автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Философское обоснование веры в православной духовно-академической традиции (30 - 90-е годы XIX века)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философское обоснование веры в православной духовно-академической традиции (30 - 90-е годы XIX века)"
Российский ордена Трудового Краевого зиямятти государственный педагогический университет им. А.И.Герцана
На правах рукописи
ПЕЧУРИНА Ошв Ахексеевна
ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЕМ В ПРАВОСЛАВНОЙ ДУЮВНО-АКАДЕМИЧВСЖОЙ ТРАДИЦИИ /30 - 90-е годи XIX веха/
Сшщииытсть - ОалхиОб -ндучныД атеизм, религия /история и современность/
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург-!"*
Работа выполнена, на кафедре историк религии к атеизма Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета им. А.И.Герцвва
Научный руководитель:
Горшвнко Н.С., доктор философских наук* профессор
Официальные оппоненты:
Шапошников 1.Е., доктор фшю-софскях наук, профессор
Ведущая организация:
Защита состоится
Носович Н.В., кандидат философских наук, доцент
Петербургски! ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственны! университет
тхтт/л
1991 г. в
уу часов
на заседании Специализированного совета К II3.05.ID по присуждению учено! степени кандидата наук в Российском государственном педагогическом университете им. А.Й.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 19.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан у-У-* ¿->^1991 г»
Ученый секретарь Специализированного совета
-В.Цупко
с/ '
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В советской историко-философской литературе проблема формирования православной религиозной философии и богословия как теоретической основы мировоззрения Русской православной церкви изучено недостаточно. Православное богословие и духовно-академическую религиозную философии также не принято рассматривать как часть исторического культурного наследия, сконцентрировавшего в себе черты и особенности времени, как своеобразную сторону единого русского историко-философского процесса. Философская традиция, сформировавшаяся з духовных академиях, мало известна. Прошедшая периоды становления и мужания в XIX в., творческого расцвета в серебряный век русского философского ренессанса в начало ХХ-го, она была предана забвению в послеоктябрьский период. Сегодня ш ухе не имеем права легкомысленно отмахиваться от целой страницы в нашей философской культура, поэтому этот неизученный пласт духовного наследия ждет своих исследователей. Интерес к нему необходим для возрождения целостности отечественной культуры.
Неотъемлемым компонентом философии духовных академий является проблема обоснования вероучения, решение которой подготавливало и оформление апологетической аргументации в рамках богословия /Основного богословия/. Компетентный анализ современной апологетической аргументации православия предполагает знание основных этапов ее становления, степени влияния на нее философ ■-ских концепций. Возникает настоятельная необходимость осмыслить пути формирования русского богословия и академической религеоэ-ной философии, в частности, философской апологии, дать еы соответствующую научную оценку. Недостаточная изученность пробоге« русской академической философии и православного богословия отрицательно сказывается на анализе закономерностей развития этих явлений и изучении современных тенденций их эволюции. Так, о связи с неисследованностыэ теоретических истоков процесса ко» дернизации православия, он предстает как яшго!ша случайное, нехарактерное для православЕЯ, лзшенноо кажет-огоОо корней а проэ-лон.
Стапянь разработанности тшшчв, Правдака а тедокшк становления философской аналогии рвшата а XIX - катала XI кв. привлекла внимание некоторых оточзствентаа всагэдюоатвгай. ЕЬ~
обходимо упомянуть одну из первых попыток описания русской философское мысли, в том числе и академической, принадлежащую арх. Гавриилу /В.Н.Вознесенскому/, вышедшую в свет в 1840 г. Работа имеет скорее историческое и справочное значение. Более серьезное изучение предмета предпринято было Э.Л.Радловым в "Очерке русской философии" /1920 г./. Автор подчеркивал взаимовлияние светской и духовно-академической мысли XIX в., рассматривал философскую мысль духовных академий как неотъемлемую часть истории единого отечественного философского процесса. Этого же подхода в "Очерке развития русской философии", охватывающем 1-ую половину XIX века, придерживался Г.Г.Шпет /1922 г./. Он особо выделил проблему "вера-разум", как краеугольную в духовно-академической традиции, подчеркивал роль православных академий в становлении в России философии как общеобразовательной дисциплины. Труд Шпета на сегодняшний день наиболее полно и последовательно освещает становление философских традиций академий в 2С-50-6 годы XIX в. во взаимовлиянии со светскими творческими поисками. Но несмотря на основательность исследований, ни Э.Л. Радлов, ни Г.Г.Шпет не останавливались на проблеме философского обоснования вероучения. Напротив, именно этот аспект заинтересовал представителей церковной 'мысли. Профессор Н.П.Рождественский в кратком очерке истории формирования апологетики в западноевропейской теологической традиции под влиянием религиозности— лософских систем высказал также ряд мыслей относительно становления апологетической аргументации и Основного богословия в русском православии. Эти замечания позже были развиты свят. И.Нико-ликым во введении к курсу Основного богословия /в 1904 г./, а также в статьях профессоров духовных академий С.С.Глаголева и Добротворского. Новое направление в историко-философских исследованиях было прервано в послеоктябрьский период, и на страницы церковной периодической печати эта проблематика вернулась в 60-е годы. Тогда же в Московской и Ленинградской духовных академиях появились курсовые и диссертационные работы, по проблемам обоснования теизма /проф. М.А.Старокадомского, дьяконов В.Мустафина, А.М7ирикова, А.Ведерникова, Н.Медведева, С.Кузнецова и др./. Внимание православных исследователей в 80-е годы привлекла и сама организация преподавания философских дисциплин, в том числе к Основного богословия, в духовных академиях в Х1Х-начале XX в.
• Это, главным, образом, исследования профессоров В«Щустафина, -. М.Иванова, А.Чижова,. опубликованные в "Богословских трудах" в 1985-86 гг. Авторы делают попытки выделения основных тенденций и этапов, отличающихся спецификой постановки религиозно-фило--. софских проблем. Современные деятели церкви полагают, что творческие поиски духовно-академических и светских религиозных мыслителей ХГХ-начала XX вв. /славянофилов, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого и др./ в основном подготовили современную апологетическую аргументацию. Такой взгляд разделяет и митр. Питирнм /Нечаев/.
Тенденции становления академической философии в ЛХ-начале. XX вв. изучались представителями.русской зарубежной церкви проф. В.В.Зеньковским и Г.В.Флоровским. Г.В.Флоровский в фундаментальном исследовании "Пути русского' богословия" /1937 г./ духовно-академическую традицию XIX в, рассматривает в общем потоке отечественной философской мысли, отводя ей незначительное место. Зеньковский же /"История русской философии", 1950-г./ вается анализом творчества наиболее значимых ее представителей« тем самым теряется диалектическая цельность поступательного во-торико-философского процесса.Но несмотря на фундаментальность своих трудов, упомянутые авторы оставляют нетронутой проблему становления апологетики под влиянием духовно-академической философской мысли. ......................—.
Появление научных исследований, посвященных общим вопросам эволюции православного богословия и религиозной фнлософиц, з советской литературе относится к 60-м годам. Это в первую о1»-редь монографии Д.М.Угриновича, В.А.Молокова, Н.С.Гордиенко, статьи Н.С.Семенкина, Л.Р.Харахоркина. Авторы рассматривал! тенденции в богословии в связи с процессами модернизации православия, наметившимися в эти годы. Проблема феномена академической философии православия, ее роль в деле обоснования веры а связь с теологией привлекла советских исследователей /с точка зрения методологического аспекта/ в 60-е гсды. Тогда же появились монографии Д.М.Угриновича /1965 г./ в В.А.Йолокова /iSSSrV В то же время уже в конце 60-х годов, в 70-® года обнаружавав?» ся заметный интерес к русской религиозной философии, ее отяс нию к религии п богословию. Здесь можно отметать работы Н.С.Со» монкина и А.БЛерткова. В конце 70-х в 80-е года оживает внт©~
pec к философским концепциям православных авторов. Правда, исследователи по большей части отождествляют богословие и философию духовных академий. Примером может служить монография М.Н.Новикова "Тупики православного модернизма" /1979 г./. Более серьезные исследования философского обоснования вероучения появляются в 80-х годах. Этот вопрос специально исследовался Воронко-вой 1.П., которая подчеркивала, что богословие и религиозная философия различны по методам и способам обоснования веры, а также А.Б.Чертховым и Л.Б.Шапошниковым.
Формирование православной философской апологии религии проходило под влиянием светской религиозной философии ХП-начала XX веков, в первую очередь старших славянофилов и В.С.Соловьева. К.Н.Ломуновым, В.А.Кошелевым проведено было подробное изучение славянофильства, привлечены к анализу новые, неопубликованные ранее источники, дана общая характеристика их творчества. Больной интерес вызывает в последние годы философское творчество В.С.Соловьева, основные идеи которого нашли отражение в исследованиях В.Ф.Асмуса, Н.Ф.Уткиной, Г.К.Еушурова, Л.Е.Шапошникова. Из исследований светской религиозно-идеалистической мысли конца ХП-начала XX вв. заслуживают внимания монографии В.А.Куваки-на, А.Б.Черткова. Следует отметить, что философские взгляды свет-cxirx мыслителей этого периода в советской историко-философской литературе исследованы крайне мало, в связи с чем создается определенный исследовательский вакуум. Это было отмечено в широкой дискуссии л перспективах изучения истории русской философии на страницах журн. "Философские науки" в 1990 г. Упомянутые ра?-Соты не затрагивают проблемы философского обоснования вероучения в православии, а являются скорее материалом для изучения взаимовлияния светской религиозной философии и философской мысли духовных академий. Работ же, посвященных истории философии духовных, академий, которые рассматривали бы ее через призму указанной нами проблематики, пока нет. Одну из попыток такого исследования представляет собой настоящая диссертация.
Ъгь v. задачи исследования. Цель диссертации состоит в философском анализе наиболее общих закономерностей генезиса православной фклософско-апологетической аргументации на конкретном зсторико-фиософском материале. Мы предполагали проследить формование принципов обоснования веры в философии и философии ре~
лягш духовных академий и иг влияние на изменения в апологетэ-ческой аргументации. Собственно поэтому вас интересовали сомнения философов духовных академий, например, таких как ФЛЛЪ-лубинский, В.Д.Кудрявцев-Штатонов, епископ Никанор /А.И^Бровко-вич/, В.И.Несмелов и др. Мы хотели танке, хотя бы кратко, проследить, как формирование принципов обоснования веры л вероучения в сфере философии духовных академий оказало влияние на становление и эволюцию Основного богословия /апологетики/. В связи с этим в поле зрения работы гопали основополагающие труда по апологетике русских богословов Ш в,, таких как профессор-протоиерей П.Терновский, митрополит Макарий /ГЛ.П.Булгакоа/, арш-мавдрит Хрисанф /Ретивцев/, профессор-протоиерей Н.В.Роздествев-ский и др.Исследованиа проблей! с 30-х по 90-е годы Ш в. дает возможность отметить изменения метода, подхода к решения фг~ лософских вопросов в тот или иной период, проследить вепякеэ философских поисков на оформление новой богословской днсщпшзш /Введение в православное богословие или Основное богословие/ аэ в рамках ее, - эволюцию апологетической аргументации. Изучено изменений основных тенденций в развитии академической фиософаа привело нас к попытке периодизации процесса.
Обращение к столь малоисследованной сфере русской культура» как философская традиция духовных академий XIX в., требует о? исследователя осмысления ее связи с основными интзнцпяма русской философской мысли, степени ее "вхождения" в единый процесс эволюции духовной культуры русского общества.
Методологичяской_.осковра ггоссертагот является дпалветако*» материалистическое яонкманяо историко-философского процесса.
Источники диссертации, С целью теоретического ан^тгг-а бита изучены монографии, периодическая печать Русской православно!! церкви ХГХ-начала XX веков, сочинения светских рэллгвогкых «-но» лителеЗ.
На яагситу выносятся следутопа поло.чввття: - в ХГХ-начале XX вв. сформировалась фялосо$ская трздацга православных духовных академий.
-Под влиянием принципов обоснования вороучекая, виработазпап: в духовно-академической фяяософскоЯ градсцпл, провехадаг становление апологетической аргументации, возадгеЯ в сорадтта XIX в. в новую богооловскуа двсцтшадг "£вадекгв л враго&гя»-
нов богословие" /а о 1884 г. -"Основное богословие"/.
- Процесс формирования философии духовных академий и апологетики социально детерминирован.
- Философская апология вероучения в русской православие в своем развертывании прошла определенные социально и теоретически обусловленные этапы развития в XIX - XX вв. Каждому конкретно-историческому этапу были характерны качественно особые формы, метода и функции православной апологетики, определенное состояние философского обоснования вероучения.
- Нам представляется возможным определить следующие этапы: I этап - конец 30-х - 60-е годы XIX в.; П этап - 70-е - начало 90-х годов XIX в. ; Ш этап - конец 90-х годов XIX в. - начало XX в. ; 37 этап - послеоктябрьский период /с 19Г7 г./.
- Философская апология вероучения в духовно-академической традиции формировалась под влиянием взглядов светских религиозных мыслителей XIX - начала XX вв. /А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, др. славянофилов, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого и др./.
- Метод православной апологетики претерпел определенные изменения: от первых поисков форм концептуализации мистического опыта и. представления апологетической аргументации, в систематизированной форме, предполагающей доказательства положительные
и отрицательные, до диалектического обоснования истин веры и апелляции к опытному богопознанию.
- Философская традиция православных духовных академий выступает как часть философского наследия отечественной философской культуры.
Научная новизна диссертации.
- Проанализирован малоизвестный в советской литературе материал по истории философия а истории становления Основного богословия /моментом которого выступает апологетика/, созданный профессорами духовных академий.
- Вперив выделены теоретические истоки, закономерность, преемственность- в развитии философской апологии в русском православия. Выделены этапы эволюции философской духовно-академической традиции и апологетики. Критерием выделения этапов стали качественно особые формы философско-апологетической аргументации, проявление ее основных функций.
- Впервые в сопатеиой лятэратурэ определены функции апологе—
тики русского православия.
- На основе изучения историко-философского материала лред-. принята попытка исследования поисков новых форм философской
апологии религии в сочинениях малоизвестных в научной, литеразу-ре игслителеЗ /В.Н.Карпова, Н.А.Сергиевского, В.А.Снегирева» В.Н.Несмелова, П.И.Линицкого, В.Д.Кудрявцева, С.С.Глаголева» И.Петропавловского я др./.
- В диссертации показано, что философско-апологетическая аргументация в основном богословии русского православия формировалась под непосредственный влиянием философии профессоров духовных академий и аналогичных поисков в западноевропейской философской н теологической традициях,
- В диссертации прослеживается эволюция богословской дисциплины "Основное богословие" с момента ее зарождения в конце 40-г годоз до окончательного ее оформления в 90-х годах XIX века, что делается впервые.
- Была сделана попытка по-новому подойти к феномену православного Основного богословия а академической философии как своеобразным явлениям русской культуры, в опосредованной фор."о отршгавдш идейные» н научные течения эпохи»
- Отмечена апологетическая направленность религиозно-философских систем А.С.Хо«якова, И.В.Киреевского, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого, др. мыслителей/. Выявлена степень влияния светских ралгпюзно-философсЕИх систем на становление православной апологетики /от заимствования oпpaдeлaннIíx положений ж вкводоз до принятия конкретно;! модели фплософско-апологотическоЗ спсге-т, где положения апологетики являются закономерным выводогз вссЛ философской систе?.и/.
- Подвергнуты концептуальному анализу исследования современных православных историков философии и штологотякп /с том чке-
л неисследованные совотскнг.'л авторами диссертацкокнкв к курсовые работы, подготовленные па ка$едрэ Основного гсгослоигм Сают-ПэтарбургсноЯ духовной акадеши/,
Натчтто-ттткткчпстяя значимость тАотц... состоит в княвло-шга соцлалько-детормяниропаяных закономерностей гсрсцс-сся становления православной апологетики. Получ^шша ро.-.ульптк даге-хщ способствовать развитии теоретической и ггрлхтачос-ой блз.ч рб-лпгиоведокия, а такяа псолядованлж го исторг руссотЗ рмигя-
03Н0Й МЫСЛИ. ■ .
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории религии и атеизма, истории русской философии, в спецкурсах; по проблемам современного русского православия и апологетики, а также в лекциях, читаемых по л^нии общества "Знание".
Апробация -работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории религии и атеизма Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Отдельные положения диссертации докладывались на "Герценовских чтениях" и на межвузовской конференции в Перш. Результаты научной работы использовались автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуадьсность тещ, проводится анализ разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна ж теоретико-практи-чеокая значимость выносимых на зажгу положений. .
Б первой главе "Философское обоснование веры как объект исследования" освещаются методологические основания изучения эволюции принципов обоснования веры и православного вероучения в области философии и их влияние на становление апологетической аргументации. Прежде всего уточнено понятие философского обоснования вероучения, проведен анализ существующих в православии подходов к проблеме возможности нахождения теоретических, исхо-дяпхх кз принципов разума, оснований необходимости религиозной веры, откровения. Допустило ли, правомерно ли обоснование положений вероучения разумом? В философии духовных академий этот вопрос с ХТПТ в. занял доминирующее место. На основе анализа конкретного материала, связанного с исторической эволюцией философии духовтаг академий и апологетической аргументации Основного богословия в XIX - XX вв., ш пришли к выводу, что в правосла-ег/. шилось отношение к проблеме "вера-разум", определяющее тсгицгпи, а тахжд границы философского обоснования вероучения. Разум кз ориентируется на постшанио Божественной истины, но он "гзпная показать теоретическую необходимость н объективно-уни-
нереальные критерии веры в богопознаяял. Рациональное познание дополняется верой, оно создает для нее теоретические основания, осмысливает то, что добыто в откровении, мистическом опита. Прн помощи разутла возможно опровержение инакомыслия, объяснение я защита догматического богословия а системе апологетика. В дло-сертадин показано, что теоретические корни проблемы "вора-разуц" уходили в существу щуч в православии дилекму иекду сущностью Бога, постигаемой в вере, и лго существованием, зафиксированным в доплатах православной Церкви и относящийся к области возможного разумного знания, доказательства а обоснования. Из дилеммы сущности а существования Бога вытекал вопрос о роля вари, откровения я разума в богопозиании, резание которого приводило к определенным тенденциям в православии. Историко-фзлософсхая ретроспекция дилеммы позволила выявить эта тенденции: наряду с теоретической постановкой и осшюленяеа проблематики в богословии /в том чнеле а в апологетических целях/, проявиваейся наиболее четко в ХЛЗЗ-начале XIX вв., в православии наблюдается также аскетически-монашеское смирение, отказ от знания, основанного на разума, отказ от философии /аскетизм, исихазм/. Эти две тенденции, уходя своими историческими потоками к опохо Отцов Церкви, существовала, развивались во взалкозлиянзп как рядопо-лозные и предполагающее друг друга.
XIX век поставил православие в условия, при которых понадобилось обоснование вероучения при помощи разума л, з пернув очередь, философской аргументация. Доминирующее место этот вопрос занял в работах мыслителей духовных академий. В диссертации раскрывается значение феноменов академической религиозной философии з философии религии, их связь с богословием, в частности, с апологетикой. Показано, что в ра?.зсах этих дисциплин происходят наиболее активные поиски приемов, способов разумного обоснования вероучения православия. Философское творчество, пряно пля косвенно связанное с апологетикой, не моявт заставить варить и, тем более, заменить веру, но оно мояет обосновать необходимость религиозной веры. Цель религиозной философии я философии религии - обосновать с философских позиций догматы веры и, благодаря этому, способствовать укреплению религиозности у ворующих людей или сбращотл) к ролиптн неверующих» Фллософскоз обоснование п доказательство рассматривается как углубдязете и яро-
бущшняш ршпггиозвув внтушщо; освобоадашпе сознание от предрассудков в предвзятых MtioiffiS; ойровзргаюте интеллектуальные соанепЕЯ; поаогашпв сделать правильный рвлнгнозннй выбор, "оправдать вору отцов", что содерзат в себе обещанио поднять интеллектуальную респектабельность веры. Философия религии долкна исследовать природу религии: рассмотреть предикаты Бога, показать природу вару с культа, религиозного сознания. Русская ду-ховно-акддяшгеаская традиция включала наследования как по христианское фалософЕЕ, так с по философии религии. Возникновение потрабностп в философской творчестве s поиски форы е способов обоснования вероучения приводят с появлению оригинальных концепций с учений, розданных в стенах духовных академий /ф.А_Го-.зубинский, Б.Н.Карпов» В.Д.КудряБцаь-Платонов, В.И.Несмалов, А.В.ВведенсксЕ/, К середине ZU в. косно говорить о складывания философской традиции в духовных академиях, черты которой не только воспроизводились в сочинениях академических мыслителей, но и охватывали систему преподавания философских дисциплин, чтение лекционных з^урсов в духовных учебных заведениях /в том числа в Основного богословия, рассматриваемого в качестве философ-? ckoS дисциплины/» Современные деятели церкви /В.В.ЗеньковскиЕ, Г»В.Флоровски£, к. Питирнм/НечаавД В.Ц/стафнц/ считают hbcol— Н6НН5Ш факт существования в православии христианской философис, основными целями которой является объяснение и рациональное обоснование вероучения, оценка тех еле иных проблем, непрерывно возннкащнг в человеческом обществе, нахождение способов их. решения, теоретичосков изложение православного миросозерцания.
Вцработанные систеш аргументации /апологии/, ориентирующиеся на использование рациональных структур» составляют момент, одну из сфер Основного богословия /апологетики/. В диссартациг на основе работ православных авторов /Н.П.Рокдесхвейского, В.И. Добротворского, ПЛ.СввтлоЕа, ЕДетропавловского/, дается подробная дафайщвя охо2 богословской .дасцишпдш. ^философским антихристианские воззрениям ашзлогет долган .протизопоставгзть философское ае опровержение их, а положениям догматического богословия найтн разушоо, неПротнворзчпвоо обоснование.• Теоретические поиске, атого обоснования производятся в сфере религиозной . философии с использованием философского концептуального аппарата. В тексте показало, что многие деятели церкви /В.Зоеьков-
- и-
скиЗ, В.Мустафзн н др./ считают, что аполога? должен культава-ровать з первую очередь способность фаяосо$ского способа завк-та своего мировоззрения, другтая словами, он зохяен привнести в свои деятельность философичность, как профессиональное качество.
Анализ конкретного петорако-фалософского затерзала показал, что выражая социальную установку церкви, апологетика, зялвчая философскую апологию религии, выполняла определенные функции /миссионерскую, приспособительную, полемическую/, которые язме-шглнсь э зависимости от положения православия в обгзство г оО-щекультуряого состояния эпохи.
Принципа философского обоснования вероучения православия прошла долгий путь, связанный со становлением фалософгя духовных академий. Анализ основных тенденция этого развитая привел к выделению этапов /си. с. 5-7/, что икает принципиальное значение для изучения качественных изменений а становлении фало-софско-апологетическоЗ аргументации.
Таким образом, з Г главе диссертация раскривгэтгся основные аспекта проблема философского оправдания вероучения а православной апологетика.
Втотая глава "Поиска <£элософсних принципов обоснования вероучения в 30-60-в года1*.призвана установить черта духовно-академической философии, благодаря развитию которой в середине ИХ в. стало возмозным создание новой дисциплины Основного богословия. Официальный отказ церковной иерархии от новаторских идей в начала зека сопровождался повыаениеа интереса к западноевропейской философской мысли и естественнонаучным достижениям современности, трабушш* осмысления с позиций православия, кстороз впервые столкнулось с широкой идейной оппозицией а лице немецкой классической философии, французского вольнодумства, теологией протестантизма. Появилась потребность в аргументированной полегшее с этими учениями, потребность в том, чтобы данные религиозного опыта представить и обосновать в систематизированной концептуальной форде, соответствующей уровню духовного развития общества. В реферируемой работа эта полемика прослезана по работа:! преподавателей духовных академий В.НЛСарпова, И.М.Сквор-цова, Ф.А.Голубинского, поставивших проблему высокоаргументяро-занной критика а опровержения нерелигиозных взглядов. Богослобн
впервые обращаются к научный дисциплинам: истории /библейская история/, археологии /библейская археология/, лингвистике, ео— тественныа ваукаы для обоснования православия. Но наиболее активно выработка принципов апологии религии происходит в религиозной философии профессоров духовных академий. Наиболее значительными представителями этого направления следует считать Б.Н. Карпова, Й.М.Скворпова, Ф*А.Голубинского, Ф.Ф.Садонского. 3040-е годы - начало 50-х годов - время активных творческих философских поисков, формирования академической традиции: ее предмета, метода, осознание ее связи с естественными науками /И.А. Кедров, В.Н.Карпов, Ф.Ф.Сидонский/, переосмысление с выработанных позиций ее историк /И.Ц.Скворцов, арх. Гавриил/Воскресенс-киЦ// поиски национального характера /В.Н.Карпов/, методики преподавания. Расширение проблематики духовно-академической философии привело к появлению специализации в преподавании философских дисциплин: лекции по систематической философии /общие курен/ стали дополняться курсами по частным проблемам. Достигнутый к 40-ъг годам уровень философской мысли позволил успешно ставить и решать вопросы апологии религии. Если в начале 30-х годов впервые в стенах духовных академий было высказано мнение о воз-ыоаностн философского обоснования вероучения /Ф.Ф.Сидонский/, то усе в 40-е годы в лекциях по философии религии /"Метафизика!!/ Ф.А.Голубпнского это философское обоснование находит свое конкретное воплощение.
Установлено, что философская апология догматов, исходящая из выработанные в "академической" философии концепций, в рамках догматического богословия привела /Ф.А.Голубинсшй, м.Макарий /М.П.Еулгаков// к появлению нового типа догматики - философской. Основной целью ее становилось опровержение философской критики религии. До 50-х годов апологетическая аргументация, предполагавшая заляту религии и опровержение антирелигиозных учений, была составной частью догматического и обличительного богословия /позже получившего название сравнительного богословия/. Но наиболее активно поиски принципов апологии религии происходят в религиозной философии профессоров духовных академий. Растущая актуальность апологии религии и все увеличивавшаяся связь ее с религиозной философией открывали необходимость и возмог-
ность а самостоятельной дисциплине, предполагавзвй апологетическую аргументацию. Такой дисциплиной стало "Введение в православное богословие". Выработанные в 30-50-е годы принципы обоснования религиозных положений с позиций разума подготовили появление и проявились в "Православно-догматическом богословия" и "Введении в православное богословие" м.Макария/Ы.П.Еулгаковя/, ставшем надолго официально принятым образцом апологетического богословия. Итогом этого периода развития духовно-академической философии стало признание ее неотъемлемой частью, моментом апологетики, необходимым для осмысления и толкования догматики. Эти тезисы закрепляются в 60-х годах в работах "прогрессистов"/Н.А. Сергиевского, Н.А.Гялярова-Платонова, арх.Феодора/А.Ы.Бухарева/^ считавяих, что основным назначением философии является обоснование вероучения.
Третья глава "Зорыы я принципы философской апологии в 7090-е годы" рассматривает дальнейшие поиски духовно-академических мыслителей в области философии, давсте толчок активной разработке принципов философской апологии религии. 3 анализе западноевропейской философии, в полемике с позитивизмом возникала потребность в собственной онтологической и гносеологической концепциях, в осмыслении проблем познания и богопознания с позиций академической философии. /Не последит® роль здесь играла светская религиозная философия славянофилов, З.С.Соловьева я др. мыслителей./ Именно в этот период происходит окончательное оформление духовно-академической философской"традиции Х32 века, назначение которой рассматривалось как обоснование теизма. Основные черты ее, проявившиеся в лекциях проф. Голубинского, в полной мере слозились з работах проф. Кудрявцева: наличие онтологической и гносеологической концепций, а также "умозрительного богословия" /философии религии/ ; постановка и решение характерных для духовно-академической мысли проблем /о вере и знании, науки и религии, познании и богопознании, Божественном Абсолюте, его свойствах, в взаимоотношении материального и идеального бытия, о категориях сущности, пространстве, времени и т.д., о проблеме антиномизма/. Был признан рациональный метод аргументации, выдвинут тезис о необходимости "сознательной", "разумной" веры. Традиция эта оставалась господствующей вплоть до начала IX в. Для ведущих мыслителей духовнчх академий этих лет /В.Д.Кудряв-
цова-Пдатонова, П.К.Лянипкого, П.Я.Светлова, еп.Ниханора/А.И. Бровковжча// характерны критический анализ и строгая логика рао-сухденкй. Исследование должно логически подвести к центральному понятию религиозно-философской система - Абсолюту /Богу/, выдвинуть обоснованные аргументы в пользу положений вероучения. /Сегодня »та черты фелософки духовных академий П-ой половины ХИ в. рассматриваются церковными деятелями как схоластические/. Попытка Ф.А.Годубиясхого построить целостную философскую концепцию наша продолжение в стремлении к систематическому изложению, к построению систем, где исходными моментами явились бы гносеологические положения. Кульминацией творческих поисков в этом направлении стали философские сочинения еп.Никанора/А.И.Бровковичэ' е В.Д.Кудрявцева, основной целью которых признавалось философское обоснование вероучения. Гносеология, как одна из важнейших проблем позитивистской концепции, привлекла пристальное внимание православных философов духовных академий, рождалась потребность в осмыслении проблем познания и богопознания с позиций академической философии. Признание ограниченности эмпирической и рациональной ступеней познания давало возможность апологету сделать вывод о необходимости знания мистического, откровения и веры. Интуитивное, исихастическое постижение божества и понятийное дисвурсивно-ллогическое, упорядоченное оформление этого знания, с точки зрения академического философа 70-80-х гг», неразрывно связаны, продолжают друг друга. Концепции гносеологии, предложенные ведущими профессорами духовных академий /В.Д.Кудрявцевым, Ф.Орнатским, В.А.Снегиревым и др./ стали теоретической основой решения коренной для русского православного богословия и академической философии ХП-ХХ вв. проблемы о соотношении знания и веры, науки и религии. В диссертации показывается, что апологетические положения в этот период рассматриваются как рефлексирующие теоретические концепции, например, философские и как закономерный логический вывод из них. Наряду с апелляцией к "живому религиозному опыту", "подвигу веры" приобретает силу требование дискурсивной обоснованности положений православия, входящих в сферу протекции апологетики. Результатом творческих поисков философов духовных академий этих лет стали выработанные принципы философского обоснования и защиты христианства, которые были признаны тч'яницттяму апологетики, философия и история
философия богословакя рассматриваются как вспомогательные дисциплины, призванные выработать апологетнчесхую аргументацию для Основного богословия. В диссертация анализируются рационально осмысленные философские системы л концепции, образпы философии религии, с позиций хоторых возможна стала аргументированная апологетика, приобретая зааеровнный гад в 60-е годи а лекциях профессора Н.П.Рождественского /критический анализ а опровержение антирелигиозных воззрений по поводу вероучения/. Вместе с обилием специальной апологетической литературы зарождается и тенденция к оформлению самостоятельной /вне Основного богословия/богословской дисциплины, впервые ставится вопрос о методе философской апологии, основными чертами которой должны быть системность, логичность, наличие основополагашей философской концепции. Апологетика должна подняться до философии христианства /В.Д.Кудрявцев, И.Петропавловский/. Особое значение для'эволюции форм философского обоснования вероучения имели сочинения В.д. Кудрявцева, еп. Никанора/Бровковича/, П.Я.Светлова, П.И.Яиниц-кого. В диссертации акцентируется, что формление Основного богословия в православии ото параллельно с аналогичными поисками в западноевропейской теологии, но оригинальным, самостоятельным путем.
Русский культурный.ренессанс подготовлялся в 90-е года ХИв. Параллельно внецерковным поискам этот процесс своеобразно проходил в философии православных духовных академий и имел свои предпосылки. Этой проблеме посвяэена четвертая глаза "К истокам религиозного возрождения конца ХП-начала XX веков: поиски новых форм философского обоснования вероучения". К 90-« годам XIX 2. обнаружилась неудовлетворенность состоянием академической философии и богословия, которые стали объектами критики Л.Н.Толстого, ВвИ.Несмелова, М.М.Тареева, З.С.Соловьева, А.И.Введенского, ищущих новых форм философской апологии религии. Критика, в первую очередь, подверглись схоластичность, сложившийся в 30-80-е годы стиль рациональности. Из неудовлетворенности официальной академической философией и апологетикой возник интерес к святоотеческой литературе, к светской религиозной мысли, привнесзий новые тенденции /обращение непосредственно к мистике, к религиозному опыту, ориентация на внутренний духовный мир человека/ з привычный порядок духовно-академической традиции. На гребне двух
- 16 -
двух »строчных вояк, двух встречных направлений академической к светской /славянофилы, В.С.Соловьев/ религиозной философии возникает русское религиозное возрождение начала IX в., которое, несомненно, стимулировало модернистские тенденции в поиски в православном богословии к академической философии. Практически это выразилось в стремлении к культурно-религиозному синтезу начала века. К концу 80-х - началу 90-х годов XIX в. создаются такие благоприятные теоретические условия для православия, которые открывали бы необычайные возможности для активных теор-ческнг поисков в области фшгософской апологии религии. Эти поиски, начатие в начале XX века., были прерваны в 20-е годы.
В Заключении наложены основные теоретические и научно-практические результаты исследования, высказаны соображения о перспективах изучения проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следуших публикациях:
I, Творчество П.А.Флоренского ж проблемы критического изучения Основного богословия русского православия. - Статья депонирована в ИНИОН АН СССР Л 37750 от 27.04.89//Проблемы атеизма и религии.-I989.-JS 5.-C.I6.-I6 с.
2* Социальная детерминированность процесса становления фило-софско-шгалогетическнх воззрений русского православия.-Статья депонирована в ИНИОН АН СССР В 37749 от 27.04.89//Проблемы атеизма в религии.-I989.-£ 5.-C.3I-32.-32 с,
3. Отчуждение труда как фактор усиления влияния идеологии современной русской православной церкви: Тез. конф.:Труд и социальный прогресс /Науч.ред. В.В.Орлов и др. ; Перм. ун-т.-Пермь, I989.-C.246-247.
.4. Атеистическое воспитание молодежи в социалистическом обществе //Идеологическая борьба и молодежь:Местуз. сб„ науч.тр. /Отв. рад. А»К.Белых/ Л.В.Сморгунов } ЛГУ .-Л., I987.-C.III-II8.-/В соавторстве/.