автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философское осмысление мировоззренческих ориентаций польской студенческой молодежи

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Теплав Славомир
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Философское осмысление мировоззренческих ориентаций польской студенческой молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философское осмысление мировоззренческих ориентаций польской студенческой молодежи"

ИКСТОТУТ МОЛОДЕЖИ ЦК ВЛКСМ И ГОСКОМТРУДА СССР

Специализированный оовёт Д-150.01.01

На правах рукописи

Тетлав Славомир

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕЗГГАЦИД ПОЛЬСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОЛОДЕЗИ

Специальность 09.00.01 - диалентачесний п исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских надк

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре философии в этана Института молодежи ЦК ВЛКСМ в Госкомтруда СССР

Научнцй руководитель.

I . '< 4

Официальные оппоненты

Ведущая организация

КРАСИН А.Н.."

доктор философских паук,

профессор

РАЧКОВ П.А.,

доктор философских наук, профессор Московского государственного университета

МЕРКУЛОВ В.В., кандидат философских иаук, ,доцент Института мадодека

кафедра философии Московского государственного лингвистического университета

Защита диссертации состоится "27" ишя 1991г. в 14 час. 30 мин. на заседании специализированного совета Д-150.01.01 до философским наунам при Институте молодежи ЦК ВДКСМ н Госкомтруда СССР по адресу: И1442, Москва, ул.Шоств, 5/1

С диссертацией ыокно ознакомиться в библиотеке Института молодеаа.

Автореферат разослан " 15 " 1991 г.

УчеииИ секретарь специализированно?с

совета, кандидат философских наук ^ ,

■ • > 'Т.С.Сулшлова Подписано в печать 12.0b.9I г.

йорат 60x84 1/16 Заказ Тира» 100-

Институт молодежи ЦК ЫИ-АЖ- и Го ;комтруда С

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЗЫ.

Актуальность темы исследования. Трудно найти проблему, волнующую ооврвмвнный мир более, Ч0><? проблема будущего общества, его социального уотройотва, мировоззрения человека. Пред -отовления об зтих проблемах неразрывно связаны о вопросом о путях развития современной молодежи. Именно от ее активного участия в преобразовании общественных отношений, в решении обшече-ловечооких проблем зависят оудьбы историчоского прогресса. Проблематика молодежи, среди которой особое меото занимает студенчество, его мировоззренческих ориентация, взглядов, стремлений, поведения, столь существенная в вавдыа иоторичеокий период и сегодня сохраняет свое теоретическое и практическое значение я условиях современного развития Польши. Тек как специфика мировоззрения заключается в целостном осмыоленном отражении действи-*"4 тельности, опосредованном общественны™ и индивидуальными потребностями, интересами,звдачами, идеалами»то следует подчеркнута важность исоледованяЛ, проводимых в студенческой среде и общественно-прагматическое знание их результатов. Ориентации, взгляды и идеи, входящие в состав мировоззрения отановяоь убеждениями человека, активно участвуют в формировании его позиции по отношению но всем жизненно вазшым явлениям И событиям в мире.

Студенчество, как чаоть польской молодежи, представляет собой особую социально-демографичэсную группу общества, которая ооотоит из лще,1, примерно одинакового возраста, близкого образовательного уровня, представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Студенческую молодая» как общественную группу отличает харантер ее деятельности, заключающийся в систематическом накоплении мировоззренческих и специальных знаний.

Именно среди студентов наблюдается относительно наиболее высокая степень самосознания, формирование собственной мировоззренческой Сфиентации. Наряду о этим в сознании польском студенческой молодежи проявляется самое глубокое размежевание между традиционными идеалами и ценностями и новыми условиями их реализации.

Таким образом поставленная исследовательская задача ишет определенные антропологические, социологические и политические аспекты. В силу этого возникает необходимость определения, постановки в меру адекватного диагноза позиций молодого студента, касающихся человека, мира, общественно-политических отношений, того существенного измзрения общественного бытия, в котором осуществляется формирование его сознания, аизненноД ориентации. Поо-кольку огромную роль в обновлении жизненных ориентации поляков играет церковь, представляется существенным изучение влияния католической общественной доктрина на мировоззрение студенческой молодежи. Оаыт предыдущих исследований выявляет необходимость актуализации знаний о состоянии мировоззрения студентов в динамично меняющихся условиях. Исследования охватывают период, в которой кризисная ситуация в стране приобретала новые качественные черты, а процеос общественно-экономической, политической и институциональной реформы из программного измерения вошел в реальную практику под влиянием наобратишх общественных перемен. Актуальность томи исследования вытекает также из вопроса популярных, часто противоречащих друг другу характеристик польской молодежи , Ь[п>йль:.и традиционной, религиозно-институциональной формы оценки и прогнозирования вопросов, связанных со студенчеством, в категориях добра и зла. Ш ого сторонни синтез накопленных результата!} у!.яшричесиих исследований, вскрывает плюрализм мировоэзрон-

ческих полиций. Это плюрализм в самом рапном разрезе и объеме, одобргшпиЯ или отршаютиИ т.тпр ценностей, в е душиП поиск новых образцов, кумиров. Известный польский' социолог религии Б.Пиповар-окий подчеркнул, что " Там, где начинается процесс секуляризации, там проявляется также плюрализм. И именно плюрализм является таким элементом, который совершает наибольшие разрушения в религиозности культурно-сословного харпнтеря связанной со средой обитания. Плюрализм заставляет сделать выбор"

Факт избрания в исследований польской студенческой молодежи основывается на глубоком знании автором этой среды в результате учебы, общественной деятельности и преподавательской работы в вузе. Передаваемые в виде обыденных оувденяЯ мнения о молодежи не могут давать достаточного основания для прогнозирования их мировоззренчески х ориентации и динамики изменений, и гораздо аире, для процесса цивилизационно-культурного развития общества как в ближайшее вромя, тан и на более длительный период. Таким образом, необходимостью становятся дальнейшие систегатичеокие исследования среды молодежи, в.том числе г студенчества/ в которио автор данной диссертации надеется внести свой скромный вклад.

Степень разработанности птоблемы определяется развитием ряда направления философской, психологической, социологической, педагогической и религиоведческой на умой мысли. В советской научной литературе в настоящее время существует значительное количество работ, посвященных исследованию общественного сознания и мировоззрения как его основы. Общетеоретические проблемы разработаны в трудах Богомолова A.C., Ойзершна Т.Н., Овчинникова B.C., Алексеева П.А., Буево.1 Л.П.. Красила А.Н., Федосеева П.А., и у поль-

I. Oblicza Icutolicy z;,.u

у о I к о . - ,1нс HZ a wa, 1. - s . 13.

он их доеных: Келлера L)., Леговича Н,, Цацковсвого В., Опары С.

Вопросы методологии изучения духовной сфары, диалектики форы общественного сознания, становления мировоззренческих ориентации отражены в трудах: Тонких A.C., Еуравлева D.B.Моисеева U.A. .КогшинаП.В., Демачева В.А., Уледова А.К. Среди польских исследователей над проблемой работали: Ладош Л., Ярошевсвий Т., Козакевач Ы. и другие. Особенности сознания молодаки, специфика ее мировоззренческого становления рассмотрены в работах: Су-димова Е.Ф., Ожегова D.Ü., Садавичуоа B.C., Лаврененко В.Н., Мо-носэона Э.И., Шараги Ф.Э. и других. Следуо? тахае отметать труды поляной: Хиллебравдта Т., Карвата М,, Миноаа Е..Большую ценность для разрабатываемой проблемы составляют исследования прикладного характера: Рахштуллавва М., Снрипника U.A., Kopse нк о В.В., Копытки А.И. в других. Ваюшй фактографический материал в анализ процасса формирования мировоззрания польских студентов содержится в работах польских исследователей : Зыха А., Чупа-ка Е., Казацкого 3., Ejmarai Я., Дарчевской К.

Несмотря на большое число материалов по проблемам мировоззрения ыолодеаи следует заметить, что много вопросов гребуат актуализации. В научных трудах гипертрофировались успехи в социалистическом воспитанна молодежи, преобладал односторонний подход к оценка состояния мировоззрения студентов, абсолютизировались положительные тенденции в его развитии. Недостаточно работ, посвященных изучению динамики преобразования мировоззренческих ориентации студентов. Особенно мало исследований рассматривающих влияние общественной доктрины римско-католической церкви на мировоззрение студенчества.

1|дльо иссле^оьряия является теоретнко-матодологическвй н Ешираческнй акалаз формирования мировоззренческих орзентаций польской студенческой цолодаки, ассладоЕшше факторов в социаль-

га« детерминант ах становления.

Реализация этой цели предполагает решение) следущях взяимо-

«

связанных задач:

- выявить методологические основания анализа мировоззрения, его сущности, структура, генезиса,

- проанализировать отуденческуп молодежь как особую социальную) группу,

- проанализировать влияние институциональной римсио-католи-ческой церкви и ее доктрины на молодежь в Польше,

- выявить диалектику взаимодействия объективных условий и субъективных факторов, влияющих на динамику мировоззренческих ориентация польских студентов,

- анализ социологических исследований для определения характера мировоззренчески* позиций польской студенческой молодели.

Теоретической и методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод, примененный основоположниками маркоиама в анализе процессов общественной жизни. Комплексный характер исследования потребовал изучения широкого круга трудов советских и польских авторов в облаоти философии, социологии, психологии, педагогики, политологии, религиоведения. Серьезное значение для разработки поставленной проблемы имело аопользование архивных документов партии и молодежных организаций. Мы обратились также и официальным документам Ватикана, польской римско-католической церкви и работам теоретиков католицизма.

Решение задач исследования было обеспечено комплексом взаимосвязанных методов научного изучения социальных явлений:

- взаимоовязанные методы анализа и синтеза,

- метод восхождения от абстрактного к коннретному,

- методы индукции и дедукции,

- единство исторического в логического методов,

- сравнение и сопоставление объектов с цельа выявления черт сходства или различий,

- теоретический анализ проблемы с помощью изучения философской, социологической и психологической литературы,

- сравнительный анализ польской и советской литературы по исследуемой проблема,

- изучение а обобщение опыта студенческих организаций,

- методы фактографии, беседы со студентами, изучение документации студенческих организаций,

- метод включенного наблюдения, опроса, анторвьшроваЕая, независимые характеристики, анкетирование.

Эмпирическую базу диссертации составила результаты социологических исследований, проведенных самим автором и при его участии в больших вазовских центрах Польша: Варшава, Вроцлав, Кельцз, Кещув, Краков, Катовице, Оаоле, Познань, Быдгсц. Первое исследование было провалено в 1983г., второе - в 1988г. В обоих исследованиях использован одинаковы! исследовательский снотру-меНтарвй.

Необходимость проведения соцаологических исследований ш&-иана такими факторами как :

.- потребность актуализации исследований мировоззренческих ориеитаций студенческой мододека в динамически азиенякцяхся социально-политических условиях ее вдзни;

- с^чесгвдщве различия и итогах предыдущих исследований, их неоднократно фрагментарный и локальный характер;

- ьогмохноагь сравнительного анализа результатов, получении* и иарьом и во втором исследовании, учитывая однородность ио-иодьзуеиого кнетрументарая и исследовательоного метода;

- шниденне дынаыяки прообразована Е, возможность не с к фа к а-

ции предыдущих прогнозов и более четкое, надежное определение восходящих тенденций в формировании мировоззренческих ориентации польских студентов.

Проверка достоверности выводов осуществлена посредством использования данных различных социологических исследований путем сопоставления полученных диссертантом итогов с результатами исследований других авторов.

Научная новизна исследования состоит в том, что дан комплексный теоретико-методологический и конкретно-социологический анализ состояния и тенденций становления мировоззренческих ориентация польской студенческой молодежи в динамически изменяющихся социально-политических условиях ее жизни. Результаты исследования вскрывают на только плюрализм мировозаренческих позиций, ценностей и жизненных идеалов, плюрализм направленный на поиск нового источника и содержания, но одновременно выявляют малоизученное« данного вопроса, фрагмзнтаричнооть предыдущих социологических исследований, что сказалось на слишком оптимистических оценках самих итогов этих исследований. -

Проведение комплексных исследований в пятилетним интервалом при использовании одного и того же исследовательского метода ■ инструментария позволили дать более объективный диагноз а выявить тенденций становления мировоззренческих ориентации студентов. Новизна работы определяется также отражением противоречивости процесса формирования мировоззрения польского студенчества, выявлением динамики его преобразований. Студенчество рассматривается как особая социально-демографическая, общественно-деятельная и переходная группа, определяющаяся своим положением в социальной структуре общества и характеризующаяся большим самосознанием своего отличия, что в итоге позволяет рассуждать об определенном способе функционирования мировоззрения

среди студенческой ыолодеаи. Следует отметить также системный подход в основный ионятши (таким, нов "мировоззрение", "общественная донтрана натолицазма", м студенческая молодежь" , "релв-гиоэаость" и др.), связанный о цаучаеиой проблемой. Соцзологс-чаские исследования, проведенные автором позволили выявить, что:

- общественно-экономические и политическое положение польских студентов в восьмидесятые годы привело к радикализации ех мировоззренческих позиций,

- ослабляется связь мзжду признанной мировоззренческой сво-темий н собственной практикой студентов;

- по мере роота образования и развития секудярйаацав наступает рационализация мировоззрения,

- существует груша фаяторов, особенно сильно воздействующая на мироьоззреическне позиции студентов: идойю-воспигатедь-11Ш1 работа католической церкви, грздзциц семейного воспиталаа, углубление знаний.

.Практическая значимость исследование определяется тен, что полифония и вывода диссертации могут найти праыепеаае при дальнейшей наукой разработке проблей повышения качества подготовка специалистов с высший образованием,ирц выработке в реализаций государственной молодежкой политики, использоваться в воспитательной работе с молодыми лвдьма, & таксе при определении ооноа-|шх направлений и методов работы общественных организаций вдзоа,

Ниводи и материалы диссертационного исследования могут прзд-сташшть определенный интерес дкя чигащах лекции ц ведущая праи-тачвсива занятия по курсу фзлософзи, атака, релагаоведення и политологии.

Аороййчця работы._ Диссертация обсуждалась на ааседанш хе-¡[-плософцц и »тик» Института Молодежи. Матераалп в регуль-

тати исследования довладнвалиоь на научно-практических конференциях, проводит« в ВКШ (1987), в АОН (1968), на научных конференциях Всепольского совета молодых ученых ОПС (1988-1990), на советско-польских семлнарах молодых ученых (Москва 1987,1988), (Катовице 1989), на итальянско-польских семинарах (Милан 1989), (Мессина 1990).

Различные аспекты содержания диссертации нашли отражение в лекционной деятельности автора, а также в методической работе ОПС.

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ.

Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень ее разработанности, определяются цели и задачи, новизна и практическая значимость исследования. Здесь же дается обзор литературы и I лрантвристика источников, представлена методологическая основа и эмпирическая база диссертации.

В первом разделе - "Теоретико-методологичебкий анализ сущности и формирования мировоззрения" - проблема рассматривается в теоретико-методологическом плане. Подчеркивается, что существуют серьезные теоретические расхождения, связанные с определением мировоззрения, выяснением его генезиса , структуры и принципов классификации. Среди причин следует отметить тот фант, что мировоззрение является предметом интересов: философии, этики, социологии, психологии, педагогики, религиоведения, политологии и многих других наук. Каждая из данных дисциплин изучает мировоззрение в свойственном ей разрезе и интерпретирует в специфических для себя категориях. Философия интерпретирует мировоззрение как теоретическую систевд, которая является связывающим синтезом самих

!

общих взглядов на мир и место человека в этом икре. Социология охватывает мировоззрение как факт культуры, который вытекает из общественного взаимодействия и объективизируется в образах мышления, в типичных поведенческих и нравственных традициях, в сио-семе признанных ценностей в отвечающих им символах, и заодно образует основу взаимосвязей общественной группы - носителя мировоззрения. Психология в своп очередь описывает мировоззрение ка« психический факт и компонент личности, в котором содержатся убеждения и чувства индивида, определяя его жизненную позицию. Дня педагогов мировоззрение - это определенный идеал позиции человека, в котором содержится определенная система ценностей а идеалов, мышления и поведения. На сложность разработки общего понятия влияет такхе то, что термином "мировоззрение" определяется по крайней мере три разных, хотя тесно связанных друг о Другом явлений:

- модельная сиотема взглядов, выступающая в виде упорядоченного и внутренне связанного ансамбля взглядов на природу,- общество в человека; ' -

- предельная основа сознания определенной общественной группы (например, класса, партии, религиозной общности), функционеру щяя как совокупность доминирующих в данной группе убеадений, ценностей, символов и норм, а таксе примеров типичных поведений{

- ядро сознания индивида или психический факт, выражающий интеллектуальное и эмоциональное отношение человека к мару и самому себе.

Рассматривая философскую интерпретацию мировоззрения в диссертации приводятся различные точки зрения ооветских и польских ученых последующих это сложное духовное явление. Подробно анализируется связь мировоззрения о фзлооофией, наукой, идеологией, уплкгиеЁ и другими формами общественного сознания.

Важно подчеркнуть, что философии прян уцгежит особая роль £ тех мировоззренческих системах, в которах она составляет общетеоретическую , мотодологическую обнову. Мировоззрение - понятие более широкое, чем философия. Их отождествление очень ободняет его содержание. Философия, выражающая наиболее общие черты бытия и сознания, оообцм образом систематизирует различные формы и уровни сознания, организует все элементы мировоззрения в целостную сиотему. Говоря о соотношении наука-мировоззрение, можно ' констатировать, что мировоззрение определяй? смысл и ценность возделывания нивы науки, а также способ использования ее итогов и напротнв-паука всо в большей мере определяет содержание мировоззрения индивидов а общественных групп.

По-нашему мнению, мировоззрение не имеет однозначной классовой детерминации, а тем самым отличается от идеологии. В оп-рзделенш и исторические периоды именно классы о отличающейся идеологией определялись внутри общего им религиозного мировоззрения. .С Позицией, отождествляющей мировоззрений и идеологию, можно согласиться только тогда, когда идеологичеовие системы отождествляются с мировоззрением общественных групп. Данный взгляд представляется обоснованным ямшинтельно в отнесении к марксистской идеология и в определенной мере - в христианской, поскольку именно эти системы образуют сегодня мировоззренческие предложении как в структурном, так и в функциональном аспекте. Когда ле мировоззрение воспринимается как мировоззрение конкретной человеческой личности с ее субъективным переживанием, то его нельзя отождествлять с определенной идеологической системой. Идеологии, как правило, выступают в виде однородных а упорядоченных систем, а охватывают четко очерченное содержание, в то время как в мировоззрении индивидов могут проявляться многоплановые содержания. Дашшй взгляд подтверждают исследования мировоззрения современно-

го польского плюралистического общества. Дело в том, что часть поляков декларирует философские, традиционные и этические взгляды типа религиозных, свойственные религиозному мировоззрению и одновременно идейно-политическую позицию социалистического типа, свойственную материалистическому мировоззрению.

В мировоззрении можно выделить следующие слон: I. познавательно-описательны! (интеллектуальный компонент), 2. аксиологи-ческо-эмоциональшй (эмоциональный компонент), 3. дарективно-инструыентшшкий (нормативный или поведенческий фактор). Психологический анализ мировоззрения позволил сдьлать несколько выводов:

1. Мировоззрение всесторонне связано с личностью человека.

2. Процесс формирования (приобретения мировоззрения) сложен и многогранен. Его становление начинается от формирования эмоционального отношения к определенным явлениям и вещам. Интеллектуальное содержание, приобретаемое в даньый период, подчиняется данному эмоциональному отношению.

3. Первичное мировоззрение как правило, не является следствием автономного шбора человека, Армируется под влиянием принадлежности к определенной среде ( семье, локальной группе).

4. На мировоззренческое размежевание отдельных людей воздействует различный жизненный опит, Сна и психологические черты личности и особенно интеллектуальный кригицизм, открытость,несхе-матичность мышления.

5. Конфронтация взгляда на мир с действительностью и другими шуоьозэренчесиама предложениями угрожает состоянием фрустрации и возникновением познавательного диссонанса. Поэтому человек ооаооинательыо иабш-иет пли недооценивает новые содержания, ин-^.НАицин, которые противоречат имеющимся взглядам; используются ш. ¡л)1.п,.,ц<111 иодтьо1й!1Д'1авдйе нрожнио убеждения.

- 13 -

6. Предварительным условной приобретения определенного мировоззрения является необходимость удовлетворения афилиатишшх потребностей - сопринадлежности к чему то, признался и высокого статуса в группе.

7. Если возникает "раздвоение" мировоззрения, делаются попытки рационализации данного состояния на принципах исходной непротиворечивости науки и религии.

8. Особенно в период биологического и общественного созревания происходит переоценка взглядов на мир. Данный процесс чаще всего связан о изменением ила расширением среды жизни.

9. К основным методам изменения взглядов на мир принадлежат: метод получения информации, изменения эноционалышх установок и метод организации поведения, и кроме этого, формирование мотивации изменения убеждений.

На основе социологической интерпретации мировоззрения определяются следующие закономерности формирования мировоззрения в польских условиях:

1.Мировоззрение является структурой соотнесения ('реалятив-ной структурой") и относится н системе коммуникации с группой, схемам воздействия в группе, а также к схемам структуры данной общественной совокупности.

2. Конфликтной общественной структуре сопутствуют обычные плюралистические мировоззренческие структуры.

3. Одним из условий и показателей бесконфликтного общественного взаимодействия является возможность полной экспрессии мировоззрения каждой из групп, входящей в данную общественную совокупность.

4. В условиях неоднородной общественной ситуации индивида или группы усиливается процесс внутренне конфликтной структуры мировоззрения.

- 14 -

б. Тип и способ проявления данного мировоззрения индивидом зависит в том числе от характера давлений, вытекающих на часто противоречивых аксиологических и ситуативных оиотем, групп, к которым принадлежит данная личность.

Можно выделить следующие функции мировоззрения?

1. Социализационную, поскольку мировоззрение является тем основанизм, на котором индивид формирует свое отношение к общественному окружению.

2. Идеологическую, поскольку мировоззрение является для индивида основой ориентации в системе общественных сил, определяет одновременно ее идейно-политиескую позицию.

3. Экзистенциальную, какую мировоззрение выполняет посредством определения целей (смысла) и способа жизни индивида.

4. Л!отивационно-аксиологическуя> которую мировоззрение выполняет как пример признаваемых ценноотей и которые обычно являются мотивами предпринимаемых дейотвий»

5. Интегрирующую, поскольку мировоззрение является основой идентификации индивида с группой о ее интересами.

6. Культурную, поскольку мировоззрение формирует воопрая-тие индивида в жизни общности.

Педагогическая интерпретация мировоззрения позволила выделить основные механизмы мировоззренческого воспитания:

- влияние значимых общественных групп, и которым принадлежит (или устремляется) - механизм иидентификации,

- влияние значимых общественных функций, которые выполняет индивид-механизм группового и индивидуального интереса,

- влияние значимых лиц, с которыми контактирует индивид-механизм подражания и принцип авторитета,

- влияние значимых убеждений и позиций, которые индивид уже ранее присвоил-мсханизм селекции нового содержания.

Исследуя место мировоззрения в оистема общественного сознания мы заметили, что мировоззрение не сводимо я общественному сознанию в целом, ни к какой-то отдельной его форме. Оно является скорее духовным фундаментом системы общественного сознания, его предельной основой, ядром. В диосертацаи подчеркивается,что абстрактного внесубъективного мировоззрения на бывает и дается характеристика мировоззрения личности - индивидуального й мировоззрения определенной общности людей - класса, социальной группы, Серьезное внимание в раздела уделено генезису, структуре и типологии мировоззрения, К наиболее ранней форме мировоззрения можно отнести определенные мифы о значении ритуальных обрядов. В дальнейшем, о развитием общественных отношений происходила, о одной стороны, систематизация мифов, а с другой их носмизация. .

Опираясь <та мифилогию возникает религиозная идеология, которая о расолоением общества на классы все более обнаруживши свою социальную направленность. Для возникновения мировоззрения оообо важное значение имело разделение труда. Сначала официальная религия, поддерживаемая а направляемая в своем содержательном развитии определенными социальными институтами, а затем философия становятся основными формами донтранального, теоретизирован-яого мировоззрения.

В структуре мйроЕОЗэрёкнг ш выделала его наиболее существен ша аспекты,ввида научных знаний, нормативных оценок, общественных идеалов, убеждений, волевых качеств, методологических, фило-софсввх категорий, социально-политических, .экономических и идеологических взглядов и представлений, моральных, нравственных и эстетических ценностей. Диссертантом отмечено, что создаются различные типологии мировоззрения в зависимости от принятого критерия, наиболее чаото относящегося к определенной мировоззренческой Позиций» ОрнёШ-дай в ЛЗвЭД&РйруИщегося от остальных топов

позиций создающих мировоззрение. Отсюда вытекает множество взаимно не сравнимых типологий мировоззрения. Особое внимание уделяется религиозному и материалистическому мировоззрениям как альтернативным мировоззренческим ориентациям выступающим в плюралистическом польском обществе.

Предогавляя различные, часто не сравнимые друг с другом типологии мировоззрения ш отметили, что каждое мировоззрение определяет отношение личности к миру, понимание личностью смысла жизни. Разные типы мировоззрения могут по-разному определять жизненную позицию личности. Они могут склонять личность к научному познании мира или, наоборот, направлять его активность и интересы к сверхъестественному миру и мистике. Большое внимание уделено в раздело появлению социальной сущности студенческой молодежи. Ее специфика определяется положением студенчества в социальной структуре общества: ото группа а) социально-демографическая (часть молодежи), б) общественно-деятельная (со своими формами организации жизни и участия в общественно-полезной деятельности), в) переходная (нацеленная на включение в конкретные отряды интеллигенции и приобретающая необходимое для этого качества).

Зо второй ?пз^еле - "Диалектика взаимодействия объективных и субъективных факторов формирования мировоззренческих ориентации польской студенческой молодежи" - проанализированы объективные и субьсктавныо условия, воздействующие на мировоззрение студентов. Диссертантом отмечается, что мировоззрение студенчества в целом развивается в общей струе с мировоззрением других социальных групп, но одновременно обладает и своеобразными чертами , обусловленными спецификой его социального статуса, что позволяет рассматривать мировоззренческие ориентации студентов как особое духовнее образование. Значительное внимание в раздело уде-

лоно анализу характера и степени влияния на студенчество объективных условий 00-х гг., в которых проходило формирование их мировоззренческих позиций. Польский народ в течение многих лет Еавет в условиях углубляющегося общественно-знономичиского кризиса. Его последствия в значительной мере ощущаются и сегодня. Существенную роль в оскалацви негативных процессов сыграло последнее десятилетие, э котором наблюдается не только окоичагель-!шй подрыв экономик«, но а исчезновение прежних идоилов а естественных ценностей, стратегического образа развития а устройства Польши, поражение левых сил, острый кризис а распад ПОГП, воз-ниннавенке неколедкиствчесиого правительства. Анализируются исторические в совремешшз деформации общественной оиотемы влияющие на направленность ыярсвоазренвя студентов.

Важнейший фактором влияющим на мировоззренческие ориентации польской студенческой молодежи является римско-католическая церковь и ее общественно-политическая доктрина. В разделе рассматривается понятие:и11нстагуциональ!юго коотела"в "общественной доктрины (наука)костела", дается анализ папских анциклик я других официальных царасшшх документов о точки зрения развития общественного ученая костела начиная о "Рерум новарум" пали Льва ЛШ опубликованной 1691 году и кончая на современных енцикликах Иоанна Павла П. Указывается на мировоззренческую роль приятия: "общего блага" пая фундаментального'влемента, цементирующего общественную науку костела. Посредством теории общего блага коотел отроит свое отношение в проблеме частной собственности и обобществленных средств производства, в производственным отношениям в совокупности, формирует принципы предпочтения, отдншвыого в общества тоау ила вноцу деду, и способам удовлетворения вндавя-дуальямх а групповых интересов.

И диссертация анализируется сущность современного польского католицизма, указывается на огромную роль которую сыграла католическая церковь в становлении государства а народной нультура. Сегодня католики в Польше соотааяяют 95,75? населения, несмотря на 38 религиозных общин. Количество верующих я доминирующая роль ставят римско-католическую церковь в Польше в исключительное общественное положение. С религиозностью в Польше овязаны такие понятия как "лаицизацая" в "клерикализм". Пол лаяцнзацией подразумевается объективный ороцеос уоиливавдойоя эмансипации общественной жизни и культуры из-под организационного и идеологического влияния религии и уменьшения религиозного влияния в системе всех общественных отношений. Противостоит лапцизацни клерикализм в качестве определенной концепции культуры и общества, признающей институциональное первенство ценностей, норм и цор-жоишх организаций в общественной жизни и религиозных мотиваций в личной жизни индивида. Особо выделяются в разделе формы и методы религиозного воздействия на студенческую молодежь. Молодежь подвергается но только класоическим воспитательным процедурам, как например .обучение закону божьему, но а привлекается к участив в днях сосредоточения (медитации),лекциях на религиозные теш, призывается к участию в движении "Свег-жизнь",- Академичесяоцу душепастырству в другим различным католическим студенческим организациям.

В итоге работы оказалось возможным раскрыть ряд тенденций связанных о влиянием объективных условий и различных субъективных факторов на становление мировоззрения студентов. Проведенное исследование показывает, что мировоззренческим позициям студенчества присущ плюрализм ориентации, неоднородность, которая выражается в том числе, в сосуществования ценностей и идеалов,заимствованных из различных мировоззренческих предложений. В позициях

дольской студенческой молодежи материалистические н рационалистические ориентации существуют о религиозными и иррациональными устремлениями, обе налраатенности - лаическая и религиозная,взаимно переплетаются. Исследованная модель мировоззрения существенным образом отличается от обыденных суждений и даже собеттонких деклараций опрашиваемых - она гораздо более лаическая ц проматериалис-твческоя, чем в декларациях. Несмотря на процесс лаицизации общественной жизни, можно однако, сформулировать тезке относительно однозначного вояшгеноя перемен в мировоззренческой ориентации сту-детеской молодежи,, смене материалистического миропонимания религиозным и роста его атраятявности и альтернативности. Это постоянная иамекичавость мировоззренческих позиций, зависящая от совокупности условий общественного бытия, дохотнмия рационального а маотвческого аспекта. Однако, нельзя делать выводы о мировоззренческих ориентации студенческой молодежи, о религиозном или нвазнралягнозиом шаленяв, опираясь на взэувлышй аффунт, который в религиозной литературе определяется выражением "рука сложешшо для колитеи"

Социологические исследования сокрывают овоего рода "пропасть* маяду фактами дзнларароваьия веры в поведением студентов согласно принципам храотиансноЗ втяни . Вара студентов является нсаолкой", для вх мировоззренческих позиций характерен эклектизм Религиозность польского студенчества проявляется правде всего в обрядности, которая часто штокаат по внервлигиознш причинам (необходимость воздать дань традиции, кажгш внегитуцаоаального гостела, семьи, блгиаййеЗ среди). Студенческая молодежь обычно приписывает себз значительно более сольную религвоз!сую одержимость, чем это имеет иастэ Гга самом доле. Следует талзо сдела»ь швод об избарательной трактовке студенческой молодежи) еффц

I. Иоваи! А. Т«о1о;.;1и ЬИхякл куо!ч.-Оро1в ,1 к*'Л',1,

доате»«нальных утверждений и общественно-политических формулировок яоотола. Последствия такой избирательности проявляются в позициях скорее индифферентных, а молодежь часто поддается внерелиги-оэному воздействию. У польских студентов т имеем дело о очень неодинаковым знанием социальной доктрины костела: от глубокого понимания до полностью противоречивых убеждений, что свидетельствует не о таком сильном, как считалось, влиянии доктрины на молодежь. Она воздействует чаще опосредованно, то есть для ее популяризации привлекаются леди, имеющие авторитет в науке и незапятнанную репутацию, используется в'положительное отношение, молодых людей к церкви, их интуитивное понимание и одобрение эволюции церковной доктрины, изменение позиции церкви по отношению к важнейшим проблемам современноств, а также активное отношение к нам, выраженное в доктрине. Обществакная доктрина костела способствует углублению умозрительного характера веры я формированию нового типа активной религиозности. Появляется тенденция и размежеванию мировоззренческих ориентацай в вх радикализации. Заметно устремление к интеллектуальном? осмыслению своей веры. Общественное ученее церкви призывает в обсуждению достижений науки и выдвигает альтернативу религии в атом вопросе. Социальная доктрина римско-католической церкви создает видимость единства науки и религии. Ориентация на церковь в доминанту в лице религии привела к выявлению новой тенденции в мировоззренческих преобразованиях. Среди студентов мы наблодаем относительное уменьшение чиола лиц, представляющих традиционный, иррациональный а формализованный, тип религиозного мировоззрения. В то же время возрастает число студентов, изучающих религиозную доктрину в проявляющих личное активное участие в вопросах веры -таким образом, происходят новая субъективизация веры, но на более глубоком мотивационном уровне. В сознании данной грушш

верующих происходит рационализация собственной позиции, формирование рационализированного отношения к миру и человеку, и доже к собственной вере,Произошедшие изменения охватывает, пока только некоторые сферы мировоззрения выражающиеся в политическом поведении и идеологических убеждениях, в верификации исторических знаний, и редко затрагивают сегодня онтологию и гноссеологиа. Следует предположить, что если не произойдет относительно быстрое изменение общественного положения интеллигенции, то, учитывая быструю ротацию поколений студентов, в блияайзсе время мы будем наблюдать спад надежд а доверия и новому некоммунистическому правительству (почти все политические группировки в современной Польше заявляют, что в своей деятельности они руководствуются общественной доктриной римско-католической церкви и ссылаются на авторитет костела), и существующая тенденция мировоззренческих перемен не закрепится. Наряду о этим следует ожидать укрепления убеждений и мировоззренческих позиций, вытекающих из изменения действия ц функций общественной системы - с коллективистской па индивидуалистическую, с плановой на рыночную, с социалистической на капиталистическую. Однако эти перемены могут совершаться на почве различных мировоззренческих ориентация, как на почве материализма, гак и идеализма.■Из анализа ответов опрашиваемых студентов вытекает позитивное отношение к религии, но больше к вера чем к институциональному костелу.

■ Социологические исследования проведенные в студенческой средо о пятилетним интервалом позволила выявить, что в общем проматериалйстическая ориентация мировоззрения характерна для около 33% исследуемой популяции, проидеалистическан для окаю 46,Ъ%, индифферентна! дяя 14,5/2 студентов. Одновременно исследование отношения студентов н религии выявило рост ворующих до свыше чем 81$. Сравнитслыга^ анализ результатов различных социо-

лигичооких исследований проводимых в студенческой среде в после-иоенше годы вскрывает определенную генеральную тенденцию постепенного, систематического роста числа лиц, декларирующих себя в качестве верующих (с 60/о в конце пятидесятых годов до более 8и% в настоящее время).

В итоге исследования была выявлена культурная обусловленность религиозности польских студентов проявляющаяся в почтении национальной католической традиции, содействующей ощущению национальной тождественности, В микросфере влияние семьи на формирование мировоззренческих ориентаций студентов оказалось гораздо более значительным. Высокой ценностью является воспитание детей в духе католической нравственности и семейное счастье. Иначе говоря - костяк мировоззрения передают молодежи родители, в процессе воспитания в семейной среде, а всо остальное это мировоззренческое доочерчивание. Одновременно можно констатировать различно в позициях детей и родителей по отношению к религии - молодежь отходит от позиций свойственных ее родителям, разумеется, дашшй процесс растянут во времени и сложен. Кроме семейного круга, существенное влияние на мировоззренческие ориентации студентов имели: занятия по обучению катехезису и участие в религиозных обрядах. Наиболее сильно воздействию религии подвержена сфера нравственности, наиболее слабо - познания мара.

Сильная религиозная ориентация характерна для женщин и лиц крестьянского проенхождения. Проыатариалистическая ориентация гораздо чаще присуща мужчинам и лицам интеллегентского происхождения, а также кителям больших городов.

В затстпчон;!;: подводятся итоги, формируются главные выводы исследования, намечаются пути дальнейшего изучения проблемы ста-кпленил к'ировоззреических ориентация польской студенческой мо-

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Место категории "мировоззрении" в системе поня-шЯ ¿мЗ-щеогввнной философии // Научные тетради ОНО. ГУианитарнов,- Устава, 1939, - № 5 (на польском нанке ).

2. Мировоззренческие ориентации польской молодежи // Доклады и выступления на научной конференции польских и итальянских молодых ученых. - Милан, 1990. (на английском яянке) - в печати.