автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Философское осмысление принципа дополнительности Н.Бора в аспекте теории репрезентации

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Мушич-Громыко, Вячеслав Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Философское осмысление принципа дополнительности Н.Бора в аспекте теории репрезентации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философское осмысление принципа дополнительности Н.Бора в аспекте теории репрезентации"

Г\

На праI

МУШИЧ-ГРОМЫКО Вячеслав Георгиевич

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ Н.БОРА В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)

Специальность 09 00 08 - Философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

□03070325

Новосибирск - 2007

003070325

Работа выполнена в Новосибирском государственном университете экономики и управления на кафедре философии

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Фигуровская Валентина Михайловна

Официальные оппоненты доктор философских наук,

профессор Князев Николай Алексеевич

кандидат философских наук, доцент Пушкарев Юрий Владимирович

Ведущая организация Новосибирский государственный

технический университет (г Новосибирск)

оо

Защита состоится 30 мая 2007 г в. _часов на заседании диссертационного совета ДМ 212 249 01, при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М Ф Решетнева по адресу 660014, г Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31, зал заседаний диссертационного совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М Ф Решетнева

Автореферат разослан апреля 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент^- Т В Мельникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проблемы взаимоотношения философии и науки, философского осмысления новых научных достижений и одновременно влияния тех или иных философских принципов, концепций, методологии на формирование оснований конкретно-научных знаний составляют необходимый элемент не только собственно научной деятельности, но и других составляющих общечеловеческой культуры

Фундаментальные естественные науки и математика давно стали предметом философского исследования, однако по-прежнему острой остается проблема переноса методологических установок естественнонаучного познания в сферу социогуманитарного знания Становление неклассической науки, связанное с выявлением роли субъекта познания в научной деятельности и в содержании научной теории, свидетельствовало о необходимости преодоления современной культурой классических представлений о познании как отражении предзаданной ему реальности, определенной «самой по себе» во всех ее характеристиках, открываемых и фиксируемых в процессе познавательной деятельности

Одновременно следует указать, что до сих пор философия мало уделяла внимания такой научной дисциплине, как начертательная геометрия, хотя с помощью ее особой схемно-формальной наглядности можно увидеть некоторые процедурные аспекты манипулирования с объектами, замещающими реальные физические объекты в ходе исследования

Если опыт квантовой механики показал совершенно новую роль прибора в получении знания и использующего этот прибор исследователя, то в начертательной геометрии можно обнаружить аналогичную роль наблюдателя, выбирающего направление проецирующих лучей, создающих в ортогональном проецировании принцип Боровской дополнительности

Тем самым философские основания неклассической науки приобретают еще одно фактическое дополнительное основание для нового неклассического понимания природы человеческого познания

Методологическая роль принципа дополнительности Н Бора всесторонне рассмотрена в философской литературе, где обсуждаются его возможности не только в естественнонаучном, но и в гуманитарном знании Однако разные авторы, касаясь этих вопросов, обычно в своих исследованиях не прослеживают, какова эффективность одновременного соединения этих двух типов знания с помощью общих методологических приемов, осуществляющих соединение рационально-логических и герменевтических процедур для более полного объяснения исследуемых феноменов культуры и научных фактов

Принцип дополнительности, обогащенный теорией репрезентации, приобретает большую эвристическую силу, поскольку появляется возможность рассмотреть ходы исследовательской мысли, в которой осуществляется движение от одних уровней абстракции к другим При этом на материале представлений, взятых из сферы точного формализованного знания и неясных, требующих знания и понимания контекста, литературных сюжетов, эвристические

возможности принципа дополнительности, соединяясь с методологией репрезентации, получают особую наглядность В этом отношении оказывается уместным сослаться на высказывание Т Куна о новом понимании процесса познания, когда нужно «научиться замещать эволюцию к тому, что мы надеемся узнать, эволюцией от того, что мы знаем»'

Методологические возможности начертательной геометрии, с точки зрения «продления» ее абстрактной наглядности с целью переноса формализованных средств мышления в сферу неформализованного социогуманитарного знания, позволяют говорить об эвристичности графического образа двух пересекающихся прямых, создающего геометрическую базу для категориальной метафоры уникальности как феномена пересечения двух универсальностей Этот категориальный изоморфизм легко найдет себе место в любых гуманитарных исследованиях и, в частности, в философии науки, где давно уже было предложено рассматривать научные новации как уникальные пересечения нескольких (по крайней мере, двух) научных традиций, а также в более точном толковании смыслов (литературных) высказываний

В рассмотрении внутренней сущности принципа дополнительности не обойтись без сложных построений из идеализированных объектов, связи между которыми воспроизводили бы возможные связи внутри реальных материальных систем В связи с этим особый интерес приобретает обращение к теории репрезентации,

1 Кун Т Структура научных революций - М, 1975 - С 214-215

3

на основании которой можно более наглядно представить эти идеализированные объекты Поэтому актуальность исследования видится и в умении практически разрешать научно-исследовательские проблемы с помощью принципов дополнительности и репрезентации Представляется, что традиционные методологические проблемы гуманитарных наук - понимания и объяснения, презентизма и антикваризма могут быть рассмотрены с помощью идеи Боровской дополнительности, обогащенной методологией репрезентации

Л А Микешина обращает внимание на то, что познание, включающее репрезентацию как процедуру и через нее объясняющее сами «механизмы» познания, уже «нагружено» тем, что предполагает признание «оптической теории познания», визуальной метафоры, метафоры зеркала и господство зрительного восприятия в формулировании знания

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью механизма взаимодействия различных сфер научного и социогуманитарного знания и необходимости выявления тех методологических процедур, с помощью которых это взаимодействие может быть представлено

Степень разработанности проблемы

Анализируемая тема предполагает решение нескольких взаимосвязанных проблем, составляющих определенные блоки

Во-первых, необходимо показать, в чем состоит привлекательность начертательной геометрии как предмета философского анализа При этом выявляется, что с помощью

начертательно-геометрических представлений можно лучше разобраться в философском, научном и культурологическом смысле категории «пространство», что позволяет на этом основании установить эпистемологические и герменевтические возможности дополнительности как способа расширения объема информации об интересующем исследователя объекте В этой области работали такие авторы, как Евклид, Архимед, Гиппарх, Менелай, Б Паскаль, Р Декарт, Ж Десарг, Эйлер, Эйнштейн, Риман, Лобачевский, Г Монж, Клейн и ДР

Рассматриваемые в диссертации проблемы в философской и научной литературе можно объединить в несколько блоков

К первому блоку можно отнести, во-первых, гносеологический и методологический анализ начертательной геометрии, который ранее проводился Н Рыниным, Четверухиным, Дж Фоли, С А Фроловым, В П Демьяновым, М Ф Покорным

Во-вторых, работы, посвященные философскому анализу принципа дополнительности Н Бора, обращенного к квантовой физике - Н Бора, В Гейзенберга, В Паули, М Борна, Л де Бройля, М Бунге и ДР

В-третьих, философские исследования идей дополнительности как общенаучного и философского принципа - Л Б Баженова, А Р Познера, М А Розова, И С Алексеева, В П Хютта, Ю В Сачкова, Э М Чурилова, К X Делокарова, И А Акчурина, А М Мостепаненко, В С Степина, И Т Фролова, и др

Второй блок проблем составляют исследования, в которых обсуждаются проблемы «открытой» и «закрытой» рациональности как

формы и процесса эволюции научного знания - Д Бома, Г А Брутяна, В Н Карповича, Б Г Кузнецова, Н А Князева, И С Ладенко, С Н Мареева, В С Степина, В С Швырева, Г П Щедровицкого и др

Третий блок посвящен анализу теории репрезентации, позволяющей использовать абстрактную наглядность начертательно-геометрических построений для выявления процедуры взаимодействия исследуемого объекта и активного наблюдателя (оператора) в целях получения осмысленного и развернутого знания Здесь можно указать следующих авторов М Вартофский, Т Кун, Л А Микешина, Н А Князев, Н М Чуринов, В А Фок, С Хокинг, П Файерабенд, В А Лекторский, М Хайдеггер, X И Зандкюлер, У Куайн, У Селларс, Э Кассирер и др

Объект исследования

Объектом исследования является методологическое пересечение двух принципов дополнительности и репрезентации, реализованных в области точного (начертательно-геометрического) и социогуманитарного знания

Предмет исследования

Предметом исследования является механизм проявления принципа дополнительности Н Бора в его схематически-наглядной форме, присущей начертательной геометрии, а также процедуры перехода к различным стадиям наглядности, решаемые с помощью репрезентации

Цель работы

Целью работы является анализ взаимопереходов от реальных физических и социогуманитарных объектов к их графическому и вербальному отображению, через опору на методологические и эвристические возможности принципа дополнительности Н Бора и принципа репрезентации

Задачи:

1 Анализ начертательно-геометрических процедур как способов замещения реальных физических объектов с точки зрения присутствия оператора, обеспечивающего необходимые манипуляции проецирования,

2 исследование взаимопереходов от геометрических объектов к реальным физическим как проявление «открытой» и «закрытой» рациональности,

3 раскрытие новых возможностей понимания и объяснения для выявления скрытых смыслов в объектах разной природы (физических, геометрических, социогуманитарных) через пересечение принципов дополнительности и репрезентации

Методологическая и теоретическая основы исследования

Методологической базой исследования являются диалектико-материалистический принцип единства объекта и субъекта познания, аристотелевский принцип различения родовидовых понятий диалектики в виде понятий «универсальное - индивидуальное», герменевтический подход к анализу переходов от абстрактно-логических к содержательным смыслам описания и объяснения

объектов различной природы, принцип дополнительности Н Бора в его применении к новой области знания (начертательно-геометрического и социогуманитарного), а также принцип репрезентации как гносеологический и демонстрационный инструмент, позволяющий проследить переходы между абстракциями разного уровня Косвенно-опосредованно учитывался вывод методологов о том, что в фундаментальных теориях существуют принципиальные противоречия, не позволяющие достичь идеала постнеклассической физики Успех новых мыслительных систем зависит от мировоззрения их создателей, определяющего возможности опираться на принцип дополнительности и принцип репрезентации Методологические возможности начертательной геометрии используются через призму их философского осмысления, что позволяет выходить за рамки формализованного знания и обращаться к социогуманитарным текстам

Научная новизна и конкретные результаты исследования

Научная новизна работы состоит в том, что

Осуществлен анализ механизма взаимопереходов от абстрактно-логических объектов к схемно-наглядным объектам через выявление роли оператора, определяющего направление проецирующих лучей Эти процедуры рассматриваются, с одной стороны, как демонстрация новых методологических возможностей принципа дополнительности, а с другой, - как условие все более точной репрезентации реальных объектов

- Показано, что переход от одних уровней абстракции к другим осуществляется через использование парной стилистики и генотипированности (сходность - контр-сходность)

Выявлена общность методологических и эвристических возможностей пересечения принципов дополнительности и репрезентации для понимания скрытых смыслов, заключенных в объектах разной природы (естественных и социогуманитарных)

Научно-практнческая значимость диссертационной работы

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы

а) для дальнейшего философско-методологического анализа отношений философии с геометрией, в частности с начертательной геометрией,

б) для изучения процессов творчества в технических и технологических областях, а также в областях, содержащих социокультурные параметры,

в) при чтении курсов лекций по философско-методологическим проблемам, по гуманитарно-гуманистическим проблемам, по проблемам инженерно-технического цикла

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования обсуждались на семинарах аспирантов и соискателей Новосибирского государственного университета экономики и управления, на кафедре философии Новосибирского государственного университета путей сообщения, на всероссийских конференциях «Модернизация

Российского образования (НГТУ, сентябрь 2005) и «Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования (НГПУ, март 2006)

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии Новосибирского государственного университета экономики и управления, кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М Ф Решетнева

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Структура и объём диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы Объем диссертации - 170 страниц

Во введении определяются цели и основные задачи исследования, обосновывается актуальность сформулированной темы, раскрывается степень ее разработанности Перечисляются методологические и теоретические основания диссертации, полученные результаты исследования и их научная новизна, теоретическая, методологическая и практическая значимость исследования Отмечается, что принцип дополнительности Н Бора в соединении с теорией репрезентации приобретает новые методологические и эвристические возможности, будучи обращенным на область начертательно- графических построений и

10

социогуманитарных знаний

В первой главе «Философия и наука как взаимосвязанные сферы знания» рассматривается постановка философией вопросов самого общего порядка, когда она (философия) переводит знание из области явления в область сущности, в результате чего нарождается наука В сфере инженерных, начертательно-графических знаний наука начинается с физического восприятия, проходит стадию умозрительно-теоретического, и вновь возвращается к физическим объектам При этом умозрительно-теоретическое можно делить на две части, где первая есть собственно философия, а вторая часть превращается в научно-теоретическое знание При этом в диссертации подчеркивается, что научно-теоретическое знание не теряет связи с философией, а наоборот, дает ей дополнительную основу и полнокровность существования Также рассматриваются понятие и функции парной стилистики как особого методологического приема, смысл которого наглядно представлен в начертательно-геометрических представлениях

В параграфе 1.1. «Диалектика «открытой» и «закрытой» рациональности» обсуждается эпистемологическая сопоставимость объектов квантовой механики и начертательной геометрии, позволяющая использовать идеи дополнительности на новом предметном материале Диалектика «открытой» и «закрытой» рациональности позволяет исследовать, каким образом возможно осуществлять переходы от изображений пространственных форм на плоскости с последующим их редуцированием к объемному реальному существованию физических тел При этом в промежутке

между проецированием и редукцией пространственных объектов начертательная геометрия предлагает способы решения задач геометрического характера по заданным изображениям этих форм В процессе преобразования геометрических объектов выявляются признаки генотипированности, и выстраивается определенная последовательность действий оператора В результате возникает некоторая парность, называемая нами как сходность и контрсходность, при которой одна форма может переходить в другую Кроме того, в диссертации показано, что методология проецирования основывается на принципе преобразования одних пространственных форм в другие, где могут возникать истоки понимания сходных форм, их генотипированности для последующего различения объектов не только в их радикальном несходстве, но и в сходности, для различения линий связности между объектами, несмотря на их видимое различие В этом же параграфе осуществляется попытка выявления обоюдной зависимости философии и науки, «открытой» и «закрытой» рациональности

Кроме того, в диссертации показано, что методология проецирования основывается на принципе преобразования

В параграфе 1.2. «Понятие и функции парной стилистики» вводится автором новое понятие «парная стилистика» При этом под парностью понимается пересечение чего-либо Парная стилистика в себе содержит одновременно и универсальное, и «индивидуальное» (или «уникальное» в системе парности) Если обратиться к иллюстрации, то это проще сделать на геометрических или начертательных объктах Линия на плоскости есть последовательность

точек, которая генотипируется двумя признаками определенностью направления (расположения точек в последовательности) точек относительно листа бумаги, а также совпадением всех направлений точек линии до слияния в одну линию, которая и есть некоторая универсальность

Но если проведена другая линия, пересекающаяся с первой, то они вместе задают в образовавшейся системе аспект «уникальности» Их «уникальность» выражена точкой их пересечения Именно указанная «уникальность» характеризует стилистику чего-либо Парная стилистика обладает номотетической и гуманитарной «чувствительностью»

Следовательно, мы вводим некоторый методологический принцип под именем «парная стилистика» для того, чтобы иметь более емкую возможность для исследования заявленной темы диссертации

Важно также показать, что проецирование представляет собой в широком гносеологическом смысле некую модель трансляции информации в различных сферах знания и культурного пространства в целом Проецирование прямо связано с формированием культурных кодов, с умением мыслящего субъекта оперировать пространственными образами, пространственными формами, знаковыми изображениями В связности идеальных объектов, используемых в начертательной геометрии, реализуется собственная логика, благодаря которой только и могут существовать объемные формы и тела В начертательно-геометрических построениях присутствует особая знаковая семантика, в которой своеобразие индивидуальной образности мышления человека слито на чертеже с

общими смыслами знаковых форм объективных пространственных отношений

Понятие «парной стилистики» позволяет выявить сопряжение текста и контекста через такие характеристики, как интонирование и валентность, а с помощью инженерной графики возможно методически их представить

Во второй главе «Принцип дополнительности в начертательно-геометрическом знании» рассматривается содержание принципа дополнительности Н Бора, применяемого не только к квантово-физическим объектам, но и в более широком понимании дополнительности в других сферах знания и культуры, как об этом писал сам Н Бор К тому же, рассматривается вопрос о содержательной сходности принципа дополнительности Н Бора и некоторых позиций в начертательной геометрии, когда при проецировании аналогично пропадает информация об отдельных величинах начертательных объектов, являющихся дополнительными к первым, когда ортогональные направления проецирования для отдельных случаев при проецировании сопряженных величин, как характеристик пространственного объекта, можно принять в качестве не коммутирующих между собой операторов, когда формирование принципа дополнительности непосредственно для сферы начертательно-геометрического редуцирования, в историческом аспекте, уже выразилось некоторым формальным аппаратом, который включает в себя процедуры

а) проецирования на разные плоскости проекций,

б) соединения плоскостей проецирования для образования

двугранного угла, трехгранного угла и вообще октантов,

в) развертывания плоскостей проекций для совмещения в одну плоскость и последующего их сдвига,

г) аналитического исследования заданных презентаций в виде фронтальной и горизонтальной проекции для последующего реконструирования их к сущности исследуемого объемного объекта,

д) установления проекционных связей и соотношения точек «интонирования» чертежа с точками плоскостей проекции для определения их пространственной удаленности либо приближенности к тем же самым плоскостям проекций

Особый интерес для исследования представляет анализ дополнительности в аспекте теории репрезентации, когда гносеологические и методологические возможности этих двух принципов - дополнительности и репрезентации в их пересечении существенно расширяют горизонты понимания скрытых смыслов и информационного содержания предметов разных сфер знания и культуры.

В параграфе 2.1. «Гносеологические и эвристические возможности принципа дополнительности в развитии научного знания» рассматриваются три уровня и три смысла термина «дополнительность» Указывается, что принцип дополнительности можно применять для более адекватного понимания явлений науки и культуры, когда они по-разному описываются в тех или иных системах описания и оценки

В диссертации предлагается обобщенное определение принципа дополнительности, согласно которому необходимо для каждой новой

исследовательской задачи по-новому формулировать принцип дополнительности через соответствующие абстракции и теоретические формализмы, необходимо для тех случаев, когда репрезентации противоречат друг другу, все-таки опираться на эти противоречия и, конечно, сходность репрезентаций для более адекватного описания исследуемого объекта

Обращаясь к начертательно-геометрической проблематике, указывается сходство принципа дополнительности и проекционности С помощью ортогонального проецирования удается более наглядно объяснять основные положения принципа дополнительности Можно предположить, что и значительно раньше идея дополнительности присутствовала в философских и научных исследованиях без осознавания и формирования данного принципа, как это сделал Нильс Бор При этом нужно отметить, что бессознательное применение принципа дополнительности осуществлялось совсем не в применении к квантово-механическим явлениям в микромире, а в начертательно-проекционных процедурах, прежде всего

Принципиальными положениями квантовой механики являются

а) Положение, согласно которому получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связаны с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым

б) В общем случае дополнительными друг к другу являются физические величины, которым соответствуют операторы, не коммутирующие между собой Взаимно

дополнительные величины не могут одновременно иметь точно определенные значения Если одна из таких величин определена точно, то значения другой полностью неопределенны

в) Соотношение неопределенности, когда система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают вполне определенные, точные значения

г) Если два оператора переставимы (коммутируют), то есть &{6с2 = &2Щ, то соответствующие им физические величины ос и ОСг могут иметь одновременно

определенные значения В начертательной геометрии выбор проецирующих лучей, выбор плоскостей проекций (для ортогонального проецирования) создает «квантовый эффект», к которому в диссертации мы и призываем присмотреться Во всяком техническом изделии, форма которого транслируется к плоскости проекций с помощью лучей проецирования, можно выделить множество систем, представляющих собою системы ортогонально пересекающихся отрезков (к примеру, «а», и «в») Вместе взятые отрезки «а» и «в», собственно говоря, задают собою некоторую плоскость Если такая плоскость перпендикулярна к плоскости проекций, то все эффекты принципа дополнительности будут реализованы

Если отрезок «а» А. к фронтальной плоскости проекций, то в натуральную величину (то есть в истинную величину) спроецируется на фронтальную плоскость проекций именно отрезок «в» Отрезок же

«а» спроецируется в точку На фронтальной проекции мы будем иметь изображение в виде вертикального отрезка Размер отрезка «а» исчез на этом изображении Измерительными процедурами объект описывается в соответствующих параметрах Фронтальная проекция -это тоже своеобразное и отображение, и одновременно, измерение объекта На фронтальной проекции определенные параметры изделия (проецируемого) - исчезли То же самое будет происходить и на горизонтальной проекции Как видим, первый пункт а) принципиальных квантовых положений в начертательной геометрии выполняется

Обратимся ко второму пункту квантовых положений - б) В начертательной геометрии, в ее практической части существует множество положений системы «а -1_ Ь», которая в своей собственной плоскости относительно плоскостей проекций может занимать бесчисленные позиции В целом, эти бесчисленные позиции вполне можно отождествить с вращением системы «а Ь» в своей собственной плоскости существования Вращающаяся система «а ± Ь», по сути дела, тогда будет выступать волновой функцией Проецирующие же лучи будут являться операторами Воздействие оператора на эту волновую функцию в единичный момент времени будет завершаться получением проекции Мы всегда проецируем объект (в основном) на две плоскости проекций Следовательно, в нашем распоряжении есть два оператора ¿¡г, и 6с2 Перестановочные соотношения (коммутационные соотношения) устанавливают связь между последовательными действиями на волновую функцию двух

операторов ах и а2, расположенных в разном порядке То есть, это может быть порядок б({&2 или СХ2(Х]

Для косоугольного проецирования отрезки «а» и «в» не являются взаимно дополнительными При ортогональном проецировании коммутации нет и отрезки «а» и «в» являются взаимно дополнительными друг к другу (собственно, поэтому и пропадает часть информации при проецировании)

Если мы обратимся к третьему пункту в) принципиальных положений квантовой механики, то в свете начертательно-проекционных представлений данное положение можно трактовать следующим образом Импульс системы - это вектор, имеющий величину и направление И он тождественен отрезку, имеющему определенное направление в системе координат Координатам центра масс также соответствует вектор (отрезок) Если один из этих отрезков параллелен плоскости проекций (он спроецируется в натуральную величину), то другой не будет параллельным плоскости проекций Следовательно, одновременно проекции этих отрезков не могут иметь точное значение В остальных случаях отрезки заведомо не параллельны плоскостям проекций, и опять (уже оба) не имеют точных значений

В параграфе 2.2. «Место и функции принципа дополнительности в положениях теории репрезентации» осуществляется сопоставление дополнительности и

репрезентативности посредством их методологического применения в описании и объяснении объектов разной природы Репрезентация в

естественнонаучном и гуманитарном знании существенно различается по способам и формам замещения одних объектов другими, но при этом существуют величины, которые в той и другой репрезентации можно рассматривать как дополнительные при отсутствии факта коммутации между операторами

Опираясь на представления о «продуктивной философии», можно показать, что соединение принципов дополнительности, репрезентативности и парной стилистики, предложенной в диссертации, существенно обогащает адекватность научного и социогуманитарного знания и позволяет точнее выразить смыслы в процессе познавательной и культурной деятельности, постепенно «снимая» непонимание между участниками дискурса

Процедуры оперирования с начертательно-геометрическими объектами и представлениями оказываются методологически полезными при толковании смыслов и сюжетов литературных произведений Возникает новая форма синтезирования как проявление дополнительности и репрезентативности, названная нами принципом проецирования, который включает в себя такие эпистемологические характеристики, как прозрачность, «упаковка» информации, когерентность, трансляционность, композиционность При переходе от «закрытой» рациональности к «открытой» важная роль принадлежит наглядной репрезентации, когда приходится обращаться к процедурам моделирования и интерпретации

В третьей главе «Репрезентация идей дополнительности в социогуманитарном знании» речь идет о возможности классифицировать разные типы дополнительности, обусловленные

определенными ценностями Характер репрезентативности смыслов, проявляющихся в социогуманитарных коммуникациях, зависит от того, каким образом, в какой логической последовательности и, одновременно, в каком социальном контексте реализуются коммуникации

В параграфе 3.1. «Реализация принципа дополнительности в гуманитарном знании и культуре» анализируются культурологические возможности идей дополнительности, сущностью которых выступает сопряжение текста и контекста В гуманитарном знании вообще и в социогуманитарных коммуникациях при отсутствии жестко формализованных средств общения и понимания сообщения субъекты часто нуждаются в дополнительных разъяснениях и интерпретациях, чтобы смыслы были переданы и освоены с наибольшей точностью Операции с начертательно-геометрическими объектами дают наглядную картину представимости перехода от универсальности к уникальности Универсальность как методологическая установка в определенном смысле «клеширует» мышление, делая его однонаправленным и теряющим смысловую информацию Оба участника коммуникаций совершают некоторые мыслительные комбинации, с помощью которых удается (или не удается) адекватно передать и постичь смысл информации

В гуманитарном знании особая роль принадлежит аксиологии Начертательно-геометрическая методология позволяет придать гуманитарным ценностям некоторую топологическую компоненту, раскрывающую отношения парной стилистики в виде антиномий и подсказывающую возможность их преодоления Слова и тексты всегда

используются при особых обстоятельствах их осмысления, сопоставления явным или неявным образом со шкалой ценностей, которая не есть жестко закрепленная вертикаль, но может быть представлена геометрически в виде направлений вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз, а далее и в виде октантов

Обращение к символу «пещеры» в философии Платона в свете проекционного мышления дает возможность геометризировать некоторые представления о благе, уме, мудрости

В параграфе 3.2. «Репрезентация литературио-художествепиых текстов в методологии дополиителыюсти» рассматривается диалектика разных типов дополнительности и предлагается наглядная геометрическая схема стилей мышления Проведенный анализ возникающих при истолковании художественных текстов противоречий позволяет обратиться к идее дополнительности, реализуемой в понятиях «открытой» и «закрытой» рациональности Репрезентативность смыслов существенно зависит от богатства контекста, поскольку именно через контекст раскрываются скрытые смыслы и значения Предложенный в диссертации метод парной стилистики позволяет, с одной стороны, графически представить общую картину диалектики процесса познания, а, с другой, - обозначить возможность переходов с помощью «проекций» в адекватное содержание литературных текстов По-новому выглядит с этой точки зрения и образ «волнового пакета» из квантовой механики, который может быть репрезентирован в виде метафорического литературного текста Функциональный подход к процедуре репрезентации дает возможность операционализировать ход

рассуждений и логически упорядочить смысл метафор

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и делаются прогнозы относительно методологических, эвристических и аксиологических возможностей использования формализованных и схемно-наглядных представлений точного знания в социогуманитарной области

Основные идеи диссертации изложены в следующих публикациях:

1 Проблемы интеграции образования и научной деятельности в гуманитарной сфере // Философия образования - Т XVII -Новосибирск, 2005 - С 90-95

2 О пользе философского подхода в решении конкретных графических задач Начертательная геометрия как метафизика // Философия образования - Т XVIII - Новосибирск, 2006 - С 249-255

3 О соотношении диалектики и метафизики через геометрические и начертательно-геометрические представления // Современные гуманитарные исследования -2006 - № 3 - С 105-131

4 О роли понятий, вводимых метафизикой и их соотношений с содержанием дисциплины (начертательной геометрии) через диалектику дисциплины // Новые гуманитарные исследования -2006 - № 5 - С 120-154

5 Оппозиция «искусственное-естественное» как проблема экологическая // Философия и экология - Новосибирск НГАВТ, 2004 - С 46-51

6 В ООО «Сибкопирайт» депонирована монография под названием «Начертательная геометрия как метафизика и методология творчества» Свидетельство №1419

Формат 60x84/16 Сдано в набор 19 04 2007 г Подписано в печать 20 04 20007 г Печ л 1,5 Уел печ л 1,4 Гарнитура тип Тайме Зак 3318 Тир 100

ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», г Новосибирск, Красный проспект, 22