыслителя известно из произведений его современников, в первую очередь, «Рассуждений об основах» -«Бянь цзун-лунь») соратника Дао-шэна Се Лин-юня (ШИШ, 385-433), а также из более поздних трудов, таких как «Жизнеописание достойных монахов» («1ЙИеК1г» - «Гао сэн чжуань») Хуэй-цзяо (®ЙЙ, кон. вв.), буддийской антологии «Расширенное собрание сочинений, светоч истины распространяющих» («Г^ВД^» ~ «Гуан хунмин-цзи»), составленной Дао Сюанем (Ша, кон. У1-УН вв.) и др.

Во втором параграфе «Теоретические источники философских взглядов Дао-шэна» с целью выявления как заимствованных, так и оригинальных идей мыслителя нами раскрывается философское содержание буддийских канонических произведений, под влиянием которых он находился. Таковыми являются сутры Праджняпарамиты («Ш^Ш^Ш^И» - «Баньжо боломидо цзин»), «Саддхармапундарика-сутра» («^'ШШШИ » - «Мяофа ляньхуа шин») и «Махапаринирвана-сутра» -

«Дабань непань цзин»).

Сутры серии Праджняпарамиты относятся к числу самых первых текстов буддизма Махаяны (самый ранний из них написан в I в. до н. э.), в которых впервые излагаются ее идеи, концепции и практики1. Самыми значимыми в философском плане и наиболее популярными в Китае сутрами этой серии являются: «Сутра в восемь тысяч строк о совершенствовании мудрости» (санскр. «Аштасахасрика праджняпарамита-сутра»),

' Андросов В П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М.: Изд-во Вост. лит. РАН, 2001. С. 266.

«Алмазная праджняпарамита-сутра» (санскр. «Ваджраччхедика прадня-парамита-сутра»), «Сутра сердца Праджняпарамиты» (санскр. «Прадж-няпарамита-хридая сутра») и др. Учение Праджняпарамиты явилось док-тринапьной основой одного из двух ведущих течений буддизма Махаяны -мадхьямики.

Термин «праджняпарамита» состоит из двух частей: «праджня» и «парамита». Буквальное значение слова «парамита» - то, что перевозит на другой берег. «Другой берег» - распространенное в буддийской литературе метафорическое обозначение нирваны. В переводах этого слова на китайский язык идея «переправы» к нирване выражена весьма отчетливо: «парамита» передается как «достижение другого берега» (РШ - дао бянь)1. В Махаяне парамиты рассматриваются в качестве предписаний для стремящегося к освобождению буддиста махаянского толка. В ранних сутрах Праджняпарамиты различается шесть парамит, пять из которых способствуют моральному росту человека и относятся к предварительному этапу «накопления заслуг» (1. добродетельное даяние, 2. моральная стойкость, 3. терпеливость, 4. решимость, 5. способность к медитации), а постижение шестой - парамиты праджни - знаменует собой овладение мудростью Будды, выходящей за пределы логико-дискурсивного знания.

Идея праджни как неизъяснимой мудрости также выражена в маха-янской теории абсолютной и условной истин. Под абсолютной истиной {санскр. «парамартха-сатья») понимается находящееся за пределами любой вербализации всеведение Будды, а под относительной (санскр. «сам-врити-сатья») - его отображение в словах и символах. Согласно традиции, сами тексты Праджняпарамиты созданы Буддой особым образом, характеризуемым парадоксальностью изложения, как средство постижения праджни. Характерный пример из популярной на Дальнем Востоке «Праджняпарамита-хридая сутры»: «Нет неведения, нет прекращения неведения, нет старости и смерти, нет прекращения старости и смерти. Подобно этому нет страдания, нет возникновения страдания, нет прекращения страдания, нет пути прекращения страдания, нет мудрости, нет достигнутого и нет недостигнутого» (Цит. по.: Сутра, излагающая суть победоносной запредельной мудрости / пер. с санскр. С. Ю. Лепехова II Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. С. 99).

' Игнатович А. Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории. М.: «Наука», 1987. С. 170.

13

Центральная разработка сутр Праджняпарамиты - теория пустоты (санскр. «шуньявада»). Термин «пустота» (санскр. «шунья») в Праджня-парамите рассматривается в трех основных аспектах. Во-первых, все в мире предметы и явления, включая индивидуальные «Я» живых существ лишены субстанциональности (санскр. «дхарма найратмья»), поскольку причины их возникновения не содержатся непосредственно в них самих. Под взаимозависимым происхождением вещей и явлений подразумевается первый аспект пустоты. Во-вторых, феноменальный мир, образуемый в каждый момент времени (санскр. «кшана») представляет собой комбинацию дхарм - носителей проявляющихся признаков, как внешнего мира, так и внутреннего мира личности. В текстах Праджняпарамиты дхармы, проявление которых (санскр. «дхармалакшана») образует эмпирическое бытие, также считаются пустыми. В-третьих, чтобы исключить вопрос онтологических оснований пустоты, пустота объявлялась пустой от самой себя, то есть именем, ярлыком речи. Таким образом, подлинная реальность оказывалась в недосягаемости мысли и полной трансцендентности к этому миру.

В сутрах Праджняпарамиты употребляется несколько терминов для обозначения состояния просветленного сознания. Помимо самой «праджняпарамиты», таковыми являются: «сарваджнята» (всезнание) -способность человека охватить мир в его целостности; «ануттара-самьяк-самбодхи» (наивысшее совершенное пробуждение) обозначает состояние максимального расширения сознательных функций за счет того, что мы называем подсознанием; «татхата» (таковость) обозначает онтологический аспект наивысшего состояния сознания1. К понятию «татхата» восходит часто употребляемый в махаянских сутрах эпитет Будды - Татха-гата (букв, «так пришедший»). Под «Татхагатой» подразумевается идея несводимости Будды к его проявлению в физическом теле. Татхагата есть синоним истинной реальности (санскр. «бхутатхата»), постигаемой с помощью праджни.

«Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» или «Лотосовая сутра» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра», I - нач. II вв.) - популярнейший махаянский канон на Дальнем Востоке. Ее сотериологический принцип

1 Мялль Л. Э. дисс. соиск. степ, кин «Лштасахасрика Праджняпарамита» как исторический источник. Тарту, 1984.

заключен в формуле тождества эмпирического и истинно-сущего, санса-ры и нирваны'. Основными философскими идеями сутры являются:

Учение о Единой колеснице (санскр. «экаяна» или «буддаяна») согласно которому, Будда проповедовал учение разными способами в зависимости от предрасположенности слушавших, чтобы дать возможность всем обрести полное освобождение. Так появилась колесница шраваков (слушателей и учеников), архатов (одиночных будд) и пратьекабудд (самостоятельно достигших просветления) - Хинаяна и колесница бодхи-саттв (пробужденных, дающих обет не вступать в полную нирвану до тех пор, пока не освободятся все живые существа) - Махаяна. В действительности и та и другая колесницы всего лишь уловки Будды, их объем-лет только одна Великая колесница, скрепленная единой для всех буддистов целью - достичь нирваны.

Доктрина всеобщности просветления, в которой говорится о том, что все, даже заклятый враг Дхармы двоюродный брат Будды Девадатта, обретут освобождение. Будда называет Девадатту своим благожелателем и наставником. Также в сутре упоминается о женщинах, достигших просветления. В буддизме Хинаяны считалось, что женщина, прежде чем достичь просветления должна переродиться в образе мужчины.

Концепция извечности Будды, в которой речь идет об изначальной пробужденности Татхагаты, существующего с безначальных времен. Просветление в «Саддхармапундарике» рассматривается как уловка для обращения живых существ на Путь Будды. Учение «Лотосовой сутры» находит подтверждение в «Сутре о Нирване».

«Сутра о Великой Полной Нирване» или «Нирвана-сутра» (санскр. «Махапаринирвана-сутра», II - нач. IV вв.) является главным теоретическим источником взглядов Дао-шэна. Ввиду малой изученности этого канонического произведения в отечественной науке, диссертант производит историко-философский анализ сутры, основываясь на собственном переводе с китайского языка значимых для настоящего исследования ее частей.

К настоящему времени были найдены лишь небольшие фрагменты «Махапаринирвана-сутры» на языке-оригинале, санскрите. Один фрагмент санскритского текста был опубликован Р. Хернле в 1916 году2. Еще

1 РозенбергО. О. Труды по буддизму. М: «Наука», 1991. С. 196.

2 См A. F. Rudolf Hoernle. Manuscript Remains Of Buddhist Literature Found In Eastern Turkestan VI: Facsimiles With Transcripts by Translation and Notes, 1916.

шесть фрагментов сутры, обнаруженных советскими учеными, исследовали и перевели на русский язык В. С. Воробьев-Десятовский и Г. М. Бонгард-Левин'. Наиболее полная версия «Сутры о Нирване» в сорока свитках сохранилась на китайском языке в переводе Дхармакшемы («^Ь или «^чЙхШ^ЙЙ» - «Бэйбэнь непань цзин» или «Дабань не-пань шин», 421г.). Также существует еше две китайских версии сутры: перевод ее первых шести свитков, сделанный Фа-сянем и Буддхабхадрой или «¿ЛШ£2» - «Дабань нихуань цзин» или «Нихуань цзин», до 418г.) и, так называемая, «южная версия» Хуэй-яня, Хуэй-гуаня и Се Лин-юня («Ш^-ШШИ» - «Наньбэнь непань цзин», 436 г.), которая полностью основывалась на переводе Дхармакшемы, однако была выдержана в стиле китайской литературной традиции и с некоторым перераспределением глав.

В ходе проведенного анализа было выяснено, что центральное философское учение «Махапарирвана-сутры» заключено в следующих тезисах:

Неразрушимость и постоянство тела Татхагаты тождественного дхармовому телу Будды. Тело Татхагаты - одно из многих обозначений истинной реальности, встречающихся в «Махапаринирване». Согласно Махаяне Будда обладает тремя телами (санскр. «трикая»): 1) призрачным телом (санскр. «нирманакая») - сансарический облик просветленного; 2) телом блаженства (санскр. «самбхогакая»), в котором каждый Будда наслаждается нирваной и проповедует йогинам и бодхисаттвам, чье сознание развертывается на уровне других миров; 3) дхармовым телом {санскр. «дхармакая») - безатрибутивной, рационально непознаваемой основой всего сущего. Иными словами, термин «дхармакая» выражает онтологический аспект абсолютной реальности такой, какая она есть вне субъект-объектной познавательной матрицы.

Изначальная просветленность всего сущего. «Сутра о Великой Полной Нирване» окончательно провозглашает изначальное пробуждение всего сущего, что отражено в понятии «татхагата-гарбха» (зародыш или вместилище Татхагаты), которая может быть названа загрязненной лишь условно, с позиции относительной истины. Это учение подразумевало абсолютизацию пробуждения как естественного состояния реальности и иллюзорность сансары как омраченного аспекта сознания. «Нирвана-

' Cm G. M. Bongard-Leviri. «New Sanskrit Fragments of the Mahayana Mahaparinirvanasutra» // Central Asian Manuscript Collection at Leningrad, 1986.

сутра» продолжает разработку концепции не-достижения просветления. Рождение и уход человека из жизни рассматриваются Махаяной как действительное не-рождение и не-уход, так как все сансарическое существование иллюзорно. Отсюда делается вывод о не-достижении нирваны Буддой, которая, как и в вышеназванных сутрах, объявляется уловкой.

Наличие природы Будды (санскр. «буддагхата») во всех живых существах. Природа Будды как абсолютное основание реальности составляет естественную природу каждого омраченного сознания, так как само омрачение, с точки зрения Махаяны, относительно. Соответственно, ни одно сознание нельзя рассматривать как абсолютно омраченное, даже сознание людей, неверующих в возможность спасения (санскр. «иччхантика»)..

Установлено также, что важным новшеством сутры явилось катафа-тическое описание Абсолюта, наделенного такими благими качествами, как постоянство (санскр. «нитья»), блаженство (санскр. «сукха»), самость (санскр. «атман») и чистота (санскр. «шубха»). С нашей точки зрения, учение «Махапаринирвана-сутры» является наиболее онтологизирован-ным среди всех махаянских текстов. Этот канон непосредственно посвящен анализу онтологических аспектов истинной реальности, при этом в нем в полной мере учитывается и подтверждается факт ее трансцендентности.

Глава вторая - «Философско-сотериологические воззрения Дао-шэна» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Формирование взглядов Дао-иана в контексте синтеза китайской и буддийской философских традиций» изучаются особенности традиционной методологии и мировоззрения китайцев, соотношение традиционной китайской и индо-буддийской метафизических картин мира.

Так называемое, коррелятивное мышление древних китайцев1, ставшее основой для наиболее общей формальной методологии их философского и научного знания, обусловило сенсуалистический и рассудочный натурализм китайских космологических представлений. Мир, для китайцев представлялся единой и неделимой сущностью, где все имманентно и ничто, включая самые тонкие божественные сущности, не трансцендент-

' См.: GranetM. La pensee chinoise. Paris, 1934; NeedhamJ. Science and Civilization in China. Vol. 1-7. Cambridge, 1954-1986; КобзевА. И. Ван Янмин и классическая китайская философия М„ 1983

но1. Индо-буддийское мировоззрение предполагало дихотомию мира на изменчивое и полное страданий бытие и его трансцендентный источник. Все индийские философские системы, включая буддизм, считали себя учениями о спасении2. Различие в мировоззрении двух великих культур Востока обусловило тенденцию к китаизации буддизма, начавшуюся с самых первых веков его распространения в Срединном государстве.

В индо-буддийских представлениях о сансаре - мире страданий и непостоянства, китайцы усмотрели идею непрерывных трансформаций субстанции ци, происходящих во взаимодействии сил инь (15Й) и ян (РВ), что на уровне «тьмы вещей» проявлялось в процессах их бесконечных рождений и разрушений. Представления о нирване получили истолкование в русле онтологического учения сюань-сюэ об отсутствии у, как первоначальном неоформленном и бескачественном состоянии бытия ю. Кроме того, считавшееся в Индии отличительной чертой буддизма - учение об отсутствии у живых существ независимого эго (анатмавада), в Китае трансформировалось в изначально чуждую буддийской концепцию неуничтожимое™ духа («Р?^^» - «шэнь бу ме»). В соответствии с устоявшимися представлениями китайцев, дух человека - шэнь после смерти возвращается в свое изначальное состояние единства с пневмой-ци. Проникнув в Китай, буддизм не старался опровергнуть местные верования. Тезисы «дух получает воздаяние» - «шэньмин шоу бао») и «практикуй Путь, чтобы стать Буддой» («ШШУ^Ш» - «сю дао вэй фо»), начиная с ханьской эпохи считались китайцами основоположениями буддизма. В результате буддийская анатмавада была замещена противоположной ей концепцией вечного и неуничтожимого духа .

Обосновывается, что Дао-шэн увидел решение этих мировоззренческих проблем в сотериологических концепциях «Саддхармапундарики» и «Махапаринирваны». Учение поздней Махаяны о тождестве сансары и нирваны, а также наличии в живых существах природы Будды как изначальной природы всего сущего, которую необходимо лишь обнаружить в себе, было весьма созвучным традиционным китайским идеям о достижении «великого единения» (^И - да тун) или «единотелесности» (— # - и ти) с универсумом дао. Дао-шэн связал воедино эти концепции, тем самым

1 Кобзев А. И. Философия и духовная культура Китая // Духовная культура Китая: энцик-

лопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. С. 45. 1 Щербатской Ф. И Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988. С. 254.

3 Фан Ли-тянъ. Сущность философии китайского буддизма. Пекин, 2002. Т. 1 (Й'дЕ^. ФН 121.

адаптировав махаянскую сотериологию к традиционным мировоззренческим установкам китайцев. В итоге, концепция нирваны как полного угасания или успокоения дхарм, предполагавшая уход из сансарического мира, была отринута в Китае, а вместо нее провозглашен впервые сформулированный Дао-шэном принцип внезапного просветления в настоящей жизни.

Отмечается также, что по многим пунктам буддизму был близок даосизм. В обоих случаях обнаруживается нацеленность на достижение миросозерцания, выходящего за рамки логико-дискурсивного знания. В одном из самых ранних даосских трактатов «Дао-дэ цзин» («ЖШ2») утверждается: «Ш^Ш. ЗЁЗШ. » - «Дао, которое

можно пройти, не есть постоянное Дао. Имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя»; - «знающие не говорят, а

говорящие не знают» (Цит. по кн.: Дао-дэ цзин / пер. с кит. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. М.,1994. Т. 1. С. 115). В другом даосском произведении «Чжуан-цзы» («/гЁТ») ГОВОрИТСЯ! « я йз№У.-ЙЕН.

Й » - «Словами пользуешься для исчерпания смысла, постигнув смысл, забываешь слова». Тот же посыл мы находим в буддийской концепции невербального постижения праджни, теории абсолютной и относительной истин. Философско-мировоззренческий комплекс и буддизма и даосизма был ориентирован на психотехническую духовную практику, занятия которой в обеих традициях играли первостепенную роль. Сама буддийская медитативная практика напоминала даосское «искусство дао» (1ЙЖ - дао шу), включавшее в себя созерцание и медитацию для достижения транса, ведущего к забвению собственного эго - ван

во) и единению с сущим. Эта цель достигалась посредством регуляции движения потоков ци в организме как при помощи динамических упражнений (дао инь), так и при помощи дыхательной гимнастики (син ци).

Тем самым мы приходим к выводу, что Дао-шэн усмотрел в «Маха-паринирвана-сутре» с одной стороны, и в ряде китайских, в первую очередь, даосских метафизических представлениях с другой, потенциал необходимый для синтеза китайского холистического натурализма с индо-буддийским психологизмом. Этот потенциал был раскрыт в его фило-софско-сотериологических взглядах.

В параграфе втором «Основные принципы философского учения Дао-шэна» произведена реконструкция воззрений китайского буддийского мыслителя. На основании изучения первоисточников на китайском языке

обобщаются основные постулаты философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. А именно:

Признание важнейшей роли «Махапаринирвана-сутры» в комплексе сутр Махаяны. «Нирвана-сутра» как последняя прижизненная проповедь Будды Шакьямуни провозглашает окончательное и совершенное учение Дхармы. Ведь именно в ней раскрывается тезис об изначально пробужденной (ФЗЙ - бэнь цзюэ) подлинной реальности (Ж~Ш - чжэнь жу): самосущей (ЖЙ - чжэнь во), блаженной (/К - лэ), чистой (/# - цзин) и вечной (Ф - чан). Праджняпарамита лишь указывает на нее, в то время как «Нирвана-сутра» утверждает абсолютное существование истинной природы всего сущего, природы Будды - фо син), которая содержится во всех живых существах («— 'ЙЛ^Ж^ШЙ» - «ице чжуншэн си ю фосин»). Комментируя «Махапаринирвана-сутру», Дао-шэн пишет: «О "не-Я" говорят, чтобы указать на "истинное Я", бодхисаттвы учат анатмаваде, чтобы указать на истинный атман Татхагаты» («^ТЙЖЙ. Ер

Все вещи и явления эмпирического мира, включая иллюзию собственного «Я», несубстанциональны, оттого подвержены процессам возникновения и разрушения. Все изменения во вселенной происходят сообразно закону дао. Дао каждой вещи и универсума в целом воплощено в ли (Ш). Терминологический смысл понятия «ли» китайской традиционной философии - упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отдельной вещи и всему сущему. В метафизическом смысле ли - это «незримое» устройство предметов и явлений, соответствующее дао и делающее их познаваемыми. Поздние монеты (У-Ш вв. до н. э.) противопоставляли ли беспорядку, смуте и хаосу. В учении сюань-сюэ ли отождествлялось с отсутствием - у, как первичной, универсальной и законосообразной сущностью дао. Понятие «ли» или «истинное ли» (ЦЩ - чжэнь ли) играет важную роль в философии Дао-шэна. Он отождествляет ли с дхармакаей ( 'fi.Sk - фа шэнь) как истинно-сущей реальностью. Как и ли, дхармакая скрыта за изменчивостью вещей и явлений феноменального бытия и неуловима для взгляда простых смертных, поскольку «не имеет призна-

' Собрание толкований Махапаринирвана-сутры И Заново составленная трипитака. 37 цзю-ань№ 1763 (^ШГ4И1Н+-Ь«. Ыо.1763. ЙТ СзШЖЙШЙШ Ш

ков»', по которым ее можно было бы опознать при помощи органов чувств.

Дао-шэн, как и сторонники учения праджни, полагал, что все представления человека о бытии могут быть описаны при помощи условной или мирской истины - цзя ди, су ди). То, что лежит за гранью

обыденного понимания и не поддается никакому изъяснению в словах и символах есть абсолютная истина - чжэнь ди) всех Будд и бодхи-саттв. Постичь ее можно лишь непосредственно пережив на личном опыте. Условная истина устанавливает относительное знание о вселенной е& - ю чжоу) и отражает переживание ее как сансары, а абсолютная истина, по мнению Дао-шэна, суть абсолютное знание обо все той же вселенной. Иными словами, сама вселенная может предстать и сансарой и нирваной в зависимости от выбранной «точки зрения». Так, в философии Дао-шэна, подтверждается тождество сансары и нирваны и вместе с тем сохраняются китайские натуралистические представления о гармонии имманентно присущей эмпирическому миру.

Природа Будды, она же дхармакая, всегда в состоянии присутствия «здесь и сейчас»2. Природа Будды, она же вселенский структурообразующий принцип ли, едина и неделима на части3. Поэтому, обнаружив ее в пределах самого себя, человек внезапно становится Буддой («¡Ш^ЖШ » - «дунь у чэн фо»). Достичь состояния Будды можно уже в настоящей жизни, а можно приближаться к нему в течение долгих жизней. В подготовительной практике заключен постепенный аспект - цзянь у) пробуждения, однако сам по себе момент озарения (1п - у) достигается вне опоры на слова и писания. Концепция внезапного просветления стала важнейшим вкладом Дао-шэна в формирование сотериологических принципов китайского буддизма. Она всецело соответствовала менталитету китайцев и впоследствии заняла центральное место в сотериологии дальневосточного буддизма.

Момент озарения характеризуется мгновенностью, спонтанностью, целостностью и сам по себе независим от кармического положения и

' («фа шэнь у сэ») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный

трактат философа не сохранился. Пер.: «Дхармакая не имеет признаков».

2 «Ш4Э-А » - («фо син дан ю») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «Природа Будды содержится в данный момент».

' «Й^ яТ^Ь» - («ли бу кэ фэнь») - известное изречение Дао-шэна. Его современник поэт Се Лин-юнъ в трактате «Рассуждения об основах» указывал на то, что именно на основании этого утверждения Дао-шэн выдвинул тезис о внезапности просветления, как следствии неделимости истинно-сущего -ли. Пер. «Ли неделимо на части».

уровня подготовки субъекта, поэтому совершение добрых поступков напрямую никак не приближает человека к просветлению1. Как нам кажется, в этих взглядах отражается точка зрения Дао-шэна на амидаизм - течение в буддизме, декламировавшее религиозно-обрядовую практику поклонения Будде Амитабхе, рассчитанную на его помощь в возрождении в чистых землях (санскр. «сукхавати»). Под чистыми землями понимался созданный Амитабхой некий промежуточный пункт между санса-рой и нирваной, в котором оказывался верующий в него человек благодаря накопленной добрыми деяниями благо.й карме. Первое амидаистское общество было основано в Китае учителем Дао-шэна Хуэй-юанем (ШШ, 334-416). По мысли Дао-шэна, коль скоро просветление достигается мгновенно, то доктрины о воздаянии за добро и возрождении в чистых землях предназначены лишь для морального воздействия на людей. В действительности, утверждает мыслитель, «у Будды нет чистой земли»2 -либо человек находится в сансаре, либо достигает пробуждения. Интеллектуальный подход и логическое обоснование выдвигаемых положений было весьма существенной чертой взглядов Дао-шэна.

В параграфе третьем «Влияние учения Дао-шэна на развитие философии буддизма иа Дальнем Востоке» оценивается место и роль мыслителя в истории китайского буддизма. Взгляды Дао-шэна рассматриваются как первый шаг на пути становления философско-сотериологических принципов китайского, а вместе с ним и всего дальневосточного буддизма.

Выводы, сделанные Дао-шэном на основании анализа учения сутр поздней Махаяны об изначально чистой природе всего сущего, заключались в том, что, в гносеологическом плане, сансара признавалась фикцией заблуждающегося рассудка, а в онтологическом - имманентно присущим и тождественным Абсолюту эмпирическим бытием. Это означало, что устранение ложных взглядов моментально и уже в настоящей жизни приводит к освобождению. Эти идеи, впервые сформулированные Дао-шэном, отразились в «Трактате о пробуждении веры в Махаяну» («Ма-хаяна шраддхотпада-шастра»; « ^ Ш & Ш » - «Дачэн цисинь лунь»), снискавшем большую популярность в Китае с середины VI века.

В «Дачэн цисинь лунь» представлен последовательный и непротиворечивый синтез учений мадхьямики, йогачары и теории татхагата-гарбхи.

| цЩ-Ус-'Иггл - («шань бу шоу бао») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «Добро не получает воздаяния».

2 «№- («фо у шинту») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «У Будды нет Чистой Земли».

В основе трактата лежит доктрина Единого сознания (экачитта; — - и синь), которая представляет собой дальнейшую разработку учения Дао-шэна о единстве и тождестве феноменального и истинно-сущего. Единое сознание двухаспектно. Первый - изначально пробужденный или абсолютный аспект, так называемое, истинное сознание (кит. «чжэнь синь», Второй - аспект сознания, подверженный рождениям и смертям, то есть загрязненный. Оба аспекта неотделимы друг от друга, но и несводимы друг к другу. При анализе их взаимоотношений используется теория татхагата-гарбхи ОхМШ - жулай цзан). Как и в учении Дао-шэна татхагата-гарбха мыслится изначально чистой, а ее омрачение иллюзорным. Сансара, то есть загрязненный аспект Единого сознания проецируется вовне посредством сознания-хранилища семян феноменального бытия - алая-виджняны (И$№Щ - алайе ши). Важным является то, что омраченный аспект Единого сознания признается в трактате постоянно сопутствующим хоть и иллюзорным признаком его чистого аспекта. Согласно ему, иллюзия омрачения не имеет начала, но исчезает вместе с исчезновением различающей мысли. Для ее устранения используется буддийская психотехника приостановления всех психических процессов (шаматха; 1к - чжи) и аналитическая медитация об элементах психофизического опыта - дхармах (випашьяна; Ш- гуань).

Опосредованно теории Единого сознания «Трактата о пробуждении веры в Махаяну», очерченный Дао-шзном круг философских проблем попал в центр внимания ведущих школ китайского буддизма - тяньтай, хуаянь, чань и их аналогов в сопредельных странах, составив в итоге специфические черты буддизма Дальнего Востока.

Анализируется идеология вышеназванных школ китайского буддизма. Ориентируясь на принципы тождества сансары и нирваны и содержания во всем сущем изначально пробужденной природы Будды, мыслители тяньтай н'як) продолжили разработку проблемы Единого сознания. Они выдвинули теорию круглой гармонии трех истин («Нт§ЕШ» -«сань ди юань жун»), базирующуюся на праджняпарамитской доктрине абсолютной и условной истин. К этим двум адепты тяньтай добавляют третью - срединную истину - чжун ди), заключающуюся в необходимости рассмотрения первых двух в неразрывном единстве. Идее единства феноменального и абсолютного посвящена также концепция трех тысяч миров в одном акте сознания («-^ГзгН^Р» - «и нянь сань цянь»).

Идеологи школы хуаянь (Ф >к) также продолжили разработку принципа Дао-шэна о единстве феноменального и истинно-сущего. Важ-

ный вывод, сделанный ими в том, что истинно-сущее немыслимо вне этого единства. Адепты хуаянь переносят взаимоотношения между абсолютным и относительным в плоскость отношений между традиционными китайскими философскими категориями ли и ши (Ш). В хуаянь, как и в учении Дао-шэна, ли приобретает значение всего относящегося к подлинной реальности Будды, которая именуется Истинным сознанием («-Й 'й>» - «чжэнь синь»). Под ши понимается индивидуальное сознание с его проекцией эмпирического мира. Хуаянь развивает тезис Дао-шэна о неделимости ли, провозглашая принцип не-преграды («5£Ш» - «у ай») между ли и ши, и между ши и ши.

Концепция внезапного просветления Дао-шэна стала главным соте-риологическим принципом чань-буддизма. Ее отстаивал знаменитый чаньский патриарх Хуэй-нэн 637 - 713) - один из самых почитаемых фигур в истории чань (Шя?). Он, как и идеологи тяньтай и хуаянь, придерживался выдвинутой Дао-шэном концепции изначально пробужденной природы всего сущего тождественной природе Будды, которую следует лишь осознать в себе. Аппелируя к принципу не-опоры на слова и письмена («бу ли вэнь цзы» - перенесенному из даосизма в

китайский буддизм Дао-шэном, Хуэй-нэн выдвинул идею отрицания любых предварительных этапов на пути к просветлению. В составленной его учениками «Сутре помоста шестого патриарха» («/ЧШй§?» - «Лю цзу тань цзин»), как и в трактате «О пробуждении веры в Махаяну», постулируется необходимость отказа от привязанности как к идее омрачения, так и к идее достижения просветления. Желание искоренения аффектов («:ШШ» - «фань нао») рассматривается как признание того, что омрачение реально, что согласно Хуэй-нэну неверно. Он заключает, что необходимо устранить не только заблуждения, но и само желание их уничтожить. Хуэй-нэн завершил разработку доктрины внезапного просветления, начатую Дао-шэном.

Таким образом, заключается, что воззрения Дао-шэна легли в основу философско-сотериологических принципов китайского буддизма и предопределили вектор развития буддизма в Китае и на Дальнем Востоке.

В заключении представлены основные выводы диссертационного исследования.

Список опубликованных работ в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Дао-шэн в истории китайского буддизма [Текст] // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 8. Философия. Востоковедение. -Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2008. - С. 43—46.

2. Переводческая и комментаторская деятельность Дао-шэна [Текст] // Религиоведение (научно-теоретический журнал). — Благовещенск: Изд. Амурского госуниверситета, 2010. - № 1. - С. 42-46.

Публикации в других научных изданиях:

3. О «Махапаринирвана-сутре» [Текст] // Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии: сб. статей. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - С. 70-87.

4. Философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна [Текст] // Философия. Социология. Современность. Ч. 2. Сборник научных трудов кафедры философии Бурятского госуниверситета. - Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2010-С. 173-186.

5. Становление учения Татхагата-гарбхи в Китае [Текст] // Философ-ско-сотериологические аспекты Абхидхармы, Праджняпарамиты и Тантры в буддизме Китая, Тибета и Бурятии: сб. ст. / науч. ред. Л. Е. Янгутов, Л. Л. Ветлужская. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010-С. 106-120.

Литвинцев Олег Сергеевич

Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна

Специальность 09.00.03 - История философии Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Подписано в печать 21.11.2011. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать - ризограф. Бумага офсетная. Физ. печ. л. 1,75. Усл. печ. л. 1,6. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 224.

Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» 655017, г. Абакан, пр. Ленина, 90а, тел. 22-51-13; e-mail: izdat@khsu.ru

 

Текст диссертации на тему "Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна"

61 12-9/162

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЛИТВИНЦЕВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ

ФИЛОСОФСКО-СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫСЛИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА ДАО-ШЭНА

09.00.03 - история философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель д. филос. н., профессор Л.Е.Янгутов

На правах рукописи

г. Улан-Удэ - 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение...................................................................................3

Глава 1. Социокультурные и теоретические истоки философских воззрений Дао-шэна

§1. Социокультурная ситуация в Китае в период жизнедеятельности Дао-

шэна..........................................................................................12

§2. Теоретические источники философских взглядов Дао-шэна.............42

Глава 2. Философско-сотериологические воззрения Дао-шэна

§1. Формирование взглядов Дао-шэна в контексте синтеза китайской и

буддийской философских традиций..................... ..............................77

§2. Основные принципы философского учения Дао-шэна.....................99

§3. Влияние учения Дао-шэна на развитие философии буддизма на

Дальнем Востоке.........................................................................119

Заключение...............................................................................138

Список использованной литературы.............................................142

Приложение..............................................................................159

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Дао-шэн является выдающимся буддийским мыслителем раннесредневекового Китая. Он считается самым известным на Дальнем Востоке идеологом махаянской «Махапаринирвана-сутры». В числе других, Дао-шэн заложил основу философско-сотериологической базы китайского буддизма. Выдвинутое им положение о внезапном и мгновенном просветлении предопределило дальнейшее направление развития философской и сотериологической мысли китайского буддизма. Разработка ключевых понятий философии Махаяны и концепций татхагата-гарбхи и наличия природы Будды во всем сущем оказала большое влияние на формирование идеологии школ китайского буддизма тяньтай, хуаянь и чань. Взгляды Дао-шэна способствовали адаптации буддизма к социокультурным реалиям китайского раннесредневекового общества. Он осуществил синтез учения «Махапаринирвана-сутры» с учением сутр Праджняпарамиты, в рамках которой происходило становление философии китайского буддизма на основе традиционного мировоззрения китайцев, тем самым обусловив дальнейшую популяризацию буддизма в Китае. Рассмотрев сотериологические принципы махаянского буддизма через призму китайского менталитета, Дао-шэн предвосхитил идею единства и тождества сансары и нирваны, лежащую в основе философского дискурса китайского буддизма.

Однако философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна никогда в российской науке не становились предметом специального научного исследования и до сих пор остаются мало изученными отечественной буддологией. Всестороннее исследование философско-сотериологических воззрений Дао-шэна даст более полное представление о процессе формирования китайского буддизма.

Степень разработанности проблемы. Среди исследователей философии Дао-шэна прежде всего нужно отметить китайских ученых.

Фан Лн-тянь посвятил взглядам Дао-шэна ряд работ, которые были объединены в отдельной главе первого тома шеститомного собрания сочинений ученого - «Буддизм династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных

царств» (Уз 11 Л. ШШШ&ШШШ.. Пекин, 2006). Фан Ли-тянь исследует

жизнедеятельность Дао-шэна в контексте развития буддизма в эпоху восточной Цзинь и Южного Царства. Реконструирует его взгляды по проблемам синтеза Праджняпарамиты и «Махапаринирвана-сутры», учения о природе Будды, концепции внезапного просветления, доктрине вечного «Я» Татхагаты. Анализирует важнейшие постулаты философии Дао-шэна, такие как «отсутствие воздаяния за добро», «наличие природы Будды во всех живых существах», «у Будды нет Чистой Земли». Определяет место и роль Дао-шэна в истории китайского буддизма.

Тан Юн-тун в «Истории буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь,

Южных и Северных царств» Шанхай, 1938)

также изучает воззрения Дао-шэна. Ученый обратил внимание на преемственность идей между Дао-шэном и чань-буддизмом в свете генезиса китайского буддизма, попытался проследить пути, ведущие от сторонников концепции внезапного просветления к истокам чань-буддизма.

Фэнь Ю-лань в «Истории китайской философии» (Ф Э Ш ^ . Пекин,

1961) исследует основные принципы учения Дао-шэна и их влияние на китайский буддизм и неоконфуцианство. Он анализирует сочинение Се Лин-юня «Рассуждение об основах» как главный источник, из которого мы узнаем концепцию внезапного просветления Дао-шэна. Обращает внимание на генетическую связь воззрений мыслителя с философией Чжуан-цзы и Мэн-цзы. По его мнению, Дао-шэн и его последователи подготовили теоретическую почву для чань-буддизма, а также, что во взглядах мыслителя можно обнаружить и зерна, взрастившие несколько столетий спустя неоконфуцианство.

Подборка высказываний Дао-шэна из комментариев к сутрам, соавтором которых он был, а также сведения о его жизнедеятельности приведены в коллективно подготовленном сборнике «Избранные материалы по

буддийской мысли в Китае» Пекин, 1981. Т. 1).

В числе китайских исследований системы взглядов Дао-шэна также нужно назвать статью Лань Цзи-фу «Чжу Дао-шэн» в энциклопедическом

словаре «Китайские мыслители прошлого» (Мр i. Ф ВДН"^/® ШШ. Тайбэй, 1999. Т. 6), докторскую диссертационную работу Лю Гуй-цзе «Исследование философии Чжу Дао-шэна» ^Ш^Ш^Ж'ё.ЩЗъ, 1982), докторскую

диссертационную работу Чэн Сун-бая «Исследование учения Дао-шэна о внезапном просветлении» (ШУШ. ^ЗМ^ФШ , 1989).

Среди западных ученых исследованием философии Дао-шэна занимались: А. Уотте, Г. Дюмулен, У. Либенталь, У. Лай, Д. Юй и др.

Алан Уотте в труде «The way of Zen» (New York, 1957) проследил путь возникновения дзэн (чань). Ученый заключает, что значение предшественников дзэн-буддизма - как-то Сэн-чжао и, в еще большей степени, Дао-шэн - в том, что с их помощью складывается историческая картина возникновения дзэн даже в том случае, если мы отвергаем традиционную версию, согласно которой дзэн появился в Китае в 520 году, принесенный индийским монахом Бодхидхармой.

Генрих Дюмулен в первом томе своего труда по истории дзэн-буддизма «Zen Buddhism: A History» (New York, 1988) рассматривал философию Дао-шэна в контексте хронологических и идеологических путей, ведущих к истокам дзэн-буддизма. Он указывает на большое влияние «Махапаринирвана-сутры» на формирование воззрений раннесредневекового мыслителя китайского буддизма.

Уолтер Либенталь опубликовал три статьи, специально посвященные

Дао-шэну «А Biography of Chu Tao-Sheng» (Monumenta Nipponica, Vol. 11, No.

5

3, 1955 - pp. 284-316), «The World Conception of Chu Тао-sheng» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 1-2, 1956 - pp. 66-72), «The World Conception of Chu Тао-sheng: Texts» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 3-4, 1956 - pp. 74-76). Ученый всесторонне исследовал взгляды мыслителя и пришел к выводу, что его учение ближе к буддо-даосизму, нежели чань-буддизму. Согласно Либенталю, чань-буддизм анти-интеллектуален, тогда как учение Дао-шэна интеллектуально.

Уолен Лай в работе «Тао-sheng's Theory of Sudden Enlightenment Reexamined Sudden and Gradual» (Honolulu, 1987), а также статье «The Mahaparinirvana-Sutra and Its Earliest Interpreters in China: Two Prefaces by Tao-lang and Тао-sheng» (Journal of the American Oriental Society, Vol. 102, No. 1, 1982 — pp. 99-105) называл Дао-шэна «последним великим нео-даосским буддистом». Он утверждал, что идея внезапного просветления, с одной стороны, основана на концепции единства и неразрывности истинно-сущего ли, а с другой - на учении «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всем сущем.

Дэвид С. Юй в статье «Skill-in-Means and the Buddhism of Тао-sheng: A Study of a Chinese Reaction to Mahayana of the Fifth Century». (Philosophy East and West, Vol. 24, No. 4, 1974. - P. 413^127) обратил внимание на причины, побудившие Дао-шэна выдвинуть тезис о внезапности достижения состояния Будды, который, по его мнению, стал реакцией мыслителя на концепцию «искусных средств» и вытекал из положения «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всех живых существах.

В литературе на русском языке жизнедеятельность и взгляды Дао-шэна

упоминаются в переводах монографий А. Уоттса «Путь дзэн» (Киев, 1993. -

С. 134-137), Г. Дюмулена «История дзэн-буддизма: Индия и Китай» (СПб.,

1994. - С. 84-88), Фэн Ю-ланя «Краткая история китайской философии»

(СПб., 1998. - С. 272-278), а также в переведенном М. Е. Ермаковым

биографическом трактате буддийского писателя эпохи Лян Хуэй-цзяо

«Жизнеописание достойных монахов», Т. 1 (М., 1991. - С. 87-88, С. 140-141)

6

и «Жизнеописание достойных монахов», Т. 2 (СПб, 2005 - С. 107-110). Дао-шэну посвящена краткая статья в энциклопедическом словаре по китайской философии «Китайская философия. Энциклопедический словарь» / под ред. М. Л. Титаренко (М., 1994). И, наконец, наиболее обширное на сегодняшний день упоминание философии Дао-шэна в отечественной буддологии мы встречаем в монографии Л. Е. Янгутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» — Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2007 (С. 91-93).

Объектом диссертационного исследования является учение китайского буддийского мыслителя Дао-шэна.

Предметом диссертационного исследования является философско-сотериологическое взгляды Дао-шэна.

Целью диссертационного исследования ставится исследование взглядов Дао-шэна в контексте формирования философско-сотериологических принципов китайского буддизма.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть основные этапы становления буддизма в Китае: проникновения, распространения и преломления буддийских философских идей, предшествовавших появлению учения Дао-шэна;

- доказать на основе историко-философского анализа сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутры» и «Махапаринирвана-сутры», что именно эти сутры явились главными теоретическими источниками философско-сотериологического учения Дао-шэна;

- объяснить процесс формирования философско-сотериологических воззрений Дао-шэна в контексте столкновения традиционного китайского и индо-буддийского мировоззренческих типов;

- осуществить историко-философскую реконструкцию и проследить эволюцию взглядов мыслителя, приведших его к выдвижению тезиса о внезапном достижении состояния Будды;

- выявить степень влияния Дао-шэна на формирование философии

китайского и дальневосточного буддизма.

Методологические основы диссертационного исследования.

Методологической основой данного исследования явились принципы научной объективности, историзма и системности. В качестве методов исследования послужили базирующиеся на вышеуказанных принципах методы историко-философской реконструкции воззрений мыслителя китайского буддизма Дао-шэна. Реконструкция философско-сотериоло-гического учения Дао-шэна основывалась на наших собственных переводах значимых для диссертационного исследования глав из главного теоретического источника взглядов мыслителя - китайской версии «Махапаринирвана-сутры», а также на сохранившихся комментаторских работах философа, трактатах его современников и более поздних работах, в которых упоминаются его идеи. В связи с этим исследуется философско-сотериологическая система «Махапаринирвана-сутры». Для этого применяется метод структурной и содержательной классификации содержания сутры, конкретного описания текста, его герменевтика. Методы конкретного описания и структурной классификации содержания сутры позволили выявить ее научную ценность. Использование метода герменевтики дало возможность определить синхронность и ретроспективность изучаемого источника.

Однако взгляды Дао-шэна также многим обязаны традиционной китайской философии, и прежде всего даосизму. Для выявления степени их влияния, равно как и влияния буддизма Махаяны, привлекаются также сравнительные историко-философские методы, позволяющие выделить как заимствованные, так и собственные положения, разработанные мыслителем. Наконец, используется конкретно исторический подход в исследовании вклада Дао-шэна в философско-сотериологическое основание китайского буддизма в его историческом развитии.

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой первое всестороннее исследование философии Дао-шэна в отечественной науке.

Установлено, что идеи сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутры» и, в первую очередь, «Махапаринирвана-сутры» послужили главной теоретической основой для формирования философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. В тоже время выявлено, что мыслитель находился под большим влиянием холистического натурализма традиционной китайской философии.

Определено, что идеология Дао-шэна продиктована стремлением связать праджняпарамитскую теорию Пустоты, абсолютной и относительной истин с сотериологическими концепциями «Саддхармапундарики» и «Махапаринирваны» о тождестве сансары и нирваны, вечном Татхагате и изначально пробужденной природе Будды тождественной природе всего сущего, рассмотренными через призму китайского менталитета.

Обнаружено, что сотериологические принципы учения Дао-шэна базируются на рассмотрении буддийской концепции просветления с точки зрения традиционных китайских мировоззренческих представлений об обретении единства и гармонии с универсумом.

Доказано, что концепция внезапного просветления, впервые выдвинутая Дао-шэном, в полной мере соответствовала менталитету китайцев, стремящихся к достижению максимально возможных результатов в настоящей жизни.

Обосновано, что разработанные Дао-шэном концепции изначального пробуждения всего сущего, содержания природы Будды во всех живых существах и внезапности просветления легли в основу философско-сотериологических принципов китайского, а вместе с тем и всего дальневосточного буддизма.

Впервые в российской науке осуществлен частичный перевод с

китайского языка главного теоретического источника воззрений Дао-шэна и

9

одной из пяти важнейших сутр буддизма Махаяны - «Махапаринирвана-сутры», ее наиболее полной китайской версии Дхармакшемы (421г.), дана историко-философская характеристика произведения.

Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:

- возникновение учения Дао-шэна является закономерным этапом развития буддизма в Китае и обусловлено распространением в Китае философских доктрин поздней Махаяны;

- на формирование взглядов Дао-шэна большое влияние оказали махаянские сутры Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутра» и, особенно, «Махапаринирвана-сутра», китайской интерпретацией которой и является учение мыслителя;

- доктрина изначального просветления всего сущего «Махапаринирвана-сутры» в учении Дао-шэна стала основанием для облачения буддийской концепции спасения в форму традиционных мировоззренческих представлений китайцев об обретении единства и гармонии со всем универсумом;

- синтез концепции просветления, понятой как обнаружение в себе природы Будды, с китайскими традиционными представлениями о едином структурообразующем принципе всех объектов феноменального мира - ли, привел Дао-шэна к выдвижению тезиса о внезапном достижении состояния Будды, который стал главным сотериологическим принципом китайских буддистов;

- философия Дао-шэна стала отправной точкой в становлении теории Единой колесницы (экаяны) - центральной теории китайского и дальневосточного буддизма, в основе которой лежат представления о единстве и тождестве феноменального мира и истинной реальности. Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы

позволяют глубже понять особенности исторического развития буддизма в

Китае. Основные положения данного исследования могут быть использованы

10

в дальнейших теоретических исследованиях по истории и философии китайского буддизма, а также при разработке спецкурсов по истории культуры раннего буддизма, истории и философии китайского буддизма.

Апробация работы пройдена на заседаниях кафедры философии Бурятского государственного университета. Идеи диссертационного исследования отражены в статьях и докладах на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и молодых ученых Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, 2009-2010), на международной конференции «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008) и ежегодных конференциях иностранных преподавателей Цзилиньского института русского языка (г. Чанчунь, КНР, 2008-2010). Результаты исследования представлены в 5 научных публикациях, которые отражают основное содержание работы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 167 наименований и приложения. В приложении дается выполн�